Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: На примере Ханты-Мансийского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема образовательного стандарта как механизма формирования единого образовательного пространства и сохранения системы национального образования, национальных культурных традиций получила обоснование в работах Б. Н. Боденко, И. А. Зимней, М. Н. Лазуновой, B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова, В. В. Судакова, Е. В. Ткаченко. Они раскрыли понятие «образовательный стандарт», определили… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Исторический анализ возникновения национально-регионального образования
    • 1. 2. Методология регионализации общего образования
    • 1. 3. Особенности региональной образовательной программы Ханты-Мансийского автономного округа
    • 1. 4. Роль и место национально-регионального компонента в Базисном учебном плана профильной школы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОГО ПЛАНА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Модернизация системы дополнительного профессионального образования для решения задач профильного обучения
    • 2. 2. Функционирование региональной модели подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы
    • 2. 3. Итоги констатирующего этапа эксперимента по определению актуальности и необходимости подготовки педагогов для реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы
    • 2. 4. Исследование эффективности региональной модели подготовки педагога к реализации национально-региональный компонент учебного плана профильной школы
  • Выводы по второй главе

Подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: На примере Ханты-Мансийского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и проблема исследования. Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие национально-регионального образования. Рост национального самосознания народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании и воспитании подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре.

Обращение к проблематике национального образования и самосознания определяется тем, что именно они выступают основой формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие национального образования является источником, резервом, условием, формой и средством развития национальной культуры. В современных условиях образование северных народностей превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне выполняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами.

Национальнои регионально ориентированное образование не является новым феноменом для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад П. Ф. Каптерев [35, 36], В .Я. Стоюнин [108], Л. Н. Толстой [120], К. Д. Ушинский [122, 123] и др. В 20−70-е годы XX в. проблема национального образования разрабатывалась П. П. Блонским [4], С. И. Гессеном [13, 14], Н. К. Крупской [46], В.Н. Сорокой-Россинским [105], В. А. Сухомлинским [114], Г. Н. Волковым [11, 12] и др.

Сопоставительный анализ образовательных реалий и публикаций зарубежных специалистов по проблемам образования Великобритании, США, Испании, Индии позволил убедиться в том, что тенденция этнизации образования присуща большинству современных полиэтнических государств. В условиях укрупнения мировых процессов и культурной конвергенции система образования может служить эффективным механизмом этнокультурной идентификации личности и одновременно средством гармонизации межэтнических отношений [140].

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и поли-ментальности российского социума для педагогической науки и практики на сегодня весьма актуальны проблемы национального образования и национальной школы малых народностей.

В Законе РФ «Об образовании» и в других нормативных актах Министерства образования и науки говорится, что обеспечение единства образовательного процесса России неразрывно связано с регионализацией. Под регионализацией в широком смысле понимается образование, осуществляемое на определенной территории, учитывающее региональные (национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие) особенности региона.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством РФ, предусматривается на старшей ступени общеобразовательной школы профильное обучение. Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10−11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 [10], является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, региональный (национальнорегиональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. Анализ работ по реализации в образовательной практике Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Жураковская В.М. [24], Кривых C.B. [45, 80−82, 87], Лернер П. С. [54], Немова Н. В. [64], Новикова Т. Г. [117], Родичев Н. Ф. [126], Рягин С. Н. [99], Суртаева H.H. [113], Чистякова С. Н. [126], Шорникова Г. Н. [132]), а также сборников документов, посвященных этой проблеме [73, 88, 89], показал, что проблеме разработки национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, а также подготовки педагога к его реализации внимания практически не уделяется.

Вопросы обновления содержания общего образования исследованы в трудах И. К. Журавлева [84], В. В. Краевского [43, 116], B.C. Леднева [52], И. Я. Лернера [53, 84, 116], М. Н. Скаткина [53] и др.

Проблема образовательного стандарта как механизма формирования единого образовательного пространства и сохранения системы национального образования, национальных культурных традиций получила обоснование в работах Б. Н. Боденко [32], И. А. Зимней [32], М. Н. Лазуновой [121], B.C. Леднева [121], Н. Д. Никандрова [121], М. В. Рыжакова [97, 98], В. В. Судакова [111], Е. В. Ткаченко [119]. Они раскрыли понятие «образовательный стандарт», определили его функции в содержании образования, разработали структуру стандарта. Исследователи Л. Ф. Греханкина [17], A.B. Даринский [21], A.M. Поздняков [75], A.B. Салихов [100], Н. Х. Сопоева [104], В. В. Судаков [111] охарактеризовали сущность национально-регионального компонента (HPK) как структуры государственных образовательных стандартов.

Особое место в современных исследованиях занимает проблема содержания национально-регионального компонента. В работах H.H. Алеврас [1], А. Ю. Белогурова [112], Т. С. Буториной [8], A.M. Горнова [16], О.В. Костей-чук [42], О. М. Кривошапкина [44], Ф. С. Кузнецовой [47], М. Н. Кузьмина [4850], B.C. Николаевой [67], М. А. Никонова [68], Т. С. Паниной [70], А. Ф. Прохорчик [90], В. А. Степанова [106], Л. А. Степашко [107], О. Ю. Стрелова [109], Л. Л. Супруновой [112], В. И. Тесленко [118], В. К. Шаповалова [128] созданы предпосылки для разработки HPK содержания общего образования в различных регионах страны, обоснованы эффективные средства обновления содержания образования в полиэтническом российском государстве.

Для коренных народов Севера проблема сохранения языка, национальной самобытности и культуры приобретает особую актуальность, а в связи с этим увеличивается роль и значение регионального (национально-регионального) образования. В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) более 40 образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения (ханты, манси, коми и ненцы), кроме того, здесь проживают более 100 национальностей и народностей бывшего Советского Союза. В современных условиях решение этой проблемы требует новых подходов в контексте развивающихся в образовании тенденций вариативности, регионализации, гуманизации, демократизации школы.

А.Л. Бугаева [7], В. В. Власов [102], A.B. Григорян [18], A.B. Ефремов [22, 23], В. И. Загвязинский [25, 26], С. Л. Зубарева [33], У. Н. Зуева [7, 18], Э. В. Ким [38], Д. А. Редин [94, 95], Н. И. Синявский [102], Т. А. Строкова [110], З. П. Тюменцева [69], И. И. Черкасова [125] в своих работах раскрывают особенности развития региональной системы образования ХМАО.

С 1999 года в Ханты-Мансийском автономном округе идет эксперимент по внедрению предметов национально-регионального компонента в базисный учебный план образовательных учреждений округа. Принятый 16 марта 2005 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа Закон «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» [128] и изданное Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа № 458-рп от 31 августа 2005 года «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования» [91] позволяют законодательно оформить и привести в соответствие развитие национально-регионального компонента (HPK) в округе.

В связи с формированием системы регионального образования ХМАО появляется нужда в соответствующей подготовке учителей: в научно-методическом, программно-методическом и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса — концепциях, программах, учебных пособиях и т. д., основанных на этнокультурном содержании обучения и воспитания обско-угорских народов. Остро стоит необходимость в педагогической модели подготовки учителей к реализации национально-регионального компонента.

В то же время построение системы регионального образования, развитие процесса формирования профессионализма педагогов, реализующих национально-региональный компонент содержания образования, выявили противоречие между потребностью в новых знаниях, профессионально обеспечивающих педагога в условиях реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, и неразработанностью их в системе дополнительного профессионального образования, отсутствием модели подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана.

Решение этого противоречия определило тему диссертационного исследования: «Подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы (на примере Ханты-Мансийского автономного округа)».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность модели подготовки педагогов к реализации национальнорегионального компонента учебного плана профильной школы в условиях региональной системы образования Ханты-Мансийского автономного округа.

Объект исследования: образовательный процесс в системе повышения квалификации педагогов.

Предмет исследования: подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы в условиях Ханты-Мансийского автономного округа.

Гипотеза исследования: эффективность подготовки педагогов Ханты-Мансийского автономного округа к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы повысится, если:

— разработано концептуально-содержательное обоснование национально-регионального компонента учебного плана;

— определено содержание национально-регионального компонента в учебном плане профильной школы;

— выделены принципы реализации национально-регионального компонента образования;

— внедрена модель подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи исследования.

1. Исходя из анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, теоретически обосновать условия, принципы реализации и раскрыть специфику национально-регионального компонента в системе образования ХМАО.

2. Разработать концептуально-содержательное обоснование национально-регионального компонента учебного плана в условиях регионального образования.

3. Определить содержание национально-регионального компонента в учебном плане профильной школы.

4. Разработать и внедрить в практику региональную модель подготовки педагогов к реализации HPK учебного плана профильной школы.

5. В процессе апробации региональной модели выявить этапы и средства подготовки педагога к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы.

6. Выявить критерии и показатели эффективности разработанной региональной модели подготовки педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды по проблемам:

— национального образования П. П. Блонского [4], Г. Н. Волкова [11, 12], С. И. Гессена [13, 14], П. Ф. Каптерева [35, 36], Н. К. Крупской [46], В.Н. Соро-ки-Россинского [105], В. Я. Стоюнина [108], В. А. Сухомлинского [114], JI.H. Толстого [120], К. Д. Ушинского [122, 123] и др.;

— обновления содержания общего образования И. К. Журавлева [84], В. В. Краевского [43, 116], B.C. Леднева [52], И. Я. Лернера [53, 84, 116], М. Н. Скаткина [53] и др.;

— реализации в образовательной практике Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования В. М. Жураковской [24], С. В Кривых [45, 80−82, 87], П. С. Лернера [54], Н. В. Немовой [64], Т. Г. Новиковой [117], Н. Ф. Родичева [126], С. Н. Рягина [99], H.H. Суртаевой [113], С. Н. Чистяковой [126], Г. Н. Шорниковой [132] и др.

— совершенствования организации и содержания дополнительного профессионального образования педагогов Д. М. Зембицкого [31], Ф. Х. Кидрасова [37], C.B. Кривых [45, 80−82], A.A. Макарени [59, 87], A.A. Петренко [72], Л. А. Поздеевой [75], Т. С. Шахматовой [129, 130] и др.

— развития региональной системы образования ХМАО A. JL Бугаевой [7], В. А. Василькова [9], В. В. Власова [102], А. Б. Григоряна [18], Е. А. Гутовской [19], В. И. Загвязинского [25], С. Л. Зубаревой [33], У. Н. Зуевой [7, 18], A.B. Ефремова [22, 23], Э. В. Кима [38], Б. Ф. Мазурова [56], A.A. Макарени [71], Е. Г. Мазуровой [57], Д. А. Редина [94, 95], Н. И. Синявского [102], Т. А. Строковой [110], H.H. Суртаевой [71], З. П. Тюменцевой [69], И. И. Черкасовой [125], J1.A. Ядрошниковой [138] и др.

— разработки образовательного стандарта как механизма формирования единого образовательного пространства и сохранения системы национального образования, национально-региональных культурных традиций Б. Н. Боденко [32], И. А. Зимней [32], М. Н. Лазуновой [121], B.C. Леднева [121], Н.Д. Никан-дрова [121], М. В. Рыжакова [97, 98], В. В. Судакова [111], Е. В. Ткаченко [119] и др.;

— исследования сущности и содержания национально-регионального компонента образования H.H. Алевраса [1], А. Ю. Белогурова [112], Т.С. Буто-риной [8], Л. Ф. Греханкиной [17], A.B. Даринского [21], О. В. Костейчук [42], О. М. Кривошапкина [44], Ф. С. Кузнецовой [47], М. Н. Кузьмина [48−50], B.C. Николаевой [67], A.M. Позднякова [75], A.B. Салихова [100], Н. Х. Сопоевой [104], В. А. Степанова [106], Л. А. Степашко [107], О. Ю. Стрелова [109], В. В. Судакова [111], Л. Л. Супруновой [112], В. И. Тесленко [118], В. К. Шаповалова [128] и др.

Эмпирическим базисом исследования явились анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме сохранения и развития национального образования и культурных традиций, опыта разработки национально-регионального компонента общего и профильного образования в различных регионах страны. А также собственный опыт работы в качестве заведующего Центром развития регионального образования Института повышения квалификации и развития регионального образования г. Ханты-Мансийска.

Сложность изучаемых проблем, а также цели и задачи исследования потребовали применения комплекса методов. Использовались теоретические, эмпирические, социологические и статистические методы: анализ трудов в области философии образования, педагогики, методики преподаванияанализ понятий, терминовнаблюдение образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образованиябеседы и анкетирование педагоговпедагогический эксперимент и математическая обработка данных.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системно-деятельностного и регионального подходов', опорой на данные современной педагогической наукицелесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов исследовательской работы.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2000;2001 гг.) — исследовалось состояние проблемы в теории и практике: определение понятийного аппарата, гипотезы, методологии и методики организации исследования, цели, задач, структуры, содержания, условий образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования с целью подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонентавыявление критериев и показателей эффективной работы педагогов.

Второй этап (2002;2004 гг.) — проектировалась региональная модель подготовки педагогов к реализации HPK учебного плана профильной школыпроводилась разработка и экспериментальная проверка теоретических положений: поиск и проверка целей, содержания, организационных форм и средств подготовки педагогов в отдельных компонентах моделиразработка методики исследованияпроведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2005;2006 гг.) — заключительный этап педагогического эксперимента, в ходе которого были получены данные, подтверждающие гипотезу исследования. Осуществлены выводы по результатам работы и оформлен диссертационный материал.

Основная экспериментальная база — Центр развития регионального образования Института повышения квалификации и развития регионального образования г. Ханты-Мансийска, образовательные учреждения, реализующие национально-региональный компонент содержания образования.

Научная новизна исследования:

1. Разработано концептуально-содержательное обоснование национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, которое не ограничивается задачами стандартизации общего образования, а реализуется в максимально широком социокультурном и этно-педагогическом контекстах.

2. Разработана региональная модель подготовки педагогов к реализации HPK учебного плана профильной школы, создающая условия для роста национального самосознания и поддержки уникального развития каждого опыта, каждой инновации, связанных с разработкой и реализацией национально-регионального компонента, и предоставляющая педагогам свободу выбора и условий реализации своих творческих потенциалов.

3. Выделены средства подготовки педагога к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: управление информационными потоками, научно-методическое сопровождение процесса развития регионального образования, разработка содержания HPK и научно-методическое курирование его внедрения в образовательный процесспрограммно-дидактическое обеспечение подготовки педагогических кадров к разработке и реализации национально-регионального компонента в педагогической практике.

Теоретическая значимость исследования:

— на основе исторического анализа нормативно-правовых документов, этно-педагогических трудов уточнены понятия «национальное образование» и «региональность образования» применительно к теме исследования;

— теоретически обоснованы условия, выделены принципы реализации и раскрыта специфика национально-регионального компонента в системе образования ХМАО;

— выявлены критерии и показатели эффективности региональной модели подготовки педагога к реализации HPK учебного плана профильной школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

— содержания национально-регионального компонента в учебном плане профильной школы Ханты-Мансийского автономного округа;

— дополнительных профессиональных образовательных программ подготовки педагогов к реализации национально-региональный компонента учебного плана профильной школы;

— положения о Центре развития регионального образования;

— диагностического инструментария по изучению профессионально-образовательных потребностей, оценке собственной профессиональной подготовки, выявлению наиболее актуальных педагогических знаний, профессионально значимых умений и навыков, позволяющих педагогам быть более успешными в реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы.

Рекомендации к использованию: материалы исследования могут быть использованы при разработке содержания национально-регионального компонента учебного плана, условий, принципов реализации и специфики НРК в системе образования различных регионов страны, а также в организации подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы в системе дополнительного профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концептуально-содержательное обоснование национально-регионального компонента учебного плана профильной школы определяется следующими положениями:

— нацеленность на духовно-нравственное, мировоззренческое и профессиональное становление личности старшеклассника как на приоритетную цель и ценность современного образования в его региональном аспекте;

— многоуровневость социокультурного пространства, важность каждого уровня для самоидентификации и самореализации личности, а в совокупности — всех уровней для формирования поликультурного, открытого, толерантного отношения личности к миру и взаимодействию с ним;

— единство четырех ценностно-ориентированных элементов структуры национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: целей, содержания, региональных параметров качества образования, способов диагностики и оценивания результатов.

2. Национально-региональный компонент учебного плана осуществляет направленность образования на организацию традиционного уклада жизни и воспитание национального самосознания, его использование в образованиинепременное условие в создании интеллектуального потенциала региона. Поэтому разработка национально-регионального компонента образования ХМАО опирается на следующие принципы:

— региональное&tradeи этнологичности учебно-воспитательного процесса;

— историко-культурной направленности;

— гуманитарно-ориентированного построения содержания образования;

— глобальности и комплексности учебно-воспитательного процесса;

— эколого-деятельностной направленности содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.

3. Региональная модель подготовки педагогов к реализации НРК учебного плана профильной школы предусматривает три этапа организации процесса подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента: мотивационного этапа — формирование заказа на повышение квалификации — через самоактуализациюкурсового этапа — курсы повышения квалификации, выполнение итоговой аттестационной работы — через самопознаниепосткурсового этапа — осмысление, рефлексия, внедрение, корректировка и консультации — через самореализацию.

4. Важным условием реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы является функционирование Центра развития регионального образования, призванного соединить идеи педагогической науки с повседневной практикой: разработка содержания НРК учебного плана профильной школы, педагогических принципов и технологий внедрения передовых педагогических идей в практику школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях Центра развития регионального образования Института повышения квалификации и развития регионального образования г. Ханты-Мансийска, на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня:

— Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: Проблемы и перспективы, Нижневартовск, 2002;

— Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе, Санкт-Петербург, 2003, 2006;

— Образование в эпоху перемен, Санкт-Петербург, 2005;

— Педагогическая инноватика в решении задач модернизации российского образования, Санкт-Петербург, 2005;

— Реализация концепции модернизации российского образования в педагогической практике, Санкт-Петербург, 2006.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В регионах, где уже сегодня внедряются предпрофильная подготовка и профильное обучение, обозначились типичные затруднения педагогов в процессе их реализации. К числу таких затруднений в числе прочих относится отсутствие дидактического и методического обеспечения реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы.

Как одну из задач личностно-ориентированного повышения квалификации мы рассматриваем диагностику и развитие дидактических умений педагогов, придавая особое значение создание условий для освоения передового опыта, в том числе связанного с реализацией HPK.

Региональная модель подготовки педагогов к реализации HPK учебного плана профильной школы предусматривает три этапа организации процесса подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента: мотивационного этапа — формирование заказа на повышение квалификации — через самоактуализациюкурсового этапа — курсы повышения квалификации, выполнение итоговой аттестационной работы — через самопознаниепосткурсового этапа — осмысление, рефлексия, внедрение, корректировка и консультации — через самореализацию. В ходе реализации региональной модели выделены средства подготовки педагога к реализации национально-региональный компонент учебного плана профильной школы.

Важным условием реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы является функционирование Центра развития регионального образования, призванного соединить идеи педагогической науки с повседневной практикой: разработка содержания HPK учебного плана профильной школы, педагогических принципов и технологий внедрения передовых педагогических идей в практику школы.

Проведенный констатирующий эксперимент выявил проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время, а именно:

— разработать программы и учебно-методические комплексы для 10−11 классов, ссузов и вузов;

— обеспечить образовательные учреждения с русским (неродным) языком обучения педагогическими кадрами;

— обеспечить повышение квалификации педагогических кадров, преподающих предметы национально-регионального компонента.

При исследовании эффективности региональной модели подготовки педагога к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы нами использовались количественный и качественный критерии. Количественные показатели раскрывают положительную динамику развития внедрения предметов HPK в ОУ региона, это свидетельствует об эффективности региональной модели подготовки педагога к реализации национально-регионального компонента. Качественные показатели также свидетельствуют об эффективности предложенной регионально модели подготовки педагога к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы.

В целом по итогам формирующего эксперимента высокий уровень подготовки к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы показали 23,2% педагогов до курсов и 35,5% - после посткурсового периода, средний уровень до курсов у 42,3% педагогов и у 43,9% - после посткурсового периода, низкий — у 34,5% и 20,6% педагогов соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование показало, что в условиях полиэтнично-сти, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума для педагогической науки и практики на сегодня весьма актуальны проблемы национального образования и национальной школы малых народностей. Решение данных проблем видится через разработку и реализацию национально-регионального компонента учебного плана как той части содержания и процесса образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации, социализации и инкульту-рации личности школьника в условиях социокультурной среды своего региона. Содержание этнокультурного образования отражает специфику, историю и культуру Югорского края, традиционный образ жизни и обеспечивает возможность интеграции в общечеловеческую культуру. Такая интеграция имеет задачу компенсировать потери духовного богатства, накопленного народами Севера в ходе многовековой истории освоения и развития своей территории.

Уточнены понятия «национальное образование» и «региональность образования» применительно к теме исследованияраскрыта специфика, теоретически обоснованы условия и выделены принципы реализации национально-регионального компонента в системе образования ХМАО (регионально-сти и этнологичности учебно-воспитательного процесса, историко-культурной направленности, гуманитарно-ориентированного построения содержания образования, глобальности и комплексности учебно-воспитательного процесса, эколого-деятельностной направленности содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса).

Разработано концептуально-содержательное обоснование национально-регионального компонента учебного плана профильной школы:

— нацеленность на духовно-нравственное, мировоззренческое и профессиональное становление личности старшеклассника как на приоритетную цель и ценность современного образования в его региональном аспекте;

— многоуровневость социокультурного пространства, важность каждого уровня для самоидентификации и самореализации личности, а в совокупности — всех уровней для формирования поликультурного, открытого, толерантного отношения личности к миру и взаимодействию с ним;

— единство четырех ценностно-ориентированных элементов структуры национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: целей, содержания, региональных параметров качества образования, способов диагностики и оценивания результатов.

Экспериментально проверена региональная модель подготовки педагогов к реализации НРК учебного плана профильной школы, создающая условия для становления национального самосознания и поддержки уникального развития каждого опыта, каждой инновации, связанных с разработкой и реализацией национально-регионального компонента, и предоставляющая педагогам свободу выбора и условий реализации своих творческих потенциалов. Выявлены критерии и показатели эффективности региональной модели подготовки педагога к реализации НРК учебного плана профильной школы.

Выделены средства подготовки педагога к реализации национально-региональный компонент учебного плана профильной школы: управление информационными потоками, научно-методическое сопровождение процесса развития регионального образования, разработка содержания НРК и научно-методическое курирование его внедрения в образовательный процесс, программно-дидактическое обеспечение подготовки педагогических кадров к разработке и реализации национально-регионального компонента в педагогическую практику.

Предложен диагностический инструментарий по изучению профессионально-образовательных потребностей, оценке собственной профессиональной подготовки, выявлению наиболее актуальных педагогических знаний, профессионально значимых умений и навыков, позволяющих педагогам быть более успешными в реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы.

Разработаны содержание национально-регионального компонента в учебном плане профильной школы Ханты-Мансийского автономного округа, дополнительные профессиональные образовательные программы подготовки педагогов к реализации национально-региональный компонента учебного плана профильной школы, положение о Центре развития регионального образования.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования, и показали эффективность региональной модели подготовки педагогов к реализации HPK учебного плана профильной школы в условиях Ханты-Мансийского автономного округа.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего изучения специфики и особенностей национально-регионального компонента учебного плана и разработки эффективных методик подготовки педагогов к его реализации в условиях преемственности целей, содержания, методов, организационных форм и средств этнокультурного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. -М., 1999.
  2. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  3. П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избранные педагогические произведения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С.101−144.
  4. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 304 с.
  5. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего образования. М., 1998. — 124 с.
  6. А.Л., Зуева У. Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. 74 с.
  7. Буторина Т.С. HPK в образовании и воспитании в условиях Архангельской области // Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области). Архангельск, 1994. — С. 24−30.
  8. В.А. Как разработать комплексную модель школы, ОУ здоровья и развития: методические рекомендации для руководителей и педагогов ОУ. Ханты-Мансийск, 2002. — 94 с.
  9. Ю.Вестник образования России. 2004. — Апрель. — № 8. — С. 3−38.
  10. П.Волков Г. Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические рекомендации. М., 1999.- 156 с.
  11. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. — 168 с.
  12. И.Гессен С. И. Нация и человечество. Национальное образование // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя / Составитель П. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1989. — С. 223−233.
  13. И.Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  14. .А., Грязнов Б. С. Моделирование как метод научного познания. М.: МГУ, 1965. — 56 с.
  15. А.М., Кызыласов Ю. И., Пологрудов В. А. Региональный аспект преподавания физики в школах Кузбасса: Учебное пособие. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1993.
  16. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 30−34.
  17. А.Б., Зуева У. Н. Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси: Методическое пособие для учителей национальных школ. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. — 99 с.
  18. Е.А. Сборник учебных программ курсов повышения квалификации (для специалистов органов образования, курирующих образовательную область «Технология»). Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2003. -169 с.
  19. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  20. A.B. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. — № 1.
  21. A.B. Социальные аспекты регионализации системы образования в условиях реформирования российского общества. Дис. канд. пед. наук. —Тюмень, 1998.— 154 с.
  22. A.B. Экологическая направленность содержания профильного обучения сельских ОУ. М.: МОРФ, 2001. — 72 с.
  23. Закон Ханты-Мансийского автономного округа Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» от 04.04.2005 г. № 18-оз.
  24. Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа» от 04.12.2001 г. № 89 оз.
  25. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова H.A. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -68 с.
  26. C.JI. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 37−43.
  27. С. Краеведческая работа в школе // Сибирский педагогический журнал. — 1925. № 5. — С. 14.
  28. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-С. 172−173.
  29. П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды // Педагогика. 1992. — № 3,4. — С. 69−74.
  30. Кидрасов Ф. Х Региональный центр развития образования в Федеральном образовательном пространстве // Методист. 2001. — № 1. — С. 38−42.
  31. Ким Э.В., Орлова Т. К. Элерт H.H. География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебник 8−9 класса. -М.: Экопрос, 2000.
  32. С.И. Сущность регионального компонента обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. — № 4. — С.25−29.
  33. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 г. М.: МО РФ НФПК, 2002. — 36 с.
  34. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М.: Мин-во образования Российской Федерации. РАО, 2002. -19 с.
  35. B.B. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое Общество России, 2001. — 36 с.
  36. О.М. Научно-методические основы национально-регионального компонента геоэкологического образования (на примере Республики Саха (Якутия): Дис. д-ра пед. наук. СПб., 2004. — 173 с.
  37. C.B. Подготовка учителя к работе в профильной школе // Модернизация муниципальной системы образования: подходы, решения, опыт реализации / Отв. ред. М. В. Артюхов, Т. С. Шахматова, С. В. Кривых. -Новокузнецк: ИПК, 2003. С. 112−116.
  38. Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1980. -Т.4.-211 с.
  39. Ф.С., Зверев В. А. Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений. История Сибири: Региональный компонент. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000.
  40. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 67−69.
  41. М.Н., Красовицкая Т. Ю. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / Материалы к обсуждению. М.: ВНИК «Школы», 1989.-40 с.
  42. М.Н., Сусоколов A.A., Бацын В. К. и др. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М.: ИНПО, 1994.-56 с.
  43. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  44. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  45. И.Я., Скаткин М. Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования // Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. М.: Просвещение, 1982. — С.90−129
  46. П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников // Инновации в высшей технической школе России: Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ). — 2002. — 19 с.
  47. В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов по географии (на примере географии Республики Коми): Дис. канд. пед. наук. -М., 1999.
  48. .Ф., Мазурова Е. Г. От локального к единому образовательному пространству Ханты-Мансийского автономного округа // Северный регион: наука, образование, культура. 2002. — № 1. — С. 47−53.
  49. Е.Г., Мазуров Б. Ф. Институт повышения квалификации и развития регионального образования ХМАО-Югры: Информационно-аналитический сборник. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2003. — 69 с.
  50. P.A. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум: Учебное пособие. Минск: Университетское, 2000.- 173 с.
  51. A.A. Роль принципа региональности в накоплении интеллектуального потенциала региона // Региональный компонент в преподавании предметов естественного цикла / Отв. ред. A.A. Макареня. Новокузнецк: Изд. ИПК, 1998. — 96 с.
  52. М.Ю. Народы ханты и манси в условиях техногенной цивилизации // Социологические исследования. 2000. — № 10. — С. 64−65.
  53. Модернизация российского образования: документы и материалы. -М.: Библиотека развития образования ГУ-ВШЭ, 2002. 365 с.
  54. Научно-исследовательский проект «Развитие региональных систем образования в новых социально-экономических условиях». — М.: Институт педагогических инноваций МО РФ, 1993.
  55. Национальная доктрина образования в РФ // Учительская газета -1999. № 42. — 19 октября.
  56. Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. М.: АПКиПРО, 2003. — 68 с.
  57. Н.Д. Ценности общества на рубеже XXI века. М.: Ми-рос, 1997.-150 с.
  58. Е.П. Типы научного объяснения // Вопросы философии. -1992.- № Ю.-С.30−33.
  59. B.C., Спецова В. В. Научно-методическое обеспечение целевой программы «Региональный компонент образования» / Информационный вестник. Образование в Сибири. 1995. — № 4. — Кемерово. — С. 20 — 27.
  60. М.А. Практикум по краеведению. М.: Просвещение, 1989.
  61. Образовательная политика Ханты-Мансийского автономного округа1994−1999 гг. / Рук. Тюменцева З. П. // Россия 2010. 1994. — № 5.
  62. Т.С. Содержание и внедрение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений Кузбасса / Информационный вестник. Образование в Сибири. 1995. — № 4. — Кемерово. -С. 11.
  63. Педагогическая культурология: Методические рекомендации для преподавателей учебных заведений Западно-Сибирского региона, реализующих Базовые учебные планы и новую парадигму образования / Под ред. A.A. Макарени, H.H. Суртаевой. Тюмень — Тобольск, 1995.
  64. A.A. Регионально-муниципальная образовательная среда как фактор профессионализма педагога-методиста в условиях модернизации современного образования // Методист. — 2005. № 6. — С.13−17.
  65. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. -М.: АПКиПРО, 2003. 124 с.
  66. JI.A. Педагогические условия совершенствования организации и содержания дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников в региональной системе образования: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 149 с.
  67. A.M., Дульщиков Ю. С. Основные положения государственно-региональной политики РФ // Регионоведение. 1995. — № 1.
  68. Положение о статусе национального образовательного учреждения коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе" от 04.11.1995 г. № 214.
  69. С. История, опрокинутая в прошлое // Школьное обозрение. — 2000.— № 1.
  70. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Кривых. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. — 224 с.
  71. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебнометодическое пособие / Под ред. C.B. Кривых. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005.-352 с.
  72. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. В 3 частях. Часть 3. Программное обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. C.B. Кривых. -СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006. 352 с.
  73. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Институт теоретической педагогики и международных исследований образования РАО / Под научн. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТПИМИО, 1994.- 131 с.
  74. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. — 60 с.
  75. Программа развития системы образования города Ханты-Мансийска на 2002 2006 годы. — Тюмень: Вектор Бук, 2002. — 116 с.
  76. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы / Отв. ред. А. А. Макареня. СПб.: ИОВ РАО, 2004. — 88 с.
  77. Профильное обучение. Новосибирск: НИПКиПРО, 2002. — 136 с.
  78. Профильное обучение: Информационные материалы для разработки региональной программы развития образования: Вып. 2. СПб.: СПбАППО, 2004.- 100 с.
  79. А.Ф. Практикум по краеведению. Минск: Высшая школа, 1981.
  80. Региональный компонент в содержании общего и дополнительного образования: Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. ред. Г. А. Вержицкий, C.B. Кривых. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2000. — 78 с.
  81. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение / Под общей ред. А. А. Баранова. Ульяновск, 1998.
  82. Д.А. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Хрестоматия. Екатеринбург: НПМП «Волот», 1999.
  83. Д.А. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов. Екатеринбург: НПМП «Волот», 1999.
  84. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. Л. Вульфсона, Н. М. Воскресенской, З.А. Маль-ковской и др. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 272 с.
  85. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., 1999.
  86. М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1999.-30 с.
  87. С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе. Омск: ООИПРО, 2003. — 155 с.
  88. ЮО.Салихов A.B. Педагогические основы разработки и введения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1998.
  89. Г. В. Моделирование как средство развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения педагогики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. С. 581.
  90. Н.И., Власов В. В., Фынтынэ O.A. Игры, состязания и самобытные упражнения народов Севера: Учебно-методическое пособие. -Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2003.
  91. Современный энциклопедический словарь. М., 1990. — С. 186
  92. Н.Х. Национально-региональный компонент в математическом образовании младших школьников // Проблемы общей педагогики (вуз и школа) / Под ред. A.A. Дзарасова. Владикавказ: СОГУ, 1999. — С 4446.
  93. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губенко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  94. В.А. Научно-методические основы построения региональных образовательных программ по физике (на примере региона Чувашской республики): Дисс. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1998. — 234 с.
  95. В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-147 с.
  96. О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. — М., 2001.
  97. Т.А. Мониторинг педагогических нововведений. Тюмень: Издательство ТГУ, 1998. — 38 с.
  98. В.В. Стандарты общего среднего образования в регионах Российской Федерации. М., 1999.
  99. Л.Л., Белогуров А. Ю. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского лингвистического университета. — 2000. № 3.
  100. ПЗ.Суртаева H.H., Шарова Е. П. Портфолио в современном образовательном поле. Тюмень-СПб.: ТОГИРРО, 2005. — 41 с.
  101. В.А. Рождение гражданина. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1971.- С. 318−334.
  102. Л.В. Новая модель общего образования «Экология и диалектика». -М.: Авангард, 1993. 51 с.
  103. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983.
  104. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2003. — С. 30−35.
  105. В.И., Дроздова И. А. Реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта физического образования в Красноярском крае // Стандарты и мониторинг. -2004.-№ 3.-С. 25−27.
  106. Е.В. Школа обретает региональное лицо // Регионология, 1993, № 1. С.47−58.
  107. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
  108. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: В 2 кн./ Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998.-Кн. 1.
  109. К.Д. Собр. соч.: В И т. T. 8.-М., 1951.
  110. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
  111. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  112. И.И. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся школ Крайнего Севера: Дисс.канд. пед. наук. М.: 1993.- 174 с.
  113. С.Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кропивян-ская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002. — № 1.
  114. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 181 с.
  115. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. M., 1997. — 172 с.
  116. Школа и учительство Сибири (1920 начало 1930-х гг.). — Новосибирск, 1978. — С. 149.
  117. Г. Н. Курсы по выбору в основной школе: Учебно-методическое пособие. Новокузнецк: ИПК, 2004. — 123 с.
  118. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. -300с.
  119. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997.-77 с.
  120. .П., Очурова М. Б. Параллелизм и преемственность как факторы становления национальных школ России // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Часть 2. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.-С. 286−287.
  121. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.-243 с.
  122. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.- М.: Добросвет, 2000.- 596 с.
  123. Meier D. Will standards save public education? / Ed. by Coehen J. And Rogers J. Beacon Press, Boston, MA. 2000. 89 p.
  124. Raja Roy Singh Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопрос образования. 1993. — № 1. — С 7−12.
  125. Rogers С. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client — centered framework // Psychology: A Study of a Science. 1959.-Vol.3.
Заполнить форму текущей работой