Индивидуализация обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся
Для диагностики выделенных параметров могут использоваться различные методики, определяемые возрастом учащихся. Результаты диагностики, дополненные наблюдениями за учащимися на уроках и самоподготовках, сводятся в индивидуальные карты учащихся. В них помимо познавательных особенностей заносятся личностные особенности, влияющие на успешность обучения и функционирования в школе, — самооценка… Читать ещё >
Индивидуализация обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как говорилось ранее, согласно общепринятым представлениям индивидуализация обучения — организация учебного процесса, при которой педагогом осуществляется выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся, обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.
При внешней простоте данного определения реализация его на практике в полной мере является достаточно проблематичной. Не совсем понятно, какие особенности должны учитывать педагоги, — список одних только познавательных особенностей достаточно велик. А на эффективность учебного процесса влияют и личностные особенности. Кроме того, учеников в классе много, они требуют различного рода воздействий (дисциплинарных, дидактических и т. п.), поэтому чисто физически учитель не всегда может даже думать о необходимости индивидуализации обучения. В связи с этим чаще всего на практике можно наблюдать следующее явление: психологи проводят достаточно обширное диагностическое изучение учащихся, которое по большей мере остается в их папках и хранится для отчетов, поскольку педагоги не знают, как пользоваться этими результатами.
Предлагаем наш вариант решения этой проблемы, также понимая его ограниченность. Его можно использовать как полностью, так и частично в зависимости от физических возможностей психолога (количества учащихся, которые приходятся на него).
Первое, что нужно, — это определиться с набором параметров, достаточных для организации индивидуализации обучения. Понятно, что он должен быть по возможности минимальным. Мы полагаем, что для диагностики можно ограничиться следующим:
- • преобладающий канал восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, аналитический;
- • тип нервной системы: слабый, сильный, подвижный;
- • доминирующее полушарие: правополушарный, левополушарный;
- • работоспособность или утомляемость: высокая, низкая, скачкообразная;
- • мышление: развитие выше нормы, нормальное, ниже нормы;
- • учебная мотивация: высокая, средняя, низкая;
- • тревожность учебная и социальная.
Иногда встает вопрос, почему мы специально не диагностируем память и внимание. Это объясняется следующими причинами. Качественные характеристики памяти обычно коррелируют с ведущим каналом восприятия, поэтому, к примеру, кинестетик лучше запоминает через действия с предметами. Индивидуальные отличия в памяти обычно не являются источником учебных неудач. Характеристики внимания, напротив, сильно на них влияют. Но обычно невнимательных детей замечает учитель, к примеру, по ошибкам в тетради, поэтому информация о снижении внимания со стороны психолога ему не требуется.
Для диагностики выделенных параметров могут использоваться различные методики, определяемые возрастом учащихся. Результаты диагностики, дополненные наблюдениями за учащимися на уроках и самоподготовках, сводятся в индивидуальные карты учащихся. В них помимо познавательных особенностей заносятся личностные особенности, влияющие на успешность обучения и функционирования в школе, — самооценка и тревожность. При составлении индивидуальных карт важно использовать понятную педагогам терминологию, а также не вносить сведения, которые могут как-то повредить ребенку: следует допустить вариант, что кто-то из педагогов из лучших побуждений может показать карту родителям. Поэтому текстовая информация должна быть очень аккуратной.
За результатами диагностики следуют краткие рекомендации психолога по оптимизации учебного взаимодействия с конкретным ребенком.
В каждом классе есть вспыльчивые учащиеся, с трудностями эмоционально-волевой регуляции. Полезно для них в карте внести такую графу, как «Табу», — каких действий с ним совершать ни в коем случае нельзя, — а также графу «Признаки эмоционального напряжения, которые могут вызвать плач или агрессивную вспышку». Обычно учителя просят в этой же графе приводить рекомендации по поводу того, что им делать, если они заметили эти признаки, чтобы избежать вспышки. Там же размещаются рекомендации педагогам по оптимизации собственных действий в отношении учащихся.
Примеры индивидуальных карт, составленные А. С. Кривцовой, приведем в прил. 18.
Следующий шаг — это обучение педагогов использованию результатов диагностики. Это нужно сделать на специальном семинаре. Краткий конспект примерного варианта семинара приведем далее. Материалы, помогающие индивидуализации обучения, также содержатся в прил. 21.
При наличии проблем в учебной деятельности ее эффективность повысится, если педагог будет учитывать следующие особенности учащихся.