Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Практико-ориентированная образовательная деятельность как условие формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный корреляционный анализ результатов различных форм практико-ориентированной образовательной деятельности позволил сделать следующие выводы. В процессе анализа выявлены значимые связи между показателями когнитивного и опера-ционально-деятельностного компонентов, однако не обнаружены связи между показателями аксиологического и операционально-деятельностного компонентов у студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Методологические основания исследования
    • 1. 2. Сущностные характеристики экологической культуры бакалавров экологии и природопользования как научного феномена и качества личности
    • 1. 3. Формирование экологической культуры в образовательной деятельности студентов
    • 1. 4. Практико-ориентированная экологизированная образовательная деятельность как фактор формирования экологической культуры
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Модель технологии включения в деятельность по освоению экологической культуры студентов в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности
    • 2. 2. Основные средства реализации технологии
    • 2. 3. Организация практико-ориентированной образовательной экологически направленной деятельности студентов в условиях трансдисциплинарного практикума
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы
    • 3. 3. Созидательно-коррекционный этап опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по эксперименту

Практико-ориентированная образовательная деятельность как условие формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном мире актуализируются глобальные проблемы, наиболее значимыми среди которых являются экологические. Они касаются состояния среды жизни человека, его взаимоотношений с окружающим миром. Проблемы эти носят комплексный (социально-природный), а в настоящее время в большей степени техногенный характер (К.С.Лосев, Н.Н.Моисеев).

Среди основных причин обострения взаимоотношений человечества и биосферы следует назвать несформированность у человека ценностного компонента, умений и навыков экодеятельности и экологически обоснованного поведения, недостаточную сформированность экологической культуры общества и отдельных его представителей (С.Н.Глазачев, В. А. Игнатова, Н. С. Касимов, Л. В. Моисеева, И. Н. Пономарева, Г. П.Сикорская).

Понятие «экологическая культура» было введено С. Н. Глазачевым в работе «Экологическая культура учителя» (1998). Методологический статус понятия «экологическая культура специалиста» рассматривал В. Н. Барякин, вопросами экологического воспитания студентов занимались А. Н. Ануфриева, О. Ф. Балацкий. Экологическая культура студентов и ее формирование нашли свое отражение в работах Е. В. Муравьевой, О. И. Архангельского (речь идет о студентах технических специальностей), Н. М. Бажина, С. Г. Балякиной, И. Н. Пономаревой, Н. И. Яковлевой (речь идет и студентах педагогических специальностей естественнонаучных профилей).

В контексте глобальных экологических проблем одной из задач системы образования становится задача формирования экологически культурной личности, способной понимать и осуществлять идеи устойчивого развития общества и обеспечивать своей деятельностью условия их реализации (В.И.Данилов-Данильян, К. С. Лосев, Н. Н. Моисеев, И.Е.Рейф). Опираясь на работы С. Н. Глазачева, В. А. Игнатовой, под экологической культурой мы понимаем часть общечеловеческой культуры, определяющей характер и качественный уровень отношений между человеком и социо-природной средой, проявляющейся в системе ценностных ориентации, мотивирующих экологически обоснованную деятельность. Она реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества. Однако в связи с необходимостью перехода общества в стадию устойчивого развития вмешательство человека в природные процессы должно быть максимально ограниченным и направленным на восстановление и сохранение среды жизни. Значимую роль в этом процессе должен выполнять специалист, владеющий экологической культурой, которая должна строиться на познании, научно обоснованном использовании и сохранении природы как уникальной ценности. Деятельностный характер экологической культуры предполагает формирование ее на основе и в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности.

Практико-ориентированная образовательная деятельность, по мнению ученых, в рамках профессиональной подготовки способствует формированию основных компетенций специалиста. Вопросам ее организации посвящены работы И. В. Жулановой, Л. А. Мамыкиной, И. А. Фатеевой, Ф. Г. Ялалова. Отдельные аспекты влияния практико-ориентированной образовательной деятельности на формирование компонентов эколо-гической культуры студентов рассматривались в работах Н. Б. Виноградовой, В. А. Ильина, Н. В. Добрецовой. В то же время формированию аксиологического компонента экологической культуры, опирающегося на экологическую этику, сохранение природы как непреходящей ценности в системе ценностей специалиста, в работах ученых не уделяется должного внимания. Таким образом, использование имеющегося потенциала практико-ориентированной образовательной деятельности студентов в формировании их экологической культуры как целостного образования не достаточно полно рассмотрено в научных трудах.

На практике при подготовке специалистов естественнонаучного профиля основное внимание уделялось теоретическому обучению, способствующему формированию экологического мировоззрения. Переход общества к устойчивому развитию потребует более высокого уровня сформированности ценностного и операционально-деятельностного компонентов экологической культуры студентов. Но в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 22 000 «Экология и природопользование» достаточно четко отражены требования по формированию когнитивного компонента и недостаточно четко по формированию операционально-деятельностного и аксиологического компонентов экологической культуры в общекультурных и профессиональных компетенциях. В педагогике высшего образования не определены условия их формирования.

Анализ теории и практики формирования экологической культуры студентов вузов позволил выделить нам ряд противоречий:

— между потребностью современного общества в экологически культурных студентах и недостаточной сформированностью системы компонентов экологической культуры у выпускников высших учебных заведений;

— между необходимостью теоретического обоснования формирования аксиологического и операционально-деятельностного компонентов экологической культуры и недостаточной их проработанностью в содержании высшего профессионального образования;

— между необходимостью целостного использования профессиональной подготовки бакалавров для формирования экологической культуры и недостаточным научно-методическим обеспечением их образовательной деятельности.

Проблема исследования заключается в том, что при потребности общества в экологически культурных выпускниках вузов теоретически не обоснованы и не разработаны содержание и технология образовательной деятельности бакалавров экологии и природопользования, способствующие формированию их экологической культуры.

Тема исследования: «Практико-ориентированная образовательная деятельность как условие формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования».

Цель — теоретически обосновать, разработать и апробировать в процессе опытно-экспериментальной работы содержание и технологию практико-ориентированной образовательной деятельности для формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования.

Объект исследования — образовательный процесс подготовки бакалавров экологии и природопользования.

Предмет исследования — практико-ориентированная образовательная деятельность как условие формирования экологической культуры бакалавров экологии и природопользования.

Гипотеза исследования включает ряд предположений. Формирование экологической культуры бакалавров экологии и природопользования будет более успешным, если:

— система компонентов экологической культуры бакалавров экологии и природопользования будет включать в себя: аксиологический, операционально-деятельностный, когнитивный компоненты;

— теоретическое обучение студентов и практико-ориентированная образовательная деятельность будут представлять собой единый гармонично представленный комплекс;

— создана модель формирования экологической культуры студентов в практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности;

— разработана и реализована технология включения студентов в практико-ориентированную экологизированную деятельность в трансдисциплинарном практикуме по освоению содержания экологической культуры;

— содержание практико-ориентированной деятельности способствует формированию системы компонентов экологической культуры;

— ведется диагностика результатов опытно-экспериментальной работы для выявления эффективности формирования экологической культуры у студентов в процессе трансдисциплинарного практикума.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической литературы, обосновать систему компонентов экологической культуры бакалавров экологии и природопользования, определить ее содержание.

2. Обосновать понятие «практико-ориентированная образовательная деятельность" — определить содержание практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности.

3. Создать модель формирования экологической культуры в практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности студентов.

4. Разработать технологию включения студентов в практико-ориентированную экологизированную образовательную деятельность.

5. Разработать и реализовать диагностику сформированное&tradeу студентов экологической культуры.

6. Используя результаты опытно-экспериментальной работы разработать методические рекомендации по использованию трасдисциплинарного (комплексного) экологического практикума в качестве одной из форм практико-ориентированной деятельности для бакалавров направлений «Экология и природопользование» и «Биология».

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, экологической, психолого-педагогической, культурологической литературы, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных, методы математической обработки и графическая обработка результатов, моделирование, опытно-экспериментальная работа.

Методологическую базу исследования составили: системный (Б.Г.Ананьев, В. П. Кузьмин, Б.Ф.Ломов), личностно-ориентированный.

Н.А.Алексеев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Э.Ф.Зеер), деятельностный (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), аксиологический (В.И.Ананьев, Ю. В. Артюхович, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, В.А.Сластенин) и культурологический (Н.Р.Ставская, Э. И. Комарова, И. И. Булычев) подходы.

Теоретическую базу исследования составили: положения психологической теории учебно-познавательной деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), общей теории организации самостоятельной работы (Б.П.Есипов, Р. А. Низамов, П.И.Пидкасистый), теория профессионального образования (С.Я.Батышев, А. Г. Гостев, Е.А.Климов), научные труды по проблеме формирования умений (Б.П.Есипов, Т. А. Ильина,.

A.В.Усова, В.Л.Ямпольский), теория экологического образования (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, Л. В. Моисеева, Н. П. Несговорова, Г. П. Сикорская, И. Т. Суравегина, Г. И. Таршис, З. И. Тюмасева и др.), теории проектирования педагогических систем (В.П.Беспалько, В. В. Гузеев,.

B.В.Монахов, Г. К. Селевко, В.А.Сластенин), теория педагогического эксперимента (В.И.Загвязинский, Р.С.Немов).

Этапы исследования. Первый этап (2005;2006 гг.) был посвящен изучению философской, экологической, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме. Изучались и анализировались нормативные документы. Были определены цель, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза.

Второй этап (2006;2007 гг.) предусматривал организацию констатирующего экспе-римента с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы. Изучалась мотивация деятельности. Разработаны основные направления организации практической деятельности студентов. Было определено влияние практико-ориентированной образовательной деятельности на формирование экологической культуры студентов.

Третий этап (2007;2010 гг.) складывался из формирующего педагогического эксперимента на факультете естественных наук Курганского государственного университета, обработки и осмысления полученных результатов, проведения коррекции и созидательного эксперимента, подведения итогов, теоретического их обобщения.

Экспериментальная база исследования: факультет естественных наук, факультет математики и информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», Зауральский гуманитарно-технологический институт. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 126 студентов-экологов, 48 студентов-биологов, 30 студентов-химиков, 40 студентов-математиков, 40 студентов-физиков с целью выявления возможностей формирования экологической культуры в процессе профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

— Создана модель формирования экологической культуры в практикоориентированной экологизированной образовательной деятельности студентов, «включающей учебно-практическую, научно-практическую и практическую деятельность в социуме, реализуемую в процессе трансдисциплинарного практикума.

— Разработано содержание практико-ориентированной образовательной деятельности, построенное с учетом межпредметных связей и на основе принципа дидактического синтеза, способствующее формированию у студентов потребностей, мотивов, нравственно-экологических ценностей, освоению экологических знаний, необходимых в жизни и профессиональной деятельностиумений и навыков экодеятельности, составляющих систему компонентов экологической культуры.

Разработана технология включения студентов в практико-ориентированную экологизированную образовательную деятельность, включающая содержательно-целевой, операционально-деятельностный, оценочно-критериальный блоки и реализуемая в процессе следующих этапов: подготовительный, введение в деятельность, выполнение деятельности, подведение итогов, рефлексию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснована и введена система компонентов экологической культуры бакалавров экологии и природопользованиясистема компонентов экологической культуры бакалавров экологии и природопользования включает аксиологический, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты, содержательно соответствующие требованиям экологического императиваобосновано и введено понятие «практико-ориентированная экологизированная образовательная деятельность», под которой следует понимать часть целостной профессиональной подготовки студентов, направленной на освоение нравственно-экологических ценностей, экологических знаний, приобретение умений и навыков по применению полученных знаний на практике, в процессе которой студенты учатся сохранять, восстанавливать мир природы и преобразовывать окружающую среду, не нарушая природных биогеоценозов;

— разработано содержание практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности, освоение которого способствует формированию экологической культуры студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология включения студентов в практико-ориентированную экологизированную образовательную деятельность по освоению содержания экологической культуры (нравственно-экологических ценностей, знаний экологического характера, мотивов, умений и навыков экодеятельности) может быть использована в процессе обучения студентов-бакалавров естественнонаучного направления.

Разработаны методические рекомендации «Организация летнего полевого практикума» для студентов-экологов и биологов, используемые для бакалавров «Экология и природопользование» и «Биология» факультета естественных наук.

Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике вузов в целях формирования экологической культуры студентов в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечена представленной теоретической базой, избранным методологическим обоснованием, опирающимся на ведущие положения системного, личностно-ориентированного, деятельностного, аксиологического, культурологического подходовкомплексом методов исследования, адекватных объекту, постановленным целям и задачам, логике исследованиясоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментовдлительностью и повторностью экспериментаэкспериментальным подтверждением гипотезы исследованияиспользованием апробированных в педагогике методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Экологическая культура бакалавров экологии и природопользования, представляет собой систему аксиологического, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов, содержательно соответствующих требованиям экологического императива и представленных в потребностях, мотивах, нравственно-экологических ценностях, экологических знаниях, умениях и навыках экодеятельности.

2. Практико-ориентированная, имеющая экологизированный характер образовательная деятельность, — это часть целостной профессиональной подготовки студентов, направленная на освоение нравственно-экологических ценностей, экологических знаний, приобретение умений и навыков применять полученные знания на практике, в процессе которой студенты учатся сохранять, восстанавливать мир природы и преобразовывать окружающую среду, не нарушая природных биогеоценозов.

3. Модель формирования экологической культуры в практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности студентов включает в едином комплексе учебно-практическую, научно-практическую, практическую деятельность студентов в социуме.

4. Содержание практико-ориентированной образовательной деятельности является средством формирования экологической культуры и определяется системой компонентов экологической культуры.

5. Технология включения студентов в практико-ориентированную образовательную экологизированную деятельность по освоению содержания экологической культуры состоит из следующих блоков: содержательно-целевой, операционально-деятельностный, оценочно-критериальный блок. Реализация технологии осуществляется в процессе трансдисциплинарного комплексного практикума. Среди его форм и методов преобладают групповая форма (микрогруппы по типу временных творческих коллективов), поисково-исследовательские методы.

6. Диагностика результативности формирования экологической культуры позволяет оценить уровень сформированное&trade-: аксиологического (потребностей, мотивации, нравственно-экологических ценностей), когнитивного (знания экологического характера и умения ими оперировать), операционально-деятельностного (умения экодеятельности) компонентов.

Апробация работы. Основные результаты диссертации докладывались на международных конференциях: «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» (Тольятти, 2007, 2009), «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008) — на всероссийских конференциях: «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач» (Санкт-Петербург, 2007, 2008) — «Экологическая подготовка педагогических кадров в соответствии с программой модернизации естественнонаучного образования» (Тобольск, 2007), «Экологические аспекты сохранения исторического и природно-культурного наследия» (Волгоград, 2008) — «Региональные проблемы природопользования и охрана окружающей среды» (Курган, 2008), «Состояние окружающей среды и здоровье населения» (Курган, 2009), «Биоразнообразие: состояние, проблемы и региональная стратегия сохранения и развития» (Тобольск, 2010), «Формирование экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе» (Набережные Челны, 2011), освещены в публикациях автора.

Структура и объем диссертации

: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет 199 страниц.

Выводы по эксперименту.

1. В динамике развития аксиологического компонента выявлено следующее: познавательные мотивы более эффективно формируются у студентов, практико-ориентированная деятельность которых организована в форме трансдисциплинарного практикума (всего — 72,8%, прирост составил -35,28%), значительно ниже у студентов, занимавшихся репродуктивно-конструктивной (всего — 28,8%, прирост — 28,8), и репродуктивной деятельностью (всего — 16,7%, прирост — за счет практики). Аналогичная картина наблюдается и в динамике формирования эстетических и гражданских мотивов. Формирование гуманистических мотивов подчиняется следующей динамике: прирост 18,14% при трансдисциплинарном практикуме-, 1,65% в контрольной группе и отсутствие прироста в группе, практика которой организована в коллективной форме. Аналогичное явление наблюдается и в 'формировании утилитарных мотивов. Высокий уровень осознанности данных мотивов только у студентов первой группы, а у остальных они являются внешними, недостаточно осознанными.

2. Экологические ценности наиболее эффективно усваиваются студентами, занимающимися исследовательской деятельностью в рамках трансдисциплинарного практикума (прирост 13,82%), студенты, занимающиеся репродуктивно-конструктивной и репродуктивной деятельностью экологические ценности не осваивают, уровень их усвоения не изменяется.

3. Формирование когнитивного компонента подчиняется следующей динамике. Высокий уровень усвоенности по полноте познания, научности, системности, осознанности наиболее характерен для студентов, занимавшихся исследовательской деятельностью в рамках трансдисциплинарного практикума, меньше репродуктивно-конструктивной и репродуктивной.

4. В формировании операционнально-деятельностного компонента по умениям переносить знания экологического характера в плоскость практико-ориентированной экодеятельности, прогнозировать, проектировать и анализировать экодеятельность высокие результаты получены студентами исследовательских групп в трансдисциплинарном практикуме.

5. Проведенный корреляционный анализ результатов различных форм практико-ориентированной образовательной деятельности позволил сделать следующие выводы. В процессе анализа выявлены значимые связи между показателями когнитивного и опера-ционально-деятельностного компонентов, однако не обнаружены связи между показателями аксиологического и операционально-деятельностного компонентов у студентов контрольной группы. Анализ результатов практики, организованной в традиционной форме, показал, что она не способствует усвоению аксиологического компонента «экологической культуры. Анализ результатов трансдисциплинарного практикума выявил значимые связи между всеми показателями аксиологического компонента экологической культуры и умениями анализировать, проектировать, прогнозировать экодеятельность (операционально-деятельностый компонент), а также между всеми показателями когнитивного и операционально-деятельностног о компонентов.

6. Таким образом, показателем успешности формирования экологической культуры выступает, в первую очередь, положительная динамика формирования аксиологического компонента. Именно на основе аксиологического компонента, в частности на экологических ценностях обусловленных категориальным императивом формируются экологические убеждения.

7. Комплексный (трансдисциплинарный) характер полевых практик способствует установлению в сознании студентов межпредметных связей, единой научной картины мира, лежащей в основе научного экологического •мировоззрения, ценностей экологически направленного сознания, умений и навыков поведения и деятельности, формированию экологической культуры. Организация студентов в микрогруппы по типу временных творческих коллективов повышает результативность реализации задач обучения, воспитания студентов.

Заключение

.

Современная экологическая ситуация предполагает разработку новых подходов к проблеме формирования экологической культуры населения, в том числе студентов, вуза.

В процессе исследования нами решены следующие задачи:

1. Экологическая культура бакалавров экологии и природопользования, представляет собой систему аксиологического, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов, содержательно соответствующих требованиям экологического императива и представленных в потребностях, мотивах, нравственно-экологических ценностях, экологических знаниях, умениях и навыках экодеятельности!

2. Под практико-ориентированной, имеющей экологизированный характер образовательной деятельностью следует понимать часть целостной профессиональной подготовки студентов, направленной на освоение нравственно-экологических ценностей, экологических знаний, приобретение умений и навыков применять полученные знания на практике, в процессе которой студенты учатся сохранять, восстанавливать мир природы и преобразовывать окружающую среду, не нарушая природных биогеоценозов.

3. Модель формирования экологической культуры в практико-ориентированной экологизированной образовательной деятельности студентов должна включать в едином комплексе учебно-практическую, научно-" практическую, практическую деятельность в социуме, направленную на формирование компонентов экологической культуры.

4. Средством формирования системы компонентов экологической культуры является содержание практико-ориентированная образовательная деятельность наполненное нравственно-экологическими ценностями, знаниями экологического характера и компетенциями экодеятельности.

5. Технология включения студентов в практико-ориентированную образовательную экологизированную деятельность по освоению содержания экологической культуры должна состоять из следующих блоков: содержательно-целевойоперационально-деятельностныйоценочно-критериальный блок.

6. Диагностика эффективности формирования экологической культуры проводится по уровню сформированности: аксиологического (потребностей, мотивации, нравственно-экологических ценностей), когнитивного (знания экологического характера и умения ими оперировать), операционально-деятельностного (умения экодеятельности) компонентов.

Разработанные методические рекомендации на основе опытно-экспериментальной работы позволят использовать комплексный трансдисциплинарный) экологический практикум в качестве одной из форм практико-ориентированной деятельности для студентов разных специальностей для формирования экологической культуры.

Результаты эксперимента подтверждают положительную динамику формирования экологической культуры студентов вуза в процессе практико-" ориентированной образовательной деятельности, что свидетельствует об эффективности разработанной технологии. В исследовании показано, как решены поставленные задачи, обобщены основные результаты экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы. В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Однако полученные положительные результаты не свидетельствуют о разрешении всех противоречий и проблем. Современная экологическая ситуация предполагает разработку новых подходов к проблеме формирования экологической культуры, в том числе студентов вуза. Перспективно исследование влияния внеучебной деятельности на формирование экологической культуры студентов, которое в современных условиях требует отдельного изучения.

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов: Дисс.канд.пед.наук. -JL, 1984.
  2. Ю.П. Планирование эксперимента при поиски оптимальных условий. Изд-е 2-е, перераб. И доп.- М.: Наука, 1976.
  3. C.B. Размышления об образовании для устойчивого развития,// Экология и образование, 2002 № 1−2. с. 22 26.
  4. C.B. Экология: наука и область образования. СПб.: СПб ГУПМ, 1994. 55 с.
  5. C.B. От качества окружающей среды к качеству образования // Экологическое образование: на пороге «Рио+10″. М. 2002.
  6. .Г. Человек как предмет.познания. JL: Изд. ЛГУ, 1968.
  7. А. Психологическое тестирование в 2-х книгах. Пер. с англ./Под ред. K.M. Гкревича, В. И. Лубковского. М.: Педагогика, 1982.
  8. В.В. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
  9. В.А. Основы природопользования. М.: Мысль, 1978.
  10. А.Н. Вопросы экологического воспитания студентов // Система непрерывного образования в регионе. Саранск, 1992. С. 135−140.
  11. Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Ч., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ. 1997. 330 с.
  12. С.И. Учебный процесс в . высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  13. С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной готовности / На материале вузов ГДР и СССР): Дис.канд.пед.наук.-М., 1990.
  14. А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения, Педагогика. № 4, с. 18—22.
  15. К.Ш. и др. Организация и деятельность ученических производственных бригад. М., „Просвещение“, 1978. 151 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  17. Н.М. Экологическое образование при подготовке химиков-экологов // 15-й Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. Минск, 1993. Т. 1. С. 60−61.
  18. В.Н. К вопросу о методологическом статусе понятия &bdquo-экологическая культура специалиста» // Актуальные проблемы формирования экологической культуры специалиста. Петрозаводск, 1991.
  19. A.A. Культурология. Антропологические теории культуры. М., 1998. С. 12
  20. В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. -Пятигорск, 1990.
  21. Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2005. — с. 128.
  22. Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В. Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.
  23. Т.Х., Масло А. И. Содержание и методы проведения сельскохозяйственной практики в педвузах // О путях совершенствования подготовки учителей / Под ред. М. И. Ващенко. Вильнюс, 1986.
  24. В.П. Слагаемые педагогические технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.
  26. Н.М. Экологическое образование и воспитание студентов // Экология и учебный процесс. Киев, 1990. С. 64−69.
  27. Большая Советская энциклопедия. Изд. 3, Т34. М.: Советская энциклопедия, 1978. С.- 379
  28. Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов // Сов. Педагогика, 1987. № 2. — С.70−74.
  29. А.К. Мифы и суеверия устойчивого развития в контексте глобализации экономики// Экология и образование, 2002 № 1−2.С.11 -17
  30. A.C., Соколова JI.B. Экология духа // Человек. 2000. — № 5. — С. 149- 152.
  31. H.A. Концепция развития как стратегическое направление деятельности Организации Объединенных Нации// Экология и образование, 2002 № 1−2. с. 7−10.
  32. А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема. М.: Ин-т социологии РАН. 1999. 122 с.
  33. В.И. Химическое строение биосферы и ее .окружения. М.: Наука. 1987. е.- 339 .
  34. В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Логос, кн. 2. М., 1920.С.-141.
  35. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Сборник IV. Казань 1975.
  36. Л.С. Собр. Соч. в 6 т., Т.2.М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  37. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992. № 5−6. С. 3−13.
  38. Гарунов М.Г.,. Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978.
  39. Р.В., Лукашук Н. П. УИРС на полевой практике как одна из форм совершенствования учителя биологии // О путях совершенствования подготовки учителей/ Под ред. М. И. Ващенко. Вильнюс, 1986.- С.67−68.
  40. С.Н. Постулаты экологического образования / Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена. 1996. С.1−5.
  41. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», -1998.-432 с.
  42. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой / Под ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.
  43. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометео -издат, 1990. С.-445.
  44. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. — 142 с.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 13 100 (20 801) «Экология». М. 2000 г.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 11 000 (20 101) «Химия». М. 2000 г.
  47. Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 11 600 «Биология». М. 2000 г.
  48. Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 12 500 «География». М. 2000 г.
  49. Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 10 400 «Физика». М. 2000 г.
  50. Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 32 400 «Биология». — М. 2000 г.•61. Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 10 100 «Математика». М. 2000 г.
  51. В.В. Лекции по педтехнологии М., Знание, 1992 г.
  52. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112с.
  53. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. Автореф. дисс. д.п.н. М., 1999. — 38с.
  54. В.В. Системные основания образовательной технологии. -М, 1995
  55. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов.-М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 317 с.
  56. Дал Л. А. Пока не поздно. СПб, 1995. С.-144.
  57. Данилов-Данильян В.П., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-традиция. 2000. 416 с.
  58. Данилов-Данильян В. И. .Возможна ли «коэволюция природы и общества»? //Вопросы философии. 1998. № 8. С.15−25.высшего (20 201)высшего (20 401)высшего (10 701)высшего (50 102)высшего (10 101)
  59. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе, 1995. № 3. С. 22.
  60. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.1
  61. Ростов -на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, 480 с.
  62. E.H., Захлебный А. Н. Культурологический подход к экологическому образованию // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под.ред. В. М. Захарова. М., Акрополь, 2008. — С. 8−14.
  63. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. -М.: Агропромиздат, 1998.С. 70−89.
  64. .И. Эмоции как ценность М., 1978.
  65. В.Е., 1989, Этика отношений с окружающей средой, М., ИНИОН АН СССР, 70 с.
  66. Г. Т. Студенческий отряд и хозяйственная организация: Правовые процессы. М.: 1987. — 112 с.
  67. М.А. Образование для устойчивого развития: от пои"ска мировоззрения к повседневной практике // Экология и образования. -2005. -№ 1−2.-С. 32−34.
  68. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  69. В.И. Дидактика высшей школы. Челябинск, 1990.96 с.
  70. В.И. Теория обучения. Современная интерретация. М., 2001
  71. Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. 1993. — № 3. — С.69−73.
  72. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. -1997. -№ 5−6.
  73. A.B., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно -экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2001. с. — 240.
  74. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: Монография/Под ред. академика РАО, доктора. педагогических наук, профессора В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1988 196 с.
  75. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития (колледж-вуз) материалы межрегиональной практической конференции. Вологда, 2004.
  76. Исследовательская работа слушателей курссв повышения квалификации: Методические рекомендации / авт.-сост. О. Г. Жукова. -•Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002. 24 с
  77. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  78. М.Б., Купцова С. А. Формирование экологической культуры студентов разных специальностей в образовательной среде вуза через курс психологии // Психологическая наука и образование. 2009 — № 3.
  79. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-144с.
  80. A.C. Основы культурологии: морфология культуры. -Спб.: Изд-во «Лань», 1997. 512 с.
  81. Р. С., Лисеев И. К. Огурцов А. П.. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс. 1995.
  82. КеллеВ.Ж. Культура и социальность //Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 7. М., 1997. С. 261
  83. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-80 с.
  84. И.Ф., Кислицына O.A., Сумина Г. П., Федченко Н. П. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности. // Специалист. 1998.-№ 10.-с. 17−18.
  85. Н.П. Практико-ориентированная подготовка бакалавров социальной работы. Ставрополь. СевКавГТУ, 2010. — 130 с.
  86. Л.Н. Теория культуры: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГу, 1992.- 120 с.
  87. В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ В. М. Константинов .Ю. Б. Челидзе. 7-е изд., стер.-М.: Издательский цент «Академия», 2998. — 208 с.
  88. Ю.В. Генезис концепции «устойчивого развития»// Экология и образование, 2002 № 1−2.с. 2−6.
  89. Л.П. Некоторые аспекты совершенствования подготовки студентов к осуществлению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников // Совершенствование подготовки будущих учителей к руководству классом.-М., 1987.-С.55−59
  90. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М., «Просвещение», 1976.
  91. Н.Б. Культурология образования. М.// Народноеобразование, 2000. 272 с.
  92. О.В. «Футурошок» как мироощущение «человека массового». Философия ценностей: Материалы Российской конференции (г. Курган, 15−16 апреля 2004 г.). Курган: Из-во Курганского государственного университета, 2004. — Вып.2. е.- 43.
  93. О.Л., Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. СПб.-М.Дубна, 2001. С.245−247.
  94. Н.И. Формирование экологической культуры студентов в высшей технической школе. Монография. Псков, 2004.
  95. Культурология: теория и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей/ Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др.-М.: Наука, 1995. -С. 239
  96. A.B. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. 2005. — С. 27−33.
  97. В. И. Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171
  98. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. 320 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  101. Лосев А. Ф Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  102. Н.В. Ноосферное образование. М., 1999.
  103. К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717
  104. К. и Энгельс Ф., там же, т. 23, с. 188
  105. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. с.-230.
  106. Д. Пределы роста. М., 1988-
  107. В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.-376 с.
  108. В. Новое мышление: его роль в миротворческом воспитании. Приоритеты современной педагогики: Мир-Экология-Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е./ Международное движение «Педагоги за мир и взаимопонимание»
  109. Цент педагогики мира. Под редакцией Э. С. Соколовой, сост. B.C. Митина -М., 1993. с.-101, 102.
  110. H.H. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995. 56 с.
  111. H.H. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С.77−87.
  112. JT.B. Диагностические методики в экологическом образовании: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал гос.пед.ун-та. 1996. 157 с.
  113. JT.B. Региональное экологическое образование: Теория и практика. Екатеринбург: Изд-во Урал гос.пед.ун-та. 1997. 246 с.
  114. В.М. Методология проектирования педагогической технологии // Школьные технологии. 2000. — № 3. — С.57−71.
  115. A.B. О воспитании старшекласников. М.: Просвещение, ¦ 1981.- 176с.
  116. Л.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М: «Наследие». 1996. — С.60
  117. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. № 1. — 1997. — С. 34−44
  118. Н.П. Экологическое образование. Введение в предмет: Учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2004. с. -25, 50, 51, 52.
  119. Н.П. Формирование готовности педагогов -экологов. Вопросы теории и практики: Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2005. — 228 с.
  120. Н.П., Ионинам Н. Г. Устойчивое развитие и природопользование.-Курган: Изд-во КГУ, 2009. 174 с.
  121. Н.П., Савельев В. Г. Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза. / Н. П. Несговорова, В.Г. Савельев// Омский научный вестник. Омск, 2008. — № 3(78). — С.-143−146.
  122. Н.П., Савиных B.JI. Синергетический подход в определении содержания экологической культуры/ Н. П. Несговорова, В. Л. Савиных // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2007.- № 8, — С.152−158.
  123. Н.П., Савиных В. Л. Интегративный подход в экологическом образовании / Н. П. Несговорова, В. Л. Савиных // Философия образования.- Новосибирск, 2009, — № 1(26) .-С. 192−199.
  124. Н.П. Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования .- Омск // Омский научный вестник, 2009, — № 2 (76).- С. 159- 161
  125. Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991. -223 е.: ил.
  126. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Монография./ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1998. 13.5 п. л.
  127. С.И. Словарь русского языка: Ок.53 000 слов/ С.И. Ожегов- Под общ.ред.проф. Л. И. Скворцова.- 24-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом» «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. 1200с.
  128. Основы антропоэкологии/ Под. Ред. Д-ра филос. Наук В. Л. Обухова и д-ра биол. наук В. Б. Сапунова: Учебн. Пособие для 10−11 классов средней школы к курсу «Человек и окружающая среда» СПб: Химиздат, 2000.-288 с.
  129. Отношение школьников к природе/ Под. Ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегинной- Науч.исслед.ин-т содержания и. методов обучения Акад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1998.-128 с.
  130. А.Е., Рыжков В. М. Производственная практика студентов и стажировка молодых специалистов. М.: Высш.шк., 1987. 144 с.
  131. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич Мн.: «Соврем.слово» 2005.-720 с.
  132. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
  133. А. Человеческие качества. М., 1985.
  134. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов, М., 2005.
  135. П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности, М., 2007.
  136. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении, М., 1980.
  137. И.П. Педагогика. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 576 с.
  138. И.П. Педагогика. Кн.2: Процесс воспитания. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 256 с.
  139. Прикладная психология в высшей школе.- Казань: Издательство Казанского университета, 1979.
  140. Профессиональная направленность внеаудиторной работы в педагогическом вузе. Саратов, 1985. — 139 с.
  141. Д.Я. Психология личности. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999. — 448 с.
  142. Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. 261'с.
  143. С. Н. Идея коэволюции. Новосибирск: Наука, 1991.
  144. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. T. I. — М., 1989.
  145. Г. К. Современные образовательные технологии. MC.: •Нар. образование, 1998. — 256 с
  146. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с
  147. Словарь по этике /Под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд.-М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
  148. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Межериков- Под общ.ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  149. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  150. Современный философский словарь. М., 1996. 255 с.
  151. А. Американская Экофилософия. Экология и образование, 2002. С. 48.
  152. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.-218 с.
  153. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 199I.e. — 18.
  154. Толковый словарь русского языка. Под ред. Ушакова Д. Н., издание 1935−40 г. г. «
  155. Устойчивое развитие и природопользование. Учебное пособие /Н.П. Несговорова, Н. Г. Ионина, — Курган: КГУ, 2009.- 174 с.
  156. СЛ. Духовные основы общества. М.:Республика, 1992. с. 460.
  157. Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. «Об образовании». Российская газета, N 13, 23.01.1996.
  158. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 22 000 Экология и природопользование (квалификация (степень («Бакалавр»). М. 2009 г.
  159. O.A. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную экологическую деятельность. Новосибирск., 2007.
  160. А.И. Индикаторы устойчивого развития региона // Экология и образования. -2002. № 1−2. — С. 18−21.
  161. А. Благоговение перед жизнью. М., 1993.
  162. А. Культура и этика. М., 1973. с. 307.
  163. О.В. Формирование экологической культуры студентов // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под.ред. В. М. Захарова. М., Акрополь, 2008. — С. 57−60.
  164. К. Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986
  165. Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- 2-е изд., перераб.-М.: Издательский центр «Академия», 2004. с. 262 — 307.
  166. Экологическое образование в Россини.- М: РЭФИА, 1995
  167. Экологическое образование в России: теоретический аспект. Сб. тр. К 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А. Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. М.: Тобол. 1997. 160 с.
  168. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. СС. 2-е изд., Т.20. М.: Госполитиздат, 1961. С. 339−626.
  169. И.С. Личностно-о'риентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  170. А.П. Подготовка студентов педвуза к организации и проведению летних практических работ // Совершенствование политехнической подготовки учителей общеобразовательной школы. — М., 1978.
  171. Н.М. Формирование исследовательских навыков в профессиональной подготовке учителей // Пути повышения эффективности обучения. Челябинск, 1975. Вып. 10. — С. 109−120.
  172. Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». -2007.
  173. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 130 с.
Заполнить форму текущей работой