Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината обуславливается четкостью определения места экологической культуры в системе образования как составного компонента начального профессионального образования, ориентирующего школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств, а также ее пониманием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методические проблемы формирования экологической культуры учащихся
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры школьников
    • 1. 2. Педагогический подход к содержанию и технологии формирования экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях
    • 1. 3. Особенности формирования экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината
  • ГЛАВА II. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры
    • 2. 1. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры
    • 2. 2. Педагогические условия формирования экологической культуры
    • 2. 3. Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся в условиях учебно-производственного комбината

Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам — важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах — дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно-производственный комбинат, который является учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях учебно-производственного комбината (УПК) направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в УПК позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем, или через создание специальных учебных предметов.

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н. Н. Вересов, Л. И. Грехова, Н. С. Дежникова, А. П. Сидельковский, И. Т. Суравегина и другие исследователи. Я. И. Габаев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Е. Е. Письменная, И. Т. Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н. Н. Вересов С.А.Дерябо, В. А. Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям учебно-производственного комбината она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно-производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

— между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;

— между объективным наличием воспитательного потенциала в учебнопроизводственном комбинате, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;

— между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях УПК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.

В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования. •.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате.

Объект исследования: экологическая культура школьников, обучающихся в учебно-производственном комбинате.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно, если:

— содержание и организация деятельности учебно-производственного комбината направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;

— процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;

— педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;

— в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории и практике деятельности учебно-производственного комбината.

2. Выявить образовательные и воспитательные возможности учебно-производственного комбината в формировании экологической культуры школьников.

3. Определить и научно обосновать оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры учащихся в учебно-производственном комбинате.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научностифилософские и психологические представления о формировании компонентов культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и общениисовременные концепции экологического образования, определяющие его содержание, организационные формы и методы образовательного процессаидеи педагогической интеграции, гуманизации образования и управления образовательными системами.

Теоретической основой исследования являются: фундаментальные труды, направленные на решение проблем развития образовательных систем Л. И. Божович, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик, Ю. Л. Хотунцев и др.), а также раскрывающие сущность педагогического знания, философии образования.

Б.С.Гершунский, В. Д. Грачев, В. И. Каширин, Д. С. Лихачев, В. С. Степин, А. Я. Флиер, В. А. Шаповалов и др.) — учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Л.С.Выготский, Э. В. Ильенков, Г. Селевко, М. И. Шилова и др.) — современные исследования в области экологического образования (Л.П.Буева, Я. И. Габаев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Е. Е. Письменная, И. Т. Суравегина и др.) — положения о сущности экологической культуры, ее ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, А. П. Сидельковского, Б. Г. Иоганзен, Н. Н. Моисеева и др.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

— теоретические методы: теоретический анализ и синтез (моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный) — обобщение опытаэмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, самонаблюдение) — опрос (очный, заочный) — тестированиеэксперимент (констатирующий, формирующий) — контент-анализ (изучение документации и результатов деятельности учащихся и преподавателей учебно-производственного комбината);

— статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся учебно-производственный комбинат Курсавского регионального колледжа «Интеграл» в с. Курсавка Андроповского района Ставропольского края. В исследовании принимали участие 96 родителей, 16 преподавателей и 736 школьников 7−11 классов учебно-производственного комбината из 9 общеобразовательных школ Андроповского района.

Исследование проводились в течение шести лет (1998;2003 гг.) и включало три этапа:

На первом этапе — поисково-теоретическом (1998 г.) — изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая литература, изучался передовой педагогический опыт различных регионов страны, в том числе и Ставропольского края по проблеме исследования. Целью данного этапа являлось изучение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей её реализации в учебно-производственном комбинате. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе — экспериментальном (1999;2002 гг.) — была развернута широкая опытно-экспериментальная работа, систематизировались и оформлялись полученные данные, анализировались результаты и предварительные выводы.

На третьем этапе — обобщающем (2003 г.) — происходило обобщение и анализ материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования и их оформление в форме диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена специфика формирования • экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбинатадана структурно-функциональная характеристика деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении толкования понятия «экологическая культура», теоретическом обобщении эмпирического материала об инновациях в решении этой проблемы, определении и научном обосновании организационных и содержательных условий формирования экологической культуры в учебно-производственном комбинате.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры школьников путем наиболее полного использования его образовательных и воспитательных возможностей, на основе чего были разработаны модули ряда традиционных дисциплин, направленные на изучение вопросов экологии и способствующие формированию экологической культуры, а так же спецкурс «Производство и окружающая среда» (11 кл.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.

Положения, выносимые на защиту.

1. Уточнение понятия «экологическая культура» как составного компонента начального профессионального образования, который ориентирует школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств не только в настоящий момент, но и в будущей профессиональной деятельности.

2. Учебно-производственный комбинат является одним из социокультурных институтов, в рамках которого возможно эффективное формирование экологической культуры школьников.

3. Организационные и содержательные условия формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате:

— содержание и организация деятельности учебно-производственного комбината направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;

— процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;

— педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;

— в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях УПК активно включаются семьи учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационной работы обсуждались на конференциях различного уровня: региональной (Ставрополь, 2001; Лермонтов, 2003; Невинномысск, 2003), университетской (Ставрополь, 2003).

Результаты исследования внедрены в практику деятельности учебно-производственного комбината ГОУ СПО Курсавского регионального колледжа «Интеграл» с. Курсавка Ставропольского края, учебно-производственного комбината ГОУ СПО Георгиевского регионального колледжа «Интеграл» г. Георгиевск Ставропольского края, ГОУ НПО Светлоградского учебно-производственного центра г. Светлоград Ставропольского края.

Выводы по второй главе.

1. Экологическая культура должна являться неотъемлемым элементом воспитательно-образовательного процесса учебно-производственного комбината, потому что процесс ее формирования непосредственно связан с трудовой деятельностью школьников, которая носит преобразовательный характер по отношению к окружающей среде.

2. Наибольшей эффективности позволяет достичь использование нетрадиционных форм проведения занятий с элементами проблемного обучения, которые развивают мышление и речь школьников, их память, расширяет кругозор, позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения, спрогнозировать возможность ее решения разными способами.

3. Результаты эксперимента показали, что предложенные нами организационные и содержательные условия позволяют эффективно осуществлять процесс формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината.

4. Уровень экологической культуры в экспериментальной группе после проведения эксперимента возрос в три раза по сравнению с исходными данными, что свидетельствует в пользу предлагаемых нами научно-методических разработок, в основе которой лежит трудовая деятельность школьников, связанная с созданием новых и эксплуатацией уже имеющихся материальных ценностей в условиях учебно-производственного комбината.

Заключение

.

Главная цель профессионального образования — удовлетворить потребности личности и общества в профессиональных образовательных услугах, подготовить квалифицированных специалистов, способных к высокоэффективной профессиональной деятельности. Обновление содержания начального профессионального образования открывает возможность обогащения воспитательной работы, включив в нее ориентировочную базу представлений о взаимоотношениях в системе «человек — окружающая среда».

Учебно-производственный комбинат является одним из основных социокультурных центров, где происходит реализация образовательного культурно-просветительского потенциала, адекватного потребностям общества. Экологическая культура — интегральный результат воспитываемого в учебно-производственном комбинате отношения человека к семье, обществу, природе, миру вещей и миру идей, к себе — своему здоровью, режиму труда и отдыха, к своим потребностям. Общим знаменателем всех условий формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината является трудовая деятельность школьников, которая предоставила широкие возможности для целенаправленного осуществления поставленных перед нами целей и задач.

Эффективность формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината зависит от обеспечения ряда организационных и содержательных условий, важнейшими из которых являются: интеграция экологической культуры в содержание образовательного процессапреобладающая роль трудовой деятельности преобразовательного характераактивное использование педагогами нетрадиционных форм и методов обучения (ролевых игр, экспериментов, профессиональных проб и др.) — учет таких педагогических принципов как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личностная ориентация, свобода выборавключенность в целенаправленный процесс формирования экологической культуры родителей учащихся.

Названные условия наиболее успешно реализуются посредством внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса в учебно-производственном комбинате, при этом в содержание традиционных учебных дисциплин вводятся модули экологической направленности, в учебный план вводится спецкурс «Производство и окружающая среда».

Обеспечение организационных и содержательных условий формирования экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате требует изменения подходов и технологий обучения, обновления его форм и методов, а, следовательно, и целенаправленной методической работы по повышению квалификации самих педагогов. Этому способствует цикл занятий для руководителей методических объединений, преподавателей и психологов по повышению их квалификации в целях обеспечения более эффективного взаимодействия и повышения качества процесса формирования экологической культуры на основе предложенных нами научно-методических рекомендаций.

В силу этих причин мы проводили опытно-экспериментальную работу в несколько этапов на протяжении ряда лет. На первом этапе были отобраны необходимые методики, усвоена процедура их применения, формы хранения и анализа полученных результатов. В учебно-производственном комбинате была выделена группа инициативных преподавателей и мастеров производственного обучения, заданы цели-ориентиры и определен конкретный объем работы для каждого участника эксперимента. Проведение проблемных теоретических семинаров и практикумов позволило вооружить педагогов необходимыми методическими рекомендациями.

Анализ на основе единых критериев проявления экологической культуры школьников, их положительных поступков и отклонений от норм поведения, результатов учебного и общественно-полезного труда показал, что поведение по отношению к окружающей среде приобрело устойчивый положительный характер и относительно высокую степень самореализации. Экологическая культура в экспериментальной группе после проведения эксперимента возросла в три раза по сравнению с исходными данными, что свидетельствует в пользу предлагаемых нами условий формирования экологической культуры, в основе которых лежит деятельность школьников в условиях учебно-производственного комбината.

Проведенная нами исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината обуславливается четкостью определения места экологической культуры в системе образования как составного компонента начального профессионального образования, ориентирующего школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств, а также ее пониманием в качестве части общечеловеческой культуры, определяющей характер взаимоотношений в системе «человек — окружающая среда» в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей и выражающей степень ответственности человека за состояние природы и использование природных ресурсов.

2. Учебно-производственный комбинат, являющийся учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников, реально обладает значительным педагогическим потенциалом для формирования экологической культуры благодаря политехническому характеру базового компонента образования, а также специфике организации и содержания образовательного процесса, позволяющей осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе через интеграцию учебных дисциплин или создание специальных учебных предметов.

3. Предложенные нами организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината положительно сказывается как на уровне экологической культуры. Разработанные нами методические рекомендации по формированию экологической культуры позволяют устранить негативные элементы во взаимоотношениях школьников и окружающей среды.

4. Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно быть систематическим и последовательным, иметь четкий алгоритм действий в соответствии с поставленными целями и задачами.

5. Эмоциональная окраска и творческое отношение к организации благоприятно сказывается на всех этапах формирования экологической культуры. Использование в педагогических целях оценки не только дидактической, но и личностной (воспитанности, культуры личности, ее ума, морали, волевых качеств и способностей) стимулирует школьников к сознательным и активным действиям по охране и восстановлению окружающей среды. В процессе формирования экологической культуры предпочтение должно отдаваться наглядности, практической деятельности школьников в области проведения мониторинга окружающей среды (наблюдения, опыты, экскурсии).

6. Применение проблемного подхода позволяет значительно оптимизировать процесс формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината. Учитывая различия в исходном уровне экологической культуры школьников, одним из обязательных условий должен быть дифференцированный подход в обучении и воспитании.

Полученные нами результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования процесса формирования экологической культуры школьников, что является актуальной проблемой современного образования. Эти и другие исследования будут способствовать теоретической разработке и практическому решению проблемы формирования экологической культуры.

Дальнейшая работа по решению проблемы формирования экологической культуры нам видится в двух направлениях: научном, что предполагает углубление и детализацию различных аспектов формирования экологической культуры школьников как в условиях учебно-производственного комбината, так и других учреждений начального профессионального образованияпрактическом, который заключается в создании сети экспериментальных площадок по отработке предложенных нами организационных и содержательных условий формирования экологической культуры и дальнейшем их совершенствовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Руженков В., Руженкова И. Цивилизация и здоровье. Ставрополь, 1990.- 93с.
  2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. А. И. Каирова, О. С. Богдановой.-М.:Просвещение, 1979.- 318с.
  3. Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред.кол. А. П. Сидельковский и др.- Ставрополь: СГПИ, 1983.- 154с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.-М., 1996.- 496с.
  5. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Избранные психологические труды. Т.2.- М., 1980.- 266с.
  6. A.JT. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика.- 2002.- № 6.- С.20−29.
  7. И.П. Истоки становления авторитета учителя // Школа и производство.- 2001.- № 8.- 0,2−1.
  8. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т.Т.1.- М.:Изд-во акад.пед.наук РСФСР, 1959.-479с.
  9. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика.- 2002.- № 8.- С.8−13.
  10. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.-М.: Педагогика, 1976.- 192с.
  11. П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях.- М.: Знание, 1985.- 80с.
  12. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы.- М.: Педагогика, 1986.- 175с.
  13. Б.С.Э. / Гл.ред. А. М. Прохоров. Т.8.- М.:"Советская энциклопедия", 1972. 592с.
  14. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии.- 1984.- № 1.- С.51−57.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология.-Ростов-на-Дону, 1999. 416с.
  17. И.Л. Проблемы гуманизации образования и экологическая культура // Вестник экологического образования в России.- 2000.- № 4.- С. 14.
  18. П.Н. Антропогенной загрязнение природной среды и оценка его уровня методом математического моделирования // Вест. Моск. ун-та. Сер.5, География.- 1990.- № 5.- С.16−24.
  19. B.C. Проблема содержания экологического образования: от парадигмы потребления к парадигме созидания // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. -Минск, 1992.
  20. В.И. Принцип природосообразности и культуросообразности в социально-педагогической деятельности // Вестник экологического образования в России.- 2001.- № 4.- С.17−19.
  21. В.Б., Гусева Н. А., Гусев А. А. Международная школа- семинар «Биоиндикация и биомониторинг» Курск, 1988. // Изв. АН СССР. Сер.геогр.- 1989.- № 2.- С. 127.
  22. А.В. Технология в школе: предметно-функциональный подход // Школа и производство.- 2002.- № 2.- С.7−11.
  23. Н.А. Русская идея / О России и русской философской культуре: Философы послеоктябрьского зарубежья.- М.: Наука, 1990.-528с.
  24. В.А., Баранников А. В. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Воспитание школьников.- 2002.-№ 7.- С.2−6.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.:Педагогика, 1989.- 192с.
  26. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 143с.
  27. С.А. Природа: что мы можем.- М., 1987, — 143с.
  28. Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя //Воспитание школьников. 2002. — № 1. — С.9−13.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1968.- 464с.
  30. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников.- Ростов-на-Дону, 1976.
  31. Т.В., Фриденберг Э. О. Экологическое образование и воспитание: По материалам Междунар. конгр. ЮНЕП / ЮНЕСКО, Москва, 1987. // Изв. АН СССР.Сер.геогр.- 1988.- № 3.-С.141−142.
  32. Дж. Культура, нормативность и жизнь // Вопросы философии.-1999.- № 9.
  33. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения.- Л ., 1981.
  34. Н.Н. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии.- 2000.- № 12.- С.75−87.
  35. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале эксперим. Учебной программы по основам экологии для детей 6 лет): Дисс.канд.пед.наук. М., 1991.-181с.
  36. Вестник экологического образования в России.- 2000.- № 2.1. С.6
  37. Н.Ф. Формирование экологических знаний школьников и студентов на основе интегрального подхода // Загрязнения окружающей среды: проблемы токсикологии и эпидемиологии. Пермь, 1993.
  38. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб. статей / Ред.кол. М. Г. Хитарян и др. Вып 2.- Вологда, 1975, — 174с.
  39. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб. статей / Ред.кол. М. Г. Хитарян и др. Вып 3.- Вологда, 1976.- 147с.
  40. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школе: Сб. статей / Ред.кол. М. Г. Хитарян и др. Вып 4.- Вологда, 1977.- 164с.
  41. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т. Н. Мальковской.- М.: Просвещение, 1986.- 190с.
  42. Воспитание школьников в труде / Под ред. А. А. Шибанова.-М.: Педагогика, 1976.- 104с.
  43. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности.- М.: Просвещение, 1983.- 207с.
  44. Выготский J1.C. Собрание сочинений / Под ред. А. М. Матюшкина.-М.:Педагогика, 1983.- Т.З.- 367с.
  45. Ю.Ю., АнохинА.М., ОсипенкоВ.П. Общее и экологическое образование // Вестник экологического образования в России.- 1998.-№ 3−4.- С.3−4.
  46. Д.Ю. Экология: восхождение к разуму // Химия в школе.-1995.- № 3.- С.5−9.
  47. В.М., Кленова И.А, Колесников В. И. Экология для технических вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001- 384с.
  48. В.Б., Сурвила А. П. Экологический «градусник» для задач мониторинга // Изв. Рос. АН. Сер.геогр.- 1994.-№ 3.- С.94−99.
  49. Гербильский J1. О необходимости разработки международных стандартов экологического образования и экологической осведомленности населения // Вестник экологического образования в России.- 2001.- № 4.- С. 19.
  50. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика.- 2002.- № 7.- С.3−12.
  51. С.Н. Пробуждение экологического сознания // Вестник экологического образования в России.- 1998.- № 2.- С. 5.
  52. .Л. Концепция системно-экологического природопользования // Вест. Ставроп. ун-та.- 1999.- Вып. 19.- С.8−17.
  53. А.Н. Как и почему возникла Красная книга // Биология в школе.- 1989.- № 4. С.16−18.
  54. А. К. Здоровье как проблема экологического образования // Вестник экологического образования в России.- 1997.-№ 3.- С. 12.
  55. М. Сочинения. Т.24.- М.: Наука, 1975.- 591с.
  56. В.Д. Философия ума.- Ставрополь, 1999.- 108с.
  57. Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях.- Ставрополь, 1998.- 272с.
  58. Л.И. Экологический стресс. Монография.- СПб: Изд-во «Лань», Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.- 448с.
  59. В.Н. Социальная работа школы с семьей.Монография.- Москва-Ставрополь, 2001.- 155с.
  60. В.Н., Степанов С. В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учеб. пособие.-Ставрополь, 2001.- 120с.
  61. Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика.- 2002.- № 10.- С.51−56.
  62. Н.С. Экологическое воспитание детей о подростков в России на рубеже столетий // Вестник экологического образования в России.- 2000.- № 2.- С. 12.
  63. ДежниковаН.С., Цветкова И. В. Экология и культура. Методика воспитания младших школьников. М., 1995.- 46с.
  64. Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вербум-М, 2001.- 48с.
  65. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.- М.:Агропромиздат, 1988.- 239с.
  66. . До того, как умрет природа.- М.: Прогресс, 1968.415с.
  67. И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии.- Москва, 1996.- 192с.
  68. Ю.Г., Кондратьева Т. Н. Новое направление природоохранной политики США // Вест. Моск. ун-та. Сер.5, геогр.-1991.-№ 1.- С.77−82.
  69. Ю.Д. О значении развивающей педагогики в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 1998.-№ 3−4.- С. 1−2.
  70. Л.П. К вопросу об экологическом воспитании учащейся молодежи // Современные проблемы охраны окружающей среды.- Новосибирск, 1990.
  71. Загвязинский В. И, Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика.-2002.-№ 9.- С.3−10.
  72. Г. А. Природосберегающие технологии в комплексных экологических программах // Вест. Моск. ун-та. Сер.5, геогр.- 1992.-№ 5.- С.5−21.
  73. Г. А. Технико-экономические показатели природосберегающей технологии // Вест. Моск. ун-та. Сер.5, геогр.-1994.-№ 3.- С.48−54.
  74. И.И. Искусство диалога в деловых переговорах // Школа и производство.- 2001.- № 8.- С.7−11.
  75. А.Н. Содержание экологического образования и пути его реализации в общеобразовательной школе // ЭО и ЭВ в СССР: Тез. докл. на Междунар. конгрессе по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды.- М., 1987.- С. 12−14.
  76. И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980.- 96с.
  77. В.А. Экологический кризис и будущее человечества // Изв. Всесоюз.геогр.об-ва.-1990.- Т. 122, вып.2.- С. 143 153.
  78. Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика.- 2002.- № 7.- С.32−40.
  79. В.А. География Ставропольского края: Учебное пособие.-Ставрополь, 1997, — 116с.
  80. Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии / Диалектика-теория познания.- М., 1964.-С.42.
  81. Э.В. Диалектическая логика.- М.: Политиздат, 1974.-271с.
  82. .Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе.- М, 1979.
  83. П.С. О месте экологического образования в системе высшей школы / Актуальные проблемы экологического образования и воспитания.- Минск, 1992.
  84. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения.- М.: Просвещение, 1987.-191с.
  85. П.А. Проблемы управления природными процессами: Совещание экспертов НАТОИспания, март 1989. // Вест. Моск. ун-та.- Сер.5, География.- 1990.- № 1.- С.73−78.
  86. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Орг.-управлен. Аспект.- М.: Педагогика, 1984.- 184с.
  87. Н.В., Рычков А. К. Проблемы экологического образования // Философские и экологические проблемы.- М., 1990.
  88. В.И. Метарефлексия и метаобразование / Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 163с.
  89. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Шестой симпозиум. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России.- М., 1997.- Кн.2.- Ч.1.-С.15.
  90. Ю.П. Новая модель экологического образования в Российском университете дружбы народов // Экология и жизнь.- 1999.-№ 2.- С.25−28.
  91. О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро, 1992. // Изв. Рос. АН. Сер.геогр.- 1992.-№ 6.- С.47−54.
  92. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» (Отв. ред. проф.В. И. Шкатулла.- М.: Юрист, 1988.- 558с.
  93. Комплексный подход к воспитанию школьников: Сб. статей / Сост. JI. Филатова, Т.В.Сорокина- Под ред. Л. К. Балясной.- М.: Просвещение, 1982.- 208с.
  94. И.В. Введение в историю русской культуры.- М., 1997.
  95. И.В. Экологическое образование и воспитание (тенденции развития) // География и природные ресурсы.- 1998.- № 3.-С.141−144.
  96. Контроль качества трудового обучения: Метод, рекомендации.- Ставрополь, 1987.- 29с.
  97. JI.A., Дуганова Н. В. Экологический мониторинг в школе // Вестник экологического образования в России.-1999.-№ 3.- С. 16.
  98. А.К., Чапоргина Н. А. Инновационная деятельность в образовании: стратегия и практика // Педагогическое образование и наука.- 2002.- № 3.- С.33−35.
  99. JI.A. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы.- 1987.- № 2.- С.78−81.
  100. .И., Розанов JI.JI., Назаревский Н. В. Принципы и критерии определения территории экологического бедствия // Изв. Рос. АН. Сер.геогр.- 1993.- № 5.- С.67−76.
  101. Г. Маркс и Энгельс о соединении обучения с производительным трудом и политехническом образовании / Пер. с нем. Н.Б.Тер-Акопяна.- М.: Просвещение, 1964.- 259с.
  102. Крику нова Т. К. Практическая педагогика.- М., 1999.- 152с.
  103. А.Ф. Общественно-полезный производительный труд,— М.: Просвещение, 1984.- 192с.
  104. В.В. В пропасть. По секрету: Проблемы экологической стратегии страны. // Свет. Природа и человек.- 1990.-№ 10.- С.40−41.
  105. В.К. Взаимоотношения в системе «педагог -ребенок родители» // Педагогика.- 2002.- № 9.- С.27−32.
  106. Л. Взаимосвязь «рука мозг» или о забытых аспектах трудового воспитания // Воспитание школьников.- 2002, — № 2.-С.14−17.
  107. Л. У истоков представлений о воспитательном идеале // Воспитание школьников.- 2002.- № 1С.63−65.
  108. Культурология. ХХвек: Словарь, — СПб, 1997.- 630с.
  109. А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика.- 2002.- № 6.- С.44−49.
  110. Н.В. Эффективность обучения и воспитания: Наблюдение, опыт, размышления.- Минск: Изд-во БГУ, 1979.- 215с.
  111. Е.М. Ценностные ориентации в структуре экологического образования / Актуальные проблемы экологического образования и воспитания.- Минск, 1992.
  112. B.C. О развивающихся педагогических системах // Педагогика.- 2002.- № 8.- С. 13−23.
  113. И.Д. Мир людей в мире природы.- М.: Мол. гвардия, 1978.- 287с.
  114. В.А. О культуре экологии и экологии культуры // Вестник экологического образования в России.- 1998.- № 2.- С. 28.
  115. О., Шабельник М. Духовный и интеллектуальный потенциалы.- Москва, 2001.
  116. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.- М.: Высш. школа, 1991.- 223с.
  117. В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полное собрание сочинений. Т. 18.- М., 1973.- С.7−384.
  118. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981.
  119. Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков.- М.: Медицина, 1980.- 191с.
  120. И.Я. Проблемное обучение / Знание. Педагогика и психология.-1974.- № 7.
  121. И.М. О целесообразности изучения объекта экологического воспитания / Экологическое образование и воспитание: Тез. докл. Всесоюз. конф. 11−13 мая 1987, АН ЭССР.- Таллин, 1987.-С.44.
  122. .Т. Экология личности // Педагогика.- 1993.- № 2.-С. 19−23.
  123. Д.С. Раздумья о России.- СПб: Логос, 1999.- 661с.
  124. В.В. Свернутая модель законов развития систем // Педагогика.- 2002.- № 6.- С.35−40.
  125. Ю.А., Саховский A.M. Обучение и воспитание учащихся 2−10 классов в систематическом производительном труде.-Ставрополь: СГПИ, 1987.- 87с.
  126. А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.-524с.
  127. В. Этика выживания: О необходимости возвращения к общечеловеческим ценностям при научной оценке экологической обстановки // Наука и жизнь.- 1990.- № 4.- С.20−24.
  128. А.С. Методика трудового обучения: Учеб. пособие.-М.: Просвещение, 1977.- 232с.
  129. А.С. Сочинения. Т.5. / Под ред. А. И. Каирова и др.- М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1958.- 588с.
  130. О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода // Наука и школа.- 2002.-№ 4.- С.49−54.
  131. И.С. Методологические основы дидактики: пер. с болг. / Предисл. И. Я. Лернера.- М.: Педагогика, 1987.- 221с.
  132. К. Критика политической экономии. Т.2. Кн.2. Процесс обращения капитала / Издан под ред. Ф.Энгельса.-М.:Политиздат, 1986, — 650с.
  133. К. Критика политической экономии. Т. З. Кн.З. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 4.2. / Издан под ред. Ф.Энгельса.- М.: Политиздат, 1986.- 508с.
  134. К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам / Соч.2-е изд.- Т. 13.- М., 1961.- С.195−204.
  135. К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.20.- М., 1961.- 827с.
  136. Н.М. Концепция эколого-политологического образования Пензенского филиала МНЕПУ // Вестник экологического образования в России.- 2001.- № 2.- С. 15−16.
  137. А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой A.M.- СПб.: Евразия, 1999.- 478с.
  138. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.:Пе даго гика, 1972.- 208с.
  139. В.Т., Шитов Н. Ф., Маслова Т. Н. Современные информационные технологии в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 1997.- № 4.- С. 4.
  140. Л.В., Осипова Л. В., Фридман Т. Б. Методика трудового обучения (обслуживающий труд): Учеб. пособие, — М.: Просвещение, 1985.- 224с.
  141. Методика воспитательной работы / Под. ред. В. М. Коротова.- М.:Просвещение, 1990.- 175с.
  142. Методика занятий в школьных мастерских / Под ред. А. Г. Дубова.- М.: Просвещение, 1966.- 376с.
  143. Методические рекомендации: Обучение и воспитание учащихся 2−10 классов в систематическом производительном труде (в условиях межшкольного завода и мастерских школы, функционирующих на правах его структурных подразделений).-Ставрополь, 1987.- 102с.
  144. Ф.Т. Философия образования: ее перспективы и реальность //Вопросы философии.- 1999.- № 8.- С. 115−116.
  145. Н.Н. Проблема соответствия действий человека общим законам развития биосферы // Вестник экологического образования в России.- 2002.- № 1.- С.3−5.
  146. Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Мол. гвардия, 1990.-351с.
  147. А. Междисциплинарный подход к проблемам экологического образования // Перспективы.- 1992.- № 1−2.- С. 188−200.
  148. А.В. О воспитании старшеклассников.- М., 1981.176 с.
  149. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Вестник экологического образования в России (приложение).- 2000.- № 1.- С. 1−20.
  150. А. Почему мы такие? // Знамя.- 1995.- № 8.
  151. Г. Природа, производство и будущее: Перемены в современной технологии обещают гармонию хозяйственной деятельности людей и окружающей среды // Наука и жизнь.- 1993.-№ 10.- С.2−8.
  152. С.Н. Общение с природой начинается с детства.-Пермь, 1992.-214с.
  153. П.Г. Колокол тревоги.- М.: Политиздат, 1990.- 196с.
  154. А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика.- 2002.- № 10, — С.57−64.
  155. Основы воспитательной системы: Профессионально-деятельностный практикум / Сост. С. В. Бобрышов, Н. Г. Сикорская, И. В. Бурцева.- Ставрополь, 1996.- 90с.
  156. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по технологии / Сост. В. М. Казакевич, А. В. Марченко.- М.: Дрофа, 2000.-256с.
  157. Парадигмы глобальной экологии: Сообщ. // Изв. Рус. Геогр. об-ва.- 1994.- Т.126, вып.1.- С.10−18.
  158. А.Г. Педагогика производительного труда.- М.: Знание, 1987.- 74с.
  159. А. Человеческие качества / Пер. с англ. О. В. Захаровой.- М.:Прогресс, 1987.- 312с.
  160. Е.Е. Развитие экологической ответственности старшеклассников в условиях реализации регионального компонента базисного учебного плана: Автореф. Дисс. канд.пед.наук.- М., 1999.-25с.
  161. Е.Е. Экологическое воспитание как средство развития разумных потребностей / Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 156с.
  162. Л.П. Современные проблемы управления функционированием образовательного учреждения / Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов.- Ставрополь, 2001.- С. 119−121.
  163. А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии, — 1999.- № 8.- С. 119−121.
  164. Политехническое образование и всестороннее развитие школьников / Под ред. П. Р. Атутова.- М.: Педагогика, 1984.- 127с.
  165. И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1968.- 243с.
  166. И.Н. Экологические понятия, их система, развитие в курсе биологии. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979, — 87с.
  167. Л.В. Вопросы экологического образования при подготовке специалистов с дополнительной квалификацией «преподаватель» // Вестник экологического образования в России.-1999.-№ 2.- С. 4.
  168. А. Экологическое воспитание учащихся // Воспитание школьников.- 2002.- № 8.- С.30−31.
  169. Л.В. Взаимосвязь школьного и вузовского экологического образования // Вестник экологического образования в России.- 1997.-№ 4.- С. 5.
  170. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации.-М.: Педагогика, 1983.- 144с.
  171. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе: Тез. докл. Всесоюзн. конф. / Отв. ред. Н. Д. Зверев, Ф. М. Эйсен, — Таллин: ИМИ педагогики, 1980.- Ч.1.- 224с.- Ч.2.- 155с.
  172. Программы общеобразовательных учреждений. Технология 1−11 кл. / Под ред. В. Д. Симоненко.- Н. Новгород, 1998.- 240с.
  173. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие.- М.: «Академия», 2003.-480с.
  174. Н. Мифы и утопии в экологии // Наука и жизнь.-1988.- № 7.- С.39−42.
  175. Н. Наступило время Всемирной академии экологии // Биология в школе.- 1989.- № 3.- С. 10−12.
  176. Л. Л. Технологический фактор геотехноморфогенеза//Изв. Рос.АН. Сер.геогр.- 1992.-№ 4.-С.53−64.
  177. Т.П. Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях «отрытой» школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Ставрополь, 2001.- 25с.
  178. A.M. Тревожные антропогенные изменения природной среды (глобальный обзор) // Вест. Моск. ун-та.- Сер.5, География.- 1990.-№ 2.- С.3−14.
  179. А.Я. Технология и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.- С.29−37.
  180. . Общество и образование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского.- М.: Прогресс, 1989.- 200с.
  181. Н.В. Школьная библиотека: роль в экологическом образовании и воспитании // Вестник экологического образования в России.- 2000.-№ 2.- С. 7.
  182. Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьников.- 2002.- № 4.- С.9−18.
  183. Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьников, — 2002.- № 5.- С.9−19.
  184. А.П. Человек и природа: Формирование отношений.-Ставрополь: Ставропольский госпединститут, 1975.-224с.
  185. В.П., Иванова Т. П., Николаева B.C. Главное условие качества преподавания это качество преподавателя // Стандарты и качество.-1995.- № 6, — С.54−59.
  186. В.А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования // Педагогическое образование и наука, — 2002.- № 3.- С.4−9.
  187. В.И. Личность и технология в педагогическом процессе // Педагогика.- 2002.- № 6.- С.84−88.
  188. Е.В. Социально-педагогические аспекты благотворительной деятельности в Ставропольской губернии конца 19 -начала 20 вв.: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2002.- 17с.
  189. А.А. Некоторые аспекты гуманизации начального профессионального образования // Профессиональное образование.-1999.- № 4.- С.24−25.
  190. С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Автореф. Дисс.канд.пед.наук.- М., 1987, — 25с.
  191. Ю.А. Экологическое образование // Человек в биосфере. М., 1998.
  192. Е. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников.- 2002.- № 2.- С.8−14.
  193. С.А. От качества образования к качеству жизни // Вестник экологического образования в России.- 2001.- № 1.- С.3−4.
  194. С.А. От стратегии размышлений к стратегии действий // Вестник экологического образования в России.- 2000.- № 2.-С.З.
  195. С.А. Экологическая парадигма и современное образование // Вестник экологического образования в России.- 2001.-№ 3.- С.6−7.
  196. С.А. Экология в образовательном пространстве России // Вестник экологического образования в России.- 2000.- № 1.-С.8−9.
  197. С.В. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса в целях повышения его эффективности / Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов. Ставрополь, 2001.- 156с.
  198. С.В. Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.-Ставрополь, 2003.- 23с.
  199. B.C. Культура // Вопросы философии.- 1999.- № 8.-С.61−71
  200. В.В. Пернатые друзья лесов. Москва, 1975.- 143с.
  201. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Дисс.докт. пед. наук. М., 1986.
  202. Н.Д. Педагогические аспекты преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.-Ставропль, 2003.- 27с.
  203. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.Т.1. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль.- М.: Педагогика, 1979.-558с.
  204. B.JI. Концептуальные модели агроэкологического мониторинга, его цели и перспективы // География и природные ресурсы.- 1995.-№ 3.- С.32−37.
  205. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. 1−11 кл.- М.: Просвещение, 2001.-240с.
  206. Трудовое политехническое обучение в средней школе / Под ред. К. А. Ивановича, Д. А. Эпштейна.- М.: Педагогика, 1972.- 239с.
  207. А.Д., Галкин Ю. Ю., Анохин A.M. Социальная экология: наука или мировоззрение? // Вестник экологического образования в России. -2000.- № 3.- С. 11−12.
  208. Т.А. Экология, биосфера, ноосфера // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Ежегодник. М.: ИНИОН РАН, 1999.- С. 31.
  209. Т. Гармония взаимоотношений в семье между поколениями как условие ее благополучия // Воспитание школьников.-2002.- № 7.-С.36.
  210. К.Д. Собрание сочинений.Т.8. / Ред. кол. А. М. Еголин и др.- М.: Из-во Акад.пед.наук РСФСР, 1948−1952.- 776с.
  211. А.Н. Общество нуждается в трудовой подготовке учащихся // Школа и производство.- 2002.- № 8.- С.6−11.
  212. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Вестник экологического образования в России, — 2000.-№ 1.- С. 6.
  213. Философия, культура и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии.- 1999.- № 3.- С.5−51.
  214. Ю. Если школьник подумает ему понравиться, и он подумает еще // Наука и школа.- 2002.- № 4.- С.59−60.
  215. А.Я. Современная культурология: Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность.
  216. Я., Соибов Я. О постановке экологического образования // Специалист.- 1998.- № 9.- С.29−31.
  217. М. Что такое метафизика? // Новая технократическая волна на Западе.- С.31−44.
  218. А.П., Максимов А. В., Редина М. М. Проблемы и перспективы развития дистантных технологий в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России.- 2000.-№ 2.- С.10−11.
  219. .С. Экология: важные аспекты плана действий // Изв. Всесоюз.геогр.об-ва.- 1991.- Т. 123, вып.З.- С.233−239.
  220. Хотунцев Ю.Л. III Международная конференция «Технология -2001» // Школа и производство.- 2002.- № 2.- С. 2−4.
  221. Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы).- Ставрополь, 2001.- 76с.
  222. С.Ю. Воспитание: психология и педагогика // Специалист.- 1998.- № 12.- С.24−27.
  223. М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.- Москва, 1996.- 160с.
  224. Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии.- 1999.- № 4.-С.24−25.
  225. Г. И., Галкин Ю. Ю., Даякин С. В. Об экологическом движении в России // Вестник экологического образования в России.-1998.- № 1.- С.З.
  226. В.А. От философской теории к педагогической практике / Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 163с.
  227. И.А., Трунаева В. В. Духовно-нравственные ориентации в идеологии образования / Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 163с.
  228. А.А. Ленинские идеи охраны природы в действии // Школа и производство.- 1980.- № 2.- С.9−11.
  229. М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  230. A.M. Современное и несовременное в педагогике И Педагогика.- 2002.- № 7.- С.26−31.
  231. А.П., Новиков Ю. В. Гармония или трагедия?— М.: Наука, 1989.-271с.
  232. В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика.- М.: Народное образование, 2002.- 304с.
  233. Экологическая безопасность и концепция эколого-политологического образования в России / В. И. Коваленко, А. И. Костин, Н. Н. Моисеев, С. А. Степанов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 12, социал.-полит.исслед, — 1993.- № 4.- С.3−13.
  234. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко.- М.: Педагогика, 1984.- 135с.
  235. Экологическое нормирование антропогенных нагрузок // Экология.- 1993.- № 1.- С.36−47.
  236. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной.- М.: Педагогика, 1983.- 160с.
  237. Экспериментальная программа образовательной области «Технология» (Абин А.Н., Богданов А. О. и др.).- М.: Минобразование РФ ВНИК «Технология», 1994.-241с.
  238. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989, — 555с.
  239. A.M. Быт и экология.- М.: Знание, 1990.- 62с.
  240. Ю.Г., Сидоров B.C. Эколого-биологический мониторинг и эколого-био-химическое тестирование в районах экологического неблагополучия // Изв Рос. АН. Сер.биол.- 1993.- № 1.-С.74−82.
  241. А.В. Экологические проблемы: острота ситуации // Биология в школе.- 1983.- № 3.- С.5−10.
  242. Г. А. Некоторые проблемы образования в начале XXI века // Вестник экологического образования в России.- 2000.- № 2.-С.5.
  243. Е.В. Развитие экологической культуры младших школьников: Дисс.канд.пед.наук,-М., 1996.- 175с.
  244. Яншин А.Л., Мелуа .И. Уроки экологических просчетов.-М.: Мысль, 1991.-430с.
  245. Blank W.E. Handbook for developing Competency- Based Training Programs.- New-jersey: Prentise Hall, 1982.
  246. LipmanM. Philosophy in the Classroom. Philadelphia, 1983.
  247. Sizer Th. Horase’s School / Redesigning the American High School.- N.Y., 1992.
Заполнить форму текущей работой