Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: На примере Южно-Якутского промышленного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании нами выделены компоненты экологической культуры: экологические знания и экологическое мышление, которые вместе дают экологическую компетентность личностисоциально-экологическая активность личности младшего школьника (сложная дефиниция, определяемая как мера общественно полезной, природоохранной деятельности, выражающая характер и масштабы производимых в ходе и вследствие этой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Экологическая культура: сущность, генезис, структура и функции
    • 1. 2. Экологическая культура как элемент общей культуры
    • 1. 3. Традиционная культура северных этносов Республики Саха (Якутия) — важный фактор формирования экологической культуры у младших школьников
  • ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 2. 1. Аксиологические аспекты формирования экологической культуры младших школышков
    • 2. 2. Опыт формирования экологической культуры школьников в зарубежной теории и практике
    • 2. 3. Критерии и уровни сформированности нравственно-экологической культуры у младших школьников
  • ГЛАВА III. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (по материалам опытно-экспериментальной работы)
    • 3. 1. Модель формирования экологической культуры школьников в условиях общеобразовательной школы
    • 3. 2. Целевая педагогическая Программа формирования экологической культуры у младших школьников г. Нерюнгри Южно — Якутского, региона Республика Саха (Якутия)
    • 3. 3. Содержания и пути формирования экологической культуры младших школьников

Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: На примере Южно-Якутского промышленного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека па природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззрснческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы. Принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Справедливо утверждение профессора С. Н. Глазычсва о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования.

Особо значимую роль в этом процессе играет экологическое образование, гумаиистичсское содержание которого заключается в том, что оно призвано формировать адекватное мировосприятие современного человека, способствовать продуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои дела. Это выдвигает проблему формирования экологической культуры современного человека в качестве первоочередных.

Исходными идеями в проблеме становления экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (J1.H. Гумилёв, В. О. Ключевский, Ф. Сен-Марк, В. Хеслс и др.). Особое значение имеет аксиологическое направление исследования, раскрывающее ценностное содержание среды, используемое обществом в жизнедеятельности (A.M. Коршунов, Н. Д. Никандров, В. Г. Прянникова, З. И. Равкин, М. А. Розов, П. З. Чавчавадзе и др.) — отдельные его аспекты: отношенческий (Г.З. Апресян, Н. Д. Бгапба, Д. Н. Кавтарадзе, М. С. Каган, В. П. Тугаринов и др.), ресурсный (Н.Г. Агаджапян, М. Ичас, Н. Ф. Рсймерс Е. Я, Режабек и др.), социологический (И.В. Бестужев-Лада, О. Г. Дробницкий, М. Шеллер, В. Ядов и др.), сущностный (П. Агесс, В. П. Алексеев, Э. В. Гирусов, Н. М. Мамедов, Г. Г. Провадкин, А. Д. Урсул и др.).

Y В педагогике проблема экологического образования и воспитания школьника, изучается с различных позиций: с общетеоретической (М.Н. Берулава, Т. В. Ильясова, В. А. Сластепин, А. П. Тряпиципа, JI.B. Тарасов) — с мировоззренчсско-ценностпой (Т.К. Ахаян, З. И. Васильева, Н. Д. Никандров, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, С. Е. Матушкин, И. Я. Лернер, Е.А. Климов) — с методической (И.П. Белов, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, II.M. Мамедов, И. Т. Суравегина, В.М. Сенкевич).

Принципиальное значение для исследования проблемы становления и формирования экологической культуры имеют идеи В. И. Вернадского о возникновении па Земле такого специфического явления, как ноосфера. Проблемы экологического императива и обратной экологической связи разрабатывались академиком Н. Н. Моисеевым, систематизацией экологических и экосоциальиых законов занимался Н. Ф. Реймерс, проблемы экологической деятельности исследовали А. Д. Урсул, Б. Небел, В. Хесле.

Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах В. Г. Бганба, Э. В. Гирусова, A.M. Галеевой, Ф. И. Гирепка, Е. И. Ефимовой, С. В. Куликовой, А. И. Зеленкова и П. А. Водопьянова, Н. Н. Киселева, Е. В. Ииконоровой, А. А. Шумейко и др.

Вместе с тем, практически отсутствуют методологические работы относительно процесса формирования экологической культуры у школьников в контексте ее взаимосвязи с культурой общества, что лишь в незначительной мере можно заменить работами общетеоретического плана таких отечественных социологов как А. Г. Здравомыслов, И. С. Коп, В. А. Ядов и др. Наиболее ценными в прикладном плане являются работы Иоганзена Б. Г., Рыкова Н. А., Ожегова Ю. П. и ^ Никоноровой Е. В., Аутлетовой А. Н., Докторова Б. З. и Сафронова В. В., Шагуна Г.,.

Павлова В.И. и Рыженкова П. Е. и др. И хотя в этих и других работах заложен значительный теоретический и практический потенциал, проблема, связанная со становлением экологической культуры у младших школьников на региональном уровне остается недостаточно разработанной.

Процесс формирования экологической культуры предопределен рядом проблем и противоречий общеметодологичсского и педагогического характера, в числе основных из которых можно отметить противоречия между человеком и биосферо-ноосферным комплексом, между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся общественным сознанием, между необходимостью изменения общественного сознания и отсутствием разработанной научно-теоретической базы.

Указанные противоречия глобального характера усугубляются рядом противоречий, характерных для системы образования на современном этапе се развития, возникших в сфере отношений и проектирующих соответствующее становление экологической культуры между: несоответствием сложившейся системы образования требованиям современной науки и практики и необходимостью формирования новых духовно-ценностных ориентации в отношениях «Человек — Общество — Природа»;

— стройностью, четкостью взаимосвязи социально-экологической системы и разрозненностью отражающих ее знаний в экологической культуре личности;

— необходимостью улучшения подготовки педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне подготавливать школьников к становлению у них экологической культуры, и недостаточным состоянием этой подготовки.

Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологической культуры у младших школьников Южно-Якутского промышленного региона Республики Саха (Якутия) в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

Решение дайной проблемы составляет цель настоящего исследования.

Отмеченные противоречия и порожденные ими проблемы, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы» (на примере Южно-Якутского промышленного региона).

Объект исследования — процесс формирования экологической культуры у младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективное формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

• актуализации представлений младших школьников о природе, человеке, обществе, технике до уровня понятийных обобщений, основанных па принципе регионализма;

• обеспечении поэтапного, последовательного и комплексного привлечения учащихся к различным видам, формам и методам практической деятельности;

• экологизации специфически детских видов деятельности, обеспечения их социальной направленности;

• развитии взаимодействующих эмоциональных устремлений у младших школьников в сферах «Я — Сам», «Я — Другие», «Я — Природа»;

• обеспечении ориентации младших школьников на овладение природоохранными, исследовательскими и пропагандистскими умениями и навыками, направленными на сохранение, восстановление и воссоздание природы;

• использовании в работе с младшими школьниками опыта родного народа по бережному отношению к природе;

• обеспечении субъектной позиции ребенка в социально-экологической деятельности.

Проблема, цель, объект и предмет исследования обусловили решение ряда задач:

• изучить состояние проблемы в современной педагогической теории и практике: выявить сущность и содержание критериев сформированпости экологической культуры младших школьников;

• определить содержание и пути формирования экологической культуры в системе школьного образования, в процессе эколого-мотивированной деятельностиразработать целевую педагогическую программу и социально-педагогическую модель становления экологической культуры младших школьников в системе социально-экологического образования региона (цели, задачи, принципы эколого-мотивированной деятельности и социально-экологического взаимодействия на основе развития экологического сознания и ответственности личности), реализация которой обеспечит изменения в экологическом сознании младших школьников;

• выявить и обосновать оптимальные педагогические условия эффективного использования практической деятельности в формировании экологической культуры младших школьников;

• выявить роль и значение природоохранных традиций народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников;

• осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-практических рекомендаций исследования.

Методологическую базу исследования составляют основные философские, естественнонаучные, психолого-педагогические положения о единстве природы и обществао взаимосвязи человека и окружающей средыдиалектико-исторические концептуальные положения о пароде как носителе и созидателе собственной материальной и духовной культуры, научные положения гуманистической педагогики о сущности целостного воспитания ребёнка в условиях деятельности, общения и познания. Методологическими основаниями в исследовании выступают следующие положения личностпо-ориентированпого подхода о гуманизации образовательного процесса, о личности как высшей ценности, как субъекте деятельности и отношений.

Методы и база исследования. Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов: теоретических (аналитико-синтетического, сравнительно-сопоставительного, абстрагирования, формализации, аналогии, иидуктивно-дедуктивпого, ^ моделирования) — эмпирических (опроса, наблюдения, педагогического эксперимента) — математических методов (статистическая обработка данных, графическое отображение результатов, таблицы, рисунки и др.).

Эмпирической базой диссертационного исследования явились результаты практической и исследовательской работы соискателя, материалы эколого-биологического Центра г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в г. Нерюнгри PC (Я): (376чел.). Экспериментальной работой на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 300 человек, в т. ч.: 196 школьников 1−4-х классов, 60 участников ежегодных краевых и городских экологических конференций и конкурсов, 90 студентов вузов, 30 учителей школ и сотрудников экологических центров системы дополнительного образования, слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,.

Этапы исследования:

1 этап (1995;1997 гг.) — изучение и анализ научной литературы по проблеме t исследования, сбор и накопление эмпирического материала. Выявлялась степень разработанности проблемы формирования экологической культуре в педагогической, психологической, социологической, естественнонаучной литературеизучался опыт отечественной и зарубежной педагогической практики по формированию экологической культуры, отношений, поведения, культуры.

2 этап (1997;2000 гг.) — проведение теоретической и опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ, построение общей гипотезы исследования, определение задач и программы действий. Разрабатывалась методика и программа экспериментапроводился констатирующий эксперимент.

3 этап (2000;2001) — расширение теоретической и практической базы опытно-экснериментальной работы, апробация экспериментальных материалов, конструирование теоретической модели экологически культурной и экологически.

1* культурной личности учащегося.

4 этап (2001;2003 гг.) — формулирование и уточнение выводов теоретической и экспериментальной работысистематизация материалов, продолжался социально-педагогический эксперимент, в ходе которого подвергались корректировке основные компоненты, осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования. Их статистическая обработка, формулировались выводы по исследованиюподготовка Программы, апробация через участие в научных конференциях, выступлениях на заседаниях кафедры, педагогических советах школ № 3, 17, оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней с позиций системного, личностно-ориентированного, деятелыюстного, гуманистического подходов:

1. Определена категория экологической культуры, которая рассматривается и определяется не только как ментальное образование, но и как совокупность элементов духовной культуры общества и его материальной социально-экологической инфраструктуры, как индивидуальный вариант функционирования человека в общесоциальпой экокультурной системе, обусловливаемой образом жизни и особенностями мышления конкретной личности.

2. Обоснованы с социально-психологических и аксиологических позиций сущность экологической культуры, ее становление и основные структурные компоненты (экологическое образование и воспитание, эколого-мотивированная деятельность, экологическое сознание и самосознание, экологическое мировоззрение, традиции, экологический идеал, экологический долг и ответственность, экологическая убежденность, мотивы, интересы, ориентации, t установки, экологические знания, умения, навыки).

3. Разработана социально-педагогическая модель становления экологической культуры учащихся начальной школы, включающая в себя четыре блока: I — черты и качества экологически культурной личности младших школьников как этапов, к которым необходимо стремиться при образовании и воспитании учащихсяIIусловия развития и становления экологической культуры учащихсяIII — средства становления экологической культуры младших школьниковIV — уровни становления экологической культуры как инструмент сравнения и анализа экологической воспитанности школьников.

4. Обоснованы и предложены критерии становления экологической культуры и се показатели, которые включают в себя проявления экосознания, экочувств, озабоченность экологической проблематикой, информированность в данной сфере, Т социально-экологическую ответственность, долг, экофильные принципы и социальные установки и другие значимые факторы.

5. Выявлены педагогические условия, благоприятствующие формированию экологической культуры у младших школьников (экологическое образование и воспитание, включение в активную эколого-мотивироваиную деятельность, участие в эколого-исследовательской и учебно-научной деятельности, использование возможностей учебного процесса, эколого-природоохранпое просвещение, составление экологических программ, проектов, грантов, накопление практического опыта в создании экологических троп особо охраняемых и заповедных зон и сред обитания и др., в которых развивается экологическое сознание, ответственность, активность, аксиологический потенциал учащегося на всех ступенях экологической образовательной вертикали).

Практическая значимость исследования:

1. Разработана Программа и социально-педагогическая модель формирования экологической культуры у учащейся начальной школы г. Нерюпгри ЮжноЯкутского региона Республики Саха (Якутия) в системе социально-экологического образования (цели, задачи, принципы эколого-ориептировапной деятельности и социально-экологического взаимодействия на основе развития экологического сознания и ответственности личности);

2. Разработаны методические рекомендации по реализации содержательного компонента экологической культуры у учащихся начальной школы в системе школьного и дополнительного образования;

3. Разработан спецкурс «Частные вопросы изучения естествознания: формирование экологической культуры младших школьников» .

4. Результаты и выводы исследования имеют прикладное значение для деятельности государственных и общественно-политических организаций, занимающихся решением социально-экологических проблем, экологического воспитания и образования молодежи, могут быть использованы при формировании региональной экологической политики Южно-Якутского региона Республики Саха (Якутия), при планировании и проведении региональных образовательных экологических проектов, в работе природоохранительных органов и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экологическая культура личности выступает: а) средством сохранения и развития человека, продолжения человеческой цивилизации, необходимым условием возрождения государстваб) индивидуальным вариантом отображения человека в общесоциальной экокультурной системе, обусловливаемой образом жизни и мышления конкретной личностив) средством разрешения экологической проблемы подрастающего поколения на основе научных знаний процессов развития биосферы и ноосферы, гуманистических идеалов и прогрессивных национальных традиций.

2. Эффективность формирования экологической культуры у младших школьников обеспечивается посредством совокупности следующих педагогических условий: актуализации представлений младших школьников о природе, человеке, обществе, технике до уровня понятийных обобщений, основанных на принципе регионализмаэкологизации специфически детских видов деятельности, обеспечения их социальной направленностиразвития взаимодействующих эмоциональных устремлений у детей в сферах <сЯ — Сам", «ЯДругие», <сЯ — Природа" — побуждения младших школьников к внутренней мотивации и рефлексии собственной социально-экологической деятельностиобеспечения субъектной позиции младшего школьника в социально-экологической мотивированной деятельности.

3. Объективная оценка уровня сформированное&tradeэкологической культуры у младших школьников возможна на основе следующих критериев и показателей: 1) наличие у школьников нравственно-экологических представлений и первоначальных понятий (показатели этого критерия: их полнота, осознанность их содержания и взаимосвязи между ними, действенность) — 2) развитость нравственно-экологических чувств (показатели: степень выраженности этих чувств, степень их единства со знаниями, проявление их в практике) — 3) интерес к людям, к природной окружающей среде, в которой они живут, к нравственно-экологической деятельности в этой среде (показатели: широта и разносторонность этого интереса, его действенность, устойчивость) — 4) потребность и способность школьника заботиться о людях и окруэ/сающей их природной среде (показатели этого критерия: систематичность проявления этой потребности, наличие умений для её реализации, наличие волевых качеств для этого) — 5) проявление нравственно-экологической культуры в практической деятельности (показатели: активность пропаганды нравственно-экологических знаний, сформированное^ привычек бережного отношения к природе, стремление к охране окружающей среды).

4. Социально-педагогическая модель становления экологической культуры учащихся начальной школы и Программа формирования экологической культуры у младших школьников г. Иерюнгри Южно-Якутского региона Республики Саха (Якутия) в условиях реализации которых происходит эффективное духовно-нравственное развитие личности ребенка в онтогенезе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, связанных с личностпо-ориептировапным и системным подходамиприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам, логикеэкспериментальной проверкой основных положенийрепрезентативностью объема выборокдлительным характером и возможностью повторения опытной работыконтрольным сопоставлением результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация результатов исследования.

Научно-теоретические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-методической конференции «Проблемы учебного процесса высшего профессионального образования на рубеже XXI века» (г. Нерюнгри, 2000 г.), Республиканской научно-практической конференции «Пути эффективного использования экономического и промышленного потенциала Южно-Якутского региона в XXI веке» (г.Нерюпгри, 2000 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Наука — невостребованной потенциал» (г. Якутск, 1996 г.), 4-ой Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации (г. Санкт-Петербург, 2002 г.), Международной научно-практической конференции «Экология образования: актуальные проблемы» (г. Архангельск, 2001 г.), Научно-практической конференции Амурского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (г. Благовещенск, ноябрь, 2002 г.), научном семинаре аспирантов и соискателей ЯГУ (г. Нерюнгри, 2003 г.), педагогическом Совете средней школы № 17 в г. Нерюнгри (2002г., сентябрь), заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) в г. Нерюнгри.

Внедрение результатов исследования.

Учебные пособия, методические рекомендации и дидактический материал внедрены в практику работы технического института (филиала Якутского государственного университета) г. Нерюнгри, Амурском областном институте повышения квалификации учителей (г. Благовещенск).

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 137 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 21 таблица, 9 рисунков, 13 приложений. Общий объем работы составляет 194 страницы.

Выводы по третьей главе.

В исследовании нами выделены компоненты экологической культуры: экологические знания и экологическое мышление, которые вместе дают экологическую компетентность личностисоциально-экологическая активность личности младшего школьника (сложная дефиниция, определяемая как мера общественно полезной, природоохранной деятельности, выражающая характер и масштабы производимых в ходе и вследствие этой деятельности изменений в окружающей личность природной и социальной среде, а также изменения в самой личности) — экологическое сознание и самосознаниеэкологические убежденияэкологические знания и уменияэкологический самоконтроль (соотнесение личностью собственного образа жизни, собственных экологических ориентации и ценностей с экологическими ценностями общества) — эколого-мотивированная деятельностьэкологическое образование и воспитание.

Разработанная в исследовании целевая педагогическая Программа учитывает возрастные особенности личности и ориентирована на индивидуальный уровень осознания и восприятия экологической культуры. Цель ее — в формировании экологической культуры знаний, привитии умений и навыков природопользования, воспитание и развитие необходимых морально-нравственных качеств младших школьников.

В главе представлены критерии и показатели становления экологической культуры у школьников: 1) сформированность экологических представлений и первоначальных понятий- 2) развитость экологических чувств- 3) интерес к людям, природной окружающей среде, в которой живут, к экологической деятельности- 4) потребность и способность младшего школьника заботиться о людях и окружающей среде- 5) проявление экологической культуры в практической деятельности, а также уровни сформированности экологической культуры (высокий, средний, низкий).

В данном исследовании опытно-экспериментальной проверке подвергся процесс становления экологической культуры у учащихся г. Нерюпгри Республики Саха (Якутия). В работе: а) выявлялась динамика изменения уровней становления экологической культуры и его составляющих у школьников разного возрастаб) изучалось влияние экологического мировоззрения на отношение учащихся к практической эколого-мотивированной деятельностив) обосновывалась эффективность учебного процесса, эколого-мотивированной деятельности для учащихся и использование разработанной социалыю-псдагогичсской модели по становлению и формированию экологической культуры.

Важнейшими элементами системы становления экологической культуры являются три блока, имеющих свою направленность: образовательную, воспитательную, деятельностно-практическую. Становление осуществлялось через три формы организации учебно-воснитатсльного процесса: уроки, экологические мероприятия в режиме дня, внеучебные формы экологических мероприятий и экологизацию учебио-восиитателыюго процесса.

В результате формирующего эксперимента получены данные, показывающие.

• эффективность выбранных нами экологической культуры у справедливость выдвинутой нами путей и способов становления и формирования современного школьника, доказывающие гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экологическая культура школьника является определяющим условием реализации духовно-творческого потенциала личности в эколого-педагогической деятельности. Мы определяем экологическую культуру как феноменальное интегральное социальное образование, которое проявляется во внутренне согласованных, координированных способах экологического мышления, оценках и отношениях, чувствах и действиях, обусловленных как самой личностью, как и спецификой эколого-педагогической деятельности. Экологическая культура включает в себя экологические мотивы, на основе которых и формируются экологически значимые качества, ценностные ориентации, обусловливающие статусную роль и имидж, социальные установки, имеющие определенную экологическую выраженность и направленность.

Весь процесс становления экологической культуры развивающейся личности начинается ещё с младенчества, продолжается в детских дошкольных образовательных учреждениях, школе и других учебных заведениях. Исходя из вышеизложенного можно, утверждать, что категория «становление» отражает ту начальную стадию, через которую проходят в своем развитии все предметы, все явления окружающей действительности и представляет собой один из периодов, стадий, этапов развития. Понятием «становление» охватывается особая, незавершенная форма существования предметов, явлений окружающей действительности, тот начальный этан всякого нового, когда оно уже появилось на свет, но еще полностью не сформировалось.

Становление экологической культуры у младших школьниковмногогранный и сложный процесс, который протекает далеко не всегда по прямой восходящей линии, ибо интересы, мотивы, стремления, установки и другие качества личности младших школьников очень подвижны и неустойчивы. Именно в этот период развития и становления личности происходит значительная «переоценка ценностей», выработка «своего индивидуального стиля» поведения, взаимоотношения с природой, с окружающей средой.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы получепы данные, показывающие эффективность выбранных нами путей и способов становления и формирования экологической культуры у современного школьника, доказывающие справедливость выдвинутой нами гипотезы. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные задачи решены и цель достигнута. Теоретические и экспериментальные результаты подтверждают гипотезу о том, что формирование экологической культуры у учащихся будет осуществлено наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: постоянного учета и корректировки уровня экологической грамотности учащихсявысоком уровне учебно-воспитательного процесса по эколого-биологичсским дисциплинам, как фундамента экологических знаний, умений и навыков учащихсяиспользовании возможностей экологической культурыиспользовании возможностей каждого предмета для формирования экологических взглядов.

Проанализировав теоретико-методологические и прикладные аспекты процесса формирование экологической культуры у школьников и выявив, что она предопределен рядом проблем и противоречий общемстодологического характера между человеком и биосферо-ноосферным комплексом, между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся общественным сознанием, между необходимостью изменения общественного сознания и отсутствием разработанной научно-теоретической базы, мы пришли к следующим выводам:

1. К противоречиям, отмечаемым в системе образования, относятся противоречия между несоответствием сложившейся системы образования требованиям современной науки и практики и необходимостью формирования новых духовно-ценностных ориентацией в отношениях «Человек — ОбществоПрирода" — накопленным ресурсным потенциалом социальной экологии и необходимостью перевода его в психолого-педагогическую проекциюпоявлением инновационных процессов в формировании общественного сознания и глобального мировоззрения в отношениях «Человек — Природа» и сложившимися стереотипами мышления у учащихся.

2. Экологическая культура личности выступает: а) средством сохранения и развития человека, продолжения человеческой цивилизации, необходимым условием возрождения государстваб) индивидуальным вариантом отображения человека в общесоциальной экокультурной системе, обусловливаемой образом жизни и мышления конкретной личностив) средством разрешения экологической проблемы подрастающего поколения на основе научных знаний процессов развития биосферы и ноосферы, гуманистических идеалов и прогрессивных национальных традиций.

3. Тсорстико-мстодологичсскис основы формирование экологической культуры у современных школьников, характеризуются диалектическим соотнесением всеобщего, особенного и единичного, интеграцией системного и программно-целевого подходов, новыми принципами, функциями становления, условиями, методами и средствами.

4. Становление экологической культуры школьников представляет собой целенаправленный, взаимообусловленный и взаимосвязанный процесс обучения и воспитания личности на всех ее возрастных этапах развития, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с окружающей природной средойк ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил социально-экологического взаимодействия в системе «Человек — Природа», сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурно-цивилизационпое равновесие, окружающую среду обитания для ныне живущих и для будущих поколений.

5. Обоснован процесс формирование экологической культуры у школьников на основе выявления факторов, воздействующих на духовно-нравствсппо-экологическое сознание школьников и актуализирующих проблему духовпо-иравствсииого приоритета в решении вопросов взаимодействия человека и природы па основе выявления философских, исторических, теоретических, социальных и психолого-педагогичсских предпосылок формирование экологической культуры в онтогенезе. Процесс становления у учащихся экологической культуры органично включает в себя овладение системой экологических умений. Нами выделены следующие, на наш взгляд, наиболее важные умения, которыми должен владеть современный школьник: активно и систематически участвовать в различных формах и видах эколого-мотивированной деятельностипропагандировать экологические знания для защиты и охраны окружающей природной средыразрабатывать экологические проекты, программы, экологические тропы особо охраняемых заповедных зон обитанияприобщать к экологической деятельности друзейдоказывать правоту своей позиции в вопросах охраны природыорганизовать учащихся на общественно полезный трудфиксировать результаты наблюдений, опытов и экспериментов в природной средевыявить воздействия человека на природу и определить последствия этого воздействия.

6. Путем измерений в исследовании удалось проследить динамику становления и формирования экологической культуры у школьников, ее многоуровневый характер. Подтвердилось предположение о том, что об уровне становления и сформированное&tradeэкологической культуры у школьников можно судить по следующим показателям: экологическому сознанию, экологической грамотности, экологическим умениям и навыкам, участию в эколого-мотивированной деятельности, проявлению экологической активности, проявляющихся в поведении учащихся.

7. Разработанная целевая педагогическая Программа формирования экологической культуры у младших школьников г. Нерюнгри Республики Саха (Якутии) в системе школьного образования (цели, задачи, принципы эколого-мотивировапной деятельности и социально-экологического взаимодействия на основе развития экологического сознания и ответственности личности), способствует глубинным изменениям в экологическом сознании школьников, позволяет обеспечивать взаимосвязь философии, социологии, экономики, экологии, биологии, психологии, педагогики, технологических наук с цслыо решения проблемы становления и формирования экологической культуры школьников.

8. Представленная в диссертации социальио-псдагогическая модель формирования экологической культуры учащихся, включает в себя четыре блока: I — черты и качества экологически культурной младших школьников как этапов, к которым необходимо стремиться при образовании и воспитании учащихсяIIусловия развития и формирование экологической культуры младших школьниковIII — средства формирования экологической культурыIV — уровни формирования экологической культуры как инструмент сравнения и анализа экологической воспитанности школьников.

9. Нами обоснованы и предложены критерии формирования экологической культуры и их показатели, которые включают в себя проявления экосознания, экочувств, озабоченность экологической проблематикой, информированность в данной сфере, социально-экологическую ответственность, долг, экофильные принципы и социальные установки и другие значимые факторы.

10. Исследование показало, что формирование экологической культуры предполагает вооружение учащихся соответствующими социальноэколого-биологичсскими знаниями. Потребности социальной и педагогической практики объективно требуют дальнейшего совершенствования содержания и логической структуры формирования экологической культуры, использование возможностей каждого предмета для повышения экологической грамотности, включение в учебные планы общеобразовательных школ, направленных на изучение социальной экологии, экологии человека.

11. По результатам эксперимента дан анализ состояния формирования экологической культуры и составляющих ее ядро у учащихся образовательных учреждений Южно — Якутского региона. Установлено отставание экологической грамотности участников образовательного процесса от современных требований педагогической науки и практики, отсутствие достоверных научно-обоснованных знаний, недостаточная сформированное&tradeэкологических умений и навыков.

12. Проведен анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах г. Нерюнгри, выделены возможности для формирования экологической культуры у школьников, разработано и проверено содержание формирующего эксперимента, заключающегося в обеспечении теоретико-методологического, деятельностного и мировоззренческого аспектов эколого-мотивированной деятельности школьников, становления и формирования экологической культуры школьников.

13. Доказана эффективность разработанных форм осуществления деятельностного, личиоетно-ориентированного подходов, представляющих в совокупности технологические, системные формообразования и методико-технологические линии: проблемно-поисковые задания (экологические программы, проекты), деловые и имитационные игры экологического содержания, экологические лагеря и экологические тропы, эколого-мотивировапная деятельность.

14. Выявленные педагогические условия, благоприятствуют формированию экологической культуры у младших школьников (экологическое образование и воспитание, включение в активную эколого-мотивированную деятельность, участие в эколого-исследовательской и учебно-научной деятельности, использование возможностей учебного процесса, эколого-природоохранное просвещение, составление экологических программ, проектов, грантов, накопление практического опыта в создании экологических троп особо охраняемых и заповедных зон и сред обитания и др., в которых развивается экологическое сознание, экологический долг и ответственность, активность, аксиологический потенциал учащегося на всех ступенях экологической образовательной вертикали).

Материалы исследования свидетельствуют о том, что повышение уровня экологической культуры ведет, как следствие, к повышению духовно-нравственного содержания личности. Проведенное исследование является частью реализации общей проблемы формирования непрерывного экологического образования и воспитания и может быть продолжено на разных уровнях педагогического поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Ключи к экологии.-JI., 1982.
  2. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997. — 370 с.
  3. В.П. Очерки экологии человека. М., 1993.
  4. А.А. Социальная экология: наука, образование, культура. // Экологические императивы устойчивого развития России. СПб.: Петрополис, 1996.
  5. Ю.В. Культура как интерпретатор социума. Монография. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1996.- 171 с.
  6. С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. -М.: Вестник Моск. Ун-та, 1994. № 4. — Серия 7.
  7. А.И. Социокультурный уровень и нормативные аспекты исследования взаимоотношения человека и природы: Автореф дисс. на соискание учен. степ. канд. паук. Минск, 1986. -19с.
  8. И.Г. От Эразма Ротердамского до Бертрана Рассела / Коммунизм и культура. М., 1969.
  9. Аристотель. Никомахова этика. Соч., в 4 Т. М., 1983.
  10. А.И. Культура и современность. М., 1973. — 159 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 156 с.
  12. В.Г. Проблемы мотивации и личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1974.
  13. Э.А. О культуре и культурности. М.: Знание, 1966.
  14. Э.А., Злобин Н. С. Культура. Творчество. Человек. М.: Мол. гвардия, 1970.
  15. Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  16. М.А. Математические модели и планирование образования. М.: Наука, 1972.
  17. Г. А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. -Киев, 1991.
  18. В.Р. Становление экологической этики: проблемы и нерспеюгивы. -М.: РАУ, 1992.
  19. .М. Традиции и социокультурная система. //Советская этнография, 1981.
  20. B.C. Школа «диалог культур» //"Сов. педагогика", 1989, № 2.
  21. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. //"Педагогика". 1996. — № 3. — С. 72−73.
  22. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.
  23. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков: (Сб. статей) /Под. ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М., 1972.
  24. Е.В. Формирования нравственного сознания старших школьников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра наук: 13.00.01. Л., 1980.
  25. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя //"Педагогика". 1973.-№ 2.
  26. Ю.В., Бромлей Н. Я. Культура и природа. //Вестник АН СССР.1981.-№ 10.-С. 84−91.
  27. С.Н. Личность как кардинальная ценностная категория в психологических концепциях США. / Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). / Под. Ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1995.-С. 481−514.
  28. И.II. Экологическая культура и личность. //Философия и современный мир. Минск, 1991.-Вып. 18.-С. 46−52.
  29. Ю.А. О гносеологических аспектах моделирования. //Логика и методология пауки. М.: Наука, 1967.
  30. Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы: Автореф. дисс. па соиск. учен. степ. канд. наук. М., 1978. -25с.
  31. Э.В. Система «общество природа» (проблемы социальной экологии). — М.: МГУ, 1976.
  32. Э.П. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. //Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.-С. 105−121.
  33. С.Н. Культура и мировоззрение //Общие проблемы культуры. -Экспресс информация. М.: ГБЛ, 1985. — Вып. 1.
  34. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  35. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. /Под. ред. О. Е. Лебедсва. СПб.: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 1995.
  36. Г. А. Творчество и диалектика /Г.А. Давыдова: АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1976.
  37. В. Экология и общество. М., 1981.
  38. Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. /Под ред. В. Д. Комарова. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1989.
  39. Закон Российской Федерации об образовании. /Учительская газета, 1992. № 28.
  40. О.В., Мельник Л. Г., Шспсленко А. Н. В борьбе с драконом «Когай»: Опыт природопользования в Японии. М.: Мысль, 1991.
  41. В.Д. Внеклассная деятельность как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. наук.: 13.00.01.-Екатеринбург, 1992.-20 с.
  42. Т.В. Формирование педагогической культуры у будущего учителя в учебном процессе: (па материале дисциплин педагогического цикла): Дисс. канд. пед. наук. Луганск, 1991.
  43. Э.В. Философия и культура. М.: Республика, 1991.
  44. М.Г. Влияние мотивов деятельности на характер нравственной оценок и самооценок школьников. В кн.: Педагогика: (Герцен, чтения /Ленингр. пед. ин-т. им. А.И.Герцена- XXVII). — Л., 1975.
  45. И. Религия в пределах только разума. //Трактаты и письма. М., 1980.
  46. Фр. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей. //Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  47. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
  48. Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М.: Знание, 1952.
  49. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968.
  50. Л.А. К проблеме сущностных противоречий культуры //"Философские науки". 1986. — № 3.
  51. JI.H. Культура и технология: Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого (на предприятии, в городе, регионе). //Тезисы научно-практического семинара. 4.1.-Пермь, 1981.
  52. JI.H. Очерки социальной теории культуры. Свердловск, 1972.
  53. . Замыкающийся круг. JI., 1974. — С. 65.
  54. JI.H. Проблема саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-315 с.
  55. Культура и экология: Поиск путей становления новой этики. / А. Зотов, Е. Чичнева и др. М.: Интеллект, 1996. — 240 с.
  56. Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977.
  57. А.II. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.
  58. .Т. Экология личности. //Педагогика", 1993. № 2.
  59. А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы: Автореф дисс. на соиск. учен. стси. канд. наук. Минск, 1988. — 21с.
  60. В.II. Традиции в развитии экологической культуры общества: автореф. дис. на соискание учен. степ. канд. паук. 09.00.11. СПб., 1992. -23с.
  61. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.
  62. Э.С. Культура как система. М., 1994.
  63. Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М.: Наука, 1973.
  64. А.Г. Экологическая культура как социальное явление: Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. наук. Свердловск, 1982. — 19с.
  65. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1997. — 197 с. — С. 33, 101.
  66. В.М. О понятии «культура». М., 1982.
  67. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: (Учеб. пособие для спецкурса). Пермь: Изд-во ПГПИ, 1971.
  68. Методологические основы становления экологической культуры: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2000.
  69. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987.
  70. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.
  71. А. Социодинамика культуры /Ред. и примеч. Б. В. Бирюкова М.: Прогресс, 1973.
  72. В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии. Учён. зап. /Ленингр. ун-т им. А. А. Жданова, 1957, № 244. Вып.4.
  73. З.Г. Экологическое сознание: сущность и особенности функционирования в системе «общество природа»: Автореф. дне. на соискание учен. степ. канд. наук: 09.00.01. — Одесса, 1988. -21с.
  74. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. //Педагогика", 1998. № 3.
  75. .А. Экологическая культура и её формирование у современных школьников: Дис. на соиск. учен. степ, канд наук: 22.00.08. М.: 1996.
  76. Е.В. Экологическая культура и молодёжь: Учеб. пособие. М., 1990.
  77. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360с. С. ЗЗ — 51, 275 — 277.85.0буховский К. Психология влечения человека. М.: Прогресс, 1972.
  78. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов /Под ред. И. А. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1990.
  79. Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Мол. Гв., 1990. — С. 85−90, 207−209.
  80. М.Б., Питг Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. Йорк: Технологическое предпринимательское образование в России, 1997.
  81. Н.С. Экология и культура. Якутск, ЯГУ, 1999 г.
  82. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1987.
  83. Е.А. Экологические отношения как культурно-историческая проблема: Дисс. па соискание учен. степ. канд. наук. М., 1984.
  84. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. -Харьков, 1991.- 163 с.
  85. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. /Под ред. И. С. Марьепко. -М.: Просвещение, 1976.
  86. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959 г.
  87. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. К.: Наукова думка, 1987.
  88. А.В. Экологическое воспитание учащихся. // Философия и экологическая проблема. М., 1990. — С. 274−286.
  89. М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема: Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. наук. М., 1991. — 21с.
  90. B.C. Культура и развитие человека //Вопросы философии. -1982.-№ 4
  91. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.
  92. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия //Соловьев Вл. С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988.
  93. В.А. Рождение гражданина. Разд.: Становление нравственности. Избр. пед. соч.- В 3-х т. — М.: Педагогика, 1979.
  94. Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. М., 1992.
  95. Н.Ф. Природа, технология, культура: Философско-мировоззренческий анализ. Киев: Наукова думка, 1985.
  96. М.Х. Ценностные представления как основа формирования и реализации жизненных планов. В кн.: Социально-профессиональная ориентация молодёжи /Под ред. М. Х. Титмы. — Тарту, 1973.
  97. Д.II. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969.
  98. А.Д. О понятии «экологическая деятельность». //Философские науки, 1986. № 1
  99. А.Д. Перспективы экоразвития.-М., 1990.
  100. Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условие формирования личности подростка. //Вопросы психологии, 1980, № 4.
  101. П. Педагогика угнетённых. М.: Прогресс, 1972.
  102. Дж. Уроки естествознания: обучение в малых группах сотрудничества. /Из опыта работы педагогов США. Пер. с англ. М.: Центр «Экология и образование», 1993.
  103. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва С, 1993.
  104. II.H. Экологическая культура общества и личности. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. наук. Горький, 1984.
  105. А. Култура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  106. А.Г. Социальная экология как методологическая основа экологического воспитания. Свердловск, 1988.
  107. В.А. Моделирование и философия. М.: Паука, 1966.
  108. А.А. Становление экологического менталитета современных школьников: теория и практика. М.: «Белый ветер», 2000. — 336 с.
  109. А.А. Формирование экологической культуры у современных школьников. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. М.: НИИВО МО РФ, 1999. — 297 с.
  110. Экологическая культура: Проблемы становления: Монография. М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Гостехпадзора России», 2001.
  111. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  112. О.Н. Экологический аспект проблемы культурного прогресса. //Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984.
  113. Asthctische Erzichung und Kommunikation /Hrsg. Von O. Schwenkc. -Frankfurt a. M.- Berlin- Munchen, 1972.
  114. Environmental Education Act. Publik Law 91 516, 91 st. Congress, A. R. 18 260. October 30, 1970.
  115. Interdisciplinary Environmental Education. The American Biology Teachcr. Vol.37, 1975, № 2.
  116. Madscn K.B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen, 1974.
  117. G. «Okopadagogik» versus Umwclterziehung. //Padagogische Welt. 1990.
  118. Schmidt D.J. Teaching Ecologycal Concepts: Studying Crop and Productivity. -The American Biology Teacher. Vol. 38, 1975.
  119. Selle G. Kultur der Sinne und asthetische Erziehung: Alltag, Soziatisation, Kunstunterricht in Deutschland vom Kaiscrreich zur Bundesrepublik. Koln: Du Mont, 1981.
  120. Stapp W. Environmental Enceunters. In: Environmental Education: A Sourcebook. By C. Troost, A. Altman. N.Y., 1972.
  121. Weizsacker E.U. von. Erdpolitic: Okologische Realpolitik an der Schwelle zum Jahrhunder der Umwclt. J. Aktualisierte Aufl. — Darmstadt: Wiss. Buchges. 1990.
  122. Winter G. Ein umweltbewuptes Unternehmen in der Praxis: Das Winter -Modell. //Chanccn der Betriebc durch Umweltschutz: Pladoyer fur ein offensives Umwcltmanagement Freiburg im Brcisgau. — 1988.
  123. Уровни сформированности экологической культуры младшего школьника
  124. Уровни сформированности Качественная характеристика уровней
Заполнить форму текущей работой