Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование возможностей реализации потенциала детской субкультуры в деятельности социального работника с детьми из неблагополучных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи… Читать ещё >

Исследование возможностей реализации потенциала детской субкультуры в деятельности социального работника с детьми из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ деятельности ДОУ по осуществлению социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей.

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия.

Утомленный, сонный вид.

Санитарно-гигиеническая запущенность.

Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания.

Неумеренный аппетит.

Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии.

Привлечение внимания любым способом.

Чрезмерная потребность в ласке.

Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Трудности в обучении.

В чем проявляются признаки физического насилия в семье.

В боязливости ребенка.

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков.

В сосании пальца, раскачивании.

В боязни идти домой.

В жестоком обращении с животными.

В стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Таблица 1 План работы с неблагополучными семьями и профилактических мероприятий по предупреждению нарушения прав детей в семье.

Наименование мероприятия.

Сроки исполнения.

Ответственные.

1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета.

Сентябрь.

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог.

2. Выявление неблагополучных семей.

В течение года.

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог.

3. Изучение причин неблагополучия семьи.

По мере выявления.

Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, органы опеки и попечительства.

4. Ведение картотеки неблагополучных семей.

В течение года.

Социальный педагог.

5. Консультации для педагогов.

По плану.

Социальный педагог, педагог-психолог.

6. Консультации для родителей.

По плану.

Социальный педагог, педагог-психолог.

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».

В течение года.

Социальный педагог, педагог-психолог.

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Сентябрь.

Социальный педагог, педагог-психолог.

9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей.

По мере необходимости.

Администрация, воспитатели, социальный педагог.

10. Рейды в неблагополучные семьи.

По мере необходимости.

Воспитатели, социальный педагог.

11. Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др.

В течение года.

Администрация, социальный педагог.

12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей.

Ежедневно.

Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог.

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи.

В течение года.

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог.

14. Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения.

Апрель-май.

Администрация ДОУ, администрация СОШ, социальный педагог ДОУ, педагог-психолог ДОУ, зам. директора по социальной защите, психолог СОШ.

15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т. д.), с целью профилактики неблагополучия в семье.

В течение года.

Сотрудники ДОУ.

16. Анализ работы с неблагополучными семьями.

Январь, май.

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог.

Общий план изучения семьи.

  • 1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  • 2. Жилищные и материальные условия.
  • 3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  • 4. Культурный уровень родителей:

наличие библиотеки в семье;

какие книги читают;

следят ли за периодической печатью;

посещают ли кино;

посещают ли театры и концерты;

посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

доброжелательная, неустойчивая, равнодушная, гнетущая, недоброжелательная.

  • 6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
  • 7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
  • 8. Что является предметом основной заботы родителей:

здоровье детей;

развитие умственных способностей;

художественных способностей;

нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

сверхопекающее;

ровное, заботливое;

равнодушное;

подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

систематическое;

нерегулярное;

полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

положительное;

равнодушное;

негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

систематическое;

эпизодическое;

отсутствие взаимодействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой