Исследование возможностей реализации потенциала детской субкультуры в деятельности социального работника с детьми из неблагополучных семей
![Реферат: Исследование возможностей реализации потенциала детской субкультуры в деятельности социального работника с детьми из неблагополучных семей](https://niscu.ru/work/7643774/cover.png)
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи… Читать ещё >
Исследование возможностей реализации потенциала детской субкультуры в деятельности социального работника с детьми из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ деятельности ДОУ по осуществлению социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей.
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия. |
Утомленный, сонный вид. |
Санитарно-гигиеническая запущенность. |
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания. |
Неумеренный аппетит. |
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии. |
Привлечение внимания любым способом. |
Чрезмерная потребность в ласке. |
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием. |
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. |
Трудности в обучении. |
В чем проявляются признаки физического насилия в семье. |
В боязливости ребенка. |
В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков. |
В сосании пальца, раскачивании. |
В боязни идти домой. |
В жестоком обращении с животными. |
В стремлении скрыть причину травм. |
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
Таблица 1 План работы с неблагополучными семьями и профилактических мероприятий по предупреждению нарушения прав детей в семье.
Наименование мероприятия. | Сроки исполнения. | Ответственные. |
1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета. | Сентябрь. | Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог. |
2. Выявление неблагополучных семей. | В течение года. | Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог. |
3. Изучение причин неблагополучия семьи. | По мере выявления. | Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, органы опеки и попечительства. |
4. Ведение картотеки неблагополучных семей. | В течение года. | Социальный педагог. |
5. Консультации для педагогов. | По плану. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
6. Консультации для родителей. | По плану. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей». | В течение года. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей. | Сентябрь. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей. | По мере необходимости. | Администрация, воспитатели, социальный педагог. |
10. Рейды в неблагополучные семьи. | По мере необходимости. | Воспитатели, социальный педагог. |
11. Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др. | В течение года. | Администрация, социальный педагог. |
12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей. | Ежедневно. | Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог. |
13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи. | В течение года. | Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог. |
14. Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения. | Апрель-май. | Администрация ДОУ, администрация СОШ, социальный педагог ДОУ, педагог-психолог ДОУ, зам. директора по социальной защите, психолог СОШ. |
15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т. д.), с целью профилактики неблагополучия в семье. | В течение года. | Сотрудники ДОУ. |
16. Анализ работы с неблагополучными семьями. | Январь, май. | Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог. |
Общий план изучения семьи.
- 1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
- 2. Жилищные и материальные условия.
- 3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
- 4. Культурный уровень родителей:
наличие библиотеки в семье;
какие книги читают;
следят ли за периодической печатью;
посещают ли кино;
посещают ли театры и концерты;
посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
доброжелательная, неустойчивая, равнодушная, гнетущая, недоброжелательная.
- 6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
- 7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
- 8. Что является предметом основной заботы родителей:
здоровье детей;
развитие умственных способностей;
художественных способностей;
нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
сверхопекающее;
ровное, заботливое;
равнодушное;
подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
систематическое;
нерегулярное;
полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
положительное;
равнодушное;
негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
систематическое;
эпизодическое;
отсутствие взаимодействия.