Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX — начале XX веков: этапы, движущие силы, механизмы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Судьба народов Северного Кавказа, их история в последние несколько столетий тесно связана с судьбой народов Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. И все социальные, экономические и политические процессы происходили в рамках развития общероссийской цивилизации. В полной мере это относится и к процессу формирования, становления и развития светской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Логико-теоретические основания «исследования
    • 1. Л. Проблема теоретической реконструкции системы образования народов Северного Кавказа
      • 1. 2. Образовательная система как объект исследования
      • 1. 3. Методологические основания исследования
      • 1. 4. Движу щие силы и периоды развития системы образования на Северном Кавказе в XIX- начале XX веков: гипотеза исследования
  • Глава 2. Политика России на Северном Кавказе в начальный период его присоединения и изменения в системе образования народов региона
    • 2. 1. Состояние образования народов Северного Кавказа до начала его присоединения к России
    • 2. 2. Государственная политика на Северном Кавказе в первой четверти XIX столетия
    • 2. 3. Зарождение системы образования на Северном Кавказе. Появление первых светских учебных заведений
    • 2. 4. Характеристика системы образования в северокавказском регионе середины 40-х годов XIX века
  • Глава 3. Формирование системы образования на Северном Кавказе во второй половине 40-х — в 50-е годы XIX в
    • 3. 1. Начало становления государственной политики цивилизаторского типа
    • 3. 2. Реализация новой образовательной политики на Северном Кавказе в 40−50-е годы
    • 3. 3. Характеристика системы образования Северного Кавказа конца 50-х годов
  • Глава 4. Начало интеграции системы образования Северного Кавказа в общероссийское образовательное пространство в 60—70-е годы XIX в
    • 4. 1. Модернизация российского образования в 60-е годы. 1>
    • 4. 2. Изменения в системе образования Северного Кавказа в 60-х годах.,
    • 4. 3. Активизация деятельности властей по христианизации и русификации' нерусских народов России в 70-х годах
    • 4. 4. Характеристика системы образования Северного Кавказа начала
  • 70-х годов
  • Глава 5. Развитие системы образования Северного Кавказа в конце XIX — начале XX веков
    • 5. 1. -Реформы образования в России в 70-х годах XIX века и изменения в системе образования северокавказского региона
    • 5. 2. Характеристика^ системы образования Северного Кавказа начала 80-х годов
    • 5. 3. Государственная политика на Северном Кавказе в период с начала 1880-х годов до XX века
    • 5. 4. Изменения в системе образования северокавказского региона в последнее двадцатилетие XIX века
    • 5. 5. Характеристика системы образования СеверногоКавказа конца XIX века
    • 5. 6. Изменение государственной политики на Кавказе в начале XX века
    • 5. 7. Изменения в системе образования Северного Кавказа после 1905 года
    • 5. 8. Характеристика системы образования Северного’Кавказа в предреволюционный период
  • Заключение

Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX — начале XX веков: этапы, движущие силы, механизмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Судьба народов Северного Кавказа, их история в последние несколько столетий тесно связана с судьбой народов Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. И все социальные, экономические и политические процессы происходили в рамках развития общероссийской цивилизации. В полной мере это относится и к процессу формирования, становления и развития светской системы образования на Северном Кавказе. Сложность строительства системы образования в этом регионе определяется уже тем, что здесь испокон веков проживают сорок пять автохтонных народов, говорящих на языках кавказской, алтайской и индоевропейской языковых семей. Они пришли к анализируемому нами периоду с различным экономическим и социальным уровнем развития, а также политическим опытом. Уже на основании этого можно говорить об уникальг ности Северного Кавказа по национальному составу, социально-политическому и историческому положению. Именно поэтому опыт строительства цивилизованного общества в этом сложном регионе является бесценным.

Если мы обратимся к письменной истории, к документам, характеризующим состояние образования народов, проживавших на территории Северного Кавказа до начала ее присоединения1 Россией, то увидим, что здесь действовала слаборазвитая и малораспространенная система религиозного.

В. О. Ключевский употреблял термин «колонизация» считая, что колонизация есть «основной факт русской истории». Он писал: «История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной её территорией. То, падая, то, поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней. Оно усилилось с отменой крепостного права, когда начался отлив населения из центральных чернозёмных губерний, где оно долго искусственно сгущалось и насильственно задерживалось. Отсюда население пошло разносторонними струями в Новороссию, на Кавказ, за Волгу и далее за Каспийское море, особенно за Урал в Сибирь, до берегов Тихого океана». (Ключевский В О. Русская история. Лекция вторая). Мы не оспариваем правоту великого предшественника, тем не менее, в своем исследовании будем употреблять термин «присоединение», чтобы не возбуждать некоторых юлишне политизированных научных работников на Северном Кавказе. Для этого мы имеем и достаточно веские основания, так-как ряд народов региона входил в состав Российской империи добровольно, что зафиксировано документально. образования (мусульманского и христианского). Вместе с тем не было даже зачатков организованного светского образования, и не было сформировано и предпосылок для его становления. Но уже к концу изучаемого нами исторического периода, т. е. в середине второго десятилетия XX века, мы обнаруживаем на территории Северного Кавказа достаточно развитую систему светского образования, имеющую несколько образовательных ступеней (начальное общее, начальное профессиональное, классическое и реальное среднее, а также среднее педагогическое). В исследованиях, посвященных проблеме развития образования в рассматриваемом регионе есть понимание того, что становление системы образования на Кавказе происходило в русле развития общероссийского образования и общероссийского демократического движения. Об этом сказано и в «Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.» под редакцией А. И. Пискунова. Вместе с тем нет аналитических работ, в которых бы была подвергнута научному осмыслению то, как и благодаря чему произошла такая эволюция за столь короткое время. Обеспечивает ли состояние современного научного знания понимание источников, движущих сил и механизмов развития образования народов Северного Кавказа?

Понимание логики развития системы образования северокавказских народов имеет важное значение не только с научных, исторических позиций, но и с точки зрения решения актуальных политических, социальных, экономических и других задач в этом регионе. Сегодня это особенно актуально в связи с ярко выразившейся тенденцией искажения роли России в развитии народов Кавказа в работах ряда современных авторов из национальных республик этого региона.

Исследованию проблем просветительства, образования народов Северного Кавказа, становления системы образования, развития культуры, анализу этнополитической ситуации в регионе, различным аспектам государственной политики в этой сфере посвящены работы многих ученых (В.И. Абаев, М. К. Абаев, С. А. Айларова, К. Г. Азаматов, С. И. Аккиева, И. А. Алиев, У.Д.

Алиев, Ю. Д. Анчабадзе, А. Г. Ардасенов, Ш. М. Арсалиев, М. Аутлев, Ч. Ах-риев, Г. С. Багдасаров, Ж. Д. Башиева, А. Ю. Белогуров, Т. Ш. Биттирова, A.A. Гассиев, JI.C. Гатагова, Е. И. Гонтарева, М. Б. Гуртуева, М. Д. Загазежев, Б. А. Калоев, H.A. Караулов, И. П. Копачев, М. О. Косвен, М. А. Кошев, И. Крьш-шамхалов, Д. А. Куашева, Т. Х. Кумыков, З. А. Мадаева, И. М. Мизиев, А. И. Мусукаев, Х. А. Сабанчиев, Р. Б. Сабаткоев, В. А. Тишков, С. Б. Узденова, А. Х. Хакуашев, Е. Е. Хатаев, Р. Х. Хашхожева, K.JI. Хетагуров, А.О. Хорет-лев, Х. И. Хутуев, З. Б. Цаллагова, В. Чарнолусский, Н. В. Чехов, И. М. Шаманов, Б. А. Шаханов, A.B. Шаханова, и др.).

Первые серьезные работы по осмыслению процессов, происходивших в сфере образования народов Северного Кавказа, принадлежали представителям русской науки и образования, работавших в регионе еще в XIX веке (Е.И. Козубский, М. В. Краснов, JI.H. Модзалевский, Я. М. Неверов, П. К. Услар, Г. Фальборк и др.). В статьях директора Ставропольской гимназии, а затем Попечителя Кавказского учебного округа Я. М. Неверова поднимались острейшие и насущные проблемы образования горцев. Е. И. Козубским рассмотрен процесс развития образования в Дагестане в период 30—90-х годов XIX века. П. К. Усларом давалось политическое обоснование необходимости развития светского образования среди народов Северного Кавказа. Он ратовал за то, чтобы не только открывались отдельные учебные заведения, но создавалась сеть образовательных учреждений, в которых бы обучались дети простых горцев. Очень серьезным и политически дальновидным, на наш взгляд, является его обоснование необходимости обучения детей горцев на родных языках, так как обучение на чуждом языке позволяло привлекать на сторону властей только определенные классы, имевшие доступ к такому образованию.

В работах М. В. Краснова проанализирован процесс появления первых светских школ в кавказском регионе, показана роль русской интеллигенции в формировании системы начального образования.

В фундаментальном по своему содержанию труде JI.H. Модзал^евского «Очерк истории обучения и воспитания с древнейших до наших врек^г^н» становление светского образования на Кавказе рассмотрено, прежде всего, как процесс реализации политики государства. Политика государства в регионе в разное время носила неодинаковый характер, меняясь, порой, в течение очень короткого по историческим масштабам времени. Именно поэтому процесс становления системы образования не выстраивается как единая неразрЬ1ВНая поступательная прямая. В то же время в работе прослеживается ц то? как пробуждалось сознание кавказских народов к новой жизни. Автор показал этот процесс в неразрывном единстве целей и действий народов Северного Кавказа и центральных властей империи. В труде дан обстоятельны^ анализ деятельности учебных заведений Министерства народного просвещенна за 80 лет XIX столетия.

Значительный вклад в исследование проблем образования на Северном Кавказе в этот период внесли ученые в XX веке.

Большую работу по сбору, систематизации и анализу всего Наследия своих просветителей провели региональные исследователи Т. Ш. Бнттирова, Т. Х. Кумыков, З. М. Налоев, Х. Б. Мамсиров, М. З. Соблиров, А. Х. Хакуашев Х.Х. Хапсироков, Р. Х. Хашхожева. В их работах дается общая характеристика экономического и социального положения балкарцев и кабардинцев, анализируется состояние развития образования и культуры в XIX веке. Помимо этого оценивается вклад представителей передовой интеллигенции в общественную мысль Балкарии, Кабарды, Карачая и Черкесии и показываются факторы, которые влияли на развитие просветительства на Северном Кавказе в начале XIX века. Проблема просветительства становится в этих работах стержневой основой, на которой, по их мнению, выстраивается вся система образования в регионе. Государственная политика и роль официальных властей в этом процессе в рассматриваемый период ими ли не рассматривается вовсе, или приводится только в негативных тонах.

В монографии Г. Ш. Каймаразова исследован процесс формирования сети светских образовательных учреждений в Дагестане, показана роль местной администрации и военных властей в этом процессе.

Фундаментальное исследование развития образования у народов Северного Кавказа с начала его колонизации Россией до 70-х годов XIX века проведено Л. С. Гатаговой. Автор комплексно анализирует политические, социальные, религиозные, личностные и иные факторы, способствовавшие развитию системы образования, или наоборот, тормозившие его. Но за рамками интересов Л. С. Гатаговой осталась сама система образования, прошедшая огромный путь от отдельных низших школ, до разветвленной сложной сети, включавшей разнообразные типы и виды учебных заведений различного уровня.

Анализ литературы свидетельствует о расширении и углублении научного знания о процессах развития образования народов Северного Кавказа в рассматриваемый период. Вместе с тем, он показывает, что в своем большинстве имеющиеся работы посвящены либо исследованию системы образования отдельного народа в тот или иной период, либо отдельным аспектам процесса развития образования. Обобщающих работ мало, но и в них региональная образовательная система представляется фрагментарно. Они не содержат теоретической реконструкции развития образования в северокавказском регионе как целостной системы в единстве ее компонент: образовательной сети, образовательных программ, целей образования, контингента учеников и воспитанников, нормативно-правовой базы, педагогических кадров, материально-технической базы, финансирования, связей между различными уровнями образования, управления.

Без удовлетворительного ответа остается ряд принципиально важных для теоретической реконструкции исследуемого объекта вопросов:

— какую роль играло развитие образования на Северном Кавказе в реализации государственной политики России в этом регионе, и изменялась ли эта роль;

— как развитие образования влияло на изменения образовательнойполитики государства на Северном Кавказе? * - что исполняло роль движущих сил развития образования в северокавказском регионе- - «.

— существовали ли качественно особенные периоды в процессе развития системы образования на Северном Кавказе и др.

Отсутствие системной реконструкции процесса развития’образования в северокавказском регионе в период с начала его' колонизации Россией до начала первой мировой войны определило проблему нашего.исследования.

Объект исследования: система образования— на Северном Кавказе в XIXначале XX веков.. • '.¦.''.¦'.

Предмет исследования: процессы становления? и развития системы образования на Северном Кавказе в XIX — начале XX веков, их движущиеиси—лы и-механизмы! ' «» '¦" ' :.

Цель исследования: Построить обобщенную модель эволюции системы образования на Северном Кавказе в .XIX — начале XX века как целостной системы в: единстве ее компонент: образовательной сети, образовательных программ, целей образования, контингента учеников и воспитанников, нормативно-правовой базы, педагогических. кадров, материально-технической базы, финансирования— связеймежду различными уровнями образования, управления. Обосновать ведущую: роль в этом процессе потребностей реализации государственной политики России в северокавказском регионе и влияние их изменения на содержание и способы развития системы образования. Раскрыть механизмы-развития системы образования? в северокавказском регионе на различных этапах этого процесса.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние научного знания об эволюции образования на Северном Кавказе в XIX — начале XX века и выявитьпотребности его развития. • '. ,.

2. Разработать теоретико-методологические основания исследования.

3. Разработать гипотезу исследования.

4. Проанализировать процесс эволюции образования на Северном Кавказе и построить его системную реконструкцию.

5. Обобщить результаты исследования.

Гипотеза исследования. На основании анализа литературы и изучения архивных материалов мы разработали гипотезу о том, что: а) главной движущей силой развития образования на Северном Кавказе были потребности реализации государственной политики России в этом регионеб) трансформации государственной политики в рассматриваемый исторический период определили качественные различия в целях, содержании и механизмах осуществления изменений в системе образования народов Северного Кавказа.

Мы выделили четыре достаточно четко очерченных периода в процессе эволюции системы образования в северокавказском регионе в ХЕХ — начале XX века.

Первый период — от начала колонизации Россией Северного Кавказа до начала 30-х годов XIX века, характеризуется отсутствием разработанной системы социальной политики, четких целей по адаптации вновь присоединенных народов. В этот период российские власти не рассматривали образование коренных народов Северного Кавказа как средство реализации своих политических целей. Образовательные учреждения создавались исключительно в городах и казачьих станицах, а также в христианизированной части Северной Осетии, и принадлежали они в основном православному ведомству. Если какая-то образовательная политика и существовала, то она была связана с реализацией идеи христианизации коренных народов.

Во второй период (начало 30-х годов — конец 40-х годов XIX века) -развитию светского образования властями начинает придаваться значение важного средства достижения целей присоединения и адаптации народов северокавказского региона. В правительственных структурах постепенно стало утверждаться мнение, что для укрепления позиций не только среди христианских народов региона, но и среди всего населения необходимо как можно быстрее сформировать прослойку адаптированных к российским законам и нормам быта горцев, воспитанную в российских учебных заведениях, на традициях русской культуры и на русском языке. Это начальный период становления системы светского образования коренных народов на Северном Кавказе и начало формирования государственной образовательной политики в этом регионе.

Временной отрезок третьего периода мы относим к середине 40-х годов — началу 70-х годов XIX века. Он включает в себя такие глобальные события в жизни народов Северного Кавказа и всей России, как: завершение Кавказской войны, социальные и политические реформы, связанные с отменой крепостного права, земельными и судебными реформами и т. д. В—этот период государственная политика России на Северном Кавказе трансформируется из колонизаторской в цивилизаторскую. Ее целями стали: адаптация присоединенных народов, укрепление в регионе российского законодательства, создание местной администрации с привлечением представителей коренных народов. Активизировалась работа по формированию социальной инфраструктуры общества и системы образования, а так же подготовки среди представителей Кавказа прослойки просвещенных людей — проводников государственной политики. Разрозненные образовательные учреждения, созданные в предыдущий период, были объединены в систему.

Четвертый период развития северокавказской системы образования — семидесятые годы XIX в — начало XX в. В этот период происходило активное реформирование всей системы общественных отношений, вызванное бурным развитием капитализма в России. Появление новых профессий и производительных сил, формирование новых производственных отношений, политические события в центральной России отразились и на политике центральных властей в регионах. Главными целями государственной политики на Кавказе в этот период стали: усиление централизации властираспространение и утверждение здесь законов Российской империиактивное вовлечение региона и его населения в общественную жизнь страны и в то же время стремление оградить его от революционных волнений самого конца XIXначала XX века.

Основной задачей, решавшейся центральными и местными властями в эти десятилетия, стало включение системы образования северокавказского региона в общероссийское образовательное пространство. Структура и деятельность образовательных учреждений были полностью подчинены общим для российских регионов нормам и правилам, а вся система образования была передана в непосредственное ведение Министерства народного просвещения.

Методологической основой исследования являются:

— принципы системного подхода к исследованию социальных процессов (И.В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин);

— принципы историзма при изучении историко-педагогических процессов (С.Ф. Егоров, П. Ф. Каптерев, H.A. Константинов, Ф. Ф. Королев, E.H. Медынский, А. И. Пискунов, Н. В. Чехов, З. И. Равкин, М. Ф. Шабаева и др.).

Теоретической основой исследования служат положения трудов по истории педагогики H.A. Константинова, E.H. Медынского, JI.H. Модзалевского, В. Я. Струминского, Н. В Чехова О том, ЧТО развитие образования определяется экономическими и политическими интересами государства, состоянием развития общества, интересами различных социальных групп и слоев общества, борьбой идеологий.

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач нами использован общенаучный комплекс методов, включающий анализ, синтез, сравнение, обобщение. А также принципы полидисциплинарного, проблемно-хронологического, сравнительно-исторического подходов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в его результате:

1. Впервые разработана системная реконструкция развития образования на Северном Кавказе в XIX — начале XX века. Показана ведущая роль реализации государственной политики России в изменениях, происходивших в структуре образовательной системы в этом регионе, целях! образования, образовательных программах, контингенте учеников и воспитанников, нормативно-правовойбазе образования, педагогических кадрах, ресурсном обеспечении, связях между различивши уровнями образования, управлении. Раскрыты, механизмы влияния эволюции государственной политикиРоссии на Северном Кавказе на эволюцию системы образования в этом регионе.

2. Так же впервые предложенапериодизация развития северокавказскойсистемы образования,. показаны принципиальные особенности каждого периода, связанныес различиями в целях государственной политики России в эти периоды, роли, которая отводилась образованию в их достижение, степени интегрированноети региональной системы образования в общероссийское образова тельное пространство.

3. Показано, что в ходе социально-экономического развития северокавказского региона происходил рост образовательных потребностей населения, и они также становились движущей силой, развития образования в регионе. '. '.

Теоретическая значимость исследования. Созданная системная реконструкция развитияобразования на Северном Кавказе синтезирует, обобщает и дополняет исследования других авторов. 0на вносит вклад в общую теоретическую картину процессов социально-экономического" и культурного развития народов Северного Кавказа в период XIX — начала XX века и роли в этом России.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в вузовском курсе истории педагогики, всистеме подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений северокавказского региона, а’также в системе повышения квалификации учителей.

Надежность и достоверность представленных в диссертации результатов обеспечивается их опорой на фундаментальные, теоретико-методологические положения, логическим соответствием цели, задач, гипотезы исследованияи комплекса методовисследования. Л так же использованием оригиналов архивных материалов, законов Российской империи, ука-. зовимператоров, касающихся вопросов' образования, распоряжений ! Министерстванародного просвещения,! циркуляровнаместника Кавказа, отчетов попечителя Кавказского учебного округа. — - -1.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На начало колонизации Россией Северного Кавказа коренпые народы, проживающие в этом регионе, не только не имели зачатков организованного светского образования, но не имели и необходимых условий для: его возникновения. •, ,. —. — - : — .

2. Потребности реализации государственной. политики России стали главной движущей силой развития образования в северокавказском регионе. Влияние государственной политики России осуществлялось непосредственно через решения и действия органов власти, направленных на изменения в структуре системы образованияобразовательных программах, материально-технической базе, кадровом потенциале и других ее компонентах, а также опосредованно, через содействие, развитию социальной структуры северокавказских народов, способов их жизнедеятельности.

3: Государственная политика России в отношении образования народов Северного Кавказа в XIX — начале XX веков эволюционировала от политики колонизаторского типа к политике цивилизаторской, просвещенческой.

4. В эволюции системы образования в северокавказском регионе выделяются четыре. качественно особенных периода, обусловленные трансформациями государственной политики России в этом регионе. В начальный период, присоединения Северного Кавказа государственная политика России имела чисто колонизаторские цели, и образованию не придавалось значения важного средства их достижения. Во второй период государственная политика оставалась по своим целям колонизаторской, но формирование прослойки горцев, воспитанных в российских учебных заведениях, на традициях русской культуры и на русском языке начинает рассматриваться как важное средство достижения целей колонизации региона. Это начальный период становления светской системы образования на Северном Кавказе. В третий период государственная политика России трансформируется из колонизаторской в цивилизаторскую. Образование приобретает значение одного из важнейших средств достижения общеполитических целей. В этот период разроз ненные ранее образовательные учреждения объединяются в целостную систему под централизованным региональным управлением.

В четвертый период происходит усиление централизации власти, распространение и утверждение в северокавказском регионе законов Российской империи, активное вовлечение региона и его населения в общественную жизнь страны. Основной задачей, решавшейся в эти десятилетия, стало включение системы образования северокавказского региона в общероссийское образовательное пространство.

5. По мере социально-экономического развития северокавказского региона, происходил рост образовательных потребностей населения, и они также становились движущей силой развития образования в регионе.

6. Развитие северокавказской системы образования происходило в следующих основных направлениях:

— расширения и дифференциации сети образовательных учреждений;

— усложнения образовательных программ и повышения их соответствия аналогичным общероссийским программам;

— повышения кадрового потенциала за счет подготовки педагогических кадров для региональной системы образования вне региона и наращивания потенциала внутрирегиональной системы подготовки педагогов;

— роста объемов финансирования образования за счет средств государственного бюджета и иных источников;

— совершенствования нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений и приведения ее в соответствие с общероссийской.

7. Хотя развитие системы образования в северокавказском регионе продолжалось в течение многих десятилетий нерешенными оставались две проблемы — соответствия системы растущим образовательным потребностям населения и качества образования.

8. Сословный принцип устройства системы образования, несмотря на попытки властей ввести элементы демократизации, сохранялся на протяже «нии всего рассматриваемого периода. Хотя численность учащихся в регионе постоянно росла, но образование по-прежнему было недоступным для подавляющего большинства коренного населения. Демократизм, провозглашавшийся центральными властями в принимаемых ими нормативно-правовых актах, сводился в подавляющем большинстве случаев к формально декларировавшимся благим намерениям по привлечению к системе образования детей из бедных слоев населения. В противовес этому одновременно выстраивалась стройная система сдержек и всякого рода правил, которые ограждали народы Северного Кавказа от всех уровней образования от начального до высшего.

9. С начала становления светской системы образования на Северном Кавказе ее структура и содержание деятельности образовательных учреждений постепенно приближались к другим региональным образовательным системам Российского государства. Но к концу рассматриваемого периода нарастали противоречия, обусловленные отставанием развития образования от потребностей социально-экономическогоразвития региона. Состояние образования становилось существенным фактором, сдерживающим развития производительных сил края.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Москва — 1978, 1997, 1999, 2009 гг., Черкесск — 2006, 2007 гг., Душанбе — 1982 г., на заседаниях ученого совета Института инновационной деятельности в образовании РАО и заседаниях лаборатории анализа инновационных процессов в общем образовании ИнИДО РАО, на «круглых столах» журнала «Педагогика». Результаты исследования представлены в основных публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы (источника).

Выводы к главе 5.

1. Политика России в северокавказском регионе в период с начала 70-х годов XIX века до середины второго десятилетия XX века претерпела две стадии трансформации. В 70-х годах она была продолжением той же цивилизаторской политики, ориентированнойна' включение северокавказского" региона в социально-экономическую систему России, которая реализовалась в. предьщупще десятилетия. С начала 80-х годов XIX века до начала XX века, образование перестало рассматриваться как важное средство решения общеполитических задач. После упразднения в. 1881 году наместничества, отношение к образованию определялось не государственными деятелями, а чиновниками из различных министерств и ведомств, для которых этот регион ничем от др5тих окраин не отличался: Государство фактически устранилось от решения насущных проблем образования, а общество было еще не в состоянии открывать и содержать учебные заведения за свой счет. В результате к началу XX века административная система управления на Кавказе пришли в упадок. ¦ • •.

V В 1905 году было восстановлено Кавказское наместничество, что стало — новым поворотным пунктом в государственной * политике на Северном Кавказе., ':-'-.

2. Эволюция государственной политики прямо отразилась на темпах и содержании изменений в системе образования северокавказского региона.

70-е годы стали годами активных преобразований в системе образования на Северном Кавказе. В их результате в основном была решена задача унификации образовательных учреждений и структуры’образовательной системы региона и ее включения в общероссийское образовательное простран СТВО. !'¦'•¦•'¦

Период с начала 80-х годов XIX века до начала XX века. можно охарактеризовать как период упадка. Хотя изменения в системе и происходили, но их темп был низким. В этот период нарастало противоречие между образовательными потребностям населения и возможностями региональнойсистемы образования. Ряд, непродуманных действий центральных властей в бытность министром просвещения И. Д. Делянова привел к снижению, доступности образования для коренного населения Северного Кавказа. .

С восстановления в 1905 году кавказского наместничества изменения в системе образования северокавказского региона интенсифицируются, но не в той мере, как это было необходимо.

3. Основные изменения, произошедшие в рассматриваемый период в системе образования были связаны: с реформированием гимназического образования, проведением четкого водораздела между классическим и реальным средним образованиемсозданием и расширением сети реальных училищрасширением сети низших и начальных школ, предназначенных для простого народаусилением внимания к подготовке педагогических кадров, отменой особого статуса северокавказского региона.

Действия властей, направленные на замену реальных гимназий реальными училищами, соответствовали изменениями социальных условий в жизни страны, в результате чего насущной необходимостью становилось формирование и развертывание в стране системы технического образования.

Важным шагом на пути включения северокавказской системы образования образовательное пространство России стала отмена особого статуса северокавказского региона. С этого момента все действия руководителей образования Кавказа и Закавказья стали регламентироваться циркулярами Министерства народного просвещения, а внутренний распорядок учебных заведений подчинялся единым законодательным актам империи.

В 80-е и 90-е годы прослеживается отказ властей от расширения сети образовательных учреждений для коренных народов. Очень медленно увеличивалось количество средних, низших и начальных учебных заведений, которых катастрофически не хватало. Постепенно сворачивается система подготовки специалистов из представителей народов Северного Кавказа в высших учебных заведениях империи. Прекращается прием детей в приготовительные классы гимназий.

После восстановления наместничества в 1905 г. новый глава региона предпринял ряд шагов по поднятию престижа и уровня образования как основы социального прогресса общества. Прежде всего это коснулось вопросов усовершенствования системы управления образованием. Так было издано распоряжение об учреждении попечительских советов из руководителей населенных пунктов, всех законоучителей и вероучителей училища, смотрителя и учителей училища, почетных смотрителей, попечителей и блюстителей училища (при их наличии) и трех делегатов общества при начальных училищах для содействия их благоустройству и улучшению их материального положения.

Были приняты меры по привлечению к управлению учреждениями образования родительской общественности.

Происходила демократизации доступа детей в профессиональные училища, в их программах постепенно расширялась общеобразовательная подготовка. Существенные изменения произошли в сегменте профессиональных курсов и классов. В городских училищах работали педагогические курсы, почтово-телеграфные классы и бухгалтерские классы.

Для распространения грамотности среди взрослых людей при училищах открывались вечерние и воскресные курсы для малограмотных и безграмотных взрослых, а при некоторых — и курсы профессиональных знаний. Просветительские функции выполняли также бесплатные народные библиотеки. Отметим, что и эта форма организации элементарного образования строилась только при уже существовавших начальных школах, а не там где их не было изначально. В селах, где проживали представители коренных народов, не было открыто ни одно такое просветительское учреждение.

Важным для развития профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих в регионе явилась деятельность профессиональных классов (почтово-телеграфных и бухгалтерских) и курсов для взрослых, где люди обучались кройке и шитью, столярному и токарному ремеслам, черчению и ремеслам. Эти курсы содержались за счет местных бюджетов.

Изменения в сфере государственной политики привели к тому, что существенно трансформировалась система финансирования гимназий и прогимназий. Весь бюджет гимназий складывался из сумм, выделявшихся государственным казначейством, городскими обществами, платы за обучение и пансион, а также небольших поступлений из различных источников. Государственное казначейство выделяло от двух тысяч рублей до 81 489 рублей.

Данное обстоятельство, а также стремление государства постепенно снижать свое участие в финансировании гимназий и прогимназий привело к тому, что указанных сумм не хватало на то, чтобы снизить плату за обучение, размер которой доходил до 100 рублей в год. Во многом невозможность внесения платы становилась причиной отчисления детей из гимназий и прогимназий, и случаи эти не были единичными. В течение года администрациям учебных заведений приходилось отчислять до нескольких сот учащихся.

К началу второго десятилетия XX века власти сделали реальные шаги по обеспечению школ региона своими педагогами. К 1913 году были открыты два учительских института — в Ставрополе (1912г) и Владикавказе (1913г). Учителей готовили также пять мужских и одна женская семинарии — Кубанская 1-я (1871г), Кубанская 2-я (1909г), Екатеринодарская женская (1909г), Терская (1910г), Ставропольская и Безскорбненская (1912г).

4. Хотя развитие системы образования в северокавказском регионе продолжалось в течение многих десятилетий нерешенными оставались две I проблемы — соответствия системы растущим образовательным потребностям населения и качества образования. Первая проблема в рассматриваемый период стояла особенно остро и продолжала обостряться.

Рост образовательных потребностей населения все более опережал рост возможностей системы образования их удовлетворить. Большинство учебных заведений было переполнено учащимися. Наполняемость классов гимназистами превышала общероссийскую норму в два раза. Многим детям отказывалось в приеме на обучение. Уже в 1880 году, в гимназии и прогимназии округа было принято всего 31,5% из всех подавших прошения. Такая же картина наблюдалась и в других учебных заведениях. По оценкам попечителя, чтобы удовлетворить потребность населения Кавказа в образовании, число учебных заведений в крае должно быть увеличено минимум в 7 раз.

Существенной проблемой было ранее и оставалось низкое качество образования. Гимназии в крае практически не выполняли свою основную задачу — готовить детей к получению высшего образования. Главные задачи образования — поднять общий интеллектуальный уровень населения, сформировать национальную интеллигенцию, подготовить кадры для развития социально-экономической инфраструктуры, формируемой на Северном Кавказе — оказывались нерешенными.

5. Сословный принцип устройства системы образования, несмотря на попытки властей ввести элементы демократизации, сохранялся и в рассматриваемый период. Хотя численность учащихся в регионе постоянно росла, но образование по-прежнему было недоступным для подавляющего большинства коренного населения.

Демократизм, провозглашавшийся центральными властями в принимаемых ими нормативно-правовых актах, сводился в подавляющем большинстве случаев к формально декларировавшимся благим намерениям по привлечению к системе образования детей из бедных слоев населения, поскольку одновременно выстраивалась стройная система сдержек и всякого рода правил, которые ограждали народы Северного Кавказа от всех уровней образования от начального до высшего.

Не получая начального образования, горцы не могли попасть в средние. Учебные заведения в их местах проживания не открывались. Все средние образовательные учреждения Северного Кавказа и пансионы при них располагались в губернских и уездных городах, в которых горского населения (за исключением Владикавказа) практически не было. Получить среднее образование могли лишь выходцы из семей богатых горцев. Поэтому доля учащихся горцев была мизерной.

Уездные и городские низшие учебные заведения, которые могли бы дать соответствующее образование представителям низших сословий и неподготовленным к обучению в средних учебных заведениях представителям привилегированных сословий, так и не получили ожидаемого распространения. Но и функционировавшие образовательные учреждения данного типа практически не играли существенной роли в деле обучения представителей коренных народов региона. По национальному составу среди учеников преобладали русские и лишь очень незначительное количество составляли представители коренного населения, которые учились в основном в горских школах.

6. Роль общественности в развитии образования на Северном Кавказе в конце ХЕК — начале XX веков продолжает возрастать.

Сельские общества собирали средства для открытия школ. Этому также способствовала благотворительная деятельность высших чинов и богатых граждан, которые на свои средства открывали учебные заведения, учреждали именные стипендии.

В начале XX века сам народ начинает подталкивать руководство округа к открытию новых учебных заведений или реорганизации существовавших, собирая на эти цели необходимые средства. Активизируются городские сообщества, проявлявшие инициативу по открытию специализированных низших училищ — ремесленных, технических, агрономических.

7. Важнейшей политической проблемой, начиная 1900 года, вновь стал язык преподавания в учебных заведениях округа. В подавляющем большинстве начальных училищ северокавказского округа все преподавание велось исключительно на русском языке. Это было причиной недовольства населения и демократической общественности. Напряжение было снято лишь после предписания центральных властей соблюдать законы Российской империи, предусматривавшие изучение родных языков, и принятия Правительством о Постановления, узаконившего изучение родных языков в начальных школах.

8. В период с начала 70-х годов XIX века по середину второго десятилетия XX века система образования в северокавказском регионе развивалась с разной скоростью, но в одном направлении. Ее структура и содержание деятельности образовательных учреждений приближались к другим региональным образовательным системам Российского государства. Но к 1914 году внутри нее нарастали противоречия обусловленные отставанием развития образования от потребностей социально-экономического развития региона. Состояние образования становится существенным фактором, сдерживающим развития производительных сил края.

Заключение

.

Мы поставили своей целью разработать системную реконструкцию эволюции системы образования народов Северного Кавказа в XIX — начале XX вв. Согласно нашей гипотезе главной движущей силой развития образования в этом регионе были потребности и цели реализации государственной политики России. Мы также предположили, что эволюция северокавказской системы образования в рассматриваемый период прошла четыре качественно различных периода, обусловленные трансформациями государственной политики. В ходе проведенного исследования, на основе синтеза результатов исследований других авторов, а также анализа и обобщения архивных материалов разработанная нами гипотеза получила свое подтверждение.

Мы показали, что к моменту начала колонизации Россией Северного Кавказа в этом регионе ни у одного коренного народа не существовало системы светского образования и отсутствовали необходимые для его становления предпосылки: не было государственных образованийбольшинство народов не имели разработанного письменного языкахудожественная культура бытовала исключительно в форме устного народного творчестваусловия жизни не способствовали формированию у населения образовательных потребностей.

В первой четверти ХГХ века государственная политика России на Северном Кавказе преследовала цели колонизации региона. Для достижения этих целей использовались армейские силы и военно-силовые методы, т. е. средства принуждения или уничтожения. Задач ассимиляции коренного населения не ставилось и его образование не рассматривалось как средство достижения политических целей. Создание в этот период аманатских школ для детей-заложников, низших школ в русских населенных пунктах, батальонных и полковых школ, было средством решения тактических, а не стратегических задач.

В 30-х годах XIX века властными структурами начинает сознаваться, что решение задач присоединения Северного Кавказа к России будет осуществляться более успешно, если сформировать прослойку горцев, воспитанную в российских учебных заведениях на традициях русской культуры и на русском языке. Образование приобрело значение важного средства достижения политических целей государства.

Формирование целенаправленной образовательной политики на Северном Кавказе началось с созданием в 1840 г Кавказского комитета. Ее целями стали: адаптация присоединенных народов, укрепление в регионе российского законодательства, создание местной администрации с привлечением представителей коренных народов. В решении общеполитических задач важная роль отводилась образованию, призванному обеспечить подготовку кадров для всех сфер жизни и для администрации края из представителей коренных народов, а также создавать условия для скорейшей адаптации населения края к устоям, нормам и законам жизни государства.

Важнейшим шагом в процессе реализации новой государственной образовательной политики на Северном Кавказе стало создание Кавказского учебного округа. Благодаря этому прежде разрозненные образовательные учреждения были объединены в систему под единым управлением. Тем самым был начат процесс централизации управления образованием в регионе. Вместе с тем, Кавказский учебный округ обладал значительной автономией. Это давало возможность лучше учитывать региональные особенности при формировании системы образования на Кавказе.

Результатом целенаправленной работы по наращиванию образовательного потенциала северокавказского региона в 40−50-х годах XIX века стали значительные структурные изменения системы образования (созданы полковые школы, горские школы, казенные мусульманские училища, уездные училища, открыты пансионы при гимназиях, специальные классы для подготовки учащихся к поступлению в университеты, а также учителей для низших классов гимназий, уездных и приходских училищ, для домашнего обучения).

Произошли и важные изменения (содержание гимназического образования приведено в соответствие с общероссийским, введено изучение наиболее распространенных местных языков, принят дифференцированный подход к формированию содержания обучения детей в зависимости от различия их социального происхождения).

Еще одним важным направлением развития северокавказской системы образования с этого времени стала ее унификация, сближение устройств учебных заведений Кавказского округа с устройством аналогичных учебных заведений внутренних регионов России.

В 50-х годах значительно возросло внимание властей к подготовке учителей из представителей коренного населения. Для этого созрели и необходимые предпосылки благодаря тому, что появились достаточно образованные представители коренных народов.

В 60-е годы XIX века возросла роль Кавказа во внешней и внутренней политике России. В деле решения задач полного включения северокавказского региона в Россию образованию и его развитию придавалось все большее значение. Оно понималось уже как одно из самых действенных орудий для постепенного устранения национальных и религиозных разнообразностей, для слияния края с общим государственным строем.

60-е годы XIX столетия стали начальным периодом ликвидации автономии образовательной системы северокавказского региона и включения ее в общероссийское образовательное пространство. Хотя некоторые особенности сохранялись, но в целом структура образовательной системы, содержание образовательных программ, уровень требований к результатам образования в основном соответствовали общероссийским.

Одной из ведущих тенденций в реформировании образования’в 60-е годы стала русификация населения Кавказа через образование.

Продолжалось расширение региональной образовательной сети. Стали открываться женские учебные заведения различных типов и уровней (гимназий, прогимназий и низших школ). На средства городских обществ учреждались общественные училища. Предпринимались шаги к расширению сети образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров, призванные устранить острую их нехватку.

Вместе с созданием в структуре региональной системы образования новых образовательных учреждений проводилось важные преобразования в структуре уже действующих учебных заведений.

Политика России в северокавказском регионе в период с начала 70-х годов XIX века до середины второго десятилетия XX века претерпела две стадии трансформации. В 70-х годах она была продолжением той же цивилизаторской политики, ориентированной на включение северокавказского региона в социально-экономическую систему России, которая реализовалась в предыдущие десятилетия. С начала 80-х годов XIX века до начала XX века, образование перестало рассматриваться как важное средство решения общеполитических задач. Государство фактически устранилось от решения насущных проблем образования, а общество было еще не в состоянии открывать и содержать учебные заведения за свой счет. В результате к началу XX века административная система управления на Кавказе пришли в упадок.

Новым поворотным пунктом в государственной политике на Северном Кавказе стало восстановление в 1905 году Кавказского наместничества.

Эволюция государственной политики прямо отразилась на темпах и содержании изменений в системе образования северокавказского региона.

70-е годы ХЕК века стали годами активных преобразований в системе образования на Северном Кавказе. В их результате в основном была решена задача унификации образовательных учреждений и структуры образовательной системы региона и ее включения в общероссийское образовательное пространство.

Период с начала 80-х годов XIX века до начала XX века можно охарактеризовать как период упадка. Хотя изменения в системе и происходили, но их темп был низким. В этот период нарастало противоречие между образовательными потребностям населения и возможностями региональной системы образования.

Изменения в системе образования северокавказского региона интенсифицировались с восстановлением кавказского наместничества.

Основные изменения, произошедшие в рассматриваемый период в системе образования были связаны: с реформированием гимназического образования, проведением четкого водораздела между классическим и реальным средним образованиемсозданием и расширением сети реальных училищрасширением сети низших и начальных школ, предназначенных для простого народаусилением внимания к подготовке педагогических кадров, отменой особого статуса северокавказского региона.

Важным шагом на пути включения северокавказской системы образования образовательное пространство России стала отмена особого статуса северокавказского региона.

В 80-е и 90-е годы прослеживается отказ властей от расширения сети образовательных учреждений для коренных народов. Постепенно сворачивается система подготовки специалистов из представителей народов Северного Кавказа в высших учебных заведениях империи. Прекращается прием детей в приготовительные классы гимназий.

После восстановления наместничества в 1905 г.(основные изменения в системе).

Развитие системы образования в конце XIXначале XX веков все более отставало от потребностей социально-экономического развития региона. Состояние образования становится существенным фактором, сдерживающим развитие производительных сил края.

Проведенный анализ эволюции системы образования на Северном Кавказе в рассматриваемый период дает основания для следующих обобщающих выводов:

1. На начало присоединения Россией Северного Кавказа коренные народы, проживающие в этом регионе, не только не имели зачатков организованного светского образования, но не имели и необходимых условий для его становления.

2. Потребности государственной политики России стали главной движущей силой развития образования в северокавказском регионе. Влияние государственной политики России на изменения в системе образования осуществлялось непосредственно, через решения и действия органов власти, призванные обеспечить достижение политических целей, а также опосредовано, через содействие развитию социальной структуры северокавказских народов, изменению способов Pix жизнедеятельности.

3. Государственная политика России в отношении образования народов Северного Кавказа в рассматриваемый период эволюционировала от политики колонизаторского типа к политике цивилизаторской, просвещенческой. Это обусловливало различия в значении, которое придавалось образованию в разные годы, в его целях и способах их достижения.

4. В эволюции системы образования в северокавказском регионе существовали четыре качественно особенных периода. В начальный период присоединения Северного Кавказа государственная политика России имела чисто колонизаторские цели, и образованию не придавалось сколько-нибудь важного значения. Во второй период государственная политика оставалась по своим целям колонизаторской, но формирование прослойки горцев, воспитанных в российских учебных заведениях, на традициях русской культуры и на русском языке стало рассматриваться как важное средство достижения целей колонизации региона. Это начальный период становления светской системы образования на Северном Кавказе. В третий период государственная политика России трансформируется из колонизаторской в цивилизаторскую. Образование приобретает значение одного из важнейших средств достижения общеполитических целей. В этот период разрозненные ранее образовательные учреждения объединяются в целостную систему под централизованным региональным управлением. В четвертый период происходит усиление централизации власти, распространение и утверждение в северокавказском регионе законов Российской империи, активное вовлечение региона и его населения в общественную жизнь страны. Основной задачей, решавшейся в эти десятилетия, было полное включение системы образования северокавказского региона в общероссийское образовательной пространство.

5. Развитие северокавказской системы образования происходило в следующих основных направлениях:

— расширения сети образовательных учреждений на территории региона и ее дифференциации;

— усложнения образовательных программ и их приближение к общероссийским программам;

— повышения кадрового потенциала за счет подготовки педагогических кадров для региональной системы образования вне региона и наращивания потенциала внутрирегиональной системы подготовки педагогов;

— роста объемов финансирования образования за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников;

— создания и совершенствования нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений в регионе, приведения ее в соответствие с общероссийской.

6. По мере социально-экономического развития региона изменялась социальная структура коренных народов Северного Кавказа, изменялся их образ жизни, и это сопровождалось ростом образовательных потребностей населения. Возрастающие и качественно изменяющиеся образовательные потребности различных слоев коренного населения края становились все более значимым факторов изменений в структуре образовательной системы и содержании образовательных программ.

7. В ходе развития системы образования в северокавказском регионе в рассматриваемый период нерешенными оставались две проблемы — соответствия системы растущим образовательным потребностям населения и качества образования... • -. ¦¦ 302: ••. ;

8. Существенным негативным фактором, делавшим образованиемало— доступным для подавляющего большинства коренного1 населения Северного Кавказа на протяжении всего рассматриваемого периода, был сословный принцип устройства системы. Демократизм, провозглашавшийся центральными властями в принимаемых ими нормативно-правовых актах, оставался декларативным, поскольку одновременновыстраиваласьстройная" система сдержек, ограждавших коренное население от всех уровней образования от начального до высшего. ,.

9. С начала становления светской системы образования на Северном Кавказе: ее структура и содержание деятельности учебных заведений постепенно приближались к другим региональным образовательным системам. Российского государства. Но к концу рассматриваемого периода, нарастали противоречия, обусловленные отставанием развития образования от потреб, гостей социально-экономического развития региона. Состояние образования становилось существенным фактором, сдерживающим развития: производительных сил края.: .

Поставленная нами научно-исследовательская задача решена., В ходе проведенного исследования нами была разработана теоретическая модель эволюции системы образования на Северном Кавказе в XIXначале XX века как целостной системы в единстве ее компонент: образовательной сети, образовательных программ, целей образования, контингента учеников и воспитанников, нормативно-правовой базы, педагогических кадров,.материально-техническойбазы,-финансирования., связей между различными уровнями образования, управления. Раскрыты движущие силы и механизмы этого сложного процесса, детерминированного многими объективными и субъективными факторами.

Показана прямая зависимость формирования и развития системь! образования от политических факторов, от экономических условий и потребностей народов Северного Кавказа и государства в: целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М.: «Наука», 1987. — 324 с.
  2. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала, 1997.
  3. Я. Хроника народного образования // Русская школа. 1890. № 7. -С. 163−170.
  4. М.Д. Становление и развитие светского образования в Дагестане (вторая половина XIX в. XX в.): Автореф. дис. докт. ист. наук. — Махачкала, 2004.
  5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XI 1-ХIX вв. М., 1990.-824 с.
  6. С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60−90-х гг. XIX в. — Владикавказ: СОГУ, 2002. — 213 с.
  7. Акты Кавказской археографической комиссии. Т.7. — Тифлис, 1878.
  8. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 10. — Тифлис, 1885. 938 с.
  9. А.Е. Очерки истории развития инородческого образования в России // ЖМНП. 1904. июль. — С. 27−46
  10. Ю.Алиев У. Д. Карачай (Карачаевская автономная область). — Ростов-на-Дону: Крайнациздат — Севкавкнига. 1927. — 320 с.
  11. П.Андреев В. Ермолов и Паскевич // Кавказский сборник. 1876. Т.1. С.197−213.
  12. Античные источники о Северном Кавказе/Сост. В. М. Аталиков. — Нальчик: Эльбрус, 1990. 308 с.
  13. K.M. Избранные труды. — Нальчик: Эльбрус, 1971. 160 с.
  14. Я.З. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в XVTH веке: Автореф. дис.. канд. истор. наук. — Махачкала, 1977. 15 с.
  15. М.Г. История развития школы и педагогической мысли Азербайджана. Баку, 2002. — 358 с.
  16. Баев Гаппо. Отрадное движение // Терские ведомости. — 1896, № 44.
  17. М.Х. Население плоскостной Чечено-Ингушетии накануне переселения вайнахов с гор на плоскость // Археолого-этнографический сборник. Т. 2. Грозный, 1968. — 321 с.
  18. Н.К., Блиев М. М., Бузуртанов М. О. и др. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России // История СССР. 1980. № 5. — С. 48−63.
  19. С. А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из МГА МИД. Вып. 1. М.: Универ. тип., 1889. — 584 с.
  20. A.A., Коротков Э. М. Системология организации. М.: Инфра-М, 2000. — 182 с.
  21. И. Дела наши на Северном Кавказе от построения укрепления Моздок до учреждения Кавказского наместничества. С 1765 по 1786гг // Ставропольские губернские ведомости. — 1876. № 31−33.
  22. И.В. Кавказская губерния до преобразования в область. 18 041 824 гг. // Ставропольские губернские ведомости. 1877. № 12−20, № 26−27.
  23. И. Краткий исторический очерк положения наших дел на Северном Кавказе до открытия в 1786 году Кавказской губернии // Северный Кавказ.-J885, № 44г45.
  24. И. Кавказская губерния во время А.П. Ермолова с 1816 по 1824 гг. // Ставропольские губернские ведомости. 1886. № 27−30.
  25. Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1963. 536 с.
  26. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 174 с.
  27. Т.Ш. Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Избранное в 2-х томах. — Том I. — Нальчик: Эльбрус, 1993. — 262с.
  28. Т.Ш. Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Избранное в 2-х томах. Том II. — Нальчик: Эльбрус, 1996. — 246с.
  29. И.В., Садовский В. Н. и Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. — М.: «Мысль», 1970. с. 7−48.
  30. М.М. Русско-осетинские отношения (40-е гг. XY111- 30-е гг. XIX в). Орджоникидзе: ИР, 1970. — 379 с.
  31. М.М. Осетия, Кавказ: История и современность. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. 322 с.
  32. М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе: СОКИ, 1964.-173 с.
  33. М.М. О времени присоединения народов Северного Кавказа к России // Вопросы истории. 1970. № 7. С. 43−56.
  34. З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVIII-первой трети XIX века. Владикавказ: СОГУ, 1992. 108с. 35. Бородай Ю. М. и-др.-Наследие K-Маркса игпроблемы теории общественноэкономической формации. -М.: Политиздат, 1974.-308 с.
  35. С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. -М.: АН СССР, 1939. 184 с.
  36. В.Б. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. -Нальчик: Эльбрус, 1982.-253 с.
  37. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России: (Н.К. Байбулатов, М. М. Блиев, М. О. Бузуртанов и др.) // История СССР. 1980. № 5. С. 48−63.
  38. Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем генерал-адъютанта графа Воронцова-Дащкова//Родина. — № 3. М., 2003.
  39. A.C. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. — 64 с.
  40. В.Г. Роль России в истории Дагестана. — М.: Наука, 1965. 391с.
  41. М.Г., Давудов О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана: с древнейших времен до конца XV в. — Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. 426 с.
  42. B.C. Кавказская линия и терское казачество к началу XIX столетия //Известия СОНИИ, 1940. Т. IX. С.90−129.•. зоб. V-'. •.
  43. Гальцев В: С. Из истории колониза1. Ди &euro-еверного Кавказа // Известия СО-НИИЙ957.Т- xi^ /678: ОтЛ. Д:.805: Л: 20? с об- 46IFассиев*А*.А.Избранные-произведения^ Владикавказ:?Ир, 19 921 — 438-с.
  44. Л. С. Правительственная политика^ и народное образование на Кавказе в XIX в.-М.: Россия-молодая- 1993.143 с.
  45. Н.Ф. Исторический очерк распространения и устройства русского владычества над Кавказом и в Закавказье // Журнал Министерства внутренних дел. — 1849. 4.28- 1850. Ч. 30-- 851.4.31.
  46. В.Н. Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества великого князя Михаила Николаевича: Исторический очерк. — Тифлис, 1901. — 527 с.
  47. И.С. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып. 7. 1910.
  48. И. Чечня // Москвитянин. 1851.
  49. И. Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития // Новая и новейшая история. 1994. № 5. — С. 33—50.
  50. Исторический очерк русской школы / сост. В. В. Григорьев. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1900.-589 с.
  51. История народов Северного Кавказа (конец ХУШв 1917 г.)/ Под ред. А. Л. Нарочницкого. -М.: Наука, 1988. — 660 с.
  52. История развития школы и педагогической мысли Азербайджана. — Баку, 2002. 358 с.
  53. Кавказ. № 39 от 21 мая 1859 г. 73 .Кавказ. Описание края и краткий исторический очерк его присоединения к России. С.-Петербург: Типография И. В. Леонтьева, 1911. — 54 с.
  54. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении / Составлено Н. Ф. Данилевским/. -М.: Университетская типография, 1846. — 192 с.
  55. Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М.: Наука, 1971. — 476 с.
  56. Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 160 с.
  57. С. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института (1863−1913). -Екатеринодар, 1913.-49 с.
  58. .А. Установление русской администрации в Кабарде и Балка-рии (Конец XVI11 — начало XX века). Нальчик: Эльбрус, 1995. — 128с.
  59. .А. Дневник кавказоведа. — Владикавказ: Зонд, 2002. — 460с.
  60. К вопросу об инородческой, школе // Русская школа1. 1910. № 3. — 68 с. Обсуждение в Ш Государственной Думе.
  61. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. Избранное в двух томах. Том 1. Нальчик: Эльбрус, 1993. — 264 с. Том второй. — Нальчик: Эльбрус, 1996. — 248 с.
  62. Н.С. Административная политика царизма на Кавказе и в Средней Азии в XIX веке // Вопросы истории. 1983. № 2, с. 35−47.
  63. А. К истории народного образования на Дону. Новочеркасск, 1905.-126 с.
  64. А. Материалы по истории на родного просвещения на Дону. -Новочеркасск, 1911. 79 с.
  65. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. — М.: Правда, 1990. 624 с.
  66. П.И. Кавказ. В 2 т. СПб., 1914−1915.
  67. Е. И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура: Русская тип. В. М. Сорокина, 1906. — 464 с.
  68. Г. А. Из истории сношений России с Кавказом (1Х-Х1х вв.)// Ученые записки Кабардинского НИИ, 1946. Т. 1. С. 33−81.
  69. H.A., Струминский В. Я. Очерки истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1953. — 272 с.
  70. И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии. (XVIII в. 30-е годы XX в.). — Нальчик, 1964.
  71. М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. — 160 с.
  72. М. Историческая справка (к 25-летию Общества для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе). Ставрополь, 1913.-28 с.
  73. М. Просветители Кавказа. — Ставрополь: тип. Губ. Правления, 1913.-102 с.
  74. И.Ю. Избранные сочинения. Т.VI. — M.-JL, 1960.
  75. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999. № 6. С. 3−11.
  76. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918−1941 тт.) Том первый. Народное образование в Кабардино-Балкарии. (Сборник документов и материалов). — Нальчик: Эльбрус, 1980. 384 с.
  77. Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1957. — 134 с.
  78. Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии (1800−1869гг). — Нальчик, 1959. 172 с.
  79. Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965. — 420с.,
  80. Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. — Нальчик: Эльбрус, 1996.-206 с.
  81. ЮЗ.Кушева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XY1−30-е годы XY11 вв.-М.: АН СССР, 1963.-371с.
  82. У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Т. VI. Тифлис, 1872. — С. 1−62.
  83. Ленинский учебный городок. Нальчик, 1964. — 130 с. Юб. Лукацкий М. А. Методологические ориентиры современной педагогики. -Брянск: Типография ООО «Ладомир», 2008. — 272 с.
  84. Г. Х., Хутуев Х. И. Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1984. — 192 с.
  85. Мец А. Мусульманский Ренессанс/ Пер. с нем. и предисл. Д.Е. Бертель-са/. М.: Наука, 1996. — 458 с.
  86. И.М. Следы на Эльбрусе (Из истории горного туризма и отечественного альпинизма). — Карачаевск: КЧГПУ, 2000. 176 с.
  87. А. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане.-СПб., 1850.
  88. Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Часть вторая. С.-Пб.: Мартынов, 1899. — 605 с.
  89. А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. -152 с.
  90. Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX начале XX века. .Сборникархивных документов.-/ Составление^-археографическая обработка,-редакция и комментарии М. З. Саблирова. — Нальчик: Эль-фа, 2001. — 270 с.
  91. Народное образование и разбои на Кавказе // Русская школа. 1898. № 11. -С. 335−336.
  92. Народное образование на Кавказе // Русская школа. 1906. № 7−8. С. 66−69. Пб. Норденштамм И. И. Описание Чечни со сведениями этнографического и экономического характера // Материалы по истории Дагестана и Чечни. Ч. 3. -Махачкала, 1940.
  93. Я.М. Еще об образовании горцев // Кавказ, 1859. 21 мая. 118.06 увеличении числа школ на Кавказе // Русская школа. 1899. № 4. С. 293−294.
  94. Общий свод по империи результатов разработки данных переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. /Под ред. H.A. Тройницкого/ 2 т. СПб.: паровая типо-лит. H.JI. Ныркина, 1905.
  95. И. Поездка в Ичкерию // Брошюра газеты «Кавказ» 1866 года. В 2 ч. Ч. 1.-Тифлис, 1867.
  96. А. Воспоминания муталима // Кавказские горцы. Сборник сведений. Вып.1. Тифлис, 1868. Вып. 2. — Тифлис, 18 691 220 просвещении на Кавказе / Русская школа, 1901. № 8. С. 120−124.
  97. Отчет о деятельности Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области за время открытия общества с 25 октября 1905 г. по январь 1907 г. -Темир-Хан-Шура, 1907.
  98. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1879 год. — Тифлис, 1880.
  99. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1880 год — Тифлис, 1881.
  100. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1887 год. — Тифлис, 1888.
  101. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1888 год. — Тифлис, 1889.
  102. Огаег попечителя- Кавказского учебного округа- о- состоянии учебныхгзаведений за 1889 год. Тифлис, 1890.
  103. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1890 год. Тифлис, 1891.
  104. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1891 год. Тифлис, 1892.
  105. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1893 год. Тифлис, 1894.
  106. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1894 год. Тифлис, 1895.
  107. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1895 год. Тифлис, 1896.
  108. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 год. — Тифлис, 1898.
  109. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1898 год. Тифлис, 1899.
  110. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1899 год. — Тифлис, 1900.
  111. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1900 год. — Тифлис, 1901.
  112. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1901 год. — Тифлис, 1902.
  113. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1902 год. Тифлис, 1903.
  114. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1904 год. — Тифлис, 1905.
  115. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1905 год. Тифлис, 1906.
  116. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных -заведений-за-1906- годг—Тифлис—1907-.------------------------------
  117. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1907 год. Тифлис, 1908.
  118. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1908 год. Тифлис, 1909.
  119. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1909 год. Тифлис, 1910.
  120. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1910 год. Тифлис, 1911.
  121. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1911 год. Тифлис, 1912.
  122. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1913 год.-Тифлис, 1914.
  123. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1914 год. — Тифлис, 1915.
  124. Очерки истории российского образования:-К 200-летиию Министерства образования Российской Федерации: В 3 т. — М.: МГУП, 2002. Т. 1. 352 е., Т.2.-316 е., Т.3.-228 с.
  125. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. /Отв. ред. А. И. Пискунов. — М.: Педагогика, 1976. 600 с.
  126. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (19 171 941) /Отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, З. И. Равкин. М.: Педагогика, 1980.-456 с.
  127. Памятная книжка и адрес-календарь Дагестанской области на 1901 г. / Под ред. Е.И. Козубского- Дагестан.обл.стат.ком. — Темир-Хан-Шура: Рус. тип., 1901.-24 с.
  128. А. С. Философия истории. — М.: Гардарика, 2000. 432 с.
  129. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX начала XX вв. /Сб. ст. ИТОиП РАО/. — М.: ИТОиП РАО, 2000. -123 с.
  130. Т56гПервая всеобщая-перепись населения-Российской-империи^ 1897 г. Изда----ние центрального статистического комитета МВД. — СПб., 1905.
  131. С. Собственный его императорского величества конвой. Исторический очерк. Спб.: Тип. Суворина, 1899. — 455 с.
  132. М. Алексей Петрович Ермолов. Материалы для его биографии. -М., 1863.-452 с.
  133. М. Шамиль и Чечня // Военный сборник М., 1869. Т. ГХ.
  134. Полное собрание законов Российской империи (1). Т. 22. СПб., 1830, № 16 193. С. 338.
  135. Полное собрание законов Российской империи (Ш). Т. 2. Отд. 1. — СПб., 1885, № 637.1621 Полное собрание законов Российской империи (П1). Т. 3. — СПб., 1886 № 152″.
  136. По родным местам. Вести с Кавказа // Мусульманин, 1911. № 8−9.
  137. В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Спб,. 1885−1889. Т. I-V.
  138. В.А. Утверждение-русского владычества на Кавказе — Тифлис, 1901. т. мл:
  139. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. — 102 с.
  140. Протокол общего собрания Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области, состоявшегося-26* марта 1906″ г. — Темир-Хан-Шура, 1907.
  141. РГИА. Ф: 733. Оп. 162. Д. 1148. Л. 8, об.
  142. РГИА. Ф. 866. Оп. 1. Д. 41. Л. 10.
  143. РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 80. Л. 2, об.
  144. РГИА. Ф. 12 681 Оп 10. Д. 204. Л. 7, об.
  145. РГИА. Ф.1268. Оп. 10. Д. 80. Л. 2.
  146. РГИА. Ф. 1268. п. 12. Д! 105. Л. 74−76 может опись?- 175. Рождественский С.В.- Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802−1902). С.-Петербург: МНП, 1902. — 785 с.
  147. Н.Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа 19 081 912 гг. Тифлис: Типо-литографии и переплетения Т-ва «Либерман и К», 1914.-231 с.
  148. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. -СПб., 1869.-522 с.
  149. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том третий. 1855−1864. -С. Петербург, 1865.
  150. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том четвертый. 1865−1870. С.-Петербург, 1871.
  151. Сборник постановлений Министерства народного просвещения. Том пятый. 1871−1873.-С.-Петербург, 1877.
  152. Сборник Постановлений по Министерству народного просвещения. Том седьмой. 1877−1881.-С.-Петербург, 1883.
  153. Сборник Постановлений по Министерству народного просвещения. Том восьмой. 1881−1883 годы С-Петербург, 1892.
  154. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том девятый. 1884 год. С.-Петербург, 1893.
  155. Сборник распоряжений, напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом. — Тифлис, 1891.
  156. Ф. Сборник постановлений и распоряжении, относящихся к начальным училищам Кавказского учебного округа. — Пг. 1916. 544с.
  157. П.И. Горские школы // Советская педагогика. 1937. № 4. С. 104−111.
  158. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник: В 3 Т. / Под ред. чл.-корр. РАО З. И. Равкина. -Т. 1.-М., 1994.-186 с.
  159. B.C. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. Т. 1. — М.: Правда, 1989. 209 с.
  160. С.М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева. -М.: Правда, 1989. 768 с.
  161. H.A. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVI11 в. От Константинопольского договора до Кючук-Кайнарджийского мира 1700−1774 гг. -М.: Наука, 1991. — 221 с.
  162. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказского учебного округа за пятнадцатилетний период 1879—1893 гг. Тифлис, 1894. — 143 с.
  163. Д.П. Августейший генерал-фельдцейхмейстер великий князь Михаил Николаевич. Очерк жизнеописания его императорского высочества в 2-х частях. СПб., 1906.
  164. К. Заметки о Чечне // Пантеон. 1855. Т. 23. № 9−10.
  165. З.М. О народном образовании в Карачаево-Черкесии до Октябрьской революции // К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. — Ставрополь, 1969. — С. 105−122.
  166. С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. — Санкт-Петербург, 1903.
  167. С.С. Внешняя политика императора Николая 1. Ведение в историю внешних сношений в эпоху Севастопольской войны. Спб.: тип. Скоро-ходова, 1887, XVIII. — 639 с.
  168. Г. А. Гребенские, Терские и Кизлярские казаки. Владикавказ, 1911.
  169. Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера // Русский вестник. 1864. Т. 53. № 10.
  170. Туземец Грамотность в горах Дагестана // Этнографическое обозрение, № 1, 1900.-С. 106−120.
  171. М.Б. Философские основания культурологи. М.: Российская политическая энциклопедия, 1977. — 440 с.
  172. В.А. Воронцов. М.: Молодая гвардия, 2004. — 413 с.
  173. С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917). — Пятигорск, 1994. 136 с.
  174. К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев /Учебное пособие. Нальчик: Эль-фа, 2003.
  175. П.К. О распространении грамотности между горцами // Педагогика.-№ 1. 1996.
  176. К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ. Собр. соч. в 10 томах. M.-JL, 1948. Т. 2. — С. 250−264.
  177. A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М.: АН СССР, 1960.-396 с.
  178. С. Дагестанская мусульманская школа // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. № 11.-С. 1−19.
  179. С. Кавказская линия под управлением генерала Емануеля // Кавказский сборник. 1894. Т. 15- 1898. Т. 19- 1899. Т. 20.
  180. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1987. 590 с.
  181. Т.М. Из истории культуры Балкарии и Карачая. (Исмаил Урусбиев и его сыновья) / Карачаевцы и Балкарцы: Язык, этнография, археология фольклор. М., 2001. — С. 300−309.
  182. А.Х. Адыгские просветители. — Нальчик: Эльбрус, 1978. — 260с.
  183. Е.Е. Попечитель кавказского учебного округа // Педагогика. 1996. № 6.-С. 90−92.
  184. Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. — Нальчик: Эльбрус, 1983. — 244 с.
  185. И. Кавказские материалы для биографии А.П. Ермолова // Русский вестник. 1865. Т. 57. № 6.
  186. А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. (ХГХ в. -начало XX в. Майкоп, 1957.
  187. Н.В. Народное образование в России с начала 60-х годов XIX века. -М.: Польза, 1912.-224 с.
  188. Что нужно знать о Северном Кавказе. — М.: Пробел. 2006. 319 с. 9 Ы* t
  189. В. Окончательное покорение осетин // Кавказский сборник. 1889. Т. 13.-С. 1−24.
  190. П1ёгрен А. М. Осетинские исследования. — Владикавказ: СОГУ, 1998. —172 с.
  191. А.Р. Когда и как насаждался в Дагестане ислам. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. — 37 с.
  192. А.Р. Ислам в средневековом-Дагестане. Махачкала, 1969. — 252 с.
  193. А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д. Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. — Махачкала, 2001. — 256 с.
  194. В.А. Материалы для истории образования на Северном Кавказе: Екатеринодарское приходское духовное училище. — Ставрополь, 1888. — 288 с.
  195. М.П. Биография генерала-фельдмаршала князя Михаила Семеновича Воронцова. СПб., 1858. — 354 с.
  196. С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. — Тифлис, 1907. Т.1−11.
  197. С.С. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе Спб., 1913. — 71 с.
  198. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. -М.: Наука, 1978.-391 с.
  199. Ф. В. Нечто о горских учащихся в Ставропольской гимназии //Кавказ. 1858, № 100.
  200. A.A. Ислам у степных ногайцев в XX веке (Историко-этнографическое исследование). Автореф. дисс. .кандидата ист. наук. М., 1999.-24 с.
Заполнить форму текущей работой