Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образование как условие формирования экологической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования стали положения философской и педагогической антропологии о человеке как своеобразном представителе живой природы, который существует одновременно в мире повседневной и метафизической реальности, и поэтому для его понимания требуются системно-целостный и аксиологический подходы, с помощью которых расшифровывается специфика познавательного и деятельного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экологическая культура — императив современной цивилизации
    • 1. Предпосылки и основные этапы формирования экологической культуры
    • 2. Традиционная и экологическая культура: преемственность и различие
    • 3. Экологическая культура как условие ноосферогенеза
  • Глава II. Экологизация образования: состояние и перспективы
    • 1. Основные направления трансформации образования
    • 2. Парадигма системы экологического образования
    • 3. Опыт экологизации образования в рамках региона

Образование как условие формирования экологической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ситуация экологического кризиса, в котором оказалось человечество со второй половины XX века, чревата самыми серьезными последствиями вплоть до перехода к экологической катастрофе, если не будут приняты экстренные и своевременные меры, противостоящие данной опасности. Среди этих мер исключительно большое значение имеет формирование экологической культуры у людей средствами соответствующего воспитания и образования, о чем и пойдет речь в данной работе. В то же время анализ образовательной системы в России показывает, что она явно отстает от указанной задачи по причине недостаточно оперативного введения экологии в школьные и вузовские учебные планы, а также ввиду плохого понимания этой проблемы многими руководителями образования в стране. Сложность проблемы состоит в том, что хотя современная экология имеет биологическое происхождение, но она теперь охватывает самым широким образом социальные процессы, ориентируя на их преобразование с целью поддержания людьми природных условий существования.

В связи с такой масштабной задачей возникают проблемы, носящие явно философский характер: перестройка системы ценностей во взглядах людей вплоть до полного преобразования их мировоззрения, изменение самого способа развития общества путем формирования новой культуры природопользования, переосмысление традиционно сложившегося понимания места и роли человека в природном универсуме с потребительского на конструктивно-созидательный, выявление специфики социо-природной системы и законов ее саморегуляции, и т. д. Выполнение всех этих задач требует серьезной перестройки существующей системы воспитания и образования будущих специалистов во всех сферах народного хозяйства.

Особая сложность перечисленных выше очень непростых социальных преобразований заключается в том, что все они должны быть выполнены с опережением тех опасных изменений, которые происходят под воздействием людей в окружающей их природе.

Возникла та парадоксальная ситуация, когда давно сложившийся массовый психологический стереотип веры в устойчивость и надежность природной системы препятствует осознанию реального ее состояния как находящегося на последнем пределе возможностей сохранения.

По мнению диссертанта, настало время решительной перестройки системы образования в том направлении, чтобы оно давало учащимся реальное представление о степени экологической опасности и о путях ее преодоления, поскольку лишь с помощью соответствующей подачи знаний и воспитательных мер можно решить проблему подготовки людей к правильному и оперативному решению проблемы. Важно учесть, что сами собой, стихийно экологические знания не формируются в силу их необычного для людей характера. Стихийно формируются, как показывает жизнь, преимущественно, навыки и стереотипы экофобного характера, более отвечающие ранее накопленным традициям и привычкам. Следовательно, способом формирования экологической культуры должно быть соответствующим образом поставленное образование и воспитание.

Объектом исследования является анализ состояния экологического образования и выявление тех направлений, по которым необходимо осуществлять его совершенствование с тем, чтобы более эффективно решать задачи формирования экологической культуры общества.

Предметом исследования являются философские и, в особенности, методологические и аксиологические способы решения проблемы формирования экологической культуры средствами воспитания и образования.

Цель исследования — выявить возможности экологического воспитания и образования в деле формирования экологической культуры и показать роль философской рефлексии в этом процессе.

Задачи исследования:

— выявить смысл понятия «экологическая культура» и показать его методологическую роль в преобразовании образовательной и воспитательной работы;

— показать особо важную роль экологического образования и воспитания в деле формирования экологической культуры людей;

— обосновать тезис об экологической культуре как способе не только развития общества, но и сохранения цивилизации в условиях экологического кризиса;

— выявить наиболее эффективные пути формирования экологической культуры в процессе образования и воспитания.

Степень разработанности проблемы. Роль экологического воспитания и образования в деле формирования культуры экологической направленности представлены во многих исследованиях культурологов, педагогов, философов, социологов (Э.В. Гирусов, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева, Е. В. Никанорова, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, И. С. Матрусов, Е. В. Огородников, В. М. Сенкевич и др.), проблемы формирования экологической культуры детей и педагогов (С.В. Алексеев, Д. В. Владышевский, Н. В. Груздева, М. В. Епихин, Н. А. Рыжова и др.). Проблемы сущности экологической культуры, особенностей ее формирования обстоятельно рассмотрены в работах И. А. Крыловой, Т. Ф. Кузнецовой, И. К. Лисеева, Н. М. Мамедова, А. Д. Урсула, A.JI. Яншина, Г. А. Ягодина и др;

— исследования по теории, истории культуры и путях ее перехода к экологической культуре представлены в работах B.C. Библера, П. С. Гуревича, В. П. Зинченко, М. С. Когана, Д. С. Лихачева, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. П. Назаретяна, Ю. В. Олейникова, В. М. Розина, B.C. Степина и др.

— работы по вопросам теории, истории и методики школьного экологического образования были опубликованы С. В. Алексеевым, А. Н. Захлебиным, И. Д. Зверевым, Д. Н. Кавтарадзе, В. Б. Калининым, Т. В. Кучер, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной, Н. М. Черновой и др.

— исследования по проблемам экологического образования в высшей школе содержатся в работах Н. А. Агаджаняна, А.К.

Бродского, А. А. Вербицкого, С. Н. Глазачева, И. Р. Колтунова, Г. П. Сикорской, Н. Е. Тихоновой, И. Т. Суровегиной, А. Д. Урсула и др.

Методологической основой исследования стали положения философской и педагогической антропологии о человеке как своеобразном представителе живой природы, который существует одновременно в мире повседневной и метафизической реальности, и поэтому для его понимания требуются системно-целостный и аксиологический подходы, с помощью которых расшифровывается специфика познавательного и деятельного отношения человека к окружающему его миру, вскрывается новое понимание места и роли человека в природном универсуме как креативного фактора способного организовать формирование социоприродной системы и управление ее состоянием с целью преодоления экологического кризиса и обеспечения перехода общества к новой экологической эпохе человеческой истории.

Научная новизна работы:

— показана особая значимость образования и воспитания людей в деле формирования экологической культуры, поскольку основы ее не могут складываться стихийно в силу того, что это новый тип культуры, во многом противоположный прежнему и противостоящий традиционным потребительским установкам в отношении к окружающей природе;

— дано определение экологической культуры как феномена социоприродной системы и показано ее особое место в совокупности гуманистических ценностей человечествапоказана взаимосвязь формирования экологической культуры с перестройкой фундаментальных основ мировоззрения людей и всей системы духовных ценностей, исторически сложившихся с установкой на антропоцентризм;

— показана роль экологического образования и культуры в процессе ноосферогенеза как способа преодоления экологического кризиса и самосохранения цивилизации;

— дано преломление теоретических позиций диссертации в задачах практической работы по экологическому образованию и воспитанию на региональном уровне.

Основные положения, выносимые на защиту:

— экологическая культура не только является преемницей экофильных установок традиционной культуры, но и отрицает ее по наиболее принципиальным позициям как сформированную вокруг антропоцентристской системы ценностей;

— экологическое образование и воспитание должно включать в себя принципиально новые установки с тем, чтобы обеспечить у обучаемых формирование системы духовных ценностей и практических навыков экоцентристской (витацентристской) направленности;

— экоцентристская система ценностей в конечном счете служит сохранению общества, но не непосредственно, как это было свойственно прежней системе, а опосредованно через воспитание бережного отношения к природе как витально значимой среде существования людей.

— экологическое образование и воспитание должны занять приоритетное место в системе образования как важнейшие и незаменимые условия формирования экологической культурыкультура в ее экологической ориентации впервые становится условием и способом не только развития общества, но и сохранения цивилизации на планете.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи, выводы и результаты исследования были доложены на конференциях и рабочих совещаниях: на Международном симпозиуме «Наука и образование Устойчивому развитию» (6−7 апреля 2006 г., г. Зеленоград, МГИДА).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что в стране созданы важнейшие предпосылки для перехода к системе непрерывного экологического образования как непременного условия формирования экологической культуры: разработана программа, создана правовая база в виде достаточного перечня документов, есть примеры замечательно поставленной работы в ряде учебных заведений регионов страны. Тем не менее, все эти благоприятные предпосылки не доведены до всеобщего и обязательного выполнения решений о переходе страны к СНЭО, поскольку пока не приняты решения на уровне инстанций исполняющего управленческого звена — соответствующих министерств и отделов. Поэтому экологическое образование, просвещение и воспитание развивается в основном усилиями энтузиастов этого дела, как в учебных заведениях, так и в управленческих инстанциях.

В то же время Россия вместе с остальными странами мира включилась в реализацию Концепции Устойчивого развития, одним из важнейших звеньев которой является хорошо поставленное экологическое образование и воспитание людей.

Следует заметить, что не только в области образования и культуры, но и в других сферах — экономической, политической, правовой — реализация Концепции УР в России явно не ладится, хотя много говорится и пишется о её важности и необходимости.

По нашему мнению, есть целый ряд факторов, сдерживающих этот процесс, к числу которых необходимо отнести:

— преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, что приводит не только к истощению природных ресурсов, но, прежде всего, к деградации природной среды;

— низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

— резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

— высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

— низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

— низкая эффективность экологической экспертизы;

— последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

— низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Совершенно очевидно, что реализация Концепции Устойчивого развития невозможна без опережающего развития экологического образования и воспитания всего населения.

Можно надеяться, что Россия использует свой богатый ресурсный и духовный потенциал, чтобы преодолеть помехи на пути движения к Устойчивому и экологически обеспеченному развитию и займет подобающее ей место среди лидеров мирового сообщества в его усилиях спасти и сохранить цивилизацию на планете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Экология, здоровье и перспективы выживания // В сб.: Научные аспекты экологических проблем России: Тр. Всероссийской конференции. Москва, 13−16 июня 2001. М.: Наука, 2002. — Т. 1. — С. 52−74.
  2. Н.А., Горлачев В. П. Человек: экология, культура, образование. М.: Изд-во РУДН, 2003. — 200 с.
  3. Н.А., Торшин В. И. Экология человека. М., 1994.
  4. А. На пороге седьмого миллиарда // Население и общество. 1999. — № 39.
  5. Т.А., Хаскин В. В. Экология. Человек. Экономика-Биота- Среда: Учебник для вузов. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2000. — 566 с.
  6. В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.-191 с.
  7. СВ. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. СПб., 1994. — С. 56.
  8. .И., Садовничий В. А. Образование для России XXI века // Сб.: Образование, которое мы можем потерять / МГУ- Институт компьютерных исследований. М., 2002. — С. 17−24.
  9. К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Коммерсант. 2000. — 04.04.
  10. Ю.Аносов Д. В. Реформа школы: за и против // Сб.: Образование, которое мы можем потерять. М.: МГУ, Институт компьютерных исследований. — С. 25−38.
  11. П.Арнольдов А. И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция): Учеб. пособие. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.
  12. Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Ч., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 332 с.
  13. М.П. Мировоззренческий подход к экологическому образованию // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С. 105−125.
  14. В.Ф. Введение в экологическую геохимию. -СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1994.
  15. Л.С., Яншин А. Л. Современное состояние проблемы экологии человека // Изв. ВГО. -1991. Т. 123. — Вып. 2. — С. 113−121.
  16. Н.А. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 544 с.
  17. .Н. Синергетический подход к образованию и кообразованию // В кн.: Синергетика и образование. М.: Изд-во «Гнозис», 1997.- С. 4−13.
  18. B.C. Диалог культур (опыт преодоления) // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−42.
  19. Г. А. Химическая экология. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 237 с.
  20. О.Т., Некипелов А. Д. Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка // В кн.: Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — С.99−145.
  21. В.Н., Кряжимский Ф. В. Проблемы восприятия обществом основных понятий экологической науки // Научные аспекты экологических проблем России: Труды Всероссийской конференции. М.: Наука, 2002.-Т. 1.-С. 22−26.52.
  22. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. -327 с. 53. Будыко М. И. Эволюция биосферы. — JL: Гидрометеоиздат, 1991. — 271 с.
  23. М.И., Голицын Г. С., Израэль Ю. А. Глобальные климатические катастрофы. М.: Гидрометеоиздат, 1986. — 159 с.
  24. М.И., Ефимова Н. А. Локшина И.Ю. Ожидаемые антропогенные изменения глобального климата // Изв. АН ССС. Сер. География. 1989.-№ 5. -С. 45−55.
  25. A.M. Философские основания экологического образования: Философия экологического образования / Под общей ред. И. К. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 255−311.
  26. Г. С. Экологическая геофизика. Иркутск: ПФ «Улисс», 1995.-209 с.
  27. А.Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии // Глобальный мир. Клуб ученых. Вып. 11. — Изд-во «Новый век». — С. 4—32.
  28. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр качества образования подготовки специалистов, 1996. — 75 с.
  29. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. -№ 6. — С. 31−36.3 1. Вернадский В. И. Биосфера. -М.: Наука, 1967.
  30. В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1974.
  31. В.И. Избр. соч. М., 1960. — Т. 5.
  32. В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1994. — Т. 18. — № 2. — С. 113−120.
  33. В.И. Химическое строение биосферы и ее окружения. М.: Наука, 1987.-339 с.
  34. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М, 1978.
  35. А.П. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального и научно-технического прогресса // Сов. Педагогика. 1978. — № 7.
  36. А.Г. Биогеография с основами экологии. М: Изд-во МГУ, 1987.-262 с.
  37. А.Г. О проблемах экологии человека // Географические аспекты экологии человека. М.: Наука, 1975.41 .Гершунский Б. С. Образование в III тысячелетии // Педагогика. 1998.-№ 2.
  38. .С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2002.-512 с.
  39. A.M. Популяционная экология. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -191 с.
  40. Э.В. Система, общество и природа. М.: Изд-во МГУ, 1996.-168 с.
  41. Э.В. Экологическая культура и проблемы культуры современной цивилизации // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Изд-во «Наука», 2000. — С. 31−42.
  42. Э.В. Экология и культура. М.: Знание, 1989. — 64с.
  43. Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. — 174 с.
  44. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», 1998. — 432 с.
  45. С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе. 1999. — № 3. — С. 5−10.
  46. С.Ю. Геноцид. М.: «ТЕРРА», 1998. — 320 с.
  47. B.C. Устойчивое развитие: Новая парадигма // Вестник РАН. 1997. — № 12. — С. 1104−1107.
  48. В.П., Анудариева Д. Ц. Реализация регионально-национального компонента экологического образования как фактор гуманизации личности // Современные проблемы образования: Сборник научных трудов. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — С. 55−65.
  49. В.П. Региональные проблемы непрерывного образования // Проблемы непрерывного экологическогообразования: Материалы межрегиональной конференции. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. — С. 35−40.
  50. В.П., Игумнова Е. А. Проблемы и перспективы региональной политики в области экологического образования //В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С. 158−167.
  51. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. — XXVIII. — 472 с.
  52. В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды // Итоги науки и техники: Сер. Теоретические и общие вопросы географии. -М.: ВИНИТИ, 1990. -Т. 7. 238 с.
  53. В.Г., Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Природная биологическая регуляция окружающей среды // Изв. Русского географического общества. -1994. Вып. 6. — С. 17−23.
  54. П.С. Культурология. М., 1996.
  55. Р. Основы экологии/Пер. с франц.-М.: Прогресс, 1975.-415с.
  56. К.Х. Философия и человек в век глобальных перемен. М.: «ЗЕЛО», 1998.-243 с.
  57. С. Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 480 с.
  58. Г. Г. Человек перед лицом глобальных процессов // В кн.: Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003. — С. 329 359.
  59. Дре Ф. Экология / Пер. с фр. М.: Атомиздат, 1976. — 168с.
  60. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. -М.: Изд-во «УРАО», 1997. 222 с.
  61. В.И., Мамедов Н. М., Буровская Е. В. Проблема понимания в социальной экологии // Ученые записки МГСУ: Научно-теоретический сборник. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — № 3. — С. 6−11.
  62. Закон РФ «О животном мире» от 16.11.1995. № 167-ФЗ.
  63. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995.
  64. И.Д. Приоритеты экологического образования // В сб.: Развитие непрерывного экологического образования:
  65. Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному образованию. М., 1995.-С. 16−26.
  66. Е.А. Воспитание экологической культуры младших под остков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999. — 18 с.
  67. Е.А. Интеграция региональных экологических знаний в педагогический процесс школы // В сб.: Современные проблемы образования. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — С. 66−73.
  68. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. .: Гидрометеоиздат, 1984. — 560 с.
  69. В. Культура экологии и культура туризма. // Ученые записки МГСУ. М.: Изд-во «Союз», 1998. — № 3. — С. 80−87.
  70. B.JI. Расколотая цивилизация. М., 1999. — 724с.
  71. Кавтарадзе Д-Н. Экологическое образование и безопасность общества // В сб.: Развитие непрерывного экологического образования: Материалы I Московской научнопрактической конференции по непрерывному образованию. М., 1995.- С. 36−42.
  72. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
  73. М.С. О структуре современного антропологического знания. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис».
  74. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М: Наука, 1998.
  75. В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.
  76. В.П. Экология человека: проблемы и перспективы // Экология человека: основные проблемы. — М.: Наука, 1988.
  77. В.Б. Ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭко. 1998. — № 1(15). -С. 3−8.
  78. СП. Общая теория роста человечества. М.: Наука, 1999.
  79. СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. — 285 с.
  80. Карпинская Р. С Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980. — 204 с.
  81. Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. — 351 с.
  82. В.Г. Контуры системы образования XXI века: Аналитический доклад. М.: Магистр, 1996.91,178.Кинелев В. Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995.-328 с.
  83. Т.К. Экологически ориентированное образование и воспитание: пути развития // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С. 137−141.
  84. Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип синергетики // Вопросы философии. -1997. № 3. — С. 62−79.
  85. Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  86. Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 31−36.
  87. В.А. Философия антропоэкологии. Исходные идеи, понятия, проблемы. Новосибирск: РИФ, 2003. — 93 с.
  88. В.А. Экологическая культура и проблемы образования // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. С. 42−59.
  89. Н.В. Соорганизация социально-ориентированной экологической деятельности будущих учителей: Проблемы изучения и преподавания экологии. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — С. 16−18.
  90. В.А. Биосфера и человечество // Биосфера и ее ресурсы. -М.: Наука, 1971.-С. 7−52.
  91. О.Н., Глазачев С. Н. Гуманизация и экологизация в образовании: соотношение традиций. Философия экологического образования / Под общей ред. И. К. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 347−356.
  92. Н.Г. Основные идеи концепции экологического воспитания личности. Жизнь земли. Синергетика. Экология. Геодинамика. Музееведение: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 63−68.
  93. Г. А. Образование и экология в современном мире // В кн.: Экология, образование и современная цивилизация: Социально- философские аспекты. М., 1998.
  94. К.Я. Глобальная экология и требования к данным наблюдений. СПб.: Наука, 1992. — 92 с.
  95. Концепция непрерывного образования // Нар. образование. 1989. — № 10.-С. 3−12.
  96. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТП «Экология России» / Руков. проекта А. А. Вербицкий. М., 1992.
  97. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной // Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл. М.: Дрофа, 1998. -С. 3−18.
  98. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. М., 1994. — 21 с.
  99. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. М., 1998.
  100. Концепция экологической безопасности Российской Федерации (проект) // Зеленый мир. — 1994. — № 1.
  101. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992): Информационный обзор СО РАН. Новосибирск, 1992. — С. 24−28.
  102. В.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации // Свободная мысль. 1992. — № 14. — С. 4−10.
  103. И.Л. Озоновый щит Земли и Человек. СПб.: Знание, 1992. — 32 с.
  104. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и социальные особенности формирования. -Новосибирск: Наука, 1987. 218 с.
  105. В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ. М.: Изд-во «Магистр», 1999. -С. 13−21.
  106. Пб.Круть И. В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1998. — 414 с.
  107. В.Б. Глобальность: новое измерение человеческого бытия // В кн.: Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003. -С. 31−98.
  108. М.Е. К построению концептуальных основ теории и практики гуманитарного образования // В кн.: Философские проблемы образования. М.: Изд-во РАГС, 1996. -С. 192−197.
  109. В. А. О противоположности научного и экологического образования. Философия экологического образования / Под общей ред. Н. Н. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 166−172.
  110. Н.Г. Основные идеи концепции дошкольного экологического образования // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С.184−195.
  111. А.В. Следы былых биосфер. М.: Знание, 1979. -176 с.
  112. Л.Я. Теоретические аспекты непрерывного экологического образования подрастающего поколения // Развитие непрерывного образования. М., 1995. — С. 54−56.
  113. . Основы биогеографии / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1976. — 309 с.
  114. Р.Л. Насколько реальна задача самоограничения // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000.- С. 89−93.
  115. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  116. Д.С. Я вспоминаю. — М.: «Прогресс», 1991. — С. 123.
  117. В.И., Толстихина С. К. Педагогические условия, способствующие воспитанию экологической культуры учащихся // Экологическая культура современного общества: Материалы II Международного симпозиума. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. — Т.Н. — С. 19−26.
  118. К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001. 400 с.
  119. В.А. Человек и природа. М.: Политиздат, 1978. -224 с.
  120. А.В. О народном образовании. — М., 1958.
  121. М.Р. Теоретико-методологические проблемы педагогики в условиях становления и развития целостной системы непрерывного образования. -М, 1988.-С. 31.
  122. B.C. География и общество. Философские и социологические проблемы географии. М.: Мысль, 1978. — 309 с.
  123. Н.М. Культура, экология, образование. М: РЭФИЯ, 1996.-51 с.
  124. Н.М. Основания экологического образования. Философия экологического образования / Под общей ред. Н. Н. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 72−88.
  125. Н.М. Экологическая культура и образование // В сб.: Экологическое образование: концепции и методические подходы. М., 1996.
  126. В.В. К вопросу об изучении философии буддизма// Философские вопросы буддизма. -Новосибирск, 1984. -С. 4−10.
  127. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  128. Д.Ж. Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  129. Н.Н. Метаморфозы экологического мировоззрения (этапы становления экологической парадигмы).
  130. Философия экологического образования / Под общей ред. Н. Н. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-С. 107−132.
  131. В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. -Изд. 2, доп. М.: Лотос, 2001.-384 с.
  132. Д.П., Рандерс И. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994. — 304 с.
  133. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  134. И.И., Смолин О. Н. Реформирование образования в России: позиция парламентского комитета // Педагогика. — 1998. № 7. — С. 3−9.
  135. Н.Н. Быть или не быть. человечеству? М., 1999. — С. 28.
  136. Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М., 1993.
  137. Н.Н. Время определять национальные цели. -М.: Изд-во «МНЭПУ», 1997. 256 с.
  138. Н.Н. На пути к новой цивилизации. Образование как цивилизационная парадигма // Свободная мысль XXI. — 1999. — № 10. — С. 97−101.
  139. Н.Н. Проблемы соответствия действий человека общим законам развития биосферы // Вестник экологического образования в России. 2000. — № 1(15). — С. 3−5.
  140. Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // В сб.: Развитие непрерывного экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному образованию. М., 1995.- С. 4−15.
  141. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политический анализ. М.: МНЭПУ, 1994. — С. 47.
  142. Н.Н. Сохранить человечество на земле // Экология и жизнь. 2000. — № 1. — С. 11−12.
  143. Н.Н. Экология и образование: «ЮНИСАМ». -М., 1996. 192 с.
  144. Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // В кн.: Экология, охрана природы и экологической безопасности. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-774 с.
  145. А.П. Агрессия, мораль и кризисы мировой культуры (Синергетика исторического процесса): Курс лекций. -М.: «Наследие», 1996.-184 с.
  146. Наше общее будущее: Доклады международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989.
  147. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: «АЛГОРИТМ», 2002. — 480 с.
  148. Е.В. Экология и культура. М.: Изд-во «РАГС», 1996. — 94 с.
  149. Образовательная политика России на современном этапе (материалы). М., 2001. — 60 с. 159.0дум Ю. Основы экологии / Пер. с англ. — М.: Мир, 1975. — 740 с.
  150. Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческой трансформации. Философия экологического образования / Под общей ред. Н. Н. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 30−48.
  151. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Философия экологического образования / Под общей редакцией Н. Н. Моисеева. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. -С. 312−328.
  152. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989.
  153. В.И. Экологические императивы и глобальные тенденции на рубеже XXI века // Научные аспекты экологических проблем России: Труды Всероссийской конференции. Т.1. М.: Наука, 2002. — С. 89−98.
  154. В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М: Наука, 2004. — 197 с.
  155. К.В. Экономика и природопользование. М., 1997. — 239 с.
  156. Перспективы развития системы непрерывного образования: Колл. монография / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990.
  157. А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  158. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. Тула: Изд-во Тул. гос. пед ун-та им. JI.H. Толстого, 1999. — 263 с.
  159. И.Н. Основные направления реализации непрерывно го экологического образования в системе многоуровневого педагогического образования // Подготовка специалистов в области образования. СПб., 1994. — С. 73−88.
  160. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.1994 «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации».
  161. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993. — 70 с.
  162. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека / Пер. с фр. -М.: ООО «Изд-во ACT». 2002. — 553 с.
  163. Равные возможности для всех детей. Проект программы реформ в области образования президента Соединенных штатов Америки Джорджа Буша // В кн.: Образование, которые мы можем потерять. М.: МГУ, 2002. -С. 213−248 с.
  164. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. -367 с.
  165. Н.М. Глобализация и мировое население: социодемографические и этнодемографические сдвиги //В кн.:
  166. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. — М.: Алыгана Паблишер, 2003. С. 289−327.
  167. Г. С. Анализ определений понятия «экология» // Экология. 1999. — № 2. — С. 89−98.
  168. В.М. Образование как синергетическая система // В кн.: Синергетика и образование. М.: Изд-во «Гнозис», 1997. -С.77−80.
  169. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 1998.181 .Садовничий В. А. Размышления о Доктрине развития образования в России // Вестник международной Академии наук высшей школы. 2000. — № 1(12).-С. 9−19.
  170. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). М.: Изд-во «Перемена», 1997.
  171. Г. П., Полякова М. В. От концепций устойчивого развития общества к ноосферному образованию // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С. 142−148.
  172. Н.В. Теория и методика изучения города в школе: Дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. — М., 2001.
  173. В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель. 1999. — № 5. — С. 3−9.
  174. Г. С. Ноосферная парадигма образования. Философия экологического образования / Под общей ред. Н. Н. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 133−149.
  175. В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты.
  176. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 336 с.
  177. B.C. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.544 с.
  178. А.Г. Мировоззрение // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 375−376.
  179. Справочное издание. VII съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений: Стенографический отчет. -М.: Лотос, 2003. 232 с.
  180. Статистические данные по системе образования: Материалы к коллегии Минобразования России по итогам деятельности в 2003 году. М., 2003. — 32 с.
  181. B.C. Философская мысль в динамике культур (поиск мировоззренческих ориентиров). Философия и культура. -Самара, 1997.
  182. И.Т. Перспективы экологического образования // В сб.: Экологическая культура современного обществ: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С. 125−137.
  183. В.И. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981.
  184. Н.Ф. Теория программированного обучения. -М., 1975.
  185. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: ООО Изд-во ACT", 2002. — 553 с.
  186. Теоретические основы непрерывного образования: Кол. монография / Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987.
  187. А.Е. Экологическая культура и ее педагогические аспекты // В сб.: Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — С. 73−76.
  188. А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
  189. В.И. Глобальные вызовы и поиски ответа:социокультурный аспект // В кн.: Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003. -С. 361−444.
  190. Э. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  191. Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во «АСТ», 2002. — 776 с. (Philosophy).
  192. А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. — 1997. № 2. — С. 2832.
  193. А.Д. Модель опережающего образования: Ноосферно-экологический ракурс. Философия экологического образования / Под общей ред. Н. Н. Моисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 49−71.
  194. А.Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С. 68−77.
  195. А.Д., Уледов В. А. Государство и экология. М.: РАГС, 1996. — 148 с.
  196. П.Федотов А. П. Глобалистика: Начала теории о современном мире: Курс лекций. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2002. 224 с.
  197. А.В. Региональное экологическое образование. География и природопользование Нерчинского административного района. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. — 174 с.
  198. Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинского. — Минск: ООО «Попурри», 2000. 672 с.
  199. В.М. Модернизация российского образования.- М.: Просвещение, 2003. 96 с.
  200. П.А. Соч. в 2 т. Т.2.: У водоразделов мысли.- М.: Изд-во «Правда». 1990. — 338 с.
  201. Г. Синергетик. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  202. В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. — 204с.
  203. Н.В., Новоселов A.J1. Экономика и экология: развитие, катастрофы. М.: Наука, 1996. — 271 с.
  204. Н.М. О содержании школьного экологического образования //В сб.: Развитие непрерывного экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М., 1995.- С. 29−36.
  205. Чижевский A. J1. Земное эхо солнечных бурь. Изд. 2-е. -М.: Мысль, 1976.-376 с.
  206. А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. — 159 с.
  207. С.С. Эволюция биосферы и экологическое прогнозирование: Докл. на юбилейной сессии АН СССР, посвящ. 250-летию АН СССР. М., 1975.-23 с.
  208. B.C. Теоретические основы социально-экологического образования школьников: Дис.. д-ра пед. наук. -Белгород, 1999.
  209. И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М.: Наука, 1987. — 320 с.
  210. Г. М., Штракс М. Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. -168 с.
  211. В.Е. Новая роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке. М.: МАН ВШ, 1998.
  212. В.Е. Методология подготовки и проведения реформ национальной системы образования. М.: МАН ВШ, 1998.
  213. В.Е., Колин К. К., Сергиевский В. В. Национальная Доктрина образования Российской Федерации // Вестник МАН ВШ. 1999. — № 2(8). — С. 9−26.
  214. Экологическая Доктрина Российской Федерации. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-Р. — М., 2002. 39 с.
  215. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособие / Под общей ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-744 с.
  216. Г. А. Образование и устойчивое развитие // Преподаватель. 1999.-№ 6. -С. 7−11.
  217. Яншин A. JL Экологические проблемы: локальные и глобальные // В кн.: Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. М.: Наука, 1998.-С. 5−10.
  218. А.Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991.-429 с.
  219. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. — 456 с.
  220. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
  221. К. Философская вера. М., 1992.
  222. Friedman Th. Understanding Globalization. The lexus and the Olive Tree. № 4. — 2000. — P.9.
  223. Jonathan Salk. Word Population and Human Values. A New Pealiry 1998. — New York: Harper and Pom, 1981.
  224. Maddison A. Monitoring the World Economy, OECD. -Paris, 1995. P. 39,239.
  225. W. Lutz, W. Sanderson, S.Schevbov. The end of world population growth // Nature, vol. 412/2. VIII. — 2001.
  226. Gray G. False Dawn. The Delusions of Global Capitalism. -1998. № 4.
Заполнить форму текущей работой