Управление общей и специальной физической подготовкой футболистов 14-15 лет на подготовительном этапе тренировки
Неуклонное повышение спортивных рекордов связано с повышением требований ко всем сторонам подготовки спортсменов, с необходимостью изысканий новых педагогических подходов к совершенствованию методики их тренировки. Одним из важных путей нового подхода к организации и планированию тренировочных воздействий является учет своевременности необходимого развития двигательных возможностей спортсмена… Читать ещё >
Содержание
- ГШ I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНШ ДАННЫМ
- 1. 1. Понятия общей и специальной физической подготовки и их место в физическом воспитании детей и подростков
- 1. 2. Научные предпосылки дифференцированного подхода к развитию дбщей и специальной физической подготовленности юных спортсменов
- 1. 3. Основные биологические закономерности морфо-функционального развития подростков
- 1. 4. Особенности качественных сторон двигательной деятельности детей средней возрастной группы
- 1. 5. Состояние вопроса развития двигательных качеств у ЮНЫХ футболистов
Управление общей и специальной физической подготовкой футболистов 14-15 лет на подготовительном этапе тренировки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЖТУМЪНОСТЬ РАБОТЫ. Среди завоеваний Иракской революции 17 июня 1968 года одним из важных является внимание государства развитию детей и юношей. Государство считает молодежь надежным запасом будущего, что отражено в работах товарища Садама Хусина, который считает, что «дети — источник просвещения в доме и обществе». Воплощение этих принципов выразилось в многочисленных завоеваниях страны, в том числе в образовании в стране «Министерства молодежи», которое взяло на себя ответственность нахождения наиболее эффективных методов и средств для достижения высокого уровня развития во всех областях спорта.
Принципиальность позиции Ирака против империализма и сионизма обусловила сходство Ирака со странами социалистического лагеря и прогрессивными силами мира, На этой основе наши отношения, особенно с Советским Союзом быстро и всесторонне развиваются. Договор о дружбе и взаимоотношении, подписанный 9 апреля 1972 года между Ираком и Советским Союзом, открыл новые перспективы для развития спорта.
Футбол в Ираке является самым популярным видом спорта, в связи с чем в молодой спортивной науке страны огромное внимание уделяется юным спортсменам, которые должны составить неисчерпаемый запас для укрепления национальных команд и улучшения спортивных достижений на международной арене.
Неуклонное повышение спортивных рекордов связано с повышением требований ко всем сторонам подготовки спортсменов, с необходимостью изысканий новых педагогических подходов к совершенствованию методики их тренировки. Одним из важных путей нового подхода к организации и планированию тренировочных воздействий является учет своевременности необходимого развития двигательных возможностей спортсмена соответственно возрастным границам (М.Я.Набатникова, 1982). Реализация указанного положения особенно важна в юношеском спорте, как основном резерве национальных сборных команд.
Результатами научных исследований (Ы.Я.Набатникова, 1982;В.П.илин, 1980 и др.) и передовым опытом практики показано, что прогресс юного спортсмена в специализации требует создания фундаментальной базовой подготовки «расширения функциональных возможностей организма. Б то же время в спортивной практике удерживается тенденция ранней узкой специализации, что особенно выражается в юношеском возрасте. Последнее приводит к форсированному достижению спортивных результатов на уровне молодежных сборных команд и, нередко, к потере резервов для большого спорта.
Поэтому в планировании годичного этапа подготовки и каждого тренировочного мезоцикла важно учитывать как это положение, так и необходимость оптимального сочетания уровня развития основных двигательных качеств в соответствии возрастных особенностей спортсменов. Это особенно касается такого вида спорта как футбол.
Однако, до настоящего времени в футболе большинство исследований было направлено на изучение вопросов общей физической подготовки футболистов высших разрядов (С.А.Савин, 1956; Ю. А. Морозов, 1974; 1978; М. А. Годик, 1980; Р. А. Акрамов, 1976 и др.).
Среди литературных источников по проблемам детско-юношеского футбола имеется лишь небольшая часть «посвященная вопросам физической подготовки юных футболистов (й.М.Асович, 1968; А. А. Сучилин, 1978; А. А. Сучилин, А. П. Лаптев, 1983). Ряд исследователей эти вопросы решали в направлении планирования комплексного развития всех двигательных качеств на этапах многолетней подготовки (В.В.Варю-шин, А. А. Гуминский и др., 1571- В. К. Козловский, 1975; и др.). Другая группа авторов (К.А.Шперлинг, 1974 и др.) в своих работах рассматривала вопросы педагогического контроля и оценки подготовленности юных футболистов,асть работ была посвящена исследованию физических качеств в аспекте отбора юных футболистов (А.А.Су-чилин, 1972; Ю. А. Морозов, 1974; К. А. Шперлину, 1974; 1976; В. Д. Кудрявцев, 1978). Б футболе до сих пор еще не решено ряд проблем карательно построения учебно-тренировочного процесса юных футболистов и, в частности, не решен вопрос оптимальной взаимосвязи ведущих двигательных качеств в различных тренировочных мезоциклах и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития. Это подтверждается содержанием учебного плана, изложенного в программе для отделений футбола общеобразовательных школ и школ-интернатов спортивного профиля, где предложено лишь общее количество часов, отводимое на занятия по общей и специальной физической подготовке, а конкретное распределение часов строится на основе субъективного мнения тренера.
Все изложенное обуславливает необходимость разработки учебно-тренировочных программ соответственно возраста спортсменов и этапа подготовки.
РАБОЧАЯ 1Ш10ТЕЗА исходила из предположения о возможности рационального управления физической подготовкой юных футболистов по данным анализа структуры соревновательной деятельности, а также общей и специальной физической подготовленности спортсменов более высокого спортивного мастерства.
Рабочая гипотеза определила цель и задачи работы.
ЦЕЛЬЮ работы явилось совершенствование учебно-тренировочных программ с целью оптимального развития общей и специальной физической подготовки футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе тренировки.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1. Определить структуру общей и специальной физической подготовленности футболистов 14−15 лет в подготовительном и соревновательном этапе тренировки.
2. Разработать и обосновать комплексную методику оценки общей и специальной физической подготовленности футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе тренировки.
3. Выявить индикаторные показатели основных сторон подготовленности футболистов 14−15 лет.
4. Разработать и апробировать научно обоснованную учебно-тренировочную программу для футболистов 14−15 лет на подготовительный этап тренировки.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ:
— в работе получены новые научные данные, отражающие структуру общей и специальной физической подготовки футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе тренировки;
— разработана комплексная методика оценки общей и специальной физической подготовленности спортсменов;
— разработана шкала оценок, уровня развития показателей, определяющих общую и специальную физическую подготовленность футболистов 14−15 лет;
— научно обоснованы, разработаны и рекомендованы к применению учебно-тренировочные программы на подготовительный этап тренировки для футболистов 14−15 лет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности использования ее теоретических положений и методических рекомендаций в процессе организации и управления общей и специальной подготовленностью футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе тренировки.
Обобщения, сделанные на основе полученного фактического материала, возможно использовать для организации и управления необходимыми двигательными качествами на различных этапах подготовки как в футболе, так и в других видах спорта,.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа изложена на, 190 страницах машинописи, состоит из введения, пяти глав собственных исследований, обсуждения экспериментальных данных, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 187 советских и 35 зарубежных источников. Работа иллюстрирована 37 таблицами и 17 рисунками.
7. ВЫВОДЫ.
Результаты экспериментальных и теоретических исследований позволяют сделать следующие выводы:
1. Учебно-тренировочные занятия футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе по существующей программе приводят к дисгармоничному уровню развития различных сторон их подготовленности, что выражается в неоднородности индивидуальных характеристик и значительных различиях коэффициентов вариации.
2. Наиболее однородные индивидуальные характеристики с коэффициентами вариации 4−12 $ по различным показателям отмечаются в физическом развитии спортсменов, специальной физической подготовленности /коэффициенты вариации от 6 $ до 14 $/, общей физической подготовленности /коэффициенты вариации до 16 $/ и значительные индивидуальные различия зарегистрированы в функциональной подготовленности спортсменов /коэффициенты вариации составляют от 16 $ до 47 $/.
3. Обнаруженные различия выдвигают необходимость управления различными сторонами подготовленности футболистов путем определения объема и направленности средств физического воспитания соответственно структуры общей и специальной подготовленности футболистов высокой квалификации, дифференцированного подхода в тренировке с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и уровня развития двигательных качеств.
4. Структура физической подготовленности футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе тренировки определяется следующими обобщенными независимыми друг от друга факторами:
— физическим развитием;
— устойчивостью к недостатку кислорода, лежащей в основе скоростной выносливости;
— общей работоспособностью;
— скоростными способностями;
— оперативным мышлением;
— функциональной подготовленностью.
5. Суммарная нагрузка шести обобщенных факторов составляет 86,5 $ со следующей долей вклада в прогнозирование общей физической подготовленности каждого из них:
— фактор физического развития — 26,9 $;
— фактор устойчивости организма к недостатку кислорода -15,9 $;
— фактор общей работоспособности — 13,8 $;
— фактор скоростных способностей — 13,3 $;
— фактор оперативного мышления — 8,4 $;
— фактор функциональной подготовленности — 8,2 $.
6. Для оценки общей физической подготовленности футболистов рекомендуются следующие тесты, доступные для широкого практического использования: росто-весовой показатель, прыжок в длину двумя ногами, Р С-170, время простого движения, время задержки дыхания, индекс Скибинского, тешшнг-тест, С1Ж, ЧССр.
7. Структура специальной физической подготовленности футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе определяется четырьмя факторами:
— дистационной скоростью;
— ловкостью;
— специальной выносливостью;
— пространственно-силовой дифференцировкой.
8. Суммарная нагрузка обобщенных факторов составляет 72 $ со следующей долей вклада каздого фактора:
— фактор дистанционной скорости — 26,3%;
— фактор пространственно-силовой дифференцировки — 19,1%;
— фактор ловкости — 13,5%;
— фактор специальной выносливости — 13,1%.
9. Для оценки специальной физической подготовленности футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе рекомендуются следующие тесты: тест Шперлинга, тест Морозова', бег 30 м, дифферен-цировка пространства и силовых усилий.
10. Модельные характеристики, полученные в процессе исследований и отражающие должный уровень развития общей и специальной физической подготовленности и их составляющих, могут быть использованы в системе педагогического контроля и управления процессом совершенствования общей и специальной физической подготовки" футболистов.
11. С целью индивидуализации тренировочного процесса, как части управления, предлагаются рассчитанные нами уравнения регрессии показателей общей и специальной физической подготовленности. Для управления общей физической подготовкой: у «= 129,491,19×8 — 0,095×4 — 0,025×5 — 0,33×7 — 0,299×2 -0,49×3 — 0,49×6 — 0,09 х I, где: х1 — прыжок в длинух2 — относительная становая сила, хЗ — росто-весовой показатель, х4 — ЧСС, х5 — время задержки дыхания, хб — индекс Скибинского, х7 — теп-пинг-тест, х8 — СПИ.
Для управления специальной физической подготовкой: у = 0,84 хЗ — 0,307×4 — 0,422×8 — 0,29 хб + 0,366×1 -0,183×7 — 0,116×2 + 889,97, где: х1 — прыжок вверх, х2 -тест Морозова, хЗ — бег 30 м, х4 — тест Шперлинга, х5 — диффе-ренцйровка пространства, хб — дифференцировка силы, х7 — дифференцировка времени, х8 — тест Купера.
12. Экспериментальная проверка разработанных нами программ тренировочных воздействий с учетом модельных характеристик и уравнений регрессии подтвердила эффективность предложенных нами методов управления общей и специальной подготовленностью футболистов на подготовительном этапе тренировки.
8. ПУТИ 1ЩЦЕЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССУЩОВАШЙ В ПРАКТИКУ СПОРТА.
Основные положения, полученные автором в результате проведенных исследований, внедрены в практику по следующим направлениям:
1. На основании собственных данных разработаны принципы распределения объема и направленности тренировочных нагрузок на подготовительный период подготовки футболистов 14−15 лет.
2. Составлены и апробированы поурочные программы на подготовительный период тренировки. Программы реализуются в учебном процессе РСШ.
3. По материалам исследований опубликовано три научных работы, две работы сданы в печать.
4. Материалы исследований докладывались на двух Всесоюзных и двух Республиканских научных конференциях.
Для дальнейшего внедрения полученных результатов рекомендуется их использовать:
— при чтении курса лекций в институтах физической культуры как на кафедре футбола, так и на других кафедрах;
— при разработке методических пособий и сборников по проблеме управления учебно-тренировочным процессом, а также по проблеме детско-юношеского спорта.
9. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ СПОРТА.
1. При составлении учебно-тренировочных программ для футболистов 14−15 лет, занимающихся в Д10СШ, на подготовительный период тренировки в рамках часов, предусмотренных официальными программами, следует учитывать предложенные наш объемы и направленность средств тренировки с целью развития ОФП и СШ футболистов.
2. Для определения уровня развития общей и специальной физической подготовленности футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе следует использовать предложенные нами тесты.
С целью определения уровня общей физической подготовленности: росто-весовой показатель, прыжок в длину двумя ногами, РЫС-170, время задержки дыхания, индекс Скибинского, теппинг-тест, время простого движения, скорость переработки информациии, ЧСС.
С целью определения уровня специальной физической подготовленности: тест Шперлинга, тест Морозова, бег 30 м, диффе-ренцировку пространственных и силовых усилий.
3. В целях отбора футболистов, их дифференцированной подготовки рекомендуется разработанная нами жала оценок показателей, определяющих ОФП и СШ футболистов. Шкала оценок представлена на с. ИЗ — 114.
4. Управление комплексным развитием общей и специальной подготовленностью футболистов 14−15 лет на подготовительном этапе следует осуществлять с помощью рассчитанных нами уравнений регрессии. Уравнения регрессии: а/ для управления общей физической подготовкой у = 129,49 — 1,19×8 — 0,095×4 -0,02×5 — 0,33×7 — 0,299×2 — 0,49 хЗ — 0,79 хб — 0,09×1, где: х1 — прыжок в длину, х2 — относительная становая сила, хЗ — росто-весовой показатель, х4 — ЧСС, х5 — время задержки дыхания, хб — индекс Скибинского, х7 — теппинг-тест, х8 — СПИб/ для управления специальной физической подготовкой: у = 0,84 хЗ — 0,307×4 — 0,422×8 — 0,29 хб — 0,366×1 — 0,183×7−0,116×2 + 889,97, где: х1 — црыжок вверх, х2 — тест Морозова, хЗ — бег 30 м, х4 — тест Шперлинга, хб — дифференцировка силы, х7 — дифференцировка времени, х8 — тест Купера.
Список литературы
- Абрамов А.К. Юный футболист. Москва: Физкультура и спорт, 1974. — 160 с.
- Акрамов P.A. Исследование критериев отбора перспективных футболистов в сборную юношескую команду СССР. В кн.: ВНИЙФК, Итоговый сборник молодых ученых за 1974 г. — М., 1976, с.38−40.
- Акрамов P.A. Исследование прогностической значимостик ориентировке у юных футболистов. Итоговый сборник молодых ученых ВНИИФК за 1974 г. — М., 1976, с. 38−40.
- Антропова М.В. Работоспособность, физическое развитие и успеваемость учащихся. В кн.: Воцросы школьной гигиены. — М., 1967, с. 14−57.
- Арестов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков. Теория и црактика физической культуры, 8, 1968, с.44−47.
- Арефьев В.Г. Исследование эффективности дифференцированной физической подготовки школьниц 10−17 лет к сдаче норм всесоюзного физкультурного комплекса ГТО: Дис.. канд.пед.наук. -Киев, 1977, с. 174.
- Аршавский И.А. Двигательная способность детей в различные возрастные периоды ее генез, связь с соматотипом и особенности их в зависимости от пола. — В сб.: Развитие двигательных способностей у детей. — М., 1967, с.5−7.
- Аршавский И.А. и др. К обоснованию физиологических критериев оценки оптимальных методов физического воспитания и активного отдыха детей в различные возрастные периоды. В кн.:
- Производственная гимнастика и здоровье трудящихся. Киев, 1970, с. 77−80.
- Асович И.К. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности: Авторе®-, дисс.. канд. пед. наук. М., 1968. — 20 с.
- Бабуджян С.Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. — 25 с.
- Базилевич О.П. Оптимизация подготовки футболистов на основе моделирования тренировочного процесса. Б кн.: Ежегодник: Футбол. — М.: Физкультура и спорт, 1980, с.39−41.
- Бальсевич Б.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека /5−65 лет/: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1971. — 36 с.
- Бальсевич Б.К. Методические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации. Теория и практика физической культуры, I, 1980, с.31−33.
- Бахрах И.И. Влияние индивидуальных темпов полового созревания на физическое развитие и работоспособность мальчиков 13−16 лет. В сб.: Материалы 3-й республиканской конф. по физ. воспитанию детей и молодежи. Ереван, 1967, с.31−32.
- Бахрах И.И., Волков В. М. Взаимосвязь некоторых морфо-функцжшальных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного периода. Теория и практика физической культуры, 7, 1974, с.46−47.
- Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 164 е.
- Бондаревский К.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста. В кн.: Развитие двигательных качеств школьников. — М, 1967, с.153−176.
- Бреманис З.Е., Екабсон Т. Я. Об исследовании физической работоспособности учеников. В кн.: Тезисы IУ научно-методич. конф. по вопросам спортивной тренировки. Таллин, 1972, с.73−74.
- Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт, 1968. -.148 с.
- Букреева Д.II. К вопросу о развитии качества быстроты с возрастом. В кн.: Возрастная морфология и физиология. М., 1959, с. 25−28.
- Бунак В.В., Рогинский Я. Я., Неструх М. Ф. Антропология. -М.: Учпедгиз, 1940. ПО с.
- Вайшвила Ч.А. Зависимость развития двигательных качеств школьников от антропометрических, соматометрических показателей. Материалы 1У-Й научной конф. по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1968, с.186−187.
- Васютина A.B. К вопросу о влиянии учебного дня на возбудимость нервной системы школьников. 1−5 классов. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 60., 1954, с. 56.
- Бенглярский Г. Б. Управление специальной подготовленностью дзюдоистов высших разрядов на предсоревновательном этапе тренировки: Авторе®-, дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1980. — 24 с.
- Берхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки. ГЛ.: Физкультура и спорт, 1970. — 263 с.
- Верхошанский Ю.В. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1973. — 29 с.
- Властовский В.Г. Типология физического развития в свете акселерации роста и развития поколений: Автореф- дисс.. докт. биол. наук. М., 1971. — 40 с.
- Волков В.М. Исследование адаптивных реакций функции дыхания и кровообращения и их взаимодействия при мышечных нагрузках на различных этапах индивидуального развития: Автореф. дисс.. докт. биол. наук. М., 1969. — 24 с.
- Волков В.М., Бахрах И. И. Подросток и физическая культу- -ра. Смоленск, 1970. 36 с.
- Волков В.М., Вербицкий Г. И., Луговцев В. П., Кузнецов П. П. Индивидуальные различия в развитии двигательных качеств у подростков. Теория и практика физической культуры, 10, 1972, с. 43.
- Волков Н.И., Хволес В. Г., Новикова Д. А. и др. Внешнее дыхание, газообмен и выносливость. В сб.: Выносливость у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1969, с.21−30.
- Габия Абдель Азиз Бен Бельгасем. Исследование путей повышения активности тактического мышления футболистов старших. разрядов: Автореф. дисс.. канд.-. пед. наук. К., 1978. — 24 с.
- Гандельсман А.Б. Проблема функциональных возможностей юных спортсменов. В ich.: Педагогика, психология. Тезисы Всемирного научного конгресса «Спорт в современном обществе». М., 1980, с. 64.
- Гилев Г. А., Абсалямов Т. М., Беляев В. В. Принципы построения процесса специальной физической подготовки. Теория и практика физической культуры, 8, 1981, с. 13.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
- Гомберадзе К.Т. К вопросу о сенсетивных периодах развития отдельных функций организма детей и подростков. В кн.: Материалы международного симпозиума по проблеме «Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов». — М., 1975, с. 80−83.
- Гончаров H.H. Исследование формирования точности дви-, жений и трудовых умений у школьников в связи с занятиями спортом: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1952. — 25 с.
- Граевская Н.Д., Шафеева М. Г. Врачебные наблюдения над футболистами. М.: Физкультура и спорт, 1957. — 171 с.
- Гуминскии A.A. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятия спортом: Дис.. докт. мед. наук. М., 1973.
- Гуминскии A.A., Елизарова О. С., Журкова H.H. и др. Компоненты массы тела и максимальное потребление кислорода у подростков. В кн.: Новые исследования по возрастной физиологии. — М.: Педагогика, 1977, с. 34−37.
- Гусев В.А. Использование средства срочной информациив процессе освоения ударных действий и бега футболистов: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. — 27 с.
- Дембо А.Г. Недостаточность функции внешнего дыхания. -М.: Медгиз, 1957. 18 с.
- Джон Джармен. Футбол для юных. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 59 с.
- Джус О.И. Исследование влияния упражнений различной направленности, их объема и интенсивности на развитие качества быстроты у футболистов высших разрядов: Автореф. дис.. кавд. пед. наук. Тарту, 1971. — 28 с.
- Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.: Физкультура и спорт* 1971. — 180 с.
- Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 170 с.
- Жуиру Мхамед. Определение оптимальных нагрузок способствующих развитию скоростной выносливости у футболистов высших разрядов в соревновательном периоде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. К., 1980. — 29 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 150 с.
- Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 200 с.
- Зациорский В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте. Теория и практика физической культуры, 4, 1971, с.59−63.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 150 с.
- Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956. — 206 с.
- Зонин Г. С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствования у футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1974. — 21 с.
- Иванов-Смоленский А. Г. Опыт систематического экспериментального исследования онтогенеза корковой динамики человека. М.: Наука, 1940.-- 120 с.
- Ильин Е.П. Сила.нервной системы и методика ее исследования. В кн.: Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. — Л., 1972, с. 72−81.
- Ильин Е.П., Ильина М. Н. Зависимость максимальной частоты движений от типологических особенностей проявления основных свойств нервной системы. В кн.: Психофизиологические особенности спортивной деятельности. — Л.: Наука, 1975, с.56−59.
- Казарян Ф.Г. 0 сравнительных факторах, определяющих развитие и проявление мышечной силы у тренированных и нетренированных людей. В кн.: Армянский ШФК. Тезисы ХХ1У научно-методической конференции /итоги работы за 1970 год/.-Ереван, 1971, с. 108−109.
- Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. М.: Медицина, 1970. — 200 с.
- Качаев C.B. Экспериментальное обоснование определения оптимальных тренировочных нагрузок в занятиях с юными спортсменами /на примере скоростно-силовых упражнении/: Автореф. дис.. кавд. пед. наутс. M., 1970. — 27 с.
- Кирилов A.A. Исследование физической работоспособностифутболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 18 с.
- Козловский В.И. Планирование учебно-тренировочного процесса. В кн.: Юный футболист. — М.: Физкультура и спорт, 1980, с. 24−33.
- Козловский В.И. Особенности подготовки футбольных команд к краткосрочным тренировкам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
- Козловский В.К., Левин B.C., Шинкарев Т. В. К вопросу о разработке модельных характеристик футболистов. Теория и практика физической культуры, I, 1978, с. 5−7.
- Колчинская А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. К.: Наукова думкаi 1973. — 320 с.
- Коробков A.B. Взаимосвязь и диссоциация качественных особенностей двигательной деятельности. Теория и практика физической культуры, 7, 1958, с. 517−524.
- Коробков A.B. О значении спортивной тренировки в развитии и сохранении скорости движений в онтогенезе. В кн.: Спортивная медицина. Труды ХП юбилейного международного конгресса спортивной медицины. — М., 28 мая-4 июня 1958, Медгиз, с.526−528.
- Кудрявцев В.Д. Исследование физических.качеств мальчиков П-14.лет и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 24 с.. 3″ '
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития быстроты, силы, выносливости детей школьного возраста. В кн.: Тезисы научной конференции по физическому воспитанию. детей и подростков. — М., 1972, с.144−146.
- Кукуев Л.А. 0 развитии ядра двигательного аппарата в онтогенезе. В кн.: Труды научной конференции по вопросам морфологии и физиологии. Изд. АПН РСФСР, 1955, с.38−57.
- Леонтьева H.H. Возрастные особенности функциональных свойств скелетной мышцы детей школьного возраста. В кн.: Труды I научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., АПН РСФСР, 1954, с.21−22.
- Летунов С.П., Мотылянская P.E. Материалы к обоснованию теории развития выносливости. Теория и практика физической культуры, I, 1971, с.28−32.
- Ликучев Д.И., Козловский В. И. Основы обучения и тренировки. В кн.: Юный футболист. М., Физкультура и спорт, 1974, с. 20−24.
- Ликучев Д.И. Подготовка юных футболистов к соревнованию. В кн.: Юный футболист. М., Физкультура и спорт, 1981, с. II0-II3.
- Локо Я.Л. Учет особенностей динамики развития физических качеств при отборе юных спортсменов: Автореф. дис.. кадц. пед. наук. Тарту, 1974. — 34 с.
- Лукьянова Р.П., Новоселова Н. К. Физическое развитие и физическая подготовленность юных легкоатлетов, футболистов и баскетболистов. Теория и црактика физической культуры, 1964, 6, с. 38.
- Люкшинов Н.М. Об эффективности тренировочной работы футболистов высших разрядов. Теория и практика физической культуры, 6, 1970, с.4−5.
- Маркосян A.A. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 221 с.
- МартиросовЭ.Г. Индивидуальные особенности борцов.-В кн.: На борцовском ковре. ГЛ.: Физкультура и спорт, 1969, с. 45.
- Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. ГЛ.: Физкультура и спорт, 1964. — 208 с.
- Матвеев Л.П. 0 проблеме теории и методики спортивной тренировки. Теория и практика физической культуры, 4, 1969, с. 49−53.
- Матвеев Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. ГЛ.: Физкультура и спорт, изд. 2-е исцр. и до-полн. — 1976, — 256 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 220 с.
- Мелехов A.A. Исследование методики тактической подготовки футболистов с применением технических средств связи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1957. — 13 с.
- Миклашевская H.H. Рост и развитие детей и подростков.
- В сб. Современные проблемы антропологии. М.: Знание, 1976, с. 55−56.
- Михайлов В .В., Огольцов И. Г. Максимальное потребление кислорода у лыкников-олимпийцев. Теория и практика физической культуры, 5, 1964, с. 15.
- Могендович M.Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем. М.: Медицина, 1957. — 130 с.
- Морозов 10.А. Предигровая разминка как фактор формирования готовности футболистов к игре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1968. — 25 с.
- Морозов Ю.А. Оперативная оценка работоспособности футболистов. Теория и практика физической культуры, 8, 1974, с. 17−19.
- Морозов Ю.А. Методика подготовки футболистов. В кн.: Футбол. — М.: Физкультура и спорт, 1978, с. 137−165.
- Морозов Ю.А., Терентьев В. Ф. Оценка специфических форм проявления быстроты у футболистов. В кн.: Управление процессом спортивной тренировки. Сб. докладов П Всероссийской конференции. — Л., 1974, с. I06-II0.
- Мотылянская P.E. Спорт и возраст. М.: Медгиз, 1956.' - 195 с.
- Мотылянская P.E. Физическая культура и возраст. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 280 с.
- Мотылянская P.E. Некоторые особенности развития тренированности в связи с возрастом. В кн.: Двигательная активность и старение. 1969. — 304 с.
- Мотылянская P.E. Возрастные проблемы спортивной медицины. Теория и практика физической культуры, 5, 1975, с. 3538.
- Мотылянская P.E. Спорт и здоровье подрастающего поколения. Теория и практика физической культуры, II, 1979, с. 2729.
- Мотылянская P.E. Значение модельных характеристик спортсменов высокого класса для спортивного отбора и уцравле-ния тренировочным процессом. Теория и практика физической культуры, 4, 1979, с.21−23.
- Мохамед Реда Хуссейн. Исследование работоспособности и средств ее повышения у юных футболистов 12−14 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 25 с.
- Муравов И.В. Медико-биологические предпосылки дифференцированного физического воспитания молодежи на разных этапах возрастного развития. В кн.: Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков. — Киев, 1981, с. 11−21.
- Набатникова М.Я. Основные направления в методике воспитания специальной подготовленности бегунов на средние дистанции спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 140 с.
- Набатникова М.Я. Некоторые особенности структуры специальной физической подготовленности юных спортсменов. В сб.: Оптимизация системы тренировки юных спортсменов. — М.: ВШИФК, 1979, с. 39−43.
- Набатникова М.Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов. Теория и практика физической культуры, 4, 1980, с. 21−22.
- Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 129 с.
- Небылицин В, Д. Основные свойства нервной системы. М.: Просвещение, 1966. — 160 с.
- Невмянов A.M. Оперативным контроль за напряженностьюадаптации футболистов к основной тренировочной работе. Теория и практика физической культуры, 4, 1975, с. 33.
- Новиков A.A., Кузнецов В. В., Шустин Б. Н. 0 разработке модельных характеристик спортсменов. Теория и практика физической культуры, 6, 1976, с. 58−60.
- Новиков В.И. Экспериментальное исследование состояния технической готовности футболистов к (соревнованиямl э: Автореф. дис.. кацц. пед. наук. М., 1969. — 24 с.
- Нуримов Р.И., Акрамов P.A., Пагиев В. Б. Модельные.характеристики футболистов разного возраста и квалификации. В кн.: Итоговый сборник молодых ученых ВНИИФК за 1974 год. — М., 1976, с. 60−62.
- Овакинян S.A. Исследование проявления выносливости у юных футболистов и экспериментальное обоснование методики ее воспитания: Автореф. дис,. канд. пед. наук. М., 1975. — 26с.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки.- М.: Физкультура и. спорт, 1970. 478 с.
- Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболистов.- В кн.: Возрастные особенности детей и подростков. М.: Физкультура и спорт, 1982, с. 24−27.
- Пагиев В.Б. Динамика показателей скоростно-силовых качеств у.футболистов высших разрядов. В кн.: Итоговый сборник молодых ученых ВНШФК за 1974 год. — М., 1976, с. 62−65.
- Петровский В.В. Кибернетика и спорт. К.: Здоров"я, 1973. -III с.
- Петровский В.В. Педагогический и организационно-методический контроль в спортивной тренировке. Сб. статей. — Киев, 1975, с. 18−25.
- Петровская.Т. В. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков младшего возраста" В кн.: Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков. Сб. научных трудов. — Киев, 1981, с. 28−36.
- Платонов Б.Н. Исследование спортивной тренировки как целостного сложно организованного объекта: Автореф. дис.. докт. пед. наук. --Киев, 1977. 876 с.
- Платонов В.Н. Проблемы и перспективы оптимизации тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта. В кн.: Построение спортивной тренировки в циклических видах спорта. Сб. научных трудов. — Киев, 1978, с. 5−32.
- Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: Здоров"я, 1980. — 336 с.
- Платонов В.Н., Сенча В. М. Методика диагностики специальной выносливости у пловцов высокого класса. В кн.: Плавание. Сборник статей. — М.: Физкультура и спорт, 1975, с. 20−22.
- Попков Б.Н. Об оценке тренированности юных велосипедистов. Б кн.: ХП Всесоюзная конференция по физиол., морфол., биохимии и биомеханике. — Львов, 1972, с. 32.
- Пузик В.И. Возрастное развитие скелетной мускулатурыи ее инерционного аппарата у человека. В кн.: Труды I научной конференции по возрастной морфологии и физиологии АПН РСФСР. -М., 1954, с. 16−25.
- Радзиевский А.Р. Акселерация и физическое воспитание в школе. В кн.: Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков. — Киев, 1981, с.24−28.
- Ревзон A.C. 0 точности пространственной оценки движений при обучении школьников легкоатлетическим упражнениям.- В кн.: Конференция по вопросам физиологии спорта. Тбилиси, i960, с. I69−171.
- Романенко А.H., Джус О. Н., Догадин Ivl.Б. Тренировка футболистов. Киев: Здоров"я, 1979. — 28 с.
- Савин С.А. Повышение спортивной работоспособности у футболистов: Автореф. дис.. кадц. пед. наук. M., 1956. — 15 с.
- Савин С.А. Основы тренировки футболистов. В сб.: Футбол. — М.: Физкультура и спорт, 1969, с. 62−121.
- Саг.®- Махмуд ас Саффар. Исследование развития скоростно-силовых качеств юных футболистов в возрасте 13−15 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1965. — 20 с.
- Семенова Л.К. Ворастное развитие нервно-мышечного прибора функционально различных мышц. В кн.: Труды научной конференции по вопросам морфологии и физиологии. — АПН РСФСР, 1954, с. 6−8.
- Семенова Л.К. Некоторые закономерности возрастного развития скелетной мускулатуры человека. В кн.: Труды П научной конференции по вопросам морфологии и физиологии. — АПН РСФСР, 1958, с. I82−2II.
- Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 104 с.
- Сироткина Б.А., Лисицкая Т. С. Исследование физической работоспособности подростков спортсменов и сверстников незани-мающихся спортом. Теория и практика физической культуры, 3, 1973, с. 41−43.
- Степанова Л.А. Физическое развитие спортсменов. В кн.: Врачебный контроль в процессе спортивного совершенствования. — М.: Физкультура и спорт, 1952, с. 25−30.
- Сучилин A.A. Начальное обучение игре в футбол детей8.9 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1972. — 20 с.
- Сучилин A.A., Лаптев А. П. Отбор юных футболистов. В кн.: Юный футболист. — М.: Физкультура и спорт, 1974, с. 5−20.
- Сучилин A.A., Лаптев А. П. 0 совершенствовании системы подготовки футбольного резерва. Теория и практика физической культуры, 1983, с. 25−27.
- Суппсов M.II. Футбол. Учебное пособие для секции коллективов физкультуры /для занятий с начинающими/. M., 1961,5.е изд., 239 с.
- Сырышева З.С., Рогачева А. Ф., Сидоренко Г. С. и др. Спортивная специализация 11−15 лет. В кн.: Юный футболист. -М.: Физкультура и спорт, 1974, с. 47−75.
- Сычев Б.В. Исследование техники выполнения крученых ударов по мячу в футболе, методика обучения и совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 15 с.
- Тамбиева А.П. Дифференцирование теша движения детьми школьного возраста. В сб.: Труды П научной конф. по возрастной морфол., физиол. и биохимии. — M., 1955, с. 21−23.
- Твилинева A.A. 0 физическом развитии подростков занимающихся различными видами спорта. В кн.: Вопросы теории и методики физического воспитания, т.2. — Алма-Ата, 1972, с. 8485.
- Тер-Ованесян A.A. Спорт. М.: Физическая культура и спорт, 1967. — 206 с.
- Тер-Ованесян A.A. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 203 с.
- Тимофеев Б.А. Исследование тактических действий в футболе"и пути повышения их эффективности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. J?., 1969, с. 18.
- Тихвинский С.Б. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Л., 1972. — 26 с.
- Товаровский М.Д. Футбол. М.: ФиС, 1949. — 160 с.
- Товаровский М.Д. Футбол. М.: ФиС, 1959, с. 57−184.
- Топчиян B.C. Изменение частоты и длины беговых шагов у юных легкоатлетов под влиянием различных вариантов тренировочных нагрузок. В кн.: ЦНИИФК, Материалы итоговой научной сессии института за I96S г. — М., 1964, с. 70−72.
- Туманян Г. С. Телосложение и спорт /основы индивидуализации физической подготовки спортсменов различных соматических групп/: Автореф. дис.. докт. пед. наук. M., 1971. — 27 с.
- Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Факторная структура некоторых морфо-функциональных особенностей борцов высокой квалификации. В кн.: Применение электронно-вычислительной техники в науке и спорте. — ГЛ.: ГЦОЛИФК, 1968, с. 21−23.
- Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. -М.: ФиС, 1976. 215 с.
- Урисон A.A. Закономерности возрастной динамики размеров тела детей и подростков: Автореф. дис.. канд. биол. наук. M.: 1969. — с.
- Фарфель B.C. Предельное ПОг, у человека, его зависимость от возраста, пола, физического развития и тренированности. В кн.: Проблемы советской физиологии, биохимии и фармака-логии. 2 — М.: АМН, 1949, с. 667.
- Фарфель B.C. Физиология спорта. M.: ФиС, I960. — 384 с.
- Фарфель B.C. Возрастное развитие работоспособности. В кн.: Физиология человека. — М.: ФиС, 1970, с. 327−334.
- Фарфель B.C., Михайлов В. В. МПК как показатель объема окислительных процессов и общей работоспособности организма. -В кн.: Кислородный режим организма и его регулирование. Киев, 1965, с. 267−270.
- Филин В.П. Бег на короткие дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 208 с.
- Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1970. — 50 с.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974. — 232 с.
- Филин В.П. Становление научных и методических основ детско-юношеского спорта. Теория и практика физической культуры, II, 1977, с. 46−51.
- Филин В.П. Проблемы управления подготовкой юных спортсменов. Теория и практика физической культуры и спорта, 4, 1978, с. 72−73.
- Филин В.П., Фомин H.A. Основы юношеского спорта. -IL: ФиС, 1980, 255 с.
- Фомин H.A. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. — 318 с.
- Филин В.П., Сироткина Б. А. Исследование эффективности дифференцированного подхода к учащимся в связи с акселерацией физического развития. Теория и практика физической культуры, II, 1969, с. 51−53.
- Хохрякова Е.В. Пространственная ориентировка при ходьбе и ее возрастные изменения. Б кн.: Возрастная морфология и физиология. М., 1959, с. 6−10.
- Хрущев С.Б. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. 2т-е изд. перераб. и дополн. М.: Медицина, — 224 с.
- Часовых В.Я., Морозов Ю. А., Тер-Казарян A.M. и др. Особенности развития выносливости у футболистов высоких разрядов. В кн.: Казах. ШЙС. Вопросы теории и методики физического воспитания, вып. У. — Алма-Ата, 1977, с. 64−71.
- Чоговадзе A.B., Израэль З. Э. Влияние характера спортивной деятельности на формирование некоторых морфологических и функциональных показателей. Теория и практика физической культуры, 6, 1968, с. 3−5.
- Шамардин. А.И. Исследование игровой деятельности вратарей в футболе и экспериментальное обоснование методики их подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 15 с.
- Шварц, В. Б. Генетика и спортивная специализация детейи подростков. В кн.: Медицина, подросток и спорт. — Смоленск, 1975, с. 54−67.
- Шперлинг К.А. Оптимизация педагогического контроля и оценка подготовленности футболистов. В кн.: Управление процессом спортивной тренировки. — Сб. докладов. — Л., 1974, с. II0-II5.
- Шперлинг К.А. Экспериментальное обоснование методики отбора детей и комплектования учебных групп для занятий футболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 21 с.
- Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИИЛ, 1959. -96 с.
- Яковлев H.H., Коробков A.B., Янасис C.B. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. М.: ФиС, 1960. — 205 с.
- Янес X. Оценка физической работоспособности у кубинских школьников, зашшающихся спортом: Авторей. дис.. канд. биол. наук. Гл., 1973. — 22 с.
- Hautmann A®, Mosoiy X. Опыт применения индекса Скибин-ского в кардиологической и спортивно-медицинской практике.1. Medizin und Sport, No.4.
- Henry P., Tratton D. The Research Quarterly, 1951* No.4.
- Henry F. Research on sprint running. The Athletic Journal, 1952, vol.52, No.6.
- Панайотов П., Терзиевг И. Повишаване скокливости на баскетболиста чрез упражнения за развиване на силата. Въцроси на физическата култура, 1962, !Г° 2, с. 17−21.
- Pierson W.E. The relationship of movement time and reaction time from childhood to semility. The Bes. Quarterly, I96I, vol.32, No.2.
- Eabick Lawrence B., Smoll Frank I. Stability of growth in strength and motor performance from childhood to adolescence.-Human Biol., 1967, v.39, N0.3, p.29^-306.
- Smith L.S. Individual differences in maximal speed of muscular contraction and reaction time* Percept, Mot. Skills, 1965, vol.21, No.I.
- Winter K. Dtsch. Z. Philosoph., 1962, 7, 92^-95.
- Zbigniew M. Roczn. Nauk" Wyzsza szkola Wychowan. fiz. Krakowie, t.4, Cz"2, Krakow, 1965, 75−113.222″ Zdunkiewicz Lech. Rocz. Panstw. Zaki. hig., I967, 18, No. I, 102−108.1. АКТвнедрения результатов научных исследований в практике футбола
- Фамилия, и, о. автора внедрения
- Наименование предложения, рекомендации, и краткая характеристика1. Эффект от внедрения1. Сабах Джабар
- Предложены принципы распределения объема и направленности средств тренировки на подготовительном периоде для футболистов 14−15 лет.
- Улучшена система планирования учебно-тренировочной нагрузки на подготовительный период.1. Представители института:1. ЛЯгде выполняемся предложение:v ¦ X ¦ / ¦ /