Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Освоение школьниками раздела «Основы знаний» как средство формирования у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях о единстве биологического и социального в человеке и проявления этого феномена в физической культуре (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева) — об изменении приоритетов в физической культуре школьников (В.И. Лях, А.П. Матвеев), об интеграции знаний в области образования (В.Н. Максимова), а также на результатах исследований посвященных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема преподавания теоретических сведений как средства формирования у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями
    • 1. 1. Физическая культура школьников на современном этапе
      • 1. 1. 1. Направленность современного образования школьников в области физической ф культуры
      • 1. 1. 2. Проблемы урока физической культуры
      • 1. 1. 3. Изменение приоритетов в школьных программах по физической культуре в 20−80-х годах. 28 '
      • 1. 1. 4. Современные программы по физической культуре школьников
    • 1. 2. Формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями
    • 1. 3. Формирование у школьников знаний на уроке физической культуры
      • 1. 3. 1. Изменение теоретического компонента урока в историческом аспекте
      • 1. 3. 2. Подходы к освоению школьниками знаний в области физической культуры
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава 3. Методика освоения школьниками раздела программы
  • Основы знаний", как средство положительного отношения к занятиям физическими упражнениями
    • 3. 1. Теоретическое обоснование построения методики формирования знаний на уроке физической культуры
    • 3. 2. Экспериментальная структура методики преподавания раздела «Основы знаний»
    • 3. 3. Организация деятельности учителя по преподаванию теоретических сведений
    • 3. 4. Технология формирования положительного отношения школьников к уроку физической культуры
  • Глава 4. Оценка эффективности применения экспериментальной методики преподавания раздела «Основы знаний»
    • 4. 1. Результаты предварительного исследования
    • 4. 2. Результаты основного исследования
  • Выводы

Освоение школьниками раздела «Основы знаний» как средство формирования у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе образования России в настоящее время идет процесс преобразования учебной деятельности в соответствии принципам демократизации и гуманизации общества. Идут поиски эффективных форм обучения, открываются школы с углубленным изучением предметов, школы-гимназии, лицеи. Учебная нагрузка в образовательных учреждениях значительно влияет на здоровье школьника. Возрастает фактор «здоровья» ученика. Однако в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной мере мотивация здоровья, «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, которые мотивировали бы к заботе о собственном здоровье (С.В. Попов, 1998).

Из выше сказанного выдвигаются проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности. Появляется необходимость в учителе-профессионале, способном выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию (Т.И. Шамова, 1991; В.Д. Гончаров- 1995; Симонов, 1999; Г. Ю. Ксензова, 1999).

На современном этапе развития образования возникла потребность в интеграции наук об образовании, которая опирается на единую методологию и философию образования. Исследователи признают, что философия воспитания и образования должна представлять собой комплексную науку, включающую основные посылки не только философии и этики, но и антропологии, генетики, социологии, психологии, физиологии и других наук о человеке (Г.Ф. Федорец, 1989; О. Г. Пиркит 1995; М. М. Поташник, 1996).

Как отмечает В. Н. Максимова (2000) интегрирующей модальностью ученика-субьекта и учителя-субьекта является их индивидуальность, уникальность проявлений их духовных и познавательных сил, что определяется современной концепцией субъекта жизнедеятельности в философии, психологии и гуманистической педагогике.

Взаимосвязь видов деятельности, по мнению Б. Г. Ананьева (1977) обеспечивает и взаимосвязь направлений развития и воспитания учащихся: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое и др.

Определение оптимальных сочетаний умственного воспитания с нравственным, нравственного с физическим, для высокой эффективности всей системы воспитания составляет одну из очередных задач педагогики. Задача состоит в создании «оптимальной модели научения», которая преодолевает дробность подходов к воспитанию и обучению и создается на основе интеграции педагогических приложений разных наук в системе знаний о человеке, самой педагогики и ее философских основ (Д.Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова, 1999).

Современные постулаты теоретических основ физической культуры активно разрабатываются Л. П. Лубышевой, В.К. Бальсеви-чем, В. И. Столяровым, Н. И. Пономаревым, А. П. Матвеевым и др. Авторы раскрывают необходимость пересмотра приоритетов в физическом воспитании школьников, в частности, и физической культуры, в общем.

По мнению И. М. Быховской (1993) процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что процесс развития человека происходит изолированно от его социальных функций, влияния общественных отношений.

Как указывает А. П. Матвеев (1997) в качестве оснований реформирования школьного физкультурного образования предлагаются следующие концептуальные подходы:

— приоритет индивидуально возрастных особенностей развития личности школьника;

— приоритет потребностей школьников в овладении школьниками основами физкультурной деятельности, ориентированной на укрепления здоровья и возможность длительного поддержания должного уровня психофункциональной дееспособности человека;

— дидактически направляемый процесс развития личности школьников (физической культуры личности), представленной единством взаимодействия обучения, воспитания и образования;

— трактовка предметно-содержательной направленности предмета «Физическая культура» как мировоззренческой в системе предметов общего среднего образования;

— системно комплексный подход как объективная предпосылка активного усвоения школьниками учебного предмета «Физическая культура».

Из выше сказанного следует, что предмет «Физическая культура» отвечая за аспект физического развития, взаимодействуя с аспектом духовного и интеллектуального развития. Поэтому задача урока состоит в том, чтобы, интегрируя перечисленные выше аспекты человеческой деятельности и, выстроив между ними определенную систему взаимодополнения, учитель должен дать ученику ориентацию в многообразии современных подходов к спортивной деятельности, помочь определить свои склонности в этой области культуры, чтобы в дальнейшем максимально полно рационализировать свои жизненные ресурсы (М.В. Демин, 1977; Ю. В. Вавилов, 1990; Д. Э. Днепров, 1994).

Уровень формирования личной физической культуры школьников зависит от профессиональной компетентности учителей в реализации современных педагогических технологий в образовательном процессе.

В современных программах по предмету «Физическая культура» отмечается, что образовательная направленность физического воспитания обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным действиям и развитие физических качеств органически сочетаются с формированием у учащихся определенных знаний (Н.И. Алексеев, В. З. Афанасьев, А. И. Бесуднов, 1995).

По мнению JI.K. Завьялова (1999) формирование знаний на уроках физической культуры, подчиняясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического совершенствования, характером учебно-познавательной деятельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнениями.

Такое понимание заметно отличается от иного концептуального подхода, сущность которого иллюстрируют следующие аргументы: «высокая моторная плотность — основа эффективности», «уроки физической культуры для того, чтобы на них занимались физическими упражнениями, а не разговаривали», где физическое воспитание представляется не иначе, как процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека.

Готовность учителя физической культуры применять педагогические технологии формирования мировоззренческого и интеллектуального компонента физической культуры, реализуемого через раздел «Основы знаний», позволила бы активизировать направленность процесса физического воспитания на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Проблемы повышения эффективности урока физической культуры посредством реализации современных инновационных педагогических технологий нацеленных на формировании у школьников знаний в области физической культуры и повышающих интерес детей к занятиям физическими упражнениями активно рассматривались исследователями в последние годы (В.И. Сиваков, 1998; С. В. Барков, 2001; А. В. Власов, 2001; Т. В. Моор, 2001; Г. А. Гайдук, 2001; Н. В. Глазырина, 2003; Н. А. Герасимова, 2003).

Современные исследователи предлагают методики формирования знаний, предполагая что, сформированность у ученика набора знаний поможет ему в практике формирования личностной физической культуры. В связи с этим предлагаются следующие формы передачи информации: беседы на уроке «физическая культура», домашние задания, межпредметные связи, учебные тетради, факультативные занятия и т. п., что как доказано в отмеченных исследованиях оказывает положительное влияние на развитие образовательного процесса в школе.

Однако с нашей точки зрения при описанных выше подходах идет смещение акцентов с методической роли учителя на роль координатора, а основные воздействия перекладываются на других участников образовательного процесса (учителей других предметов, родителей, школьники). Перечисленные формы передачи информации требуют от учителя физической культуры либо выход за пределы отведенного ему учебным планом времени, либо увеличение время на раздел «Основы знаний» в ущерб других компонентов урока.

Таким образом, актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами. Современные теоретические положения развития образования предполагают переход от жесткого регламентированного процесса преподавания на уроке физической культуры, к регламентированному результату сформированности физической культуры личности школьника. С другой стороны, успешность образовательного процесса в формировании физической культуры личности ставится в зависимость от умения учителя физкультуры сформировать у учащихся иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования. Однако отсутствие четкого инструментария преподавания теоретических сведений, слабая детализация урока физической культуры педагогическими приемами способствующих вызывать у школьников мотивацию к занятиям физическими упражнениями, не позволяет учителю, в полной мере, использовать современные научные положения в реальном образовательном процессе.

Необходимость восполнения этих пробелов в педагогической науке и определила гипотезу, цель и задачи исследования.

Гипотеза исследования. Разработка и внедрение в учебный процесс физического воспитания школьников методики освоения знаний, основанной на системе педагогических приемов, побуждающих их работать с информацией, будет способствовать не только более эффективному усвоению теоретических сведений, но и формировать положительное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Объект исследования — образовательный процесс по физической культуре в школе.

Предмет исследования — процесс освоение школьниками раздела «Основы знаний», способствующий формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики освоения школьниками знаний в области физической культуры, способствующая формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему формирования положительного отношения школьников к занятиям физическими упражнениями.

2. Провести анализ современных методик преподавания школьникам теоретических сведений по предмету «Физическая культура».

3. Разработать методику преподавания теоретических сведений, способствующую формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях о единстве биологического и социального в человеке и проявления этого феномена в физической культуре (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева) — об изменении приоритетов в физической культуре школьников (В.И. Лях, А.П. Матвеев), об интеграции знаний в области образования (В.Н. Максимова), а также на результатах исследований посвященных формировании у человека иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования (Г.К. Зайцев) и использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе (О.С. Анисимов, В. П. Беспалько, Е.В. Титова).

Научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке методики преподавания раздела «Основы знаний» с целью формирования у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В ходе исследования получены новые данные о возможности:

— повышения интереса школьников к занятиям физическими упражнениями посредством целенаправленного подбора педагогических технологий преподавания и контроля теоретических сведений;

— повышения уровня умений школьников в организации самостоятельной двигательной деятельности, на основе сформированных у них специальных знаний и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Теоретическая значимость исследования заключается, в расширении представления о возможностях формирования положительного отношения школьников к занятиям физическими упражнениями, посредством преподавания теоретических сведений, повышающих интерес школьников к уроку физической культуры, что является вкладом в разработку проблемы формирования личной физической культуры школьников.

Полученные результаты дополняют систему знаний в области физического воспитания школьников:

— дано обоснование изменения подходов к формированию знаний школьников в области физической культуры на основе современной личностно-ориентированной парадигмы образования;

— подтверждено что, использование на уроке физической культуры проблемных методов преподавания теоретических сведений, дополняя традиционные репродуктивные формы обучения, эффективнее формируют у школьников умения самостоятельно организовывать свою двигательную деятельность;

— определены возможные пути оптимизации процесса формирования знаний школьников в области физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика преподавания теоретических сведений на уроке физической культуры способствует:

— рационализации труда учителя в достижении современных ориентиров по образованию школьников в области физической культуры;

— повышению уровня умений школьников самостоятельно организовывать свою двигательную деятельность;

— эффективному усвоению школьниками теоретических сведений;

— формированию у них интереса к уроку физической культуры.

Результаты исследования показывают возможность такого построения учебного процесса по физической культуре, который содействует формированию ответственности у учащихся за результат своей учебной деятельности.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Разработанная методика преподавания школьникам раздела «Основы знаний», способствующая формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями может быть использована в учебном процессе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования спортивного профиля, а так же при подготовке специалистов по физической культуре в педагогических колледжах и ВУЗах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современная парадигма образования школьников меняет отношение к преподаванию теоретических сведений, которые должны являться не целью предмета «Физическая культура», а средством формирования у учащихся функциональной грамотности в области физической культуры.

2. Методика формирования знаний школьников в области физической культуры, которая предполагает: а) структурирование процесса формирования знаний школьников на уроке по макро, мезои микроцикламб) детализацию деятельности учителя по формированию у школьников знанийв) технологичность подхода к формированию интереса школьников к учебному материалу урока физической культуры.

3. Освоение школьниками раздела «Основы знаний» по экспериментальной методике способствует формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями и повышению уровня умений организовывать свою двигательную деятельность.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается:

— опорой на теорию и методику физической культуры детей школьного возраста;

— длительностью и вариативностью эксперимента;

— комплексным подходом к использованию методов исследования, взаимодополняющих друг друга;

— применением математического анализа в обработке полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения экспериментальной методики обучение, ход эксперимента, его результаты и выводы докладывались и обсуждались на городских научно-практических конференциях (1998, 2000,2001) и на «Герценовских чтениях» (2002).

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс школы № 119 Калининского района, СДЮСШОР Выборгского района по лыжным гонкам, а так же использовались в учебном процессе факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена при подготовке студентов, обучающихся по специальности 33 100 -«Педагог по физической культуре» и Университета педагогического мастерства, при повышении квалификации учителей физической культуры школ Санкт-Петербурга.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 135 страницах машинописного текста. Работа содержит 7 рисунков, 15 таблиц, 5 приложений.

Список литературы

насчитывает 163 источников отечественных и 6 зарубежных авторов.

Практические рекомендации.

1. Преподавателю необходимо соразмерять свою деятельность с целевыми установками предмета «Физическая культура», а так же со спецификой образовательного учреждения.

2. При построении занятий физическими упражнениями в образовательном учреждении следует помнить, что занятия должны носить познавательный характер.

3. В организации учащихся желательно использовать преимущественно опосредованное, а не прямое воздействие на учеников, что в большей степени формирует в них потребность применения получаемых знаний в повседневной жизни.

4. Для перехода от репродуктивного обучения теоретическим сведениям к инновационным, необходимо работать с методической литературой, содержащей инновационные педагогические приемы, позволяющие рационализировать образовательный процесс.

5. Во все части урока желательно включать упражнения требующие работы с информацией, позволяющей решить поставленные перед учеником задачи.

6. Для поддержания интереса школьников к уроку «Физическая культура» и полноценной профессиональной состоятельности, учителю необходимо создать систематизированный арсенал педагогических приемов, который позволит ему формировать нужную атмосферу урока, вызывать у учеников нужные в данный момент реакции, мотивирующие к решению образовательных задач урока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И., Афанасьев В. З., Бессуднов А. И. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1995.
  2. Ш. А. Педагогическая симфония.-Екатеринбург, 1993.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997.-38 с.
  4. О. С. Основы методологического мышления.— М., 1989.-221 с.
  5. М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции науки // Вопросы философии.- 1981. № 3.
  6. А., Воспитание творчеством // Физическая культура в школе. 1995. — № 2. — С. 38.
  7. С.М. Методика физической подготовки школьников 7−11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 20 с.
  8. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-С. 3−67.
  9. М.Н., Бойко B.C., Социально биологические проблемы физической культуры и спорта. Киев: Здоровье, 1983. — 247 с.
  10. В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. — 1996. -№ 3. С. 1−7.
  11. В.К., Лубышева Л. И. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта // Принципы индивидуализации физического воспитания молодежи: Межвуз. сб. науч. тр. Тула, 1994. — С. 3−10.
  12. В.К., Лубышева Л. П., Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995.-№ 4.
  13. С.В. Инновационная технология личностно ориентированного физкультурного образования школьников подростков: Автореф. дис. канд пед наук. Смоленск, 2001. — 18 с.
  14. Н.В., Минияров В. М., Неклюдова М. Г. Основы физической культуры школьника: Учеб. пособие для учителей физической культуры. Самара, 1994. — С. 3−126.
  15. Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе: Дис. д-ра пед. наук. -СПб, 2000. — 435 с.
  16. В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 135с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Издательство института профессионального образования МО России, 1995. -№ 5ю- С. 18−20.
  18. Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — С. 6−141.
  19. В.Б. Воспитание интереса к знаниям. М.: Просвещение, 1985. — С. 5- 45.
  20. Е.Я., Кадетов А.В Из истории предмета «Физическая культура» в России // Физическая культура в школе 1995.-№ 5.
  21. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: С-Пб, 1996. — С. 3−47.
  22. И.М., Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.
  23. Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10.
  24. Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. — М.: ФиС, 1985. — С. 3−77.
  25. Г. И., Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дис. д-ра пед. наук. — Л., 1990.-383 с.
  26. В.Н., Филиппов В. В. Урок-беседа // Физическая культура в школе. — 1993. № 4.
  27. Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиинца, 1989.
  28. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культуры в школе.-1990.-№ 12.
  29. П., Гуськов С. Рекреация по-американски.- М.: Знание, 1990. С.81−174.
  30. П.В. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1990.
  31. А.В. Методика преподавания учебных знаний на уроках физической культуры с образовательной направленностью учащимся 7−8 классов средней школы: Автореф. дис. канд пед наук. -М., 2001.-22 с.
  32. В.М. Теория физической культуры (Культуровед-ческий аспект): Учеб. пособие. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988.-45 С.
  33. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 5. — С. 60−62.
  34. Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2001.-21 с.
  35. Н.А. Интегральная технология обучения в физкультурном образовании школьников: Дис.канд. пед. наук. — СПб., 2003.-149 с.
  36. Л.Д., Лопатник Т. А. Физическая культура, 1-й класс. М.: Владос, 1998. — С. 7−117.
  37. Л.Д., Лопатник Т. А. Физическая культура, 2-й класс. М.: Владос, 1999. — С. 3−134.
  38. Н.В. Формирование интеллектуального и моти-вационного компонентов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 5−7 классов общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд пед. наук. Краснодар, 2003. — 19 с.
  39. Головных Г. Я.,. Физическая культура как социальное явление. Смоленск: СГИФК, 1989. — 37 с.
  40. В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф. дис. д-ра соц наук. СПб., 1995. — 37 с.
  41. А.Е. Физическое воспитание в России (XIX -начало XX века). СПб, 1994. — С. 3−18.
  42. И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие.- Минск: Высшая школа, 1994.-С. 3−34.
  43. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном общении. Томск: Пеленг, 1992.
  44. М.В. Проблемы теории личности. М: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 79−84, С. 219−220.
  45. Э.Д., Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпркс, 1994. — 248 с.
  46. Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Физическая культура и спорт, здоровье нации. СПб, 1996.
  47. Д.Д. Ходить и бегать для здоровья. М.: Знание, 1985.-С. 35−55.
  48. П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф дис. д-ра пед. наук. М., 1994.-41 с.
  49. П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре. Архангельск: АПУ, 1992. — С. 98−118
  50. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: Материалы к лекциям и семинарам. JL: ВИФК, 1985. -133 с.
  51. О. Инновационная школа вчера, сегодня, завтра // Народное образование. 1999. — № 7−8.
  52. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 39 с.
  53. Н.В. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — С. 3−39.
  54. В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис. д-ра пед наук. М., 1995.
  55. Г. К. Физическое воспитание и спортивная подготовка: новые подходы: Метод, рекомендации. JL, 1991.
  56. Закон РФ «О физической культуре и спорте». М., 1999.
  57. Закон РФ «Об образовании». М., 1995.
  58. Ю.С. Повышение интереса учащихся к уроку физической культуры // Физической воспитание и школьная гигена: Тез. докл. IV Всесоюзн. конф. М., 1991.- С. 145.
  59. О.М. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Д., 1991. — 187 с.
  60. М.М. Дифференциации самостоятельной работы как фактор повышения качества знаний младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Л., 1986. — 190 с.
  61. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика, 1989. 197 с.
  62. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие. СПб., 2000.
  63. С.А. Физическая культура и спорт: социология и право. Ташкент: Медицина, 1986. — С. 80−82.
  64. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик». М., 1999.
  65. В.П., Лигута В. Ф. Физкультурное образование в терминах и понятиях. ХГИФК, 1995, С. 105.
  66. Е.П., Никитина Е. Д. Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования. -М.: ГЦОЛИФК, 1986. С. 3−7.
  67. B.C. Книга учителя физической культуры. М.: ФиС, 1973.-С. 5−94.
  68. B.C., Кузнецова З. И. Богословский В.П. Физическая культура: 4-й класс: Экспериментальное учеб. пособие по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ. — М.: ФиС, 1981.-С. 7−148.
  69. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М., 1985.
  70. А.П. 400 упражнений. М.: ФиС. — 1983. -С. 5−47.
  71. Т.Д. Двигательный режим, обеспечивающий выполнение учащимися младших классов норм Всесоюзного физкультурного комплекса БГТО: Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 20 с.
  72. А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 2−6.
  73. А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: Монография.- СПб.: СПбНИИФК, 2002. — С. 15−18.
  74. А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: Дис. д-ра пед. наук. СПб, 2000. — 287 с.
  75. А.Г., Гаврилов Д. Н., Иванова А. В. Организационно-методические основы проведения соревнований по оценке двигательной подготовленности школьников // Теория и практика физической культуры, 1998. № 4.
  76. А.Г., Родионова JI.B. Организация соревнований по оценке двигательной подготовленности детей школьного возраста по программе «Губернаторские соревнования» // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: Матер, науч. — практ. конф. СПб, 1998.
  77. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательных школ — М.: Просвещение, 1987.
  78. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы / Сост.: В. И. Лях, Б. Г. Мейксон. -М.: Просвещение, 1992.
  79. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой: М., 1986.
  80. Ю.А. Система непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Воспитание личности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 1997.
  81. Т.В. Чтобы дети знали, как быть здоровыми // Физическая культура в школе. 1994. — № 4. — С. 34.
  82. В.В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности детей разного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 42 с.
  83. В.В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования: СПб.: КАРО, 2001.
  84. Е.В., Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора в образовательном процессе: Дис. канд пед наук.-СПб., 1999.-132 с.
  85. Д., Мусаелов Н. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности. -М.: ФиС, 1972. С. 17−56.
  86. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  87. Ю. Ф. Попов В.И. Теория и методика физической культуры. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. — С. 6 -258.
  88. М.П. Научно-методические основы воспитания личной физической культуры у младших школьников.: Дис. канд. пед. наук, 2000. 181 с.
  89. П.Ф., Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. С. 398.
  90. Е.Н., Любомирский Л. Е., Мейксон Г. Б. Как стать сильным и выносливым: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984.
  91. Е.Н., Погадаев Г. И., Ура, физкультура! 2−4-й классы. М.: Просвещение, 1996. — С. 5−80.
  92. Е.Н., Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.: Просвещение, 1996.
  93. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. -М: Просвещение, 1995. С. 5−9.
  94. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методического анализа // Теория и практика физической культуры, 1996. № 1.
  95. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные исследования в области физической культуры: Матер, междунар. конф. СПб.: СПбНИИФК, 1994.
  96. В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура в школе. 1999. — № 3.
  97. Л.Е., Мейксон Г. Б., Лях В.И. Физическая культура: Учебник для учащихся 8−9 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997. С. 5−21.
  98. Лях В. И. Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков // Вестник образования. 1992.-№ 3.
  99. Лях В. И. Мой друг физкультура, 1−4 классы. — М.: Просвещение, 1999.-С. 3−91.
  100. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  101. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. А., Полянская Н. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2.
  102. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Комплексная программ физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1996.
  103. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся 10−11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И. Ляха-М.: Просвещение, 1997. С. 8−10.
  104. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Физическая культура: Учебник для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. — С. 5−77.
  105. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Физическое воспитание учащихся 8−9 классов: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1998.-С. 36−146.
  106. В.Н. Интеграция в системе образования. -СПб., 2000.
  107. Р. Коррекция режима двигательной активности школьников с целью повышения уровня физического состояния: Метод. рекомендации,. Киев, 1998. — 18 с.
  108. А.П. Концепция структуры и содержания среднего образования в области физической культуры в 12-ти летней школе (проект). М., 2000.
  109. А.П. Планирование уроков физической культуры // Физическая культура в школе. 1996. — № 4.
  110. А.П. Проект временного государственного стандарта по физической культуре // Физическая культура в школе. — 1996. № 1.
  111. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории-М.: Просвещение, 1991. С. 5−170.
  112. А.П., Непопапов В. Н. Физическая культура и развитие человека // Теория и практика физической культуры. — 1995. — С. 2−5.
  113. А.П., Петрова Т. В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. М.: Дрофа, 2000.
  114. А.П., Теоретико-методические основы формирования учебного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра пед наук. СПб., 1997.
  115. Л.П. Теория и методика физического воспитания -М.: Просвещение, 1991. С. 62−70.
  116. Д. Ш. Полев Д.М. Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 1999.
  117. Г. Б., Физическая культура 5−6-7 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1998.-С. 7−137.
  118. Г. Б., Шаулин В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. М.: Просвещение, 1986.-С. 3−195.
  119. Менеджмент в управлении школой./ Под. ред. Т.И. Шамо-ва.-М., 1992.
  120. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов / Под. ред. В. И. Ляха. М., 1997.
  121. Т.В. Роль информационной деятельности учителя в приобщении младших школьников к занятиям физической культурой и спортом: Автореф. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2001. — 21 с.
  122. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Г. И. Погадаева. М.: ФиС, 2000.
  123. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998. — С. 7−470.
  124. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., — 1998.
  125. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
  126. В.Г., Уваров В. А., Кудрявцев В. В. К стартам готов. -М.: ФиС, 1982. С. 6−8, С. 16−19.
  127. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. -СПб., 1999.
  128. Г. А. Домашнее задание по физической культуре. -Киев: Здоровье, 1986. С.3−32.
  129. Педагогика физической культуры / Под ред. Б.А. Ашмари-на, Л. К. Завьялова. СПб, 1999. — С. 3−12, С. 272−289, С. 296−322.
  130. О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб., 1995.
  131. Г. Н. Высшее профессиональное образование в области физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
  132. Н.А. Методические основы наук о физической культуре. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. — 31 с.
  133. Н.А., Утишева Е. В. Социология физической культуры. Л.: ГДОИФК, 1991. — С. 48.
  134. Н.И. О физической потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 10. — С. 2
  135. Н.И. Спорт феномен культуры. — Л: ГДОИФК, 1987. — С. 23
  136. Н.И., Филиппов С. С. Информатизация физической культуры: проблемы, перспективы // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 10. — С. 15−16.
  137. С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб.: Союз, 1998.
  138. М.М. Инновационные школы России. М., 1996.
  139. Н.В., Кислицин Ю. Л. Физическая культура: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. — С. 7−12, С. 32−42, С. 57−60.
  140. И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  141. О.Э. Обоснование модельных характеристик физического состояния младших школьников и разработка методики их достижения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 19 с.
  142. В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -М., 1998.
  143. В.П. Педагогический менеджмент.- М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 3−40.
  144. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. -С. 237.
  145. Г. П. Воспитание творчеством // Физическая культура в школе. 1995. — № 2.
  146. В.И. Филосовско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. — № 4. — С. 78−92.
  147. Н.Ф. Формирование познавательной активности учащихся. -М.: Знание, 1983. С. 11−19.
  148. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.
  149. Е.В. Если знать, как действовать. М.: Прсвещение, 1993.-С. 8−90.
  150. Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1998. — С. 7−163.
  151. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). JL, 1989.
  152. Физическая культура: Учебник для учащихся 5−7 кл. образовательных учреждений / В. П. Богословский, Ю. Д. Железняк, Н. П. Клусов и др.- М.: Просвещение, 1998.
  153. С.О. Особенности урока физической культуры в первом классе // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: Матер, науч.-пр. конф. СПб., 1998. — С. 43−44.
  154. Г. А. Психология саморазвития: задача подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1997.
  155. М.Г. Интеграция науки. М., 1981.
  156. В.Т. Содержательное обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 18−20.
  157. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1999.
  158. Т. И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики.- М., 1991.
  159. С.А. Записки учителя физкультуры. М., 1882.
  160. В.В. Самостоятельные занятия физическими упражнениями сельских школьников 11−12 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
  161. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога, — М.: Педагогика, 1986. С. 12−42.
  162. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. -М.: Просвещение, 1986. С. 32−45.
  163. Bos К., Mechling Н Dimensionen sportmotorischer Leistungen. Schorndorf, 1983. P.10−12.
  164. Gotz I.L. Symbols and the Nature of Teaching // Educational Theory, 1997, Winter. S. 45−67.
  165. Gerber U., Alean J. English and Gography: Report on an In-terndiscipinari Experience// English Teaching Forum. 1985. — Oktober. -P. 11−13.
  166. Johhson D.W., Johnson R. T. Cooperative Learning: One Key to Computep Assisted Learning// The Computing Teacher. — 1985.- October.-P. 11−13.
  167. Morgan W.P. Phusikal Activity and Mental Health// The Akademy papers. Champaiqn, N.K.P., 1994, p. 132−145.
  168. Tavares H. Classrom Manaqement and Subjectivity: A Gene-aloqy of Educational ldentites// Educational Theo. 1996.- Spring. — P. 3−5.
Заполнить форму текущей работой