Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология повышения эффективности физического воспитания учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная технология повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов, включающая трехэтапную целенаправленную деятельность учителя физической культуры, дает возможность использовать резервы повышения результативности урочных, неурочных и внешкольных форм занятий, формировать у детей устойчивый интерес к различным видам двигательной активности, получать от тренировок… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Программы физического воспитания школьников (содержание и перспективы совершенствования)
    • 1. 2. Тесты и критерии физической подготовленности, умственной работоспособности и состояния здоровья учащихся
    • 1. 3. Состояние физической подготовленности, умственной работоспособности и здоровья школьников в процессе обучения
    • 1. 4. Особенности физического воспитания учащихся в 5−6 классах
    • 1. 5. Использование положений синергетики в физическом воспитании учащихся
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследований
      • 2. 1. 1. Анализ научно-методической литературы
      • 2. 1. 2. Анкетирование
      • 2. 1. 3. Педагогические наблюдения и эксперимент
      • 2. 1. 4. Педагогическое и психологическое тестирование
      • 2. 1. 5. Определение уровня физического здоровья
      • 2. 1. 6. Математическая статистика
    • 2. 2. Организация исследования
      • 2. 2. 1. Характеристика испытуемых
      • 2. 2. 2. Проведение исследований
  • ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
  • КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ф
    • 3. 1. Мотивы и потребности мальчиков и девочек в занятиях физической культурой и спортом
    • 3. 2. Организация учебного процесса
    • 3. 3. Годичная динамика параметров физической и умственной работоспособности, а также уровня соматического здоровья учащихся
  • Резюме. ф
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • КЛАССОВ
    • 4. 1. Обоснование педагогической технологии повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов
    • 4. 2. Характер изменений мотивов и потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом
    • 4. 3. Динамика уровня физической подготовленности, умственной работоспособности и соматического здоровья мальчиков и девочек в течение учебного года
    • 4. 4. Возможности использования положений синергетики в работе с учащимися 5−6 классов
  • Резюме

Технология повышения эффективности физического воспитания учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Повышение интенсивности учебной деятельности, имеющее место в большинстве современных школ, как правило отрицательно сказывается на уровне работоспособности и состоянии здоровья учащихся (Ю Н. Вавилов 1990; Frahke Е., 1990; В. И. Лях, 1998, В. К. Бальсевич, 2000 и другие).

Основными причинами отрицательных тенденций развития детей и подростков являются существенно возросшие умственные и психические нагрузки, низкая эффективность занятий физической культурой, отсутствие информации о резервах работоспособности учащихся (Ю Н. Вавилов, А. Ю. Вавилов, 1996; Л. И. Лубышева, В. П. Моченов, 1997; Г Л. Апанасенко, 2001).

Дефицит двигательной активности современных школьников стал угрозой для их нормального физического развития, подготовленности, состояния здоровья (Morgan W.P., 1994; Е. К. Аганянц, 1997, С В. Попов, 1998; В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко, 2001).

Различные стороны школьной физкультурно-спортивной жизни нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес учащихся к занятиям, сформировать культуру личности, повысить уровень физической и умственной работоспособности.

Усиливающееся противоречие между возрастающими потребностями общества в гармонически развитом молодом поколении, готовом в будущем успешно решать задачи повышения благосостояния России, и неуклонным снижением в последние годы уровня его физических кондиций, заставляет педагогов искать резервы повышения эффективности физического воспитания учащейся молодежи.

Решение перечисленных проблем особенно важно для учащихся 5−6 классов, так как в этом возрасте у них происходит биологическое созревание организма и оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования склонностей и вкусов (В.К. Бальсевич, 2000).

Среди возможных направлений разработки технологий повышения эффективности физического воспитания учащихся следует отметить перспективность обоснования возможностей комплексного наложения процессов воздействия различных форм занятий на организм детей с целью получения более выраженного, чем при традиционных подходах тренировочного эффекта.

Отсутствие в научно-методической литературе разработанной технологии повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов, базирующейся на комплексной активизации урочных, неурочных и внешкольных занятий с детьми и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Объект исследования — процесс физического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогическая технология повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов.

Цель исследования — повышение эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов на основе комплексной активизации урочных, неурочных и внешкольных видов занятий.

Гипотеза — при организации, проведении и анализе результатов исследования мы предполагали, что одновременная активизация различных элементов физкультурно-спортивной жизни мальчиков и девочек позволит повысить их интерес к занятиям, уменьшить негативное влияние учебных нагрузок, даст возможность получить необходимый тренировочный эффект.

Исследование путей использования идей синергетики при организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 5−6 классов расширяет спектр возможностей повышения эффективности процесса их физического воспитания.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определить эффективность физического воспитания учащихся 5−6 классов средней общеобразовательной школы.

2. Выявить факторы, влияющие отрицательно и положительно на эффективность физического воспитания детей.

3. Разработать технологию повышения эффективности физического воспитания детей на основе комплексной активизации урочных, неурочных и внешкольных видов занятий и экспериментально проверить ее результативность.

4. Изучить возможности использования положений синергетики в физическом воспитании учащихся.

Методологическую основу исследования составили положения современных теорий и концепций: физической культуры (Л.П. Матвеев, НИ. Пономарев, В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов), физического воспитания учащихся (Ю.Н. Вавилов, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А.П. Матвеев) развития открытых, нелинейных, динамических систем (А.А. Колесников, И. М. Пригожин, Е. Я. Режабек, О.Г. Чароян).

Научная новизна результатов проведенного исследования заключается в том, что: выявлены особенности мотивационно-потребностной сферы детей 10−12 лет в отношении традиционного и развивающе-оздоровительного вариантов занятий физической культурой и спортом при их обучении в средней общеобразовательной школеопределены факторы, снижающие и повышающие эффективность физического воспитания учащихся 5−6 классовразработана и экспериментально апробирована технология повышения эффективности физического воспитания учащихся предусматривающая комплексное воздействие на урочные, неурочные и внешкольные формы физкультурно-спортивной жизни детейпредставлены новые сравнительные данные о годичной динамике традиционного и экспериментально стимулируемого развития критериев физической и умственной работоспособности, а также соматического здоровья учащихся 5−6 классовэкспериментально подтверждена возможность использования идей синергетики в процессе физического воспитания учащихся.

Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику физического воспитания учащихся сведениями о технологии повышения его эффективности у школьников 5−6 классов средней общеобразовательной школы на основе оптимизации урочных, неурочных и внешкольных форм их двигательной активности.

Они свидетельствуют так же о возможности использования идей синергетики в процессе организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми 10−12 лет.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что применение разработанной технологии занятий позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания учащихся 5−6 классов средних общеобразовательных школ, за счет комплексной активизации различных элементов их физкультурно-спортивной жизни.

На защиту выносятся:

1. Технология повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся 5−6 классов средней общеобразовательной школы.

2. Методика активизации урочных, неурочных и внешкольных видов занятий физической культурой и спортом детей в течение учебного года.

3. Особенности использования положений синергетики в физическом воспитании учащихся.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ. Материалы исследования докладывались на международной конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах (г. Сочи, 1999), на конференциях профессорско-преподавательского состава Кубанской государственной академии физической культуры (г. Краснодар, 1998;2001). Разработанный комплексный план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы внедрен в практику физического воспитания учащихся 5−6 классов средней общеобразовательной школы № 35 города Краснодара.

Структура н объем диссертации. Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, литературы и приложений, включающих 3 акта внедрения. Текст диссертации изложен на 166 страницах машинописного текста, иллюстрированного 10 таблицами и 7 рисунками.

Список использованных источников

литературы включает 216 наименований, из них 20 — зарубежных авторов.

Выводы.

1. Снижение уровня физической и умственной работоспособности, а также соматического здоровья учащихся 5−6 классов во втором полугодии учебного года позволяет говорить о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в средней общеобразовательной школе.

2. Учет выделенных факторов эффективности процесса физического воспитания мальчиков и девочек, позволяет целенаправленно осуществлять планирование, организацию и проведение различных видов занятий, а также контролировать самостоятельные формы двигательной активности детей.

3. Разработанная технология повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов, включающая трехэтапную целенаправленную деятельность учителя физической культуры, дает возможность использовать резервы повышения результативности урочных, неурочных и внешкольных форм занятий, формировать у детей устойчивый интерес к различным видам двигательной активности, получать от тренировок существенный развивающий и оздоровительный эффект.

4. Использование разработанной технологии при планировании, организации и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися 5−6 классов средней общеобразовательной школы позволяет до 75−80% увеличить группу учащихся, не пропускающих уроки физической культуры, а число мальчиков и девочек, не участвующих в различных соревнованиях проводящихся внутри и вне школы сократить в 3−4 раза.

5. Выраженная развивающая оздоровительная направленность разработанной технологии физического воспитания дает возможность детям: а) успешнее преодолевать учебные нагрузки на протяжении года и даже в конце четвертой четверти демонстрировать в 50% измерений достоверные приросты результатов тестирования физической и умственной работоспособностиб) к началу третьей четверти повысить уровень физического здоровья детей от среднего до высокого и затем не снижать его до конца учебного года (в контрольных группах мальчиков и девочек он не поднимается выше среднего).

6. Процесс физического воспитания учащихся носит синергети-ческий характер, выражающийся в том, что приросты параметров физической подготовленности детей в результате экспериментального варианта занятий на 9−14 процентов у девочек и на 19−40 процентов у мальчиков превысили сумму приростов от двух традиционных вариантов их двигательной активности.

7. Величина синергетического эффекта, выявленного в процессе физического воспитания в 2,5−4 раза меньше отмечаемого в физике, биологии и других отраслях знаний.

8. Разработанная трехэтапная технология комплексной активизации урочных, неурочных и внешкольных занятий с детьми открывает новые возможности повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов общеобразовательной школы, позволяет сделать его более интересным и результативным.

Практические рекомендации.

Педагогам, непосредственно участвующим в процессе физического воспитания учащихся 5−6 классов средних общеобразовательных школ и желающим использовать в своей работе технологию комплексного воздействия на различные формы двигательной активности детей целесообразно соблюдать следующую последовательность действий:

1. Определить эффективность реализуемой программы физического воспитания для чего: а) изучить материальную базу школы, возможность коллектива учителей физической культуры, наличие необходимого инвентаря и оборудованияб) провести контент-анализ планирующей, учетно-отчетной документации, расписания занятийв) определить качество проводимых уроков физической культуры, а так же различных внеурочных и внешкольных форм двигательной активности детей.

2. Установить особенности мотивов и потребностей детей в различных видах и формах занятий физической культурой и спортом.

3. Выявить уровень и характер динамики параметров физической и умственной работоспособности, а так же состояния здоровья учащихся в течение учебного года.

4. Разработать комплекс педагогических воздействий, позволяющих усилить недостаточно эффективные звенья физкультурно-спортивной жизни детей, выявление при проверке результативности процесса физического воспитания в данной школе.

5. Приступить к реализации разработанной развивающе-оздоровительной программы физического воспитания учащихся предварительно согласовав ее с завучем по физкультурно-оздоровительной работе и утвердив у директора школы, а если необходимо, то и в вышестоящей организации народного образования.

6. Регулярно, не реже двух-трех раз за учебный год, проводить тестирование работоспособности и состояния здоровья детей и при необходимости, вносить коррективы в программу занятий.

В качестве ориентиров уровня работоспособности и состояния здоровья учащихся 5 и 6 классов можно использовать экспериментальные данные, зафиксированные в начале, середине и конце учебного года (Глава 4, разделы 4.3).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Кучкин С. Н., Черников Ю. Т. Урок физической культуры мы строим так. // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 1. — С. 46−47.
  2. Е.К., Бердичевская Е. М., Трембач А. Б. Очерки физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. Краснодар, 2001. — 203 с.
  3. Н.А. Развитие двигательных способностей школьников 11−13 лет в системе занятий спортивного часа школы продленного дня: Автореф. дис.. канд. пед. наук СПб., 1998. 22с.
  4. С.Г. Генезис, систематика и технология использования народных игр кубанского казачества в физической подготовке учащихся кадетских корпусов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Краснодар, 1999. 24 с.
  5. А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. — 384 с.
  6. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1995. — 400 с.
  7. .У. Вариативность учебных программ по физической культуре (на примере младших классов сельских школ Казахстана). Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1994. — 23 с.
  8. С.Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998−19с.
  9. С.Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическоеразвитие подростков, обучающихся в школах различного типа: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с.
  10. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб.: МГП «Петролис», 1992. 123 с.
  11. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985. — 154 с.
  12. Г. Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6.-С.6
  13. Л.В. Состояние внимания, памяти и умственной работоспособности у здоровых детей школьного возраста. // Морфофунк-циональная характеристика здоровых детей: Сб. науч. трудов. -Томск, 1983.-С. 59−62.
  14. С.М. Методика физической подготовки школьников 7−11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 19%. — 18 с.
  15. О.А. Учитель и перестройка процесса физического воспитания в школе // Теория и практика физической культуры. 1990. -Nz9.-C.35.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -195 с.
  17. Л.Б. Физическое воспитание в элементарной школе США: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 20с.
  18. В.А. Методология обновления процесса физического воспитания в начальной школе. Краснодар: КубГАФК, 2001. -177 с.
  19. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−27.
  20. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С.21−22.
  21. В.К. Физическое воспитание ребенка в семье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 1.-С. 52−57.
  22. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 е., ил.
  23. Т.А., Чернышенко Ю. К., Соленова Р. И. Дворовые подвижные игры. Методическое пособие. Краснодар: «КГАФК», Типография ООО «Просвещение — Юг», 2001. — 126 с.
  24. Т.А. с соавт. Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательном учреждении. Методическое пособие. -Краснодар: «КГАФК», Типография «Юг Просвещение», 2001. -92 с.
  25. О.Н. Пути и методы резкого повышения уровня общефизической подготовленности детей в школе, располагающей обычной спортивной базой // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 12. — С. 50.
  26. А.А., Матвеева Н А. Здоровье школьников (Пути его укрепления). Красноярск: Красноярский университет, 1989. -184 с.
  27. Т.Н. Методика оздоровительных уроков физической культуры для учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных школ территорий Чернобыльского загрязнения. М: ВНИИФК, 1996.-22 с.
  28. В.А. Научно-методическое обеспечение физического воспитания детей и подростков в условиях радиационного загрязнения среды: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1997. — 39 с.
  29. Ф.Г. Особенности применения средств закаливания в процессе физического воспитания школьников // Медицинские и социально-экономические проблемы массовой физической культуры: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. М., 1988. — V.1. — С. 14−15.
  30. А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7−12 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1998. — 23 с.
  31. В.Н., Тупицина А. П., Тупицин И. О. Умственная и физическая работоспособность школьников. М., 1982. — 32 с.
  32. Л.Ф. Итоги применения комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков: Сб. трудов НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР. М., 1984. — С. 133−144.
  33. А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал. А. Луков. СПб.: Союз, 1998. — 432 с.
  34. Е.Я., Жарова Л. Б., Станиславская Е. Г., Якубова М. Е. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. М.: ВНИФК, 1986. — 87 с.
  35. Е.Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. 1987. — № 4. — С.32−35.
  36. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни: Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре. — М.: Физкультура и спорт, 1989.-С. 8−10.
  37. А.П. Гигиенические аспекты свободного времени школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук. -М., 1983. -43 с.
  38. В.П. В новом учебном году по новой программе // Теория и практика физической культуры. — 1983. — № 7.-С.7−11.
  39. Л.А., Суханова Е. В., Годунова Н. И. Влияние экспериментальной программы на физическую подготовленность учащихся младших классов // Тез. науч.- пракгич. конф. Воронеж, 2000. -С. 5−6.
  40. Л.А., Суханова Е. В., Годунова ПИ. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников младших и средних классов (на примере баскетбола) // Тез. науч. практич. конф. — Воронеж, 2000. — С. 7−8.
  41. А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. -1995. № 4. — С. 12−14.
  42. Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 48.
  43. Ю.Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 54−60.
  44. М.А. Развитие психомоторных и познавательных способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения плаванию: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар: КГАФК, 2000. — 20 с.
  45. Веселая физкультура: Учебник для учащихся 1 класса четырехлетней школы / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова.- 4-е изд. М.: Просвещение, 2000. — 64 с.
  46. Вишневская E. J1. Возрастная динамика состояния здоровья детей школьного возраста: Автореф. дис. .канд. мед. наук. -М., 1982. -28 с.
  47. Возможное направление работы. Концепция перестройки физического воспитания в образовательной школе // Физическая культура в школе. 1991. — № 6. — С. 3−8.
  48. С.В. Оптимизация физической подготовки школьников 4−6-х классов на основе занятий самбо: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996.-24 с.
  49. И.Б. Функциональное состояние ЦНС и умственной работоспособности школьников с различной двигательной активностью в режиме дня // Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1984. -Вып. 15.-С. 80−83.
  50. С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7−14 лет: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1981. 16 с.
  51. Е.М. Игры на переменах для школьников 4−6 классов. М: Физкультура и спорт, 1985. — 48 е., ил.
  52. Ф., Бербель Э. Упражнения для развития координации у школьников с помощью картонных ящиков //Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран М. ЦООНТИ — Физкультура и спорт, 1993. — С. 19−21.
  53. М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школах // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 15.
  54. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5. — С. 2432.
  55. В.К., Доскин В. А., Сорокина Т. Н. Оптимизация уроков как один из путей профилактики переутомления школьников // Сб. трудов: Психофизическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М., 1987. — С. 104−110.
  56. А.С., Соколов Г. Я. О построении учебной программы по физической культуре в общеобразовательном заведении // Тезисы научно-практической конференции «Проблемы совершенствования школьной физической культуры». Омск: ОГИФК, 1994. — С. 3638.
  57. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. — 227 с.
  58. А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания. -Труды ученых соц. стран. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211−224.
  59. А.А., Кряж В. Н., Шушкевич Л. В. Планирование учебной работы по физическому воспитанию школьников // Вестник спортивной Белоруссии. 1993. — № 4. — С.24−28.
  60. И.А. Средства организация соревновательно-игровой деятельности на уроках физического воспитания // Вестник спортивной Белоруссии. 1993. — № 2. — С. 22−25
  61. С.И. Физическое воспитание в школах США // Физическая культура в школе 1995. — № 2. — С. 69−73.
  62. С.И., Кофман Л. Б. Спорт и американская школа. М., 1995.-160 с.
  63. Р.Х. Оздоровительные комплексы Древнего Китая. -Ростов-на-Дону, 1989. 16 с.
  64. В.П. Психофилогические резервы повышения работоспособности. Минск: Высшая школа, 1990 .-119с.
  65. В.А., Лысенко В. В. К оценке физического состояния учащихся средних школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 17−18.
  66. В.И., Скороходов В. Й., Удовин A.M. Какой быть физической культуре в школе? // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С.23.
  67. И.И. Планирование содержания учебной программы для учащихся 4−9 классов // Физическая культура в школе. 1983. -№ 7.-С. 28−32.
  68. И.И. Личная карточка ученика: учет результатов физ. подготовки школьников //Физическая культура в школе. -1985. № 2. — С.32−33.
  69. А.Е. Эффективность уроков игровой направленности в 6−7 классах средней школы: Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1998.-С. 78.
  70. Дуркин П К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Архангельск, 1995. — 43 с.
  71. В.И. Физическая культура в режиме продленного дня общеобразовательных школ города Москвы. Метод, рекомендации. -Москва, 1984.-149 с.
  72. С.Ф. Силовая подготовка школьников 12−15 лет с учетом их соматической зрелости: Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999, — 24 с.
  73. Т.А. Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников // Физическое культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 3. — 50 с.
  74. О.Ю. Урок физической культуры в условиях современной школы // Специалист физической культуры и спорта в условиях социально-экономических реформ. Ижевск, 1996. — С. 149−150.
  75. В.П., Василыдева В. М. Психофизиологические факторы двигательной активности школьников // Проблемы совершенствования школьной физической культуры: Тез. науч.- практич. конф. -Омск. ОГИФК, 1994. С. 28−29.
  76. Ю.С. Повышение интереса учащихся к уроку физической культуры //Физическое воспитание и школьная гигиена: Тез. докл. Всесоюз. конф.- М., 1991. С. 145.
  77. В.М. Спортивная метрология: Учебник для институтов физкультуры. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  78. А.А. Совершенствуя комплексную программу // Физическая культура в школе. 1990. — № 9. — С. 23−27.
  79. Л.Я., Страпко Н. П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Киев, 1988. — С. 11−15.
  80. В.И. О гигиенической оценке двигательных режимов школьников // Гигиена и санитария. 1992. — № 5/6. — С. 29−31.
  81. В.В. Организация учебного процесса, направленного на развитие выносливости школьников 10−12 лет на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 11.-С. 12−13.
  82. В.А. Биомеханика и синергетика // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 3. — С. 46−48.
  83. Комов Н.А.Г Яцык В. З. Психические процессы, происходящие у учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ. Краснодар: КубГАФК, 2000. — 45 с.
  84. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1985. -50 с.
  85. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1987. -48с.
  86. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов (1996г.) // Подг. В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон.- М.: Физкультура и спорт, 1998. С. 126−138.
  87. М.М. Звонок на урок здоровья. М.: Просвещение, 1991.-163 с.
  88. Т.П. О взаимосвязи физического и умственного развития подростков. Краснодар: КубГАФК, 2000. — 48 с.
  89. Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под. ред. В. Н. Кондратенко. М.: Просвещение, 1986.-176 с.
  90. Е.А. Дифференцированное обучение по физической культуре школьников среднего возраста в зависимости от уровня их физической подготовленности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1996. -12 с.
  91. А.П. Статические и динамические упражнения локального воздействия как эффективное средство силовой подготовки школьников 5−7-х классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Краснодар, 1999. 26 с.
  92. В.В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей различного возраста: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Краснодар, 1993. — 49 с.
  93. А.И. Организация самовоспитания школьников: Книга для учителя. Минск: Полымя, 1990. -178 с.
  94. Д.И. Эффективность усиленного двигательного режима школьников с применением биокорректоров в условиях комплексного экологического загрязнения. М., 2000. — 23 с.
  95. Ю.А. Направления совершенствования физической подготовки школьников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (сколиоз 1−2 степени) // Тезисы докл. науч.-практич. конф., ВГИФК МГАФК. — Воронеж, 2000. — 111 с.
  96. .Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1994. -25 с.
  97. Н.Т. Резервы совершенствования физической культуры и здоровья детей // Педиатрия. 1987. — № 11. — С. 71−78.
  98. Н.Т., Глейзеров В. Н., Болдина Н. А. и др. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 1. — С. 28−30.
  99. М.В. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в зоне повышенного загрязнения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
  100. Е.Н., Погадаев Г. И. Физкультура! Физкультура!: Учебник для учащихся 5−7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999. -141 с.
  101. Лих С. А. Формирование эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе средствами физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар: КГАФК, 2000. — 206 с.
  102. В.И. Обоснование содержания и методики проведения ежедневных занятий с использованием средств физической культуры с учащимися 7−11 классов в режиме учебного дня: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 23 с.
  103. С.А. Принципы оценки физической подготовленности, функциональных возможностей и психологических особенностей детей и подростков. Краснодар, 1992. -112 с.
  104. .Р. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. — № 1. — С. 32−34.
  105. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−12.
  106. Л.И., Моченов В. П. Президентские состязания // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — С. 47−50.
  107. О.Г. Особенности физического воспитания детей 5−7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 30 с.
  108. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в образовательной школе Н Теория и практика физической культуры-1990. № 9. — С. 10−14.
  109. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., 1998.-270 с.
  110. Лях В. И. Физическое воспитание в школах Польши // Физическая культура в школе. -1995. № 6. — С. 74−77.
  111. Лях ВН., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М., 1992. — 26 с.
  112. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей // Программа общеобразовательных заведений. М: Просвещение, 1993.-64 с.
  113. А.В. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности у учащихся с различным уровнем двигательной активности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Львов, 1998.-21 с.
  114. И.И., Абрамова О. А. Уроки физкультуры в V классе. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1993. 120 с.
  115. И.И., Абрамова О. А. Уроки физкультуры в VI классе. Ставрополь: Кн. изд-во, 1993. -149 с.
  116. В.Л. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 104 с.
  117. А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1.-С. 19−22.
  118. М.В. Влияние различных режимов двигательной активности на физическое состояние учащихся начальных классов учебных заведений нового типа: Дис. .канд. пед. наук. Краснодар: КГАФК, 2000. -132 с.
  119. Г. Б., Шаулин В. Н. Ответы на вопросы по новой программе // Физическая культура в школе. -1984. № 1. — С. 15−19.
  120. Г. Б., Копылов Ю. А. Основы будущего закладываются сегодня. На Московском семинаре учителей-новаторов // Физическая культура в школе. -1994. № 6. — С. 3−8.
  121. А.К. Гармония здоровья. Учебное пособие по ва-леологии для студентов, магистров, аспирантов и преподавателей РГАФК. — Москва, 1999. — 160 с.
  122. В.П., Угольников И. В. Всемирный саммит по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1. — 56 с.
  123. В.В. Организация и методика комплексной оздоровительной тренировки легкоатлетической направленности студентов вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1992. — 19 с.
  124. .Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5−9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 53−58.
  125. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б.Кофмана- Авт.-сост. Г. И. Погадаев- Предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 4% е., ил.
  126. Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Г. И. Погадаев- Предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 е., ил.
  127. Г. Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории и физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С.40.
  128. Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8. — С. 2−10.
  129. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. 1996. — № 1 — С. 2.
  130. А.Т. Нетрадиционные методы оздоровительного воздействия на организм школьника II Физическая культура в школе. 1991. 4. — С. 60−62.
  131. В.И. Валеология в школе: Учебное пособие. Краснодар, 1997. -128 с.
  132. ОсикВ.И. Валеология. Краснодар, 1997. — 288 с.
  133. Н.В., Соколкина В. А. Оценка двигательной подготовленности и физического развития детей 7 лет по системе «Юрофит» П Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1. — 22 с.
  134. Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  135. В.П., Давиденко Д. Н. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 5. — С.9.
  136. В.А. К вопросу совершенствования физической культуры личности школьника // Сб. науч. трудов. Армавир: АГПИ, 1995.-С. 142−148.
  137. Е.Г. Удовлетворенность школьников средних и старших классов уроками физической культуры // Психофизиодогические особенности учебной и спортивной деятельности. — Л., 1984.-С. 146−150.
  138. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе: Учебное пособие. Смоленск, 1993. — 48с.
  139. С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). СПб.: Союз, 1998. — С. 210−215.
  140. JI.A. Физкультминутка в режиме дня школьника: Методические рекомендации для учителей начальных классов общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1990. -10 с.
  141. Примерная учебная программа по физической культуре. Основная школа // Физическая культура в школе. 1999. — № 3. — С. 2−7.
  142. Прогонюк J1.H. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе (на примере физического воспитания). -М., 1998.-23 с.
  143. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1−11-х классов с направленным развитием двигательных способностей / Подг. В. И. Ляхом, Г. Б. Мейксо-ном. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  144. Программа средней школы. Физическая культура для учащихся 4−9 классов. М.: Просвещение, 1984. — С. 3.
  145. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) / Подг. Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Туркунов. М.: Физкультура и спорт, 1998. — С. 139−145.
  146. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов. Подг. В. НЛяхом, Л. Б. Кофманом, Г. Б. Мейксоном. М.: Прогресс, 1996. — 62 с.
  147. М.Т. Методика занятий физической культурой при профилактике остеохондроза позвоночника у учащихся 11−12 лет общеобразовательных школ. М., 1995. — 23 с.
  148. В.И. Аутогенная тренировка в заключительной части урока // Физическая культура в школе. 1989. — № 10. — С. 10.
  149. B.C., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье (книга для учителя). -М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  150. Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  151. В. Современный урок: допустим ли тренировочный подход? // Физическая культура в школе. 1995. — № 3. — С. 6−7.
  152. В. Урок физического воспитания // Физическая культура в школе, 1998. — № 1. — С. 16−20.
  153. В.Н., Ананьев Н И., Хасин В. Б. Зависимость показателей работоспособности от двигательного режима у школьников-подростков // Здравоохранение Казахстана. 1990. — № 3. — С. 6061.
  154. Н.И. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского округа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  155. А.Ф. Гимнастика дыхания. М.: Знание, 1991. — С.3−92.
  156. Й.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  157. Склянова Н А., Петренко Б. С. Научно-инновационные направления в школьном физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 10. — С. 44−46.
  158. Е.И., Трещева О. Л., Пестун В. Н. Динамика развития физических качеств школьников 10−12 лет в течение учебного года // Проблемы совершенствования школьной физической культуры: Тез. науч.- практич. конф. Омск: ОГИФК, 1994. — С.84−86.
  159. Р.И. Подготовка и адаптация детей 6−8 лет к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999 — 24с.
  160. И.И. Физкультурное образование учащихся: современные подходы и их соотношение // Проблемы совершенствования школьной физической культуры: Тез. науч-практич. конф. -Омск: ОГИФК, 1994. С. 6−10.
  161. А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы, его формирующие // Гигиена и санитария. 1982. — № 5. — С. 70−72.
  162. В.И., Буйкова Л. А., Годунова Н. И., Суханова Е В. Программа по физическому воспитанию, основанная на одном из видов спорта (баскетбол): Тез. докл. науч.-практич. конф. ВГИФК МГАФК. Воронеж, 2000. — С. 3−4.
  163. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: Спорт Академ Пресс, 2001, -480 с.
  164. С.Б., Хрущев С. Д. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. -2-е издание, перераб. и доп. М.: Медицина, 1991.-264 с.
  165. Н.Ф. Наука о здоровье. Краснодар, 1999.- 179 с.
  166. С. Влияние занятий спортивными играми на физическую работоспособность и подготовленность учащихся 12−14 лет // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран: Тематическая подборка. 1990. — № 1. — С. 44−48.
  167. В.А. Повышение адаптивности подростков специальными физическими упражнениями: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар: КГАФК, 1998. — 227 с.
  168. В.И., Проскура А. В. Нагрузка на уроках физической культуры различной направленности школьников 10−12 лет. М: Просвещение, 1992.- 256 с.
  169. Ура физкультура!: Учебник для учащихся 1−4 классов четырехлетней начальной школы / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000.95 с.
  170. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В. П. Богословский, М. И. Давыденко, В. И. Дробышев и др.- Под ред. МДРипы. М.: Просвещение, 1985.-96 с.
  171. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н. И. Алексеев, В. В. Афанасьев, А. ИБессуднов и др.- Под ред. А.ПМатвеева. М.: Радио и связь, 1995.- 216 с.
  172. Физическая культура: Учебник для учащихся 5−7 классов общеобразовательных учреждений / В. ПБогословский, Ю. Д. Железняк, Н. П. Каусов и др.- Под ред. Г. Б. Мейксона и др. М: Просвещение, 1996. -143 с.
  173. Физическая культура: Учебник для учащихся 8−9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Любомирского, Г. Б. Мейксона, В. И. Ляха. М.: Просвещение, 1997. — 112 с.
  174. Физическая культура: Учебник для учащихся 9−11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. И. Ляха, Л. Е Любомирского, Г. Б. Мейксона М.: Просвещение, 1997−160 с.
  175. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Ред. кол. Д. М. Алексеев, А.М.Бонч-Бруевич, А.С.Бровин-Романов и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983, — 928 с.
  176. Физическое воспитание и здоровье подростков. Постановление главы городского самоуправления мэра г. Краснодара В. А. Са-мойленко // Краснодарские известия. -1998. — 27 ноября. — С. 3.
  177. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. 1994. — № 1. — С. 43−48.
  178. Физическое воспитание учащихся 5−7 классов: Пособие для учителя / В. Й. Лях, Г. БМейксон, Ю. А. Копылов и др.- Под ред.В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. М.: Просвещение, 1997. — 192 е., ил.
  179. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1990.-319 с.
  180. С.В., Дубогай А. Д. Физическая культура как фактор укрепления здоровья детей в режиме продленного дня школы // Физкультура в режиме продленного дня. школы / Под ред. С. В. Хрущева. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 7−15.
  181. Чесноков, А С. Некоторые проблемы физического совершенствования детей школьного возраста / Матер. Всесоюзной науч. конференции «Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека».- М.: ГЦОЛИФК, 1985. С. 84−95.
  182. Чистопалов В Н., Чистопалов С. В. Подготовка, проведение, анализ урока // Физическая культура в школе. 2000. — № 4. — С. 35−38.
  183. Г. Е. Специальный кинезиологический комплекс в системе обучающих воздействий у школьников и студентов: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар: КГАФК, 1997.-133 с.
  184. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. -1989 № 4.-С. 5−7.
  185. Г. П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11−13 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 24 с.
  186. Школьный спорт в Дании // Физическая культура в школе. -1994.- № 3. С.70−73.
  187. Bernds L. Strover F., Tiesler Q. Felnmotorische Coordination, Kon-zentration and Schulefog bei grudscheilem. «Jozialpadiatiatriatrie». 1982, № 12. — P3,. 604−609
  188. Bennett B.L., Howell W.L., Simri U. Compartive physical and sport // Lea & febiger, Philadelhia. 1983, -P. 102−124.
  189. Children and fitness // The physical educator-1998. v 45.-n 1. — P. 45−46.
  190. Corbin S. Physical fitness in the K-12 curriculum/ SCME defensible solutions to perennial problems // Journal of physical education, recreation, dance. 1988. — V.58. -Ж7.
  191. Flake Hobson and all Child development and relationships. — 1993. -511 p.
  192. Fox K.R., Biddle S.J. Thet use of fitness test // Joperd. 1998. — V.59, № 2. — P. 47−53.
  193. Frahke E. School physical education as a promoter of sport forall among the population Paper to world congress on sport for all. Tampere, Finland, June 4−7, 1990 osnabruck: Univ of os habruck 1990, -lip.
  194. Gitin В., Manos Т. М/ Physical activity in the prevention of childhood obesity // Georgia Prevention Institute, Medical College of Georgia, Audusta 1993 oct. 29. — 699. — P. 115−126
  195. Gorynsky P., Polus Sheniawska W., Zdunkiewiccz L. Wzrefor-mowanei jzkole о dolonok-sztalcacej na uklad krazenia wczniow klo-spierwczych. — Poczn. P.Z.H., 1980, 21, № 5. — P.46−52.
  196. Kalinkin L.A., Kuzmichjva E. D., Kriazev V.D., Kalinkin A.L., Factors of Unfitness (Fitness Factors) // Current Research in Sports Science. New York- Plenum Press, 1996. — P. 271 — 273.
  197. Kruder V. Zuz Gqultigkeit vor training sprinzipien in massensport. -Theorie und Praxis der Korperkultur. 1988. № 21. — P. 110.
  198. Morgan W.P. Physical activity and mental health // In the Academy Papers Champaign, H. K. P., 1994. 132 — 145 p.
  199. Physical utness of Canadian youth / A report by Canada utness survey. -March 1985. P. 42−44.
  200. Rohrberg К. Entwicklung sportbezogener Norm en. Veriialtensweisen und Motine bei Schulern der 6. bis 10. klasse // Teorie und Praxis der korperkultur. 1998. Heft 8. — S. 631 — 636.
  201. Simons Merton B. Children and fitness // Research quarterly for ex-ercici and sport. — 1987, № 4. — P. 58.
  202. Sleap M., Warburtor P. Physical Activity Patterns of Patterns of Primary School Children. Interim Report Happy Heart Project, Health Education Authority Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990. — P. 4−7.
  203. Sport and physical education in Finland / Govein ment Printing Centre. Helsinki, 1987. — Pp. 50−52, 54−56.
  204. Stark G. Zeistungsstenemng als integierter praxisbebezogther aspect // Zeistungssport. 1991. — № 2. — S. 8−12.231.
  205. Stein E. Physical education in Australia. In W. Johnson / Sport and. -Champaign: Stipes publishing company. 1980. — P. 1−8.
Заполнить форму текущей работой