Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция и педагогические условия реализации гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что реализация указанных выше педагогических условий в ходе организации физкультурно-спортивной работы в школах г. Щадринска на основе разработанной автором программы содействует решению одной из важнейших задач гуманистического воспитания младших школьников — формированию просоциального поведения, гуманных отношений детей друг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Необходимость использования физкультуры и спорта в целях социализации и гуманистического воспитания младших 13 школьников
    • 1. 2. Основные направления и задачи гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьника- 25 ми
  • Глава вторая. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
    • 2. 1. Организация физкультурно-спортивной работы на основе принципов личностно-ориентированной педагогики
    • 2. 2. Формы и методы информационной работы
    • 2. 3. Формы и методы организации физкультурной деятельности
    • 2. 4. Формы и методы организации спортивной деятельности
    • 2. 5. Критерии гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками
  • Глава третья. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. 1. Цель, задачи, методы и организация экспериментального исследования

Концепция и педагогические условия реализации гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Можно выделить как минимум две основные причины актуальности темы диссертационного исследования.

Первая из них состоит в том, что в связи с демократизацией и гуманизацией современного общества предпринимаются попытки переосмыслить цели, задачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы школьной системы образования, определить пути преодоления все более ясно обозначившихся в ней кризисных явлений. Одно из важнейших направлений решения этой проблемы усматривается в гуманизации образования. Речь идет о том, чтобы центральной задачей в деле воспитания детей и молодежи сделать приобщение к общекультурным гуманистическим ценностям — нравственным, эстетическим, интеллектуальным и т. д., обеспечить переход от авторитарно-репродуктивной модели образования к рефлексивно-гуманистической, главной целью которой является формирование и развитие в человеке способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжении всей своей жизни [124]. Решение этой задачи, естественно, не может не затрагивать физкультурно-спортивную работу со школьниками, которая является важным элементом школьной системы образования.

Вторая причина состоит в том, что существующая система физкуль-турно-спортивной работы в школах по общему признанию специалистов не позволяет решить основные задачи, возлагаемые на эту систему, — не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития школьников, недостаточно формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес к физкультурно-спортивной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический, культурный потенциал этой деятельности [13, 16−18, 21, 29, 3135, 64, 108, 163, 166, 177−179, 185, 186, 221−223 и др.]. С учетом этой ситуации, а также новых условий социально-экономического и культурного развития нашей страны, ведется интенсивный поиск новых направлений физкультурно-спортивной работы в школах, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой школьного образования.

При этом практически общепризнано, что главной парадигмой решения этой проблемы является гуманистический подход к организации физкультурно-спортивной работы, особенно применительно к детям младшего школьного возраста. Речь идет лишь о том, чтобы определить педагогические условия, найти наиболее эффективные формы, средства и методы реализации этого подхода.

Состояние научной разработанности проблемы. Период младшего школьного возраста — один из наиболее значимых периодов в жизни человека. В этом возрасте на основе естественного развития и социализации закладываются основы здоровья человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, нравственной, эстетической и других элементов культуры. Вместе с тем этот этап развития ребенка предоставляет благоприятные возможности для воспитательной деятельности по активному, целенаправленному формированию, коррекции, изменению в нужном направлении его физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения.

Этим объясняется огромный интерес ученых — представителей самых различных областей науки — психологии, педагогики, педиатрии, социологии, культурологии, этики, эстетики и др. — к проблемам развития, социализации и воспитания младших школьников. Во многих работах дан анализ телесно-физического и психофизиологического развития [И, 55, 61, 92, 149, 200, 201, 214, 216−219 и др.], социализации, инкультурации и воспитания младших школьников как процесса освоения ими социокультурного опыта человечества, соответствующих ценностей, знаний, навыков [1,2, 23, 43, 92, 120, 127, 134, 196, 207−209, 237, 238 и др.], а также отдельных направлений и средств учебно-воспитательной работы с детьми этого возраста [45, 57, 119, 126, 224, 226]. Особенно много внимания уделяется разнообразным технологиям и методикам оздоровления и физического воспитания младших школьников, приобщения их к ценностям физической культуры на основе использования физических упражнений, подвижных игр, средств гигиены и рационального питания [8, 13, 16, 44, 46, 82, 106, 108, 110, 115, 118, 133, 163, 194, 229, 242, 256 и др.]. Предметом специального анализа являются такие средства педагогического воздействия на младших школьников, как музыка, танец, живопись, литература, театр, другие формы искусства [62, 83, 155, 158, 159, 204 и др.].

Следует отметить, что в течение длительного времени среди ученых и специалистов-практиков преобладало ошибочное мнение о том, что включение детей в активные, регулярные занятия физкультурой и спортом само по себе, автоматически позволяет решить широкий круг важных социально-педагогических, культурных задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья, разносторонним и гармоничным развитием, формированием физической и духовной культуры и т. д. В соответствии с этим крайне незначительное внимание уделялось тому, как обеспечить социально-культурный эффект этих занятий, гуманистический подход к физкуль-турно-спортивной работе. В последние годы наблюдаются позитивные сдвиги в этом отношении [8, 13, 16, 17, 29, 33, 97, 105, 108, 111,112, 115, 221−223 и др.]. Однако речь идет лишь о каких-то отдельных аспектах решения этой проблемы — например, о необходимости перехода на принципы личностно-ориентированного образования или об усилении оздоровительной и игровой направленности уроков физкультуры, о внедрении элементов олимпийского образования и т. д. Отсутствует систематизация основных целей, задач, направлений, форм, средств и методов, связанных с гуманистическим подходом к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками, т. е. комплексный анализ проблемы, формулирование целостной педагогической концепции такого подхода.

Это выражается и в том, что, даже в работах, авторы которых пытаются дать достаточно полный охват обсуждаемой проблемы [см., например, 13], как правило, речь идет о необходимости, формах и методах гуманистического подхода к организации лишь физического воспитания младших школьников, физкультурной работы с ними. В доступной нам литературе мы не нашли работ, специально посвященных проблеме гуманизации спортивного воспитания детей этого возраста, спортивной работы с ними. Некоторые аспекты данной проблемы затронуты лишь в работах О. В. Козыревой и В. И. Столярова, в которых анализируются вопросы спортивного воспитания детей дошкольного возраста [87, 184].

С учетом отмеченных выше обстоятельств и была избрана тема диссертационного исследования.

Основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между социальной потребностью в педагогической концепции гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками и реальным состоянием ее научной разработки.

Цель исследования — совершенствование физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками и их воспитания на основе разработки концепции и определения педагогических условий реализации гуманистического подхода к этой работе.

Объект исследования — система педагогической работы с детьми младшего школьного возраста как элемент процесса их гуманистической социализации.

Предмет исследования — концепция и педагогические условия реализации гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками.

Предварительное изучение научной литературы по обсуждаемой проблеме, анализ теории и практики физкультурно-спортивной работы с детьми младшего школьного возраста позволили выдвинуть следующие основные гипотезы исследования:

Предположение о том, что физкультурно-спортивная деятельность может эффективно использоваться не только в целях физического воспитания и оздоровления младших школьников, но и как важное средство их гуманистического воспитания.

Предположение о том, что включение младших школьников в активные занятия физкультурой и спортом само по себе, автоматически не обеспечивает их гуманистического воспитания. Для этого недостаточно и средств информационной работы. Необходим также комплекс форм, средств, методов организации физкультурной и спортивной деятельности, адекватных целям гуманистического воспитания и особенностям детей младшего школьного возраста.

Для проверки этих гипотез и уточнения указанных средств, форм и методов были поставлены и решены следующие основные задачи:

1. Обосновать необходимость использования физкультурно-спортивной деятельности для социализации и гуманистического воспитания младших школьников.

2. Определить основные направления и задачи гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками.

3.Систематизировать выявленные и опробованные на практике в нашей стране и в других странах принципы, формы и методы гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками.

4. Уточнить основные критерии и показатели гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками.

5. Разработать для практической реализации в школах г. Шадринска программу гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Теоретико-методологические основы исследования. При выделении младшего школьного возраста в системе возрастной периодизации развития личности мы опирались на деятельностный подход к решению этой проблемы, становление и развитие которого в наибольшей степени связано с работами JI.C. Выготского [39], А. Н. Леонтьева [98], С. Л. Рубинштейна [156] и их учеников — А. Г. Асмолова [9], В. В. Давыдова [54], Д. И. Фельдштейна [200−201], Д. Б. Эльконина [216−219].

Мы учитывали обоснованные в этих работах, а также в работах.

A.В.Запорожца [67], Е. П. Ильина [73], Л. Колберга [254]- Г. Крайга [92],.

B.C. Мухиной [120], М. В. Осориной [134], Л. Первина и О. Джона [138], Ж. Пиаже [143], Е. О. Смирновой [167], К. Холла и Г. Линдсея [207], Л. Хьелла и Д. Зиглера [209] и др., положения об особенностях личности и поведения детей младшего школьного возраста.

Основой трактовки принципов социализации и гуманистического воспитания послужили работы основоположников гуманистической психологии А. Маслоу [262] и К. Роджерса [270−271], а также работы Л.А. Зе-ленова [68, 69], В. П. Зинченко [70, 71], Д. И. Фельдштейна [200, 201], Л. В. Филипповой и Ю. А. Лебедева [97, 202], а в трактовке этих принципов применительно к сфере физического воспитания и спорта — работы В. К. Бальсевича [15−18], М. Я. Виленского [31−34], А. А. Исаева [75], Л. И. Лубышевой [108], А. П. Матвеева [115], С. Д. Неверковича [121−123], В. Н. Шаулина [212, 213] и др.

Важное теоретико-методологическое значение для диссертационного исследования имели также работы В. И. Столярова [173−183], в которых анализируется проблема гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством, излагается разработанный им проект «СпАрт» и общая концепция гуманистического подхода к спортивному воспитанию, и работы О. В. Козыревой [86, 87], в которых эта концепция конкретизирована применительно к детям дошкольного возраста.

Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс научных методов: теоретический анализ и обобщение литературных данныхкомплексный подходвыявление существующих концепций и подходов к решению сформулированной проблемыпедагогическое наблюдениепедагогический экспериментсоциологические методыантропометрические методы исследованияметоды психологического тестированияметоды математической статистики.

Организация, база и этапы исследования. Исследование проводилось в течение шести лет (с 1996 по 2003 гг.) и включало в себя следующие этапы.

Первый этап — теоретический (1996;1999 гг.): углубленное изучение психолого-педагогической, философской, социологической литературы для уточнения состояния разработки проблемы, формулирования программы исследования, систематизации предлагаемых различными авторами принципов, форм и методов гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками и разработки авторской концепции ее организации.

Второй этап — экспериментальный (2000;2001 гг.): разработка программы и проведение педагогического эксперимента на базе школы-лицея № 1 и школы-лицея № 9 г. Шадринска. В эксперименте приняли участие 55 школьников в возрасте 7−9 лет (мальчики и девочки): 29 учащихся второго (а потом третьего) класса школы-лицея № 1 и 26 учащихся второго (а потом третьего) класса школы-лицея № 9.

Третий этап — завершающий (2002;2003 гг.): анализ, обобщение, статистическая обработка и интерпретация результатов эксперимента, завершение теоретического анализа проблемы, литературное оформление результатов всего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту: положение о необходимости гуманистического подхода в физ-культурно-спортивной работе с детьми младшего школьного возрастаконцепция гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками, основу которой составляет положение о том, что для практической реализации этого подхода необходимы как минимум следующие педагогические условия: ориентация в физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками на цели и задачи их социализации и гуманистического воспитанияорганизация этой работы на основе принципов личностно-ориентированной педагогикииспользование комплекса гуманистически ориентированных форм и методов информационной работы, организации физкультурной и спортивной деятельности, адекватных особенностям детей младшего школьного возраста. авторская программа реализации гуманистического подхода в физкультурно-спортивной работе с детьми младшего школьного возраста. положение о том, что эта программа, включающая младших школьников в спортивное воспитание, органично вписывается в процесс их гуманистического воспитания, т. е. не только не противоречит, но содействует решению задач этого воспитания.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечена: целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положенийадекватностью используемых методов проблеме, объекту, предмету и задачам исследованиякорректной организацией экспериментальной работыпрактическим подтверждением положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования, его выводов и рекомендаций определяется постановкой и решением комплекса важных инновационных проблем гуманистического подхода к организации физкуль-турно-спортивной работы с детьми младшего школьного возраста.

На основе полученных данных разработана научно обоснованная концепция гуманистического подхода к организации физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками, в рамках которой впервые в научной литературе дана целостная, комплексная характеристика основных направлений, целей, задач, принципов, средств, методов, критериев и показателей практической реализации этого подхода. Обосновано положение о том, что он предусматривает ориентацию в физкультурно-спортивной работе на цели и задачи гуманистической социализации, организацию этой работы на основе принципов личностно-ориентированного образования, использование комплекса гуманистически ориентированных форм и методов информационной работы, организации физкультурной и спортивной деятельности, адекватных особенностям детей младшего школьного возраста.

В рамках авторской концепции спортивного воспитания младших школьников сформулировано и обосновано принципиальное положение о том, что возможна такая организация их соревновательной активности, при которой она органично вписываются в систему гуманистического воспитания детей этого возраста, содействуют реализации его целей и задач.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что впервые в рамках теории спорта и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, а также общей теории воспитания детей, разработан важный раздел этих теорий, связанный с комплексным решением проблемы гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками.

Практическая значимость исследования определяется представленной в диссертации программой гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками. Эффективность программы подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента. На основе материалов исследования автором подготовлены два методических пособия. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы школ г. Шадринска и используются в учебных курсах и спецкурсах, которые читают кафедра общей и специальной педагогики и кафедра философии, социологии и теории олимпийского воспитания РГУФК. Они могут быть использованы в практической деятельности специалистами школьного воспитания, а также в учебных курсах по теории спорта и методики физического воспитания, в общей теории гуманистического воспитания детей.

Реализация результатов исследования, внедрение их в практику проводились в следующих направлениях: публикация результатов исследования, доклады на научных и научно-практических конференциях, в том числе международнойвнедрение в практику работы школ г. Шадринска и Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

ВЫВОДЫ.

1. При организации физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками необходим гуманистический подход. Основанием для этого вывода являются следующие обоснованные выше положения: одно из важнейших направлений совершенствования современной системы школьного образования — ее гуманизация, и физкультурно-спортивная работа, которая является важным элементом этой системы, призвана содействовать решению данной социальной проблемыв физкультурно-спортивной деятельности заключены огромные возможности для решения задач социализации и гуманистического воспитания младших школьников: для позитивного воздействия на их физические и духовные способности, формирования и развития гуманных взаимоотношений, основ культуры личности во всех ее аспектаху младших школьников сформированы способности к усвоению и пониманию знаний о физической культуре и спорте, о их личностном и социальном значении, а также норм нравственного поведенияони обладают качествами, которые необходимы для участия в физкультурно-спортивной деятельноститем самым имеются предпосылки для гуманистического воспитания детей на основе включения в занятия физкультурой и спортом.

2. Гуманистический подход к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками — сложная, комплексная педагогическая деятельность. Для его реализации необходимы, как минимум, следующие педагогические условия:

А. Осознание организаторами этой работы, что она призвана содействовать социализации и гуманистическому воспитанию детей, а потому требует постановки и решения следующих основных задач: формирование гуманистического отношения детей к занятиям физкультурой и спортом, т. е. воспитание у них связанных с этими занятиями интересов, потребностей, чувств, переживаний, знаний, умений, навыков, способностей, а также реального поведения и поступков, которые ориентированы на идеалы и ценности гуманизмаразностороннее и гармоничное развитие личности школьника в целом: педагогическая коррекция (в доступной для него форме, адекватной индивидуальному потенциалу и возрастным особенностям) телесно-физического и психосоциального состояния, формирование основ культуры личности (физической, нравственной, эстетической, культуры здоровья, общения, культуры мира и т. д.) и всех ее аспектов: качеств, способностей, знаний, убеждений, чувств, эмоций, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, поведения — в их органическом единстве и взаимосвязи;

Б. Организация всей физкультурно-спортивной работы на основе принципов личностно-ориентированной педагогики, которая предусматривает демократизацию в отношениях педагога с учениками, развитие у последних самопознания и самосовершенствования.

В. Использование такого комплекса форм и методов, адекватных возрастным особенностям младших школьников, а также целям и задачам их гуманистического воспитания, который включает в себя:

Информационные методы (например, конкурсы знатоков спорта и искусстваизготовление олимпийской и спартианской символикиоформление стендов, фотовитрин, проведение бесед, викторин, обсуждение книг и фильмов, организация детских конкурсов рисунков и сочинений, театральные постановки на олимпийскую и спартианскую тематику и т. п.).

Формы и методы гуманистической организации физкультурной деятельности: физкультурно-оздоровительные технологииметодики творческого выполнения физических упражненийсредства художественной и пластико-ритмической гимнастики, театра движений (пантомимы), телесной арттерапии, в том числе спонтанного танцаметоды тестирования физической подготовленности, основанные на сравнении новых и прежних достижений школьникаподвижные игры, содействующие сопряженному развитию физических и психических качеств. Формы и методы гуманистической организации спортивной деятельности: адаптация спортивных игр и соревнований к особенностям физического и психического развития детейиспользование спортивных игр и соревнований (например, «кооперативных игр" — «игр сотрудничества" — Спартианских игр и др.), которые предусматривают интеграцию спорта с искусством, сочетание соревновательных и несоревновательных игр, ориентированы в первую очередь на сотрудничество и т. д.

Д. Подготовка специалистов, владеющих педагогической технологией гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками, а также подключение к этой работе родителей.

3. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что реализация указанных выше педагогических условий в ходе организации физкультурно-спортивной работы в школах г. Щадринска на основе разработанной автором программы содействует решению одной из важнейших задач гуманистического воспитания младших школьников — формированию просоциального поведения, гуманных отношений детей друг к другу. Не только в несоревновательных, но и в соревновательных играх зафиксировано более частое (с 17% до 75%) проявление у них таких черт просоциального поведения, как сотрудничество, помощь, способность сопереживания, взаимопонимания и т. п. Уменьшились случаи негативного поведения и негативных переживаний детей, связанные с грубостью или другими антигуманными поступками. Так, нарушения правил, обман до начала эксперимента отмечались у 25 школьников, после завершения у 6- слезы после проигрыша — соответственно у 12 и 3- отказ от участия в следующем задании — у 7 и ни у когогрубость (толчки игроков), оскорбления, обвинения, насмешки и т. п. — у 21 и 5. Если до эксперимента большинство детей предпочитало соревновательные игры, то после его завершения они с удовольствием играли и в несоревновательные игры, которые ориентируют их на просоциальное поведение. В опросах большинство (около 90%) школьников отвечали, что им в равной степени нравятся и соревновательные игры и игры сотрудничества. Выявлена позитивная динамика (с 56% до 77%) в уровне гуманных отношений школьников в классе Повысилась, с одной стороны, готовность оказывать помощь сверстникам, а, с другой стороны, стремление уберечь их от наказания (до начала эксперимента это стремление проявляли 37,5%, после завершения — 48,4%).

4. Отмечены достижения в решении и других задач гуманистического воспитания младших школьников на основе физкультурно-спортивной работы с ними. Повысился их уровень знаний не только о здоровом образе жизни, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и в понимании принципов нравственного поведения, дружбы и т. д. Диагностика школьников по 10 показателям с использованием теста «дерево» выявила позитивные изменения ряда их психических качеств — так, после внедрения программы в 1,5 раза у девочек и в 2 раза у мальчиков отмечено снижение уровня тревожности, у большинства (73%) школьников — повышение уровня самооценки и у всех — собственных показателей уровня физической подготовленности. При этом перешли с низкого уровня на средний или со среднего на высокий: в беге на 30 м. — 67%, в прыжках с места — 52%, в наклонах вперед из положения сидя — 58%, в подтягивании из положения вис (мальчики) — 44%, в поднимании туловища (девочки) — 46%. За время эксперимента у школьников на 53% снизились пропуски уроков по болезни. Изменилось в лучшую сторону отношение к занятиям физкультурой и спортом. Мальчики перевели их с четвертого, а девочки с пятого места на второе из десяти учебных дисциплин. Повысился интерес к урокам физкультуры. До начале эксперимента анкетирование школьников показало, что 14% из них эти уроки нравятся, 24% - относятся к ним безразлично, а 52% - даже негативно. После завершения эксперимента 87% указали на то, что им нравятся уроки физкультуры. 96% школьников особенно высоко оценили внеклассные физкультурно-спортивные мероприятия (праздники, Спартианские игры и т. п.). Повысились интерес и реальная деятельность школьников и в сфере искусства.

5. В целом ходе эксперимента достигнуты не очень значительные результаты. Не удалось полностью решить ряд важных задач гуманистического воспитания младших школьников. Так, после завершения эксперимента у 20% детей наблюдались отдельные проявления негативного поведения, для 78% характерен лишь средний, а для 17% - низкий уровень самооценки. Следует учитывать, однако, что гуманистическое воспитание детей, их разностороннее и гармоничное развитие, при котором повышение физических кондиций органично дополняется повышением уровня нравственной и эстетической культуры, культуры общения, просоциального поведения, — крайне сложная педагогическая задача. И любые «находки», новации, содействующие ее решению, заслуживают внимания. Кроме того, воспитанность детей зависит от многих факторов, а не только от физкультурно-спортивной работы с ними. Бесспорно, необходим поиск и более эффективных средств этой работы, которые должны быть органично дополнены другими социально-педагогическими средствами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В ходе совершенствования современной системы школьного образования на основе ее гуманизации существенное внимание должно быть уделено гуманистическому подходу к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками.

2. Для практической реализации этого подхода необходимы не только постановка целей и задач гуманистического воспитания, но и организация физкультурно-спортивной работы на основе принципов личностно-ориентированной педагогики, а также использование комплекса указанных выше и других гуманистически ориентированных средств и методов информационной работы, физкультурной и спортивной деятельности, адекватных особенностям детей младшего школьного возраста.

3. Учитывая обнаружившиеся в ходе эксперимента трудности в проведении учителями школ гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной работы с младшими школьниками, требуется специальная всесторонняя и глубокая их подготовка к проведению этой работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999. — 224 с.
  2. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с.
  3. Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспит. детсада. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
  4. Н. Малые Олимпийские игры // Дошкольное воспитание. -2001. -№ 6. -С. 46−47.
  5. В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н. Новгород, 1998. — 94 с.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297с.
  7. Г. М. Социализация личности // Социальная психология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 334−352.
  8. Л.М., Макарова О. С. Спортивно-игровой проект для учащихся первого класса «Мы любим цирк». Ульяновск, 1993. — 28 с.
  9. А. Г. Психология личности. М.: 1995. — 79 с.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. — 767 с.
  11. В.А. Возрастная динамика доминантных признаков физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6−10 лет // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. -№ 2. — С. 17−22.
  12. В.А. Развитие познавательных процессов детей 6−10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. -№ 1. — С. 24−26, 39−40.
  13. В.А. Методология обновления процесса физического воспитания в начальной школе. Краснодар: КубГАФК, 2001. — 177 с.
  14. М.М., Лукьянова М. И. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-28 с.
  15. В.К. Ваши дети: книга для родителей. М.: ФиС, 1985. -157 с.
  16. В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников // Сов. педагогика. 1993. — № 8. -С. 18−21.
  17. В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 2−4.
  18. А.В. Создание образа себя у детей дошкольного возраста через занятия физической культурой (методические рекомендации). — Н. Новгород, 1997. 152 с.
  19. И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.-26 с.
  20. Н.В., Минияров В. М., Неклюдова М. Г. Основы физической культуры младшего школьника. — Самара, 1994. 186 с.
  21. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.- 157 с.
  22. Jl.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. — 327 с.
  24. А.Ф., Виноградов П. А. Какими будут наши внуки. М.: Вагриус, 1994.-352 с.
  25. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  26. Бугрименко Е. А, Венгер А. Л., Политова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1992. — 128 с.
  27. Ю.Н., Вавилов К. Ю. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 51−54.
  28. О.Д. Оптимизация эмоционального состояния учащихся младших классов как условие повышения эффективности урока физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 21 с.
  29. А. В награду за трудовые будни // Физическая культура в школе. 1994. -№ 4. — С. 2−10.
  30. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физич. культуры. 1994.-№ 9.-С. 9−11.
  31. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 27−32.
  32. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в школе. 1990. — № 12. -С. 29−35.
  33. М.Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001. -№ 3. С. 2−11.
  34. В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. — 270 с.
  35. В.В. Игре все возрасты покорны // Физическая культура в школе. 1994. -№ 6. — С. 63−66.
  36. Во исполнение закона об образовании // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. — С. 2−9.
  37. Волков Валерий. Система личностно ориентированного олимпийского воспитания детей в комплексном образовательном учреждении «начальная школа детский сад» // II Межд. форум «Молодежь — Наука -Олимпизм».- Материалы. — М.: Сов. спорт, 2002. — С. 32−36.
  38. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
  39. JI.C. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М., 1982. — 504 с.
  40. К.А., Федулова Р. П. Чтобы лучше знать друг друга // Физическая культура в школе. 1990. — № 7. — С. 50−51J
  41. Е.М. Методические рекомендации по организации и проведению соревнований Спортландия среди команд учащихся I VIII (IX) классов. — Минск, 1988. — 29 с.
  42. JI.JI., Копылов Ю. А., Столяк И. Н., Шадзевская М. З. Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1. — С. 17−20.
  43. А.Ю. Гармоничное развитие личности ребенка реальное дело!: Научн. — метод, пособ. для педагогов. — М., 2000. — 296 с.
  44. Е.Ю. Гигиеническое воспитание младших школьников в образовательном процессе: медико-педагогические условия: Автореф. дис. канд. пед. наук Уфа, 1999. — С.24.
  45. Е.А. Межпредметные связи в системе формирования физической культуры школьника: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1991.-202 с.
  46. А.В. Главное видеть и поощрять любой успех ребенка // Физкультурное образование Сибири. — 1996. — № 2. — С. 19−22.
  47. В.М. Важный резерв воспитания // Физическая культура в школе. 1990. — № 4. — С. 2−6.
  48. Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. М.: ФОН, 2000.- 191 с.
  49. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Ме-тодич. пособие для препод, и студ. педвузов / Пер. с фин. А. Ойттинен. -М.: Гуманистич. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  50. С.И., Кофман Л. Б. Спорт и американская школа. — М., 1995. 159 с.
  51. А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 19 с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  53. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 180−206.
  54. Дети в спорте высоких достижений: Заявление Немецкого Спортивного Союза ФРГ // Межд. спорт, движение: Экспресс-информация. Вып. 18. — М.: ЦООНТИ-ФиС, 1983.-С. 12−18.
  55. В.Т. Мотивы учения и нравственные качества личности младшего школьника // Воспитание, обучение и психическое развитие: к 6 Всесоюз. Съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. М., 1983. — с. 96−102.
  56. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. — 143 с.
  57. . Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. науч. матер. М., 1974.-С. 122−130.
  58. С.П., Поликарпова Г. М., Прохорова М. В. Проведение олимпийских уроков в школе: Уч. пос./Под общей ред. В. У. Агеевца // Спб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. 71 с.
  59. З.И. Физическая подготовка детей шестилетнего возраста. -Минск: Университет, 1999.— 235 с.
  60. Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы к оригинальной авторской программе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 256 с.
  61. К.Н., Егоров А. Г. Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании: Уч. пос Смоленск: СГИФК, СОА, 1998 — 73 с.
  62. И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. -М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. 240 с.
  63. С.П. Игра и дети // Физическая культура в школе. 1994. -№ 5.-С. 14.
  64. Журнал «Бритиш Джорнел ов Физикэл Эдьюкейшн» о значении школьного спорта // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1993. — С. 21−22.
  65. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М.: Ин-т практич. Психологии, 1996. — С. 49−59.
  66. JI.A. Потенциал человека. — Горький, 1988. — 18 с.
  67. Зеленов JL, Кеда Е. Все знать, все уметь. О всестороннем развитии человека. Горький, 1966. — 95 с.
  68. В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. 1991. -№№ 4, 5, 6- 1992. -№№ 3−4, 5−6.
  69. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Три-вола, 1994.- 333 с.
  70. Э.В. Об идолах и идеалах М.:Политиздат, 1968.-319 с.
  71. Е.П. Психология воли Спб: Изд-во «Питер», 2000. — 288 с.
  72. Ф.Р. Мотивация проведения и воспитательные функции спортивных мероприятий // Проблемы международного спортивного движения, 1982.-вып. 17.-С. 11−26.
  73. А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. — М: ФиС, 1998.-240 с.
  74. Л.А., Синельников В. А. Новые формы физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности в начальной школе // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 58−60.
  75. М.Г. Самая высокая оценка победа над собой // Физ. культура в школе. — 1989. — № 2. — С. 38.
  76. К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Дис. докт. пед. наук. Каунас, 1989. — 365 с.
  77. Г. А., Брагина Т. А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Екатеринбург: Ин-т молодежи, 1996.-92 с.
  78. С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986. — 116 с.
  79. Г. Г. Воспитательное значение и пути использования народно-национальных подвижных игр и физических упражнений у школьников. Дис.канд. пед. наук. Киев, КГИФК, 1986.
  80. Кацубэ Ацуми. Влияние подвижных игр на формирование личности ребенка // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1990. — № 3. — С. 40−48.
  81. Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет: Пос. для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  82. Киви-спорт // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран/Тематическая подборка. Вып. I. — С. 30−44- Вып. 2. — С. 27−46- вып. 3. С. 33−47- вып. 4. — С. 18−36. — М: ВНИИФК, ЦООНТИ-ФиС, 1992.
  83. Н.П., Цуркан А. А. Стадионы во дворе. М.: ФиС, 1984. -80 с.
  84. О.В. Спартианские игры. Игровая программа для младших школьников // Я вхожу в мир искусств. 1998. — № 2 (8). — С. 127−132.
  85. О. В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста (концепция и методика): Монография. — М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК: Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2002. — 405 с.
  86. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  87. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. — 270 с.
  88. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: Полиграфресурсы, 1996.-С. 126.
  89. В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001- № 4. — С. 209−216.
  90. Крайг Грэйс. Психология развития. СПб: Питер, 2001. — 992 с.
  91. Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена, 1999.-195 с.
  92. И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой).- Н. Новгород, Москва, 1993. 28 с.
  93. М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образов, учреждений. М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
  94. Ю.А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. — 122 с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972.-495 с.
  96. А.Н. Избр. психол. произв.: в 2 т. Т. 1.- М., 1983. 392 с.
  97. П.Ф. Избранные труды. М., ФиС, 1987. — 359 с.
  98. Линденберг Кристоф. Вальдорфская педагогика: учиться без страха, действовать сознательно // Хохлова В. В. Искусство воспитания. Педагогика Рудольфа Штайнера. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.-С. 65−68.
  99. Т.С. Ритм + пластика. М: ФиС, 1987. — 160 с.
  100. Е.Н. Затраты окупятся с лихвой. Тестирование двигательной подготовленности школьников // Физич. культура в школе. 1993.6. С. 24−26.
  101. Е.Н. Новые формы организации и авторские программы физического воспитания // Физическая культура основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы /Под общ. ред. В. И. Жолдака. — М., 1995.-С. 34−39.
  102. Н.Р. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога // Вопросы психологии, 1989. № 3. — С. 106−111.
  103. Т.А. Теоретико-методические основы формирования умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук.-Минск, 1998.—47 с.
  104. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  105. Г. Взаимозависимость между спортом и культурой // Спорт и образ жизни: Сб. ст./Сост. В. И. Столяров, З.Кравчик. М.: ФиС, 1979.-С. 35−51.
  106. Е.В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6−8 лет: Автореф. канд. пед. наук. М., 2001. — 23 с.
  107. О.С. Олимпийское образование в физическом воспитании младших школьников // VII Межд. научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Том 1. М.: СпортАкадемПресс, 2003.-С. 81−83.
  108. О.С., Чунаев А. А. Мои спортивные способности: Учебная спортивная книжка для детей. Ульяновск, 1994. — 159 с.
  109. Манифест СИЕПС о честной игре // Информационный вестник ВНИИФК. 1977. — № 10. — С. 29−50.
  110. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М., 1997. — 120 с.
  111. С.В. Комплексный урок после уроков // Физич. культура в школе. 1994. — № 4. — С. 60−61.
  112. Миллер Лариса. Гимнастика, подобная танцу // Физическая культура и спорт. 1990. -№ 4. — С. 13−15.
  113. В.М. Использование игровых методик на занятиях корригирующей гимнастикой с детьми младшего школьного возраста: Методич. рекомендации. Н. Новгород, 1995. — 28 с.
  114. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. — № 73. -С. 15−55.
  115. B.C. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 352 с.
  116. С.Д. Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 7: Сб. М.: Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. С. 241−244.
  117. С.Д. Становление личности и деятельности ребенка // Сборник трудов ученых РГАФК. М., 1999. — С. 200−201.
  118. С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. 1997. -№ 2. — С. 12−16.
  119. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. — М., 1996.-237 с.
  120. В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М.: Алетейа, 2000. — 624 с.
  121. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М., 1979. — 190 с.
  122. Общение и формирование личности школьника. Под ред. А. А. Бодалева, Р. Д. Кричевского. М.: Педагогика. — М., 1987. -152 с.
  123. В.А. Бой быков, горелки и другие // Физическая культура в школе. 1990. -№ 6.-С. 51−55.
  124. Олимпийский зачет: Тест-программа мэра Москвы для московских школьников // Спорт для всех. 1997. — № 18. — С. 4−5.
  125. Олимпийское образование в школе: Уч. пос. /Общ. ред. Егоров А. Г., Губа В. П. Смоленск, 1997. — 308 с.
  126. Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3: Сб. Москва-Сургут: МГИУ, 2000. — С. 80−130.
  127. О программе тестов, характеризующих физическую подготовленность американских детей и подростков от 6 до 17 лет // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран, вып. 1. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1989.-С. 25−30.
  128. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы (методическое пособие) // Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1995. — 121 с.
  129. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Изд-во «Питер», 1999. — 288 с.
  130. Ф. Воспитание к спорту социо-педагогическая проблема // Межд. семинар социологии спорта «Спорт и культура»: Резюме докладов. — Варшава — Яблонна, 1979. — С. 28.
  131. А.Т., Пузырь Ю. П. Золотые страницы истории физической культуры (Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний). М., 1994. — 14 с.
  132. Г. В. Пластико-ритмическая гимнастика: Методические рекомендации. М.: Росс. Респ. Совет ВДФСО профсоюзов, 1990. — 78 с.
  133. JI., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. -М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
  134. Г. Ф. Гуманистические аспекты олимпийского образования школьников: Уч. пос. для студентов академий и институтов физической культуры. Смоленск, 2000. — 58 с.
  135. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1983.-255 с.
  136. Г. А. Формирование самооценки двигательных действий дошкольников в процессе физического воспитания. Автореф. дис.к.п.н. Тула, 1999.-21 с.
  137. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: учебное пос. для студентов ИФК. Изд. 2-е. Волгоград: Перемена, 1997.- 152 с.
  138. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  139. Г. М., Рагозина Г. А. Методическое пособие по олимпийскому образованию для учащихся и учителей общеобразовательных школ, ССУЗов и студентов ВУЗов. Луга, 2001. — 65 с.
  140. Приглашение в страну «Фэйр плэй». — М., 1993. 37 с.
  141. И.В. Уроки с сюжетными играми // Физическая культура в школе.- 1990.-№ 1.-С. 11−15- № 2. С. 7−10- № 3.-С. 9−12- № 4. — С. 24−27- № 5. — С. 18−22.
  142. Программа научно-методического обеспечения гармоничного психофизиологического развития детей 5−6 лет в ДОУ «Двенадцать месяцев»: проект. Н. Новгород, 2002. — 63 с.
  143. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  144. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учеб. пособ. М.: Владос, 1996. — 529 с.
  145. B.C. Олимпийская идея для России. М.: Сов. спорт, 1998.- 152 с.
  146. B.C., Асмолов А. Г. и др. Основы олимпийских знаний. VIII класс // Программы физического воспитания учащихся 1−11 классов. -М.: Просвещение, 1996. С. 64−106.
  147. A.M. Телесная арттерапия. Методическое пособие. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2000.- 40 с.
  148. A.M. Танец длиною в жизнь. Монография. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2001. 112 с.
  149. С.Л. Проблемы общей психологии — М., 1976 416 с.
  150. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001.-224 с.
  151. О.П. Музыка на уроках физкультуры как средство активизации младших школьников // Физическая культура и спорт в системе коммунистического воспитания молодежи: Матер, научно-практич. конф., г. Грозный. М., 1981. — С. 23−27.
  152. Т.Г. Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Санкт-Петербург, 1999. 22 с.
  153. Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 24 с.
  154. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  155. Л., Губарева Т. Выявление потребности младших школьников в занятиях спортом // Тез. докл. Межд. конгресса «Человек вмире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». Том 2. — М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. С. 391−392.
  156. О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 2. — С. 45−50.
  157. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5. — С. 16−21.
  158. Т.К. Соревновательный стресс у детей // Здоровый образ жизни и формирование спортивного интереса. Проблемно-ориентированная подборка. Вып. 2. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1992. — С. 26−29.
  159. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
  160. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.
  161. Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника (на материале анализа вальдорфской педагогики) // Прикладная психология. 2001. — № 2. — С. 71−78.
  162. Спок Бенджамин Жертвы стресса дети // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой: Сборник. — М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998.-С. 154−157.
  163. Старт Брайэн. Состояние соперничества и болезни, вызываемые стрессом // Теория и практика физич. культуры. 1983. — № 4. — С. 57.
  164. Г. Б. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 10.-С. 29−40.
  165. Л.А. Философия и история образования: Уч. пос. для студентов высших учебных заведений. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. — 272 с.
  166. В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984.- 103 с.
  167. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 27 с.
  168. В.И. Еще раз о концепции всестороннего и гармоничного развития личности // Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона: Тез. докл. XVI межзон. симп. Горький, 1988.-С. 37−41.
  169. В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. -М.: ГЦОЛИФК, 1989.-33 с.
  170. В.И. Проект «СпАрт» // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. М., 1990. — С. 13−16.
  171. В.И. Олимпийский атлет и спартианец две модели гармонично развитой личности // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй: Сборник. — М.: Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 74−94.
  172. В.И. Спартианские игры новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. четвертый: Сб. — М.: Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 54−279.
  173. В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сборник.- М.: Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. С. 71−233.
  174. В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 4. — С. 13−20.
  175. В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. М.: МГИУ, 2000. — С. 21−79.
  176. В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция). — М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 2002. 346 с.
  177. В.И., Козырева О. В. Гуманистический подход к спортивному воспитанию и спортивной культуре: общая концепция и ее применение к дошкольникам // Гуманистика соревнования. Вып. 2: Сборник. -М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 2002. С. 3−226.
  178. В. И., Кудрявцева Н. В. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. девятый: Сб. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 94−216.
  179. Е.В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исслед. в психологии. 1977. — № 1−2. — С. 13−19.
  180. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. — М.: Молодая гвардия, 1971. 258 с.
  181. В.А. Избр. пед. соч. в 3 т. М.: Педагогика., 1979. Т.1.-247 с.
  182. Твой олимпийский учебник. Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для учреждений образования России. М.: Сов. спорт, Физкультура и спорт, 1996. — 136 с.
  183. Телама Ристо Соревновательный спорт, победа и воспитание // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сборник. — Москва-Сургут: МГИУ, 2000. С. 149−158.
  184. Тест по физической подготовленности различных групп населения (опыт проведения тестов в Японии) // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. Вып. 3.- М.: ЦООНТИ-ФиС, 1992. С. 24−33.
  185. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
  186. О.Л., Асташина МП., Семина А. Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие. — Омск: Изд-во СибГАФК, 1999. 84 с.
  187. .М. Внедрение казахских национальных форм и средств физического воспитания в современный педагогический процесс: Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1982. — 192 с.
  188. Упражнения с Монтессори-материалом. Школа для малышей. -Рига-Москва: Пед. Центр «Эксперимент», 1999.
  189. Г. А., Афонькин Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, Владос, 1995. — 291 с.
  190. В.И. Первые шаги к физическому совершенству: Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. Красноярск: Издательство КГПИ, 1993.-96 с.
  191. В.И. К олимпийским вершинам — с детства. — Красноярск: Кн. изд-во, 1995.-80 с.
  192. Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.- 512 с.
  193. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.
  194. JI.B., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. — 264 с.
  195. Л.В., Рубаненко A.M. Спонтанный танец как вид телесной культуры. Монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. — 120 с.
  196. С. Путешествие в Олимпию. Программа олимпийского образования детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2001.-№ 6.-С.41−46.
  197. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840 с.
  198. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теория личности. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 592 с.
  199. В.В. Искусство воспитания. Педагогика Рудольфа Штай-нера. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 164 с.
  200. Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб: Питер, 2001. — 608 с.
  201. В.П., Ермолаев Ю. А., Кульгускин А. Н. Народные подвижные игры в системе физического воспитания. Малаховка: МОГИФК, 1985.-24 с.
  202. Ю.М. Олимпизм в системе образования и воспитания. Челябинск: «Полиграф-мастер», 2000. — 242 с.
  203. В.Н. Обучение двигательным действиям с позиции гуманизации // Физическая культура в школе. — 1994. № 2. — С. 20−22.
  204. В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6−17 лет при формировании физической культуры М., 1996. -97 с.
  205. Н.А. Психологический анализ правдивости младших школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1987. — 18 с.
  206. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Знание, 1974.-64 с.
  207. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 181 с.
  208. Д.Б. Введение в психологию развития М., 1994.-167 с.
  209. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И.Фельдштейна/ Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд. пед. Академия, 1995. 224 с.
  210. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
  211. B.C. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: Монография. Волгоград: ВолгГАСА, 2002. — 136 с.
  212. B.C. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1. — С. 58−61.
  213. B.C. Цель физкультурного воспитания человек культуры // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — С. 6−9.
  214. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  215. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−41.
  216. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  217. Andrecs Hermann. The Olympic Idea and its Realization in Schools // Report of the 13th session of the IOA.-Athens, 1974.-pp. 180−189.
  218. Arnold Peter J. Competitive sport, winning and education // Journal of moral education, 1989.-v. 18, N. l.-pp. 15−25.
  219. Aussie sports: Activities manuel, vol. 1. — Canberra: Australien Sports Commission, 1989. 48 p.
  220. Bar-Tal D., Raviv A. A cognitive-learning model of helping behavior development: Possible implications and applications // N. Eisenberg (Ed.). The development ofprosocial behavior-N.Y.: Academic Press, 1982 —pp. 199−215.
  221. Baumann Wofgang, Marchlowitz Karl-Heinz, Palm Jurgen. Germany «Games Festivals», where recreation and sports compose a new type of social event // World Leisure and Recreation. 1985. — vol. XXVII, N. 5. — pp. 8−11.
  222. Binder Deanna. Teaching Fair Play in schools: A Paper Presented to the 1st Joint International Session for Responsible of Higher Institutes of Physical Education. International Olympic Academy, 24−31 July 1993. 35 p.
  223. Blumenthal Ekkehard. Kooperative Bewegungspiele. Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987. — 91 S.
  224. Bugeja Lino. The Paradox and Contradictions in Sport: The Paper presented at the 4th Joint International Session for Educationists and Staff of Higher Institutes of Physical Education, 28 May 3 June 1999, Ancient Olym-pia, Greece, 1999.-13 p.
  225. Cagigal Jose M. Social Education through Sport: a Trial // Report of the 8th Summer Session of the IOA. Athens, 1969. — pp. 38−56.
  226. Cartledge G., Millburn J. Teaching Social Skills to Children. New York: Pergamon Press, 1980. — 231 p.
  227. Ciuciu George. The Socialization Process of Children by Means of Extemporized and Organized Games // Int. Review of Sport Sociology. 1974. -vol. 1, N. 9.-pp. 8−21.
  228. Deacove Jim. Kooperative Sportspiele. Sport ohne Sieger. DOKU-Verlag. Ettlingen, 1981.-141 S.
  229. Eitzen D. Stanley, Sage H.George. Sport and American Education // Eitzen D. Stanley, Sage H.George. Sociology of American Sport, 1992. N.Y. -pp. 79−94.
  230. FuBball-Hits fur Kids von 6−18 // Press Info Adidas, 1994. 13 p.
  231. Gabbard Carl. Early Childhood Physical Education. The Essential Elements // JOPERD, September, 1988. pp. 65−69.
  232. Gabbard C., Leblanc E., Lowy S. Physical education for children: Building the foundation. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1987. — 346 p.
  233. Grupe O. Sportkultur zwischen Bildungsgut und Korperkultur // Ommo Grupe (Hrsg.). Kulturgut oder Korperkult? Sport und Sportwissenschaft im Wandel. Tubingen, 1990. — S. 87−111.
  234. Hartshorn H.H., May M.A. Studies in the nature of character. — N.Y., 1928.
  235. Herron R.E., Sutton-Smith B. Child’s play. New York: Wiley, 1971. -93 p.
  236. Higgins Andy. Pedagogical aspects of the work with the young in sport // Abstracts. Second International Symposium «Sport of the Young», June 1−4, 1993, Bled, Slovenia. pp. 9−11.
  237. Junior Olympics Sportsheets. Canadian Olympic Association, 1991. -83 p.
  238. Kamii C., DeVries R. Group games in early education. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 1980. — 149 p.
  239. Karatassakis Т. The teaching of olympism in the schools // Report of the International Sessions for Educationists 1973 1977 — 1979, Ancient Olym-pia. — HOC, Athens, 1980. — pp. 216−222.
  240. Kavinol R. Settings, scripts, and self-schemata: A cognitive analysis of the development of prosocial behavior // N. Eisenberg (Ed.). The development of prosocial behavior. New York: Academic Press, 1982. — pp. 241−274.
  241. Kenzie G., Cicero L., Ray T. A physical education dilemma: team sports or physical fitness // The Physical Educator, 1988. N. 2. — pp. 60−79.
  242. Kiessling Andrea. Role play of pupils as a pedagogical mean to increase their understanding of the Olympic idea // Abstracts. New Horizons of human movement. 1988 Seoul Olympic scientific congress. Dankook University, 1988. B.II.-p. 47.
  243. Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to socialization // D. Goslin ((Ed.), The handbook of socialization theory and research. Chicago: Rand McNally, 1969. — pp. 341−481.
  244. Kraft R.E. Learning through games discovery // The Physical Educator. 1987. — N. 4.-pp. 420−421.
  245. L’activite physique de l’enfant. Amicale EPS et Revue EPS, 1980. -389 p.
  246. Landry F. Education on Olympism and the school curriculum: principles, techniques and applicating based on the experience of the Montreal Olympic Games: Paper presented at the 6th International Sessions for educationists IOA.-IOA, 1984.-19 p.
  247. Landry Fernand. Olympism at the Beginning and at the End of the 20th Century: from the Permanence of an Idea to the Crowing Paradox of its Social Function // IOA. Report of the 28th Session. Lausanne, 1989. — pp. 50−66.
  248. Leist K.H. Freiheitliche Bewegung-, Spiel-, Sportkultur: Grundlagen und Verfassung des Neuen Sportlehrplans fur Bayern // Telesna kultura: Sbornikpraci kateder telesne vychovy a telovychovneho lekarstvi, svazek 26. -Olomouc, 1995. -s. 99−117.
  249. Liebau Eckart. «In-Form-Sein» als Erziehungsziel? Padagogische Uberlegungen zur Sportkultur// Sportwissenschaft, 1989. -N. 2. S. 139−153.
  250. Marcinkowski Marian. Education through sport and for sport in the system of combat-moral preparations of soldiers // Education. Physical Training. Sport: Lithuanian Academy of Physical Education. 2000. — N. 2. — pp. 30−34.
  251. Maslow A.H. Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row, 1987. — 291 p.
  252. McKenzie Thomas L. etc. Effects of a Physical Education Program on Children’s Manipulative Skills // Journal of Teaching in Physical Education. -1998. vol. 17. N. 3. — pp. 327−341.
  253. Morris Don G.S., Stiehl Jim. Changing Kid’s Games. Human Kinetics Books: Champaign, Illinois, 1989. — 144.
  254. Mussen P., Eisenberg-Berg N. Roots of caring, sharing and helping: The development of prosocial behavior in children.-San Francisco: W.H. Freeman and Company, 1977. 256 p.
  255. Orlick T. The Co-operative Sports and Games Book: Challenge without competition. New York: Pantheon Books, 1978. — 129 c.
  256. Parry Jim. The Values of Olympism and Sports Education for Tomorrow: Paper presented at the 4th Joint International Session for Directors of NOAs, Members and Staff of NOCs and Ifs, 7−14 May, 1998. IOA, Ancient Olympia, Greece. — 11 p.
  257. R. «Ich bin der Baum. und ich der Wind» // Sport Pedagogik. 1991. — № 3. — S. 45.
  258. Polysportiver Fortbildungskurs «Fussball» // Bulletin STV/ASF. -2000.-N. l.-S. 17−26.
  259. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961. — 231 p.
  260. Rogers C.R. Becoming partners: marriage and its alternatives. N.Y.: Delacorte Press, 1972. — 179 p.
  261. Rose S.W. Star wars on the floor // Strategies 1992.-N. 7.- pp. 13−15.
  262. Rosenberg C. Bewegungstheater. Aachen, 1990. — 169 p.
  263. Schmidt G. Abenteuer Spielsituation // Sportpraxis. 1992. — № 5. -pp. 257−263.
  264. Schwier J. Childhood, Game, and Social Change // Int. J. of Physical Education. 1993. — vol. XXX. Issue 4. — pp. 9−14.
  265. Sherif Carolyn. The social context of competition // Social Problems in Athletics /Ed. D.M.Landers. Urbana: University of Illinois Press, 1976. -pp. 18−36.
  266. Singer R., Ungerer-Rohrich. «Soziales Lemen» im Sportunterricht // Gesellschaftliche Funktionen des Sports. Bonn, 1984. — S. 107−130.
  267. The New Games Book. New York: Press Book, 1976. — 193 p.
  268. The Olympics: something for everyone. Ottawa: COA, 1990. — 48 p.
  269. The VIC Health Olympic Schools Project. Melbourne, 1992. — 97 p.
  270. Waxlor-Zahn E., Yarrow-Radke M. The development of altruism: Alternative research strategies // N. Eisenberg (Ed.). The development of prosocial behavior. New York: Academic Press, 1982. — pp. 109−136.
  271. Wim De Heer. Youth and sport now // Int. Journal of Physical Education. 1975. — vol. XII, issue 3. — pp. 17−22.
  272. Zahn-Waxier C., Smith K.D. The development of prosocial behavior // V.B. Van Hasselt, M. Hersen (Eds.). Handbook of social development: A lifespan perspective. New York: Plenum, 1992. — pp. 229−255.149
Заполнить форму текущей работой