Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы подготовки специалистов сферы материального производства в условиях университетского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К концу эксперимента профессиональная готовность как результат и критерий успешной подготовки специалистов сферы материального производства характеризуется более высоким уровнем, что отразилось в повышении интеллектуальной, мотивационной, индивидуально-психологической, творческой, национально-региональной компонент ее составляющих. Все это позволяет констатировать факт о правильности выдвинутой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Университет как многоцелевая педагогическая система
    • 1. 1. Ретроспективный анализ современных проблем университетского образования
    • 1. 2. Анализ содержания педагогического аспекта современных образовательных программ подготовки специалистов сферы материального производства
    • 1. 3. Профессиональная готовность как результат и критерий успешной подготовки специалистов сферы материального производства и ее компоненты
      • 1. 3. 1. Интеллектуальный компонент профессиональной готовности
      • 1. 3. 2. Мотивационный компонент профессиональной готовности
      • 1. 3. 3. Творческий компонент профессиональной готовности
      • 1. 3. 4. Индивидуально-психологический компонент профессиональной готовности
      • 1. 3. 5. Этнопсихологический компонент профессиональной готовности
  • Выводы
  • Глава II. Экспериментальная система совершенствования подготовки специалистов сферы материального производства
    • 2. 1. Пути формирования профессиональной готовности у будущих инженеров в системе университетского образования
    • 2. 2. Формирование у студентов базовых, профессиональных и высших (логических) знаний, умений, навыков
    • 2. 3. Реализация интеллектуального компонента профессиональной готовности
    • 2. 4. Реализация мотивационного компонента профессиональной готовности
    • 2. 5. Реализация творческого компонента профессиональной готовности
    • 2. 6. Реализации этнопсихологического компонента в практической деятельности
  • Выводы

Совершенствование системы подготовки специалистов сферы материального производства в условиях университетского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подготовка специалистов для сферы материального производства имеет свою специфику и особенности, обусловленные необходимостью и, вместе с тем, сложностью сочетания фундаментальной базовой подготовки инженерных кадров с их специальной подготовкой. Это тем более сложная, многофакторная задача, что она должна решаться в рамках тех профессиональных программ, которые регламентированы не только по объему, но и по срокам реализации государственными общеобразовательными стандартами по специальностям.

Для решения этих задач в условиях современной системы высшего профессионального образования в соответствии с возросшим уровнем требований к качеству знаний по дисциплинам естественно-научного, гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального блоков учебных планов по техническим, технологическим инженерным специальностям необходимо обратиться прежде всего как к вопросам фундаментализации подготовки специалистов, так й к педагогическим основам совершенствования этой системы подготовки.

Современный уровень развития общественных отношений и влияние современных преобразований на жизнь социума, в значительной степени повышает ответственность каждого человека за свою судьбу в социальном, профессиональном и личностном значении. Важнейшей задачей каждого выпускника вуза становится обеспечение своей конкурентоспособности на рынке труда. Факторами его защищенности в условиях современного рынка все более отчетливо выступают уровень его образованности, профессиональной квалификации и компетентности. В связи с этим актуальной задачей системы профессионального образования становится подготовка специалистов нового типа, обладающих прогрессивным творческим мышлением.

Усложнение целей и задач обучения, вытекающих из новых общественных отношений, вызывают необходимость совершенствования системы профессионального образования в вузах, в частности, в системе многоцелевого университетского образования на основе усиления взаимосвязи и преемственности блоков фундаментальных и специальных дисциплин при творческом профессиональном саморазвитии.

Педагогические задачи, связанные с развитием общей и профессиональной компетентности студентов современного вуза обстоятельно рассмотрены в исследованиях Г. Н. Александрова, В. И. Андреева, Ю. С. Давыдова, В. М. Жураковского, В. Р. Ириной, З. К. Каргиевой, Г. В. Никитиной, А. И. Новикова, А. В. Райцева,.

B.Н.Романенко, Е. Г. Силяевой, В. А. Сластенина, Т. Н. Третьяковой, А. В. Усовой, В. М. Филиппова, В. Д. Шадрикова, Ю. К. Черновой и других ученых.

Вместе с тем, на современном этапе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности актуализируется проблема усиления национально-регионального компонента содержания высшего образования, некоторые направления решения которой представлены в работах Б. Ф. Асафьева, П. Р. Атутова, В. К. Бацына, А. Ю. Белогурова, Ю. С. Богачинской, Л. В. Горюновой, М. Б. Ешич, М. Н. Кузьмина,.

C.К.Магометовой, Л. П. Прокошенковой, Н. Х. Сопоевой и других исследователей.

Обращение к духовному опыту человечества, к истокам зарождения самобытной народной культуры, как, например своеобразного национального костюма, способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию молодежи, обогащая их духовный потенциал, творческие способности и потребности, решению воспитательных задач. Учет этнических особенностей и духовного мира человека в процессе решения комплекса воспитательных задач представлены в работах И. А. Арабова, А. В. Беляева, К. И. Бузарова,.

С.Г.Ваниевой, Г. Н. Волкова, А. К. Кагиева, Ю. С. Кимова, Т. Б. Кодзаева,.

B.К.Кочисова, Б. А. Тахохова, С. Б. Узденовой, Е. Е. Хатаева, З. Б. Цаллаговой,.

C.Р.Чеджемова, И. А. Шорова, А. Н. Яковлевой и других исследователей. Однако, вопросам построения национально-регионального компонента в сфере эстетического обучения молодежи в этих работах не уделено достаточного внимания, что определяет направленность нашего исследования.

Актуальность исследования, ее практическая значимость, недостаточность теоретической и методической разработок по данной проблеме определили тему диссертационного исследования: «Совершенствование системы подготовки специалистов сферы материального производства в условиях университетского образования», основная цель которого связана с поиском эффективных направлений и средств совершенствования подготовки высококвалифицированного и конкурентноспособного специалиста.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования'. учебно-воспитательный процесс в современной высшей школе.

Предмет исследования: система профессионального обучения, воспитания и развития студентов — будущих специалистов сферы материального производства в условиях университетского образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка специалистов сферы материального производства в условиях университетского образования может быть более успешной, чем в системе высших специальных учебных заведений, за счет углубления фундаментальной подготовки студентов. Результатом и критерием успешной подготовки будущих специалистов следует считать профессиональную готовность к инженерной деятельности, модель которой представлена интеллектуальным, мотивационным, индивидуально-психологическим, творческим, этнопсихологическим компонентами.

Задачи исследования:

1) изучить современное состояние проблемы подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования на основе обзора философской, культурологической, психолого-педагогической и специальной литературы;

2) провести ретроспективный анализ истории университетского образования, выявить общие закономерности подходов и направлений;

3) провести сравнительный анализ содержания образовательных программ подготовки специалистов сферы материального производства в университете и высших специальных учебных заведениях;

4) выявить результат и критерий успешной подготовки специалистов сферы материального производства и обосновать основные компоненты ее составляющие;

5) разработать и экспериментально апробировать эффективную систему формирования этих компонентов в условиях университетского образования.

База исследования: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (лаборатория конструирования и технологии швейных изделий), Московский государственный университет сервиса, Горский государственный аграрный университет, Ивановский текстильный институт, Владикавказский швейный лицей.

На различных этапах исследования в эксперименте приняли участие более 650 человек.

Методологическую базу исследования составили: основные положения философской аксиологии и диалектико-материалистической философиисовременные философские и психолого-педагогические концепции организации высшего профессионального образования.

В.П.Борисенков, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, Э. Н. Гусинский, А. П. Лиферов, Н. Д. Никандров, А. П. Садохин, Л. А. Степашко,.

Ю.И.Турчанинова и др.) — философско-педагогические концепции развития личности обучаемого в условиях этнорегиональной образовательной системы и теоретико-прикладные идеи реализации национально-регионального компонента содержания общего и профессионального образования (А.Ю.Белогуров, Е. В. Бондаревская, А. В. Райцев, Л. Л. Супрунова, З. Б. Цаллагова, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов и др.) — идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе как основы реформирования и модернизации профессионального образования (О.В. Аракелян, А. Г. Асмолов, Н. В. Бордовская, О. И. Воленко, Е. Городецкая, Г. Д. Дмитриев, Т. М. Елканова, A.A. Реан, В. А. Шитуев и др.);

— личностно-деятельностный подход к развитию творческих сил и профессиональных способностей обучаемых (В.П.Бедерханова, Е. П. Белозерцев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, З. К. Каргиева, С. В. Кульневич, А.А.Мелик-Пашаев, Л. М. Митина, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин, Е. Н. Сорочинская, Ю. С. Тюнников, Б. М. Целковников и др.). комплексный системный подход к проблеме формирования индивидуальности специалиста с высокой степенью профессиональной готовности, с учетом национально-регионального компонента в системе высшего и среднего специального образования (Г.Н.Александров,.

A.В.Батаршев, А. И. Берг, В. Ф. Берков, С. И. Гессен, Э. Ф. Зеер, З. К. Каргиева, Г. В. Никитина и др) — научные принципы классификации, типизации, унификации образовательных программ (Н.Вербицкая, В. Бодряков, С. А. Габрусевич,.

B.В.Гузеев и др.). В основу разработки отдельных задач положены современные методы социологических исследований.

В соответствии с задачами исследования использовались методы:

1. Теоретический: изучение и теоретический анализ литературы в области общей педагогики и психологии, философии и истории, эстетики и социологии, архивных материалов по истории осетинского национального костюма, монографий, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, совещаний (советов СОРИПКРО, коллегий Министерства общего и профессионального образования РСО-А, связанных с проблемами образования и воспитания, а также обобщение двадцатилетней деятельности автора исследования в швейной промышленности и системе высшего профессионального образования инженерных кадров для данной отрасли).

2. Обсервационный и диагностический: наблюдение прямое, косвенное (целенаправленность, объективность, предметность), анкетирование (содержательная формулировка вопросов), интервьюирование.

3. Экспериментальный и праксиметрический: тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности.

4. Математический метод обработки экспериментальных данных: определялись в каждом конкретном случае задачами исследования и основывались на нахождении статистических критериев, а также наглядном представлении экспериментальных результатов. В ходе разработки и решения отдельных исследовательских задач использовались и современные методы социологических исследований.

Научная новизна исследования определена концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью:

— исследован процесс подготовки специалистов сферы материального производства как целостной педагогической системы;

— разработана система подготовки специалистов сферы материального производства в условиях университетского образования;

— апробированы интерактивные организационные формы формирования основных компонентов профессиональной готовности;

— выявлена тенденция улучшения усвояемости как теоретических знаний, так и практических навыков у студентов университета за счет усиления блока фундаментальных дисциплин;

— рассмотрены педагогические возможности совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов к реализации творческого профессионального саморазвития, позволяющего осуществить гармоничный переход к профессиональной деятельности;

— проанализированы историографические аспекты реализации национально-регионального образования в Российской Федерации и за рубежом;

— определены возможности учебных дисциплин специализации при подготовке специалистов сферы материального производства в плане реализации национально-ориентированных и этнорегиональных принципов образования и воспитания.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:

— проведен ретроспективный анализ современного состояния подготовки специалистов сферы материального производства;

— дан сравнительный анализ подготовки специалистов сферы материального производства в университете и в системе высших специальных учебных заведений;

— обоснован критерий и результат успешной подготовки специалистов сферы материального производства — «профессиональная готовность» и определены компоненты ее составляющие;

— выявлены и проанализированы закономерности непрерывного развития личности студента — будущего специалиста на стадиях профессионализации и профессионального мастерства.

Практическая значимость исследования состоит в: разработке и внедрении комплексного подхода и технологий построения педагогической системы подготовки специалистов сферы материального производства в условиях классического университетского образованияконструировании творческих задач, способствующих повышению уровня профессиональной готовности специалистовсоставлении и практическом применении рекомендаций, направленных на реализацию основных принципов и направлений введения национально-регионального компонента содержания образования в дисциплины университетского учебного планапредложенных методических рекомендациях преподавателям по ведению курса «Введение в специальность» для студентов инженерных специальностейреализации творческого потенциала конструктивного мышления с учетом национально-регионального компонента средствами преподаваемых специальных дисциплинэкспериментальной проверке педагогических условий повышения эффективности и усвояемости знаний.

Перспективность развития темы исследования заключается в решении задач по обеспечению своевременного и целесообразного перехода студентов от репродуктивной к творческо-преобразующей деятельности.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Основное место в региональной структурной перестройке профессионального образования занимает университетизация, которая предполагает межотраслевую интеграцию различных направлений подготовки специалистов сферы материального производства, научной и гуманитарной деятельности, ориентацию на профессиональную и интеллектуальную основу развития целых регионов.

2. Фундаментализация образования направлена на обеспечение оптимальных условий для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создание внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека. Совершенствование науки производства одежды для создания научной основы инженерной подготовки специалистов в области современных технологий и системности усвоения знаний, навыков и возможностей их активного применения в будущей профессиональной деятельности дает возможность выхода инженерной подготовки на более высокий уровень формирования навыков профессиональной деятельности.

3. В качестве критерия эффективности и результата подготовки специалистов сферы материального производства в системе университетского образования целесообразно принимать профессиональную готовность, которая определяется как совокупность сформированных профессионально обусловленных требований к специалисту и его деятельности в сфере материального производства. Среди компонентов комплексной модели профессиональной готовности выделяются интеллектуальный, мотивационный, индивидуально-психологический, творческий и этнопсихологический.

4. Основными направлениями формирования профессиональной готовности являются использование на младших курсах средств педагогической коммуникации для повышения профессиональной направленности лекционных, лабораторных и практических занятий по общеобразовательным дисциплинамсоздание современной учебно-материальной базы и использование средств автоматизированного обученияиспользование разнообразных средств, форм и методов обучения и воспитания (деловые и ролевые игры, постановка и решение проблемных задач и др.) — использование внеаудиторных форм обучения для повышения творческой активности студентов (создание Студенческого Дома Моделей, организация показов мод, тематических вечеров, «круглых столов» и др.).

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методологической базы исследованияшироким применением разнообразных эмпирических методов, соответствующим целям и задачам исследования, применимостью полученных результатов в современной образовательной практике и установленной эффективностью их внедренияцеленаправленным изучением и анализом учебных программ высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов сферы материального производства, и государственных образовательных стандартов и многолетним опытом работы автора диссертационного исследования в качестве инженера швейного производства и в ходе научно-педагогической деятельности в качестве преподавателя технологии изготовления одежды Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, научными публикациями.

Апробация и внедрение результатов исследования.

1. Организован и проведен педагогический эксперимент по реализации комплексной модели национально-регионального образования на базе Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, кафедры «Конструирования швейных изделий» Московского государственного университета сервиса, Владикавказского швейного лицея № 4, акционерного общества «Одежда», многочисленных ателье мод г. Владикавказа.

2. Предварительные итоги исследования были обсуждены и положительно оценены на научно-методологических семинарах профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей кафедры педагогики СОГУ, кафедры конструирования швейных изделий Московского государственного университета сервиса, Нальчикского колледжа дизайна, заседаниях художественно-технических советов Владикавказского ОАО «Одежда», Владикавказского трикотажного объединения «Прогресс», Нальчикского швейного предприятия «Кабардинка».

3. Результаты исследования были доложены на Международной научно-практической конференции «Новые технологии в одежде» (г.Москва, 2001 г.) — Международной научно-практической конференции «Новые технологии сервису» (г.Москва, 2002 г.) — 4-й Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (г.Самара, 2003 г.) — научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (г.Челябинск, 2004 г.), 2-ой межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе» (г. Сургут, 2004 г.).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1996;1998 гг.) — поисковый. Он был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования, разработке и проведению констатирующего эксперимента, нацеленного на выявление особенностей подготовки специалистов сферы материального производства в высшей школе, в результате чего анализировались затруднения и противоречия, возникающие при подготовке специалистов-инженеров в системе образования классического университета.

Второй этап (1998;2001 гг.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент с целью установления педагогических условий, необходимых для совершенствования подготовки специалистов для промышленности в системе многоцелевого университетского образованияодновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации.

Третий этап (2001;2003 гг.) — заключительно-обобщающий. На данном этапе анализировались, обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические положения, проводилась апробация и внедрение основных результатов исследования. Заключительный этап работы представлял собой полное осмысление итогов исследования и литературное оформление диссертационного материала.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (195 наименования на русском и английском языках), приложений, включающих опытно-экспериментальные материалы. Текст диссертации изложен на 162 страницах, включает 10 таблиц, 3 рисунка и 4 диаграммы.

Основные выводы по результатам диссертационного исследования:

1. Университетское образование в условиях структурной перестройки экономики ориентировано на многоцелевую педагогическую систему подготовки кадров как непосредственно для педагогической деятельности, так и для сферы материального производства. Университет как многоцелевая педагогическая система имеет ряд существенных преимуществ при подготовке специалистов сферы производства на основе углубленного изучения фундаментальных дисциплин.

2. Критерием и результатом успешной подготовки специалистов сферы материального производства в системе университетского образования мы принимаем профессиональную готовность, так как она имеет экономический, социальный, психологический и педагогический аспекты. Профессиональную готовность определяем как комплекс профессионально обусловленных требований к будущей профессиональной деятельности специалистов. Его составляющие образуют в целом комплексную готовность человека к инженерной деятельности. Среди них мы выделяем: интеллектуальный, мотивационный, индивидуально-психологический, творческий и национально-региональный компоненты.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили определить основные направления формирования профессиональной готовности будущих инженеров.

Основные педагогические пути формирования профессиональной готовности: использование на младших курсах средств педагогической коммуникации для повышения профессиональной направленности лекционных, лабораторных и практических занятий по общеобразовательным дисциплинамсоздание современной учебно-материальной базы и использование средств автоматизированного обученияиспользование разнообразных средств, форм и методов обучения и воспитания (деловые и ролевые игры, постановка и решение проблемных задач и др.) — использование внеаудиторных форм обучения для повышения творческой активности студентов (создание Студенческого Дома Моделей, организация показов мод, написание рефератов и др.).

Проведенное исследование позволяет наметить ряд практических рекомендаций, которые, на наш взгляд, способствовали более успешному решению задач профессиональной подготовки специалистов сферы материального производства:

— для успешного формирования мотивационной направленности обучения использовать учебную программу по дисциплине «Введение в специальность»;

— ввести в тематику дипломных и курсовых работ исследования с национально-региональным компонентом с целью формирования адекватного реагирования профессионального потенциала специалиста на динамику социально-экономических изменений в стране и регионе.

— использовать разработанные методические рекомендации по проведению деловой игры по теме «Техническое моделирование изделий», творческие задания по дисциплинам «Инженерная графика», «Проектирование конструкции швейных изделий», «Особенности конструирования изделий на основе национального кроя».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основное место в региональной структурной перестройке профессионального образования занимает университетизация, которая предполагает межотраслевую интеграцию различных направлений подготовки специалистов сферы материального производства, научной и гуманитарной деятельности, ориентацию на профессиональную и интеллектуальную основу развития целых регионов.

Фундаментализация образования направлена на обеспечение оптимальных условий для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создание внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека. Совершенствование науки производства одежды для создания научной основы инженерной подготовки специалистов в области современных технологий и системности усвоения знаний, навыков и возможностей их активного применения в будущей профессиональной деятельности дает возможность выхода инженерной подготовки на более высокий уровень формирования навыков профессиональной деятельности.

В рамках данной диссертационной работы были проведены исследования и анализ содержания педагогического аспекта современных образовательных программ подготовки специалистов сферы материального производства в профессиональных институтах и в системе многоцелевого университетского образования.

Проанализировав учебные планы университетов и специальных институтов, мы выявили, что университетская подготовка инженерных кадров осуществляется в условиях острого дефицита времени на цикл специальных дисциплин, но глубокого фундаментального образования по специальности, формирующего базовые и логические ступени творческих умений. В результате недостаточно формируются не только высшие логические ступени творческих умений, но и базовые.

Предлагаемая нами система подготовки специалистов сферы материального производства в условиях многоцелевого университетского образования предполагает модульность построения программ и основывается на следующих принципах:

— непрерывность развития основных представлений, понятий и законов в курсах всех дисциплин;

— фундаментализация специального конструкторского и технологического образования путем создания модуля общеинженерных дисциплин, «введение в специальность» .

— универсальность — возможности замены одного модуля «введения в специальность» другим.

Проблема повышения качества инженерной подготовки студентов требует поиска научно-методических путей решения этой важной задачи с учетом исторического опыта формирования инженерных навыков, выявления противоречий в системе подготовки инженеров в специальных учебных заведениях, современных тенденций объединения общеобразовательной, общеинженерной и специальной подготовки выпускников вузов на основе углубленного изучения фундаментальных дисциплин.

Обобщив и осмыслив принципы происходящего реформирования образования мы определили, что результатом и критерием успешной подготовки специалистов сферы материального производства является профессиональная готовность, определяемая нами как совокупность сформированных профессионально обусловленных требований к специалисту и его деятельности в сфере материального производства.

Профессиональная готовность — многокомпонентное понятие. Среди его составляющих, образующих в целом комплексную готовность человека к инженерной деятельности, мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный, мотивационный, индивидуально-психологический, творческий и этнопсихологический. В своей совокупности данные компоненты формируют модель профессиональной готовности специалиста.

Методика формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы производства разработана на основе преемственных взаимосвязей фундаментальных и специальных дисциплин в системе взаимосвязанных требований, определяющих ведущее воздействие на формирование основных компонент ее составляющих (интеллектуальной, мотивационной, индивидуально-психологической, творческой, национально-региональной).

На стадии констатирующего эксперимента выявлены некоторые противоречия при формировании профессиональной готовности в рамках учебного процесса: университетская подготовка инженерных кадров осуществляется в условиях острого дефицита времени на цикл специальных дисциплин, но глубокого фундаментального образования по специальности, формирующего базовые и логические ступени творческих умений. Наиболее общие знания и умения не связаны непосредственно со спецификой узкой специализации студента. Изучив задачи, которые стоят перед кафедрами общеобразовательного цикла, мы можем говорить о том, что формирование профессиональных умений не является основной задачей соответствующих дисциплин.

На стадии формирующего эксперимента мы включили на младших курсах в процесс формирования компонентов профессиональной готовности преподавателей общеобразовательных дисциплин, таких как, физика, химия, математика, усилив профессиональную направленность этих предметов.

Различный функциональный характер деятельности специалистов сферы материального производства (проектной, технологической, конструкторской, исследовательской, управленческой, контролирующей) требует акцента на определенных разделах и проблемах общетехнических и специальных дисциплин. Преемственность знаний и профессиональных умений студентов приведет к плавному переходу от базовых к высшелогическим компонентам образования через блоки гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин при формировании комплексной готовности будущих специалистов. Так например, с целью формирования базовых знаний и умений в общий курс физики для студентов специальности конструирование швейных изделий нами включены вопросы теплопродукции и теплоотдачи, основного обмена и теплопотерь тела человека, зависимости теплопродукции от возраста человека, его физической деятельности, климатических и погодных условий. Изучение данных разделов позволяет студентам на стадии проектирования моделей решать вопросы гигиены одежды, создания рационального микроклимата в пододежном слое и комфортных условий жизнедеятельности человека.

Организация условий развития активности и самостоятельности студентов, углубления базового образования на начальных этапах учебы студентов в вузе позволяет сформировать положительную установку на освоение профессии, требуемый исходный уровень для развития высшелогических качеств будущего специалиста, для формирования его готовности к инженерной деятельности.

Дополнительными средствами педагогической коммуникации, используемыми нами для формирования и развития гностических, интеллектуальных знаний и умений, являются разработанные и внедренные в практическую деятельность ряд творческих заданий, развивающие и контролирующие игры, предметные и тематические кроссворды.

Для улучшения усвоения специальных дисциплин используются достижения современной науки в области автоматизации интеллектуальных работ, в частности, использованы приемы компьютерной графики, стандартных компьютерных программ для целей инженерного проектирования и разработки технологических процессов. Как показало наше исследование, фундаментализация образования, способствующая формированию высших логических знаний и умений, позволяет быстрее освоить специальные компьютерные программы и приступить к практической реализации приобретенных знаний, умений, навыков использования ЭВМ.

Фундаментализации специального конструкторского и технологического образования способствовало создание в 2001 году нового модуля, курса «Введение в специальность». В программу данного курса нами включены вопросы психологии одежды, позволяющие не только дать сведения о выбранной профессии, но и раскрыть аспекты нравственного воспитания личности через одежду. Раскрытие перед студентами перспектив будущей производственной деятельности через удовлетворение психологически обусловленных потребностей человека приводит к повышению заинтересованности в выбранной специальности, эмоциональный «всплеск» и яркую мотивационную направленность. Студенты начинают быстрее ориентироваться в наиболее сложных вопросах сегментирования потребительского рынка, четче представляют те сферы будущей деятельности, где они смогли бы реализовать свой творческий потенциал.

Как показало наше исследование, от степени сформированности мотивационной готовности зависит уровень формирования индивидуально-психологической, интеллектуальной, практической и творческой готовности студентов к инженерной деятельности. С этой целью структура аудиторных занятий нами составляется таким образом, чтобы обеспечить наибольшую мотивационную готовность студентов к своей профессиональной деятельности. Для формирования высших (логических) творческих умений в рамках аудиторных занятий нами разработаны системы творческих задач, конкретные ситуационные задачи, стимулирующие творческий подход к профессиональной деятельности в конкретной производственной обстановке.

Большим потенциалом в формировании творческого компонента профессиональной готовности обладают внеаудиторные формы занятий. С этой целью нами создан Студенческий Дом Моделей (СДМ), в работу которого привлекаются студенты всех курсов швейных специальностей. Проведение в рамках СДМ творческих встреч со специалистами предприятий республики, участие в конкурсах и показах мод дает яркую мотивационную профессиональную направленность и формирует творческую активность студентов.

Многие предметы, преподаваемые в системе высшего и среднего профессионального образования, обладают глубоким национальным потенциалом. Для будущих специалистов швейного производства это прежде всего «История костюма», «Конструирование одежды из текстильных материалов», «Технология швейных изделий», «Основы прикладной антропологии» и др., формирующие интерес к истории своего народа, изучению традиций и обычаев, анализу основ народного духа через историю развития осетинского национального костюма, изучению антропологических особенностей коренного населения нашей республики, что приводит к необходимости выделить этнопсихологический компонент профессиональной готовности специалистов сферы материального производства.

К концу эксперимента профессиональная готовность как результат и критерий успешной подготовки специалистов сферы материального производства характеризуется более высоким уровнем, что отразилось в повышении интеллектуальной, мотивационной, индивидуально-психологической, творческой, национально-региональной компонент ее составляющих. Все это позволяет констатировать факт о правильности выдвинутой гипотезы диссертационного исследования, которое получило убедительное подтверждение в процессе опытно-экспериментальной работы и сделать вывод о том, что предложенная нами педагогическая технология формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы материального производства показала себя достаточно эффективной и может быть рекомендована к широкому внедрению в учебный процесс многоцелевых университетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Радость учить и учиться. — М.: Политиздат, 1989. -335 с.
  2. Г. Н. О закономероностях процесса обучения. // Советская педагогика, 1986. № 3. с. 61−67.
  3. Г. Н. Научные основы умственного труда студентов, мышление, организация и планирование самостоятельной работы (методические указания). — Орджоникидзе, 1987. — 67 с.
  4. H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. .докт.пед.наук: 13.00.01. — Екатеринбург, 1997.— 42 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Мин. Ун-та, 1990. — 550 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития:
  7. Инновационный курс. КН.1. Казань: Казанский университет, 1996.-568 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. КН.2. Казань: Казанский университет, 1996.-320 с.
  9. Г. М. Социальная психология: Учебник для высшей школы. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 376 с.
  10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  11. Антология педагогической мысли Северной Осетии. / Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикивказ: ИР, 1993. — 416 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа / учеб. для вузов / М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  13. Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — с. 138−416
  14. A.B. Преемственность в применении методов и дидактических приемов обучения на уроке. — Таллин: Валгус, 1989.-96 с.
  15. А.Н., Миркин Л. И. Малоугловая рентгенография деформации и разрушения материалов. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 245 с.
  16. А.Ю. Некоторые этнопедагогические аспекты современного регионального образования. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-на-Дону: РГПУ. Часть II, 1999. — с. 7−8.
  17. А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение // Вест. Высшей школы. 1971. № 3.
  18. В.Ф., Джиджян Р. З. Логика научно-технического творчества. Минск, 1986.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1978.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 256 с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 379 с.
  22. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии // Гений и творчество / Под ред. С. О. Грузенберга. Л., 1924.
  23. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы. // Психологическая наука и образование. № 4, 1996. — с. 66−73.
  24. М.И. Технологическая психология. М., 1966.
  25. Ю.С., Ястребова Г. А. Этнопедагогика как нетрадиционный источник педагогических знаний. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-на-Дону: РГПУ. Часть II, 1999. — с. 94−95.
  26. Н. Через этническое к общечеловеческому. // Директор школы,№ 1, 1996.-с. 55−59.
  27. П.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для студентов пединститутов. СПб.: Питер, 2000. — 342 с.
  28. С.Г. Программа непрерывного всестороннего воспитания. В помощь педагогам разных категорий. — Владикавказ, 1998. — 21 с.
  29. К .Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (Концепции, опыт). — Челябинск: Вестник, 1997. 240 с.
  30. Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса // Директор школы, 1997. № 1. С.33−37.
  31. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  32. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.- 370 с. Волков Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. — М.: Гардарики, 2002.160 с.
  33. Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  34. .Ф. Инженер-конструктор-технолог микроэлектронной и микропроцессорной техники. М., 1988.
  35. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1986.
  36. С.А., Зорин Г. А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учебно-методическое пособие. — Минск: Университетское образование, 1989. — 125 с.
  37. P.M., Арчегова O.P. Ретроспекция педагогических инвариантов. Владикавказ: СОГУ, 1994. — 368 с.
  38. JI.C. Правительственная политика и народное образование на Северном Кавказе в первой половине XIX в.//Роль России в истории Осетии. Орджоникидзе, 1989. — с. 69−93
  39. Гатагова J1.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: Россия молодая, 1993. — 143 с.
  40. В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
  41. .С. Философия образования: Учебное пособие для вузов. М.: МПСИ-Флинта, 2000. — 432 с.
  42. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  43. С.И. Нация и человечество. Национальное образование. // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя./ Сост. И авт. Вступ. Ст. П. В. Алексеев. — М.: Просвещение, 1998.-е. 223−233.
  44. Е. Гуманизация как педагогическая проблема.// Alta mater, 1993. № 3. С. 31.
  45. Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Государственный Комитет РФ по высшему образованию, 1995. — 383 с.
  46. P.M. Элементы практической психологии. JI., 1988.
  47. B.B. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  48. В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995. 135 с.
  49. З.К. Тенденции потребления культуры современной осетинской молодежью.// Вопросы социологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1982. — с. 102−154.
  50. Р. Правила для руководства ума. М., 1936.
  51. X., Смирнова Я. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993.-87 с.
  52. Г. М. Наука о науке. Введение в общее науковедение. Киев, 1970. Добрускин М. Е. Школа и Вуз- преемственность или обособленность? // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С. 128−132.
  53. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  54. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: личность, образование, менталитет, самообразование, профессия. — Мн.: Хэлтон, 1998. 399 с.
  55. JI. Воспитывать на основе национальной культуры. // Школа, № 3, 1998. с. 35−36.
  56. В.И. Проектирование региональных образовательных систем. // Педагогика, № 5,1999. с. 8−13.
  57. Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург: Уральскийгосударственный профессионально-педагогический университет, 2000.-258 с.
  58. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  59. JI. Единство естественно-научной и гуманитарной культур в условиях дифференцированного обучения // Школа, 1996. № 6. С.38−42
  60. Т.А. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  61. Интуиция, логика, творчество / Под ред. М. Н. Панова. М., 1987.
  62. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 280 с.
  63. В.Р., Новикова A.A. В мире научной интуиции. М., 1978.
  64. Исследования по психологии научного творчества в США. М., 1966.
  65. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Н. А. Пономарева. М., 1983.
  66. A.C. Становление и развитие системы высшего образования в PCO-Алания: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Владикавказ, 2003. 20 с.
  67. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования./ Дисс. Докт.пед.наук: 13.00.01. Владикавказ, 1995.-311 с.
  68. З.К., Белогуров А. Ю. Акмеологические аспекты гуманитаризации профессионального образования. // Гуманитаризация образования. Материалы межвузовской научной конференции (14−16 мая 1997 г.). Карачаевск, 1997. — с. 99−101.
  69. М.М. Национально-региональный компонент в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии: Автореф. Дис. канд.пед.наук. Владикавказ, 2003. 19с.
  70. Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете // Вопросы философии, 1995. № 2. С. 95−105.
  71. Т.П. Создание развивающего пространства при познании швейного производства: Методическое обеспечение. — Н. Новгород, 1994. 94с.
  72. .М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.
  73. .М. Соотношение фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. 1972. № 2.
  74. Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учеб.-метод. пособие./ Под ред. Древа О. И. Владикавказ: СОГУ, 1996.-45 с.
  75. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. СПб., 1992. — 104 с.
  76. Я.Л. Психология общения. М.: Педагогика, 2000. — 367 с.
  77. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. — М.: Флинта, 2000. 215 с.
  78. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 448 с.
  79. В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения: Уч. Пособие. Владикавказ, 1996. — 81 с.
  80. В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. — Владикавказ, 1997.— 171 с.
  81. В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов. Воронеж: ВГУ, 1989.-184 с.
  82. М.Н., Красовицкая Т. Ю. и др. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / Материалы к обсуждению. М.: ВНИК «Школа», 1989. 40 с.
  83. М.Н., Сусоколов A.A., Бацын В. К., Ешич М. Б. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М.: ИНПО, 1994. 56 с.
  84. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999. № 6. С. 3−11.
  85. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихологтя. Ростов-на-Дону, 2000. — 448 с.
  86. Культурное строительство в Северной Осетии (1917−1941). // Сборник документов и материалов. Т.1. — Орджоникидзе, 1974. — с. 246−247.
  87. Культурные миры молодых россиян. / Под ред. Добрынина В. И., Кухтевича Т. Н., Туманова C.B. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 254с.
  88. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 576 с.
  89. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Г. В. Драча. Ростоа-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
  90. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. — Самара: Самарский университет, 1993.-112 с.
  91. Ю.А. Преемственность общетеоретических, общетехнических и специальных дисциплин в средних профтехучилищах и технических вузах: Методические рекомендации. — Куйбышев, 1984. — 28 с.
  92. Ю.А., Бахарев Н. П., Воронин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования: Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, Волжский университет им. В. Н. Татищева, 1999. — 220 с.
  93. В.К. Революция быта на Кавказе. // Историко-этнографические очерки Кавказа. — Л., 1978. — с. 6.
  94. В.В. Актуальные вопросы методики преподавания начертательной геометрии и черчения в техническом вузе. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорная информация/НИИВШ, Вып.1. М., 1990. — 48 с.
  95. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. / Автореф. На соиск. Уч. Ст. канд. Пед. наук: 13.00.01 М., 1992
  96. И.В. Гуманитарное знание как социокультурное явление. Автореф. .канд.филос.наук. 09.00.11. Самара, 1998. 22 с.
  97. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов учебных заведений. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  98. .Т. Вступая в третье тысячелетие // Педагогика, 1999. № 5. С. 120−121.
  99. A.C. Процесс научного творчества. М., !983.
  100. С.К. Формирование нравственной культуры социального педагога: Автореф. Дси.. канд. Пед. наук. Владикавказ, 2002. 20 с.
  101. Г. И. Коммуникативные умения педагога. Санкт-Петербург, 1996. 64 с.
  102. В.Н., Подушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, 1998. — 172 с.
  103. Т.В. Основа проектирования курса психологии для технического вуза. Автореф.. канд.пед.наук: 13.00.01. — Новосибирск, 1995.-22 с.
  104. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. // Бюллетень МО РФ. М., 2000. — № 11
  105. ВЯ. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 198 с.
  106. Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. С-Петербург, Изд-во СПУ. 1992.-166 с.
  107. Г. В., Романенко В. Н. О формировании творческих умений у студентов младших курсов // Проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов / Под ред. И. К. Трегуб, Киев. 1990.
  108. Г. В., Тряпицина А. П. Развитие творческих исследовательских умений у студентов. Л., 1989.
  109. А.И. О новой системе образования (Направление поиска). Пермь, 1995. 112 с.
  110. В.И. Вопросы дидактики: качественная характеристика обучения и его результата. — М., 1998. 136 с.
  111. В.И. Процесс обучения: средства и методы. — М., 1996. — 164 с.
  112. М.М. Социология согласия: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — 143 с.
  113. A.B., Парамзин В. П. Методика активного обучения: Учебное пособие по спецкурсу. Новосибирск: НГПИ, 1991. — 64 с.
  114. В.А. Педагогические основы управления школой в условиях разноуровневого обучения. Дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. Владикавказ, 1999. 210 с.
  115. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  116. Педагогическая антропология: Учебное пособие. / Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. — 576 с.
  117. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 / Сост. Н. А. Мухина. С-Пб, 1995. 136 с.
  118. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя. / Сост. И авт. Вступ. Ст. П. В. Алексеев. — М.: Прсвещение, 1993. 288 с.
  119. М.Ю. Динамики личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения студентов в вузе. Автореф.. канд.психол.наук: 19.00.07. Ростов-на-Дону, 1997.— 19 с.
  120. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании. // Психологическая наука и образование, № 3, 1996. — с. 100−109.
  121. Н.Г. Организация познавательной деятельности студентов на основе типологии профессиональных задач. Автореф. Канд. Дис. (МГУ). М., 1984.
  122. Планирование и проведение уроков по технологии и конструированию изделий швейного производства. Теоретический цикл: Методическое пособие. Нальчик: Эль-фа, 1997. — 256 с.
  123. С.И. Основы инженерного творчества. М., 1988.
  124. . Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  125. P.A. Гуманизация образования как фактор преобразования общества. Дисс. .канд.филос.наук: 09.00.11. М., 1992. 119 с.
  126. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей./ Отв. Редактор и сост. В. В. Макаев. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. 115 с.
  127. Проект Федерального закона Российской Федерации «О реализации Федеральной программы развития образования». // Учит, газета, 1997. 15 апреля.
  128. В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика, 1988. № 7. С.3−10.
  129. Е.С. Современный словарь по педагогике. — Мн.: Современное слово, 2001. — 869 с.
  130. Республика Северная Осетия-Алания в цифрах. Статистический отчет. Владикавказ: Статуправление PCO-Алания, 2002. — 128 с.
  131. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. Л. Вульфсона, Н. М. Воскресенской, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповского. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. 272 с.
  132. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 29−37.
  133. . Общество и образование: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. В.юЯ.Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. 200 с.
  134. Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв. Автореф. .канд.пед.наук. 13.00.01. Нижний Новгород, 1997. 21 с.
  135. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии, 1996. № 6. С. 343.
  136. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  137. М.П. Профессиональное обучение. Педагогические технологии: Учебное пособие. СПб, 1996. — 100 с.
  138. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Педагогическое общество России, 1999. 427 с.
  139. P.P. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы, № 1, 1993. С. 7−21.
  140. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей фактов и инс-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 2001. 300 с.
  141. В.Н. Педагогическая эвристика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 255 с.
  142. Н.Х. Национально-региональный компонент в системе активизации процесса обучения в начальной школе: Дисс.. канд.пед.наук. Владикавказ, 2000. — 146 с.
  143. Сороко-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. 240 с. — (Педагогическая библиотека).
  144. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1999 году. М.: МоиПО РФ. 174 с.
  145. В.А. Научно-методические основы построения региональных образовательных программ по физике (на примере региона Чувашской республики). Автореф. .докт.пед.наук. 13.00.02. Чебоксары, 1998. 40 с.
  146. Л.Л. Проблемы этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике. // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. — С. 51−63.
  147. Т.А. Проблема личностно-ценного и профессионального развития студентов будущих менеджеров в условиях университета: Автореф. Дис.. канд.пед.наук Владикавказ, 2001. -20 с.
  148. Л.Л., Кирьянова Л. А. Особенности и преспективы сравнительных исследований в области образования на Северном Кавказе. // Высшее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. — С. 30−42.
  149. А. Культурная инерция этносов: зло или благо? // Народное образование, № 4, 1994.
  150. Н.Ф. Теоретические основы разработка модели специалиста. М., 1986.
  151. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии — через кризис педагогики к технологии. // Школьные технологии, № 3, 1998. — 48 с.
  152. Л.Н. Педагогические сочинения. / Сост. Н. В. Вейкшан. — М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  153. З.Х. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях образовательного пространства РСО-Алания: Дисс. канд. Пед. Наук Владикавказ. 2003. — 148 с.
  154. Т.Н. Некоторые вопросы организации непрерывной профессиональной подготовки студентов факультета сервиса и легкой промышленности: Учебно-методическое пособие. — Челябинск: ЧГТУ, 1996. 60 с.
  155. И.В. Конфликтная субкультура как массовая культура // Народное образование. 2002. — № 7 — С. 139−144.
  156. Х.Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. Нальчик, 1997. — 255 с.
  157. A.B. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1984. № 4.
  158. К.Д. Системы образования, принятые в наших министерствах — военном и народного образования // Педагогические сочинения. В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988.-т.2, С. 23- 134.
  159. B.C. Элементы традиционного костюма в современном быту осетин .//Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1, т.36.-Орджоникидзе, 1980.-С. 143−158.
  160. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“. // Учит, газета, 1996.-30 января.
  161. Федеральная программа развития образования. Приложение к проекту Федерального закона РФ „О реализации Федеральной программы развития образования“. // Учит, газета. 1997. — 22 апреля.
  162. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя./ второе издание, дополненное и переработанное. М.: Совершенство, 1998. — 432 с.
  163. Э. Человеческая ситуация / Пер. с англ. Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1994. — 238 с.
  164. Ю.Б. Методика формирования у студентов мотивационной установки к инженерной деятельности./ Методические рекомендации в помощь преподавателям и студентам. Владикавказ: СОГУ, 2004. — 46 с.
  165. Хадиков Х. Х К вопросу о предмете и источниках этнопедагогики осетин. // Изв. СОНИИ, 1971, т.28 С. 361−370
  166. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
  167. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. -132 с.
  168. С.Г. Этнопедагогика в определении этнополитической стратегии южного региона. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Часть II. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.-С. 124−125.
  169. Ценностный мир современного студента (Социологическое исследование). — М.: Молодая гвардия, 1992. 192 с.
  170. A.B., Белогуров А. Ю. Образование в Республике Северная Осетия-Алания. История и современность.// Школа Северного Кавказа на пороге XXI века. — Пятигорск: ПГЛУ, 2000 г.
  171. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учебное пособие. — Тольятти: ТолПИ, 1992.-122 с.
  172. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: Флинта, 2001. — 174 с.
  173. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. — 173 с.
  174. Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода // Школа, 1996.№ 4. -с. 47−51.
  175. E.H. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности.// Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. -С. 18−26.
  176. E.H. Теретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс.. .докт.пед.наук. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991 г.-400 с.
  177. И.А. Народная педагогика о воспитании гуманизма у молодого поколения // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧПГУ, 1997 г. С. 27−34.
  178. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России. 1993. № 4. С. 55−68.
  179. .П., Очурова М. Б. Параллелизм и преемственность как факторы становления национальных школ России // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Часть И. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999 г. С. 286−287.
  180. Этикет у осетин. // Осетия и осетины. Владикавказ, 1994. — С. 214−231.
  181. Г. В. Изучение основ народного искусства Мордовского края на уроках художественного труда в начальных классах./ Автореф. канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1999. — 22 с.
  182. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996.
  183. Р.Г. и др. Человеческий фактор научно-технического прогресса: Проблемы идейно-политического воспитания науч.-технич. интеллигенции / Р. Г. Яновский, В. Ф. Сбытов, Л. Н. Доброхотов. М.: Политиздат, 1986. — 432 с.
  184. Adler, Mortimer Jerome. A guide book to learning: For a lifelong pursuit of wisdom / Mortimer J. Adler.- new York: Macmillan- London- Collier Macmillan, 1986. -XII. 163 p
  185. J., Elmandira M., Malitza M. » No limits to learning. Briging the human gap". 1979.
  186. Brogden H.E., Sprecher T.B. Criteria of Creativity // Progress and Potential / Ed. By Teylor C.W. N.Y., 1964.
Заполнить форму текущей работой