Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия активизации профессиональной подготовки будущих учителей права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активизация процесса профессиональной подготовки будущих учителей права является успешной при реализации следующих педагогических условий: аксиологические условия предполагают возможность проектировать и осуществлять процесс профессиональной подготовки будущих учителей в контексте ориентации на принципы свободы и самодетерминациицелевые и содержательные условия обусловлены моделью творческой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА
    • 1. 1. Активизация профессиональной подготовки будущих учителей права как психологопедагогическая проблема
    • 1. 2. Модель личности учителя права: профессионально-творческий аспект
    • 1. 3. Педагогические условия активизации профессиональной подготовки будущих учителей права
  • ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА
    • 2. 1. Первоначальное состояние творческой активности будущих учителей права в условиях процесса профессиональной подготовки (по данным констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Организация и осуществление процесса активизации профессиональной подготовки будущих учителей права
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по осуществлению процесса активизации профессиональной подготовки будущих учителей права

Педагогические условия активизации профессиональной подготовки будущих учителей права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях перестройки социально-экономических отношений в нашей стране особое значение приобретает реформирование системы образования. При этом на передний план педагогической науки и практики выдвигается ряд приоритетных проблем, решение которых определяет успешность всех реформ в целом. Одной из доминирующих является проблема проведения комплекса научно-педагогических исследований, посвященных изучению подготовки специалистов в условиях современного высшего профессионального образования.

Сегодня, перед отечественной педагогической наукой стоит задача направить научно-педагогические исследования на решение всего комплекса педагогических и дидактических проблем, возникающих при разработке научно-обоснованных путей становления и развития российского образования. Без этого любому учебному заведению трудно выработать своё ясное педагогическое кредо при формировании своей образовательной политики, которая материализуется через новые образовательные программы и технологии, учебные планы, конструкции и структуры образовательных процессов, модели образовательных учреждений, соответствующих такому переходу из режима функционирования в режим развития. Особое значение это имеет в связи с развитием в нашей стране сферы правового образования, которая остро нуждается в высококвалифицированных специалистах — учителях права.

Анализ научной литературы и образовательной практики в контексте проблемы профессиональной подготовки учителя права показал, что на сегодняшний день вопросы образования специалистов названного профиля разработаны на теоретическом и прикладном уровнях в педагогической науке и практике в недостаточной мере.

Тем не менее, отдельные вопросы проблемы нашего исследования привлекали внимания российских учёных в предшествующее время. Это позволило нам создать теоретическую основу нашей работы.

На теоретико-методологическом уровне осмысление проблем правового образования началось с середины XX века и в настоящее время представляет собой отдельную отрасль педагогической науки. В трудах С. С. Алексеева, B.C. Афанасьева, Г. П. Давыдова, А. В. Дружковой, J1.K. Ермолаевой, Д. С. Кареева, В. В. Лазарева, Я. С. Щатило поднимались проблемы совершенствования познавательной деятельности в процессе правового обучения, актуализировались и обосновывались эффективные педагогические технологии обучения праву.

Конкретные методические рекомендации про изучению правовых тем были разработаны Г. П. Давыдовым, Г. В. Парабашовым, В. Е. Бычко, А. Ю. Головотенко, А. Ф. Никитиным, С. Г. Келиной, В. М. Обуховым, В.В. Берма-ном, JI.H. Мысовой, М. В. Назаровым.

В последние годы появились исследования, посвященные профессиональной деятельности учителей права. Специфике их профессиональной деятельности посвящены научные труды и статьи следующих авторов: С. В. Балониной, А. А. Вагина, Н. П. Вербицкого, Г. М. Донской, А. И. Купцова, B.C. Морозовой, Е. А. Певцовой, М. Г. Студеникина и др.

Дидактические вопросы подготовки учителей права были затронуты Головиным С. Н., А. Л. Запорожцем, Н. И. Козюброй, В. В. Окамытным, П. М. Рабиновичем.

Психологические проблемы профессионального становления специалистов в условиях высшего профессионального образования отражены в работах Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцева, И. И. Лобача и др.

Психолого-педагогические и дидактические особенности формирования специалиста в системе профессионального образования рассмотрены в работах: JLA. Ярославовой, О. В. Варниковой, Т. И. Руднева, А. В Войтича, Т. В. Лопуховой, Г. В. Расторгуева, П. В. Саркисова, JI.A. Романенко.

Методике обучения специалистов различных направлений в системе высшего профессионального образования посвящены работы: М. Г Дунаевой, Е. А. Ерофеевой, Ж. В. Ветч, М. А. Петухова, С. Б. Голуб, В. П. Косырева, В. В. Ким, М. М. Ахмедовой, В. В Бабушкиной, Е. А. Ерофеевой, А.А. Пато-кина, Л. В. Давыдовой.

Существенной предпосылкой нашего исследования стали труды по общим вопросам юридической науки В. К. Бабаева, А. Б. Венгерова, В. Д. Зорькина, С. А. Комарова, Н. В. Колотовой, В. В. Лазарева, Г. Н. Манова В.Н. Синюкова, П. И. Спиридонова и других.

Кроме этого в контексте современных требований к развитию творческой личности будущих специалистов, мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (А.В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.).

Таким образом, сказанное позволяет определить актуальность темы нашего исследования следующим:

Во-первых, возникшими социальными потребностями в подготовке специалистов в области преподавания правовых дисциплин из-за недостаточной укомплектованности данными специалистами учебных учреждений общеобразовательного и среднего профессионального уровней.

Во-вторых, наличием проблем качества профессиональной подготовки учителя права в условиях высшего профессионального образования.

В-третьих, недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке. Анализ источников показал, что в настоящее время работ по теории и методике профессиональной подготовки учителя права в условиях высшего профессионального образования практически нет.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы сущностные характеристики и педагогические условия процесса активизации профессиональной подготовки будущих учителей права в рамках образовательного процесса высшего профессионального учреждения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя права в условиях высшего профессионального образования.

Предмет исследования: активизация профессиональной подготовки учителя права в условиях высшего профессионального образования.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: процесс активизации профессиональной подготовки будущих учителей права будет эффективным если: активизация будет осуществлена в контексте модели творческой личности учителя права, в которой будут выделены и актуализированы мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный, действенно-практический и рефлексивный компонентыпри обосновании педагогических условий активизации профессиональной подготовки будущих учителей права в качестве методологической основы будет использован аксиологический подход (аксиологические условия активизации профессиональной подготовки), обусловливающий возможность отношения к будущим специалистам как к субъектам творческой деятельностицели и содержание профессиональной подготовки будущих учителей права (целевые и содержательные условия активизации профессиональной подготовки) будут проектироваться в контексте культурологического подходатехнология осуществления процесса профессиональной подготовки будущих учителей права (технологические условия активизации профессиональной подготовки) будет проектироваться с опорой на личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и диалогический подходы.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: изучить и теоретически обосновать сущностные характеристики процесса активизации профессиональной подготовки будущих учителей праваразработать и теоретически обосновать модель творческой личности учителя права как целевого ориентира при осуществлении процесса активизации профессиональной подготовки будущих специалистовразработать и реализовать на практике систему педагогических условий активизации профессиональной подготовки будущих учителей права, проанализировать результаты практической реализации модели творческой личности специалиста в образовании будущих педагоговразработать практические рекомендации по активизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей права.

Методологическую основу исследования составили аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий, диалогический подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего специалиста в контексте субъект-субъектных отношений и в качестве субъекта творческой деятельностимеждисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах необходимой целостности и системности.

Теоретической основой диссертации послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют:

— теоретические положения о видах деятельности, теории познания, формировании личности, становления профессионала (А.П.Беляева, ПЯ. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, В. Розин, С. Л. Рубинштейн А.Д.Урсул, Г. И. Хозяинов, Г. П. Щедровицкий, П. Г. Щедровицкий и др.);

— труды в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев,.

A.В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.).

— методология и методы исследования профессионального образования, труды по управлению подготовкой и повышением квалификации специалистов (Б.С.Гершунский, А. Л. Денисова, Н. И. Думченко,.

B.И.Загвязинский, И. В. Кузнецова, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластёнин, А. Г. Соколов и др.);

— труды в области теорий взаимосвязи ступеней профессионального образованиянепрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, И. Д. Клочков, Н. Е. Кузнецова, М. И. Махмутов, Ю. С. Тюнников, О. Ф. Фёдорова, В. Д. Шадриков и др.);

— общедидактические исследования профессионального образования (В.А.Бодров, В. С. Безрукова, А. А. Вербицкий, Г. М. Зарековский, Г. Л. Ильин, В. А. Пономаренко, В. Д. Шадриков и др.);

Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение и сравнение научной, нормативной и программно-методической литературы, а также существующего опыта подготовки специалиста по правовому образованиюдиагностические: анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение независимых характеристикпраксиметрические: анализ продуктов деятельности, учебной и учебно-методической документацииэкспериментальные: опытная работаметоды математической статистики.

База и этапы исследования. Исследование осуществлено на базе Не-винномысского государственного гуманитарно-технического института. Им было охвачено 153 человека. Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (1999;2001гг.) — изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике, определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования.

Второй этап (2001;2003 гг.) — определение цели и задач исследования, теоретический анализ проблемы, разработка экспериментальных материалов, подготовка экспериментальной базы исследования.

Третий этап (2003;2004 гг.) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов, анализ результатов экспериментальной части исследования, оформление текста диссертации.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблема активизации профессиональной подготовки учителей права решается в рамках категории деятельности, что позволяет актуализировать названную проблему в контексте образовательных потребностей студентов, возможность удовлетворения которых создает условия для активизации творческого потенциала их личности.

2. Активизация профессиональной подготовки будущих учителей права обусловлена моделью творческой личности специалиста, которая выполняет целевые функции при осуществлении образовательного процесса и в которую включены мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный, действенно-практический и рефлексивный компоненты.

3. Активизация процесса профессиональной подготовки будущих учителей права является успешной при реализации следующих педагогических условий: аксиологические условия предполагают возможность проектировать и осуществлять процесс профессиональной подготовки будущих учителей в контексте ориентации на принципы свободы и самодетерминациицелевые и содержательные условия обусловлены моделью творческой личности учителя права и требованиями государственного образовательного стандарта по соответствующей специальноститехнологические условия обусловлены необходимостью использования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей права активных форм и методов обучения, позволяющих активизи.

• ровать творческий потенциал личности будущих специалистов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— обобщён материал о профессиональной подготовке учителя права в условиях стандартизации высшего профессионального образования;

— определены и теоретически обоснованы профессионально значимые качества учителя права, в контексте развития творческого потенциала его личности;

— разработаны модель творческой личности учителя права и соответствующие педагогические условия ее практической реализации в рамках проблемы активизации профессиональной подготовки будущих специалистов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: и.

— разработан специальный учебный курс, позволяющий активизировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей права в контексте проблемы развития творческого потенциала их личности;

— разработаны практические рекомендации по активизации профессиональной подготовки будущих учителей права, в контексте развития творческого потенциала личности будущих специалистов, имеющие теоретическое и прикладное значение.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в системе высшего профессионального образования при подготовке специалистов в области преподавания правовых дисциплин.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием различных методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам работыметодологической обоснованностью теоретических положенийэкспериментальной проверкой гипотезы, давшей положительные результатыприменением методов математической обработки эмпирических данных и апробацией результатов исследования в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над кандидатской диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научного поиска.

Приведем основные примеры апробации и внедрения в практику полученных результатов исследования:

1. Материалы исследования легли в основу учебной и научно-информационной литературы, используемой студентами Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, обучающихся по специальности 32 700 Юриспруденция, квалификация «Учитель права».

2. Материалы исследования нашли применение при организации учебных, педагогических и преддипломных практикпри выполнении курсовых и дипломных работпри составлении учебных планов на юридическом факультете НГГТИ.

3. Основные положения и результаты исследования были представлены на научно-практической конференции «Права участников образовательных отношений: проблемы теории и практической реализации» (г. Екатеринбург, 2003 г.) — на межрегиональной научной конференции «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в системе профессионально-педагогического образования на основе инновационных технологий» (г. Не-винномысск, 2001 г.) — на научно-практической конференции «Подготовка учителя права в современных условиях» (Невинномысск, 2004 г.) — на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Невинномысского государственного гуманитарно-технического института и на ряде других конференций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составил 192 страницы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Опытно-экспериментальная работа по активизации профессиональной подготовки будущих учителей права осуществлялась в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Реализация экспериментальной части исследования позволила сделать следующие выводы:

Констатирующий эксперимент, позволил определить, что творческая активность на первоначальном этапе была недостаточно выражена (как в контрольных, так и в экспериментальных группах).

Результаты констатирующего эксперимента обусловили перспективы формирующего эксперимента, который осуществлялся в течение учебного года с использованием инновационных технологий, активизирующих творческую активность будущих учителей права.

В контексте аксиологического, культурологического, диалогического, личностнодеятельностного, индивидуально-творческого подходов была разработана система организационно-внедренческих и деятельностно-педагогических принципов, позволивших внедрить и развить инновационные технологии преподавания педагогики в качестве средства активизации творческой активности будущих учителей права.

Формирующий эксперимент потребовал постановку инновационных образовательных целей, соответствующий подбор содержания в рамках специального учебного курса «Активизация творческой активности будущих учителей», а так же использования активных форм обучения, позволяющих в полной мере раскрыть творческий потенциал личности студентов — будущих учителей права.

Формирующий эксперимент доказал эффективность использования педагогических технологий в качестве средства активизации личности будущих учителей. В экспериментальной группе, в отличии от контрольной, имела место положительная динамика творческой активности личности студентов, что полностью доказало качественность осуществленного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преобразования в общественной жизни, демократизация и гуманизация, вариативность в образовании, отказ от моноидеологии, создание новаторских педагогических теорий, сосуществование альтернативных школ обуславливают появление стремлений к поискам новых моделей подготовки специалистов в различных областях — всем этим характеризуется современная российская общественная ситуация. Более того, развитие системы высшего профессионального образования происходит в условиях стандартизации образования, а это особенно подчёркивает динамику научного осмысления его проблем. Вместе с тем, можно констатировать, что в сфере подготовки специалистов — будущих преподавателей правовых дисциплин необходимо обеспечить качественно новое содержание профессиональной подготовки, нацеленное на то, чтобы современный учитель права, являясь специалистом в своей области, мог оценить реальные последствия своей профессиональной деятельности и компетентно решать проблемы сферы правового обучения и воспитания.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что вопросы активизации профессиональной подготовки будущих учителей права необходимо рассматривать в рамках категорий потребности, ценности и деятельности. Это позволяет проанализировать образовательный процесс вуза в контексте его аксиологического содержания и ценностной направленности.

В работе мы констатировали, что проблема активизации профессиональной подготовки будущих специалистов обусловлена противоречиями авторитарно-технократического образования в рамках которого затруднено полноценное удовлетворение образовательных потребностей студентов и как следствие, невозможна полная активизация творческого потенциала их личности.

При разработке системы педагогических условий активизации профессиональной подготовки будущих учителей права мы опирались на модель творческой личности специалиста, которая в функциональном плане выполняла роль целевого ориентира осуществления образовательного процесса. Проанализировав категории творчества и творческой деятельности мы актуализировали и обосновали в структуре профессиональной модели учителя права мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный, действенно-практический и рефлексивный компоненты.

Разработанная модель творческой личности учителя права позволила нам обосновать педагогические условия активизации профессиональной подготовки будущих специалистов. Данные условия обосновывались в контексте культурологического, личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и диалогического подходов. В работе мы выделили аксиологические, целевые, содержательные и технологические условия активизации профессиональной подготовки будущих учителей права.

Опытно-экспериментальная работа по активизации профессиональной подготовки будущих учителей права осуществлялась в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Реализация экспериментальной части исследования позволила сделать следующие выводы:

Констатирующий эксперимент, позволил определить, что творческая активность на первоначальном этапе была недостаточно выражена (как в контрольных, так и в экспериментальных группах).

Руководствуясь результатами констатирующего эксперимента мы разработали перспективы формирующего эксперимента, который осуществлялся в течение учебного года с использованием инновационных технологий, активизирующих творческую активность будущих учителей права.

В контексте аксиологического, культурологического, диалогического, личностнодеятельностного, индивидуально-творческого подходов была разработана система организационно-внедренческих и деятельностно-иедагогических принципов, позволивших внедрить и развить инновационные технологии преподавания педагогики в качестве средства активизации творческой активности будущих учителей права.

Формирующий эксперимент потребовал постановку инновационных образовательных целей, соответствующий подбор содержания в рамках специального учебного курса «Активизация профессиональной подготовки будущего учителя», а так же использования активных форм обучения, позволяющих в полной мере раскрыть творческий потенциал личности студентов — будущих учителей права.

Формирующий эксперимент доказал эффективность использования педагогических технологий в качестве средства активизации личности будущих учителей. В экспериментальной группе, в отличии от контрольной, имела место положительная динамика творческой активности личности студентов, что полностью доказало качественность осуществленного исследования.

Материалы завершающей научной обработки убедительно подтвердили те положения, которые выносились на защиту, что даёт веское основание считать цель и задачи проведённого исследования полностью выполненными. Общий итог диссертационного исследования состоит в том, что была разработана теория и методика активизации профессиональной подготовки учителя права в условиях стандартизации высшего профессионального образования. В исследовании в большей степени акцент сделан на формирование и технологию реализацию авторской образовательной программы профессиональной подготовки учителя права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1977. — 224 с.
  2. Р.Ж. и др. Диалектика свободы как творчества. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1989. — 229 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: наука, 1977.-224с.
  4. Аза Л.А., Бегека Н. А., Казачков В. И. и др. Формирование духовной культуры студенческой молодежи. Киев: Выща школа, 1991.-112с.
  5. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: ТОПИКАЛ, 1994.
  6. И.Н. Теоретико-методологические основы формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2000. — 24 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 559 с.
  8. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287 с.
  10. В.И. Педагогика саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1998.-318 с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998 — 320 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. — 429 с.
  13. А.И., Арбенина В. Л., Якуба Е. А. и др. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность: Социологический аспект. Киев.: Выща школа, 1988. — 273 с.
  14. А.А. Внедрение достижений педагогической науки в практику средней и высшей школы. Краснодар, 1983.
  15. Р.Г., Марченко Г. И. Размышления после конференции «Этика ненасилия Москва 1990» // Философские науки. 1990 — № 11 — С. 5460.
  16. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.- 138 с.
  17. А.И. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. -350 с.
  18. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  19. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  20. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  21. Т.М. Душа и дело: О самовоспитании личности. М, 1990. -240 с.
  22. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 388 с.
  23. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  24. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод. основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  25. С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах. Дисс. канд. Пед. наук. М., 2000. -173 с.
  26. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  27. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. — 412 с.
  28. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 141 с.
  29. Н.А. Мое философское миросозерцание II Философские науки. -1990.-№ 6.-С. 88.
  30. Н.А. Самопознание. М., 1990. — 170 с.
  31. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989
  33. .Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. 1988 — № 1 — С.25−36.
  34. В.А., Гумницкий Г. Н., Цыргина Т. В. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. — 144 с.
  35. С.В. Методы активизации процесса обучения в системе современных социальных технологий профессионального развития личности // Современные технологии развивающего обучения. Сборник научных работ. Ставрополь: СКСИ МОСУ, 2000. — 59 с. — с.4.
  36. С.В., Сикорская Н. Г., Бурцева И. В. Основы воспитательной системы: Профессионально-деятельностный практикум. Ставрополь: СГПУ, 1996.-90 с.
  37. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизация учения // Вопросы психологии. 1962. — № 4. — С. 74−82.
  38. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: РГУ, 1983. — 176 с.
  39. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63−70.
  40. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. — 164 с.
  41. Н.И. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  42. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. М.-СПб., 1998.-1434 с.
  43. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 1998. — 1456 с.
  44. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. Часть 1. — Ростов н/Д, 1993. — С.11−43.
  45. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 12−15.
  46. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996. — 392 с. — с.57.
  47. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  48. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта//Вопросы психологии, 1993. № 5. — С. 99−105.
  49. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. -1989. № 12.
  50. О.В. Формирование профессионально-познавательных интересов у студентов в вузе в процессе подготовки специалистов дошкольного воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 172 с.
  51. Г. Уберечь душу. (О формировании духовно-нравственного облика человека) // Слово. 1991. — № 3. — С. 9−13.
  52. В.А., Колегенков Н. В., Миронов А. В. и др. Роль общественных наук в нравственном воспитании студентов. М.: Высшая школа, 1986.-207 с.
  53. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.
  54. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов. — Киев: Вища школа, 1985. 175 с.
  55. С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Минск, 1988. 107 с.
  56. Власть: очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989.-380 с.
  57. А.П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  58. A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1995. — 18 с.
  59. Н.А. Управление развитием консалтинговой деятельности методической службы города: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000.-18 с.
  60. Воспитательные отношения как предмет психолого-педагогического анализа (опыт системного подхода) // Под ред. А. П. Сидельковского. -Ставрополь: Изд-во Ставр. госпединститута, 1980. 103 с.
  61. Ю. Искусство жить: Проблемы социально-психологических и нравственных ориентаций личности. М, 1989. — 286 с.
  62. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  63. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969.
  64. JI.C. Развитие высших психических функций человека. -М., 1960.-430 с.
  65. Т.М. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современные проблемы // Вопросы психологии. 1975. -№ 2.-С. 147−158.
  66. О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XX века // Новые ценности образования. Вып. 6. — М., 1996. — 197 с.
  67. П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. -1966. № 6. — С.33−41.
  68. Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60−80-х гг. (К генезису теории инновационных процессов) // Педагогика. 1995. -№ 5.-С. 83−86.
  69. Ю. Поощрения и наказания // Коммунист. 1991. — № 5. — С. 9298.
  70. Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М.: Знание, 1968.-75 с.
  71. Л.Ю. Воспитание и социализация личности // Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 38−43.
  72. Госс Майер X. Основы ненасилия. Пояснение понятия // Философские науки. — 1990 — № 11 — С. 69−72.
  73. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 32 700 Юриспруденция. — М., 2000. — 22 с.
  74. А.А., Апресян Р. Г. Этика. Учебник. М.: Гардприка. — 1998. -472 с.
  75. В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: РГУ, 1979. — 260 с.
  76. М.А. Педагогический процесс и его диалектика. Сов. педагогика, 1970. — № 7. — С.99−107.
  77. И. Не кнут, а пряник. Одиннадцать правил управления мотивацией // Социалистический труд. 1991. — № 3. — С. 86−89.
  78. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. фил. 1974. — № 2. — С. 44−48.
  79. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С.145−169.
  80. Э.Л., Зимняя И. А. Милосердие: проблема психологии // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 2. — С. 114−119.
  81. Н.Ф. Проблема значимости в психологии. В кн.: Материалы совещания по психологии (1−6 июля 1955 г.). — М., 1957. — С. 45−50.
  82. И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М, 1984. — 285 с.
  83. Е.А., Сохань Л. В., Тихонович В. А. Культура жизни личности (Проблема теории и методологии социально-психологического исследования). Киев.: Наукова думка, 1988. — 189 с.
  84. B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996.
  85. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1983.-226 с.
  86. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. — 368 с.
  87. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросферы на креативность // Психологический журнал. 1994. — № 4.
  88. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  89. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. -Л.: ЛГУ, 1991.- 106 с.
  90. А.А. Взгляд психолога на активность человека.-М. 1991. 157 с.
  91. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  92. Зак С.Е. К проблеме «вечных истин» // Философские науки. 1987 -№ 10 -С. 102−105.
  93. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: Издательство МГУ, 1994. 144 с.
  94. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
  95. А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. -№ 8.-С. 31−43.
  96. К. Психология эмоций. СПб., 2000. >
  97. Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии. М.-Харьков-Минск, 2000.-С. 157−169.
  98. Ю.И. Система понятий по курсу «Психология (общая и судебная)»: Методические указания. Краснодар, 1988. — 83 с.
  99. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области). М.: КД, 1997. — 155 с.
  100. Инновации // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — С. 13−17.
  101. Инновационное движение в российском школьном образовании/Под ред. Э. Днепрова. М.: Парсифаль, 1997. — 416 с.
  102. Инновационные методы обучения в вузе: Сб. научн. трудов. — Мурманск, 1993.-102 с.
  103. Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования/ Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994. — 203 с.
  104. Инновационные процессы в образовании. Сб. научн. трудов. Тюмень, 1990.-98 с.
  105. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1993.
  106. И.Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород, 1993. — 217 с.
  107. С.Б. Потребность власти // Теория и практика социализма -№ 2 1991.-М.: Знание, 1991. — 63 с.
  108. М.С. О философском понимании ценности // Вестник Ленинградского университета. Серия 6, 1987 — Выпуск 3. — С.44−50.
  109. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1984
  110. А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы доклада. Краснодар, 1975. — С. 3233.
  111. Э.И. Социологическое исследование достоинства // Коммунист Грузии. 1990 — № 12 — С. 30−36.
  112. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М., 1991.-270 с.
  113. Ф.Ф. Основные направления методологических исследований в области педагогики. Сов. педагогика, 1969. — № 4 — С. 38−56.
  114. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике. В кн.: Проблемы теории воспитания / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. — М., 1974, ч.1, С. 209−222.
  115. В.М. Самоуправление школьников. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1976. 175с.
  116. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.
  117. А., Ломишер И., Отто К. и др. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1981.-224 с.
  118. А.И. Введение в специальность: Лекции для студентов-первокурсников педвузов. Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1976. — 141с.
  119. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 512 с.
  120. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985 — 431 с.
  121. Р.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Изд-во «Дело», 1993. — 352 с.
  122. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  123. Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / Под ред. Л. В. Сохань и В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1988. — 192 с.
  124. Культура и развитие человека: очерк философско-педагогических проблем / Под ред. В. П. Иванова. Киев: Наукова думка, 1989. — 320 с.
  125. Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Арнольдова и В. А. Кругликова. М.: Наука, 1987. — 350 с.
  126. А.Ф. Классификация ценностей / Под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  127. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  130. А.Н. Потребности, мотивы и сознание. В кн.: Проблемы общей психологии. XVIII Международный психологический конгресс. -М., 1966.-Т.2.
  131. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 576 с.
  132. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  133. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972.-576 с.
  134. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992 — Т. 13 — N2 — С. 107−117.
  135. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. — № 1. — С. 15−25.
  136. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. № 10. — 2000. — С. 21−25.
  137. А.Г. Общая психология. Спб.: Питер, 2002. — 592 с.
  138. С.Е. О модусах культуры // Философские науки. 1989 -№ 7-С. 79−87.
  139. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  140. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 704 с.
  141. JI.B. Психологические основы творческой деятельности педагога. Учебно-методическое пособие по психологии для студентов спецфакультета. Пятигорск, 1999. — 138 с.
  142. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 405 с.
  143. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  144. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. -М., 1960. -Т.2. — С. 110−125.
  145. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957. № 5. — С. 142−155.
  146. И.Ф. и др. Нравственная культура личности. Киев: Вища школа, 1986. — 192 с.
  147. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе. М.: Издательство МГУ, 1985. — 113 с.
  148. Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб., 1992. — 168 с.
  149. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  150. А.Н. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3−10.
  151. О.М. Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: ЛГУ, 1990. — 188 с.
  152. Нравственное воспитание: поиск новых подходов (по материалам «круглого стола»). М.: Знание, 1989. — 64 с.
  153. Нравственные проблемы развития личности / Под ред. А. И. Титаренко. М.: Издательство МГУ, 1982. 144 с.
  154. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений/Российская Академия наук- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп.- М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  155. В.Б. Практическая психология для учителей. М, 1994. -268 с.
  156. С.Ш. Наука и нравственное воспитание. М.: Высшая школа, 1984.-152 с.
  157. Е.А. Теория и методика обучению праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. — 324 с.
  158. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  159. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение — диалог // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 56−62.
  160. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995 — 496 с.
  161. А.В. и др. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987 — 238 с.
  162. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д, 1996. — 512 с.
  163. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  164. В.А. Истина и справедливость: размышления о нравственно-философских аспектах проблемы. М.: Политиздат, 1989. — 254 с.
  165. Я.А. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  166. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -291 с.
  167. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, X. Кюна, И. Ломпшера, Г. М. Розенфельда. М.: Педагогика, 1981. — 183 с.
  168. Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферо-вой.-М., 1981.-365 с.
  169. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  170. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  171. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. Ставрополь, 1993. — 32 с.
  172. Д. Философское обоснование прав человека // Философские науки. 1987 — № 10. — С. 77−85.
  173. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: ЛГУ, 1973.-174 с.
  174. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова: В 2-х тт. Т.1. — М., 1993. — 608 с.
  175. Под ред. В. В. Давыдова: В 2-х тт.
  176. С.Л. Бытие и сознание.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  177. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  178. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. — 720 с.
  179. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  180. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
  181. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
  182. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.-184 с.
  183. Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности // Сов. педагогика. 1974. — № 5. — С. 28−35.
  184. Ю.В. Проблемы духовного и основной вопрос философии // Природа. 1989 — № 6 — С. 7−12.
  185. К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987 — № 6 — С. 132−138.
  186. А.П. Проблемы познания отношений в советской педагогике. Ставрополь: Ставроп.пед.ин-т, 1971. — 286 с.
  187. А.П. Теоретические проблемы системного подхода к воспитательным отношениям / Воспитательные отношения как предмет психолого-педагогического анализа (опыт системного подхода). -Ставрополь, 1980. 104 с.
  188. П.В. Ключевое значение потребностей в изучении психологии человека // Проблемы комплексного изучения человека. М., 1983.
  189. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
  190. А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. — 349 с.
  191. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  192. В.А., Шиянов Е. Н., Грачев В. В. Гуманистические аспекты высшего образования в условиях рыночной экономики // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Ставрополь, 1994.-С. 57−60.
  193. Сластенин. М.: «Магистр — Пресс», 2000. — 488 с.
  194. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. б-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  195. Ч. Две культуры. М.: Прогресс. — 142 с.
  196. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
  197. Ю.В. Этика воспитания: история и современность. М.: Знание, 1988. — 62 с.
  198. Р.И. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. 1994. — № 4. — С. 52−61.
  199. Ю.П. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-287 с.
  200. B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1990.189.
  201. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992.-109 с.
  202. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  203. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- Под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  204. В. Философия ненасилия и будущее цивилизации // Коммунист. 1991. — № 2. — С. 53 — 64.
  205. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  206. JI.H. Природа эстетической ценности. М., 1972. — 271 с.
  207. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. — 736 с.
  208. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петро-зоводск: «Фолиум», 1996.-224 с.
  209. М. Молодежь и высшее образование в социалистических странах. -М., 1984. С. 102−104.
  210. В.А. Триада управления и стиль руководства // Социологические исследования. № 1. — 1992. — С. 121−124.
  211. Г. Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метофизике свободы // Вопросы философии. № 10. -1999.-С. 35−53.
  212. М.Б. Отражение в культуре антиномий нравственности // Философские науки. 1989. — № 10. — С.78−87.
  213. Ф. Нравственность и права человека // Ленинградская панорама. -1990.- № 8. -С. 16−18.
  214. Философский словарь / Под. ред. М. М. Розеталя. 3-е изд. М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
  215. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.
  216. Т.А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.: Наука, 1979. С. 151−174.
  217. Формирование профессиональной готовности студентов к воспитательной работе в школе / Отв. ред. Е. Н. Шиянов. Ставрополь: СГПИ. — 146 с.
  218. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  219. Т.Л. Доброта не проходит бесследно: О стиле взаимоотношений в школе // Вечерняя средняя школа. 1991. — № 4. — С.32−34.
  220. В.А. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  221. В.Д. Психология деятельности и способностей человека. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  222. В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности // Свободная мысль 1994 — № 1 — С. 75−84.
  223. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учеб. пос. М. — Ставрополь, 1991. — 180 с.
  224. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. — Ставрополь, 1991. — 206 с.
  225. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дисс. докт. пед. наук. М, 1991. — 400 с.
  226. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: дисс. канд. пед. наук. М., 1982.-210 с.
  227. Е.Н., Котова И. Б. Введение в педагогику. Методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 1994. — 44 с.
  228. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 314 с.
  229. Е.Н., Котова И. Б. Философские основания педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. — 65 с.
  230. В.А. Методология и методика социологического исследования. -Тарту: ТГУ, 1969.-281 с.
  231. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  232. В.А. Формирование культуры педагогических отношений с воспитанниками учреждений интернатского типа у студентов пед. вуза: дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. — 231 с.
Заполнить форму текущей работой