Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия социальной адаптации учащихся первых классов в семье и школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зависимости между характером семейных отношений и способами социальной адаптации ребенка в школе, между спонтанным социальным опытом родителей и социально агрессивным опытом поведения ребенка, между социальной активностью ребенка в учебной деятельности и социальной адаптацией в детской среде, между характером семейных отношений и социальной адаптацией ребенка в школе: скрытый конфликт… Читать ещё >

Содержание

  • Введшие: С
  • Глава I. Социализация личности в условиях развития современного общества. С
    • 1. 1. Научно-теоретические основы социализации личности. С
    • 1. 2. Семья как одно из условий социализации личности младшего школьника. С
  • Глава II. Особенности социализации первоклассника в условиях семьи и школы. С
  • П. 1. Задачи и методика констатирующего этапа эксперимента. С
    • 11. 2. Специфика процесса социализации первоклассников в школе. С
    • 11. 3. Специфика социализации ребенка — первоклассника в условиях семьи. С
  • Глава III. Программа социально-педагогической поддержки и социальной адаптации первоклассников в условиях школы. С
    • III. 1. Цели, задачи, принципы, содержание, средства и методы социально-педагогической поддержки и социальной адаптации первоклассников. С
    • 111. 2. Социально-педагогическая коррекция семейных отношений как условие успешной социализации первоклассников. С
    • 111. 3. Динамика развития способов социальной адаптации первоклассников к условиям жизнедеятельности в школе С

Педагогические условия социальной адаптации учащихся первых классов в семье и школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди огромного числа проблем сообщества, которые волнуют педагогов, деятелей культуры, на первое место выступают: возрождение русской культуры, сохранение нравственного, духовного и социального здоровья подрастающего поколения. Ни экономических, ни политических, ни экологических задач, стоящих перед Россией, не существует без тех, кем и для кого они будут решены, без людей, граждан, личностей, созидающих и сберегающих наследие прошлого, обеспечивающего продвижение общества на пути прогресса и цивилизации. Решение проблем общества всегда связывалось с образованием, воспитанием и социализацией, обеспечивающих становление личности. Сегодня с особой силой разгораются споры о взаимообусловленности таких процессов как воспитание, социализация, обучение.

Вопросы социализации младших школьников актуализируются возрастом ребенка-первоклассника, входящего в новое пространство жизнишкольное детство, в котором складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, присвоение социального опыта (Е.В.Бондаревская, В. С. Данюшенков Н.В.Иванова, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Р. М. Чумичева и др.). Социализация вносит в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы ее познания, накладывает на ребенка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. В период детства ребенок погружается в собственное пространство, в социальное пространство семьи и социально-воспитательное пространство школы, которые создают ему особые «испытания» с приходов в первый класс, где он начинает осваивать новые социальные и учебные роли. В этих пространствах особое место отводится семье и школе, где взрослые обязаны оказывать помощь и поддержку ребенка в период его социальной адаптации к новой роли ученика. Анализ исследований позволил выявить ряд приоритетных проблем, решаемых в педагогической науке: социализация ребенка и его воспитания в условиях семьи (Б.Т.Лихачев, Д. Б. Парыгин, Д. И. Фельдштейн и др.) — педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации (Ш.А.Амонашвили, В. И. Слободчиков, Т. А. Строкова, Н. Крылова и др.) — среда и ее влияние на социализацию личности (И.С.Кон, А. В. Мудрик, и др.) — возрастные особенности ребенка и условия его педагогической поддержки и социальной адаптации (Б.Г.Ананьев, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев, А. Маслоу, Н. Н. Михайлова, Т. А. Строкова, С. Н. Юсфин и др.). Изучая вопросы социализации и педагогической поддержки ребенка — первоклассника в условиях обучения в школе, авторы неоднозначно отвечают на вопрос о роли и значимости наследственности и воспитания в становлении социального опыта ребенка, способов его адаптации к новым условиям жизни. Современные дети по многим причинам (экологическим, наследственным, социальным, поликультурным и др.) рождаются нездоровыми (грубые или неярко выраженные нарушения в психическом, физическом, познавательном, интеллектуальном, эмоциональном развитии), что, несомненно, сказывается на его возможностях в обучении и социальной адаптации. Тестирование, нейропсихологическое обследование детей, изучение характера отношения членов семьи к ребенку-первокласснику позволило установить факт отсутствия представлений родителей о необходимости социализации и педагогической поддержки детей-первоклассников. Анализ современных концепций образования и практики социализации первоклассника в начальной школе, личностной поддержки ребенка в учебной и вне учебной деятельности, позволил нам высветить актуальность вопросов социализации и интеграции этого процесса в обучение и воспитание. Практика школ обнаружила недостаточность решения этих вопросов и проблем в обеспечении оптимальных условий социальной адаптации младших школьников.

Понимая значение семьи как среды социализации личности в работе особое внимание сосредоточено на вопросах социализации ребенкапервоклассника и его педагогической поддержки в школе родителями и учителями. Проблема изучения семьи и семейных взаимоотношений как среды социализации личности стала предметом пристального внимания таких отечественных педагогов и психологов, как Ю. П. Азаров, А. Я. Варга, Б. Т. Лихачев, В. С. Мухина, А. Л. Спиваковская,.

B.А.Сухомлинский и др. В их исследованиях изучались общие и частные вопросы семейного воспитания: методологические и методические основы семейного воспитаниявзаимоотношения в семье и их влияние на воспитание ребенкаметоды семейного воспитания ребенка в различные периоды его жизнивзаимодействие образовательных учреждений и семьи в воспитании и социализации ребенкароль семьи в подготовке ребенка к школе.

В период становления гуманистической модели образования особым образом зазвучали вопросы педагогической поддержки и социализации ребенка в условиях семьи и школы. Родители и педагоги выступают субъектами образовательной системы, партнерами во взаимодействии с ребенком, а их отношения средством социализации и воспитания детей (Н.И.Алексеев, Е. Б. Бондаревская, О. С. Газман, О. В. Гукаленко,.

C.В.Ковалев, С. В. Кульневич, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якимансткая и др.). Многие авторы утверждают, что точкой отсчета развития взаимоотношений в семье являются гуманистическая диалектика общественного и личного, социального и личного, социального и индивидуального, личностная характеристика родителей. Родители являются первыми воспитателями ребенка и представителями социума, помогающими детям входить в социальное сообщество, быстро адаптироваться к его особенностям. Способность ребенка быстро адаптироваться к новой системе, а для первоклассника — это школьная среда, всецело зависит от созданных родителями и учителями условий социализации и педагогической поддержки. Гражданская позиция родителей и учителей по отношению к первоклассникам, их социальная зрелость, богатство нравственных чувств и ценностных ориентаций, гуманное и доверительное отношение к детям, определяют характер процесса социализации ребенка к школьному обучению.

Анализ исследований по проблеме социализации первоклассников в семье и школе высветил ряд противоречий между: актуальностью вопросов социализации в обществе и состоянием воспитания и социализации ребенка в семьеорганизацией процесса социализации в школе и отсутствием у родителей опыта социализации ребенка в семьепсихологическими закономерностями социализации личности в период детства и созданными педагогическими условиями в семье и школемежду развитием инновационных образовательных учреждений, где актуализируются вопросы интеллектуально-познавательного развития младших школьников, и недостаточным вниманием к вопросам социальной адаптации первоклассников в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Данные противоречия позволили определить цель нашего исследования, которая состоит в разработке и апробации педагогических условий социализации первоклассников в семье и школе.

Объектомисследования — процесс социализации первоклассников.

Предметом исследования являются средства и методы социально педагогической поддержки первоклассников.

В ходе исследования проверялась рабочая гипотеза, которая состоит в том, что процесс социальной адаптации первоклассников успешно будет осуществляться при соблюдении следующих условий, если: система диагностических методик позволяет выявить объективную картину процесса социализации в школе и семьепрограмма социализации ребенка в школе и семье, направлена на развитие представлений учащегося о способах адаптации, общения и проявления своего социального опыта в различных средахопределена система методов социально-педагогической поддержки первоклассников в учебной и вне учебной деятельностиосуществляется интеграция средств английского языка и методов социально-педагогической поддержки первоклассников на урокахиспользуются методы и средства взаимодействия учителей и родителей по регулированию семейных отношений и социальнопедагогической поддержке ребенка в школьной жизни (семейные и ролевые дискуссии, обучающие интервью, симпатические отношения.).

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформированы следующие задачи:

1. Определить состояние проблемы социализации первоклассников в условиях семьи и школы;

2. Изучить характер отношений в семье как условия социальной адаптации ребенка первоклассника;

3. Разработать программу и методы социально-педагогической поддержки первоклассника в условиях школы и семьи.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие подходы:

— гуманистический, ориентированный на понимание личности как ядра пед агогической системы и семьи, на поддержку ребенка в его развитии, воспитании, социализации (Е.В.Бондаревская, М. С. Каган, СВКульневич, В АСухомлинский и др.);

— аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценности общества и самоцелей общественного развития (В.СБиблер, ЕВБондаревская, и др.);

— личностно-деягсльносгаый, требующий перевода ребенка в позицию, активности, деятельности и общения (АНЛеошьев, Л. И. Новикова, Л. СРубишигейн, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, И. С Якиманская и др.);

— сферный, предлагающий рассматривать педагогический процесс в определенной социокультурной среде образовательного учреждения, семьи и социума в целом.

ЮЛАзаров, АИАнтонов, О. С. Газман, П. Ф. Каптерев, В. СМухина, М. И Шилова и лр.);

— гоцдокультурный, раскрывающий многообразие факторов и социальных отношений в различных социальных группах, обеспечивающих социализацию и воспитание личности (ЛЛБуева, И. СКон, А. В. Мудрик, Дж. Мид, Д. И. Фельдштейн, РМЧумичева, Е Л ПГиянов и лр.);

— системный подход, раскрывающий сущность педагогического процесса как целостного явления, множественность его составляющих объединены общей целью и выступает во взаимодействии со средой (В.В.Краевский, Л ЛНовикова и др.);

— социальный контекст образовательного процесса, позволяющий рассматривать социальные отношения как среду воспитания, социализации и социальной адаптации учащегося (ЛЛБуева, В. В. Краевский ЮЛКривов, АВМудрик, ЕЛСорочинская, Д. И. Фельдштейн, РМЧумичева, Е ЛШиянов, ЕМШилова и др.);

— положение о социально-педагогической поддержки личности в системе образования и семьи как путь осуществления личностно-ориентированной модели образования (Е.ВБондаревская, С. В. Купьневич, АВЛетровский, ВЛСлободчиков, Г АЦукерман и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «социализация младшего школьника как процесс адаптации к шкальной жизни, сообществу взрослых и детей, представленный способами социальной адаптации, общения и социального опьпа" — даны определения понятиям — «социальная адаптация первоклассников как перестройка опьпа ребенка, переосмысление своего статуса в новой социальной среде и актуализация смыслов и способов общения, ориентированных на свод правил, сложившихся в социальной группе» и «социально-педагогическая поддержка как система гуманных методов и средств учителя и родителей, ориентированных на оказание помощи ребенку в общении и обучении с учетом его индивидуального социального опьпа, социальной активности, успехов в учебной деятельности, обеспечивающих развитое самостоятельности, саморегуляции, способов общения" — определены принципы содержания деятельности учителей начальных классов по социализации первоклассников (индивидуальной поддержки, дифференциации способов педагогической поддержки) — впервые рассмотрен вопрос социализации младших школьников в процессе уроков английского языка и внеурочной деятельности в образовательном учреждении — гимназиявыявлены зависимости между характером семейных отношений и социальной адаптацией ребенка в школе: скрытый конфликт в интеллигентной семье обуславливает тревожное социально-эмоциональное состояние ребенка, что в свою очередь снижает уровень социальной адаптации ребенка, открытый конфликт в рабочей семье влияет на социальный опыт ребенка, придавая ему конфликтно-агрессивный характер, и др.- разработаны педагогические условия социальной адаптации младших школьников (целевые ориентации, содержание, способы коммуникации, способы самоадапгации, методы социализации).

Практическая значимость исследования: разработана программа социализации младших школьников «Поможем первокласснику вместе», включающая знания об особенностях социализации ребенка в первом классе, о характере семейных отношений и их влиянии на социальную адаптацию, адресованные родителям, способы социальной адаптации и социальной коммуникации, определяющие социальный опыт младшего школьникаопределены методы социально педагогической поддержки первоклассников на уроках английского языка (актуализация опыта, вариативные задания, стимулирование, проектные работы, «диктант на бегу», «история в движении», «предсказания,» «ладушки», приветствия и др.) и во вне учебной деятельности (поручения, беседы, игровые роли, тренинговые занятия, имитационные игры, рисуночное проектирование, «социальный совет» и др.) — разработаны методы взаимодействия учителей и родителей по регулированию семейных отношений и социальнопедагогической поддержки ребенка в школьной жизни (семейные и ролевые дискуссии, обучающие интервью, симпатические отношения и др.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспеченны методологической обоснованностью исходных позиций автораиспользованием комплекса научных методов исследований, адекватных задачам и сущности изучаемого явлениярепрезентативностью объема и характера выборасочетанием качественного и количественного анализапозитивными и воспроизводимыми результатами опытно-экспериме! пильной работы.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования осуществлялись через опубликованные автором работыв ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на заседаниях кафедр дошкольной педагогики, педагогики и методик начального образования Ростовского государственного педагогического университета, на ежегодных научно-практических конференциях (международная конференция «Ребенок и культура», С.-Пб, 2002;2003гг.) — в тезисах докладов X годичного собрания ЮО РАО, XII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона" — в публикациях программы и технологий социальной адаптации первоклассников «поможем первокласснику вместе" — на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Южного Федерального округа, организованных Центром СМИ гМосквы, СКНЦ и РГПУ (2003 г.) — на курсах повышения квалификации учителей СНГ, организованных ИПКиПРО гРостова-на-Дону (2004 г.) — на Международной научно-практической конференции по проблемам антропологии детства (Ставрополь, 2004).

На зашщу выносятся следующие положения:

1. Понятия «социальная адаптация первоклассников как перестройка опыта ребенка, переосмысление своего статуса в новой социальной среде и актуализация смыслов и способов общения, ориентированных на свод правил, сложившихся в социальной группе» и «социально-педагогическая поддержка как система гуманных методов и средств учителя и родителей, ориентированных на оказание помощи ребенку в общении и обучении с учетом его индивидуального социального опыта, социальной активности, успехов в учебной деятельности, обеспечивающих развитие самостоятельности, саморегуляции, способов общения»;

2. Программа социализации первоклассников «Поможем первокласснику вместе», которая раофываег содержание способов социальной адаптации, способы социальных коммуникаций и социального опыта, который приобретается учащимися в процессе учебной и вне учебной деятельности. В ней раскрыты механизмы интеграции процесса социализации в учебную и вне учебную деятельность, создавая единое социальное пространство в школе для проявления социального взаимодействия взрослых и детей. Программа построена на принципах поддержки учащихся всеми субъектами процесса социализации во всех видах деятельности, ориентируясь на проблемы социальной адаптации ребенкадоверия к возможностям учащегося справиться с социальными проблемами в общении и коммуникацияхвзаимодействия, основанного на гуманных доброжелательных отношениях, направленного на оказание помощи в социальной адаптации учащемуся в первом классеоткрытости субъектов и объектов образовательного процесса в школе процессам социализации и друг другу.

3. Методы педагогической и социальной поддержки первоклассников, дифференцированные по учебным и вне учебным видам деятельности. В учебных видах деятельности (обучение английскому языку) такими методами явились актуализация опьгщ, вариативные задания, стимулирование, проектные работы, «диктант на бегу», «история в движении», «предсказания^ «ладушки», приветствия и др.- во вне учебныхпоручения, беседы, игровые роли, тренинговые занятия, имитационные игры, рисуночное проектирование, «социальный совет» и др., которые побуждали учащихся к нахождению самостоятельных способов самореализации среди сверстников, высказыванию собственного мнения, адекватного реагирования на социальную ситуациюразвивали социальные коммуникации — диалоги, позитивные решения, адекватное реагирование на замечанияформировали социальный опьгг, ориентированный на правила, на самооценку, противостояние негативным социальным действиям. Эффективность апробированных методов обеспечивалась активностью родителей, учителей и учащихся в достижении социально-комфортных отношений и взаимопонимания в процессе социального взаимодействия.

4. Методы взаимодействия учителя с родителями, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку семейных отношений как одного из условий социальной адаптации учащихся первого класса к школьной жизни. Такими методами, регулирующими взаимодействия в семье и обеспечивающими социализацию ребенка были определены: семейные и ролевые дискуссии, обучающие интервью, симпатические отношения и др. Эффективность методов обеспечивалась доверием родителей к личности учителя, заинтересованного в оказании помощи семье и ребенку, эмоционалы ю-позигивным отношением к своему ребенку и потребностью оказать ему помощь в социализации, способностью родителей принять различные социальные ситуации и социальные роли, позволяющие познать себя как родителя и ребенка как субъекта социализации.

5. Зависимости между характером семейных отношений и способами социальной адаптации ребенка в школе, между спонтанным социальным опытом родителей и социально агрессивным опытом поведения ребенка, между социальной активностью ребенка в учебной деятельности и социальной адаптацией в детской среде, между характером семейных отношений и социальной адаптацией ребенка в школе: скрытый конфликт в интеллигентной семье обуславливает тревожное социально-эмоциансшьное состояние ребенка, что в свою очередь снижает уровень социальной адаптации ребенка, опфытый конфликт в рабочей семье влияет на социальный опыт ребенка, придавая ему конфликтно агрессивный характер и др., которые были выявлены с помощью диагностических методик и проявленные в ходе применения методовобеспечивающих коррекцию семейных отношений, и методов социально-педагогической поддержки ребенка в первом классе. Знание этих зависимостей учителем и управление ими обеспечивает улучшение социально-эмоционального климата в семье и облегчает процесс социальной адаптации ребенка в школе. Эксперимент показал, что зависимости между отношениями в семье и социальной адаптацией первоклассников в школе зависят от социального статуса семьи и установок родителей по отношению к своему ребенку.

Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в 1999 -2004 гг. в 4 этапа, на каждом из которых, в зависимости от задач, различные методы.

Первый этап (1999 — 2001гг.) — теоретически-поисковый. Основной целью этого этапа явилось обоснование проблемы и изучение уровня ее разработанности в теории, и состояние дел на практике.

На этом этапе основными методами явились: изучение, теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования. Анализ актуальности проблемы на современном этапе.

Второй этап (2001 — 2002гг.) — диагностический, на котором осуществлялся анализ состояния процесса социализации в семье и первом классе, отбор диагностических методик, выявления характера отношений в семье. Основными методами исследования на данном этапе выступили: тестовые методики, анкетирование, анализ документации, детских рисунков, беседы.

Третий этап (2002 — 2003гг) — педагогический формирующий эксперимент. Целью этого этапа была проверка достоверности гипотезы с помощью программы социализации и системы методов. На данном этапе исследования использовались методы: проектирование, дискуссии, проблемные ситуации, ролевые игры и др.

Четвертый этап (2003 — 2005гг.) — на данном этапе обобщались результаты исследования, осуществлялась работа с текстом диссертации, оформлялись фактические материалы. База исследования гимназии №№ 44, 15 г. Сочи, № 2 г. Туапсе. В эксперименте приняло участие 147 семей первоклассников.

Заключение

.

Процессы гуманизации в обществе принципиально изменяют характер отношений между субъектами образовательного процесса, усиливая значение личности и ориентируя процесс обучения, воспитания и развития на самореализацию ее возможностей. Современная социокультурная образовательная ситуация актуализировала и вопросы социализации ребенка в обществе и особенно тех, кто приходит в новые социальные условияшколу. Процессы социализации характеризуют образовательное пространство как среду социально комфортных условий жизни ребенка, успешного обучения и адаптации к обществу. Анализ исследований позволил выявить, что в науке сложились различные взгляды на социализацию и ее механизмы. Процесс социализации всегда связан с противоречиями внутренними и внешними, которые позволяют личности быть активной, противостоять среде или интегрироваться в нееобусловлен коммуникативными особенностями личности и ее способами адаптации, ориентированными на нормы, правила и ценности. При широком исследований процессов социализации, факторов и средств, в меньшей степени изученными остаются вопросы социализации первоклассников к условиям школьной жизнедеятельности, от чего зависит их социально-эмоциональный комфорт и успехи в учебной деятельности. Вопросы социализации младшего школьника актуализируются социокультурными характеристиками детства как объективного состояния динамического состояния общества и процесса социализации ребенка в сообществе сверстников и взрослых. Социальная адаптация ребенка в условиях школы усложняется принятием новых социально-ролевых позиций ученика и новыми способами познания мира в учебной деятельности.

Поскольку семья и школа являются основными факторами социализации личности, то характер семейных отношений как средств социализации и отношения учителя к ребенку являются доминирующими в начальной школе. Учащиеся отражают образ социального поведения своих родителей и переносят его негативный или позитивный опыт в социальную среду сверстников. Социально-экономические условия современной семьи, а также скрытые и открытые конфликты создают проблемы социальной адаптации первоклассников в начальной школе. Для преодоления создавшихся проблем в семейных отношениях и процессах социализации учащихся в первом классе было направлено наше исследование, целью которого являлась разработка и апробация социально-педагогических условий, поддерживающих ребенка в первом классе и обеспечивающих ему успешную социализацию в школе. В ходе нашего исследования цель была достигнута и гипотеза подтверждена. Система диагностических методик позволила выявить объективную картину семейных отношений, обуславливающих процесс социальной адаптации младших школьников в первом классе. Скрытые конфликты в семьях служащих приводили к социально-эмоциональному неблагополучию детей, а открытые конфликты в рабочих семьях — к социально агрессивному поведению ли отчужденности ребенка от социальной группы. В своем опыте младшие школьники имели высокую потребность в общении, коммуникациях, но слабо владели социальными способами предвосхищения социальной ситуации и разрешения социальных конфликтов. Родители в большей степени обращали внимание на успехи или неудачи в учебной деятельности школьников, и в меньшей степени на социальные проблемы, которые усугубляли эмоциональное состояние ребенка и неблагоприятно влияли на результаты его учебной деятельности.

Разработка и апробация программы социализации и методов социально-педагогической поддержки ребенка в учебной и вне учебной деятельности позволила актуализировать социальный опыт детей, пришедших из дошкольных учреждений, и из тех семей, в которых культивируются ценности и нормы, регулирующие отношения в семье. В ходе эксперимента было установлено, что меняющаяся позиция родителей по отношению к ребенку как партнеру по коммуникациям и субъекту социализации облегчала процесс социальной адаптации первоклассников и быстро формировала способы коммуникации и взаимодействия. Родители, которые были слабо адаптированы в обществе, создавали проблему для социальной адаптации детей. Развитие родительской компетенции в вопросах социализации первоклассников и доверительные отношения к учителю, позволило обратить внимание на мотивы поведения своего ребенка и оказание ему помощи в нахождении социальных способов регулирования отношений со сверстниками и возможных способов предупреждения социальных конфликтов.

В ходе эксперимента были установлены прочные зависимости между характером семейных отношений и способами социальной адаптации ребенка, между социальным опытом родителей социальным опытом школьника, между социальной активностью ребенка в учебной деятельности и социальной адаптацией ребенка в детской среде. Интеграция процесса социализации в учебную и вне учебную деятельность усиливает процесс социальной адаптации младшего школьника и создает единое социальное пространство взаимодействия всех субъектов социального процесса. Усвоение английского языка как средства трансляции культурных и социальных ценностей усиливает процесс социализации, активизирует социальные коммуникации и создает интерес к другому как партнеру по общению и социальному взаимодействию. Наибольший эффект на семейные отношения и процесс социализации ребенка оказывают имитационные и ролевые игры, формирующие опыт социального взаимодействия.

Данное исследование вскрыло проблемы, требующие дальнейшего разрешения: дифференциация процесса социализации в зависимости от сложившегося негативного социального опыта ребенка, от запущенности в его воспитанииразвитие опыта сопротивляться антисоциальным действиям в детском сообществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-н/Д, 2003. — 480с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Просвещение, 1993.
  4. М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция- М.: Академия, 2002. — 160с.
  5. Э.М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002 — 208с.
  6. А.Д. Психология развития человека в детстве: Учебное пособие -Ростов-н/Д, 1999. 192с.
  7. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М. — Воронеж, 1998.-544с.
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996. — 364с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997. — 380с.
  10. Д. Роза мира. М., 1990.
  11. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. — 303с.
  12. А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. — 360с.
  13. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др.-СПб, 2003.-400с.
  14. А.И. Живой мир социальной педагогики. М.: МГУК, 1999. -180с.
  15. В.Н., Левков Ю. А. Воспитание сознательной дисциплины у школьников в семье. Вологда, 1989. — 226с.
  16. Байбородова J1.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991. — 116с.
  17. П.Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению «я». М., 1997. 160с.
  18. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре. //Педагогика. 2002, № 4, с. 27−29.
  19. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М., 2000. — 248с.
  20. Т. Теория семейных систем М.Боуена. — Вопросы психологии, № 6, 1991.
  21. Л.В. Социальная адаптация учащихся в образовательной системе многопрофильного лицея. Дисс. кандидат пед наук, Ростов- на Дону, 1999.
  22. Р. Рйзвише «Я"-концепции и воспитания. М., 1986—421с.
  23. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. -1996. № 4. — С.66−75.
  24. Бим-Бад Б.М., Петровский АВ. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. -№ 1.-С.4−8.
  25. Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации. Автореф. дисс. к.социолог. н. Ростов-н/Д., 2001. 22с.
  26. О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов. М., 1978. — 176с.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  28. Бодалев АА Личность и общение. М., 1995. -328с.
  29. А.А., Популярная психология для родителей. М.: Педагогика, 1989.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  31. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1976. — 96с.
  32. Е.В., Воспитание как возрождение гражданина, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1993.
  33. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистическихтеориях и системах воспитания. Москва-Ростов-н/Д., 1999. — 560с.
  34. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1999. — 24с.
  35. В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: общественный и зарубежный опыт. Т. 1. Москва-Тула, 1993. С.34−49.
  36. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 180с.
  37. Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971.
  38. В.В., Карабанова O.A., Лидере А. Г., Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
  39. Э.В. Семья и учебный успех школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. М., 1973.
  40. А.Я., Типы неправильного родительского отношения. М., Педагогика, 1989.
  41. Венгер Л. А, Венгер АЛ. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  42. Взрослые идете в образовательном пространстве: Научн. метод сб. -М., 2001.
  43. К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / Пер. с англ. М., 1997.
  44. Т.Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-н/Д., 1999. — 212с.
  45. М.А., Терпеливая любовь. Педагогика, 1992.
  46. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996.
  47. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. — 77с.
  48. .Л., Микаберидзе Г. В., Международный год семьи. Педагогика, 1994.
  49. Л.С. Педагогическая психология. М., 1990.
  50. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века //Классный руководитель. 2000, № 3.
  51. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып.З. М., 1995.
  52. ГайдаВ.К., Захаров В. П., Психологическое тестирование. Л., 1989.
  53. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М., 1996. — 106с.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.-448с.
  55. . Психотерапия супружеско-семейных отношений. М., 1992. — 85с.
  56. Е.А. Формирование положительных межличностных отношений трудновоспитуемых подростков в коллективе класса: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1994.
  57. Гин А. Семь противоречий нового образования // Народное образование. 2004. -№ 8.-С.51−58.
  58. А.И., Влияние семьи на формирование делинквистичности у подростков. Психол. Жур., № 2,1992.
  59. Л.В. Педагогические условия развития образа „Я“ ребенка старшего дошкольного возраста. Дисс. кандидат пед. наук, Ростов на Дону., 1996.
  60. Л.П. Резервы человеческой психики. Полит.литер., 1989.
  61. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Тирасполь, 2000. — 288с.
  62. В.Н., Селюкова Л. Я., Социализация личности, семья и школа. -М., Прогресс, 1993.
  63. В.И. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения. М., 1992.
  64. В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2003. — 192с.
  65. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: монография. М.- Ставрополь, 1998. — 226с.
  66. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. -Серия „Педагогика и психология“, № 10.1991.
  67. B.C., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве.// Педагогика. 2004. № 9. — С.28−33.
  68. С.В. Семья и семейная попишка: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной полигаки: Сб. научн. трудов. Вып. 3. -М, 1993.
  69. Диалог и коммуникация философские проблемы // Вопросы философии, № 7,1989. -с.3−27.
  70. Домострой//Семья. Т. 1.-М., 1991.
  71. В.Н. Психология семьи. М, 1996. — 160с.
  72. И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1980.
  73. Е.Ю. Мотивационное обеспечение личностно ориентированного обучения первоклассника. Дисс. кандитпед наук, Ростов-на-Дону, 2001.
  74. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., Просвещение, 1991.
  75. В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции. -Волгоград, 1998.-383с.
  76. А.И., Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 1986.
  77. А.И. Мы и наша семья. М., Просвещение, 1983.
  78. А.И. Понимать других. М., Педагогика, 1987.
  79. И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития младших школьников средствами иностранного языка, Дисс.канд пед наук, Ростов- на -Дону, 1998.
  80. Здоровый ребенок в здоровом социуме. — Москва-Ставрополь, 1999. — 320с.
  81. М.П. Семья и личность. М., Педагогика, 1986.
  82. И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. -480с.
  83. А.И. Психология обучения иностранному языку. М., 1988.
  84. E.H. Эффективное общение и конфликты. -СПб Рига, 1997. — 69с.
  85. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание». -Вопросы психологии, № 1,1992.
  86. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. -319с.
  87. П.Ф. Педагогический процесс // Изб. Пед. соч. М., 1982.
  88. Квинтэссенция: философский альманах. Сост.:В. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М., 1990.
  89. М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика, № 7. 2000. — С. 12−18.
  90. C.B., Психология современной семьи. М., Просвещение, 1988.
  91. Я.Л., Харин С. С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста. Вопросы психологии, № 6, 1991.
  92. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 374с.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  94. Кон И. С. Ребенок и общество. М., Наука, 1988.
  95. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 127с.
  96. C.B. психологические закономерности и механизмы становления социальной сущности человека в персонифицированном обучении. Автореф. дис. д.псих.н. Калуга, 2004. -44с.
  97. И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. — 144с.
  98. B.B. Содержание образования бег на месте. // Педагогика, 2000 № 7. -С.3−12.
  99. В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика, 2003. № 2. — С.3−10.
  100. Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2003. № 2. — С. 11−21.
  101. A.A. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни. Стиль жизни личности. Киев, 1982.
  102. Н. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? //Народное образование. 2000, № 3.
  103. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. -Воронеж, 1997.-236с.
  104. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. /Под. ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 1998.
  105. А.Ф. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. /Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982.
  106. В.П., Зуськова О. М., Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психологический жур., Т. 6, № 3, 1985.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. — М., 1977. — 304с.
  108. П.Ф., Семейное воспитание и его значение. М., Политиздат. 1991.
  109. М.И., Капгеля Т. Н., Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987.
  110. Н.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1996. -144с.
  111. .Т. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика, 1998. -№ 4.-С. 18−23.
  112. Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности // Материалы II научно-практической конференции. Ростов-н/Д, 2002. 230с.
  113. Логика: логические основы общения. М.: Наука, 1994. — 317с.
  114. Г. Л. Игровая терапия: искусство общения. М., 1994. — 368с.
  115. A.A. Учитель о психологии младшего школьника. М., 1977.
  116. Н.В., Семейный конфликт как объект прикладного психологического исследования теоретические и методические проблемы. — Автореферат кацд. дисс., М., 1984.
  117. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика, № 7. -2000. -С.36−41.
  118. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.-110с.
  119. М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. — 112с.
  120. Ф.С. Кого мы растим?: беседы о материнском и отцовском воспитании. М., Прогресс, 1989.
  121. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  122. А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания. Ташкент, 1989.
  123. H.H., Поляков С. Д. История идеи педагогической поддержки. //Классный руководитель. 2000, № 3.
  124. H.H., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка и международный опыт//Классный руководитель. 2000, № 3.
  125. H.H., Юсфин С. И. Педагогика поддержки. М., 2002 -204с.
  126. A.B. Социализация и «смутное время». М., 1991. — 79с.
  127. B.C. Детская психология. М., 1985. — 270с.
  128. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432с.
  129. В.Н. Психология отношений. М. Воронеж, 1995.
  130. P.C. Психология. М., Просвещение, Т 2, 1994.
  131. A.A. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) //Педагогика. 2002, № 4, с. 16−20.
  132. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф. дисс. д.п.н. Л., 1977. / В надзаг.: ЛГПИ им. А. И. Герцена.
  133. Г. В. Социология.- М., 1990.
  134. От детского сада к школе. Информационно-аналитический сборник. — Ростов-на-Дону, 2002. — 56с.
  135. С. Марр, С.Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях // Помощь родителям в воспитании детей. / Пер. с агнл. М., 1992.
  136. .Д. НТР и личность. М., Политиздат, 1978, с. 165.
  137. Педагогическая поддержка. Ульяновск: ИПКиПРО, 2001.
  138. Педиатрия: руководство. Книга 1. Общие вопросы: развитие, питание, уход за ребенком. Изд.2. Под ред. P.E. Бермана, В. К. Вогана, 1991.
  139. Н. Позитивная семейная психология. М., 1994.
  140. A.B. Дети и практика семейного воспитания. М., Просвещение, 1988.
  141. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 253с.
  142. П.П. Теоретико-методологические основы развития российской сельской школы: Монография. Ростов-на-Дону, 2001. — 228с.
  143. И.Е. Психология в семье. -М., 1991.
  144. Психология: словарь. Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Изд.2., М., 1990.
  145. Jl. Я воспитываю ребенка. СПб., 1992. — 252с.
  146. В.А. Материнство как социокультурный феномен. Автореф.дисс. д.философ.н. Ростов-н/Д., 1997. — 33с.
  147. Ребенок в социуме // Под ред. Р. М. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсорвисшкола, 1998. -558с.
  148. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1995.
  149. K.P. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг.): Тексты Халл К., Скиннер Б., Миллер Д. и др. / Под ред. П. Я. Гальперина. М., 1986. — 344с.
  150. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. М., 1989. -323с.
  151. Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии / Пер с англ. М., 1996.
  152. В. Как строить себя и свою семью. М., Прогресс, 1992.
  153. Н.П. Хроника семейного общения. М., Прогресс, 1987.
  154. Н.П., Печерский М. С., Черный Б. М., Семья: тысячи проблем воспитания. Пермск. Книжн. Изд., 1988.
  155. Семейное воспитание. -М., 2001. -408с.
  156. Семейное воспитание: краткий словарь. Сост.: Ю. Н. Давыдов, И. В. Гребенников, О. В. Ковинько. М., 1990.
  157. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 112с.
  158. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.
  159. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  160. О.С., Эмоциональные отношения в семье. Прогресс, Кишинев, 1991.
  161. Т.П. Психология доверия. Ростов-н/Д., 1997. — 250с.
  162. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995−384с.
  163. Сноу Д.-Д. Семейная терапия как метод социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. -Москва-Тула: изд-во АСОПиР, 1993. С. 158−163.
  164. Современная западная социология: словарь. Сост.: Ю. Н. Давыдов, Н. С. Коваленко, A.C. Филипов. -М., 1990.
  165. E.H. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединение. Дисс. д-ра пед.наук. М., 1996. — 388с.
  166. Социальная психология /Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
  167. A.C. Как быть родителями. М., Просвещение, 1985.
  168. Справочник по семье. Киев, 1990.
  169. В.М. Диалоги о воспитании детей. М., Просвещение, 1985.
  170. Ю.П., Строкова Т. А. Качество дошкольного, школьного и внешкольного дополнительного образования: мониторинговое исследование. Тюмень, 2001.
  171. Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика. 2002, № 4, с. 21−27.
  172. В.А. Родительская педагогика. М., 1978. — 96с.
  173. В.Я. Семья и формирование личности. М., Прогресс, 1987.
  174. .А., Машкова JI.T., Семейная драма глазами ребенка. Л., 1990.
  175. С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания". М., изд. МГУ, 1990.
  176. B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996. -218с.
  177. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997. — 160с.
  178. Л.Б. Психологические основы управления конфликтами между людьми. -М., 1983.
  179. В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса в школе. Ростов-на-Дону, 1996.
  180. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Автор-составитель Л. В. Байбородова. -Ярославль, 1992.
  181. Фрейд 3. Я и Оно. Л.: «Академия», 1999. 63с.
  182. Э. Психоанализ и этика. М., 1998.
  183. Э. Душа человека. М., 1992.
  184. А.Г. Социология воспитания. М., 1990. — 220с.
  185. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Рига, 1995 — 236с.
  186. В.В., «Умеем ли мы общаться с детьми». Минск, 1987.
  187. Н.И. Психо-семантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании // Педагогика. 1992. № 9−10. С.28−32.
  188. Т.В. Социальные проблемы семьи // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.
  189. М.И., Малиновская Н. И. Черты национального характера: Российский вариант // Педагогика. 2002. № 8. — С.24−28
  190. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контекстеотечественных теорий личности. Ростов-н/Д., 1995. — 314с.
  191. Э. Основные идеальные типы индивидуальности: Психология личности /Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982.
  192. Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. — 48с.
  193. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия М., 1990.
  194. Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. №¾. — С.7−14.
  195. Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства». М., 1978.
  196. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  197. Юнг К. Г. Конфлиюы детской души. М., 1994. — 336с.
  198. С.М. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. 1998. № 6.
  199. С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф. дисс. ка!щ.псд.наук. М., 1996.
  200. И.Г. Инсппуциональные и стихийные факторы в процессах социализации. Подходы к проблеме // Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения / Под ред. А. Г. Выстрицкого, М. Ю. Рощина.-М., 1992.
Заполнить форму текущей работой