Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мотивация к обучению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом важно подчеркнуть, что существует доминирующий мотив, а именно тот мотив, который определяет мотивационную сферу человека. Мотивационная сфера также является стержнем личности, основой личности, так как именно мотивация (в общем) притягивает свойства, характерные человеку: эмоции, которые испытывает ученик; установки, принятые в обществе; жизненные ценности; волевые качества и другие… Читать ещё >

Мотивация к обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ни для кого не секрет, что именно мотивация побуждает ребенка к учебной деятельности. А учитель, в свою очередь, должен стимулировать своих учеников и создавать благоприятные условия для развития мотивов.

Так что же такое мотив и мотивация?

Мотив — это внутреннее побуждение человека к какому-либо виду деятельности, которая связана с удовлетворением потребностей. Простыми словами, это причина поведения человека или его поступка, то, что побуждает к действию изнутри.

Особое внимание мотивам учения уделяла Л. И. Божович. [1] Она разделила учебные мотивы на две большие категории:

  • 1) Мотивы, которые связаны с познавательными интересами детей, а именно познавательные мотивы (потребность в интеллектуальном развитии, потребность в овладении новыми знаниями и т. д.);
  • 2) Мотивы, которые связаны с общением с другими людьми, то есть социальные мотивы (потребность в одобрении, желание ребенка получить значимый социальный статус и другие).

Опираясь на классификацию Л. И. Божович, М. В. Матюхина составила свою классификацию, разделив мотивы также на две категории [6]:

  • 1) Мотивы, которые заложены в самой учебной деятельности и связанные с прямым ее продуктом. Это те мотивы, которые связаны с содержанием учения, а именно то, что побуждает ребенка учиться.
  • 2) Мотивы, которые связаны с косвенным продуктом учения, с тем, что не лежит в учебной деятельности, но тесно с ней связаны. Сюда относятся мотивы долга и ответственности перед классом, родителями, учителем, мотивы самосовершенствования и самоопределения (желание найти в будущем хорошую работу).

Исходя из этого, можно смело полагать, что мотив — это то, что побуждает человека к деятельности. А для того, чтобы успешно овладеть каким-либо видом деятельности, нужна хорошая мотивация.

Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мы все прекрасно понимаем, что такое мотивация. С самого раннего детства нас родители мотивировали. Например, поощряли за каждую пятерку в школе, покупали игрушки за хорошее поведение, хвалили за какие-либо успехи и так далее.

Проблема мотивации была актуальна еще во времена Сократа. Он считал, что у каждого человека есть какие-либо желания, стремления и потребности. Но, по мнению Сократа, главным является не то, какие желания у человека, и не то к чему стремится, а то какое место эти стремления и желания занимают в его жизни. Также Сократ утверждал, что если человек не может сам управлять своими потребностями, то он никогда не изменит свою сущность, и всегда будет зависеть от других людей. Те же люди, которые не способны контролировать свои действия и управлять своими потребностями, являются «рабами телесных страстей и внешней действительности». Сократ утверждал, что человек должен свести к минимуму свои потребности, и удовлетворять их только тогда, когда это действительно необходимо. Он считал, что все это приблизило бы человека к Богу, а главное, что сохранившиеся усилия человек мог бы направить на поиск истины и смысла жизни.

Одну из самых ранних теорий мотивации предложил греческий философ Аристотель. Он считал, что мотивация — это результат функции «влечений», которая всегда связана с каким-либо результатом или какой-нибудь целью. Под воздействием памяти, воображения и восприятия, запускался мыслительный процесс, который формировал некую цель.

Зигмунду Фрейду была близка концепция Аристотеля. Фрейд предложил рассматривать «принцип наслаждения» как основной механизм мотивации. А именно, что люди стремятся к поиску удовольствий и избеганию боли.

Генри Мюррей также занимался вопросами мотивации. Почти всю жизнь он занимался исследованиями проблем личности в стенах Гарвардской психологической клинике. Мюррей полагал, что в мозге происходят химические изменения тогда, когда у человека появляются потребности. А это в свою очередь протекает под воздействием деятельности мышления и чувств. Он, как и Фрейд полагал, что когда у человека появляется потребность, то тело испытывает дискомфорт, и он проходит только тогда, когда человек удовлетворяет свою потребность.

Абрахам Маслоу, известный американский психолог, считал, что человеческие потребности имеют свои уровни: от более простых к более высоким. Он также утверждал, что все потребности человека являются врожденными. В своих первых работах, Маслоу выделял пять ступеней в пирамиде потребностей, а позднее добавил еще две ступени.

  • 1. Физиологические потребности (в пище, воде, половом влечении и другие);
  • 2. Потребность в безопасности (чувство стабильности, защиты, порядке, а также избавление от страха и неудач);
  • 3. Потребность в любви (быть приятным, любить, быть любимым, принадлежность к какой-нибудь социальной группе);
  • 4. Потребность в уважении (одобрение, признание, достижение успеха, самоуважение);
  • 5. Познавательные потребности (потребности в знании, умении, понимании);
  • 6. Эстетические потребности (в гармонии, красоте, порядке);
  • 7. Потребность в самоактулизации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Маслоу также утверждал, что когда человек удовлетворяет простые потребности, то у него появляется тяга к более сложным и высоким потребностям. Также он допускал исключения. Например, для кого-то потребность в любви будет выше потребности в уважении, или же потребность в самоактулизации будет ниже потребности в любви и так далее.

Именно потребность в познании тесно связана с мотивацией обучения.

Так как мы рассматриваем мотивацию учебной деятельности, очень важно помнить, что мотив тесно связан с целью и потребностями. Они взаимодействуют и вместе образуют мотивационную сферу, которая включает в себя все виды побуждений: интересы, потребности, стимулы, цели, мотивы, установки, склонности.

Мотивация обучения — это обобщенное понятие, которое характерно для процессов, средств и методов побуждения учеников к учебной деятельности, к непосредственному усвоению содержания образования.

Некоторые психологи рассматривают мотивацию обучения как отдельный, частный вид мотивации, который включается в определенную, а именно в учебную деятельность. Существуют факторы, которые определяют учебную мотивацию. Первый фактор заключается в том, что именно образовательная система, то есть образовательное учреждение, определяет и регулирует учебную мотивацию. Во-вторых, учитываются индивидуальные особенности всех учеников. В-третьих, учитывается отношение педагога к ученикам, и особенности данного педагога. Ну и конечно же, важную роль играет специфика учебного предмета.

Мотивация обучения складывается из различных потребностей и мотивов, которые постоянно изменяются. Меняются они в связи с тем, что у ученика могут меняться интересы, или же ученик начал по-другому понимать смысл учения, или же у него просто изменилась цель, касающаяся учебной деятельности.

При этом важно подчеркнуть, что существует доминирующий мотив, а именно тот мотив, который определяет мотивационную сферу человека. Мотивационная сфера также является стержнем личности, основой личности, так как именно мотивация (в общем) притягивает свойства, характерные человеку: эмоции, которые испытывает ученик; установки, принятые в обществе; жизненные ценности; волевые качества и другие характеристики человека. То есть мотивация включает в себя и мотивы, и потребности ученика, и интересы, и цели, и идеалы и так далее.

В учебной деятельности именно мотивация определяет заинтересованность ученика в предмете, в самом процессе учения. Также мотивация помогает повысить личный потенциал, научный потенциал и даже творческий потенциал ребенка. Если же ученика недостаточно мотивирует, то он не будет проявлять интерес к учебной деятельности, не будет развивать свои способности, не будет получать знания в том виде, в каком они должны усваиваться, и тем более это никак не приведет к развитию науки. Каждый учитель знает, что не получится научить ребенка всему, если он не будет проявлять интерес к учебной деятельности, и не будет осознавать важность процесса учения. То есть перед учителем стоит непростая задача — сформировать и развить положительную мотивацию к учебной деятельности. Чтобы процесс учения протекал успешно, ученик четко должен представлять себе задачи и цели каждого урока. Но необходимо не только представить себе задачу, но и понять ее так, чтобы ребенок осознавал важность учебного процесса.

В начальной школе трудно мотивировать ребенка, так как дети часто отвлекаются и не могут, например, усидеть на своем месте до звонка, иногда дети даже не слушают учителя, и не прилагают усилия для того, чтобы заработать положительную оценку. И соответственно, чем старше ребенок, тем меньше он проявляет желание учиться. Именно поэтому важно с самого начала стимулировать и мотивировать ребенка.

Существует два типа учебной мотивации:

  • 1. Отрицательная мотивация. Появляется тогда, когда ребенок не учится. Это, например, укор со стороны учителя или родителя, наказание за плохую оценку и так далее. Данный тип мотивации, как правило, не влечет за собой положительный результат.
  • 2. Положительная мотивация. Это поощрение, похвала, касающаяся успеваемости ученика, пробуждение каких-либо интересов. Для положительной мотивации необходима позитивная атмосфера, создание подходящих условий для проявления способностей учеников.

Познавательный интерес является самым сильным мотивом, который побуждает ребенка бескорыстно учиться.

Существует три кита учебной мотивации:

КИТ 1.

Ощущение самостоятельного поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» .

Самая главная идея — это то, что ученик — активный. Он чувствует себя центральной частью учебного процесса. Ученику присущ мозговой штурм и исследовательская деятельность. Ребенок активно принимает участие в учебной деятельности, у него также есть возможность самому найти материал, а не просто потреблять то, что дает учитель.

Американский ученый А. Кинг придумал серию вопросов, технику «Проблемные вопросы», которые можно задавать ученикам на данном уровне в учебных ситуациях. Это такие вопросы как: Что будет, если??? Почему … лучше, чем??? Как вы думаете, что это??? и так далее. Данные вопросы не требуют ответ на тот вопрос, на который дети без проблем могут ответить. Данная техника побуждает к анализу материала, к сравнению. То есть ученик показывает свою заинтересованность и интерес к предмету.

Именно эти вопросы ложатся в основу учебной деятельности. Ребенок учится применять свои знания на практике, учится думать и лучше ориентируется в жизненных ситуациях. Очень важно не критиковать ребенка, нельзя говорить ребенку, что он неправильно думает, иначе ребенок просто не будет больше стараться. Это принесет вред, как мышлению, так и мотивации. А если вдруг ребенок задаст вопрос, то его следует поощрить, так как это показывает, что ребенок проявляет заинтересованность. Учитель должен показать, что поясняющие вопросы приветствуются.

Существует также техника «Знаю — не знаю — хочу узнать». Суть этой техники в том, что она способствует пониманию, и показывает, что ребенок уже знает, а что для него является новым. Например, можно предложить детям таблицу:

;

Я знал (а).

это.

Абсолютно новый материал.

Я это понимаю, противоречит что я знаю.

не это тому,.

Хочу узнать больше.

Ребенок может самостоятельно найти ответы на вопросы, а учитель, в свою очередь, обязан поддерживать познавательную мотивацию ребенка, чтобы он понимал, что важно не только знание, но и сам поиск материала.

КИТ 2.

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»).

Суть в том, что детей принуждают ходить в школу. И большинство детей понимают, что у них просто нет выбора. Но само ощущение того, что ребенок обязан ходить в школу, отбивает у ребенка желание учиться. Ребенок понимает, что он не сам сделал этот выбор, а за него выбрали. В любом случае, учитель может исправить ситуацию и может поднять мотивацию в классе, если будет избегать таких слов как «Вы должны сделать это, вам следует, вы обязаны» и так далее. Учитель должен вселять веру в своих учеников. Например, он может сказать: «Вы сможете это сделать». Таким образом, учитель повышает активность детей на уроке. Также учитель должен предоставлять свободу своим ученикам, например, дав возможность самим выбрать тему для презентации, для доклада, или давая разные творческие задания.

КИТ 3.

Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Самый важный источник желания учиться — это ощущение важности, компетентности. Если ученик верит, что он сможет что-то сделать, он будет хотеть это делать. То есть ребенок должен верить, что он справится со всеми трудностями, и что учитель всегда поможет и объяснит, где у ребенка ошибка.

Для этого учитель должен сделать так, чтобы все дети в классе чувствовали себя успешными и важными.

Безусловно, для того, чтобы у детей сформировались учебные мотивы, учитель должен поощрять учеников не только на словах, но и ставя положительные оценки.

Некоторые психологи выделяют пять уровней учебной мотивации:

  • 1. Высокий уровень мотивации. Присущ детям, которые положительно относятся к школе, у них есть познавательный мотив. Такие дети, как правило, справляются со всеми заданиями и преодолевают трудности. Они легко усваивают учебный материал, легко усваивают школьную программу, внимательно следят за тем, что говорит учитель и проявляют интерес к самостоятельной работе. Такой ребенок занимает статусное положение в классе.
  • 2. Средний уровень. Показывает хорошую школьную мотивацию. Ребенок также положительно относится к школе, усваивает основные темы, самостоятельно может решать задания, наподобие уже решенных, сосредоточен в учебной деятельности по интересу. Дружит с большей частью детей в классе.
  • 3. Внешняя школьная мотивация. Такие дети не принимают участие во вне учебной деятельности. К школе, в целом, относятся положительно. Чаще ходят в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы пообщаться с одноклассниками. Учебный процесс таких детей мало привлекает.
  • 4. Низкая школьная мотивация. Такие дети относятся к школе отрицательно, а иногда даже безразлично. Ходят в школу неохотно.

Усваивают учебный материал по частям, часто отвлекаются, срывают уроки, нарушают дисциплину, отвлекают своих одноклассников на уроке.

5. Школьная дезадаптация. Негативное отношение к школе, в школе детям не комфортно. Таким детям трудно учиться в школе, они испытывают трудности не только со школьной программой, но и в общении со сверстниками и даже с учителем. Порой у таких детей нарушения нервнопсихического здоровья.

Так как с возрастом мотивация ребенка ослабевает, необходимо в младшем школьном возрасте формировать познавательные мотивы. А для того, чтобы учебный мотив сформировался, необходимо учитывать много различных факторов. Например: интерес, уверенность в себе, отсутствие страха, атмосфера в классе, принятие нужности учебной деятельности и так далее.

Формирование мотивации учения должно предполагать четко поставленную цель, а именно, получение хорошего образования. Так как дети не сразу понимают важность образования, то им должны в этом помогать родители и учитель.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой