Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Библиотеки и обеспечение прав граждан на экологическую информацию: проблемы и пути решения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на возрастающий в последние годы интерес к деятельности библиотек в области обеспечения доступа к ЭИ, экологического информирования, воспитания и просвещения населения, тему эту нельзя считать разработанной. В настоящее время нет исследований обобщающего характера, содержащих анализ тенденций деятельности библиотек в этой области. Значительное количество научных работ, посвященных роли… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Формирование понятия экологической информации в международной библиотечно-информационной практике, право граждан на доступ к экологической информации
    • 1. 2. Виды и источники экологической информации
    • 1. 3. Характеристики экологической информации
  • 2. РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИНФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАН
    • 2. 1. Предоставление экологической информации в библиотеках
    • 2. 2. Воспитание эколого-информационной культуры населения как новая функция библиотеки
    • 2. 3. Формирование специальных навыков работы с экологической информацией в библиотечном сообществе: образовательный аспект
    • 2. 4. Роль библиотек в обеспечении доступа населения к экологической информации
    • 2. 5. Формирование системы экологической информации в электронной среде и место в ней библиотек
  • 3. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
    • 3. 1. Предпосылки создания сводного ресурса экологической информации на базе библиотек. Возможности взаимодействия библиотек в области предоставления экологической информации
    • 3. 2. Опыт ГПНТБ России по формированию сводного распределенного банка данных и других библиотечно-информационных продуктов по экологической информации
    • 3. 3. Перспективы создания единого библиотечно-информационного пространства экологической информации

Библиотеки и обеспечение прав граждан на экологическую информацию: проблемы и пути решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начиная с последней трети XX века, в истории человечества начинается новый период. С одной стороны, он характеризуется высоким уровнем развития науки и техники и широким распространением компьютерных и информационных технологийс другой стороны, уязвимостью человека перед лицом могущественной природы. По этим основным определяющим показателям этот период можно характеризовать как информационно-экологический [106].

Заседания Римского клуба (с 1970), конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1992; Рио-де-Жанейро, 1992), Всемирная встреча на высшем уровне по и устойчивому развитию (Иоханесбург, 2002) в своих итоговых документах отмечают актуальность создания всеобъемлющей системы информации по экологии. [154].

Экологическая проблема тесно связана с информационным фактором. Экологическая политика государства обеспечивает осуществление прав граждан на здоровую окружающую среду через развитие экологического законодательства, включающего и вопрос о свободном доступе к экологической информации (ЭИ). Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее должна быть открытой и доступной для всех граждан и не должна составлять государственную или иную тайну. Решение экологических проблем требует развития информационного пространства.

За последнее десятилетие человечеством был сделан важный шаг к решению проблемы доступности ЭИ. В 1998 г. в г. Орхус (Дания) Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ООН) была принята конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», более известная как Орхусская конвенция. Этот документ отражает позицию ООН по данному вопросу.

Экологическая политика России закреплена в Конституции РФ, Экологической доктрине РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и в основном совпадает с принципами, изложенными в Орхусской конвенции. В частности, право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закреплено в ст. 42 действующей Конституции РФ.

В основе государственной политики в области библиотечного дела также лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации. Этот принцип закреплен в законе «О библиотечном деле» (ст. 14). В соответствии со ст. 21 этого же закона, библиотеки в «целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов» могут взаимодействовать с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней.

Таким образом, библиотеки имеют возможность создания тематических фондов ЭИ в целях удовлетворения информационных потребностей читателей в области экологии.

Оценка экологической ситуации в стране зависит от степени осведомленности и информированности граждан. Из этого следует, что важной задачей государства и одной из его главных функций в — области экологической политики является создание системы удовлетворения информационных запросов и экологического информирования граждан. Такая система позволит формировать и информационную потребность, что, в свою очередь, будет способствовать экологической активности граждан.

Институтом, осуществляющим накопление, хранение, обработку и предоставление информации на традиционных, а в последнее время и на электронных носителях, являются библиотеки.

Актуальным является: — уточнение понятия и признаков экологической информации как объекта деятельности библиотек по формированию фондов и обслуживанию читателей- — анализ организационных возможностей библиотек в обеспечении доступности экологической информации, в экологическом просвещении и формировании экологической культуры населения- - отработка методов взаимодействия библиотек с целью наиболее полного удовлетворения информационных потребностей пользователя. Все вышеперечисленное определило актуальность темы исследования Степень разработанности темы исследования. В ходе работы с ЭИ библиотеки сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных разными подходами российских и зарубежных ученых к понятиюи содержанию термина ЭИ. Первая из них связана с содержанием данного понятия.

Появление термина «экологическая информация» и рассмотрение его в аспекте прав человека стало возможно в результате философского осмысления понятия экологии. У истоков развития философского аспекта экологии, определения взаимосвязи разума, уровня нравственности с возможностью выживания человечества на планете стоят В. И. Вернадский[42], Н. Н. Моисеев[122], Н. Ф. Реймерс[171]. В социализацию понятия «экология» большой вклад внесли такие зарубежные ученые, как Ф. Сен-Марк [184], Д. X. Медоуз [110] Д. Маркович [108]. В России понимание экологии как социальной науки было сформировано и развито в трудах Э. В. Гирусова [47, 48], А. А. Горелова [49], В. П. Селедец [185], В. И. Малофеева [105], Ю. Г. Маркова [107]. В развитие политической экологии большой вклад внес О. П. Буйлов [16, 17].

Процесс социализации понятия «экология» позволил говорить об экологической информации не как о контенте узко специальных научных сведений, а как о значительном блоке информации вообще, как о социально значимой информации, необходимой для осуществления жизнедеятельности человечества и объекте демократических прав граждан. Начиная с 70-х гг. 20 в., формируется понятие «экологическая информация». Основной вклад в разработку и уточнение этого понятия вносят юристы — экологи. В России это О. Л. Дубовик [64, 65], О. А. Разбаш [168, 152], А. А. Попов [158], М. М. Бринчук [15]. О. С. Карху рассматривает вопрос о праве граждан на получение ЭИ [85]. Вопросу разграничения прав на ЭИ и экологическую информированность уделяет внимание В. И Кутузов [97]. Последняя треть 20 в. характеризуется юридическим закреплением понятия ЭИ, как в международном законодательстве [138, 172], так и в законах отдельных государств. В этих же документах декларируется право граждан на доступ к ЭИ.

В результате работы международных организаций и российских ученых был сформулирован ряд определений понятия ЭИ, позволяющий четко выделить блок сведений, относимых к экологическим.

В современном российском законодательстве право граждан на ЭИ' закреплено Конституцией РФ [184], Экологической доктриной РФ[233] и Федеральным законом «Об охране окружающей среды"[2]. Наиболее полное определение понятия дается в Кодексе административных правонарушений РФ[88]. К сожалению, современное определение понятия ЭИ не закреплено ни в одном из вышеперечисленных законов, поэтому понятие должно быть уточнено как само по себе, так и в контексте диссертационного исследования в соответствии с практикой работы библиотек.

Другим вопросом, требующим уточнения, является классификация ЭИ. По мнению большинства специалистов, для оценки ЭИ недостаточно использования существующих библиотечных классификаторов. Поэтому при работе с ней целесообразно применить виды классификации, характерные не только для библиотечных дисциплин.

Некоторые виды классификации ЭИ предложены в модельном законе «О доступе к экологической информации» Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ [136]. Т. В. Гусева, В. Н. Виниченко достаточно полно разработали вопрос классификации с ЭИ с точки зрения источников ее получения [234].

В 1990;х гг. экологическое направление стало заметным явлением в деятельности библиотек. Их стабилизирующую роль в обществе устойчивого развития рассматривают Морис Фридман (Maurice Freedman) [210, 250], A. JI. Самсонов [182]. Описание и частичное обобщение опыта работы библиотек в области экологического просвещения и воспитания читателей сделано в статьях и выступлениях Н. Ф. Церцек [214, 215, 216], Е. Ю. Рябушевой [180, 181], Н. Е. Колосковой [90, 91]. О. В. Покровская рассматривает библиотеки как институт, консолидирующий усилия государственных учреждений, общественных организаций различных направлений и уровней в решении экологических проблем регионов [155, 156]. В публикациях В. А. Грачева рассматривается ведущая роль библиотек в пропаганде ЭИ в России [55, 56, 57].

Вопросам воспитания информационной культуры населения посвящены работы Н. И. Гендиной [45, 46], однако те же вопросы применительно к экологической тематике до сих пор не освещены в профессиональной литературе.

Положительной роли библиотек в воспитании экологической культуры посвящены работы Э. В. Гирусова [47], О. М. Дорошко [63], В. В. Лещинской [101], Л. А. Боевой [13].

Вопросы организации информационных потоков по экологии рассмотрены О. Л. Лаврик [99] и Л. Б. Шевченко [220, 221, 222, 223]. В диссертационном исследовании Л. Б. Шевченко вводится понятие «информационное сопровождение в электронной среде», которое охватывает новые формы взаимодействия между библиотекарем и пользователем, и предлагается блочная модель организации документально-информационного потока по экологии. Опыт практической деятельности библиотек обобщен в статьях Е. Ф. Бычковой [18, 21, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33], Л. В. Меркеишной [115], Л. В, Шархун [218, 219], Е. Н. Сибирцевой [97, 188, 189], Е. С. Сиротиной [193], Н. В. Юрьевой [244].

Библиотеками на современном этапе решаются следующие вопросы:

— удовлетворение информационных потребностей граждан в области экологии;

— экологическое просвещение и участие в формировании экологической культуры граждан;

— информационное обеспечение природоохранной деятельности;

— создание электронных ресурсов по экологии и сетевое взаимодействие библиотек;

— приобретение библиотекарями специальной квалификации библиотекаря-эколога.

До настоящего времени основное внимание в работах, посвященных обобщению опыта библиотек, уделялось их культурно-массовой деятельности. К сожалению, до сих пор не был произведен учет информационных ресурсов библиотек по экологической тематике, не было дано оценки читательского спроса, как по количеству, так и по тематике востребованной литературы.

Значительные информационно-библиографические ресурсы по экологии создаются в ГПНТБ России и ГПНТБ СО РАН.

В ГПНТБ России с 1998 г. ведется специализированная библиографическая БД «Экология: наука и технологии», с 2004 г. существует сектор экологической информации, который с 2007 г. преобразован в отдел экологической информации, а также в библиотеке открыт тематический читальный зал по экологии.

Методическая работа ГПНТБ России выражается в подготовке и проведении тематических семинаров, секций по экологическому просвещению в рамках Международных конференций, в выпуске учебно-методической литературы. В 2000 г. в рамках Международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» («Крым») начала свою работу секция «Экологическая информация и экологическая культура», ставшая ежегодной. С 2001 по 2007 г. секция проводилась в тесном взаимодействии с Комитетом по экологии Государственной думы Федерального собрания РФ' и возглавлялась его председателем В. А. Грачевым, что подтверждает тезис О. В. Покровской о тесном взаимодействии библиотек с органами государственной власти. Начиная с 2003 г., регулярно проводится семинар «Экологическая информация в современном мире» в рамках Международной конференции «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («ЛИБКОМ»). Регулярное проведение таких секций является стимулом для работы библиотек в рассматриваемой области.

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам экологического образования библиотекарей. Методическую разработку и практическое воплощение программ повышения квалификации библиотекарей можно найти в работах И. Г. Адодиной [1], Е. Ф. Бычковой [178], Н. Е. Колосковой [89], Т. Я. Кузнецовой [95, 96], Л. С. Беркутовой [9].

Несмотря на возрастающий в последние годы интерес к деятельности библиотек в области обеспечения доступа к ЭИ, экологического информирования, воспитания и просвещения населения, тему эту нельзя считать разработанной. В настоящее время нет исследований обобщающего характера, содержащих анализ тенденций деятельности библиотек в этой области. Значительное количество научных работ, посвященных роли библиотек в формировании экологической культуры населения, носит описательный характер. Не выявлены подходы, схемы, а также методические решения для выстраивания стратегии и тактики практической работы библиотек с ЭИ. Не предложены современные проекты развития взаимодействия библиотек в условиях возрастающей роли ЭИ в библиотечном обслуживании. Из публикаций по данной тематике может быть указана только одна статья Е. В. Никоноровой [130]. Вопросам, посвященным созданию сводного распределенного ресурса по экологии посвящены статьи Е. Ф. Бычковой [21, 22, 34, 37, 38].

В последние годы во многих библиотеках создаются центры экологической информации, однако механизм их работы не определен, не отработана система взаимодействия с местными природоохранными организациями и держателями ЭИ. Их сотрудничество и межрегиональные связи складываются стихийно и случайно.

Перечисленные обстоятельства стали определяющими в выборе темы исследования, позволили сформулировать его объект, предмет, а также цели и задачи.

Возрастание роли ЭИ в современном мире, а также заинтересованность частных лиц, официальных и общественных организаций в получении достаточной информации, с одной стороны, и отсутствие отработанной системы предоставления такой информации, с другой стороны, позволили сформулировать проблему. Суть проблемы состоит в том, что библиотека как социальный институт обязана предоставлять социально значимую ЭИ, но не имеет отработанной, учитывающей особенности ЭИ, системы ее получения, обработки и предоставления.

Цель исследования: создание модели единого библиотечно-информационного поля ЭИ для обеспечения доступа населения к актуальной социально значимой ЭИ на базе библиотек.

Объект исследования: формы и методы библиотечного обслуживания ЭИ в традиционной и электронной средеинформационные потоки в области экологии, доступные в библиотеках.

Предмет исследования: оптимизация библиотечного обслуживания ЭИ в традиционной и электронной среде.

Гипотеза исследования: в рамках выполнения информационной и педагогической функций библиотеки должны обеспечивать населению доступ к социально значимой и достоверной ЭИ, с одной стороны, и заниматься экологическим просвещением и информированием населения, с другой стороны. Решение этого вопроса возможно при создании специальной централизованной библиотечной системы ЭИ, включающей в себя распределенный электронный ресурс ЭИ.

Основные задачи исследования.

1. Уточнение понятия и признаков экологической информации как объекта деятельности библиотек в формировании фондов и обслуживании читателей.

2. Проведение анализа структуры и динамики развития информационных потоков по экологии, доступных для библиотек.

3. Выявление информационных потребностей читателей в рассматриваемой области и определение места библиотек в их удовлетворении.

4. Обоснование понятия «информационно-экологическая культура» и исследование роли библиотек в ее формировании.

5. Разработка основных подходов к созданию модели организационной структуры единого библиотечно-информационного поля ЭИ.

Методология и методы исследования.

Методологической основой исследования явились положения, изложенные в трудах отечественных библиотековедов. При разработке модели создания библиотечно-информационного поля экологической информации применялся структурно-функциональный подход к библиотеке как к системе, состоящей из четырех подсистем (Ю. Н. Столяров) — открытой информационной системе (Я. JI. Шрайберг). В процессе исследования автор опирался на работы, посвященные организации электронных ресурсов для библиотек (А. Б. Антопольский, А. И. Земсков, Т. В. Майстрович, Я. JI. н Шрайберг) — деятельности научных библиотек в системе научных коммуникаций (Б. С. Елепов, О. JI. Лаврик) — роли библиотек в обществе устойчивого развития (Ю. М. Арский, Морис Фридман). Методологической базой исследования явились положения, изложенные в базовых для библиотек документах: Федеральных законах «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов" — в законах, регулирующих экологическую политику РФ: Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Экологической доктрине РФмодельном законе Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «О доступе к экологической информации" — международных документах: конвенции Европейской — экономической комиссии «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды». Методологическое значение для диссертационной работы имели теории и концепции, освещающие современные подходы к обслуживанию читателей, изложенные в трудах Ю. П. Мелентьевойк информационной деятельности библиотек, представленные в монографиях и статьях Ф. С. Воройского, Н. И. Гендиной, Е. В. Линдеманк вопросам повышения квалификации библиотечных работников, рассмотренные в статьях и выступлениях Т. Я. Кузнецовой. Изучение трудов ученых — экологов, рассматривающих экологию как социальную науку (В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, Д. X. Медоуз, Э. В. Гирусов, А. А. Горелов), позволило раскрыть содержание понятия «экологическая информация» применительно к работе библиотек.

В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих друг друга эмпирических и теоретических методов исследования: анализ содержания документов, научное наблюдение, анкетирование, терминологический анализ, классификационный анализ, мониторинг, статистический метод обработки данных.

Терминологический анализ применялся для определения значения терминов «экологическая информация», «экологическая культура», «эколого-информационная культура». Метод анализа документов использован в работе с текстами законов и библиотечной документацией. Для исследования, форм и методов работы библиотек, а также выявления тематических информационных ресурсов библиотек был использован метод мониторинга. Метод статистической обработки данных применялся при г оценке экологической составляющей информационных потоков и фондов библиотек.

Научная новизна исследования состоит в том, что ЭИ рассматривается как объект деятельности библиотек в реализации их информационной и педагогической функций.

Сделан вывод о том, что решение ряда организационных проблем, тесное сотрудничество библиотек с организациями-производителями ЭИ и создание в стране единой системы доступа к ней позволит библиотекам стать основным институтом, реализующим право граждан на ЭИ.

Теоретическая значимость исследования.

— Впервые на основе изучения традиционных и электронных источников экологической информации рассмотрено содержание понятия и особенности ЭИ как объекта деятельности библиотек в формировании фондов и обслуживании читателей.

— Обосновано понятие «информационно-экологическая культура» и проанализирована роль библиотек в ее формировании.

Разработана модель организационной структуры единого библиотечно-информационного поля ЭИ, обеспечивающего доступ населения к социально значимой экологической информации на базе библиотек.

Практическая значимость исследования.

— С учетом элементов предложенной модели создан экологический раздел Интернет-сайта ГПНТБ России, разработан проект создания распределенного ресурса по экологии через сеть специальных экологических разделов, размещенных на сайтах библиотек-партнеров.

— Разработан и представлен в экологическом разделе Интернет-сайта ГПНТБ России перечень источников официальной ЭИ, необходимых для работы библиотек.

— Разработаны и представлены в экологическом разделе Интернет-сайта ГПНТБ России положение и основные требования к содержанию экологического раздела Интернет-сайта, которые могут быть использованы при его создании.

— Разработано и используется при проведении практики студентов БИИН МГУКИ «Руководство по организации производственной практики студентов в специализированном зале экологической информации ГПНТБ России».

Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности библиотек для совершенствования работы с населением, в области экологической информации и построения собственной модели работы центра экологической информации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс мероприятий, проводимых библиотеками в области работы с ЭИ, является отдельным направлением их деятельности, обусловленным особенностями ЭИ и ее социальной значимостью.

2. Библиотеки должны стать основным институтом, реализующим право граждан на ЭИ, в результате использования ими всех видов ЭИ, развития тесного сотрудничества с организациями-производителями и приобретения сотрудниками библиотек специальных навыков работы с ЭИ.

3. Опыт, накопленный библиотеками в работе с ЭИ, и их активная гражданская позиция, выражающаяся в деятельности по экологическому просвещению населения, позволяют говорить о том, что формирование эколого-информационной культуры населения становится новой функцией библиотек.

4. Экологическое просвещение в библиотеке — это система воспитательно-образовательных мероприятий, включающая пропаганду экологических знаний библиотечными и библиографическими средствами. Экологическое просвещение является средством формирования экологической культуры.

5. Эколого-информационная культура — это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для поиска, и оценки ЭИ, полученной из различных информационных источниковвыражается в осознанной потребности использовать достоверную ЭИ в повседневной жизниформируется в результате совместной работы библиотекаря и читателя.

6. Создание единого библиотечно-информационного портала" по экологии, рассматриваемого в качестве теоретического, методического и справочного ресурса, представляющегособой массив ЭИ, используемый и пополняемый библиотеками всех уровней, в том числе в среде Интернет, позволит библиотекам скоординировать свои действия в рамках единого библиотечно-информационного поля ЭИ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений с докладами и сообщениями на следующих научно-практических конференциях:

— Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса».

Крым" 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007) — секция «Экологическая информация и экологическая культура»;

— Международная конференция «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек», («ЛИБКОМ» 2003, 2004, 2005, 2006) — круглый стол «Роль библиотек в обеспечении права граждан на экологическую информацию»;

— Международный семинар «Библиотечное дело, информационные системы и образование в Америке» (Вашингтон, 2005, 2006) — специальная сессия «Международное сотрудничество в сфере образования, бизнеса, информации и современные проекты в области экологической информации». Положения и выводы диссертации были представлены также: -в докладах на Международном форуме «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития» (Брянск, 2004) — городском методическом семинаре «Среда обитания — мегаполис» (Москва, 2006), 13-й Международной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (Москва, 2007);

— на лекциях, прочитанных в рамках занятий межгосударственной библиотечной школы-семинара «Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития» (Брянск, 2005, 2006; Москва, 2007);

— в методических разработках для организации профессиональной практики студентов Московского государственного университета культуры в ГПНТБ России.

Ряд тезисов, представленных в исследовании, был апробирован при создании экологического раздела Интернет-сайта ГПНТБ России и реализации проекта создания распределенного ресурса по экологии через сеть специальных экологических разделов, размещенных на сайтах библиотек-партнеров.

Всего по теме диссертации автором опубликованы 24 научные работы в периодических изданиях и сборниках научно-практических конференций, в том числе две — в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Источники, организация и база исследования.

Базой исследования явились отечественные и зарубежные источники. Исследованы российские и международные законодательные акты, материалы международных конференций и российских смотров-конкурсов библиотек по экологическому просвещению населения, научные публикации и материалы диссертационных исследованийфонды и Интернет-сайты российских академических и национальных республиканских библиотек, областных научных библиотек РФ, библиотек университетовИнтернет-сайты научных учреждений, работающих с ЭИрусскои англоязычные экологические Интернет-порталыинформационные материалы российских и зарубежных издательств и производителей библиографических БД.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

содержит 262 наименования. В диссертации шесть приложений.

Результаты исследования можно кратко представить в следующих тезисах:

1. На основе анализа формирования понятия «экологическая информация» и изучения ее основных характеристик сформулированы критерии оценки, особенности и основные функции ЭИ в современном мире, определено место ЭИ в системе общего потока информации, выделены и описаны источники ЭИ для библиотек. Сделан вывод о необходимости целенаправленных совместных действий природоохранных государственных и общественных организаций по созданию централизованной1 системы ЭИ, с одной стороны, и организаций информационного профиля по информированию населения о способах получения социально значимой информации, с другой стороны. Библиотеки, выполняя информационную функцию, являются важным звеном в реализации права граждан на ЭИ.

2. В ходе изучения вопроса доступности ЭИ было проведено самостоятельное исследование по оценке литературы, издаваемой на традиционных носителях, и выявлению тематических БД по экологии, а также проанализирована экологическая составляющая фондов библиотек. Исследование показало, что литература по экологической тематике составляет на протяжении ряда лет стабильную часть от общего количества изданий: книг — 0,3%, продолжающихся изданий 1,5%. БД по экологии составляют 6% от общего количества зарегистрированных БД. В результате был сделан вывод о доступности ЭИ для библиотек. В исследовании подчеркнуто, что условием успешного комплектования библиотек является профессиональная^ грамотность библиотекарей и специальные знания в области источников ЭИ. В качестве примера использования библиотеками информации^ электронной®форме был рассмотрен зарубежный опыт.

3. В ходе исследования было определено место библиотек в формировании экологической культуры населения: роль библиотек в экологическом просвещении обозначена в нормативных документах РФ, библиотеки же в ходе своей деятельности способствуют формированию экологической культуры на личностном и организационном уровне через экологическое просвещение населения. Работа библиотек в области экологического просвещения строится на основе научно обоснованных и методически проработанных программ, анализ которых позволяет сформулировать функции библиотек. Деятельность библиотек в области экологии и охраны окружающей среды касается двух направлений:

— предоставления информации, то есть обеспечения права граждан на получение сведений на различных носителях о состоянии окружающей среды;

— экологического воспитания и просвещения, то есть воспитания экологической культуры.

Комплексное решение этих задач способствует формированию нового качества, новой особенности менталитета современного человека, которую автор исследования считает необходимым сформулировать как самостоятельное понятие эколого-информационной культуры.

Эколого-информационная культура — это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для поиска и оценки ЭИ, полученной из различных информационных источниковвыражается в осознанной потребности использовать достоверную экологическую информацию в повседневной жизни. Формирование эколого-информационной культуры населения происходит в результате совместной работы библиотекаря и читателя и рассматривается автором как новая функция библиотек.

4. Практика работы приводит к организации центров ЭИ и экологической культуры в структуре библиотек. Создание самостоятельной структурной единицы с выделенным фондом и специально подготовленным персоналом необходимо для крупных библиотек федерального уровня, а также для областных библиотек. Задачами такого центра должна стать работа не только-по обслуживанию читателей, но и по созданию-региональных и тематических банков данных ЭИ, взаимодействию* с органами власти, государственными и общественными экологическими организациями, другими библиотеками, методическая разработка принципов работы с ЭИ. Для массовых муниципальных библиотек целесообразно создание центров,* делающих упор на культурно-массовую работу в области воспитания эколого-информационной культуры населения и работающих в тесном взаимодействии с региональными центрами ЭИ. В перспективе необходима разработка и внедрение государственной межведомственной программы, создания центров ЭИ при библиотеках.

5. Востребованность ЭИ и усложняющиеся запросы читателей вызвали необходимость методической разработки и практического воплощения системы специальной подготовки библиотекарей в области экологии, во-первых, на уровне повышения квалификации библиотекарей и приобретения ими специальных навыков работы с экологической информациейво-вторых, на уровне включения в учебный план программы высшего и среднего специального библиотечного образования спецкурса по работе с ЭИ. В настоящее время для российских библиотекарей существует реальная возможность получения теоретических знаний и практических навыков работы в этой области.

6. В современном мире отмечается тенденция к созданиюединой информационной сети (системы) ЭИ. Технологически это возможно, но для объединения разрозненных массивов ЭИ в единую систему необходимо решить ряд вопросов, касающихся основных принципов организации информации. В исследовании рассмотрено место библиотек в этой информационной системе: библиотеки* в ней являются источником ЭИ, представленной в виде авторских публикаций и библиографических БД, а также точками доступа к этой системе и" консультантами в поиске необходимой ЭИ. Одновременно библиотеки создают собственную систему взаимодействия в рассматриваемой области.

7. В ходе исследования автором выделено^ несколько уровней работы библиотек в области создания собственных электронных ресурсов:

— создание собственного локального электронного ресурса ЭИ для обслуживания читателей (библиотечный уровень);

— создание тематического ресурса, доступного через Интернет, что делает возможным сетевое сотрудничество библиотек (межбиблиотечный уровень);

— аккумулирование данных об источниках и фондах ЭИ своего региона или, по определенной тематике (региональный корпоративный уровень);

— межрегиональное взаимодействие библиотек, создание сводного распределенного тематического ресурса (национальный корпоративный уровень);

— предоставление ЭИ на международном уровне через международные сети ЭИ (международный уровень).

Библиотеки последовательно или одновременно проходят все или почти все перечисленные уровни. Этот процесс должен быть упорядочен, так как иначе значительнаягчасть проводимой работы окажется бессмысленной, а информация — недоступной для пользователей.

8. Формой организации взаимодействия библиотек в области работы с ЭИ является создание единого библиотечно-информационного поля ЭИ. Реализация проекта предполагает:

— создание единого библиотечно-информационного портала по экологии, позволяющего каждой библиотеке получить необходимую информацию или методическую помощь в ее поиске (этот ресурс рассматривается автором, прежде всего как теоретический, методологический и справочный, необходимый для успешной работы библиотек в работе с ЭИ);

— создание экологических разделов сайтов региональных библиотек или региональных порталов ЭИ на базе областных универсальных научных или" вузовских библиотек;

— формирование системы информирования библиотек путем адресной^ рассылки блока ЭИ;

— предоставление ЭИ на международном уровне через сеть МЦНТИ.

Доступность информации в современном обществе во многом зависит от способов ее предоставления. Функционирование библиотек как единой системы, имеющей собственную материальную базу, грамотный персонал, сложившуюся систему обслуживания, апробированный опыт предоставления тематической информации1 в тесном взаимодействии с государственными w коммерческими структурами, а также опыт массовой работы позволяет библиотекам позиционировать себякак точку доступа населения к ЭИ. Решение ряда организационных проблем, тесное сотрудничество с организациями — производителями ЭИ и создание в стране единой системы доступа к ЭИ позволит библиотекам не только совершенствовать свою работу, но и стать основным институтом, реализующим право граждан на ЭИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совокупность изменений, происходящих в окружающем нас мире, вызвала повышение внимания общественности к экологическим проблемам и, следовательно, к ЭИ. Право граждан на ЭИ закреплено в международном и государственных законодательствах, в том числе и в законодательстве Российской Федерации. Отличительной чертой российских библиотек является их активная позиция и готовность взять на себя реализацию задач по обеспечению информационных запросов граждан в области экологии, экологического’информирования и экологического просвещения населения. В диссертации предпринята попытка определить основные подходы к организации деятельности и взаимодействия библиотек в едином информационно-библиотечном поле ЭИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. П. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» / -А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец- отв. ред. Ю. Ю. Ветютнев. -Волгоград, 2005. 504 с.
  2. А. Б. Информационные ресурсы России:' научно-методической пособие / А. Б. Антопольский.-М.: «Либерея», 2004.-424 с.
  3. Арбикон: межрегион, аналитич. роспись ст. Электронный, ресурс. -Режим доступа: http://www.arbicon.ru/. Загл. с экрана.
  4. Ю. М. Информационные ресурсы для устойчивого развития общества / Ю. М. Арский, А. И. Черый // Междунар. форум по информации. 2000. — Т. 25. — № 1. — С. 3−9.
  5. Ю. М. Информационный рынок в России / Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский и др. М.: ВИНИТИ, 1996. — 293 с.
  6. Н. Ю. Основные направления деятельности Экологического информационного центра ЦНБ НАН Беларуси Электронный ^ресурс.
  7. Библиотека по естественным наукам Российской Академии Наук Электронный-ресурс. — Режим доступа: http://www.benran.ru/ Загл. с экрана.
  8. Электрон, текстовые дан. М.: ГПНТБ России, 2005. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.
  9. М. М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник / М. М. Бринчук. М.: Юрист, 1998.-668с.
  10. Буй лов’О. П. Мир экологии: аспекты общей, социальной, политической, прикладной экологии / О. П. Буйлов, У. В. Сальникова. М., 2006. — 112 с:
  11. , О.П. Политическая экология и экологическая политика/ О. П. Буйлов, М. Б. Семенова. М., 2006. — 263 с.
  12. Е. Ф. «Экологическая информация в современном мире» -семинар на конференции «ЛИБКОМ 2005» / Е. Ф. Бычкова, М. Б. Маршак // Науч. и техн. б-ки. 2006. — № 4. — С. 106−110.
  13. Е. Ф. Итоги и перспективы реализации проекта ГПНТБ России по созданию специализированного информационно-справочного и документального фонда по экологии / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. -2004.-№ 5.-С. 65−69.
  14. Е. Ф. Конференция «Крым 2007» / Е. Ф. Бычкова-// Экология и жизнь.-2007.-№ 7.-С. 35.
  15. Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. 2008. — № 2. — С. 61−66.
  16. Е. Ф: О проекте ГПНТБ^ России по созданию банка данных экологической информации библиотек Российской Федерации / Е. Ф.* Бычкова // Библиотеки Москвы юношеству. М., 2006.- Вып. 18. — С.43−50.
  17. Е. Ф. Обзор работы секции «Информационное обеспечение экологических проблем. Библиотека как центр экологической культуры»: по материалам Междунар. конф. «Крым 2001». / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. 2002. — № 3. — С. 80−87.
  18. Е. Ф. Обзор5 работы секции «Проблемы доступа к экологической информации. Библиотека как центр экологической культуры»: по материалам Междунар. конф. «Крым 2002». / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. 2003. — № 4. — С. 22−32.
  19. Е. Ф. Обзор работы секции «Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической' культуры»: по материалам Междунар. конф. «Крым 2003». / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 2: — С. 77−88.
  20. Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация* и экологическая культура»: по материалам Междунар. конф. «Крым 2004″. / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. 2005. — № 1. — С. 95−101.
  21. Е. Ф. Обзор работы секции „Экологическая информация и экологическая культура“ по материалам Междунар. конф. „Крым 2005″. / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. 2006. — № 3. — С. 37−50.
  22. Бычкова- Е. Ф. Открытие специализированного' зала экологической информации в ГПНТБ России / Е. Ф. Бычкова // Библиотековедение. -2006.- № 6. -С. 127−128.
  23. Е. Ф. Пути совершенствования работы библиотеки с экологической информацией / Е. Ф: Бычкова // Библиотековедение. — 2008.-№ 2.-С. 37−40 .
  24. Е. Ф. Сводный электронный ресурс по экологии. Приглашение к сотрудничеству / Е. Ф. Бычкова // Науч. и техн. б-ки. — 2005. — № 11.— С. 18−22.
  25. Е. Ф. Эта „неудобная“ экологическая информация / Е. Ф. Бычкова // Библиотека в школе. -2007. -№ 8.- С. 26−28.
  26. Г. С. Исследование и разработка системы' анализа экологической информации: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.13.11 / Г. С. Вересников. -М-., 2007 -24 с.
  27. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера: монография / В. И. Вернадский. -М.: Рольф, 2002.-576 с.
  28. Ф. С. Информатика: энциклопедич. словарь-справочник: введение в современные информ. и телекоммуникац. технологии^ в терминах и фактах / Ф. С. Воройский. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. -768,с.
  29. Выполнение положений Орхусской конвенции в Беларуси Электронный ресурс.: пособие для гос. служащих. Электронные текстовые дан. -Киев, 2004. — Режим доступа: http://www.rec.org/REC/Programs/ PublicParticipation/PublicAwareness/pdf/NUGBelarusOff-RUS.pdf
  30. Н.И. Формирование информационной культуры личности в: библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. — 2-е изд., перераб. — М.: Школьная б-ка, 2003. 296 с.
  31. Э. В. Основы социальной экологии / Э. В. Гирусов: учеб. пособие. М.: РУДН, 1998. — 172 с.
  32. А. А. Экология: учебник / А. А. Горелов. М, 2006. — 400с.
  33. ГОСТ 15 971–90. Система обработки информации. Термины. Взамен ГОСТ 15 971–84- Введ. 01.01.92.
  34. ГОСТ 7.83−2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения // Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Минск, б.г. — 20 с.
  35. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/. — Загл. с экрана.
  36. Государственное информационное обеспечение природопользования и охраны окружающей среды / под ред. Г. И. Морозова. М.: НИА -Природа, 2002. — 176 с.
  37. Гражданский кодекс Российской Федерации: с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2007 г. -М.: Эксмо, 2007. 928 с.
  38. В.А. Новый закон „Об охране окружающей среды“ как / В. А. Грачев // Науч. и техн. б-ки. 2003. — № 4. — С. 36−43.
  39. Данилов — Данильян В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие: учеб. пособие / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев: М.: Прогресс-Традиция, 2000.-416 с.
  40. И. И. Экологический энциклопедический словарь: свыше 8 тыс. терминов/И. И. Дедю. Киев: МСЭ. — 408 с.
  41. Декларация по окружающей* среде Электронный ресурс. Гл. 1: Стокгольмская декларация: международно-правовой акт от 16 июня 1972 г. Электрон, текстовые дан. — Режим доступа: БД Кодекс.
  42. Декларация Рио-де Жанейро по окружающей среде и развитию Электронный ресурс.: Международно-правовой акт от 14 июнф 1992 г. — Электрон, текстовые дан. Режим доступа: БД Кодекс.
  43. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию Электронный ресурс.: Междунар. правовой акт от 4 сентября 2002 г — Электрон, текстовые дан. — Режим доступа: БД Кодекс.
  44. . О. М. Экологическая культура: педагогический аспект / О. М. Дорошко. Гродно: ГрГУ, 2001. -234 с.
  45. Дубовик О. JL Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / О. JI. Дубовик. М.: Проспект, 2001'. — 60 с.
  46. O.JI. Право доступа к информации о состоянии окружающей^ среды./ Ol JI. Дубовик // На пути к устойчивому развитию России. -2001.-Вып. 6 (17). С.35−36.
  47. . С. Библиотека в системе научных коммуникаций / Б. С, Елепов, O.JI. Лаврик // Библиосфера. -2005.-№ 1. С.5−13.
  48. А. Экологическая информация в России: обзорно-справоч. изд. / А. Елизаров, И. Смелянский. Самара: Лаборатория природных экосистем ИЭКА „Поволжье“, 1998. — 208 с.
  49. Защита окружающей среды Европы: третья оценка. Копенгаген: Европейское агентство по охране окружающей среды, 2003. — 344 с.
  50. А. И. Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. 4.1 / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 5. — С. 69−80.
  51. А. И1. Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии. 4.2 / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 6. — С. 65−77.
  52. А. И. Электронные библиотеки: учеб. пособие / А. И. Земсков, Я. JI. Шрайберг.- 3-е изд., испр. и доп. -М.: ГПНТБ’России, 2004. 130с.
  53. Н. Основы экологического рэкета / Н. Зубов // Коммерсант Social Report. 2005. — № 197. — С. 29.
  54. Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Израэль. JI.: Гидрометеоиздат, 1979. — 375 с.
  55. Информатика как наука об информации: инфор., док., технологич., эконом., социальный и организац. Аспекты / Р. С. Гиляревский и др.- под ред. Р. С. Гиляревского- авт. сост. В. А. Цветкова. — М.: ФАИР
  56. ПРЕСС, 2006. — 592 с. (Специальный издательский проект для библиотек).
  57. Как составить указатель каталогов и картотек библиотек региона: метод, рекомендации/ Гос. б-ка СССР им. В. И Ленина, отд. сист. и предм. каталогов- сост. Э: Р. Сукиасян.-М., 1983. -51 с.
  58. А. Г. Введение в экологию: учебное пособие / А. Г. Карташов. -Томск: Издательство „Водолей“, 1998. 384 с.
  59. Е. А. Муниципальная экологическая информационная система: автореф. дис.. канд. геогр. наук: 11.00.11 / Е. А. Карфидова. -М.: б. и., 2000.-21 с.
  60. О. С. Правовое- регулирование права граждан на экологическую информацию в российском и зарубежном законодательстве Электронный ресурс. / О. С. Карху. Электрон, журн. — 2001. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/black/2001-l/index.shtml
  61. Каталоги и картотеки? крупнейших библиотек Москвы: аннот. Перечень / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина- редкол.: Э. Р. Сукиасян (отв. ред.) и др. -М., 1982.-208 с.
  62. Кодекс Российской! Федерации- об административных нарушениях. Серия- „Кодексы Российской Федерации"-приложение к „Российской: газете“ / под ред. А. Т. Гаврилова. М.: Рос. газета, 2007 г. — 816 с.
  63. Конституция Украины: Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июля 1996 года Киев: Юринком, 1996. — 80 с.
  64. О. П. Система документальных коммуникаций (СДК) / О. П. Коршунов // Вестник МГУКИ. 2003.-№ 2. — С. 121−126.
  65. Т. Я. Профессиональное библиотечное образование в Российской Федерации: новые модели и новые формы сотрудничества / Т. Я. Кузнецова // Библиотеки в обществе знаний. Баку: Норлор, 2006. — С. 213−233.
  66. Т. Я. Экологическое образование библиотечных кадров / Т. Я1. Кузнецова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: материалы конф. М., 2003. -Т.2.-С. 549−551.
  67. Л.В. Публичная библиотека как провайдер экологической нформации / Л. В. Левицкая, Е. А. Сибирцева, А. С. Карауш // Науч. и техн. б-ки. 2003. — № 4. — С. 38−43.
  68. Лукойл: нефтяная компания Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.lukoil.ru/. -Загл. с экрана.
  69. В. И. Социальная экология: учеб. пособие / В. И. Малофеев.-М. Маркетинг, 2002. -260 с.
  70. Юб.Мамедов Н. М. Основы общей экологии: учебник для старших классов общеобразовательной школы / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев-М.: Устойчивый мир, 2000. -272 е.: ил.
  71. Ю. Г. Становление социальной экологии/ Ю. Г. Марков// Общественные науки. 1987.-№ 6. — с. 18−25.
  72. Д. Ж. Социальная экология/ Д. Ж Маркович. М.: РУДН, 1997.-436 с.
  73. М. В. Социально-экологический словарь для молодежи / М. В. Медведева и др.- под ред. И. Н. Ремизова. -М., 2007. 104 с.
  74. ПО.Медоуз Д. X. Пределы роста: учеб. пособие / Д. X. Медоуз и др. М.: Академкнига, 2007. — 344 с.
  75. Международный центр научно-технической информации • Электронный^ ресурс.: субпорталы. -Режим'доступа: http://www.icsti.su/portal/rus/index.php-Загл. с экрана.
  76. Ю. П. Библиотека как институт социализации личности / Ю. П. Мелентьева. М.: институт психологии РАН, 1999, — 261 с.
  77. Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. М.: ФАИР, 2006. — 256 с.
  78. Ю. П. Публичные центры правовой информации: новые возможности библиотечного обслуживания / Ю. П. Мелентьева. М. :ФАИР-ПРЕСС, 2004.-96с.
  79. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.mzsrrf.ru/ -Загл. с экрана.
  80. Министерство обороны Российской Федерации Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.mil.ru/. Загл. с экрана.
  81. Министерство природных ресурсов- Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/. — Загл. с экрана.
  82. Многоязычный тезаурус терминов по окружающей среде. М.: Международный центр научно-технической информации, 1999. — 294 с.
  83. Н. Н. Универсум. Общество. Информация /Н. Н. Моисеев. М.: Устойчивый мир, 2001. -200 с.
  84. И. Г. Системная организация общедоступных библиографических электронных ресурсов России / И. Г. Моргенштерн // Информационный бюллетень РБА. -2005. -№ 35. С. 116−117.
  85. Национальная библиотека Республики Коми Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.nbrk.komi.com/. Загл. с экрана.
  86. Национальный доклад „Информационные ресурсы России“ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gsnti.ru/infres/part6.html — Загл. с экрана.
  87. Национальный информационно-библиотечный центр „Либнет“ Электронный ресурс. Режим доступа: www.nilc.ru. — Загл. с экрана.
  88. Наше общее будущее: докл. междунар. комиссии по окружающей среде и развитию. -М.: Прогресс, 1989. -189 с.
  89. Нижегородский архитектурно- строительный институт Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.nngasu.ru/ Загл. с экрана.
  90. Об, информации, информатизации и защите* информации: федеральный1- закон № 24 от 20 февраля- 1995 г.- извлечения // Экологическое право, России: сб.* нормативных правовых актов и док. М., 2004. — С. 472.
  91. Об информации, информационных технологиях и защите информации— Федеральный Закон №- 149 от 27 июля, 2006 г.// Информационные ресурсы России: научно практич- журнал. г2006. -№ 5-.- С. вкладышем.
  92. Об охране окружающей среды: закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики № 2060 от 21 февраля.1992 г.// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. — № 10. — Ст. 457.
  93. Об оценке воздействия на окружающую среду в- трансграничном' контексте Рлеюронньш ресурс.: конвенция от25 февраля 1991 г.: Международно-правовой акт. Электронные текстовые дан. — Режим доступа: БД' Консультант Плюс.
  94. Об экологическом мониторинге в городе Москве: закон города Москвы от 20 октября 2004 года // Вестник Мэра и Правительства Москвы., — 2004. № 64. — С.4−10.
  95. Образование в интересах устойчивого развития* в международных документах и соглашениях. -М.: ЭКО Согласие, 2005. — 142 с.
  96. Объединенный каталог. Пресса России. Газеты и журналы. Вып. № 10 (I полугодие 2008 г.). — М., 2007. — 575 с.
  97. Онлайн служба Ист Вью Электронный ресурс.*. — Режим доступа: http://online.eastview.com/titles/index.isp?enc:=rus. Загл. с экрана.
  98. Отчет о командировке группы специалистов ГПНТБ России в США, огг. Нью-Хэвен, Нью-Йорк, Вашингтон, Майами с 15.03.06 по 29.03.06 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-еvents/amO6/otchet.htm. — Загл. с экрана.
  99. Официальное сообщение ЦОС ФСБ России Электронный ресурс.-Электрон. текстовые дан. 2000. — Режим доступа: http://www.fsb.ru/press/2000/msg0127.html
  100. Перспективы присоединения России к Орхусской конвенции. М.: РРЭЦ, 2003. -56 с.
  101. Повестка дня на ХХГвек: декларация от 14 июня 1992 г. Электронный ресурс.: международно-правовой акт. Электрон, текстовые дан.- Режим доступа: БД Кодекс.
  102. О.В. Библиотека. Экология. Актуальные проблемы / О. В. Покровская // Науч. и техн. б-ки. 2001. — № 3*. — С. 74−78.
  103. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Электронный ресурс.-Электрон, текстовые дан. [2004]. -Режим доступа: http://www.minprom.gov.ru/ministry/agency/metr/3
  104. A.A. Правовые пробелы в российском законодательстве об экологической информации/ А. А. Попов //"Черные дыры“ в Российском законодательстве. 2003. — № 2. — С. 430-—433.
  105. А. В. Информационные ресурсы Национальной библиотеки Беларуси по экологии Электронный ресурс. / А. В. Предеина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы 13-ой Междунар. конф.
  106. Крым 2006″. -Электрон. текстовые дан.-М.: ГПНТБ России, 2006. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
  107. Природа России Электронный ресурс.: национальный портал. — Режим доступа: www.priroda.ru. Загл. с экрана.
  108. Программа ООН по окружающей среде Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/ga/unep/. -Загл. с экрана.
  109. Программа ЮНЕСКО „Информация для всех“ в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ifap.ru/pr/2006/6 0503b.htm. — Загл. с экрана.
  110. Проект содействия Казахстану в реализации Орхусской конвенции Электронный ресурс. Электрон, текстовые дан. — [2000]. — Режим доступа: http://www.nature.kz/Orhus/Rus/3 .pdf
  111. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. 2006.-№ 5. — С. 144−150.
  112. Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации* в России: сб. материалов / сост. Е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев, А. А. Демидов.-М.: Либерея, 2006. 383 с.
  113. М.А. Новый взгляд на сводные каталоги с точки зрения корпоративности / М. А. Рагимова // Науч. и техн. б-ки. — 2002. — № 2. — С. 13—16.
  114. О. А. Зачем России Орхусская конвенция / О. А. Разбаш // Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития: Материалы междунар. форума: в 2 т. С 369−371.
  115. Рассылки@таН-ги Электронный ресурс. Режим доступа: http://content.mail-ru/. -Загл. с экрана.
  116. Н. Ф. Экология:теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н-Ф. Реймерс. Mi:.Россия молодая, Л 994: 243 с.
  117. Республика Беларусь. Конституция Республики Беларусь 1994 года: (с изм. и-доп., принятыми на респ. референдумах 24- нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.).—Минск: Амалфея, 2006: — 48 с.
  118. Реферативный^ журнал? Электронный ресурс. / ВИНИТИ-. — Режим доступа: http://www2.'viniti.ru/index:php?option=com?Content&taski=categoD/ §ionid=4&id=:74&Itemid=61. Загл. с экрана:
  119. Руководство по обеспечению доступа населения, к- экологической информации на базе общедоступных библиотек Электронный ресурс.-Электрон. текстовые дан. [2004]. — Режима доступа http://www.ecoculture.ru.
  120. Руководство по организации производственной практики студентов в специализированном зале экологической информации ГПНТБ России / сост. Е. Ф. Бычкова. М.: ГПНТБ России, 2008. — 36 с.
  121. Самсонов A. JL Экология чтения / A. JI. Самсонов.^ Экология и жизнь. -№ 1.-2007.-с 3−7.
  122. Д. Б., Нестеров О. П. Электронная инициатива Европы / Д“ Б. Саркисян, О. П. Нестеров // сб. НТИ-2000. М., 2000. — С. 287−290.
  123. Сборник законов Российской Федерации. М.: Славянский дом книги, 1999.-688 с.
  124. В. П. Социальная экология: учеб. пособие /В: П. Селедец, С. И. Коженкова. Ч. 1. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 128 с.
  125. Сен-Марк Ф. Социализация природы / Ф. Сен-Марк. М-., 19 771 — 435' с.
  126. Серов -Г. В. Правовое регулирование экологической безопасности’при осуществлении промышленной и иных видов деятельности / Г. В. Серов. -М.: Ось-89,1998'. 137 с.
  127. ГПНТБ России, 2005. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.
  128. В. В. Природные ресурсы и окружающая среда: словарь-справочник / под ред. В. Н. Лопатина, Н. Г. Рыбальского. М.: НИА — Природа: РЭФИА, 2001. — 568 с.
  129. В. В. Экология и охрана природы: словарь-справочник / В. В. Снакин / под ред. акад. А. Л. Яншина. М.: Academia, 2000. — 384 с.
  130. Современная университетская. библиотека: модернизация^ управление, качество: монография / Л. Л. Батова и др. М.: Логос, 2005. — 124 с.
  131. Л.С. База данных „ЭКО“: особенности- формирования и обслуживания пользователей / Л. С. Соловьева, Е. Б. Подморина // Науч.• и техн. б-ки. 2003. — № 4. — С. 51−59.
  132. Сол юс М. Природа не терпит пустоты / М. Солюс // Коммерсант Social Report. 2005. — № 197.- С. 27−28.
  133. Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход /Ю.Н. Столяров. -М.: Книга, 1981.-255 с.
  134. ТНК BP Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tnk-bp.ru/ .— Загл. с экрана.
  135. Томская экологическая страница Электронный ресурс. Режим доступа: http://ecology.tomsk.ru/. — Загл. с экрана.
  136. Универсальная десятичная классификация: полное издание на русском языке. Т. 3.5/54. Математика. Естественные науки / гл. ред. Ю. М. Арский- ВИНИТИ РАН. М., 2002. — 255 с.
  137. Факторы окружающей среды и здоровье человека: опыт Дании Электронный ресурс. Электрон, текстовые дан. — [2000]. — Режим доступа: http://www.mst.dk/udgiv/publikationer/2000/87−7944−221html/kap03' eng. htm#3:4.1
  138. Федеральная служба геодезии и картографии- России» Электронный ресурс. Режим доступа: http://roskart.gov.ru/. — Загл. с экрана.
  139. Федеральная служба государственной-статистики Электронныйресурс. — Режим доступа: http://www.gks.ru/. Загл. с экрана.
  140. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Электронный ресурс. — Режим доступа, http://www.meteorf.ru/. -Загл. с экрана.
  141. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия- человека Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rospotrebnadzor.ru/docs/fedlaw/?id=430 -.- Загл. с экрана-
  142. Федеральная, служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/. -Загл. с экрана.
  143. Федеральное агентство кадастровой недвижимости Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kadastr.ru/. Загл. с экрана.
  144. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gosstroy.gov.ru/. — Загл. с экрана.
  145. Федеральное государственное унитарное предприятие научно-технический центр «Информрегистр» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.inforeg.ru/. Загл. с экрана.
  146. Федеральное космическое агентство Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.roscosmos.ru/.- Загл. с экрана.
  147. Центральная библиотека им. М. JI. Кропивницкого: ЦБС для взрослых г. Николаева Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.niklib.com/home.ru. Загл. с экрана.
  148. Н.Ф. Библиотеки России в системе непрерывного всеобщего экологического образования: новые формы взаимодействия / Н. Ф, Церцек // Науч. и техн. б-ки. 2001. — № 3. — С. 78−83.
  149. Т.В. Правовое регулирование экологической информации в Украине Электронный ресурс. / Т. В. Чернышева. — Электрон: текстовые дан. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Article/Pravo/6−12/32.html
  150. JI. В. Электронные эко-ресурсы как элемент формирования экологической культуры Брянского региона / Шархун JI.B. // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: программа конф. Звенигород, 2003. -С. 35.
  151. Л. Б. Информационные ресурсы по экологии и охране окружающей среды: аналит. обзор / Л. Б. Шевченко, О. Л. Лаврик, Т. А. Калюжная. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. — 273 с.
  152. JI. Б. Разработка проблемно-ориентированного сайта для информационного обеспечения экологических и природоохранных исследований / JI. Б. Шевченко // Библиосфера: ежекв. науч. журн. -2005.- № 2. С. 85−94.
  153. С. К. Катастрофы и государство / С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьев, В. А. Владимиров. -М.: Энергоатомиздат, 1997. 160с.
  154. Я. Л: Библиотеки и> университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества- к обществу знаний: ежегод. докл. конф. «Крым», год 2005 / Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2005.- 18 с.
  155. Я. Л. Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке: ежегод. докл. конф. «Крым», год 2006 / Я. Л. Шрайберг. М- ГПНТБ России, 2006. — 36 с.
  156. Я.Л. Электронные библиотеки России: программная стратегия и проектная тактика / Я. Л. Шрайберг // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и> новые формы сотрудничества: материалы конф. М., 2000. — Т.1. — С. 261−264.
  157. , Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке : ежегод. докл. конф. «Крым», год 2007 / Я. Л. Шрайберг. Судак- М: ГПНТБ России, 2007. — 47 с.
  158. Экокультура Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ecoculture.ru/. — Загл. с экрана.
  159. Экологическая доктрина Российской Федерации. М.- 2002. — 39 с.
  160. Экологическая информация и- принципы работы с ней Электронный ресурс. / Т. В. Гусева [и др.]. — Электронные текстовые дан. 1998.- Режим доступа: http://www.ecolife.org.ua/education/
  161. Экологический раздел сайта ГПНТБ России Электронный ресурс. -Режим доступа: http://ecology.gpntb.ru/. Загл. с экрана.
  162. Экологический центр Дронт Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.dront.ru. Загл. с экрана.
  163. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы: тезисы докладов XIII Междунар. конф. по экологии, образованию. М., 2007. — 224 с.
  164. Экологическое сознание россиян: на вопросы редакции отвечает генеральный директор ВЦИОМ В. В. Федоров. / [Интервью провела Е. Кофанова]// Экология и жизнь. 2006.- № 11(60). — С. 3−9.
  165. Экология и жизнь Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.ecolife.ru/index.shtml. Загл. с экрана.
  166. Экология и устойчивое развитие: библиогр. указ./сост.: Г. И. Матьева, Т. Е. Ксензова- библиогр. ред. Р. Е. Бенева- науч. ред. Е. В. Никонорова- РГБ.-М., 2005.-240 с.
  167. Электронное досье «Экологическое сообщество Брянщины» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inforeg.ru/db/db.asp?id=7609. — Загл. с экрана.
  168. Ве11опа Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.bellona.no/-Загл. с экрана.
  169. CSA (Cambridge Scientific Abstracts) Электронный ресурс.: guide to Discovery.- Электронные текстовые дан. Загл. с экрана. — Режим доступа: http://www.elibrarv.ru/proiects/CSA/CSA.doc
  170. Greenpeace. Россия Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/ -Загл. с экрана.
  171. Directive of the European Parliament and of the Council on public access to environmental information Electronic recourse. -2000. Electronic text data. -Mode of access: http://ec.europa.eu/environment/docum/402 en. htm
  172. Koebrick A. Environmental Information Access Project in the United States /А. Koebrick // Electronic Green Journal April 1995 — Vol. 2. — Issue 1. -Electronic text data. — Mode of access: http://egi.lib.uidaho.edu/egi03/koebri01.html
  173. Libraries as a Community Resource for Environmental Information Electronic recourse.: an Environmental Law Institute Report. 2000. -Electronic text data. — Mode of access: http://www.network-democracy.org/epa/
  174. Lomborg Bjorn. The Skeptical Environmentalist: Measures the Real State of the World / Lomborg Bjorn. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
  175. OCLC: Online Computer Library Center Electronic recourse. Electronic text data. — Mode of access: http://www.oclc.org/
  176. Social Responsibilities Round Table of the American Library Association Electronic recourse. Issue 150/151.-2005. — Electronic text data. — Mode of access: http://www.libr.org/SRRT/
  177. The European Environment Information and Observation NETwork (EIONET) Electronic recourse. Mode of access: http://spb.ecology.net.ru/eis/eionet.htm — Загл. с экрана.
  178. The New York Public Library Electronic recourse. Electronic text data. -Mode of access: http://www.nypl.org/
  179. The Right-to-Know Network Electronic recourse. Electronic text data.-Mode of access: www.rtknet.org
  180. United Nations Environment Programme: environment for development Electronic recourse. -Electronic text data. Mode of, access: http://www.unep.org/
  181. Working Document concerning the application of the provisions of the Aarhus Convention to EC institutions Electronic recourse. 2002. — Electronic text data. — Mode of access: http://auc.logincee.org/library full. asp?LDn>:4172 &TargetLangCode=EN
  182. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ
  183. Информационная среда — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации.
  184. Особенности ЭИ характерные свойства, присущие только ЭИ. Первичная информация — информация, собираемая впервые для какой-либо конкретной цели, с использованием специальных исследовательских приемов и процедур.
  185. Экологическая политика система мероприятий, связанных с воздействием общества на природу.
  186. Экологическое воспитание формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды.
  187. Экологическое информирование — процесс оповещения аудитории целенаправленно подобранной и адаптированной информацией в области экологии.
  188. Экологическое образование система обучения, направленная на усвоение основ общей и частной экологии.
  189. Экологическое просвещение — система- воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в обществе.
Заполнить форму текущей работой