Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Библиотека как система: Технологический подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанность проблемы. Зарождение технологического знания в российской библиотечной науке связано с именами В. И. Собольщикова, Л. Б. Хавкиной, П. М. Богданова, ВАНевского. В отечественном библиотековедении советского периода абсолютно господствовал «социально-функциональный» подход к библиотеке. Все теоретические положения, методические рекомендации и организационные решения выводились… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ВАРИАНТ СИСТЕМНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
    • 1. 1. Функциональная структура библиотечной деятельности
    • 1. 2. Процессуальная структура библиотечной деятельности
    • 1. 3. Технологическая структура библиотечной деятельности
  • ГЛАВА 2. БИБЛИОТЕКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
    • 2. 1. Структура и принципы функционирования 48 технологических систем
    • 2. 2. Технологическая модель библиотеки
    • 2. 3. Организация функционирования библиотеки как 62 технологической системы
  • ГЛАВА 3. БИБЛИОТЕЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 3. 1. Эволюция технологического осмысления библиотечной 86 деятельности
    • 3. 2. Статус библиотечной технологии как науки
    • 3. 3. Библиотечная технология в структуре 108 библиотековедческого знания
  • ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 4. 1. Технологизация содержания как тенденция развития 115 библиотечного образования
    • 4. 2. Концепция технологизации непрерывного библиотечного '133 образования
    • 4. 3. Технологический подход как метод оптимизации 145 стандартов библиотечного образования

Библиотека как система: Технологический подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Научное осмысление библиотеки как специфического социального института, обеспечивающего функционирование документальной информации в обществе, осуществляется на теоретическом и прикладном уровнях. Его результатом становятся идеальные познавательные или прагматические модели, характеризующие с той или иной степенью достоверности структуру, функции, содержание деятельности библиотеки.

Отечественное и зарубежное библиотековедение отличается многообразием научных подходов к формированию учения о библиотеке. Наибольшее распространение и общественный резонанс получили:

• социально-функциональный подход к определению общественной роли, культурно-исторической миссии и социальных функций библиотек, их сущностного назначения и специфических задач в конкретных исторических и общественно-политических условиях;

• структурно-функциональный подход к осмыслению библиотеки как системного объекта, характеризующегося собственной структурой, устойчивыми взаимосвязями между отдельными элементами и подсистемами, специфическими функциями составляющих компонентов и системы в целом;

• деятельностный подход к анализу библиотечного труда путем выделения в его структуре цели, объекта, субъекта, средств, результатов и содержательной характеристики самого процесса деятельности;

• технологический подход к библиотеке как производителю информационных продуктов и услуг со всеми атрибутами производственной системы: исходным «сырьем» и предметами труда, специфическими технологическими процессами и конечной продукцией.

В рамках технологической концепции социальное назначение библиотеки характеризуется производством и предоставлением пользователям информационных продуктов и услуг требуемого ассортимента, качества и количества. Это позволяет вписать библиотеку в структуру информационного производства, связанного с обеспечением общества информацией, которая, материализуясь в документальную форму, выступает в качестве продукта, ресурса.

• и товара. Тем самым информация вовлекается в орбиту товарного производства, а учреждения, занятые ее созданием, переработкой, организацией и распространением, могут рассматриваться как производственные.

Теоретическим основанием объединения библиотек с другими учреждениями информационной сферы (органами НТИ, архивами, книготорговыми предприятиями, учреждениями связи, информационно-вычислительны?~цен- 1 JUH трами, рекламными агентствами, службами консалтинга, экспертизы, делопроизводства, копирования, редакциями, издательствами и др.) служит общность объектов деятельности (документальная информация и ее потребители), технологических процессов (сбор, учет, техническая и семантическая обработка информации, организация и хранение информационных массивов, распространение информации) и результатов (информационные продукты и услуги).

Выявление особенного в деятельности библиотеки как социального института общества на этапе его информатизации имеет не только теоретическое, но и прикладное значение в плане выбора ассортимента информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками своим пользователямосвоения перспективных технологий информационной, образовательной, досу-говой и иной деятельностивыхода на новый уровень межбиблиотечного взаимодействияналаживания устойчивых производственных связей с другими социальными структурами.

Технологический подход, интегрируя вопросы функционального и про" цессуального структурирования библиотечной деятельности, позволяет создать целостную концепцию библиотеки. Так, если общественное назначение библиотек связывать преимущественно с реализацией «мемориальной» функции документальной памяти человечества, то естественно отдавать приоритет процессам сбора, учета, технической обработки информации, организации информационных массивов и их хранения, а библиотечный сервис ограничивать обеспечением доступа к наличному ресурсному потенциалу. Если наделять библиотеки функциями центров анализа информации, то имеет смысл осваивать на теоретическом и методическом уровнях механизмы семантической переработки информации, не ограничиваясь библиографическими формами свертывания, а в плане предоставляемого потребителям сервиса — разнообразь зить ассортимент информационных продуктов и услуг в соответствии с потребностями абонентов обслуживания. Реализация библиотекой образовательной функции требует активного освоения педагогических технологий.

Проблемная ситуация. В условиях стирания ранее достаточно ощутимых границ между библиотечно-библиографической и другими видами информационной деятельности, проблематичности выбора ориентиров функционирования библиотек в меняющемся информационном окружении становится реальной опасность в угоду экономической или политической конъюнктуре сделать приоритетными те направления информационного сервиса, для освоения которых библиотека не располагает ни надежной документальной базой, ни достаточной компетенцией обслуживающего персонала. Ориентация на платежеспособного клиента, даже мотивированная предварительными маркетинговыми оценками, не может быть признана верной стратегией, если реализуется в ущерб сущностным функциям библиотеки. В то же время эффективная реализация современной библиотекой ее образовательной и культурной функций в рамках традиционной библиотечной технологии не представляется возможной. Сказанное определяет сложность выявления сущности библиотеки как социального института, постижения уникальной специфики библиотечной профессии. Профессиональное сообщество лишь приближается к осознанию необходимости научного осмысления библиотечной технологии.

Разработанность проблемы. Зарождение технологического знания в российской библиотечной науке связано с именами В. И. Собольщикова, Л. Б. Хавкиной, П. М. Богданова, ВАНевского. В отечественном библиотековедении советского периода абсолютно господствовал «социально-функциональный» подход к библиотеке. Все теоретические положения, методические рекомендации и организационные решения выводились из внешних, социальных функций библиотеки, какими в то время провозглашались: идеологическая, культурно-воспитательная и информационная. Обоснование социальных функций библиотеки продолжает рассматриваться в ряду фундаментальных проблем современного библиотековедения. Разработке методологических основ функционального подхода к библиотеке посвящены работы Э. К. Беспаловой /25/, А. В. Соколова /232/, Ю. Н. Столярова /238−240, 243, 248/, В. Р. Фирсова /272, 273/, ВАФокеева /276/. Осмысление социального назначения современной библиотеки нашло отражение в публикациях М. И. Акилиной, /2−6/ Л. Н. Гусевой /79, 80/ М. Я. Дворкиной /82, 83/, Е. И. Кузьмина /137/, В. П. Леонова /141/, И. Г. Моргенштерна /155, 156/ Е. Т. Селиверстовой /209/, Н. И. Тюлиной /265, 266/, В. В. Шилова /299/. Обстоятельный анализ разработанности проблемы в отечественном библиотековедении содержится в трудах.

A.Н.Ванеева /44−46/ АВ. Соколова /232/, Ю. Н. Столярова /238, 244, 248/,.

B.В.Скворцова /215−217/, Н. В. Жадько /96, 97/. В зарубежном библиотековедении социальная роль библиотек традиционно связывается с обеспечением доступа к информации (М.Бакленд /20/, Р. Бинхем, К. Хэррисон /37/, АХаплимор /57/), с осмыслением ее роли в информационном обществе (С.Норман /166/,.

C.Batt /314/, G.H.Billington /315/, L. Dybkjaer /323/, P. Giacoma /326/, M. Haines /329/, A. lljon /331/).

С 70-х гг. XX столетия формируется новое направление теоретического анализа библиотечно-библиографических явлений на сущностном, абстрактном уровне. О. П. Коршуновым создана общая теория библиографии /131, 132/. Ю. Н. Столяровым реализована попытка структурно-функционального подхода к библиотеке /238−240, 243, 248/. Э. К. Беспаловой /25, 26/ и М. Г. Вохрышевой /54−56/ обоснована методология деятельностного подхода к исследованию библиографии. Усилиями Ю. Н. Столярова /241, 247, 248/, В. В. Скворцова /215, 217, 218/, Н. С. Карташова /117, 119/, А. Н. Ванеева /44, 45, 47/ уточнены представления о статусе и структуре библиотековедения.

Наряду с осмыслением библиотеки на абстрактно-теоретическом уровне происходило накопление прикладного (организационно-методического) знания. Еще в 70-е гг. в научных публикациях и учебных изданиях И. М. Фрумина /270, 271/ охарактеризовано понятие «библиотечная технология». В это же время зарубежное (преимущественно американское) библиотековедение, реагировало на потребности стоявшей на пороге автоматизации библиотечной практики технологизацией взглядов и представлений о ее содержании и перспективах развития (J. М. Огт /330/, M. Ricking, R.E.Booth /342/, D.E.Shaffer /344/, J. Thomson /349/). Позже результаты изучения и технологического осмысления библиотеки как объекта автоматизации стали публиковаться в отечественной печати (САСбитнев /207/, К. В. Тараканов /254/, Я. Л. Шрайберг /300−302/, В. В. Мосягин /159/, Е. М. Крючкова /135/ и др.). Существенный вклад в формирование целостной технологической концепции библиотеки, в развитие библиотечной технологии как учебной дисциплины внесла Е. Г. Астапович /12−17/.

Среди публикаций, характеризующих отдельные компоненты библиотечной (информационной) технологии, выделим работы, посвященные:

• процессам формирования библиотечного фонда (Ю.В.Григорьев /76/, Ю. Н. Столяров /242/, В. И. Терешин /259/, Н. П. Васильченко /51/), библиотечного обслуживания (М.Я.Дворкина /35, 81−83/, Ю. П. Мелентьева /35, 150/,.

A.Е.Шапошников /35, 295/, Н.П.Осипова/176/, Н.И.Тюлина/266/), библиографической деятельности (О.П.Коршунов /131, 132/, М. Г. Вохрышева /54−56/, Д. Я. Коготков /28/), процессуальному структурированию библиотечной деятельности (Е.Г.Астапович /13−15/, В. П. Леонов /141/, М. С. Слободяник /219/, Я. Л. Шрайберг /293/);

• ресурсам и средствам библиотечного производства: документным (Ю.Н.Столяров /242/, В. И. Терешин /259/), кадровым (А.В.Соколов /233/, Э.Р.Сукиасян/249−250, 252/, А.С.Чачко/285/, А. И. Каптерев /110, 111, 113,114/, И. Г. Моргенштерн /158/), лингвистическим (Н.И.Гендина /59−61/, Э.Р.Сукиасян), программным (Я.Л.Шрайберг, Ф. С. Воройский /304/, С. А. Сбитнев, Н. И. Колкова /207/), материально-техническим (Л.З.Амлинский /8/, Ю. Н. Столяров /246/, Ф.Н.Пащенко/181/, Я. Л. Шрайберг, Ф. С. Воройский /304/);

• регламентирующей библиотечную технологию информации (В.А.Альтшуллер, Э. Р. Сукиасян /7/, Л. А. Ермолаева, Е. Г. Астапович /93/, Т. А. Жданова /98/, Н. И. Карпова /116/, У. Э. Тыннов /263/, Л. К. Шекова /297/);

• библиотечным (информационным) продуктам и услугам: определению сущности и классификации (А.С.Арзуханов /10/, С. А. Басов /22/, М. Я. Дворкина /81/, Ю. Н. Столяров /245/, Л. З. Амлинский, Е. С. Левтерова /9/, В. В. Брежнева,.

B.А.Минкина /41/), анализу экономической природы (И.К. Джерелиевская /86, 87/, Л. А. Кожевникова /125/, Ж. С. Шадрина /286/), оценке качества (Ю.Н.Столяров /245/, М. Я. Дворкина /81/, Н. В. Могилевер /151, 152/,.

A.Ц.Масевич, В. П. Захаров /148/, С. Д. Колегаева, Е. Г. Астапович /127/,.

B.В.Шилов/298/).

Идея системного понимания библиотечной технологии, значимости технологического знания для библиотечной науки и библиотечного образования обоснована в докторской диссертации и научных публикациях Н. И. Гендиной /61/.

Технологизация как одно из направлений реформирования библиотеч-но-информационного образования характеризуется в работах отечественных авторов (Н.И.Гендина /58, 62/, И. Г. Моргенштерн /158/, Т. Ф. Берестова /24/, НАСляднева, Т. В. Разенкова /224/, А. М. Мазурицкий /142/) и зарубежных исследователей и педагогов (Т.Карбо /115/, Б. Каланж /108/, J.M.Budd, L.S.Connaway /317/, T.J.Galvin /325/, G.E.Gorman /318/, L. KMiller /318/, S.M.Malinconico /338/, T. W. Shaughnessy /345/).

Личный вклад диссертанта в решение проблемы состоит в формировании понятийной терминосистемы библиотечной технологии /185, 191/, анализе ассортимента и потребительских свойств информационных продуктов и услуг библиотеки /185/, обосновании понятия технологической культуры библиотечного специалиста /192/. Особое внимание в публикациях уделено прикладным аспектам библиотечной технологии, в частности, вопросам технологической подготовки библиотечного производства (технологическое проектирование, нормативно-методическое обеспечение библиотечных процессов, квалификационное разделения труда в библиотеке), организации технологического потенциала библиотеки /184, 189, 190/. Важной сферой исследовательских и педагогических интересов диссертанта является обоснование и реализация технологической концепции непрерывного библиотечного образования /186, 188, 192/. Дидактический потенциал технологического подхода использован автором для уточнения содержания и унификации структуры библиотечно-библиографических курсов, реализации преемственности обучения на различных уровнях непрерывного библиотечного образования, разработки и преподавания учебных дисциплин «Библиотечная технология. Общий курс», «Специальная информационная технология» /185, 187/. Обоснована продуктивность технологического подхода как концептуальной основы оптимизации стандартов библиотечного образования.

Историография вопроса подтверждает сделанный Ю. Н. Столяровым вывод о том, что разработка библиотечной технологии должна осознаваться как специфическая, отличная от других наук задача библиотековедения /238, с. 29/. Ее решению мешает сложившийся стереотип отождествлять библиотечную технологию исключительно с библиотечными процессами, а не с ориентацией на воспроизводимый результат, нарушение системности технологического осмысления библиотечной деятельности.

В свете изложенного основным направлением настоящего исследования избрано выявление технологического содержания библиотечной деятельности как основы ее научного осмысления, самоопределения библиотечной профессии, прогноза развития библиотечно-библиографической практики и специального образования.

Общая гипотеза исследования, технологический подход может служить перспективной методологией научного осмысления библиотеки как производителя информационных продуктов и услуг, надежной концептуальной основой совершенствования библиотечной практики, развития непрерывного библиотечного образования.

Разработка выдвинутой гипотезы потребовала решения следующих исследовательских задач: функциональное, процессуальное и технологическое структурирование библиотечной деятельности;

2) моделирование библиотеки как технологической системы;

3) обоснование статуса библиотечной технологии как науки;

4) выявление перспективных направлений технологизации многоуровневого библиотечного образования.

Методологическую основу исследования составил технологический подход к библиотеке, который хорошо согласуется с системными представлениями о деятельности, теорией функционального анализа.

Используя метод моделирования для обоснования технологической концепции библиотеки, мы исходили из того, что познавательные модели являются наглядной формой представления и организации знаний, а прагматические модели — эффективным средством управления и организации практических действий.

При анализе функционирования и развития библиотеки как технологической системы были востребованы принципы и критерии организованности, выработанные теорией социальных организаций.

Обоснование перспективных направлений технологизации библиотечного образования базируется на научных разработках педагогической технологии, в частности, технологии проблемно-модульного обучения.

Результаты исследования излагались при проведении технологических школ, курсов, семинаров, практикумов, тренингов для библиотекарей академических, универсальных научных,. вузовских, муниципальных, юношеских, детских и школьных библиотек в городах: Алма-Ата (1989), Кемерово (1992;1994, 1999), Красноярск (1993), Томск (1993, 1995, 2000), Новокузнецк (1995, 2001).

Диссертант прошел стажировку в Соединенный Штатах Америки по программе «Библиотечное образование США» (2000).

Достоверность исследования. Технологическая концепция библиотеки сформирована методом экстраполяции на библиотечную сферу научных знаний, отработанных промышленной и социальной технологиями, теорией социальных организаций. Для объяснения сути библиотечного производства применены исходные понятия (предмет, процесс, продукт, ресурсы, средства производства) и принципы функционирования технологических систем (совместимость элементов, координация и субординация функций, функциональная специализация, интеграция, унификация и стандартизация, устойчивое развитие). Критическое осмысление технологической терминологии позволяет обогатить и упорядочить понятийный аппарат библиотековедения, а освоение методов проектирования и описания технологических процессов — уточнить наши представления о структуре библиотечной деятельности.

Общность структурно-функционального, деятельностного, технологического подходов к формированию научного знания о библиотеке заключается в их системности, комплексностисопоставимости результатов. Так, основные подсистемы библиотеки (библиотечный фонд, контингент абонентов, библиотечный персонал, материально-техническая база), выделенные в результате структурно-функционального анализа библиотеки, дополняются деятельностными характеристиками в ходе изучения библиотечной практики (процессов формирования и эксплуатации библиотечного фонда, организации справочно-библиографического аппарата, библиотечного и библиографического обслуживания пользователей и др.) методами деятельностного подхода. Наконец, тех-нологизация полученных понятий и представлений: приложение принципов построения и реализации технологических процессов к научному описанию библиотечной деятельности, — позволяет дополнить теоретические концепции знаниями нормативного, регламентирующего, прикладного характера.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Введение в теорию социальной организации. Л, 1980. -123 с.
  2. М. Информационная функция как понятие // Библиотека. 1999. -№ 10. — С. 30−32.
  3. М.И. Областная библиотека как центр региональной библиотечно-информационной системы II Науч. и техн. б-ки СССР. -1998. № 2. — С. 50−52.
  4. М.И. Сущностная природа библиотеки // Библиотековедение. -1994.- № 5. С. 132−135.
  5. М.И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. -1996. -№ 4/5. С. 91−100.
  6. М.И., Матлина С. Г. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. 2001. — № 2. — С. 13−18.
  7. В.А., Сукиасян Э. Р. Документационное обеспечение управления- условие повышения качества работы с каталогами II Актуальные вопросы библиотечной работы : Теория и практика. М., 1983. — С. 92−107.
  8. Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек. К.: Наук, думка, 1988. — 296 с.
  9. Ю.Арзуханов А. С. Услуги библиотечного обслуживания: сущность иклассификация II Науч. и техн. б-ки СССР. -1984. № 10. — С. 12−18. И. Астапович Е. Г. Библиотечная технология: эволюция и прогноз II
  10. Е.Г. Классификация библиотечных технологических процессов // Науч. и техн.- б-ки. -1994. -№ 11- С. 17−43.
  11. Е.Г. Классификация библиотечных технологических процессов по конфигурации // Организация деятельности крупных научных библиотек в условиях реконструкции и технического перевооружения: Тр. /ГБЛ. М., 1990.- Т. 24. С. 83−95.
  12. Е.Г. Нематериализованнные услуги и классификация библиотечных технологических процессов // Науч. и техн.- б-ки. 1994. -№ 12. — С. 19−31.
  13. Е.Г. Нужен учебный курс «Библиотечная технология» // Науч. и техн. б-ки СССР. -1991. № 1. — С. 18−24.
  14. Е.Г. Основы библиотечной технологии. М., 1991. — 54 с. -(Библиотечная технология: Учеб. пособие / МГИК- Ч. 1).
  15. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  16. Э.Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в XXI веке: Обзор англояз. лит. 90-х годов // Библиотековедение. -1999. № 5. — С. 138−15.
  17. М. Реконструкция (перестройка) библиотечного обслуживания. М., 1996. -129 с. (Библ. дело: Информ. материалы- Вып. 1−2).
  18. В.М. К вопросу об исследовании библиотечных операций // Проблемы повышения эффективности функционирования Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Сб. науч. тр. -М., 1988. С.73−78.
  19. С.А. Методологическое значение категории цели в исследованиях библиотечной деятельности //Вопросы управления библиотечными системами. Сб. науч. тр. /ЛГИК. Л., 1986. — С. 46−64.
  20. И. Г., Лободенко И. К. Эталон и реальность // Библиогр. -1999.- № 4. С. 42−51.
  21. Т.Ф. Руководствуясь здравым смыслом: Новые стандарты системы образования II Библиотека. -1999. № 7. — С. 10−14.
  22. Беспалова Э. К Специальное библиотековедение в структуре библиотечной теории // Науч. и техн. б-ки СССР. -1980. № 7. — С. 15−23.
  23. Э.К. Функции библиотечной и библиографической деятельности // Науч. и техн. б-ки СССР. -1984. № 6. — С. 27−38.
  24. В.П. Стандарты образовательные// Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. — Т.2. — С. 388−389.
  25. Библиографическая работа в библиотеке: организация, управление, технология: Программа /Коготков Д.Я., сост. -М. :МГУК, 1997. -21 с.
  26. Библиотека // Большая советская энциклопедия. М., 1927. — Т. 6. — С. 126 199.
  27. Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход /Р.С.Гиляревский, Ю. П. Нюкша, Б. П. Каневский и др.. М., 1992. — 295 с.
  28. Библиотековедение // Высшие библиотечные курсы: Тем. план и программы /Рос. гос. б-ка. М., 1993. — С. 16−58.
  29. Библиотековедение // Энциклопедический словарь. Репринт, воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон 1890 г. — М., 1990. — Т.6. — С. 812−814.
  30. Библиотечная услуга и ее экономическая оценка / Кожевникова Л. А., Павлова Л. П., Соколова И. Г. Новосибирск, 1994. -20 с. — (Препринт/ГПНТБ СО РАН- 94−1).
  31. Библиотечное дело: Терминолог. словарь /Рос. гос. б-ка. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М., 1997. -167 с.
  32. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник М.: Изд-во МГУ К, 1996. -200 с.
  33. Р., Хэррисон К. Основы библиотечного дела: Учеб. пособие: Пер. с англ. /Рос. гос. б-ка. 2-е изд., стер. — М., 2000. — 98 с.
  34. Д.И. Информация и информационный сервис/АН СССР. Л.: Наука, 1989.-189 с. — С. 38−63.
  35. Н.В. Библиотековедение как наука и учебная дисциплина // Библиотековедение. -1994. № 5. — С. 139−141.
  36. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А. М. Проханова. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Большая Рос. энциклопедия- СПб: Норинт, 1997. -1456 с.
  37. В.В., Минкина В. А. Современные информационные продукты и услуги: попытка классификации и анализа тенденций развития // Информ. ресурсы России. -1995. № 6 — С. 26−29.
  38. В помощь универсальным научным библиотекам: Метод, рекомендации /Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. М., 1990. -118с.
  39. В.И.Собольщиков: В.Ф. Одоевский/Голубева О.Д., Гольдберг, А Л. -М.: Книга, 1983.-231 с.
  40. А.Н. Библиотековедение в России в конце XX века // Библиотековедение. 2000. — № 2. — С. 26−32.
  41. А.Н. О «кризисе» и «застое» в отечественном библиотековедении // Библиотековедение. 1996. -№ 1. — С. 10−19.
  42. А.Н. Проблемы руководства чтением в отечественном библиотековедении // Библиотековедение. -1991. № 3. — С. 15−19.
  43. А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. М.: Книга, 1980. -232 с.
  44. А.Н. Система методического руководства библиотечным делом: Учеб. пособие /ЛГИК. Л., 1982. — 78 с.
  45. Г. В. Роль библиотеки Университета г. Гетеборга в формировании информационно-образовательного пространства // Информационный бюллетень РБА. СПб., 2000. — № 16. — С. 293−301.
  46. Е.А., Клим И. Л. Библиотечное образование в США: взгляд «изнутри» // Науч. и техн. б-ки. -1995. № 5. — С. 35−44.
  47. Н.П. Формирование библиотечных фондов // Науч. и техн. б-ки. 1996. — № 5. — С. 22−28.
  48. Г. Информация или просвещение решающий выбор публичных библиотек // Библиотековедение. -1993. — № 5/6. — С. 61−67.
  49. Влияние автоматизированных технологий на статус библиотекаря /Беседина Н.В., Гальцева Т. Е., Зеленина Г. Н. II Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 2. — С. 163 169.
  50. М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М.: Кн. палата, 1989. — 200 с.
  51. М.Г. Библиографоведение на границе веков: Методолог. ^ заметки // Библиогр.-1999. № 6. — С. 3−14.
  52. А. Стратегии развития библиотек в информационном обществе // Науч.-техн. б-ки -1998. -№ 5 С. 3−10.
  53. М.И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 20−28.
  54. Н.И. Лингвистические средства автоматизации документального поиска СПб, 1992. -188 с.
  55. Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Алма-Ата: Гылым, 1991. — 223 с.
  56. Н.И. Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии: Автореф. дис. .докт. пед. наук /Санкт-Петербург, гос. академия культуры. -СПб, 1994.-43 с.
  57. Н.И. Методологические основания разработки и реализации государственных образовательных стандартов библиотечного образования // Науч. и техн. б-ки. -1999. № 4. — С. 25−30.
  58. Е.Н. Пути развития детских библиотек // Библиотековедение. -1995. -№ 3. С. 10−14.бб.Гончарова О. Б., Пилко И. С. Квалификация библиотечных операций по степени сложности // Библ. жизнь Кузбасса. Кемерово, 1996. — Вып. 1. — С. 923.
  59. . Технологический менеджмент: от теории к практике (на примере научно-информационных организаций) II Пробл. теории и практики управления. -1994. № 2. — С. 107−114.
  60. ГОСТ 14.004−83 Технологическая подготовка производства: Термины и определения основных понятий. М.: Изд-во стандартов, 1983. -14 с.
  61. ГОСТ 3.1109−82 Единая система технологической документации: Термины и определения основных понятий. М.: Изд-во стандартов, 1985. — 18 с.
  62. ГОСТ 7.73−96 СИБИД: Поиск и распространение информации: Термины и определения. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1997. — 14 с.
  63. ГОСТ 7.76−96 СИБИД: Комплектование фонда документов:
  64. Библиографирование: Каталогизация: Термины и определения. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1997. 52 с.
  65. Ю.В. Методологические проблемы советского библиотековедения // Ученые записки /МГИК. М., 1968. — Вып. 15. — С. 50−74.
  66. Григорьев Ю, В. Теоретические основы формирования библиотечных фондов: Учеб. пособие. М.: Книга, 1973. — 88 с.
  67. В. И. Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наук, думка, 1988. — 272 с.
  68. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993. — 336 с.
  69. Гусева J1.H. Концепция деятельности библиотек // Науч. и техн. б-ки. -1997. -№ 10. С. 3−16.
  70. Л.Н. Профессиональная идеология, философия библиотечного дела // Библиотековедение. -1996. № 1. — С. 19−32.81 .Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: (Моногр.) М.: Изд-во МГИК, 1993. — 249 с.
  71. М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход /МГУКИ. М.: ИПО Профиздат, 2001. -111 с.
  72. М.Я. Об изменении библиотечного обслуживания и о библиотечной философии // Библиотековедение. -1997. № 5/6. — С. 20−28.
  73. Демешко J1.А. Библиотека как хранитель общечеловеческих ценностей // Библиотековедение. 1991. — № 4. — С. 22−28.
  74. Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной информационной профессии II Библиотековедение. 2000. — № 2. — С. 8−11.
  75. И.К. Формирование рынка информационно-библиотечных услуг // Науч. и техн. б-ки. -1992. № 11. — С. 3−15.
  76. И.К. Библиотечная коммуникация как феномен рыночных отношений // Науч. и техн. б-ки. -1993. № 5. — С. 20−32.
  77. ДитрихЯ. Проектирование и конструирование: Систем, подход. М.: Мир, 1981. -456 с.
  78. В.Ф. О научных основах развития технологии II Вопр. философии. -1985. № 5. — С 118−124.
  79. ЭО.Дорфман В. Ф. Принципы технологии двадцатого века и технология информации II Информатика в технологии. М., 1987. — Вып. 5. — С.6−28.
  80. Ю.Н. Повышение квалификации библиотечных кадров за рубежом // Науч. и техн. б-ки. -1996. № 9. — С. 38−49.
  81. Л.А. Некоторые подходы к оценке деятельности территориальных библиотечных объединений //Проблемы формирования и развития библиотечной системы страны: (по итогам НИР): Тр. /ГБЛ. М., 1991.-Т. 25. — С. 226−242.
  82. Л.А., Астапович Е. Г. Документальное обеспечение технологических процессов в ГБЛ // Библиотека как система управления: Сб. науч. тр. М&bdquo- 1987. — С. 69−76.
  83. Ершова Т В. Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе II Науч. и техн. б-ки. 1999. — № 1. — С. 71−76.
  84. Т.В., Хохлов Ю. Е. Информационное общество и будущее библиотек II Науч. и техн. б-ки. -1998. № 1. — С. 39−73.
  85. Эб.Жадько Н. В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института II Библиотековедение. 1996. — № 3. — С. 54−64.
  86. Н.В. Статус и функции библиотеки // Науч. и техн. б-ки СССР. 1994. — № 3. — С. 3−12.
  87. Д.Д. Избранное. М.: Книга, 1986. — 336 с.
  88. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод. пособие/Гендина Н.И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Кемерово: Кемеров. гос. академия культуры и искусств, 1999. -Ч. 1.-143 с.
  89. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод. пособие /Гендина Н.И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А Кемерово: Кемеров. гос. академия культуры и искусств, 1999. -Ч. 2. -146 с.
  90. Информационный рынок России /Ю.М.Арский, Р. С. Гиляревский, В. С. Егоров и др. -М.: ВИНИТИ, 1996.-293 с.
  91. Инфосфера: Информ. структуры, системы, процессы в науке и обществе /РАН- Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Черный. М.: ВИНИТИ, 1996. -489 с.
  92. История документальных коммуникаций: Учеб. программа /Стародубова Г. А. Кемерово: КемГАКИ, 2000. — 21 с.
  93. . Можно ли определить библиотековедение? // Библиотековедение. 2001. — № 1. — С. 76−87.
  94. ЮЭ.Камушкина Л. В. Один из подходов к оценке работы массовых библиотек // Сов. библиотековедение. 1986. — № 3. — С. 23−29.
  95. Ю.Каптерев А. И. Займет ли библиотекарь место на информационном рынке? // Библиотековедение. -1994. № 1. — С. 66−71.
  96. А.И. Библиотечное образование должно быть разным // Сов. библиотековедение. -1992. № 1. — С. 24−29.
  97. А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря: Опыт конкрет -социол. анализа проф. сознания библ. специалистов: Моногр. М.: Профиздат, 2001. 256 с.
  98. А.И. Документ в библиотеке: ресурс и продукт // Науч. и техн. б-ки. -1992. -№ 7. С. 4−15.
  99. А.И. Некоторые проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров США // Науч. и техн. б-ки. -1993. № 6. — С .45−50.
  100. Т. Библиотекарь в большой семье информационных профессий: американская перспектива // Междунар. форум по информ. и документации. -1999. Т. 24, № 3. — С. 12−15.
  101. Н.С. Общая теория библиотечного дела: Учебник: М.: Изд-во МГУКИ, 1997. 256 с. — (Общее библиотековедение /Карташов Н.С., Скворцов В.В.- Ч. 2).
  102. Н.С. Роль региональных исследований в обеспечении территориального библиотечного развития и управления // Науч. и техн. б-ки. 1999. — № 5. — С. 3−20.
  103. Н.С. Сравнительное библиотековедение: объективная необходимость и специфичность // Науч. и техн. б-ки. -1999. № 10. — С. 416.
  104. И.В. Библиотечная профессия в ФРГ// Науч. и техн. б-ки СССР. -1989. № 7. — С. 38−42.
  105. В. Пути и перспективы развития библиотечно-информационного образования в России // Библиогр. -1998. № 5. — С. 25−31.
  106. И.Jl. Новые горизонты библиотек и библиотечное образование // Науч. и техн. б-ки. -1997. № 2. — С.62−69.
  107. В.К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : (Маркетинг в системе управления б-кой): Учеб. пособие. М.: Профиздат, Изд-во МГУК, 1990. — 143 с.
  108. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 3. — С. 53−62.
  109. Л.А. Экономика библиотечных ресурсов и услуг в меняющейся системе общественных отношений // Ресурсы научных библиотек: оптимизация и использование: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1994. — С. 56−60.
  110. Л.А. Экономика библиотечной деятельности. (Конспект лекции) /ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 1999. — 46 с.
  111. С.Д., Астапович Е. Г. Какие показатели нужны библиотекам? // Науч. и техн. б-ки СССР. -1990. № 6. — С. 11−20.
  112. К. К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение. 2000. — № 3. — С. 32−39.
  113. К. К. Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации II НТИ. Сер.1. -1995. № 5. — С. 1−7.
  114. Компонентная модель библиотеки /Герасимова С.Г., Демидова Н. А., Кокорев А. В. // Библиотека как система управления. Сб. науч. тр. М., 1987. -С. 41−61.
  115. О.П. Библиографоведение: Общий курс: Учебник. -М.: Кн. палата, 1990. -232 с.
  116. О.П. Проблемы общей теории библиографии: Моногр. М.: Книга, 1975. -191 с.
  117. B.C. Библиотечные исследования: Науч. основы: Учеб. пособие.- М.: Книга, 1983. 143 с.
  118. Е. Технологическое сопровождение как форма управления библиотекой // Библиотековедение. 1999. — № 7−12. — С. 50−57.
  119. Е.М. Становление автоматизированной библиотечной технологии // Науч. и техн. б-ки. -1993. № 4. — С. 50−56.
  120. Е.И. Библиотеки на службе общественному прогрессу: Модернизация и сотрудничество библиотек. Приоритеты гос. политики М-ва культуры России // Науч. и техн. б-ки. -1998. № 1. — С. 13−31.
  121. Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий: Гос политика и управление библ. делом: смена парадигмы. М.: Либерея, 1999. — 224 с.
  122. Ю.В. Автоматизированная библиотека вуза: проблемы директора // Науч. и техн. б-ки. -1997. № 7. — С. 19−24.141 .Леонов В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. СПб, 1995. — 139 с.
  123. А.М. Какие специалисты нужны библиотекам II Библиотека . -1998.-№ 1,-С. 52−53.
  124. Т. В. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд// Библиотековедение. 2000. — № 3. — С. 16−22.
  125. С.А. Структура современной автоматизированной библиотеки: Автореф. дис. канд. пед. наук по специальности 05.23.03 -Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. М., 2001. — 16 с.
  126. К. Капитал // Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд.- Т.26, 4.1. — 476 с.
  127. Т. Наша главная функция информационная // Библиотека. -1997. -№ 11.-С. 32−33.
  128. .И. Универсальный подход к автоматизации библиотек // Науч. и техн. б-ки. -1999. № 1. — С. 99−106.
  129. А.Ц., Захаров В. П. Качество информационного продукта автоматизированных библиотечных систем II Науч. и техн. б-ки. 1997. — № 1. — С. 64−68.
  130. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках /ЦБНТ. М., 1997. — 85 с.
  131. Н.В. Оценка качества библиотечного обслуживания на основе структурного анализа затрат времени читателя в библиотеке // Эконометрические исследования в библиотечном деле: Сб. науч. тр. СПб, 1993. — С. 110−125.
  132. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки /РБА. СПб. -2000. — 28 с.
  133. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика.1997. № 5. — С. 52−55.
  134. И.Г. Автоматизация библиографических процессов // Библиогр. -1999. № 6. — С. 3−9.
  135. И.Г. Информационное общество: Учеб. пособие/Челяб. гос. академия культуры и искусств. Челябинск, 2000. — 128 с.
  136. И.Г. Подготовка кадров: нужна модернизация II Библиогр.1998. -№ 1. С. 11−15.
  137. В.В. О порядке компьютеризации библиотеки // Науч. и техн. б-ки. -1995. -№ 10/11. -С.57−67.
  138. В.М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике .- Л.: Наука, 1988. 197с.
  139. Е. Функция // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т.5. — С. 418−419.
  140. Новое поколение электронных информационных продуктов и услуг ВИНИТИ /Сюнтюренко О.В., Леонтьева Т. М., Шогин А. Н. // НТИ. Сер. 1. -1995. № 2.-С. 6−11.
  141. Новый облик публичных библиотек: Науч.-реф. сб. М., 1995. — 243 с. -(Библ. дело: Информ. материалы- Вып. 7−12).
  142. Номенклатура информационной продукции и услуг Проект // НТИ. Сер.1.1988. -№ 10. С. 4−9.
  143. С. Библиотеки и издатели как главные действующие лица в информационном обществе // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 8. — С. 37−44.
  144. Н.Н., Соколова И. Г. Новосибирск, 1994. -21 с — {Препринт/ГПНТБ СО РАН- 94−1).
  145. Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий /Всерос. академия художеств. М.: Гос. архитектур, изд-во, 1941. — 296 с.
  146. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 367 с.
  147. Л. Г. Некоторые проблемы развития и совершенствования организационно-функциональных структур крупных универсальных научных библиотек И Науч. и техн. б-ки СССР. -1990. № 8. — С. 3−10.
  148. И.С. Библиотечная технология как предмет преподавания // 1нфармацыйныя рэсурсы б1бл1ятэк i ix кадравае забеспячэнне: Матэрыялы м1жнар. навук.-пракг. канф. /Белорус, ун-т культуры. MShck, 2000. — С. 183 186.
  149. Пил ко И. С. Библиотечная технология: Общий курс: Учеб. пособие /КемГАКИ. Кемерово, 2000. — 178 с.
  150. И.С. Введение в библиотечную технологию: Учеб. программа // ф Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради
  151. Санкт-Петербург, ун-т культуры и искусств. 2000. — Вып. 4. — С. 110−119.
  152. И.С. Технологизация библиотечного образования: реалии и перспективы // Библиотечное дело 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. Пятой междунар. научной конф. /МГУКИ. -М., 2000. — Ч. 2. — С. 111−113.
  153. И.С. Технологические ресурсы научной библиотеки // Науч. и техн. б-ки. -1993. -№ 4. С. 42−49.
  154. Г1илко И. С. Формирование технологической культуры специалиста в системе непрерывного библиотечного образования // Науч. и техн. б-ки. -1995. -№ 11−12. С. 92−100.
  155. Планирование и выбор функций для публичных библиотек: Руководство по вариантам и процессам /Пер. с англ. М., 1994. — 146 с. — (Библ. дело: Информ. материалы- Вып. 3−5).
  156. Положение о библиотечном деле СССР: Утв. Президиумом. Верхов. Совета СССР 13 марта 1984 г. // Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник. М., 1988. — С. 9−20.
  157. Г., Голдстайн Б. Информационные технологии: миллионные прибыли. М.: Экономика, 1990. — 239 с.
  158. Промышленная эксплуатация автоматизированных документальных информационных систем: (опыт разраб., внедрения и эксплуатации системы в электрон, промышленности) / Махотенко Ю. А., Митюшин Ю. Б., Новикова Л. С. М.: Финансы и статистика, 1983. — 142 с.
  159. Г. С. Библиотековедение в системе наук: (Методолог, пробл. междисциппинар. изучения библ. дела: Автореф. дис.. канд. пед. наук /МГИК. -М., 1981. -16 с.
  160. Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М. Прогресс, 1972. -607 с.
  161. РазенковаТ.В., Сляднева Н. А. Подготовка информационно-управленческих кадров для социальной сферы базовая концепция деятельности факультета менеджмента и социально-информационных технологий МГУКИ // Науч. и техн. б-ки. — 2000. — № 4. — С. 33−36.
  162. Разработка автоматизированных информационно-библиотечных систем: Метод, рекомендации. М., 1990. — 76 с.
  163. А.И. Если есть такая философия .II Библиотековедение. 1996. -№ 4−5.-С. 87−91.
  164. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. -287 с.
  165. Рекомендации к разработке образовательных программ для библиотекарей и специалистов в области информации II Информ. бюллетень РБА. -СПб., 2000. Вып. 16. — С. 138−142.• 204. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы: Основы технологии:
  166. Учеб. пособие /КемГАКИ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — 265 с.
  167. В.Н. О категориальной структуре системного подхода // Методологические проблемы теории организаций. Л., 1976. — С. 32−41.
  168. С ал минский В.И., Колесникова Т. П. Критерии качества документальной научно-технической информации // НТИ. Сер. 1. -1980. № 7. — С. 1−6.
  169. С.А., Колкова Н. И. Вопросы создания комплекса программных средств для автоматизированных библиотечных и информационных процессов в областных УНБ // Вопросы управления библиотечными системами: Сб. науч. тр.-Л., 1986. С. 95−109.
  170. Ф 208. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.
  171. М.: Нар. образование, 1998. 255 с.
  172. Е. О функциях библиотек // Библиотека. 1992. — № 1. — С. 2729.
  173. Э.П. Технологический этап научно-технической революции и информатика // НТИ. Сер.1. 1995. — № 1. — С. 1−9.
  174. В.Н. Стандартизация как наука о нормативном информационном обеспечении развития общества // НТИ. Сер.1. 1996. -№ 4. — С. 1−7.
  175. Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии // Высш. образование в России. 1995. — № 2. — С. 36−45.ф 213. Сетров М. И. Общие принципы теории организации систем и ихметодологическое значение. Л., 1971. — 120 с.
  176. М.И. Основы функциональной теории организации: Филос. очерк. -Л.: Наука, Ленингр. отд, 1972. 164 с.
  177. В.В. Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: (полемич. заметки) // Библиотековедение. -1996. № 4/5. — С. 37−46.
  178. В.В. Коренной вопрос перестройки библиотечной теории и практики II Развитие библиотечной теории и практики на современном этапе: Межвуз. сб. науч. тр. /МГИК. М&bdquo- 1989. — С. 5−19.
  179. В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки II Библиотековедение. 1996. — № 2. — С. 29−42.
  180. В.В. Теоретические основы библиотековедения: Учебник. М.: Изд-во МГУКИ, 1996. — 93 с. — (Общее библиотековедение /Карташов Н.С., Скворцов В.В.- Ч. 1).
  181. М. Наукова б1блютека: еволюц1я структуры i функцм /ЦНБ iM.B.I.Вернадского. KniB, 1995. — 268 с.
  182. Словарь информационных продуктов и услуг /Юрьева Т.Ю.- КемГИК- Кемер ОУНБ им. В.Федорова. Кемерово, 1993. — 41 с.
  183. М.И. Русская библиотека XYI-XYII вв. М.: Книга, 1973. — 252 с.
  184. Н.А., Разенкова Т. В. Информационно-управленческие профессии выбор XXI века // Библиотековедение. — 2000. — № 2. — С. 12−17.
  185. .Я. Информационная технология: Учебник. -М.: Высш. шк., 1994. -368 с.
  186. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1981. -1600 с.
  187. Современная экономика: Учеб. пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 606 с.
  188. Современные методы управления технологическим развитием /К.А.Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев М., 2001. — 272 с.
  189. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб, 1996. — 319 с.
  190. А.В. Информационный подход к документальной информации: Учеб. пособие /ЛГИК. Л., 1988. — 85 с.
  191. А.В. Общее и специальное в современном библиотековедении // Науч. и техн. б-ки СССР. -1981. № 3. — С. 37−46.
  192. А. В. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности II Науч. и техн. б-ки СССР. 1984. — № 6. — С. 19−27.
  193. А.В., Афанасова Л. Н. Сколько и каких библиотекарей нужно России? И Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. — № 11. — С. 3−11.
  194. Составление и использование систематизированного свода сведений о библиотечных операциях республиканской (АССР), краевой, областной библиотеки: Метод, рекомендации /Гос. публ. б-ка им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Вып. 1−2. — Л., 1981−1982.
  195. Составление и использование систематизированного свода сведений о библиотечных операциях в ЦБС: Метод, рекомендации / Гос. публ. б-ка им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Вып. 1−2. — Л., 1981−1982.
  196. Стандарт и качество /Львов Д.С., Седов В. И., Сиськов В. И. М. Изд-во стандартов, 1975. — 368 с.
  197. Стандарт публичной библиотеки: Проект // Информ. бюллетень РБА. -СПб., 1997. Вып. 9. — С. 57−81.
  198. Ю. Что такое библиотека? : (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. -1999. № 7/12. — С. 20−33.
  199. Ю.Н. Библиотека как система // Книга: Исслед. и материалы. М., 1984.-Сб. 49.-С.59−79.
  200. Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М.: Книга, 1981.-255 с. 241 .Столяров Ю. Н. Библиотековедение как академическая наука // Библиотековедение. 1994. — № 6. — С.72−76.
  201. Ю.Н. Библиотечный фонд: Учебник. М.: Кн. палата, 1991. — 271 с.
  202. Ю.Н. Иерархическое структурирование элементов библиотеки как системы II Библиотечное дело и демократия: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. /МГУКИ М&bdquo- 1997. — Ч. 1. — С. 72−73.
  203. Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия // Науч. и техн. б-ки. -1998. № 10. — С. 36−50.
  204. Ю.Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания. Учеб. пособие /МГИК. М., 1982. — 79 с.
  205. Ю.Н. Материально-техническая база библиотеки как часть предмета библиотековедения // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 12. — С. 9−22.
  206. Ю.Н. Структурирование библиотековедения как научной дисциплины и предмета преподавания // Книга: Исслед. и материалы: Сб. /РКП. М, 1994. — Вып. 68. — С. 135−159.
  207. Столяров Ю Н. Энциклопедическое определение библиотековедения // Библиотековедение. 1998. — № 1. — С. 54−64.
  208. Э.Р. Идеальная система и реальные возможности подготовки кадров // Библиотековедение. -1995. № 3. — С. 98−102.
  209. Э.Р. Каким будет завтра библиотекарь-профессионал? // Библиотековедение. 1993. — № 5/6. — С. 124−134.
  210. Э.Р. Предисловие к российскому изданию // Бакленд М. Реконструкция (перестройка) библиотечного обслуживания. М., 1996. 129 с. -(Библ. дело: Информ. материалы- Вып. 1−2).
  211. Э.Р. Управление персоналом в библиотеке: российские реалии // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 41−45.
  212. И.М. Что меняется в управлении библиотеками? // Библиотековедение. 1994. — № 1. — С. 42−49.
  213. К. В. Забашта И.Н. Анализ технологии основных библиотечных процессов НТБ как объектов автоматизации (на базе малых ЭВМ) // Науч. и техн. б-ки. -1986. № 2. — С. 3−10.
  214. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской федерации // Библиотека и закон: Справочник. М., 1996. Вып.1. — С. 147−155.
  215. В. Ориентир документ // Библиотека. -1996. — № 1. — С. 38−40.
  216. В. Преемственность в системе обслуживания II Библиотека. -1998. № 12. — С. 22−23.
  217. В.И. Библиотека педагогическая система II Библиотековедение. -1998. — № 5.-С. 49−54.
  218. В.И. Библиотечный фонд: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГИК, 1994. -174 с.
  219. Р.А. Библиотека как фактор социальной защиты населения // Библиотековедение. 1996. — № 2. — С. 14−19.
  220. У.Э. Совершенствование нормирования в библиотеке // Науч. и техн. б-ки СССР.-1987.-№ 1-С. 37−41.
  221. Н.И. Библиотечное дело 2-й половины XX века: (Общемировые тенденции сквозь призму понятийного аппарата) // Библиотековедение. -2000. № 2. — С. 18−25.
  222. Н.И. Информационная функция библиотеки // Библиотековедение. -1993. -№ 1. С. 3−11.
  223. Н.И. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания // Библиотековедение. 1994. — № 6. — С. 3−19.
  224. А.Д. Становление информационного общества т модель опережающего образования // НТИ. Сер.1. -1997. № 2. — С. 3−11.
  225. Учебный план и специалист будущего /Абалимова Т.В., Водолазская А. Я., Калетна О. А. // Науч. и техн. б-ки. -1996. № 12. — С. 3−39.
  226. Философский энциклопедический словарь М.: Сов. энциклопедия, 1983. -839 с. 271 .Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА. -1999. — 576 с.
  227. В.Р. Социальная роль социальные функции — библиотечная деятельность : Пробл. принципа отграничения // Методологические аспекты изучения процессов функционирования библиотечных систем. Сб. науч. тр. -Л., 1982. — С. 21−36.
  228. В. Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуролог, подход // Науч. и техн. б-ки СССР. -1986. № 6. — С. 15−20.
  229. В.А. К вопросу о национальной структуре библиографии: На примере библиографии марксизма-ленинизма // Вопросы библиографоведения и библиотековедения: Межведомств, сб. Минск, 1982. — Вып. 3. — С. 3−26.
  230. В.А. Обновление II Сов. библиогр. 1990. — № 2. — С. 3−20.
  231. В.А. Природа библиографического знания. М.: Рос. гос. б-ка, 1995. -352 с.
  232. Г. П. Идеологические ли учреждения библиотеки? // Библиотековедение. 1997. — № 1. — С. 12−20.
  233. И.М. Библиотековедение: объект предмет, функции // Библиотекарь. -1977. № 2. — С. 64−68.
  234. И.М. Библиотечное дело: Орг. и управление. Учебник. М.: Книга, 1980.-272 с.
  235. Хиен Ле Чонг О новом типе информации технологической // НТИ. Сер. 1. -1995. — № 3. — С. 22−24.
  236. А.Н. Процессы дифференциации в библиотековедении // Сов. библиотековедение. 1983. — № 3. — С. 34−41.
  237. М. Будущее библиотек в информационном обществе: позиция Британской комиссии по библиотекам и информации // Науч. и техн. б-ки. -1999. № 2. — С. 74−90.
  238. Чачко, А С. Анализ типичных технологических ошибок в работе крупныхнаучных библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. -1981. № 7. — С. 6−10. 284. Чачко А. С. Базовые ценности и трансформации современной библиотеки //
  239. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации /АН СССР.
  240. М.:Наука, 1989. -126 с. 291. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. М.: Нар. образование, 1996. — 157 с.
  241. М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. -1997. № 2. — С. 21−29.
  242. П.Ф. Проблемы понятий в технологии: Учеб. пособие /МАИ. М., 1983. -64 с.
  243. ЖС. Основы экономики библиотечной деятельности: Учеб. пособие /ЛГИК.-Л., 1983.-63 с.
  244. А.Е. Библиотечное обслуживание на пороге XXI века // Мир библиотек сегодня: Науч.-информ. сб. М., 1998. — Вып. 4. — С. 3−14.
  245. А.Е. Расширить спектр функций общедоступных библиотек // Библиотековедение. 1994. — № 2. — С. 53−58.
  246. Л.К. Зависимость качества работы библиотек от документационного обеспечения // Науч. и техн. б-ки СССР. -1987. № 1. -С. 33−36.
  247. В.В. К вопросу о критериях и показателях эффективности работы библиотеки // Управление научной библиотекой: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1991.-С. 41−54.
  248. В.В. Основная деятельность библиотеки как норма права. -Библиотековедение. 2001. — № 1. — С. 13−22.
  249. Я.Л. Принципы построения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: Дис. в виде науч. доклада. докг. техн. наук /ГПНТБ. М., 1999. — 39 с.
  250. Я.Л. Роль библиотек в преобразовании гражданского общества в информационное // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 83−92.
  251. ШрайбергЯ.Л., Воройский Ф. С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. /ГПНТБ -М.: Либерея, 1996. -271 с.
  252. В.Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. — 2000. — № 1. — С. 15−36.
  253. ЗОб.Щенникова Л. В. Правовое регулирование библиотечного дела // ^ Библиотековедение. -1992. № 3−4. — С. 9−12.
  254. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. В. Я. Горфинкеля,
  255. Е.М.Купрякова. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1996. — 367 с. 308. Экспериментальная модель универсального информационного работника /Надирадзе Е.Л., Нарсия Т. Н., Шатберашвили О Б. II НТИ. Сер.1. -1986. — С. 11−15.
  256. ЗОЭ.Эрдниев П. М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы //
  257. А Forward-Looking Library Use Survey: WSU Libraries in the 21st century /A.F. Bancroft, V.F.Croft, R. Speth, D.M.Phillips II The Journal of Academic Librarianship. -1998. Vol. 24, №. 3. — P. 216−224.
  258. Barllan J., Assouline B. A Content Analysis of PUBYAC a Preliminary Study II Information Technology and Libraries. -1997, — Vol.16, №. — P. 165−174.
  259. Batt C. The Libraries of the Future: Public Libraries and Internet // IFLA Journal. 1996. — Vol.22, № 1. — P. 27−30.
  260. Billington G.H. American Public Libraries in the Information Age // Libraries and• culture. -1998. Vol. 33, № 1. — P. 11 -16.
  261. Brietell Т.К. Competency and Excellence//Minimum Competency Achievement Testing. Berkeley. -1980. — P. 23−29
  262. Budd J.M., Connaway L.S. Discursive Content and Discursive Power in US Library and Information Science Education // Libri. 1998. — Vol. 48, № 3. — P. 140 152.
  263. Budd J.M., Miller L.K. Teaching for Technology: Current Practice and Future Direction // Information Technology and Libraries. 1999. Vol. 18, № 2. — P. 82−83.
  264. Chase R.L. Knowledge Navigator// Information Outlook. -1998. Vol. 2, № 11. -P.17−20, 22−24, 26.
  265. Competencies for Special Librarians of the 21st Century: Library and Information Studies Programs Survey: Final Report. Washington: Special Library Association. — 1998. — 49 p.
  266. Competencies Survey: Focus on Special Libraries // Information Outlook. -1998. Vol. 2, № 9. — P. 42−43.
  267. Durbin P.T. Technology // Dictionary of Concepts in the Philosophy of Science. -New York- Westport- London, 1988. P. 313−316.
  268. Dybkjaer L. Libraries and Information for Human Development // IFLA Journal. -1997. Vol. 23, № 5/6. — P. 343−347.
  269. Ellis-Newman J., Robinson P. The Cost of Library Services: Activity-based Costing in Australian Academic Library // The Journal of Academic Librarianship. -Vol. 24, № 5. P. 373−379.
  270. Galvin T.J. Leadership in Library Education // Library Leadership: Visualizing the Future. Phoenix, 1982. — P. 110−120.
  271. Giacoma P. The Fee of Free Decision: Legal, Economic, Political and Ethical Perspectives for Public Libraries New York- London: Neal-Schuman Publishers, Inc. -1992. -200 p.
  272. Gorman G.E. The Future for Library Science Education // Libri. -1999. Vol. 49, № 1. — P. 1−10.
  273. Grealy D.S., Greenman B.A. Special Librarians Set New Standard for Academe // Information Outlook. 1998. — Vol. 2, № 8. — P. 17−20, 22.
  274. Haines M. The Future of Libraries in The Information Society: The UK Library and Information Commission’s Vision II Alexandria. -1998. № 10(2). — P. 131 142.
  275. Jiao Q.A., Onwuegbuzie A. J. Perfectionism and Library Anxiety among Graduate Students II The Journal of Academic Librarianship. -1998. Vol. 24, № 5. — P.365−371.
  276. Keeping the Library in Library Education // American Libraries. 1998. — Vol. 29, № 3. — P. 59, 61,63.
  277. Kuny Т., Cleveland G. The Digital Library: Myths and Challenges // IFLA Journal. -1998. Vol.24, № 2. — P. 107−113.
  278. McGarry K. Library // International Encyclopedia of Information and Library Science. London, New York, 1997. — P. 254−256.
  279. Library and Information Services and Institution II International Encyclopedia of Information and Library Science. London- New York, 1997. — P. 266−273.
  280. Pollack M, Brown K. Learning and Transitions in Careers of Librarians II IFLA Journal. 1998. — Vol. 24, № 1. — P. 33−41.341 .Quatrocchi E. An Outsider’s Thoughts on Education of Librarians // American Libraries. 1999. — Apr. — P. 82−85.
  281. Ricking M., Booth R.E. Personnel Utilization in Libraries: a Systems Approach. -Chicago, 1974. -158 p.
  282. Rodger J. Core Values: our Common Ground II American libraries. -1998. Vol. 29, № 9. — P. 68−71.
  283. Shaffer D.E. The Maturity of Librarianship as a Profession. Metuchen- New York: The Scarecrow Press, Inc. — 1968. -166 p.
  284. Shaughnessy T. W. Approaches to Developing Competencies in Research Libraries II Library Trends. -1992. Vol. 41, № 2. — P. 282−298.
  285. Tees M. Harmonization of Education and Training for Information Professionals II IFLA Journal. 1991. — Vol. 17, № 3. — P. 232−235.
  286. The Librarian’s Thesaurus: A Concise Guide to Library and Information Terms. -Chicago, London: ALA, 1990. 165 p.
  287. The Roles of Professionals, Paraprofessionals, and Nonprofessionals: a View from Academe II Library Trends. -1998. Vol. 46, № 3. — P. 427−596.
  288. Thomson J. The End of Libraries London, 1982. -127 p.
  289. White H.S. What is Professional in our Field II Library Journal. -1998. Vol123, № 3. P. 117−118. 351. Woodsworth A. Learning for a Lifetime II Library Journal. -1998. — Vol. 123 № 1. — P. 62.
Заполнить форму текущей работой