Медицинская литература в системе научных коммуникаций: проблемы издания и распространения
Материаломдля анализа могут служить, как перечисленные выше источники, так и беседы с покупателями, немаловажную роль занимают также встречи на медицинских выставках с посетителями и представителями фирм. Результаты второго этапа помогают окончательно сформировать будущий облик книги. Если выясняется, что в выбранной области в наличие достаточно учебнойлитературы, но недостает справочной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Информационное поле специалистов- медиков
- 1. Основные тенденции формирования информационного поля для специалистов-медиков
- 2. Каналы, используемые специалистами для получения информации медицинского профиля
- 2. 1. Книги. Книжный информационный канал
- 2. 2. Журналы как канал информации
- 2. 3. Информационный канал — электронные ресурсы
- 3. Типо-видовая характеристика медицинских книг
- Выводы к первой главе
- Глава 2. Изучение современных информационных потребностей и предпочтений специалистов-медиков
- 1. Разработка программы проведения социологического исследования для изучения информационных потребностей медиков
- 2. Итоги анкетирования специалистов-медиков
- Выводы ко второй главе
- Глава 3. Особенности издания и распространения медицинской книги в условиях конкуренции
- 1. Маркетинговое исследование рынка
- 2. Маркетинговая концепция издательств
- 3. Информационно-рекламная деятельность
- 4. Анализ каналов сбыта издательской продукции
- Выводы к третьей главе
Медицинская литература в системе научных коммуникаций: проблемы издания и распространения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Книги для специалистов являются наиболее важным и полноценным источником информации на протяжении долгого времени. К ним в обществе сложилось традиционное отношение, как к каналу научной коммуникации, средству повышения профессиональной квалификации, основе и источнику научной мысли. Информация редко используется только на месте её возникновения и накопления, она передается и перераспределяется в пространстве и во времени, по специально созданным каналам и на различных носителях. Это побуждает специалистов книжного дела, особенно работающих со специальной книгой, решать новые задачи по созданию информационных баз данных о различных источниках специальной информации, вести" методические разработки. по расширению профессионального поля библиографической деятельности. Все вышесказанное можно в полной мере отнести к медицинским изданиям для специалистов.
Проблема сохранения и передачи информации о болезнях человека, методах профилактики и лечения появилась вместе с медицинской наукой, существует она и сегодня. Всегда, даже в годы войны (1941;1945гг.) и годы перестройки (1990;е), было понятно, что медицинская информация необходима, а значит книги, даже при минимальных тиражах, будут выходить. Наступает период переоценки! роли специальной книги в обществе, проявляется все отчетливее серьезная конкуренция со стороны других носителей информации. Расширяется возможность получения информации не только из печатных источников (книги и журналы), но и через электронные формы информации в банках и базах данных. Библиотеки приобретают, в сложившейся ситуации^ роль информационных шлюзов.
Очевидно влияние на носители информации и средства ее передачи таких факторов, как, усиление активности потребителей информации, изменение характера их потребностей и развитие новых информационных технологий.
Происходящие процессы оказывают заметное влияние на все информационное поле специалистов-медиков. В ходе исследования не однократно используется термин «информационное поле», под которым мы понимаем: пространство, которое состоит из информации различного уровня, хранящейся на любых носителях для ее передачи потребителю. Одним из важнейших направленийработы любой сферы книжного дела в настоящее время, является изучение этих изменений и процессов, а также их влияния, и в дальнейшеморганизация деятельности с учетом полученных результатов. Такой подход к работе видится наиболее рациональным и перспективным. Главная цель — устранение противоречий между потребителем и источником информации, ее носителем и пользователем.
Влияние внешних факторов во многом определяет направления формирования информационного поля специалистов. Глубинные изменения, которые произошли во всех областях жизни российского общества за последние 10−15 лет, изменили отношение к информации как таковой. Поэтому представляется важно определить роль книги в информационном пространстве с учетом новых требований к информационным источникам. Очевидно, что фундаментальная тенденция в формировании информационного поляиспользование книги, выступающей важным элементом культуры и эффективным средством коммуникации. При возрастании значимости информационной компьютерной сети место книги-кодекса остаётся достаточно весомым, и именно она является универсальным средством хранения и передачи информации.
Специалисты очень чутко относятся к изменениям состояния информационного поля. Они постоянно ищут актуальные для их деятельности сведения. Исключительную роль приобретает решение проблемы: своевременного обеспечения врачей информацией, создание доступной системы поиска необходимых сведений.
Ранее, в конце XX века, предпринимались попытки создания единой информационной библиотечной среды. Для работы информационного центра страны, в области медицины, были объединены НПО «Союзмединформ» ВНИИ медицинской информации, полиграфический комбинат и Государственная центральная научная! медицинская библиотека. В 1988 году НПО «Союзмединформ» создало: и внедрило в ГЦНМБ, на основании компьютерных технологий, базу данных по выпущенной в советские годы медицинской литературе.
После изменения экономической ситуации и распада Советского Союза работа в этом направлении практически прекратилась из-за отсутствия государственного финансирования проекта и разрушения связи между субъектами информационной среды. Более десяти лет существовала проблема разобщенности сферы производства и сферы распространения информации. Практика книжного дела показала, что только библиотекам, в одиночку, не решить проблему обеспечения единого информационного пространства. Ситуацияна рынке информации в настоящее время начинает изменяться в сторону повышения взаимного интереса производителей, распространителей и потребителей информации: Назрела необходимость в создании" информационного центра для сбора, накопления и перераспределения', информации, находящейся в обращении в издательском, библиотечном и книготорговом информационных сферах. Необходимо в результате обмена' информацией построить единое информационное поле. Взаимодействие может быть налажено через единую компьютерную? сеть. В данной работе рассмотрена, практика работы отдельно функционирующих информационных центров и предлагается модель единой сети обслуживания специалистов применительно к сфере издания и распространения специальной медицинской литературы.
В ходе работы проведено социологическое исследование в области книги и книжной деятельности. Оно посвящено изучению и анализу информационных потребностей" и предпочтений медиков. Проблемы формирования социологии книги и чтения, определение ее предмета, статуса и методологических оснований в России еще окончательно не сложились. Изучение информационных потребностей медиков, в качестве предмета исследования, имеет большое значение для успешной профессиональной деятельностив области издания и распространения специальной книги.
В ситуации жёсткой конкуренции книги с другими информационными источникамиобращение к анализу деятельности специализированных издательств медицинского профиля представляется актуальнымС одной стороны, есть потребность в специальной литературе, с другой — требования к ней так высоки, что зачастую она не может выдержать конкуренции с интернет и со специальной" периодикой. Успешно функционировать в такой ситуации очень сложно, важно уметь наладить свою деятельность с учётом сложившейся ситуации. Роль специализированных издательств, будет постепенно возрастать и изменяться. Таких издательств сейчас немного, поэтому изучение их конкретного практического опыта работы необходимо. Они должны стать центром разработки идей и источником поиска форм для их материализации в виде различных информационных продуктов. Издательство должно стать местом отбора, классификации, оформления и распространения информации, возможно, не зависимо от формы, в которой будет представляться готовый" интеллектуальный продукт. Это будет диктовать, потребитель информации. Но для этого необходимо хорошо знать желания и предпочтения потребителя.
Раскрытие темы исследования невозможно без применения комплексного подхода, так как в работе рассматриваются вопросы, основные на современном этапе развития! книжного дела: место книги среди других источников информации, восприятие и использование книги читателем, специфика читательских запросов специалистовтематико-типологический анализ книжных и периодических изданий, применение методов маркетинга в книжном деле, выявление и анализ оптимальных каналов сбыта специальной литературы.
Данное исследование — первая попытка комплексного изучения информационного поля для специалистов-медиков с целью выявить новые или уточнить имеющиеся факты, которые бы способствовали стабилизации и улучшению ситуации спрофессиональной медицинской информацией, повышению роли книги для специалистов.
Состояние изученности темы. Тема данной работы недостаточно отражена в историографических материалах. Имеющиеся источники освещают отдельные вопросы с разной степенью: полноты и глубины и не дают возможности составить целостное представление о месте медицинской книги для специалистов в информационном поле. Основные материалы, затрагивающие данную проблему, можно разделить на следующие группы:
1) работы по истории и современному состоянию отдельно взятых носителей медицинской информации (А.И. Акопов, М. М. Левит, В.В. Фролов);
2) издания по общим проблемам медицины, посвящённые следующим вопросам: принципы использования компьютерных технологий в медицинероль компьютерных коммуникаций в медицинеиспользование информационных систем, нашедших, применение в здравоохранении. (С.В. Артюхов, И. А. Астахов, Васильев В. И., A.B. Волокитин, В. М. Гасов, В. Я. Гельтман, A.A. Генкин, М. А. Годжело, В. Е. Горбась, Н. С. Епифанов, В. П. Малков, Г. И. Рузайкин);
3) труды, посвященные общим проблемам библиотековедения, книговедения и типологии изданий (A.A. Александрова, В. П. Андрианова, И. Е. Баренбаум, A.A. Беловицкая, М. Г. Бокан, Э. П. Гаврилов, Гриханов А. Ю., Э. В. Гольцева,.
B.И. Иваницкий, Л. М. Козлова, Ф. А. Кузин, Н. П. Лавров, В. П. Леонов, Б. В. Ленский, Б. Р. Логинов, Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, И. Г. Моргенштерн, М. А. Морозовский, Г. Н. Швецова-Водка);
4) периодические издания медицинского профиля изучаемого периода («Вестник хирургии им. И.И. Грекова», «Журнал неврологии и психиатрии им.
C.G. Корсакова", «Компьютерные технологии в медицине», «Клиническая медицина», «Международные медицинские обзоры», «Мир медицины», «Скорая помощь»), которые дали необходимую информацию не только о современных направлениях медицинской науки, но и об отношении специалистов-медиков к ситуации на рынке информации;
5) библиографические каталоги и указатели ретроспективного характера: Чернова Э. Н. Систематический каталог отечественных периодических продолжающихся изданий по медицине. 1792 — 1960. / Э. Н. Чернова. — СПб.: Б-ка АН СССР, 1965. — 495 с. Периодическая печать СССР 1917 — 1949. Библиографический указатель. (Журналы, труды и бюллетени по здравоохранению, медицине, физической культуре и спорту). -¦ М: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956. — 171с.;
6) работы по маркетингу и бизнеспланированию (В.Е. Архипов, Г. Гордон, Комаров Е. И., Ф. Котлер, О. Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппова);
7) сведения были получены при просмотре специализированных медицинских информационных систем: Medical World Search (http://www.mwsearch.com). Med Explorer (http://www/medexplorer/com) поисковая система «Здоровье и медицина в Интернете», Medical Matrix (http://www/slacking/com/matrix) -«Медицинская, матрица» один из крупнейших каталогов по медицинской тематике, сервер AsR Doctor.ru, Русский медицинский сервер http://www.rusmedserv.com'), сервер «Медицина для вас» (http://www.medlux.ru), сервер Med Com (http://www/medcom.spb/ru), сервер МедПорт Med Port-Internet http://www/medport.ru), интернет-центр «Медицина» ((http://www/mosmed.ru), и & др—.
Цель исследования заключается в книговедческом изучении медицинской книги среди источников, составляющих современное информационное поле специалистов. Это позволит сделать рекомендации и рассмотреть перспективы выпуска книг специализированными медицинскими издательствами для наполнения информационного поля. W.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1) изучение информационных потребностей медиков.
2) определение и характеристика основных каналов, используемых специалистами для получения профессиональной информации.
3) определение места и роли книги как современного источника медицинской информации.
4) определение роли специализированного издательства медицинской книги в наполнении информационного пространства специалиста-медика.
Объект исследования — медицинская литература как источник информации.
Предмет исследования — взаимодействие информационных источников, составляющих информационное поле (книга, периодика, информационные ресурсы).
Хронологические рамки исследования определены ситуацией, связанной со спецификой формирования информационного поля. Оно претерпело существенные изменения в связи с развитием компьютерных технологий, начиная с 1995 г., поэтому исследование главным образом рассматривает период с 1995 по 2003 гг. В работе обзорно рассмотрена история медицинских журналов (1792−2003 гг.) с учетом специфики формирования профессионального медицинского журнала как информационного источника и конкурента книги.
Методологическую основу исследования составляет, принцип системного анализа, предполагающего выявление в совокупности рассматриваемых явлений определенной системы, выделение внутри этой системы отдельных составляющих и установления взаимосвязей между ее отдельными частями. Применительно к данной работе системообразующими понятиями являются: «информация — информационный носитель — потребитель информации». При написании' работы автор придерживался принципаисторизма, предполагающего изучение предметов и явлений в их историческом развитии.
Настоящая работа базируется также на принципах и методологических разработках, сформулированных в работах по отечественному книжному делу И. Е. Баренбаума, A.A. Беловицкой, Ф. А. Кузина, В. П. Леонова, И. Г. Моргенштерна, Г. Н. Швецовой-Водка.
Методы исследования применены общенаучные методы исследований: историко-сравнительный и статистическийспециальные книговедческие: функциональный, аналитико-тематический и структурно-типологический. Функциональный метод применяется для выявления многообразия социальных ролей книгиосновные методы социологических исследований: анкетирование, наблюдение, опрос, моделирование и эксперимент.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что она представляет первое в библиотековедении и книговедении комплексное исследование современного информационного поля и составляющих его источников (книга, специальная периодикаинтернет). В работе определяется его значимость и востребованность, как основного носителя профессиональной информации.
Практическая значимость исследования. Материал, обобщенный в диссертации и основанные на нем выводы дополняют разделыспециального книговедения, позволяя заполнить пробелы, связанные с работой издательств, библиотек и книготорговых предприятий со специальной литературой. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по специальному книговедению по специальностям 21 500 «Издательское дело и редактирование» и 21 600 «Книгораспространие», так же при написании курсов лекций и учебных пособий.
База исследования. Основная работа по сбору материала проводилась в фондах Российской: национальной библиотеки, библиотеки РАН и в фондах библиотеки Медицинской Академии Последипломного Образования (Санкт-Петербург).
Для проведения анализа в работе использовались ежеквартальные указатели текущей литературы по медицине и здравоохранению ЛитМед, каталоги и планы издательств медицинской специализации (издательств: «Медицина» (М.), «Питер» (СПб), «Гэотар» (М.), «Практика» (М.), «Человек» (СПб) и др.
Апробация результатов исследования. Различные аспекты работы докладывались в выступлениях на научных конференциях «Петербургские чтения» в 1999, 2000, 2001, 2003 годах.
Материалы, собранные в ходе исследования, используются в педагогической практике при чтении лекционных курсов «Специальное книговедение», «Теория и методика ассортиментной работы», «Психология и социология чтения» в Северо-Западном институте печати СПГУТД, по специальности 21 500 «Издательское дело и редактирование» и 21 600 «Книгораспространение». По теме диссертации опубликовано 4 работы.
Структура работы. Структура работы определяется логикой и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выводы по третьей главе.
Рассмотрев специфику работы издательств, выпускающих медицинскую книгу, можно сделать ряд выводов, с целью показать пути улучшения их деятельности.
1 .Коммуникационное поле узкоспециализированного издательства должно быть построено на принципах: четкая ориентация на определенную целевую аудиториюразмещение информации о своей деятельности в отраслевой прессевыделение межличностного общения (с авторами, читателями, заказчиками) — участие в специализированных выставках и выпуск представительской продукции.
2. Небольшому специализированному медицинскому издательству необходимо проводить маркетинговые исследования рынка для выработки правильной издательской политики. Но проводить эти исследования, издательство может используя только самые доступные, дешевые методы, охватывая ограниченный сегмент книжного рынка. Отсутствие финансовых средств тормозит развитие этого вида деятельности.
3.Информирование потенциального потребителя продукции является залогом эффективной реализации. Поэтому выбор целевых информационных систем должен быть связан с ориентацией на определенные категории потребителей информации.
4.Книга сохраняет свои позиции в информационном пространстве, но издательствам для этого необходимо пересмотреть отношение к ситуации конкуренции печатных и электронных носителей информации. Именно оно должно стать центром, отвечающим за создание и содержание информационного продукта. Если этого не произойдет, то издательства будут вытесняться с рынка, а их продукция неконкурентно способной.
Заключение
.
Для специалистов, работающих в области медицины, в условиях современной информационно-коммуникативной общественной системы имеется г множество каналов получения необходимой для работы и обученияинформации. Роль различных информативных каналов неодинакова и зависит от их способности быстро обеспечить специалиста возможно полными сведениями по нужной теме.
Сравнительно новым для российских врачей является электронный канал коммуникации. Именно он на сегодня опережает, по оперативности отражения медицинской информации, традиционные каналы получения сведений. Современная медицинская информация все увереннее проникает в Интернет. Российские медико-информационные серверы предоставляют широкие информационные возможности. Электронные издания по медицине и информационные возможности Интернет пока еще не находят должного, массового применения по следующим, выясненным в результате проведенного исследования, причинам: Большое количество врачей слабо владеют основами компьютерной грамотности. Особенно специалисты старше сорока лет. Недостаточная компьютеризация рабочего места врача. Недостаточная психологическая готовность перестроить методику рабочего процесса или обучения. Довольная высокая цена на электронные издания в сравнении со средней заработной платой российского врача.
Но в сложившейся ситуации следует отметить, что врачебные ресурсы сети Internet очень многообразны. Здесь можно найти медицинские базы данных, мультимедийные учебные серверы, виртуальные атласы и учебники, описания научно-исследовательских проектов, демонстрации клинических случаев, медицинские библиотеки и многое другое. Это огромное количество информации, наряду с неоспоримыми достоинствами имеет и некоторые недостатки. К ним можно отнести: огромное количество «информационного шума», обычно сопровождающего поиск необходимых сведенийпроблему навигации по сети, так как при быстром обновлений сайтов нет возможности составить их систематизированный переченьсложности финансового характера — недостаток государственной поддержки лечебно-профилактических учреждений не позволяет обеспечить их необходимым количеством" компьютеров. Таким образом, электронные ресурсы по объективным причинам, доступны далеко не всем российским медикам.
К традиционным каналам получения медицинской информации относятся отраслевая периодика и книжные издания, отражающие три основных уровня информации: оперативный, текущий, фундаментальный.
Специализированный журнал, выполняя свои основные социальные функции — кумулятивную, коммуникативную и приоритетную — является сегодня не только источником информации, но и центром, объединяющим специалистов отраслиНесмотря на все более широкое распространение электронных средств информации, журналы остаются в настоящее время основным источником научной информации и средством общения для большинства ученых.
История отечественных медицинских журналов отражает историю русской медицины — возникновение и трансформацию идей, теорий, методов, деятельность врачей-практиков и ученых. До середины XIX в. журналы имели: общемедицинский характер, с 60-х гг. XIX в. стали издаваться отраслевые медицинские журналы по мере дифференциации' медицинских знаний, утверждения новых специальностей. Основными задачами специализированных медицинских периодических изданий было г творческое объединение передовых ученых, накопление, научного, лечебного и административного опытаразработка актуальных проблем, распространение медицинских знаний, улучшение здоровья населения страны. По целевому назначениюодна часть журналов тяготела больше к научно-теоретическому типу, другая — к научно-практическому типу. Выходили журналы, содержащие вторичную информацию (реферативные). В 1890-х гг. возник тип массового профессионального журнала.
В 20−30-е гг. XX в. была создана централизованная система издания и распространения советских специализированных медицинских журналов, четко обозначились их типы, сформировались издательская структура журналов с определенным набором рубрик. Журналы отличались, тщательностью научной подготовки материала. Они выходили большими тиражами и были доступны большинству специалистов страны. По территориальному признаку системасоветских медицинских журналов состояла из центральных и местных изданийпо тематике — из общемедицинских и отраслевых журналов, которые отражали все основные направления медицинской науки и практики. В последующее время, вплоть до 1990;х гг. в системе выпуска отечественных медицинских журналов не происходило существенных изменений.
Современная система специализированных медицинских журналов характеризуется ростом количества названий изданий и резким снижением тиражей (в среднем до 2000 экз.) по сравнению с доперестроечным периодом.
Вследствие развития¦> науки расширилась тематическая структура системы медицинских журналов. Большинство журналов, появившихся в 90-х гг., — это научно-практические отраслевые издания, призванные удовлетворить потребности специалистов в конкретной области. Появился новый тип — бесплатные рекламные издания, которые выходят очень большими тиражами и рассылаются специалистам. Традиционные научно-теоретические и научно-практические издания становятся сегодня все менее доступны специалистам и в какой-то мере вытесняются рекламными. Это сказывается на объективности получаемой читателями информации: Значительно различается уровень научной подготовки журналов.
Изменения коснулись и структуры журналов. Из большинства изданий исчез раздел писем читателей. Отсутствие такого раздела не дает возможности читателям реагировать на опубликованные в журнале статьи, обратная связь с аудиторией оказывается ослабленной. Возросло количество публикаций прямой рекламы, рекламно-справочный раздел структуры значительно увеличился в объеме.
Существенный недостаток современной системы специализированных медицинских журналов состоит в том, что в них публикуется недостаточно вторичной, реферативной информации по специальности, не выпускаются отдельные реферативные издания.
Крайне отрицательной тенденцией является публикация в специализированных журналах скрытой рекламы, замаскированной под научную информацию. Материалы, содержащие скрытую рекламу, должны размещаться в специальной рубрике, чтобы читатель подвергал их критическому осмыслению и анализу.
По сравнению с журналами советского периода, современные журналы отличаются более высоким качеством полиграфического оформления. Это делает издание ярким и привлекательным для читателя и рекламодателя. Большая часть современных медицинских периодических изданий пользуется дополнительным каналом связи со своими авторами и читателями — электронной почтой. Многие журналы имеют электронную версию, что способствует расширению читательской аудитории. Сведения о статьях, публикуемых в ряде журналов, помещаются в Index Medicus и Current Contents и др.
В последние 6−8 лет начали свою деятельность десятки новых медицинских периодических изданий, но, наряду с ними, продолжают выходить и несколько журналов, основание которых приходится на еще рубеж XIX-XX столетий. Лидером в выпуске специализированных журналов является издательство «Медицина», основанное в 1918 году. Это крупнейшее специализированное медицинское издательство России, а так же официальный переводчик литературы Всемирной организации здравоохранения на русский язык. Издательство «Медицина» является учредителем и издателем 38 научных специализированных медицинских журналов, многие из которых зарекомендовали себя как наиболее исчерпывающие и авторитетные источники информации в своих областях медицинской науки. Журналы распространяются по подписке на всей территории Российской Федерации и в странах СНГ. Подписчиками и читателями* журналов являются врачи, фармацевты, фармакологи, руководители лечебных и здравоохранительных организаций. О широте охвата медицинской тематики, отраженной в периодических изданиях издательства «Медицина», свидетельствует ряд нескольких названий журналов, выбранных для" примера: «Акушерство и гинекология», «Анестезиология и реаниматология», «Анналы хирургии», «Архив патологии»,. «Вестник офтальмологии», «Вестник Российской академии медицинских наук», «Вестник травматологии и ортопедии им. H.H. Пирогова», «Вопросы вирусологии», «Вопросы биологической, медицинской и фармацевтическойхимии», «Гематология трансфузиология», «Гигиена и санитария», «Грудная и сердечно-сосудистая хирургия», «Здравоохранение Российской Федерации», «Иммунология», «Клиническая лабораторная диагностика», «Клиническая медицина» и др.
Большинство медицинских журналов специализируется на обеспечении информацией какой-либо одной области медицины и работает для строго ограниченного круга читателей. В целом, данный информационный канал уступает по оперативности электронным ресурсам, но более доступен для врачей из-за финансовых соображений, поэтому используется интенсивнее.
Источником информации текущего и фундаментального уровня являются книжные издания. Не смотря на активное развитие других каналов получения информации, типологический состав медицинских книг близок к традиционной книговедческой типологии. Конкуренция с другими носителями не оказывает особого влияния на ширину видового диапазона выходящих книг. Практически все типы представлены на современном книжном рынке. Если говорить о лидерстве, то первое место по количеству названий принадлежит практическим руководствам и пособиям для врачей. Второе место занимают справочники для специалистов, как общемедицинские, так и по отдельным специализациям. Третье место принадлежит учебным изданиям, лидер среди них — учебные пособияНаучные медицинские издания занимают по количеству названий^ тиражам скромное место на рынке. Это представляется рациональным, т.к. специфика изложенного в научных книгах материала и ограниченная сфера его использования делает данный тип книг определенно элитарным, обращенным к узкому кругу специалистов.
Благодаря развитию и насыщению рынка, значительно ослабла тенденция к сближению, взаимопроникновению и взаимозаменяемости типов и видов книг для специалистов. Сегодня, в отличие от ситуации пятилетней давности, типология медицинской' книги имеет четко сформировавшуюся тенденцию к стабилизации и очищению. Это очень положительно отражается на качественном уровне книги, как источнике профессиональной информации.
На современном? российском медицинском книжном рынке наблюдаются следующие тенденции: сокращение тиражей при увеличении количества названийобширная внутренняя сегментацияотсутствие признаков зарождения монополизации.
На рынке присутствуют как коммерческие издательства, выпускающие медицинскую, литературу, так и издательские подразделения ВУЗов, а также несколько сотен научно-исследовательских институтов. Издательства медицинских учебных заведений выпускают, в основном, учебники и практикумы для студентов, а деятельность НИИ на общем книжном рынке отражена слабо, так как обладая малыми финансовыми возможностями вместе с узкой тематикой выпускаемой литературы эти организации обеспечивают своими книгами только локальный рынок.
На первом месте по выпуску находится учебная книга, затем идут справочники и руководства, самыми малыми тиражами выпускаются монографии и научные труды. Основными проблемами выпуска такой литературы являются: высокая избирательность спроса, значительная дифференциация литературы по тематике, низкая платежеспособность потенциальных потребителей, а также недостаточная профессиональная подготовка владельцев частных издательских структур.
В сложившейся ситуации издательство, перед представлениемна рынок своей продукции, неизбежно должно проводить предварительные маркетинговые исследования. Обычно исследование проходит в два этапа: на первом этапе исследуется обсуждаемость и востребованность выбранной для разработки темы, а также обеспеченность ее на современном этапе литературой. Как правило, небольшое узкоспециализированное издательство располагает для этого малыми финансовыми возможностями, поэтому для проведения таких исследований обычно используются самые общедоступные методы: изучение специализированной книговедческой и медицинской отраслевой периодики, сбор данных в электронных сетях.
Если напервом этапе получен удовлетворительный результат, то есть актуальность тематики будущего издания обоснована, издательство приступает ко второму этапу исследования — определению потребительской аудитории книги и ее предполагаемой цены и полиграфического оформления.
Материаломдля анализа могут служить, как перечисленные выше источники, так и беседы с покупателями, немаловажную роль занимают также встречи на медицинских выставках с посетителями и представителями фирм. Результаты второго этапа помогают окончательно сформировать будущий облик книги. Если выясняется, что в выбранной области в наличие достаточно учебнойлитературы, но недостает справочной, то рассматривается1 возможность, несколько изменив материал, все же выпустить книгу всвет. Если коснуться проблемы связи внешнего вида книги и ее цены, то здесь необходимо отметить, что уменьшение цены издания за счет удешевления его полиграфического исполнения обычно нецелесообразно. Качественные иллюстрации, схемы и фотографии в изданиях медицинской тематики играют очень важную роль, несут информационную функцию, поэтому они должны быть всегда четко воспроизведены. В противной ситуации книга не будет востребована даже по низкой цене. Варьировать можно внешний облик книги: обложка или переплет, тип переплета и т. д.
Результаты такого издательского предварительного исследования рынка, конечно, очень приблизительны, но, тем не менее, эти данные оказывают помощь издательству в разработке своей маркетинговой концепции и осуществлении позиционирования на рынке. Без разумного подхода к издательской деятельности и учета сложившейся в информационном поле ситуации выжить специализированное медицинское издательство не сможет. Именно издательства сегодня, с одной стороны, являются активными поставщиками информации, работая с авторами и издавая книги, а с другойактивными пользователями информации, создавая свою концепцию выживания и позиционирования на рынке.
О развитии медицинского книжного рынка в целом можно сделать следующие прогнозы: слияния мелких издательств в крупные концерны не произойдет. Предприятиям, входящим в объединения такого рода, обычно свойственна обезличенность или жесткое разделение по тематике. Ни то ни: другое не является экономически выгодной стратегией для медицинских издательств, потому что мелкая сегментация рынка и наличие очень узких тематических областей не позволяют собрать в одном крупном предприятии группу специалистов универсального характера, способных подготовить к выпуску медицинское издание любой тематики. Закрепление же за каждым издательством отдельной узкой области поведет к лишению возможности лавировать на рынке при постоянно изменяющемся спросе, нерентабельности отдельных субъектов концерна. Одним из доказательств несостоятельности политики монополизации медицинского рынка печатной продукции может служить то, что единственное на сегодня издательство с большим разносторонним набором квалифицированных кадров — «Медицина», отнюдь не стремится к объединению с другими издательствамивозрастет активное сотрудничество медицинских издательств с библиотеками, активно комплектующими свои фонды. Быстрое моральное устаревание литературы этого рода делает затруднительной ее реализацию, в свою очередь, медицинские работники по финансовым причинам чаще пользуются библиотеками, чем приобретают книги. Сотрудничество с библиотеками позволит издающим организациям выпускать книги небольшими тиражами по предварительному заказу, что снимет проблему поиска оптовых каналов и значительно уменьшит издержкисложная сегментация рынка сохранится, при этом издательства будут сотрудничать с различными научно-исследовательскими институтами, обеспечивающими качественную подготовку материала. А поскольку НИИ пользуются государственной поддержкой, то и процесс собственного внутреннего книгоиздания в них не прекратится. Таким образом, выпуск медицинской книги будет развиваться путем укрепления сотрудничества НИИ и ВУЗов с издательствами.
Сегодня, по-прежнему, основным источником информации для специалиста-медика, остается книга. Можно сделать прогноз, что еще долгое время, именно книга в традиционной форме, будет сохранять главное место среди других источников, составляющих информационное пространство. Специалисты относятся к книгам медицинской тематики как к действенному средству повышения и поддержания профессиональной осведомленности.
Список литературы
- Акопов А.И. Методика- исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). / А. И- Акопов. —Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.— 96 с.
- Акопов А. И- Отечественные специальные журналы (1765−1917): ист. — типолог. обзор. / А. И- Акопов.—Ростов: Изд-во Ростов, унта, 1986.—128 с.
- Алямовская Г. В. Виды и функции иллюстраций в периодике / Г. В. Алямовская // Художественно-техническое оформление периодических изданий: сб. науч. ст.-—М.: МГУ, 1980. — С. 87−92.
- Андреев- Ю. С. Новые технологии в редакционно-издательских процессах и полиграфии / Ю. С. Андреев М., 1999. — С. 59−79.
- Артюхов С.В. Медицина в Internet / С. В. Артюхов // Мир ПК. -2000.-№ 4.-С. 116−118.
- Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга / В. Е. Архипов М.: ИНФРА, 1998. — 207 с.
- Ассортиментная работа и изучение спроса // Доклад «Ноу Хау в издательском деле, полиграфической промышленности? и книжной торговле». Ч. 3. Книжная торговля. Вып. 1−4. М.: Рос.кн. палата, 1995.
- Баренбаум И.Е. Информационно-коммуникативные науки в свете эволюции средств информации и коммуникации / И. Е. Баренбаум // Книга. Исслед. и материалы. Сб. 61. — Mi, 1991. — С. 31−47.
- Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная книга / И-Е. Баренбаум // Книга. Исслед. и материалы. — Сб. 76. М., 1999. — С. 14−18:15,16,17,18,19.