Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению как межличностному общению: Науч. — метод. 
аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для более высокого уровня мотивации деятельности родителей по совместному чтению с детьми характерно сочетание учебного, познавательнов^нравственного и эстетического мотивов развития детей. Эстетическое развитие ребенка родители этого уровня преимущественно рассматривают как получение ребенком знаний основ цузыки, театра, изобразительного искусства, кино. Чтение ребенком художественной литературы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
    • I. Научные предпосылки подготовки родителей к руководству чтением детей в семье
    • 2. Из истории науки о семейном чтении: отечественная педагогика второй половины XIX — начала XX веков
  • ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ С
  • РОДИТЕЛЯМИ — ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
    • I. Состояние работы детских библиотек с родителями
    • 2. Дифференциация родителей как условие их подготовки к читательскому общению с детьми
    • 3. Система рекомендательных библиографических пособий для родителей и совершенствование их подготовки к семейному чтению

Деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению как межличностному общению: Науч. — метод. аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

От ориентированности общества на универсальный закон приоритетности культуры в общественном развитии, являющейся основой истинно человеческого существования, зависит обновление и возрождение России. Культура является результатом человеческой деятельности, а человек «сердцевиной культуры, ее „живым агентом“, творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем культуры» /33, С.59/. Воспроизводство человеческой личности, ее духовной культуры — главное условие прогресса, основа развития культуры общества. Зависимость закономерного развития общества от состояния культуры подчеркивается философами А. И. Арнольдовны, А. И. Буровым, Л. П. Буевой, М. С. Каганом, В.М.Ро-зиным, В. А. Разумным, Л. И. Столович и др.

Сегодня очевидны активная коммерциализация, удручающий прагматизм общества, его ценностная переориентация. Антигуманность, агрессивность, неспособность к состраданию, милосердию, бездувие, пошлость вытесняют нравственные идеалы добра, справедливости, уводят личность из сферы культурных ценностей. Рыночные отношения привели к выпуску в свет огромной массы запрещенной ранее литературы как русского, так и зарубежного происхождения. Читатель получил невиданное количество интересных: и полезных изданий художественной, политической, философской, исторической и другой литературы. Не допустить растления души личности ребенка — главная задача общества. Поэтому в наше время, как никогда, семья рассматривается как социальная ценность во всем мире — в природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. Семья, прежде всего и главным образом, является колыбелью величайшего чувства любви, взаимоотношения, сострадания.

6 конце 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций (Резолюция 44/82 от 8 декабря 1989 г.) сочла необходимым привлечь внимание мирового сообщества к судьбе семьи — важнейшей среде выживания и развития человека. 1994 год был объявлен Международным годом семьи. В его программах, разработанных ООН, семья рассматривается как малая социально-психологическая группа, связанная узами любви и единства, выполняющая «функции рождения и воспитания молодых поколений, взаимовоспитания супругов, организации семейного потребления, досуга, передачи от поколения к поколению лучших традиций, в том числе и традиций семейного общения.» /258, С.9/. Эти программы обращены ко всем детским учреждениям, в том числе и к детским библиотекам.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности». Данный термин введен ШЕСКО несколько лет назад и определяется как умение «квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности» /258/. Созвучны ему и рекомендации второй конференции по библиотечному и информационному обслуживанию в США, направленные на финансирование программ, связанных с семейной грамотностью, в школьных, публичных библиотеках. Значительный интерес представляют концепции финских ученых Б. Хямяляйнена, М. Фина в области воспитания родителей. Так, М. Фин определяет понятие «воспитание родителей» как системную и содержательную программу, целью которой является распространение информации знаний и навыков в разных аспектах деятельности родителей (243, C. I0). Несмотря на различие в терминах, названные направления зарубежных исследователей в области образования родителей включают вопросы зависимости влияния семьи на формирование личности ребенка от степени образованности родителей.

В нашей стране реализации этих задач подчинено создание семейно-педагогических объединений, родительских ассоциаций, клубов семейных Советов, родительских клубов в рамках традиционной общеобразовательной школы. В таких учреждениях как Цзнтр Семьи и Детства Российской академии образования, Межрегиональной ассоциации работников социальных служб при Министерстве социальной защиты России, Центр Детства Академии Славянской культуры, Центр ЭКО-Полис находят отражение в обширном круге исследований проблемы семьи и семейного воспитания. Современная педагогическая наука в последнее время уделяет повышенное внимание исследованию проблем семейного воспитания: Ю. П. Азаров, Ш. А. Амоношвили, И. С. Кон, И. В. Гребенников, А. Г. Харчев, М. С. Мацковский, Н. И. Монахов, А. С. Спиваковская, З. А. Янкова и др. рассматривают различные аспекты возможности семьи в формировании личности (46, 47, 200, 220, 237, 238). Проблемам воспитания личности в сфере семейного досуга, свободного времени семьи в условиях культурно-просветительных учреждений посвящены исследования И. Н. Ерошенкова, Г. И. Фроловой, В. В. Триодина, И. Бестужева-Лады, В. С. Моисеевой, В. И. Мирончик, З. М. Навражиной и др. Ццеи воспитания личности, развитие ее духовного потенциала, получают развитие не только в традиционных направлениях культурно-просветительной деятельности, педагогической теории и.

— б практики, но и в новых, развивающихся. Одним из них является «педагогика жизни» Берлович В. М., Шзндерович А. А. и др. (42).

Исследовательская и практическая деятельность Центра детства Славянской академии культуры, Экспериментального центра ЭКО-ПОЛЙС, действующего в рамках Международного добровольного благотворительного общества «Эко-полис и культура», направлена на развитие в ребенке творческого начала. В центре внимания исследователей — воспитание ребенка в определенной социокультурной среде, развитие способности воспринимать общечеловеческие культурные ценности посредством «переживания истины, а не преподавания средствами искусства». Роль семьи, родителей подчеркивает М. П. Ролик (Центр Эко-Полис) — основа педагогического ряда, являющегося условием воспитания ребенка-творца, личности XXI века (201). Во всем этом нельзя не увидеть положительную роль классических традиций русской культурной и научной мысли.

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу, способствующие познанию, нравственному воспитанию, культурному общению, общему интеллектуальному развитию, русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, способом общения с миром, близкими человеку людьми, самим собой. Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая умная и добрая книга, семейное чтение могут и должны стать одной из ведущих связующих нитей между людьми, вдохнуть любовь, красоту в сложные человеческие взаимоотношения. Как справедливо отметила Т. Никитина «сейчас, когда телевидение предлагает нам версии различных жизненных историй, что только сужает кругозор человека, ограничивает его фантазию, общение человека с книгой в кругу семьи, включает такие духовные центры, которые помогают людям по-своему увидеть окружающую их жизнь, создать свой неповторимый мир» (175, С.2).

С этих позиций новые требования предъявляются и к деятельности детских, школьных библиотек, библиотек семейного чтения. В профессиональной периодике, в материалах региональных, Всероссийских конференций по проблемам педагогики и психологии детского чтения, I Общенационального конгресса по чтению, Американской ассоциации школьных библиотекарей, Ассоциации библиотечного обслуживания детей подчеркивается необходимость освоения и совершенствования процесса организации семейного чтения, определения оптимальных условий взаимодействия библиотеки и семьи, способствующего общению между разными поколениями, нравственно-эстетическому, интеллектуальному развитию личности ребенка (243, 258). Содействие библиотеки этому процессу заключается в том, чтобы не только удовлетворить потребности родителей в разнообразной и актуальной информации о литературе для семейного чтения, но и непременно нацелить их на то, чтобы в совместном общении с ребенком постигать нравственно-эстетическую сущность произведений литературы, искусства, осваивать основы творческого чтения.

Исследования показывают, что в последние годы у родителей повысился интерес к семейному чтению. Тем не менее очевидны и неграмотность родителей, их поверхностные знания или просто незнание литературы, которую читают дети, педагогической, психологической, методической литературы, без чего невозможно реализовать семейное чтение продуктивно. Обращает на себя внимание неподготовленность и библиотечных специалистов к образованию родителей, общению с ними. Нередко и нежелание, что сказывается, например, в том, что почти нет исследований по использованию рекомендательнобиблиографических изданий в семейном чтении.

Эти недостатки в первую очередь относятся к работе с родителями младших школьников. Именно младший школьный возраст рассматривается в возрастной психологии и педагогике как особо значимое время развития личности: активно закладываются основы ценностных ориентации, определяются стимулы и направления нравственно-эстетического, интеллектуального развития. Между тем возрастная, педагогическая психология имеют большие накопления в исследовании младших школьников: труды психологов и педагогов А.Е.Арки-на, А. Л. Венгер, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Занкова, Н.А.Вет-лугиной, Т. С. Комаровой, М. И. Лисициной, Н. Лейтеса, В.С.ЭДухиной, Д. Б. Эльконина. Исследования в области читательской деятельности младаих школьников Л. Беленькой, Л. И. Божович, И. С. Витковской, Е. О. Малаховой, Н. Д. Молдавской, Т. Д. Полозовой, Т. А. Полозовой, 3.И.Романовской, И. И. Тихомировой, Р.И.Й$уковской, А. С. Новожиловой, Г. П. Туюкиной и многих других.

Младший школьник психофизиологически готов к активному восприятию художественного произведения, так как обладает высоким уровнем наглядно-образного мышления, развитым воображением, фантазией, понимает жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительных средств, может составить своеобразную эстетическую оценку, мотивировать и аргументировать ее. Он может самостоятельно ориентироваться в детской библиотеке. Высокий уровень читательского развития в младшем школьном возрасте может быть достигнут в результате совместных усилий таких социальных институтов как семья, школа, библиотека.

Изучению роли семьи в читательском развитии младших школьников было посвящено исследование Российской государственной детской библиотеки (1984;1988 гг.). В нем предложены пути сотрудничества библиотеки с родителями, критерии дифференцированного подхода к уровню подготовленности родителей к руководству чтением детей в семье. Своеобразны и значимы в этом отношении публикации И. Я. Линковой, О. Кабачек, исследование Г. А. Ивановой и З.И.Ка-дынцевой. В диссертации З. Кадынцевой «Пути взаимодействия библиотеки с семьей в руководстве чтением школьников младшего школьного возраста (97) рассматривается взаимосвязь активности родителей в зависимости от типа их отношения к чтению детей в семье. В диссертационном исследовании Е. П. Наседкиной «^фференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей» (142) установлена взаимосвязь повышения педагогической культуры родителей в совместной деятельности детских библиотек и школы. В исследовании Н. П. Опариной «Развитие дошкольника (5−6 лет) как читателя детской библиотеки» (57) показано, что определяющим в возникновении потребности в общении с книгой является влияние семьи. Но ни в одной из названных и других имеющихся работ не анализируется мотивационная структура деятельности родителей как руководителей чтением детей в семье, не исследуются возможности рекомендательной библиографии литературы для детей в организации семейного чтения как межличностного общения. В нашем исследовании мы рассматриваем динамику формирования мотивов совместного чтения родителей и детей, определяем эту деятельность как сотворчество родителей и детей-читателей младшего школьного возраста, зависящее от работы детской библиотеки с родителями и детьми. Рекомендателшо-библиографические издания, адресованные детям и родителям, считаем одним из ценных и плодотворных источников и стимулов педагогически грамотного читательского общения взрослых и детей в семье.

В общении со взрослым, на основе интереса к книге, искусству, совместного получения интересных знаний о мире и о себе ребенок постигает мир, себя, открывает в родителях интересных, приятных собеседников, личностей, с которыми хочется общаться. Отсутствие такого общения глубоко ранит ребенка младшего школьного возраста, еще психологически не окрепшего для абсолютного самостоятельного осознания окружающего мира. Он остро нуждается в открытой любви и уважении, чему и благоприятствует совместное чтение.

Опыт совместной читательской деятельности в единстве с непосредственным приятным и осознанным общением ребенка и родителей, радость творческого общения с книгой, искусством делает совместное семейное чтение действенным в жизни развивающейся личности. Философский подход к данной позиции обоснован в трудах М. С. Кагана о роли общения в достижении духовной общности людей, она — «сама по себе проявление свойственного человеку родового качества социальности», потребности человека в другом человеке, в эмоциональном общении, функции этого общения (92, с.292). Этот вывод позволяет сформулировать следующую исходную позицию нашего исследования. Изучение интереса, потребности, мотивов руководства чтением детей родителями должно быть направлено на определение того, в какой мере руководство чтением детей взаимосвязано с непосредственным межличностным общением детей и родителей. Незаменимую роль общения раскрывает положение психологической концепции о том, что становление межличностных отн шений происходит в условиях совместной деятельности, обусловливающей общение человека с другим человеком. Работы психологов В. И. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, А. И. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, А. А. Бодалева, А. В. Петровского (183,.

8, 29, 30, 120, 121, 126) раскрывают психологический механизм совместной деятельности с позиций идеи единства деятельности и общения, оптимизации совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Протекающий под влиянием различных объективных и субъективных факторов этот процесс формирует сложную структуру общения личности с другой личностью, которая в современной социальной психологии рассматривается как единство трех элементов — взаимосвязанных сторон: коммуникативной (общение как обмен информацией) — интерактивной (общение как взаимодействие) — перцептивной (общение как восприятие людьми друг друга). На этой основе мы формируем следующую исходную позицию диссертации: динамичное соотношение, наполненность названного триединства не только создает результативную мотивацию, но и стимулирует последующее развитие мотивов к более продуктивным для читательской совместной деятельности родителей и детей.

Специфика общения является предметом изучения специалистов в области библиотековедения и библиографии. Проблемы психологии библиографического общения привлекали внимание М.Г.Вохры-шевой, Ю. М. Тугова, Э. Л. Шапиро, Г. С. Солодковойразличные аспекты психологии взаимодействия библиотекарей и читателей рассмотрены в работах Б. И. Андреева, М. Д. Афанасьева, Л.И.ГЪленок, М. Я. Дворкиной, Н. Добрыниной, Л. Ф. Матлиной, В. И. Терешина, С. А. Трубникова, С. А. Езовой (17, 69, 218, 229, 72). Специфика читательского общения, возникающего в процессе чтения в семье, исследуется в работах библиотековедов М. Д. Афанасьева, Н. Добрыниной, Э. Ивановой, А. Г. Ивановой, педагогов и методистов детского чтения Т. Д. Полозовой, З. И. Кадынцевой, О. Л. Кабачек, С. В. Шиповой, Л. Я. Сельцер и др. (17, 82, 83, 84, 88, 90, 171, 172, 194).

В своем исследовании мы подходим к изучению читательского общения родителей и детей, согласно которому общение в процессе совместной читательской деятельности рассматривается как поле социального сопряжения духовных миров, расположенных друг к другу, посредством которого осуществляется взаимообратный перевод интеллектуальной нравственно-эстетической, духовной культуры личности в индивидуальную систему ценностей другой личности. Это позволяет нам сформулировать следующую исходную позицию нашего исследования. Изучение совместного семейного чтения должно быть направлено на определение особенностей того, в какой мере в содержании и взаимосвязи трех сторон структуры читательского общения (коммуникативной, интерактивной и перцептивной) реализуется субъект-субъектный характер межличностного общения родителей и детей. Это может служить основой для выявления групп родителей, характеризующихся различными уровнями мотивации деятельности.

Исследование, проведенное нами в 1990;1994 годах, подтвердило предположение, что для большинства родителей младших школьников отношение к чтению ребенка не является процессом осознанного общения как взаимообогащения, доставляющего детям и взрослым радость совместного постижения нравственно-эстетических интеллектуальных ценностей, самооткрытия и открытия друг друга. Необходимо было определить пути наиболее полной реализации в работе с родителями младших школьников специфических возможностей детской библиотеки, выявить формы и методы подготовки родителей к семейному чтению — процессу творческого общения детей и взрослых. Методологической базой данного направления деятельности детской библиотеки является, на наш взгляд, концепция педагогики сотворчества, представленная в публикациях Т. Д. Полозовой и Т. А. Полозовой.

Исходя из принципов педагогики сотворчества, основываясь на последних достижениях отечественной психологии (174, 8, 126), мы определяем семейное чтение как совместную читательскую деятельност! семьи в условиях творческого субъект-субъектного общения ребенка и родителей, направленную на целостное развитие личности ребенка с первых лет жизни. Полноценная реализация этой деятельности тесно связана с механизмом мотивационной структуры деятельности. Поэтому мы активно используем в диссертации теорию «сдвига мотивов» (121). Она позволяет объединить механизм изменений в мотивационной структуре руководства чтением в семье на основе читательского общения и раскрыть процесс возникновения его нового смысла. Мы доказываем, что необходимым условием сдвига мотивов является деятельность детской библиотеки по образованию, подготовке родителей к читательскому общению в семье и выделяем особо значимую роль рекомендательной библиографии, определяя ее как источник и метод подготовки родителей к педагогически оправданной деятельности.

Подготовленность родителей к читательскому общению с ребенком непосредственно зависит от степени их потребности в информации о педагогической литературе, детской литературе, от грамотного и заинтересованного отношения к библиографическим пособиям, адресованным читателям-школьникам и руководителям детского чтения. Подготовка родителей к использованию различных рекомендательно-библиографических изданий рассматривается как часть системы работы библиотеки по организации семейного чтения. Это подтверждается как историческим опытом развития рекомендательной библиографии литературы для детей, так и современными исследованиями библиографоведов Л. А. Виролайнен, Е. Ф. Рыбиной, А.Н.Дулато-вой, Н. Ф. Новичковой, И. И. Томашевой.

Приведенные выше концептуальные положения позволяют сформулировать цели и задачи исследования.

Цель — Научно обосновать современную теорию совместного семейного чтения, вытекающую из принципов педагогики сотворчества, учитывающую особенности социокультурной ситуации в странеопределить научные основы и направления работы детской библиотеки как учреждения культуры и внешкольной педагогической деятельности с детьми-читателями и их родителями.

Объект исследования — Семейное чтение — читательская деятельность как межличностное общение и творческое взаимодействие родителей и детей.

Предмет исследования — деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению.

Основные задачи исследования:

1. Изучить научные подходы к семейному чтению, толкованию смысла, ценностей, методов организации семейного чтения в истории отечественной педагогики и библиотековедении (сер.XIXнач.XX вв.).

2. Обосновать своеобразие современных подходов к трактовке смысла, задач, направленности семейного чтения как практической реализации принципов педагогики сотворчества, отвечающих требованиям современной социокультурной ситуации.

— 15.

3. Обосновать содержание, направления форм и методов деятельности детской библиотеки по образованию, просвещению родителей, их практической подготовке к семейному чтению,.

4. Разработать предложения по созданию системы рекомендательных библиографических пособий в помощь семейному чтению.

5. Обосновать предложения по совершенствованию подготовки будущих специалистов детских библиотек к организации семейного чтения, современной трактовке этой теш в курсах «Руководство чтением детей и юношества», «Психология чтения детей и юношества», «Библиография литературы для детей и юношества», в курсе по выбору «Роль рекомендательной библиографии в организации семейного чтения» .

Гипотеза: если детские библиотеки осуществляют целенаправленную работу с родителями младших школьников на основе педагогики сотворчества, определяющей взаимодействие и взаимовлияние творческого общения родителей и детей, развитие личности каждого как субъекта этой творческой деятельности (взрослых и детей), то семейное чтение займет подобающее ему место в системе постоянного взаимодействия родителей и детей, их духовного и интеллектуального сближения, будет способствовать поднятию общей культуры семьи, ее духовному возрождению.

На защиту выносятся положения:

I. Семейное чтение является совместной читательской деятельностью семьи. Она предполагает возникновение творческого межличностного (субъект-субъектного) общения ребенка и родителе£ направленного на творческое самопознание личности через книгу, совместное чтение. Основу этой способности составляют развивающиеся в единстве коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Благодаря общению, построенному на принципах педагогики сотворчества, обогащается духовный мир ребенка и родителей, происходит целостное развитие личности ребенка и взаимообогащение личности каждого из субъектов процесса общения.

2. Состояние руководства чтением детей в семье представляет сложную и противоречивую картину, отражающую современную социокультурную ситуацию в стране. Большинство родителей (ЧТ/о) не подготовлены к руководству чтением в семье, не осознают его как читательское общение, как взаимоприятную и взаимополезную, роднящую взрослых и детей деятельность. Среди родителей преобладают «учебные» мотивы руководства чтением детей, как правило, исключающие творческое читательское общение ребенка и родителей. Следовательно, детские библиотеки должны предусматривать методологию педагогики сотворчества, по, щить сознание каждого родителя на новый уровень представления личностно-значимой ценности читательского общения и для родителей и для детей.

3. Рекомендательная библиография является источником и одним из ведущих методов организации семейного чтения. Следовательно, формирование системы рекомендательных библиографических пособий в адрес родителей, отвечающих современным требованиям, должно стать исходной позицией для одного изздачительных и актуальных направлений библиотечной практики. Создание системы пособий, составление специфических кругов чтения родителей и детей в итоге предопределяет мотивационно-личностный результат — развитие у родителей личностно-значимого отношения к характеру информации, ценной для их педагогического самообразования.

4. Исследование показало, что формирование у родителей высокого уровня мотивации рассматриваемой деятельности в условиях детской библиотеки возможно, если она активно использует различные формы и методы взаимодействия с родителями, их библиотечно-библиографического просвещения.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

— с позиций педагогики сотворчества обосновано своеобразие смысла, направленности семейного чтения как читательской деятельности в условиях творческого межличностного общения родителей и детей младшего школьного возраста;

— обоснован деятельностно-личностный подход к семейному чтению, необходимый для дифференциации родителей. На основе этого подхода мотивация руководства чтением детей определена как критерий организации работы детской библиотеки с родителями и одновременно как критерий подготовленности родителей к руководству чтением детей, критерий эффективности процесса читательского общения родителей и детей;

— обосновано положение об уровневом формировании мотива-ционной структуры руководства чтением у родителей читателей младшего школьного возраста, определены критерии трех уровней мотивации (учебной, престижной, нравственно-эстетической), показана их зависимость от знаний в области детской литературы, искусства, возрастной психологии и педагогики, от степени потребности в информации о педагогической, психологической и методической литературе. Характеристика уровней мотивации руководства чтением детей родителями дает возможность проследить их динамику и определить перспективы движения к нравственно-эстетическому уровню мотивации развития ребенка в процессе семейного чтения.

Теоретическая значимость состоит в обосновании педагогики сотворчества как научной основы организации семейного чтения, в развитии представлений о формировании высокого уровня мотивации руководства чтением детей у родителей в системе образования и просвещения. Научные выводы, содержащиеся в диссертации, дают материал для развития теории и методики руководства чтением детей, библиографии литературы для детей и юношества. Основой для дальнейших разработок в этой области могут служить эмпирические материалы исследования путей совершенствования библио-течно-библиографической работы с родителями.

Практическая значимость исследования:

— выявлена реальная картина состояния семейного чтения, представлены критерии трех уровней формирования мотивационной структуры руководства чтением детей у родителей, что позволяет библиотекарю дифференцированно осуществлять индивидуальную работу и групповую работу с родителями, направляя ее на нравственно-эстетическое развитие ребенка в условиях творческого субъект-субъектного общения родителей и детей;

— предложена методика работы библиотеки с родителями. Раскрыты условия, приемы активизации совместного семейного чтения с помощью рекомендательных библиографических пособий. Методика апробирована в эксперименте и показала, что она помогает усилить влияние библиотеки на подготовку родителей к читательскому творческому общению в процессе семейного чтения, помогает противостоять современной семье влиянию массовой культуры во всех ее негативных проявлениях, умаляющих роль семьи как домашнего очага;

— 19.

— разработаны организационная, содержательная, типологическая, читательская структуры системы рекомендательных библиографических пособий в адрес родителей в помощь семейному чтению;

— представлена учебная программа курса по выбору, апробированная в учебном процессе Краснодарской государственной академии культуры на информационно-библиотечном факультете. Опыт работы по этой программе показывает, что курс позитивно влияет на профессиональную подготовку студентов информационно-библиотечного факультета, способствует выработке профессиональных качеств у будущих специалистов, помогает преодолеть неуверенность в общении с родителями читателей младшего школьного возраста.

Методологическая основа исследования:

I. Философские психологические и педагогические труды о личности, о формировании культуры личности, ее нравственно-эстетической сущности как ведущей тенденции развития современного общества, являющейся основой истинно человеческого существования, обновления и предопределения развития человеческого общества в целом. 2. Труды библиотековедов, педагогов, литературоведов о семейном чтении как процессе духовного общения поколений, о роли читательского общения семьи в формировании духовно богатой личности, укреплении семьи в условиях современной социокультурной ситуации.

Применялся комплекс методов, обусловленных характером исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и библиотековедческой литературы по проблеме;

— многоаспектный анализ библиотечной документации Российской государственной детской библиотеки, библиотек Краснодарского края за 5 лет, рекомендательно-библиографических материаловметодико-библиографических изданий библиографических и методических центров республики;

— системный анализ рекомендательных библиографических изданий в адрес родителей читателей младшего школьного возраста, позволяющий определить перспективы формирования системы рекомендательных библиографических пособий в помощь семейному чтению;

— социологический (анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение);

— педагогический эксперимент.

Анкетированием было охвачено 875 родителей, 180 библиотечных работников, 200 студентов информационно-библиотечного факультета КГАК.

Основными базами эксперимента явились детские библиотеки, библиотеки семейного чтения Краснодарского края, работающие с родителями читателей младшего школьного возраста: г. Краснодара (Центральная детская библиотека, городская библиотека семейного чтения им. Н.В.Гоголя), г. Армавира (Центральная городская детская библиотека им. 3.Космодемьянской). Эксперимент проводился в два этапа в течение 1990;1994 гг. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Его цель — изучение мотивов руководства чтением детей родителей читателей младшего школьного возраста как системы межличностного общения.

Цель второго, формирующего этапа эксперимента — проверка теоретических положений исследования, моделирование процесса развития личностно-значимой мотивации совместного чтения с детьми в семье на основе использования рекомендательных библиографических пособий в условиях деятельности родительского клуба.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены на Всероссийских конференциях: Второй конференции по психологии и педагогике чтения (Москва, 1990), Социально-культурные проблемы села в новых экономических условиях (Краснодар, 1991), I Общенациональном конгрессе по чтению «Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее» (Москва, 18−21 августа 1992 г.), Международной научной конференции: Человек в мире искусства: Информационные аспекты (Краснодар — Новороссийск, 1994 г.). Проблемы, изложенные в работе, освещались на научно-практических конференциях работников вузов Краснодарского края в 1990;1994 годах. Теоретические выводы и методические рекомендации опубликованы.

Результаты исследования использовались для совершенствования преподавания курса «Библиография литературы для детей и юношества», нашли отражение в программе курса по выбору «Роль рекомендательной библиографии в организации семейного чтения» .

Цель и последовательность решения задач исследования определили структуру диссертации: введение, две главы, заключение и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования процесса подготовки родителей к семейному чтению как творческому межличностному общению. Определены цель, задачи, объект и предмет диссертации, научная новизна, практическая значимость исследования, его методология и методика.

I глава: «Исторические и научные предпосылки организации семейного чтения». На основе анализа социологической, психолого-педагогической, библиотековедческой литературы рассматривается социальная роль семейного чтения как читательской деятельности на основе творческого читательского общения с целью нравственно-эстетического развития личности ребенка, выявляются предпосылки его совершенствования в работе детских библиотек с родителями читателей младшего школьного возраста. Освещен опыт отечественной педагогики в организации семейного чтения, выявлены его положительные результаты для экстраполирования в современный процесс организации семейного чтения.

П глава: «Деятельность современной детской библиотеки с родителями — основа организации семейного чтения». На основе резуль татов констатирующего эксперимента, позволяющих рассмотреть специфику деятельности родителей как руководителей детского чтения в семье, выделены уровни мотивации руководства чтением, разработа на модель системы рекомендательных библиографических пособий в ад рес родителей, рассматривающаяся как эффективный источник совершенствования организации семейного чтения. Определены принципы ее построения, рассмотрены перспективы использования в работе детских библиотек с родителями. Описываются результаты формирующего эксперимента, его итоги.

В заключении обобщаются основные результаты исследования.

Приложение Содержит анкету для родителей, программу курса по выбору «Роль рекомендательной библиографии в организации семейного чтения», рекомендательные библиографические пособия для родителей, подготовленные студентами КГАК (сканирование титульных листов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование процесса подготовки родителей к семейному чтению вызвано усилением внимания к личности человека, к проблемам ее воспитания в семье, потенциальным возможностям семьи в развитии духовного мира личности ребенка, формировании у него нравственно-эстетических ценностей. Это одно из проявлений процесса гуманизации. Семья в настоящее время выступает как одна из главных основ духовного возрождения. Огромный потенциал для организации семейного чтения заложен в деятельности детских библиотек, являющихся сегодня центрами культуры, хранилищами живых источников духовного богатства, накопленного человечеством.

Однако современное состояние деятельности библиотек, к сожалению, не отвечает в достаточной степени современным задачам и значимости семейного чтения. Такое положение вызывает тревогу практиков и исследователей.

В диссертации проанализированы и раскрыты сущность и специфика семейного чтения на основе деятельностно-личностного подхода. Основываясь на данных психологической науки о межличностном общении и опираясь на концепцию педагогики сотворчества Т. Д. Полозовой, Т. А. Полозовой, мы определили семейное чтение как совместную творческую читательскую деятельность взрослых и детей в условиях субъект-субъектного общения ребенка и родителей, направленного на целостное развитие личности растущего человека и на постоянное совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к совместному с детьми чтению как заинтересованному личностно-значимому освоению произведений литературы* разных видов и жанров.

Многогранность объекта исследования — семейное чтение как читательская деятельность, общение и взаимодействие родителей и детей — вызвало необходимость выявления факторов, влияющих на его развитие. Анализ организации семейного чтения в истории отечественной педагогики и библиотековедении (сер.XIX — нач. XX вв.) позволил познать и объективно оценить роль рекомендательной библиографии как источника и метода подготовки родителей к совместной читательской деятельности в семье. Установлено, что рекомендательные пособия содержат возможности углубления понимания и знания родителями задач руководства чтением, ориентации их на форсирование нравственно-эстетической оценки произведения литературы у читателя младшего школьного возраста, влияния на содержание семейного чтения — читательского общения родителя и ребенка.

Эффективность библиотечно-библиографической деятельности детской библиотеки в помощь семейному чтению находится в прямой зависимости от решения проблемы дифференциации родителей на основе мотивов их отношения к совместному чтению с детьми и руководству чтением. Рассматривая семейное чтение с позиций деятельностно-личностного подхода, мы выделили ведущим психологическим механизмом рассматриваемого процесса и критерием дифференциации родителей — мотивы руководства чтением. Это позволило обосновать современный процесс семейного чтения научными данными возрастной, социальной психологии, знаниями о закономерностях развития личности. В зависимости от степени иерархи-зированноети мотивов, степени библиографической потребности в информации, осознания родителями задач целостного развития ребенка-читателя, субъект-субъектных взаимоотношений в процессе семейного чтения и определены уровни мотивации руководства чтением.

Проведенный констатирующий эксперимент позволил выделить три уровня мотивации. Дня низкого уровня мотивации руководства чтением характерна совокупность таких мотивов как родительский долг, оказание помощи ребенку в выполнении школьных заданий, руководство чтением носит эпизодический характер (63?). Развитие и воспитание личности ребенка не рассматривается как возможность и цель. Эстетическое восприятие литературы и эстетическое воспитание понимается лишь как выработка навыков внешней культуры поведения. Ценностным критерием выбора литературы для чтения ребенка является соответствие ее школьной программе. Родители данного уровня мотивации не испытывают потребности получить информацию об организации руководства чтением ребенка в семье, не ориентированы на читательское общение с ребенком, не имеют представления и понимания о субъект-субъектных отношениях в процессе совместного чтения.

Для более высокого уровня мотивации деятельности родителей по совместному чтению с детьми характерно сочетание учебного, познавательнов^нравственного и эстетического мотивов развития детей. Эстетическое развитие ребенка родители этого уровня преимущественно рассматривают как получение ребенком знаний основ цузыки, театра, изобразительного искусства, кино. Чтение ребенком художественной литературы рассматривается, однако, как познавательный процесс, не предполагающий постижение нравственного, эстетического смысла литературы. Эстетическое воспитание ребенка родители понимают как «расширение кругозора», самоутверждение. Этому уровню свойственны престижные соображения. Руководство чтением в такой семье носит относительно систематический характер (31*). Читательское общение ориентировано на извлечение фактической информации из книги. Реализуется коммуникативная сторона общения, но нет устремления к ее активизации. Ориентация ребенка на эстетическое восприятие, эстетические оценки произведения остается вне читательского общения родителей и ребенка. Родители имеет поверхностное представление о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. К детской библиотеке обращается часто, но рекомендательными пособиями пользуется редко. Не ищут в них оценки произведений с точки зрения нравственно-эстетических критериев.

Третий уровень мотивации (высокий) характеризуетея заинтересованностью родителей в целостном развитии личности ребенка. Они проявляет стремление к развитие духовного, нравственного потенциала своей личности и личности ребенка. Чтение художественной литературы рассматривается в семье как творческая деятельность, духовно обогащающая семье, как диалогическое общение родителей и ребенка в процессе семейного чтения, которое является систематическим и наблюдается у 7* опрошенных родителей. Для родителей данного уровня мотивации характерно систематическое посещение детской библиотеки. Они испытывают потребность в библиографической информации в целях организации семейного чтения. Основной тенденцией, мотивом — целью является нравственно-эстетическое развитие ребенка, активизация «перцептивной» стороны читательского общения.

Раскрытые уровни мотивации руководства чтением, выявленные в констатирующей части диссертационного исследования, дают возможность понять сложность и разнообразие мотивов руководства чтением в современной семье. Характеризуемая нами группа высокого уровня мотивации не претендует на идеальную модель подготовленности родителей к чтению как межличностному общению, но потребность в библиографической информации с целью нравственно-эстетического развития ребенка в процессе читательского общения рассматривается нами как доминирующая черта в характеристике высокого уровня мотивации. Эти выводы позволяют обосновать перспективные направления библиотечно-библиографической деятельности детских библиотек с родителями.

Исходя из положения психологической теории о сдвиге мотивов, происходящем в процессе деятельности, мы утверждаем, что организация библиотекой руководства чтением в семье, осуществляемая с помощью рекомендательных библиографических пособий, способствует развитию мотивационной структуры руководства чтением от низкого к высокому уровню, направленному на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, на творческое читательское общение на основе принципов педагогики сотворчества.

В диссертационном исследовании предложена концепция развития системы библиографических пособий в помощь организации семейного чтения на основе системного подхода. Исходя из специфики обеспечиваемого объекта (родители и дети) были определены качественные отличия системы рекомендательных библиографических пособий в помощь семейному чтению: раскрыты организационная, содержательная, типологическая и читательская структуры системы. В организационной структуре данной системы пособий нами выделены два уровня: федеральный (центральный) и региональный. Современное состояние рекомендательно-библиографической деятельности детских библиотек вызывает необходимость организационной перестройки, четкого разграничения функций детских библиотек как учреждений, производящих библиографическую продукцию для родителей, и их закрепление по созданию определенных разновидностей библиографических пособий. В настоящее время решение этих вопросов затруднено из-за отсутствия теоретических исследований в области организации системы библиографических пособий литературы для детей и юношества.

Предложенный в диссертации вариант прогностической модели системы пособий основывается на принципах единого подхода, преемственности и комплексности. Создание пособий для совместного чтения родителей и детей младшего школьного возраста в структуре системы пособий в помощь семейному чтению должно осуществляться с учетом проблем субъективного характера. В частности, одной из таких проблем является необходимость преодоления в мышлении библиографов стереотипности взглядов на развитие библиографии литературы для детей и юношества в помощь семейному чтению, в том числе методики библиографирования. Исходя из положения о рекомендательной библиографии как источнике и методе организации семейного чтения, влияющем на формирование мотивов руководства чтением, предложенная в диссертации программа организации семейного чтения в условиях детской библиотеки осуществлялась на основе рекомендательных библиографических пособий, подготовленных студентами информационно-библиотечного факультета КГАК. Данные пособия составлялись в рамках разработанного нами курса по выбору «Роль рекомендательной библиографии в организации семейного чтения». В нем нашли отражение результаты проведенного исследования и предложена система мер, влияющих на формирование профессиональных способностей будущих специалистов детских, школьных библиотек, библиотек семейного чтения для организации семейного чтения.

Нацеленная на развитие мотивационной структуры руководства чтением у родителей младших школьников программа включает три этапа. Первый направлен на диагностирование мотивов руководства чтением ребенка в семье, изучение отношения родителей к использованию рекомендательных библиографических пособий. На втором этапе ставилась задача формирования у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических, психологических знаний, знаний по литературе для детей и психологии чтения, знаний искусства и его роли в нравственно-эстетическом воспитании и целостном развитии ребенка. Третий этап направлен на формирование у родителей представлений о субъект-субъектной сущности семейного чтения — читательского общения и дальнейшего развития у них ценностных представлений о роли рекомендательных пособий в организации семейного чтения. Реализация представленной программы возможна в деятельности родительского клуба. Его члены имеют возможность развить личную мотивацию отношения к совместному с детьми чтению, противостоять влиянию негативных проявлений современной массовой культуры на юное поколение.

Анализ результатов эксперимента по внедрению программы развития мотивации руководства чтением детей у родителей подтвердил основные положения в вдвинутой гипотезы. В сознании родителей произошли изменения представлений о сущности семейного чтения. Целенаправленная работа детской библиотеки с родителями младших школьников на основе принципов педагогики сотворчестве способствует духовному и интеллектуальному сближению родителей и детей, поднятию общей культуры семьи.

В работе были затронуты и не получили должного освещения ряд проблем сложного процесса, каким является семейное чтение как межличностное, значимое для детей и родителей общение. В частности, проблема, связанная с изучением формирования структуры читательского общения родителя и ребенка требует разработки психологической методики диагностики типов взаимодействия субъектов семейного чтения и адаптирования ее к библиотечно-библиографической практике. Требует самостоятельного рассмотрения и проблема реализации организации семейного чтения всей системы библиотечно-библиографических методов и форм работы детских, школьных библиотек и создающихся библиотек семейного чтения. Разработка системы библиотечно-библиографической деятельности библиотек семейного чтения.

Необходимо фундаментальное исследование истории педагогической и библиотековедческой мысли по изучаемой нами проблеме, формирования конкретно-исторических предпосылок совершенствования подготовки и переподготовки специалистов детских библиотек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Система: Философская категория и реальность. М.: Шсль, 1976. — 188 с.
  2. М.И. О связи библиотеки с учителями и родителями // Обслуживание читателей детских библиотек. М., 1986. -С.69−71.
  3. А.Я. Психология и педагогика основа курса «Шблиотечное обслуживание» // Сов. библиотековедение, 1992. -№ 2. — С.59−62.
  4. А.Я. Самообразование: История, теория и соврем, пробл. М.: Etocni. шк., 1986. — С.66−80.
  5. М.И. Массовая библиотека в помощь семье // Массовая библиотека. 92. — М., 1992. — С.78−84.
  6. . Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1980.1. Т.2. С.128−207.
  7. Г. М. Социальная психология, 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432с.
  8. И.М., Зубов Ю. С. Информационная культура как фактор художественного развития личности // Человек в мире искусства: Информационные аспекты. Тез. международной научной конференции. Краснодар, 1994. — С.6−8.
  9. Анисимов С.$. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253с.
  10. Антология педагогической мысли России второй половины 19 века. М.: Педагогика, 1990. — 603с.
  11. А.И. Современная культурная политика:от идеи к практике // Введение в культурологию. М.: МГИК, 1993. — С.9−43.
  12. А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237с.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 150с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  15. В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6. — C.98-III.
  16. М.Д. Межличностные каналы распространения чтения в сельской семье // Социально-психологические проблемы чтения. Сб.науч.тр. М., 1977. — C.6I-75.
  17. Л. Ребенок и книга. М.: Книга, 1969.167с.
  18. Л. Социально-педагогическая типология читателей детей// Социология и психология. М., 1979, — С.102−121.
  19. Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. — С.143−160.
  20. Э.К. Система пособий рекомендательной библиографии и пути повышения ее эффективности в современных условиях: Лекция. М.: МГИК, 1977. — 79с.
  21. Библиографическая характеристика художественного произведения как средство активизации чтения молодежи: Сб.науч.тр./ ГШ. М., 1978. — 108с.
  22. Шблиотека-Книга-Семья. Etan. I: Метод.материалы. М., 1993. — 40с.
  23. Библиотека-Книга-Семья / Материалы к неделе детской книги/ Вып.2 РГДБ. М., 1993. — 82с.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сухость системного подхода. М.: Наука, 1973. -270с.
  25. П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547с.
  26. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 199с.
  27. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464с.
  29. А.Д. 0 путях совершенствования работы детских библиотек по библиотечно-библиографическому всеобучу родителей// Дзятельность детской библиотеки по коммунистическому воспитанию юных читателей. М., 1988. — С.56−64.
  30. Л.П. Современные проблемы культурологического образования: его состояние и перспективы // Современные проблемы культурологического образования. М., 1993. — С.4−12.
  31. Вуева Л. П. Духовная культура личности в современном образовании // Современные проблемы культурологического образования. -М., 1993. С. 58−65.
  32. И. О функциях детских библиотек // Библиотека, 1993. № I. — С.15−17.36. йздченко А. Г. Проблемы семейного воспитания в истории сов. педагогики (I9I7-I94I гг.). Дис. канд.пед.наук. Харьков, 1987. — 195с.
  33. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288с.
  34. И. С. Формирование эстетической культуры младших школьников. Киев, 1985. — 137с.
  35. B.C. Младший школьник и книга // Вопросы библи ографоведения и библиотековедения: Межвуз.сб. М., 1988.1. Вып.9. С.37/44.
  36. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски. М., 1994. 119с. (филиал Московского ин-та повышения квалификации работников образования (Центр инноваций в педагогике).
  37. М. 0 путях развития системы рекомендательно-библиографических пособий // Сов.библиотековедение. 1987.3. С.54−59.
  38. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576с.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во Акад.пед.наук, I960. 500с.
  40. ГЬнчаров И.В. О воспитательном потенциале семьи // Сов. педагогика. 1981. — № I. — С.36−42.
  41. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников. Дие. канд.пед.наук, — М., 1971. — 349с.
  42. Голубева H. J1. Шблиографическое информирование в условиях школьной библиотеки. Вып.1: Метод. материалы / ГИНМЦ. -Краснодар, 1991. 16с.
  43. Н.Л. Проблемы образования школьных библиотекарей // Учитель: Информационно-метод. сб.- Краснодар, 1993.4. С.24−29.
  44. И.Л. Роль читательского общения семьи в эстетическом воспитании младших школьников // Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее: Тез.1 общенационального Конгресса по чтению. М., 1992. — С.7−8.
  45. ГЬлубева Н. Л. Специфика функциональной структуры рекомендательного библиографического пособия в помощь семейному чтению // Человек в мире искусства: Информационные аспекты: Тез. Международной научной конференции. Краснодар, 1994. С.366−367.
  46. М.Т. Воспитание культуры чтения младших школьников. М.: Книга, 1968. — Шс.
  47. Гуманистическая психология // Искусство в школе, 1991. -№ 2. С.45−52.
  48. М.С. Проблема взаимосвязи педагогического просвещения и самообразования родителей: Автореф.дисс.канд.пед. наук. М., 1970. — 16с.
  49. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191с.
  50. Детская библиотека и родители юных читателей: Метод, рекомендации. М., 1980. — 26с.
  51. А. Б.Воспитателю о психологии и психогигиена общения. М.: Просвещение, 1987. — 205с.
  52. Н.Е. В защиту рекомендательной библиографии// Сов.библиогр.- 1990. № 5. — C.2I-23.
  53. Н.Е. Основные направления изучения читательских интересов // Библиотека СССР. Опыт работы. 1967. — Вып.35.-С.66−73.
  54. Н. Первые шаги в мир книг // Библиотека, 1993. № 9. — С.26−29.
  55. С.А. Шблиотечное общение. Улан-Удэ: Дурят, кн. изд-во, 1990, — 60с.
  56. З.С. Совершенствовать методику библиографии / Шблиотекарь. 1965. — № 5. — С. 42−44.
  57. З.С., Левина О. И. Рекомендательные библиографические пособия и комплексный подход к воспитанию // В помощь детским и школьным библиотекам, 1978, М., 1978. — С.42−49.
  58. Занков JI.В. .Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1988.175с.
  59. Н.В. История русской библиографии до начала XX в. М.: ГЪскультпросветиздат, 1955. 607с.
  60. Ю.С., Сляднева Н. А. Учитывать тип информационных потребностей общества // Сов.библиогр. 1989. — № 5. С.30−35.
  61. Г. А., фликов В.В. Учебный процесс в институте культуры: проблемы активизации // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. М., 1990. — С.5−16.
  62. Г. А., З.И.Кадынцева. Работа библиотеки с родителями. М., 1990. — 69с.
  63. Э.И. Влияние факторов социальной среды на чтение детей: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1979. — 18с.
  64. Э. Некоторые особенности читательского общения детей 10−11 лет // Социально-психологические проблемы чтения. Сб.науч.тр.Вып.3. М., 1977. — С.59−73.
  65. Э.И. Основные факторы межличностного общенияи чтения детей // Социальная среда и чтение школьников: Социально-психологические проблемы чтения. М., 1980. — С.5−59.
  66. Н.П., Коршунов О. П. Советское библиографоведе-ние: Направления перестройки // Сов.библиогр. 1987. — № I. -С.3−10.
  67. В. В семейном клубе // Шблиотекарь. № 2. -1986. — С.32−33.
  68. О.Л. Исследование педагогических возможностей взаимодействия библиотеки и родителей // Сов.библиотековедение. -1990. № 5. — С.38−42.
  69. Кабачек 0. Ориентиры семейного чтения // Семья и школа. 1989. — № II. — С.30.
  70. О.Л. Проблемы взаимодействия библиотекарей и родителей. Сов.библиотековедение. — 1989. — № I. — С.44−50.
  71. Кабачек 0. Сосуществование или сотрудничество?: (Родители и детские библиотеки) // Шблиотекарь. 1988. -№ 9. — С.36−37.
  72. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988, — 319 с.
  73. М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Сов. педагог, ика, 1981. № 10. — С.56−63.
  74. М.С. О духовном. Опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985. — № 9. — С.91−102.
  75. М.С. Человеческая деятельность : Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 329с.
  76. З.И. О библиотечно-библиографическом просвещении родителей // Сов.библиотековедение. 1976. — № I. — C.80−9I
  77. З.И. Пути взаимодействия бибилотеки с семьей в руководстве чтением школьников младшего возраста: Автореф.дис. канд.пед.наук. Л., 1978.- 16с.
  78. Л. «Возьмемся за руки, друзья» («Круглый стол» РГДБ «Чтение в семье Библиотека — Подготовка кадров») // Шблиотека, 1994, — № 8. — С. 10−14.
  79. Е.В. Современная концепция духовного рад-вития и эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Теоретические аспекты, критическое осмысление опыта/. М., 1988. — 23с.
  80. Книга и чтение в жизни небольших городов. М., 1973. — 328с.
  81. А.С. Единомышленники: (Приобщение родителей к руководству чтением детей: Опыт библиотек Украины) // Библиотекарь. 1987. — № 5. — C. I8-I9.
  82. В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1988. — 191с.
  83. С.Д. Формирование информационных потребностей // НТИ. Сер.2. 1986. — № 2. — С.1−6.
  84. Е.М. Библиотека семейного чтения в Ленинграде // Сов. библиотековедение, 1990, № 6. — С.78−80.
  85. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Шнек: Народная асвета, 1969. — 205с.
  86. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения // Проблема общения в психологии. М., 1981. — С.60−79.
  87. НО. Коршунов О. П. Библиографоведение. Общий курс. М., 1990. — 229с.
  88. I. Крайзмер Л. П. Кибернетика. М.: Агропромиздат, 1985.255с.
  89. Краткий психологический словарь. М.: Высшая школа, 1974. — 134с.
  90. ИЗ. Красинская Л. Ф. Профессиональное общение библиотекаря (Психолого-пед.аспект): Дис. канд.пед.наук. М., 1993.
  91. О.И. Снова о системе библиографических пособий для детей // Сов.библиогр. 1980. — № 3. — С.76−78.
  92. Н.К. вопросу о возрастных особенностях школьников // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1967. — Т.5. — С.9−57.
  93. Н. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение. 1971. — 227с.
  94. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. — № I. — C. I2I-I32.
  95. А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С.120−123.
  96. А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. — № 4. — С.87−97.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304с.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения. -Т.2. М., 1983. — 320с.
  99. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.387с.
  100. А.Н. Проблемы развития психологии. М.: Мысль, 1965. — 572с.
  101. В.Г. Психологические механизмы мотивацииучебной деятельности. Новосибирск: Изд-во НПТИ. — 1987. -92с.
  102. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: (к обоснованию «Педагогики сотрудничества) // Вестник высшей школы, 1989. — № II. — С.39−45.
  103. В.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопр.философии. 1979. — № 8. — С.34−47.
  104. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443с.
  105. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. — 175с.
  106. А.С. Книга для родителей. М.: Правда, 1986. — 384с.
  107. О.М. К вопросу о разработке комплексной классификации читателей // Сов.библиотековедение. 1978. — № I. -С.32−45.
  108. Массовая библиотека и семья: Метод.-библиогр.материалы: В 2ч. / Рос.гос.б-ка- Сост.М. Л. Акилина. М., 1992.
  109. В.В. «Берендеево царство» // Шблиотека-Йнига-Семья. Вып.2: Метод.материалы. М., 1993. — C. I-I5.
  110. Мир детства: Младший школьник. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 270с.
  111. В.И. Психолого-педагогические условия совместной досуговой деятельности родителей и детей в культурно-досуговых учреждениях: Дис. канд.пед.наук. М. — 1992. -196с.
  112. С. На страницах «Читай-города'» // Советская культура. 1978. — 28 мая.
  113. Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. — 128с.
  114. З.М. Социально-педагогическая деятельность клуба как фактор совершенствования семейного воспитания: Авто-реф.дис. канд.пед.наук. 1., 1982. — 16с.
  115. Е.И. Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей: Дис.канд. пед.наук. М., 1979. — 189с.
  116. Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию. Минск, 1987. — 217 с.
  117. .И. Вопросы построения системы педагогического просвещения родителей. Автореф.дис.канд.пед.наук. Петропавловск, 1971. — 16с.
  118. В. йце раз о семейных чтениях // Библиотека. 1993. — № 2. — С.21−23.
  119. В. Семейные чтения // Библиотекарь, 1991. -№ 12. С.21−24.
  120. .М. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: проект. М., 1991. — 18с.
  121. Г., Полозова Т. Веление времени: 0 подготовке родителей к руководству чтением детей в семье // Библиотекарь. 1986. — «9. — С.52−53.
  122. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 143с.
  123. Н. О системе библиографических пособий для детей и подростков // Сов.библиографи. 1983. -II.-C.9-I8.
  124. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
  125. Об эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ (Рекомендации НИИ худ. воспитания АПН СССР) // Воспитание школьников. 1985. — Ш 2. — С.69−72.
  126. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Е. З. Васина, Л. В. Беруфан, Е. А. Бугрименко и др.) -М.: Педагогика, 1988. 135с.
  127. Н.П. Развитие дошкольника (5−6 лет) как читателя детской библиотеки: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Спб., 1992. 16 с.
  128. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 238 с.
  129. А. И установке критерия при оценке книг для детей // Педагогический сборник, 1894, май.1. С.456−459.
  130. А. Несколько мыслей о составлении указателей для чтения // Педагогический сборник, 1895, сент.1. С.241−258.
  131. Очень нужный разговор: Зам.ред. в связи со ст.Н.Ф.Но-вичковой «Ще раз о системе пособий для детей и подростков»
  132. .Д. Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 1981. — 192 с.
  133. В. Всей семьей в библиотеку // Библиотекарь, 1987. «10. — С.56−57.
  134. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  135. Т.Д. Восприятие прочитанного подросткамив зависимости от установки чтения // Проблемы психологии чтения и читателя. Тез. научной конференции. Л., 1971. -С.87−89.
  136. Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. -М.: Знание, 1978. 46 с.
  137. Т.Д. Открытие мира. М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
  138. Т.Д. Доводить чтением формировать личность // Сов. педагогика, 1985. -12, — С. 57−63.
  139. Т.Д. Библиотечная работа с юными читателями дело педагогическое // Сов.педагогика. — 1986. — № 12.- С.34−40.
  140. Т.Д. Творческое чтение воспитание личности // Социалистическая культура и проблемы творческой деятельности. Сб.науч.тр. /МГИК. — М., 1989. — С.146−152.
  141. Т.Д. Педагогика сотворчества в библиотечной работе с подрастающим поколением // Человек в мире искусства: Информационные аспекты: Тез. Международной научной конференции.-Краснодар Новороссийск. — С.290−292.
  142. Т. К общению и духовной близости // Библиотека, 1994, № 6. С.26−28.
  143. Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.: Просвещение, 1990. — 255 с.
  144. Т.Д., Полозова Т. А. Педагогика сотворчества // Библиотека. 1993. — № 10. — С.15−20.
  145. Последний бастион. Как его отстоять // Библиотека, 1994. № 4. — С.2−8.
  146. Проблемы эстетического развития личности школьника.-М.: Педагогика, 1987. 96 с.
  147. Психологический словарь. М., 1983. — 447 с.
  148. Психология: Словарь / Под общ.ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  149. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  150. В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
  151. З.И. Чтение и развитие младших школьников.-М.: Педагогика, 1982. 128с.
  152. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. — 424 с.
  153. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: Учебник / Под ред.Т. Д. Полозовой. М.: Изд-во МГЖ, 1992. -232 с.
  154. М.А. Избранные труды. К столетию со дня рождения / Сост.И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985. — 248 с.
  155. В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. — С.70−82.
  156. Е.В. Роль общения в социализации личности.-М., 1986. 152 с.
  157. JI.Я. Книга в семье: из опыта работы библиотек Тамбовской области // Массовая библиотека 92. Теория и практика: Сб. М., 1992. — С.73−84.
  158. Семейное воспитание: Краткий словарь. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  159. Семейное чтение: Рекомендации по работе детской библиотеки с родителями / ГРДБ PC$GP, сост. Линкова И. Я. М., 1989. — 60 с.
  160. Семейное чтение университет для родителей // Библиотека и досуг: Метод. рекомендации / Гос.публ.б-ка им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. — Л., 1990. — 132 с.
  161. Семейные чтения // Библиотекарь. 1991. — № 12.1. С. 21.
  162. Семейные чтения для детей 6−8 лет: Программы. Пермь, 1993. — 47 с.
  163. В.И. Общение в семье как фактор формирования личности: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Л., 1974. — 16 с.
  164. В. Уроки на завтра // Воскресение, 1992. -№ I. С.77−79.
  165. В.К. Об эстетическом вкусе. М., 1974.
  166. Н. Воспитание увлечением: / 0 клубной работе в дет. и юнош. библиотеках // Библиотекарь, 1983. № 10. -С. 50−54.
  167. С.М. Дифференциация читателей и воспитание всесторонне развитой личности // Сов. библиотековедение, 1973. -№ 6. С.66−72.
  168. Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч.ред.Т. Г. Киселева. М.: МГИК, 1993. — 67 с.
  169. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 109 с.
  170. А.С. Как быть родителями: (0 психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  171. Социальная среда и чтение школьников: социально-психологические проблемы чтения. М., 1980. — 99 с.
  172. Специфические возможности библиотеки в духовном воспитании детей и подростков. РГДБ. — М., 1993. — 40 с.
  173. Спицын Н, П. Хроника семейного общения. М.: Знание, 1987. — 94 с.
  174. И.А. Общение как деятельность // Общение и культура личности. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984. — С.20−38.
  175. В.Д. Проблемы чтения, заслуживающие всестороннего обсуждения // Сов.библиотековедение. 1977. — № 2.-С.53−59.
  176. Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
  177. В.А. О воспитании. Политиздат, 1975. -152 с.
  178. Теоретические основы руководства чтением // Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: Учебник / Под ред. Т. Д. Полозовой. М.: Изд-во МГИК, 1992. — С.5−34.
  179. В.И. Руководство чтением или библиотечная педагогика? // Науч. и техн.б-ки. 1990. — № 2. — С.29−35.
  180. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352 с.
  181. Е. и Л. О чтении детей. СПб, 1909 — 56 с. (Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.57).
  182. И.И. 0 классификации читателей и дифференцированном руководстве чтением // Сов.библиотековедение. 1978,6. С.43−57.
  183. И. Эстетическое воспитание школьников в библиотеке: Учеб. пособие для студентов дет. и юнош. б-к / ЛГИК. -Л., 1978. 78 с.
  184. Е. и др. Система работы детской библиотеки по использованию рекомендательных библиографических пособий // Актуальные проблемы чтения современных школьников: Тр.ЛГИК.
  185. Т.35. Л., 1977. — С.140−157.
  186. Е.Н., Кузнецова В. К. Связующая нить // Сов. библиогр. 1992. № 3. — С.19−28.
  187. С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей. Сов. библиотековедение, 1980. — № I.1. С.28−38.
  188. С.С., Тугов Ю. М. Система пособий рекомендательной библиографии. Современные проблемы и решения // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий: Метод, рекомендации. М., 1991. — С.6−22.
  189. Ю.М. Социально-психологические критерии дифференциации читателей в библиографической пропаганде // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. М.: Кнрига, 1973. — С.35−49.
  190. Г. Педагогика сотрудничества // Библиотекарь. -1989. № 3. — С.44.
  191. .Г. Теоретические и методологические проблемы ти-пологизации читателей // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: Сб.науч.тр. / ЛГИК. Л., 1980. — С.5−37.
  192. JI.H. Альтернативное образование и библиотечное обслуживание детей // Библиотековедение. 1993. — № 5−6. -С.26−36.
  193. Л. Формирование мировоззрения: возможности семьи // Культ.просвет.работа. 1986. — № 4. — С.22−25.
  194. А.Г., Мацковский M.G. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографич.исследование) М., Статистика, 1978. 224 с.
  195. X. Мотивация и деятельность. Т.1,2. — М., 1986.
  196. Н.А. Библиотечная работа с детьми. М.: Новая Москва, 1925. — 214 с.
  197. С.Ф. Значение рекомендательной библиографии в руководстве детским чтением // Сов.библиогр. 1967. — № 3.1. С.163−176.
  198. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  199. Через библиотеку к будущему // Библиотека, 1994. -№ I. С.43−47.
  200. А.Я. Из огня да в полымя, или старые погудки на новый лад // Науч. и техн. б-ки. 1984. — № 2. — С.49−55.
  201. Читатель 6−9 лет // Библиотека и юный читатель: Практ. пособие. М.: Кн. палата, 1987. — С.35−39.
  202. В. «Семейная грамотность»: американский подход // Библиотека. 1994. — № 7. — С.8−12.
  203. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  204. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С.20−21.
  205. Е.В., Качанов В. М. Философские проблемы психологии // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. — С.63−106.
  206. Д.Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопр.психологии. 1971. — № 4. — С.37−41.
  207. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1972. — 272 с.
  208. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  209. Эстетическое воспитание читателей-детей в библиотеке: Метод. рекомендации / ГБЛ: Сост.Л. В. Жукова. М., 1982. — 36 с.
  210. Эстетическое воспитание школьников- Вопросы теории и методики / М. Д. Таборидзе, Д. К. Басурашвили, О. Г. Алавидзе и др.-М.: Педагогика, 1988. 101 с.
  211. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение. — 1969. — 317 с.
  212. Г. И. Эстетическое воспитание как проблема // Проблемы этики и эстетики, вып.1. Нравственное и эстетическое воспитание. 1973. — С.85−92.
  213. Янкова 3. Уаы любви и гражданства // Библиотека, 1994.-№ 4. С.8−10.
  214. З.А. Молодой человек и его библиотека // Юный читатель и библиотека: Сб.науч.тр. / МГИК- ГРЮБ РСФСР. М., 1991. — С.6−19. Совместно с Бахмутской И.В.
  215. О.В. Методологические аспекты системного исследования библиографической продукции. Дис. .канд.пед.наук.-Л., 1979. 214 с.
  216. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр.психологии. 1982. — № 6. — С.34−39.262. ffilaA&c^-rf. atf гtf /t^wc/?? ътг^г.z^cr. /ецз. А/У 3 90 263. Г. /f. gV^a'^ob1. SZZ. -VJ-l. • -/>• .1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
  217. И.С. Книги маленьким: Рек. указатель книг для дошкольников. — М.: Дет.лит., 1968. — 56 с. (В помощь воспитателям дет. садов и родителям).
  218. И.В. Что читать? Указатель систематического домашнего чтения учащихся. Вып.1. Москва, 1918. — 132 с.
  219. Воспитание детей в семье: Рек.библиогр.указ. / Сост. А. В. Жилина. Москва: Педагогика, 1990. — 56 с.
  220. Н.Я. Родителям о детском чтении: Рек.аннот. указатель. Архангельск: Сев. — Зап.кн.изд-во. — 1967. — 20 с.
  221. Каталог избранных книг для детского чтения. Москва: Изд-во детской библиотеки. М. В. Бередниковой, 1908. — 127 с.
  222. А.В. Что читать детям? Москва, 1908. -320 с.
  223. М. Хорошие детские книги. Вып.2. СПб., 1914.63 с.
  224. И. Родителям о детском чтении. Что читать детям младшего школьного возраста: Рек.указ. Москва: Книга, I960. — 39 с.
  225. Педагогика для всех: Воспитание детей в семье: Рек. библиогр.указ. / Сост.В. В. Антоненко, A.M.Третьяк. М.: Книга, 1981. — 47 с.
  226. Систематический указатель книг для детей и юношества. 4.1. Сказки / Под ред.О. И. Капицы. Пг., 1915. — 275 с.
  227. М.В. Справочная книжка по чтению детей всех возрастов. СПб., 1903. — 468 с. 277. 100 книг твоему ребенку. М.-Л.: Огиз РСФСР, 1931.45 с.
  228. И.Н. 100 книг вашему ребенку: Беседы для родителей / Гос. Публ, б-ка им. М.Е.Салтыкова-Щедойна. М.: Книга, 1987. — 255 с.
  229. И.Н. Что читать моим детям. Л., 1959. -114 с.
  230. Е. и Л. О чтении детей. СПб.: «Родительский кружок». — 1909. — 46 с. (Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.57).
  231. А.Е. Указатель книг для детского чтения. М., 1905. — 523 с.
  232. Что читать детям? Вып.1. Издание Педагогического музея военно-учебных заведений. СПб., 1898. — 172 с.
  233. Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения / Сост.Х. Д. Алчевская и др. СПб.-М., 1884. — 803 с.
  234. Эстетическое воспитание школьников: Ред.библиогр. указ./ Сост.А. В. Жилина. М.: Педагогика, 1987. — 44 с.
Заполнить форму текущей работой