Совершенствование системы менеджмента качества организации на основе улучшения ее информационного обеспечения
В Российской Федерации внедрение информационных систем в организациях связано с многочисленными трудностями, обусловленными, в частности, низким уровнем инновационной активности отечественных организаций, а также нежеланием руководства пересмотреть традиционные методы управления организациями путем автоматизации бизнес-процессов, на основе реализации информационных технологий. Диссертации. Среди… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы совершенствования системы менеджмента качества на основе улучшения ее информационного обеспечения
- 1. 1. Проблемы внедрения технологий информационного обеспечения системы менеджмента качества
- 1. 2. Роль технологий информационного обеспечения в СМК и требования к ним
- 1. 3. Технологии информационного обеспечения как основа для совершенствования СМК
- 1. 4. Постановка целей и задач исследования
- Глава 2. Методы исследования
- 2. 1. Базовые концепции бенчмаркинга как инструмента повышения качества и результативности
- 2. 2. Методологические основы системного подхода и анализа при организации информационного обеспечения системы качества
- 2. 3. Процессный и системный подходы в менеджменте качества
- 2. 4. Методология функционального моделирования ШЕБО как инструмент описания процессов СМК
- 2. 5. Выводы к главе 2
- Глава 3. Разработка методики построения системы информационного обеспечения СМК с целью ее совершенствования
- 3. 1. Разработка схемы организации подготовительных работ по внедрению технологий информационного обеспечения СМК
- 3. 2. Разработка модели сбора и обработки информации об организации при совершенствовании информационного обеспечения СМК
- 3. 3. Разработка процедуры формирования рабочей группы и модели информационного обеспечения СМК организации (модели «как есть»)
- 3. 4. Разработка модели информационного обеспечения СМК организации на основе применения информационных технологий (модели «как должно быть»)
- 3. 5. Определение требований к РВМ-системе, позволяющей реализовать модель информационного обеспечения СМК организации («как должно быть»)
- 3. 6. Разработка предложения по структуре общей базы данных и механизмов информационного обеспечения СМК организации при внедрении информационных технологий
- 3. 7. Методика разработки структуры и определения требований к локальной вычислительной сети организации при проведении работ по внедрению информационных технологий
- 3. 8. Выводы к главе 3
- Глава 4. Разработка методов улучшения информационного обеспечения СМК с целью ее совершенствования и повышение качества продукции
- 4. 1. Разработка методики организации бенчмаркинга на основе технологий информационного обеспечения СМК организации
- 4. 2. Разработка подходов к организации процесса непрерывного улучшения на основе совершенствования информационного обеспечения СМК
- 4. 3. Разработка динамической модели композиционного проектирования продукции и совершенствования производственной среды на основе информационного обеспечения
- 4. 4. Выводы к главе 4
- Глава 5. Реализация методов построения информационного обеспечения системы менеджмента качества с целью ее совершенствования
- 5. 1. Анализ деятельности и конкурентоспособности ОАО «Плазма»
- 5. 2. Организация выбора РЭМ-системы, обеспечивающей улучшение информационного обеспечения СМК
- 5. 3. Совершенствование структуры информационного обеспечения процессов разработки и изготовления продукции на ОАО «Плазма»
- 5. 4. Оценка трудоемкости разработки и производства продукции
- 5. 5. Анализ повышения качества конструкторской и технологической документации в результате улучшения информационного обеспечения СМК
- 5. 6. Анализ экономического эффекта от повышения качества конструкторской и технологической документации при улучшении информационного обеспечения СМК
- 5. 7. Оценка эффективности деятельности организации при улучшениии информационного обеспечения СМК
- 5. 8. Оценка результативности СМК при совершенствовании информационного обеспечения
- 5. 9. Выводы к главе 5
Совершенствование системы менеджмента качества организации на основе улучшения ее информационного обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации. Среди множества факторов, определяющих результативность систем менеджмента качества (СМК), важнейшим является фактор информационного обеспечения. От того, насколько успешно реализованы методы такого обеспечения, зависят улучшения основных показателей производства, что, несомненно, будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Применение информационных технологий позволяет эффективно решать задачи совершенствования СМК, обеспечения качества выпускаемой продукции на основе электронного описания процессов разработки, производства, монтажа и т. д.
В Российской Федерации внедрение информационных систем в организациях связано с многочисленными трудностями, обусловленными, в частности, низким уровнем инновационной активности отечественных организаций, а также нежеланием руководства пересмотреть традиционные методы управления организациями путем автоматизации бизнес-процессов, на основе реализации информационных технологий.
Сложившееся положение в российских наукоемких организациях сказывается на эффективности системы менеджмента качества и результативности ее процессов. В этой связи совершенствование СМК на основе улучшения методов информационного обеспечения посредством информационных технологий является актуальной задачей.
Цели и задачи диссертационной работы. Целью работы является совершенствование СМК посредством разработки методов улучшения ее информационного обеспечения на основе информационных технологий (РОМ и VorkFlow технологии).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) разработать модель информационного обеспечения СМК организации;
2) разработать методы улучшения процессов информационного обеспечения СМК на базе информационных технологий;
3) разработать динамическую модель композиционного проектирования продукции и совершенствования производственной среды на основе системы информационного обеспечения;
4) провести опытную проверку и внедрение результатов исследований.
Объект исследования. Объектом исследования является система менеджмента качества организации.
Предмет исследования. Предметом исследования являются методы информационного обеспечения СМК организации.
Методологическая основа исследования. Основу исследования составляют методология всеобщего управления качеством (TQM), системный и процессный подход к управлению качеством, методы теории информации, системного анализа, бенчмаркинга, научно-методические разработки в области внедрения информационных технологий и графоаналитические методы.
Научная новизна работы. Новизна работы заключается в разработке научно обоснованного методологического подхода к совершенствованию СМК на основе улучшения ее информационного обеспечения.
Наиболее существенные научные результаты. Научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
1) разработана модель информационного обеспечения СМК организации на основе информационных технологий;
2) предложен методологический подход к совершенствованию СМК организации, основанный на улучшении ее информационного обеспечения, заключающийся в поэтапном внедрении информационных технологий и развитии СМК;
3) разработан вариант применения методов бенчмаркинга на основе информационных технологий с целью улучшения процессов СМК, в том числе процессов разработки и производства, а также повышения конкурентоспособности продукции (изделий электронной техники);
4) разработана модель оптимизации процесса непрерывного совершенствования процессов СМК на основе применения информационных технологий;
5) сформулированы критерии выбора РЭМ-системы (системы управления данными об изделии), способствующей улучшению информационного обеспечения СМК;
6) разработана динамическая модель композиционного проектирования продукции и совершенствования производственной среды на основе системы информационного обеспечения.
Практическая ценность результатов диссертационной работы. Ценность результатов заключается в следующем:
1) разработаны рекомендации по внедрению информационных технологий в организации по улучшению процессов информационного обеспечения СМК;
2) предложены методы совершенствования СМК;
3) предложены методики организации внутреннего и внешнего бенчмар-кинга, на основе применения технологий информационного обеспечения и использования общей базы данных;
4) реализация предложенных методов информационного обеспечения СМК позволяет:
— улучшить СМК организации;
— повысить качество разрабатываемой технической документации;
— снизить трудоемкость разработки и производства продукции.
Реализация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в ОАО «Научно-исследовательский институт газоразрядных приборов «Плазма», где использовались с целью совершенствования СМК на основе улучшения ее информационного обеспечения, а также в ГОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет» при выполнении работ по государственному контракту «Доработка и апробация компоненты организационно-методической и информационной поддержки системы качества деятельности образовательного учреждения (СК ОУ), ориентированных на кадровое обеспечение высокотехнологичной отрасли экономики». Материалы диссертационной работы используются при организации учебного процесса в ГОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет». Реализация результатов исследования подтверждена актами внедрения.
Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся:
— модель информационного обеспечения СМК организации на основе информационных технологий;
— критерии выбора РБМ-системы (системы управления данными об изделии), способствующей улучшению информационного обеспечения СМК;
— структура общей базы данных и механизмы информационного обеспечения СМК организации при внедрении информационных технологий;
— модель информационного обеспечения процессов СМК при взаимодействии производственной среды и информационной системы организации;
— оптимизированная модель непрерывного совершенствования процессов СМК, основанная на применении информационных технологий;
— динамическая модель композиционного проектирования продукции и совершенствования производственной среды на основе системы информационного обеспечения.
Апробация работы. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных и всероссийских конференциях, научных совещаниях и семинарах в том числе на X Всероссийской научно-технической конференции «Новые информационные технологии в научных исследованиях и образовании» (г. Рязань, 2005 г.) — в Рязанской государственной радиотехнической академии на научно-практической конференции «Предприятие в системе региональной организации производства» (г. Рязань, 2006 г.) — на научной конференции с международным участием «Современные наукоемкие технологии» (заочное участие, Тунис, 2005 г.) — на научной конференции с международным участием «Новые технологии и современные.
1 В t * системы автоматизации" (заочное участие, о. Тенерифе, 2005 г.) — на Всероссийской заочной электронной конференции «Современные системы автоматизации», 2007 г.- в Рязанском государственном радиотехническом университете на 40-й научно-технической конференции преподавателей (г. Рязань, 2008 г.) — на XIII Всероссийской научно-технической конференции «Новые информационные технологии в научных исследованиях и образовании» (г. Рязань, 2008 г.).
Диссертация в полном объеме заслушана и одобрена на заседаниях кафедр «Управление качеством и сертификация» ГОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет», «Управление качеством, стандартизация и метрология» ГОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» и на секции «Стандартизация и управление качеством продукции» ГОУ ВПО «Брянский государственный технический университет».
Публикации. По результатам выполненных исследований имеются 9 публикаций, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК (2 работы).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, основных результатов и выводов, приложения и списка источников из 199 наименований.
Основные результаты и выводы.
В процессе решения задач, поставленных в диссертации, получены следующие основные результаты.
В результате проведенных исследований:
1. Решена задача совершенствования системы менеджмента качества на основе разработки методов улучшения информационного обеспечения, имеющая существенное значение для развития теории и практики управления качеством в организациях.
2. Предложена модель информационного обеспечения СМК организации на основе информационных технологий.
3. Предложены критерии выбора РБМ-системы (системы управления данными об изделии), способствующей улучшению информационного обеспечения СМК организации.
4. Разработана модель информационного1 обеспечения процессов СМК при взаимодействии производственной среды и информационной системы V организации.
5. Показано, что применение информационных технологий, улучшающих информационное обеспечение СМК, позволяет разработать оптимизированную модель непрерывного совершенствования, которая дает возможность оптимизировать каждую фазу цикла Деминга и совершенствовать процессы СМК.
6. Разработанная динамическая модель композиционного проектирования продукции, совершенствования производственной среды на основе системы информационного обеспечения реализует непрерывность совершенствования процессов СМК.
Результаты выполненных исследований были внедрены в ОАО «Научно-исследовательский институт газоразрядных приборов «Плазма» при проведении работ по совершенствованию СМК посредством улучшения ее информационного обеспечения.
Список литературы
- Азаров В.Н. Интегрированные информационные системы обеспечения качества и защиты информации / В. Н. Азаров, А. В. Вишнеков, Е. М. Иванова и др. М.: Европейский центр по качеству, 2003. — 384 с.
- Андрюшков А. ИТ решения АСКОН чтобы производить точно в срок. Автоматизация подготовки производства — преимущества и конкурентоспособность /А. Андрюшков // Аэрокосмическое обозрение. — 2005 — № 4.
- Багиев Г. Л. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга / Г. Л. Багиев, И. А. Аренков, М. В Мартынова // Маркетинг в системе управления предпринимательством. 1996. — № 2. — С. 17−25.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Прогнозирование. Реинжиниринг. Бенчмаркинг./ И. Т. Балабанов. — СПб.: Издательство «Питер», 2001 .-304 с.
- Барабанов В.В. Роль интегрированных информационных систем управления производством в решении проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий /В.В. Барабанов // ИТПП. 2000. — № 4. — С. 3−8.
- Барков И.А. Конструкторско-технологическая информатика-2000: тр. 4 междунар. конгр. в 2 т. Т.1. Интеграция профессиональных знаний в
- CALS-технологиях на основе конструкторской семантики / И. А. Барков — М.: Станкин, 2000. С. 49−51.
- Белокоровин Э.А. Опыты с бенчмаркингом (Как мы проводили эталонное сопоставление с японской компанией)/ Э. А. Белокоровин // Маркетолог.-2005.- № 7.-С. 5−8.
- Беспалов В. Развитие систем PDM: вчера, сегодня, завтра. Что/такое система PDM сегодня: состав и функциональность / В. Беспалов // САПР и графика.-2001.-№ 12.-С. 92−95.
- Бессарабов A.M. Концепция CALS при разработке систем автоматизированного управления / A.M. Бессарабов // Приборы и автоматизация. -2002.-№ 10.-С. 48−54.
- Блюмберг В.А. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов/ В. А. Блюмберг, В. Ф. Глущенко. Л.: Лениздат, 1982.
- Боган К. Бизнес-разведка: внедрение передовых технологий/ К. Бо-ган, М. Инглиш. Издательство: Вершина, 2005. — 368 с.
- Богуславский И.В. Анализ особенностей использования и внедрения CALS-технологий в промышленных отраслях / И. В. Богуславский, Е.И. Бон-даренко // Упр. Конкурентоспособность. Автоматиз. 2002. — № 2. — С.37−82.
- Бойцов Б.В. Жизненный цикл и реализация летательного аппарата / Б. В. Бойцов, В. Д. Борисов, Н. М. Киселев, В. Г. Подколзин. М.: Изд-во МАИ, 2005. — 520 с.
- Бороздин Д.Н. Управление данными об изделии в ходе жизненного цикла изделия / Д. Н. Бороздин // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. -2004.-№ 1(1).-С. 63−66.
- Брагин В.В. Процессы управления организацией / В. В. Брагин, В. Ф. Корольков. Ярославль, ред. изд. — Центр Яртелекома, 2001., — 416 с.
- Братухин А.Г. CALS необходимое условие высокого качества конкурентоспособной техники / А. Г. Братухин, Ю. В. Давыдов, В. И. Суворов, В. А. Братухин // Качество и ИЛИ (CALS) — технологии. — 2004. — № 2(2). — С.25−32.
- Бриндиков А.Н. Проблемы развития ИПИ-технологий как средства кардинального повышения качества продукции и эффективности производства / А. Н. Бриндиков, В. В. Барабанов // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2005. — № 2(6). — С. 28−32.
- Бриндиков А.Н. Состояние и перспективы развития ИПИ-технологий на предприятиях ОПК / А. Н. Бриндиков, В. В. Барабанов // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2005. — № 4(8). — С. 31−43.
- Брук П. Обзор возможностей PLM-систем / П. Брук, В. Стародубов // САПР и графика. 2004. — № 8. — С. 70−75.
- Везенов В.И. Внедрение CALS-технологий в КБ приборостроительного и ИТ профиля / В. И. Везенов, О. Г. Свешников, С. Кондратов, А. Г. Афанасьев // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2004. — № 1 (1). — С. 86−87.
- Версан В.Г. Интеграция производства и управления качеством продукции. / В. Г. Версан. —М.: Изд-во стандартов, 1995.
- Версан В.Г. Техническое регулирование: учеб. для вузов / В. Г. Версан, Е. В. Белов, ИЗ. Аронов. М.: Экономика, 2008. — 678 с.
- Виноградова С. Не шпионаж, а средство продаж / С. Виноградова // Финансовая газета. — 2000. № 8.
- Волкова В.И. Основы теории систем и системного анализа / В. И. Волкова, A.A. Денисов СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997. — 510 с. 33. «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 10,1999. М.: НТК «Трек», 1999. — 28 с.
- Всеобщее управление качеством: учеб. для вузов / под ред. О. П. Глудкина.-М.: Радио и связь, 1999.
- Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. М.: Эксмо-Пресс, 2003.-480 с.
- Гладких Б.А. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления / Б. А. Гладких. Томск: ТГУ, 1976.
- Глинских А. Мировой рынок PDM-систем / А. Глинских // Компью-тер-Информ. 2001. — № 4.
- Годин B.B. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник / В. В. Годин, И. К. Корнеев. — М.: Мастерство- Высшая школа, 2001.-240 с.
- Головкина Н.В. К проблеме управления качеством на промышленном предприятии / Н. В. Головкина, Ю. В. Вылгина // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2. — С.70−72.
- Головко M. CALS: последний шанс российской промышленности / М. Головко //Директор информ. службы. 2003. — № 3. — С. 47−52.
- Голубева Т.Г. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией / Т. Г Голубева, О. Н. Елисеев // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С. 60−62.
- Гольдин В.В. Информационная поддержка жизненного цикла электронных средств: монография / В. В. Гольдин, В. Г. Журавский, A.B. Сарафанов, Ю. Н. Кофанов. М.: Радио и связь, 2002. — 379 с.
- Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент / Г. Я Гольдштейн. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
- Горбашко Е.А. Управление качеством: учеб. пособие / В.А. Горбаш-ко. СПб.: СПбГУЭФ, 2005. — 300 с.
- Горленко O.A. Интегрированные информационные технологии в обеспечении принципов всеобщего менеджмента качества (TQM) на предприятиях / O.A. Горленко // TQM 2000. Материалы десятой международной конференции по менеджменту качества. 2000 — С. 191−193.
- Горленко O.A. Создание систем менеджмента качества в организации: монография / O.A. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение-!, 2002. — 126 с.
- Горлов М. Переход от контроля качества к системе обеспечения качества / М. Горлов, А. Строганов, А. Арсентьев, Д. Ануфриев // Технологии в электронной промышленности. 2006. — С. 18−22.
- ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 30 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001 2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Изд-во стандартов. 2001. — 26 с.
- ГОСТ Р ИСО 9000 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Стандартинформ, 2009. — 35 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001 2008. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Стандартинформ, 2009. — 37 с.
- Гринберг A.C. Информационные технологии в управлении: учеб. пособие для вузов / A.C. Гринберг, H.H. Горбачев, A.C. Бондаренко М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 479 с.
- Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В. Н. Гунин. — М: ИНФРА-М, 1999. 328 с.
- Давыдов Ю.В. CALS-технологии основа качества при производстве наукоемких изделий / Ю. В. Давыдов // ИТ1111. — 2005. — № 4. — С. 3−6.
- Данилов И.П. Бенчмаркинг эффективный инструмент повышения конкурентоспособности / И. П. Данилов, С. Ю. Михайлова, Т. В. Данилова // Стандарты и качество. — 2005. — № 1.
- Деминг У.Э. Выход из кризиса / У. Э. Деминг. Тверь: Изд-во «Альба», 1994.
- Джордж С. Всеобщее управление качеством. / С. Джордж, А. Вай-мерскирх. СПб.: Издательство: Виктория плюс, 2002. — 256 с.
- Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / П. Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2007.-432 с.
- Егорова Л.Г. Причины неэффективности систем менеджмента качества / Л. Г. Егорова. // Стандарты и качество. 2006. — № 12. — С. 54−59.
- Ермолов А.И. От кальки и синьки до современных интерактивных технических руководств / А. И. Ермолов, А. С. Климович // Биржа интеллект, собственности. 2006. — T. V, № 12. — С. 13−18.
- Жданович O.A. Управление информационными ресурсами отраслевой научной организации на основе международных стандартов (ISO 9000 и CALS: ISO 10 303): автореф. дис.: канд. техн. наук / O.A. Жданович- ФГУП «ИРЕА». -М., 2006.-21 с.
- Журавский В.Г. Интегрированная система электронного документооборота / В. Г. Журавский, В. В. Гольдин, А. Г. Котов, В. И. Уробушкин // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2006. — № 3 (11). — С. 40−53.
- Журавский В.Г., Гольдин В. В. Опыт информационной поддержки создания комплексов технических средств АСУ / В. Г. Журавский // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2005. — № 4 (8) — - С. 6−12.
- Зворыкин Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии / Н. М. Зворыкин // Методы менеджмента качества. 2004. -№ 1. — С. 35−40.
- Зорин Ю. В. Системы качества и управление процессами / Ю. В. Зорин, В. Т. Ярыгин. М.: Машиностроение, 1997. — 203 с.
- Иванов C.B. Технология применения PDM-систем для управления конструкторскими данными / C.B. Иванов // Информационные средства и технологии: тр. междунар.конф., Москва, 12 14 окт. 2004. в 3 т. Т.З. — М.: Янус-К, 2004. — С. 221−224.
- Иванов С. Бенчмаркинг стратегия конкурентной борьбы / С. Иванов // Бизнес среда. — 2001. — № 39. — С. 13.
- Информационное обеспечение, поддержка и сопровождение жизненного цикла изделия: справочн—учеб. пособие / В. В. Бакаев и др. М.: Машиностроение-1, 2005. — 624 с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ. / К. Исикава. М.- Экономика, 1988.
- Как выбрать систему Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.bee-pitron.com.ua/opit/opit.htm
- Как работают японские предприятия: сокр. пер. с англ. / под ред. Я. Мондена и др.- М.: Экономика, 1989.
- Карасев Д.С. Реализация технологии управления конфигурацией в PDM-системе / Д. С. Карасев // ИТПП. 2006. — № 1. — С. 17−22.
- Карачаровский В. Инвестиции в российские ИТ прирастают инфляцией? Электрон, ресурс. / В. Карачаровский. 2006. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews
- Кеворков С. Поддержка жизненного цикла изделия / С. Кеворков // Открытые системы. 2005. — № 12(116). — С.54−58.
- Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект) / А. Г. Кирьяков. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
- Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятии / И. Кобаяси. — Издательство: РИА «Стандарты и качество», 2006. 248 с.
- Ковшов А.Н. Информационная поддержка жизненного цикла изделий в машиностроении: принципы, системы и технологии CALS / ИЛИ: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. дипломир. специалистов
- Конструкт.-технол. обеспечение машиностроит. пр-в". / А. Н. Ковшов, Ю. Ф. Назаров, И. М. Ибрагимов, А. Д. Никифоров. М.: МГОУ, 2005. — 235 с.
- Ковшов А.Н. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения: принципы, системы и технологии С ALS/ИЛИ: учеб. пособие для вузов / А. Н. Ковшов. М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 304 с.
- Колесов И.А. Обеспечение оптимизации технологического процесса в рамках CALS-технологий / И. А. Колесов, A.A. Левицкий, С. И. Трегубов // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. Красноярск. ГТУ. — М.: Радио и связь, 2006. С.261−263.
- Компьютерный менеджмент качества особо чистых веществ на основе концепции CALS (ISO 10 303) / A.M. Бессарабов, A.A. Алякин, Е. А. Айвазян, O.A. Жданович // Приборы. 2005. — № 12(66). — С.26−36.
- Концепции развития CALS-технологий в промышленности России // Гл. инженер. 2006. -N 8. — С.82−84.
- Концепция развития CALS-технологий в промышленности России / Е. В. Судов и др. М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2002. — 127 с.
- Королев В.А. Основы повышения эффективности бизнеса/ В. А. Королев // Методы менеджмента качества. 2004. — № 10. — С. 24−28.
- Костюков В.Д. CALS-технологии в технологической подготовке производства авиакосмической техники: учеб. пособие / В. Д. Костюков и др.- М.: МАИ, 2005. 552 с.
- Кофанов Ю.Н. Реализация CALS-технологий для проектирования сложной радиоэлектронной аппаратуры / Ю. Н. Кофанов, Н. В. Малютин, С. С. Коломейцев // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2005. — N 4(8). -С. 50−56.
- Красковский Д. Обзор состояния рынка систем PLM / TDM / PDM / Workflow / Д. Красковский // САПР и графика. 2004. — N 12. — С. 14−19, 21.
- Кристофилис Н. Теория графов / Н. Кристофилис. М.: Мир, 1978. -215 с.
- Кружки качества на японских предприятиях. — М.: Изд-во стандартов, 1990.
- Курьян А.Г. Потери качества и результативность менеджмента /
- A.Г. Курьян, П. С. Серенков, Н. А. Рекуц // Методы менеджмента качества. -2004. № 3. — С.30−33.
- Кэмп Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов/ Р. Кэмп. Днепропетровск: Издательство Баланс-Клуб, 2004. — 416 с.
- Лазарев А.И. Композиционное проектирование сложных агрегатив-ных систем / А. И. Лазарев. М.: Радио и связь, 1986. 312 с.
- Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях /
- B.А. Лапидус. М.: ОАО «Типография Новости», 2000.-432 с.
- Левин А.И. К оценке эффективности реинжиниринга бизнес-процессов / А. И. Левин, В. А. Окулесский // ИТПП. 2000. — С. 25−28.
- Левин А.И. Нормативное обеспечение ИПИ-технологий / А. И. Левин, C.B. Пичев // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2004. — С. 62−65.
- Левин А.И. CALS-сопровождение жизненного цикла / А. И. Левин, Е. В. Судов // Открытые системы. 2001. — С. 58−62.
- ЮО.Лямец В. И. Системный анализ. / В. И. Лямец, А. Д. Тевяшев. Харьков: ХТУРЭ, 1998.-252 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством.: учеб. пособие / под ред. И. И. Мазура М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
- Маклаков Ю. На пути внедрения ИПИ-технологий/ Ю. Маклаков // САПР и графика.-2005.-С. 119−121.
- Манохин А.И. Обеспечение качества и надежности теплонагружен-ных радиоэлектронных средств / А. И. Манохин // Качество и ИЛИ (CALS) -технологии. 2006. — С. 2−7.
- Маслов Д.В., Белокоровин Э. А. Бенчмаркинг выгодно ли учиться у других? / Д. В. Маслов. Технология качества жизни. Т. 4. № 2.
- Маслов Д.В. Малый бизнес: японский путь к успеху / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин // Издательство: ДМК пресс, 2005. 192 с.
- Маслов Д.В. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях / Д. В .Маслов, Э. А. Белокоровин // Методы менеджмента качества. 2004. — № 8.
- Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / В. Г. Медынский, C.B. Ильдеменов. -М.:ЮНИТИ, 1999. 416 с.
- Минаев В.Н. ИЛИ технологии. Приоритеты и основные направления работ / В. Н. Минаев // ИТПП. — 2006. — N 4. — С. -7.
- Мирошников В.В. Информационные технологии в менеджменте качества / В. В. Мирошников //Вестник компьютерных и информационных технологий. 2005. № 4. — С. 45−53.
- Ю.Михайлова Е. А. Бенчмаркинг / Е. А. Михайлова М.: Издательство: Благовест-В, 2002. — 176 с.
- Ш. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга / Е. А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001- № 1. С. 134−139.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта / Е. А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. — С. 126−133.
- З.Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга: внутренний сопоставительный анализ / Е. А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 4.-С. 121−133.
- И.Михайлова М. Р. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством / М. Р. Михайлова // Методы менеджмента качества. 2003. -№ 5.-С. 18−21.
- Мишин В.М. Управление качеством: учебник для студентов вузов. / В. М. Мишин. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 463 с.
- Мнение экспертов EFQM о лучших практических методах бенчмаркинга / Европейское качество. 2002. № 2. — 34 с.
- МонденЯ. «ТОЁТА»: методы эффективного управления: сокр. пер. с англ. / Я. Монден. -М.: Экономика, 1989.
- Мухин С.П. Методика выбора ИПИ-технологий / С. П. Мухин // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2004. — С. 17−21.
- Надеев А.И. Принципы построения автоматизированных систем поддержки жизненного цикла инновационных продуктов / А. И. Надеев и др. // Датчики и системы. 2006. — С. 59−63.
- Незаленов Н.И. Методологические аспекты обеспечения требований интегрированной логистической поддержки и каталогизации продукции военного назначения, поставляемой на экспорт / Н. И. Незаленов // ИТПП. -2006.-С. 7−10.
- Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса: пер. с англ. / Генри Р. Нив. -— М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-370 с.
- Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и менеджмента: пер. с англ. / Ф. Никсон. — М.: Изд. Стандартов, 1990.
- Норенков И.П. Интегрированные ресурсы и прикладные протоколы стандартов STEP / И. П. Норенков // Информ. технол. 2000. — С. 51−55.
- Павлов В.В. Структурное моделирование в CALS-технологиях / В. В. Павлов. М.: Наука, 2006. — 307 с.
- Перечень критических технологий Российской Федерации / Президент Российской Федерации В. В. Путин. 2002.
- Пилчер Терри. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности / Терри Пилчер // Европейское качество. 2004. № 1. — С. 40 — 46.
- Применение CALS технологий для электронного описания систем качества предприятий / В. Барабанов и др. // Стандарты и качество. — 2001. — № 3.
- Применение ИПИ-технологий в задачах обеспечения качества и конкурентоспособности продукции: методические рекомендации. М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика». 2004. — 104 с.
- Р 50.1.027 — 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Автоматизированный обмен технической информацией. Основные положения и общие требования. М.: Изд-во стандартов, 2001.-35 с.
- Р 50.1.028 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. -М.: Изд-во стандартов, 2001. — 49 с.
- Р 50.1.029 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Общие требования к содержанию, стилю и оформлению. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 23 с.
- Р 50.1.030 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логической структуре базы данных. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 31 с.
- Р 50.1.031— 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 27 с.
- Р 50.1.032 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 2. Применение стандартов серии ГОСТ Р ИСО 10 303. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 6 с.
- РД IDEF0−2000 Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. М.: Издательство стандартов, 2000. — 62 с.
- Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Р.Рейдер. М.: Издательство РИА «Стандарты и качество», 2006.
- Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уоллах. М.: Аудит: Юнити, 1997. — 224 с.
- Робсон М. Управление качеством и реинжиниринг организаций: учеб. для вузов / М. Робсон, Ф. Уоллах. М.: Логос, 2003. — 327 с.
- Сабинина А.Л. Особенности организации жизненного цикла машиностроительной продукции специального назначения / А. Л. Сабинина, И. В. Сычева. Изв. Тульск. гос. ун-та. Сер. Технол. машиностр. 2004. — С. 117−128.
- Сало В.В. Актуальность разработки и реализации CALS-технологий в отечественной промышленности / В. В. Сало, В: Н. Везиров, А. Н Давыдов, В. В. Барабанов // Проблемы продвижения продукции и технологий на внешний рынок. 1997. — Спец. вып. — С. 3−6.
- Семь инструментов качества в японской экономике М.: Изд-во стандартов, 1990.
- Синельников A.B. Анализ видов, последствий и критичности отказов (АВПКО) и его реализация в PDM-системе / А. В. Синельников // ИТПП. -2006.-С. 30−36.
- Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение, контроль и повышение: пер. с англ. /Д.С. Синк. М: Прогресс, 1989. -528 с.
- Системный анализ при создании и освоении объектов техники. / Александров Л. В. и др. М.: НПО «поиск», 1992. — 88 с.
- Скупский B.B. Внедрение PDM—систем на российских предприятиях / В. В. Скупский // Новые информационные технологии: тез. докл. XII ме-ждунар. студ. шк.-семинара. М.: МГИЭМ, 2004. — С. 289−290.
- Смелов Д.А. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе анализа жизненного цикла: автореф. дис. канд. экон. наук / Д.А. Смелов- С. -Петербургский гос. политехи, ун-т. СПб., 2005. — 16 с.
- Совместная работа в виртуальных средах Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.datapro.com/teleconferences/attributes/attrl 3 789 115
- Соломенцев Ю.М. Информационно-вычислительные системы в машиностроении. CALS-технологии / Ю. М. Соломенцев, В. Г. Митрофанов, В. В. Павлов, А.В.Рыбаков- Ин-т конструкт—технол. информатики РАН. М.: Наука, 2003. — 290 с.
- Соломенцев Ю.М. Проблема создания компьютеризированных интегрированных производств / Ю. М. Соломенцев // Автоматизация проектирования. 1997. — С. 10−14.
- Соломенцев Ю.М. Концепции CALS-технологий / Ю. М. Соломенцев, В. Г. Митрофанов // Автоматизация и соврем, технологии. 2005. — С. 3−9.
- Соломенцев Ю.М. Создание информационно-технологической среды для проектирования и изготовления наукоемких изделий / Ю. М. Соломенцев, В. Г. Митрофанов, A.B. Рыбаков // Информ. технологии и вычислит, системы. 2004. — С. 71−84.
- Соломенцев Ю.М. Проблема создания компьютеризированных интегрированных производств / Ю. М. Соломенцев, В. Г. Митрофанов, С. А. Шептунов // Проблемы CALS-технологий: сб. науч. тр. -М., 1998. С. 5−12 с.
- Стариков A.A. Информационные технологии на службе машиностроительного предприятия: монография / A.A. Стариков — М.: ИД «Граница», 2005. 144 с.
- Статистические методы повышения качества / под ред. X Куме. пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1990.
- Сундарон Э.М. Система менеджмента качества: учеб. пособие / Э. М. Сундарон. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. — 180 с.
- Рындин А. Ступени внедрения ИПИ-технологий / А. Рындин, JI. Рябенький, А. Тучков, И. Фертман // САПР и графика. 2006. — N 4. — С. 6−9.
- Судов Е.В. Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели./ Е. В. Судов. М.: ИД «МВМ», 2003. — 264 с.
- Тарасов А.П. Система информационной поддержки жизненного цикла вооружения и военной техники. Вопросы стандартизации / А. П. Тарасов // ИТПП. 2006. — С. 26−29. «
- Техническое регулирование. Теория и практика / И. З. Аронов и др.- под ред. В. Г. Версана. М.: ОАО «ВНИИС», 2005. — 315 с.
- Тихонов А.Н. Проблемы применения ИПИ-технологий для повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции / А. Н. Тихонов, В. В. Барабанов // Качество и ИЛИ (CALS) технологии.2004.-N2(2).-С. 2−4.
- Только «обучающаяся организация» имеет перспективы выхода из кризиса / Сертификация. 1998. № 4. — С. 23−25.
- Тычинский A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт / A.B. Тычинский. Таганрог: ТРТУ, 2006.
- Учебное пособие по CALS / Авиакосмич. техника и технология. —2005.-N 4.-70 с.
- Фейгенбаум Арманд В. Контроль качества продукции: пер. с англ. / Арманд В. Фейгенбаум. 3-е изд.- М.: Экономика, 1986.
- Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний / Э. Харгадон. М.: Вильяме, 2007. — 304 с.
- Харрингтон X. Дж. Управление качеством в американских корпорациях: сокр. пер. с англ. / X. Дж. Харрингтон М.: Экономика, 1990.
- Харрингтон X. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху / X. Дж. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон. Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2004. — 176 с.
- Шадрин А.Д. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 2003. № 6. — С. 52—57.
- Шалумов A.C. Моделирование физических процессов — основа CALS-технологий / A.C. Шалумов // Техника машиностр. — 2002. N 3. — С. 4−8.
- Шалумов A.C. Введение в CALS-технологии: учеб. пособие / A.C. Шалумов, С. И. Никишкин, В. Н. Носков. Ковров: Ковров, гос. технол. акад., 2003.-184 с.
- Шептунов С.А. Жизненный цикл продукции. / С. А. Шептунов. М.: Янус-К, 2003. — 244 с.
- Шляхтина С. Рынок информационных технологий в 2005—2007 годах: цифры, тенденции, прогнозы / С. Шляхтина // Компьютер пресс. 2007. № 1.
- Щербаков В.В. Опыт внедрения ИПИ-технологий на опытном производстве / В. В. Щербаков, Д. И. Лапицкий // Науч. сессия МИФИ — 2005: сб. науч. тр. В 15 т. Т. 13. М.: МИФИ, 2005. — С. 86−87.
- Юрков Н.К. К проблеме системной организации жизненного цикла промышленных изделий / Н. К. Юрков, Л. А. Тюрина // Качество и ИЛИ (CALS) технологии. — 2005. — N 3(7). — С. 27−30.
- Янг С. Системное управление организацией: пер. с англ. / С. Янг. — М.: Советское радио, 1972.
- APICS dictionary//edit. Сох J.F., etc., American Production and Inventory Control Society. 1992. -P.54.
- CAD Master. Сквозной цикл производства изделия как результат внедрения ИПИ-технологий в ОКБМ Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.cadmaster.ru/articles/
- Camp R.C. Benchmarking. The Search, for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin,. 1989., r
- Camp R.C. Business Process Benchmarking. Irwin Professional Publishing-1995.
- George, Robert. What to consider in choosing an ERP solution // Advanced Manufacturing Research Inc., Conference presentation: Corporate Leader Forum // Digital Equipment Corporation. 1996. — P.34.
- Hecht, Bradley. Choose the right ERP software // Datamation on-line magazine (см. http://www.datamation.com).
- Integrated Logistic Support. DEF STAN 00−60. U.K. Ministry of Defence. Jan. 1999.
- Keller, Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application model // Gartner Group, February 5, 1996, White paper. P.8. SAP R/3 3.1
- Knox, Rita E., Russell J. Daty. New Technologies for Concurrent Engineering. CALS Journal. 1994. — Vol. 3, No. 1. — P.63−67.
- Kuniaki Nozoe. Economic Structural Innovation Achieved by CALS, Goals of MITI’s CALS Plan. The Ministry of International Trade and Industry (MITI) of Japan.
- Leidig G. Benchmarking Lernen von den Besten, Leistung und Quali-taut steigern, in: Informationen Betriebswirtschaft 1/1995, Hsrg.: Bundesverband Druck E.V., Wiesbaden, 1995.
- Leidig G. Oukologisches Benchmarking am Beispiel der Abfallwirtshaft in Druckbetrieben, in: Controlling 1995. H. 6. S. 378 ff.
- Saaksvuori A., lmmonen A. Product Life Management. Springer—Verlag, 2004, 222 c.
- Stark J. Product Lifecycle Management: 21st century Paradigm for Product Realisation. 2004, 400 с.
- TQM-XX1. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1, 2 под ред В. JI. Рождественского и В.А. Качалова-М.: Изд. AT., 1997.
- Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana А/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli, Milano., 1995.
- Watson G.H. The Benchmarking Workbook: Adapting Best Practices for Performance Improvement. Productivity Press 1992. 122 c.
- Watson G.H. Strategic Benchmarking: How to Rate Your Company’s Performance against the World’s Best. John Wiley & Sons- 1 edition 1993. — 288 c.