Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка методики проведения внутренней проверки системы менеджмента качества предприятий авиакосмической промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация диссертации Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на Всероссийских и международных научно-технических конференциях 5−7 «Управление качеством» — V «Применение ИЛИ технологий в производстве» — XXXII — XXXIV молодежных международных научных конференциях «Гагаринские чтения» 2005 — 2008 г. г и научно-технических семинарах кафедры «Управление качеством… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ опыта проведения внутренних проверок системы менеджмента качества и соответствующей нормативной базы
      • 1. 1. 1. Анализ развития и внедрения систем управления качеством в России
      • 1. 1. 2. Анализ развития стандартов на системы менеджмента качества.'
      • 1. 1. 3. Анализ действующих стандартов на системы менеджмента качества промышленного назначения
    • 1. 2. Значение и описание процесса внутренней проверки системы менеджмента качества
      • 1. 2. 1. Классификация видов и описание внутреннего аудита системы менеджмента качества
      • 1. 2. 2. Развитие нормативной базы внутреннего аудита
    • 1. 3. Анализ существующих методик проведения внутреннего аудита
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ПРОВЕРОК ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 2. 1. Описание методики проведения внутренней проверки отраслевой СМК
    • 2. 2. Определение отличительных особенностей построения СМК в соответствии с отраслевыми требованиями
    • 2. 3. Разработка базы критериев оценки отраслевой СМК
    • 2. 4. Оценка компетентности аудиторской группы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРОВЕРКИ СМК ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Критериальная база методики
    • 3. 2. Алгоритм проведения методики внутреннего аудита отраслевой СМК
      • 3. 2. 1. Общие положения методики
      • 3. 2. 2. Последовательность процедуры проведения внутренней проверки
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРОВЕРКИ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 4. 1. Описание процессов системы менеджмента качества ОАО «ВАСО»
      • 4. 1. 1. Описание управления документацией ОАО «ВАСО»
      • 4. 1. 2. Описание управления записями
      • 4. 1. 3. Описание управления конфигурацией
      • 4. 1. 4. Описание внутренних аудитов
      • 4. 1. 5. Описание управления несоответствующей продукцией
    • 4. 2. Оценка соответствия процессов системы менеджмента качества
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4

Разработка методики проведения внутренней проверки системы менеджмента качества предприятий авиакосмической промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы Важнейшей проблемой отечественной авиакосмической промышленности на современном этапе является повышение качества и конкурентоспособности как выпускаемой продукции, так и производства в целом. Важным гарантом достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции, как известно, является функционирование современной системы менеджмента качества, являющейся, по сути, системой менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Следует отметить, что для отечественной авиакосмической отрасли управление качеством не является новинкой. Так во второй половине XX столетия на большинстве предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) внедрялась комплексная система управления качеством продукций (КС УКП). В ее основе лежала четкая регламентация деятельности, стандартизация технологических процессов производства. Основные принципы, заложенные в ней, спустя много лет вошли в международные стандарты серии ИСО 9000 на системы менеджмента качества (СМК), которые авиакосмическое производство России повторно осваивает в наши дни. Отличительной чертой этих стандартов стало то, что в их основу легли не теоретические изыскания научных организаций, а обобщение передового практического опыта, накопленного предприятиями нескольких стран: Англии, Германии, Франции, Канады, России и тех стран СНГ, которые применяли систему КС УКП.

С конца 90-х годов прошлого столетия стандарты серии ИСО 9000 претерпели ряд изменений, связанных с переходом от обеспечения качества к менеджменту качества. В настоящее время действуют стандарты международной серии ИСО 9000 версии 2000 года, а в качестве национального стандарта Российской Федерации из этой серии — ГОСТ Р ИСО 9001−2001, который описывает требования к системе менеджмента качества. С развитием международных рыночных отношений наличие сертификата соответствия СМК требованиям указанных стандартов стало играть роль пропуска на мировой рынок, причем эта тенденция охватила почти все отрасли промышленности.

Логическим продолжением стандарта ИСО 9000 является развитие на его основе отраслевых стандартов на СМК. Для предприятий авиакосмического комплекса, а также их поставщиков, на сегодняшний день таким отраслевым стандартом стал AS 9100:2003 ."Системы менеджмента качества. Авиакосмическая промышленность. Требования", внедрение которого позволит повысить конкурентоспособность отечественного производства авиакосмической техники, узлов и агрегатов для сборочных производств на мировом рынке. Также внедрение AS 9100:2003 значительно упростит процедуру интеграции российских предприятий в международное сообщество авиапроизводителей и повысит их инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов.

Система менеджмента качества (СМК) должна периодически подвергаться внутреннему аудиту, который является одним из инструментов менеджмента для монитрринга и проверки результативности внедрения и функционирования системы. Внедрив систему менеджмента по AS 9100:2003, руководство организации должно быть в курсе, как она функционирует, где происходят сбои в системе, и оценивать её результативность в части основных и дополнительных требований. Результаты внутренних аудитов, включающие свидетельства по всем элементам системы, предоставляют такого рода информацию для анализа со стороны руководства организации, что позволяет разработать корректирующие действия и выявить возможности улучшения как отдельных процессов, так и системы в целом. Основной целью проведения внутренних аудитов является проверка того, что система менеджмента качества соответствует установленным требованиям, результативно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

Все выше изложенное дает основание считать выбранную тему исследования актуальной и практически востребованной.

Цель диссертационного исследования состоит в повышении результативности и эффективности построенной в соответствии с требованиями AS 9100:2003 системы менеджмента качества за счет проведения внутренней проверки, базирующейся на специализированной базе критериев.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании необходимо решить следующие задачи: проанализировать опыт проведения внутренних проверок и соответствующую нормативную базу;

— исследовать методы оценки соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям с целью определения наиболее оптимального метода для авиакосмического комплекса Россиипроанализировать дополнительные отраслевые требования AS 9100:2003 и сформировать на их основе перечень критериев оценки отраслевой системы;

— разработать методику проведения внутренней проверки системы менеджмента качества предприятий авиакосмической промышленности и провести ее практическую апробацию на предприятии авиакосмического комплекса России.

Объектом исследования является функционирующие на предприятиях авиационных и космических корпораций России системы менеджмента качества, содержащие отраслевые требования.

Предметом исследования является процесс проведения внутренней проверки системы менеджмента качества.

Методы исследования, достоверность и обоснованность научных положений и выводов Разработка теоретических положений и создание на их базе методики проведения внутренней проверки систем менеджмента качества авиационных предприятий стало возможным благодаря комплексному использованию известных теоретических и экспериментальных методов исследования и современных достижений в области менеджмента качества, аппарата математической статистики и системного анализа. Обоснованность применяемых методов подтверждается их широким использованием в самых различных прикладных исследованиях. Достоверность результатов и выводов работы подтверждена большим объемом экспериментальных исследований, апробацией на предприятиях и широкими дискуссиями со специалистами.

Научная новизна.

1. Научно обоснована и сформирована последовательность основных этапов проведения проверки и оценки соответствия системы менеджмента качества организации, базирующаяся на разработанной методике расчета оценок соответствия, способах отбора и оценки компетентности аудиторов.

2. Впервые определены пути повышения эффективности и результативности отраслевой СМК в части специфических требований, базирующиеся на объективной оценке соответствия отраслевой СМК требованиям МС AS 9100: 2003.

3. Разработана методика проведения внутренней проверки системы менеджмента качества предприятий авиакосмического комплекса, отличающаяся ее базированием на впервые сформированных критериях оценки, учитывающих особенности построения СМК в соответствии с отраслевыми требованиями международного стандарта AS 9100.

Практическая значимость работы.

Разработанная методика проведения внутренней проверки обеспечивает объективную оценку соответствия отраслевой системы менеджмента качества требованиям AS 9100:2003 и на этой основе позволяет повысить результативность принятия управленческих решений в области менеджмента качества.

Разработанная методика позволяет определить степень соответствия элементов и системы менеджмента качества в целом отраслевым требованиям и может быть применена на любом предприятии авиакосмического комплекса вне зависимости от его положения в производственной цепочке изделия.

Реализация работы Результаты данной работы успешно реализованы в ОАО «ВАСО», что подтверждается актом внедрения.

Материалы диссертации использовались также в учебном процессе «МАТИ» — РГТУ им. К. Э. Циолковского при подготовке специалистов по специальности «Управление качеством и сертификация» .

Апробация диссертации Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на Всероссийских и международных научно-технических конференциях 5−7 «Управление качеством" — V «Применение ИЛИ технологий в производстве" — XXXII — XXXIV молодежных международных научных конференциях «Гагаринские чтения» 2005 — 2008 г. г и научно-технических семинарах кафедры «Управление качеством и сертификация» «МАТИ» — РГТУ им. К. Э. Циолковского.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ. Список публикаций приведен в конце автореферата.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов по работе, изложенных на 130 страницах машинописного текста, содержит 13 рисунков, 5 таблиц, 2 приложения и список использованной литературы из 122 наименований.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. Разработана методика проведения внутренней проверки системы менеджмента качества предприятий авиакосмической промышленности, нацеленная на получение объективной оценки соответствия системы требованиям стандарта AS 9100:2003 для повышения ее результативности и эффективности.

2. Показано, что эффективность функционирования системы менеджмента качества предприятий авиакосмической промышленности определяется результативностью и эффективностью внедрения и использования дополнительных требований, главным образом, за счет повышения объективности внутренней проверки промышленной СМК.

3. Научно обоснована и сформирована последовательность основных этапов проведения проверки и оценки соответствия системы менеджмента качества организации, базирующаяся на разработанной методике расчета оценок соответствия, способах отбора и оценки компетентности аудиторов.

4. Впервые определены пути повышения эффективности и результативности отраслевой СМК в части специфических требований, базирующиеся на объективной оценке соответствия отраслевой СМК требованиям МС AS 9100: 2003.

5. Научно обоснована правомерность использования метода «баллов» при оценке соответствия СМК дополнительным требованиям с использованием разработанного перечня критериев, позволяющих проводить объективную оценку соответствия СМК отраслевым требованиям AS 9100:2003.

6. Разработан алгоритм проведения оценки, позволяющий оценить категорию соответствия СМК организации отраслевым требованиям и выработать предложения по корректирующим действиям в случае нахождения несоответствий.

7. Практическое внедрение разработанной методики проведения внутренней проверки в деятельности службы качества ОАО «ВАСО» позволило провести объективную оценку соответствия СМК, указанной организации, отраслевым требованиям AS 9100:2003.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Управление качеством: учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, СЮ. Ягудин и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -199 с.
  2. , Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством / Г. Д. Крылова. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 140 с.
  3. Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству, Берлин, сент. 1996 г.: сб. пер. с англ. / под ред. Ю. П. Адлера. М.: ГП -Ред. журн. «Стандарты и качество», 1997. — 224 с: ил.
  4. , В.Н. Качество как национальная идея / В. Н. Азаров, Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев // Качество. Инновации. Образование. 2002. -№ 1.-С. 4−7.
  5. , А.Д. Управление качеством : учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. М.: Дрофа, 2004. — 720 с.: ил.
  6. , А.Н. Основы менеджмента качества и сертификации. Ч. П. Основы сертификации продукции, производств и систем качества: учеб пособие / А. Н. Лаврик, Н. В. Пушница, В. М. Федотов. Новокузнецк: ЦПиД ОАО «ЗСМК», 2002. — 204 с.
  7. Всеобщее управление качеством: учеб. для вузов / О. П. Глудкин и др.- под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  8. , В.В. Менеджмент качества / В. В. Окрепилов. -СПб.: Наука, 2003. 992 с.
  9. , В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства / В. В. Бойцов. М.: Машиностроение, 1982.-319 с.: ил.
  10. Ю.Гличев, А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.-424 с.
  11. П.Пономарев, СВ. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: учеб. пособие / СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В. Я. Белобрагин М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. -248 с.: ил.
  12. , В. Системы управления и их эволюция / В. Белобрагин //
  13. Стандарты и качество. 2007. — № 4 — С. 56 — 59.
  14. Качество: принципы, структура, управление / Б. В. Бойцов и др. — под ред. А. В. Гличева. М.: МИЭМ, 1997. — 219 с.: ил.
  15. М.Версан, В. Г. Системы управления качеством продукции /В.Г. Версан, И. И. Чайка. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 104 с.
  16. Подлипаев, J1.A. Технология внедрения и постоянного улучшения системы менеджмента качества на предприятии / J1.A. Подлипаев. -М.: Гелиос АРВ, 2004. 408 с.
  17. , О.А. Создание систем менеджмента качества в организации : монография / О. А. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение-, 2002. — 126 с.: ил.
  18. Управление качеством и сертификация: учеб. пособие / В. А. Васильев и др. — под ред. В. А. Васильева. М.: Интермет Инжиниринг, 2002. — 416 с.: ил.
  19. , Л.Г. Инновации основа обеспечения высокого качества / Л. Г. Дубицкий // Компетентность. — 2005. — № 4. — С. 46−47.
  20. , Ю.Н. Система менеджмента качества на промышленном предприятии (по стандарту ИСО 9001:2000): пособие по разработке систем /Ю.Н. Фихман. -М.: ООО «НТК «Трек», 2005. 216 с: ил.
  21. , Ю.П. Опыт внедрения современной системы качества на АО «Автоагрегат». Первые итоги / Ю. П. Адлер и др. // Стандарты и качество. -1998.-№ ю.-С. 67−70.
  22. , А. Модель менеджмента качества машиностроительного предприятия / А. Панов // Стандарты и качество. 2002. — № 1. -С. 54−57.
  23. Стандарт ISO 9001 реализовать легко // Методы менеджмента качества. 2005. -№ 2. — С. 52−53.
  24. , В.А. Зарубежный опыт в проведении самооценки деятельности в области качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. -1997.-№ 5.-С. 47−51.
  25. , Ю.А. СМК как средство повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия. Особенности реализации / Ю. А. Максимов, В. И. Папков, В. Н. Сабодаш // Методы менеджмента качества. -2005. -№ 11.-С. 17−24.
  26. Елиферов, В. Г Внедрение и сертификация системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001: 2000 / В. Г. Елиферов // Методы менеджмента качества. 2002. — № 12. — С. 17 — 20.
  27. , В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В. А. Никитин, В. В. Филончева. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.-127 с: ил.
  28. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобра-гин и др. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. -248 с.: ил.
  29. , В.Н. Передовой опыт комплексного управления качеством : учеб. пособие для специалистов и рук. / В. Н. Голубев. М.: Правда, 1979.-176 с.
  30. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. — 30 с.
  31. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.
  32. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 45 с.
  33. , В.В. Размышления о процессном подходе / В. В. Ефимов // Методы менеджмента качества. 2004. — № 11 — С. 15 — 18.
  34. , Л.Д. Высокие технологии. Организация внедрения системы менеджмента качества на предприятии: в 2-х т. Т П. / Л. Д. Подлипаев и др. М.: Гелиос АРВ, 2003. — 376 с.: ил.
  35. , И. Управление качеством в масштабе компании: становление исэтапы развития: пер. с англ. / И.Кондо. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. 252 с.
  36. , СВ. Система менеджмента качества / СВ. Шари-пов, Ю. В. Толстова. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  37. , С.А. Управление качеством продукции / С. А. Варакута. -М.: Изд-во РИОР, 2004. 109 с.
  38. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества. Практическое руководство для специалистов по качеству. Деловой справочник. СПб.: Форум Медиа, 2006. — 528
  39. , А. Д. Менеджмент качества. От основ к практике / А. Д. Шадрин. 2-е изд., испр. — М.: ООО «НТК «Трек», 2005. — 360 е.: ил.
  40. ИСО 22 000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования для любой организации по всей цепочке поставок»
  41. ИСО 13 485:2003 «Изделия медицинские. Системы качества. Системные требования для целей регулирования" —
  42. ИСО/ТО 14 969:2004 «Системы менеджмента качества. Изделия медицинские. Руководящие указания по применению стандарта ИСО 13 485:2003" —
  43. ИСО 15 378:2006 «Системы менеджмента качества. Основные упаковочные материалы для медицинских изделий. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 вместе с надлежащей производственной практикой (GMP)»
  44. ИСО 14 946:2000 «Механическая вибрация и удар. Вибрация устойчивых сооружений. Особые требования к менеджменту качества при применении и оценке вибрации»
  45. TL 9000:2001 «Требования к системам качества в секторе телекоммуникаций»
  46. UNI ISO 9001:2000 — Руководство по применению стандарта на юридических фирмах
  47. IWA 4:2005 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в органах местного управления»
  48. ИСО/ТУ 16 949:2002 «Системы менеджмента качества особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части»
  49. ГОСТ Р 51 814.1−2004 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001— 2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части»
  50. ГОСТ Р 51 814.2−2001 «Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов».
  51. ГОСТ Р 51 814.3−2001 «Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами»
  52. ГОСТ Р 51 814.4−2001 «Системы качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов»
  53. ГОСТ Р 51 814.5−2005 «Системы качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов»
  54. ГОСТ Р 51 814.6−2005 «Системы качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства»
  55. ГОСТ Р 51 814.7−2005 «Системы качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества»
  56. ИСО/ТУ 29 001:2003 «Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям поставщикам продукции и услуг»
  57. AS 9100 (РОС 9100) Системы менеджмента качества аэрокосмической промышленности. Требования.
  58. , Б. Лекции об аудите качества : пер. с англ. / Б. Робертсон- под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.-260 с.ил.
  59. Настольная книга внутреннего аудитора / М. З. Свиткин и др. СПб.: ООО «Издат. дом «Измайловский», 2003. — 120 с.
  60. , Ж. Внутренний аудит системы менеджмента качества / Ж. Микава // Стандарты и качество. 2003. — № 11. — С. 66 — 69.
  61. , Ю.П. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга / Ю. П. Адлер, Е. И Хунузиди, B.JI. Шпер // Методы менеджмента качества. 2005. -№ 3.-С. 29−36.
  62. , В.А. Внутренний аудит системы качества / В. А. Кутырин, М. В. Тучина // Методы менеджмента качества. 2001. — № 2. -С. 10−16.
  63. , Э.А. Внутренние аудиты как основа обеспечения эффективности функционирования систем менеджмента качества / Э. А. Краевский, С. К. Тимофеев // Надежность и сертификация оборудования для нефти и газа. -2002. -№ 1.-С. 15- 17.
  64. , А.В. Аудит процессов или аудит подразделений? / А. В. Горбунов //ММК. 2007. — № 1. — С. 15 — 18.
  65. , М.В. Проблемы внутреннего аудита / М. В. Якушев // Методы менеджмента качества. 2004. — № 4. — С. 47−48.
  66. , СВ. Разработка и внедрение системы менеджмента качества / СВ. Шарипов, Ю. В. Толстова. М.: Диалог-МИФИ, 2002. -168 с.
  67. Коллизии аудита // Методы менеджмента качества. 2005. -№ 2.-С. 5455.
  68. Коллизии аудита // Методы менеджмента качества. 2006. -№ 5. С. 51.53.
  69. , Э.П. Процессный подход к сертификации СМК / Э. П. Набоков // Методы менеджмента качества. 2006. — № 8. — С. 22−25.
  70. Контроль производственного процесса. М: НТК «Трек», 1999. — 14 с. — (Серия Все о качестве. Зарубежный опыт- вып. 1)
  71. Коллизии аудита //Методы менеджмента качества. 2005. -№ 3.-С. 54
  72. Шичков, Н. А. Как измерить характеристики процессов СМК
  73. , В.К. Управление качеством процессов / В.К. Фе-дюкин. -СПб .: Питер, 2004. 208 с.: ил.
  74. , А.В. Повышение компетентности внутренних аудиторов системы менеджмента качества / А. В. Трофимов, С. С. Пекина // Менеджмент качества продукции и услуг: материалы междунар. науч.-техн. конф. Брянск, 2007. — С. 46−47.
  75. , А.Н. Диалог консультанта с внутренним аудитором / А. Н. Грачев, Т. В. Терехова. Н. Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. -136 с.
  76. , Л.И. Упущенные возможности, или о практике аудита второй стороной / Л. И. Сельский // Методы менеджмента качества. -2006.-№ 11.-С. 19−21.
  77. , В. Совершенствование управления основа повышения конкурентоспособности организации / В. Брагин // Стандарты и качество. — 2004. — № 8. — С. 64 — 67.
  78. , А.Д. Процессы управления объектами машиностроения : учеб. пособие / А. Д. Никифоров, А. Н. Ковшов, Ю. Ф. Назаров. М.: Высш. шк., 2001.-455 с.: ил.
  79. , М.С. Особенности проведения аудита «второй стороной» в строительных организациях /М.С. Подольский // Методы менеджмента качества. 2006.-№ 8. — С. 16−21.
  80. Внутренний аудит системы менеджмента: учеб. пособие / Н. А. Шичков и др. СПб.: Учеб.-метод, центр «Регистр-Консалтинг», 2004. — 57 с.: ил.
  81. Экологический аудит / сост. Н. Д. Сорокин, О. А. Леднева. -СПб.: Регион, экол. центр «Петрохим-Технология», 1997. 316 с.
  82. , Н. Внутренний аудит инструмент менеджмента / Н. Бауер // Менеджмент: горизонты ИСО. — 2007. — № 1. — С. 20 — 22.
  83. Лучшее в практике аудитов // Методы менеджмента качества. 2006. -№ Ю.-С. 44−45.
  84. Пункевич, Б Экологический аудит. Правовая и нормативная основа / Б. Пункевич, А. Диброва // Стандарты и качество. 2005. — № 4. -С. 6 — 40.
  85. Аудит по ИСО 9001:2000: практ. пособие // ИСО 9000+Ис0 14 000. -2005.-№ 1.-С. 5−7.
  86. ГОСТ Р ИСО 19 011−2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. 24 с.
  87. ГОСТ Р ИСО 14 001−98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М.: ИПК Изд-во стандартов. -1998.-31 с.
  88. , D. Внутренний аудит : рекомендации / David Powley // ИСО 9ООО+ИСО 14 000. 2004. -№ 2.-С.15−17.
  89. Г. Н. Интегрированные системы: новый подход к построению и оценке / Г. Н. Иванова, Е. Л. Казмировский // Методы менеджмента качества. 2007. -№ 4. — С. 12−18.
  90. МС ИСО 9000−2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 30 с.
  91. Аудит и новый стандарт ИСО 19 011.. — М.: НТК «Трек», 2003. 60 с. — (Серия Все о качестве. Отечественные разработки — вып. 19)
  92. , М.Н. Анализ результативности процесса внутреннего аудита / М. Н. Артемьева, К. М. Рахлин // Методы менеджмента качества. 2004. — № 2. — С. 43 — 46.
  93. , А.В. Проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества машиностроительного предприятия с серийным типом производства / А. В. Трофимов, С. С. Пекина. Тамбов: ТГТУ, 2007. — 53 с. -Деп. в ВИНИТИ № 239 — В 2007 от 12.03.2007.
  94. , М.Н. Анализ результативности процесса внутреннего аудита / М. Н. Артемьева, К. М. Рахлин // Методы менеджмента качества. 2004. — № 2. — С. 43 -46.
  95. Аудит, анализ, самооценка.. М.: НТК «Трек», 2004. -96 с. — (Серия Все о качестве. Отечественные разработки — вып. 32).
  96. , Г. Н. Проблемы сертификационного аудита системы менеджмента качества / Т. Н. Иванова, E.JI. Казмировский, В. А. Богатое // Методы менеджмента качества. 2004. — № 7. — С.46 — 49.
  97. , О.Н. Обработка результатов наблюдений / О.Н. Кас-сандрова, В. В. Лебедев. М.: Наука, 1970. — 104 с .: ил.
  98. Ю.М. Современные подходы и методы обеспечения качества, надежности и безопасности изделий ракетно-космической техники // Сборник материалов пятого Международного Аэрокосмического конгресса. М.:2006.
  99. А.В. Проведение внутренней проверки СМК с применением автоматизированной системы / Пятая Всероссийская научно-практическая конференция «Применение ИЛИ технологий в производстве», М.: МАТИ, 2007 г. .С. 61−63.
  100. А.В. Эволюция процесса внутренней проверки системы менеджмента качества / XXXIV Гагаринские чтения. Научные труды. Международной молодежной научной конференции в 8 томах. Москва, 1−5 апреля 2008 г. М.: МАТИ, 2008 — Т.6, С. 145−147.
  101. , Т.Э. Внутренние аудиты. Что дает форма отчета? / Т. Э. Болотина, A.JI. Новицкий // Стандарты и качество. 2007. — № 2. -С. 86−89.
  102. , Р.А. Теория статистики / Р. А. Шмойлова. М.: Финансы и статистика, 1998. — 576 с.
  103. , СГ. Систематизированный материал по системам менеджмента качества на основе МС ИСО 9000 версии 2000 года для использования специалистами по качеству при повышении квалификации : метод, пособие / С .Г. Логинов. М.: АСМС, 2001. — 60 с.
  104. , В.А. ИСО 9001:2000 Практикум для аудиторов / В. А. Качалов. М.: ИздАТ, 2004. — 272 с.
  105. , В.Л. Ступени совершенства. ISO 9000: 2000 / В. Л. Рождественский. М.: Реалии, 2002. — 144 с.: ил.
  106. Аудиторская проверка аудитора // ИСО 9000+Ис0 14 000. -2004.-№ 2.-С. 18−20.
  107. , С.О. Непрерывное обучение менеджеров: мода или необходимость / СО. Каледжян, Л. П. Клева // Компетентность. 2006. -№ 8. — С. 42 -44.
  108. , А.В. Компетентность. Сущность понятия и его современное применение / А. В. Нестеров // Компетентность. 2005. — № 1. -С. 3 — 7.
  109. , Р.А. Теория статистики / Р. А. Шмойлова. М.: Финансы и статистика, 1998. — 576 с.
  110. , Н.В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н. В. Терещенко, Н. С. Яшин //Методы менеджмента качества. -2006.-№ 4.-С. 12−18.
  111. Решение задач квалиметрии машиностроения: учеб. пособие / В. Я. Кершенбаум и др. — под ред. В. Я Кершенбаума, P.M. Хвастунова. -М.: АНО «Технонефтегаз», 2001
  112. , Т.Э. Внутренние аудиты. Что дает форма отчета? / Т. Э. Болотина, А. Л. Новицкий // Стандарты и качество. 2007. — № 2. -С. 86−89.
  113. А.В. Пути решения проблемы внутренней проверки систем менеджмента качества авиакосмической отрасли // Технология машиностроения, № 2, 2008, С. 67 69.
Заполнить форму текущей работой