Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование и разработка научно-методических основ создания специальных технических регламентов для сложных изделий: На примере низковольтного электрооборудования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технический регламент в определении Федерального законадокумент, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и использования… Читать ещё >

Содержание

  • f введение

Глава 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта технического регулирования для сложных изделий. Исследование общих вопросов создания технических регламентов в области низковольтного электрооборудования.

1.1 Актуальность исследования проблемы обеспечения безопасности объектов технического регулирования.

1.2 Обзор европейского законодательства в части безопасности электрооборудования.

1.3. Российское законодательство по техническому регулированию в области электрооборудования.

1.4 Анализ направления и результатов деятельности России в рамках МЭКСЭ.

1.5 Анализ перспектив создания технических регламентов в области низковольтного электрооборудования.

Глава 2. Разработка модели формирования требований на сложные изделия методом вертикальной статистической декомпозиции. Методология поиска критических точек.

2.1 Формирование обязательных требований к сложным изделиям.

2.2 Сущность метода поиска критических точек и определение модели формирования требований для сложных изделий.

2.3 Определение норм и допусков на показатели безопасности, вводимые в технические регламенты, с учетом анализа международных и отечественных нормативных документов.

2.4 Статистическая оптимизация норм и допусков на показатели безопасности, вносимые в технические регламенты.

2.5 Разработка технологического процесса выявления критических точек для сложного изделия.

Глава 3. Исследование проблемы выбора форм и схем подтверждения соответствия установленным требованиям для сложных изделий на основе рисков, обусловленных потенциальной опасностью изделий.

3.1 Формирование подходов к решению проблемы выбора форм и схем подтверждения соответствия обязательным требованиям на примере электрооборудования.

3.2 Разработка модели и алгоритма выбора форм и схем подтверждения соответствия обязательным требованиям на примере бытового электрооборудования.

3.3 Анализ международного опыта и подготовка предложений по специфике сертификации системы менеджмента качества в области электрооборудования.

Глава 4. Разработка рекомендаций по построению технического регламента на сложные устройства и анализа возможностей снижения неблагоприятных последствий, связанных с нарушением требований технического регламента.

4.1 Разработка типовой схемы технического регламента на сложные изделия.

4.1.1 Общие положения. Сфера применения (п

1.1 структуры).

4.1.2 Общие положения. Объекты технического регулирования п

1.2 структуры).

4.1.3. Общие положения. Терминология (п

1.3 структуры).

4.1.4 Общие положения. Идентификация (п

1.4 структуры).

4.1.5 Общие положения. Положение для размещения на рынке п

1.5 структуры).

4.1.6 Обязательные требования (раздел 2 структуры).

4.1.7 Требования к информации для приобретателя п

2.1 структуры).

4.1.8 Обязательные требования на стадиях жизненного цикла п

2.1 структуры).

4.1.9 Обязательные требования к характеристикам продукции п

2.2 структуры).

4.1.10 Применение стандартов (п

2.4 структуры).

4.1.11 Подтверждение соответствия (раздел 3 структуры).

4.1.12 Ответственность за внедрение технического регламента (раздел 4 структуры).

4.1.13 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (раздел 5 структуры).

4.1.14 Переходный период (раздел 6 структуры).

4.2 Роль и место стандартизации в обеспечении выполнения требований технического регламента на сложные изделия.

4.3 Использование страхования ответственности поставщика для снижения негативных последствий нарушения требований технического регламента.

Исследование и разработка научно-методических основ создания специальных технических регламентов для сложных изделий: На примере низковольтного электрооборудования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Настоящее исследование посвящено проблеме создания технических регламентов, которые занимают центральное место в Федеральном законе «О техническом регулировании». Поэтому актуальность темы исследования целесообразно рассматривать в контексте всей деятельности в России по реализации этого закона.

В настоящее время в нашей стране развернута большая работа по глубокому реформированию всей системы технического регулирования. В числе многих других основной причиной в своевременности проведения этой работы следует считать обострение противоречий между действующей до недавнего времени системы технического регулирования и уровнем социально-экономических преобразований в стране.

Можно сказать, что эти противоречия стали являться серьезным тормозом в структурной перестройке экономики, фактором снижения объема инвестиций в нее и их эффективности.

До 1990 года в основе действующей в то время системы технического регулирования лежало обязательное соблюдение государственных стандартов, которое в условиях централизованного управления плановой экономикой, являлось адекватным задачам, стоящим перед экономикой.

В дальнейшем были приняты нормативные акты государства, направленные на сокращение области обязательных требований до показателей безопасности, охраны окружающей среды, совместимости и ряда других, оговоренных соответствующими международными соглашениями. В частности, это нашло отражение в положениях закона «О стандартизации».

Однако на практике фонд нормативно-технических документов состоял не только из специализированных стандартов безопасности, но и других, в частности стандартов типа ОТУ, включающих в себя, наряду с требованиями безопасности, требования функциональных показателей.

Кроме стандартов, это относится и к другим нормативно-техническим документам, утвержденным на уровне федеральных органов исполнительной власти. В таких документах требования безопасности в большинстве случаев четко не выявлены.

Это обстоятельство приводило к тому, что при проведении государственного контроля за выполнением обязательных требований, установленных для различных объектов технического регулирования, со стороны контрольных органов допускалось завышение объема проверяемых показателей.

С другой стороны завышение объема проверяемых показателей привело к избыточности обязательной сертификации, на что указал Президент РФ в своем послании Федеральному собранию в 2002 году.

Сложившиеся ситуация, когда для поставщиков продукции создается дополнительная административная и финансовая нагрузка, связанная с выходом на рынок, при переходе к рыночной экономике начинает мешать применению новых технологий, сдерживает инновации и, как следствие, не создает необходимых условий для выпуска конкурентоспособной продукции.

Это не способствует росту экспортного потенциала страны и ставит ее в положение зависимости от импорта.

Последний недостаток является особенно важным в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на равноправных условиях.

Таким образом, важнейшей задачей становится формирование набора обязательных требований к объектам технического регулирования, однозначно понимаемого как участниками рыночных отношений: поставщиками и приобретателями продукции, так и контролирующими органами.

Анализ процесса формирования обязательных требований, показывает на недостаточное внимание при его проведении проблеме оценке риска, обусловленного степенью потенциальной опасности той или иной продукции. Публикации, связанные с проблемой оценки риска появились сравнительно давно [2,3,4,59]. Однако выпуск в нашей стране методических материалов, предназначенных для практического использования применительно к формированию требований, начал осуществляться только в конце 90-х годов.

Это привело к созданию большого количества систем обязательной сертификации, а также к недостаткам в координации их деятельности (особенно — в части подготовки и принятия законов, в которых использовалось понятие сертификация, а также в допуске продукции на рынок), которое предопределило:

— дублирование в отдельных случаях работ по сертификации, что обусловило справедливую критику как отечественного, так и зарубежного бизнес сообщества;

— необоснованный допуск на рынок отдельных видов потенциально опасной продукции без достаточно «жесткого» ее контроля или, наоборот, слишком жесткий контроль сравнительно неопасной продукции.

Однако нельзя не признать, что введение обязательной сертификации в целом сыграло ощутимую роль в обеспечении безопасности товаров на нашем рынке, особенно в период децентрализации управления экономикой, который в то время сопровождался снижением контроля за производимой и импортируемой продукцией.

Проводимая в настоящее время реформа технического регулирования сводится к оптимальному балансу интересов между всеми участниками рыночных отношений, главным образом поставщиками и приобретателями продукции.

По изложенным причинам одной из основных идей Федерального закона «О техническом регулировании» является следующее положение: обязательные требования, содержащиеся в нормативных документах (в том числе в национальных стандартах) выносятся в принципиально новую область технического законодательства — технические регламенты.

Технический регламент в определении Федерального законадокумент, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Его введение представляет собой наиболее жесткую форму регулирования со стороны государства. Он применяется в тех случаях, когда другие формы регулирования не обеспечивают безопасности общества и граждан.

В Федеральном законе четко определены все виды опасностей, дана классификация технических регламентов, определен порядок и процедуры их разработки, утверждения и применения.

Вместе с тем, Федеральный закон не определяет и по самой своей сути не может определять методические основы и методы создания технических регламентов для конкретных видов (групп) продукции. Создание таких методических основ, применительно к сложным техническим изделиям, является особенно актуальной и важной задачей, поскольку для этих изделий необходимо учитывать все виды опасностей и большое число ситуаций, где эти опасности могут проявляться. В данном случае к сложным изделиям следует отнести и изделия двойного назначения, предложения, по техническому регулированию которых приведены в [49].

Автор поставил своей задачей не только разработать общие методические основы создания технических регламентов для сложных технических изделий, но и проверить применяемость предлагаемых методических основ на конкретном примере. В качестве такого примера (иначе говоря — модели для проверки применимости методических основ) было выбрано низковольтное оборудование.

Выбор модельной группы изделий обусловлен двумя главными причинами: высокой социально-экономической значимостью для населения и не меньшей значимостью для промышленностибольшим диапазоном сложных конструктивно-технологических решений и условий применения.

Научная новизна диссертационных исследований состоит, по мнению автора, в том, что впервые в рамках задач, обусловленных введением Федерального закона «О техническом регулировании» исследованы и разработаны: модель формирования требований для сложных изделий на основе комплексного подхода с использованием понятия об экономически обоснованном допустимом риске несоответствия и методов подтверждения соответствия, обеспечивающих достоверность не ниже определенного рискаметод вертикальной статистической декомпозиции сложного изделия с выделением потенциально наиболее опасных компонент («критических точек»), основанный на применении теории графов, для установления минимально необходимых обязательных требованийметодические основы для выбора форм и схем подтверждения соответствия в технических регламентах, базирующиеся на применении биномиального распределения числа несоответствий продукции установленным требованиям, основанного на схеме Бернулли.

К научной новизне следует отнести рассмотренные в 4 главе диссертационной работы вопросы совершенствования руководящего документа Госстандарта России по разработке технического регламента, по оценке роли стандартизации в обеспечении выполнения требований технического регламента и использования страхования ответственности поставщика в качестве альтернативной формы технического регулирования.

Практическая полезность результатов исследований отражается в следующих направлениях: а) в работах в рамках Международной организации по сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ), автор (как руководитель Исполнительного органа Национального сертификационного органа и руководитель Секретариата члена-органа МЭКСЭ) использовал материалы диссертационных исследований при формировании правил и процедур Российской национальной системы подтверждения соответствия электрооборудования с учетом отечественного законодательства и реалий российской экономикиб) при создании проекта специального технического регламента на низковольтное электрооборудование, автор (как руководитель разработки) в полной мере использовал предложенные в работе методические основы и практические рекомендациив) при разработке рекомендаций по построению типовой структуры технического регламента автор использовал результаты, изложенные в п. 4.1 диссертационной работы;

Публикации: по материалам диссертации создана монография «Разработка технических регламентов методом вертикальной статистической декомпозии» (соавторЛ.Г. Дубицкий), рекомендованная в качестве учебного пособия для разработчиков технических регламентов и слушателей соответствующей специализации Академии стандартизации, метрологии и сертификацииа также опубликованы (в том числе — в соавторстве) 32 статьи в научно-технических журналах и глава XIX в коллективной монографии «Сертификат, качество товара и безопасность покупателя» (под редакцией Г. П. Воронина, В.Г. Версана).

ВЫВОД.

Результаты исследований, полученные в диссертационной работе, предоставляют возможность создания технических регламентов для сложных, высокотехнологических изделий на основе положений Федерального закона «О техническом регулировании» с учетом опыта технического регулирования в рамках ЕС и приоритетного внедрения требований международных стандартов.

Принятие таких технических регламентов должно оказать содействие прежде всего повышению конкурентоспособности продукции и объемов инвестиций в производство сложных изделий.

Хотя в России еще не наработана статистика и нет методики определения экономической эффективности таких мероприятий как гармонизация в сфере технического регулирования, но опыт других стран показывает, что в этом случае наблюдается значительный экономический эффект. Этот эффект может быть получен в результате: увеличения объема реализуемой продукции в связи с проведением политике по сбалансированному применению декларирования и обязательной сертификацииповышения конкурентоспособности продукции за счет модернизации производства на основе современных технологий в результате выполнения требований, предъявляемых системой технического регулированияповышения инвестиционной привлекательности национальной экономикисокращения расходов за счет исключения дублирования функций органов государственного контроля (надзора).

По материалам Министерства экономического развития и торговли России, основанным на мнении независимых экспертов, предполагается, что эффект от реформирования системы технического регулирования составит не менее 0,1% от валового внутреннего продукта уже в первые три года реформирования. А в последующие годы эффект должен составить не менее 0,2% от валового внутреннего продукта.

Ближайшие годы после принятия технического регламента на низковольтное электрооборудование позволят оценить аналогичный эффект применительно к конкретной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании теоретических экспериментальных исследований, представленных в диссертационной работе, получены следующие основные результаты.

1. Обоснован выбор низковольтного электрооборудования в качестве примера (модели) для проверки применимости методических основ создания технических регламентов для сложных изделий.

2. На основе анализа международного и отечественного законодательства впервые разработана структура технических регламентов в области низковольтного электрооборудования и показано место технического регламента на низковольтное электрооборудование в этой структуре.

3. Проведен анализ деятельности Международной системы сертификации — МЭКСЭ и участия России в ее работе. Разработаны предложения по использованию этих результатов в техническом регламенте на низковольтное электрооборудование.

4. Впервые разработана модель формирования требований для сложных изделий на основе комплексного подхода с использованием понятия об экономически обоснованном допустимом риске и методов подтверждения соответствия, обеспечивающих достоверность не ниже определенного риска.

5. Впервые разработан метод вертикальной статистической декомпозиции сложного изделия с выделением потенциально наиболее опасных компонент (критических точек), основанный на применении теории графов.

6. Разработан экспериментальный метод выявления критических точек для сложного изделия.

7. Произведено внедрение модели формирования требований в алгоритм определения норм и допусков на показатели безопасности, вводимых в технический регламент на низковольтное электрооборудование.

8. Осуществлена проверка правильности метода выявления критических точек путем построения матричной модели объекта контроля на основе стандарта МЭК.

9. Разработан алгоритм выбора форм и схем подтверждения соответствия на основе модели, учитывающей факторы риска.

Ю.Впервые разработана типовая схема технического регламента на сложные изделия.

11 .Проведено исследование и впервые предложено использовать факторы риска для страхования ответственности поставщика от негативных последствий нарушения требований технического регламента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д., Каверли Д. Анализ электрических цепей методом графов. Перевод с английского под ред. Профессора А. А. Соколова. М.: «Мир», 1967 г.
  2. Барлоу Р, Прошан Ф. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность. /Пер. с англ.-М.: Наука, 1984.
  3. В.В. Надежность шасси самолета. — М.: Машиностроение, 1976.
  4. В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984.
  5. JI.B. Страхование ответственности за качество продукции: перспективы развития в России. Стандарты и качество, № 8, 2002.
  6. В.Е., Добролюбов JI.B. Статистический анализ электрических цепей. М.: «Энергия», 1970.
  7. В.Г. Как повысить эффективность систем менеджмента, базирующихся на ИСО 9000? «Сертификация», № 1, 2003.
  8. Ю.Версан В. Г. Регулирование рынка. Баланс интересов производителей и потребителей. -М.: ВНИИС, Москва, 2002.
  9. В.Г. Некоторые актуальные проблемы введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании». М.: ВНИИС, Москва, 2003.
  10. Воздействие рыночной либерализации в рамках АТЭС. / Исследования Экономического Комитета стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Совета (АТЭС).
  11. ГОСТ Р 51 901−2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем».
  12. ГОСТ Р 51 898−2002, «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты».
  13. ГОСТ Р 51 705.1−2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
  14. Г. И., Колесников Г. Е., Рубин.A.M., Хейман E.JI. Метод оценки допустимых рисков для электрооборудования. «Сертификация» № 3, 2003.
  15. П.Воронин Г. П., Версан В. Г., Тимко В.Я.и др. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. //Под редакцией Воронина Г. П., Версана В.Г.-М.:ВНИИС, 1998.
  16. В. Г. Панкина Г. В. Тимко В. Я. Участие Госстандарта России в МЭКСЭ путь к снижению барьеров в торговле. — «Стандарты и качество» № 7, 2000.
  17. Н.Ю., Дубицкий Л. Г. Гарантоспособность систем безопасности потребительского рынка. М.: Издание Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) Госстандарта России, 2003.
  18. С. В. Тимко В.Я. Заргарьянц Г. С. Обязательная сертификация средств вычислительной техники эффективное средство обеспечения безопасности потребителя. — «Партнеры и конкуренты», № 9, 2001.
  19. С. В. Тимко В.Я. Миняйлик Г. М. Васильев А.В. О системе сертификации медицинских изделий. «Партнеры и конкуренты», № 2 2002.
  20. С.В. Роль и место стандартизации в техническом регулировании.- // «Сертификация», № 4, 2004.
  21. К., Ушаков И. А. Оценка надежности с использованием графов. / Под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1988.
  22. Рекомендации по разработке технических регламентов. Москва, ИПК, «Издательство стандартов», 2003.
  23. Руководство по применению директивы Совета 73/23/ЕЕС.
  24. Руководства ИСО/МЭК 15. Свод принципов ИСО/МЭК.
  25. В.Я. Мишин А.П Практика функционирования системы сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (ССЭСБ), перспективы развития. / Тезисы доклада на международном семинаре
  26. Сертификация и обеспечение качества в условиях рыночной экономики", г. Владимир. 18−24 апреля 1993 г.
  27. В. Я. Орешкин В.М. Опыт работы органа по сертификации электрооборудования ВНИИС. «Сертификация», № 2, 1995.
  28. В. Я. Пугачев С.В. О проблеме выдачи сертификатов на электрооборудование, признаваемых за рубежом. «Сертификация», № 3 1996.
  29. В.Я. Пугачев С.В Особенности признания сертификатов, выданных в рамках международной системы сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности. «Сертификация», № 3, 1998.
  30. В.Я. Свистунова Н.И Роль сертификации в повышении конкурентоспособности электрооборудования. «Стандарты и качество», № 3, 1998.
  31. В. Я. Гусаков Ю.А. Пути решения проблем сертификации импортируемой продукции электрооборудования. / Тезисы доклада на международном российско-корейском семинаре. Г. Сеул. Январь 1999 г.
  32. В. Я. Дружинин В.А. Инспекционный контроль: совершенствование методики. «Партнеры и конкуренты», № 1, 1999.
  33. В. Я. Пугачев С.В. Васильев А. В. Крахмаль B.C. О правилах сертификации электрооборудования. «Сертификация», № 2, 1999.
  34. В. Я. Панкина Г. В. Проведение сертификации продукции посредством процедуры признания. «Сертификация», 2000.
  35. В. Я. Дружинин В.А. Госстандарт России национальный сертификационный орган в Международной системе сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ). -«Сертификация», № 3, 2000.
  36. В. Я. Бикчентаев А. А. Третье ежегодное заседание руководящего комитета по сертификации МЭКСЭ. «Сертификация», № 4, 2000.
  37. В. Я. Дружинин Д.А. Рыбакова A.M. Обязательная сертификация продукции информационных технологий и электронной техники (ИТЭ). «Сертификация», № 2, 2001.
  38. В. Я. Дружинин Д.А. О добровольном маркировании электрооборудования, информационной техники и бытовой радиоэлектронной аппаратуры знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок. «Сертификация», № 2 2002.
  39. В.Я. О технических регламентах на электрооборудование. -«Сертификация», № 3, 2002.
  40. В .Я. Дружинин В. А. Толубеева И.В. Схема СБ МЭКСЭ как основа для оценки соответствия электрооборудования. «Партнеры и конкуренты», № 4, 2002.
  41. В. Я. Дубицкий Л.Г. Техническое регулирование в сфере продукции двойного назначения (применительно к радиоэлектронным изделиям и информационной технике). «Сертификация», № 4,2002.
  42. В.Я. Страхование материальной ответственности поставщика при подтверждении соответствия. / Тезисы доклада на международном семинаре «Управление качеством и подтверждение соответствия», г. Звенигород Московской области. 27−31 мая 2002 г.
  43. В. Я. Дубицкий Л.Г. Методические принципы формирования обязательных требований по безопасности сложных изделий. «Сертификация», № 2, 2003.
  44. В. Я. Васильев А.В. О разработке технических регламентов на низковольтное электрооборудование. «Сертификация», № 2, 2003.
  45. В. Я. Дружинин В.А. Подход к сертификации системы менеджмента качества изготовителя электрооборудования применительно к разработке технических регламентов. «Сертификация», № 3, 2003.
  46. В. Я. Дубицкий Л.Г. Васильев А. В. Основа выбора схем подтверждения соответствия бытового электрооборудования обязательным требованиям. «Сертификация», № 3, 2003.
  47. Зб.Тимко В. Я. Дружинин В.А. Беспристрастная оценка и ее место в работах по оценке соответствия. «Стандарты и качество», № 9, 2003.
  48. В. Я. Васильев А.В. Разработка технического регламента на низковольтное электрооборудование. «Стандарты и качество», № 10, 2003.
  49. В. Я. Дубицкий Л.Г. Разработка технических регламентов методом вертикальной статистической декомпозиции. М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2004 г.
  50. Э. Дж., Кумамато X. Надежность технических систем и оценка риска. /Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1984.
  51. СВ Bulletin ОС № 93 июль 1998 г.
  52. Official Journal of the European Communities (OJ).
Заполнить форму текущей работой