Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозирование развития системы повышения квалификации специалистов в области стандартизации, управления качеством продукции и метрологии (на примере специалистов метрологической службы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние десятилетия в нашей стране выполнена большая работа по развитию и совершенствованию подготовки, размещения, рационального использования и повышения квалификации кадров специалистов народного хозяйства на основе комплексного подхода. Практически в каждом отраслевом министерстве и ведомстве созданы подразделения, занимающиеся решением данной проблемы. Организована сеть институтов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Повышение квалификации специалистов как функция управления качеством продукции: состояние, перспективы развития и повышение эффективности
    • 1. 1. Организация повышения квалификации специалистов в системе управления качеством продукции
    • 1. 2. Качественный анализ структуры контингента слушателей системы повышения квалификации специалистов метрологической службы
    • 1. 3. Пути усиления влияния системы повышения квалификации специалистов метрологической службы на ускорение темпов научно-технического прогресса и улучшение качества продукции
  • ГЛАВА 2. Методологические проблемы разработки прогнозов развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы
    • 2. 1. Методы определения потребности в повышении квалификации специалистов. С. $
    • 2. 2. Факторы, определящие потребность в повышении квалификации специалистов метрологической службы
    • 2. 3. Система прогнозов развития повышения квалификации специалистов метрологической службы, объекты прогнозирования и прогнозируемые показатели
    • 2. 4. Выбор метода прогнозирования развития системы повышения квалификации специалистов метрологи- г -ческой службы
  • ГЛАВА 3. Методические вопросы разработки прогнозов развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы
    • 3. 1. Конечные результаты деятельности системы повышения квалификации метрологов: эффективность и ориентация на их достижение
    • 3. 2. Прогнозирование потребности в повышении квалификации специалистов метрологической службы
    • 3. 3. Прогнозирование развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы и отдельных учебных заведений
    • 3. 4. Информационное обеспечение процессов разработки прогнозов развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы

Прогнозирование развития системы повышения квалификации специалистов в области стандартизации, управления качеством продукции и метрологии (на примере специалистов метрологической службы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На этапе построения в нашей стране общества развитого социализма все возрастающее значение в решении проблем ускорения научно-технического, экономического и социального его развития приобретает квалификация научных и инженерно-технических кадров, руководителей производства.

На всех этапах развития нашего государства партия и правительство уделяли и уделяют исключительно большое значение проблеме подготовки и повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В решениях ХХУ1 съезда КПСС, ряда последующих Пленумов ЦК КПСС, в ряде постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необходимость дальнейшего совершенствования подготовки и повышения квалификации кадров на производстве, осуществление мер по повышению качества подготовки специалистов и улучшению их использования в народном хозяйстве.

За последние десятилетия в нашей стране выполнена большая работа по развитию и совершенствованию подготовки, размещения, рационального использования и повышения квалификации кадров специалистов народного хозяйства на основе комплексного подхода. Практически в каждом отраслевом министерстве и ведомстве созданы подразделения, занимающиеся решением данной проблемы. Организована сеть институтов повышения квалификации руководителей и специалистов народного хозяйства, факультеты повышения квалификации при вузах, курсы и другие формы обучения. Развивается учебная, методическая и материально-техническая база этих учебных заведений. Совершенствуется организация, планирование и управление системой повышения квалификации специалистов (СПКС). Однако, ряд из этих проблем, в том числе прогнозирование, определение потребности в кадрах специалистов, весьма слабо разработаны с научной и методической точки зрения. В условиях реализации решений партии и правительства по совершенствованию хозяйственного механизма резко возрос интерес и увеличились масштабы исследований по проблемам планирования системы подготовки и повышения квалификации кадров. В СССР проведено три симпозиума «Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов». На симпозиумах обсуждались результаты исследований методологических и методических проблем определения потребности в кадрах специалистов для народного хозяйства, предлагались экономико-математические методы решения задач планирования, управления кадрами, их подготовкой, распределением и использованием, а также рассматривались организационные проблемы повышения квалификации кадров специалистов и руководителей. Вместе с тем, имеется много дискуссионных и нерешенных проблем в области управления, планирования подготовки специалистов, их распределения и развития системы повышения квалификации.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 октября 1977 года «О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства», определены основные задачи дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

В настоящее время повышение квалификации осуществляется в 79 отраслевых и межотраслевых институтах повышения квалификации и в 134 их филиалах, а также на 302 факультетах повышения квалификации при вузах. Кроме того, повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, среднего звена осуществляется на свыше 500 ведомственных и республиканских курсах, организованных при предприятиях, научно-исследовательских институтах, вузах и техникумах1^. В нашей стране в системе повышения квалификации ежегодно обучается свыше 2,5 млн. руководящих работников и специалистов, что не обеспечивает установленную периодичность обучения, а потребность в повышении квалификации удовлетворяется меньше, чем на 50 $.

Одной из важнейших функций Единой системы государственного управления качеством продукции является специальная подготовка и обучение кадров. В современных условиях в структуре инженерно-технических работников и специалистов народного хозяйства, доля специалистов, непосредственно связанных с управлением качеством продукции, составляет около 10 $. Повышение квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии и управления качеством продукции является важным звеном общей системы повышения квалификации. В настоящее время в стране функционирует система повышения квалификации специалистов всех отраслей народного хозяйства по стандартизации, метрологии и управлению качеством. Повышение квалификации производится на межотраслевом, отраслевом и региональном уровне и на уровне отдельных объединений и предприятий. В последние годы развивается повышение квалификации специалистов по стандартизации, метрологии и управлению качеством на международном уровне (семинар-практикум ООН, в рамках СЭВ), а также по двухсторонним соглашениям и контактам.

Организационная структура системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области стандартизации, метрологии и управления качеством окончательно не сформировалась. Темпы развития отраслевых систем повышения квалификации данной категории специалистов значительно отстают от потребностей народного хозяйства. Требуют глубокой научной проработки вопросы взаимодействия отдельных.

I) Купцов 0., Никонов А., «0 совершенствовании организационной структуры сети учебных заведений повышения квалификации». Материалы III Всесоюзного симпозиума «Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов», Вильнюс, 1983 г., т.5, с. 40. органов и служб системы повышения квалификации, установления их целей, задач и функций, административной и функциональной взаимосвязи. Комплексной программой развития научно-технического прогресса в СССР на период 1986;2005 гг. (проблемный раздел «Развитие стандартизации в СССР») предусматривается решение проблемы подготовки и повышения квалификации кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством на период до 2005 года.

В научных публикациях по проблемам управления системой повышения квалификации специалистов народного хозяйства, в том числе и специалистов в области стандартизации, метрологии и управления качеством, воцросн прогнозирования развития системы освещены крайне ограничено. Недостаточная научная разработка этой проблемы, отсутствие методических разработок затрудняет планирование развития системы повышения квалификации данных специалистов, что является одной из причин неудовлетворения потребностей народного хозяйства в квалифицированных специалистах по стандартизации, метрологии и управлению качеством. Практика планирования повышения квалификации специалистов показывает, что разработка и реализация планов осуществляется без достаточно глубокого изучения текущей и перспективной потребности народного хозяйства в обучении специалистов.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационной работы, определила ее цель и задачи, объект и методы исследования, структуру изложения.

Целью диссертационной работы является:

1. Исследование состояния развития системы повышения квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии и управления качеством продукции.

2. Определение и изучение влияния основных факторов научно-технического, экономического, социального и организационного характера на формирование потребности в повышении квалификации специалистов метрологической службы.

3. Разработка методологии и методических основ прогнозирования развития этой системы.

4. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию планирования, организации и управления системы повышения квалификации специалистов метрологической службы.

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, и постановления пленумов ЦК КПСС, постановления Коммунистической партии и Советского правительства, труды руководителей партии и правительства.

В диссертации проанализированы научные публикации по исследуемой проблеме, использованы статистические материалы ЦСУ СССР, Госстандарта, Минвуза СССР, архивные и отчетные данные ВИСМ, информационные и учебно-методические материалы.

В работе использованы плановые и нормативно-технические документы, материалы научных конференций, международных симпозиумов, материалы исследования по изучению контингента слушателей. В работе использованы результаты разработки прогнозов развития метрологической службы СССР, нормативно-технические документы и практические материалы органов государственной и ведомственных метрологических служб.

В диссертационной работе применены методы научного прогнозирования, экономико-математического моделирования, методы автоматизированного сбора и обработки информации.

В процессе работы над диссертацией широко использовалась отечественная и зарубежная литература, периодические издания по исследуемой проблеме.

Объектом исследования диссертационной работы является экономическое и организационное развитие системы повышения квалификации специалистов метрологической службы. Проблемы состава, содержания и структуры учебного процесса, формы и методы повышения квалификации специалистов в работе не рассматриваются, так как они, по нашему мнению, представляют собой самостоятельный объект исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, 3 приложений, библиографии и содержит 160страниц машинописного текста, в том числе 9 таблиц, 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного диссертационного исследования проблем прогнозирования повышения квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии и управления качеством продукции диссертант формулирует следующие выводы и предложения®

1. В ускорении темпов научно-технического прогресса и реализации программ улучшения качества продукции все возрастающее значение приобретает непрерывное повышение квалификации специалистов.

Повышение квалификации специалистов является важнейшим элементом Единой системы государственного управления качеством продукции.

2. В СССР формируется система повышения квалификации специалистов метрологической службы. Однако, темпы развития этой системы не обеспечивают полного удовлетворения потребностей народного хозяйства. Высшие и средние специальные, учебные заведения в недостаточной мере удовлетворяют потребности метрологической службы страны в специалистах.

3. Основными направлениями усиления влияния системы повышения квалификации специалистов метрологической службы на ускорение темпов научно-технического прогресса и улучшение качества продукции являются: повышение качества подготовки специалистов, расширение масштабов подготовки специалистов, совершенствование управления системы повышения квалификации специалистов, повышение эффективности использования производственных ресурсов в системе повышения квалификации.

4. Основными факторами, определяющими потребность в повышении квалификации специалистов метрологической службы являются следующие: объём метрологических работ, который определяется величиной парка средств измерений, методами и организацией работ по метрологическому обеспечениюкачество работ по метрологическому обеспечению, производительность труда работников метрологических служб, качество подготовки специалистов в вузах и техникумах, качество повышения квалификации, темпы научно-технического прогресса в области метрологии, темпы обновления материально-технической базы метрологических работ и другие факторы;

5. В современных условиях прогнозирование развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы является одним из важных факторов совершенствования управления и повышения эффективности метрологического обеспечения. Диссертант считает, что комплекс прогнозов должен включать: прогноз развития потребности народного хозяйства в повышении квалификации специалистов метрологической службы СССР, прогноз развития. системы повышения квалификации этих специалистов и прогноз развития отдельных учебных заведений, осуществляющих повышение квалификации.

6. Наиболее перспективным методом прогнозирования развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы является метод динамического прогнозирования.

7. На основе исследования разработаны методические основы прогнозов развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы с автоматизированной обработкой информации.

8. Диссертантом сфомулированы основные методические принципы оценки экономической эффективности повышения квалификации метрологов.

9. В целях совершенствования управления деятельностью метрологической службой, ростом её эффективности диссертант обосновал необходимость создания непрерывной системы прогнозирования. Эти прогнозы должны являться составной частью прогнозов развития метрологической службы. Директивным органам, министерствам, ведомствам, учебным заведениям при разработке планов развития системы повышения квалификации рекомендуется использовать полученные в процессе диссертационного исследования результаты.

10. Автор считает целесообразным осуществлять разработку общегосударственных прогнозов развития системы повышения квалификации специалистов метрологической службы СССР Госстандарта Всесоюзному научно-исследовательскому институту метрологической службы и Всесоюзному институту повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации, управления качеством продукции и метрологии как головным организациям по методическому руководству системой повышения квалификации.

Разработку отраслевых прогнозов рекомендуется осуществлять управлениям кадров и учебных заведений министерств и ведомств, отраслевыми метрологическими службами и институтами повышения квалификации .

В крупных промышленных предприятиях и объединениях разработка таких прогнозов должна осуществляться отделами кадров, отделами технического обучения, а также отделами главных метрологов.

11. Прогнозы должны все в большей мере использоваться при разработке программ научно-технического прогресса в метрологической службе СССР, основных направлений научно-технического к экономического развития, при разработке пятилетних планов.

Полученные результаты исследований имеют методологическую и практическую направленность и могут быть использованы:

— директивными органами, министерствами и ведомствами, Минвузом СССР, Госстандартом в процессе планирования развития системы повышения квалификации специалистов;

— Госстандартом при разработке и технико-экономическом обосновании предложений по развитию повышения квалификации специалистов метрологической службы в целом по народному хозяйству и по отдельным отраслям;

— управлениями кадров и учебных заведений министерств и ведомств, отраслевыми метрологическими службами и институтами повышения квалификации при формировании планов повышения квалификации метрологов;

— территориальными органами Госстандарта при анализе и территориальном планировании повышения квалификации метрологов;

— Госстандартом и метрологическими институтами при разработке прогнозов развития метрологической службы;

— Госстандартом, Главным информационным вычислительным центром, Всесоюзным научно-исследовательским институтом метрологической службы, Всесоюзным институтом повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации, управления качеством продукции и метрологии при разработке подсистемы АНУС «Кадры» ;

— отраслевыми институтами повышения квалификации при разработке учебных планов и программ обучения, при проведении учебного процесса, а также при изучении — курса экономики стандартизации, качества продукции и метрологии.

Рассмотренные в диссертации экономико-организационные аспекты развития системы повышения квалификации специалистов дают возможность выявить новые резервы и решить на научной основе проблемы совершенствования управления повышением квалификации специалистами метрологической службы, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и улучшить качество обучения, рациональное использование трудовых, финансовых и других ресурсов учебных заведений. Развитие работ по прогнозированию в области повышения квалификации кадров открывает широкие возможности для более точной ориентации деятельности метрологической службы на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма. Ф.Энгельс. «Анти-Дшринг». К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2 изд., т.20.
  2. В.И.Ленин. «Карл Маркс». Полн. собр. соч., т.26. В. И. Ленин. «Набросок плана научно-технических работ». Полн. собр. соч., т.36.
  3. В.И.Ленин. «Очередные задачи Советской власти». Полн. собр. соч., т.36.
  4. В.И.Ленин. «Пророческие слова». Полн. собр. соч., т.36. В. И. Ленин. «Экономическая политика в эпоху диктатуры пролетариата». Полн. собр. соч., т.39.
  5. Материалы 2X71 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1983.
  6. Материалы декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1984.
  7. Материалы Пленума ЦК КПСС II февраля 1984 г. М., Политиздат, 1984.
  8. Материалы Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. М., Политиздат, 1984.
  9. Об улучшении подготовки новых специалистов". Резолвдия Пленума ЦК ВКП (б), 12 июля 1928 г. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., Политиздат, 1967, т.1.
  10. О техническом обучении хозяйственных, профессиональных и партийных кадров". Постановление ЦК ВКП (б), 17 января 1932 г. Решения партии и правительства по хозяйственным воцросам. М., Политиздат, 1967, т.2.
  11. О мерах по ускорению научно-технического црогресса в народном хозяйстве". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «Экономическая газета», № 36, 1983.
  12. Об обеспечении единства измерений в стране". Постановление Совета Министров СССР, 4 апреля 1983 г. СП СССР, 1983 г.
  13. О государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в СССР". Постановление Совета Министров СССР, 28 сентября 1983 г. СП СССР, № 28.
  14. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 гг. и на период до 1990 года". М., Политиздат, 1981.
  15. Об основных направлениях экономических проблем стандартизации и метрологии". Постановление Госстандарта от 02.06.83 г. Журн. «Стандарты и качество», № 7, 1983.
  16. К.УЛерненко. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного охфуга г. Москвы 2 марта 1984 года. М., Политиздат, 1984.
  17. К.УЛерненко. Речь на встрече с рабочими московского металлургического завода «Серп и молот» 29 апреля 1984 года. М., Политиздат, 1984.
  18. К.УЛерненко. По-ленински жить, работать, бороться. М., Политиздат, 1984.
  19. Н.А.Тихонов. Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы. М., Издательство Агенство печати «Новости», 1984.
  20. Ш. Нормативно-технические, методические и справочныедокументы
  21. ГОСТ 1.25−76. Государственная система стандартизации (ГСС). Метрологическое обеспечение. Основные положения. В сб. Государственная система стандартизации. М., 1983.
  22. ГОСТ 8.002−71. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Организация и порядок проведения поверки, ревизии и экспертизы средств измерений. В сб. Основополагашцие стандарты в области метрологического обеспечения. М., 1983. ч
  23. ГОСТ 8.103−73 (ГСИ). Организация и порядок проведения метро" логической экспертизы конструкторской и технологической документации. В об. Основополагающие стандарты в области метрологического обеспечения. М., 1983.
  24. ГОСТ 13 377–75 «Надежность в технике, термины и определения».
  25. ГОСТ 20 779–81. Экономическая эффективность стандартизации, Методы определения. Основные положения.
  26. ГОСТ 20 780–81. Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения фактической экономической эффективности действующих стандартов.
  27. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М., Экономика, 1980.
  28. Методические указания по разработке основных направлений развития стандартизации на 1976−1990 гг. М., 1972.
  29. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М., Экономика, 1980.
  30. Методические указания по прогнозированию развития стандартизации и метрологии в СССР на 1991−2010 гг. (по пятилеткам). М., Изд. стандартов, 1984 г.
  31. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М., Экономика, 1977.
  32. Методические указания. Разработка, согласование, утверждение и реализация программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства. РД 50−101−82. М., Изд. стандартов, 1982.
  33. Инструкция. Планирование работ по стандартизации в системе Госстандарта. Основные положения. РД 50−328−82.
  34. Методические указания по организации, расчету состава, оборудования и помещений поверочных подразделений органов ведомственных метрологических служб. МИ 15−74.f
  35. Методические указания по расчету численности подразделений ведомственных метрологических служб. МИ 185−79.
  36. Национальная система подготовки и повышения квалификации кадров’в области стандартизации, метрологии и управления качеством продукции стран членов СЭВ. Основные положения и структура. Методический материал СЭВ по стандартизации. ВНШС — М., 1980.
  37. Рекомендации. Построение и содержание стандартов предприятий по подготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством. ВНШС М., 1978 г.
  38. СНиП П-68−78 «Высшие учебные заведения». М., 1978.1У. Монографии, книги, сборники, брошюры, статьи
  39. В.Г. Научно-техническая революция, образование. М., Политиздат, 1972 г.
  40. Г. С. Определение потребности в специалистах в промышленности. М., Госполитиздат, 1959 г.
  41. А.Г. Оптимальный подход в долгосрочном планировании. В кн.: Долгосрочное планирование и прогнозирование. М., Прогресс, 1975 г.
  42. AyresR. U. Technological Forecasting oni Ioy§ range. PLanning, McCrav-Hill Book Co, N.Y., 1969. .
  43. Абт КЛ., Фостер P.H., P. И Р. Г. Методика составления сценариев. М., Прогресс, 1977 г.
  44. I.B., Курников И. Б. «Экономический механизм метрологического обеспечения контроля качества продукции». М., Знание, 1982 г.
  45. М.А., Супоницкая С. Я. Оценка кадров и совершенствование системы повышения квалификации. В сб.: Проблемы и пути развития творческой деятельности руководящих работников и специалистов народного хозяйства. Вильнюс, 1979 г.
  46. А.У. «Прогнозирование посредством динамического моделирования». В сб.: «Руководство по научно-техническому прогнозированию». М., Прогресс, 1977 г.
  47. И.Р. Основные понятия математической статистики. М., Мир, 1974 г.
  48. Бар М. З. Эффективность общественного производства и цроблемы оптимального планирования. М., Москва, 1972 г.
  49. В.С. Перспективное планирование направлений технического прогресса. М., «Экономика», 1973.
  50. Бюллетень Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, 1978, № 12.
  51. А. и др. «Философия и црогностика». Изд."Процесс", М., 1971.
  52. J^rech R. Britoin 1984: UniLever' Forecant -An uxperiment in the Economic History o-f the Futur.e. :London, Darton, Longman ar? Тоd¿-f 1963.
  53. Ю.М., Степанов Н. П. Современные методы научно-технического црогнозирования. НИИ «Электроника», М., 1971.
  54. В.Д., Дубнов А. П. «Развитие высшего образования: программный подход». Известия АН СССР, серия экономическая № I, 1974 г.
  55. Д.М. и др. Прогностика. М., «Знание», 1968.
  56. Gordon TJ., HeLmer 0. Generation of InternaLLy Consistent Scenarions tbovgh the stucly of Cross-Impact, joresentecL at the Industrial Management, Center, 1969, January 27−30.
  57. Р. Избранные произведения. М., Госполитиздат, 1950.
  58. Г. М. и др. «Потенциал науки», Наукова думка, Киев, 1969.
  59. Долгосрочные прогнозы потребности в научно-технических кадрах в США и Англии. М., 1968.
  60. В.А. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. М., Экономика, 1979.
  61. М. Промышленное планирование и программирование ООН. Экономический и социальный совет. Нью-Йорк, 1966.
  62. М.И., Голубкова И. П., Двойнов А. Н. «Совершенствование планирования и управления повышением квалификации важный резерв повышения эффективности социалистического производства». Тезисы докладов Всесоюзной научно-технической конференции. М., 1981.
  63. Н.П. Сколько нужно специалистов? Мировая экономика и международные отношения, № 3, 1972.
  64. Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах социализма. М., Наука, 1971.
  65. Г. Д. Стандарт, технический прогресс, эффективность. «Экономическая газета» № 35, 1984.
  66. В.Н. «Основные задачи метрологии в XI пятилетке». Измерительная техника № 2, М., 1981.
  67. О.В. и др. «0 совершенствовании организационной структуры сети учебных заведений повышения квалификации». Вильнюс, 1983.
  68. И.Б., Кабачишвшш Л. Л. Методика разработки црогнозов экономического развития системы метрологического обеспечения народного хозяйства. Журн. «Измерительная техника», № 2, 1976.
  69. И.Б., Овсенян Г. С. Конечные результаты деятельности по метрологическому обеспечению качества продукции и эффективности производства. Материалы I Симпозиума по метрологии ЕОКК, Львов, 1984.
  70. Kahn H., Wiener Д. The Year 2000: A Frameworkfor Speculation. MacmiLLan Book Co., INLY., 1967.
  71. Kahn H. et al. /4и Alternative Worli Futures: Issues and. Themes, Hudson Institute, Rept.-1. NiHI-:5A5D, N. Y, 1965.
  72. JI.В. «Оптимальные решения в экономике». М., 1972. Краснов Н. Ф. Высшая школа и система повышения квалификации. Вестник высшей школы, M., 1979, № 6.
  73. Е.М. Определение перспективной потребности в повышении квалификации метрологов. Материалы I Симпозиума по метрологии. ЕОКК, Львов, 1984.
  74. Quantitative Utility Estimates for Science and Technology.
  75. И.А. Подготовка специалистов в промышленности СССР. Госполитиздат, 1954.
  76. И.И. «Теоретические основы общей методики социального прогнозирования». В сб.: Прогнозирование. М., 1969.
  77. И., Перлаки И. Модель активного социального обучения. «Воцросы психологии», 1977, № 6.
  78. Р.Н., Межина Н. И. Научно-технический прогресс и прогнозные разработки потребности в специалистах. Материалы Всесоюзного симпозиума «Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов», Вильнюс, 1983 г., т.1.
  79. Майер (ГДР). «Проблемы долгосрочного планирования и прогнозы уровня образования и квалификационной структуры рабочей силы в социалистическом обществе». В сб."Долгосрочное планирование и прогнозирование". Прогресс, 1975.
  80. Э. «Прогнозирование научно-технического прогресса». В сб.: «Долгосрочное планирование и прогнозирование, M., 1968.
  81. Методология прогнозирования экономического развития СССР, М., Экономика, 1971.
  82. В.М. Подготовка и использование кадров: проблемы определения потребности в специалистах. Л., 1979 г.
  83. Материалы I Всесоюзного симпозиума „Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов“. М., 1975 г.
  84. Материалы П Всесоюзного симпозиума „Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов“, Тбилиси, 1980.
  85. Материалы Ш Всесоюзного симпозиума „Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов“, г. Вильнюс, 1983 г.
  86. Материалы П Всесоюзной научно-методической конференции „Проблемы повышения квалификации кадров в области стандартизации, управления качеством и метрологии“. М., 1983.
  87. Материалы I Симпозиума по метрологии Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), Львов, 1984.
  88. R., Phelps Е. „Investment in Human Technological Diffusion and Economic Growth“, American Economic Review, vol. 56, w:2, (966.
  89. Прогностика. Терминология. Изд. „Наука“, М., 1978.
  90. Д.Л. „Картирование-системная“ концепция для показа альтернатив». В сб. Руководство по научно-техническому прогнозированию под ред. Громова Л. Н., Москва, Прогресс, 1977 (пер. с англ.).
  91. Cetron М., Isenson R., Johnson J., Nutt A. ancL Wells H. «Tech nical Resource Manaqement Ctuanti-tative Methods'», M.I.T, 1963.
  92. Scientific and Technical Research in Energy-Related Activities, Current Situation and Future Requirements, University of Illinois (CAC)} July, 1577!
  93. Советский энциклопедический словарь. Изд. Советская Энциклопедия. М., 1980.
  94. С.Г. К методологии учета научного труда. Л., 1932.
  95. С.А. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1977.
  96. A.A. Проблемы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области стандартизации, качества продукции и метрологии. М., 1983.
  97. A.A., Курников И. Б., Кудрина Е. М. Методика прогнозирования: потребности метрологической службы в повышении квалификации специалистов. Журн. «Измерительная техника» № 3, 1984.
  98. Е.Т. и др. Научно-технические и общественные проблемы управления качеством. М., изд. стандартов, 1980.
  99. Прогностика. Терминология. М., 1978, вып.92.
  100. Планирование потребности народного хозяйства в специалистах. М., Экономика, 1959.
  101. Прогнозирование и планирование работ по стандартизации. Ленинград, 1979.
  102. Ю.В. «Управление отраслевой системой квалификации руководителей и специалистов производства». В сб.: Проблемы и пути развития творческой деятельности руководящих работников и специалистов народного хозяйства. Вильнюс, 1979.-/У
  103. Roberts Е.В., Exploratory and Normative Technological Forecasting: A Critical Appraisal, Technological Forecasting, 1993, vol. 1.
  104. The Rand Corp. Report on long Range Forecasting Study. By Cordon TJ., Helmer 0. Santa Monica, Calif., 1964.
  105. P.А. Некоторые методологические проблемы научно-технического прогнозирования:. M., 1969.
  106. R., «A Stochastic Model for Determinig the size and allocation of the Research Budget», IEEE, Transactions on Engineering Management, March, 1960.
  107. Ф.М. Методы и модели экономического прогнозирования. К., ЭПШ Укр. НИИНТИ, 1970.
  108. Zwicki F, «Morphology of Propulsive Power» Soc. for Morphological Research, Pasadena, Calif., 1962.
  109. P. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. M., «Мир», 197I.
  110. Янч Э. Прогнозщювание научно-технического прогресса. М., Прогресс, 1974.
Заполнить форму текущей работой