Совершенствование экономического анализа в комплексной системе управления качеством работы эксплуатационных предприятий гражданской авиации
Впервые в практике управления качеством работы разработан комплекс экономико-математических моделей оценки и стимулирования качества работы ЭПГА, предлагаемый для практического использования в КСУКР ЭПГА, включающий модели формирования научно-обос—юванного плана повышения качества работы авиатранспортных предприятий и оценки эффективности сформированного плана, систему моделей оценки качества… Читать ещё >
Содержание
- I. Введение
- 2. Общее исследование вопросов экономического анализа в системе управления качеством работы ЭПГА
- 2. I. Сущность и содержание управления качеством работы ЭПГА
- 1. 2. 2. Основные положения и принципы разработки системы экономического анализа качества работы ЭПГА
- 2. 3. Общее исследование математических моделей и методов экономического анализа в
- КСУКР ЭПГА
- 2. 4. Общее исследование существующей системы экономического Стимулирования в
- КСУКП ЭПГА.'
- 2. 5. Общее исследование информационного обеспечения системы экономического анализа качества работы ЭПГА.£
- 3. Экономический анализ в системе планирования повышения качества работы эксплуатационного предприятия гражданской авиации.£
- 3. I, Основные положения и принципы формирования комплексного плана повышения качества работы ЭПГА
- 3. 2. Разработка методики формирования системы показателей комплексного плана повышения качества работы ЭПГА.'
- 3. 3. Экономический анализ динамических рядов качества работы ЭПГА
- 3. 4. Экономико-математические модели и методы разложения показателей качества работы ЭПГА по факторам
- 3. 5. Экономико-математические модели нормирования показателей качества работы ЭПГА. ИЗ
- 3. 6. Экономико-математические модели и методы экономического анализа и оценки
- КППКР ЭПГА
- 4. Разработка и обоснование методов оценки и стимулирования качества работы авиапредприятия
- 4. 1. Задачи и общие принципы разработки методов оценки и экономического стимулирования качества. работы авиапредприятия
- 4. 2. Разрабо тка и обоснование математических моделей и методов стимулирования качества работы авиатранспортного предприятия
- 4. 3. Разработка и обоснование, системы оценки и стимулирования качества работы подразделений авиатранспортного предприятия
- 4. 4. Предлагаемые методы оценки и стимулирования качества труда отдельных работников ЭПГА
- 4. 5. Предлагаемый метод оценки и стимулирования творческой активности работников авиапредприятия в управлении качеством работы
- 5. Организационно-методические вопросы разработки и внедрения системы экономического анализа, в
- КСУКР ЭПГА/
- 5. 1. Структура и задачи организационно-методического обеспечения
- СЭАКР ЭПГА
- 5. 2. Организация экономического анализа в оперативном управлении качеством работы ЭПГА
- 5. 3. Организация периодического экономического анализа качества работы ЭПГА
- 5. 4. Подсистема перспективного экономического анализа в
- СУКР ЭПГА
- 5. 5. Система стандартов ЭПГА по экономическому анализу качества работы
Совершенствование экономического анализа в комплексной системе управления качеством работы эксплуатационных предприятий гражданской авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В решениях ХХУ1 съезда КПСС подчуркнуто, что всемерное повышение эффективности общественного производства — важнейшая хозяйственно-политическая задача нынешнего этапа коммунистического строительства. Ключ эффективности — в интенсификации производства и повышении качества работы во всех звеньях нашего хозяйства.
Оуть поблемы повышения качества работы глубоко и всесторонне раскрыта в материалах съездов КПСС, в решениях Пленумов ЦК КПСС. «Качество работы,-говорилось на ХХУП съезде ВЛКСМ, -понятие очень емкое. Оно складывается из многих производственно-экономических факторов и вместе с тем охватывает широкий круг моральных проблем. Это и четкая организация производства, строгий ритм процесса, неукоснительное соблюдение технологии. Это экономное расходование материалов, бережное, хозяйское отношение к технике и конечно же сознательная, товарищеская дисциплина, обстановка взаимной требовательности и взаимопомощи в труде. С борьбой за качество несовместимы небрежность, расхлябанность, нерадивое отношение к делу.
Едва ли нужно доказывать, какой огромный экономический и социальный смысл имеет высокое качество работы. Добротно, на совесть сделанные вещи — будь то станок или трактор, автомобиль или телевизор — экономят общественные затраты, облегчают наш труд и в то же время поднимают настроение человека, его рабочую гордость.
Борьба за качество должна пронизать все стороны нашей деятельности — идет ли речь о материальном производстве или создании духовных ценностей, воспитании детей или о сфере обслуживания. Где бы ни работал человек, он должен гордиться результатами своего труда. В нашей стране издавна самым почетным в народе было звание мастера, умельца. Нам надо еще выше поднять уважение к этому званию, всемерно поощрять тех, кто добивается высокого качества в работе" (Г 8 ], т.5, с.42).
Качество работы рассматривается в трудах советских ученых каксоциально-экономическая категория, выражающая производственное отношение по поводу неуклонного повышения эффективности общественного производства. В руководящих документах партии и правительства подчеркивается, что все разрабатываемые и осуществляемые партией крупные меры по техническому перевооружению производства, совершенствованию его организации и управления, планирования и экономического стимулирования, повышению квалификации и ответственности хозяйственных кадров не дадут желаемого результата, если мы серьезно не поднимем качество работы во всех звеньях нашего хозяйства, на каадом рабочем месте, что проблема повышения качества — это не какая-то кратковременная кампания, а планомерная научно-техническая и хозяйственно-политическая работа, которую нужно вести упорно и повседневно" (Г 8 5, СА2). Проблема повышения качества работы иснлючительно четко определена на ноябрьском (1981г.) Пленуме ЦК КПСС: «Надо лучше работать» Лучше составлять планы и лучше выполнять их. Лучше организовывать производство и, цучше производить. Словом, работать эффективнее. Это, товарищи, в конечном счете, основное, решающее" .
Сказанного вполне достаточно для того, чтобы уяснить сущность и содержание качества работы, как социально-экономической категории и как важнейшей проблемы экономики развитого социалистического общества. Проблема эта многоаспектная и комплексная, поэтому успешное ее решение может быть осуществлено только при комплексном, системном подходе, на базе широкого внедрения комплексных систем управления качеством работы.
Современный этап работы по претворению в жизнь решений ХХУI съезда КПСС характеризуется повышением творческой активности по совершенствованию действующих комплексных систем управления качеством продукции (КСУКП) и созданию в соответствии с основными принципами Единой системы государственного1 управления качеством (ЕСГУКП) новых комплексных систем управления эффективностью производства и качеством работы. !Еак, например, на предприятиях Днепропетровской области иКраснодарского края разработаны комплексные системы повышения эффективности производства. Обе эти системы являются результатом творческого развития методических принципов управления, сконцетрированных в КСУКП и исходят из распространения этих принципов на все аспекты деятельности предприятия — на организацию производственных процессов, выполнение плановых заданий, рациональное использование ресурсов, научно-техническое и социальное развитие (?43 1, 1**1).
Принципы построения Комплексной системы управления качеств ¦ вом работы предприятий (организаций) транспорта (КСУКРТ) изложены в ([ 32 ], с.130−131). Суть этих принципов заключается в следующем. Под КСУКРТ понимается совокупность объектов и органов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества обслуживания пассажиров, перевозки грузов, ремонтных работ и качества продукции, выпускаемой предприятиями транспорта. КСУКП разрабатываются и внедряются на предприятиях железнодорожного, воздушного, морского, речного и автомобильного транспорта. На КС УКРТ возлагаются следующие задачи: обеспечение высокой культуры обслуживания пассажировобеспечение сохранности качественных характеристик перевозимых грузовускорение доставки грузов и передвижения пассажировснижение транспортных издержекобеспечение комплексных перевозок пассажиров и грузов различнымивидами транспортаобеспечение высокого качества ремонтных работустановление, обеспечение и поддержание высокого качества продукции, выпускаемой предприятиями транспорта, при ее" разработке, производстве и эксплуатации. Структура КС УКРТ должна быть аналогичной структуре КСУКП в промышленности. Взаимосвязь элементов КЗ УКРТ обеспечивается стандартами предприятия. В КЗ УКРТ должны выполняться все основные функции управления качеством, предусмотренные принципами Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГ УКП) и КС УКП (ГОСТ 24 525.280), дополненные задачами, вытекающими из особенностей работы транспорта.
Разработка и внедрение комплексной системы управления качеством работы на воздушном транспорте были начаты в начале X пятилетки .на предприятиях Украинского управления гражданской авиации на базе Львовской КС УКП. Инициатива в этом деле принадлежит авиаторам Львовского авиатранспортного предприятия. Ими была разработана и внедрена в 1975 году Комплексная система управления качеством авиационного производства (КС УКАШ. Эффективность КС УКАП на Львовском авиапредприятии характеризуется следующими данными, приведенными в статье члена ЦК КПСС, первого екретаря Львовского областного комитета Компартии Украины З.Ф.Добрика" Курс — на качество", опубликованной в журнале 'Тражданская авиация" (№ 8 за 1980 г.). Объем транспортной работы за 1976;1979г.г. по сравнению с 1975 годом увеличился на 35 процентов, прибыль возросла в 7,2 раза. Рентабельность повысилась более чем в 4,8 раза только благодаря сокращению непроизводительт-ных потерь, убытков и брака в работе. Производительность труда выросла на 24,4 процента, превысив на 4,2 процента уровень, запланированный на конец пятилетки. На предприятии на протяжении длительного времени обеспечивается безаварийная работа, Регуляр-' ность полетов против 1975 года увеличилась на II процентов и составила в 1979 году 90,8 процентов в целом по предприятию, а по центральному расписанию — 97 процентов. Жалобы и претензии уменьшились почти в два раза. Задержки самолето-вылетов по вине личного состава сократились по сравнению с 1975 годом почти в bocsme раз. Наряду с экономическим эффектом на предприятии ощутимы и социальные перемены. Уменьшились в 2−3 раза грубые дисциплинарные проступки, устранены нарушения предполетного отдыха. Сведены к единичным случаям нарушения правил технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов. После внедрения КС УКАП существенно повысилась роль социалистического соревнования в системе управления производством.
Львовская КС УКАП приказом Начальника Украинского управленш гражданской авиации была рекомендована к внедрению во всех авиапредприятиях республики. На базе Львовского авиапредприятия при «Кабинете качества» была создана школа передового опыта, которую посетили около восьмисот представителей авиапредприятий и организаций Аэрофлота. Это способствовало распространению опыта КС УКАП, накопленного на авиапредприятиях Украинского управления гражданской авиации.
По указанию руководства Министерства гражданской авиации в 1979 году были разработаны и разосланы во все Управления и Республиканские производственные объединения гражданской авиации (УГА и РПО ГА) для изучения с командно-руководящим составом и профсоюзным активом «Временные методические рекомендации по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции в авиапредприятиях гражданской авиации, действующей в предприятиях украинского управления ГА». Этим мероприятием было положено начало массовой разработке и внедрению КС УКАП на пред-' приятиях гражданской авиации.
В том же 1979 году по заданию Главного планово-эконом'ичес-кого управления Министерства гражданской авиации (ГлавПЭУ) в Московском институте инженеров гражданской авиации (МИИГА) в рамках НИР № 25−80 были начаты исследования' по разработке теоретических основ построения комплексной системы управления эффективностью производства эксплуатационных предприятий гражданской авиации (КСУЭП ЭПГА), а также по обобщению опыта разработки и внедрения КСУ КАП на авиапредприятиях. Материалы исследований помещены в отчетах по теме Я 25−80 (I б1″ 1,1 66 «,[ 8>0 ],[. 83 J и др.). В этих работах в качестве одной из главных подсистем КСУЭП ЭПГА рассматривается Комплексная система управления качеством работы эксплуатационных предприятий гражданской авиации (КСУКР ЭПГА). Ответственным исполнителем по этой подсистеме являлся автор настоящей диссертации-, поэтому диссертация выполнялась в рамках упомянутой темы «25−80.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
I) Проведение анализа функционирующих в промышленности и на транспорте систем экономического анализа в управлении качеством работы и разработка предложений по использованию накопленного опыта при разработке и внедрении КСУКР ЭПГА.
2) Разработка системы показателей и комплекса взаимоувязанных экономико-математических моделей оценки, анализа, контроля и стимулирования качества работы ЭПГА.
3) Разработка математических моделей и методов формирования комплексного плана повышения качества работыыЭПГА как центрального звена КСУКР ЭПГА.
4) Разработка экономически обоснованной системы оценки и — стимулирования качества работы подразделений ЭПГА. ¦
5) Разработка и обоснование организационных принципов построения системы экономического анализа в КСУКР ЭПГА.
Конечная цель диссертации была сформулирована следующим образом: на основе проведения теоретических исследований и обобщения опыта разработки и внедрения КС УКАП и опыта проведения экономического анализа на авиатранспортных предприятиях разработать и теоретически обосновать основные положения и принципы построения системы экономического анализа в планировании, оценке и стимулировании качества работы ЭПГА, а также сформулировать на базе экономического анализа предложения по дальнейшему совершенствованию функционирующих на авиатранспортных предприятиях КСУ АТП. и построению КСУКР ЭПГА как подсистемы КСУЗП ЭПГА.
При решении перечисленных выше задач автором были изучены научные труды и практические разработки ВНШС ([?9],[50 ], зг], [ЗГ ]Д383и др.), материалы по обобщению опыта разработки 4 внедрения Львовской, Днепропетровской и Краснодарских систем.
ЪГ^З «]"[ «материалы по разработке и внедрению • комплексных систем управления качеством на транспорте ([ 2.6 3, [ 29 ЪГ 3 3 ],[34 ] и др.), материалы по теории и практике экономического анализа в промышленности (Г i0 [» iz ], [ i6 ] и др.) и на транспорте (С 9 ],? 11 ], £"1201и др.). Изучен и обобщен обширный материал по данной проблеме, опубликованный на страницах журнала «Гражданская авиация», газеты «Воздушный транс порт», «Экономической газеты», журнала «ЭКО» и других изданий. На основе проведенных исследований, результаты которых частично публиковались в отчетах по теме II 25−80 ([ 64 ], Гбб] ,[80], [83] и др.), подготовлена настоящая диссертация, которая оформлена в соответствии с требования!®инструкций БАК.
Диссертация включает введение, четыре раздела, заключение, приложения и список литературы.
Выводы ! Предложения.
I ! 2.
I. Существующая КСУКАП ЭПГА дейПредлагаемая структурная мо-ствует в отрыве от системы дель КСУКР ЭПГА построена как управления производством ЭПГА, подсистема системы управления является надстройкой к систеавиатранспортным предприятием, ме управления, что обусловлиОсновой ее является комплекс.
I ! 2 вает трудности ее внедрения и ный план повышения качества функционирования, невозможность работы, информационное обес-полностью реализовать цели печение управленческих решений управления качеством работы. обеспечивается экономическим анализом и системой стандартоЕ предприятия. Предлагаемые система оценки качества работы, основанная на натуральных показателях, и система активизации творческой инициативы тру* дящихся, являющиеся неотъемлемыми частями разработанной структурной модели КСУКР ЭПГА, обеспечат вовлечение в управление качеством работы всего коллектива авиатранспортного предприятия.
2. В существующей КСУКАП ЭПГА не Предлагаемая в диссертации си-выполняются принципы квалиметстема показателей оценки каче-рии при формировании оценки ства работы сформирована как качества работы. Оценочные поподсистема системы показателей кааатели качества исчисляются оценки эффективности производ-на основе коэффициентов «сниства. В основе ее лежат следук жения-повышения», определяемых щие принципы кваяиметрии и экспертным путем. Оценка катеории эффективности воздушно-чества работы предприятия в го транспорта: целом по-существу отсутствует. I) натуральность показателей Такой подход создает базу для оценки качествасуАктивизма в управлении ка- 2) физический смысл показате-чеством, дискредитирует идею тей оценки качества — степень КСУКАП, не обеспечивает реалисоответствия конечных резуль-зацию главной цели оценки кататов работы производственным чества — выявления и устраневозможностям с учетом сезонно-ния недостатков в работе, т.к. сти авиатранспортного производ допускает. возможность нивелистваровки серьезных упущений с по- 3) ограниченность области опре мощью мелких достижений. деления показателей от 0 до I.
Реализация этих принципов в разработанной системе оценки качества дала возможность обес печить объективность, сопоставимость оценки качества работы нормирование качественных пока зателей и формирование нормати но-справочной базы КСУКР, позволило осуществить сравнительную оценку качества работы раз личных предприятий, объективно сравнивать качество труда различных подразделений и отдельных работников.
I ! 2.
3. В существующих системах недоПредлагаемая система планиро-статочно полно реализуется.. вания повышения качества ра-важнейшая функция управления боты дает возможность реали— планирование. План повышения зовать функцию планирования качества работы представляет на основе вдддаб^боенойедягой собой перечень мероприятий с нормативно-справочной базы, указанием исполнителей и срополученной на основе предло-ков исполнения. Показатели каженных моделей нормирования чества работы не планируются, показателей качества и эконо-отсутствует обоснование для мического анализа, базирующе-включения мероприятий в план, гося на применении разработан-' качество самого плана не оценого в диссертации комплекса нивается, нормативно-справочмоделей, включающего модели ная б ада планирования не разформирования системы плановых работала. показателей, модели детерминированного факторного анализа и модели оценки качества самого плана.
4. В существующей системе КСУКАП Предлагаемая система экономиче ЭПГА по существу не реализуетского анализа, включающая опе-ся функция экономического анаративный периодический и перс-лиза. Экономический анализ пективный анализ качества ра-сводится к сравнению достигнуботы ЭПГА, базирующаяся на при-тых коэффициентов качества с менении разработанных комплек-коэффицйентами прошлого периоса экономико-математических да, а из-за несовершенства симоделей, системы CTTI, систем.
I Зак. в.
I ! 2 стёмы оценки и £та информаорганизационного и информационен страдает необъективноного обеспечения позволит реали-стью. зовать функцию экономического анализа достаточно полно.
5.В существующей системе недос-Предлагаемая система экономиче-• таточно полно реализуется ского стимулирования, основанная функция экономического стина объективной оценке качества мулирования высокого качеработу предполагает повышение ства работы. Субъективный удельного веса премий за высокое подход к оценке качества обкачество в фактическом заработке условливает субъективный работников, зависимость размера подход к экономическому стипремиального фонда от конечных мулированию. Существующая си-результатов работы, улучшение стема экономического стимулиро-экономического стимулирования вания нацелена не. на стимулиро-качества труда категорий работ-вание натуральных качествен-ников, не получающих премии из ных показателей, а на стимуФЗП, более объективные условия лирование субъективных оцепремирования. Это дает возмож-ночных коэффициентов. Премии ность сделать экономическое сти-за высокое качество имеют мулирование действенным рычагом низкий удельный вес в фактиуправления качеством работы, ческом заработке исполнителей, значительно повысит его эф-т.к. величина ШП, предназна-фективность. ченного для премирования за высокое качество работы по сути дела составляет 50%.
I ! 2 начисленного для текущего премирования фонда. Качество труда категорий работников, не получающих премии из ФЗП.
ИТР, вспомогательные рабочие, МОП и др.) стимулируется недостаточно. Все это обусловливает низкую эффективность экономического стимулирования.
6.В существующих системах неПредлагаемая система активизадостаточно активизируется ции и стимулирования творческой творческая инициатива труинициативы трудящихся позволит дящихся в борьбе за высоболее эффективно расходовать кое качество работы, тресредства статьи расхода ФМП «Собует совершенствования орциалистическое соревнование», ганизация социалистическоповысит творческую инициативу го соревнования за качетрудящихся, заинтересованность ство. каждого члена коллектива в высоких качественных показателях, обеспечит вовлечение всего трудового коллектива в управление качеством работы, сделает научно обоснованным подход к оценке соцсоревнования за высокое качество работы.
— 215 — ———у.
I ! 2.
7. В существующей КСУКАП ЭПГА ни Предлагаемая система даст одна из важнейших функций упвозможность достаточно полравления не реализуется достано реализовать функции упточно полно, чем объясняются равления на основе примене объективные трудности в деле ния научно обоснованного меее внедрения и функционироватодологического подхода к ния. оценке и стимулированию качества, комплекса экономи.
— ко-математических моделей, электронно-вычислительной техники.
Результаты проведенных исследований реализованы в научно-технических отчетах по НИР 25−80 МИИГА, в рамках которой выполнялась работа, в «Предложениях по распространению передового опы та разработки и внедрения КСУКЭ ПДП в предприятиях ГА» Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, в Методике экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности эксплуатационных предприятий гражданской авиации, в ГОСТе B25I04−82 и «Методике определения эксплуатационных требований к технике», разработанных в в/ч 25 840. ДокуменI гы о внедрении приведены в приложении I. j.
По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ: 4 статьи| гезисы б докладов на научно-технических конференцийх. !
Результаты диссертационной работы докладывались на:
— Всесоюзной научно-технической конференции «Совершенствование систем управления эффективностью производства в гражданской авиации с применением АСУ и вычислительной техники» (Москва, март 1981 г.);
— Всесоюзной школе-семинаре «Системный анализ социально-экономической эффективности хозяйственных мероприятий» (г.Рига, май 1981 г.) — - Научно-практической конференции «Опыт эксплуатации комплексной системы управления качеством производственной деятельности предприятий Украинского УГА^и,. пути повышения ее эффективности в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (г.Днепропетровск, апрель 1982 г.);
— Ш Всесоюзной научно-практической конференции по безопасности полетов (г.Ленинград, октябрь 1982 г.);
— Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы повышения эффективности воздушного транспорта в народном хозяйстве», посвященной 60-летию Аэрофлота (г.Москва, февраль 1983 г.).
Дальнейшее развертывание и развитие работы в указанном направлении регламентировано приказом Министра ГА от 2У.06.82 № 110, во исполнение которого в настоящее время проводится работа по разработке и внедрению с последующим. тиражированием по отрасли КСУЭП ЭПГА, подсистемой которой является КСУКР ЭПГА, основные юложения и принципы организации которой предложены в диссертации. Кроме того, исследования продолжаются в работе по совершенствованию экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности ЭПГА, проводимой по заданию Министерства ГА, ответ-j ственным исполнителем которой является автор. Перспективой даль^ нейпшх исследований является разработка системы стандартов 'управлений ГА по экономическому анализу качества работы, отраслевых стандартов, многоуровневой автоматизированной СЭА ПХД ЭПГА.
Практическся ценность предлагаемой системы состоит в том, что она позволяет руководителям авиапредприятий осуществить научно оооснованную оценку, анализ и планирование качества работы ЭПГА, его подразделений и отдельных исполнителей, а также более объективно, чем в существующей КС УКАП осуществлять сти-. мулирование качества работы, сравнивать качество работы различных ЭПГА, обеспечить более высокий уровень организации, социалистического соревнования за высокое качество работы.
Разработанные экономико-математические модели формирования системы показателей комплексного плана повышения качества работы и оценки качества плана позволяют осуществить научнйй подход к планированию качества работы.
Предлагаемая система экономического анализа качества работы ЭПГА позволяет на основе систематического проведения оперативного, периодического и перспективного экономического анализа научно обосновывать управленческие решения,.направленные на повышение качества работы ЭПГА.
В научном отношении работа позволяет восполнить определенны! теоретический пробел в уяснении методологических принципов и методологических подходов «к управлению качеством работы ЭПГА, определяет место и роль экономического анализав КСУКР ЭПГА.
Набота может быть использована в учебных заведениях при преподавании курсов «Эффективность воздушного транспорта», «Технология управления производством граэвданской авиации», «Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности ЭПГА», в подготовке лекций, методических пособий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационная работа посвящена исследованию вопросов разработки, внедрения и обеспечения функционирования КС УКР ЭПГА и СЭАКР, как подсистемы КСУКР ЭПГА, повышения научной обоснованности экономического анализа, усиления роли стандартизации в управлении качеством работы на воздушном транспорте.
В работе были поставлены и решены следующие основные задачи.
1. Проведение анализа функционирующих в промышленности и на транспорте систем экономического анализа в управлении качеством работы и разработка предложений по использованию накопленного опыта при разработке и внедрении КСУКР' ЭПГА.
2. Разработка системы показателей и комплекса взаимоувязанных экономико-математических моделей оценки, анализа, нормирования и стимулирования качества работы ЭПГА.
3. Разработка математических моделей и методов формирования комплексного плана повышения качества работы ЭПГА как центрального звена КСУКР ЭПГА.
4. Разработка системы экономически обоснованной оценки и стимулирования качества работы подразделений ЭПГА.
5. Разработка и обоснование организационных принципов построения системы экономического анализа в КСУКР ЭПГА.
Основным итогом диссертационной работы являются разработанные на основе проведения теоретических исследований и обобщения опыта разработки и внедрения КСУКАП и опыта проведения экономического анализа на авиатранспортных предприятиях основные поло-кения и принципы построения системы экономического анализа в планировании, оценке и стимулировании качества работы ЭПГА, а также сформированные на базе экономического анализа предложения по дальнейшему совершенствованию функционирующих на авиатранспортных предприятиях КСУКАП и построению КСУКР ЭПГА как подсистемы КСУЭП ЭПГА.
В процессе исследования получены следующие результаты.
Впервые предлагается методический подход к формированию системы оценочных показателей качества работы ЭПГА, основанный на измерении качества работы ЭПГА, его служб и подразделений и отдельных исполнителей с помощью натуральных показателей конечного результата производственной деятельности и учитывающий реальную нормативно-справочную базу ЭПГА. Такой подход дает возможность исключить субъективизм при оценке качества работы, сделать систему управления качеством работы авиатранспортных предприятий экономически обоснованной и соответствующей задачам интенсификации авиатранспортного производства.
Оригинальными являются предложенные в диссертации структурные модели КСУКР ЭПГА и СЭАКР ЭПГА как подсистемы КСУКР ЭПГА, построенные на основе разработанной системы целей КСУКР ЭПГА с учетом реальной структуры системы управления авиатранспортных предприятий.
Впервые в практике управления качеством работы разработан комплекс экономико-математических моделей оценки и стимулирования качества работы ЭПГА, предлагаемый для практического использования в КСУКР ЭПГА, включающий модели формирования научно-обос—юванного плана повышения качества работы авиатранспортных предприятий и оценки эффективности сформированного плана, систему моделей оценки качества работы, основанную на натуральных показателях, содержащую модели оценки качества работы авиатранспортного предприятия в целом, служб и подразделений предприятия и отдельных исполнителей, систему моделей экономического стимулирования высокого качества работы ЭПГА, его служб и подразделений, отдельных работников, а также систему моделей оценки и экономического стимулирования социалистического соревнования за высокое качество работы на авиатранспортном предприятии. В приложениях к работе приводятся результаты опытной апробации предложенных моделей, алгоритмы и машинные программы расчетов. В диссертации впервые предлагаются состав и структура систем организационного и информационного обеспечения экономического анализа и системы СТП по экономическому анализу в КСУКР ЭПГА, внедрение которых позволит упорядочить аналитическую работу в КСУКР, сделать управление качеством работы научно обоснованным. Оригинальными являются предложенные в работе рекомендации по совершенствованию организации социалистического соревнования в КСУКР ЭПГА. Анализ проченных результатов позволяет сделать следующие выводы и предложения.
Список литературы
- Маркс, Энгельс, Ленин, КПСС об управлении экономикой. М.- Политиздат, 1979. — 344 с.
- В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Пятое издание.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Указание от 7 июля 1920 г. ДО 61−62 § 7.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1Э77. — 256 с.
- Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М.: Политиздат, 1974. 516 с.
- Аксенова З.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий. М.: Высшая школа," 1980 287 с.
- Анализ и оценка результатов деятельности производственных систем. (Под редакцией проф. Е. Вентцковски, проф. С. Камени-цера). М.: Финансы, 1978 320 с. .
- Анализ основных показателей работы воздушного транспорта. Методические указания. РКИИ ГА, Рига, 1975. 27 с.
- Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.
- Под ред. В. И. Рыбина. М.: Финансы, 1980 392 с. 1. За*. б--- '.13. Андронов A.M., Хижняк А. Н. Математические методы планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий гражданской авиации. М.: Транспорт, 1977.-215с.
- Байер X, Вальтер Э. Экономический анализ на социалистическом предприятии. Пер. с нем.-М.: Экономика, 1979. 256 с.
- Баканов М.И., Катаев А. Н., Шеремет А. Д. Экономический анализ . М.: Финансы, 1976 264 с.
- Бойцов В.В. Стандартизация, повышение эффективности производства и качества продукции. М.: Знание, 1977.
- Бирюков В.Е. Транспорт в одиннадцатой пятилетке. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Бугаев Б.П. Аэрофлот от съезда к съезду. М.: Транспорт, 1981. — III с.
- Бугаев Б.П. К новым высотам. М.: — Знание, 1976.- 64 с.
- Большая советская энциклопедия. М.: Издат. Советская энциклопедия. 1970 — 1978.
- Валовой Д.В. и др. Популярный словарь-справочник ЭК — Эффективность, качество. — М.: Знание, 1977. — 218 с.
- Венецкий И.Т., Венецкая В. И. Основные математико-статистичесн кие понятия и формулы в экономическом анализе. Справочний 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статистика, 1979. — 447 с.
- Венцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1964.- 763 с.
- Воронин А.А., Родченко В. В. Совершенствование механизма.хо-зяйствования на эксплуатационных ттрдпприугтикх гряжпянсттйавиации. Киев.: Общество Знание Украинской ССР, 1980- 24 с.
- Временные методические рекомендации по разработке и внедрению комплексной системы управления качеством продукции в авиапредприятиях гражданской авиации, действующие в предприятиях Украинского управления ТА. М.: РИО МГА, 1979- 56 с.
- Временные методики определения среднеотраслевой себестоимости и рентабельности эксплуатации воздушных судов ГА и определения себестоимости самолето-вылета. Рига, 1981.- 45 с.
- Гатовский JI.M. Научно-технический прогресс и экономическое развитие социализма. М.: Наука, 1975.
- Гличев А.В., Круглов М. И. и др. Управление качеством продукции (опыт, проблемы, Перспективы).- М.: Экономика, 1979. -176 с.
- Гличев А.В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество ?— М.: Экономика, 1968. 135 с.
- Гличев А.В. Экономическая эффективность технических систем,— М.:. Экономика, 1971 210 с.
- Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. М.: Знание, 1981. 64 с.
- Голубев И.С. Эффективность воздушного транспорта. М.: Транспорт, 1982. — 217 с.
- Голубев И.С., Червоный А. А. Воздушный транспорт слагаемыеэффективности. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Голубев И.С., Червоный А. А. Методы стохастического моделирования производственных процессов гражданской авиации. М.: РИО МИИ ГА, 1980. — 108 с.
- Голубев И.С., Червоный А. А. Основы экономико-математического моделирования. Часть I.: М: РИ0 МИИ ГА, 1978. — 104 с.
- ГОСТ 1.0 68. Государственная система стандартизации. Основные положения.
- ГОСТ 24 525.02−80. Управление качеством продукции.
- ГОСТ 24 525.03−80. Управление развитием производства.
- Диброва Г. С. Пути совершенствования планирования транспортной работы в гражданской авиации. М.: Транспорт, 1979. -151 с.
- Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов. Рекомендации по разработке и внедрению. Научные руководители: А. А. Мироненко, Ф. А. Амиржанянц. -Днепропетровск, Проминь, 1981.- 511 с.
- Дьяков И.Н. Управление эффективностью использования оборудования на базе стандартизации. Краснодарское книжное издательство, 1979. 73 с.
- Дьяков И.Н. Факторный анализ в управлении эффективностьюиспользования оборудования в рамках КС ПЭП. Стандарты и качество, 1979. № 10.
- Елизаров А.В., Дьяков И. Н., Михайлов А. А. Комплексная система повышения эффективности производства. М.: Экономина, 1980. — 92 с.
- Добрик В.Ф., Байбородов Б. П., Цели, принципы и методы управления качеством продукции (апыт промышленных предприятий
- Львовской области). М.: Экономика. 1978. 471 с.
- Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика.1980 398 с.
- Инструкция МГА по определению ущерба от повреждений воздушных судов на земле, а также нарушений регулярности полетов, и связанных с ними расчетов между предприятиями гражданской авиации от 31 августа 1976 г. № 14/4. 17 с.
- I 'Инструкция по калькулированию и учету эксплуатационных расходов по видам авиации (транспортная и ПАНХ), утв. 30 ноября 1978 г. 23 с.
- Инструкция по комплексному обеспечению регулярности движения самолетов службами гражданской авиации (приказ МГА от 4.08.77 № 125) 18 с.
- Комплексная система управления качеством и эффективностью производственной деятельности предприятия (КСУКЭ ЦДЛ). Днепропетровск, 1981. 61 с.
- Комплексная система управления качеством продукции. Рекомендации по разработке и внедрению в объединениях и на предприятиях. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство стандартов. 1977. — 80 с.
- Комплексная система управления качеством продукции. Рекомендации по разработке и внедрению в объединениях и на предприятиях, выпускающих товары народного потребления. М.: Изд-во стандартов. 1978 — 211 с.
- Комплексная технология текущего планирования транспортной деятельности гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1978 — III с.
- Котликов Я.М. На уровень мировых образцов. М.: Политиздат, 1977. — 95 с.
- Костин Л.А., Ткаченко В. В., Петухов P.M., Попов Г. Х. Эффективность производства и качество работы. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1978. — 229 с.
- Круглов М.И. Построение Единой системы государственного управления качеством продукции. М.: Знание РСФСР, 1977.
- Макаров Е.В. Основные производственные фонды гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1980. — 95 с.
- Макаров В.М., Споткай И. И., Хижняк А. Н. Организация, управ- j ление и планирование на предприятиях гражданской авиации.- М.: Транспорт, 1974. 216с.
- Мельник М.В. Экономический анализ в обосновании финансового плана объединения. М.: Финансы, 1979. — 63 с.
- Методика комплексной оценки эффективности производства эксплуатационных предприятий гражданской авиации (отчет по теме 25−80. УДК 656.7.004.18 № гос.per. 80 056 443, декабрь 1980). 245 с.
- Методика определения напряженности планов по основным показателям транспортной деятельности и работы по ПАНХ, утвержденная МГА 25.11.80 г. 18 с.
- Методика комплексного экономического анализа производственно-хозяйственной 'деятельности эксплуатационных предприятий гражданской авиации. (Отчет по теме 25−80 УДК 656.7.004.18 № гос.per. 80 056 443, июнь 1981 г.) 121 с.
- Методика учета и анализа трудовых показателей эксплуатационных предприятий ГА. Утв. МГА 15.10.79 г. № 23/И 39 с.
- Методы определения и контроля надежности больших систем. Под ред. А. А. Червоного. М.: Энергия, 1976. — 264 с.
- Мирошников А.В. Калькуляция себестоимости авиаперевозок. М.: Транспорт, 1979. — 173 с.
- Мирошников АЛЗ., Споткай И. И., Громов Н. Н., Макаров Е. В., Диброва Г. С., Бусалов Е. Ф., Чернышев А. Я. Экономика воздушного транспорта. М.: Транспорт. 1975. — 304 с.
- Методические указания. Комплексное обеспечение состояния работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и управлению качеством в системе министерства (ведомства). РД50.247−81. М.: Издательство стандартов, 1981, — 12 с.
- Методические указания по планированию производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации. М.: РИО МГА, 1975.- 152 с.
- Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М.: Экономика, 1980 — 776 с.
- Межвузовский тематический сборник научных трудов «Эффективность производства гражданской авиации». М.: МИИ ГА, 1981.
- Миндрин С.И. Исследование экономических аспектов безопасности полетов как важнейшего показателя качества авиатранспортной продукции. М.: РИО МИУ им. С.0рджоникидзе, 1981. — 20 с.
- Овчинников О.А., 'Гуртовых А.С., Исаков Г. И., Макаров Е. В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности эксплуатационных предприятий ГА. М.: РИО Аэрофлот, 1971. — 243с.
- Омаров A.M. Повышение эффективности производства. М.: Сов. Россия, 1980. — 256 с.
- Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции. М.: изд. Стандартов, 1979. — 17 с.
- Организация работ в отраслях промышленности по созданию и внедрению комплексных систем управления качеством продукции (рабочие материалы). М.: Изд-во стандартов, 1976. — 220 с.
- Отчет по теме 25−80. УДК 656.7.004.18 № гос.per. 80 056 443, декабрь, 1981 г.
- Оценка работников управления. Под ред. Г#Х.Попова. М.: Московский рабочий, 1976. — 352 с.
- Парсегов Г. А. Основы технико-экономического развития воздушного транспорта. М.: РИО МИИ ГА, 1980, — 107 с.
- Паспорт эксплуатационного предприятия ГА, утв. 29.04.80 № 230/У 36 с.
- Планирование на промышленных предприятиях под ред. А.М.Ома-рова. M. j Мысль, 1970. — 359 с.
- Плетнев И.Л., Рембеза А. И., Соколов Ю. А., Чалый-Прилуцкий В.А., Эффективность и надежность сложных систем. М.: Машиностроение, 1977. — 216 с.
- Политическая экономия. Словарь. Под ред. М. И. Волкова и др. М.: Политиздат, 1979. — 463 с.'
- Поляк A.M. Повышение эффективности использования материальных ресурсов. М.: Экономика.1978. — 150 с.
- Поспелов Г. С., Ириков В. А., Программно-целевое планированиеи управление. М.: Сов. радио, 1976. — 440 с.
- Приказ МГА от 20.10.80 № 138 «0 дальнейшем совершенствовании системы планирования и учета деятельности эксплуатационных предприятий гражданской авиации» 19 с.
- Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука. 1979. — 496 с.
- Ратмиров Ю.А., Гордон Б. Л. Машинная обработка экономической информации по труду. М.: Экономика, 1980. — 288 с.
- Резер С.М. Совершенствование управления транспортом. Й.: Знание, 1981. — 64 с.
- Райзберг Б.А., Голубков Е. П., Пекарский Л. С. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 1975 -271 с.
- Рекомендации по премированию работников эксплуатационных предприятий гражданской авиации и исполвзованию фонда материального поощрения. Утв. МГА 26.12.80. 5 с.
- Рекомендации. Порядок опытного внедрения комплекса государственных стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием». М.: Издательство Стандартов, 1981. — 80 с.
- Розанов Г. В. Статистика моделирования развития.отрасли. М.:1. Экономика, 1976. 168 с.
- Румянцева З.П. Математические методы в планировании гражданской авиации. М.: Транспорт, 1967. — 192 с.
- Свилпе К.Я., Киртовский И. Х., Хомченко А. И. и др. Управление качеством труда в промышленности. Рига: Зинатне, 1981 — 310 с.
- Серов А.В. Управление эффективностью и качеством работы машин вузловиях эксплуатации. М.: Издательство стандартов, 1979. — 92 с.
- Сидорова Ж.И., Яковлев Р. А. Стимулы эффективного труда. -М.: Знание, 1980. 64 с.
- Система совершенствования хозяйственного механизма предпри* тия. М.: Издательство стандартов, 1978. — 384 с.
- Система экономических законов социализма. Под ред. А. Д. Смир нова. М.: Мысль, 1978. — 294 с.
- Системный анализ и структуры управления. (Под общей ред. проф. В.Г.Шорина). М.: Знание, 1975. — 304 с.
- Ю5.Сиськов В. И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях. М.: Экономика, 1974. — 227 с.
- Ситник В.К., Яковец Ю. В. Экономический механизм повышения эффективности производства. М.: Экономика, 1978. — 215 с.
- Совершенствование методов аналитической работы на предприятиях и в объединениях. Материалы семинара. Научный редактор Майданчик Б. И. М.: P0T0 МДНТП, 1980. — 146 с.
- Совершенствование хозяйственного механизма. Под общей ред. Гостева Б. И., Румянцева А. Ф. М.: Правда, 1980. — 272 с.
- Ю9.Сомборский В. И., Грабовецкий Б. Е. и др. Экономический анализ в системе управления производством. М.: Финансы, 1978. — 104с.
- ПО. Справочник разработка АСУ. М.: Экономика, 1978.- 583 с. !
- Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффект тивности и качества. М.: Экономика, 1980. — 192 с.
- Табель (перечень) статистической отчетности предприятий, организаций и заводов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1980. — 118 с.
- Указание о введении в действие методических указаний и нормативов по планированию и учету, коммерческой загрузке. и производительности полетов самолетов (вертолетов). Утв. 31.12.80 г. № 662/У 27 с.
- Указание МГА от 23.04.80 № 221/Г «0 мерах по повышению уровня механизации производственных процессов» 14 с.
- Указание МГА от 3.03.79 № I.13−61 «Об учете требований регулярности при составлении плана движения самолетов», — 18 с.
- Универсальная автоматизированная система контроля исполнения и оценки качества работы служащих. Межотраслевые методические рекомендации по внедрению. М.: Экономика, 1978.- 84 с.
- Угаров В.И. Творческая активность трудящихся: система ПМП.- М.: Знание, 1982, 64 с.
- Управление качеством продукции и эффективностью использования ресурсов. М.: Изд-во стандартов. 1980 — 384 с.
- Финансы, кредит и цены в хозяйственном механизме социализма. Отв. ред. Д. А. Аллахвердян. М.: Наука, 1979. — 295 с.
- Цветков Э.С. Анализ хозяйственной деятельности предприятий- речного транспорта. М.: Транспорт, 1977. — 176 с.
- Цвиркун А.Д. Структура сложных систем. М.: Советское радио. 1975. -200 е.
- Чайка И.И. Заводская стандартизация организационно-техническая основа комплексной системы управления качеством продукции в промышленности Молдавской ССР. — М.: Издательство стандартов. 1977. — 49 с.
- Чайка И.И. О роли стандартов предприятия в комплексной системе управления качеством продукции. В сборнике «Актуальные вопросы управления и стимулирования качества промышленной продукции». М.: Общество «Знание» РСФСР, МД НТП, 1977. — 4 с.
- Червоный А.А., Лукьященко В. И., Котин Л. В. Надежность сложных систем. М.: Машиностроение, 1976- 216 с.
- Чирков В.К. Организация управления предприятиями граждас-кой авиации. М.: Транспорт, 1980. — 118 с.12Б. Чудаков Ю. Н. Экономический. анализ-компас производства. (Журнал «Гражданская авиация» № 7, 1980. 4 с.
- Шиндовский 0., Щюрц 0. Статистические методы управления качеством. М.: Мир, 1976. — 597 с.
- Шишков А.Д. Комплексное управление качеством продукциина железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1980. 95с.
- Экономика гражданской авиации. Под общей ред. А.В.Мирошни-кова. М.: Транспорт, 1975. — 232 с.
- Экономический анализ хозяйственной деятельности (Под ред. А.Д.Шеремета). М.:Экономика, 1979. — 376 с.
- Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения в гражданской авиации. Под ред. Е.Ф.Бу-салова. М.: Машиностроение, 1977 — 296 с.
- Экономический анализ хозяйственной деятельности > предприятий и обвинений. Под ред. С. Б. Барнгольц и Г. М. Тация М.: Финансы, 1975. 518с. азо-4l а/esZT i/1. УТВЕРЖДАЮщШ&^и Ь-н. КРЫЛОВ1. Ж^-февраля Й82 г. 1. АКТ РЕАЛИЗАЦИИ
- Кандидат технических наук старший научный сотрудник1. Кандидат технических наук1. O.K. ПРОХОДА4 ' «'1. Нрашшше I
- МИНИСТЕРСТВО ТВЩЩШШ ШЩШ СССР1. ГлавПЭУутвадш) *
- Касьянчдк Владигдцр Дщтрдевдч oa, v .""^г^пят мрд- ^ „(кашеарванвепредщршйжя, долнность9 фамилия, имя, отчество) другой сторона, составили настоящий акт в том, что результаты
- РабО^Н.-affft'gAHnmommft огтптртоаКОНЧ€в, системе управления качеств ом работы эксплуатационных предкаименоваше работы) .прдятяй граддацской авиация ' ':•¦-. ¦•¦•',':¦
- Ч .HlifjHwa—ни—WW—¦ ' шЬм“»"" 'WWIIвыполненнойi: хоздоговору Л 25*800Т2 января 1980 г. внедрены в организации (на предприятия) в 1981 годугод внедрения)
- В результате внедрения НИР выполнено: Методика эконоглдчсского анализа производственно-хозяйственной деятельности эксплуатаод- ' онных предприятий гражданской авиации (отчет по НИР JS25−80 за июнь 1981 года)
- Годовой экономический эффзкт пбуп. яп-и^ря иоттолъаовянхгем ^^^ IX с помощью Мете 1 «««1. ТУП ДрМПДПДПВПКПМУных^с пошщью Метрики ЭА ПКД резервов производства 0,5 од
- Представитель организации Прздставптэлъ (ВУЗа)щ>едцрЕятвя)гзг