Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение результативности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях активизировавшейся деятельности по разработке и внедрению систем менеджмента качества в организациях на основе международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года во избежание формального подхода к сертификации особую актуальность приобретает проблема постоянного улучшения системы менеджмента качества (СМК). Реализация принципа постоянного улучшения должна обеспечивать, прежде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния проблемы повышения 10 результативности системы менеджмента качества
    • 1. 1. Система менеджмента качества (СМК)
      • 1. 1. 1. Отечественный опыт применения и развития систем 10 качества
      • 1. 1. 2. Система менеджмента качества на основе 13 международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года
      • 1. 1. 3. Процессы в системе менеджмента качества
    • 1. 2. Подходы к оценке результативности системы менеджмента 18 качества
    • 1. 3. Методы анализа в системе менеджмента качества 20 1.3.1 .Системный подход и системный анализ
      • 1. 3. 2. Структурно-функциональный анализ систем качества
      • 1. 3. 3. Методы анализа затрат на качество
      • 1. 3. 4. Функционально-стоимостный анализ
      • 1. 3. 5. Подходы к автоматизации работ при анализе в СМК
    • 1. 4. Выводы к главе 1. Цель и задачи диссертационной работы
  • Глава 2. Методика проведения диссертационного исследования
    • 2. 1. Методологическая основа проведения теоретических 37 исследований
    • 2. 2. Методическая основа опытной проверки результатов 46 исследования
    • 2. 3. Структурная схема проведения исследований
  • Глава 3. Методологическое обеспечение проведения анализа и улучшения процессов структурных подразделений предприятия для повышения результативности системы менеджмента качества
    • 3. 1. Метод структурно-функционального анализа системы 51 менеджмента качества
    • 3. 2. Метод определения затрат на выполнение процессов 59 структурных подразделений предприятия
    • 3. 3. Метод оценки значимости процессов структурных 74 подразделений предприятия в обеспечении результативности СМК и сопоставления с затратами в них
    • 3. 4. Метод выбора оптимального варианта совершенствования 87 процессов структурных подразделений предприятия
    • 3. 5. Метод комплексной оценки результативности системы 93 менеджмента качества
    • 3. 6. Выводы к главе
  • Глава 4. Опытная проверка результатов исследования
    • 4. 1. Построение иерархии процессов машиностроительного 116 предприятия
    • 4. 2. Определение и расчет затрат на процессы структурных 126 подразделений предприятия
    • 4. 3. Расчет оценки значимости процессов структурных 135 подразделений предприятия в обеспечении результативности СМК предприятия
    • 4. 4. Проведение функционально-стоимостного анализа 144 процессов структурных подразделений предприятия
    • 4. 5. Выбор оптимального варианта совершенствования процесса 146 матери ально-технического обеспечения
    • 4. 6. Автоматизированное рабочее место для проведения 152 функционально-стоимостного анализа процессов структурных подразделений
    • 4. 7. Расчет комплексного показателя результативности СМК
    • 4. 8. Выводы к главе
  • Глава 5. Внедрение результатов исследования
    • 5. 1. Внедрение результатов исследования на предприятиях 164 Брянской области
    • 5. 2. Внедрение результатов исследования и АРМ-ФСА в 166 учебном процессе БГТУ
    • 5. 3. Определение экономического эффекта от внедрения 167 разработки

Повышение результативности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях активизировавшейся деятельности по разработке и внедрению систем менеджмента качества в организациях на основе международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года во избежание формального подхода к сертификации особую актуальность приобретает проблема постоянного улучшения системы менеджмента качества (СМК). Реализация принципа постоянного улучшения должна обеспечивать, прежде всего, постоянное повышение результативности системы. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001−2001 (п. 8.1) организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа, улучшения, необходимые для постоянного повышения результативности СМК. Анализ считается важнейшей процедурой менеджмента качества, поэтому в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001−2001 устанавливается ряд требований к обязательному проведению анализа.

Высшее руководство организаций должно анализировать через запланированные интервалы систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ требуется включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов, улучшению продукции согласно требованиям потребителей, потребности в ресурсах.

Организация должна анализировать требования, ^ относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю и должен обеспечивать определение требований к продукции, согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных, а также способность организации выполнять определенные требования.

Для оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности СМК организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные (п. 8.4 «Анализ данных»). Однако требование одновременного улучшения всех без исключения процессов не только противоречит здравому смыслу, но и является вредным с точки зрения финансовых затрат предприятия. Таким образом, принятие решений о внесении изменений в существующие процессы с целью их улучшения, основанное на результатах тщательного анализа с точки зрения влияния этих изменений на результативность системы в целом, является актуальным вопросом.

Анализ СМК из-за отсутствия эффективного инструментария в настоящее время проводится вручную и чаще всего из-за его трудоемкости поверхностно, при этом не используются современные информационные технологии. Существующий научно-методический уровень проводимых аналитических исследований систем качества не удовлетворяет требованиям для решения актуальных проблем повышения результативности СМК. В связи с этим разработка методологического обеспечения проведения анализа и принятия оптимальных научно-обоснованных решений по повышению результативности СМК, создаваемых на основе ИСО 9000, является актуальной задачей.

Целью данной диссертационной работы является разработка методологического подхода к повышению результативности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе анализа и улучшения процессов его структурных подразделений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать методы анализа процессов структурных подразделений предприятия на основе:

• структурно-функционального анализа системы менеджмента качества и построения процесс-функциональной модели СМК,.

• определения затрат на выполнение процессов структурных подразделений,.

• оценки значимости процессов в обеспечении результативности СМК;

— разработать методы выбора оптимального варианта улучшения процессов структурных подразделений;

— разработать методы комплексной оценки результативности СМК;

— разработать стандарты предприятия по анализу данных в СМКвнедрить результаты исследований на машиностроительном предприятии.

Методическую основу исследований составляют концепция всеобщего управления качеством (TQM), процессный и системный подходы в соответствии со стандартами ИСО 9000 версии 2000 г., методы структурного, статистического, функционально-стоимостного (ФСА) анализов систем, анализа иерархий, комбинаторно-морфологического анализа и синтеза, а также методология структурного анализа и проектирования (SADT). Результаты исследований обрабатывались на ЭВМ.

Научная новизна исследований заключается в разработке методологического подхода к комплексной оценке результативности системы менеджмента качества, анализу и улучшению процессов структурных подразделений машиностроительного предприятия на основе применения функционально-стоимостного анализа.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в разработке:

— методического обеспечения анализа процессов структурных подразделений, включающего, в частности, методы:

• структурно-функционального анализа СМКпозволяет классифицировать ее функции и представлять их с позиций процессного подхода в виде сети взаимосвязанных моделей;

• определения затрат на выполнение процессов структурных подразделенийпозволяет распределять и анализировать данные о затратах по процессам;

• оценки значимости процессов структурных подразделенийпозволяет выделить те из них, которые оказывают наибольшее влияние на результативность функционирования СМК;

— метода выбора оптимального варианта совершенствования процессов структурных подразделений, содержащего критерии оптимальности и последовательность поиска варианта наиболее эффективного из альтернативных;

— метода комплексной оценки результативности СМК.

Практическая ценность исследования заключается в создании методологического обеспечения анализа и улучшения процессов структурных подразделений на машиностроительном предприятии, включающего комплекс методик (с соответствующим алгоритмическим и программным обеспечением) для повышения эффективности принимаемых решений в области качества. Разработано автоматизированное рабочее место функционально-стоимостного анализа процессов (АРМ-ФСА), которое использовано как составная часть системы компьютерной поддержки принятия решений. Разработаны и внедрены стандарты предприятия «Анализ данных. Затраты на качество» и «Анализ данных. Качество продукции и процессов». Результаты исследований и АРМ-ФСА используются в Брянском государственном техническом университете при подготовке инженеров по специальности 200 503 «Стандартизация и сертификация».

Результаты исследований реализованы на машиностроительном заводе, выпускающем продовольственную технику, Карачевском заводе «Электродеталь» и заводе «Снежеть» (п. Белые Берега, Брянская область). Для них разработан и внедрен комплекс нормативных документов СМК предприятий, соответствующих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2001.

На защиту выносятся:

— методологический подход, позволяющий проводить функционально-стоимостный анализ процессов структурных подразделений в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года;

— метод структурно-функционального анализа СМК;

— процесс-функциональная модель системы менеджмента качества;

— метод определения затрат на выполнение процессов структурных подразделений;

— метод оценки значимости процессов структурных подразделений в обеспечении результативности функционирования СМК;

— метод выбора оптимального варианта совершенствования процессов;

— комплексный метод оценки результативности функционирования системы менеджмента качества;

— результаты практического применения разработанного методического обеспечения анализа и улучшения процессов структурных подразделений;

— проекты стандартов предприятия «Анализ данных. Затраты на качество» и «Анализ данных. Качество продукции и процессов».

Публикации и апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 17 печатных работах. Результаты проведенных исследований докладывались и обсуждались на следующих международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Качество инженерного образования» (г. Брянск, 2000 г.), «Молодежная научно-техническая конференция технических вузов центральной России» (г. Брянск, 2000 г.), «Менеджмент качества подготовки специалистов в техническом вузе» (г. Брянск, 2001 г.), «Молодежная научно-техническая конференция вузов приграничных регионов славянских государств» (г. Брянск, 2001 г.), «Сертификация и управление качеством продукции» (г. Брянск, 2002 г.).

В полном объеме диссертация заслушана и одобрена на заседаниях кафедры «Управление качеством производственных и технических систем» и научно-технической секции «Стандартизация и управление качеством продукции» Брянского государственного технического университета.

По теме диссертации выполнена научно-исследовательская работа «Разработка научно-методического и программного обеспечения функционально-стоимостного анализа системы качества машиностроительного предприятия» (2001 -2002 гг., № госрегистрации 01.2.108 332). По отдельным положениям диссертации выполнены этапы 7 хоздоговорных научно-исследовательских работ (2001 — 2004 гг.).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. На основе проведенных исследований разработан методологический подход к повышению результативности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе анализа и улучшения процессов структурных подразделений в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000:2000.

2. Предложена процесс-функциональная модель системы менеджмента качества, позволяющая осуществить идентификацию ее взаимодействующих процессов и их управление и являющаяся исходной базой для проведения анализа процессов структурных подразделений.

3. Разработано методологическое обеспечение проведения функционально-стоимостного анализа процессов структурных подразделений, включающее комплекс методов (структурно-функционального анализа СМКопределения затрат на выполнение процессовоценки значимости процессов структурных подразделений), позволяющих:

— классифицировать функции СМК и представлять их в виде сети взаимосвязанных моделей с позиций процессного подхода;

— распределять данные о затратах по процессам структурных подразделений и на основе анализа управлять ими;

— выделять процессы, которые оказывают наибольшее влияние на результативность функционирования СМК;

— по результатам сопоставления значимости процессов структурных подразделений в обеспечении результативности СМК с затратами в них выбрать процессы, нуждающиеся в улучшении.

4. Разработан метод выбора оптимального варианта совершенствования процессов структурных подразделений, содержащий критерии оптимальности и последовательность поиска наиболее эффективного из.

У*' возможных альтернативных вариантов решения, что позволяет снизить непроизводительные потери и осуществлять целенаправленные инвестиции.

5. Предложен комплексный метод оценки результативности функционирования системы менеджмента качества машиностроительного предприятия, позволяющий оценивать различные виды его деятельности по улучшению и анализировать их.

6. Разработано автоматизированное рабочее место для проведения функционально-стоимостного анализа и улучшения процессов (с.

Jf* соответствующим алгоритмическим и программным обеспечением, что позволяет сократить трудоемкость работ и повысить точность оценки данных, необходимых для анализа.

7. Результаты выполненных исследований внедрены при разработке и проведении анализа СМК на машиностроительном предприятии, выпускающем продовольственную технику, что позволило повысить качество продукции и получить значительный экономический эффект.

Отдельные результаты внедрены на нескольких предприятиях Брянской области и в учебном процессе Брянского государственного -0, технического университета.

8. Разработаны и внедрены стандарты предприятий «Анализ данных. Затраты на качество» и «Анализ данных. Качество продукции и процессов», которые обеспечили на трех предприятиях сертификацию системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001−2001.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполнения данной диссертационной работы разработан методологический подход к повышению результативности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе анализа и улучшения процессов его структурных подразделений в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000:2000. При этом решены все поставленные в диссертационной работе задачи. Основная цель исследования достигнута.

В результате выполненных исследований получили дальнейшее развитие следующие направления управления качеством:

— реализация принципов методологии Всеобщего Управления Качеством (TQM) на российских предприятиях с учетом требований стандартов ИСО 9000:2000,.

— разработка методов анализа, синтеза и оптимизации объектов менеджмента качества,.

— автоматизация процесса анализа в системах менеджмента качества,.

— совершенствование управления предприятием на основе внедрения «системы экономики качества»,.

— постоянное улучшение системы менеджмента качества на основе • управления процессами.

Созданные методы, алгоритмы и программы анализа СМК могут быть использованы для информационной поддержки принятия решений при управлении качеством в любой организации, внедряющей стандарты ИСО 9000:2000, независимо от размеров и сферы деятельности, а также в учебном процессе вузов при подготовке специалистов' по инженерным и экономическим специальностям.

Для дальнейших исследований по теме диссертационной работы представляется перспективным разработка автоматизированной системы комплексной оценки результативности СМК, которая могла бы быть использована в качестве инструмента, ускоряющего и повышающего эффективность работы менеджеров по качеству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И., Горленко О. А. Проектирование технологических процессов на основе системного подхода. — Брянск: БИТМ, 1986. — 88 с.
  2. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? // Стандарты и качество. 2001. — № 12. -С. 68 — 70.
  3. Ю.П., Щепетова С. Е. От затрат на качество к управленю затратами // Методы менеджмента качества. — 2002. — № 4. — С. 12 — 17.
  4. Ю.П., Щепетова С. Е. Проекты, команды, люди в системе экономики качества // Стандарты и качество. 2002. — № 3. С. 69 — 73.
  5. Ю.П., Щепетова С. Е. Путь к системе экономики качества // Стандарты и качество. 2003. — № 4. С. 68−73.
  6. Ю.П., Щепетова С. Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Методы менеджмента качества. 2002. — № 1. — С.50 — 53.
  7. Ю.П., Щепетова С. Е. Экономика качества как система. // Методы менеджмента качества 2002 — № 5.- С. 4 — 9.
  8. Г. Г. Потребительская стоимость и ее измерение— М.: Экономика, 1971 134 с.
  9. Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия поиск нового. (Функционально-стоимостной анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономии). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. — 196 с.
  10. Ю.Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
  11. А.В., Андрейчикова О. Н. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). М.: Машиностроение, 1998. — 476 е.: ил.
  12. Е.И. Учет и анализ издержек по обеспечению качества промышленной продукции: Дис. на соискание уч. степени канд. эк. наук -Саратов, 1997.- 158 с.
  13. Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика, 1982 — 192 с.
  14. Н.Баранов В., Херсонский Н., Карасев С., Пономаренко В., Рожков В. Применение CALS-технологий для электронного описания систем качества предприятий // Стандарты и качество 2001 — № 3
  15. Барышников A.A. Inventech http:// karev.narod.ru/Barish. htm
  16. А.А. Система компьютерного управления инновациями IdeaFinder. Сборник материалов 10-й международной конференции по менеджменту качества. TQM-2000. М.: 2000. — С. 178 — 182.
  17. А.А., Кузьмин A.M., Кузьмина Е. А. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функций. // Машиностроитель. 2001. — № 9. — С. 33 — 39.
  18. . А.А., Кузьмин A.M. Стоимостной инжиниринг: еще один подход к управлению стоимостью //Оборудование: рынок, предложение, цены. 2001. — № 7.-С. 84−85.
  19. Д.П., Попова Т. Д. Учет в системе управления качеством. — Бухгалтерский учет. -1978-№ 9.- С. 48 52.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  21. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество 1999 — № 5.- С. 19−23.
  22. Британский стандарт BS 6143:1990. «Руководство по экономике качества». Часть 2. Модель предупреждения оценки и отказов (BS 6143:1990. «Guide to the economics of quality». Part 2. Prevention, appraisal and failure model). M. :HTK «Трек», 1999. — 24 с.
  23. Британский стандарт BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества». Часть 1. «Модель затрат на процесс"(В8 6143:1992 „Guide to the economics of quality“. Part 1. Process cost model) M.: НТК „Трек“, 1999.- 28 с.
  24. А. Об учете затрат на качество. http://www.bugaev.imk.edu.by/6/6 2. htm
  25. И.А. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. эк. наук. Львов, 1980 — 23 с.
  26. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1989. — 184 с.
  27. В.Г. Управление качеством на новом витке. М.: ВНИИС, 2000, 16 с.
  28. В.Г., Сиськов В. И., Дубицкий и др. Интеграция производства и управление качеством продукции. -М. Из-во стандартов, 1995 300 с.
  29. Н.А., Перекалина Н. С., Сиськов В. И. Формирование цены на изделие с учетом его качества. /Качество машин: Справочник: В 2 т. Т.2/ А. Г. Суслов, Ю. В. Гуляев, А. М. Дальский и др. М.: Машиностроение, 1995. -С. 423−430.
  30. Гарднер Роберт Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество. -2002.- № 1- С. 82 88.
  31. А.В. Качество продукции и экономика. М. Знание, 1968 — 64 с.
  32. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2001. — 424 с.
  33. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И. Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством.: Учебник для вузов. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  34. Е.И. Функционально-стоимостный анализ как фактор повышения эффективности производства в современных условиях. Дис. на соиск. уч. степени канд. эк. наук — Херсон, 1998. — 152 с.
  35. О.А., Мирошников В. В. Создание систем менеджмента качества в организации: Монография. М. Машиностроение-1, 2002. — 126 с.
  36. О.А., Мирошников В. В., Ефимова Г. В. Автоматизированное рабочее место для функционально-стоимостного анализа систем качества // „Качество“. Материалы науч.-техн. конф. / Под ред. д.э.н., проф. Ю. В. Шленова. М.: Фонд „Качество“, 2001. С. 22 — 23.
  37. О.А., Мирошников В. В., Ефимова Г. В. Процесс-функциональная модель системы менеджмента качества // Справочник. Инженерный журнал. 2001. — № 7. — С. 37−40.
  38. А.Н. Затраты на качество: история и основные подходы// Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход). Сб. материалов 13-й межд. конф. Н. Новгород: СМЦ „Приоритет“, 2001 — С. 120 — 127.
  39. В.Н. Функционально-стоимостный анализ в подготовке производства новой техники. X.: Выща шк. Изд-во при ХГУ, 1989. — 144 с.
  40. Давид Марка, Клемент Мак Гоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ.- М.: Мета Технология, 1993. -240 с.
  41. Г. А., Дегтярев С. Г. Анализ СМК руководством // Методы менеджмента качества. 2005, № 1. — С. 21 — 23.
  42. Н.И., Дубровская Н. С., Кваша О. П. и др. Численные методы. Учебник для техникумов. М., „Высш. Школа“, 1976. 368 с. с ил.
  43. Д.С., Гряколов А. И. О затратах на качество в новых экономических условиях. // Стандарты и качество. -1995- № 10.- С. 50 55
  44. А.К. Интегрированная информационная система в области стандартизации, метрологии и сертификации и ее роль в повышении качества продукции и услуг // Приборы 2000 — № 2 — С. 40 — 51.
  45. Г. В. Анализ эффективности бизнес-процесса на машиностроительном предприятии// Тез. докл. 56-й научн. конф. профес.-препод. сост. / Под ред. О. А. Горленко и И. В. Говорова. Брянск: БГТУ, 2002.-С. 225−226.
  46. Г. В. Методика структурно-функционального анализа систем качества на предприятии // Молодежи, науч.-техн. конф. техн. вузов центральной России, 25 — 26 мая 2000 г., г. Брянск: Тез. докл. / Под ред. О. А. Горленко. Брянск, 2000. — С. 146 — 147.
  47. И-01−410−07−00. Инструкция. Организация учета затрат на качество ОАО „Брянский машиностроительный завод“. Брянск, 2000. — 43 с.
  48. В.А., Попова Т. В. Концепция контроллинга и функционально-стоимостный анализ. // READ ME. 2000. — № 1.
  49. В.А., Попова Т. В. Применение ARIS TOOLSET для сертификации по стандартам ИСО серии 9000. // Стандарты и качество. 2000. — № 7.
  50. В.А., Попова Т. В. Реорганизация и автоматизация систем управления предприятием. // Экономика и производство. 1998. — N° 11.
  51. В.А., Попова Т. В. Что такое функционально-стоимостной анализ процессов и систем. / Сб. „TQM XXI“. Проблемы, опыт, перспективы». Вып. 4./ Под ред. В. А. Качалова и В .Л. Рождественского. — М.: ИздАТ, 2000.
  52. ИСО/ТО 10 014 «Руководящие принципы управления экономикой качества» М.: НТК «Трек» 2000. 17 с.
  53. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация.// Стандарты и качество. 1977 — № 8.-С. 27−29.
  54. Е.М., Демиденко Д. С., Шкловский В. М. Затраты на повышение качества продукции на машиностроительных предприятиях. Л.: ЛДНТП, 1979−27 с.
  55. Е.М., Шкловский Е. М. Классификация затрат на обеспечение качества продукции. // Стандарты и качество. 1975. — № 11. — С. 82 — 85.
  56. М.Г., Ковалев А. 11. Интенсификация производства (роль и значение ФСА). М.: Знание, 1985. — 64 с.
  57. М.Г., Майданчик Б. И. Основы функционально-стоимостного анализа. М.: Энергия, 1980. — 174 с.
  58. М.Г., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостной анализ в отраслевом управлении эффективностью. М.: Экономика, 1983. — 200 с.
  59. А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально-стоимостного анализа. -М.: Машиностроение, 1991 — 160 с.
  60. A.M., Пыхов С. И. Анализ эффективности систмы качества со стороны руководства //Эффективность систем менеджмента качества. Серия «Всё о качестве. Отечественные разработки.» Выпуск 1, 2003. М.: НТК «Трек», 2003.-С. 18−23.
  61. JI.A. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой. // Методы менеджмента качества. -2001. -№ 10. С. 12−18.
  62. М.Г. Опыт взаимоувязанного внедрения корпоративной системы управления предприятием на базе BANN-IV и системы качества // TQM-2000. Материалы десятой межд. конф. по менеджменту качества М. 2000-С. 233−237
  63. A.M., Барышников А. А. Формы применения функционально-стоимостного анализа // Машиностроитель. 2001. — № 6. — С. 37 — 40.
  64. Е.А., Кузьмин A.M. Функционально-стоимостный анализ и метод ABC. // Методы менеджмента качества. 2002. — № 12.-С. 6−10.
  65. Е.А., Кузьмин A.M. Функционально-стоимостный анализ.// Методы менеджмента качества. -2002 № 7.- С. 14 — 20, № 8 — С. 8 — 14.
  66. Ю.А., Хачатуров А. Е. Экономические аспекты систем качества // Методы менеджмента качества. 2001. — № 5. — С. 15 — 20, № 6. — С. 21−24.
  67. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях/ Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432 с.
  68. Т.П. Управление затратами в системе качества промышленного предприятия: Автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. эк. наук.- СПб., 2000.-31 с.
  69. Ю.В. Формирование рационального состава органов управления, организаций и их функций, обеспечивающих качество продукции региона (На примере Краснодарского края): Дис. на соиск. уч. степени канд. эк. наук. М., 1999.
  70. Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1972. 256с.
  71. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. -СПб: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. 403с.
  72. Методика оценивания состояния TQM на предприятии. Серия «Всё о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 1, 2002. М.: НТК «Трек», 2002. — 60 е., илл. 2.
  73. Методика формирования подсистемы оценки затрат на качество продукции. М.: ВНИИС, 1995. — 59 с.
  74. В.В. Системный анализ процессов менеджмента качества.// Тез. докл. 56-й научн. конф. профес.-препод. сост. / Под ред. О. А. Горленко и И. В. Говорова. Брянск: БГТУ, 2002. — С. 218 — 220.
  75. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.-488 с.
  76. Н.К. Функционально-стоимостный анализ в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987. — 320 с.
  77. Н.К., Карпунин М. Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа: Учеб. пособие для техн. спец. вузов -М.: Высшая школа, 1988. 192 с.
  78. Н. А., Темкин Д. М., Полховская Т. М. Оценка эффективности и совершенствование системы качества предприятия//Методы менеджмента качества.-2001,№ 10.-С. 19−24.
  79. В.И. Структурный анализ системы (эффективность и надежность). — М.: «Советское радио», 1977. 216 с.
  80. В. А. Оценивание результативности и эффективности корректирующих и предупреждающих действий // Методы менеджмента качества. 2003, № 7. — С. 49 — 52.
  81. В. М., Демешко А. Е., Шинкевич В. А. Оценка эффективности системы качества в строительных организациях // Стандарты и качество. — 2000, № 6.-С. 54−55.
  82. Отраслевая инструкция по приведению ФСА серийно выполняемых изделий.-М., Минлегпищепром, 1981.
  83. Ф.И., Пролейко В. М. Экономические методы управления качеством продукции. — М.: Машиностроение, 1981. 78 с.
  84. В.М. Влияние функционально-стоимостного анализа технологического процесса на обеспечение качества изделий. / Качество машин: Справочник: В 2 т. Т.2/ А. Г. Суслов, Э. Д. Браун, Н. А. Виткевич и др. -М.: Машиностроение, 1995. С. 243 — 252.
  85. Э., Лебедева И., Мельникова Н. Системный анализ и оптимизация затрат на качество. // Стандарты и качество. 2003. — № 9. — С. 78−81.
  86. И.И. Учет затрат на качество промышленной продукции / Экономика качества. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. Выпуск 25. М.: НТК «Трек», 2003. — С. 32 — 44.
  87. Р 50. 1. 028−2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001.
  88. Р50−601−31−92. Рекомендации. Определение затрат на обеспечение качества. — М.: Госстандарт, 1992. 24 с.
  89. К.М. Комплексный экономический анализ качества продукции. -Л.: ЛДНТП, 1985−23 с.
  90. К.М., Скрипко Л. Е. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество. 1977. — № 3. — С. 49 — 51.
  91. К.М., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество. // Стандарты и качество. 2000. — № 3. — С. 60 — 62.
  92. Рекомендации по процессному подходу к системам менеджментам менеджмента качества// Информационный бюллетень «ИСО 9000+Ис0 14 000». -2002.-№ 1.-С.2−6.
  93. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. -М.: «Радио и связь», 1993. 320 е.: ил.
  94. Л. Цена ошибки // Управление компанией. 2002. — № 2.
  95. К.С. Учет затрат на мероприятия НТП. М.: Финансы и статистика, 1991 — 96 с.
  96. Симоненкова Брянск, БГТУ. — С. 100 — 102.
  97. М.З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации // Стандарты и качество. 2002 — № 3 — С. 74−77.
  98. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика и практика применения. М.: НИИТЭЖИМ, 1991.-202 с.
  99. В. А., Кузнецов В. М. О подходе к оценке эффективности систем менеджмента качества//Вестник Военного Регистра.—2003, № 2. С. 5−6.
  100. А.Г., Крохин В. В. Метрология : Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2002. — 408 е.: ил.
  101. В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. М.: Статистика, 1971. — 347с.
  102. Н.Н., Омельченко Л. Н. Организация функционально-стоимостного анализа на машиностроительных предприятиях. К.: Техника, 1987.- 112 с.
  103. О.Г. Функционально-стоимостный анализ при проектировании изделий. К.: Техника, 1990. — 160 с.
  104. Л.Е. Исследование проблем методологии формирования затрат на качество промышленной продукции: Дис. на соиск. уч. степени к.э.н. — СПб.- 1998.-167 с.
  105. Л.Е. Методология оценивания затрат на качество // Методы менеджмента качества. 2001.-№ 1.-С.14- 16.
  106. Л.Е. Практика применения экономических методов св системе менеджмента качества на российских предприятиях./ Экономика качества. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. Выпуск 4. М.: НТК «Трек», 2001.-46 с.
  107. Л.Е. Финансовый менеджмент в системе качества организации: мифы и реальность. / Сб. Экономические рычаги улучшения систем качества. Выпуск 14. М.: НТК «Трек», 2002. — 46 с.
  108. Л.Е. Финансовый менеджмент в системе качества организации: мифы и реальность./ Экономика качества. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. Выпуск 14. М.: НТК «Трек», 2002. — С. 10 — 17.
  109. Ю.М. Конструктор и экономика: ФСА для конструктора. -Пермь: Кн. издательство, 1987. 102 с.
  110. Совершенствование методологии бухгалтерского учета и экономического анализа. / Под ред. В. И. Петровой и Р. Барица М.: Финансы и статистика, 1985 — 239 с.
  111. Я.Ш., Ткаченко П. Г. Функционально-стоимостной анализ.- К.: Техника, 1986. 143 с.
  112. Справочник по российскому и зарубежному программному обеспечению. М.: Центр интеллектуальных систем «Метод», 1999. — 144 с.
  113. Справочник по функционально-стоимостному анализу. / А. П. Ковалев, Н. К. Моисеева, В. В. Сысун и др.- Под ред М. Г. Карпунина, Б. И. Майданчика, -М.: Финансы и статистика, 1988.-431 с.
  114. Стандарты и качество: Экономические аспекты проблемы./ Под ред. В. В. Ткаченко. М.: Изд-во стандартов, 1970. — 312 с.
  115. СТП. ВРЦИ 05.4.2.002−98. Стандарт предприятия. Планирование и учет затрат на качество. БЭМЗ, 1998.- 18 с.
  116. В.Н., Азаров В. Н., Каперко А. Ф. и др. Управление качеством. М.: МИЭМ, 2000. — 628 с.
  117. Управление качеством. Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова,. B.C. Мхигарян и др. Под ред. С. Д. Ильенковой М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998 — 199 с.
  118. А. Г. Оценка результативности систем менеджмента качества в процессе сертификации //Вестник Военного Регистра. 2004, № 4.
  119. А.В. Контроль качества продукции. Пер. с англ. М.: Экономика, 1986−472 с.
  120. Т.М. Анализ эффективности системы менеджмента качества //Эффективность систем менеджмента качества. Серия «Всё о качестве. Отечественные разработки.» Выпуск 1, 2003. М.: НТК «Трек», 2003. С. 9 — 17.
  121. JI.B. Автоматизированное управление качеством производства Диссертация на соиск. уч. степени д.э.н. СПб — 1998 — 396 с.
  122. В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества// Методы менеджмента качества, 2001, № 1-С. 11−13.
  123. В.Е. К вопросу определения результативности и эффективности СМК //Методы менеджмента качества. 2004, № 6. — С. 4 — 8.
  124. X., Томас К. Анализ затрат на основе потребительной стоимости: Новые методы рационализации: Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1975. — 190 с.
  125. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 718 с.
  126. Ф.И. Основы функционально-стоимостного анализа. Методологические рекомендации по использованию ФСА в производстве. -Кировоград, 1986.
  127. , G. «Activity-Based Cost Management: Making It Work» New-York: McGraw-Hill, 1996.
  128. Donald Parker. INSTRUCTOR’S GUIDE FOR MANAGEMENT APPLICATION OF VALUE ENGINEERING FOR BUSINESS AND GOVERNMENT. New-York. CVS. 1999.
  129. INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEFO). Draft Federal Processing Standards Publication 183, 1993, December 2.
  130. Kaplan Ft., Norton D. The balanced scorecard: translating strategy into action. — Boston, MA.: Harvard Business School Press, 1996. 323 p.
  131. Miles L. Techniques of value analysis and engineering. N. Y. Mc-Craw -Hill. 1972.-P. 201.
  132. Mil-Q-9858 A (1963 r.) «Quality Program Requirements».
  133. QAP (Quality Assurance Project). 2001a. Institutionalization of Quality Assurance, Project Report. Published for the U.S. Agency for International Development (USAID) by QAP: Bethesda, Maryland, U.S.A.
  134. Reynolds, J., Gaspari, K.C. «Cost-Effectiveness Analysis» PRICOR, Monograph Series, Method Brochure No. 2, 1986.
  135. Tahmazian Berge. Quest for Value. «Value World» 21(2): 2−7 (June 1998).
  136. Waress, B.J., Pasternak, D.P., Smith, H.L. (1994) «Determining Costs Associated with Quality in Health Care.» Health Care Management Review, 19(3):52−63.
Заполнить форму текущей работой