Разработка методики проектирования информации для потребителя на молочную продукцию
Законодательные требования в отношении пищевой продукции согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ) включают не только требования по безопасности продукции, но и требования в отношении предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. А первым и основным этапом реализации данного требования является предоставление потребителю полной информации о продукте… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Современное состояние информирования потребителя о качестве и безопасности пищевой продукции
- 1. 2. Маркировка пищевых продуктов, виды маркировки и ее основные функции
- 1. 2. 1. Основные функции маркировки
- 1. 2. 2. Структура и виды маркировки пищевых продуктов
- 1. 3. Правовые основы маркировки пищевых продуктов
- 1. 4. Идентификация пищевых продуктов. Основные способы и методы идентификации
- 1. 5. Системный и процессный подходы
- 1. 5. 1. Системный подход как общее методологическое направление в науке
- 1. 5. 2. Сущность процессного подхода и методология управления процессами
- 1. 6. Основные инструменты качества
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗУЧАЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ
- 2. 1. Методологические подходы к организации исследования
- 2. 2. Методы исследований
- 2. 3. Объекты исследований
- 2. 4. Основные понятия, используемые в настоящей работе
- Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МАРКИРОВКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТАРЫ
- 3. 1. Систематизация документов в области защиты прав потребителей для продуктов молочной промышленности
- 3. 2. Выявление причин, приводящих к нарушениям в маркировке потребительской тары
- 3. 3. Научное обоснование значимости последствий для потребителя несоответствующей маркировки
- Глава 4. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
- 4. 1. Разработка структуры процесса проектирования информации для потребителя
- 4. 2. Установление критериев оценки результативности процесса
- 4. 3. Разработка модели процесса «Проектирования и разработки информации для потребителя»
- Глава 5. СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА И ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТАРЫ
- 5. 1. Систематизация идентификационных признаков продуктов переработки молока, определяющих особенности маркировки потребительской тары
- 5. 2. Формирование системы документов для информационного обеспечения разработки элементов маркировки
- Глава 6. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 6. 1. Формирование этапов методики проектирования информации для потребителя
- 6. 2. Практическая реализация результатов научных исследований
- ВЫВОДЫ 109 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
- СПИСОК
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Разработка методики проектирования информации для потребителя на молочную продукцию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность.
Предоставление потребителю объективной, достоверной и понятной информации о продукте является одним из важнейших требований законодательств в области защиты прав потребителей во всех промышленно развитых странах мира. Данное требование в России реализовано положениями Федерального закона «О защите прав потребителей» (№ 23 001) и касается любой продукции, предъявляемой производителями на внутренний рынок страны.
Законодательные требования в отношении пищевой продукции согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ) включают не только требования по безопасности продукции, но и требования в отношении предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. А первым и основным этапом реализации данного требования является предоставление потребителю полной информации о продукте. Как правило, такая информация предоставляется потребителю в виде маркировки, основной целью которой является идентификация продукта для обеспечения возможности осуществления потребителями выбора необходимого или желаемого продукта.
При производстве молочной продукции информирование потребителей производится путем маркировки тары, в которую упакован или расфасован продукт. Реализуя положения Федерального закона «О техническом регулировании», Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (с изменением от 22 июля 2010 г.) не только установил более жесткие требования к сырью и готовому продукту, но и «требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах».
Отсутствие четкой методологии проектирования информации для потребителя, несмотря на кажущуюся определенность требований в отношении маркировки, приводит к тому, что в настоящее время контролирующие органы выявляют в торговых сетях значительное количество продуктов переработки молока с нарушениями в этикетных надписях, которые, среди прочего, могут привести к нежелательным последствиям для здоровья потребителей.
Учитывая вышеизложенное, тема диссертации является актуальной, поскольку разработка и функционирование методического инструмента проектирования информации для потребителей, основанного на процессном и системном подходах, позволит повысить гарантии потребителей в отношении приобретения качественной и безопасной продукции, соответствующей законодательным требованиям и требованиям потребителей.
Диссертационная работа выполнялась в лаборатории стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии в рамках Программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению АПК РФ Россельхозакадемии (10.01.01), в рамках программ национальной стандартизации 2002;2010 гг. ТК 186 «Молоко и молочные продукты», ТК 470 «Молоко и продукты переработки молока», а также по тематическим планам научно-исследовательских работ по заказу Минсельхозпрода РФ.
Цель работы: разработка методики проектирования информации для потребителя на молочную продукцию, основанной на систематизации идентификационных признаков продуктов и документов, объединенных общностью назначения и устанавливающих требования к маркировке потребительской тары.
Задачи исследования:
— провести анализ современного рынка продуктов переработки молока в части маркировки потребительской тары на основе системы документов в области защиты прав потребителей для установления элементов маркировки;
— исследовать причины, приводящие к нарушениям в маркировке потребительской тары и провести экспертную оценку значимости последствий для потребителя;
— обосновать модель процесса проектирования информации для потребителя на основе процессного подходаустановить критерии оценки результативности процесса;
— изучить влияние идентификационных признаков продуктов переработки молока на особенности маркировки потребительской тары;
— сформировать систему внешних и внутренних документов для информационного обеспечения разработки элементов маркировки;
— разработать методику проектирования информации для потребителя на молочную продукцию.
Научная новизна:
— разработана древовидная схема элементов маркировки для основных группировок продуктов переработки молока на основе системного подхода;
— установлены основные причины, приводящие к возникновению нарушений в маркировке потребительской тары, на основе построения причинно-следственной диаграммы;
— научно обоснованы четыре уровня значимости последствий для потребителя несоответствующей маркировки на основе экспертной оценки;
— обоснована модель процесса «Проектирование и разработка информации для потребителя» на основе процессного подходаустановлены критерии оценки результативности процесса;
— обоснован перечень маркируемых и немаркируемых идентификационных признаков продуктов переработки молока.
Практическая значимость:
— разработана анкета и шкала для экспертной оценки, предназначенные для установления уровня значимости последствий для потребителя нарушений в маркировке потребительской тарысформирована система внешних и внутренних документов, обязательных для применения при проектировании элементов маркировкиразработана схема информационного обеспечения для проектирования элементов маркировки (информации для потребителя);
— разработана методика проектирования и разработки информации для потребителя (СТО 419 785−005−2010). Проведена апробация на ООО «Кампина».
Апробация работы. Основные положения работы доложены и представлены на Межрегиональном семинаре «Современные технологии машиностроения для пищевой промышленности» на базе «Таурас-Феникс» (Санкт-Петербург, 2004) — Конференции «Научно-практические аспекты переработки молока в современных условиях» (Москва, 2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления повышения качества молочных продуктов» (Адлер, 2004) — Международной конференции «Нормативное и описательное терминоведение» (Москва, 2007) — Международной научно-практической конференции в рамках IX Международного форума «Молочная индустрия» (Москва, 2011).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 печатных работ, три из которых в журнале «Молочная промышленность», рекомендованном ВАК РФ.
ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Основным результатом данной диссертационной работы является разработка методического инструмента проектирования информации для потребителей, основанного на процессном и системном подходах.
Результаты проведенных теоретических исследований и их практической реализации позволяют сделать следующие выводы:
1. Разработана древовидная схема элементов маркировки, основанная на систематизации документов в области защиты прав потребителей, и результатов анализа современного рынка продуктов переработки молока в части маркировки потребительской тары.
2. Исследованы причины, приводящие к возникновению нарушений в маркировке потребительской тары на основе построения причинно-следственной диаграммы. Выявлено, что основными причинами нарушений в маркировке потребительской тары являются: отсутствие актуализированной базы документов, обязательных для применения при проектировании элементов маркировки, ненадлежащая система контроля процесса проектирования, а также отсутствие ответственного и квалифицированного персонала.
3. Научно обоснованы четыре уровня значимости последствий для потребителя нарушений в маркировке потребительской тары на основании проведения экспертной оценки. Установлено, что критичными для потребителя являются несоответствия в элементах маркировки: «наименование продукта», «информация о составе продукта», «информация об условиях хранения, дате производства и сроке годности», «рекомендации по использованию».
4. Научно обоснована модель процесса «Проектирование и разработка информации для потребителя». Разработана структура процесса и проведена его декомпозиция с применением методологии ГОЕРО. Предложено три критерия оценки результативности процесса: соответствие сроков выполнения этапов процесса календарному плану, соответствие текста маркировки требованиям документов в области защиты прав потребителей и соответствие макета этикетки требованиям компании.
5. Выявлено пять групп идентификационных признаков продуктов переработки молока, влияющих на особенности маркировки потребительской тары. Обоснован перечень идентификационных признаков продуктов переработки молока, включающий 43 маркируемых и 15 немаркируемых идентификационных признаков.
6. На основе сформированной системы внешних и внутренних документов, обязательных для применения при проектировании элементов маркировки, разработана схема информационного обеспечения, устанавливающая взаимосвязь элементов маркировки с соответствующими документами.
7. Разработана методика проектирования информации для потребителя на молочную продукцию (СТО 419 785−005−2010).
Список литературы
- Авдулов П.В. Экономико-математические методы и модели для руководителя / П. В. Авдулов, Э. И. Гойзман, В. А. Кутузов и др. // М.: Экономика, 1984. 232 с.
- Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1997. 216 с.
- Адлер Ю.П. «Шесть сигм»: ещё одна дорога, ведущая к храму. / Ю. П. Адлер, B.JI. Шпер // Методы менеджмента качества. 2000. — № 10. -С. 15−23.
- Адлер Ю.П. Методы Тагути новое направление в статистическом контроле качества. — М.: Знание, 1988. — С. 3−25.
- Адлер Ю.П., Щепетова С. Е. Процессное описание бизнеса основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. 2002 -№ 2.-с. 66−69.
- Альперин JI. Времена меняются, а системное освещение системного подхода остается // Стандарты и качество. 2002. — № 3. — С.3−7
- Анисимова И.В. Экологическая маркировка как инструмент современного маркетинга. Получение. Применение. Преимущества / И. В. Анисимова, С. М. Гордышевский, Н. Д. Сорокин. СПб.: Издательство ГИОРД, 2006. — 56 с.
- Бандурин A.B., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. Материалы сайта http://www.cfin.ru/management/.
- Безрукова М.С. Оценка рисков на рабочих местах / М. С. Безрукова, Г. М. Иванов, Ю. Г. Иванов, В. И. Нечипорюк // Материалы сайтаhttp://www.riskmanagementsvstems.ru/modules. php? name=Content&pa=showpa ge&pid=2
- П.Белов Г. В. Штриховое кодирование: технологии XXI века / Г. В. Белов: учебник. -М.: Издательство Металлургия, 1998. 167 с.
- Белый А.П., Лысенко Ю. Г., Макаров К. Г., Мадых A.A. Комплексные оценки в системе рейтингового управления предприятием / А. П. Белый, Ю. Г. Лысенко, К. Г. Макаров, A.A. Мадых // Донецк: ООО «Юго-Восток Лтд», 2003. 120 с.
- Берновский Ю.Н. Основные методы идентификации объектов // Стандарты и качество — 2000. № 9. — С. 35−39
- Бобровников Г. Н., Аронов И. З. Общая методология оценки риска причинения вреда и основные модели анализа риска. // Сертификация. — 2008 г.-№ 2.-С. 5−10.
- Версан В.Г., Управление качеством на новом витке. М.: ВНИИС, 2000.- 16 с.
- Габинская О. С. Значение маркировки продовольственных товаров в оценке их конкурентоспособности / О. С. Габинская, Н. С. Дворецкая // Пищевая промышленность. 2011. — № 1. — С. 18−21.
- Гамов В.К. Экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие / В. К. Гамов, Ж. П. Павлова, Ю. М. Колмогоров. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. — 248 с.
- Гераймович O.A. Молочная продукция. Этикетные надписи: справочник / O.A. Гераймович, И. А. Макеева. М.: МИКЦ «Молинформ», 1998.-66 с.
- Гераймович O.A. Техническая терминология молочных и молокосодержащих продуктов : справочник / O.A. Гераймович, И. А. Макеева. М.: Издательство ООО «Экспосинтез», 2004. — 832 с.
- Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила: СанПиН 2.3.2.1078−01. -М.: ФГУП «ИнтерСЭН», 2002. 168 с.
- Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила: СанПиН 2.3.2.1324−03. -М.: Минздрав России, 2003. 24 с.
- Гигиенические требования по применению пищевых добавок. Санитарные нормы и правила: СанПиН 2.3.2.1293−01. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. — 416 с.
- Гличев A.B. Основы управления качеством продукции. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 424 с. — («Дом качества», вып. 4 (13))
- Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством : учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин — под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
- Горбатова К.К. Энциклопедический словарь-справочник «Молочная терминология». СПб.: ГИОРД, 2008. — 216 с.
- ГОСТ 14 192–96 Маркировка грузов. М.: Стандартинформ, 2008.32 с.
- ГОСТ 17 527–2003 Упаковка. Термины и определения М.: Стандартинформ, 2007. — 22 с.
- ГОСТ 8.579−2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте- М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. 11 с.
- ГОСТ Р 1.4−2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2007.8 с.
- ГОСТ Р 1.5−2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. М.: Стандартинформ, 2007. — 35 с.
- ГОСТ Р 1.9−2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения — М.: Стандартинформ, 2007. 18 с.
- ГОСТ Р 50 460−92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. — 8 с.
- ГОСТ Р 51 074−2003 Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. -16 с.
- ГОСТ Р 51 293−99 Идентификация продукции. Общие положения. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 7 с.
- ГОСТ Р 51 474−99 Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 11 с.
- ГОСТ Р 51 740−2001 Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 35с.
- ГОСТ Р 51 760−2001 Тара потребительская полимерная. Общие технические условия. М.: Стандартинформ, 2007. — 50 с.
- ГОСТ Р 51 901.1−2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологически систем. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 8 с.
- ГОСТ Р 52 090−2003 Молоко питьевое. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 8 с.
- ГОСТ Р 52 091−2003 Сливки питьевые. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 11 с.
- ГОСТ Р 52 092−2003 Сметана. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 8 с.
- ГОСТ Р 52 093−2003 Кефир. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 11 с.
- ГОСТ Р 52 094- 2003 Ряженка. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 11 с.
- ГОСТ Р 52 095−2003 Простокваша. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 11 с.
- ГОСТ Р 52 096- 2003 Творог. Технические условия. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003. — 11 с.
- ГОСТ Р 52 357−2005 Продукты молочные и молокосодержащие. Технологическая инструкция. Общие требования к оформлению, построению и содержанию. М.: Стандартинформ. 2007. — 24 с.
- ГОСТ Р 52 738−2007 Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2007. — 21 с.
- ГОСТ Р 53 598−2009 Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию. -М.: Стандартинформ, 2010. 16 с.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2008. — 26 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2008 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2008. — 21 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. М.: Издательство Омега-Л, 2009.-541 с.
- Деминг У.Э. Лекция перед японскими менеджерами в 1950 г. // Методы менеджмента качества. 2000. — № 10. — С. 24−29 (Пер. Ю. П. Адлера и В.Л. Шпера)
- Директива Совета ЕЭС от 18.12.78 № 79/112/ЕЕС. «О сближении законов государств членов ЕЭС относительно маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов, предназначенных для продажи конечному потребителю»
- Дунченко Н.И. Квалиметрия и управление качеством в пищевой промышленности: Учебник/ Н. И. Дунченко, B.C. Кочетов, B.C. Янковская,
- A.A. Коренкова. М.: Изд-во РГАУ МСХА имени К. А. Тимирязева, 2010. 287 с.
- Дунченко Н.И. Основы научных исследований: учеб. пособие / Н. И. Дунченко, A.B. Бердутина, B.C. Янковская. М.: МГУПБ, 2009.- 289 с
- Дунченко Н.И. Экспертиза молока и молочных продуктов. Качество и безопасность: учеб.-справ. пособие / Н. И. Дунченко, А. Г. Храмцов, И. А. Макеева и др.- под общ. ред. В. М. Позняковского. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. 311 с.
- Евдокимова О.В. Требования к этапам жизненного цикла функциональных продуктов питания // Пищевая промышленность. — 2009.-№ 1.- С. 14−15
- Егоров Ю.Л. Исследование систем управления: Учебное пособие. -М.:ЗелО. 2001. — 102с.
- Еделев Д.А. Обеспечение безопасности., продуктов питания / Д. А. Еделев, В. М. Кантере, В. А. Матисон // Пищевая промышленность. 2009. -№ 12. — С.14−17.
- Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление /
- B.Г. Елифеев, В. В. Репин. -М.: ИНФРФ-М, 2005.- 319 с.
- Ермолаева Д. Универсальная упаковка древнего мира // Мир этикетки. 2002.- № 3. — С. 12−14.
- Ефимов В.В. Статистические методы в управлении качеством продукции : учебное пособие / В. В. Ефимов. Т. В. Барт. М.: КНОРУС, 2006. -240 с.
- Жиряев Е.В. Товароведение / Е. В. Жиряев: учебник. СПб.: Питер, 2002.-615с.
- Загорский А. Типология этикеточной продукции // «Тара и упаковка». 2006 г.- № 1. — С. 4−8
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «Озащите прав потребителей»
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»
- Ивлев В.А., Попова. Т. В. Новые методы управления эффективностью // Компетентность. № 7. — 2006. — С. 21−27.
- Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования Текст.: Р 50.1.028−2001. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.-49 с.
- Иняц Н. Малая энциклопедия качества. Ч. Ш. Современная история качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 224 с.
- Каблашова И.В. Концепция процессного подхода и ее применение в практике организации производства // Стандарты и качество. 2007. — № 2. -С. 97
- Калинин А.Я. ГОСТ вам в помощь! // Методы оценки соответствия. 2011. № 1. — Материалы сайта http://ria-stk.ru/mos/adetail.php?lD=47 079
- Калинин А.Я. Об актуальных вопросах защиты потребительского рынка России от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции. — Материалы сайта http://www.nevsky-znak.ru/index.shtml7news7
- Кантере В.М. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе международного стандарта ИСО 22 000. Монография / В. М. Кантере, В. А. Матисон, Ю. С. Сазонов М. Типография РАСХИ, 2006. -454 с.
- Кашин С. Восемь принципов качества // Секрет фирмы. 2002. -№ 2.-С. 23−31.
- Кирилова JI. Информация для потребителей станет более точной // Сфера. 2003. — № 8. — С. 5−7.
- Кирисов C.B. Теория и практика применения процессного подхода к управлению качеством деятельности организации : монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 80 с.
- Клячкин В.Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007. 304 с.
- Коваленко Д.Н. Фальсификация молока и молочных продуктов // Переработка молока. — № 3. — 2011. — с. 8−11
- Кодекс Алиментариус. Маркировка пищевых продуктов. Полные тексты. // ФАО и ВОЗ. Издательство «Весь мир», 2005. 62 с.
- Костылева О.Ф., Пугачев C.B. Первые технические регламенты и защита потребителя: шаг вперед десять назад // Сертификация. — 2007. -№ 4.-С. 5−10
- Красовский П.А. Товар и его экспертиза / П. А. Красовский, А. И. Ковалев, С. Г. Стрижов. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 115 с.
- Кудряшов JI.C. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности / JI.C. Кудряшов, Г. В. Гуринович, Т. В. Рензяева. М.: ДеЛи принт, 2002. — 303 с.
- Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей и решений. Мозговая атака // Методы менеджмента качества. 2002. — № 10. — С. 42.
- Лисицын А.Б., Чернуха И. М., Горбунова Н. А. Концептуальные подходы к созданию обеспечения безопасности пищевых продуктов // Пищевая промышленность. 2009. — № 12. — С. 39−41.
- Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 208 с.
- Мазур И.И. Управление качеством: Учебное пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. -М.: Высш. шк., 2003. 334с.
- Макеева И. А. Практическое применение концептуальных основ стандартизации в информации для потребителя // Молочная промышленность. 2006. — № 7. — С. 20−26.
- Макеева И.А. Научно-техническая терминология и классификация // Компетентность. № 7. — 2006. — С. 12−20.
- Макеева И.А. Научные основы проектирования нормативных итехнических документов молочной промышленности: монография. — М.: МГУПБ, 2006.-160 с.
- Макеева И.А. Пищевая промышленность. Основы проектирования нормативных и технических документов. — М.: Издательство Россельхозакадемии, 2008. 95 с.
- Марка Д. Методология структурного анализа и проектирования / Д. Марка, Мак Гоуэн Клемент. М.: Мета Технология, 1993. — 240 с.
- Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И. Г. Попова. — М.: Экономика, 1981. — 336 с.
- Материалы сайта http://quality.spb.ru/index.php7PAGECODE =MON
- Материалы сайта http:// www. pmtoday .ш/proj ect-management/risks/ranking-risks.html
- Материалы сайта http://www.rostest.ru/publish/7P AGEN1=10
- Материалы сайта http://e-educ.ru/tsisa2.html
- Менеджмент: учебник / под общей ред. И. Н. Шапкина. М.: Издательство Юрайт- ИД Юрайт, 2011. — 690 с.
- Методические рекомендации. MP 2.3.1.2432−08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Материалы сайта http://rospotrebnadzor.ru/documen/ukaz
- Мильман С.И. Стандарт ИСО 9001:2000. Рекомендации по применению / С. И. Мильман, К. С. Мильман // Методы менеджмент качества. 2004. — № 5. — С. 7−10.
- Мирошников В .В. Модель процесса создания системы менеджмента качества. Материалы сайта /http://quality.eup.ru/MATERJALY 13/mp-smk.htm
- Нестеров П.В. Информационные аспекты стандартизации и управления качеством продукции / П. В. Нестеров. — М.: Изд-во стандартов, 1990.-152 с.
- Никифоров А. Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. -М.: Дрофа, 2004. 720 с.
- О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. — 467 с.
- О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. — 456 с.
- Общероссийский классификатор продукции (ОК-005−93). — М.: ИПЕС Издательство стандартов, 2005. — 471 с.
- Огвоздин Ю. В. Управление качеством. Основы теории и практики / Ю. В. Огвоздин: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 1999. — 160 с.
- Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. И перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998 — 639 с.
- Орлов А.И. Экспертные оценки / А. И. Орлов: Учебное пособие. М., 2002. Материалы сайта http://www.aup.ru/books/ml 54/
- Панкина Г. В. Совершенствование технического регулирования / Г. В. Панкина, М. А. Ушаков // Компетентность. 2005. — № 6. — С. 5−10.
- Планирование качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт»., Выпуск 5, 2000 / Пер. с англ. М.: НТК «Трек», 2000. — 29 с.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 696 «О знаке обращения на рынке».
- Применение стандартов ИСО серии 9000 на малых предприятиях Текст.: Р 50−601−44−96. М.: ВНИИС, 1996 — 34 с.
- Производство молока и молочных продуктов. Санитарные нормы и правила: СанПиН 2.3.2.551. 2-е изд. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзорп Минздрава России, 2000. — 80 с.
- Пугачев C.B. Маркировка основа конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2008. — № 1. — С. 34−37.
- Растопопов Е.В. Управление предприятием с применением его системной модели / Е. В. Растопопов, Г. И. Погорелов, К. А. Конев // Методы менеджмента качества. 2006. — № 2. — С. 26−30.
- Результаты мониторинга за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья за период с 2008 по 2009 годы. -Материалы сайта http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-centr.
- Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов // М.: РИА Стандарты и качество, 2004. 408 с.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (в редакции Решения Комиссии от 17.08.2010 г. № 341)
- Розанов Г. В. Об одной многоэтапной процедуре формализации априорной информации / Г. В. Розанов, A.A. Френкель // «Заводская лаборатория». 1970. — т. 26. — № 3. — С. 319−323.
- Рубцов C.B. IDEF0 и опыт разработки. Секреты моделирования и проектирования бизнес-процессов // Открытые системы. 2003. — № 1. — С. 53−56.
- Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности / Пер. с. англ. О. В. Замятиной. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 168 с.
- Скрыник Е.Б. Продовольственная безопасность — стратегическая задача агропродовольственной политики России // Пищевая промышленность. 2009. — № 12. — С.8−13.
- Соблюдение законности на рынке пищевых продуктов и лекарственных средств. — По материалам сайта http://ria-stk.ru/mos/adetail .php?ID =8052&sphrase id=947 001
- Солопахо A.B. Теория вероятностей и математическая статистика: краткий курс для экономистов / A.B. Солопахо: Учебное пособие Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 108 с.
- Спицнадель В.П. Система качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учеб.пос. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 336 с.
- Степанов А. О терминологии в процессном подходе. / А. Степанов // Стандарты и качество. 2007. — № 1. — С. 84−88.
- Суворова JI. А. Планирование качества продукции с учетом пожеланий потребителя (Методическое пособие) / JI. А. Суворова, Р. П. Цвиров. 2000. — С. 19−45.
- Тамбовцев В.Г. Товарный знак как капитальный нематериальный актив // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С.5.
- Технология разработки стандартов и нормативных документов: учебное пособие / В. В. Колтунов, И. А. Кузнецова, Ю.ГТ. Попов — под ред. Ю. П. Попова. М.: КНОРУС, 2008. — 208 с.
- Тинякова В.И. Математические методы обработки экспертной информации : Пособие по специальности 80 116 «Математические метолы в экономике» / В. И. Тинякова. Воронеж, 2006. — 68 с.
- Титов Е.И. Спрос и потребительский выбор продовольственных товаров / Е. И. Титов, И. А. Дубровин, И. П. Стуканова // Пищевая промышленность. 2009. — № 12. — С.50−52.
- Туровец О.Г. Процессный подход к организации производства // Организатор производства. 2006 — N2(29). — С. 22−24.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с франц. // Контролинг (Классика менеджмента). — 1992. — № 2. — 151 с .
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (с изменением от 22 июля 2010 г.).
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от 30 декабря 2009).
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».
- Филюрин A.C. Как вы марку назовете (три составляющих словесного товарного знака) // Эко. 1999. — № 10. — С. 21.
- Хвастунов P.M. Методы квалиметрии в машиностроения : Учебное пособие / P.M. Хвастунов, О. И. Ягелло, В. М. Корнеева, М. П. Поликарпов. М.: НП «Национальный институт нефти и газа» / ПБОЮЛ1. О. И. Ягелло, 2004. 188 с.
- Хвастунов P.M. Экспертные оценки в квалиметрии машиностроения: учебное пособие / P.M. Хвастунов, О. И. Ягелло, В. М. Корнеева, М. П. Поликарпов. -М.: АНО Технонефтегаз, 2002. 139 с.
- Шишков Г. В. Менеджмент качества как он есть / Г. В. Шишков, М. Г. Круглов. М.: Эксмо, 2007. — 544 с. — (Качественный менеджмент).
- Яблонский О.П. Основы стандартизации : Учебное пособие // О. П. Яблонский, В. А. Иванова. -М.: Логос, 2006. 192 с.
- CAC/GL 1−1979 (REV. 1 -1991) Codex general guidelines on claims. — Материалы сайта www.codexalimentarius.net
- САС/ GL 2−1985 (REV. 1 -1993) Codex guidelines on nutrition labeling. Материалы сайта www.codexalimentarius.net
- САС/ GL 23−1997 (REV. 1 -2004). Guidelines for use of nutrition and health claims. Материалы сайта www.codexalimentarius.net
- Czarniecka-Skubina Ewa, Janicki Andrzej Znakowanie produktow zywnosciowych. Informacje zywieniowe i zdrowotne. Przem. spoz. 2009. № 1, c. 34−37.
- CODEX STAN 107−1981. General standard for the labelling of food additives when sold as such Материалы сайта www.codexalimentarius.net
- CODEX STAN 146−1985. General standard for the labelling of and claims for prepackaged foods for special dietary uses. Материалы сайта www.codexalimentarius.net
- National Institute of Standards and Technology. Integration Definition For Function Modeling (IDEFO). Washington: Draft Federal Information, 1993.- 116.
- Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product. New York: D. VanNostrakd Co., 2001. pp.53−54.
- Thomas Hine. All about packing. 1995- www.fitprint.ru, www.fabrikaupakovki.ru/pack