Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под этнокультурой человека, — пишет Шаймарданов Р. Х., — подразумевается знание родного языка, истории возникновения и развития данной нации, обычаев, обрядов, традиций, праздников, культуры, связей с родственными народами и т. д. Самым ущербным стала потеря многими народами национального самосознания, гордости за свою нацию, ощущение «неполноценности» своего народа, ущербности изучения своего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Сущность, структура и содержание функционирования национальной школы и системы подготовки учителей
    • 1. 1. Состояние национальной школы Тюменской области до 1985 года
    • 1. 2. Возрождение национальных школ Тюменской области (1985−2004 г. г.) и их функционирование в современных условиях.36'
    • 1. 3. Функционирование системы подготовки учителей национальных школ в Тюменской области
  • ВЫВОДЫ по I главе
  • ГЛАВА II. Система формирования этнической педагогической, культуры у будущих учителей национальной школы в* Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И.Менделеева
    • 2. 1. Состояние и проблемы подготовки будущих учителей татарских национальных школ
    • 2. 2. Система формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы
  • ВЫВОДЫ по II главе
  • ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования этнической- педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы
    • 3. 1. Программа исследования процесса формирования этнической педагогической культуры будущих учителей татарской национальной школы
    • 3. 2. Реализация, результаты и интерпретация экспериментального исследования формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы
  • ВЫВОДЫ по III главе

Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для современного мирового образовательного пространства характерны противоречия между реально существующими этнокультурными процессами и интеграционными процессами в культуре, которые находят отражение в образовании. По мнению Шадрикова В. Д., для современной России свойственен так называемый «парадокс этничности», столь ха9 рактерный для всего современного мира, — когда по мере интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания.

В Национальной доктрине образования РФ говорится об исторической преемственности поколений, уважительном отношении к языкам, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, о воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Один из возможных вариантов реализации данной политики — развитие национальных школ. На практике с национальной школой обычно связывают отражение в содержании и формах школьного обучения и воспитания особенной определенной национальной культуры.

Известно, что в России более ста этносов, этнических групп и все они так или иначе представлены в структуре образования. Развернутое определение понятия «национальная школа» дается в одной из программ Министерства народ- > ного образования Республики Башкортостан: национальная школа —та, которая является очагом национальной культуры, способна вести цивилизованный диалог культур, приобщает учащихся не только к внешним формам, но и духовным основам национальных культур.

На сегодняшний день актуальными вопросами являются следующие: какой же должна быть национальная школа в современных условиях и каковы уелоI вия для ее успешного функционирования. Прежде всего, национальная школа г должна базироваться на ценностях национальной культуры, то есть в основе ее деятельности должен лежать принцип культуросообразности, обоснованный А.Дистервегом. Реализация принципа культуросообразности предполагает высокую степень насыщенности всего образовательного и воспитательного процесса разнообразными элементами культуры. Данный принцип цесса разнообразными элементами культуры. Данный принцип предполагает прямое влияние на определение, организацию, предъявление: содержания образования (способность образовательных процессов отражать и выражать общечеловеческие и национальные культурные ценности в их взаимосвязи) — образовательных форм (их способность соответствовать традиционным культурным образцам) — методов и средств (способность педагога насытить образовательные средства культурным содержанием, использовать культурные нормы и постоянно соотносить учебную деятельность. с культурными ценностями и задачами). Культуросообразность — проявление соотнесенности образования с особенностями культуры, способствующее культурному самоопределению и культурной идентификации личности.

Принцип культуросообразности как.метапринцип.современной педагогики должен лежать в основе не только деятельности национальной школы, но и являться базовым в процессе профессиональной подготовки учителей для таких школ. Перед национальными отделениями’педагогических вузов остро встабт задача формирования педагогической культуры выпускников, осознающих себя членами определенной этнической общностивладеющих родным языкомобладающих определенной суммой знаний по этнопедагогикеимеющих ярко выраженное ценностное отношение к собственной культуреумеющих реализовать весь воспитательный потенциал народной педагогики на практике. Таким образом, мы можем говорить о необходимости формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей.

В «Философской энциклопедии» понятие «культура» определяется как «совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества» [164].

В «Новейшем философском словаре» говорится «.Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в культуре. В качестве социального индивида человек является творением культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания» [117, С. 529].

По определению Кочеткова В. В., культура есть характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых из поколения К поколению в процессе социализации [90, С. 246]. Элементами культуры являются: язык, знания, убеждения, ценности.

В.С.Кукушин, Д. Л. Столяренко дают собственное определение культуры: «Культура — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях и передаваемых последующим поколениям"[93, С. 98].

Педагогическая культура трактуется Е. В. Бондаревской как часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Г. Н.Волков в работе «Чувашская народная педагогика» дает понятие «педагогической культуры». Он пишет: «Педагогическая культура — это та среда материальной и духовной культуры народа, которая-непосредственно связана с воспитанием детей» [37, С. 172].

В работе «Педагогическая культура татарского народа» авторы Г. В. Мухаметзянова и Р. А. Низамов дают определение педагогической культуры народа, «под которой следует понимать определенный уровень его исторического развития, выраженный в его отношении к образованию, воспитанию» [106, С. 27]. Содержанием педагогической культуры народа, отмечают авторы, являются: идеи, знания, взгляды, наставления народа о воспитании, обученииумения (искусство) — как инструмент реализации этих знанийсредства обучения и воспитанияметоды и приемы обучения и воспитанияспособы, приемы, правила общения с детьми, молодежью, окружающими людьмиуровень грамотности, образования и т. д. [106, С. 36−37].

Формирование этнической педагогической культуры невозможно без этнического (национального) самосознания. По мнению В. С. Кукушина и Л. Д. Столяренко, национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов и т. д. Одним из компонентов национального самосознания выступает осознание этнической идентичности. В свою очередь, в структуре последней, выделяют две составляющих: когнитивную (знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, народного искусства)"и аффективную (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней [93, С. 97]. Таким образом, развитое этническое самосознание выступает основой этнической педагогической культуры.

Понятие «национальное самосознание» определяется как не только основа духовного единства нации, но и один из первостепенных факторов национального развития в целом, атрибут демократического общественного! устройства. Оно принадлежит к важнейшим способам самоидентификации людей. Национальное самосознание есть кристаллизация социального опыта, в т. ч. опыта национальных отношений и памяти народа, который становится одним из компонентов самосознания личности.

Стержнем (индивидуального, национального самосознания является, прежде всего, сознание своей национальной принадлежности (национальной идентификации). На основе осознания личностью своей национальной принадлежности происходит осмысление национальных ценностей, приобщение к другим аспектам самосознания нации. Национальное самосознание способствует развитию и даже возрождению национальной культуры, например, языка, обрядности, традиций, истории и т. д.

Понятие «этническое самосознание» отражает, прежде всего, адаптационный аспект социализации подрастающего поколения и предполагает согласование требований этнической социально-культурной среды к человеку с его установками и социальным поведением. Доминантным фактором социализации в данном случае является этнос, в частности, язык и менталитет этноса, этнические концепции личности и воспитания.

Под этнокультурой человека, — пишет Шаймарданов Р. Х., — подразумевается знание родного языка, истории возникновения и развития данной нации, обычаев, обрядов, традиций, праздников, культуры, связей с родственными народами и т. д. Самым ущербным стала потеря многими народами национального самосознания, гордости за свою нацию, ощущение «неполноценности» своего народа, ущербности изучения своего родного-языка, без чего нельзя жить ни одному человеку. У человека должны быть «корни», которые питают, вдохновляют и делают жизнь человека значимой и социально ценной. Это, прежде всего, принадлежность к нации, почитание и продолжение дела дедов и отцов. Это глубокое уважение и гордость за свою нацию, сохранение и дальнейшее развитие традиций, обычаев, обрядов и праздников народа, чьим сыном или дочерью ты являешься. Только такой подход, исходя из интересов этноса, придаст истинно народный смысл воспитательному процессу и тем самым поддержит нач родную систему воспитания подрастающего поколения. Ведь много веков до «великого объединения народов» было так" [1926, С. 215].

Отсюда вытекает вывод о том, что для воспитания молодого поколения, обладающего всеми признаками этноса, будущим учителям необходимо знать историю нации, обычаи, обряды, праздники, язык и культуру. Чтобы развить их (• t дальше, воспитывать детей достойными сыновьями и дочерьми своего народа, нужно ввести как обязательный компонент профессионально-культурологи-, ческой подготовки будущего учителя его этнокультурную подготовку. Будущий учитель должен стать носителем этнической культуры того народа, чьих детей он собирается воспитывать. Учитель, независимо от специальности, должен хорошо знать историю народа, его традиции, обычаи, обряды, праздники, язык, фольклор, культуру, «внутренние» и «внешние» связи с окружающим миром, роль и место этого народа в развитии человечества, характерные особенности этноса. Безусловно, учитель должен знать и использовать народную систему воспитания и обучения, которая веками создавалась и служила этому этносу, способствовала воспитанию подрастающего поколения.

Руднева Т.И. говорит, что «этнопедагогике известно четыре типа организации национального воспитания: этнокультурное национальное образование как дополнение к общему среднему (приобщение к родной культуре в многонациональной) — этноориентированное образование, где национальная культура является ядромконфессиональное образование, когда общефедеральный компонент является дополнительнымкультурологическая школа, где содержание национальной культуры осваивается в диалоге с другими». Мы в своем исследовании придерживаемся второго типа формирования этнической педагогической культуры — этнически ориентированного образования, в которой этническая педагогическая культура является ядром.

Понятие «народная педагогика» введено в педагогику с давних времен, с момента появления потребности в воспитании подрастающего поколения к жизни и труду и в свое содержание включает весь арсенал эмпирического опыта народа, связанный с воспитанием.

Понятие «этническая педагогика» вводится в научную педагогику в 1964 году профессором Г. В. Волковым. Им проведено четкое разграничение понятий «народная педагогика» и «этническая педагогика». Если народная педагогика имеет отношение к эмпирическому опыту народа в сфере воспитания, то этническая педагогика — сфера теоретической мысли, сфера науки, изучающая и объясняющая этот опыт. Если бы была составлена хрестоматия двух родов — по народной педагогике и этнической педагогике, то в первую вошли бы произведения устного народного творчества о воспитании, этнографические описания традиций, обычаев, обрядов, праздников и т. д., связанные с воспитанием подрастающего поколения, а вторая содержала бы отрывки сочинений деятелей педагогической науки о народной педагогике и народном воспитании.

В нашем понимании этническая педагогическая культура татарского народа — это совокупность педагогических идей и исторического воспитательного опыта, нравственных ценностей, взглядов, знаний, наставлений в образовании подрастающего поколения, форм и методов обучения и воспитания детей, которые выражаются в образе жизни, особенностях быта, языке народа, в его обычаях, традициях, обрядах, играх, фольклоре, а также в ритуалах и религии. Она передает подрастающему поколению социальный опыт предыдущих поколений в материальной и духовной сфере через обучение и воспитание.

Понятие «этническая педагогическая культура» имеет непосредственное отношение к народной педагогике и выражается в поступках, отношениях, чувствах, знаниях и личностных качествах человека, имеющего дело с воспитанием. В свое содержание это понятие включает как знания народной педагогики, так и умения и навыки, качества личности, связанные с использованием народной педагогики в области семейного воспитания, общественного воспитания и воспитательной деятельности образовательного учреждения. Этническая педагогическая культура человека проявляется в его этническом сознании, поступках и действиях.

Согласно Е. В. Кузнецовой, этническая педагогическая культура включает в свое содержание: блок этнопедагогических знаний учителя, блок этнопедагоги-ческих умений и навыков учителя, блок этнопедагогических профессиональных качеств учителя. Этим блокам соответствуют следующие характеристики:

— Блок этнопедагогических знаний: выпускник педвуза должен обладать эт-нопедагогической компетентностью. С одной стороны, он сам является представителем определенной национальности, носителем этнических ценностей. С другой стороны, он должен быть подготовлен к работе в многонациональной школе.

Под этнопедагогической компетентностью учителя мы понимаем совокупность этнопедагогических знаний и умений, индивидуальных качеств педагога, обеспечивающих овладение этими знаниями и умениями, его этнопедагогиче-ский опыт для эффективного решения этнопедагогических задач.

Под этнопедагогическими знаниями мы понимаем знания из области этно-педагогики, которые помогают будущим учителям приобщиться к накопленному народом коллективному опыту, его идеалам, что формирует культурную, народную, историческую память и в конечном итоге — активную жизненную позицию. К этнопедагогическим знаниям, которыми должен владеть выпускник педвуза, мы относим такие, как: знания общечеловеческой культуры и особенностей национальных культурзнания особенностей этнопсихологии различных этносов, проживающих в данном регионеэтнографические знания о происхождении народов, представителей которых он обучает, о культуре и истории этих народов, о своеобразии национальных обрядов и традицийзнания об этнодемографической ситуации в различных странах и в своем регионе, о социально-этнических изменениях, происходящих в мирео единстве и неделимости противоречивого, многоэтнического мирапланетарных процессах и глобальных проблемах народов и т. д.

— Блок этнопедагогических умений и навыков. Этнопедагогические умения базируются на соответствующих, уже приобретенных этнопедагогических знаниях, навыках и свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать имеющиеся этнопедагогические знания и навыки в соответствии со сложившимися обстоятельствами, как в период профессиональной вузовской подготовки, так и в ходе процесса обучения и воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

— Блок этнопедагогических профессиональных качеств учителя. Отмечая особое значение личных качеств педагога, которые способствуют повышению уровня этнопедагогической компетентности, мы причисляем к ним такие, как: этнопедагогический такт, соблюдение традиционных норм этикета, уважение и толерантность к представителям других национальностей, стремление к самосовершенствованию, к самообразованию, повседневный интерес к миру воспитанника, целеустремленность, высокий интеллект, логическое мышление, хорошая память, способность мыслить критически, нетрадиционно.

Известна мысль К. Д. Ушинского о том, что всякое образование национально по содержанию и характеру. Поддерживая его развитие у всех народов, следует стремиться к русскому образованию, как условию реализации этнического самосознания.

С трудом входит в речевой оборот словосочетание «русская школа», «русская педагогика», «русское образование». Может быть оттого, что особенностью русского образования всегда была духовность, связанная с православием. Но сегодня" важно осознать, что религия не только сила, которая объединяет, но и мощный фактор разъединения людей. В’нашей стране 178 национальностей, каждый имеет право на уважение своей религии, своей культуры. Школа должна учить жить в многонациональном мире с ощущением своей национальной принадлежности. Так можно сохранить социальное здоровье нации" [1316, С. 111−112].

Взяв за основу структурные компоненты педагогической культуры, предлоI женные Мижериковым В. А., мы выделяем следующие составляющие этнической педагогической культуры: информационно-культурологический, эмоционально-ценностный, синтезирующе-идентификационный, поведенческо-дея-тельностный.

Настоящее исследование посвящено изучению возможностей формирования выделенных компонентов этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы в процессе их профессиональной подготовки в педвузе. Реализация деятельности в этом направлении привела к выявлению целого ряда противоречий: между необходимостью сохранения языка, национальной самобытности, национального самосознания сибирских татар в Тюменском регионе и отсутствием необходимых условий для их осуществления, в том числе отсутствия национальных школ в полном смысле этого слова и хорошо подготовленных учителеймежду необходимостью транслировать достижения национальной культуры будущим поколениям и фактическим отчуждением от неёмежду потребностью использования в воспитательной работе школы и вуза народной педагогики и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке и практикемежду необходимостью «передачи народного социального опыта подрастающим поколениям и отсутст-. вием системы подготовки учителей для решения данной задачи. Отсюда проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы должны быть содержание, формы, методы работы с будущими учителями та. тарских национальных школ по формированию их этнической педагогической культуры.

Сущность проблемы нашла отражение в теме нашего исследования: «Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей* татарской национальной школы».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов работы по формированию этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской5 школы в системе высшего педагогического образования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей татарской школы в педагогическом вузе.

Предмет исследования*- формирование этнической педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики будет результативным, если:

— воспитательный потенциал татарской народной педагогики будет реализован в процессе обучения в вузе;

— определены теоретические и организационно-педагогические основы фор" мирования этнической педагогической культуры;

— разработана'система формирования этнической педагогической культуры с использованием татарской народной педагогики в учебном процессе и внеаудиторной деятельности педагогического вуза.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие задачи ' исследования:

1. Изучить государственную политику в отношении национальных школ и историю их функционирования-'проанализировать систему подготовки учителей для татарских национальных школ;

2. Выявить и охарактеризовать теоретические и организационно-педагогические основы формирования этнической педагогической культуры будущих учителей на основе использования татарской народной педагогики;

3. Выявить воспитательный потенциал татарской народной педагогики как средства формирования этнической педагогической культуры будущих учителей;

4. Разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность системы формирования этнической педагогической культуры будущих учителей на основе использования татарской народной педагогики в учебно, воспитательном процессе вуза.

Методологической основой" исследования являются: концепция культурно-исторического развития Л. С. Выготскоготеория деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейнаконцепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (В.П.Зинченко, Ш. А. Амонашвили, Г. В.Мухамет-зянова, З. Г. Нигматов и др.) — принцип культуросообразности, разработанный А. Дистервегомидеи народности воспитания К. Д. Ушинского, о роли народной педагогики как нравственной основы личностиположения о. рсши^национальной культуры, фольклора для воспитания подрастающих поколений (К.Насыйри).

Методы исследования: качественный анализ научной литературы, обобщение, сравнение, систематизация материала по проблеме исследованияанализ архивных документовсодержательно-сопоставительный анализ учебнопрограммной документации (учебных планов, программ, учебников, методических пособий вуза) — изучение и обобщение педагогического опыта вузаанализ продуктов деятельности студентовэмпирические методы педагогического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование) — педагогический экспериментметоды математической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— в научный оборот введены определение понятия «этническая педагогическая культура татарского народа» и сведения из истории просвещения сибирских татар;

— выявлены возможности использования татарской народной педагогики как средства формирования этнической педагогической культуры в процессе изучения дисциплин предметной и специальной подготовки, а также во внеаудиторной воспитательной работе;

— раскрыты особенности использования компонентов татарской народной педагогики в формировании этнической педагогической культуры будущих учителей татарской школы.

Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании определена сущность понятия «этническая педагогическая культура татарского народа», выявлены теоретические и организационно-педагогические основы процесса формирования этнической педагогической культуры у будущих учителейразработана система активного использования народной педагогики в учебно-воспитательном процессе вуза при формировании этнической педагогической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной и практически востребованной воспитательно-образовательной программы по формированию этнической педагогической культуры у будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики. Данная программа может быть использована как основа организации системы учебной и воспитательной работы национальных отделений и факультетов вузов, кафедр педагогики, психологии, татарского языка, татарской литературы, а также курсов повышения квалификации и переподготовки учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В качестве основного средства формированияртнической педагогической культуры будущих учителей татарской национальной школы необходимо использовать-воспитательный потенциал татарской народной педагогики.

2. Процесс профессиональной подготовки в, вузе целесообразно строить с учетом теоретических и организационно-педагогических основ формирования • этнической педагогической культуры будущих учителей татарской националь ной школы.

3. Формирование этнической педагогической культуры студентов средствами татарской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе педвуза представляет собой систему,.включающую в себя целевой, содержательный и методический компоненты.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на русско-татарском отделении филологического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева. Исследование проводилось с 1998 по 2004 годы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на материалистическую методологию изучения проблемы формирования этнического самосознания и этнической педагогической культурысовокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследованияцеленаправленным анализом массового и t передового педагогического опыта по применению народной педагогики при решении задачи формирования этнического самосознания учащихся и студентовмноголетним практическим опытом работы автора в качестве директора. средних общеобразовательных школ, школьного инспектора РОНО, старшего преподавателя кафедры татарского языка, литературы и методик преподавания ТГПИ им. Д. И. Менделееварезультатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы работы, репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в виде докладов на конференциях: областной научно-j практической конференции «Жизнь и творчество педагога и писателя 1 Я. Занкиева» (Тобольск, 1998), 7-й Тюменской областной научно-практической. конференции, посвященной памяти П. П. Чукомина (Тобольск, 1998), межвузовской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (Тобольск, 1999), I Всероссийском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири: сибирские татары» (Тобольск, 1998), областной научно-практической конференции «Сулеймановские чтения — 1999» (Тюмень, 1999), VI межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию высшего образования в Тюменской области (Тобольск, 2001), областных научно-практических конференциях «Сулеймановские чтения -2000», «Сулеймановские чтения — 2001», «Сулеймановские чтения — 2002», «Сулеймановские чтения — 2003», «Сулеймановские чтения — 2004» (Тюмень), V Сибирском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири: тюркские народы» (Тобольск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Музей и школа: тенденции и перспективы сотрудничества» (То-1 больск, 2003), региональной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход» (Тобольск, 2003), областной научно-практической конференции «Межэтническая ситуация в Тю-' менской области и перспективы изучения родного языка» (Тюмень, 2003), а также в выступлениях на семинарах перед учителями и руководителями татарских школ Тюменской области, на заседаниях методических объединений учителей татарского языка и литературы Тобольского района и области, на заседаниях кафедры татарского языка, литературы и методик преподавания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (205 источников), 11 приложении.

Выводы по III главе:

В третьей главе мы описали опытно-экспериментальное исследование процесса формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы: программу и технологию исследования процесса формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школыреализацию, результаты, интерпретацию экспериментального исследования процесса подготовки будущего учителя татарской национальной школы.

В целом, в формирующем эксперименте участвовали 248 студентов с 1-го по 5-й курсы русско-татарского отделения ТГПИ им. Д. И. Менделеева в течение шести лет.

Эффективность формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей национальной татарской школы определяется: а) необходимым объемом знаний по родному языку и литературеб) знанием истории, культуры, обычаев, традиций своего народав) знанием основ народной педагогики, взаимосвязей, взаимовлияния культур своего народа с культурами родственных и русского народовг) знанием основ педагогики, психологии и методики преподавания.

В ходе исследования были изучены и опробованы следующие пути формирования этнической педагогической культуры:

— ориентация учебной и воспитательной работы русско-татарского отделения вуза на развитие у студентов лучших черт национального характера;

— направленность психолого-педагогических, методических и др. учебных курсов на развитие интереса к народной педагогике;

— создание на отделении обстановки, ориентирующей на реализацию национальной идеи;

— разработка теоретических учебных курсов, в процессе изучения которых реализуются составляющие этнопедагогической культуры (цели, содержание, методы, формы, средства) — апробирование методов, форм, приемов, средств учебной и воспитательной работы, содействующих формированию целостной системы этнической педагогической культурысистематическая ориентация на углубление знаний в ходе изучения специальных курсов, организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) по проблематикецеленаправленное руководство практическим применением этнопедагогической теории в ходе работы специальных семинаров, студенческой педпрактики, внеурочной деятельности будущих учителей.

Учитывая результаты эмпирического исследования и установленную ограниченность информации об эмпирических сведениях относительно опыта народной педагогики у студентов, были сформулированы направления формирования этнической педагогической культуры будущего учителя:

— знакомство с жизнью, бытом, традициями татарского народа (сибирских татар), качествами национальной психологии, развитие лучших черт национального характера;

— развитие интереса к народной педагогике, формирование убеждения в её актуальности, позитивного отношения к её использованию в современной педагогической практике;

— стимулирование освоения этнопедагогических знаний, практического овладения средствами, методами, источниками народного воспитания;

— развитие этнопедагогического сознания и мышления с целью этнопедагогического осмысления учебно-воспитательного процесса;

— воспитание готовности к актуализации этнопедагогических знаний, к их творческому использованию в конкретных условиях.

Эффективность формирования этнической педагогической культуры зависит от органичности его адаптации к условиям образовательного процесса вуза. Это предполагает конкретизацию направлений воспитания в виде специальной организации учебной и воспитательной работы вуза, что и пытались практически осуществить в течение последних шести лет на русско-татарском отделении II НИ им. Д. И. Менделеева через предметную подготовку и внеаудиторные формы воспитательной работы.

Результаты наблюдений, опросов студентов, курсовые и дипломные работы проведенные в ходе эксперимента показали, что если на первом курсе, при поступлении в институт, у большинства студентов не была сф (2рм->:ирова-на этническая педагогическая культура, то к завершению учебы в институте у них появился устойчивый интерес к истории, культуре, литературе татарского народа, к традициям, обычаям, обрядам, к участию в общественной жизни, потребность к трансляции полученных знаний подрастающему поколению.

Это дает нам уверенность в том, что в ходе экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась: русско-татарское отделение ТГПИ им. Д. И. Менделеева своей деятельностью на основе народной педагогики формирует у будущих учителей татарской школы этническую педагогическую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации исследовалось формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы в условиях единственного к востоку от Урала русско-татарского отделения при Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева. С этой целью был сделан экскурс в историю развития татарской национальной школы в Западной Сибири с XVI века до (начиная с периода Сибирского ханства, Тобольской губернии, коренными жителями которой являются сибирские татары) до наших дней, исследовано функционирование системы подготовки учителей для национальной школы в Тюменской области и система формирования этнической педагогической культуры в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева.

При разработке системы формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей мы опирались на традиции и опыт народной педагогики, руководствовались трудами К. Д. Ушинского, Г. Н. Волкова, З. Г. Нигматова, В. Ф. Афанасьева, Р. А. Измайлова, С. Г. Исмагиловой, Г. В. Мухаметзяновой, Р. А. Низамова, Г. Ф. Хасановой, Ф. Ф. Харисова, Я. И. Ханбикова, Р. Х. Шаймарданова и др.

В результате исследования мы можем констатировать следующее:

— Национальное образование в дореволюционной России (в том числе и в Тобольской губернии) носило негосударственный характер. Государственных школ для обучения аборигенов на территории нынешней Тюменской области не существовало. Мектебе и медресе обучали письменности, основам исламской религии, воспитывали на традициях мусульманской культуры. С конца XIX века медресе Тобольской губернии переходят на «новый метод» (усул-и джадид) — вводятся светские дисциплины.

Специальной системы подготовки учителей для мектебе и медресе не существовало. Учителями работали выпускники известных медресе Казани, Уфы, Оренбурга, Бухары, Стамбула и др.

— После Октябрьской революции 1917 года национальная школа полностью переходит в государственную систему образования. Татарские школы сохраняют свое национальное лицо вплоть до середины 60-х годов.

— Учительские курсы, педагогический техникум, учительский институт для подготовки национальных кадров впервые на территории Тюменской области были открыты при Советской власти в Тюмени и Тобольске. Подготовка специалистов для татарских национальных школ была прекращена в 1965 году в связи с переводом национальных школ на русский язык обучения вплоть до 1990 года.

— Перевод школ на русский язык обучения ускорил процесс ассимиляции татарского населения русскими и, как результат, привел к потере национального самосознания, менталитета, языка (особенно городского населения).

— Возрождение татарской национальной школы Тюменской области требует пересмотра уставов, учебных планов, подготовки компетентных учительских кадров для них. Педагогический вуз призван формировать этническую педагогическую культуру будущих учителей татарской национальной школы и готовить учителей, способных нести знания и культуру народа не только школьникам, но и татарскому населению.

— Абитуриенты, поступающие в основном из русскоязычных школ, слабо владеют родным языком (не говоря о литературном татарском языке), в школе не в полном объеме изучали литературный татарский язык, не знают историю народа, его традиции и обычаи, культуру. В этих условиях преподавателям филологического факультета, кафедр татарского языка и литературы, педагогики, психологии, общественных наук необходимо прививать студентам любовь к родному языку, формировать этническую педагогическую культуру у будущих учителей татарской национальной школы.

— Для формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей необходимо использовать все воспитательные возможности дисциплин гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных, естественнонаучных, дисциплин предметной подготовки, дополнительной специальности, регионального компонентаразличные формы внеаудиторной воспитательной работы: привлечение студентов к научно-исследовательской работе, участие на научно-практических конференциях, организация полевой практики по собиранию фольклора и изучению говоров сибирско-татарского диалекта, встречи с татарскими писателями и поэтами, с художниками и артистами, посещение музеев и выставок, участие в художественной самодеятельности, поездки в центр татарской культуры и просвещения г. Казань, встречи со студентами русско-татарского отделения Тюменского государственного университета для обмена информацией, проведение совместных студенческих конференций и т. д.

— Были раскрыты теоретические и организационно-педагогические основы формирования этнической педагогической культуры. Теоретические основы включают в себя: осуществление профессионального образования на родном языке, проведение воспитательной работы на родном языке, активное использование в учебно-воспитательном процессе татарской народной педагогики. Организационно-педагогические основы формирования этнической педагогической культуры включают в себя: ориентацию учебно-воспитательной работы русско-татарского отделения вуза на формирование этнической педагогической культурыиспользование разнообразных методов, форм, средств народной педагогики, способствующих формированию всех компонентов этнической педагогической культурынаправленность психолого-педагогических и методических курсов на развитие интереса к народной педагогикесистематическая ориентация на углубление знаний студентов в ходе изучения специальных курсоворганизация научно-исследовательской работы студентов по соответствующей проблематикецеленаправленное руководство практическим применением этнопедагогических знаний в ходе работы спецсеминаров, в процессе прохождения педагогических практик, в неаудиторной деятельности будущих учителей.

— Определены компоненты формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей на основе использования татарской народной педагогики в социально-национальном пространстве Тюменской области: а) целевой компонент, отражающий установку общей экспериментальной программы на достижение конечного результата — формирование этнической педагогической культуры как следствие влияния татарского социально-национального пространстваб) методологический и организационно-педагогический, включающий в себя обоснование принципов, разработку методики педагогического мониторинга, подготовку комплекса экспериментальных формирующих образовательно-воспитательных программв) содержательно-методический, представляющий обряды, обычаи, праздники, игры, фольклор, методы деятельности формирующего характера по вышеназванным направлениям.

— При организации педагогического мониторинга руководствовались следующими базовыми критериями в оценке степени развития этнической педагогической культуры: а) познавательно-информационным, то есть установкой на необходимость усвоения студентами достаточного объема знаний о многообразных татарских традициях, обрядах, обычаях, праздниках, играх, фольклоре, ритуалах, религииб) мотивационным, отражающим наличие в личности студента осознанного ценностного, позитивного отношения ко всем составляющим национального компонента, к его быту, историив) Поведенческим (или деятельностным), отражающим усвоение этнической педагогической культуры в повседневной деятельности, в образе жизни.

— Составлены показатели формирования этнической педагогической культуры, их характеристики, по которым определяются высокий, средний и низкий уровни развития этнической педагогической культуры студентов.

— Формирование этнической педагогической культуры возможно осуществить в вузе в четыре этапа, используя дисциплины учебного плана и внеаудиторные формы воспитательной работы:

1) изучение и обобщение эмпирических сведений о народной культуре, быте, нравах, традициях, особенностях поведения сибирских татар, их образе жизниразвитие у студентов интереса к народной педагогике;

2) обобщение эмпирических знаний, их систематизация, освоение теоретических положений этнопедагогики (направлены на мотивацию элементарного использования знаний в практической деятельности);

3) формирование устойчивого интереса к народной педагогике, конкретизация положений теориистимулирование самостоятельного поиска становления мышления (развитие ценностных ориентаций, составляющих основу мировоззрения);

4) освоение теоретических знаний в области народной педагогики, их творческое использование на всех этапах учебно-воспитательного процесса, овладение технологией этнопедагогической деятельности.

— В формирующем эксперименте участвовали 248 студентов дневной и заочной форм обучения с 1-го по 5-й курсы русско-татарского отделения в течение шести лет. В оценке эффективности формирования этнической педагогической культуры учитывались: а) необходимый объем знаний по родному языку и литературеб) знание истории, культуры, обычаев, традиций своего народав) знание основ народной педагогики, взаимосвязей и взаимовлияния культур своего народа с культурами родственных народов и русского народаг) знание основ педагогики, психологии, методики преподавания и воспитательной работы.

— Изучены и частично опробованы следующие пути формирования этнической педагогической культуры: а) ориентация учебной и воспитательной работы русско-татарского отделения вуза на развитие у студентов лучших черт национального характераб) направленность психолого-педагогических, методических и других учебных курсов на развитие интереса к народной педагогикев) создание на отделении обстановки, ориентирующей на реализацию национальной идеиг) разработка теоретических учебных курсов, в процессе изучения которых реализуются составляющие этнопедагогической культуры (цели, содержание, методы, формы, средства) — д) апробирование методов, форм, приемов, средств учебной и воспитательной работы, содействующих формированию целостной системы этнической педагогической культурые) систематическая ориентация на углубление знаний в ходе изучения специальных курсов, организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) по проблематикеж) целенаправленное руководство практическим применением этнопедагогической теории в ходе работы специальных семинаров, студенческой педагогической практики, внеурочной деятельности будущих учителей.

Результаты формирующего эксперимента показали сформированность у подавляющего большинства студентов этнической педагогической культуры к завершению учебы в вузе. Об этом говорят сравнительные результаты наблюдений, бесед, опросов, анкетирования с 1-го по 5-й курсы в экспериментальных группах.

Таким образом, наша гипотеза о возможности и результативности формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики при условии, если воспитательный потенциал татарской народной педагогики будет реализован в процессе обучения в вузе, определены теоретические и организационно-педагогические основы формирования этнической педагогической культуры, разработана система формирования этнической педагогической культуры с использованием народной педагогики в учебном процессе и внеаудиторной деятельности педагогического вуза — подтвердилась. Мы можем констатировать, что русско-татарское отделение ТГПИ имени Д. И. Менделеева своей учебно-воспитательной деятельностью на основе татарской народной педагогики формирует у будущих учителей татарской школы этническую педагогическую культуру.

Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы должно быть комплексным, охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса национального отделения вуза. Нами подробно описаны компоненты и технология реализации формирования этнической педагогической культуры.

Мы не претендуем на полное и окончательное решение данной проблемы. Не все вопросы, касающиеся формирования этнической педагогической культуры, нашли отражение в данном исследовании. За рамками нашего исследования остались такие аспекты проблемы: деятельность кураторов студенческих академических групп, научно-исследовательские работы студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1990.
  2. М.С. Решение проблем местного татарского населения на русско-татарском отделении Тобольского педагогического института (на татар, языке) // Сулеймановские чтения 2001. — Тюмень, 2002. — С. 37−38.
  3. М.С. О подготовке национальных кадров на татарском отделении ТГПИ им. Д. И. Менделеева. // Тюркские народы. Тобольск-Омск, 2002. -С. 514−515.
  4. Р. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период // Магариф. 1992, № 8−9.
  5. О.В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях. Автореф. дис.. канд. пед. наук // Иркутск: Лингвистич. ун-т, 1999, 24 с.
  6. Р.Д. Возможности воспитания средствами лингвистических дисциплин // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.-349−350.
  7. С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. М., 1989.-243 с.
  8. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя. -М., 1994.
  9. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — С. 52−53.
  10. Н.Б. Букварь арабского и татарского письма. — С.-Пб. 1802.
  11. Х.Ф. Значение школьных музеев в воспитании детей в традициях татарского народа // Изучение татарского языка в регионах Российской Федерации: проблемы и перспективы. Казань: Школа, 1998.- С. 89−90.
  12. В.Ф. Этнопедагогика нерусских школ Сибири и Дальнего Востока. — Якутск. 1979.
  13. Г. Х. Себер татарлары теле (Язык сибирских татар), 4.1. Казань. 1960, 70 с.
  14. М. Нравственное формирование будущего учителя. М., 1982.
  15. Н. Нравственные поучения современного ислама. М., 1977.
  16. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Я., 1991.
  17. Ф.С. Народные обряды (на татар, яз.). Казань. 1995.- 158 с.
  18. В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема. — СПб.: ИОВ РАО, 1996.
  19. B.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры. Екатеринбург: УППУ, 1996.
  20. Большая Советская энциклопедия. Т.22. М. 1975. С. 548.
  21. Большая Советская энциклопедия. Т. 24, кн. 1. 1976, С. 129.
  22. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М. 1988, С. 39.
  23. С.Н. Из философии культуры. Размышления о национальности. -М. 1992.- 183 с.
  24. Ф.Т. Западно-сибирские татары во второй половине 19 начале 20 в.в.: Историко-этнографические очерки. — Казань. 1980.
  25. Ф.Т. Сибирские татары: (Проблемы этнокультурного развития во второй половине 19 начале 20 в.в.). Автореф. дисс.. д-ра ист. наук. — М. 1987.
  26. Ф.Т. Очаги знаний в Сибири // Казан утлары, — 1990.- № 3.
  27. Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993. — 208 с.
  28. Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений. Дисс.. докт. пед. наук / Казан, пед. ун-т. Чебоксары, 1996.
  29. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М. 1988.
  30. Р.А. Правовые основы сохранения и развития культуры, образования, языка татар в Сибири // Материалы науч.-практ. конф. «Сулейманов-ские чтения 99″. — Тюмень. 2000, — С. 28−31.
  31. Р.А. Татарско-русское двуязычие и аспекты билингвологии.-ТГПИ, Тобольск. 2001.- 165 с.
  32. Р.А., Садыков К. С. Проблема двуязычия и аспекты его изучения // Экология культуры и образования: филология, философия, история. Тюмень: изд-во ТГУ, 1997. — С. 167−167 .
  33. Г. С. Народная педагогика.- Иркутск. 1926.
  34. Влияние ислама на культуру и быт народов Сибири: Материалы науч.-практ. конф., посвященной 600 летию ислама в Сибири. — Тюмень, 1998.
  35. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Просвещение, 1999. — 168 с.
  36. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.- 376 с.
  37. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. М., 1967. — 342 с.
  38. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары. 1989.- 335 с.
  39. Л.А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе.- Казань. 1997.
  40. Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск: ТГУ, 1980. — 152 с.
  41. Воспитательная работа в современном педвузе: Методическое пособие. -Казан, пед. ун-т, 1999.
  42. Г. Г., Нигматов З. Г., Хузиахметов А. Н. Педагогика школы (на татар, яз.). Казань. 1993.- 479 с.
  43. К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.- 240 с.
  44. Гали-Акберова Ф. Некоторые вопросы методики преподавания русского языка в татарских школах Тюменской области в условиях восточного диалекта татарского языка. Тобольск, 1958.
  45. И. Б. Из истории работы среди татарского населения Тюменской области. В документах. 4.1 (1917−1965 г. г.). Тюмень, 1998.
  46. И.Б. Тюменские татары. Тюмень. 1998.- 187 с.
  47. И.Б. Татарская школа Тюменской области: прошлое и настоящее. Тюмень. 1998.- 145 с.
  48. И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень. 2000.- 219 с.
  49. И.Б. Социально-демографическое развитие татарского населения Тюменской области в годы освоения Севера (1960- 1996 г. г.) Тюмень. 1997.- 72 с.
  50. И.Б. Школьное образование у татар Тюменского края в дооктябрьский период // Общество, школа, педагог. Тобольск, 1997.- С. 61−64.
  51. И. Россия и Восток. Казань. 1993, С. 53, 79.
  52. Государственный архив Тюменской области. Ф. 80. On. 1. Д. 84. JI. 63, 68.
  53. Государственный архив Тюменской области. Ф.80. Оп.1. Д. 149. JI.5.
  54. И. Словарь российско-татарский, собранный в Тобольском народном училище. С.-Пб. 1804.
  55. Р.Т. Из истории развития народного образования сибирских татар // Сулеймановские чтения 2001. — Тюмень. 2002.- С. 41−43.
  56. А.А. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию школьников в системе высшего педагогического образования, — Батуми, 1986.
  57. К.Д. Нации и ислам. Казань. 1986.
  58. Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971. -С. 129−130.
  59. А.Н. История педагогики.- М.: изд-во Владос, 1999.- 432 с.
  60. JI.M. Этносоциальное изучение современности // Расы и народы. 1976, № 6.-С. 73.
  61. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. М., 1983.
  62. Духовная культура народов Западной Сибири. ТГУ, Томск. 1980. -182 с.
  63. И.В. Все мы люди (Размышления историка об этническом самосознании) // Знание — сила.- 1989.- № 4.
  64. П.Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли. Волгоград, 1990.
  65. Н.М. Роль педагогической практики в профессиональной подготовке студентов // Формы и методы воспитательной работы в вузе. — Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С. 356.
  66. А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя. М., 1991.
  67. Журнал Министерства просвещения Российской империи. 1870, 2 апреля.» С. 20.
  68. М.З. Тюрко-татарский этногенез. Казань-Москва, 1998.- 622 с.
  69. В.Г. Этнопедагогическая подготовка студента в педагогическом вузе // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С.55−57.
  70. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. 1996. Ст. 6, п. 2.
  71. Ш. Ш. Татарская народная педагогика (на татар, яз.). Казань, изд-во «Магариф». 1997.- 175 с.
  72. С.Л. Совершенствование педагогической подготовки как основа культуры профессионального творчества будущего учителя // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001. — С. 141.
  73. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 252 с.
  74. Э.В. Философия и культура. — М. 1991. 462 с.
  75. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1994.
  76. Искусство и фольклор народов Западной Сибири. Томск. 1984.
  77. Р.А. Национально-культурное возрождение глазами учителя. // Социологические исследования.- 1998.-№ 11.
  78. Д. Формирование татарской нации и развитие национального самосознания (на татарском яз.) // Мирас.- № 1.- 1992.
  79. С.М., Валеев Ф. Т. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. М., 1996.
  80. Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. 4.2. Ростов — на -Дону: изд-во РГПУ, 1997.
  81. Касимова 3.1П. Формирование у будущих учителей индивидуально-творческого подхода к организации воспитательной работы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа: Башкирский пед. ин-т, 1996.
  82. Е.И. Социальная структура и национальное самосознание. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971. — 17 с.
  83. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1−2. М., 1982,-Т.1.-656 е., Т.2.-576 с.
  84. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие // Сост. Кларин В. М., Джуринский А. Н. М., 1989. — 416 с.
  85. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  86. Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности. М., 1989.
  87. Ю.М. Кузница педагогических кадров для Тюменского Севера // 400 лет Тобольску. Сборник документов и материалов.- Свердловск, 1987.- С. 228−229.
  88. Концепция национальной политики в Тюменской области на период 1999—2005 гг. г.-Тюмень, 1998.-С. 10, 12.
  89. В.В. Психология межкультурных различий. М.: изд-во ПЭР СЭ. 2002.-415 с. ъ
  90. Н.Б. Культурология образования. М.: изд-во «Народное образование». — 2000. — 269 с.
  91. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика.- 1999.- № 6.
  92. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология.- Ростов-на-Дону. 2000.- 448 с.
  93. B.C. Формирование межнациональных отношений в педагогическом вузе // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С.69−70.
  94. Культура и искусство татарского народа. Казань. 1993.
  95. Н.Г. Особенности воспитательной работы в педагогическом вузе // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С.274−276.
  96. А.П. Народное образование в Тюменском округе в 1897г. /очерк/. -Тюмень, 1898.
  97. Ш. Б. Источники по истории Казани и Булгара. Казань. 1989, 415 с.
  98. В.В. Формы организации воспитательной работы в профессионально-нравственной подготовке будущих педагогов // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001. — 266−267.
  99. Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителей. Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук / Ставропольский ун-т. — Ставрополь, 1996.
  100. П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). М. 1925, С. 77, 78, 83, 124, 136.
  101. Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации. Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Волгоград, гос. пед. ун-т. -Волгоград. 2000.
  102. В.А. Этническое самосознание студентов: На материале Ульяновской области (По данным социологических исследований) // Вестник Ульяновского государственного ун-та. 1999.- № 4.- С. 24−29.
  103. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.- 222 с.
  104. Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя. М.: МПГУ, 1996.
  105. Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа.- Казань: Заря Тац, 1994.- 114 с.
  106. Г. В. Психолого-педагогические проблемы развития образования в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С. 19−21.
  107. Г. В. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе эстетического воспитания (средствами национальной культуры). — Казань, 1980.
  108. Г. В. Проблема создания национальных систем образования // Тезисы международной научно-практической конференции «Национальное образование: Опыт организации, проблемы и результаты исследования». Казань, 1994. — С. 39−41.
  109. Народная педагогика основа воспитания. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции.- Казань, 1993.- 125 с.
  110. К. Китаб эт тэрбия. Книга воспитания. Казань: Таткнигоиздат, 1992.- 144 с.
  111. JI.C. Педагогическая система совершенствования процесса формирования будущего учителя в университете. Харьков, 1991.
  112. З.Г. Проблема воспитания гуманности в татарской народной педагогике // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце 19 начале 20 века. — Казань, 1979.
  113. З.Г. Воспитание культурой, или культура воспитания // Формы и методы воспитательной работы в вузе.- Казань: Изд-во КГПУ, 2001.- С.5−10.
  114. З.Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по педагогике.- Казань, 2001.-383 с.
  115. Р.Г. Педагогические размышления (на татар, яз.).- Казань: Мага-риф, 1994.- 96 с.
  116. Новейший философский словарь. Изд-во «Книжный дом». Минск, 2001. С. 527, 529.
  117. А.П. Взаимосвязь и взаимодействие народной и научной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя. -М.: МПУ, 1998.
  118. Н.А. К вопросу о профессионально-педагогической подготовке будущего учителя // Образование и культура Тюменского края в 18−20 в.в. -Тобольск, 1998.- С. 132−135.
  119. JI.E. Формы и методы воспитательной работы в вузе // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С.36−37.
  120. Г. А. Педагогические основы эстетической подготовки учителя в высших учебных заведениях. М., 1988.
  121. С.Ф. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе в школе. — М., 1993.
  122. Полное собрание законов Российской империи / ПСЗ/. Т. 28.- 396 с.
  123. Ю.П., Слинкин С. В. Имени Д.И. Менделеева. Документальный очерк о прошлом и настоящем Тобольского педагогического института. Тобольск, 1999.- 228 с.
  124. Ю.П. Школа Тюменского края в 18−20 веках.- Тобольск, 1998.- 112 с.
  125. Проблемы педагогической инноватики. Материалы 6-й межвузовской на-уч.-практич. конф. 4.2. Тобольск, 2001.- 153 с.
  126. А.Е. Подготовка будущего педагога к реализации воспитательной функции в современной школе // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПИ, 2001.- С.352−353.
  127. Н.М. К проблеме осознания студентами педвуза своей будущей профессиональной роли // Формы и методы воспитательной работы в вузе. — Казань: изд-во КГПИ, 2001.- С.351−352.
  128. Д.Б. Туйлар, туйлар (на татар, яз.). Казань, 1997. — 103 с.
  129. К.С. Пути формирования этнической педагогической культуры будущих учителей национальной школы // Сулеймановские чтения 2003. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Тюмень, 2004.- С. 101−104.
  130. К.С. Некоторые обычаи и традиции сибирских татар // Сибирские татары: Материалы 1-го Всероссийского симпозиума «Кульурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 1998.- С. 145−147.
  131. К.С. Какой мы видим национальную школу // Проблемы педагогической инноватики. Материалы 6-й межвузовской науч.-практич. конф., посвященной 70-летию высшего образования в Тюменской области. 4.2. Тобольск .2001.- С. 139−141.
  132. К.С. Проблемы возрождения национальной школы // Сулеймановские чтения — 2000. Материалы науч.-практич. конф. Тюмень. 2001.-С. 139−142.
  133. К.С. Роль национальной школы в воспитании национальног<^амосознания учащихся // Сулеймановские чтения 2001. -Тюмень, 2002, С. 51−53.
  134. К.С., Хамитуллина З. С. Роль народных и исламских обрядов в духовном воспитании // Сулеймановские чтения -2002. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Тюмень, 2003.- С. 97−99.
  135. К.С. Роман Я.Занкиева «Иртеш таннары» прекрасный образец отражения обычаев, традиций и обрядов сибирских татар (на тат. яз.) // Шахри Казан, — 2002.- № 63−64.
  136. Ю. У. Развитие просвещения татар Тобольской губернии в конце 19 в начале 20 в.в // Сулеймановские чтения — 2002. — Тюмень, 2003.-С. 99−100.
  137. Р.А. Традиции народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий) / Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1996.- 23 с.
  138. Р.А. Национально-региональный компонент — путь обновления содержания образования и воспитания // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ. — С. 266.
  139. И.И. Культура межнационального общения. Минск: изд-во «Университетское», 1986.
  140. Сибирские татары: история и современность. Материалы науч.-практич. конф. Тобольск, 1990.- 64 с.
  141. С.Н. Организация воспитательной работы на факультете как условие профессиональной подготовки специалиста // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001, — С. 41.
  142. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя. М.: МГТГУ, 1996.
  143. Скворцов J1.B. Культура самосознания. М. Политиздат, 1989. — 317 с.
  144. Словарь-справочник по педагогике. М.: изд-во «Творческий центр», 2004. — 439 с.
  145. З.П. Путешествие в Югру. М., 1982.- 173 с.
  146. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвузов к воспитательной работе).- М., 1981. ^
  147. А.Г. Сознание и самосознание. М. Политиздат, 1972.- 303 с.
  148. Г. С. Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в учебной деятельности. Автореф. дисс.. канд. псих, наук. Калуга, 1999. — 21 с.
  149. . Я сибирский татарин (на татар, яз.). — Екатеринбург, 1998.- 254 с.
  150. Л.А., Тайсина Э. А. Воспитание на примере живой истории // Формы и методы воспитательной работы в вузе. — Казань: изд-во КГПУ, 2001.-С. 15−19.
  151. Татарская культура в предметах гуманитарного цикла. Избранные уроки. Сер.: Национальная школа. — Казань, 1996.
  152. Тобольский хронограф. Омск, 1993, — 318 с.
  153. Ю.С., Хасанова Г. Ф. Критерии и показатели сформированно-сти национального самосознания. // Сб. тезисов: «Народная педагогика основа воспитания». — Казань, 1994. — 108 с.
  154. Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994. — 90 с.
  155. Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Казань, 2001.- 196 с.
  156. К.Д. Сочинения. Т.6. М. 1949. — 446 с.
  157. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 томах // Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 492 с.
  158. К.Д. Собрание сочинений. Т. 10. М., 1950, — 664 с.
  159. X. Три надгробия булгарской надписи // Известия Императорского археологического общества. С.-Петербург, 1863, 295 с.
  160. Г. П. Судьба и грехи России. С.-Петербург. 1991, — 228 с.
  161. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
  162. Философская энциклопедия. Т.З. М., 1964. — 584 с.
  163. Д.А. Формирование новых этнических идентичностей у тюрков юга Западной Сибири в 1980-е первой половине 1990-х годов: На примере ба-чатских телеутов. // Этнографическое обозрение. — 1999.- № 5.- С. 109−128.
  164. Р.А. Становление национального самосознания сибирских татар (середина 80×90е годы) // Матер, науч.-практ. конф. «Сулеймановские чтения — 99». — Тюмень, 2000.- С. 81−82.
  165. Н.Г., Гатиятуллина С. И. Исторический аспект образования татар Тюменской области // Тюркские народы. Тобольск-Омск, 2002, — С. 583−584.
  166. Р.Х. Из опыта организации учебно-воспитательной работы БГПУ // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: Изд-во КГПу, 2001.-С.353.
  167. И.М. Исторические предпосылки использования народного опыта воспитания в педагогических учебных заведениях // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань: изд-во КГПУ, 2001.- С. 61−62.
  168. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, Таткнигоиздат, 1967.- 181 с.
  169. Я.И. История педагогики татарского народа. Казань: КГПИ. 1975.- 162 с.
  170. Я.И. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в 11 20 в.в. — М., 1968.
  171. Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1994.
  172. Ф.Ф. Пути становления национальной школы // Изучение татарского языка в регионах Российской Федерации: проблемы и перспективы. -Казань: Школа, 1998. С.3−10.
  173. С.Я. Социально-педагогические основы подготовки учителя к работе с детскими общественными объединениями. — М., 1994.
  174. Ф.А. Работа над повышением педагогического мастерства молодых учителей-филологов на основе диагностики // Сулеймановские чтения 2002. — Тюмень, 2003.- С. 101−104.
  175. Н.Д. Теоретические основы подготовки учителя. Киев, 1986.
  176. А.Н. Воспитание вечная философия (на татар, яз.).- Казань. 2001.- 222 с.
  177. А.Н. Педагогика (на татар, яз.). Казань, 2001.- 639 с.
  178. А.Н. История и философия образования. Курс лекций (на татар, яз.). Казань. 1998.- 390 с.
  179. А.Н. Уроки воспитания (на татар, яз.). Казань. 1998.- 423 с.
  180. А.Н. Созвездие просветителей (на татар, яз.). Казань, 2002.- 287 с.
  181. А.Н. Педагогические проблемы подготовки учителя средней общеобразовательной школы. — Л., 1982.
  182. Р.Х., Сибгатуллина А. Т., Сибгатуллин Р. Г. Татарская народная педагогика (на татар, яз.). Набережн. Челны, КамАЗ, 1997.- 136 с.
  183. Р.Х., Сибгатуллин Р. Г. Татарская национальная педагогика (на татар, яз.). — Казань: изд-во «Дом печати», 2000.- 392 с.
  184. Р.Х. Интенсивная педагогическая технология и требования к подготовке будущего учителя: Методические разработки. Елабуга: ЕГПИ. 1991.- 62 с.
  185. Р.Х. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя на основе интенсификации его внеаудиторной деятельности: Методическая разработка. Елабуга. 1985.- 15 с.
  186. Елабуга, 1993. С. 215−216.
  187. Т.В. Педагогические основы формирования коммунистического мировоззрения студентов средствами искусства, — Казань, 1978. 207 с.
  188. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. JL, 1968.
  189. Этническая общность (этнос) // Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1985.- С. 1555.
  190. А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: исторические очерки. М.: Учпедгиз, 1948.- 72 с.
  191. Т.П. Педагогические основы воспитания студентов педвуза (нравственно-экологический аспект). — Екатеринбург: УГППУ, 1996.
  192. Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири (1703 1917) // Общий ход развития школьного дела в Сибири. Вып.1.- Ново-Николаевск, 1923.- С. 188, 189,236.
  193. И. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. Тобольск, 1861.-№ 35−45.
  194. Д.С. Теоретические основы преемственности профессижо-нальной подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе. — Казань, 1991.
  195. Х.Х. Страницы яркой жизни // Общество, школа, педагог. Материалы 6-й Тюменской областной научно-практической конференции. — Тобольск, 1997.- С. 97−100.
  196. Ф.Г. Этноориентированный подход к воспитанию студенческой молодежи // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Казань. 2001. С. 55−56.
  197. Ф.Г. Национальные гимназии России: методологический аспект. Москва. 2004^-- 141 с. с
Заполнить форму текущей работой