Воспитание дошкольников в дворянских семьях XIX века
Стоит отметить, что дворянское воспитание при всех недостатках, о которых говорилось выше, было направлено на формирование личности истинного патриота, сына своей Родины. Оно исключало возможность проявления национальной и религиозной розни, способствовало формированию единого великого многонационального российского государства. Важным элементом дворянского образования было неуклонное следование… Читать ещё >
Воспитание дошкольников в дворянских семьях XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Особенности воспитания детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века
- 1.1 Особенности образа жизни русского дворянства
- 1.2 Содержание воспитания детей в дворянских семьях XIX века
- Глава 2. Особенности наказания и поощрения детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века
- 2.1 Особенности наказания детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века
- 2.2 Особенности поощрения детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века
- Глава 3. Опыт воспитания детей в дворянских семьях xix века и его применение в современных семьях
- 3.1 Достоинства и недостатки воспитания детей в дворянских семьях XIX века
- 3.2 Возможность применения опыта воспитания детей в дворянских семьях XIX века в наши дни
- Заключение
- Список литературы
При формировании личности человека исключительно важную роль играет воспитание, особенно в дошкольном возрасте. В этот период воспитание ребенка происходит в основном в семье. Поведение родителей, их система ценностей и взглядов на мир, отношение друг к другу и к ребенку служили и служат школой жизни для маленького человека. В России XIX века все сословия характеризовались достаточно высокой степенью организации, наличием собственной этики и норм поведения.
Дворянство в России представляло собой привилегированное сословие, в которое входили крупные и мелкие землевладельцы, а также высшие и средние государственные служащие. Дворяне появились при Петре I, но окончательно юридическое оформление их как сословия произошло уже во время правления Екатерины II, издавшей в 1785 г. Жалованную грамоту дворянству. Грамота закрепляла личные, имущественные и сословные права дворян, которые освобождались от службы, податей, телесных наказаний и получали исключительное право владеть землей, крепостными крестьянами, получать ордена, выезжать за границу и т. д.
Актуальность исследования. В настоящее время все сильнее проявляется интерес к дворянской культуре. Знакомство с образом жизни и бытом русских дворян может помочь лучше понять традиции дворянского воспитания и использовать их в процессе духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Появляется множество публикаций, посвященных как отдельным сюжетам этой темы, так и различным представителям дворянства, их деятельности и т. д. Эти работы помогают понять своеобразие дворянской культуры, показывают, что представители этого сословия были людьми особого «склада» .
Для исследования в рамках данной работы был выбран XIX век, поскольку в этот период окончательно сформировались определяющие черты дворянской идеологии — понятие дворянской чести и долга, нравственного достоинства, высокого патриотизма.
Цель исследования заключается в изучении опыта воспитания детей дошкольного возраста в дворянских семьях и возможностей его применения в семейном воспитании детей в наши дни.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить труды отечественных педагогов по проблеме воспитания детей дошкольного возраста в России в XIX веке.
2. Рассмотреть методы поощрения и наказания детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века и выявить их особенности.
3. Оценить возможность применения опыта воспитания детей в дворянских семьях XIX века в современном обществе.
Гипотеза исследования. Выявление особенностей методов поощрения и наказания детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века, вероятно, позволит определить их актуальность в современном воспитательном процессе.
Методы: анализ научной и методической литературы, обобщение.
Теоретической базой работы послужили концептуальные идеи В. Г. Белинского, Н. П. Огарева, А. И. Герцена, Н. И. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Джуринского, С. С. Уварова, Н. И. Пирогова и др.
Методологическую основу работы составляют методологические положения Добролюбова Н. А, Белинского В. Г., Герцена А. И., Чернышевского, Яковкина Н. И., Ушинского К. Д. и др.
Практическая значимость. Материалы данной курсовой работы могут быть использованы в образовательном процессе при рассмотрении вопросов истории педагогической мысли в России. Кроме того, результаты могут быть использованы на семинарских занятиях.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности воспитания детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века.
1.1 Особенности образа жизни русского дворянства.
Зарождение дворянства в России пришлось на XII—XIII вв.ек, это была низшая прослойка военно-служилого сословия, из которого формировался двор боярина или князя. Со временем дворяне стали главной социальной поддержкой княжеской власти. На протяжении нескольких веков обязанность дворян была поступать на службу к государю, и только после издания Екатериной II Жалованной грамоты дворянству от 1785 года дворяне преобразовались в сословие с большими привилегиями. Грамотой они были освобождены от воинской повинности и выплат налогов, оформив организацию дворянского самоуправления на местах. Помимо этого, дворяне как сословие получали ряд привилегий в том числе, исключительное право владение землями и крестьянами, право торговать и заниматься промышленностью, освобождение от физических наказаний, право на самоуправление и собственное сословное. [8; 3].
Сословие дворян было довольно неоднородно. Помимо русских дворян, в него входила верхушка территорий присоединённых к России (немецкое отезейское рыцарство, магнаты из Польши и шляхта, казачья старшина украины, бессарабские бояре, грузинские тавады и азнауры, мусульманские князья, ханы и т. п.).
В период всего XIX в. дворяне были на ведущих должностях в управленческо-бюрократическом аппарате государства и составляли основу офицерского корпуса. Гражданская служба считалась не престижной, и дворяне, обычно начинали с армейской службы, после чего, поступали на гражданскую службу, или при получении высшего образования, сразу поступали на гражданскую службу, но не с низших чинов. С середины XIX в. Служба становилась единственным источником к существованию для большинства дворян. К концу XIX в. дворянство составляло 90% офицерского корпуса и 75% общей численности классных чиновников. Высшие бюрократические должности в большинстве случаев также занимали потомственные дворяне. Гражданская служба в финансовом плане была выгоднее военной, но, в кругах поместного дворянства, всё так же считалось хорошим тоном показывать презрение к гражданскому чину.
Так как дворянство было культурным, образованным и грамотным слоем, то из него формировалась вся политическая элита. Представителями дворянства являлись наиболее яркие реформаторы XIX в. (С.Ю. Витте, М. М. Сперанский, П. Д, Киселев и др.), и «охранители» российского самодержавия (А.Х. Бенкендорф, Н. М, Карамзин, К.П. Победонсцев). Дворянство значительно повлияло на развитее истории русской культуры и общественной мысли первой половины XIXв. Дворяне, как наиболее независимые и образованные представители российского общества формировали движения оппозиционные правительству, демонстрируя широкий круг позиций — от умеренно-либеральных до радикально-социалистических. Поэтому, дворянство отражало интересы множества социальных групп общества и выступало за разные направления развития общества.
Жизнь дворянства делилась, на домашнюю и светскую. Светская жизнь заключалась, в осуществлении местного самоуправления. Для осуществления самоуправления дворяне уездов и губерний объединялись в дворянские общества. Раз в три года проводились уездные и губернские выборы, которые были весомым событием в жизни помещиков, предметом их волнений и обсуждений. На выборах избирали предводителей дворянства, судей, исправников и многих других выборных должностных лиц.
В рамках данной работы нас интересует, прежде всего, домашняя жизнь российских дворян. В первой половине XIX века дворянская семья в России имела некоторые сходные черты с буржуазной малой семьей: разделение жизни на две части — деловой и частной, освобождение членов семьи от производственного труда, близкий характер отношений между супругами, поздние браки у мужчин и ранние у женщин. Вместе с тем, дворянская семья сохраняла и черты, приближающие ее к крестьянской: большое число родственников, приживалок, нянь, слуг, гувернеров, проживавших вместе с семьей и нередко прямо включавшихся в нее; патриархально авторитарный характер семейных отношений; зависимость от мнения дворянского общества.
В пореформенный период в дворянских семьях наметились изменения. Число членов семьи сократилось до супружеской пары с детьми. Увеличился возраст вступления в брак, семейные отношения стали гуманнее, появилось больше людей, избегавших брака.
Дворянство и интеллигенция придерживались идеалов буржуазной семьи с такими ее классическими чертами, как разграничение деловой и частной жизни, распределение ролей: мужчина — кормилец, жена — возлюбленная и мать, автономность и закрытость от общества. Личность становится более индивидуальной, отношения между супругами и детьми — более близкими. Дом и обретает значение убежища, в котором можно укрыться от забот, расслабиться и психологически реабилитироваться.
Важной составляющей культуры любого общества или сословия является культура общения. Так, речевой этикет российского дворянства сильно отличался от привычного современному человеку. Младшие по возрасту, чину или общественному положению обязаны были демонстрировать в общении подчеркнуто уважительное отношение к старшим. Старшим же разрешалось несколько пренебрежительная манера обращения к младшим. Основы речевого этикета закладывались с раннего детства в семье.
В дворянских семьях дети обращались к родителям и старшим родственникам только на «Вы». В аристократических семьях обращение «Вы» было нормой даже при общении супругов между собой, хотя стоит отметить, что в среде провинциального дворянства такое обращение было редкостью. Обращения между малознакомыми и вовсе не знакомыми людьми отличалось большим разнообразием. Наиболее уважительными и официальными были обращения «милостивый государь» или «милостивая государыня». Данная формула подчеркивала дистанцию в общении и могла использоваться также и знакомыми при охлаждении или обострении отношений. В просторечии обращения упростились до «государь» и «государыня», а затем — до «сударь» и «сударыня» .
В служебной среде младший по чину при обращении к старшему по титулу или званию использовал ряд формул: от «вашего благородия» до «вашего превосходительства». Вышестоящие обращались к подчиненным «господин» с добавлением фамилии, либо чина или должности.
Быт представителей дворянского сословия различался в зависимости от места их проживания — в городе или в деревне. Деревенские помещики в основном владели усадьбами и содержали штат прислуги, необходимый для ухода за ней. Столичные дворяне в большинстве своем арендовали жилье. В основном — квартиры доходных домов, меблированные комнаты, номера в гостиницах, пансионах или дачи. Доходные дома не предназначались для индивидуального пользования, квартиры в них сдавали внаем. В каждой квартире было по две параллельных анфилады комнат. Такие двусторонние квартиры ценились, поскольку их было легко проветривать.
К середине XIX века квартиры начинают благоустраиваться, что приводит к секционной планировке квартир, при которой кухни и туалеты располагаются друг над другом. Согласно переписи 1890 года, большинство квартир в Петербурге (40 процентов) состояло из трех — пяти комнат (не считая кухни и передней), стоимостью от 500 до 1000 рублей в год; еще 24,4 процента составляли квартиры из двух комнат, со средней ценой 360 рублей в год.
Дворяне, сохранившие поместья, на летний период уезжали из города. Дворянские усадьбы, как правило, представляли собой деревянную постройку с тремя — четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними. Загородная дворянская усадьба первой трети XIX века одновременно являлась резиденцией аристократа, сельским культурным салоном, кабинетом, приютом поэта, ученого, философа, домашним хозяйством и патриархальным семейным очагом.
А.А. Фет писал: «Что такое дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это „дом“ и „сад“, устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с „природным“ в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания» [26, c.447].
Излюбленным развлечением дворянства в XIX веке были балы. Пышность бала зависела от финансовых возможностей принимающей стороны. В богатых домах для приемов служили парадные апартаменты. Иногда строили отдельные здания специально для проведения балов. Дворяне победнее для приема использовали жилые помещения дома. Званые вечера выполняли очень важные социальные функции, позволяя налаживать и поддерживать связи не только между разными кругами общества, но и между поколениями. Это было очень существенно, так как обыкновенно женщины выходили замуж рано, а мужчины женились относительно поздно, после того как достигали заметных чинов или определенного положения в обществе. Так что на самом деле званый вечер, особенно сопровождавшийся балом, был своеобразной ярмаркой невест.
Таким образом, светская жизнь играла большую роль в личной и общественной жизни российских дворян. Балы были не только развлечением, но и формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела.
1.2 Содержание воспитания детей в дворянских семьях XIX века.
Дворянство отличалось от других сословий российского общества ярко выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. Дворянская элита стремилась к вершине в политической, общественной и культурной жизни России, но существенной преградой на пути к лидерству являлся очень низкий культурный уровень большинства помещиков. Однако, идеологи дворянства брались воспитать из детей грубоватых и недалеких помещиков просвещенных и добродетельных граждан, благородных рыцарей и учтивых кавалеров. Такое воспитание имело характер «нормативного» и было направлено, прежде всего, на то, чтобы сформировать личность ребенка в соответствии с неким определенным образцом.
В этой работе мы попытаемся описать тот идеал, на достижение которого были ориентированы дворянские дети. «Дворянское воспитание» не являлось педагогической системой, а образом жизни, стилем поведения, тщательно соблюдаемой традицией. Поэтому главную роль в дворянском воспитании играли не теоретические предписания, а принципы, проявлявшиеся в обычной жизни, поведении, живом общении.
Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве дворянского сословия в целом. Дворянство было одновременно привилегированным и служивым сословием, и это рождало в душах дворян сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением России. «Любить Отечество свое и верою ему служить» — эта установка была главным мотивом дворянского воспитания. [22, c.47]. «Служить верно» предписывал кодекс дворянской чести, придавая данному правилу статус этической ценности. Важным принципом дворянской идеологии было убеждение в том, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал. Он обязан быть храбрым, честным, образованным не для того, чтобы достичь славы или богатства, а потому, что он — дворянин и не должен ни в коем случае замарать свою честь. Дворянская честь выступала одной из главных сословных добродетелей. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно преобладающим над любыми другими соображениями, даже над голосом разума. Ребенок должен был привыкнуть отвечать за свои слова и поступки. Высоко ценилось «честное слово». Нарушить его — значило безвозвратно погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. В такой обстановке повышенной требовательности и — одновременно — подчеркнутого доверия воспитывались и дворянские дети.
Как правило, дети получали домашнее образование, поскольку не всегда дворяне имели возможность и желание отправлять своих отпрысков в образовательные учреждения. При этом даже жизнь ребенка дома, в семье была подчинена довольно строгим правилам: соблюдение дисциплины, послушание родителям, сочетание этического и этикетного, следование жесткому распорядку дня. День юного дворянина начинался рано, иногда уже в 6 утра, затем следовало обливание, молитва, уроки, прогулки и разнообразные занятия. За соблюдением распорядка следили гувернеры. Завтраки, обеды и ужины проходили обязательно в кругу всей семьи, за большим столом, в строго определенные часы.
Большое внимание уделялось православному воспитанию. Ежедневная утренняя и вечерняя молитва были обязательны для всех членов семьи. В воскресные и праздничные дни дети вместе с родителями посещали литургию.
Отношения детей с родителями в дворянской семье далеко не всегда были близкими. Согласно нормам воспитания высшего света, между родителями и детьми поддерживалась довольно большая дистанция. Время общения с родителями часто ограничивалось обязательным утренним приветствием и прощанием перед отходом ко сну. Остальное время воспитанием детей занимались няньки и гувернеры. Со стороны родителей, особенно матери, было не принято восторгаться своими детьми или чрезмерно ласкать их. Нормой считалась лишь беспристрастная оценка их хороших и дурных сторон.
В мемуарах XIX века отражен широкий спектр чувств родителей по отношению к ребенку: от любви до игнорирования. В целом в эмоциональном плане дворянский ребенок находился на периферии семьи. Родители в первую очередь заботились о развитии ребенка, не считаю проявление любви обязательным. Безусловное почитание родителей остается обязательной ценностью дворянского общества.
Применение наказаний в отношении юных дворян являлось распространенной практикой. Их могли лишить сладкого, заставить стоять у стола в продолжение всего обеда, поставить в угол или закрыть в темной комнате. За серьезные провинности детей били линейкой или розгами по рукам. Наказывали чаще всего гувернеры и гувернантки, постоянно следившие за поведением детей. Такой постоянный контроль представлял своего рода тренировку: правила хорошего тона должны стать привычкой, выполняться на автомате. Под неусыпным контролем гувернера ребенок приучался следить за собой и своим поведением каждую секунду.
С современных позиций дворянское воспитание может показаться суровым, однако, его строгость объясняется, во-первых, четким представлением о том, какого человека следует воспитать; во-вторых, убеждением, что результат достижим. Если честь являлась основным стимулом, естественно, что ориентиром в поведении человека становились не результаты, а принципы. В ребенке с детства воспитывали обостренное чувство собственного достоинства, применяя целую систему разных, порой внешне не связанных между собой требований. Безусловным достоинством дворянина считалась храбрость, которую стремились выработать путем волевых усилий. Храбрость и выносливость требовали физической силы и ловкости, поэтому физическому воспитанию дворянских детей уделялось большое внимание. Их учили ездить верхом, плавать, владеть оружием, приучали не бояться холода. В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными. Считалось, что любые удары судьбы следует переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
Этические нормы перекликались с этикетными. Считалось неприличным и недостойным дворянина демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения. Способность скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека, который должен был уметь прекрасно владеть собой и ситуацией: направить беседу в нужное русло, разрядить обстановку, переключить внимание собеседников и т. д. Воспитанный человек не должен был обременять окружающих своими личными неприятностями, но при этом уметь защитить свой внутренний мир от непрошенных свидетелей. Таким образом, внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать всем свое горе, слабость или смятение недостойно и неприлично.
Однако правила хорошего тона не сводились к набору этикетных рекомендаций. В их основе лежал ряд этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения.
Важным моментом в воспитании дворянских детей являлось обучение искусству нравиться людям. Кроме нравственных принципов они получали умение в тактичной и ненавязчивой форме дать почувствовать людям свое уважение и доброжелательность. Юные дворяне осваивали не только элементарные правила поведения, но и перенимали множество едва уловимых оттенков в поведении и манерах, учась быть учтивыми и любезными.
Чтобы чувствовать себя в обществе свободно и непринужденно, светскому человеку, требовалось уметь хорошо владеть своим телом. Большую роль в этом случае играли уроки танцев. Танцам обучались все дворянские дети, это был обязательный элемент воспитания. Учить танцам начинали с 5−6 лет потому, что для сложных танцев, требовалась хорошая хореографическая подготовка. Уроки танцев учили детей не только танцевать, но держать себя: изящно кланяться, легко ходить, подавать руку даме и т. д. Многолетняя упорная тренировка придавала светским людям их непринужденную элегантность. Но помимо всего, их свободная и уверенная манера держать себя проистекала из убеждения, что им не на кого быть похожими, напротив, другие должны быть похожи на них.
воспитание дошкольник дворянская семья.
Глава 2. Особенности наказания и поощрения детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века.
2.1 Особенности наказания детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века.
Изучение различных аспектов воспитания и обучения детей российских дворян способствует пониманию механизмов формирования социальной и культурной элиты России. К XIX веку в России сложился институт семейного дворянского воспитания, в котором ребенка воспитывали не только родители и другие члены семьи, но также няньки, гувернеры и гувернантки. Основным средством воспитания являлся образ жизни и стиль поведения родителей, усваиваемый ребенком автоматически.
В дворянских семьях была очень развита система наказаний, которую применяли за самые разнообразные проступки, в том числе незначительные. При этом родители не считали, что наказание может нанести вред неокрепшей детской психике. К наказаниям, как мерам воспитательного воздействия прибегали также гувернеры и домашние педагоги. На основе мемуаров можно выделить следующие распространенные методы наказания:
· детей лишали сладкого (обеда, ужина);
· заставляли во время семейной трапезы стоять у стола;
· ставили в угол на несколько часов. Иногда ребенка заставляли стоять в углу на коленях.
· запирали в темном помещении;
· детей били по рукам деревянными лопатками или линейками;
· детей секли розгами, плетью или хлыстом.
В конце XIX века телесные наказания по отношению к детям в дворянских семьях применялись намного реже, чем в XVIII веке. Однако часто розги или плеть висели на стене в комнате, где проходило обучение ребенка, как напоминание о необходимости слушаться и повиноваться. Не удивительно, что подобная жестокость в обращении с детьми часто отбивала у последних желание заниматься тем или иным предметом. Так, на пример, в записках Л. ?Н. ?Энгельгардта упоминается преподователь немецкого языка, который «исправно всякую неделю наказывал дисциплиною», в результате чего автор «я получил омерзение к немецкому языку» [Цит. по: 4].
Жестокие авторитарные нормы воспитания, с уклоном на телесные наказания, разделяет и народная педагогика. Вспомним народные пословицы и поговорки «За дело побить — уму-разуму учить»; «Какой ты есть батька, коли твой детенок и вовсе тебя не боится»; «люби детенка так, чтобы он этого не знал, а то с малых лет приучишь за бороду себя таскать и сам не рад будешь, когда подрастет он»; «Жалеть сына — учить дураком»; «Ненаказанный сын — бесчестье отцу»; «Поменьше корми, побольше пори — хороший парень вырастет» .
Телесные наказания применялись к детям обоих полов, притом часто с самого раннего детства. Пороли преимущественно маленьких детей, причем не всегда за проступки. Допустимой считалась порка «для профилактики» — для прояснения ума, укрепления памяти, для вразумления в науках и т. д. В начале XIX века в некоторых дворянских семьях еще сохранялась традиция еженедельной порки по субботам, когда наказанию подвергались все дети. Провинившихся пороли за проказы, а невинных — чтобы не смели проказничать.
Телесные наказания считали нормой и просвещенные люди той эпохи: писатели, поэты, мыслители. Так, своих детей порол А. С. Пушкин. В письме его сестры О. С. Павлищевой мы читаем: «Александр порет своего мальчишку, которому всего два года; Машу он тоже бьет, впрочем, он нежный отец». Прибегал к порке и П. А. Вяземский, воспитывая таким образом своего непослушного сына.Э. И. Стогов вспоминал: «Отец, кажется, с трех лет наказывал меня розгами, и не скажу, чтобы редко; я ужасно боялся отца, только ласка матери уменьшала мое горе» [Цит. по: 4].
В воспоминаниях М. К. Цебриковой описывается отношение детей к наказанию розгами. Она подчеркивает, что дети боялись порки розгами, но не из-за боли. Юные дворяне с детства приучались подавлять и крик, и слезы, чтобы скрыть беду. Порка за лень признавалась справедливой, а порку за упрямство дети воспринимали как месть взрослых, и вытерпеть такую порку значило выказать молодечество. Уступить, покориться, когда грозили розгами, значило струсить. При этом, по словам, М. К. Цебриковой гораздо хуже боли от порки были нравоучения и выговоры, тянувшие душу.
М.Е. Салтыков-Щедрин писал в «Пошехонской старине», что телесные наказания во всех видах и формах являлись главным педагогическим приемом. К сечению прибегали не часто, но удары, подзатыльники и толчки раздавали щедро. Он подчеркивал, что взрослые не считали себя извергами — да и в глазах посторонних не слыли за таковых. Просто говорилось: «С детьми без этого нельзя». И допускалось в этом смысле только одно ограничение: не переусердствовать и не убить.
М.Ю. Лермонтов писал в поэме «Сашка» :
Он рос. Отец его бранил и сек ;
Затем, что сам был с детства часто сечен, А слава богу вышел человек:
Не стыд семьи, не туп, не изувечен.
Понятья были низки в старый век. [17].
И.С. Тургенев в воспоминаниях рассказывал, что родители били его за всякие пустяки почти ежедневно. При этом не всегда сообщали причину наказания, считая, что ребенок сам должен догадаться.
Н.С. Лесков в произведении «Житие одной бабы», описав, как жена «Митрия Семеныча» ударила свою любимицу дочку Машу рукой, поставила ее в угол, загородила тяжелым креслом, пообещав потом высечь розгой, а вечером, уже в постели, и высекла, писал: «У нас от самого Бобова до Липихина матери одна перед другой хвалились, кто своих детей хладнокровнее сечет, и сечь на сон грядущий считалось высоким педагогическим приемом» [Цит. по: 15].
Прощали провинившегося ребенка только при незначительных проступках, и то ребенок, приговоренный к наказанию розгами, должен был валяться в ногах, просить пощады, а потом нюхать розгу и при всех ее целовать. Маленькие дети обычно не умели хитрить и не соглашались целовать розги. Соответственно, их наказывали. Лесков пишет: «Не злая была женщина Настина барыня, даже жалостливая и простосердечная, а тукманку дать девке или своему родному дитяти ей было нипочем. Сызмальства у нас к этой скверности приучаются и в мужичьем быту, и в дворянском. Один у другого словно перенимает» [Цит. по: 15].
Другим не менее распространенным способом наказания было пристыдить ребенка, часто в присутствии родителей, иных родственников, братьев и сестер. Страх и благочестие были неотъемлемыми элементами домашнего воспитания. Такие способы наказания были не столь болезненными, как телесное, но от этого не становилось менее травмирующим. К примеру, детей сажали на стул и не позволяли с него встать, лишали обеда, прогулки, иных долгожданных развлечений, устраняли от общей игры, изгоняли из классной комнаты за шалости во время урока и т. п. Некоторые гувернантки прикалывали девочкам на грудь или спину записку, на которой крупными буквами указывалась провинность: «лентяйка», «неряха» или цепляли к платью испорченное рукоделие или грязно написанный диктант.
Жалели детей в таких случаях обычно только любящие няньки. Родители считали своим долгом держать детей в строгости. Няньки же прибегали к различным хитростям, чтобы уберечь своих подопечных от очередного наказания, вплоть до открытого противостояния родителям ребенка.
В середине ХIХ в. против телесных наказаний детей и взрослых началась активная кампания. Важной в этом плане была деятельность Пирогова, который в статье «Нужно ли сечь детей?» (1858) доказывал антипедагогичность применения розог. Однако для официального русского общества этот взгляд был слишком смелым, и это побуждало Пирогова к сдержанности.
В XIX веке все больше дворян начинали считать розги средством наказания крепостнического характера, неприменимым к детям благородного происхождения. Иногда единственным средством физического наказания мог служить подзатыльник или толчок в спину. В основном наказания сводились к упреку в дурном поведении и ограничении ребенка в правах, но в мягкой форме. Примером могут служить воспоминания Д. В. Григоровича: «Меня немедленно ставили в угол и для большего назидания надевали на голову бумажный колпак с большими ушами. Не пускали гулять» .
Таким образом, система наказаний детей дошкольного возраста в дворянских семьях, хоть и существовала, но демонстрировала множество вариаций. В некоторых семьях детей не пороли, зато в других били регулярно, и общественное мнение принимало это как должное. Сами дети не осуждали родителей за излишнюю строгость, некоторые даже считали, что наказание было недостаточным.
2.2 Особенности поощрения детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века.
Следует отметить, что наказания, хотя и считались необходимой составляющей воспитания юных дворян, применялись далеко не во всех дворянских семьях. Так, В. А. Сологуб в мемуарах пишет: «…батюшка, узнав о моих проказах, хотел меня высечь, но по доброте своей умилостивился, о чем я впоследствии часто жалел». То есть, несмотря на убеждение, что наказание принесет ребенку благо, родители не всегда были готовы к нему прибегнуть.
При этом воспитание включало в себя не только систему наказаний, но и поощрения. Примером может служить система наказаний и поощрений, существовавшая в семье Капнистов, где поведение детей мотивировалось не только страхом быть наказанными, но и желанием получить поощрение. В течение месяца взрослые записывали кто из детей сколько раз, и каким образом был наказан, а в конце месяца количество наказаний подсчитывалось, и дети, наказанные наименьшее число раз, получали подарки.
Разумеется, в каждой семье дети росли и воспитывались по-разному, так, как казалось правильным их родителям. Существовали семьи, где детей баловали, предоставляя им большую свободу, но они были немночисленны — общий дух времени откладывал свою печать на обращение с детьми в большинстве семей.
Поощрения в дворянских семьях применялись реже, чем наказания. Так, наградой могла служить дополнительная порция сладостей или прогулка в экипаже. Знаком поощрения могли стать, к примеру, красный бант или медаль, выдаваемые детям за хорошее поведение в течение недели. Но все же главной наградой для ребенка должны были служить похвалы и одобрение родителей, а также сознание выполненного долга.
Поскольку эмоциональной близости между родителями и детьми в дворянских семьях часто не было, источником душевной теплоты и ласки становились воспитатели. Достаточно часто дворянские дети получали поощрение от гувернанток и нянь, которые искренне привязывались к своим подопечным. Порой ласковое отношение няни или гувернантки к ребенку в большей степени способствовало его развитию и успехам (в том числе в учебе), чем строгое наказание.
В женских мемуарах няня зачастую предстает в образе ангела-хранителя детей, Е. Н. Водовозова даже признается, что дети любили няню гораздо больше, чем мать. Григорович так вспоминает отцовского камердинера Николая: «…помню только его ласковое, сердечное обращение; за весь холод и одиночество моей детской жизни я отогревался только, когда был с Николаем». Через воспитателей из народа постигал ребенок мир русской культуры. Если попадались хорошие наставники, то ребенку жилось легко и весело, несмотря на все строгие правила поведения при старших, приучение к порядку и хорошим манерам, легко и весело". В самом деле, обратившись к мемуарам и к классической литературе, можно убедиться, что, в основном семейный дом для дворянского ребенка — обитель счастья, с которой связаны светлые воспоминания, самые теплые чувства. Не случайно для того, чтобы обозначить строгость предъявлявшихся к детям требований, приходится специально сфокусировать на ней внимание.
Михаил Бестужев, вспоминая удивительную атмосферу, царившую в их доме, пишет:". Прибавьте нежную к нам любовь родителей, их доступность и ласки без баловства и без потворства к проступкам; полная свобода действий с заветом не переступать черту запрещенного, тогда можно будет составить некоторое понятие о последующем складе ума и сердца нашего семейства." .
Таким образом, основным методом поддержания дисциплины в дворянских семьях служило наказание. Повинуясь распространенному мнению, что послушания ребенка можно добиться только строгим наказанием, родители и воспитатели регулярно прибегали к этому средству. При этом ни детям, ни взрослым такое обращение не казалось проявлением жестокости. Поощрение также применялось в качестве воспитательного воздействия, но гораздо реже, чем наказание. Однако в зависимости от отношений, сложившихся в семье, воспитание детей могло основываться и на любви, а не только на страхе наказания.
Глава 3. Опыт воспитания детей в дворянских семьях xix века и его применение в современных семьях.
3.1 Достоинства и недостатки воспитания детей в дворянских семьях XIX века.
Российское дворянство выделялось среди других сословий четко выраженной ориентацией на некий идеал, и эта ориентация воспитывалась в дворянских детях с младенчества. Вместе с тем дворянское воспитание не является педагогической системой или методикой, это даже не свод правил. Прежде всего, дворянское воспитание — это образ жизни, стиль поведения, усваиваемый детьми сознательно или бессознательно, путем привычки и подражания как традиции, которые принято не обсуждать, а соблюдать. В XIX веке к дворянским детям применялось «нормативное воспитание», целью которого было развитие его личности в соответствии с определенным образцом или хотя бы максимальное приближение к этому образцу.
С позиций современной педагогики очевидны недостатки подобного воспитания. В наши дни его такое обращение с детьми назвали бы непедагогичным. Рассмотрим особенности воспитания детей в дворянских семьях, которые с точки зрения современной педагогики можно отнести к недостаткам.
1. Практически сразу после рождения ребенка в дворянской семье забота о нем возлагалась сначала на кормилицу и няню, а потом — на гувернантку или гувернера. В XIX веке дети получали больше ласки, тепла и заботы от кормилиц, чем от родителей. Через сказки и колыбельные няни ребенок узнавал народные традиции, няни, а не родители зачастую были самыми близкими людьми, которым рассказывали о тайнах и душевных томлениях. С наступлением школьного возраста к воспитанию подключались гувернеры, часто иностранцы. Было распространено отсылать детей на обучение в лицеи, где они проводили большую часть времени, возвращаясь домой лишь по праздникам.
2. Дворянское воспитание по современным меркам кажется чересчур строгим. От детей требовали дисциплины и неукоснительного соблюдения правил поведения, общения и т. д. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определяется тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. Дети воспитывались в духе подобострастия и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них. Почитание родителей и послушание являлись одними из основополагающих элементов дворянского воспитания. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.
3. В XIX веке были широко распространены физические наказания, считавшие нормой в воспитательной практике. Отсутствовало современное понимание прав ребенка на свободу, счастливое и спокойное детство, безопасность, самовыражение. Ювенальная юстиция, защита прав детей — это плоды современного общества. В XIX веке в дворянских семьях телесные наказания считались необходимым элементом воспитания, пренебречь которым означало испортить ребенка. Помимо телесных существовали и иные виды наказаний, общая цель которых состояла в том, чтобы максимально приблизить поведение ребенка к желаемому образцу. К тому же считалось, что с помощью наказаний можно воспитать в ребенке стойкость и силу духа.
4. Весьма распространены были запреты, призванные воспитывать терпение и скромность. К примеру, детям запрещали брать или даже просить то, что хочется.
Недостатки дворянского воспитания очевидны современному человеку. Однако заставляет задуматься тот факт, что подобный суровый подход приносит удивительные плоды. В результате дворянские дети получали всестороннее образование, много внимания уделялось изучению Библии, а также с малолетства детям прививались такие, сейчас редкие качества, как благородство, честность, чувство долга, любовь к родине. Отличительные черты дворян — хорошие манеры, уважение к старшим, эрудированность, знание нескольких иностранных языков. В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобным благородством и тонкостью чувств. Они стали такими не только в силу незаурядных личных качеств, но и благодаря особому воспитанию. Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассмотреть также и достоинства «дворянского воспитания» в XIX веке.
1. Стимулом жизни дворянина являлась честь, поэтому он в первую очередь принимал во внимание этическое, а не практическое значение любого поступка. В современном мире, где каждый ориентирован на достижение личных целей, такая система ценностей кажется ненужной, бесполезной. Однако если под жизненным успехом понимать не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека — чистую совесть, высокую самооценку, то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.
2. Юных дворян приучали выражать свои чувства в сдержанной и корректной форме. С. Л. Толстой вспоминал, что самыми серьезными проступками детей в глазах их отца были ложь и грубость, независимо от того, допускались ли они по отношению к родителям или слугам. Эмоциональная сдержанность подразумевала формирование навыков самообладания. Например, следовало уметь подавлять в себе эгоистические интересы, если они противоречили требованиям долга. Неотъемлемой чертой воспитанного человека считалось умение скрывать от других «мелкие досады и огорчения». Дворянских детей приучали превозмогать страх, отчаянье и боль и стараться не показывать, как это трудно.
3. Сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать свои слабости — неприлично и недостойно дворянина.
4. Детей учили, что защищать честь следует даже ценой жизни, а это требовало немалой храбрости, а также честности и привычки отвечать за свои слова. Просто стерпеть обиду считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
5. Выезжая в свет, молодой дворянин должен был соблюдать правила хорошего тона, которые не ограничивались набором этикетных рекомендаций, а содержали также этические правила и запреты, реализовавшиеся через соответствующие внешние формы поведения.
6. Дворянские дети приучались к элементарным правилам гигиены. Отношение к внешности и одежде носило не только эстетический, но и философский характер. Это был культ прекрасного, стремление найти изящную форму для всех проявлений жизни. При этом выставлять напоказ собственное богатство считалось недостойным. Правила хорошего тона требовали, чтобы наряд выглядел просто, даже, если он пошит из самой дорогой материи. Также дурным тоном считалось надевать слишком много драгоценностей. Эти правила учили дворянских детей скромности.
7. Поскольку отличительной чертой аристократии было умение нравиться, обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка. Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы держать себя одинаково учтиво и вежливо со всеми людьми, независимо от их происхождения и положения.
8. Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок приобретал и необходимые навыки общения. Он должен был научиться выражать свои мысли и чувства сдержанно и корректно. В ссорах допустимы были резкие и оскорбительные выражения; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
Таким образом, дворянское воспитание имело немало достоинств, но и было не лишено недостатков. Их прекрасно видели сами современники и в XIX веке много писали о чрезмерном увлечении всем французским, особенно языком, об ограниченности преподаваемых маленьким дворянам познаний, о слабых сторонах «этикетного» воспитания. Все замечания были справедливы. Однако если судить о воспитательной системе по полученным результатам, лучшего воспитания, чем дворянское, в России, возможно, не было. Вспоминая сейчас о лучших русских поэтах и писателях «золотого века», о героях 1812 года, о декабристах, о славных мыслителях и дипломатах, о нежных и преданных женщинах, изображенных на старинных портретах, не будем забывать, что их слава, таланты и очарование — плоды не только природной одаренности, но и особого, дворянского воспитания.
3.2 Возможность применения опыта воспитания детей в дворянских семьях XIX века в наши дни.
Использование традиций дворянского воспитания в современной педагогике, знакомство с образом жизни дворянства может оказать положительное влияние на духовное, нравственное воспитание современной молодежи.
Пушкин рассуждал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить — или задушить. Нужны ли они в народе, так же как, например, трудолюбие? Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества» .
В связи с кризисными явлениями, наблюдаемыми в духовно-нравственной сфере современного российского общества, минимизацией воспитательных функций существующей системы образования, усилением этнического и религиозного экстремизма на сегодняшний день особенно актуальна проблема воспитания толерантной личности. В этом отношении особый интерес представляет обращение к педагогическим традициям российского дворянства.
Стоит отметить, что дворянское воспитание при всех недостатках, о которых говорилось выше, было направлено на формирование личности истинного патриота, сына своей Родины. Оно исключало возможность проявления национальной и религиозной розни, способствовало формированию единого великого многонационального российского государства. Важным элементом дворянского образования было неуклонное следование идее о единстве и неделимости России по национальному признаку, что находило свое выражение в единстве и неделимости самого дворянского сословия. Поскольку дворянами становились не только русские землевладельцы, но и знатные иностранцы (немецкие рыцари, польские магнаты и шляхтичи, украинские казаки, бессарабские бояре, грузинские тавады и азнауры, мусульманские князья, ханы и т. п.), лишь для половины из них русский язык был родным. При этом национальной и социальной розни не наблюдалось, особенно в армии, где потомственные дворяне в XIX веке составляли половину офицеров. Н. А. Милешина отмечает, что нацеленность на патриотизм и гражданственность как основу дворянского воспитания в XIX веке принесли свои плоды. Подтверждением популярности патриотических идей в русском обществе может служить малое число эмигрантов.
Другим примером применения традиций дворянского воспитания в современной педагогической практике является возрождение кадетских корпусов, а также кадетских классов на базе общеобразовательных школ.
В императорских кадетских корпусах первостепенное значение уделялось воспитанию любви к Родине, честного и добросовестного служения ей. Комплексная воспитательная работа, мероприятия, проводившиеся в кадетских корпусах, воспитывали в кадетах высокое чувство патриотизма, верность долгу, честь, порядочность, бескорыстие, скромность, любовь к порядку. Длительное совместное пребывание в стенах кадетского корпуса, общий уклад жизни в значительной степени содействовали воспитанию кадет в духе товарищества и взаимовыручки. Кадетские корпуса создавали касту, проникнутую лучшими историческими традициями, формировали тот слой общества, который способствовал приумножению славы России.
За время прошедшее с момента воссоздания первых кадетских корпусов в России стала очевидна их целесообразность и результативность. Мальчишки 10−17 лет учатся не только школьным дисциплинам, бальным танцам, этикету, занимаются спортом. Главное они учатся уважать себя и свою страну, дорожить воинской честью, родным погоном. Они вырастут честными, порядочными людьми, патриотами, потому что с детства впитывают российские традиции, культуру.
Тем не менее, благородство, честность и развитое чувство патриотизма — не единственные качества, отличавшие российского дворянина. Личность дворянского ребенка начинала формироваться в семье под воздействием семейного воспитания, закладывавшего основы многих положительных черт характера.
Следует помнить, что развитие семейной педагогики как науки невозможно без осмысления опыта прошлого и органичного включения его в современные методы воспитания. Ведь только историческое понимание научной проблемы делает возможным четкое осознание ее места в структуре педагогической науки, развитие ее идей, их историческую логику и взаимосвязь.
Безусловно, современные внутрисемейные отношения разительно отличаются от отношений, существовавших в дворянской семье в XIX веке, Однако многое в содержании традиций дворянского воспитания, приемлемо и применимо в наши дни. На наш взгляд, к таким традициям воспитания можно отнести:
· уважительное отношение к родителям и старшим членам семьи;
· почитание родительского дома;
· милосердие;
· сдержанность и самообладание;
· скромность, умение не кичиться собственным богатством;
· вежливость и умение вести себя в обществе;
· регулярную физическую подготовку.
На наш взгляд сегодня, когда складывается новый образ жизни, не следует слепо копировать иностранные системы образования, многие из которых изначально не применимы в России. Наоборот, следует обратиться к прошлому, вспомнить о том, что именно национальная, религиозная и культурная терпимость России позволили ей сохранить свою индивидуальность.
Таким образом, дворянское воспитание, безусловно, имеет ряд недостатков, наиболее серьезными из которых являются чрезмерная строгость и применение физических наказаний. Однако применение методов дворянского воспитания давало замечательный результат. Дворянские дети получали всестороннее образование. Много внимания уделялось религиозному воспитанию, а также с малолетства детям прививались такие, сейчас редкие качества, как благородство, честность, чувство долга, любовь к родине, хорошие манеры, уважение к старшим.
Элементы дворянского воспитания могут органично войти в современную семейную педагогику и способствовать воспитанию разносторонне развитой толерантной личности.
Заключение.
В XIX веке дворянство занимало положение социальной и государственной элиты и играло важную роль в развитии светской национальной культуры. По заказу дворян строились дворцы и особняки, работали художники и скульпторы. Дворяне содержали театры, оркестры, собирали библиотеки. Центром дворянского воспитания была семья, а основной его формой было домашнее воспитание. Домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Дети дворян без труда поступали в различные учебные заведения. Кроме того, домашнее воспитание прививало юным дворянам навыки поведения в обществе. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Дворянство дало России как большое количество образованнейших, интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных, заботившихся о благе родины, так и много лишних людей.
Безусловно, не следует считать, что воспитание во всех дворянских семьях соответствовало некоему шаблону, ведь внутрисемейные отношения во многом зависят от личных качеств ее членов. Однако можно выделить некоторые общие особенности дворянского воспитания. С одной стороны, воспитание осуществлялось довольно бессистемно. Детей воспитывали не только родители, но и родственники, няни, гувернеры, и каждый — по своему усмотрению. С другой стороны, дворянские дети должны были подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учили их все понемногу. Беспорядочность различных влияний на ребенка нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех «воспитателей» к одному и тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-вторых, заметной патриархальностью быта.
Семейное воспитание было первым этапом дворянского образования. Затем детей отдавали на обучение учителям, которых часто нанимали, и которые жили вместе с семьей и обучали одного, а иногда и всех детей. Также существовала практика, когда родители сами давали начальное образование своим сыновьям и одновременно воспитывали их.
Следующим этапом образования было поступление в учебное заведение, учеба в котором способствовала установлению дворянского самосознания. Образование заканчивалось военной или гражданской службой, которая напрямую зависела не только от личных качеств молодого дворянина, но и от полученного им воспитания.
Элементы дворянского воспитания могут быть успешно применены в современной педагогике. Опора на традиции дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворян может оказать положительное влияние на духовное, нравственное воспитание современной молодежи. В связи с этим, представляется актуальным использование введение в учебные планы высших и средних учебных заведений специальных дисциплин по истории дворянской культуры, организация внеклассной работы соответствующей тематической направленности. Кроме того, представляет интерес использование опыта учебных заведений, активно поддерживающих традиции дворянского воспитания при формировании духовно-нравственных ценностей современной молодежи.
1. Алексеев? В. Н. Традиции семейного воспитания Воронцовых / Воронцовы — два века в истории России: Труды Воронцовского общества. Владимир, 2006. Вып.10. С.5−19.
2. Барашев М. А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII — начала XIX века. URL: http://www.hse.ru/data/2013/11/12/1 334 864 193/VO%20110%20Barash. pdf (дата обращения: 05.03.2015).
3. Беккер С. Миф о русском дворянстве. Дворянство и привилегии последнего периода императорской России. М.: Новое литературное обозрение. — 352 с. — URL: http://coollib.net/b/274 367/read (дата обращения: 05.03.2015).
4. Бокова В. М. Отроку благочестие блюсти… как наставляли дворянских детей. М.: Ломоносов, 2010. — 248 с. URL: http://coollib.net/b/177 809/read (дата обращения: 05.03.2015).
5. Воспитание детей в дворянских семьях. Гармония человека и общества. URL: http://zolausa. info/besedka/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B2-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D1%85/.
6. Гилязова Э. В. Опыт семейного воспитания в российском обществе во второй половине XVIII века // Вестник чувашского университета. — № 7. — 2006. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-semeynogo-vospitaniya-v-rossiyskom-obschestve-vo-vtoroy-polovine-xviii-veka (дата обращения: 05.03.2015).
7. Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М.: Художественная литература, 1987. URL: http://www.imwerden. info/belousenko/books/grigorovich/grigorovich_memoirs. htm.
8. Дворянство. Большая советская энциклопедия. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Dvorjanstvo-12 445/ (дата обращения: 05.03.2015).
9. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М.: Юрайт-Издат, 2014. — 676 с.
10. Долганова А. А. Родительская семья глазами ребенка-дворянина (на материала русской мемуарной прозы XIX века). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/8/4051 (дата обращения 05.03.2015).
11. Домострой. Юности честное зерцало. М.: Азбука. — 2008. — 320 с.
12. История России XVIII—XIX вв.еков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2006. — 784 с. URL: http://www.e-reading. mobi/bookreader. php/1 004 900/Cimbaev_ Nikolay_-_Istoriya_Rossii_XVIII-XIX_vekov.html (дата обращения: 05.03.2015).
13. Йордан, Б. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах Российской Империи // Альманах «Марс». — № 5. — 2007. URL: http://www.geraldika.org/05_200753. htm (дата обращения: 05.03.2015).
14. Карамзин Н. М. История государства российского. М.: Диля. — 2008. — 1248 с.
15. Ксенофонтова И. И. К вопросу о воспитании и образовании детей в дворянской семье (первая треть XIX века). Научный блог музея-заповедника «Тарханы». URL: http://museum-tarhany. livejournal.com/6947.html (дата обращения: 05.03.2015).
16. Латышина Д. И. История педагогики. М.: Гардарики. — 2005. — 603 с.
17. Лермонтов М. Ю. Сашка. Нравственная поэма. Электронная библиотека TheLib.ru. URL: http://thelib.ru/books/mihail_yurevich_lermontov/sashka-read.html (дата обращения: 05.03.2015).
18. Милешина Н. А. Традиции дворянского воспитания и формирование толерантности современной молодежи // Вестник чувашского университета. — № 1. — 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-dvoryanskogo-vospitaniya-i-formirovanie-tolerantnosti-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 05.03.2015).
19. Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М.: Молодая гвардия. — 2006. — 392. — URL: http://www.e-reading. mobi/bookreader. php/1 028 891/Ohlyabinin_-_Povsednevnaya_zhizn_russkoy_usadby_XIX_veka.html (дата обращения: 05.03.2015).
20. Пушкин А. С. Критика и публицистика. Собрание сочинений в десяти томах. Т.6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. URL: http://lib.ru/. /LITRA/PUSHKIN/p6. txt (дата обращения: 05.03.2015).
21. Российское дворянство. Википедия. URL: https: // ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения: 05.03.2015).
22. Соловьев Б. И. Российское дворянство. М.: Феникс, 2011. — 315 с.
23. Сологуб В. А. Воспоминания графа В. А. Сологуба // Исторический вестник, 1886. [Электронный ресурс] // РУССКИЕ МЕМУАРЫ. URL: http://www.memoirs.ru/files/1455Solog. rar (дата обращения: 05.03.2015).
24. Солодянкина О. Ю. Иностранные гувернантки в России: вторая половина XVIII — первая половина XIX вв. / О. Ю. Солодянкина. — Москва: ACADEMIA, 2007. — 512 с.
25. Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования. М.: Феникс, 2008. — 435 с.
26. Фет А. А. Сочинения. Т.1. М.: Художественная литература, 1982. — 575 с.
27. Царикаева С. С. Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в XVIII—XIX вв. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2008. № 13. — С.146−149.