Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали дошкольного… Читать ещё >
Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Департамент образования Белгородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Яковлевский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА по МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
Работу выполнила
Кузнецова Марина Александровна
Специальность 50 144
«Дошкольное образование»
курс II, группа 21 ДО Руководитель:
Калашникова Наталья Ивановна
Строитель-2016
- ВВЕДЕНИЕ
- I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1.1 История развития ритмической гимнастики
- 1.2 Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
- 1.3 Роль ритмической гимнастики в формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста
- II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2.1 Изучение опыта работы инструктора по физической культуре по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмической гимнастики
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность. Развитие физически полноценных, здоровых детей — основная цель педагога дошкольного учреждения, и для этого он должен использовать все возможные средства и методы работы. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Ритмы аэробики отвечают многим потребностям детей, в том числе и потребностям в движении, которое им так необходимо.
- Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.
- При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач — это укрепление здоровья дошкольников. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм.
- О значимости влияния ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют работы зарубежных и отечественных ученых как прошлого: Жорж Демени, Э. Жак-Далькроз, Г. Дюпперон и других, таки настоящего: Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
- Исследователи считают, что систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формирует умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.
- Таким образом, актуальность и значимость вышеизложенного и обусловило выбор темы исследования «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста».
- Цель работы: выявить особенности влияния ритмической гимнастики на координацию движений у детей старшего дошкольного возраста.
- Объект исследования: ритмическая гимнастика как средство развития координации движений у старших дошкольников.
- Предмет исследования: процесс развития координации движений дошкольников.
- Для раскрытия данной проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить рекомендации по использованию ритмической гимнастики для развития координации у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод синтеза и обобщения; метод беседы, метод наблюдения (за деятельностью педагога).
Структура и объем работы: исследование состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка используемой литературы. Объем работы составляет 31 страница (без учета приложений).
База исследования: практическая деятельность осуществлялась на базе МДОУ «ДСКВ «Радуга», с. Замостье, Грайворонского района, Белгородской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы преподавателями колледжа, педагогами и родителями дошкольных учреждений, студентами специальности «Дошкольное образование».
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 История развития ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика — это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.
Еще в античном мире танцы и физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец — силы и выносливости.
На рубеже ХIV-XV в.в. на основе народного танца и греческих традиций закладываются основы балетной хореографии. Искусство танца в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения. Так одна из разновидностей ритмической гимнастики — орхестрика была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику[2].
На рубеже XIX—XX вв.еков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н.А. Римского-Корсакова, Э. Жака-Далькроза, Б. М. Теплова, Н. Г. Александровой и др.
Ритмическая гимнастика в нашей стране имеет давнюю историю и богатые традиции. В 1910 г. князь Сергей Волконский открыл в Петербурге Институт ритма, который являлся филиалом уже знаменитого в то время Геллерауского института, основанного Э. Жаком-Далькрозом.
Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включались сразу несколько суставов и сегментов тела в течение 3−10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительностью 1−3 мин. Продолжительность урока — 60 мин. для взрослых и 30 мин. для детей.
Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения был оперный певец Ф. Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением[11]. Профессор Женевской консерватории Э. Жак-Далькроз (1865−1950) — композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы — подчинение движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.
Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.
В программу обучения, помимо ритмической гимнастики, сольфеджио по Жаку-Далькрозу, входили гимнастика, акробатика, элементы классического танца, историко-бытовые танцы, пластика, анатомия, биомеханика, политграмота. Те, кто закончил эту студию, могли работать преподавателями физического воспитания средних школ и техникумов. Одновременно в Москве была создана школа ритмопластического движения в театральном техникуме им. Луначарского.
В 1910 г. В Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе ЖакаДалькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики. Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и т. д. разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.
Одну из таких студий, а именно «Московские классы пластики», закончила Л. Н. Алексеева — создательница системы гармонической гимнастики. Главное в Алексеевской гимнастике — подбор упражнений, гармонически развивающих тело; естественность движения; особая обработка гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные комбинации оформлять как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической и эмоциональной задачей. Движения в них органически сливаются с музыкой, соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкой должна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония», исполнение разнообразных художественно-гимнастических этюдов под классическую музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей особо привлекательна игровая форма занятий.
В предвоенные годы в Центральном институте физической культуры в Москве ввели курс ритмики, который был во многом сродни современной ритмической гимнастике.
В настоящее время ритмическая гимнастика в нашей стране развивается
на богатых традициях физкультурного движения и танцевального искусства предшествующих поколений. Большой вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях и начальных школах в 80 годы внесла Л. В. Карманова. Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлению комплексов ритмической гимнастики; особенности методики проведения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Таким образом, современная ритмическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания. Естественно, на новом, современном уровне. И еще она очень тесно перекликается с гимнастикой художественной.
Занятия по ритмической гимнастике помогают укрепить здоровье, развить подвижность суставов и гибкость позвоночника, выносливость, обрести хорошую правильную осанку, воспитать красивую походку, избавиться от лишнего веса, привить любовь к движениям, музыке, развить пластику, поддерживать тонус организма. Поэтому необходимо заниматься ритмической гимнастикой, начиная с дошкольного возраста.
1.2 Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Изучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В. С. Фарфель и его сотрудники В. П. Назаров, А. И. Козлов, А. П. Виноградова и др. По их мнению, двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям: не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков, не требовать специального обучения[5;16].
Для центральной нервной системы объектом управления является опорно-двигательный аппарат. Своеобразие скелетно-мышечной системы заключается в том, что она состоит из большого числа звеньев, подвижно соединенных в суставах, допускающих поворот одного звена относительно другого. Суставы могут позволять звеньям поворачиваться относительно одной, двух или трех осей, т. е. обладать одной, двумя или тремя степенями свободы. Чтобы в трехмерном пространстве достичь любой заданной точки (в пределах длины конечности), достаточно иметь двухзвенную конечность с двумя степенями свободы в проксимальном суставе («плече») и одной степенью свободы в дистальном («локтевом»). На самом деле конечности имеют большее число звеньев и степеней свободы.
Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок.
Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю. Л. Ряузова (1962) показано, что при круговых движениях рук все испытуемая действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая — против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении скорости они переходили в симметричные. По-видимому, различия между координациями верхних и нижних конечностей сформировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела.
Координация движений развивается у детей разными темпами. У одних детей движения с раннего возраста слаженные, другие долго остаются неловкими. Чтобы научиться ползать и ходить, ребенок должен освоить множество двигательных навыков.
В начале второго полугодия жизни ребенок приобретает позу сидения, начинает сидеть без поддержки, пытается ползать и переступать. С б-7 месяцев ребенок ползает, что укрепляет его мышцы и связки. В 7 месяцев он поднимается на четвереньки, при поддерживании хорошо переступает. В 6−8 месяцев самостоятельно садится, встает, цепляясь за опору. В 9 месяцев пытается стоять без опоры. В 10 месяцев поднимается и стоит без опоры. После попыток ходить при поддерживании, ребенок 11−12 месяцев начинает ходить при поддерживании за одну руку. Со 2-го года начинает ходить самостоятельно.
В процессе обучения ходьбе ребенок преодолевает тяжесть головы и верхней части тела, у него развиваются мышцы таза, бедра и ног, и он приучается поддерживать равновесие. При выработке координированных механизмов ходьбы, движения туловища и рук начинают совершаться в соответствии с движениями ног. В 1−2 года движения ребенка неустойчивы и неуклюжи. На 2-м году жизни движения ребенка не являются ни ходьбой, ни бегом. Только на 3-м году жизни дифференцируются ходьба и бег. В 3−4 года ребенок хорошо ходит и бегает.
Только к 5 годам закрепляются все элементы акта ходьбы, свойственные взрослым, но еще до 8 лет наблюдается перепроизводство движений ног при ходьбе.
У дошкольников 7 лет фаза переноса ноги начинается с ее сгибания в голеностопном суставе, а у подростков — со сгибания в коленном суставе, как у взрослых.
С 4 до 6 лет длина шага увеличивается, а темп ходьбы, или число шагов в минуту, уменьшается. Длина шага на 5-м году увеличивается в 2 раза, на 8-м году — в 3 раза по сравнению с начальным периодом ходьбы.
Считают благоприятным временем развития кординационных способностей возраст от 5 до 7 лет. На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках (дети учат простые движения в младшей, средней группе, это как такой подготовительный этап). Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память.
Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.
Таким образом, у ребенка до 4−5 лет начинают вырабатываться основные механизмы координации движений, а также координации движений и вегетативных функций. Однако к 6−7 годам эти координационные механизмы еще несовершенны. С этого возраста в связи с овладением письмом начинают совершенствоваться мелкие точные движения рук, которые хорошо осуществляются примерно с 10 лет.
Ритмическая гимнастика активно способствует развитию координации у детей дошкольного возраста.
1.3 Роль ритмической гимнастики в формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста
Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание. Дошкольники приучаются сосредоточиваться на различных движениях, которые показывает музыкальный руководитель. Они делают это легко и весело. У них формируется способность к устойчивому вниманию и собранность.
Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить: они помогают развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность; укреплять мышцы спины и стопы, формировать правильную осанку; развивать гибкость, силу; знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы и др.
Задача педагога — через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить, что движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми; повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности; дети уже могут заставит себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве; дети достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.
Методика работы по формированию координаций движений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ритмической гимнастики предполагает несколько этапов:
1.Подготовительный этап, который предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятие задач.
Далее осуществляется подбор музыкального сопровождения, которое программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника и исполнителю, и ведущему, эмоционально оформляет занятие, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки.
2. Основной этап — здесь происходит ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнить. Для этого используется наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требование к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанементы, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.
Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений, успешность уоторых зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку.
Длительность комплекса определяется, прежде всего, в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% для основной и 10% для заключительной. Необходимо конкретизировать содержание основной части комплекса — количество серий бега и прыжков, их длительность, соотношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.
При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:
— упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;
— упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;
— нагрузка должна возрастать постепенно;
— упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.
Последовательность упражнений, выполняемых в основной части комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зарекомендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног.
Последовательность упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе мышц брюшного пресса.
Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 5−7 лет по функциональным возможностям является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.
Дети 5−6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания (без зрительного показа)[9]. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы педагога.
Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений.
Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи — оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным можно отнести следующие задачи [22]:
— повышать эмоциональный настрой детей;
— сформировать двигательную культуру и координацию движений;
— способствовать формированию правильной осанки;
— повышать физическую работоспособность;
— развивать основные физические качества;
— совершенствовать чувства ритма, музыкальность.
Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности. Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.
Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии.
Таким образом, современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Использование нетрадиционной методики - ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.
С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики. Включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.).
В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Именно в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формирует умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение опыта работы инструктора по физической культуре по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмической гимнастики
ритмический гимнастика координация дошкольный
Изучив теоретические аспекты обозначенной темы, приступили к проведению практической работы.
Работа проводилась с детьми старшей группы, в количестве 22 человек, МБДОУ «Радуга» с. Замостье, Грайворонского района, Белгородской области (список детей — Приложение 1).
Заведующая детским садом — И. Н. Мовчан.
Воспитатели: Т. Н. Загриценко, О. Л. Светличная.
Физкультурный руководитель — Ж. В. Светличная.
Хронологические рамки исследования: с 01.02.16 по 28.02.16 г.
Цель констатирующего этапа эксперимента: познакомиться с особенностями и формой работы физкультурного руководителя по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмической гимнастики.
Методы исследования.
Метод беседы. Для знакомства с работой физкультурного руководителя с детьми по развитию у них координации на основе ритмической гимнастики была проведена беседа, в результате которой мы познакомились с направлениями, методами и материалами, которые физкультурный руководитель использует в своей деятельности (материл из опыта работы физкультурного руководителя представлен в Приложении 2).
Метод наблюдения. Наблюдение за деятельностью педагога помогло определить формы и особенности работы с детьми по развитию у них координации на основе ритмической гимнастики.
В результате наблюдения было выявлено, что основной формой музыкально-ритмического воспитания является занятие, которое проводят в музыкальном зале с наличием инвентаря (платочки, флажки, мячи разного размера, султанчики, маски и т. д.), в игровой форме.
На танцевальных занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (5−6 лет — 25минут, 6−7лет-30минут).
Комплекс ритмической гимнастики разделен на три части: подготовительную, основную и заключительную, которые различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 5%-15%, 70%-85% и 3%-7% от общего времени занятий.
В подготовительной части инструктор использовала разогревающие упражнения, что помогает подготовить организм к выполнению упражнений в основной части. Движения выполняются с небольшой амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем темпе. Включены упражнения общего воздействия — потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.
Основная часть комплекса ритмической гимнастики направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.
В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности. Это в основном упражнения на расслабление и дыхание, поскольку самое важное после нагрузки — продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений. Упражнения этой части помогают организму восстановиться после напряженной физической работы.
Обучение основным комплексам упражнений идет поэтапно:
— на первом этапе рассказывается, а потом показывается движение, далее выполняется то или иное упражнение без музыки;
— на втором этапе закрепляются упражнения комплекса в целом, где больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов.
Каждый комплекс ритмической гимнастики используется в течение 1- 2 месяцев.
В работе с детьми педагог ритмическую гимнастику проводит в различных вариантах:
1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера.
2. В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурных занятий.
3. При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы). Все отражено в папке передвижке педагога, где размещаются фотографии из спортивной жизни детского сада.
Наблюдение за деятельностью педагога показало, что на занятии используют следующие упражнения и движения:
1.Основные виды движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и т. д. в разных направлениях.
б) Бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ: («бабочки», «птички», «ручейки» и т. д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку») и т. д.
в) Прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — «лошадки», легкие подскоки, боковой галоп и др.
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
3. Плясовые движения. — Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков, шаг польки, приставной шаг, подскоки и др. (пример упражнений представлен в Приложении 3).
Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением.
Музыкальное сопровождение — дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.
Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, — все эти качества достигаются с увлечением, и главное — всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Работа под фонограммы музыкальных произведений предполагает определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошее качество их двигательной подготовки.
В работе с детьми используют самую разнообразную доступную восприятию ребенка музыку. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп — умеренный.
Также наблюдение показало, что для развития координации в упражнениях для рук и ног учитывают нарастание сложности. Кроме того, педагог дает упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги или туловище, а затем постепенно вводим упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.
Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными — движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).
Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
Движения ног и рук относительно времени могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая — внизу, они как бы догоняют друг друга).
Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения.
Таким образом, в результате исследования было выявлено, что решая проблему по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмической гимнастики, педагог: использует различные методы (например, усложнение движений, расширение двигательных целей, ускорение или замедление темпа и др.), и формы работы с детьми (основная форма — занятие, которое проводят в музыкальном зале с наличием инвентаря (платочки, флажки, мячи разного размера, султанчики, маски и т. д.), занятия с элементами игры и др.).
На танцевальных занятиях подбор педагогом упражнений соответствует возможности и подготовленности детей; продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся.
Также необходимыми условиями для развития координации являются: постепенность в усложнении задач, разнообразие движений, ускорение темпа. Упражнения на координацию полезны лишь до наступления автоматизации. Поэтому необходимо их разнообразить и усложнять. При этом будет совершенствоваться суставно-мышечная чувствительность, способствующая формированию такой двигательной дифференцировки.
Кроме того, на занятиях ритмической гимнастики педагог создает предпосылки для: развития двигательной и мышечной памяти, внимания и дисциплины детей; укрепления мышц спины и мышц стопы, формирование правильной осанки; развития гибкости, силы, выносливости и работоспособности; совершенствования качества, точности движений; развития предметной ловкости путем использования различных предметов на занятиях (шляпы, пистолеты, пружинки и т. д.); раскрепощения детей эмоционально через музыкальные образы и др.
Считаем, что такие подходы к развитию координации у детей, и двигательных способностей в целом, сформирует не только у них умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, позволит улучшить осанку, укрепить опорно-двигательный аппарат, но и приобщают детей к культуре движений, развивают у них чувство прекрасного, прививают любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, дают возможность с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связных с движениями.
2.2 Рекомендации по использованию ритмической гимнастики для развития координации у детей старшего дошкольного возраста
Опираясь на проведенное практическое исследование, нами были разработаны рекомендации по использованию ритмической гимнастики для развития координации у детей старшего дошкольного возраста.
1. При работе с детьми старшего дошкольного возраста следует учитывать их психолого-педагогические особенности, которые заключаются в том, что: движения детей в этом возрасте становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми; повышается их способность к произвольной регуляции двигательной активности; они вполне осознанно выполняют задания на перемещение в пространстве, успешно преодолевают трудности при выполнении сложных двигательных заданий; движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями и сохраняют равновесие.
2. Эффективность воздействий гимнастических упражнений на развитие координации у детей возможно лишь при правильном их выполнении как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму и темпу).
3. Для формирования и закрепления правильного навыка в выполнении гимнастических упражнений необходимо многократное повторение движения, показ и объяснение упражнений. Это связано с тем, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища и головы представляет для детей определенную трудность. И только хорошо изученные движения дети могут выполнять в нужном темпе и с необходимой нагрузкой.
3. Ознакомление и разучивание движений не должны быть продолжительными, так как если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы детей существенно снижается.
4. В силу своих возрастных особенностей частое выполнение одних и тех же упражнений детям быстро надоедает. Поэтому для поддержания у них интереса, упражнения стараются выполнять в разных вариантах (например, изменяя исходные положения и направления движений, ускорение или замедление темпа, амплитуду движений и др.). Способствует повышению интереса детей и введение в упражнения игровые элементы, например, имитация поз и движений различных животных и т. д.
5.Упражнения целесообразно давать в следующем порядке (с целью развития временных ориентировок):
1) упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя (при этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентировании («присели вниз», «выпрямились»; «в сторону»; «прямо» и т. д.).
2) упражнения в сопровождении музыки;
3) наряду с упражнениями под музыку, давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз руки в стороны», «два вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три присели», «четыре выпрямились»);
4) хорошо известные упражнения выполнятся детьми самостоятельно, (дается команда для начала упражнения).
6. Нужно обязательно поддерживать ребенка, если ему с трудом дается какой-то элемент, вселять в него уверенность, делить с ним радость достижений его результатов.
7. При проведении занятий по ритмической гимнастике музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. Подбор композиций осуществляется дифференцированно для девочек и мальчиков. Это необходимо для развития у девочек элегантности, грациозности, пластичности, женственности, а у мальчиков — мужественности, быстроты, силы.
8. Для развития координации в упражнениях необходимо учитывать нарастание сложности. Также нужно давать упражнения, в которых руки, ноги, или туловище тренируются изолированно, а затем постепенно вводить упражнения, которые объединяют движения рук, ног и туловища.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблема развития физически полноценных, здоровых детей — актуальная задача дошкольного учреждения, вследствие чего педагоги дошкольных учреждений используют многообразные средства и методы работы по укреплению здоровья детей, среди которых наибольшей популярностью пользуется ритмическая гимнастика.
2. Систематические занятия по ритмической гимнастике помогают не только укрепить здоровье, но и повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение детей координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.
3. Ритмическая гимнастика кроме того активно способствует развитию координации у детей дошкольного возраста, что особенно важно, так как основные механизмы координации движений, а также координации движений и вегетативных функций начинают вырабатываться у детей в возрасте 4−5 лет, но к 6−7 годам эти координационные механизмы еще несовершенны и нуждаются в развитии. Именно поэтому занятия ритмической гимнастикой особенно важны в старшем дошкольном возрасте, тем более что этот возрастной период является благоприятным для развития и совершенствования координационных способностей: на шестом — седьмом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге и прыжках.
Опыт внедрения ритмической гимнастики у нас в стране свидетельствует, что эту разновидность гимнастики с успехом можно использовать в ДОУ.
4. Проведенное эмпирическое исследование показало, что особенности работы инструктора по физической культуре по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмической гимнастики заключаются в том, что эффективность воздействий гимнастических упражнений на развитие координации у детей возможно лишь при правильном их выполнении как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму и темпу).
Кроме того, для формирования и закрепления правильного навыка в выполнении гимнастических упражнений необходимо многократное повторение движения, показ и объяснение упражнений. Так как только хорошо изученные движения дети могут выполнять в нужном темпе и с необходимой нагрузкой.
Для поддержания у детей интереса к занятиям, упражнения стараются выполнять в разных вариантах, введение в упражнения игровых элементов, например, имитация поз и движений различных животных и т. д.
Обучение детей произвольному выполнению координированных действий с помощью ритмической гимнастики повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует у детей произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил.
Считаем, что приведенный опыт работы инструктора по физической культуре по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмической гимнастики может быть полезен для педагогов дошкольных учреждений по развитию координации у детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.
1. Бальсевич В. К., Королев М. Н., Майорова Л. Т. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры, 2006. — № 10. С. 21- 24.
2. Бесшапошникова, С. Ю. Развитие двигательной координации у детей 5−7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: автореф. дис. … канд. пед. наук / Бесшапошникова С. Ю. — Ярославль, 2006. — 23 с.
3. Бойченко С. Д., Карсеко Е. Н., Леонов В. В., Смотрицкий А. Л. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры.-2003. -№ 8.-С.15−18.
4. Ванюшина О. Б. Дошкольник, подружись с физкультурой (из опыта работы).- М.: «АКАпринт». 2004. -124 с.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: учебник для студентов педколледжей / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2004. — 256 с.
6. Горелов А. А., Коблев Я. К., Козлов И. М., Правдов М. А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 50−53.
7. Горелов, А. А. Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников / А. А. Горелов, Е. В. Немеровский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 9 (43). — С. 19−22.
8. Казакова М. С. Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой: Дис. .канд. пед. наук, М., РГАФК, 2002. -155 с.
9. Киевская О. Г. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическое состояние детей 7−8 лет, проживающих в условиях Кольского Заполярья: Дис. .канд. пед. наук.- СПб., 2001. 169 с.
10. Крючек Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Учебно-методическое пособие. М.: «Терра — Спорт». — 2001. -64 с.
11. Лях В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 2. — С. 56−60.
12. Назаренко Л. Д. Примерная классификация базовых двигательных координации по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 8. С. 1921.
13. Некрасов А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис.. канд. пед. наук, БГУ, Белгород, 2006. -163 с.
14. Немеровский, В. М. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 1 (35). — С. 71−75.
15. Организация и методика проведения занятий ритмической гимнастикой в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) // Методические рекомендации / Сост. Бесшапошникова С. Ю. Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005.-20 с.
16. Правдов М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Научное издание Текст.: Монография М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. -184 е.: ил.
17. Правдов, М. А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5−7 лет / М. А. Правдов, Ю. Н. Ермакова, Д. М. Правдов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2010. — № 5 (63). — С. 83−87.
18. Работа с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Восточного округа // из опыта работы педагогов /Департамент образования г. Москвы, Восточное окружное управление, Научно-методический центр/ Москва. 2003. -76 с.
19. Ритмическая гармония Алексеевой [Электронный ресурс] URL: http://www.mosjour.ru/index.php?id=979
20. Ритмическая гимнастика // Методические рекомендации / Сост. Богданов О. А., Кузьмина Ю. Б. С.-Пб. — Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. -2010. 24 с.
21. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Методические рекомендации / Сост. Бесшапошникова С. Ю. Шуя: изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. — 41 с.
22. Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 30−33.
23. Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. 185 с.
24. Чистякова, А. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности в процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста / А. А. Чистякова, М. А. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. — 2011. — № 1 (71). — С. 136−139.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей подготовительной группы «Солнышко» МБДОУ «ДСКВ «Радуга»
№ | Фамилия, имя детей | Год рождения | Группа здоровья | |
1. | Бакрадзе Михаил | 27.03.2010 | II | |
2. | Белорусов Ярик | 08.06.2010 | I | |
3. | Войцеховсий Кирилл | 28.09.2009 | I | |
4. | Долгополов Вадим | 08.09.2009 | I | |
5. | Дорожкина Арина | 05.08.2010 | I | |
6. | Карпенский Ваня | 28.07.2010 | II | |
Конев Никита | 07.06.2009 | I | ||
8. | Коноваленко Богдан | 24.08.2009 | I | |
9. | Кононенко Дима | 18.07.2009 | II | |
10. | Король Всеволод | 20.08.2009 | I | |
11. | Мильчаков Михаил | 19.10.2010 | II | |
12. | Мудрова Марина | 15.06.2010 | I | |
13. | Осина Аня | 13.03.2010 | II | |
14. | Парасоцкая Милана | 19.10.2009 | I | |
15. | Пашков Данил | 20.05.2009 | I | |
16. | Пилюгина Евгения | 20.10.2009 | I | |
17. | Рыбин Назар | 08.12.2009 | I | |
18. | Терещенко Александр | 21.01.2010 | I | |
19. | Химич Захар | 27.03.2010 | II | |
20. | Химич Матвей | 27.03.2010 | II | |
21. | Шелоханова Анастасия | 22.06.2010 | II | |
22. | Елунин Дима | 02.11.2010 | I | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Опыт работы включает следующие материалы:
1.Программно целевое планирование занятий по физической культуре с использованием технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ» | Раскрывает содержание оздоравливающих, образовательных и развивающих задач. С опорой на современные технологии, с учетом поставленных целей и возраста детей определены эффективные методы и приемы проведения занятий. | |
2.Модель использования танцевально-ритмической гимнастики «СА-ФИ-ДАНСЕ» на занятиях по физической культуре | Представлен модифицированный вариант использования форм работы внедряемой технологии в сложившейся системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. | |
3. Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств — силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре для детей 5−7 лет. | Является неотъемлемой частью перспективного планирования. Позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку используемых игр и упражнений на развитие физических качеств детей на занятиях. | |
4. Картотека распределения игр и упражнений танцевально-ритмической гимнастики по возрастам. | Составлена на основе инновационных технологий и собственных наработок. Материал систематизирован с учетом учебной нагрузки и индивидуальных особенностей детей. | |
5. Картотека оздоровительных упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики в физкультминутках, дыхательных упражнений. | Способствуют физическому развитию детей. Обеспечивают непрерывность, поэтапность овладения детьми способов профилактике плоскостопия, сколиоза, нарушений органа зрения. | |
6. Карта оценки уровня развития физических качеств у детей дошкольного возраста (5−7 лет). Карта оценки особенностей проявления эмоциональной сферы ребёнка в движении. | Подобраны тестовые задания согласно возрастным показателям, направленные на определения уровня развития физических качеств и эмоционально-двигательной сферы дошкольников. | |
7.Папка-передвижка для родителей по укреплению здоровья детей | Размещаются фотографии из спортивной жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей. «Страничка Здоровья», где инструктор по физкультуре дает ответы на интересующие родителей темы о физическом воспитании и развитии детей. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения на координацию движений
Шаг с припаданием
Исходное положение — ноги в основной стойке. Выполняется на счёт «раз и два». На «и» правую ногу приподнять вправо; на «раз» сделать небольшой шаг с носка на всё ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в колене; на «и» выпрямляя ноги [ позади правой ], правую отвести в сторону; на «два и» повторить движение. Вовремя движения корпус не поворачивается.
"Качалочка"
На «раз» поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два» откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.
«Козлик»
Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично раскачиваются к себе, от себя. Выполняются на счёт «раз», «два». Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков.
Добрый шаг
Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т. д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполнятся с продвижением впёрёд и при кружении на месте.
Притопы
Эти движения соответствуют весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На «раз» следует топнуть ногой впереди, на «два» — приставить ногу к ноге.
Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на «раз» делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два» притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп — на счёт «два». Затем движения исполняются начиная с левой ноги .
Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.