Введение.
Нарушение письма у младших школьников
В настоящее время выявлено большое количество детей, имеющих нарушения в процессе письма. Ребенок, который не имеет отклонений в развитии интеллекта, слуха и зрения допускает ошибки на письме из-за незрелости, дисфункции определенных отделов мозга. Эти отделы отвечают за зрительно-пространственную ориентацию, моторные операции и речевое внимание. Большие полушария головного мозга также влияют… Читать ещё >
Введение. Нарушение письма у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нарушения письма являются распространенными дефектами речи у младших школьников. Расстройства письма неблагополучно влияет на процесс обучения ребенка, на формирование его личности, на школьную адаптацию и в целом на его психическое развитие.
В настоящее время выявлено большое количество детей, имеющих нарушения в процессе письма. Ребенок, который не имеет отклонений в развитии интеллекта, слуха и зрения допускает ошибки на письме из-за незрелости, дисфункции определенных отделов мозга. Эти отделы отвечают за зрительно-пространственную ориентацию, моторные операции и речевое внимание. Большие полушария головного мозга также влияют на уровень овладения процессом письма. А. Р. Лурия писал, что «процесс письма не является результатом деятельности какого-либо одного „центра“, в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высоко дифференцированных зон коры головного мозга» [23].
Следовательно, ошибки на письме очень часто происходят из-за свойств нейропсихологического развития ребенка.
Лурия А.Р., Жинкин Н. И., Л. С. Выготский, в своих исследованиях подчеркивают взаимозависимость устной речи и мыслительных операций. Письмо формируется в составе учебной деятельности. Учебная деятельность в школьном возрасте является ведущей и совершенствует устную и развития письменную речь ребенка.
Совершенствование мыслительных операций способствует овладению навыком письма и формированию в целом учебной деятельности.
На данный момент отечественными исследователями И. Н. Ефименковой, А. Н. Корневым, Р. И. Лалаевой представлены вопросы о проблеме дисграфии, механизмов и этиологии ее появления.
Л.Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Е. Ф. Соботович в своих исследованиях описали структуру речевого дефекта, вопросы симптоматики, методологические подходы и направления для коррекции различных видов дисграфии.
Актуальность:
Нарушение письма — часто встречающаяся речевая патология у младших школьников. Нарушения письма изучаются очень давно, но до настоящего времени это одна из актуальных проблем логопедии. В настоящее время коррекционная логопедическая работа по устранению дисграфии недостаточно эффективна. Количество детей, страдающих дисграфией в начальных классах составляет 30%. Недостаточная изученность вопроса для совершенствования коррекционной работы определяет актуальность проблемы.
Объект исследования — нарушение письма у младших школьников.
Предмет исследования — процесс выявления нарушений письма у младших школьников.
Цель исследования — выявление нарушений письма у младших школьников.
Задачи:
- 1. Изучить и рассмотреть литературу по проблеме дисграфии
- 2. Разработать методику для обследования нарушений письма у младших школьников.
- 3. Провести экспериментальное исследование для выявления дисграфии у младших школьников и проанализировать результаты эксперимента.
- 4. Определить направления коррекционной работы для устранения нарушений письма у младших школьников.