Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование, посвященное проблеме формирования речевой культуры педагога, позволило решить основные задачи, которые были поставлены в начале работы, и подтвердить гипотезу. Результаты проведенных исследований в целом подтверждают обоснованность избранных методологических подходов и концептуальных положений, обеспечивающих достижение поставленной цели. В частности был осуществлен… Читать ещё >

Содержание

  • глава i.
  • Теоретические аспекты формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза
    • 1. 1. Речевая культура педагога как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Структура речевой культуры будущего педагога
    • 1. 3. Модель формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию речевой культуры будущего педагога
    • 2. 1. Педагогические условия формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза
    • 2. 2. Программа формирования и развития речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза
    • 2. 3. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования формирования речевой культуры будущего педагога
  • Выводы по II главе

Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях возник особый интерес к проблеме речевой культуры педагога, что во многом обусловлено социальными причинами. Изменение социально-экономической ситуации, общественной идеологии потребовало пересмотра привычных форм общения между педагогом и обучаемым.

Для сферы педагогического общения актуальна проблема достижения эффективности речевого общения, в свою очередь, ее решение зависит от владения педагогами конкретными речевыми жанрами, от стратегии внутрижанрового поведения говорящего и учета особенностей аудитории (личности собеседника). Речевая культура педагога в настоящее время представляется еще недостаточно изученной с точки зрения соответствия реальной картины общения нормам, предпочтениям и предписаниям, выработанным в практике русской речевой культуры. Особый интерес в профессионально-педагогической деятельности вызывает изучение речевой культуры педагога, установление позитивной и негативной коннотации общения между педагогом и обучаемым, проверка гармонизации педагогического общения как устойчивой тенденции. Знание особенностей педагогической речевой культуры необходимо каждому педагогу для эффективного общения. Именно общение является основой профессионального мастерства педагога. Исследование речи педагога позволяет определить наиболее часто употребляемые номинации, речевые конструкции, классифицировать их и выявить тенденции их употребления.

Анализ проблемы речевой культуры педагога требует теоретико-методологического осмысления понятий «речь», «речевая деятельность», «речевая культура», «культура речи». Различные аспекты содержания этих понятий рассмотрены в трудах М. М. Безруких, Б.М. Бим-Бад, В. А. Болотова, Е. В. Бондаревской, JI.C. Глебовой, Б. В. Головина, Ф. Н. Гоноболина, Е. Ю. Захарченко, И. А. Каирова, Г. Ф. Карповой, Н. В. Кузьминой,.

Ф.Н. Петрова, Н. Г. Пешковой, В. А. Сластенина, JI.P. Хасановой, P.M. Чумичевой, А. И. Щербакова.

Особый интерес представляет теория и практика публичной речи, которая вновь актуальна, на это указывают исследования педагогов-лингвистов (В.И. Аннушкин, А. Н. Васильева, О. И. Марченко,.

A.А. Мурашов, Л. И. Скворцов, И. А. Стернин и др.). Формирование речевой культуры педагога тесно связано с проблемой педагогического общения, которой в последние годы уделяется большое значение (А.А. Бодалев,.

B.C. Грехнев, И. А. Зимняя, С. В. Знаменская, В.А. Кан-Калик, К. М. Левитан,.

A.А, Леонтьев, Д. С. Лихачев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, И.И. Рыданова). Осуществляется поиск путей развития речевой культуры педагога в рамках педагогической техники (О.А. Абдулина, Г. И. Баланюк,.

B.М. Короткое, В. М. Мандыкан, Л. И. Рувимский, С. Ф. Сердюк, Н. Н. Тарасевич, И.Е. Шварц). Успешно разрабатывается метод нейро-лингвистического программирования в педагогической науке (А.А. Калюжный, М. В. Китаева, А.А. Радугин).

Усиление внимания к проблемам педагогического общения, педагогического мастерства, педагогической техники, педагогической культуры учителей и преподавателей положило начало исследованиям в области речевой культуры педагога, но специального изучения процесса формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза до сих пор не проводилось.

Необходимость исследования проблемы формирования речевой культуры педагога обусловлено противоречиями:

— между высоким уровнем требований к речевой культуре педагога в современных условиях и недостаточным вниманием к проблеме ее формирования в процессе профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности;

— между необходимостью овладения высоким уровнем речевой культуры будущими педагогами и недостаточной разработанностью теоретико-прикладных основ этого процесса.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования: каковы педагогические условия формирования речевой культуры педагога в образовательном процессе вуза.

Актуальность проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза».

Объект исследования — речевая культура будущего педагога.

Предмет исследования — педагогические условия формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Цель исследования — разработка и экспериментальная проверка модели формирования речевой культуры педагога в образовательном процессе вуза.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что формирование речевой культуры будущего педагога будет осуществляться успешно, если:

— уточнено содержание понятия «речевая культура педагога» и определено его соотношение с такими понятиями, как «речевая деятельность», «педагогическая культура»;

— определены структурные компоненты речевой культуры педагога;

— разработана модель формирования речевой культуры будущего педагога и программа формирования речевой культуры будущего педагога;

— выявлена совокупность педагогических условий формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза.

В соответствии с целью, предметом исследования решались следующие задачи:

1. На основе изучения методологических, теоретических и прикладных основ процесса формирования речевой культуры будущего педагога уточнить содержание понятия «речевая культура педагога» и определить его структуру.

2. Разработать модель формирования речевой культуры будущего педагога, критериально-уровневую характеристику сформированное&tradeречевой культуры будущего педагога и экспериментально проверить эффективность разработанной модели.

3. Определить формы и методы обучения, которые будут способствовать формированию речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза.

4. Выявить педагогические условия, необходимые для успешного формирования речевой культуры будущего педагога.

Теоретико-методологической основой исследования явились: личностно-ориентированный, аксиологический, деятельностный, интегративно-дифференцированный подходыклассические идеи педагогического мастерства. П. П. Блонского, А. С. Макаренко,.

B.А. Сухомлинского, С. Т Шацкого и др.- работы по неориторике в педагогике (В .И. Аннушкин, Ролан Барт, А. Н. Васильева, О. И. Марченко, А. А. Мурашов, Л. И. Скворцов, И. А. Стернин и др.) — теории педагогического общения (Ш.А. Амонашвили, А. А. Бодалев, B.C. Грехнев, И. А. Зимняя,.

C.В. Знаменская, В.А. Кан-Калик, К. М. Левитан, А. А. Леонтьев, Д. С. Лихачев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, И. И. Рыданова,) — труды театральных деятелей по теории сценической речи (Т.А. Дронова, П. М. Ершова, К.С. Станиславский) — научные труды по педагогической технике (О. А. Абдулина, Г. И. Баланюк, В. М. Коротков, В. М. Мандыкан, Л. И. Рувимский, С. Ф. Сердюк, Н. Н. Тарасевич, И. Е. Шварц и др.) — концепция формирования педагогической культуры (М.М. Безруких, Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, В. А. Болотов, Л. С. Глебова, Б. В. Головин, Ф. Н. Гоноболин, Е. Ю. Захарченко, И. А. Каиров, Г. Ф. Карпова, Н. В. Кузьмина, Ф. Н. Петров, Н. Г. Пешкова, В. А. Сластенин, Л. Р. Хасановой P.M. Чумичева, А. И. Щербаков и др.). Существенное значение для ч I настоящего исследования имеют философские, лингвистические и психолого-педагогические теории ораторского искусстваконцепции культуры речи, речевого поведения.

Методы исследования, о теоретические, включающие изучение и анализ философской, лингвистической, педагогической, психологической литературы: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ, обобщение, сравнение, прогнозирование, систематизация, моделированиео эмпирические: анкетирование, наблюдение, опрос, интерьвью, тестирование, изучение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперименты, математическая обработка экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной база исследования — Воронежский государственный университет. Участники эксперимента — студенты педагогических специальностей, преподаватели кафедры педагогики и педагогической психологии, всего 191 респондент.

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 г. и включало три этапа.

Первый этап (2004;2005 гг.). Был посвящен теоретическому анализу проблемы речевой культуры педагога: осуществлялось обоснование проблемы исследования, изучение степени ее разработанности, проводился анализ научной литературы, были выявлены противоречия, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и основные методы исследования. Проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Второй этап (2005;2007 гг.). Разработка и апробация экспериментальной модели формирования речевой культуры педагога. Проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий и формирующий эксперименты на основе реализации подобранных форм и методов формирования речевой культуры педагога. В этот период в процессе проведения учебных занятий в экспериментальных группах проводилась проверка выявленных педагогических условий. В контрольных группах занятия проходили по традиционной программе.

Третий этап (2007;2008 гг.). Обобщение и систематизация результатов теоретической и экспериментальной работы. Для определения результативности проведенной опытно-экспериментальной работы проведен итоговый срез. Оформлены результаты исследования.

Научная новизна исследования: в уточнено содержание понятия «речевая культура педагога», определена его структурао разработана модель формирования речевой культуры будущего педагога- ® обоснованы формы и методы формирования речевой культуры будущего педагогауточнены критерии оценки сформированное&tradeречевой культуры будущего педагогавыявлены педагогические условия формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теории речевой культуры педагогав уточнение содержания понятия «речевая культура педагога" — в определение структуры речевой культуры педагогав обоснование эффективности форм и методов формирования речевой культуры будущего педагогав разработку критериев, показателей и уровней сформированности речевой культуры педагога в образовательном процессе вузав выявление педагогических условий, способствующих более успешному формированию речевой культуры будущего педагога в вузе.

Практическая значимость исследования определяется разработкой программы формирования речевой культуры педагога. Полученные в исследовании результаты используются в образовательном процессе Воронежского государственного университета для формирования речевой культуры будущих педагогов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью содержания и логикой исследования, синтезом философских, культурологических, лингвистических и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей. Исследование адекватно цели, задачам, логике, гипотезе, длительности проведения, выборке, полученным данным.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Речевая культура педагога — это знания и владение нормами устной и письменной речи, умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях профессионального педагогического общения в соответствии с его целью и содержанием.

2. Структура речевой культуры педагога включает в себя инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть — ядро речевой культуры педагога, ее неизменяемая составляющая. В качестве инварианта выступают нормы литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), присущие всем функциональным пластам речи, устойчивые особенности педагогической речи (корректировка, 1 направленность, диалогизм, экспрессивность, предвидение, импровизационность, артистизм, знание национальных особенностей речи), формы педагогической речи (внутренняя и внешняя: диалог и монолог, устная и письменнаяслышимая, произносимая, видимая и осязательная). Вариативная часть состоит из целого ряда компонентов, зависящих от индивидуальных особенностей педагога и учащихся, педагогических ситуаций, в которых они используются. В вариативную часть речевой культуры педагога входят: педагогический речевой этикет, невербальные средства общения (фонационные, кинетические, проксемические), композиционные правила построения педагогической речи, речевой контекст (лингвистический, паралингвистический, экстралингвистический, ситуационный). Также определены функции речевой культуры педагога: коммуникативная, самопрезентационная, воздейственная (мотивационная, психотерапевтическая), информационная, координирующая, эстетическая.

3. Модель формирования речевой культуры педагога включает в себя: Цель — формирование речевой культуры будущего педагога. Задачи:

— формирование научно-познавательного интереса у студентов к профессиональной речевой культуре;

— формирование ценностного отношения к речи педагога;

— изучение и усвоение студентами нормативных основ речи;

— приобщение студентов к педагогической деятельности на основе осознанного использования педагогической речи;

— развитие рефлексивных способностей в отношении речевого действия в конкретных педагогических ситуациях.

В модели обозначен блок взаимодействия преподавателя и студента, содержащий формы и методы взаимодействия, способствующие формированию и развитию речевой культуры будущего педагога: решение учебных задач, проблемных ситуаций, самостоятельная деятельность студентововладение теорией и искусством ведения спора, беседыразвитие умения слушать, наблюдение, задания на развитие письменной речи, знакомство с образцами выступлений известных ораторов.

В модели содержатся критерии и направления сформированности речевой культуры будущего педагога. Критериями выступают знания (когнитивный критерий), умения и навыки (деятельностный критерий), рефлексия (оценочный критерий), выделены основные направления: риторическое, психологическое, педагогическое.

4. Педагогические условия, способствующие более эффективному формированию речевой культуры педагога:

— высокий уровень речевой и педагогической культуры преподавателя, осуществляющего процесс подготовки будущих специалистов;

— учет индивидуального уровня сформированности речевой культуры студентов;

— субъект-субъектные отношения между студентами и педагогами;

— внедрение модели формирования речевой культуры будущего педагога;

— реализация комплексной программы овладения педагогической речевой культурой, включающая в себя индивидуальные и групповые формы и методы организации образовательного процесса, направленные на формирование речевой культуры у будущих педагогов;

— создание позитивной речевой среды;

— включение студентов в познавательную, культурную, творческую деятельность, в процесс^ которой происходит овладение умениями и навыками речевой культуры педагога;

— систематическая диагностика уровня сформированное&tradeречевой культуры будущих педагогов;

— проведение конкурсов ораторского мастерства в рамках педагогических дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора, докладах и сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах (межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации» 14−15 ноября 2003 года (г. Воронеж) — международной конференции «Роль кураторов студенческих групп вузов города Воронежа в профилактике наркомании» 3−4 января 2004 года (г. Воронеж) — ежегодной межрегиональной научно-методической конференции «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» 2004, 2005, 2006 гг. (г. Воронеж) — семинаре для руководителей международных структур вузов Центрально-Черноземного региона РФ «Российско-Германское сотрудничество в области науки и высшего образования: актуальные программы и стипендии DAAD» 2005 года (г.Воронеж)) — Ш Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (заочная форма). — Пенза, ноябрь 2007 годамеждународной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях». — Воронеж, 2008; на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии ВГУ.

Выводы по главе II.

В модели формирования и развития речевой культуры педагога предполагался целый ряд педагогических условий, способствующих более успешному протеканию этого процесса. Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили данное предположение. Педагогические условия, влияющие на эффективность формирования речевой культуры будущего педагога, подразделяются на:

— высокий уровень речевой и педагогической культуры преподавателя, включенного в процесс подготовки будущих специалистов;

— учет индивидуального уровня сформированности речевой культуры студентов;

— субъект-субъектные отношения между студентами и педагогами;

— разработка модели формирования речевой культуры будущего педагога;

— реализация комплексной программы овладения педагогической речевой культурой, включающая в себя индивидуальные и групповые формы и методы организации образовательного процесса, направленных на формирование речевой культуры у будущих педагогов;

— создание позитивной речевой среды;

— включение студентов в познавательную, культурную, творческую деятельность студентов, в процессе которой происходит овладение умениями и навыками речевой культуры педагога;

— систематическая диагностика уровня развития речевой культуры будущих педагогов;

— систематическое проведение конкурсов ораторского мастерства в рамках педагогических дисциплин.

Констатирующий эксперимент опытно-экспериментальной части диссертационного исследования показал, что влияние речевой культуры педагога на успех профессиональной деятельности очень велик: степень владения речевой культурой педагога в ходе анализа собственного педагогического опыта педагогами-экспертами не всегда соответствует необходимому уровню и требует ее повышения. Уровень владения педагогической речевой культурой у студентов-будущих педагогов крайне низок и также требует его повышения. Существенных различий в уровне речевой культуры педагога во всех группах нет. Это связано с тем, что речевая культура педагога формируется стихийно, так как отсутствует целенаправленная программа ее развития.

Конкретное содержание работы совпадает по всем параметрам с концептуальной моделью: практическая часть исследования соответствует предварительно разработанным методолого-теоретическим предпосылкам. Опытно-экспериментальная работа, основанная на реализации модели формирования речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования, показала, что возможна эффективная динамика роста уровней сформированности речевой культуры педагога.

Предположение о том, что программа технологии формирования и развития речевой культуры педагога даст необходимые результаты, оправдалось. Этому способствовал соответствующий подбор психолого-педагогического инструментария по развитию речевой культуры педагога. Внедрение программы технологии формирования и развития речевой культуры педагога в вузовский процесс дало следующие результаты: характеристики контрольных групп остались практически прежними в течение всего периода эксперимента (динамика прослеживалась, но оказалась не существенной), а экспериментальных — изменились (уровень владения речевой культурой педагога значительно повысился).

Реализация разработанной модели, эффективность которой проверена экспериментальным путем, способствует успешному формированшо речевой культуры педагога. Таким образом, настоящее диссертационное исследование, проведенное с соблюдением всех необходимых требований методологии и педагогической науки в целом, подтвердило выдвинутую гипотезу и доказало эффективность разработанной модели формирования речевой культуры педагога.

Заключение

.

Проведенное исследование, посвященное проблеме формирования речевой культуры педагога, позволило решить основные задачи, которые были поставлены в начале работы, и подтвердить гипотезу. Результаты проведенных исследований в целом подтверждают обоснованность избранных методологических подходов и концептуальных положений, обеспечивающих достижение поставленной цели. В частности был осуществлен теоретический анализ истории вопроса речевой культуры, современных исследований проблемы речевой культуры в педагогике, психологии, философии и филологии. Теоретический анализ исследований по проблеме речевой культуры педагога позволил дать авторское определение понятия «речевая культура педагога». Установлено, что речевая культура педагога — это знание и владение нормами устной и письменной речи, умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях педагогического общения в соответствии с его целью и содержанием.

Результаты, полученные и проверенные на различных этапах исследования, позволили сделать следующие выводы:

1. Определение понятия «речевая культура педагога» обусловлено структурой речевой культуры педагога, включает в себя инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть речевой культуры педагога — ядро речевой культуры педагога, ее неизменяемая составляющая. В качестве инварианта выступают нормы (орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологическйе, словообразовательные, морфологические, синтаксические), присущие всем функциональным пластам речи, устойчивые особенности педагогической речи (постоянная корректировка речи, направленность речи, диалогизм, экспрессивность, предвидение импровизационность, артистизм, знание национальных особенностей речи), формы педагогической речи (внутренняя и внешняя: диалог и монолог, устная и письменнаяслышимая, произносимая, видимая и осязательная).

Вариативная часть состоит из целого ряда компонентов, зависящих от индивидуальных особенностей педагога и учащегося и индивидуальных ситуаций (педагогических ситуаций), в которых они (составляющие) используются. Вариативная часть речевой культуры педагога состоит из: педагогического речевого этикета, невербальных средств общения (фонационных, кинетических, проксемических), композиционных правил построения педагогической речи, речевого контекста (лингвистического, паралингвистического, экстралингвистического, ситуационного).

2. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что модель формирования речевой культуры педагога может выступать теоретическим методом, основой процесса формирования речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза. Так как представляет собой динамичную систему, включающую в себя представления об индивидуальном опыте и способах вхождения в педагогическую деятельность. Она имеет ряд отличительных специфических черт: определяется предметным содержанием, психологическими особенностями взаимодействующих сторон образовательного процесса, уровнем сформированности речевой культуры педагога на различных этапах включения в педагогическую деятельность.

Модель формирования речевой культуры педагога включает в себя:

Цель — формирование речевой культуры будущего педагога. Задачи:

— формирование научно-познавательного интереса у студентов к профессиональной речевой культуре;

— формирование и развитие ценностных ориентации в использовании речи будущим педагогом;

— изучение и усвоение нормативных основ речи студентами;

— приобщение студентов к педагогической деятельности на основе осознанного использования педагогической речи;

— развитие рефлексивных способностей в отношении речевого действия в конкретных педагогических ситуациях.

В модели обозначен блок взаимодействия преподавателя и студента, содержащий формы и методы взаимодействия, способствующие формированию речевой культуры будущего педагога.

3. Критериалъно-уровневая характеристика сформированности речевой культуры педагога, состоящая из направлений, критериев и уровней, показала свою эффективность. Критериями выступают знания (когнитивный критерий), умения и навыки (деятельностный критерий), рефлексия (рефлексивный критерий), оценивающиеся по трем основным направлениям: риторическому, психологическому, педагогическому. Речевая культура педагога может соответствовать следующим уровням сформированности: начальному, достаточному и высокому.

4. Предположение о том, что программа технологии формирования и развития речевой культуры педагога даст необходимые результаты, оправдалось. Формы и методы, рассмотренные в программе, подтвердили свою эффективность. Этому способствовал соответствующий подбор психолого-педагогического инструментария по развитию речевой культуры педагога.

5. В соответствии с логикой модели были выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие более эффективному формированию и развитию речевой культуры педагога у студентов в образовательном процессе вуза. Эти условия показали свою эффективность. К ним относятся: высокий уровень речевой и педагогической культуры преподавателя, включенного в процесс подготовки будущих специалистовучет индивидуального уровня сформированности речевой культуры студентовсубъект-субъектные отношения между студентами и педагогамиразработка модели формирования речевой культуры будущего педагогареализация комплексной программы овладения педагогической речевой культурой, включающая в себя индивидуальные и групповые формы и методы организации образовательного процесса, направленных на формирование речевой культуры у будущих педагоговсоздание позитивной речевой средывключение студентов в познавательную, творческую деятельность студентов, в процессе которой происходит овладение умениями и навыками речевой культуры педагогасистематическая диагностика уровня развития речевой культуры будущих педагоговсистематическое проведение конкурсов ораторского мастерства в рамках педагогических дисциплин.

Опытно-экспериментальная работа, основанная на реализации модели формирования речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования, показала, что возможна эффективная динамика роста уровней сформированности речевой культуры педагога. Реализация разработанной модели, эффективность которой проверена экспериментальным путем, способствует успешному формированию речевой культуры педагога. Таким образом, настоящее диссертационное исследование, проведенное с соблюдением всех необходимых требований методологии и педагогической науки в целом, подтвердило выдвинутую гипотезу и доказало эффективность разработанной модели формирования речевой культуры педагога.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы, но дает основание наметить некоторые дальнейшие перспективы в данном направлении. Предметом специального исследования могут стать такие аспекты, как разработка комплексного подхода в преподавании всех дисциплин в вузе с учетом целенаправленного развития речевой культуры педагогаизучение возможностей включения в процесс вузовского обучения программы развития речевой культуры будущего педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы педагогики и психологии высшей школы : уч. пос. / B.C. Аванесов, А. А. Вербицкий и др. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 304 с.
  2. .Б. Педагогическая психология : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
  3. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1996.
  4. В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-603 с.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2003. -. 364с.
  6. Г. С. Возрастная психология. Уч. пособие / Г. С. Абрамова. -М.: Академ проект, 2005. 702 с.
  7. В.М. Уровни проблемности в вузовской лекции /
  8. B.М. Антипова // Научно-методические основы проблемного обучения в вузе: сб. науч. статей. Ростов, гос. ун-т. — Ростов н/Д, 1988. — С. 58−64.
  9. С .И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1976.-200 с.
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе /
  11. C.И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  12. А.Г. Психология личности : Учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  13. Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания : история, теория, практика / Т. И. Ахмедов, М. Е. Жидко. — Харьков: Фолио — М. :
  14. ООО «Изд. ACT», 2000. 768 с.
  15. Г. И. О педагогической технике / Г. И. Баланюк // Сов. Педагогика. М., 1965. — № 1. — С. 116−127.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. 416 с.
  17. Р. Нулевая степень письма / Р. Барт // Семиотика. М.: Прогресс, 1983.-341 с.
  18. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт Русский пер. — М., 1994.-394 с.
  19. Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В. Бережнова,
  20. B.В. Краевский. М.: Академия, 2005. — 128 с.
  21. С.Д. Экспертные оценки в принятии плановых решений /
  22. C.Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. JL, 1976. — 486 с.
  23. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова и др. — М.: Сов. энцикл., 1972. Т. 10. — 592 с.
  24. Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  25. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 180 с.
  26. Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза : уч.-метод. пособие / Н. М. Борытко Волгоград: ВГИПКРО, 2004. — 120 с.
  27. Н.В. Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе : автореф. дис.. канд. пед. Наук / Н. В. Брызжева. Тула, 2000. -22 с.
  28. Р. А. Как мы говорим и пишем / Р. А. Будагов. М., 1988. — 78 с.
  29. Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф. И. Буслаев.- 4-е изд. Ч. 1. Этимология. — М., 1875. — 382 с.
  30. Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф. И. Буслаев.- 4-е изд. — Ч. 2 Синтаксис. М., 1875. — 382 с.
  31. Н.С. Современный русский язык : для филол. специальностей вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. 5-е изд. — М.: Высш. Школа, 1987. — 470 с.
  32. JI. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / JI. А. Введенская, JI. Г. Павлова. — Ростов н/Д: Феникс, 1995. 572 с.
  33. JI.A. Русский язык и культура речи : Уч. пособие для вузов / JI.A. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов н /Д., 2000. -544 с.
  34. А.В. Обращение в современном английском языке (в сопоставлении с русским): Автореф. Дис.канд.филол.наук / А. В. Велтисова. JI., 1964. — 20 с.
  35. А. А. Игровые формы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Знание КубГТУ, 1983. — 96 с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пос. / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  37. А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. А. Вербицкий и др. // Высш. образование в России. М., 1995. — № 2.- С. 137−145.
  38. Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. -2-е изд.-М.: Руслз., 1976. 248 с. — 3-е изд. — М.: Рус.яз., 1983.-269 с.
  39. Е.М. Язык и культура. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Руслз. 1980. 320 с.
  40. Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой : основные принципы, особенности практики / Е. Н. Волков // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1997. — № 1. — с. 102−109.
  41. А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (образовательная система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова) / А. Б. Воронцов. — М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. — 303 с.
  42. Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  43. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя. Дисс. .канд.пед.наук / Е. Б. Гармаш. Киев, ГГПИ, 1980. -159 с.
  44. .С. Педагогическая прогностика : Методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. — Киев: Высшая школа, 1986. 200 с.
  45. Главнейшие черты практической этики Цицерона. Киев, 1899. — 23 с.
  46. . И. Основы культуры речи / Б. И. Головин. М.: Высш. шк., 1988.-335 с.
  47. И.Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М., 1993. — 279 с.
  48. B.C. Этикет и речь / B.C. Гольдин. Саратов. — 1979. — 412 с.
  49. Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  50. И.А. Формирование познавательной деятельности студентовс использованием методов активного обучения в высшем учебном заведении : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. А. Горяинова — Ставропольский гос. ун-т. — Ставрополь, 2005. — 198 с.
  51. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  52. В.И. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.И. Данилова- Пермский гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. — 204 с.
  53. Де Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике / Ф. Де Соссюр. — М.: Прогресс, 1990.
  54. А.К. Русская коммерческая корреспонденция / А. К. Демидова, Э. А. Смирнов. — М., 1985. 224 с.
  55. Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность / Е. Орлов. — С.~ Петербургъ: типография «Общественная польза». 1898. — 88 с.
  56. А.В. Общение: наука и искусство / А. В. Добрович. М., 1978.- 159 с.
  57. Е. JI. Психология манипуляции / E.JI. Доценко. М.: ЧеРо, 1997, 2001.-344 с.
  58. Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Дронова — Воронежский гос. ун-т. -Воронеж, 2005. 24 с.
  59. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю. Н. Емельянов. — Л.: ЛГУ, 1991.-107 с.
  60. Д. А. Управление чужим поведением : Технология личного психологического влияния / Д. А. Зарайский. — Дубна: Феникс, 1997. 263I
  61. И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  62. Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности : Автореф. Дис.. канд. пед. Наук / Д. В. Зиновьев. — Новосибирск, 2000. -16 с.
  63. Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Змиевская — Моск. гос. пед. ун-т. — М., 2003. — 169 с.
  64. С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : Автореф. Дис.. канд. пед. Наук / С. В. Знаменская. — Ставрополь, 2004. 22 с.
  65. С.В. Педагогические условия формирования коммуникатной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе :: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Знаменская — Ставропольский гос. ун-т. — Ставрополь, 2004. — 212 с.
  66. Т. С. Методы психологического воздействия / Т. С. Кабанченко. М.: Пед. общество России, 20Q0. — 544 с.
  67. А.В. Культура русского слова / А. В. Калинин. М., 1984. -229 с.
  68. М.В. Успешный учитель — успешный ученик. Практическое пособие для педагогов / М. В. Китаева. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 219 с.
  69. Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1987. -№ 3.- С. 46−49.
  70. А.Ч. Учебник латинского языка / А. Ч. Козаржевский.-М., 1981.-312 с.
  71. М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю / М. В. Колтунова. М., 1999. — 112 с.
  72. Я.А. Избранные пед. Сочинения / Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  73. В.В. Все о гипнозе / В. В. Кондрашев. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-384 с.
  74. Е.Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи / Е. Н. Корнилова. — М., 1988. — 208 с.
  75. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. / Я. Корчак М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  76. В.Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей / В. Г. Костомаров. М., 1994. — 238 с.
  77. В.Г. Русский язык на газетной полосе / В. Г. Костомаров. -М., 1971.-267 с.
  78. H.JI. Формирование речевой культуры педагога в вузе / H.JI. Кочкина // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей 1П Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, ноябрь 2007. — 236 с. — С. 79−82.
  79. Н.Л. Формирование речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования / Н. Л. Кочкина // Вестник
  80. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. -1987. -№ 3.- С. 46−49.
  81. А.Ч. Учебник латинского языка / А. Ч. Козаржевский.-М., 1981.-312 с.
  82. М.В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю / М. В. Колтунова. М., 1999. — 112 с.
  83. Я.А. Избранные пед. Сочинения / Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1955.- 651 с.
  84. В.В. Все о гипнозе / В. В. Кондрашев. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 384 с.
  85. Е.Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи / Е. Н. Корнилова. — М., 1988. — 208 с.
  86. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. / Я. Корчак М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  87. В.Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей / В. Г. Костомаров. М., 1994. — 238 с.
  88. В.Г. Русский язык на газетной полосе / В. Г. Костомаров. -М., 1971.-267 с.
  89. Н.Л. Формирование речевой культуры педагога в вузе / Н. Л. Кочкина // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей Ш Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, ноябрь 2007. — 236 с. — С. 79−82.
  90. Н.Л. Формирование речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования / Н. Л. Кочкина // Вестник
  91. Воронежского института МВД России. № 4. — 2007. — 179 с. — 102−103.
  92. Краткий словарь латинских слов и выражений. М., 1996. — 96 с,
  93. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с.
  94. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 240 с.
  95. Культура речи учителя / Под ред проф. И. А. Стернина. Воронеж, 1999. — 16 с.
  96. А.Х. Развитие профессионального мышления будущего педагога в условиях задачной формы организации учебного процесса : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Х. Курашинова — Ставропольский гос. ун-т. — Майкоп, 2007. — 27 с.
  97. Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб., 2000. — 512 с.
  98. А.С. Сочинения / А. С. Макаренко. И.5. — М.: Изд-во АПН РСФСР.-1958.-558 с.
  99. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницина. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  100. Н.М. Сопоставительный анализ функционирования единиц речевого этикета тематической группы «пожелание» в английском и русском языках : Автореф. Дис.. канд. пед. наук / Н. М. Мекеко. — Москва, 2001.-28 с.
  101. А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Уч. пос. для уч-ся 10−11 классов общеобразовательных учреждений / А. К. Михальская. М., 1996.-416 с.
  102. А.А. Культура речи : Практикум / А. А. Мурашов,
  103. B.Ф. Русецкий. — М.: Издательство Московского психолого-социального института — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 272 с.
  104. А.А. Культура речи : Учеб. пособие / А. А. Мурашов. 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 576 с.
  105. .С. Культура письменной речи / Б. С. Мучник. — М.: Аспект-пресс, 1996.-174 с.
  106. А.П. Психология стихийного массового поведения : Лекции / А. П. Назаретян. М.: Пер Сэ, 2001. — 111 с.
  107. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. -352 с.
  108. Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. М.: гуманит. центр «Владос», 2002. — Кн.1. — 688 с.
  109. С.П. Избранные работы по русскому языку /
  110. C.П. Обнорский. — М.: Просвещение, 1960.-355 с.
  111. С.И. Словарь русского языка : около 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. — 25-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс — Мир и Образование, 2006, 1328 с.
  112. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / Под ред. С. Г. Бархударова и др. АН СССР. — Ин-т рус.яз. — 26-е изд., стер. — М.:1. Рус. яз., 1994.-400 с.
  113. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы: Ок 65 000 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. АН СССР. — Ин-т рус.яз. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Рус. яз., 1989. — 688 с.
  114. В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В. Н. Панкратов. М.: Изд ин-та психотер., 2000. — 200 с.
  115. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов и др. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 1999. — 512 с.
  116. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пос. / М.В. Буланова-Топоркова и др. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  117. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. — Т.2. — М., «Советская энциклопедия», 1965 Ж- Мясищев, 912 с.
  118. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, J1.C. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  119. A.M. Русский синтаксис в научном освещении / A.M. Пешковский. 7-е изд. — М.: Учпедгиз, 1956. — 511 с.
  120. П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  121. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор: пер. с древнегреч. / Под ред. А. Ф. Лосева. Брянск: Мысль, 1999. — 864 с.
  122. З.Д. Общее языкознание / З. Д. Попова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987.-209 с.
  123. А. А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. М.: Просвещение, 1956. — Т. 1. — П. — 522 с.
  124. Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики / Г. Г. Почепцов. -Киев: Изд-во при Киевск. Гос. ун-те, 1987. 130 с.
  125. В.П. Синтаксис обращения (на материале русского исербохорватского языков) / В. П. Проничев. JL: Изд-во ЛГУ, 1971. — 88 с.
  126. Психология влияния / Сост. А. В. Морозов. СПб. — М. — Харьков — Минск: Питер, 2001. — 506 с.
  127. Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. / Редкол.: А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: изд. АПН СССР, 1989. -152 с.
  128. Психология. Учебник для студ. Высш. уч. зав. 3-е изд. / Немов Р. С. -М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. 688 с.
  129. Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин. М., 1982. — 238 с.
  130. . А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. Реан. М.: Прайм — ЕВ, 2004. — 416 с. 122. «Риторика» Аристотеля / Пер. с греч. И. Платоновой. — С.-Петнрбургъ. Типография. B.C. Балашова. 1894. — 204 с.
  131. Г. И. История уменьшительных образований существительных в русском языке : Автореф. Дис.. канд. филол. наук / Г. И. Рожкова. — М., 1950. -16 с.
  132. Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. М.: Высшая школа, 1977. — 380 с.
  133. Д.Э. Управление в русском языке : Словарь-справочник. Для работников печати / Д. Э. Розенталь. М., 1981. — 208 с.
  134. М.М. Платонъ учитель / М. М. Рубинштейн. — Иркутск: Типография B.C. Лебедева — 1920. — 120 с.
  135. Е.В. Основы психотехники общения менеджера : Уч. Пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.-438 с.
  136. Русская грамматика: В 2 т. — М.: Наука, 1982. Т. 2. Синтаксис. -707 с.
  137. Русский язык делового общения: Учебное пособие / Сост.
  138. A.M., Дмитрина О. В., Козельская Н. А., Стернин И. А. -Воронеж, 1995.- 196 с.
  139. Русский язык. Стилистика. Культура речи: Пособие для студентов 1 курса нефилологических факультетов // Зиброва Р. В., Федоринова Н. И. Воронеж, 2002. — 86 с.
  140. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо. М., 1896. -615 с.
  141. ИЛ. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. Мн.: Беларуская навука, 1998. — 319 с.
  142. О.А. Формирование технологического мастерства преподавателей средних специальных учебных заведений в системе повышения квалификации : Автореф. Дис.. канд. пед. наук / О. А. Савочкина. Новосибирск, 2002. — 22 с.
  143. Ю.В. Курс лекций по социальной психологии. Учеб. пособие / Под ред. А. К. Юрова. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001.-96 с.
  144. В.В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов : Автореф. Дис.. канд. пед. наук /
  145. B.В. Самарич. Ставрополь, 2000. — 24 с.
  146. Сборник заданий по орфографии в связи с изучением словообразования и морфологии / Р. К. Кавецкая, К. П. Ленченко,
  147. C.Н. Сычева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. — 112 с.
  148. Н.И. Психология социального влияния / Н. И. Семечкин. -СПб.: Речь, 2004. 304 с.
  149. В. Как говорить убедительно / В. Сергеечева. СПб.: Питер, 2002. ~ 224 с.
  150. С.Ф. Педагогическая техника преподавателя : Учебно-диагностическое пособие / С. Ф. Сердюк. Ч. I. — Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1997. — 160 с.
  151. В.В. Личностно ориентирование образование : к разработкедидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. М., 1994. — № 5. — С. 16−21.
  152. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  153. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 256с.
  154. В. А. Педагогика : уч. пос. для студ. пед. уч. заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
  155. В.А. Педагогика: инновационная деятельность /
  156. B.А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП Магистр, 1997. — 224 с.
  157. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.-276 с.
  158. Словарь иностранных слов. — 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. -624 с.
  159. С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов /
  160. C.Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  161. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — 1983. — 1600 с. — С. 668.
  162. Сократъ, как педагогъ. / Очеркъ по истории педагогики /. -А.В. Ждановъ. Харьковъ: Типография А. И. Степанова, 1892. — 42 с.
  163. К.С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1983.
  164. И.А. Коммуникативные ситуации / И. А. Стернин. Воронеж, 1993. — 150 с.
  165. И.А. Культура делового общения / И. А. Стернин. -Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001. 232 с.
  166. И.А. Практическая риторика / И. А. Стернин. Воронеж, 1993.- 140 с.
  167. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: ИПРАН, Академический проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  168. Страноведение и преподавание русского языка иностранцам / Под ред. Е. М. Верещагина и В Г. Костомарова. М., 1972. — 213 с.
  169. В.А. Педагогический коллектив средней школы / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1952. — 206 с.
  170. Сухомлинский В А. Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский. М., 1981. — 93 с.
  171. В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1982. — 200 с.
  172. Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педагогического вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Сычкова — Магнитогорский гос. пед. ин-т. Курган, 1996. — 20 с.
  173. JI.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. — М.: Учпедгиз, 1953. 444 с.
  174. Точка, точка, запятая. Саморепетитор по русской пунктуации / Под ред. A.M. Ломова. Воронеж, 1993. — 176 с.
  175. Л.В. Слово о словах / Л. В. Успенский. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 19<�э0.-398с.
  176. Д.В. Толковый словарь современного русского языка / Д. В. Ушаков. М.: Альта-Пресс, 2005. — 1216 с.
  177. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / К. Д. Ушинский. — Т.З. -М-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 692 с.
  178. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувимского. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  179. Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции : Автореф. Дис.. канд. филол. наук / Л. Л. Федорова. М., 1980. — 25 с.
  180. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова.4.е изд. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1981. 445 с.
  181. Н. И. Русский речевой этикет : лингвистический и методический аспекты / Н. И. Формановская. 2-е изд. — М.: Рус.яз., 1987. — 157 с.
  182. Н.И. Функциональные и категориальные сущности устойчивых формул общения : Дис.. докт. филол. наук / Н. И. Формановская. М., 1979. — 411 с.
  183. Т.Г. Общая риторика / Т. Г. Хазагеров, JI.C. Ширина. Ростов н/Д., 1994. — 190 с.
  184. В. Психологические механизмы влияния на личность в культе / В. Целикова // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1996.-№ 5.- с.71−75.
  185. М. Т. О наилучшем роде ораторов. / Пер. П. Черняевъ. -Ревель: Типография Ревельских известий. 1895. 15 с.
  186. Р. Психология влияния / Пер. с англ. Е. Волков. 3-е междунар. изд. — СПб. [и др.]: Питер [Ком], 1999. — 270 с.
  187. К.И. Живой как жизнь. О русском языке / К. И. Чуковский. -М., 1966. 207 с.
  188. Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. Уч. пособие / Ю. В. Чуфаровский М.: МЗ-Пресс, 2002. — 232 с.
  189. С.Т. Школа для детей или дети для школы / Избр. Пед. Соч. В 4 т. -М., 1980.
  190. Й.Е. Внушение в педагогическом процессе / И. Е. Шварц. — Пермь, ГПИ, 1971. 302 с.
  191. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. — JI.: Просвещение, 1967. 266 с.
  192. И.М. Учителю об искусстве общения: Учебное пособие / И. М. Юсупов, JI.B. Бевзова. Фрунзе, 1990. — 36 с.
  193. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  194. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. М., 1995, — № 5. -С. 31−42.
  195. И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения / И. О. Якиманская // Вопросы психологии. М., 1995. — № 2. -С. 26−31.
  196. Тест: «КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДИАЛОГУ С РЕБЕНКОМ»
  197. Тест опубликован в учебном пособии «Педагогика общения» И. И. Рыдановой.
  198. Выберите один из трех вариантов ответа на поставленные вопросы.
  199. Кто из учащихся, на Ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе? а) неуспевающий-б) недисциплинированный-в) каждый.
  200. Каковы Ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы? а) требую, чтобы он остался после уроков-б) предлагаю выбрать подходящий день-в) терпеливо жду удобного случая.
  201. Какие воспитательные цели для Вас являются приоритетными в беседе с ребенком? а) уточнение мотивации поведения-б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки-в) побуждение к осознанию своих ошибок.
  202. Как Вы предпочитаете обращаться к учащемуся? а) на «Вы"-б) на «ты"-в) по имени, а не по фамилии.5. С чего начинаете беседу? а) с постановки конкретных вопросов-б) с создания доверительной атмосферы-в) с сообщения цели разговора.
  203. На чем акцентируете свое внимание? а) на содержании получаемой информации-б) на подтексте речевых высказываний-в) на манерах, внешности ребенка.
  204. Как часто ставите прямые вопросы? а) часто-б) редко-в) никогда.
  205. Какая ситуация у Вас складывается чаще? а) больше говорите Вы-б) больше говорит ребенок-в) Вы и ребенок говорите пропорционально.
  206. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в беседе с ребенком? а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов-б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами-в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздействие.
  207. Что Вас воодушевляет в собеседнике? а) самокритичность-б) доверие-в) желание понравиться.
  208. Каковы Ваши реакции на детский обман? а) открыто выражаю возмущение-б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять причины-в) объясняю, почему обманывать стыдно.
  209. Какие проявления ребенка внушают Вам большую тревогу? а) скрытность-б) агрессивность-в) лживость.
  210. Что Вы считаете педагогически целесообразным? а) добиться от ребенка согласия с Вами-б) побуждать к открытой критике Вашей позиции-в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.
  211. Какое настроение Вы стремитесь инициировать у ребенка к концу беседы? а) раскаяние в ошибках и действиях-б) уверенность в способности самому решать свои проблемы-в) неудовлетворенность собой.
  212. Какую беседу считаете педагогически результативной? а) если она помогла лучше понять ребенка-б) если она помогла ему понять себя-в) если она помогла ребенку лучше понять Вас.
Заполнить форму текущей работой