Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сегментное и просодическое устройство корейского многосложного слова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном языкознании в зависимости от физической природы ударения принято рассматривать несколько типов языков. Существуют языки с квантитативным ударением, в которых ударный слог выделяется временем звучания, языки с музыкальным ударением, в которых физическим коррелятом ударения выступает частота основного тона и языки с динамическим ударением, в которых ударный слог определяется усилением… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Из истории изучения просодии слова в корейском языке: Проблематика, задачи, методы диссертационного исследования, его актуальность
  • Глава 1. Фонематические долготы гласных и их просодические функции в корейском языке
    • 1. 1. Сокращение длительности долгой гласной (количественная редукция)
    • 1. 2. Корейское слово: проблема ханмунного слоя
  • Глава 2. Сегментное и просодическое устройство корейского слова
  • Глава 3. Просодическое устройство трехсложных и многосложных слов с конечными грамматическими морфемами

Сегментное и просодическое устройство корейского многосложного слова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИИ СЛОВА В КОРЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ПРОБЛЕМАТИКА, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ.

Современная лингвистика сначала интуитивно, а теперь и осознанно исходит из тезиса, что просодия слова является базовой для всех других просодических уровней языка и в основе своей определяет просодическую специфику каждого языка.

Выявление механизмов просодического устройства слова есть непременное условие, необходимый шаг для раскрытия функциональных механизмов всех других просодических явлений языка и речисинтагматических, фразовых, текстовых независимо от того, идет ли речь о просодиях основных — коммуникативных (просодиях утверждения, вопроса, побуждения) или об их реализациях в тех или иных модальностях, эмоциях, стилях речи.

На тему просодического устройства слова на материалах разных языков, в том числе и типологически полярных, написано много работ, выявлена проблематика, определены основные типы просодического устройства слова в языках мира.

Немало работ насчитывается в настоящее время и по корейскому слову, его просодическому устройству. Имеются в виду работы корейских лингвистов, западно-европейских и американских исследователей и наши, отечественные работы. Достаточно сказать, что в течение последних 10 лет в отечественном языкознании появились две кандидатские диссертации на означенную тему. Это работа Ю. В. Баландюк «Просодическое устройство корейского слова (на материале двуслога)» и Бен Енг Сук «Просодическая организация фонетического слова и синтагмы в русском и корейском языках».

Но следует сказать, не боясь ошибиться, что современное корейское слово в своем звучании предстало перед исследователями комплексом таких противоречивых проблем, которые и дали повод для самых разных его интерпретаций, в том числе и прямо противоположных.

Когда корейский язык вошел в современный научный обиход, большинство исследователей, как корейских, так и за пределами Кореи, были склонны интерпретировать просодию корейского слова в терминах словесного ударения. Но такого ударения, которое лучше улавливалось в речевом тексте. Отсюда родилась гипотеза, что на уровне слова как единицы номинативной, ударения в корейском языке нет, оно возникает в тексте. Но в таком подходе за пределами объяснения оставалось звуковое устройство слова как единицы номинации.

Некоторые корейские лингвисты, в первую очередь Ли Сунгёнг и Ли Хенбок, двигаясь, в основном, интуитивно, слухом нащупали очень продуктивные направления в исследовании просодии родного для них слова. Они осознали, что просодию корейского слова нельзя понимать отдельно от его сегментного состава. Профессор Ли Хёнбок сформулировал правила и вывел сегментные формулы, определяющие позиции ударных и безударных слогов. Но все эти действительно большие достижения остаются пока гипотезами. Они не проверены еще психолингвистическими экспериментами, чтобы стать научной истиной.

Вместе с тем, когда речь идет о просодии, т. е. голосовом звучании слова, правилах этого звучания, лингвисты вправе ожидать таких результатов экспериментальных исследований, верифицирующих те или иные гипотезы, которые могут быть воспроизведены. Без таких, воспроизводимых результатов инструментальных и психолингвистических экспериментов гипотетическая разноголосица лингвистических толкований просодического устройства корейского слова и впредь будет неизбежной.

В 2002 году в корейском языкознании произошло неординарное событие. Профессор Ли Хёнбок издал словарь, в котором впервые проставлены ударения в корейских словах. Как всякий толковый национальный словарь он являет собой своеобразную квинтэссенцию национального языкового сознания, отражающего современный этап языковой эволюции, и этой своей стороной он так же интересен для нас, как и своими теоретическими основаниями.

В словаре представлен огромный массив корейской лексики как исконной, так и ханмунной (около 65 ООО слов). Все пометы ударения в словах произведены автором словаря в соответствии с правилами (формулами) сегментного устройства корейских слов. Это первый словарный источник, напрямую связывающий просодическое устройство корейского слова с сегментным. Появление этого источника и определило наш выбор темы исследования. Мы ставим перед собой задачу в рамках нашей темы инструментальными и психолингвистическими экспериментами начать проверку исходных постулатов словаря профессора Ли Хёнбока.

В корейском языкознании проблема просодического устройства слова стала разрабатываться в 60-х гг. XX века, когда корейский язык вошел в научный обиход современного языкознания, когда в мире уже широко распространились экспериментальные методы исследования звучащей речи. С этого времени корейское двусложное и многосложное слово в большинстве работ интерпретируется в терминах ударения. Исследователи пытаются определить физическую природу ударения, выявить, какие физические характеристики формируют ударный слог. Делается это как слуховым анализом, так и с помощью электроакустических инструментов. Одним из первых фонетистов, осуществившим инструментальное исследование просодического облика корейского слова является Ли Сунгёнг. Проведя интонографический анализ слов, он определил, что в отличие от некоторых диалектов, в просодии слова сеульской произносительной нормы важную роль играют не частотные характеристики, а интенсивность и долгота. Ударным слогом обычно является слог с долгой гласной, но самым важным показателем, по его мнению, является интенсивность.

Ли Сунгёнг первым указал на связь сегментной и просодической структур. Он отметил, что условиями, определяющими просодический облик слова, являются не только гласный, но и согласные, его окружающие. Но экспериментально это проверено не было и, по сути, работа осталась на уровне предположения. [71].

В серии работ другого фонетиста — Ли Хёнбока, основным показателем, организующим корейскую речь, является долгота. Он разработал теорию ритма, выделив в корейской речи модели чередования долгих (сильных) — ударных и коротких (слабых) слогов. Он писал: «Какой язык ни возьми — в каждом есть особенность — его ритм. Так же, как можно услышать маятник часов, шаги человека или биение сердца, можно услышать ритм человеческой речи».1 Он сравнил ритм речи с музыкальным ритмом и.

1 ф-^Нз] ЗЕлг^чННЗЗН «э.2000 Lee Hyon Bok Hankukoe phyojunbarym.

Umsonghakjok irongwa shilje. C.130 выделил четыре ритмических рисунка, присущих сеульской произносительной норме:

1. короткий-долгий ^ «ди ттанг»).

2. долгий-короткий «ттанг ди»).

3. короткий-долгий-короткий ^^ «ди ттанг ди»).

4. долгий-короткий-короткий ^ «ттанг-ди-ди»).

Гипотеза ритмической уникальности речи находит все большее понимание в современной лингвистике. В последние десятилетия велись и ведутся исследования ритмики на материале других языков, в том числе типологически разных. Все большее подтверждение получает тезис о том, что исходной (базовой) единицей всей ритмики речи является ритмика слова.

Исходя из четырех ритмических типов корейской речи, Ли Хёнбок проанализировал интонограммы слов и словосочетаний и отметил, что «ударный слог продолжительнее и произносится сильнее, нежели I безударный слог"1. Им были разработаны правила ударения в словах в зависимости от долготы-краткости гласной, входящей в состав слогов.

1. Если в первом слоге долгая гласная, то первый слог является долгим и сильным, остальные слоги краткие и слабые.

Soidejan («бригадир»), chi: mde («кровать»), sa: shib («сорок»), sd. nsudan («команда»).

2. Даже если гласная в первом слоге не является долгой, но слог заканчивается на согласный, а следующий слог начинается с согласного, то первый слог является сильным и долгим. dorjgwrami («круг»), bulgyo («буддизм»), miniudar? («демократическая партия»).

1 tR-^S] SSIHIvg-^aj ol-i-4 ^*Ц.2000 Lee Hyon Bok Hankukoe phyojunbarym.

Umsonghakjok irongwa shilje. C.216.

3. Если слог заканчивается на согласные [l],[m],[n],[q], а следующий за ним слог начинается на согласный [h], то второй слог является сильным и долгим. cholhag («философия»), barjhak («каникулы»), munhak («литература»).

4. В остальных случаях более сильным и долгим слогом является второй слог. h 1 Iyagi («рассказ»), gic, а («поезд»), saneso («в горах»).

В качестве наименьшей ритмической единицы у Ли Хёнбока выступает «мальтомак» — «фонетико-семантическое единство, которое состоит из одного ударного и нескольких безударных слогов и может включать несколько слов"2. То есть, «мальтомак» может состоять как из одного слова, так и из словосочетания. Другими словами, понятие «мальтомак» выявляет интересы автора и к единицам большим, чем словосинтагмам.

Работы Ли Хёнбока в области исследования просодии корейского языка нашли широкое признание в Корее, и многие его студенты также занимались указанными проблемами. Так, например, одним из первых стал применять психолингвистический эксперимент Ли Хоёнг. На основании данных эксперимента он, вслед за Ли Хёнбоком, также отметил, что при определении места ударения в словах важными акустическими параметрами для носителей языка являются изменение длительности и увеличение интенсивности слога. [78,79].

Им была разработана теория «легких» (открытых или без долгого гласного) и «тяжелых» (закрытых или с долгим гласным) слогов. Ударным,.

1 S^-g-.-g-^SH «а.2000 Lee Hyon Bok Hankukoe phyojunbarym.

Umsonghakjok irongwa shilje. C.22.

2Там же С. 136 по его мнению, является первый слог, если он — «тяжелый» или оба слога «легкие" — второй слог — если первый слог «легкий». Кроме того, он также рассмотрел ударение на уровне фонетического слова («мальтомак») и ввел понятие «мальмади» — «ритмической группы состоящей из одного или нескольких фонетических слов («мальтомак»), произносящихся на одном дыхании"1.

Сонг Чолчже, известный корейский фонетист, проведенные им психолингвистические эксперименты также интерпретировал, используя понятия «легкого» и «тяжелого» слогов, физическими коррелятами которых была интенсивность и время звучания. В его эксперименте дикторами были начитаны предложения, содержащие бессмысленные двух-, трехи четырехсложные слова, состоящие из закрытого слога маль или открытого слога ма. Далее аудиторам предлагалось обозначить в словах ударение. В результате оказалось, что для аудиторов выделенными были первый слог в словах со структурой тяжелый+тяжелый (НН) и легкий+легкий (LL) и «тяжелый» слог, в словах со структурой тяжелый+легкий (HL) и легкий+тяжелый (LH) («тяжелый» — закрытый слог, «легкий» — открытый слог). [68].

В результате акустического анализа выделенных, по мнению аудиторов, слогов Сонг Чолчже обнаружил, что важными физическими параметрами ударения являются длительность и интенсивность, причем основополагающей, по его мнению, является длительность, в то время как интенсивность играет второстепенную роль.

Помимо этого, в более поздней работе Сонг Чолчже говорит о необходимости рассмотрения ударения не на уровне фонетического слова, а на уровне фразы (prosodic structure). [69].

Параллельно рассмотренным выше толкованиям физической природы ударения существовали также мнения о его тональной сущности. Так,.

Ф^НЗ ^ «а^. А^сН^ж fcir. 1987. Lee, Но Yong. Hyondae hankukoe acsente kwanhan yongu. C.237 например, Чонг Инсоп рассмотрел в качестве физического коррелята ударения изменение частоты основного тона. Слуховой анализ прочтения дикторами новостей дал ему основание говорить о тональном статусе словесного ударения в корейском языке. Он определил ударение как тональное, фиксированное в основном на первом слоге. [80, с.23].

Чонг Инсоп рассматривает слово во фразовой реализации, поэтому движение тона во фразовой просодии принимает за просодию самого слова.

Другой фонетист, Ку Хисан, в первых своих работах также отмечает важность изменения частоты основного тона как физического коррелята ударения. Он провел два эксперимента в попытке исследовать есть ли ударение на уровне слова и какой физический показатель является его коррелятом. В первом эксперименте он предположил, что грамматические показатели основного (-nin) и винительного (-Ш) падежей могут являться носителями ударения и использовал эти формы в качестве основной цели исследования. Он сделал вывод, что основным показателем ударения является частота основного тона. [88,с.45].

Далее, во втором эксперименте он использовал несуществующие слова mama и mamama, которые помещал в предложение в разные позиции. Эксперимент показал, что в слогах несуществующих слов нет закономерности в показаниях частоты основного тона, амплитуды и долготы. Основываясь на этих экспериментах, Ку Хисан отрицал ударение на уровне слова. [88,с.69].

В дальнейших работах он различает понятия синтагматического и фразового «акцента» и «ударения» в слове. Понятие 7.

Многие корейские фонетисты имели возможность проводить исследования в фонетических лабораториях зарубежных стран — в Великобритании и США — и внесли немалый вклад в развитие экспериментальной фонетики этих стран. Их исследования публиковались на английском языке и послужили ориентиром для работ молодого поколения фонетистов.

В университетах США, Великобритании и ряда других стран действуют целые ассоциации фонетистов, занимающихся экспериментальной фонетикой, проводятся конференции, посвященные этой проблематике. В результате, начиная с конца 80-х — начале 90-х гг., появляются работы уже западных фонетистов, проблемой которых является, прямо или косвенно, просодическая структура корейского языка.

Например, фонетист Джунг Хи-Бок, проанализировав сокращение долготы гласного в словосочетаниях, пришел к выводу, что слоги типа СГС (С — согласный, Г — гласный) и СГГ являются «тяжелыми» и вывел правило ударения, согласно которому ударение в корейском языке падает на тяжелый слог, находящийся слева от последнего. [83].

В начале 90-х гг. появились работы американской фонетистки Джун Суна, основной проблемой которых является проблема интонационной системы корейского языка. 81,82] Косвенно в них затрагивается и словесное ударение. Автор сравнивает, например, просодию фразы в корейском языке с фразовой просодией японского языка и утверждает, что корейское слово, подобно японским безударным словам, имеет восходящий тон на начальном слоге.

Синтагма (accentual phrase) в корейском языке подобна синтагме, содержащей безударные слова в японском языке токийской произносительной нормы, в том смысле, что является собственностью фразы. В корейском языке тоновые явления могут быть описаны как музыкальное ударение, которое не маркирует слоги, а разграничивает просодическую группу слов"1.

1 Jun Sun-Ah The phonetics and phonology of Korean prosody, New York, 1996 C.29−30.

В последующих работах, на основе акустического анализа несуществующих слов, состоящих из разного количества слогов и помещенных в разные позиции фразы, Джун Суна констатирует, что в словах, состоящих из двух и более слогов, именно у второго слога показатели амплитуды и частоты основного тона большие. Таким образом, она делает вывод о том, что ударным слогом в слове — синтагме является второй слог и отмечает, что местоположение ударения не зависит от его «веса», то есть от того, является ли слог «легким» (открытым) или «тяжелым» (закрытым). На уровне слова ударение отсутствует. [81,82].

Необходимо подчеркнуть, что западные авторы исследуют слово исключительно в его реализации — синтагме, предложении, фразе — даже если целью является просодия слова.

Если западным исследователям заняться проблемой просодии позволил технический прогресс, возможность работать в фонетических лабораториях на современной аппаратуре, то в российском языкознании, еще в начале 20 века, до появления электроакустических устройств, первым затронул вопрос просодического устройства слова в корейском языке Е. Д. Поливанов, который интерпретировал это устройство в терминах ударения. Словесное ударение он рассматривал во фразе, хотя признавал его наличие и в изоляции. «Слово — по Е. Д. Поливанову — в изоляции и на конце фразы «баритонно», в двусложных словах это выражается мелодическим и силовым выделением первого слога. В трехсложных — понижением от первого к третьему, экспираторно преобладает первый слог. В четырехи более сложных имеется аналогичное понижение от третьего с конца к последнему слогу"1.

По мнению Е. Д. Поливанова, ударение носит двухполюсной характер, то есть «может принадлежать первому или последнему слогу (в.

1 Поливанов Е. Д. Гласные корейского языка. //В кн. Восточный сборник. — Петроград, 1916, Кн. 2., С. 347 зависимости от синтаксической позиции и прочих условий данного момента говорения)"1.

Законы ударяемости одинаковы для всех слов, независимо от значения. Они состоят в выделении, как начала, так и конца слова, но в различной степени, в зависимости от положения слова" 2. В этой интерпретации Е. Д. Поливанова существенно то, что позиция ударения в слове связывается с синтаксической позицией данного слова во фразе и другими моментами говорения. Замечания Е. Д. Поливанова о наличии музыкального и силового фактора в корейском ударении свидетельствуют о том, что частотную характеристику слога Е. Д. Поливанов считал более важной, чем временную.

JI. Р. Концевич также отмечает, что ударение в корейском языке совмещает высоту тона и силу звука и не имеет словоразличительной функции. Но частотная характеристика как физический коррелят ударения в корейском слоге не имеет отношения к тому, что наблюдается в китайском языке. «Природа музыкального ударения и его классификация отличалась в прошлом и отличается в настоящем от тонов китайского языка"3. И далее: «Китайские тоны в какой-то мере оказали влияние на характер произношения китайских заимствований в корейском языке. Но сама система китайских тонов не сохранилась в корейском языке"4.

Музыкально-силовой характер корейского словесного ударения отмечает В. А. Хван Юн дюн. «Словоударение корейского языка музыкально-силовое по своей природе, связывает в единое целое слоги и устанавливает границу между словами"5. Кроме того, им отмечается подвижность и разноместность ударения.

Ю. Н. Мазур также отмечает подвижный характер ударения. «В двусложных и трехсложных словах ударение чаще всего падает на последний.

1 Поливанов Е. Д. Труды по восточному и общему языкознанию. М. 1991. С. 130.

2 Поливанов Е. Д. Гласные корейского языка. //В кн. Восточный сборник. — Петроград, 1916, Кн. 2. С. 346.

3 Концевич Л. Р. Природа фонематической длительности гласных-монофтонгов корейского языка. //Сб. Корейский язык. — Л., 1978. С. 42.

4 Концевич Л. Р. Там же С. 48.

5 Хван Юндюн В. А. Фонетический строй корейского языка. Автореф. канд. дисс. — М., 1952. С. 11 слог. В четырехсложных и пятисложных словах бывает два ударения — одно на втором слоге, другое — на последнем. При изменении формы слова (что ведет к увеличению слогов) ударение перемещается" 1. То есть местоположение ударения зависит от количества слогов в слове.

Однако на экспериментальном уровне тезис подвижности ударения, перемещения ударного слога при увеличении количества слогов в слове не проверялся.

В современном языкознании в зависимости от физической природы ударения принято рассматривать несколько типов языков. Существуют языки с квантитативным ударением, в которых ударный слог выделяется временем звучания, языки с музыкальным ударением, в которых физическим коррелятом ударения выступает частота основного тона и языки с динамическим ударением, в которых ударный слог определяется усилением выдоха и увеличением мускульного напряжения. Но это не означает, что в каждом данном языке оказывается задействованной только одна физическая характеристика. Все физические характеристики присутствуют, но их значимость в разных языках бывает разной. Одна из характеристик обычно является доминантной, и по ней определяется тип ударения в языке. Существуют также языки, совмещающие, как правило, две-три характеристики. Неудивительно, что в корейском языке у разных лингвистов ударный слог определяют разные физические характеристики: у одних это высота голосового тона и усиление выдоха, у других это усиление выдоха и долгота гласной — все эти характеристики в корейском языке, как и в любом другом, присутствуют — такова физическая природа речевого сигнала. Лингвистическая же функция каждого из названных параметров может быть выявлена специальными экспериментами — инструментальными и психолингвистическими, либо синтезом (искусственным моделированием) корейских слов. Таких экспериментов, а тем более, проверки физических параметров в синтезе не проводилось. Корейские лингвисты в высшей.

1 Мазур Ю. Н. Корейский язык. М. 1960.С.31 степени прозорливо обратили внимание на фонематическую долготу корейских гласных, т. е. на их время звучания, заметили другую — просодическую функцию этой характеристики.

Нужно сказать, что в работах советских специалистов, занимавшихся корейским языком, проблема фонематичной долготы гласных долгое время оставалась на заднем плане. Например, Е. Д. Поливанов, Л. Р. Зиндер отрицали существование долгих и кратких гласных в системе фонем корейского языка. В работах В. А. Хван Юндюна, Ю. Н. Мазура мы находим лишь краткие замечания о различии корейских гласных по долготе. Так, Ю. Н. Мазур отмечает: «Гласные могут быть краткими (нормальными) и долгими. В отдельных случаях эти свойства могут служить средством словоразличения.

А. А. Холодович подчеркивает, что «в корейском языке это имеет место (если только вообще имеет место) лишь в ограниченном количестве случаев». Другими словами, проблема фонематичных долгот ведущими отечественными лингвистами отсылалась на периферию корейской языковой системы.

Лишь Л. Р. Концевич тщательно рассматривает эту проблему. Он приводит доказательства существования фонематического противопоставления долгих и нормальных гласных, как в заимствованной, так и в исконной лексике. Затрагивая вопрос происхождения долгих гласных в ханмунной лексике, Л. Р. Концевич указывает на тоны китайского языка, которые попали в корейский язык вместе с заимствованиями и развились в долготу и краткость гласных. В исконной же лексике долгие гласные встречаются в словах, этимология которых своими корнями уходит в пласты древнекорейского языка, и в словах, в которых произошли явления синкопы, т. е. выпадения согласных или целых слогов с последующим стяжением.

1 Мазур Ю. Н. Корейский язык. М. 1960. С. 20.

2 Холодович А. А. Корейско-русский словарь. М., 1958. С. 10 гласных, слияния двух кратких или нормальных гласных, т. е. зияния или утраты конечных гласных, согласных, или целых слогов. [27, С. 54].

Происхождение долгих гласных из китайских тонов также отмечает И. Васильев. В словарях, по его мнению, отмечается первоначальная долгота гласных китайско-корейских морфем и не учитывается действительное произношение этих слов в литературном языке. [13].

Среди работ корейских лингвистов, посвященных этой проблеме мы уже назвали работы Ли Хёнбока, в которых, наряду с констатацией особой важности различения кратких и долгих гласных, обращается внимание на существующую среди молодого поколения корейцев тенденцию употребления кратких гласных вместо долгих.

Эту тенденцию на экспериментальном материале подтверждает другой фонетист, Пак Джон Вун. Для психолингвистического эксперимента им были отобраны 50 пар слов — 17 односложных и 33 двусложных слова, значение которых различается в зависимости от долготы гласного. Затем нескольким аудиторам предлагалось указать, какие из представленных слов содержат долгую, а какие краткую гласную. Полученные данные свидетельствуют о том, что тенденция сглаживания фонематических различий в долготах гласных носит более глубокий характер, чем предполагалось ранее. [93].

В современном языкознании существуют лишь две работы, авторы которых попытались решить проблему просодии корейского слова на основании результатов психолингвистических экспериментов.

Автор первой работы, Бен Енгсук, рассматривает фонетическую организацию синтагмы. На материале монологических текстов проводился перцептивный и акустический анализ фонетических слов, и были выявлены наиболее частотные группы слов. Самыми частотными оказались двусложные, трехсложные, четырехсложные слова с ударением на первом слоге, среднечастотными явилась та же группа слов с ударением на втором слоге, менее частотными оказались слова пяти-шести сложные с ударением на первом и втором слогах, и самой редкой группой слов явились семисложные слова. Просодическими характеристиками слов, выделенных фразовым акцентом явились, прежде всего, увеличение длительности и интенсивности, изменение спектральной структуры формант гласных, увеличение энергии формант, наличие дополнительного усиления частот.

Всё внимание в работе уделяется более высокому уровню просодиипросодии на уровне синтагмы и текста. Естественно, слово в синтагме и фразе имеет помимо собственных просодических характеристик также характеристики, которые удерживают слово в рамках синтагмы и фразы, поэтому данные о просодии самого слова в работе Бен Енгсук следует рассматривать как опосредованные. [5].

Первой работой, исследующей просодию самого слова как единицы номинативной, вне речевого контекста является работа Ю. В. Баландюк «Просодическое устройство корейского слова (на материале двуслога)», в которой, с помощью психолингвистических экспериментов, автор пытается выяснить саму правомерность интерпретации корейской словесной просодии в терминах ударения. Ее эксперименты на очень, пока, небольшом материале показали, что для современных корейцев превалирование основных физических характеристик в звучании слога ассоциируется с выделенностью этого слога в слове. Эти данные как бы оправдывают то, что ранее делалась большинством исследователей интуитивно, т. е. подтверждают лингвистическую правомерность интерпретации корейского слова в терминах ударения.

Эксперименты, к сожалению, проводились ею на материале ханмунного слоя лексики, в то время как просодическая организация исконно корейских слов, которая вызывает наибольшее количество споров, не рассматривается.

Ю. В. Баландюк на своем экспериментальном материале также сделан вывод: корейское ударение — ударение слабоконтрастное, ударный слог на фоне другого, других слогов выделен слабо. Далее идет такое заключение: если ударение слабое, то роль сегментного устройства корейского слова должна быть большая, чем в языках с сильноконтрастным ударением. Работа Ю. В. Баландюк заканчивается призывом к необходимости дальнейшего изучения связи сегментной структуры слова с его просодической организацией, поскольку все просодические явления, в том числе слоговые и словные, осуществляются на сегментных средствах. Сегментная структура является материальной основой для уровня просодического, поэтому изучение влияния сегментного состава слова на его просодическое устройство актуально для всех языков, тем более, для корейского.

Заканчивая обзор лингвистической литературы по проблеме просодического устройства корейского слова, необходимо отметить, что мы включили в свой обзор лишь общепризнанные, основополагающие работы, отражающие общие тенденции в решении избранной нами проблемы. Этот принцип отбора литературы касается как работ опубликованных в Корее, так и за ее пределами.

Какие выводы напрашиваются из рассмотрения основной литературы, имеющей отношение к проблеме просодического устройства корейского слова?

Первый и главный вывод: следует признать правомерным то, что большинство лингвистов как корейских, так и за пределами Кореи интерпретировали просодию корейского слова в терминах (понятиях) словесного ударения. Лингвистической науке известны пять типов (принципов) просодического устройства слова в языках мира, а именно: принцип словесного ударения, сингармонизма, тоноритмики, совмещение тоноритмики и ударения и чисто временной принцип.

Из всех пяти типов просодического устройства для корейского слова действительно наиболее вероятным является устройство со словесным ударением. Явно отпадают сингармонизм и тональная ритмика, равно как и совмещение тона и ударения, хотя и эти типы устройства некоторыми авторами к корейскому слову примерялись. Чисто временная ритмика для корейского слова тоже вполне вероятна, но по общим экспериментальным данным все же не одна она создает эффект выделенности слога, время, как правило, работает вместе с энергетической характеристикой (амплитудами интенсивности). Остается одно — словесное ударение.

Второй вывод, не менее важный: ударение в корейском слове весьма специфичное, оно слабое (слабоконтрастное). Это — главная причина того, почему так много лингвистов ищут его (признают) во фразе и отказываются признать вне ее в слове как единице номинативной. При фразовой трактовке словесного ударения за бортом объяснения остается просодия слова вне фразы, какая она? Ведь если слово, как единица номинации существует вне фразы, то оно просодически как-то должно быть устроено. Как оно должно произноситься? На этот вопрос ни один из авторов, исповедующих фразовый принцип ударения, ответа не дает. Можно предположить, что слоги в корейских двусложных и многосложных словах просодически (произносительно) одинаковы. Никаких взаимоотношений (градаций) при их коартикуляции нет. Они равновелики. Такую ситуацию, в принципе, исключить нельзя, хотя это и маловероятно. Было бы немалым открытием, если бы такой язык оказался обнаруженным.

В связи с фразовой трактовкой словесного ударения следует различать два подхода. Один: во фразе ударение в словах есть, вне фразынет. И другой: ударение в словах есть и вне фразы, но во фразе его легче наблюдать (Е. Д. Поливанов, Ли Хёнбок и др.). Исследование словесного ударения во фразе, тексте — довольно распространенный метод, но он таит в себе все же больше минусов, чем плюсов, особенно на первых этапах исследования, поскольку «исследуя просодическое устройство слова в речевом тексте, мы наблюдаем, строго говоря, просодическое устройство единицы текста — синтагмы, а не слова. так что просодию самого слова из этой интонационной реализации текста приходится извлекать"1, а сделать это.

1 Румянцев М. К. О лексической составляющей интонации. //VI Международная конференция по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки. — СПб., 2001 .С. 125 весьма непросто, так как во фразе, в тексте оказывается задействованным весь арсенал и слабых и сильных коммуникативных, модальных, эмоциональных и стилевых интонаций. В сложном наборе физических характеристик в эксперименте надо еще суметь понять, какие физические характеристики относятся к просодии слова, а какие к интонациям фразы. Не случайно почти во всех работах, выполненных по фразовой методике, ударения на уровне слова обнаружено не было, либо его физическим коррелятом выступали частотный компонент, т. е. та главная характеристика, на которой держится не словесная, а фразовая просодия.

В нашей работе просодия слова исследуется вне фразы, а в слове как единице номинации. Для целей нашей работы такой метод представляется более надежным, поскольку исключает неизбежные усложнения физических признаков просодии, возникающие при ее фразовом исследовании.

Вывод третий: слабая контрастность корейского словесного ударения связана с сегментным участием в создании эффекта выделенности слога. В работах Ли Сунгёна и особенно Ли Хёнбока этот фактор является не просто основной исходной гипотезой, но у Ли Хёнбока подкреплен и конкретной разработкой формул сегментного построения слов, определяющих позицию ударного слога. Пометы ударного слога в словаре даны в полном соответствии с сегментными формулами автора.

В концепции Ли Хёнбока не раскрыт механизм взаимодействия сегментных формул с просодическими характеристиками слога и слова, да и сам принцип определяющего действия этих формул требует еще экспериментальной проверки. Именно эта проблема является центральной в нашем исследовании. Необходимы экспериментальные данные, отвечающие на такие вопросы: может ли сегментная формула слова сама создавать эффект выделенности слога или она всегда работает в союзе с просодическими характеристиками слога и слова? Возможны ли просодические реализации корейских слов, в которых бы аудиторы считали ударными слоги, не соответствующие сегментным формулам Ли Хёнбока?

Вывод четвертый. Корейские лингвисты (Ли Хёнбок, Ли Хоенг) совершенно оправданно квалифицируют фонематические долготы гласных как фактор не только фонематический, но и, одновременно, просодический: долгие гласные формируют выделенный (ударный) слог. Свою задачу мы видим в том, чтобы психолингвистическими экспериментами проверить действие фонематических долгот гласных как фактора просодического, т. е. их способность создавать эффект выделенности слога. Кроме того, крайне необходимо исследовать тот пласт корейской лексики, в которой нет противопоставления долгих и кратких корейских гласных, т. е. выявить чисто просодическое функционирование долгот в корейском слове, если таковое имеется.

Выявление просодической функции долгот на современном срезе корейской языковой системы предполагает выяснение объективными методами общей ситуации фонематического противопоставления долгих гласных кратким (нормальным), поскольку имеются данные корейских лингвистов о том, что в речи молодого поколения корейцев это противопоставление сглаживается. А некоторые наши (отечественные) исследователи, в том числе и очень авторитетные, вообще отрицали фонематику корейских долгих и кратких гласных (Е. Д. Поливанов, Л. Р. Зиндер и др.) или же отсылали это явление на периферию языковой системы. При этом мы исходим из тезиса бифункциональной роли (сущности) гласных характеристик слога (слова), а именно: фонематическая функция гласного звучания слова с неизбежностью имеет и другую свою сторону — просодическую. Фонематика обеспечивает лексическую дифференциацию, выявляет разные значения, а просодия на уровне слова, как правило, определяет произносительную приемлемость звучания в данной языковой системе. Это хорошо иллюстрируют, например, тональные языки: тоны в них.

— как средство фонологическое — дифференцируют лексику и одновременно.

— как средство просодическое — формируют слова как единицы произносительные. При такой двуликости рассматриваемого явления существенно отметить то, что на фонематике (фонологии) гласных характеристик слова воспитывается языковой слух данного социума, его особая (избирательная) чувствительность к той или иной физической (акустической) характеристике звучания. Другими словами, если фонематика гласного звучания слова в данном языке держится на тональных различиях, то языковой слух «носителей» этой системы и будет особо изощрен в восприятии тонов частотных градации в их реализациях. В случае с корейским языком речь идет о временной фонематике гласных современного корейского слова. Анализ словаря Ли Хёнбока и наши психолингвистические эксперименты позволяют нам получить полные и объективные данные о фонематической задействованности временной характеристики словасмысловом (различительном) противопоставлении долгих и кратких гласных.

Исследование фонематических и просодических функций корейских гласных на основе временного противопоставления должно выявить основную доминантную физическую характеристику корейского словесного ударения и, следовательно, позицию ударного слога, поскольку долгая гласная реализуется чаще всего в первом слоге двусложного слова. Но из рассмотренной нами литературы видно, что в качестве действующих физических коррелятов ударения называются еще две характеристикиэнергетическая (амплитуды интенсивности) и частотная («музыкальная»). Кроме того, из словаря следует, что ударным может быть не только первый, но и второй слог.

Известна также и гипотеза Л. Р. Концевича о перемещении ударного слога в связи с увеличением слогового состава слова. Эта проблематика, хотя и вторым планом, но также включается в нашу задачу, и мы намерены провести инструментальные и психолингвистические эксперименты, получить объективные данные для соответствующих лингвистических интерпретаций указанных проблем.

Общие выводы из экспериментов с трехсложными и многосложными словами можно свести к следующим положениям. Бросается в глаза большой разброс в пометах ударных слогов аудиторами: примерно половина аудиторов (чуть меньшая) ставит ударение не там, где большая. Этот разнобой в целом объясняется не совсем сложившейся еще в корейском языке литературной произносительной нормой. Но если говорить о физических, функционально значимых для корейского слуха коррелятах ударения, то этот разнобой становится хорошо обусловленным и, следовательно, объяснимым. Впечатление выделенности (ударности) слога в слове создается двумя физическими коррелятами: временем звучания слога, амплитудными характеристиками и сегментными формулами (шаблонами) слова и слога. В одних случаях, одни аудиторы ориентируются на время звучания, амплитуды слога, в других (другие аудиторы) на сегментные формулы слова и слога, что и приводит к разным решениям в определении выделенности слога в слове, поскольку унисон двух означенных коррелятов (время звучания, амплитуды и сегментная формула) наблюдается не всегда. Эта ситуация — уникальная, до сих пор в языкознании не известная.

Что же касается проблемы перемещения ударения с увеличением количественного слогового состава слова, то это проблема отнюдь не перемещения, а проблема просодического устройства трехсложных и многосложных (четырех-, пятисложных) слов. Просодия таких слов отличается от слов двухсложных. В двухсложном слове в разной степени выделенным может быть первый слог либо второй. В случаях же трехсложного и, тем более, четырехсложного, пятисложного состава слова возникает просодическая единица более сложная, с другим, иерархическим распределением выделенностей (ударений). Для таких единиц недостаточно дихотомического противопоставления «ударный слог» — «безударный», в таких словах формируются два в разной степени выделенных (ударных) слога. Поэтому, когда аудитор ставит помету выделенности на четвертом или пятом, как правило, грамматическом слоге, это не означает, что в эту позицию переметнулось ударение с другой позиции — с той, в которой оно было в исходном слове, оно там и осталось. Но возникли два ударения и два ударения между собой взаимодействуют в одной просодической структуре.

Какова иерархия двух ударений, какой слог выделяется больше, какой — меньше, сказать, пока, трудно. Нужны специальные эксперименты. Ясно одно: многосложные слова с грамматическими показателями — особый просодический объект корейского языка, требующий дальнейших исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Опыт языкознания при исследовании просодического устройства слова в языках с бесспорным словесным ударением свидетельствует, о том, что ударный слог выделяется на фоне другого/других безударных слогов более четким спектром звучания, большей частотой основного тона, большим временем звучания и большими силовыми характеристиками (амплитудами, интенсивностью). В разных языках эти характеристики действуют либо совокупно (в унисон) либо одна из характеристик доминирует.

Наши психолингвистические эксперименты показали, что для корейского словесного ударения доминантной физической характеристикой является, прежде всего, долгота, а затем и амплитуды интенсивности. Частотная же характеристика в корейском слове задействована факультативно, она составляет интонационную основу дифференциации коммуникативных типов фраз (предложений).

Превалирование именно долготного признака становится вполне объяснимым, если учитывать, что «.каждая языковая система действует в рамках своей психологии восприятия тех или иных физических характеристик, наделяет их значимостью в том или ином функциональном аспекте» [48, С.101]. Фонематическое противопоставление долгих и кратких гласных было изначально задано корейскому языковому сознанию и поэтому даже в тех случаях, когда такого противопоставления нет, языковой слух корейцев, взращенный на временной фонематике гласных, будет чуток к этой физической характеристике.

Центральная фонологическая и просодическая ось системы — отсутствие слоговых тонов и противопоставление долгих гласных кратким недвусмысленно свидетельствует о чисто корейском принципе ее устройства, одних и тех же правилах как для исконно корейской лексики, так и заимствованной из китайского языка.

Современный корейский язык в рассматриваемом плане лексически уникален: двусложные и многосложные слова в нем, возникшие на китайских заимствованиях, в огромной своей массе (свыше 80%) лишены семантической внутренней формы слова. Этим он в корне отличается от китайского, да и многих других языков мира.

Необходимо отметить, что для корейского языкового сознания помимо долготной характеристики важную роль играют сегменные формулы слов, которые порой оказываются даже более надежным фактором выделения ударного слога, чем собственно время звучания и амплитуды. До работ профессора Ли Хёнбока, сформулировавшего идею сегментных формул корейского слова, и нашего экспериментального подтверждения их эффективности, языкознанию не было известно ни одного языка с такой особенностью словесной просодии.

Например, в русском языке ударным будет тот слог, в котором более сильными являются просодические характеристики — время звучания и амплитуда — вне зависимости от того, как устроен этот слог по своим сегментам (гласным и согласным) и как это сегментное устройство соотносится с сегментной структурой другого (безударного) слога. В корейском же языке сегментная формула слова может быть доминантной: слог с равными или даже более слабыми просодическими характеристиками (меньшим временем звучания и меньшими амплитудами) может восприниматься как ударный, сегментная формула слова оказывается более важной, чем собственная просодия слова. Следовательно, в одних языках мы можем говорить о просодическом устройстве слова, в других — о сегментно-просодическом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Д. О фонетической организации языка и иерархии его грамматических единиц//Фонетика, фонология, грамматика.- М., 1971.-С.26−33.
  2. Ю.В. К проблеме словесного ударения в корейском языке (на расширенном материале)//Х1 Международная конференция «Китайское языкознание. Изолирующие языки». М., 2002.-С.37−42.
  3. Ю.В. Проблема просодического устройства слова в корейском языке//У1 Международная конференция по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки (Материалы и тезисы докладов).- СПб., 2001.-С.26−30.
  4. Бен Енг Сук. Просодическая организация фонетического слова и синтагмы в русском и корейском языках. Канд. дисс. М.: МГУ, 2000.
  5. Л.П., Потапова Р. К. Просодические характеристики речи. — М., МГИИЯ им. М. Тореза, 1970. 72 с.
  6. Э.А. Функции долготы гласных в современном французском языке.-М., 1986.- 93 с.
  7. Бодуэн де Куртенэ И. А. Введение в языковедение. СПб., 1911.-38с.
  8. Л.В. Акустические характеристики речи. Слух и речь в норме и патологии. Л., 1974.-С.9−24.
  9. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.-175 с.
  10. Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. Л.: ЛГУ, 1983.-120 с.
  11. Jl.В., Вербицкая J1.A., Щербакова Л. П. Об определение места ударения в слове//Изв. АН СССР. М., 1973.- Т.32, — вып. 2.-С.144−153.
  12. З.Васильев И. К. К вопросу о количестве гласного в современном корейском языке. Archiv orientalni. 28. Praha, 1960.
  13. Н.Виноградов В. А. Сингармонизм и фонология слова. Автореф. канд. дисс. филол. наук.- М., 1966.
  14. Е.Л. К функциональной характеристике просодии//Исследование по фонологии. М., 1966.
  15. М.И. Синтез открытых и закрытых гласных йоруба. //Фонетические единицы речи. -М., 1982.
  16. М.И. О ритмической структуре двуслога языка йоруба//У1 Международная конференция по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки. СПб., 2001.-С.76−84.
  17. В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.- 296с.
  18. В.Б., Шабельникова Е. М., Рыбин В. В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности. Л.: ЛГУ, 1990. — 243 с.
  19. В.Б., Токарева Н. А., Ягунова Е. В. О просодике слова в корейском языке//Вестник Корейского центра.- Вып. 5−6.- СПб., С.17−29.
  20. Л.Р. Природа фонематической длительности гласных-монофтонгов в корейском языке//Корейский язык. Л., 1978.- С.30−62.
  21. Л.Р. Е.Д. Поливанов и его вклад в корейское языкознание//Петербургское Востоковедение. СПб., 1993, вып.4.-С.451- 465.
  22. И.М. Типологическая характеристика слова и построение лингводидактической модели обучения//Языкознание в теории и эксперименте: Сб.науч.тр. М., 2002.-С.351−369.31 .Мазур Ю. Н. Корейский язык.- М., 1960.- 118с.
  23. Ю.Н. Корейский язык//Языки мира. М.: Индрик, 1997.-С.369−398.
  24. МазурЮ.Н. Грамматика корейского языка. (Морфология. Словообразование): Теоретический курс.- М., Муравей Гайд, 2001.329 с.
  25. Ю.Н. Форма слова и словосочетания в современном корейском языке. — М., I960.- 11 с.
  26. М.И. Введение в общую фонетику.- М., 1986.-135с.
  27. Т.М. Место ударения и фонетический состав слова (расстановка ударения в неизвестных словах иностранного происхождения)//Фонетика, фонология, грамматика. М.: Наука, 1971.- С.69−80.
  28. Т.М. Фразовая интонация славянских языков. М.: Наука, 1977.-278 с.
  29. Проблемы и методы экспериментально фонетического анализа речи./ Под ред. Зиндера JI.P. и Бондарко JI.B. ЛГУ, 1980.- с.
  30. Е.Д. К вопросу о функциях ударения//Теоретические проблемы фонетики и обучения произношению. -М., 1971.- с.
  31. Е.Д. Гласные корейского языка//Восточный сборник. — Петроград, 1916.-Кн. 2.- С.344−348.
  32. Е.Д. Статьи по общему языкознанию.-М., 1968 С.7−30.
  33. Е. Д. Труды по восточному и общему языкознанию. М., 1991.-358 с.
  34. .В. Гласные звуки в инструментальных и слуховых измерениях. Учебник для лингвиста.- М., 2002. -352 с.
  35. Г. И. Введение в алтайское языкознание. Морфология. М., 1957.-216 с.
  36. Г. И. Грамматика корейского языка. — М., 1951.- 232 с.
  37. А.А. Введение в языкознание. -М., 1960. 431 с.
  38. А.А. Фонологические этюды. М.: Наука, 1975.- 134 с.
  39. М.К. Машинное моделирование единиц речи. М.: МГУ, 1990.- 195с.
  40. М.К. О просодии слова в типологически разных языках//УП Международная конференция по языкам дальнего Востока, Юго-восточной Азии и Западной Африки. М., 2003.-С.98−105.
  41. М.К. Тон и интонация в современном китайском языке, докт. дисс. М., 1968.
  42. М.К. К проблеме ритмической организации китайской речи. //Филологические науки. М., 1981.
  43. М.К. О лексической составляющей интонации//У1 Международная конференция по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки. СПб., 2001.-С.131−132.
  44. И.М. Ритмическая структура слова в хинди. М., 1985.60 с.
  45. Сон Се Рен. Словообразование в корейском языке. Автореф. канд. дисс. -М., 1955.- 27с.
  46. Ф. де. Курс общей лингвистики. -М.: Прогресс, 1977.- 695 с.
  47. Хван Юн Дюн В. А. Фонетика корейского языка. М., 1950.- 68 с.
  48. Хван Юн Дюн В. А. Фонетический строй корейского языка. Автореф. канд. дисс. -М., 1952.- 18с.
  49. А.А. Корейско-русский словарь.- М., 1958.- 896 с.
  50. А.А. Очерк грамматики корейского языка.-М., 1954.- 320 с.
  51. А.А. Строй корейского языка. JL, 1938.- 39с.
  52. Цой Ден Ху. Фонетическая структура заимствованных китайских элементов в корейском и японском языках. Автореф. канд. дисс. — М., 1953.- 22с.
  53. Л.В. Фонетика французского языка.- М., 1948- 312 с.
  54. Aj-tj-^.-g-. 1990. Park Jin Нее. Hankuko natmal ridmi sirhom umsonghakjok yongu. Сеул, 1990 159 с.
  55. Ыг 1991. Son Choi Jae. Phyojun hankuko acsenti sirhom umsonghakjok yongu. Сеул, 1991 111 с. tflад ^гЩЩ^Щ1. Ш ^^Hl1988. Yu Jae Won. Hyondae kukoi acsent kyuchike daehan yongu. Сеул, 1988 -C.293−321.
  56. Hankukoe phyojunbarym. Umsonghakjok irongwa shilje. Сеул, 231 с.
  57. Jun Sun-Ah An acoustic study of Korean stress. Journal of the Acoustical Society of America 98., 1995.
  58. Jun Sun-Ah The phonetics and phonology of Korean prosody, New York, 1996.86Jung Hee-Bok Rhythmic lengthening and shortening in Korean/ Japanese Korean Linguistics: CSLI, Stanford University 1995.
  59. Kim Jong-Kyu Quantity-Sensitivity and Feature-Sensitivity of Vowels: A Constraint-Based Approach to Korean Vowel Phonology, Indiana University at Bloomington. 2000.
  60. Ко Eon-Suk Acoustic effects of stress in Korean: With a focus on the status of vowel length. In proceeding of the Northeast Conference on Linguistics: GLSA, Linguistics department of the University of Massachusetts at Amherst. 2001.
  61. Ko Eon-Suk Weak and strong stress languages: a comparative analysis of the prosody of Korean and English. Department of Linguistics. Simon Fraser University Colloquium Series.2003.
  62. Lee H. B. Handbook of the International Phonetic Association, IPA. 1994.
  63. Lee H. B. Korean Prosody: Speech Rhythm and Intonation. Korean Journal 27−2. Korean National Commission for UNESCO. 1987.
  64. Lee Ho-Yung The structure of Korean Prosody. Ph.D. dissertation, University College, London. 1990.
  65. Nam Yong-u The word Stress Rules in Korean, Korea Journal 27−2. Korean National Commission for UNESCO. 1987.
  66. Park Jeoung-Woon Variation of Vowel Length in Korean //Theoretical issues in Korean Linguistics. Ed. Young-Key Kim-Renaud. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 1994 C.175- 187.
  67. Sohn Ho-Min The Korean language. Cambridge University Press. 1999 -445 c.1. СловаригЦЩ^Ш&Ч- 200 299.^.-л11^-<>|А]--*1 1999
Заполнить форму текущей работой