Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Новые явления в русском речевом этикете: на материале средств массовой информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При обращении к знакомому новым является: а) Широкое использование обращения Господин + фамилия, Госпожа + фамилия (вне дипломатической сферы). б) Широкое употребление сокращённых имён журналистами и телеведущими в официальной обстановке, что свидетельствует о пренебрежении литературной нормой и, как мы полагаем, общем снижении культурного уровня населения. Например: Юля, ну вы попали.{обращение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Тенденции употребления речевого этикета в текстах современных СМИ
    • 1. 1. Социолингвистические факторы развития и изменений в речевом этикете
    • 1. 2. Речевой этикет как область фатического общения. Доля фатики и информатики в выражениях речевого этикета
    • 1. 3. Лингвостилистические особенности текстов современных СМИ в аспекте фактора адресата
      • 1. 3. 1. Виды публицистических текстов и этикетные ситуации в них
    • 1. 4. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации с помощью этикетных средств в периодической печати, на телевидении, радио и в Интернете
    • 1. 5. Коммуникативные роли участников речевого этикетного общения и СМИ
      • 1. 5. 1. Активная позиция адресата в публицистическом этикетном общении
    • 1. 6. Обращение как единица речевого этикета в средствах массовой информации
    • 1. 7. Ты- / Вы -формы общения как дейксис адресата в СМИ- дискурсе и его этикетной рамке
    • 1. 8. Приветствие как элемент дискурса СМИ и его этикетной рамки
    • 1. 9. Прощание как элемент дискурса СМИ и его этикетной рамки
    • 1. 10. Речевой этикет как «универсальный язык» культуры общения и СМИ
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Новые явления в речевом этикете при употреблении обращений, приветствий, прощаний и ты- / Вы -форм общения в современных СМИ
    • 2. 1. Общеупотребительные обращения и обращения, используемые в индивидуальной ситуации общения, к незнакомому в современных средствах массовой информации
    • 2. 2. Обращение в рекламных текстах на радио, телевидении и в современной прессе
    • 2. 3. Общеупотребительные обращения и обращения, используемые в индивидуальной ситуации общения к знакомому, отражённые в средствах массовой информации
    • 2. 4. Изменения в употреблении Ты- / Вы -форм общения в средствах массовой информации
    • 2. 5. Изменения в использовании формул приветствия в публицистическом общении
    • 2. 6. Изменения в использовании формул прощания в публицистическом общении
    • 2. 7. Речевой этикет в Интернет — общении
  • Выводы по второй главе

Новые явления в русском речевом этикете: на материале средств массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное диссертационное исследование посвящено изучению функционирования новых явлений в русском речевом этикете. Рассматриваются новации в области обращений, приветствий, прощаний, а также ты-/Выформ общения в период конца XXначала XXI века (на материале современных средств массовой информации). Рассматриваемые ситуации речевого этикета и обслуживающие их выражения являются частотными в речевом общении и в большей степени подвержены модификации. Исследуются письменные тексты газет, устное общение на телевидении и радио, а также «устное» общение в Интернете, фиксируемое письменными графическими средствами.

В настоящее время возрастает удельный вес устной публицистики, она становится более импровизационной, раскованной и эмоциональной. С апреля 1995 г. в штате главных российских каналов «ОРТ» и «РТР» больше нет дикторов — только ведущие и комментаторы, с их речевой свободой, с их индивидуальными особенностями и речетворчеством. Растет внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи. Возрастает диалогичность общения, происходит своеобразная диалогизация информационной социальной жизни общества.

Публицистические тексты в письменной форме становятся более «разговорными», эмоциональными, экспрессивными.

Из анализа материала становится очевидным, что сокращается объем традиционного письменного межличностного общения, предпочтение отдается устным формам.

Материал исследования показывает, что заметно увеличилась частотность использования обращения на «ты» к незнакомым людям, наблюдается тенденция к сужению сферы использования формы имени-отчества.

Возрастает доля опосредованного общения, в значительной мере вследствие появления современных электронных СМИ. Опосредованное общение вызвало к жизни целые отрасли производства и специализированные учреждения. Это телеи радиостудии, издательства, типографии и т. д. Компьютерные технологии совершают революцию в информационных системах и приводят к новым формам опосредованного общения.

Сближение адресанта и адресата, а также активная роль адресата в общении — одно из значимых явлений в структуре современных СМИ.

Язык СМИ — это язык власти и язык оппозиции (политический дискурс), частично язык науки, дипломатии, искусства, религии и т. п. В публицистическом преломлении, рассчитанные на широкую аудиторию, тексты СМИ отражают интересы и языковые вкусы самых разнообразных социальных групп и нередко стремятся говорить на языке этих групп.

В науке исследуются такие аспекты, как язык СМИ и мышление, язык СМИ и общество, язык СМИ и культура, политика, идеология. Возникает необходимость осмыслить роль языка СМИ в новых условиях общения, с учётом процессов, происходящих в обществе, культуре, политике и т. д.

Сказанным объясняется актуальность диссертационного исследования, значительной ролью речевого этикета в общении, неисследованностью особенностей функционирования новых этикетных форм, необходимостью дальнейших исследований происходящих изменений в речевом поведении и речевом этикете в период конца XXначала XXI века. Решение этих проблем имеет теоретическое и прикладное значение, для преподавания как современного русского языка, так и русского как иностранного, а также для работников в сфере массовой информации, коммуникации.

Научная новизна исследования, связана с актуальностью избранной темы, и заключается в том, что, в отличие от других работ (см., например, Кронгауз 2004, Крылова 2001, Шмелёв 2005), рассматриваются новые формы обращений, приветствий, прощаний и Ты-/Выформ общения как в устных, так и письменных текстах СМИ, что позволяет наиболее полно отобразить новые явления в речи и общении.

Объектом исследования являются тексты/дискурсы современных средств массовой информации, в которых актуальны ситуации и выражения русского речевого этикета.

Предметом исследования являются обращения, приветствия, прощания и ты-/Выформы, которые рассматриваются с позиции новых явлений в публицистическом общении, в рамках теории речевого этикета.

Опираясь на основы теории речевого этикета, ставим целью максимально полно представить новые этикетные формы обращений, приветствий, прощаний и ты-/Выформ общения, на материале современных устных и письменных средств массовой информации.

Задачи, поставленные для достижения цели, следующие:

1. Разработать концепцию исследования, обобщить существующие направления и подходы в изучении изменений в русском речевом этикете в настоящее время с позиции теории речевого общения.

2. Исследовать новые особенности употребления обращений как выражения коммуникативных отношений адресанта — адресата, употребляемых в современных средствах массовой информации.

3. Рассмотреть использование обращений в рекламных текстах/ дискурсах СМИ, особо отметив адресацию данных текстов.

4. Охарактеризовать использование в СМИ новых формул приветствия и прощания в настоящий период, как своеобразное текстовое обрамление начала и конца коммуникативного эпизода.

5. Проанализировать реализацию ты-/Выформ общения в настоящее время на материале СМИ, учитывая сложный механизм включения и переключения отношений официальности /неофициальности, интимности, доверительности, фамильярности, сдержанности и т. д.

6. Рассмотреть употребление обращений, приветствий, прощаний в «устных» текстах, фиксируемых письменными графическими средствами в Интернет — сайтах и Интернет — форумах.

Материалом исследования служат письменные тексты газет, устные дискурсы телеи радиопередач, а также «устные тексты», фиксируемые письменно, Интернет-сайтов и Интернет-форумов. Число проанализированных текстов около 1000, этикетных выражений около 500, среди них употребительных около 350, малоупотребительных около 150.

Методы исследования:

— метод непосредственного наблюдения.

— метод контекстуального анализа.

— метод сравнения во времени использования речевого этикета.

— обработка Словаря русского речевого этикета А. Г. Балакая, применительно к теме диссертации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке проблем, связанных с дальнейшим углубленным изучением тенденций употребления новых этикетных выражений в современном общении, а также в новом комплексном подходе к новым явлениям в русском речевом этикете с позиций социолингвистики, лингвокультурологии, теории коммуникации.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в целях преподавания русского языка как иностранного, а также в учебных курсах по русскому речевому этикету, культуре речи, стилистике, риторике — для русскоговорящих. На основании собранного иллюстративного материала могут быть построены пособия, учебные задания и упражнения для учащихся.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изменения, происходящие в обществе и нашедшие свое выражение в общении, отражаются в первую очередь в средствах массовой информации. Новые этикетные выражения, появляющиеся в СМИ, свидетельствуют о стремлении журналистов в большом количестве жанров максимально сблизиться с адресатом, «завоевать» его доверие, сделать общение дружеским и раскованным.

2. В современных публицистических текстах в большой степени проявляется активная позиция адресата, что находит выражение в ситуациях и единицах речевого этикета. Адресат может вмешиваться в процесс коммуникации звонками и письмами в редакцию, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии или высказывать своё мнение в прямом эфире радиои телепрограмм, в ток-шоу и круглом столе.

3. В текстах/дискурсах СМИ наблюдается сближение адресанта с адресатом. Автор говорит от своего имени, выражает личные чувства, мнения, что рождает особое ощущение близости, доверия со стороны читателя радиослушателя или телезрителя (адресата).

4. Речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной. Журналист стал целенаправленно устанавливать контакт с читателем/слушателем, настраиваться на его возможность восприятия, понимания и интерпретации.

Апробация работы: отдельные положения работы излагались на научных международных конференциях и в публикациях: «Организация учебного исследования на уроках культуры речи по теме: новое в речевом этикете при употреблении прощания (на материале СМИ)» (Москва, 2008), «Изменения в русском речевом этикете в постперестроечный период: обращения, ты-/Вы-формы общения (на материале СМИ)» (Санкт — Петербург, 2004), «Изменения в русском речевом этикете в постперестроечный период (на материале СМИ)» (Санкт — Петербург, 2005), проводился доклад на заседании кафедры общего и русского языкознания Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина (2006).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по второй главе.

Общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русской речи и общения.

Адресант в СМИ, употребляя новые номинации, новые тактики, «интересные» речения, стремится заинтересовать адресата, «захватить» его внимание.

В условиях деидеологизации, снятия цензуры, всеобщего «рынка» упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. В прямом эфире допускаются многочисленные речевые ошибки, грубые отклонения от норм культуры речи. Ставшее модным раскованное поведение в эфире в речевом плане приводит к неоправданной громкости, убыстренному темпу речи и чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, сомнительных речевых приемов поддержания внимания.

Анализ новых явлений свидетельствует о том, что в литературную речь, в основном, через СМИ приходит много разговорных, просторечных слов и выражений. Однако основные изменения в речевом этикете могут быть квалифицированы как развитие.

1. В наши дни при обращении к незнакомому новым является: а) Появление обращений-номинаций: Уважаемые рекламодатели! Господа предприниматели! Господа предприниматели и директора предприятий! Предприниматели! Бизнесмены, отечественные производители и др., свидетельствующие о том, что редакторы заинтересованы в коммерческих объявлениях, которые могут быть размещены на страницах их газет или журналов, а также появление обращений: Фанаты! Фанатки!, которые заимствованы в 18 веке из польского языка, где fanatyk «исступлённый, фанатичный человек, страстно приверженный какой-либо идее. б) Применение прямых обращений, иногда в контекстах, выражающих ироническое, неодобрительное отношение, связанных с профессиональной деятельностью адресата {Журналисты!, Президент!, Пан-министр! Энергетик! и т. д.) с неофициальностыо и оттенком непринуждённости. в) Использование прямых обращений со сниженным стилистическим оттенком, которые указывают на временную ролевую функцию, занятие в данный момент. Это пассажиры, участники разного рода мероприятий, клиенты тех или иных сервисных служб {Челноки!, Поэты!, Огородники!, Знатоки и эрудиты!, Читатели-москвичи!, Ау, победители!, Хозяева и т. д.) г) Употребление прецедентных высказываний, часто в заголовках статей, при обращении («Ребята, давайте жить дружно!», «Эй, вратарь, готовься!.», «Фронтовики, наденьте ордена», Джентльмены удачи и др.) с целью привлечь и заинтересовать как можно больше читателей. д) Более широкое, чем прежде, использование обращений Господин + род занятий, деятельности, Господа!, Дамы и господа! в официальной обстановке. е) Употребление различных обращений в рекламных объявлениях {Господа охотники! Дамы и господа! Уважаемые соотечественники! Дорогие читатели! Дорогие мужчины! Дорогие друзья! Автолюбители! Болельщики и др.) Обращения используются в следующих рекламных текстахрекламных призывах, рекламных предложениях, рекламных сообгценгшх, рекламных поздравлениях (пожеланиях) и рекламных предупреждениях.

2. При обращении к знакомому новым является: а) Широкое использование обращения Господин + фамилия, Госпожа + фамилия (вне дипломатической сферы). б) Широкое употребление сокращённых имён журналистами и телеведущими в официальной обстановке, что свидетельствует о пренебрежении литературной нормой и, как мы полагаем, общем снижении культурного уровня населения. Например: Юля, ну вы попали.{обращение к радиослушательнице), селения. Например: Юля, ну вы попали.(обращение к радиослушательнице), Валера, остановись! (заголовок статьи) и др. в) Применение уменьшительно-ласкательных имён-обращений по отношению к политикам, эстрадным звёздам, знаменитым спортсменам, что свидетельствует о свободной раскованной форме общения и неуместной интимности {Володечка! — обращение в письме к В.В. ЖириновскомуДорогая Эллочка! -обращение в письме к Э. ПамфиловойВолоденька! — обращение пожилой женщины к президенту В.В. Путину).

3. В современных средствах массовой информации наблюдается тенденция к более широкому использованию тыформ общения в официальной обстановке (Ты считаешь себя героем? — обращение журналиста к продюсеру Иосифу ПригожинуТы часто мне говоришь, что сам себя сделал. — из интервью с известным спортивным комментатором В.Н. Маслаченко).

4. В настоящее время на телевидении и на радио ведущие используют большое количество разговорных и стилистически сниженных формул приветствия таких как: Привет всем! Здрасьте! и т. д. При приветствии, в связи с появлением большого количества ночных программ, употребляется формула Доброй ночи! Ди-джей радиостанции «Милицейская волна» использует выражение Доброго времени суток! Встречаются ситуации также, когда адресат использует слово Добрый! в качестве ответа на приветствие Добрый день/вечер.

5. Произошел определенный сдвиг русского речевого этикета в сторону европейского. Прежде всего, речь идет о стандартной ситуации Магазин. Во многих крупных магазинах Москвы (в том числе, открытых европейскими и американскими компаниями) действует свой обязательный корпоративный этикет. Так, продавец или кассир в таком магазине обязательно здороваются с клиентом. Не ответить в данном случае на приветствие было бы откровенной грубостью, поэтому, как следствие, постоянные покупатели сами начинают здороваться с продавцами и кассирами.

6. При прощании сейчас используются — редуплицированная формула Пока-пока! и формула Берегите себя! Один из спортивных ведущих использует свойственную только ему формулу прощания До будущих побед! В наши дни ведущие телеи радиопрограмм нередко употребляют такие разговорные формулы прощания как: Пока! Увидимся! Счастливо! Всем счастливо оставаться! и др. Встречаются также непринуждённо-разговорные выражения, с эллиптичными «осколочными» структурами. Например, выражение До следующего! В настоящий период на телевидении, обычно при прерывании программы, используется выражение просьбы при прощании Оставайтесь с нами!

6. С появлением и распространением Интернета в центре внимания исследователей всё чаще оказывается новая коммуникационная среда, воздействие которой видоизменяет речетворческую деятельность человека. Интернет-коммуникация представляет собой разновидность коммуникации, опосредованной особым техническим средством — компьютером, который стал новым «звеном исторической цепи опосредования человеческого общения» после изобретения письма, телеграфа, радио, телефона, телевидения. В Интернет-общении наиболее употребительны, как и в устном общении, формы обращения: Господа!- Дамы и Господа!- Друзья! Распространены также обращения Дорогие форумчане! Увао/саемые пользователи! Приветствия могут быть самыми разнообразными нейтральными: Здравствуйте!, Добрый день, разговорными: Привет! Приветик! и шутливыми: Доброго времени суток! При прощании используются этикетные формулы: подпись с указанием на виртуальное или офф-лайновое имя, прощальная фраза, благодарность, пожелание (С Ува-эюением, Удачи, Заранее благодарю и др.) Употребляются также своеобразные подписи или девизы, функционально сближенные с функциями рекламных слоганов. Благодаря экспрессивной (ироничной, каламбурной) форме они легко запоминаются и тем самым способствуют быстрому узнаванию коммуниканта среди многих: А Белку с собой я всё равно возьмуГлыбоко ныряю, особенно с гирей на шее©— В жизни так много радостей, что трудно вспомнить хоть одну. и др.).

Всё сказанное свидетельствует о том, что в средствах массовой информации в постперестроечный период появилось немало новых употребительных и случайных малоупотребительных формул обращения, приветствия и прощания. Публицистическое общение в конце XX начале XXI века стало раскованным и непринуждённым. Дальнейшее развитие системы русского речевого этикета предсказать трудно. По нашему мнению, период интенсивного развития прошёл свой пик и, скорее всего, других, более сильных изменений в ближайшее время не последует.

Заключение

.

Уже почти два десятилетия состояние русской речи характеризуется крайней нестабильностью. Принципиальным рубежом можно считать 1985;й год, ставший тем самым не только политической, но и социальной вехой в общении, после которой в русском дискурсе возникли и до сих пор продолжаются совершенно новые процессы.

Новые исторические, политические условия, свобода слова привели к общей демократизации речи, его либерализации. Это, естественно, нашло отражение и в манере общения, в частности. «Общественный вкус нынешнего времени, несомненно, диктует демократизацию речи, что естественнее всего связывается с обновлением литературного канона за счёт внутренних языковых ресурсов, за счёт заимствований из внеи нелитературных сфер общенародного языка. Через речь, которая по сегодняшней моде наводняется просторечием, диалектизмами и жаргонизмами, в систему литературного языка приходит много новшеств разного качества. В сущности, всё что обреталось в раскованной бытовой речи (и многое сверх того!) сейчас допускается в письменные тексты, во всяком случае, в сферу масс — медиа» [Костомаров, 1993:31].

Каждая эпоха характеризуется своими особенностями развития речи. Все изменения, происходящие в обществе и, следовательно, нашедшие свое выражение в общении, отражаются в средствах массовой информации. Речевые произведения сегодня создаются по образцу устного общения с адресатом, с использованием лексических средств, свойственных непосредственному речевому акту. Происходит отбор лексических средств и из общего неформального регистра, которые на данный момент признаются уместными, адекватными для письменной фиксации, что ведет к созданию возможного нового варианта стилистической нормы и в конечном итоге оказывает влияние на развитие общенационального речевого стандарта.

Журналисты используют яркие языковые средства для достижения доверительных, даже панибратских отношений с адресатом, а также для привлечения внимания аудитории. Отсюда стремление использовать фамильярные просторечно — разговорные формы речевого этикета, зачастую стилистически сниженные.

В настоящий период наиболее заметны изменения этикетных формул обращения, приветствия и прощания, так как в речевом общении данные формулы и выражения создают рамочное обрамление текста: начала и конца, являясь ключевыми, употребляются коммуникантами чаще, чем другие. Заметим также, что в современных средствах массовой информации, помимо новых выражений речевого этикета, которые сейчас активно употребляются в публицистической речи, нередко встречаются малоупотребительные (индивидуальные) обращения, приветствия и прощания. Приведём примеры.

В газете «Московский комсомолец» журналисты нередко употребляют разговорные, фамильярно-шутливые обращения:

Дорогие гибедедеилники! (простите, что так фамильярно). 31 декабря мы посвящаем нашу игру «ГИБД— приз» вам!

В газете «Комсомольская правда» также используются подобные обращения:

Дорогие мужики — водители! — гореть мне в геенне огненной, если среди миллионной читательской аудитории «КП» найдётся хоть один, кто радостно садится в машину, когда за рулём жена!

На радио «Европа плюс» ди-джей Антон Комолов употребляет такое дружеское приветствие, как Привет всем!

Привет всем, кто слушает «Европу плюс».

На «Авторадио» ди-джей Влад Кутузов использует форму приветствия Доброго времени суток!

Доброго времени суток! С вами «Авто Радио».

На телеканале «ТВЦ» в 2005 году ведущий развлекательной программы «Алло ТВ» лидер музыкальной группы «Ногу свело» Максим Покровский пользовался просторечным приветствием Здрасьте:

Здрасьте, с валш «Алло ТВ».

При прощании ведущие радиои телепрограмм также нередко употребляют разговорные формы речевого этикета. Например, ведущий программы «Пока все дома» на телеканале «ОРТ» Тимур Кизяков использует такую форму прощания, как До следующего!

Программа «Пока все дома», как всегда, будет посвящать вас в тонкости семейной жизни. До следующего!

Ведущий программы «Прогноз погоды» Александр Беляев на телеканале «НТВ» употребляет выражение Удачи вам! Увидимся!

Ди-джей радиостанции «Ретро FM» Таня Годунова использует форму прощания Всех целую! Пока!

Таким образом, радио и телевидение как наиболее мощные средства массовой коммуникации влияют на процессы, происходящие в современном русском литературном языке. Замена передач, ориентированных на книжный тип речи («по бумажке»), «свободным говорением», привела к тому, что публичная речь стала более разговорной, живой, образной, лаконичной, лишённой привычных штампов.

В настоящее время радио и телевидение в связи с «экспансией» «живого эфира» всё чаще использует «свободные» жанры и сокращает «протокольные» части передач, то есть речь всё больше становится доверительноразговорной с литературно-разговорными лексикой и синтаксическими конструкциями, с диалогическими единствами, вопросно-ответной формой и т. п. Изменение стиля радиои телепередач привело к возникновению передач «разговорного» жанра, новых рубрик. Популярными стали телепередачи типа ток-шоу (от англ. слова «разговор, беседа, дискуссия» и «показ, зрелище») — дискуссии ведущего с приглашённой аудиторией.

Современное радио и телевидение часто использует жанры интервью, репортажа, беседы, дискуссии, диспута «за круглым столом». Отсюда — простой язык, доверительный тон собеседников, живые речевые формы, которые соответствуют устной публичной речи, хотя она обычно опирается на заранее продуманный или подготовленный письменный текст. Степень культуры речи в этом случае зависит от индивидуального речевого облика «языковой личности». Материал исследования показывает, что у многих журналистов низкая культура речи.

Телевидение, радио и газеты не только сообщают о новых фактах и событиях, но и всегда стремятся влиять на сознание людей, изменять их поступки и отношение к миру.

Одним из новых явлений наших дней стала письменная фиксация устно-разговорной речи. Область её функционирования в Интернете — сфера интерактивной межличностной коммуникации — относится к разряду революционных преобразований традиционной коммуникативной среды.

Строение дискурса в публицистике в конце XXначале XXI века характеризует рост личностного начала и диалогичности. Безличная и безадресная речь сменяется речью личной и приобретает конкретного адресата. Это характерно для всех видов речи. В газетах исчез жанр передовицы, публикуемой без подписи. Резко изменился жанр интервью. Раньше роль интервьюера сводилась к задаванию стандартных вопросов. Теперь, он стал собеседником. Поэтому очевидно, что в массовой коммуникации мы наблюдаем тенденцию к установлению персональное&trade-, единичности коммуникантов, стремление к тому, чтобы конкретизировать личности общающихся, уменьшить дистанцию между адресантом и адресатом, преодолеть разобщённость между ними, обеспечить «установку на доверительный диалог».

Следует отметить также, что средства массовой информации являются одним из важнейших социальных институтов, вырабатывающих идеологические представления у народа. Идеологическая функция СМИ реализуется через социальную ориентацию на аудиторию. Процесс ориентации имеет две стороны — это ориентация человека в окружающем мире и ориентация на достижение определённых целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности. Первоначально журналистика рождалась как отражение действительности, впоследствии стала властным управляющим органом. Обычно говорят о таких основных типах деятельности журналиста, как преимущественное информирование (через сообщение о событиях в мире и их комментарии) и преимущественное воздействие на общественной мнение (осуществляемом через распространение мнений о событиях и их интерпретации в личностном комментарии).

Таким образом, язык СМИ находится в эпицентре стилистической системы современного русского языка, оказывая сильное воздействие на литературную речь, в том числе на речевой этикет. Многие словесные новшества, прежде чем получить всеобщее распространение, возникают и апробируются именно в языке СМИ.

Наблюдения за развитием языка позволяют лучше понять, почувствовать те изменения, которые происходят в социальной и культурной жизни общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Кахно X., Акишина Т. Е. Жест и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 1991. 176 с.
  2. А.А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. М.: Просвещение, 1981. 174 с.
  3. Актуальные теоретические проблемы культуры речи // Основы культуры речи. Хрестоматия (сост. Скворцов Л.И.) М., 1984. С. 5−42
  4. Э.В. Будьте добры. Минск, 1982. 160 с.
  5. Е.А. К проблеме формирования коммуникативной способности. -В кн.: Проблемы организации речевого общения, М., 1981. С. 197−210
  6. Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976. 333 с.
  7. Н.Д. Номинация и текст // Языковая номинация, виды наименований. М, 1977. С. 304 357
  8. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1996. 607 с.
  9. А. К. Топорков А.А. У истоков этикета. М., 1990. 124 с.
  10. А.Г. Словарь русского речевого этикета. 2-е изд., испр. и доп. М.: ACT-ПРЕСС, 2001. 672 с.
  11. А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексиографического описания. Новокузнецк (ИГПИ), 2002. 228 с.
  12. А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001. 236 с.
  13. .Х. Личностно и социально ориентированное речевое общение. В кн.: Материалы 4 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1982. С. 16−27
  14. В.И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001. 260 с.
  15. Э. Общая лингвистика. М., 1974. 447 с.
  16. Г. А. Речевой этикет: Обучаем речевому этикету. М., 1995. 65 с.
  17. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
  18. И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 112−156
  19. Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998. 25 с.
  20. А.Н. Основы культуры речи. М., 1990. 248 с.
  21. А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 315 с.
  22. Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1980. 320 с.
  23. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1983. 269 с.
  24. В.В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры // Основы культуры речи. Хрестоматия. М., 1984. С. 273−275
  25. Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 171 с.
  26. Всё об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов-на-Дону, 1995. 510 с.
  27. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М., 1973. С. 349−372
  28. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 139 с.
  29. В.И. Русский речевой этикет (социокультурный аспект). Дис.канд. филол. наук. Краснодар, 2000
  30. Л.А. «Весь Ваш без церемоний.» // Русская речь. 1985. № 1. С. 39−45
  31. JI.А. Речевой этикет: «ты и вы» // Русская речь. 1984. № 2. С. 62−67
  32. О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2003. 272 с.
  33. .Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М.: Высшая школа, 1988 (б). 159 с.
  34. .Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1988 (а). 335 с.
  35. В.Е. Обращение: теоретические проблемы. Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 129 с.
  36. В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983. 182 с.
  37. В.Е. Обращение и организация направленности речи. В кн.: Проблемы организации речевого общения. М., 1981. С. 78−89
  38. В.Е. Русский язык и культура речи. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 2001.212 с.
  39. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2001. 256 с.
  40. С.Б., Кучереносов В. Е. Речевой этикет русского языка и реализация его средств в процессе коммуникативного акта. Киев, 1988. 13 с.
  41. Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. С. 217−237
  42. Л.К. Грамматическая правильность русской речи. М., 2001. 551 с.
  43. А.К. Самое. .Поиск в Интернете. М., 2004. 128 с.
  44. В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 397 с.
  45. Л.З. Функционирование единиц речевого этикета в прямых и косвенных речевых актах. Л., 1990. 96 с.
  46. И.М. Журналистское мышление как развивающаяся система //Вестник МГУ. Сер.Ю. Журналистика. 1989. № 6. С. 3−14
  47. Е.Л. Семантика межличностного взаимодействия. Автореф. дис.докт. психол. наук. Тюмень, 2000. 42 с.
  48. Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980 1990 гг. Дис.канд. филол. наук. Пермь, 1994. 185 с.
  49. Елистратов B.C. www.gramota.ru / magarch. html?id=12
  50. А.А. Введение в психолингвистику. M, 1999. 287 с.
  51. Земская Е. А, Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: итоги и перспективы исследования // Русистика сегодня. Язык: система и функционирование. М, 1988. С. 121−152
  52. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М, Русский язык, 1979. 238 с.
  53. Земская Е. А, Китайгородская М. В, Розанова Н. Н. О чём и как говорят женщины и мужчины // Русская речь. 1989. № 1.С. 13−19
  54. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М, 1982. 366 с.
  55. Г. А. Как быть вежливым // Русская речь. 1985. № 5. С. 21−25
  56. Интернет. Энциклопедия / Под ред. Мелиховой JI. 2-е изд. С-Пб: Питер, 2001. 528 с.
  57. Калиногорский Н. А, Галевский Г. В. Эффективные технологии работы в сети Интернет. М, 2004. 160 с.
  58. В.И. Признак этикета в значении слова // Филологические науки. 1991. № 1. С. 54−64
  59. В.И. Язык социального статуса. М, 1992. 330 с.
  60. В.И. Ритуальный дискурс // Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3. С. 157−171
  61. В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
  62. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 477 с.
  63. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М, 1987. 298 с.
  64. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1992. 356 с.
  65. П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб, 2000. 192 с.
  66. М.С. Мир общения. М, 1988. 319 с.
  67. Т.В. Как найти любую информацию в Internet. М., 2005. 144 с.
  68. Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты // Поэтика, стилистика. Язык и культура. М., 1996. 257 с.
  69. Е.В. Сфера массовой коммуникации: отражение социальной дифференцированности языка в текстах СМИ // Современный русский язык (социальная и функциональная дифференциация). М., 2003. С. 241 276
  70. В.В. Культура речи культура поведения. JL, 1988. 271 с.
  71. В.В. Как наше слово отзовётся. Спб, 2001. 347 с.
  72. А.В. Нравственная ценность этикета. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1995.21 с.
  73. М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М., 2000. 271 с.
  74. Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики. Вопросы языкознания, 1979. № 6. С. 23−28
  75. В.П. Социология коммуникации. М., 1997. 158 с.
  76. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  77. М.М. Об этикете обращения // Страноведение и преподавание русского языка иностранцам. М., 1972. С. 91−97
  78. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. 267 с.
  79. В.Г., Прохоров Ю. Е., Чернявская Т. Н. Язык и культура новое в теории и практике лингвострановедения. М., 1994. 48 с.
  80. В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдения над речевой практикой масс медиа. Издание третье, испр. и доп. Спб., 1999. 320 с.
  81. В.Г. Роль русского языка в диалоге культур // Русский язык за рубежом. 1994. № 5/6. С. 9−11
  82. Г. Е., Чувилина Е. А. Улыбка как жест и слово // Вопросы языкознания. 2001. № 4. С. 66−93
  83. Кронгауз М.А. www. dialog 21 .ru/Archive/2004/Krongauz.htm
  84. И.М., Крупенин А. А. Всё об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов-на-Дону. 1996. 512 с.
  85. Крылова О.A. www.rus.lseptember.ru/200l/07/4.htm
  86. Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М., 1976. С. 42−52
  87. Л.П. О речевом этикете научно и популярно // Русский язык в школе. 1984. № 3. С. 103−108
  88. И.Н. Интернет в учебной и научной работе. М., 2002. 191 с.
  89. Ю.Б. Азы вежливого общения. М.: Титул, 2001. 201 с.
  90. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. 439 с.
  91. Н.В. Сценарии компьютерных программ по речевому этикету // Русский язык в школе. 1992. № 3−4. С. 75−77
  92. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. 180 с.
  93. Е.М. Парламентские жанры // Культура парламентской речи. М., 1994. С. 34−45
  94. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 230 с.
  95. А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. М., 1974 а. С. 21−28
  96. А. А. Речь и общение // Иностранные языки в школе. 1974 б. № 6. С. 80−85
  97. А.А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема // Национально культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 5−23
  98. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 685 с.
  99. Ли Сичан. Русский речевой этикет в прагматическом и лингвострановед-ческом аспектах с точки зрения носителя китайского языка. Автореф. канд. филол. наук. М., 2001. 19 с.
  100. О.А. Речевой этикет (категория вежливости) и его изменение на стыке 2-х эпох кон. 19−1-я четв. 20 в.: Дис.канд. филол. наук. Таганрог, 1999
  101. М.О. Из истории русского этикета // Советсткий этикет. JL, 1974. С. 30−49
  102. Межличностное общение. Хрестоматия. С-Пб., 2001. 356 с.
  103. Н.Б. Социальная лингвистика. М, 1994. 218 с.
  104. А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. 310 с.
  105. Н.В. Элементы разговорной речи в текстах массовой информации // Вестник Университета Российского академического образования. Филология. М., 2000 № 1. С. 139 164
  106. Т.Н. Речевой этикет студентов (обращения, приветствия, прощания) // Проблемы организации речевого общения. М., 1981 с. 15−17
  107. Т.В. Журналистский текст до и после 1985 г. // Тенденции развития массовых информационных процессов. М., 1991. — с. 18−26
  108. Э. Русский язык. Россия. Интернет // Русский язык за рубежом. 2001, № 2. С. 42−49
  109. Е.С. Ты и Вы // Русская речь. 1992. № 2. С. 111−112
  110. М.В. Из наблюдений над стилем сегодняшней периодики // Язык современной публицистики. М., 1988. 186 с.
  111. И.В. Социопрагматический и лингвистический аспекты анализа единиц речевого этикета. Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1993. 23 с.
  112. Поговорим об этикете. М., 1991. 96 с.
  113. Е.С. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат М., 2002. 272 с.
  114. Г. Г. Прагматика текста // Коммуникативные, прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин. 1980. С. 5−10
  115. В.П. Синтаксис обращения. Ленинград, 1971. 88 с.
  116. Ю.Е., Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение. М.: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2002. 277 с.
  117. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990. 135 с.
  118. Речевое общение: Цели. Мотивы. Средства. М., 1985. 152 с.
  119. Н.Н., Филиппов А. В. Культура речевого общения. М., 2001. 168 с.
  120. М.М. Основы этических знаний. Спб., 1998. 345 с.
  121. Русская грамматика. Т. 2 -М., 1980. 709 с.
  122. Л.П. Коммуникативные функции обращения // Семантика и прагматика синтаксических единиц. Калинин, 1981. С. 76−86
  123. Л.П. Обращение как компонент коммуникативного акта. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1982. 15 с.
  124. Л.В. Русское слово: конец хх века. С-Пб., 2000. 195 с.
  125. Саркар Митали. Обращение как элемент русского речевого этикета в сравнении с бенгальским: Дис.канд. филол. наук. М., 2001.
  126. В.И. Этика общения. М., 1991. 63 с.
  127. К.Ф. Сруктура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов, 1998. 112 с.
  128. М.П. Культура радио и телевизионной речи. М., 1997. 94 с.
  129. Дж. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М, 1986. С. 151−169
  130. О.Б. Соотношение кодифицированного и разговорного в средствах массовой информации // Журналистика на пороге XX века: исторический опыт, современное развитие. Владикавказ, 1997. Вып. 2. С. 299 310
  131. О.Б., Гольдин В. Е., Куликова Г. С., Ягубова М. А. Русский язык и культура общения для нефилологов. Учебное пособие. Саратов, 1998. 120 с.
  132. Л.И. Культура русской речи. М., 1995. 255 с.
  133. Словарь по этике. М., 1981. 430 с.
  134. Словарь структурных слов русского языка (под ред. В.В. Морковкина). М, 1997. 422 с.
  135. В.В. Культура речи и культура общения. М, 1995. 190 с.
  136. Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в XX веке // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2002 № 2. С. 39 53
  137. Г. Я. Публицистический стиль // Стилистическая энциклопедия. Словарь русск. яз. М, 2003. С. 312 314
  138. Г. Я. Язык современной публицистики: сб. статей. 2-е изд, испр. М, 2007. 232 с.
  139. И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996. 127 с.
  140. Стернин И. А, Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2001. 156 с.
  141. С.А. Языковая личность в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989 С. 32 35
  142. Е.Ф. Лингвокультурологический анализ русского речевого этикета (обращение) на фоне арабской речевой культуры: Дис.канд. филол. наук. М, 2001.
  143. Тарасова И П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьёз. М, 1992. 85 с.
  144. Е.К. Практический аспект усвоения речевого этикета в свете требований Госстандарта // Языковые и культурные контакты различных народов. Пенза, 1999. 289 с.
  145. Г. Этикетные формы обращения и привлечения внимания в современном русском языке (в сопоставлении с немецким). Автореф. канд. филол. наук. 1973. С. 23
  146. С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. Принципы измерения языковой вариативности. М, 1989. 151 с.
  147. Трофименко В. П, Волгин А. Н. Поговорим об этикете. М., 1991. 96 с.
  148. Н.И. Свободное и несвободное обращение // Лингвистика и проблемы стиля. Л., 1973. 230 с.
  149. О.Ю. Особенности текстовой структуры реплик в диалогах Интернет форумов. Международное образование: итоги и перспективы // Материалы народной международной научно-практической конференции. М., 2004. С. 56−62
  150. Н.В. Русский национальный характер: хх век миф и реалность //Проблемы этносемантики. М., 1998. 160 с.
  151. М.Ю. В каком направлении развивались стили русской речи XX века // Филология и журналистика в контексте культуры: Материалы Всерос. науч. конф. Вып.4. Ростов н / Д., 1998. С. 32−38
  152. Н.И. Употребление русского речевого этикета. М.: Русский язык, 1982. 192 с.
  153. Н.И. Русский речевой этикет. Обращение к знакомому // Русская речь. № 5. 1980. С. 55−60
  154. Н.И. Русский речевой этикет. Обращение к незнакомому // Русская речь. № 3. 1980. С. 67−72
  155. Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении). Изд. 2-е. М.: Знание, 1987. 160 с. о
  156. Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. 126 с.
  157. Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.: Издательство ИКАР, 2002 а. 236 с.
  158. Н.И. Обращение // РЯШ. 1994. № 3. С. 35−39
  159. Н.И. Культура общения и речевой этикет // РЯШ. 1993. № 5. С. 75−79
  160. Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 20 026. 216 с.
  161. Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Издательство ИКАР, 1998. 292 с. f)
  162. А.А. Проблемы грамматической теории. JI., 1979. 304 с.
  163. Т.И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995. 366 с.
  164. Человеческий фактор в языке. Коммуникация. Модальность. Дейксис. М.: Наука, 1992. 282 с.
  165. А.И., Стоян Т. А. Этикет на все случаи жизни. М., 1998. 151 с.
  166. Шмелёв A. www.stengazeta.net/article.html?article=1024
  167. Д.А. Целенаправленность речи и категории наклонения // Русский язык за рубежом, 1973. № 3. С. 64−69
  168. В.Н. Наш этикет. М., 1988 157 с.
  169. Язык и массовая коммуникация: Социолингвистическое исследование. М., 1984. 324 с.
  170. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
  171. P.O. Избранные работы / Р. Якобсон // М., 1975. 634 с.
Заполнить форму текущей работой