Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиционные процессы в сфере образования в условиях трансформации хозяйственной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Беккер Г Человеческий капитал//США экономика, политика, идеология -1994 — № 11−12, Блауг М Экономическая мысль в перспективе Пер с англМ Дело ЛТД, 1995, Кейдрик Дж Совокупный капитал США и его формирование — М Прогресс, 1978 — 275 с, Кейдрик Дж Тенденции производительности в США — М Статистика, 1967 315с, Махлуп Ф Производительность и распространение знаний в США — М Прогресс, 1966 462 с… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. 1. Экономическое содержание, источники и структура инвестиций
    • 1. 2. Эволюция теории инвестирования
    • 1. 3. Рынок инвестиций в системе рыночной экономики и новые механизмы инвестирования в трансформируемой экономике
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЕ
    • 2. 1. Объективная необходимость изменений в образовании на стадии трансформации индустриального общества в информационное
    • 2. 2. Важнейшие тенденции развития образования и основные направления инвестиций
    • 2. 3. Инвестиции в образование в странах с развитой рыночной экономикой (на примере США. Германии)
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 3. 1. Взаимосвязь между инвестициями в образование и ВВП
    • 3. 2. Экономический и социальный эффект инвестиций в образование
    • 3. 3. Отечественные инвестиции в высшее образование
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

Инвестиционные процессы в сфере образования в условиях трансформации хозяйственной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономическое развитие современного общества в конце XX и начале XXI века характеризуется быстрыми изменениями окружающего мира. Происходят трансформации в экономике, науке и технике.

Изменение социально-экономического положения России в конце XX века привело к ухудшению основных показателей жизни в стране. Этот процесс происходит на фоне глобального движения цивилизованного мира в информационную систему хозяйствования. В этих условиях задача России состоит в том, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни своему населению и на этом пути занять достойное место в мире, избежав участи страны — сырьевого придатка развитых стран. Основным капиталом России, с помощью которого можно решить эту задачу, является образованное население.

К сожалению, образовательная сфера в стране в течение длительного времени финансировалась по остаточному принципу. В результате этого Россия, которая в 60-е годы занимала по образованию второе место в мире, стала терять свое положение по этому показателю, уступая другим странам.

Определяющим фактором изменения положения являются инвестиции в образование. Улучшение качества и продолжительности обучения привели к тому, что стоимость образования значительно возросла. Цена образования в практически любой стране стала недоступной ее бюджету.

С другой стороны, образование стало рассматриваться как благо, приносящее доход. Частные инвестиции в образование стали источником потенциальных доходов. В этих условиях образование превратилось в сферу бизнеса с внесением в нее рыночных отношений. Бизнес внес в образование новые процессы: компьютеризацию, дистанционное обучение, создание корпоративных вузов.

Образование, как и другие сферы рыночной экономики, вступило на путь глобализации. Парадокс России состоит в том, что, имея образованные педагогические кадры средней и высшей школы, Россия сегодня не может дать своим гражданам образования, необходимого для вывода страны из кризиса.

Успехи мировых лидеров в завоевании международных рынков, выпуске конкурентоспособной продукции, создании достойного уровня жизни граждан, связаны с наличием в этих странах высококвалифицированных специалистов, подготовленных системой высшего образования. Прогресс общества невозможен без непрерывного инвестирования в сферу образования. Даже, когда экономическое развитие страны выглядит благополучным, инвестирование в образование должно осуществляться по опережающему принципу, иначе, вследствие быстрого устаревания знаний, страна будет отброшена назад.

Традиционно образование являлось предметом изучения педагогики, социологии, психологии, философии, истории. Среди экономических наук образованием занимается самая молодая отраслевая наука — экономика образования, рассматривающая специфику производительных сил и производственных отношений внутри образования. Изменение роли образования в современном мире требует изучения его в таких дисциплинах как менеджмент, маркетинг, но, прежде всего, в экономической теории. Экономическая теория является методологическим ключом для всех экономических наук, так как она изучает экономические отношения и свойственные им законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.

Проблемы необходимых и достаточных инвестиций в сферу образования становятся приоритетными в экономической теории и практической деятельности.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы к образованию как фактору развития человеческого капитала в экономическом аспекте сформулированы в классических работах А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и др.1 Их идеи об экономической ценности образования стали основой для последующих научных исследований в этой области.

В сложившихся условиях одной из первоочередных задач отечественной экономической науки является изучение эффективности инвестиций в образование на уровне макрои микроэкономики.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народа. — М.: Наука, 1993; Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. — М.: Политиздат, 1986; Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. Наемный труд и капитал. — М.: Политиздат, 1990.—108 сМаршалл А. Принципы политической экономии: В 3-х т. — М.: 1983;1984.

Проблема эта не нова. Еще в 20-е годы прошлого столетия академик С.Г.Струмнлнн2 вывел количественные взаимосвязи между числом лет обучения и квалификацией. Он осуществил расчеты экономической эффективности народного образования с точки зрения интересов плановой экономики, показал его воздействие на рост производительности труда и производства в целом.

К этой проблеме С. Г. Струмилин обращался на протяжении всей своей научной деятельности.

В 50−60-е годы прошлого ctoj етия в США возникла теория человеческого капитала. Под человеческим капиталом понимают совокупность таких качеств человека как здоровье, образование, деловая активность. Теория человеческого капитала распространяет основные понятия физического капитала на деятельности человека. Формирование этой теории связано с исследованиями современных уче-ных-экономистов:3Г.Беккера, Й. Бен-Порета, М. Блауга, У Боуэна, Дж. Гейто, Дж. Кендрика, Ф. Махлупа, Г. Псахаропулоса, М. Рьюза, JI. Туроу, Е. Уилсона, Ч. Френкеля, Э. Фромма, Г. Шульца и др.

Через призму теории человеческого капитала образование стало рассматриваться во многих странах как источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и как средство борьбы с безработицей. Образование заняло достойное место в стратегии роста различных стран.

Среди отечественных экономистов, исследовавших проблему человеческого капитала, известны имена таких ученых как4 И. Албеговой, А. Добрынина, 2.

Струмилин С Г Эффективность образования в СССР//Экономическая газета -1962 -№ 14.

Беккер Г Человеческий капитал//США экономика, политика, идеология -1994 — № 11−12, Блауг М Экономическая мысль в перспективе Пер с англМ Дело ЛТД, 1995, Кейдрик Дж Совокупный капитал США и его формирование — М Прогресс, 1978 — 275 с, Кейдрик Дж Тенденции производительности в США — М Статистика, 1967 315с, Махлуп Ф Производительность и распространение знаний в США — М Прогресс, 1966 462 с, Псахаропу-лос Дж Образование и работа вечное несоответствие и пути его разрешения // Экономика образования — 2000 — № 2, Туроу Л Общество с нулевой суммой экономических возможностей Распределение доходов и возможности экономических перемен — М Прогресс, 1981 -= 230 с, Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности — V1 ACT, 1998 — 670 с, Шульц Г Теоретические проблемы управления социалистической экономикой — М Мысчь, 1980 -333 с 4.

Алоегова И М, Емцов Р Г, Холопов, А В Государственная экономическая политика — М Депо и Сервис, 1998, Добрынин, А И, Дятлов С, А, Коннов В, А, Курганский С, А Производительные силы человека Структура и формы проявления — СПб СПб УЭФ, 1993, Добрынин, А И. Дятлов С, А, Цыренова Е Д Человеческий капитал в транзитивной экономикеСПб Наука, 1999, Дятлов С, А Основы теории человеческого капитала — СПб СПбУЭФ, 1994, Дятлов С, А Человеческий капитал России проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики — СПб СПб УЭФ, 1995, Дятлов С, А Экономика образования в условиях переходного периода — СПб СПб УЭФ, 1995, Ильинский И В Инвестиции в будущее образование в инновационном воспроизводстве — СПб Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1996, Ильинский И В Инвестиции в образование источники формирования и.

С.Дятлова, И. Ильинского, Р. Капелюшникова, М. М. Критского, С. Курганского, В.Марцинкевича.

Воронежские ученые во главе с И.С. Шаршовым5 занимаются проблемами экономики воспроизводства специалистов с высшим профессиональным образованием. Костромские ученые6 Н. А. Александрова, М. И. Скаржинский, В.В. Чек-марев и др. разрабатывают проблемы экономики высшего образования в условиях трансформированной экономики.

Проблемы трансформации российского общества в информационное объективно ставят перед высшим образованием задачи обеспечения специалистами по «прорывным» направлениям науки на уровне мировых образовательных стандартов.

В связи с этим перед отечественной экономической наукой и практикой возникает задача инвестиционного обеспечения этих процессов в условиях ограниченного финансирования. Проблема эта, несмотря на ее актуачьность, пока не нашла своего отражения в исследованиях выше названных российских ученых.

Недостаточная степень разработанности проблем инвестирования в образование и определили выбор направления исследований.

Думается, что целесообразно конкретизировать проблему исследования человеческого капитала, разложив ее на составляющие элементы:

• влияние образования на человеческий капитал;

• влияние здоровья на человеческий капитал;

• влияние социального статуса личности на человеческий капитал.

Всем вышеизложенным и определяется актуальность пробчечы. оптимизация//Экономика образования -2000 — № 1, Капелюшников Р И, Албегова И М, Леонова Т Г, Емцов Р Г, Найт П Человеческий капитал России — проблемы реабилитации// Общество и экономика — 1993 — № 9−10, Капелюшников Р И Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению// США экономика, поиггика, идеология — 1993 — № 11, Критский М М Человеческий капитал — Л ЛГУ, 1991 — 117 с, Критский VI 1 Человеческий капитал в условиях современной трансформации экономики — СПб 2000, Курганский С, А Человеческий капитал и стратегия долгосрочного развития России в XXI веке //В Курьер ЮНЕСКО — 2000 — февраль, Марцит евич В И, Соболева И В Экономика человека — М Аспект пресс, 1995.

Шаршов И С и др Воспроизводство трудовых ресурсов при социализме — Воронеж ВГУ, 1986 — 157 с Шаршов И С Содержание и материальная основа воспроизводства рабочей силы при социализмк — Воронеж ВГУ К, 1991 -207 с.

6 Скаржинскнй М И и др Трудовой потенциал социалистического общества — М Экономика, 1987 — 101 с, Чекма-рев В В Стоимость образования // Экономика образования — 2000 — № 3, Чекчарев В В Экономические взаимоотношения федерального центра и регионов в системе подготовки кадров высшей квалификации / Экономика образования -2000 — № 2.

Цели и задачи исследования. Цели работы — исследование процессов инвестирования в сфере образования и на основе этого разработке практических рекомендаций для отечественной системы образования.

В соответствии с программными установками ЮНЕСКО образование является приоритетным направлением в деятельности правительств и международных организаций.

Инвестиции в образование являются важнейшим и опережающим фактором, способствующим развитию экономики, поэтому основной целью настоящей диссертационной работы явилось исследование взаимозависимости ВВП и инвестиций в образование (на макроуровне), а также зависимости социального и экономического статуса личности от инвестиций в образование (на микроуровне).

Осуществление поставленной цели потребовало решения в работе следующих основных задач:

1. выявить эволюционные изменения в теории инвестирования;

2. исследовать экономическое содержание, источники и структуру инвестиций;

3. определить важнейшие тенденции развития образования и основные направления инвестиций в эту сферу;

4. проанализировать влияние бизнеса на сферу образования;

5. установить количественные закономерности между индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) и ВВП на макроуровне;

6. показать связь между урс-шем образования и жизненными благами для личности на микроуровне.

В работе предложены рекомендации для России по инвестиционному обеспечению подготовки специалистов по «прорывным» направлениям науки.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются инвестиционные процессы в сфере образования в трансформируемой экономике, их количественные и качественные характеристики.

Объект исследования — состояние образования в России и других регионах мира в зависимости от величины и направленности образовательных инвестиций.

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологической основой проведенного исследования послужили исследования отечественных и иностранных ученых по вопросам подготовки специалистов с высшим образованием, разработанные в рамках различных экономических школ, доказавших свою теоретическую и практическую значимость.

В работе применено комплексное использование широкого спектра разнообразных методов, в том числе сравнительного, математической статистики, приемов группировки выборки и обобщения.

В значительной мере использовались и развивались предложенные С. Г. Струмилиным методические подходы по выявлению зависимостей между уровнем образования (продолжительностью обучения) и квалификацией (производительностью труда).

Многообразие используемых методов обусловлено сложностью и многогранностью объекта исследования.

В диссертационной работе выявлена регрессионная зависимость между индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) и валовым внутренним продуктом (ВВП).

Информационной базой исследования явились:

— данные из статистических ежегодников России, ЮНЕСКО, США, Великобритании, Германии7;

— публикации в отечественных и иностранных периодических изданиях по о вопросам инвестиций в образование .

Нормативно-правовую основу исследования составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации9.

Статистический справочник «Высшее и среднее профессиональное обр пование в Российской Федерации 2000» — Статистические ежегодники ЮНЕСКО: World Education Report 2000, Word Development Report 1998/99, World Data on Education 2000, ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем миреСтатистические ежегодники США, Великобритании и Германии: The World Almanac and Book of Facts.2001, Britain 2001 The Official Yearbook of the.

United Kingdom, Statistisches Jahrbuch fuer das Ausland 2001, Statistisches Jahrbuch fuer Deuschland 2001. g.

Экономика образованияКурьер ЮНЕСКОЭлитное образование. Нормативные документы:

1).Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. — М — ИНФРА-М, 2002. — 158 с.

Научная новизна диссертационной работы. Научная новизна исследования состоит в том, что осуществлено комплексное экономическое исследование инвестиционных процессов в сфере образования, которое обосновывает сущность и необходимость инвестиций в новых условиях трансформации и глобализации изменяющегося мира. В диссертационном исследовании были получены научные результаты по изучению эффективности инвестиций в образование на уровне макро-и микроэкономики.

На уровне макроэкономики научная новизна исследования заключается в следующем: исследована эволюция направлений инвестирования и показан возрастающий абсолютный и относительный объем инвестиций в образование, при этом была проанализирована статистика инвестирования в сферу образования в различных регионах мира и в ряде зарубежных стран и на основе этого даны рекомендации для России;

2) ФЗ «Об образовании» от 10 07 1992 № 3266−1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации — 1992 — № 30 -ст 1797) с изменениями и дополнениями каз Президента Российской Федерации от 24 12 1993 № 2288 (Собрание актов Президента РФ — 1993 -У°52 -ст ^086) новая редакция от 13 01 1996 №−12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации — 1996 -X 3 -ст 150) с изменениями и дополнениями от 16 11 1997 №−144-ФЗ (Соорание законодательства Российской Федерации — 199″ * -№ 47 -ст 5341) последняя редакция от 25 07 2002 (Собрание законодательства Российской Федерации — 2002 -№ 30 -ст 3029) 3) ф3 «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (Собрание законодательства Российской Федерации — 2000 -№ 16 -ст 1639).

4) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации — 1996 -№−35-ст 4135).

5) Закон РСФСР 1991 № 1488−1 (ред от 19 06 1995) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (Со законов РФВоронеж ОНИКС, 1998 — 784 с).

6) Постановление Правительства РФ от 28 04 1994 № 407 «О первоочередных мерах по поддержанию системы образования в России» (Собрание законодательства Российской Федерации — 1994 -№ 2 -ст 104).

7) Постановление Правительства РФ от 23 05 1995 № 498 «О развитии сисчемы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации — 1995 -№−22-ст 2070).

8) Указ Президента РФ от 27 03 1996 № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации — 1996 -№ 14 -ст 1428).

9) Постановление Правительства РФ от 31 03 1997 «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 2000 гг «(Собрание законодательства Российской Федерации — 1997 -№'8 -ст 2154, № 19 -ст 2230).

10) Распоряжение Правительства РФ от 26 07 2000 №−1072-р «План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000;2001 годы» (РГ — 2000 -5 августа).

11) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 12 2001 №−1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (Бюллетень Министерства образования PocchOlэй Федерации Высшее и среднее профессиональное образование -2002 -№ 2) показана принципиальная невозможность обеспечить сферу образования достаточными государственными инвестициями и необходимость привлечения частных инвестицийобоснована целесообразность перераспределения бюджетных инвестиций в образование для России с целью обеспечения подготовки специалистов по «прорывным» направлениям науки.

— найдены регрессионные зависимости между индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) и ВВП для России и других стран мира;

На уровне мироэкономики была обоснована необходимость увеличения инвестиций в образование в связи с компьютеризацией последнего, а также в связи с развитием тенденции обучения в течение всей жизнираскрыта экономическая эффективность инвестиций в дистанционное обучениепредложен графоаналитический алгоритм представления и расчета инвестиций в образование и последующих доходов на протяжении жизни для личности.

При анализе инвестиционных процессов в сфере образования показано, что эта сфера является важнейшей социальной и экономической составляющей и оказывает существенное влияние на темпы, характер и качество экономического роста.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в разработке целостной концепции инвестиционного процесса в сфере образования. Выполненное исследование существенно дополняет ранее разработанные положения относительно анализа инвестиционных процессов в образовании с позиции экономической теории. Данное исследование можно также рассматривать как некоторый вклад автора в развитие экономической теории по избранной проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что концептуальные положения и статистические данные настоящей диссертации могут быть использованы исполнительными органами власти для реализации проекта о перераспределении образовательных инвестиций в область «прорывных» направлений науки. Учитывая возрастающее значение теории человеческого капитала и проблем инвестиций в образование в экономической науке, на основе материалов диссертационной работы могут быть введены соответствующие темы в преподавание дисциплин «Макроэкономика» и «Микроэкономика», а также предложены спецкурсы и темы дипломных и курсовых работ по этим проблемам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 4 опубликованных работах общим объемом 3 п.л. и выступлениях на международных конференциях в Москве — Плехановских чтениях (апрель 2000 г.), Плехановских чтениях (апрель 2001 г.). Ряд положений и выводов было апробировано в ходе преподавания курса экономической теории в РЭА имени Г. В. Плеханова.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Процесс реформирования системы национального хозяйства сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса в сфере образования. В этой связи возрастающий абсолютный и относительный объем инвестиций в образование является неотъемлемой чертой любой экономической системы.

2. Анализ статистических данных инвестирования в сферу образования в различных регионах мира и ряда зарубежных стран позволил дать рекомендации для совершенствования процесса инвестирования образования в России.

3. С началом системных реформ и либерализацией экономической и хозяйственной жизни показана принципиальная невозможность обеспечить сферу образования достаточными государственными инвестициями и обоснована необходимость привлечения частных стр ктур (отечественных и зарубежных юридических лиц) для инвестирования образования.

4. Новые информационные технологии в образовании, связанные с широким проникновением компьютеров во все сферы человечества, поставили новые проблемы и открыли новые перспективы перед системой образования. Повсеместно XXI век признается веком информационных технологий. В результате экспоненциального роста абсолютного числа персональных компьютеров в мире, компьютер стал использоваться в качестве средства поддержки процесса обучения. В результате перед системой образования возникла проблема обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и проявился соблазн опереться на мультимедийные технологии для достижения новых приемов в образовании, что так же требует дополнительных инвестиций в образовательный процесс.

5. Прогресс знаний выдвинул проблему «образование в течение всей жизни». К концу ХХ-го столетия выяснилось, что обновление знаний в области фундаментального естествознания и инженерных науках происходит в сроки от 2 до 10 лет. Суть в том, что образование в промышленности обновляется каждые 5−6 лет, а в инновационных направлениях обновление происходит каждые 2−3 года.

Сложившаяся ситуация в корне отличается от той, которая была еще в начале века, когда период обновления знаний составлял не менее 40−60 лет. Таким образом, специалисты с высшим образованием вынуждены в течение своей жизни несколько раз доучиваться для поддержания необходимой квалификации или вообще менять область образования.

6. Получение высшего образования всеми гражданами по традиционной очной форме практически невозможно (этого не выдержат бюджеты даже самых благополучных стран), широкое развитие за рубежом получило дистанционное обучение. Опыт организации дистанционного образования за рубежом позволит более четко представить его особенности и избежать возможных ошибок в процессе становления системы дистанционного образования в России.

7. В экономической мысли проблемам изучения места и роли человека, его способностей и потребностей, его социальных позиций и производительных возможностей всегда уделялось большое внимание. Наиболее последовательно и адекватно социально-экономическая роль человека раскрывается в теории человеческого капитала, которая рассматривает человека как совокупность трех факторовобразования, здоровья и социального статуса. Для оценки этих качеств введено понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). На основе расчетов, проведенных в работе, установлена прямая регрессионная зависимость между ИРЧП и ВВП для России, США и Япоьии. Для случаев США и Японии указанная зависимость носит почти детерминированный характер.

8. Основанием для проведения расчета показателей экономической эффективности образования послужило предположение о том, что инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что, в свою очередь, порождает более высокие заработки. Экономическая эффективность образования определяется соотнесением прямых денежных доходов (приходящихся на образование) и издержек, связанных с его получением.

Предложен графоаналитический алгоритм представления и расчета инвестиций в образование и последующих доходов на протяжении жизни для личности (микроуровень).

9. Учитывая ограниченность финансирования сферы образования, предлагается схема перераспределения государственных инвестиций в образование таким образом, чтобы во имя интересов государства можно было создать интеллектуальную элиту по прорывным направлениям науки и техники.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. Объем диссертации составляет 175 страниц машинописного текста, в том числе 50 таблиц, 8 рисунков, 249 источников литературы.

Выводы к Главе 3.

Проведенное в Главе 3 исследование по теме позволяет сделать следующие выводы:

1. Ускорение научно-технического прогресса, рост расходов на научные исследования и образование вызвали увеличение значимости в мировой практике экономических исследований эффективности вложений в человеческий капитал (знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту производительной силы). В теории человеческого капитала упор делается на количественный анализ инвестиций и доходности образования.

2. «Чикагская школа» теории человеческого капитала в рамках неоклассического направления развила проблемные подходы к анализу производства и использования рабочей силы. Представители теории «фильтра», радикальные экономисты и сторонники других направлений теории человеческого капитала опровергая рационалистский подход «чикагской школы», акцентировали внимание на значении наследуемых способностей и характеристик социальной среды, в которой воспитывался человек, обучении на работе и всевозможных случайных факторах.

Эмпирические исследования проблемы показали, что глубинные биологические факторы, развитые образованием, оказывают решающее влияние на дифференциацию заработков. Далее по значимости находится само образование, способствующее развитию природных способностей людей. Третье и последующие места, по их влиянию на дифференциацию заработков, занимают социальное происхождение (воспитание, мотивации и т. п.). обучение в процессе работы и случайные факторы.

3. Анализ статистических данных показывает быстрый рост государственных и частных инвестиций в образование, здравоохранение и на другие социальные цели за последние 20−30 лет. Необходимость определения наиболее рациональных направлений вложений этих средств вызвала развитие не только функционального анализа механизма развития человеческого капитала, но и совершенствование методик оценки эффективности этих Елсжений. Основными критериями таких оценок являются сопоставление «текущей ценности потока будущих доходов» человека с инвестициями в него и расчет «внутренней нсрмы отдачи», которая для эффективных инвестиций должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам.

4. В работах академика С.Г.Стр>милина и его последователей, а также других отечественных и зарубежных исследователей установлена прямая зависимость между уровнем образования (числом лет обучения) и доходами личности в последующие годы жизни. Многочисленные исследования по теории человеческого капитала подтверждают тезис о том ^" .о инвестиции в образование способствуют деловой карьере и повышению статуса личности в обществе. Высказано утверждение, что инвестиции в человека выходят сегодня на первый план в структуре капиталовложений, а качество образования становится наиболее принципиальным фактором, определяющим как эффективность работника, так и уровень оплаты его труда.

5. В настоящее время такие международные организации как Организация объединенных наций (ООН) и Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) для сопоставлений уровня развития разных стран в качестве синтетического показателя используют «индекс человеческого развития» (HDI — Human Development.

Index), учитывающий среднюю продолжительность жизни населения, уровень образования и реальный ВВП на душу населения. В настоящей диссертационной работе этот показатель был назван «индексом развития человеческого потенциала» (ИРЧП).

6. Для выяснения степени зависимости ВВП от ИРЧП в диссертационной работе выведено уравнение регрессии и коэффициент корреляции для трех стран: России, США и Японии. Для России рассчитана следующая зависимость:

ВВВ = - 2,635 * 104 + 3,892 * 104 * ИРЧП.

При этом имеет место достаточно высокий коэффициент корреляции между двумя наборами данных (согг. = 0,876).

Для сравнения таким же методом были рассчитаны коэффициентырегрес-сии для наборов данных США и Японии. В результате получены данные о том. что для США и Японии имеет место близкий к единице коэффициент корреляции (согг. = 0,994). т. е. можно утверждать, что зависимость между ИРЧП и ВВП для США и Японии имеет почти детерминированный характер.

7. Проведенный в диссертационной работе анализ тенденций отечественного образования показал, чтс течение последних пяти лет в вузовской системе России происходят значительные изменения:

• растет число негосударственных вузов:

• развивается платное обучение в системе государственных вузов;

• число студентов в негосударственных вузах составляет одну десятую часть от числа студентов, обучающихся в государственных взах;

• средняя стоимость годового обучения в государственном учебном заведений в среднем составляет:

— для дневного обучения — 480 долл.,.

— для вечернего обучения — 240 долл.,.

— для заочного обучения — 120 долл.,.

— для обучения иностранного студента 1250 долл.;

• бюджетные отчисления на образование составляют 2,9% от ВВП (для сравнения — среднемировой показатель 4,8 — 4,9%);

• средняя стоимость годового платного обучения в государственных учебных заведениях находится примерно на уровне среднемировых цен (3 — 3,5 тыс. долл.).

8. В целях скорейшего выхода отечественного образования из кризиса автор диссертационной работы выдвигает предложение о необходимости перераспределения бюджетного финансирования, выделяемого Министерством образования. Целью такого перераспределения может являться создание благоприятных условий обучения на среднемировом уровне для способных студентов, специализирующихся по прорывным направлениям науки и техники. Перераспределение должно быть осуществлено за счет перевода вечернего и заочного обучения на четырехлетний бакалавриат вместо существующего пятилетнего срока обучения. Приведенные в работе расчеты показывают, что это даст государству возможность ежегодно готовить по 1 ООО специалистов по каждому из перспективных направлений науки и техники.

Заключение

.

В своем развитии человеческое общество вступило в третье тысячелетие, переходя в качественно новое состояние — информационное общество, в условиях которого существенно возрастает значение науки. Такие научные достижения как расшифровка ДНК, клонирование, компьютеризация и роботизация создают новые правила и стандарты жизни людей.

Успехи стран «золотого миллиарда» в области прорывных направлений науки и экономическая глобализация задают новые взаимоотношения между государствами и людьми. Сегодня только в области электроники в повседневный быт рядового человека вошли компьютеры и Интернет, сотовая связь и кабельное телевидение на основе волоконной оптики. Еще более значительны достижения в сфере военной техники. Таким образом, разработка и эксплуатация всего арсенала новейших средств потребуют более высокого уровня научного и инженерного образования, возрастет спрос в специалистах высокой квалификации.

Наука и образование становятся основной движущей силой, основным капиталом общества. В связи с этим в мире наблюдается:

• значительный рост количества студентов, их число сегодня превышает 100 млн. человек;

• улучшение качества образования. Появляются новые прогрессивные виды обучения;

• переход на дистанционное обучение;

• создание условий для непрерывного образования;

• рост количества корпоративных вузоь.

Рост числа студентов и повышение качества их обучения требуют дополнительного финансирования. В целом мир ежегодно тратит на образование около 2 триллионов долларов. Годовая стоимость обучения одного студента колеблется от 500 до 6.500 долларов, а в некоторых вузах США она составляет 30.000 долларов в год. Средние статистические данные в мировом масштабе составляет 3.600 долларов в год. Государственные бюджеты всех стран не в состоянии финансировать образование в требуемом объеме.

В этих условиях образование становится сферой приложения бизнеса. Бизнес в различных формах вкладывает в сферу образования высокодоходные инвестиции. Образование стало рассматриваться как благо, дающее личности в будущем больший доход и лучшие условия жизни.

Теоретическим обоснованием указанных процессов явилась созданная западными экономистами теория человеческого капитала, которая рассматривает человека как совокупность трех факторов — образования, здоровья и социального статуса. Для оценки этих качеств в диссертационной работе введено понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

На основе проделанных в диссертационной работе расчетов автором установлена прямая регрессионная зависимость между ИРЧП и ВВП для России, США и Японии. В частности, установлено, что для случаев США и Японии рассматриваемая зависимость носит почти детерминированный характер.

Отдельную ветвь исследований составляют работы отечественных ученых-экономистов С. Г. Струмилина и его последователей, в которых обнаруживается прямая зависимость между количеством (число?:) лет обучения и квалификацией.

Автор заостряет внимание на том. что на сегодняшнем состоянии российского образования сказалось хроническое (в течение многих лет) недофинансирование. В результате инвестиционные показатели отечественного образования сегодня оказываются значительно ниже среднемировых.

В диссертационной работе показано, что в России, как и во всем мире, растет доля студентов, обучающихся на платной основе. Сегодня у России еще достаточно высокий потенциал знаний и при этом существует опасность превращения страны во второразрядную сугубо сырьевую державу.

В ходе выполнения задач, поставленных в настоящем диссертационном исследовании, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Инвестиции, являющиеся многоплановой категорией, составляют основу большинства экономических решений в развитых странах. Одним из существенных факторов, тормозящих развитие разносторонних инвестиционных процессов в современной российской экономике, является неразвитость механизмов финансового рынка и главных его секторов: денежного рынка и рынка капиталов. С точки зрения автора диссертационной работы, основными направлениями развития методологии инвестиционных процессов в России должны стать адаптация известных западных подходов к российским реалиям, создание соответствующей нормативной базы и изучение инвестиционной практики.

2. Движение человечества к постиндустриальному и информационному обществу прямо зависит от образования, его качества и количества. Анализ статистических данных показывает, что сегодня в мире в образование ежегодно инвестируется около 2 трлн. долл., т. е. примерно 3330 долларов на одного учащегося. При этом разброс по различным странам составляет от 5500 до 40 долларов на учащегося при среднемировом статистическом значении — 1224 доллара. В развитых странах на основе компьютеризации и внедрения Интернета происходит глобализация образования, способствующая повышению его качества. На фоне роста инвестиций в мировое высшее образование в странах с трансформируемой экономикой наблюдается, в целом, недофинансирование сферы образования.

3. Ускорение научно-технического прогресса, рост расходов на научные исследования и образование вызывают увеличение значимости экономических исследований эффективности вложений в человеческий капитат (знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту производительной силы). В теории человеческого капитала упор делается на количественном анализе инвестиций и доходности образования.

4. Анализ статистических данных за последние 20−30 лет показывает быстрый рост государственных и частных инвестиций в образование, здравоохранение и на другие социальные цели. Необходимость определения наиболее рациональных направлений вложений этих средств стимулирует развитие не только функционального анализа механизма развития человеческого капитала, но и совершенствование методик оценки эффективности этих вложений. Основными критериями таких оценок являются сопоставление «текущей ценности потока будущих доходов» человека с инвестициями в нто и расчет «внутренней нормы отдачи», которая для эффективных инвестиций должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам.

5. В работах академика С. Г. Струмилина и его последователей, а также других отечественных и зарубежных исследователей установлена прямая зависимость между уровнем образования (числом лет обучения) и доходами личности в последующие годы жизни. В многочисленных исследованиях по теории человеческое капитала показано, что инвестиции в образование способствуют деловой карьере и повышению статуса личности в обществе. Высказано утверждение, что инвестиции в человека выходят сегодня на первый план в структу ре капиталовложений, а качество образования становится наиболее принципиальным фактором, определяющим как эффективность работника, так и уровень оплаты его труда.

6. В настоящее время такие международные организации как Организация объединенных наций (ООН) и Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), используют для сопоставлений ровня развития разных стран синтетический показатель, названный «индексом человеческого развития» (HDI — Human Development Index), учитывающий среднюю продолжительность жизни населения, уровень его образования и реальный ВВП на душу населения. В настоящей работе этот показатель был назван «индексом развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Для выяснения степени зависимости ВВП от ИРЧП (индекса развития человеческого потенциала) в диссертационной работе выведено уравнение регрессии и коэффициент корреляции для трех стран: России, США и Японии. Для России рассчитана следующая зависимость:

ВВВ = -2,635 * 104 + 3,892 * 10 4 * ИРЧП.

При этом имеет место достаточно высокий коэффициент корреляции между двумя наборами данных (согг. = 0,876).

Для сравнения таким же методом были рассчитаны коэффициенты регрессии для наборов данных США и Японии. В результате получены данные о том, что для США и Японии имеет место близкий к единице коэффициент корреляции (согг. = 0,994), т. е. можно утверждать, что зависимость меж чу ИРЧП и ВВП для США и Японии имеет почти детерминированный характер.

7. Анализ тенденций отечественного образования показал, что в течение последних пяти лет в вузовской системе России происходят значительные изменения:

• растет число негосударственных вузов (из общего числа вузов — 939, негосударственных 349);

• развивается платное обучение в системе государственных вузов;

• число студентов в негосударственных вузах составляет одну десятую часть от числа студентов, обучающихся в государственных вузах:

• средняя стоимость годового обучения в государственном учебном заведений в среднем составляет:

— для дневного обучения — 480 долл.

— для вечернего обучения — 240 долл.

— для заочного обучения — 120 долл.

— для обучения иностранного студента 1250 долл. заметим, что все вышеприведенные значения значительно ниже среднемировых показателей);

• бюджетные отчисления на образование составляют 2.9% от ВВП (при среднемировом показателе 4,8 — 4.9°о);

• средняя стоимость годовою платного обучения в государственных учебных заведениях находится примерно на уровне среднемировых цен (3 — 3.5 тыс. долл.).

8. В диссертационной работе в целях скорейшего выхода отечественного образования из кризиса выдвигается предложение о перераспределении бюджетного финансирования, выделяемого Министерством образования. Целью такого перераспределения, по мнению автора диссертационной работы, предполагается создание благоприятных условий на среднемировом уровне для обучения способных студентов, специализирующихся на прорывных направлениях науки и техники. Перераспределение должно быть осуществлено за счет перевода вечернего и заочного обучения на четырехлетний бакалавриат вместо существующего пятилетнего срока обучения. Приведенные в работе расчеты показывают, что это даст государству возможность ежегодно готовить по 1000 специалистов по каждому из перспективных направлений науки и техники.

По мнению автора диссертационнсл рабош, государству необходимо готовить интеллектуальную элиту по прорывным направлениям науки. Учитывая ограниченность финансирования сферы образования, следует перераспределить государственные инвестиции в образование таким образом, чтобы во имя интерессггосударства можно было создать интеллектуальную элиту по прорывным направлениям науки и техники Предлагаемые меры носят временный и вынужденный характер. В перспективе Россия должна стремиться к всеобщему высшему образованию. Целесообразно проводить отбор кандидатов на элитарное обучение исключительно по знаниям и личным качествам (а не по богатству и связям).

После первых полученных результатов исследования по проблемам инвестирования в образование возникли новые задачи более высокого уровня, требующие более углубленных методов исследования. И здесь важно то, что проблема инвестиций в образование по своей значимости выходит на одно из первых мест в российской экономической науке. Очевидно, что за инвестициями в образование просматриваются контуры будущего России и человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. М., ДИС, 1997
  2. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. М., Дело и Сервис, 1998
  3. О. Траектория трансформации. В кн. «Идеи Кондратьева и динамика общества». М., 1995
  4. Андреев J1.A., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сщность. технология, организация. М. МЭСИ. 1999
  5. Art шов В. Д. Россия, экономический и инвестиционный потенциал. М., Экономика, 1999
  6. Е. Л. Перский Ю.К. Индивидуальная и социальная полезность высшего образования. Пермь, изд-во ПГУ. 2001
  7. Асат ров А. К. Экономическая природа образовательной услуги и формы ее реализации в рыночных отношениях. СПб. 1996
  8. Т. П. Ерошин В.И. Предпринимательство в образовании. М. РАО Ин-т заочного профобразования. 1995
  9. Бабынин 5.Н. Вестник статистики. Kh.XY.1923, N.12. с. 103−123
  10. И.Т. Основы финансового менеджмента. М. Финансы и статистики 2000
  11. С.В. Информатика и общество на пороге XXI века. Авто-реф.канд.дисс. Ставрополь, 2000
  12. Г. В. Экономика высшей школы: особенности Формирования нового хозяйственного механизма. Автореф. канд. дис. СПб. Ун-т экономики и финансов, 1993
  13. Г. В. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы Ч Регионология. Саранск, N.,/1995. с. 138−142
  14. Г. А. Актуальные экономические проблемы развития системы образования Российской Федерации. // Экономика образования, N. 1/2000. с.4
  15. Г. Человеческий капитал (главы из книги). / США: экономика, политика, идеология. 1993. N. 11−12
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999
  17. Бергхорн Г Высшее образование в Германии: структура и система финансирования. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. N.6/1995
  18. Н., Питринас Г. Образование и экономика меняющегося мира. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Т.XXVII. N.2 (102). Париж, изд-во ЮНЕСКО, 1998
  19. Д. Высшее образование в Европе: процессы интернационализации и интеграции. // Инкорвуз Incorvuz. М&bdquo- N.2/1993, сс. 32−36
  20. М. Экономическая мысль в перспективе. Пер. с англ. М., Дело ЛТД. 1995
  21. Д.П., Хелфонд Дж. Обучение менеджменту в Америке: прошлое, настоящее и будущее. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. М. N.4/1992, сс.67−75
  22. И.П., Рязанов В. Т. Факультет и бизнес. // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. Вып. 4/1994. сс.25−32
  23. Н. Владыка мира. Политическая экономия III тысячелетия. М., Квадрум, 2001
  24. Бор М. З. История мировой экономики. М. Дело и Сервис, 1998
  25. П. Высшее экономическое образование и Государственный образовательный стандарт. // Проблемы теории и практики в управлении. М. N.4/1995, сс.13−115
  26. Булкин, А П. Социокульту рная динамика образования. Дубна. Феникс +, 2001
  27. М.К. Национальная экономика. М., Дело. 1997
  28. . Усилия в области образования в экономических условиях современного мира: совпадение и расхождение позиций в наиболее индустриализированных странах. // Экономика образования, N.1/2000. с.31
  29. .А. Роль компьютеров в области образования: выполнение и понимание. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Т.
  30. XXVII, N.3 (103). Париж, изд-во ЮНЕСКО, 1998
  31. П.П. Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии. Канд.дисс. Ростов-на-Дону, 2000
  32. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПб., СПбГТУ, 2001
  33. Ю.С., Кинелев В, Г., Колосов В. Г. Инновационная политика высшей школы России: концепция и программа действий «Инжинирингсеть России». СПб., СПбГТУ. 1995
  34. X. Высшее образование должно соответствовать меняющемуся миру. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. т.
  35. XXVIII, N.3 (107). Париж, изд-во ЮНЕСКО, 1999
  36. Вестник Банка России. N 54 1999
  37. А.А. Школа бизнеса Университета штата Нью-Йорк (Ол-бани). // США. Экономика. Политика. Идеология. М.&bdquo- N.7/1992. сс. 121−127
  38. Водянов, А Л. Дилемма инвестиционной стратегии государства. // Российский экономический журнал. N.10,1997
  39. А.А. Промышленные мощности: состояние и использование. >! Экономист, N.9/1999
  40. Всемирный доклад по образованию 1995. Париж, изд-во ЮНЕСКО.1997
  41. Всемирный доклад по образованию 1998. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Барселона, изд-во ЮНЕСКО, 1998
  42. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. Под ред. К. Н. Цейкович, Л. Н. Тарасюк и др. М., 1994
  43. Высшее и среднее профессиональное образование в России. Статистический справочник. Под ред. акад. А. Я. Савельева. М., Минобразования РФ, 2000
  44. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. // НИИ высшего образования. Центр образовательной статистики. М., 2000
  45. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирный статистический обзор по высшему образованию. Рабочий документ. Париж, изд-во ЮНЕСКО, 1998
  46. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: заключительный доклад. Париж, изд-во ЮНЕСКО, 1998
  47. Высшее образование в сфере меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Тезисы докл. Всеросс. науч.-метод, конф. // Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул, 1994
  48. A.JI., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке: роль университетов в его развитии. М., изд-во МГИСиС, 2001
  49. А.И. Университеты в региональных, экономических и управленческих структурах США. стран Западной Европы и Японии. М., НИИ высшего образования, 1994
  50. H.JI. Организация маркетинговой деятельности на рынке образовательных услуг (на примере второго высшего экономического образования). Канд. дисс. М&bdquo- 2000
  51. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М. Высшая школа, 1993
  52. Георгиева Т С. Образование как сфера культуры: пути обновления. Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. М. Межд. центр систем обучения. 1992
  53. Л. Дж. Джонк М. Дж. Основы инвестирования. М&bdquo- Дело. 1997
  54. А.Д., Копылеко Ю. В. СТАЛКИН реформируется. // Высшее образование в России. М., N.2/1992. сс. 12−28
  55. Глобализация и образование. Сборник обзоров. Под ред. С. Л. Зарецкой. М., ИНИОН РАН, 2001
  56. B.C. Современные западны теории воспроизводства рабочей силы. М., Наука, 1975
  57. С.Е. Управление рекламной деятельностью в образовании. Канд. дисс. Хабаровск, 2000
  58. В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса. // Экономист. N.3/2000
  59. Г. Р. Очерки информационной технологии. М. 1993
  60. А. Б. Экономика высшего образования. М&bdquo- 1976 61. Делор Ж. Образование: сокрытое соггювище. Доклад межд. комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, изд-во ЮНЕСКО. 1997
  61. Демографические процессы и образование в регионах России и СНГ. Материалы международной научно-практической конференции. М. 2001
  62. Э. Уровень образования рабочей силы. // Экономика образования. N.4/1999- NN. 1 -3/2000
  63. М.А. Высшая школа: взгляд на проблему и действия в грядущем веке. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Т. XXVIII, N.3 (107). Париж, изд-во ЮНЕСКО. 1999
  64. Э. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., Яблоко, 1999
  65. А. И., Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека. Структура и формы проявления. СПб., СПбУЭФ, 1993
  66. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб, Наука, 1999
  67. С.И. Глобализация экономики или новое явление. М., Экономика, 1998
  68. С.А. Международная статистика образования и ее отражение в статистике занятости. М., 1993
  69. Ю.В., Зимина Е. В. Инвестиционные процессы в сфере образования. // Экономика образования. N.4 '2000, с.44
  70. Дьяконов В. Mathcad 2000. СПб.- М. ПИТЕР, 2001
  71. С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб., СПбУЭФ, 1994
  72. С. А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. СПб., СПбУЭФ, 1995
  73. С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб., СПбУЭФ, 1995
  74. Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М&bdquo- ДИС, 1997
  75. Е.Г. Зарубежный опыт финансирования системы высшего образования: обзор международных тенденций. //Вестник СПбГУ. Сер.5. Экономика. Вып. 4. СПб, 1994. сс. 120−129
  76. Е.Г. Некоммерческий маркетинг в управлении высшей школой США. //Вестник СпбГУ. Сер.5. Экономика. Вып.2. СПб. 1994, сс. 105−107
  77. В. А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М&bdquo- 1968
  78. Ю. Дилинг для начинающих. СПб. Питер. 2901
  79. Е.Н., Зуев В.М, Колосова Р. П. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. М&bdquo- 1993, № 6, сс. 59−77
  80. В.Н. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., Финстатинформ, 1998
  81. Е.Ф. Инвестиционные институты. М., Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998
  82. Л., Сивцов В. Щербинин С. и др. Эффективность подготовки специалистов в условиях рынка. // АПК: экономика, управление. М., N. 7/1992, сс. 72−75
  83. И., Филатов И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. СПб, ВХВ, 1999
  84. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. М., ДИС. 1997
  85. С.В. Регулирование развития системы образования в регионе. Канд. дисс. Комсомольск-на-Амуре. 2000
  86. C.JI. США: бизнес и образование // Аналитический обзор. ИНИОН РАН. Отдел глобальных и страновых социально-экономических проблем. М., 1993
  87. В. М. Ишина И.В. Состояние высшего образования в РФ. В сб. «Новая Россия», 1994
  88. Г. А. Глобализация: тупик или выход? М, ЗАО Газета «Правда», 2001
  89. Л.П. Инвестиционная деятельность в российской экономике. Владикавказ, Изд-во СОГУ, 1999
  90. А. Как Россия потеряла XX столетие. // Вопросы экономик, N. 1/2000
  91. И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб., Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1996
  92. И. В. Инвестиции в образование: источники формирования и оптимизация. // Экономика образования, N. 1 /2000, с. 11
  93. Инвестиционная политика в России. Под ред. Н. А. Новицкого. М., ИЭ РАН, 1998
  94. В.Л. Класс «интеллектуалов» в постиндустриальном обществе. // Социологические исследования, N.6/2000
  95. В.Л. Расколотая цивилизация. М., 1999
  96. В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., Логос, 2000
  97. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. М. Межд. отношения, 1995
  98. Информационные технологии в образовании. Труды научно- практической конференции. Шахты, 2000
  99. . И. Непрерывное образование основа обучения населения. В сб. Демографические процессы и образование в регионах России и СНГ. Труды конференции. М., 2001
  100. Ю. К. Финансирование высшей школы. Теоретико- прикладные проблемы. М. Магистр, 1998
  101. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. М&bdquo- 1990
  102. Р. И., Албегова И. М., Леонова Т. Г., Емцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России проблемы реабилитации. // Общество и экономика. NN. 9 — 10/1993, сс.3−14
  103. Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению. // США: экономика, политика, идеология. N. 11 1993
  104. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., Прогресс, 1978
  105. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образование в России. М., 1995
  106. Л. Международная экономика. В 2-х чч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М., Межд. отношения, 1997
  107. И.В. Коммерческая деятельность в высшей школе . М., изд-во МГУ, 1993
  108. И. В. Финансирование высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф.канд.дисс. М. 1994
  109. Ю.Н. Управление подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности (экономико-организационные аспекты). Автореф. докт. дисс. М. 1999
  110. В. М. Основы современной экономики. М., Финансы и статистика 2000
  111. . А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы. СПб., изд-во Михайлова, 2000
  112. М. В., Сметанин С. И. История экономики М., Академический проект, 2000
  113. Я. Трансформационный спад.// Вопросы экономики. N.3 /1994
  114. А. Выбор после выборов. Известия. N.28/2001
  115. С. Смута российская реальность. Альманах «Красные холмы». М., 1999
  116. . В. Образование как фактор формирования человеческого капитала в современной рыночной экономике. Автореф. канд. дисс., Краснодар, 1999
  117. О. А. Образование как фактор позитивных социальных изменений в обществе. Сб. науч. трудов. Элиста, 2001
  118. А.А., Левицкий М. Л. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. М., 1990
  119. Е. В. Рекуррентное образование: доходы и благосостояние. // Экономика образования. N.3/2000, с.12
  120. Л. П. Краснов А.Г., Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы. Учеб.пос. М., Гелиос. 1998
  121. С. А. Человеческий капитал и стратегия долгосрочного развития России в XXI веке. В: Курьер ЮНЕСКО, февраль 2000
  122. Курс экономики. Под ред. Б. А. Райзберга. Изд-е 3-е. М., Инфра-М, 2 000 124. Курьер ЮНЕСКО. Март 2000
  123. Курьер ЮНЕСКО. Сентябрь 2000
  124. Курьер ЮНЕСКО. Ноябрь 2000
  125. О. Введение в экономическую кибернетику. М. Прогресс, 1968
  126. С.В. Иностранные инвестиции в национальной экономике России: таможенный аспект. // Экономика России теория и практика возрождения: Межвуз.сб.науч.тр. Вып.З. Под ред. В. А. Шульги. М., Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999
  127. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. ПСС, т.22
  128. В.И. Государство и революция. ПСС, т.33
  129. В.И. Экономика и политика в 3noxv диктатуры пролетариата. ПСС, т.39
  130. А. Я. Введение в рыночную экономику. М., МП ТПО Квадрат.1991
  131. Ф.В., Котков A.M., Кридкая Г. А. Вуз в условиях рынка. Саранск, Мордовский гос.пед.ин-т, 19 921 34. Макроэкономика. Под ред. И. П. Николаевой. М., ЮНИТИ, 2000
  132. .С. Новые стратегии управления финансами в университетах. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. T. XXVIII, N.3 (107). Париж, изд-во ЮНЕСКО, 1999
  133. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М., Аспект пресс, 1995
  134. Микроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А.Г. Гряз-новой, А. Ю. Юданова. М., ИТД «КноРус», 1999
  135. К. Создаются ли ценности для новой цивилизации в процессе глобализации экономики. Перспективы: сравнительные исследования в области образования.
  136. Т.ХХХ, N.2 (115/116). Париж, изд-во ЮНЕСКО, 2001
  137. Микроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. М., ИТД «КноРус», 1999
  138. Н. Н. Методологические проблемы инвестирования неоэкономики. М. изд во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998
  139. М.Л. Система высшего образования в Российской Федерации: проблемы реформирования. Канд. дисс. М.1999
  140. А.Л. История общего образования в России: XX век. Курган, 2000
  141. Многоканальное финансирование высшего образования. В: Проблемы зарубежной высшей школы: опыт зарубежных стран. Вып.З. М., НИИ высшего образования, 1995
  142. И.Н. Вопросы статистического изучения состояния и развития высшего профессионального образования Ростов-на-Дону, Рос-тов.гос.экон.академия, 1995
  143. И.Н. Особенности статистического изучения социально-э сономической информации о сфере высшего профессионального образования в переходный период развития российской экономики. Ростов-на-Дону, Ростов, гос. экон. акад., 1995
  144. Национальная экономика России. Под ред. В. И. Лисова. М., Экономика, 2000
  145. И.П. Экономическая теория. М. ИТД ''КноРус", 1998
  146. Т.П. Информационная экономика и тенденции ее развития. Автореф. докт. дисс. СПб. 1999
  147. Е. В. Образование: бюджет, нормы и эффективность реформы. М., Экономика. 1998
  148. Ю.Н. Инвестиционная политика в России. СПб., изд-во СПБГУ ЭФ, 1999
  149. P.M. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала). // Вопросы экономики. N.9/2000. сс. 136−157
  150. Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М. Инфра-М., 2001
  151. Образование. Положение детей в мире. ЮНИСЕФ. 1999
  152. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. М., Ис-след.центр проблем качества подготовки специалистов, 2001
  153. С.В. Ингтитуционализация негосударственного вуза в России 90-х годов. Канд. дисс. М. 1999
  154. В.А. Внешнеэкономический комплекс России (проблемы и перспективы развития). М&bdquo- РИО РТА, 1999
  155. Г. Л. Задачи образования на национальном и международных уровнях. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Т. ХХХ, N.1(113/114). Париж, из^о ЮНЕСКО, 2001
  156. И.М., Побокова О. П., Тарсис А. Д. Шварц В.В. Инженерное образование: сравнительный анализ систем подготовки в России. Европе и Северной Америке. Исследование по программе «Университеты России». М. изд-во РУДН, 1993
  157. А. Образование свободы и несвобода образования. М., изд-во УРАО, 2001
  158. Д. Ю. Теория и практика валютного дилинга. М., МДМ-банк, 1998
  159. Постидустриальный мир Россия. М., Эдиторал УРСС, 2001
  160. М.И. Основы маркетинга в сфере образования. СПб, 1992
  161. .В. Новейшаг теоретическая экономика. М., Биржи и банки, ЮНИТИ, 1998
  162. Дж. Временные изменения при получении отдачи от образования: анализ положения дел в разных странах. // Экономика образования. N. 1/2000, с.98
  163. Дж. Образование и работа: вечное несоответствие и пути его разрешения. // Экономика образования. N.2/2000, с.26
  164. Путь в XXI зек: < гг. тегические проблемы и перспективы российской экономики. М., Экономика, 1999
  165. Развитие образования и науки на пороге XXI века. Сб. науч. сообщений. N.5. СПб. 1999
  166. Российская высшая школа: время перемен. М. НИИ высшего образования, 2000
  167. Риссия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. М. МНЭПУ, 2000
  168. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М. Госкомстат России, 1999
  169. Россия 2015: оптимистический сценарий. Под ред. Л. И. Абаткина. М. ИЭ РАН, 1999
  170. Р.В. Экономическая социология переходной России. М. Дело.1998
  171. В.Н. Ценные бумаги в России. М., Банковский деловой центр, 1998
  172. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск. Новое знание, 1999
  173. В. А. Университеты. Настоящее и будущее. Материалы 1-й международной конференции «Университеты и общество», 23 марта 2000 г. М., МГУ, 2000
  174. П. Экономика. Тт. 1,2. М., Алгон, 1992
  175. А. К. Экономика постиндустриального (информационного) общества. Саратов, 2001
  176. В. Н. Социально экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб, изд-во ГУЭиФ, 1999
  177. М., Коннелл X. Управление высшей школой и ее финансирование. Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Том XXVIII, № 3 (107). Париж, изд-во ЮНЕСКО. 1999
  178. Система статистических показателей высшей школы в отечественной и международной практике. Под ред. В. И. Борисова и др. М., 1994
  179. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., ACADEMIA, 2001
  180. Социально демографическая политика в восточной части России -стимулы и механизмы. Сб.науч.тр. Иркутск. ИГЭА. 2000
  181. Социально экономическая эффективность: опыт США Система саморазвития. М., Наука, 2000
  182. И. Капитализм сегодня и капитализм завтра. М. УРСС, 1997
  183. С.Г. Избранные произведения в пяти томах. Тт.3.5. М., Наука, 1963- 1965
  184. С.Г. Проблемы экономики труда. М&bdquo- Наука, 1982
  185. С.Г. Хозяйственное значение народного образования. // Плановое хозяйство, NN. 9−10/1924
  186. С. Г. Эффективность образования в СССР. <У Экономическая газета. N.14/1962
  187. А.И. Образовательная и инновационная экономика: метомар-фозы на рубеже XX и XXI веков. // Экономика образования, N. 1/2000. с. 17
  188. И. Г. Подготовка магистров новое направление деятельности высших учебных заведений. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. М., N.2/1993. сс. 53−57
  189. Тенденции развития высшего образования в современном мире (социально экономический аспект). Отв. ред. Кудрявцев Ю. А. // Исследовательский189 /777″центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1992
  190. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. Qib. ред. В. И. Марцинкевич. // Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. М., 1994
  191. Т. М. Экономическая история России. М., Филинъ, 1999
  192. Н. Г., Лившиц В. Б. Концепция реформирования экономики системы образования. М. 1994
  193. И.В. Инвестиционный климат в России. М., ИЗДАТ-ЦЛНТР, 1997
  194. Тихомирова И Л. Управление подготовкой и трудоустройством специалистов с высшим образованием в новых экономических услови. Авто реф. канд. дисс. М. РЭА им. Г. В. Плеханова. 1993
  195. А.П. Вуз и рынок М . 1994
  196. А. Смирнов А. Суворов М. Вопросы приватизации з научно -образовательном комплексе. // Российский экономический ж^нал. N.1/1993. сс.51−57
  197. . Л. Тенденции развития образовательных услуг в регионе и маркетинговая стратегия вузов. В: Социально демографическая политика в восточной части России — стимулы и механизмы. Сб. науч. тр. Иркутск. ИГЭА, 2000
  198. Н.С. Высшая школа в системе рыночных отношений. // Финансы. М&bdquo- N.8/1995, сс.53−54
  199. Н.С. Модели финансирования высшего образования. Автореф. канд. дисс. М., 1995
  200. Управление качеством образования. Под. ред. М. М. Поташника. М., Педагог. Общество России, 2000
  201. О.А. Стоимость образования. // Право и образование. N.4/2000, сс.79−93
  202. П. Прямые иностранные инвестиции для России: сгратегия возрождения промышленности. Пер. с нем. М., Финансы и статистика, 1999
  203. Дж. Постигаем экономику. М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
  204. Р., Туроу JI. Экономика для всех. Новосибирск, 1994
  205. В. В. Стоимость образования. // Экономика образования. N.3/2000, с.4
  206. В. В. Экономические взаимоотношения федерального центра и регионов в системе подготовки кадров высшей квалификации. // Экономика образования. N. 2/2000, сс.4−8
  207. У.Ф., Александер Г.Дж, Бейли Дж.В. Инвестиции. М., Инфра-М, 1999
  208. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования. Прикладной аспект. М., Юристъ, 1997
  209. И. Теория экономического развития. М&bdquo- 1982
  210. В.П. Экономическая функция и приоритет образования. // Экономика образования, N.2/2000, c. l 1
  211. Экономика. М., Проспект, 1999
  212. Экономика высшего образования. Обзорная информация. Вып.1. Прогнозирование развития высшего образования в Российской Федерации в условиях структурной перестройки экономики. М., НИИ проблем высшей школы, 1995
  213. Экономика и образование: проблемы переходного периода. Труды на-уч.конф. Челябинск, 1997
  214. Экономическая история зарубежных стран. Под ред. В. Н. Голубовича, Минск, 1997
  215. Экономическая история капиталистических стран. Под ред. П. Ф. Полянского, В. А. Жамина. М., 1986
  216. Экономическая теория (политэкономия). Учебник. Под ред. В.И. Видя-пина, Г. Г1. Журавлевой. М., изд-во РЭА, 2000
  217. Экономическая теория. Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевича. Изд-е 3-е. СПб., Питер, 2000
  218. Экономическая теория. Под ред. И. П. Николаевой. М., Проспект, 1999
  219. Экономическая теория. Под ред. Ю. И. Хаустова. Воронеж, 1998
  220. Элитное образование. N.2 (33) /2002
  221. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., Политиздат, 1962
  222. Энциклопедия международных благотворительных фондов и организаций. М., Книга и бизнес, 1999
  223. А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. М&bdquo- Финансист, 2000
  224. Я. С. История экономических учений. М., Экономика. 1996
  225. Adult Education in a Polarizing World. Paris, 1997
  226. Britain 2001. The Official Yearbook of the United Kingdom. London The Stationery Office, 2000
  227. Education for All 2000. Assessment. Statistical Document. Paris. UNESCO Publishing, 2000
  228. Fisher I. The Nature of Capital and Income. London, 1927
  229. Knowledge for Development. World Development Report. Published for the Wold Bank. New York, Oxford University, 1999
  230. Mincer J. Education, Experience and Earnings. New York, 1974
  231. Porat M. Global implications of information society. J. Community, 1978, Winter. Pren, 1999
  232. Statistische? Jahrbuch 2001 fuer das Ausland. Wiesbaden, Statistisches Bun-desamt, 2001
  233. Statistisches Jahrbuch 2001 fuer die Bundesrepublik Deutschland. Wiesbaden, Statistisches Bundesamt, 2001
  234. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970
  235. UNESCO and EDUCATION. Documentation and Information Centre, Paris, 1999
  236. The World Almanac and Book of Facts 2001. Mahwah, World Almanac Education Group Inc., 2001
  237. World Data on Education. A Guide to the Structure of National Education Systems. Paris, UNESCO Publishing, 2000
  238. World Education Report 2000. World Data on Education. Paris, UNESCO Publishing, 2000
Заполнить форму текущей работой