Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм маркетингового исследования спроса на товары предприятия: На примере швейной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современных условиях рыночной экономики возрастает теоретико-практическое значение изучения спроса на товары швейного производства. В настоящее время в нашей стране впервые появилась возможность для полного формирования рынка потребительских товаров и средств производства. Условия для его создания: многообразие форм собственности, развитие банковской системы, создание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Маркетинговая ориентация предприятий
    • 1. 1. Деятельность предприятий легкой промышленности в условиях рынка
    • 1. 2. Возникновение и развитие маркетинга
    • 1. 3. Спрос на товары как элемент маркетинга
  • Глава 2. Методика изучения спроса на товары с помощью экспертных оценок
    • 2. 1. Характеристика ассортимента предприятия
    • 2. 2. Методы экспертных оценок в изучении спроса
    • 2. 3. Экспертная оценка привлекательности товара
    • 2. 4. Экспертная оценка потребительских свойств товаров
  • Глава 3. Совершенствование механизма маркетингового исследования спроса на базе разработки стратегии совершенствования товара
    • 3. 1. Определение жизненного цикла рынка товаров
    • 3. 2. Экстраполяция временных рядов объемов продаж товара
    • 3. 3. Стратегия совершенствования товара
  • Выводы

Механизм маркетингового исследования спроса на товары предприятия: На примере швейной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях рыночной экономики возрастает теоретико-практическое значение изучения спроса на товары швейного производства. В настоящее время в нашей стране впервые появилась возможность для полного формирования рынка потребительских товаров и средств производства. Условия для его создания: многообразие форм собственности, развитие банковской системы, создание рынков средств производства, труда и ценных бумаг.

Одним из принципов управления хозяйственной деятельностью является возмещение расходов за счет собственных доходов. Однако общий спад промышленного производства за последние годы отразился и на предприятиях легкой промышленности, выпускающей товары народного потребления.

Снижение производства товаров легкой промышленности произошло в результате развала сложившихся производственных связей, недостатка тканей и прикладных материалов, производимых в значительных объемах на территории государств, входивших в состав СССР, нехватки валютных средств на закупку сырья, материалов и техники за рубежом, кризиса неплатежей.

Причиной спада производства стало также снижение уровня жизни населения и переориентация покупательского спроса с непродовольственных на продовольственные товары, доля которых в бюджете населения повысилась до 56% против 47% в предыдущие годы. Потребности высокооплачиваемой части населения, а также людей со средним уровнем дохода в значительной степени удовлетворяются за счет импортных товаров.

Одна из причин снижения объемов производства швейных изделийнедостаточная работа по развитию ассортимента и повышения качества продукции.

В развитых странах с ростом уровня доходов выбор потребителей все больше предопределяется качественными и функциональными характеристиками изделий, соответствием направлению моды и определенному стилю, возможности сочетания различных видов гардероба. Недостаточна дифференциация ассортимента товаров по возрастному, функциональному, социальному и климатическому признакам.

Ассортимент изделий в большинстве случаев не соответствует основным направлениям моды из-за низкого уровня дизайнерских разработок промышленной коллекции, отсутствия системы отслеживания и использования мировой моды.

Начавшийся в 1992 году обвальный спад производства привел к сокращению товарных ресурсов и снижению объемов реализации населению товаров при значительном росте цен. Либерализация цен, использование затратного метода их формирования без учета спроса, как одного из рычагов цивилизованного рынка, привели к резкому повышению закупочных и оптовых, а это в свою очередь — розничных цен.

Анализ причин резкого ухудшения положения в швейной промышленности показывает, что на уменьшение объемов производства повлияло не только тяжелое положение с сырьем и низкий технический уровень производства, но и снижение потребительского спроса на товары.

Вместе с тем, проблема изучения спроса на товары швейного производства пока не получила достаточно исчерпывающей проработки и обоснования. Несмотря на широкое освещение названной темы в научных трудах, справочных изданиях, учебно-методической литературе, вопросы изучения спроса в условиях переходного периода к новым рыночным отношениям прорабатываются недостаточно глубоко. Это затрудняет выработку целостной концепции по подготовке и принятию управленческих решений в области изучения спроса.

Все вышеизложенное привело к решению о необходимости углубленного изучения спроса на товары швейного производства, что, на наш взгляд, является актуальной задачей сегодняшнего времени.

Степень изученности проблемы. При работе над диссертацией были использованы работы зарубежных авторов, посвященных вопросам маркетинга и изучения спроса: Доллан Э.Дж., Линдсей Д., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Самуэльсон П., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. и др.

В исследование этой проблемы внесли вклад следующие отечественные авторы: Романов А. Н., Голубков Е. П., Галаева A.M., Эриашвили Н. Д., Пешкова Е. П. Секерин В.Д. и др.

Результаты работ ряда перечисленных авторов по использованию маркетинговых приемов и методов при подготовке стратегических решений были учтены в данной работе.

В процессе диссертационного исследования изучены российские законодательные и нормативные акты, монографии и статьи в специальных периодических изданиях.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методики изучения спроса на товары швейного производства и совершенствовании механизма маркетингового исследования спроса на базе разработки стратегии совершенствования товара.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи: выявление специфических особенностей деятельности предприятий легкой промышленности в условиях рынка и необходимость маркетингового управления этой деятельностьюопределение тенденций развития спроса на товары с учетом ограничений со стороны потребителейизучение эксплуатационных свойств товара с помощью методов экспертных оценокопределение жизненного цикла рынка товаров на базе изучения объемов продажэкстраполяция временных рядов объемов продаж товаров с целью определения их потенциальных объемовразработка стратегии совершенствования товаров. Предмет и объект исследования. Предметом исследования является маркетинговая деятельность швейного предприятия.

Объектом исследования послужили швейные предприятия. Методологической основой исследования послужили методы и способы научного познания (сравнительный и системный анализы, качественное и количественное изучение реальности, методы экспертной оценки, экономико-статистические методы и т. п.), а также исследования зарубежных и отечественных экономистов по вопросам маркетинга.

Информационной базой исследования являются данные государственной статистики РФ, Министерства экономики РФ, материалы экспертных опросов потребителей товаров швейной промышленности, а также статистические данные предприятия о результатах производственно-хозяйственной деятельности.

Научная новизна диссертации. Диссертация содержит следующие элементы научной новизны: систематизированы благоприятные и неблагоприятные тенденции развития спроса на товары с учетом ограничений со стороны потребителейразработан механизм определения целевого сегмента рынка предприятия на базе социологического исследования покупателейвпервые разработана методика оценки привлекательности швейных товаров по потребительским свойствам с помощью метода экспертных оценокразработан механизм определения жизненного цикла рынка швейных товаровразработаны экономико-математические модели прогнозирования объемов спроса швейных товаровразработаны методические подходы по формированию стратегии совершенствования товаров на основе прогнозных оценок объемов спроса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что все полученные в ней результаты предназначены для использования в практике работы швейного предприятия.

Теоретические и прикладные исследования нашли практическое применение в учебном процессе при преподавании специальных экономических дисциплин.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на Межвузовской научно-технической конференции РосЗИТЛП в 2000 г., на кафедре менеджмента и предпринимательства названного института.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 4 научные работы общим объемом 1,1 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Работа выполнена на 121 странице машинописного текста, включая 22 таблицы и 12 рисунков. Работа также содержит 14 приложений.

ВЫВОДЫ.

Маркетинговые методы находят все более широкое применение в нашей стране. Необходимо отметить, что освоение подобных методов требует значительных усилий и большого объема работы по их практическому использованию. Маркетинг — это не просто «дань моде», а совершенно необходимый элемент производственной и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Тенденции развития спроса на товары должны обосновываться с учетом ограничений со стороны покупателей.

2. Взаимосвязь доходов определенных групп населения и их спроса на конкретные товары должна учитываться при планировании ассортимента выпускаемой продукции, делая его адресным.

3. Определение сегмента рынка, на котором работает предприятие должно обосновываться анализом социологического опроса, проводимого с помощью анкет.

4. Стратегия совершенствования товара должна определяться на базе изучения потребительских свойств товара, проводимого с помощью анкет.

5. Методика изучения спроса по объему продаж определяет жизненный цикл рынка товаров: товары исследуемого предприятия находятся на этапах роста и зрелости.

6. Выработка управленческого решения по дальнейшему производству товаров осуществляется на основе прогнозирования их объемов продаж продаж, выполненных с использованием метода экстраполяции.

7. Выбор стратегии роста предприятия должен осуществляться на основе изучения спроса на товары и сегментации рынка, что позволит использовать стратегии: более глубокого внедрения на рынок, выхода на новые рынки, обновления и совершенствования товара.

8. Стратегия совершенствования товара разрабатывается на основе анализа жизненных циклов рынка товаров, что позволяет повысить качество товаров, модифицировать характеристики товаров, совершенствовать ценовую политику предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. Классификация экспертных методов. В кн. Y1. симпозиум по кибернетике. Сборник докладов. 3. Проблемы коллективных решений и экспертных оценок. — Тбилиси: ИК АН ГССР, 1972.
  2. Т. Статистический анализ временных рядов. (Пер. с англ.). -М.: Мир, 1976. 755 с.
  3. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. -М.: Мир, 1976. 755 с.
  4. Г., Эйзен С. Статистический анализ. Подход к использованию ЭВМ. М.: Мир, 1992. — 488 с.
  5. Ф.Ф., Павлов А. П. Математические методы в планированиитекстильной и легкой промышленности. М.: Легкая индустрия, 1979. -440 с.
  6. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993. — 96 с.
  7. Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. Л.: РИЦ «Культ-информ-пресс». — 1991. — 255 с.
  8. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. — 68 с.
  9. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1976. — 79 с.
  10. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -175 с.
  11. Ю.П. Прогнозирование и перспективное планирование в промышленности. Лениздат, 1973. — 195 с.
  12. Введение в бизнес: Пер. с анг. Ижевск, «Странник», 1991. — 272 с.
  13. И.Г., Кильдишев Г. С. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 3-е. М.: Статистика, 1975. — 264 с.
  14. Е.С., Овчаров JI.A. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: Наука, 1988. — 480 с.
  15. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., пере-раб. И доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
  16. A.M. Маркетинг: теория и практика на потребительском рынке. Учебное пособие. М.: РЗИТЛП, 1999. — 145 с.
  17. A.M. Формирование направлений развития стратегического маркетинга на предприятиях текстильной и легкой промышленности: Монография. М.: РЗИТЛП, 1997 — 151 с.
  18. В.Г., Флиорент Т. И. Теоретические основы инженерного прогнозирования. М.: Наука, 1973. — 303 с.
  19. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. — 160 с.
  20. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. М.: Дело, 1995. 188 с.
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем) М Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996 — 560 с.
  22. Гражданское право. Учебник. Часть I и И. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. — 600 с. и 784 с.
  23. Р. Теория и практика маркетинга / Маркетинг. Спецю выпуск № 1. Пер. с англ. Г. Г. Гузеева. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 1994. — 95 с.
  24. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова: Под ред. И. С. Минько. М.: Высш. шк., 1995. — 255 с.
  25. Г. М. Прогнозирование науки и техники. Изд.2-е. М.: Наука, 1977.-209 с.
  26. Г. М., Ершов Ю. В., Левин Е. И., Смирнов Л. П. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев: Наукова думка, 1974. — 160 с.
  27. Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. ред. В. Лисовика и др. С.-Пб., 1994. — 405 с.
  28. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др. С.-Пб., 1992. — 496 с.
  29. С.Э., Крупнов В. И. Как стать бизнесменом. Минск: Издательская группа «Предприниматель» («Майнор-Советик» — «Полифакт», 1990. -64 с.
  30. Жих Е.М., Панкрухин А. П., Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? Л.: Лениздат, 1991. — 136 с.
  31. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.-195 с.
  32. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов -сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1991.-414с.
  33. Дж. Количественные методы в экономике. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1977. — 248 с.
  34. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991. — 510 с.
  35. М., Стьюарт А. Статистчиеские выводы и связи. (Пер. с англ.). М.: Наука, 1978. — 900 с.
  36. Э. Экономическая статистика и эконометрия. (Пер. с англ.). Вып. 1,2. М.: Статистика, 1977. — 255 е., 232с.
  37. Ю.В. Метод экспертных оценок /Экономика и математические методы, т. III, вып. 3, 1967.
  38. А.Е. Проверка значимости. Пер. с англ. И. Ш. Амировал. М.: Статистика, 1978. — 128 с.
  39. Д.Д., Саввиди И. И. Маркетинг предприятия. М.: «Контур», 1998.- 112 с.
  40. Ф. Маркетинг менеджмент СПб: Питер Ком, 1999 — 896 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  41. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 723 с.
  42. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар, Е. М. Купряков и др. — Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 439 с.
  43. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. Спб.: Наука, 1996. — XV + 589 с.
  44. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга / Учебн. пособ. под ред. Д-ра эконом. Наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. СПб.: ИД «МиМ», 1997.-224 с.
  45. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей /Пер. с англ. и предисл. Е. З. Демиденко. М.: Финансы и статистика, 1986. -133 с.
  46. С. Международный маркетинг. Сокр. пер. с англ. / Общ. ред. Г. Г. Абрамишвили. М.: Международные отношения, 1979. — 263 с.
  47. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т., Пер. с анг. П-го изд. М.: Республика, 1992. -339 с. и 400 с.
  48. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс. -1988.-217 с.
  49. Маркетинг промышленных товаров / Пер. с анг. Общ. ред. и послесл. В. И. Седова. М.: Прогресс, 1978. — 261 с.
  50. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А.Кра-сильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 с.
  51. Маркетинг / Под ред. Проф. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — 320 с.
  52. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов /Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 255 с.
  53. Р. Маркетинг: ситуации и примеры: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. — 207 с.
  54. Организация, планирование и управление предприятиями текстильной и легкой промышленности: Учеб. для вузов / В. С. Стреляев, В. А. Углов, Е. Н. Селянина и др.- Под ред. В. С. Стреляева. М.: Легпромбытиздат, 1994.-456 с.
  55. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
  56. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось-89», 1996.-80 с.
  57. Р. Диксон. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: Зао «Издательство БИНОМ», 1998. — 569 с.
  58. Рабочая книга по прогнозированию. Редкол. И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.). М.: Мысль, 1982. — 430 с.
  59. .А. Основы бизнеса. М.: «Ось-89». -192 с.
  60. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М.: Логос, 1999.-621 с.
  61. Рынок товаров: формирование, управление / А. В. Орлов, Ф. А. Крутиков, Ю. К. Гвилдиани и др.: Под общ. ред. А. В. Орлова и Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 1986. — 263 с.
  62. П. Экономика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: МГП «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992. — 334 с. и 415 с.
  63. В.Д. Маркетинг / Учебно-практическое пособие. М.: «Бизнесшкола» «Интел-Синтез», 1998. 160 с.
  64. В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях. М.: Статистика, 1975. — 168 с.
  65. Современный маркетинг /В.Е.Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  66. Стандартизация и управление качеством продукции в легкой промышленности: Учебник для вузов / М. И. Круглов, Н. Ю. Круглова,
  67. A.М.Галаева, Г. Н. Лебедева М.: Легпромбытиздат, 1991. — 256 с.
  68. Толковый словарь рыночной экономики. Под. ред. Ф. А. Крутикова. М.: Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993. — 301 с.
  69. Теория прогнозирования и принятия решений. / Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977. — 351 с.
  70. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 1993. — 268 с.
  71. С., Дорнбуш Р., Щмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993. — 864 с.
  72. Г., Уолтор П. Найди свой путь в маркетинге: Пер. с англ.
  73. B.А.Кукушкина. М.: ИПО «Полигрим», 1992. — 54 с.
  74. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992. 253 с.
  75. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. — 352 с.
  76. Ценообразование и рынок: Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Е. И. Пунина и С. Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992. — 320 с.
  77. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1992. 200 с.
  78. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — 317 с.
  79. Дж., Берман Б. Маркетинг: сокр. пер. с англ. /Авт. предисл. и на-учн. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  80. Экономика предприятий: Учебник для вузов / Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.- Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 742 с.
  81. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие под редакцией проф. Градова А. П. С.-Пб, 1995. 415 с.
  82. Dalkey N., Helmer 0. An Experimental Application of the Delphi Method to the Use of Experts. «Management Sciens», 1969,9.
  83. Israeli N/ «J/ of Social Psychology», 1933,4
  84. Countril H. Prediction of Social Events/ «Public Opinion Quarterly», 1937,1.
  85. Экспертная оценка в баллах женской одежды
  86. Экспертная оценка в баллах костюма женского, модель 31 311. Потребительские свойства
  87. Экспертная оценка в баллах френча женского, модель 30 941. Потребительские свойства
Заполнить форму текущей работой