Оценка социально-экономического развития МО «Котлас»
Прибыль деятельности организаций на одного занятого — часть прибавочного продукта, важный обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности организаций, видов экономической деятельности и всей экономики в целом в расчете на одного условного занятого. Прибыль характеризует эффективность производства, является частью дохода организаций и одним из основных источников доходов… Читать ещё >
Оценка социально-экономического развития МО «Котлас» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство морского и речного транспорта ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» .
Котласский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
" Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова" .
(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»).
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Курсовая работа Оценка социально-экономического развития МО «Котлас» .
Выполнил:
Гагарская Т.В. студентка гр. 31-ГУ Проверил: Патрушева Н.А.
К защите допускаю:
Патрушева Н.А.
Котлас 2015 г.
Содержание Введение.
1. Теоретические основы социально-экономического развития региона.
1.1 Понятие социально-экономического развития региона.
1.2 Основные социально-экономические показатели регионального развития.
1.3 Стратегия социально-экономического развития региона.
2. Анализ социально-экономического развития МО «Котлас» .
2.1 Общая характеристика МО «Котлас» .
2.2 Основные показатели экономического развития МО «Котлас» .
2.3 Основные показатели социального развития МО «Котлас» .
3. Преимущества и проблемы социально-экономического развития МО «Котлас» .
3.1 Ключевые преимущества МО «Котлас» .
3.2 Ключевые проблемы МО «Котлас» .
Заключение
Список использованных источников Введение Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка.
В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
Уровень развития городской экономики является относительно самостоятельным и особой сферой экономических отношений. Механизм функционирования городской экономики и управление муниципальным социально-экономическим развитием имеют свои особенности, знание которых необходимо для принятия эффективных решений на всех уровнях власти.
В связи с этим возникла необходимость методологического обоснования направлений формирования концепции развития территориальных структур, разработки оптимизации системы управления и способов ее реализации. Анализ и оценка имеющегося в настоящее время опыта осуществления стратегии муниципального управления в таких городах становятся чрезвычайно актуальными.
Анализ специфических особенностей территориальной социально-экономической структуры муниципального образования и результатов его деятельности может служить основанием для создания методической основы стратегического планирования в территориально-экономических структурах.
Интерес к теоретическому осмыслению вопросов социально — экономического развития муниципальных образований значительно актуализировался как среди научной общественности, так и практических работников.
Объектом данного исследования является муниципальное образование «Котлас» .
Предмет исследования — социально-экономическое положение муниципального образования «Котлас» .
Цель исследования заключается в анализе социально-экономического положения муниципального образования «Котлас», выявление проблем, связанных с социально-экономическим положением.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:.
— рассмотреть понятие социально-экономическое развитие муниципального образования;
— охарактеризовать объект исследования;
— провести анализ по основным показателям социальной, экономической сферам развития МО «Котлас» ;
— проанализировать проблемы муниципального образования.
1. Теоретические основы социально-экономического развития региона.
1.1 Понятие социально-экономического развития региона.
Социально-экономическое развитие как показатель экономической мощи страны приобретает огромное значение в развитии экономики. Совершенствование механизмов регионального развития — один из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством.
Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некоторой целостностью.
Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений [1, с. 23].
Гаврилов А.И. дает следующее определение социально-экономического развития региона: «в каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей» [2, c. 15].
Социально-экономическое развитие региона — это прогрессивное изменение в структуре региона, характеризующееся изменением душевых значений валового регионального продукта. Ученые рассматривают исследуемое понятие, как социально-экономическую политику, реализующуюся регионами. Данное понятие рассматривается как одно из важных направлений государства, обозначенное стратегией и обеспечивающее повышение конкурентоспособности экономики страны за счет развития регионов.
Алехин Э.В. определяет исследуемое понятие, как режим функционирования региональной экономики, который ориентирован на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни, обеспечивающий устойчивое и сбалансированное воспроизводство хозяйственного потенциала, ресурсного, экономического, социально-демографического потенциала.
В современных условиях социально-экономическое развитие региона рассматривается как направленность на обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Кроме этого социально-экономическое развитие можно рассматривать, как процесс трансформации, который затрагивает наиболее глубинные процессы экономики предприятия и социальную систему, которые привязаны к конкретным регионам [3, с. 78].
По мнению известного географа А. Г. Исаченко социально-экономическое развитие региона это изучение пространственных проблем в развитии региона, обеспечивающее эффективность экономических и социальных сфер общества в целом.
Существует определение исследуемого понятия, как увеличение нравственного, интеллектуального, генетического, экологического и демографического потенциала страны с помощью развития потенциала регионов. Проанализировав ряд определений, которые дают различные авторы социально-экономическому развитию региона, выведем оригинальное определение.
Итак, социально-экономическое развитие региона — это прогрессивное изменение в обществе, которое определяет переход всех общественных отношений к качественно новому состоянию, обеспечивает расширенное воспроизводство, постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала через эффективное функционирование регионов.
1.2 Основные социально-экономические показатели регионального развития Условия развития региональных систем во многом определяются с учетом их территориального потенциала, который включает в себя как природно-климатические ресурсы, так и материальнотехнические.
Наиболее информативными показателями оценки устойчивого развития региона являются: экономические, социальные, ресурсные, экологические, институциональные.
Наиболее значимым для регионального развития является социальное направление, характеризующее, с одной стороны, уровень жизни населения, а с другой стороны, трудовой потенциал региона в увязке с его экономическим и институциональным развитием.
К критериям социального направления оценки устойчивого развития можно отнести следующие показатели:
1. Коэффициенты естественного прироста населения, определяемые как разность между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени.
2. Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
3. Уровень экономической активности населения.
4. Реальные доходы населения.
5. Продолжительность жизни.
Экономическое направление — самое распространенное и многоплановое, так как классификационных признаков здесь может быть бесконечное множество, и зависят они от поставленных целей и задач исследования.
К экономическому направлению критериев относят следующие показатели:
1. Валовый региональный продукт на душу населения (с учетом паритета покупательской способности).
2. Валовое накопление основного капитала на душу населения представляет собой вложение средств в объект основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала по субъектам РФ характеризует инвестиционную деятельность субъектов в расчете на единицу условного населения.
3. Прибыль деятельности организаций на одного занятого — часть прибавочного продукта, важный обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности организаций, видов экономической деятельности и всей экономики в целом в расчете на одного условного занятого. Прибыль характеризует эффективность производства, является частью дохода организаций и одним из основных источников доходов государственного бюджета. От размера полученной прибыли зависят финансовое положение организаций, возможности выполнения обязательств по платежам в бюджет, перед поставщиками за отгруженную продукцию, выполнение работы и оказание услуги, перед другими кредиторами и т. д. Представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
4. Уровни рентабельности основных сфер экономики.
5. Объем экспорта и импорта.
6. Сальдированный финансовый результат по отраслям экономики.
7. Индексы производства продукции.
Ресурсное направление устойчивости системных территориальных образований исходит из того, что любая региональная система, уже исходя из определения, четко привязывается к определенной территории, а значит, обладает набором определенных характеристик: географических, климатических, ресурсных — и предполагает наличие определенных ресурсов. Критерии ресурсного направления следует формировать с позиций оценки самообеспечения региональной системы. При этом на первый план выходит такой критерий, как зависимость от факторов (источники сырья, энергии, рабочей силы, средств производства, наличия потребителей и т. д.).
К критериям ресурсного направления можно отнести следующие:
1. Стоимость основных фондов на одного занятого.
2. Инвестиции в основной капитал на душу населения.
3. Коэффициент инновационной активности предприятий, рассчитываемый как отношение произведений инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции.
4. Наличие трудовых ресурсов.
5. Наличие финансовых ресурсов.
6. Наличие материальнотехнических ресурсов.
В последние годы при оценке регионального развития все большее значение уделяется экологическим критериям.
Согласно действующему законодательству, в качестве интегрального критерия развития региона может быть определено соблюдение нормативов качества природной среды.
При определении данного показателя необходимо учитывать следующие аспекты:
1) состояние воздуха, воды и почвы — по данным государственного экологического мониторинга.
2) обращение с отходами производства и потребления.
3) экологическое состояние и перспективы развития зон рекреации и особо охраняемых природных объектов.
4) экологическое образование и воспитание населения.
5) оценка состояния биогеоценозов с точки зрения сохранения их естественных средоформирующих и ресурсовоспроизводящих функций.
В контексте увязки направлений оценки устойчивости регионального развития следует отметить, что зачастую устойчивость системы с экологических позиций определяется качеством окружающей среды в сравнении с нормативами и обеспеченностью ресурсами экономики и социальной сферы (минеральное сырье, вода, пашня, лес, водные объекты как приемники сточных вод, атмосфера как приемник выбросов, земля для размещения отходов).
В то же время необходимо отметить, что между экономической и экологической сферами регионального развития наблюдается только отрицательные связи, так как развитие промышленных производств прямо пропорционально размеру экологического ущерба, и все существующие экологически сберегающие производства направлены только на некую минимизацию причиненного ущерба, но не на его устранение или возобновление экологических ресурсов.
Институциональная сфера в рамках общей социально-экономической системы, прежде всего, характеризуется рядом функций, способствующих повышению общей устойчивости регионального развития:
— нормированное регулирование;
— обеспечение стабильности регионального развития;
— обеспечение безопасности;
— снижение затрат на трансакции;
— трансферт знаний и технологий;
К группе институциональных критериев можно отнести:
1) учет вопросов устойчивости развития в планировании и управлении региональных систем.
2) национальные механизмы и международное сотрудничество для создания потенциала в развивающихся странах.
3) международный институциональный порядок.
4) международные правовые механизмы.
5) информацию для принятия решений.
6) усиление роли основных групп населения.
Проведение комплексной оценки критериев устойчивости регионального развития в совокупности с формализацией их количественного анализа может служить основой разработки общей стратегии регионального развития.
1.3 Стратегия социально-экономического развития региона Стратегия социально-экономического развития региона — это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей конкретного региона и ориентируемых на достижение устойчивого регионального развития. В основе концепции лежит разработка альтернативных стратегий, их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов этого развития.
Анализ и оценка существующих подходов, положений и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов позволяют выделить следующий обобщенный структурный алгоритм разработки концепции по основным блокам:
1. Стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развитие региона.
2. Определение стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона.
3. Изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региональной социально-экономической системы с целью выявления ограничений в достижении целей.
4. Прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона.
5. Формулирование целей, их структуризация и окончательное согласование и корректировка в рамках основных направлений развития; определение средств и методов достижения целей.
6. Разработка стратегического плана развития региона.
7. Выбор механизма реализации концепции.
8. Определение критериев оценки достигнутых результатов.
9. Контроль за процессом реализаций концепции.
Объектом стратегии устойчивого развития региона выступает административно-территориальная единица страны, все отрасли и сферы ее деятельности, а также протекающие в ее границах экономические и социальные процессы, а субъектом стратегического планирования региона являются — местные органы управления.
Региональное стратегическое планирование имеет свои особенности по сравнению с другими видами планирования. Оно является индикативным. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер.
Принципиальная схема процесса стратегического рыночного планирования включает несколько стадий: диагностику (аудит) территории, в ходе которой определяются ее сравнительное (с собственным прошлым и с другими территориями) состояние; определение концепции развития, характеризующей будущее состояние территории; разработку собственно стратегии как набора сценариев возможного развитие территориальной ситуации; составлении плана первоочередных мероприятий, включающегося конкретные действия по внедрению стратегии. В ходе реализации, намеченных мероприятий по мере осуществления контроля за достижением целей и на основе оценки результатов в стратегию вносятся корректировки.
Изложенная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Но существует ряд особенностей, отличающих стратегический от нормативного метода планирования. Так, в стратегическом планировании прогнозные ориентиры определяются не единоличным решением субъекта, а на основе взаимодействия многих действующих территориальных субъектов, движимых собственными интересами, непосредственно участвующих в планировании и имеющих возможность контролировать реальность.
Стратегическое планирование трудно поддается упорядочению в формате строгих методических процедур. Здесь многое определяется не формализуемыми факторами: опытом, интуицией, кругозором, творческой смелостью и другими подобными качествами ключевых участников процесса планирования. Это больше искусство, нежели рутинный процесс. Особо отметим, что цель диагностики территориальной ситуации должна состоять не только в определении ключевых (наиболее сильно сдерживающих развитие территории) проблем (именно так обычно и понимается задача анализа ситуации), но и в выявлении предпосылок (что намного сложнее описания проблем) развития территории. В стратегический план следует включать как меры по решению ключевых проблем территории, так и обоснование; приоритетных направлений ее развития (не обязательно связанных с преодолением сложившихся проблемных ситуаций) в широком национальном и даже мировом контексте. В ходе диагностики каждая территория, кроме того, должна оценить ресурсные возможности территорий-конкурентов, чтобы в дальнейшем найти способы позиционирования себя таким образом, чтобы выгодно выделяться на их фоне.
Для установления стратегической цели развития региона, определения стратегического направления достижения ориентира результативности необходим всесторонний анализ конкурентоспособности региона. Рассматривая сильные и слабые стороны функционирования региона, оценивая его преимущества и недостатки в сравнении с потенциальными конкурентами, следует опираться на определенные ключевые критерии:
— географическое положение региона, его природные и трудовые ресурсы;
— наличие транспортной инфраструктуры;
— уровень развития социальной инфраструктуры.
Потенциал развития региона во многом определяет географическое положение региона, его природные ресурсы. Наличие полезных ископаемых зачастую определяет хозяйственную специализацию региона. Безусловным преимуществом является привлекательная природная среда, создающая возможности как для эффективно функционирующего сельского хозяйства, туризма и т. п. Определяющим фактором могут стать приграничные территории, дающие шансы на развитие международных связей, участие в международном разделении труда.
2. Анализ социально-экономического развития МО «Котлас» .
2.1 Общая характеристика МО «Котлас» .
Муниципальное образование «Котлас» расположено в южной части Архангельской области, при слиянии трех рек: Малая Двина, Северная Двина и Вычегда.
Муниципальное образование «Котлас» — динамично развивающаяся территория, имеющая хорошие конкурентные преимущества перед окружающими территориями и большой потенциал для дальнейшего развития. Принимая во внимание географическое расположение муниципального образования, наличие конкурентоспособного экономического и социального потенциала, на сегодняшний день МО «Котлас» признан крупным транспортным узлом, культурным, административным и торговым центром юга Архангельской области.
Город Котлас относится к одному из крупных городов Архангельской области. Территория муниципального образования составляет 7854,7 га. Административный центр — город Котлас. МО «Котлас» состоит из территорий города Котласа, поселка Вычегодский, деревень Слуда и Свининская.
МО «Котлас» является третьим по своему экономическому значению в Архангельской области. Основу экономики муниципального образования составляют предприятия железнодорожного транспорта, машиностроения, деревообработки, пищевой промышленности.
Самыми крупными на территории МО «Котлас» являются предприятия по ремонту и обслуживанию подвижного состава (локомотивное и колесоремонтное депо) Сольвычегодского отделения железной дороги.
В отрасли машиностроения крупнейшими предприятиями являются ОАО «Котласский электромеханический завод» и ОАО «Лимендский судостроительный судоремонтный завод» .
Пищевая и перерабатывающая промышленность представлена следующими крупными предприятиями: ОАО «Котласская птицефабрика», ОАО «Котласхлеб», ОАО «Котлас-молоко», ЗАО «Пищекомплекс «Котласский», мясоперерабатывающий комбинат «Стрела» .
Территория районов, окружающих Котлас, богата лесными ресурсами, являющимися источниками сырья для деревообрабатывающих производств, расположенных на территории муниципального образования и района. В отрасли деревообработки крупнейшим предприятием является ООО «Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат», который производит пиломатериалы, технологическую щепу, строительные материалы, дверные блоки.
На территории МО «Котлас» располагаются месторождения песка и глины. Эти природные ресурсы используются для производства керамического и строительного кирпича, газосиликатных строительных блоков и блоков из пенобетона.
2.2 Основные показатели экономического развития МО «Котлас» .
По данным территориального раздела Статистического регистра Росстата на 1 января 2015 г. количество предприятий и организаций на территории города составило 1363 единицы.
За 2014 г. в городе зарегистрировано 110 организаций, официально ликвидировано 72.
За 2014 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в действующих ценах составил 621 770 тыс. рублей, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 1 110 030 тыс. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), направленных на развитие экономики и социальной сферы, в январе-сентябре 2014 г. использован на 49 079 тыс. рублей, что на 66,6% ниже уровня соответствующего периода предыдущего года в действующих ценах.
В 2014 г. на территории города за счет всех источников финансирования введено 39 588 кв. метров жилых домов, что на 16,7% меньше уровня 2013 г. Ввод жилья был осуществлен застройщиками частной формы собственности — 39 588 кв. метров (100,0% от общего ввода и 83,3% к уровню 2013 г.).
За счет собственных и заемных средств населения введено 19 328 кв. метров жилья (48,8% от общего ввода жилья), по сравнению с 2013 г. ввод увеличился в 2,6 раза.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», организациями (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства), в 2014 г. на 56,3% меньше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 2014 году снизилась по сравнению с 2013 годом на 1,6% и составила 127 гектаров. При этом посевы картофеля сократились на 1,8%, овощей — на 0,5%.
Сбор картофеля в хозяйствах всех категорий снизился на 4,9%, овощей — возрос на 3,7%.
В 2014 г. грузооборот автомобильного транспорта города уменьшился по сравнению с 2013 г. на 26,9%, перевозки грузов — на 20,2%.
Оборот розничной торговли по организациям (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) составил 2 194 711 тыс. рублей, что на 0,5% меньше, чем за 2013 г.
В макроструктуре оборота розничной торговли организаций преобладающую долю занимают пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия — 69,6%.
Кроме того, организациями общественного питания (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) реализовано продукции на 73 224 тыс. рублей (на 7,8% меньше уровня 2013 г.).
Объем платных услуг, оказанных населению города в 2014 г. организациями (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства), составил 1 387 991 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,3% меньше уровня 2013 г.
Оборот оптовой торговли организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) всех видов деятельности в 2014 г. составил 527 271 тыс. рублей, что на 28,4% ниже уровня 2013 г.
Опережающими темпами росли цены на товары: за 2014 г. товары подорожали на 13,7%, услуги — на 10,8%.
За декабрь 2014 г. прирост потребительских цен составил 3.3%, в том числе на товары — 3.6%, на услуги -2,4%.
В 2014 г. отмечено следующее изменение цен и тарифов на услуги: цены (тарифы) выросли на бытовые услуги на 4,3%, жилищно-коммунальные услуги — на 9,6%, услуги организаций культуры — на 16,5%, услуги образования — на 9,5%, медицинские услуги — на 6.0%, услуги физической культуры и спорта — на 8,1%, услуги связи — на 0,6%, услуги пассажирского транспорта — на 4,7%, услуги в сфере туризма — на 21,9%, ветеринарные услуги — на 2,2%, услуги правового характера — на 2,7%, услуги банков — на 2,1%.
Рассмотрим финансовый бюджет МО «Котлас» на рисунке 1.
Рисунок 1 — Финансовый бюджет МО «Котлас» .
По оперативным данным министерства финансов Архангельской области за январь-ноябрь 2014 г. в бюджет города поступило 1 568 570 тыс. рублей, израсходовано из бюджета 1 592 224 тыс. рублей, дефицит бюджета города составил 23 654 тыс. рублей.
За январь-ноябрь 2014 г., по оперативным данным, сальдированный финансовый результат организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций, а также организаций с численностью работников менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) составил 27 470 тыс. рублей прибыли. 14 организаций получили прибыль в размере 62 532 тыс. рублей, 5 — имели убыток на сумму 35 062 тыс. рублей.
Рассмотрим суммарную финансовую задолженность по обязательствам на конец ноября 2014 г. МО «Котлас» на рисунке 2.
Рисунок 2 — Суммарная задолженность МО «Котлас» на ноябрь 2014 г.
Суммарная задолженность по обязательствам на конец ноября 2014 г. достигла 1 383 066 тыс. рублей, в том числе кредиторская — 819 370 тыс. рублей. Размер дебиторской задолженности составил 427 669 тыс. рублей.
Сумма просроченных платежей в бюджеты всех уровней составила 40 445 тыс. рублей, в том числе федеральному бюджету 39 846 тыс. рублей, или 98,5% от общей суммы просроченных платежей в бюджеты всех уровней.
2.3 Основные показатели социального развития МО «Котлас» .
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) за январь-ноябрь 2014 г. составила 33 069,7 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. на 7,1%.
Среднемесячная заработная плата за ноябрь 2014 г. сложилась в размере 33 324.7 рубля и возросла по сравнению с ноябрем 2013 г. на 5.7%, по сравнению с октябрем 2014 г. уменьшилась на 5,0%.
Занятость населения МО «Котлас» .
Рассмотрим число замещенных рабочих мест работниками списочного состава выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера в организациях на рисунке 3.
муниципальный безработица население доход Рисунок 3 — Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) в январе-ноябре 2014 г. составило 22 516 человек, что меньше, чем в январе-ноябре 2013 г. на 1204 человека. Численность незанятых граждан, обратившихся в государственное учреждение службы занятости за содействием в поиске работы на 1 января 2015 г. составила 431 человек. Численность безработных на 1 января 2015 г. составила 195 человек и по сравнению с 1 января 2014 г. уменьшилась на 20 человек, или на 9,3%, с 1 декабря 2014 г. не изменилась.
В декабре 2014 г. получили статус безработного 49 человек, нашли работу 36 безработных.
Пособие по безработице на конец декабря 2014 г. получают 143 гражданина, что составляет 73,3% от общей численности зарегистрированных безработных.
Рассмотрим уровень рождаемости и смертности на рисунке 4.
Рисунок 4 — Уровень рождаемости и смертности За 2014 года в МО «Котлас» появились на свет 868 малыша, по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 60 человек, ушли из жизни в 2014 году — 893человека, что показывает, с предыдущим годом естественная убыль составила на 37 человек меньше. Естественная убыль на 2014 год составила 25 человек.
Вопросы содержания и ремонта, муниципальных дорог заслуживают особенного внимания.
В сегодняшнем виде транспортная система представляет собой принципиальный ограничитель для дальнейшего экономического развития муниципального образования не только из-за высокой степени ее изношенности, но и по причине ее изначальной недоразвитости. Транспортную инфраструктуру, наверное, можно считать одной из сфер, наименее приспособленных к условиям современной рыночной экономики. По этой причине для транспортной системы МО «Котлас» характерны низкая скорость передвижения, дефицит пропускной способности, наличие большого числа узких мест, плохая система организации движения, наконец, просто неразвитость транспортных путей. Общая протяженность дорог на территории МО «Котлас» составляет 166,96 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием — 71,671 км.
По причине увеличения количества автотранспортных средств, несоответствия параметров дорог интенсивности движения и составу транспортного потока, на большинстве дорог возникают постоянные перегрузки. Кроме того, в связи с интенсивной застройкой южной части города многоквартирными жилыми домами, развитием индивидуального жилищного строительства, появилась необходимость развития улично-дорожной сети в новых микрорайонах.
Наиболее острой проблемой на данный период для муниципального образования является низкая пропускная способность и ограниченность пропуска автотранспорта путепровода через железнодорожные пути, соединяющего центральную часть города с приречным районом. Для восстановления нормального транспортного обеспечения и связи необходимо строительство нового путепровода.
Динамичное экономическое развития муниципального образования «Котлас», активное развитие жилищной застройки в новых кварталах города Котласа, улучшение демографической ситуации, требует развития и социальной инфраструктуры.
Организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории МО «Котлас», имеют потребность в специализированном жилищном фонде. Так, например, в сфере здравоохранения остро обозначена кадровая проблема — неукомплектованность врачами составляет 35%. Недостаточно врачей-хирургов, анестезиологов, акушер-гинекологов, врачей параклиник; 25% врачей — пенсионного возраста. В детских дошкольных учреждениях также крайне недостаточно квалифицированных специалистов. Для решения проблемы укомплектованности кадрами необходимо заинтересовать специалистов в трудоустройстве в организациях МО «Котлас», в первую очередь, содействие решению жилищной проблемы. На первом этапе решения данной проблемы необходимо построить квартиры служебного жилищного фонда.
Кроме того, обозначилась проблема детских дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и спортивных сооружений. На территории муниципального образования «Котлас» функционирует 26 дошкольных образовательных учреждения. В них воспитывается 4264 ребенка (при этом охват составляет 88% от необходимого). Очередность детей на обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет более 500 детей в возрасте от 1 до 7 лет.
Муниципальное образование «Котлас» имеет на своей территории больничный комплекс межрайонного значения — МУЗ «Котласская центральная городская больница», которая обслуживает не только жителей МО «Котлас», но и население южных микрорайонов Архангельской области. Таким образом, Котлас стал крупным медицинским центром — это центр диагностической, лечебной и экстренной помощи жителям города и южных районов области, имеет уникальные для Архангельской области методики, такие как программный гемодиализ, кабинет телемедицины, эндопротезирование суставов.
Однако амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению на сегодняшний день не в полном объеме удовлетворяет пациентов. При заметном ежегодном увеличении рождаемости, расширения территории города Котласа за счет освоения незастроенных земель жилищным строительством, в городе функционирует лишь одна детская поликлиника, мощность которой не позволяет выполнять в полной мере необходимые объемы обслуживания детей.
В структуре скорой медицинской помощи также существует ряд проблем, решение которых требует больших капитальных вложений. Основной причиной большого числа вызовов скорой помощи, наряду с необоснованными, служит неготовность амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения принять на себя переадресацию пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в неотложной помощи. Кроме того, в процесс оказания скорой помощи (на уровне доврачебной) не вовлечен персонал служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дорожного движения, пожарная служба, служба спасения и прочие) и население. Основным направлением реструктуризации скорой медицинской помощи может явиться создание центра, в котором будет расположена и станция скорой медицинской помощи, и Центр медицины катастроф.
В городе Котласе завершилась реконструкция здания железнодорожной больницы под перинатальный центр. Финансирование строительства данного объекта осуществляется средствами областного и муниципального бюджетов. Поскольку данный объект является социально значимым и требует значительных капитальных вложений, крайне необходимо участие федерального бюджета.
В настоящее время территориальное размещение действующих пожарных формирований не позволяет выдержать нормативное время прибытия к объекту возгорания в южной части города Котласа. Строительство пожарного депо позволит уменьшить степень тяжести последствий возможных пожаров и обеспечит пожарную безопасность на территории МО «Котлас» .
Таким образом, есть серьезные основания предполагать, что инфраструктурные ограничения могут серьезно замедлить будущее экономическое развитие муниципального образования «Котлас», что отрицательным образом скажется на общем развитии Архангельской области.
Вывод: решение обозначенных проблем возможно только программно-целевым методом, при осуществлении реализации комплексных целевых программ:
— Стратегия социально-экономического развития МО «Котлас» до 2030 года;
— Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Котлас» на 2011;2015 годы;
— Муниципальной программы муниципального образования «Котлас» «Реализация приоритетных направлений в социальной сфере на 2015;2020 годы» .
3. Преимущества и проблемы социально-экономического развития МО «Котлас» .
3.1 Ключевые преимущества МО «Котлас» .
Ключевыми преимуществами социально-экономического развития МО «Котлас» являются:
1. Выгодное географическое положение на пересечении внутренних водных путей (рек Малой Северной Двины, Северной Двины, Вычегды), железнодорожных и автомобильных коммуникаций (крупный железнодорожный узел, выход к автомобильному транспортному коридору «Север-Юг»);
2. Наличие многоотраслевой промышленности (деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, легкая и перерабатывающая промышленность), строительной отрасли, обеспечивающих на начало реализации Стратегии рабочие места и налоговые поступления в бюджет МО «Котлас» и вышестоящие бюджеты;
3. Высокий (по российским меркам) уровень производственной и инвестиционной активности местных предпринимателей на территории МО «Котлас». Активная, конструктивная и результативная политика предпринимателей в промышленности и строительстве. Заинтересованное участие в решении вопросов местного значения и проведение активного диалога с органами местного самоуправления МО «Котлас» и органами государственной власти Архангельской области;
4. Профессиональная и эффективная работа органов местного самоуправления по планированию и реализации программ комплексного развития МО «Котлас». Наличие в органах местного самоуправления руководителей и специалистов, имеющих положительный опыт разработки Программы комплексного развития, организации ее финансирования с привлечением средств из бюджетов вышестоящих уровней и внебюджетных источников и успешного исполнения мероприятий Программы;
5. Возможности доступа организаций и жителей города к наиболее эффективным видам энергии и энергоносителей (электроэнергия, природный газ). Возможности диверсификации топливно-энергетического баланса МО «Котлас» на базе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (древесные отходы). Наличие природных ресурсов, позволяющих развивать деревообработку, строительство, энергетику на территории МО «Котлас» (лесные ресурсы, месторождения песка и глины, водные ресурсы).
6. Наличие крупного субрегионального рынка сбыта товаров и услуг («Юг Архангельской — север Вологодской областей»);
7. Уникальные природные и культурно-исторические достопримечательности как условия для развития различных видов туризма.
3.2 Ключевые проблемы МО «Котлас» .
На основании проведенного анализа социально-экономических показателей развития можно выделить ключевые проблемы:
1. Недостаточный уровень конкурентоспособности продукции и услуг значительной части предприятий, обусловленный высокой степенью физического и морального износа производственного оборудования, применением устарелых технологий, высокими затратами на строительство новых капитальных объектов и инженерных сооружений, высокими затратами на оплату труда;
2. Несоответствие между структурой спроса и предложения на рынке труда, обусловленное дефицитом квалифицированных кадров с начальным и средним профессиональным образованием на фоне увеличения выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием;
3. Недостаточный уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, не позволяющий эффективно реализовывать преимущества МО «Котлас» как крупного центра железнодорожных, автомобильных, речных перевозок;
4. Недостаточный уровень развития городской среды.
Заключение
.
В ходе работы была проведена оценка социально-экономического развития МО «Котлас» в Архангельской области.
В курсовой работе было рассмотрено понятие социально-экономического развития; определены показатели, которые характеризуют социально-экономическое развитие МО; выявлены основные проблемы и преимущества социально-экономического развития МО «Котлас»; проведен анализ социально-экономического развития МО «Котлас». Анализ социально-экономического развития основывается на использовании системы статистических показателей. Цель анализавыявление диспропорций и возможностей экономического роста. МО «Котлас» обладает конкурентными преимуществами, но чтобы их использовать в полную силу необходимо время. Несмотря на положительную динамику экономического развития и стабильный рост основных макроэкономических показателей, темпы экономического роста в МО «Котлас» являются недостаточными для обеспечения догоняющего экономического роста страны.
Основным показателем, показывающим уровень социально-экономического развития, является человеческий потенциал, учитывающий уровень жизни, грамотности, образованности.
Анализ показал увеличение продолжительности жизни населения МО «Котлас», ростом среднедушевых доходов, снижением уровня безработицы, а соответственно и с повышением уровня занятости.
Список использованных источников
Однотомные издания одного автора.
1. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
2. Гаврилов А. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.-ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
3. Алехин Э. В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации. Учебник. Пенза: — Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. -350с.
Электронные ресурсы.
4. Стратегии социально-экономического развития регионов:
www.e-reading.club/…/Koshelev_-_Nacional'naya_ekonomika__konspe…
5. Баранов С., Скуфьина Т. Новые подходы к оценке межрегиональной дифференциации // Федерализм. — 2005. — № 1.
6. Топсахалова Ф. М-Г. Рост агропроизводства и социально-экономическое развитие села // Экономика сельского хозяйства России. — 2008. — № 1.
7. Котлас — Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Котлаc.
8. kotlas-city.ru/…/pokazateli_socialno-ekonomicheskogo_polozheniya.
9. КОТЛАС! ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ! ВКонтакте vk.com/kotlasnews.
10. www. city-strategy.ru/upload/document/Kotlas_strategy2030.pdf.