Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструменты внутрифирменного планирования затрат на предприятиях машиностроения в условиях продуктовой диверсификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящий момент в рамках методов планирования затрат существуют три подхода к распределению затрат на единицу продукции отдельных видов. Первый подход основан на распределении затрат по видам продукции и осуществляется на основе общезаводской базы распределения затрат, когда все затраты предприятия распределяются по видам продукции на основе единой базы распределения (общие прямые затраты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы внутрифирменного планирования затрат в условиях продуктовой диверсификации
    • 1. 1. Влияние продуктовой диверсификации на развитие предприятий машиностроительной отрасли
    • 1. 2. Выделение и классификация факторов, влияющих на затраты в процессе планирования в условиях продуктовой диверсификации предприятий машиностроения
    • 1. 3. Предпосылки изменения подходов к внутрифирменному планированию затрат

    2. Методические основы планирования затрат на единицу продукции 61 2.1. Анализ подходов к распределению затрат на единицу продукции в процессе планирования на предприятиях машиностроения 61 2.2 Международная практика распределения накладных расходов на единицу продукции и ее влияние на методологию определения затрат на единицу продукции в РФ 69 2.3. Методический инструментарий планирования затрат по видам деятельности

    Глава 3. Разработка инструментов планирования затрат в условиях продуктовой диверсификации 96 3.1. Разработка методического подхода к формированию системы показателей, являющихся информационной базой планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации на предприятиях машиностроения

    3.2. Разработка метода, позволяющего идентифицировать базы распределения затрат на основе корреляционно-регрессионного анализа

    3.3. Разработка методики планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации, основанной на определении доминантных баз распределения для выделенных затратных групп

    3.4. Распределение затрат по видам деятельности при определении затрат на единицу продукции на примере предприятия ЗАО «ТОМЗЭЛ»

Инструменты внутрифирменного планирования затрат на предприятиях машиностроения в условиях продуктовой диверсификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

работы. Развитие промышленности в последние годы характеризовалось интенсивной продуктовой диверсификацией, растущей конкуренцией. В связи с появлением неценовой конкуренции особое значение приобрели свойства продукции, дополнительные услуги, предоставляемые предприятиями. Соответственно затраты на процессы обеспечения разработки, производства, продвижения продукции на рынок и их отражение в затратах на единицу продукции приобретают основополагающее значение.

Важной задачей внутрифирменного планирования является планирование затрат. Эта задача является определяющей, поскольку результаты плановых решений на основе информации о затратах влияют на достижение целей предприятия.

Однако, применяемые на предприятиях инструменты и методы планирования затрат на единицу продукции не учитывают разницу в затратах по модификациям продукции, вызванную появлением дополнительных функций в производстве продукции. В результате использования данных инструментов и методов при определении затрат на единицу продукции возникает систематическое занижение затрат на мелкосерийную продукцию с высоким уровнем сложности, новизны, а также завышение затрат на продукцию крупносерийного производства, либо на продукцию с невысоким уровнем сложности технологии производства. В итоге это приводит к ошибочным управленческим решениям по широкому кругу задач.

Для устранения искажений затрат в процессе планирования необходимо разработать инструменты и методы, соответствующие условиям продуктовой диверсификации промышленных предприятий. Разработанные зарубежными исследователями инструменты и методы, применяемые при планировании затрат, не могут непосредственно использоваться на отечественных предприятиях, вследствие необходимости их адаптации к условиям российской экономики и специфики деятельности отечественных предприятий.

Особенно это актуально для отрасли машиностроения, так как эффективность ее деятельности определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование всех отраслей экономики.

Степень разработанности проблемы. Различными аспектами этой проблемы занимались Краюхин Г. А., Бухалков М. И., Горемыкин В. А., Стуков С. А., Васильков А. И., Миневский А. И., Левин B.C., Ткач В. И., Ткач М. В., Николаева С. А., Ластовецкий B.C., Карпова Т. П., Шатунова Т. А., Воронов Е. Г., Богатырев С. Ю., Фалько С. Г. и другие. Из переводной литературы наибольшей известностью пользуются Манн Р., Майер Э., Мюллендорф Р., Карренбауэр М., Друри К., Энтони Р., Рис Дж., Хорнгрен Ч. Т., Фостер Дж., Хан Д., Скоун Т. В научно-учебных изданиях США широко известны Cooper R., Kaplan R.S., Shank J.K.,. Govindarajan V., Atkinson A.A., Hilton R. W., Datar Sricant M., Hansen Don R., Mowen Maryanne M.

В научной литературе по внутрифирменному планированию затрат рассматриваются следующие системы: нормативных затрат, директ-кост, стандарт-кост, функционально-стоимостного анализа, бюджетирования, планирования и оценки затрат по видам деятельности. Однако, несмотря на серьезную степень проработанности данных систем, многие вопросы, связанные с планированием затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации, слабо освещены и требуют специальных исследований.

Актуальность разработки инструментов и методов планирования затрат, степень проработанности в теоретическом и методологическом аспектах определили выбор темы научного исследования.

Цель диссертационной работы — теоретическое обоснование и разработка инструментов и методов планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации на предприятиях машиностроения.

Задачи исследования. В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

• выявление факторов, влияющих на динамику и структуру затрат;

• определение признаков структурной декомпозиции затрат в условиях продуктовой диверсификации;

• анализ инструментов и методов планирования затрат в условиях продуктовой диверсификации;

• формирование информационной базы планирования затрат в условиях продуктовой диверсификации;

• разработка методического подхода для идентификации баз распределения затрат в условиях продуктовой диверсификации;

• разработка методики планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации.

Объект исследований — процесс внутрифирменного планирования затрат на предприятиях машиностроения.

Предмет исследований — инструменты и методы планирования затрат на единицу продукции.

Теоретические и методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики внутрифирменного планирования затрат. Методологическую основу исследования составили общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, системный подход, как общий метод познания, методы математической статистики, логического и экономического анализа, методы планирования затрат, экспертные методы.

Информационная и экспериментальная база исследованияматериалы государственной статистики, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, методические разработки Министерства финансов РФ за 1990 — 2003 гг.

Эмпирическая база исследования — технологические данные, данные бухгалтерского и оперативного учета промышленных предприятий.

Научная новизна работы;

1. Выявлена совокупность факторов, оказывающих влияние на затраты в процессе планирования в условиях продуктовой диверсификации, и предложена их классификация.

2. Определены признаки структурной декомпозиции затрат и соответствующих баз распределения для условий продуктовой диверсификации на предприятиях машиностроения, а также осуществлена их классификация.

3. Разработан методический подход к формированию системы показателей, являющихся информационной базой планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации на предприятиях машиностроения.

4. Предложен метод, позволяющий идентифицировать базы распределения затрат на основе корреляционно-регрессионного анализа.

5. Разработана методика планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации, основанная на определении доминантных баз распределения для выделенных затратных групп.

Практическая значимость результатов работы определяется возможностью использования разработанных инструментов и методов на предприятиях машиностроения в процессе планирования для решения задач формирования ценовой политики в зависимости от выбранной стратегии развитияоптимизации структуры выпуска продукциидля выбора клиентовдля целей текущего и стратегического управления.

Результаты исследования могут использоваться при разработке отраслевых методических документов, при преподавании в высших учебных заведениях дисциплин «Планирование на предприятии», «Управление затратами», в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей и экономистов, а также при проведении исследований по управлению затратами.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации и результаты проведенных исследований были раскрыты в докладах на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях и опубликованы в форме статей в журналах, материалов в сборниках научных трудов. Автором опубликовано 14 печатных работ, объемом 2,6 п.л. Отдельные положения диссертации были использованы в учебном процессе Томского государственного архитектурно-строительного университета по дисциплинам «Планирование на предприятии» и «Управление затратами», а также в учебном пособии «Управленческий учет» объемом 10,4 п.л. Личный вклад автора в пособие составляет 0,3 п.л.

Отдельные положения диссертации приняты к внедрению на машиностроительном предприятии г. Томска, что подтверждено справкой о внедрении.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 186 страницах. Работа включает 10 рисунков, 36 таблиц, 3 приложения, библиографический список из 121 наименования.

Выводы:

1. В настоящий момент в рамках методов планирования затрат существуют три подхода к распределению затрат на единицу продукции отдельных видов. Первый подход основан на распределении затрат по видам продукции и осуществляется на основе общезаводской базы распределения затрат, когда все затраты предприятия распределяются по видам продукции на основе единой базы распределения (общие прямые затраты, прямые материальные затраты, часы работы оборудования). Второй подход распределяет затраты на уровне подразделений и является более трудоемким по сравнению с предыдущим, но одновременно дает более точную картину затрат на единицу отдельных видов продукции. При применении данного подхода затраты формируются по подразделениям, цехам, так как на многих предприятиях производственные процессы различаются по цехам по уровню механизации. В таком случае в качестве базы распределения используются машино-часы, поскольку, как правило, машино-часы — основной фактор, определяющий динамику затрат по всем подразделениям. Третий подход заключается в том, что затраты собираются не по местам возникновения затрат, а по важнейшим видам деятельности. Данный подход позволяет распределять все затраты на изделие предварительно идентифицировав первичные, вторичные виды деятельности и определив их стоимость. В связи с этим целесообразно проводить декомпозицию затрат на основе детализации бизнес-процессов, вызывающих данные затраты. Распределение затрат на единицу продукции производится следующим образом: составление перечня видов деятельности предприятияформирование затратных групп по видам деятельностираспределение затрат на единицу изделия.

2. В настоящее время происходят изменения в производственной, финансовой, управленческой средах предприятий. Выделен относительно новый объект затрат — вид деятельности. В связи с этим изменилась трактовка термина база распределения, появились новые подходы к распределению затрат и определению затрат на единицу продукции. База распределения — это мера деятельности от которой зависит величина затрат на конкретный вид деятельности. База распределения выбирается на основе критериев: приобретаемые выгоды, корреляция, возможность в обеспечении покрытия затрат.

3. Предложена классификация баз распределения по четырем признакам: по отношению к сфере деятельностипо степени делимости технологического процессасогласно производственной структуре предприятияуровням иерархии видов деятельности.

3.1. Разработка методического подхода к формированию системы показателей, являющихся информационной базой планирования затрат на единицу продукции в условиях продуктовой диверсификации на предприятиях машиностроения.

Основанием и исходными условиями для разработки данного методического подхода послужили требования к системе показателей распределения накладных расходов, а также потребность в формировании затратных групп и соответствующих им баз распределения, которые наиболее полно отражают характер изменения затрат в условиях продуктовой диверсификации на предприятиях машиностроения.

Алгоритм построения системы показателей, являющихся информационной базой планирования затрат на единицу продукции, включает в себя следующие этапы (рисунок 3.1.1):

На первом этапе на основе признаков структурной декомпозиции формируется перечень видов деятельности, используя определение вида деятельности и признака «вклад в производство продукции» классификации видов деятельности, а также экспертного подхода.

На основе анализа инструментов и методов распределения накладных расходов были определены следующие признаки декомпозиции затрат и возможность их использования в условиях продуктовой диверсификации (таблица 3.1.1).

Анализ возможностей использования признаков декомпозиции затрат в условиях продуктовой диверсификации с позиций целей и задач диссертационного исследования, а также учета отраслевых особенностей позволяет сделать вывод о том, что распределение затрат на единицу продукции, основанное на видах деятельности, в отличие от традиционно используемых инструментов и методов позволяет более точно контролировать величину затрат, позволяет избежать завышения затрат на массовую продукцию и занижения затрат на мелкосерийную продукцию, генерировать ряд показателей нефинансового характера, формирующих информационную базу распределения затрат. Таким образом, структурную декомпозиция затрат, целесообразно проводить на основе видов деятельности, так как подход к распределению затрат по видам деятельности позволяет наиболее адекватно осуществить их распределение функциональным процессам производства, что особенно актуально для условий продуктовой диверсификации.

Рисунок 3.1.1. Алгоритм построения системы показателей на основе признаков структурной декомпозиции затрат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике //ЭКО.- 1996. -№ Ю.-С. 107−116
  2. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. — 4-е изд.-М.: «Дело Лтд», 1994.-720 с.
  3. В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие.-Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.-528 с.
  4. П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. В помощь бухгалтеру.-М.: ФБК-Пресс, 1996. 221 с.
  5. Л.С. Экономика фирмы.-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. -279 с.
  6. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2001.-895 с.
  7. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна.-4-е изд. Доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999.- 1248 с.
  8. А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Профессиональный и официальный комментарии к налогу на прибыль. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Аналитика — Пресс», 2000. — 456 с.
  9. А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Ярошенко А. В. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: «Аналитика — Пресс», 2000. — 336 с.
  10. Ю.Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. Учебник. -М. Инфа-М, 1999−392с
  11. Бухгалтерский учет: официальные материалы. М.: ИНФРА-М, 2001. -487 с.
  12. Бухгалтерский учет: Основные документы (ПБУ). Профессиональные комментарии. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 360 с.
  13. З.Бычкова С. М., Лебедева Н. В. Новый подход к калькуляции себестоимости, опыт развитых стран // Бухгалтерский учет.- № 5.-1996.- С. 6770
  14. Н.Васильков А. И., Миневский А. И. Учет и анализ распределения косвенных затрат в промышленности.-М.: Финансы и статистика, 1985.- 176 с.
  15. Н.Б., Петухов О. Н. Управленческий учет: Учебное пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 370 с.
  16. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2. / Под ред. В.М. Гальперина-СПб.: Экономическая школа, 2000. — 534 с.
  17. О.И. Экономика предприятия. Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001. 520 с.
  18. Е. Особенности калькуляции себестоимости при позаказном методе//Аудитор.-1997.-№ 1.-С.22−25.
  19. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика.- в 2-х т.- T.l.-СПб.: Экономическая школа, 1994. 389 с.
  20. В. Ценовая политика фирмы // Маркетинг. 1995. — № 1. -С. 48−63.
  21. С.П. Нормативный метод учета затрат на производство.-М.: Финансы и статистика, 1985.- 167 с.
  22. В.А., Бугулов Э. Р. и др. Планирование на предприятии. Учебник. М., 1999−323с.
  23. Т. Поведение предприятий в условиях жестких финансовых ограничений//Российский экономический журнал. 1994. — № 12. -С. 66—73.
  24. К. Учет затрат методом стандарт-кост, М.: Аудит-Юнити, 1998.- 125 с.
  25. К. Введение в управленческий и производственный учет: Учебн. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили- Предисловие проф. П. С. Безруких.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-783 с.
  26. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. — М.: Изд-во «Финпресс», 1998.-345 с.
  27. Инструкция по применению нового плана счетов № 25 от 15.03.2002 Минфина Р.Ф.
  28. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.Пер. с англ.-М.: НТК «Трек», 2000, — 43 с.
  29. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой.-М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.
  30. Н. Г., Чхутиашвили JI. В. анализ себестоимости в условиях конкуренции//Аудит и финансовый анализ. — 1997. № 3. — С. 92—117.
  31. H.JI. Принятие управленческого решения.- М.:ЮНИТИ, 1999.-407 с.
  32. Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 1997.- 392 с.
  33. М.Г., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостной анализ в отраслевом управлении эффективностью.-М.: Экономика, 1983.- 200 с.
  34. JI. Организация учета затрат в системе «директ-костинг»//Аудитор.-1997.-№ 10.- С.8−10.
  35. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.: Прогресс, 1978.-492 с.
  36. В.В., Соколов Я. В. Основы управленческого учета.-СПБ, 1991−129 с.
  37. Контроллинг как инструмент управления предприятием/Е.А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н.Г.
  38. Данилочкиной.-М.: Аудит- ЮНИТИ, 1999.-297 с.
  39. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность//Экономист. 1997. ~ № 1. — С. 38—48.
  40. Р. Фирма, рынок и право // США: ЭПИ, 1993.-№ 4,5
  41. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. —СПб: Издательство «Питер», 1999. — 496 с.
  42. Г. А. Планирование на предприятии (объединениях) машиностроительной промышленности. Учебник. М., Высшая школа, 1984−312с.
  43. Ю.Г. Управление издержками на предприятии// Бухгалтерский учет.-1992.-№ 12.- С. 19−21.
  44. B.C. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности.-М.: Финансы и статистика, 1988.-125 с.
  45. B.C. Контроль издержек производства в условиях нормативного учета.-М.: Финансы и статистика, 1990.-158 с.
  46. В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Методика и практикум.-, М.: Финансы и статистика, 1995. 140 с.
  47. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 2.: Пер. с англ. 11-го изд.Т. 2.-М.: Республика, 1992.-400 с.
  48. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих/ Пер. с нем.Ю. Г. Жукова.-М.: Финансы и статистика, 1992.-328 с.
  49. Э. Контроллинг, как система мышления и управления/Пер. с нем. Ю. Г. Жукова, С. Н. Зайцева, Под ред. С. А. Николаевой.-М.: Финансы и статистика, 1993.- 92 с.
  50. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н.
  51. Методы реализации процессного подхода. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 10,2001.-М.: НТК «Трек», 2002.- 48 с.
  52. Г., Гернон X., Миик Г. Учет международная перспектива./Пер. с англ В. В. Ковалева.-М.: Финансы и статистика, 1993.-136 с.
  53. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры./ Пер с нем. М. И. Корсакова.-М.: ФБК-Пресс, 1996.-148 с.
  54. Налог на прибыль организаций-2002.-М.:Издательство ПРИОР, 2002.160 с.
  55. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: «Проспект», 2000. 288 с.
  56. На первом плане снижение издержек//Экономист. — 1995. ~ № 5. — С. 71—78.
  57. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика.-М.: Финансы и статистика, 1993.- 123 с.
  58. С.А. Учетная политика предприятия.-М.: ИНФРА-М, 1995,172 с.
  59. С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости.-М.: Финансы и статистика, 1997. 144 с.
  60. С.А. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Аналитика-Пресс», 2001. — 336 с.
  61. С.А. Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике//Бухгалтерский учет.-1996.-№ 1−3.
  62. С.А. Формирование себестоимости в современных условиях//Бухгалтерский учет.-1998.-№ 5.-С.60−64.
  63. П.П. Система нормативного учета и контроля издержек производства//Бухгалтерский учет.-1999.-№ 10.-С.73−75.
  64. Нормативный учет. Передовой опыт./ Под ред. В. Ф. Палия.-М.:
  65. Финансы и статистика, 1987.- 109 с. 67.0рганизация функционально-стоимостного анализа на предприятии /Л.П. Гореева, Е. П. Крыжановская, В. В. Муравская. — М.: Финансы и статистика, 1982. 128 с.
  66. В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридман М. Классика экономической мысли: Сочинения.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 896 с.
  67. М. Международная конкуренция: Пер с англ./Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  68. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: Учеб. 2-е изд., доп.-Томск: Изд-во НТ Л, 1997. 396 с.
  69. . Стратегический учет для руководителя. — М.: Аудит-ЮНИТИ, 1998.-815 с.
  70. .А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-2-е изд., испр.-М.: ИНФРА-М, 1999.- 479 с.
  71. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России.-М., 2002−642 с.
  72. П., Нортхауз Д. Экономика.-М.: Бином Кно Рус, 1997. —799 с.
  73. Т. Управленческий учет: Как его использовать для контроля бизнеса/ Пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили.-М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997.- 179 с.
  74. Е.А., Соболев И. И. Функционально-стоимостной анализ деятельности туристической фирмы. — М.: Аналитика-Пресс, 1999.-113 с.
  75. О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности: Учебное пособие.-М.: Аналитика-Пресс, 1998 .- 284 с.
  76. Я.Ш. и Ткаменко П. Г. Функционально-стоимостной анализ, Киев.: Техника, 1986. -132 с.
  77. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость.-М.: «Издательство ПРИОР», 1999.-224 с.
  78. Справочник по функционально-стоимостному анализу А. П. Ковалёв, Н. К. Моисеева, В. В. Сысун и др.- Под ред. Карпунина М. Г. М.: Финансы и статистика, 1988. — 237 с.
  79. С.А. Система производственного учета и контроля.-М.: Финансы и статистика, 1988. -223 с.
  80. С. А. Функционально-стоимостной анализ.- Калинин.: Калининский государственный университет, 1982.- 225 с.
  81. С.А. Учет затрат на производство современное состояние// Бухгалтерский учет.-1999.-№ 5.-С.22−25.
  82. А., Формби Дж. Экономика фирмы/Пер. с англ.-М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.-544 с.
  83. .Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов.-М.: ИНФРА-М, 2000.-432 с.
  84. В.И., Ткач М. В. Международная система учета и отчетности.-М.: Финансы и статистика, 1992.- 160 с.
  85. В.И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт.-М.: Финансы и статистика, 1994.-144 с.
  86. Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев, и др.- Под общ. ред. Г. А. Краюхина.-СПб.: «Издательский дом „Бизнесс-пресса“», 2000.- 277 с.
  87. Управленческий учет и анализ финансового состояния совместного предприятия: Учебное пособие/ Е. Г. Воронов.-Л.: Изд-во Ленингр. Фин.-экон. Ин-та, 1991.-116 с.
  88. Управленческий учет (с элементами финансового учета): Пособие для подготовки бухгалтеров-менеджеров/ Р. Вандер Вил, В. Ф. Палий, Т.А. Гаврилова- Под ред. Р. В. Вила.-М.: ИНФРА-М, 1997.- 480 с.
  89. Управленческий учет (с элементами финансового учета): Пособие для подготовки бухгалтеров-менеджеров / Р. Вандер Вил, В. Ф. Палий, Т.А. Гаврилова- Под ред. Р. В. Вила.-М.: ИНФРАМ, 1997.- 478 с.
  90. Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А. Д. Шеремета.-М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.-512 с.
  91. Факторный анализ эффективности производства. Под ред. Палия В. Ф. -М.: Финансы и статистика, 1973.-157 с.
  92. С.Г., Косов В. М. Контроллинг на предприятии.- М.: Финансы и статистика, 1995.-80 с.
  93. П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции.-М.: Аудит, 1994.- 287 с.
  94. Функционально-стоимостной анализ/Н.Г. Чумаченко, В. М. Дегтярев, Ю. С. Игумнов.-К.: Вища шк., Головное изд-во, 1985.-223 с.
  95. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга/Пер. с нем.-М.: Финансы и статистика, 1997.-798 с.
  96. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т. I. Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1992.-384 с.
  97. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англУПод ред. Я. В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1995. -416 с.
  98. С. Формирование объемов и структуры выпуска российских промышленных предприятий//Вопросы экономики. — 1995. ~ № 6. — С. 31—41.
  99. Н.Г., Дегтярев В. М., Игумнов Ю. С. Функционально-стоимостной анализ.- Киев: Вища школа, 1985 -245 с.
  100. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. — СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999.-257 с.
  101. ЮЗ.Шатунова Т. А. Управленческий учет и контроль на предприятии в условиях рыночной экономики: Учебное пособие.-Самара, 1996.- 99 с.
  102. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат/Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. —344 с.
  103. К.В. Распределение косвенных расходов по видампродукции II Аудитор.- № 6.- 1999. С. 7−10
  104. К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и ли регионаУ/Маркетинг. 2000. --№ 5.-С. 92—111.
  105. X., Томас К. Анализ затрат на основе потребительной стоимости. Новые методы рационализации: Пер. с нем. — М.: Экономика, 1975.-190 с.
  106. Экономика предприятия: Пер с нем./Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дитхль, М. Швайдера. М.: ИНФРА-М, 1999-XVI.- 928 с.
  107. Экономическая теория /Под ред. А. С. Добрынина, JI.C. Тарасовича — 3-е. СП б: Изд-во СПГТУЭФ, 2000. — 544 с.
  108. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин.-М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1999 1055 с.
  109. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. Под ред. и с предисл. A.M. Петрачкова.-М.: Финансы и статистика, 1993.- 560 с.
  110. А. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран:/Пер. с польск. С. Н. Рогозиной, Г. И. Лебедевой- Под ред. Я. В. Соколовой.-М.: Финансы и статистика, 1991.- 237 с.
  111. Cooper R. and Kaplan R.S. Measure Costs Right: Make the Right Decisions.//Harvard Business Review, September/October 1988.
  112. Hansen, Don R., Mowen, Maryanne M. Cost management: accounting and control, 2-th edition, South-west College Publishing, 1997.-789 p.
  113. Hilton, Ronald W. Managerial accounting. 4-th edition, Mc Graw-Hill Companies, 1999.-816 p.
  114. Horngren, Charles Т., Foster, George, Datar Sricant M. Cost accounting: managerial emphasis. 9-th edition, Prentice Hall, 1997.-525 p.
  115. Kaplan R.S. One Cost System isn’t Enough // Harvard Business Review.-January/February 1988.
  116. Krajewski, Lee J. Operations management: strategy and analysis. 5-th edition, Addison-Wesley Publishing Company, Inc, 1999.- 880 p.
  117. Management Accounting/ Atkinson A.A.-Englewood Cliffs: bPrentice Hall, 1995.-633 p.
  118. Management accounting, A.A.Atkinson, R.D.Banker, R.S.Kaplan, S.M.Young. The Robert s. Kaplan series in management, -Prentice Hall, Inc.-1997.-750 p.
  119. Shank J.K., Govindarajan V. Strategic cost management: the new tool for competitive advantage. -The free press, New York, 1993. 270 p.
  120. Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными предприятиями, процентов3 предприятиями 4 предприятиями 1995 1999 2000 2001 1995 1999 2000 2001
  121. Машиностроение и металлообработка 15,0 18,0 15,0 14,3 16,6 19,0 16,4 15,6
  122. Пищевая промышленность 2,2 4,1 4,9 5,4 2,9 6,5 6,1 6,01. Продолжение таблицы 1.1.
  123. Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными предприятиями, процентов6 предприятиями 8 предприятиями 1995 1999 2000 2001 1995 1999 2000 2001
  124. Машиностроение и металлообработка 18,6 20,7 17,9 17,1 20,2 21,9 19,1 18,3
  125. Пищевая промышленность 4,1 8,9 8,4 9,0 5,2 10,9 10,5 10,7
Заполнить форму текущей работой