Психологизм М. Пруста и Ж.-П. Сартра в «повествованиях о личности»: «В поисках утраченного времени», «Тошнота», «Слова»
Проблема метода, используемого М. Прустом, связана и с определением места «Поисков утраченного времени» в развитии жанра романа. Авторы, придерживающиеся точки зрения о реалистическом методе М. Пруста, вводят его главное произведение в ряд реалистических романов (Б.Л. Сучков, В.И. Божович). Глубокая связь с предшествующей традицией прослеживается и Дж. Катои в книге «Пруст и его метаморфозы"(13… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема времени в романах «В поисках утраченного времени», «Тошнота» и в автобиографической книге «Слова»
- Глава II. Проблема взаимоотношений сознания и мира в «повествованиях о личности», принадлежащих
- М. Прусту и Ж.-П. Сартру
- Глава III. Проблема «другого» в произведениях
- М. Пруста и Ж.-П. Сартра
Психологизм М. Пруста и Ж.-П. Сартра в «повествованиях о личности»: «В поисках утраченного времени», «Тошнота», «Слова» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Марсель Пруст (1871 — 1922) и Жан-Поль Сартр (1905 — 1980) -крупнейшие представители мировой психологической прозы. Естественно их тяготение к созданию «повествований о личности». В рамках диссертации нами предпринята попытка сравнительно-исторического исследования «субъективной эпопеи» М. Пруста «В поисках утраченного времени» (1912 -1922) и произведений Ж.-П. Сартра, в числе которых роман «Тошнота» (1938), автобиографическая книга «Слова» (1964) и философские работы: «Очерк теории эмоций» (1939), «Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм» (1943), «Объяснение «Постороннего» (1943), «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946), «Что такое литература?» (1947).
М. Пруст открыл для литературы новые сферы человеческой психики. Он впервые описал особый вид работы памяти — непроизвольное воспоминание, на базе которого строится весь роман «В поисках утраченного времени». Л. Я. Гинзбург, признанный специалист в области истории психологического романа, одной из главных особенностей прозы М. Пруста называет «расширение поля осознаваемого, объемлемого творческой мыслью» (1.113). Писатель выхватывает, по мысли исследовательницы, «вещи из небытия неосознанности или из тьмы забвения» (1.113). Уже у Пруста описание психологии героев носит интеллектуализированный характер. Воспоминания имеют выверенный вид, построены на выявлении самых общих законов поведения человека. Дальнейшее продвижение в глубь человеческой психики происходит в творчестве Ж.-П. Сартра за счет использования философских построений. Сартр анализирует психологию прозрений в пограничных ситуациях", эмоции такого рода, как «тошнота», «скука»,"тоска","страх", «ужас». При этом все перечисленные эмоции и состояния у Сартра, профессионального философа, специфичны, лишены непосредственности, опираются на сложные интеллектуальные конструкции.
Важнейшим аспектом исследования внутренней жизни человека у М. Пруста является анализ бессознательного. Сартр продолжает двигаться в направлении, заданном Прустом. Однако он уже активно использует достижения психоанализа 3. Фрейда и его последователей.
В центре внимания Сартра в романе «Тошнота» и в автобиографической книге «Слова» оказываются также проблемы психологии творчества, формирования творческой личности. Этот же ракурс является одним из важнейших для М. Пруста в романе «В поисках утраченного времени».
Углубление психологизма в творчестве М. Пруста приводит к изменениям в самой форме его произведения. Б. Л. Сучков в книге «Исторические судьбы реализма» приходит к выводу, что М. Пруст «ощущал себя бытописателем и историком общества» (2.302). «Однако в его романе реальность жизни, -продолжает свою мысль литературовед, — как бы растворялась в том представлении о ней, какое складывалось в индивидуальном восприятии личности» (2.302). В связи с этим форма романа, используемая М. Прустом, согласно классификации Т. Манна, может быть определена как «субъективная эпопея», сочетающая в себе широкое описание действительности и субъективный взгляд героя на реальность. В этом же направлении движется и Ж.-П. Сартр, репрезентуя в романе «Тошнота» полную типических деталей картину провинциальной жизни Франции в видении характерного представителя европейской интеллигенции 20 — 30-х годов XX века. «Пространство книги, — утверждает Л. Г. Андреев в монографии „Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век“, — это пространство сознания героя, ибо весь мир — мир его непосредственных ощущений и восприятий, вне которого словно бы ничего нет, хотя на самом деле все вовне» (3.37). В автобиографической книге «Слова» читатель также видит историю личности и реальность вокруг нее глазами главного героя, но в отличие от названных романов герой и действительность, описанные в произведении, реально существовали.
Таким образом, в произведениях обоих авторов нашла выражение тенденция, характерная для литературы XX века. Автор не стремится заявить свое мнение о событиях и даже прямо описать их, он старается скрыться за персонажами. Проявлением такого подхода, в частности, на наш взгляд, может быть названо использование форм художественно-документальных жанров в создании художественных произведений, дающее возможность автору внешне исчезнуть из повествования, передав слово героям. В литературе XX века в ряду произведений с подобной организацией повествования находятся «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверюона, рассказанная его другом» Т. Манна, «Мартовские иды» Т. Уайлдера, «Чума» А. Камю и другие. М. Пруст использует в своем романе форму мемуаров и автобиографии, Ж.-П. Сартр в романе «Тошнота» — форму дневника.
Автобиографическая книга «Слова» знаменует собой обратную тенденцию — более глубокое проникновение элементов художественной организации текста в художественно-документальное повествование. По мысли Л. Г. Андреева, «Слова» — плод мысли больше, чем памяти. «Сартр не просто вспоминает, он „полагает“, он явно сочиняет, додумывает» (3.9), — считает исследователь.
Своеобразный жанровый синтез, который представлен во взятых для анализа произведениях М. Пруста и Ж.-П. Сартра, связан и с общим для литературы XX века тяготением к синтетичности: единству искусств (литературы и музыки, музыки и живописи и т. д.), взаимопроникновению литературы и философии. Творчество обоих писателей базируется на прочной философской основе. Роман М. Пруста связан с исканиями представителей «философии жизни» и имеет явные схождения с идеями одного из них — с идеями Анри Бергсона, хотя, по утверждению писателя, собственная его концепция, когда он познакомился с работами философа, уже сложилась. Однако степень присутствия интеллектуального начала в произведениях М.
Пруста, не являющегося профессиональным философом, не так высока, как у другого исследуемого нами автора. Анализ творчества Ж.-П. Сартра, крупнейшего представителя экзистенциализма, автора философских работ «Трансцендентность Эго» (1934), «Воображение» (1936), «Эскиз теории эмоций» (1939), «Воображаемое» (1940), «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946), «Ситуации», т. 1 — 6 (1946 -1964), невозможен без опоры на его философское наследие. В романе «Тошнота» и автобиографической книге «Слова» могут быть найдены такие характерные для философии экзистенциализма категории, как «пограничная ситуация», «угроза», «сущность», «существование», «выбор», «тревога», «свобода», «заброшенность», «отчаяние» и другие.
Философская основа творчества обоих авторов дополняется стремлением осмыслить историческую ситуацию своего времени. Созданные в близкие исторические периоды, рассматриваемые произведения имеют сходные черты в понимании своей эпохи. Цикл «В поисках утраченного времени» был создан в 1912 -1922 годах, т. е. почти совпал по времени с первой мировой войной. Творчество Ж.-П. Сартра и его периодизация также неразрывно связаны с историей XX века. Е. М. Евнина в книге «Современный французский роман 1940 -1960 гг.» выделяет в творчестве Сартра два периода, и это деление базируется на изменении мировоззрения писателя, связанном со второй мировой войной. Произведения 30 — 40-х гг., по мнению литературоведа, сосредоточены на проблемах одиночества человека, безрезультатных поисках им достойного способа существованияво второй период Ж.-П. Сартр формулирует идеи ответственности каждого за все происходящее в мире (4.54 -59). Необходимость найти точки опоры в условиях быстро меняющейся, полной катастрофических событий реальности — вот что, на наш взгляд, сближает позиции двух писателей в понимании исторических ситуаций периода своей жизни и творчества.
Рассматриваемые в нашей работе произведения обоих авторов могут быть названы итоговыми, наиболее полно выражающими основные черты творчества двух писателей. В романе «В поисках утраченного времени» до логического завершения, по нашему мнению, доведены идеи более ранних произведений М. Пруста: сборников «Утехи и дни» (1896), «Подражания и смеси» (1909), статьи «Против Сент-Бева» (1950), неоконченного романа «Жан Сантейль» (1952). Роман «Тошнота» сконцентрировал черты, характерные для первого периода творчества Сартра, когда были созданы такие произведения, как сборник новелл «Стена» (1939), драмы «Мухи» (1942), «За закрытыми дверьми» (1944). Автобиографическая книга «Слова» выражает изменившуюся позицию писателя после второй мировой войны и стоит в одном ряду с такими произведениями, как пьесы «Мертвые без погребения» (1946), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и господь бог» (1951), «Затворники Альтоны» (1951), неоконченный роман «Дороги свободы» (1941 — 49), незавершенный труд «Гюстав Флобер. Семья не без урода» (1970;1971).
Таким образом, обоснованием темы служат следующие положения: основополагающее значение творчества М. Пруста и Ж.-П. Сартра в развитии мировой психологической прозыпозиция автора, ведущего повествование от лица главного героясинтез художественного и художественно-документального началприсутствие в рассматриваемых произведениях мощной философской основыитоговый характер анализируемых произведенийпринадлежность авторов к одной национальной литературе и близким историческим эпохамактуальность для современного литературоведения сравнительно-исторического метода изучения литературного процесса.
Исследование творчества М. Пруста имеет и в отечественном, и в зарубежном литературоведении долгую историю. В числе российских исследователей, обращавшихся к анализу произведений М. Пруста, такие крупные ученые, как Л. Г. Андреев, С. Г. Бочаров (60-е годы) — Л. Я. Гинзбург, Б. Л. Сучков (70-е годы) — В. Д. Днепров, В. И. Божович, В. Ерофеев (80 — 90-е годы). В ряду авторов, занимавшихся проблемами творчества М. Пруста, особняком стоит имя М. Мамардашвили — профессионального философа, давшего глубокий, нетрадиционный анализ морально-этической и философской основы романа «В поисках утраченного времени».
Число исследователей творчества М. Пруста за рубежом также велико. Среди зарубежных литературоведов, анализировавших творчество французского писателя, такие авторы, как P.A. Сейс, П. В. Конрой, Дж.М. Кокинг, В.Дж. Бакнелл, Ф. Колб, Р. Портер, Дж.Ф. Джонсон, Ж. И. Тадье, К. Ламонт, Дж.Д. Эриксон, Д. Фрэнк, П. Леон, Ж.-Ф. Ревель, Ф. Мориак, Ж. Батай, X. Ортега-и-Гассет.
И в отечественном, и в зарубежном литературоведении в центре внимания исследователей оказались фундаментальные проблемы, связанные с определением метода М. Прустаместа романа «В поисках утраченного времени» в развитии жанра романаособенностей формы романа и ее соотнесенности с литературой «потока сознания" — связи романа Пруста с другими видами искусств, с этикой, эстетикой, философией. Подтверждением того, что отечественные и зарубежные исследователи творчества Пруста движутся в одном направлении, служит работа Ж. И. Тадье «Исследования о Прусте». В кратких аннотациях произведений разных авторов, приводимых Тадье, звучат те же темы соотношения еалистического и модернистского планов повествования у Пруста (5.100−103), связи с предшествующей традицией развития романа (5.216−229), роли метафоры в повествовании (5.149 152), психологии чувств в романе Пруста (5.72−73).
В ракурсе данного исследования наибольшее значение имеют проблемы психологизма в повествованиях о личности. Теоретической базой данной работы являются книги Л. Я. Гинзбург. В монографии «О психологической прозе"(6) исследовательница определяет главные черты изображения душевной жизни в произведениях ряда писателей, в том числе М. Пруста. В книге «О литературном герое"(1) Л. Я. Гинзбург высказывает мысль о синтезе художественного и художественно-документального начал как одной из основных черт литературного процесса XX века. Литературовед также приходит к выводу о том, что изображение личности в художественных и художественно-документальных произведениях имеет черты принципиального сходства.
Вопрос об определении метода как основополагающей категории литературоведческого анализа по отношению к творчеству Пруста являлся для историков литературы не менее важным. Часть исследователей, и среди них Б. Л. Сучков в работе «Исторические судьбы реализма», Ж.-Ф. Ревель в книге «Размышления о цикле «В поисках утраченного времени», В. И. Божович в монографии «Традиции и взаимовлияние искусств. Франция, конец XIXначало XX века», P.A. Сейс в статье «Подражание Гонкурам в «Возвращенном времени"(8), склоняется к мысли о том, что метод Пруста может быть определен как реалистический. Однако если для Ж.-Ф. Ревеля это определение оказывается достаточным, то Б. Л. Сучков, В. И. Божович, и P.A. Сейс принимают его с некоторыми оговорками. Б. Л. Сучков пишет о растворении реальности жизни в романе Пруста в том представлении о ней, которое складывается в сознании главного героя (2.302). По мнению В. И. Божовича, в лице Пруста реалистический роман сделал «резкий крен в сторону субъективного восприятия» (9.147). О важности субъективного взгляда на описываемую в романе Пруста реальность заявляет и P.A. Сейс.
В вопросе о методе Пруста Л. Г. Андреев занимает иную позицию. В книге «Марсель Пруст"(10) он вслед за X. Ортегой-и-Гассетом, чье мнение изложено в работе «Время, расстояние и форма в искусстве М. Пруста"(11), определяет метод французского писателя как импрессионистический. По мнению этих двух авторов, творчество М. Пруста неразрывно связано с развитием европейского искусства. Данное определение вновь подчеркивает усиление субъективного начала в повествовании Пруста.
Еще одна точка зрения представлена в коллективной монографии Л. В. Дудовой, Н. П. Михальской, В. П. Трыкова «Модернизм в зарубежной литературе» (12), где творчество М. Пруста рассматривается в ряду модернистских произведений.
Проблема метода, используемого М. Прустом, связана и с определением места «Поисков утраченного времени» в развитии жанра романа. Авторы, придерживающиеся точки зрения о реалистическом методе М. Пруста, вводят его главное произведение в ряд реалистических романов (Б.Л. Сучков, В.И. Божович). Глубокая связь с предшествующей традицией прослеживается и Дж. Катои в книге «Пруст и его метаморфозы"(13), отдельные главы которой посвящены связям М. Пруста с наследием О. Бальзака и Стендаля, Г. Флобера и Ф. Достоевского. Освещен в этом исследовании и вопрос о последователях М. Пруста. Литературовед А. И. Владимирова в монографии «Проблема художественного познания во французской литературе рубежа двух веков (1890−1914)"(14) рассматривает роман М. Пруста в контексте исканий его современников, а также в связи с общей политической и экономической обстановкой во Франции. Связи литературы модернизма с романом Пруста подчеркивают практически все исследователи творчества писателя. Неслучайно работа С. Г. Бочарова «Пруст и «поток сознания"(15) вошла в сборник «Критический реализм XX века и модернизм». Важнейшим представляется нам ракурс рассмотрения «Поисков утраченного времени», взятый Л .Я. Гинзбург (1). Исследовательница видит в произведении Пруста вершину развития психологического романа. К ряду «субъективных эпопей», жанру, характерному для литературы XX века, относит, по сути, Дж.М. Кокинг роман Пруста в своей работе «Согласованность «Возвращенного времени"(16). В ряду сопоставительных исследований следует назвать и статью В. Ерофеева «Пруст и Толстой"(17).
Особенности формы романа Пруста — следующая по важности проблема прустинианы. Вопрос о соотношении избранной Прустом организации повествования с литературой «потока сознания» является здесь центральным. С. Г. Бочаров в исследовании «Пруст и поток сознания» и Б. Л. Сучков в книге «Исторические судьбы реализма"(2) приходят к выводу о коренном отличии метода изображения душевной жизни героя, используемого М. Прустом, от «потока сознания». Описания душевных состояний героев у Пруста имеют четкий, логичный, выверенный вид, что нехарактерно для классического «потока сознания», представленного, например, в романе Дж. Джойса «Улисс». Новое понимание времени у Пруста приводит, по мнению Д. Фрэнка, автора работы «Пространственная форма в современной литературе"(18), к коренному изменению формы романа. Возникновение релятивности в описании реальности, связанное с развитием представлений о времени, сближает, по мнению Дж.Д. Эриксона, позиции М. Пруста и ученых-физиков. Этому посвящена работа исследователя «Пруст и Эйнштейн"(19). Среди других серьезных проблем формы романа, задержавших внимание исследователей, — важная роль метафоры в романе «В поисках утраченного времени». О значительном месте метафоры в произведении Пруста размышляет Б. В. Конрой в статье «Бальбекский отель как церковь и театр"(20).
Внимание исследователей привлекла связь романа Пруста не только с развитием философии и науки начала XX века, но и с изменениями в сфере искусств. В этом ракурсе рассматривает «Поиски утраченного времени» В. Д. Днепров. В главе «О романе"(21) своей книги «С единой точки зрения» исследователь анализирует роль описаний музыки и живописи в тексте Пруста. Проблема впечатления и впечатлительности называется В. Д. Днепровым центральной для понимания романа. В книге В. И. Божовича «Традиции и взаимовлияние искусств. Франция, конец XIX — начало XX века"(9) прослежена полемика М. Пруста с принципами отражения действительности, характерными для новых и, по мнению писателя, неспособных передать духа реальности видов искусства — кинематографа и фотографии. Отдельным аспектам связи произведений Пруста с мировым искусством посвящены такие исследования, как работа Дж.Ф. Джонсона «Пруст и Джотто"(22), статьи К. Ламонта «Драматический ритуал в «Поисках утраченного времени"(23) и Ф. Колба «Рождение Эльстира и Вентейля"(24). Концепция творчества, сформулированная героем романа Пруста, является главной темой исследования Б. Бакнелл в книге «Религия искусства у Пруста"(25). и.
Не менее важным, чем формальный аспект анализа романа Пруста, на наш взгляд, является исследование идейной основы произведения. И хотя каждый из перечисленных авторов так или иначе касался морально-нравственной и философской базы романа, однако одним из наиболее глубоких погружений в эту сферу является работа М. Мамардашвили «Лекции о Прусте (психологическая топология пути)"(26). Исследователь видит в романе М. Пруста воплощение одного из вариантов философии спасения, описание того пути, на который должен встать человек, чтобы сделать из себя человека в полном смысле этого слова. С позиций религиозной этики оценивает роман «В поисках утраченного времени» Ф. Мориак в работе «В направлении Пруста"(27). С точки зрения этических проблем рассматривает произведение Пруста и Ж. Батай, посвятившей этому одну из глав монографии «Литература и Зло» (28).
Творчество Ж.-П. Сартра, как и творчество Пруста, безусловно, вызывает большой интерес отечественных и зарубежных исследователей литературы и философии. Однако приходится констатировать тот факт, что в нашей стране в настоящее время гораздо более подробно изучено философское наследие Сартра. Существует несколько фундаментальных монографий, посвященных Сартру — философу, среди них книги В. Н. Кузнецова «Жан-Поль Сартр и экзистенциализм» (1969), М. А. Кисселя «Философская эволюция Ж.-П. Сартра» (1976), Л. И. Филиппова «Философский антропологизм Ж.-П. Сартра» (1977), K.M. Долгова «Эстетика Ж.-П. Сартра» (1990). Существует также ряд работ философского характера, посвященных экзистенциализму в целом, где творчество Сартра анализируется в контексте творчества других философов. Крупным вкладом в изучение экзистенциализма стал выход сборника «Современный экзистенциализм. Критические очерки» (1966). Аналогично построены исследования Г. М. Тавризян «Проблема человека во французском экзистенциализме: Критический анализ» (1977), Э. Ю. Соловьева «Экзистенциализм (историко-критический очерк)» (1991).
В области литературоведческих изысканий до последнего времени складывалась иная ситуация. Литературному творчеству Ж.-П. Сартра посвящались лишь отдельные главы в работах общего характера. Среди таких исследований книга Е. М. Евниной «Современный французский роман. 1940 -1960» (1962), работа С. И. Великовского «В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции» (1979), монография Л. Зониной «Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60−70 гг.)» (1984). Значительным шагом вперед в этом направлении стало исследование Л. Г. Андреева «Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век"(29), вышедшее в свет в 1994 г., а также работа Н. И Полторацкой «Меланхолия мандаринов. Экзистенциальная критика в контексте французской культуры"(30), опубликованная в 2000 г. К безусловным достижениям отечественного литературоведения можно отнести глубокое рассмотрение таких связанных с творчеством Сартра тем, как особенности формы произведений писателя, эволюция воззрения названного автора, идейная основа и художественные особенности отдельных, наиболее ярких произведений Сартра.
По вопросу о форме главных произведений Сартра основополагающие выводы были сделаны уже Е. М. Евниной. Главная особенность Сартрароманиста, по мнению исследовательницы, заключена в его сосредоточенности «на внутреннем мире человека, на процессах его субъективного мышления, на. самоанализе главных героев. «(4.72) К аналогичным выводам приходят и Л. Г. Андреев, и С. И. Великовский.
Эволюция взглядов Ж.-П.Сартра получила подробное описание в работах Е. М. Евниной и Л. Г. Андреева. В этих исследованиях путь Сартра предстает как движение с едиными тенденциями к поиску достойного приложения творческих усилий, места в реальности: от первых произведений к феноменологическим изысканиям 30−40-х годов и дальше к формулировке идей ответственности, вовлеченности в жизнь всего мира после второй мировой войны. Н. И. Полторацкая также стремится проанализировать изменения взглядов писателя, но в связи со всеми тенденциями современной ему литературы, критики, философии. Особый предмет исследования литературоведа — связь творчества Сартра с исканиями новых поколений литераторов и философов.
Среди произведений Сартра, вызвавших наибольший интерес литературоведов, его роман «Тошнота» и пьеса «Мухи». Творчество более позднего периода получило меньшее освещение. Среди работ, уделяющих внимание прежде всего двум названным произведениям, книга С. И. Великовского «В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции"(31). В исследовании Л. Зониной «Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60−70 гг.)"(32) проведен анализ автобиографической книги «Слова».
В зарубежном литературоведении сопоставима по значимости с монографией Л. Андреева книга А. Коэн-Солей «Ж.-П. Сартр. Жизнь"(33), где максимально полно описан творческий путь французского писателя и философа. Анализу отдельных произведений названного автора посвящены исследования Г. Рэларда „Тошнота“ Ж.-П. Сартра», Э. Морот-Сира «Слова» Ж.-П. Сартра" и К. Лонеи «Дьявол и Господь Бог». Критический анализ".
К сопоставлению творчества М. Пруста и Ж.-П. Сартра и у нас в стране, и за рубежом обращались немногие исследователи. В монографии Л. Г. Андреева «Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век"(3) описывается полемика, которую вел Сартр с идеями М. Пруста в первый период своего творчества. Аналогичные наблюдения присутствуют и в статье М. Зераффа «Знак, образ, вымысел"(34).
Научная новизна работы заключается в том, что данное исследование является первым опытом компаративистского анализа творчества М. Пруста и Ж.-П. Сартра. В работе впервые «повествования о личности» — «В поисках утраченного времени», «Тошнота» и автобиографическая книга «Слова» -сопоставляются в трех ракурсах: с точки зрения проблемы времени, проблемы взаимодействия сознания и мира, проблемы «другого». Подробного сравнения названных «повествований о личности» М. Пруста и Ж.-П. Сартра с такими произведениями, как трактат Стендаля «О любви», «Книга снобов, написанная одним из них» У. Теккерея, «Мемуары» Сен-Симона, «Госпожа Бовари» Г. Флобера, с творчеством Ж. Санд, философов и писателей экзистенциалистов также ранее не проводилось.
Целями данной работы являются: многофакторный сравнительный анализ трех «повествований о личности», включающий в себя сопоставление специфики психологизма произведений, их жанровой природы, метода, идейно-философской базы, художественных особенностейпоиск основополагающих для компаративистского анализа названных произведений проблем и их глубокое изучениесравнение с привлечением произведений мировой литературы, обращавшихся к сходным проблемам.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении дается обоснование темы, делается обзор литературы, определяется научная новизна работы, ее цели и описывается структура диссертации. В первой главе «Проблема времени в романах «В поисках утраченного времени», «Тошнота» и в автобиографической книге «Слова» выявляется значимость времени и его осмысления в развитии личности героев названных произведений. Здесь также представлены характеристики исторических и литературных эпох, в которые создавались произведения, взятые для исследования. Глава состоит из трех параграфов. В первом из них проведен анализ проблемы на материале романа М. Пруста, во втором — на базе произведений Ж.-П. Сартра, в третьей части нами проделано сопоставление концепций двух авторов. Тройственное деление сохраняется во всех трех главах работы. Проблема, заявленная в названии главы, анализируется вначале применительно к М. Прусту, затем — к Ж.-П. Сартру. Далее следует сравнение позиций двух писателей. Во второй главе «Проблема взаимоотношений сознания и мира в «повествованиях о личности», принадлежащих М. Прусту и Ж.-П. Сартру» на материале трех произведений определяется важность для самоопределения личности ее взаимоотношений с реальностью в целом.
1. Proust M. Du cote de chez Swann.-Paris: Le Livre de Poche Classique, 1992.
2. Proust M. A l’ombre des jeunes filles en fleu.irs.-Paris: Le Livre de Poche Classique, 1993.
3. Proust M. Le cote de Guermantes.- Paris: Le Livre de Poche, 1992.
4. Proust M. Sodome et Gomorrhe 1 et 2.-Paris: Le Livre de Poche, 1993.
5. Proust M. La Prissonniere.-Paris: Le Livre de Poche, 1993.
6. Proust M. La Fugitive: Cahiers d’Albertine disparue.-Paris: Le Livre de Poche, 1993.
7. Proust M. Le Temps Retrouve.-Paris: Editions de la Nouvelle revue Francaise, 1927.
8. Sartre J.-P. La nausee. Paris: Gallimard, 1995.
9. Sartre J.-P. Le Mots. Paris: Gallimard, 1964.
10. Пруст M. По направлению к Свану. M.: Республика, 1992.
11. Пруст M. Под сенью девушек в цвету. М.: Республика, 1992.
12. Пруст М. У Германтов. М.: Республика, 1993.
13. Пруст М. Содом и Гоморра. М.: Республика, 1993.
14. Пруст М. Пленница. М.: Республика, 1993.
15. Пруст М. Беглянка. М.: Крус, 1992.
16. Пруст М. Обретенное время. М.: «Наталис», 1999.
17. Сартр Ж.-П. Тошнота//Тошнота: Избр. произв. М.: Республика, 1994.
18. Сартр Ж.-П. Слова //Тошнота: Избр. произв. М.: — Цит. изд.И. Иные произведения, привлекаемые к анализу.
19. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Изд-во Академии наук СССР,.
20. Августин А. Исповедь. М.: Республика, 1992.
21. Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.
22. Бернанос Ж. Дневник сельского священника. М.: Худож. лит., 1993.
23. Бернанос Ж. Сохранять достоинство. М.: Прогресс, 1988.
24. Гофман Э.Т. А. Золотой горшок// Гофман Э.Т. А. Собрание сочинений в 6 т. Т.1. М.: Худож. лит., 1991. Рембо А. Стихи. М.: «Наука», 1982.
25. Сартр Ж.-П. Герострат// Тошнота: Избр. произв. Цит. изд.
26. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверьми// Грязными руками: Пьесы. -М.:АСТ, 1999.
27. Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. Спб: Алетейя, 1998.
28. Сартр Ж.-П. Комната// Тошнота: Избр. произв. Цит. изд.
29. Сен-Симон. Мемуары: Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и регенстве: Кн. 1. М.: Прогресс, 1991.
30. Стендаль. О любви // О любви. Новеллы. М.: Правда, 1989.
31. Теккерей У. Книга снобов, написанная одним из них // Собрание сочинений в 12 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1975.
32. Уайльд О. Предисловие к «Портрету Дориану Грея"// Избранное. М.: Просвещение, 1992.
33. Флобер Г. Госпожа Бовари. М.: Худож. лит., 1990.
34. Флобер Г. Воспитание чувств. М.: Худож. лит., 1989.
35. I. Работы по теории литературы.
36. Сое R.N. When The Grass Was Taller. Autobiography and the experience of Childhood. New Haven and London: Yale University Press, 1970.-340c.
37. Posnett, H.M. Comparative literature. London: 1886.-446p.
38. Spengeman W.S. The forms of autobiography: Episodes in the history of literary genre. -London: Yale U.P., 1980. 254 p.
39. Бахтин M.M. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. Киев: NEXT, 1994.-384с.
40. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-320с.
41. Бахтин М. М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.-С. 26−90.
42. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. Цит. изд. -С. 121−291.
43. Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. Цит. изд. — С. 392−428.
44. Валери П. Об искусстве: Сб-к. М.: Искусство, 1993.-507с.
45. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979.-224с.
46. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971.-464с.
47. Гинзбург Л. Я.
Литература
в поисках реальности. Л.: Сов. писатель, 1987.-397с.
48. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М.: Прогресс, 1977.-229с.
49. Днепров В. О романе // Днепров В. С единой точки зрения. Л.: Сов. писатель, 1989.-С. 214−326.49.