Лекция 3. Человек в современной речевой ситуации
Определение КР как единства нормативного, коммуникативного и этического аспектов недостаточно. Сам по себе язык во всей совокупности своих норм и правил ничего не выражает. В языке, речи резонирует вся культура, все разнообразные формы ее существования. Поэтому недостаточно просто овладеть нормами и правилами речевого поведения. Формы языка человек наполняет личностным содержанием, своей духовной… Читать ещё >
Лекция 3. Человек в современной речевой ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
.Язык как выразитель духовной культуры человека
Определение КР как единства нормативного, коммуникативного и этического аспектов недостаточно. Сам по себе язык во всей совокупности своих норм и правил ничего не выражает. В языке, речи резонирует вся культура, все разнообразные формы ее существования. Поэтому недостаточно просто овладеть нормами и правилами речевого поведения. Формы языка человек наполняет личностным содержанием, своей духовной культурой.
Усиление хаотических процессов в современном языке
В современной культуре чрезвычайно усилились хаотические процессы, наметились тенденции разрыва устойчивых связей. Детонатором этого «взрыва», в первую очередь, стала так называемая перестройка, призванная произвести своеобразную революцию в социальной сфере.
Одним из проявлений хаотических тенденций в языке стало интенсивное вторжение стихии общенационального языка.
В первую очередь пострадали «бастионы» коммуникативных аспектов языка: а) ситуации общения стали чрезвычайно разнообразны.
- б) возросла диалогичность общения
- в) расширилась сфера спонтанного общения.
- г) активизировались поиски новых средств выражения, новых форм образности.
Эти коммуникативные процессы сопровождаются размыванием этических норм языка.
Естественно, что лингвистические параметры языка тоже вынуждены реагировать на эту меняющуюся ситуацию: в ЛЯ хлынули жаргонизмы, блатная «феня», просторечие, заимствования. Они сформировали многочисленные варианты норм.
Современный человек вынужден существовать во всех этих речевых пластах, владея сразу несколькими языковыми нормами (на некоем условном пересечении самых разных слоев культуры, пронизанных языком). В этой связи уместно говорить о языковой культуре личности современного человека, владеющего вариантами нормы, чутко ощущающего речевую ситуацию, часто небрегающего этическими нормами языка. Существование на пересечении множества границ культуры и языка формирует у современного человека ощущение языка как некоего «единства в многообразии».