Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная политика государства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расслоение российского общества по социокультурным и экономическим причинам препятствует укреплению государственности. Основные сегменты общества расходятся все дальше по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилю жизни, образцам и нормам поведения и т. п. Поэтому социальная консолидация является необходимым условием укрепления демократических институтов и последовательного развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
    • 1. 1. Доходы населения как показатель эффективности социальной политики государства
    • 1. 2. Роль социальной политики государства в воспроизводстве человеческого ресурса
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ЛИКВИДАЦИИ УГРОЗ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
    • 2. 1. Устойчивое развитие и угрозы экономической деятельности государства: взаимосвязь и взаимозависимость
    • 2. 2. Показатели и критерии устойчивости развития экономики
    • 2. 3. Принципы разработки стратегии устойчивого развития экономики и механизма ее реализации
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
    • 3. 1. Принципы формирования модели социальной политики в аспекте сокращения угроз устойчивому экономическому развитию России
    • 3. 2. Изменение модели социальной политики и основные направления формирования стратегии устойчивого развития России

Социальная политика государства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эволюция общественных отношений обусловливает преобладающее значение социальных факторов в странах с рыночной экономикой. Демократизация общества и стремление к общему экономическому благосостоянию усиливают данную тенденцию. В свою очередь социальные потребности связаны с закономерностями развития экономической системы. Одновременно с этим они являются основополагающими при формировании концепции национальной стратегии развития, прямо влияют на изменение структуры общественных потребностей, приоритетных ценностей и видов экономической деятельности.

Обеспечение достойного уровня жизни и экономического процветания граждан — цель любого современного государства.

Особый интерес представляют изучение и анализ взаимодействия, а также взаимного влияния социальной политики и обеспечения экономической устойчивости страны. Это неоспоримо подтверждает тот факт, что основные макрои микроэкономические показатели являются совместными характеристиками уровней социального и экономического развития общества.

Трансформация и социализация современной экономики приводят к углублению взаимодействия социальных индикаторов и их влияния как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую устойчивость государства. Пренебрежение обозначенными закономерностями при осуществлении политики устойчивого развития может привести к безнадежному провалу проводимых реформ. Поэтому стратегия государственного развития, направленная на ускорение общественного прогресса, должна формировать новые принципы, призванные не только обеспечивать население минимальными социальными гарантиями, но и способствовать повышению его социального благополучия. Особое внимание при реализации эффективной национальной политики, таким образом, должно уделяться улучшению качества человеческих ресурсов.

Россия должна сформировать социальную политику, позволяющую избежать негативных явлений в обществе и способствующую духовному развитию нации. Причем ее мерой служат степень обогащения материальной и духовной жизни людей, повышение ее качества.

Большое влияние на состояние и проведение соответствующей социальной политики в нашей стране оказывает сложившаяся стратификация общества. В настоящее время социальные реформы не поддерживаются широкими слоями населения. Это доказывает необходимость изменения как приоритетов социальной политики, так и способов ее выработки, поскольку человек, его творческие качества выдвигаются в разряд ключевых факторов всех концепций и моделей развития.

Поэтому так актуально совершенствование теоретических представлений о характере и условиях протекания социальных процессов в стране. Оно должно послужить основой формирования эффективных механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих ее устойчивое развитие.

Степень разработанности проблемы. Вопросы разработки эффективной социальной политики и обеспечения надежной социальной защиты граждан пытаются решать со времени возникновения первых государств. Однако на протяжении веков политикам и экономистам не удалось прийти к единому мнению о характере, источниках и уровне социальной защиты всех членов общества. Данной проблематике посвящены труды многих известных ученых прошлого и современности, таких как Дж. Кейнс, К. Маркс, В. Петги, А. Смит, Л. Эрхард, Л. Абалкин, В. Игнатов, Г. Мильнер, О. Шахназаров, С. Фишер, С.Ясин.

Задача социальной политики государства — достижение в обществе социальной справедливости, являющейся одной из основных потребностей личности. Изучению данного вопроса посвящены работы Р. Дорнбуша, Н. Римашевской, А. Ри-машевского, С. Шаталова, Р.Шмалензи.

В процессе трансформации рыночных отношений и оценок роли личности в государстве появляется множество научных разработок, определяющих значение, место, уровень развития человеческого ресурса. Данные проблемы освещены в исследованиях Р. Дорнбуша, Ю. Иванова, Р. Нуреева, В. Радаева, А. Саградова, С. Фишера, Ф. Шмалензи, Т. Шульца и др.

Наряду с вышеописанным актуально изучение проблем обеспечения устойчивости экономического развития государства, выявлению структуры и критериев которой посвятили свои работы Е. Гежа, Э. Гирусова, В. Лось, А. Урсул и др.

Современные подходы к обеспечению устойчивого экономического развития государства представлены также в исследованиях В. Алешина, С. Be дута, Ю. Волкова, С. Глазьева, А. Жандарова, В. Иванченко, Т. Игнатовой, А. Илларионова, В. Лукашина, С. Лыкшина, В. Медведева, В. Некрасова, А. Орлова, В. Райгородского, К. Самсонова, В. Сенчагова, Р. Хасбулатова и др.

Анализ имеющейся литературы показывает, что в большей части работ рассматриваются организационные, технические и правовые аспекты обеспечения устойчивого экономического развития и социальной политики государства, в то время как проблемы их взаимозависимости и взаимного влияния, концептуально важные для определения национальной стратегии устойчивого развития, недостаточно изучены. В этих условиях важное значение приобретают многоаспектный системно-функциональный анализ взаимообусловленности социальной политики и экономической устойчивости и использование его результатов в стратегических разработках устойчивого развития государства и регионов.

Целью диссертационной работы является исследование тенденций системного становления социально ориентированной рыночной экономики с позиций социальной политики государства, направленной на минимизацию как социальных, так и экономических рисков, и обеспечения устойчивости экономического развития.

Исходя из этого, поставлены следующие задачи исследования:

• охарактеризовать социальную структуру общества и определить направления развития социальной защиты населения с целью сокращения угроз национальной системе устойчивого развития;

• исследовать взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и устойчивого экономического развития;

• классифицировать основные показатели и критерии угроз устойчивости развития экономики, на основании этого сформулировать принципы формирования стратегии устойчивого экономического развития и предложить механизм ее реализации;

• обосновать необходимость изменения модели социальной политики в современных условиях;

• определить основные направления формирования социальных основ стратегии устойчивого развития России.

Объект исследования — социальная политика и ее место в стратегии обеспечения устойчивого развития, а также проблемы укрепления экономической устойчивости посредством совершенствования социальной политики, направленной на повышение благосостояния всех страт населения России.

Предмет исследования — социальные факторы и социальные последствия экономического развития при формировании стратегии устойчивого развития России.

Теоретической базой послужили труды российских и зарубежных представителей классической, марксистской и неоклассической экономической науки по проблемам социально-экономической политики, обеспечения устойчивого экономического развития государства и их взаимовлияния, а также монографические и диссертационные работы, материалы научных конференций и другие источники по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме диссертации.

Методология исследования базируется на принципах диалектической объективности, единства и различия, содержания и формы, позитивного и нормативного подходов, а также индуктивного и дедуктивного методов исследования. В работе использованы концептуальные положения, обеспечивающие возможность применения системного подхода к разработке проблемы в единстве его субъектно-объектного и функционально-структурного аспектов, а также методы историко-генетического, логического, экономико-математического анализа, элементы моделирования и прогнозирования.

Эмпирическая база представлена документами законодательных органов власти, директивными указаниями Президента и Правительства РФ, официальными данными Госкомстата РФ, Министерства труда и социального развития РФ, ведомственными нормативными актами, фактическим материалом, опубликованным в зарубежной и отечественной научной литературе и периодической печати.

Рабочая гипотеза исследования состоит в признании определяющей роли социальной политики и необходимости изменения ее парадигмы среди факторов обеспечения устойчивости развития страны и их взаимодействия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Любая социально-экономическая система может быть признана устойчивой, если возникающие в ее рамках противоречия в процессе их разрешения не выводят систему за пределы приемлемого риска, то есть уравновешиваются позитивными действиями Экономические факторы наряду с приоритетами проводимой государством социальной и экономической политики влияют на уровень жизни людей, обусловленный экономическими возможностями. Это подтверждается опытом развитых стран, давно осознавших, что высокий уровень жизни, производительность труда и деловая активность населения взаимозависимы. Поэтому следует, используя стратификационный подход, выявить статусные группы и определить направления социального регулирования и разрешения противоречий между ними для формирования социальной политики, обеспечивающей стабильность экономического развития страны, ведь ни одна стратегическая установка в этой сфере не может быть реализована без учета интересов основных страт общества.

2. Сущность устойчивого экономического развития заключается в способности экономики обеспечивать качество жизни как настоящих, так и будущих поколений, социально-экономическую стабильность общества, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальном расходовании всех видов ресурсов и бережном использовании природных факторов. Поэтому задачи российской стратегии устойчивого экономического развития заключаются в создании механизмов устранения или снижения рисков внутренних и внешних угроз.

3. Социальная сфера является неотъемлемой частью как системы обеспечения устойчивости экономического развития, так и устойчивого развития, поскольку имеет универсальное значение. Она многогранна, обладает сложной структурой, и практически большая часть детерминирующих ее показателей используется для характеристики других явлений в жизни общества (политической, экономической, научной, промышленной и других сфер). Социальная и экономическая политика нацелена на решение одной основной задачи — улучшение благосостояния и стабильное развитие граждан и государства в целом. Проблема активности социальной политики и ее взаимодействия с экономической имеет и более глубокое содержание. Речь идет о системе ценностей, нормах морали, которые также формируют не только текущее состояние, но и перспективы развития общества и, будучи результатом опыта социально-экономических преобразований, влияют на изменение политики правительства в сторону системности и взаимосвязи экономических и социальных мер.

4. При выработке стратегии устойчивого социально-экономического развития России, а также при реализации научно-технической, промышленной, инвестиционной, бюджетной и других видов экономической политики необходимо уделять приоритетное внимание образованию и здравоохранению, экологизации и улучшению условий труда, жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Только в этом случае социальный фактор, а следовательно, и человеческий потенциал станут по-настоящему главной движущей силой экономических преобразований и интенсивного развития производства.

5. Расслоение российского общества по социокультурным и экономическим причинам препятствует укреплению государственности. Основные сегменты общества расходятся все дальше по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилю жизни, образцам и нормам поведения и т. п. Поэтому социальная консолидация является необходимым условием укрепления демократических институтов и последовательного развития гражданского общества. Обеспечение благополучия и достойной жизни граждан не может быть делом только власти, тем более лишь одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласованных действий федерального центра, регионов (субъектов Федерации) и бизнеса. Создание правового и организационного механизмов, обеспечивающих такое согласование, — основа стратегии устойчивого развития государства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе взаимного влияния и механизмов взаимодействия социальной политики и устойчивого экономического развития государства при переходе к социально ориентированному рыночному типу экономики в России.

Реальное приращение научных знаний проявилось в следующем:

• уточнено определение социальной политики государства как деятельности, направленной на развитие социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп. Представлена примерная схема социальной структуры современного общества с градацией по уровням социального регулирования для различных страт общества, а также систематизирован материал о целях, задачах, функциях, направлениях и проблемах современной социальной политики на базе анализа моделей социальной деятельности ряда развитых стран и отечественного опыта;

• рассмотрен генезис социальной политики и устойчивости экономики как элементов экономической политики и устойчивого развития государства и представлены предложения по формированию его стратегии в контексте повышения эффективности социальной политики и обеспечения экономического роста;

• исследовано влияние сферы распределения на рост благосостояния населения и на основе этого выявлены приоритетные направления распределения инвестиций государства для обеспечения устойчивости национального развития;

• сделан вывод о необходимости инвестирования социальной сферы и социально-экономического реформирования, нацеленного на повышение уровня развития человеческого потенциала России, и выбора инновационного пути развития государства как единственно приемлемого для нашей страны условия подъема и выхода из создавшейся кризисной ситуации в социально-экономической сфере, что будет способствовать повышению устойчивости развития;

• предложено осуществить переход от действующей модели социальной политики к новой, в основу которой положены принципы: социального страхования, заявительный (при оказании социальной поддержки) и муниципализации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее теоретические положения и выводы могут быть полезны для дальнейшего комплексного исследования социальной политики и проблем устойчивого экономического развития государства как самостоятельно, так и во взаимодействии, а результаты — представительным и исполнительным органам разных уровней власти при выработке и реализации стратегии социально-экономического развития. Они могут найти применение в процессе последующего изучения вопросов макроэкономического регулирования российской экономики, обосновании ее дальнейшего совершенствования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении ряда спецкурсов по соответствующей проблематике, при подготовке методических пособий и рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором на международных и научно-теоретических конференциях и семинарах в вузах г. Ростова-на-Дону, Аппарате полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, Администрации Ростовской области.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 работах общим объемом 7,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 215 наименований и 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Устойчивость социального развития органически включена в систему обеспечения устойчивости национального развития. Концепция устойчивости социально-экономического развития должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая главный элемент — рост эффективности экономики как гарант социальной стабильности.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения общественного продукта в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого региона. На первый план при этом выдвигаются такие задачи, как устранение деформаций в структуре российской экономики, преодоление прогрессирующего сокращения производства продукции высокой степени переработки, поддержка отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечение занятости населения.

Важно помнить, что устойчивость развития ни в коем случае не должна быть предметом экономии. Напротив, устойчивость развития — это тот товар, который пользуется повышенным спросом во времена кризисов. Социальная же сфера играет ключевую роль в системе не только экономической, но и во всей структуре национальной устойчивости, поэтому в предложенной на обсуждение стратегии национального развития предусматривается переход к «субсидиарному» государству с утверждением нового социального договора в обществе, приватизацией многих социальных функций.

В процессе данного исследования раскрыто взаимодействие и взаимовлияние социальной политики и устойчивости экономического развития России при переходе к рыночным отношениям и их место в структуре национальной безопасности. Социальные индикаторы указывают на сложившиеся тенденции развития социальных процессов с точки зрения реализации принципа справедливости распределения благ. Поскольку многие показатели, характеризующие социальное и экономическое развитие общества, совпадают (ВВП, НД, уровень безработицы населения и т. д.), актуальность проведенного исследования состоит в показе того, что, влияя на улучшение социальных показателей, можно стабилизировать и укреплять состояние устойчивости и экономического, и национального развития государства.

В конце XX в. в развитых передовых странах усилилось влияние социальных факторов, так как их воздействие на различные сферы экономики приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности, социальных и моральных ценностей. Эти процессы характеризуют трансформацию современной экономики в социально ориентированную, центром функционирования которой становится человек, а главной целью — благосостояние общества.

Но Россия — уникальная страна, поэтому для нее не всегда приемлемы те или иные подходы, распространенные в других странах, а также неприменимы их методы и приемы регулирования и поддержки социально-экономических процессов. Свою модель социально-экономического и политического развития, способную обеспечить гражданам достойное существование, ей еще предстоит создать с учетом следующих факторов: 1) увеличения роли человеческого ресурса- 2) демографических факторов- 3) дифференциации доходов между различными слоями населения.

Большое влияние на состояние и проведение социальной политики в России оказывает происходящая стратификация общества. Следовательно, социальная политика, в частности социальная защита, должна строиться на основе дифференцированного подхода к различным стратам населения. Поддержание равновесия и диалога между ними всегда было важнейшей функцией государства в России. Опыт последних лет показывает, что и сегодня формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки целей и действий власти. Социальная консолидация, рассматриваемая как фактор укрепления государственности, означает решение ряда взаимосвязанных задач: 1) налаживания механизма партнерства между основными социальными стратами- 2) формирования на основе такого партнерства нормативных рамок поведения страт и механизмов ответственности за нарушение норм- 3) расширения базы социальной поддержки власти на основе ее реальной ответственности за достижение социально значимых целей (рост уровня жизни, безопасность).

Однако при отсутствии социально устойчивого среднего класса воссоединение расколотого общества возможно только при опосредующей роли самого государства. Для социальной консолидации и укрепления государственности, по мнению ученых102, необходимы следующие условия: 1) выбор такой стратегической цели развития страны, которая обладает консолидирующим потенциалом и способна объединить усилия различных страт общества- 2) формирование механизма, на котором, в частности, должны базироваться институты легитимности государства и собственности- 3) создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.

Однако обеспечение благополучия и достойной жизни граждан не может быть делом только власти, тем более лишь одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласованных действий Федерального центра, регионов (субъектов Федерации) и бизнеса. Создание правового и организационного механизма, обеспечивающего такое согласование, — основа стратегии развития государства.

Предпринятое в настоящей диссертации исследование позволило прийти к следующим основным выводам и результатам.

Предложен комплекс мер для предотвращения таких угроз устойчивости развития, как структурная деформированность экономики, падение производства и, как следствие, сокращение размеров ВВП, ухудшение состояния научно-технического потенциала, усиление дифференциации доходов населения, снижение их общего уровня, безработица, криминализация экономики и т. д. Реализация приведенных мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна сопровождаться активной структурной и социальной политикой, носящей инновационный характер, усилением деятельности государства в инвестиционной,.

102 Становление новой экономической системы. — С.6- Общий ход реформы. Стратегия развития государства. — С.З. финансовой, кредитно-денежной сферах. При определении конкретных инструментов и механизмов обеспечения экономической безопасности учтено, что для их реализации необходимы укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также создание четкой системы внедрения решений по вопросам экономической политики в практику.

Целью институциональных реформ на предстоящем этапе призвано стать создание условий для максимально возможной интеграции и кооперации в экономике и социальной сфере. Только на этой основе можно добиться усиления согласованности и координации стратегий различных экономических субъектов.

Реальности нынешнего этапа и среднесрочной перспективы таковы, что государство должно существенно усилить свою ответственность и повысить эффективность воздействия в таких традиционных областях общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социального комплекса, фундаментальной науки и образования.

Общие задачи социальной политики можно сформулировать следующим образом: улучшение условий труда и жизни людейформирование новой социально-классовой структуры, соответствующей рыночным отношениямосуществление принципов социальной справедливости и защищенности всех страт населениягармонизация межнациональных, межэтнических отношенийнормализация экологической обстановки в стране. В связи с этим предложено осуществить переход от действующей модели социальной политики к новой, в основу которой положены принципы социального страхования, заявительный при оказании социальной поддержки, муниципализации.

Как видим, обладающей мощным ресурсным потенциалом России теперь нужно разработать и реализовать эффективную социальную политику, направленную на рост благосостояния своих граждан, стимулирующую развитие экономической активности и научно-технического прогресса. При осуществлении такой политики уровень экономического развития государства возрастет, что в свою очередь повлияет на укрепление стабильности, обеспечение устойчивости экономического и национального развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. — М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. — № 52-ФЗ от 30.11.94- 4.2. — № 15-ФЗ от 26.01.96 (с изменениями и дополнениями от 22.02.96, 12.08.96, 24.10.97, 08.06.99).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.1. — № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.03.99, 09.07.99).
  4. Концепция национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ № 1300 от 17.12.97 г. // Рос. газ. 1997. — 26 дек.
  5. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ № 440 от 01.04.96.
  6. Концепция проекта федеральной целевой программы социально-экономического развития «Юг России» до 2006 г.
  7. Концепция экономической безопасности России: Основные положения. М., 1994.
  8. Постановление Правительства РФ «О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции» № 268 от 01.04.93.
  9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ о политике экономической и финансовой стабилизации» № 851 от 20.07.98.
  10. Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» № 608 от 29.04.96 // Рос. газ. 1996. — 14 мая.
  11. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» № 1485 от 30.11.93.
  12. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» № 491 от 04.04.96.
  13. Федеральный Закон «О безопасности» № 2446−1 от 05.03.92 // Рос. газ. 1992. — 6 мая.
  14. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.95.
  15. Федеральный Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13.10.95 г. (в ред. № 96-ФЗ от 08.07.97 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. — № 28. — Ст.3305.
  16. Федеральный Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 01.04.98 // Рос. газ. 1998. — 22 апр.
  17. Федеральный Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90.
  18. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. 1994. -№ 12.21 .Абалкин JI. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте // Экономист. 1998. — № 9.
  19. Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопр. статистики. 2001. — № 2.
  20. В.А. Экономическая система обеспечения безопасности предпринимательства в регионе: Дис.. д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 1999.
  21. В. Экономический потенциал России // Вопр. экономики. 1997. -№ 3.
  22. С., Широбокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист. 2001. — № 1.
  23. К. Выбор стратегии развития народного хозяйства // Экономист. -2001,-№ 2.
  24. Л. Групповой портрет в интерьере реформы // Деловой мир. 1996. -Март.
  25. Ю.Г., Панченко Е. М. Современные проблемы безопасности. Ростов н/Д, 1999.
  26. В., Матросова С. Приоритеты развития экономики и его условия // Экономист. 1999. — № 9.
  27. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. — № 3.
  28. Бизнес и безопасность: Толковый терминологический словарь. М., 1995.
  29. Г. В. Экономические проблемы инновационного процесса в условиях рыночной экономики. М., 1995.
  30. М. Глубокие кризисы и реформа // Вопр. экономики. 1997. — № 2.
  31. М.К., Семенов В. А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учеб. пособие. М., 1996.
  32. Ф.Э. Типы социальной политики: концепции, практика // Общество и экономика. 1997. — № 1−2.
  33. П. Социология политики / Пер. с фр. М., 1993.
  34. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. М.- Ростов н/Д, 2000.
  35. Е.М., Виленский А. В. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 1996. — № 4.
  36. В. Макроэкономический фон активной социальной политики // Человек и труд. 1995. — № 9.
  37. М.А., Клюев А. В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии, гарантии. СПб., 1999.
  38. П.П. Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2000.
  39. Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации. М., 1997.
  40. А.В. Стратегическое управление корпоративными инновациями. -СПб., 1998.
  41. А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопр. экономики. 1998. — № 2.
  42. Ю.Г., Райгородский B.JI. Концептуальные подходы к теории экономической безопасности. -М., 1996.
  43. Ю. Государственный финансовый контроль в социальной сфере // Экономист. 2001. — № 1.
  44. Ю. Страховые пенсионные кассы в дореволюционной России // Пенсионные фонды. 1999. — № 2, 3.
  45. . Социальная сторона проблем российской экономики // Грани. 1994. -№ 173, 174.
  46. Е.Т. Построить Россию: Три статьи. -М., 1994.
  47. Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику // Вопр. экономики. 1998. — № 4.
  48. В.М., Гребенников П. И., Леусский A.M., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник. СПб., 1994.
  49. Л.Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. -М., 1998.
  50. Г ежа Е. Г. Тенденции исследования человеческого капитала и устойчивого развития // Экономические институциональные исследования. Ростов н/Д, 2002.-Вып.3.
  51. Е.Г. Теория устойчивого развития как составляющая макроэкономического анализа // Современные аспекты экономики. 2002. — № 9.
  52. Э.В. Основы социальной экологии. М., 1988.
  53. С. В очередной раз на те же грабли? (К оценке «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок») // Рос. экон. журн. 2000. — № 5−6.
  54. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // Рос. экон. журн. — 1997. — № 1.
  55. Ф. и др. В погоне за призраками. Результативность инновационной деятельности промышленных предприятий // Деловой мир. 1995. — № 11.
  56. А. Социальное страхование: концептуальные вопросы задействования накопительно-инвестиционных форм // Рос. экон. журн. 2000. — № 9.61 .Делягин М. Очередной год упущенных возможностей // Рос. экон. журнал. -1999.-№ 11−12.
  57. М. Финансовое положение отраслей в условиях платежного кризиса // Рынок ценных бумаг. 1998. — № 15.
  58. Н. Социальная политика: цели, принципы, механизмы реализации // Экономист. 1995. -№ 11.
  59. И.Е. Социальная составляющая развития переходной экономики // Общество и экономика. 1987. -№ 1−2.
  60. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопр. экономики. 1999. — № 2.
  61. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год / Под общ. ред. проф. Ю. Е. Федорова. М., 1999.
  62. Э. Дж., Линдсей Д. Э. Макроэкономика. СПб., 1994.
  63. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. -2001 № 2.
  64. П.Ф. Новые реальности в правительственной политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994.
  65. В. Альтернативные прогнозы развития экономики России в 2001 г. // Вопр. экономики. 2001. — № 3.
  66. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства // Экономист. 1996. -№ 5.
  67. A.M., Петров А. А. Экономическая безопасность России: определение, гипотезы, расчеты // Безопасность. 1994. — № 3.
  68. Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.
  69. Ю.Н., Саградов А. А. К вопросу об исчислении и анализе показателей человеческого развития в регионах России // Вопр. статистики. 2001. — № 2.
  70. А., Кириченко Н. Экономические риски-99 // Эксперт. 1999. — № 12.
  71. В.Г., Бутов В.И Регионоведение. Ростов н/Д, 1998.
  72. Н.К. Современные концепции социальной структуры и социальной стратификации // Личность. Культура. Общество. 2000. — Т. 2. — Вып. 3(4).
  73. А. Критерии экономической безопасности // Вопр. экономики. -1998.-№ 10.
  74. А. Попытки проведения политики финансовой стабилизации в СССР й России // Вопр. экономики. -1995,-№ 7.
  75. Инновационная политика в развитых капиталистических государствах: Сб. статей / Под ред. Т. С. Борщова. М., 1990.
  76. Интеграция предпосылка стабильности экономики (из выступлений на Петербургском экономическом форуме в июне 1999 г.) // Экономист. — 1999. — № 9.
  77. Исследования закономерностей и процессов в моделях экономических систем. -М&bdquo- 1996.
  78. КовалевМ.Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1995.
  79. В., Малева Т. Социальная политика в России в контексте макроэкономической реформы // Вопр. экономики. 1995. — № 9.
  80. О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России // Вопр. экономики. 2000. — № 2.
  81. Концепция национальной безопасности России в 1995 году // Обозреватель: Проблемы. Анализ. Прогнозы. 1995. -№ 3−4 (спецвыпуск).
  82. В.Н. Межрегиональные формы экономического сотрудничества как основа развития федеральных округов и обеспечения экономической безопасности регионов // Информ. вестн. 2001. — № 10.
  83. В.Н. Методологические основы формирования системы экономической безопасности // Информ. вестн. 2001. — № 10.
  84. В. Вопросы занятости // Экономист. 1998. — № 8.
  85. В. Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность // Экономист. 2000. — № 5.
  86. С. Альтернативные стратегии социально-экономического развития // Экономист. 1998. — № 9.
  87. А.А., Яковлев В. И. Определение порогов индикаторов экономической безопасности в рамках модели устойчивого развития. Екатеринбург, 1997.
  88. А. О противодействии экономической преступности // Защита и безопасность. 1998. -№ 2.
  89. В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Рос. экон. журн. 2000. — № 1.
  90. М.И., Титов М. В., Леонов С. А. Социальная политика как условие развития экономики и рынка // Аграр. наука. 1994. — № 6.
  91. В. Нулевая демография прибавляет годы жизни // Рос. газ. 1998. — № 80.
  92. Ю. Экономическая теория преступлений и наказаний («Экономические империалисты» в гостях у криминологов) // Вопр. экономики. 1999. — № 10.
  93. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Ст. 4. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // Рос. экон. журн. 2001. — № 1.
  94. М.Я. Благосостояние общества и рациональное природопользование // Экономика и математические методы. 1983. — Т. XIX. — Вып. 2.
  95. Е. Утаивают валюту. Экономические преступления в России за 1998 год // Экономика и жизнь. 1998. — № 5.
  96. А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.
  97. В.А. Стратегия перехода цивилизации на модель устойчивого развития. -М&bdquo- 1999.
  98. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие. М., 2000.
  99. Ю.П., Кравцова Н. И., Лозовой A.M. Краткий энциклопедический словарь по экономической теории и практике. Ростов н/Д, 1997.
  100. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее структуризация как гарантия экономической безопасности // Вопр. экономики. 1994. — № 12.
  101. Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопр. экономики. 2000. — № 8.
  102. А. Экономический кризис и его последствия для бюджетной системы российских регионов // Вопр. экономики. 1999. — № 3.
  103. Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопр. экономики. 1998. — № 3.
  104. Макроэкономика / Пер. с англ. М., 1994.
  105. О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель. Ростов н/Д, 1997.
  106. О., Солоненко И., Лунин Ю. Финансирование государственной программы бесплатной медицинской помощи // Экономист. 2000. — № 4.
  107. А. Негарантированные гарантии // Экономика и жизнь. 1997. — № 24. — Июнь.
  108. ИД. Региональное прогнозирование и региональное развитие России.-М., 1995.
  109. May В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений // Вопр. экономики. 1999. — № 4.
  110. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопр. экономики. 1999. — № 9.
  111. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопр. экономики.- 1997. -№ 3.
  112. В.В., Маховиков Г. А. Экономические теории и экономическая политика зарубежных стран.: Учеб. пособие: В 2 ч. СПб., 1994.
  113. И. Локализация экономических рисков // Вопр. экономики. 1999. -№ 4.
  114. JI., Марышев А. Новые векторы интеграции // Рос. газ. 1998. -24 апр. — Прил. ведомст. — Сб. 16 (154).
  115. М.С. Методы социально-экономического прогнозирования: Учеб. пособие. СПб., 1994.2.Мочерный С. В., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В. Экономическая теория: Учебник для вузов. М., 2000.
  116. С.И., Гаузнер Н. Г., Гурьев И. Е. и др. Социальный облик современного западного общества. М., 1993.
  117. В.Н., Кошенскова JI.B. Социальная политика как фактор укрепления экономической безопасности России в переходный период // Информационный вестник.-2001.-№Ю.
  118. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопр. экономики. 1999. — № 1.
  119. Р. Теория развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопр. экономики. 2000. — № 6.
  120. Общая социология: структурно-логические схемы / Ред. Н. Е. Ерохин. Ростов н/Д, 1995.
  121. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопр. экономики. 1999. — № 1.
  122. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Общество и экономика. -1995. -№ 3.
  123. Основные элементы демократии / Пер. с нем. СПб., 1993.
  124. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. С. А. Олейникова. М., 1997.
  125. Г. Реформирование России: Итоги и перспективы. М., 1996.
  126. В. Российским инновациям закон! (концепция Закона «Об инновационной деятельности в РФ) // Хозяйство и право. 1994. — № 5.
  127. JI.E. Социальная защита это конкурентоспособность отечественной экономики // Экономист. — 1994. — № 5.
  128. Н., Перламутров В. Россия зона экономической катастрофы // Вопр. экономики. — 1996. — № 3.
  129. А.В. Система государственного управления: Учебник. М., 1997.
  130. Политическая социология / Отв. ред. Г. П. Сопов. Ростов н/Д, 1997.
  131. Приоритетные задачи усиления социальной политики // Рос. экон. журнал. -1997.-№ 5−6, 7.
  132. Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты: Тез. докл. и сообщ. Межвуз. науч.-теор. конф. Ростов н/Д, 1996.
  133. Программа действий: Повестка дня на XXI в. и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.
  134. Программа обеспечения экономической безопасности РФ (краткий вариант). -М., 1997.
  135. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов // Рос. газ. 1997. — 12 марта.
  136. ПРООН, 1999. Доклад о развитии человека за 1995 год. — Нью-Йорк, 1995.
  137. ПРООН, 1999. Доклад о развитии человека за 1998 год. — Нью-Йорк, 1998.
  138. ПРООН, 1999. Доклад о развитии человека за 1999 год. — Нью-Йорк, 1999.
  139. .В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): Учебник. -М., 1998.
  140. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация // http://www. auditorium.ru/books/520/.
  141. .А. Основы экономики: Учеб. пособие. М., 2002.
  142. . Стратегия социальной политики в обществе переходного типа // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5.
  143. Расследование преступлений в сфере экономики / Под общ. ред. И. Н. Кожевникова. -М., 1999.
  144. Реформы и политическая стабильность России. М., 1997.
  145. П. Политика доходов: этапы и резервы // Экономист. 1999. — № 9.
  146. Н.М., Рпмашевский А. А. Равенство или справедливость. М., 1991.
  147. Н., Шаталов С. Структура личного и общественного потребления в социалистических странах // Вопр. экономики. 1975. — № 12.
  148. В. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Рос. экон. журн. 2000. — № 5−6.
  149. Россия накануне XXI века: суверенитет федерализм — экономическая безопасность: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. — Казань, 1998.
  150. Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. М., 1997.
  151. Ростовская область: Стат. ежегодник: 1999. Ростов н/Д, 2000.
  152. Р., Колесникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России // Вопр. экономики. 2000. — № 2.
  153. А., Калашникова JI. Социальная направленность и эффективность производства // Экономист. 2001. — № 2.
  154. П. Социальные приоритеты: проблемы и решения // Экономист. -1995,-№ 5.
  155. СаксДж. Рыночная экономика и Россия / Пер. с англ. М., 1996.
  156. А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист. 2000. — № 10.
  157. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопр. экономики. 1999. — № 1.
  158. Сильная социальная политика начинается с производительности труда (Итоги социально-экономического развития за 1996 г., задачи 1997 г.) // Человек и труд. 1996. — № 5- 1997. — № 2, 3.
  159. Система моделей для анализа и прогноза уровня жизни населения. М., 1986.
  160. А. Региональная политика и экономическая безопасность России // Вопр. экономики. 1999. -№ 1.
  161. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс // Вопр. экономики. -1999.-№ 2.
  162. К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996.
  163. Дж. Будущее капиталистической системы зависит от упрочения глобального открытого общества // Финанс. изв. 1998. — 15 янв.
  164. Социальная политика России: Сб. док. М., 1992.
  165. Социально-политические реформы: история, необходимость, опыт, проблемы: Учеб. пособие. СПб., 1992.
  166. Социально-экономическое положение России: Январь ноябрь 1996 г. — М., 1996.
  167. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе декабре 2000 г.: Доклад. — Ростов н/Д, 2001.
  168. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире: Сб. статей. М., 1992.
  169. Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник / Под. науч. ред. Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 1990.
  170. Становление новой экономической системы. Общий ход реформы. Стратегия развития государства на период до 2010 г. // Рос. экон. журнал. 2001. — № 1.
  171. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Рос. экон. журн. -2001.-№ 1.
  172. Стратегия социально-экономического развития России инновационный путь // Рос. экон. журн. — 2000. — № 4.
  173. Стратегия социально-экономической безопасности и инновационной политики (страна, регион, фирма) / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 1994.
  174. Е. Интеграция предпосылка стабильности экономики (из выступлений на Петербург, экон. форуме в июне 1999 г.) // Экономист. — 1999. — № 9.
  175. Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопр. экономики. 1997. — № 1.
  176. Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. -М., 1996.
  177. JI.JI. Социально-экономическое прогнозирование: Учеб. пособие. -Ростов н/Д, 1995.
  178. Теория государства и права / Под ред. Г. Манова. М., 1995.
  179. Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист. 1997. — № 4.
  180. А.Д., Лось В А. Стратегия перехода России к устойчивому развитию. -М., 1994.
  181. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство.-М., 1992.
  182. О. Стоимость рабочей силы в России // Экономист. 2000. — № 4.
  183. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  184. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993.
  185. Формирование политической системы России: Сб. М., 1996.
  186. А.А. Российская экономика в 2000—2001 гг.. // Вопр. статистики. -2000.-№ 12.
  187. Р.И. Мировая экономика. М., 1994.
  188. . С. Роль государства в функционировании и развитии общества. -Ростов н/Д, 1995.
  189. Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист. -2000,-№ 4.
  190. Четко В А. Методологические основы социально-рыночной трансформации современной экономики России: Дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2000.
  191. Чуб В. Ф. Поддержка, а не опека! // Бизнес. 1996. — № 4.
  192. М. О стратегии посткризисного развития российской экономики на рубеже веков // Вопр. экономики. 1999. — № 9.
  193. А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. 1998. -№ 8.
  194. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. 2000. — № 1.
  195. О. Смена формации: ситуация в России // Общество и экономика. 1999.-№ 6.
  196. Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. 1999. -№ 1.
  197. Г. Социальная политика как составная часть социальной рыночной экономики // Вестн. МГУ. Сер. 6. Экономика. — 1994. — № 5.
  198. Экономика России / Отв. ред. Б. М. Маклярский: Учеб. пособие. М., 2001.
  199. Экономическая безопасность: Производство финансы — банки / Под ред. Н. Г. Сенчагова. — М., 1998.
  200. Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  201. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.
  202. Ю.В. Рыночные механизмы социального развития России // Общество и экономика. 1995. -№ 10−11.
  203. С. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис) // Вопр. экономики. 1999. — № 2.
  204. Comprehensive National Strength: A Basic Study (Summary). Tokyo, 1990.
  205. Expanding the Measure of Wealth: The World Bank. Washington, 1997.
  206. Government Finance Statistics Yearbook. 1995- 1997.
  207. Gwartney J., Mc Caleb T.S. Have Antipoverty Programs Increased Poverty? // Cato journal. 1985. — Spring / Summer.
  208. Human Development Report: 1996. Washington, 1996.
  209. The World Bank. From Plan to Market. Washington, 1996.
Заполнить форму текущей работой