Формирование и реализация антимонопольной политики России
Закон о рекламе является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции. Он детализирует требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке рекламируемых товаров, работ или услуг. Говоря о Законе о рекламе как о косвенном… Читать ещё >
Формирование и реализация антимонопольной политики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Теоретические основы монополизации и антимонопольного регулирования
1.1 Сущность и причины монополизации рынка
1.2 Характерные черты и виды монополии
1.3 Антимонопольное регулирование
2. Антимонопольное регулирование в России
2.1 Тенденции монополизации рынка в России
2.2 Нормативно-правовое регулирование монополий в России
2.3 Антимонопольная политика России
3. Направление совершенствования антимонопольного регулирования
3.1 Проблемы в антимонопольном регулировании
3.2 Совершенствование антимонопольной политики Заключение Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования антимонопольного регулирования объясняется тем, что в современной экономике монопольной положение является желанным для каждого хозяйствующего субъекта по многим причинам. Так как участники рынка, занимающие подобное привилегированное положение способны влиять на других его участников, навязывать свои условия, часто в личных интересах, они ущемляют интересы остальных участников рыночных отношений. Именно поэтому монополии должны подвергаться контролю со стороны государства.
Объектом нашего исследования выступают антимонопольные органы Российской Федерации.
Предметом являются методические и практические основы формирования и реализации антимонопольной политики России.
Целью курсовой работы является рассмотрение, изучение и анализ понятия монополии, выявление его положительных и отрицательных качеств с целью объективного анализа антимонопольной политики РФ для выявления ее проблем и разработки предложений по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
— исследовать понятие монополии, ее сущность и виды;
— выявить причины монополизации рынка;
— рассмотреть понятие антимонопольного регулирования;
— исследовать его на фоне российской экономики;
— выявить проблемы и предложить пути их решения.
Период исследования составляет три года: 2011;2014гг.
В работе использованы аналитический, абстрактно-логический методы исследования, а также теоретический анализ.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие положения отечественных и зарубежных ученых по проблематике монополий и антимонопольного регулирования, а также материалы представленные официальными источниками антимонопольных органов РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение
раскрывает актуальность данной темы, определяет цели и задачи, а также объект и предмет исследования антимонопольного регулирования.
В первой главе исследуются теоретические основы монополизации и антимонопольного регулирования. Здесь раскрывается понятие монополии, ее сущность, характерные черты и виды, положительные и отрицательные качества. Так же описывается понятие антимонопольной политики, ее сущность и цели.
Во второй главе раскрываются особенности монополизации именно российского рынка, исследуется нормативно-правовая основа антимонопольных органов Российской Федерации, а также действие антимонопольной политики в стране в целом.
В третьей главе на основе всего вышеописанного производится анализ антимонопольной политики, оценивается ее эффективность и выявляются проблемы. Исходя из проблем, предлагаются пути их решения, а также предложения по улучшению деятельности антимонопольных органов и увеличению эффективности антимонопольной политики в целом.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
1. Теоретические основы монополизации и антимонопольного регулирования
1.1 Сущность и причины монополизации рынка
Монополия — крупное объединение, возникшее на основе концентрации капитала с целью установления господства в какой-либо области хозяйства и получения максимальной прибыли.
По своей сути монополия является полной противоположностью конкурентному рынку. Это сила, разрушающая свободную конкуренцию и стихийный рынок, а вместе с тем и его основные преимущества, такие как оптимальное ценообразование, производственная эффективность, оптимальное распределение ресурсов и т. д.
Следует понимать, что чистая монополия, как, впрочем, и совершенная конкуренция это понятие, в некотором смысле, абстрактное, так как незаменимой продукции практически не существует, да и редко когда на национальном или мировом рынке можно найти лишь одного предпринимателя, занимающегося определенным видом деятельности. Поэтому любая монополия неизбежно несет в себе какие-либо черты, свойственные конкурентному рынку.
Монополизация рынка оказывает на экономику как положительное, так и отрицательное влияние. Отметим сначала положительные ее стороны:
1. Так как одной из основ монополий является концентрация производства, то у них есть возможность иметь положительный эффект на масштабе, используя преимущества крупного производства. Создавая такие крупномасштабные производства, монополии могут заполнять рынок товарами массового потребления и получать повышенную прибыль не за счет завышенных цен, а за счет низких издержек производства.
2. Благодаря наличию больших объемов капитала монополии способствовали созданию новых производств, невозможных для развития малыми и средними предприятиями.
3. Монополии способствуют большей устойчивости мелких и средних предприятий, подчиненных им, так как большинству из них они стали заказчиками.
4. Не только экономическое, но и большое социальное значение имеет тот факт, что на предприятиях монополий обычно более благоприятные условия труда и оплаты чем на немонополизированных предприятиях. Также здесь более стабильна занятость.
Отрицательные факторы также оказывают на экономику достаточно сильное воздействие:
1. Монополии, являясь антиподом конкуренции, устраняя конкурентов, уничтожали ее, постепенно уничтожая все связанные с ней преимущества товарного хозяйства.
2. Монополистическое ценообразование часто небезосновательно ассоциируется с необоснованным завышением цен. Нередко монополисты, внося в производство товара незначительные изменения, выдают его за новый или более качественный и дорогостоящий.
3. Монополия имеет возможность влиять на спрос, так как она является единственным производителем и продавцом определенного товара. Она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым в своих интересах, но не в интересах потребителя.
4. Монополии, увеличивая свою прибыль путем повышения цен, а не уменьшением издержек, способны сдерживать научно-технический прогресс.
5. Монополии, расширяя сферу своей деятельности, с целью усилить свои экономические позиции с помощью государства начали вторгаться в сферы его деятельности: законодательство, административное управление и внешнюю политику. Государство при вмешательстве в его дела монополий перестает отражать интересы всего общества. Это способствует ослаблению национальной экономики и общества в целом.
Стоит отметить, что именно отрицательное влияние монополизации на развитие экономики вынудило государство принять решительные меры по ее контролю.
Причины появления монополии, и ее развитие в экономике тесно связано с действием объективных экономических законов, значительными изменениями в технологическом способе производства и развитием производительных сил. Перечислим эти причины:
1. Закон конкуренции. Сам закон и каждая его функция направлены на достижение максимизации прибыли, главной цели производства. Чтобы добиться этого, необходимо постоянно увеличивать объемы производства и продажи товаров, постепенно устраняя своих конкурентов. Таким образом, производитель захватывает и контролирует большую часть сбыта и производства товара. Это показывает, что конкуренция порождает свой антипод — монополию.
2. Действие закона концентрации капитала и производства. Концентрация капитала — это процесс увеличения размеров индивидуального капитала за счет капитализации прибыли, то есть использование определенной части на расширение производства. Поэтому следствием концентрации капитала является концентрация производства. Конкурентная борьба — движущая сила этого процесса, так как именно в результате конкуренции из множества мелких и средних незначительных предприятий выделяются несколько крупнейших, которые впоследствии, при закономерном своем развитии станут монополиями.
3. Процесс централизации капитала. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие поглощения или объединения нескольких ранее самостоятельных индивидуальных капиталов в один, больший. Создание акционерных компаний — это одна из форм централизации. Следовательно, концентрация и централизация капитала стали экономической основой монополии, создали объективную необходимость и возможность для их возникновения на экономическом пространстве.
4. Трансформация индивидуальной частной собственности.
5. Экономические кризисы второй половины XIX века. Следствием этих кризисов стало массовое разорение и многочисленные случаи банкротства малых и средних предприятий, многие из которых насильственно поглощались предприятиями с более крупным капиталом или были вынуждены пойти на объединение во избежание разорения. Взаимосвязь кризисов и монополий стало одной из причин ускоренной монополизации экономики.
1.2 Характерные черты и виды монополии Для наиболее полного понимания сути антимонопольного регулирования, рассмотрев понятие и причины возникновения монополии, также следует изучить ее характерные черты и виды.
Как уже писалось ранее, чистая монополия — противоположность совершенной конкуренции. Это рынок, на котором действует только одна фирма, которая в силу своей единоличности имеет возможность оказывать влияние на рыночное равновесие и на рыночную цену. Монополия является наиярчайшим проявлением несовершенной конкуренции. Она имеет следующие характерные черты:
1. Вся отрасль и весь выпуск товара ей контролируется одним предпринимателем, то есть фирма-монополист является единственным производителем данного продукта, олицетворяя собой всю отрасль.
2. Товар, производимый данной фирмой, является в некоторой степени уникальным, то есть не имеет ближайших аналогов.
3. Отсутствие какой-либо конкурентной борьбы обусловлено полной огражденностью от входа в отрасль новых фирм.
Вышеперечисленные характерные черты монопольной фирмы позволяют сделать вывод о том, что она обладает рыночной властью, которая позволяет ей самостоятельно, в определенных пределах менять цену продаваемого товара.
В качестве примера чистой монополии часто рассматривают организации общественного пользования, коммунального хозяйства. Такие компании называются естественными монополиями.
Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, нежели при привлечении к производству нескольких фирм (то есть, при наличии конкуренции). Такие монополии часто пользуются особенными привилегиями со стороны государства, оставляя за собой право регулирования действий подобных предприятий, с целью предотвращения злоупотреблений с их стороны.
Возникновение, существование и развитие чистых монополий обычно объясняется наличием, так называемых, барьеров для вступления в отрасль. Возникновение монопольной власти на данных рынках обусловлено наличием факторов, способствующих формированию таких барьеров. Все барьеры делят на две группы:
1. Естественные:
— Экономические — некоторые фирмы, при производстве большого объема продукции могут достичь наименьших издержек выпуска за счет постоянного совершенствования технологических процессов. Таким образом, только одна или несколько фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные же фирмы вытесняются из данной отрасли. Так образуется естественная монополия.
— Технологические — здесь конкуренция практически невозможна или очень затруднительна, в основном благодаря современному уровню техники и технологии.
— Финансовые — монополизированные отрасли часто имеют большие объемы выпуска, поэтому, для того чтобы войти в отрасль, новой фирме необходимо осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры, оформит документацию и другое, что сопряжено со значительными затратами, а значит блокирует вход в отрасль.
— Собственность на некоторые виды ресурсов — фирма, владея сырьем необходимым для производства данного материального блага и контролируя его, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.
2. Искусственно-создаваемые:
— Юридические — сосредоточение в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимую отраслью продукцию может стать следствием обеспечения секретности отдельных разработок со стороны правительства, гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление лицензий на выпуск и реализацию продукции в виде особых привилегий.
— Методы недобросовестной конкуренции — при такой организации конкуренции, хозяйствующие субъекты применяют методы воздействия на конкурентов не дозволенные законом.
Вышеперечисленные нами барьеры, которые блокируют проникновение на монополизированный рынок посторонних фирм определяются факторами, обеспечивающими положение на рынке того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Многообразие этих факторов породило данную классификацию монополии:
1. Закрытая монополия — юридические барьеры, исключающие конкуренцию в отрасли, обуславливают рыночную власть и монопольное положение. Деятельность таких фирм находится под давлением ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей, а также всегда под пристальным вниманием государства.
2. Открытая монополия — здесь рыночная монопольная власть фирмы — результат ее собственных прогрессивных достижений.
3. Естественная монополия — достижение наименьших издержек на продукцию при удовлетворении всего отраслевого на нее спроса.
4. Монопсония — тип рыночной структуры, при котором монопольная власть концентрируется в руках покупателя, а не продавца.
5. Двусторонняя монополия — монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.
Рассмотрев сущность монополизации, характерные черты и виды монополий можно сделать вывод о том, что практически безграничная хозяйственная власть предпринимателя-монополиста требует вмешательства извне, определенного контроля со стороны государства во избежание чрезмерного влияния ряда негативных факторов, являющихся следствием действий монополий.
1.3 Антимонопольное регулирование Монополизация производства — это, прежде всего, объективный процесс. Она связана с такими явлениями как концентрация производства и увеличение размеров предприятий. Появляется власть над рынком, противоречащая сути экономического развития. Она снижает общую экономическую эффективность производства и продажи, останавливает рост экономики, тормозит научно-технический прогресс.
Для того чтобы избежать проявления подобных негативных факторов и их воздействия на экономику, правительство многих развитых стран вводит антимонопольное регулирование. Оно ставит перед собой задачу сохранения баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на борьбу против недобросовестной конкуренции и демонополизацию производства.
Антимонопольное законодательство — важнейшее средство регулирования деятельности монополий. Его принципы и основы заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство является сводом законов, выступающих инструментом установления официальных норм поведения на рынке, а также средством поддержания баланса между конкуренцией и монополией.
Пресечение монополистических злоупотреблений — главная цель любой антимонопольной политики. Данные цели достигаются в разных случаях разными путями. По отношению к естественным монополиям путем прямого вмешательства в их деятельность и принудительного установления цен. При искусственном же монополизме главным методом воздействия является прямое противодействие созданию таких монополий, а иногда и разрушение уже существующих.
Антимонопольное законодательство в наше время делится на два принципиальных направления:
1. Контроль над ценами. Это направление предполагает, прежде всего, запрет соглашения по ценам. Любой предварительный сговор между фирмами по установлению цен является незаконным.
2. Контроль над слияниями компаний. Приобретение одной фирмой акций другой называется слиянием компаний. В результате этого вторая компания становится одной из составных частей первой.
Основными формами антимонопольной государства являются:
1. прямое регулирование цен;
2. налогообложение;
3. регулирование естественных монополий.
Предлагаем рассмотреть данные формы более подробно.
1. Прямое регулирование цен.
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к изменению спроса.
2. Налогообложение.
Налогообложение является еще одной формой государственного антимонопольного регулирования. Рассмотрим влияние на поведение монопольной фирмы двух типов налогов из всех существующих видов, которыми могут облагаться подобные предприятия: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
— потоварный налог.
Потоварный налог взимается обычно на продажу табачных, винно-водочных изделий, бензина и т. д. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек.
Многие экономисты считают, что, так как часть налогового бремени перекладывается на потребителя данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за деятельностью монополий.
— группа паушальных налогов.
В отличие от потоварных налогов, паушальные являются частью постоянных издержек монополиста, так как они взимаются независимо от объема реализации, и не влияют на величину предельных издержек.
Следовательно, введение данного вида налога не меняет оптимального объема и цены, сокращая величину прибыли, которую получает монополист. Проводя аналогию с потоварным налогом можно сказать, что данный тип нельзя переложить на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска продукции.
— налог на прибыль.
Влияние налога на прибыль, цены и объем производства можно сравнить с влиянием паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста абсолютно не меняется. Это связано с тем, что данный налог основан на некотором определенном, установленном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что антимонопольное регулирование, с помощью различных мер и рычагов воздействия на монополию является одним из важнейших мер государственного регулирования экономики. Оно подвергает рынок значительным изменениям, поощряя конкуренцию и делая его стихийным, с целью возвращения всех тех положительных качеств, которыми наделена рыночная экономика, одной из главных черт которой является свободная конкуренция.
2. Антимонопольное регулирование в России
2.1 Тенденции монополизации рынка в России
Подавление конкуренции монополистами оставляет экономике мало положительных последствий. Они делают ее расточительной, развивающийся в основном за счет привлечения дополнительных ресурсов. Она становится намного менее эффективной, так как для получения прибыли при отсутствии конкурентов нет необходимости в освоении новых технологий, в снижении издержек или в расширении сбыта. Достаточным действием является навязывание потребителю установленных монопольных цен. В монополизированной экономике цены почти не реагируют на изменение потребностей и спроса населения, так как монополии ухудшают связь спроса с производством. Если фирмы, существующие на каком-либо конкретном рынке, не способны обеспечить своевременное оформление выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, качество и эластичность цен, то данный рынок признается монополизированным, а предприятия, функционирующие на нем должны подлежать демонополизации.
В России наиболее остро проблема демонополизации экономики выделилась при переходе к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность. Они освободились от зависимости перед вышестоящими органами и получили полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции. Они начали действовать как классические рыночные монополии. Одной из главных проблем экономики СССР был маленький рынок сбыта ее продукции и маленькие объемы производства. Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. Иметь конкурентоспособные масштабы производства на таком маленьком рынке было практически невозможно. Несмотря на это внутренняя советско-российская экономика была высокомонополизированной. Но даже на фоне этого российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции.
Экономика России претерпевала значительные изменения. Разрушение общего экономического пространства между СССР и странами восточной Европы, а затем между Союзом и республиками бывшего СССР привело к разрушению старых технологических комплексов в процессе приватизации. В ее начале многие экономисты ошибочно предполагали, что предприятия сами начнут искать пути к новым формам объединений, создавая новые хозяйственные комплексы, под влиянием рыночных механизмов. Необходимым условием для улучшения экономического положения стало участие государства, которое должно было координировать деятельность предприятий.
В 1990 году был организован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Толчок для этого дало принятие Закона Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». А уже в 1991 году был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, существенно дополненный и измененный в 1995 году, устанавливал запрет действия фирмы, которая занимает доминирующее положение на рынке, если результатом этого действия является существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, а также запрет на монопольные сговоры о ценах, разделы рынка, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита и прочее.
Государственный монополизм в Росси складывался под влиянием многих факторов, среди которых:
— наличие административно командной системы управления;
— директивное управление и централизованные доходы;
— устойчивый и массовый дефицит (монополия не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса, а значит, возникая из дефицита, может сама его воспроизводить);
— концентрация и специализация производства;
Многие также здесь выделяют систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает независимость монополий.
Практически каждая промышленная или коммерческая компания с самого процесса создания и в процессе функционирования ставит перед собой задачу обеспечения конкурентоспособности, в том числе и международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйствующего субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
Среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, выпуске уникального современного технологического оборудования, производстве военной техники и вооружений, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы, когда в современной борьбе за мировые рынки необходимо реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, доступные лишь крупным транснациональным компаниям.
Однако, по таким показателям как выручка, прибыль, активы и рыночная стоимость американский журнал «Forbes» выделяет 30 крупнейших публичных компаний России, среди которых компании топливно-энергитического комплекса: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «ТНК-ВР» и другие; компании банковской отрасли: «Сбербанк», «Банк ВТБ», «БАНК МОСКВЫ»; телекоммуникационные: «АФК Система», «Ростелеком»; восемь предприятий металлургической отрасли среди которых «Норильский Никель», «Русал», «НЛКМ»; четыре компании энергетической отрасли, в списке которых «Холдинг МРСК», «РусГидро»; а так же два предприятия розничной торговли «Магнит», «X5 Retail Group» и компания, работающая в сфере химической промышленности «Уралкалий».
Включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности в России является наиболее разумным путем к процветанию внешнего рынка и повышению конкурентоспособности на нем.
1. Таким образом, разумно будет выделить основные факторы, по которым предприятия должны идти к этой конкурентоспособности:
— организационная структура должна строиться на основе целей предприятия;
— специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов;
— в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга;
— среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих.
1. Ресурсные факторы:
— постоянный анализ конкурентной среды, количества поставщиков, силы конкуренции между ними и их конкурентоспособность для выбора наилучших;
— наблюдение за параметрами рынка, с целью возможности получения качественного и дешевого сырья;
— регулярное проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия;
— регулярное проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства.
2. Технические факторы:
— проведение работ по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии;
— увеличение удельного веса прогрессивного технологического оборудования, снижение его среднего возраста;
— наблюдение за качеством изготовления товаров и применение при этом современных методов контроля.
3. Рыночные факторы:
— изучение параметров рынков и проведение мониторинга рыночной инфраструктуры;
— обеспечение доступа к рынку новых технологий;
— применение мер по стабилизации всех конкурентных преимуществ;
— обеспечение высокой патентоспособности товаров;
— повышение уровня квалификации маркетологов и работников сбыта;
— повышение эффективности системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.
4. Фактор эффективности функционирования организации:
— повышение научного уровня управления;
— прослеживание интенсивности капитала по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала;
— финансовая устойчивость функционирования организации;
— повышение эффективности использования всех ресурсов.
2.2 Нормативно-правовое регулирование монополий в России
Нормы Конституции занимают основополагающее место в иерархии любого отечественного законодательства, в том числе правового регулирования конкуренции и монополии. В сфере конкурентного права «в первую очередь к ним относится положение п. 1 ст. 8, провозглашающее принцип государственной поддержки конкуренции, последний выступает в качестве основной задачи правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции и монополии, включая антимонопольное. Такой подход представляется правильным, так как антимонопольное законодательство с его задачей — ограничения монополизации экономики в целом (и отдельных рынков) — призвано служить именно развитию и защите конкуренции (конкурентных отношений). Антимонопольное правовое регулирование является лишь одним из способов государственной поддержки конкуренции, в чем и состоит его ценность.
По Конституции РФ «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34).
На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). Эта норма гарантирует хозяйственное развитие деятельности, рынков, конкуренции на территории России в части обеспечения свободы перемещения внутри страны товаров, услуг и финансовых средств. Однако на практике вполне могут возникать обстоятельства, при которых государство вынуждено в некоторой степени ограничивать такую свободу в публичных целях защиты интересов общества и государства. Важно отметить, что такие ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом в случаях, которые указанных в ч. 2 ст. 74, — обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Введение
таких ограничений в иных целях или на основе иных актов, кроме федеральных законов, не допускается. Нарушение указанного правила органами власти, хозяйствующими субъектами — монополистами или иными лицами, обладающими для этого соответствующими возможностями, будет противоречить Конституции, принципам и нормам конкурентного регулирования.
Принятие конкурентного законодательства является «исключительной прерогативой Российской Федерации», так как в исключительном ведении Российской Федерации находятся вопросы установления правовых основ единого рынка (п. «ж» ст. 71). «Соответственно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие принципы функционирования единого рынка на всей территории Российской Федерации, включая основы антимонопольного регулирования» и конкурентного регулирования в целом.
При рассмотрении системы конкурентного права следует учитывать помимо прямых положений Конституции так же многочисленные ее нормы, которые косвенно влияют на процесс правотворчества и правоприменения в сфере регулирования и контроля отношений конкуренции и монополии (например, базовые положения о гарантиях судебной защиты прав частных лиц, в том числе от неправомерных действий органов власти и иных лиц, и т. д.)
Международные акты, заключенные от имени России соответствующими уполномоченными органами власти, по вопросам антимонопольной или конкурентной политики в целом являются одним из важнейших инструментов контроля монополий. В теории международного права выделяется три вида международных договоров — межгосударственные, межправительственные и межведомственные.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ). Некоторые законы не регулируют процессы конкуренции и монополии напрямую, но, тем не менее, косвенным образом влияют на реализацию конкурентной политики государства. К таким ФКЗ относятся, например: «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации» и другие, так как в них содержатся нормы, необходимые для правильного осуществления судебных полномочий и судебной защиты прав, в том числе и в сфере правового регулирования конкуренции и монополии.
Кодексы и федеральные законы. Среди кодексов необходимо назвать:
Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отраслевые кодексы — Лесной, Водный и другие.
Федеральные законы. Закон о защите конкуренции имеет центральное значение в регулировании конкурентных отношений, так как является основным актом антимонопольного законодательства, определяющим базовые полномочия антимонопольного органа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе на товарных рынках и рынках финансовых услуг, рынках, связанных с использованием природных ресурсов, и других. Данный Закон устанавливает систему запретов для хозяйствующих субъектов и органов публичной администрации на незаконное поведение в сфере конкуренции и монополии. Он определяет виды нарушений антимонопольного законодательства и базовые положения по порядку их предупреждения, пресечения и применения мер ответственности, а также вопросы защиты гражданских прав в связи с нарушением виновными лицами антимонопольного законодательства, в том числе неправомерными действиями самого антимонопольного органа при реализации своей контрольной функции.
Закон о рекламе является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции. Он детализирует требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке рекламируемых товаров, работ или услуг. Говоря о Законе о рекламе как о косвенном источнике противодействия недобросовестной конкуренции, необходимо сказать о том, что его значение шире. Он занимает одно из центральных мест в системе правового регулирования рыночных отношений, упорядочивает осуществление рекламной деятельности в России в целом, устанавливает понятийный аппарат регулирования отношений в сфере рекламы, определяет статус субъектов регулирования рекламного законодательства, в частности профессиональных участников рекламного рынка, определяет порядок контроля за соблюдением рекламного законодательства, полномочия антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности не только в части борьбы с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламы, но и в целом.
Законодательство, определяющее сферы, порядок деятельности, регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий: Закон о естественных монополиях, а также ряд специальных отраслевых законов, полностью или частично посвященных регулированию отдельных сфер естественных монополий: Федеральные законы «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О почтовой связи», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», — и другие нормативные правовые акты в сфере естественных монополий, в том числе акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятые в соответствии с федеральным законодательством о естественных монополиях. Это и кодексы Российской Федерации: Торгового мореплавания, Воздушный, Внутреннего водного транспорта, Водный.
Необходимо назвать ряд специальных законов в области регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О таможенном тарифе», «О защите конкуренции» в части полномочий антимонопольного органа по даче заключений о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Указанные выше источники регламентируют применение защитных мер в отношении иностранных конкурентов в целях противодействия экономическим угрозам российскому предпринимательству, хозяйственной сфере в целом.
Законы, определяющие особенности правового регулирования конкуренции и монополии в отдельных сферах хозяйственной деятельности. Помимо Закона об электроэнергетике, среди них необходимо назвать законы, регламентирующие отдельные сферы финансовых услуг, такие как Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», а также Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Кроме того, здесь необходимо назвать отраслевые законы, устанавливающие особенности, дополнительные требования в области антимонопольного контроля в сфере использования природных ресурсов, дополняющие, но не исключающие базовые требования антимонопольного законодательства, установленные в Законе о защите конкуренции. Также следует перечислить группу актов, благодаря которым конкуренция развивается путем в основном стимулирующих механизмов, нежели запретительных и контрольных. К этой группе можно отнести акты, закрепляющие нормы, направленные на поддержку предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса: Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Наконец, к этой группе можно отнести различные комплексные отраслевые, межотраслевые, межведомственные, федеральные, региональные и иные временные программы, стратегии развития в сфере конкурентной политики либо в определенных сферах хозяйства, но включающие различные проконкурентные механизмы и мероприятия. В соответствии с Конституцией России, на основании соответствующих положений указанных кодексов, законов принимаются необходимые, довольно многочисленные подзаконные акты, детально регламентирующие вопросы реализации конкурентной политики в конкретных сферах правового регулирования конкуренции и монополии. Такие акты уполномочены издавать в определенных случаях, как федеральные органы власти, так и региональные и в ограниченном объеме — даже местные, например, в области контроля над размещением публичных заказов, в области регулирования локальных естественных монополий и других.
На федеральном уровне определенные отношения в сфере конкуренции и монополии могут регламентироваться нормативными правовыми актами Президента России, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции и монополии. В ограниченном объеме нормативные правовые акты, связанные с осуществлением контрольной и надзорной деятельности в области конкурентного права, могут издавать правоохранительные органы. Административные договоры являются важными источниками правового регулирования реализации конкурентной политики, на основе которых осуществляется координация деятельности уполномоченных в данной сфере органов власти между собой и с другими органами, общественными организациями, научными учреждениями и иными публичными образованиями.
2.3 Антимонопольная политика России
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.
Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики: первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, то есть заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка; второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации. На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
4) контроль над деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн р.
Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.
Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Этот закон действует и в настоящее время.
В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992;1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
— естественные монополии;
— разрешенные монополии;
— временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.
С 2006 года права Федеральной монопольной службы закреплены в Федеральном законе. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль над качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии являются предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.
Можно привести пример, роста цен на продукцию или услуги естественных монополистов по сравнению с ценами в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях — естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в первом квартале 2012 г. затраты предприятий связи из-за роста цен повысились:
— по электроэнергии — в 1,5 раза;
— по материальным ресурсам — в 1,8 раза;
— по транспортным операциям — в 2,5 раза.
Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им соответственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в других отраслях).
В итоге доставка газет и журналов стала в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения своих изданий, как «подписка с получением непосредственно в редакции».
Аналогичную практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого заработная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше средней по промышленности в 4−5 раз (в зависимости от региона страны и ценовой политики действующей там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке зарплат работники связи.
Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?
Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:
— перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;
— уровень и структуру цены;
— план инвестирования в расширение производства.
Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.
По отношению к временным монополиям проводится иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:
— запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
— запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;
— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.
При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена — качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).
Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).
Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.
В итоге правительству России приходится постоянно, то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова закрывать, чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.
Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.
3. Направление совершенствования антимонопольного регулирования
3.1 Проблемы в антимонопольном регулировании Антимонопольное регулирование является одной из наиболее сложных сфер правового регулирования. Это вызвано тем, что «конкуренция, как основная движущая сила экономического развития, неразрывно связана со своей противоположностью — монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. В свою очередь, неизбежная тенденция к монополизации, завоеванию хозяйствующими субъектами доминирующего положения на рынке вызывает потребность в государственном регулировании конкурентных отношений путем нахождения и установления оптимального соотношения уровней монополизации и конкуренции с помощью экономических и юридических методов. Именно поэтому проблемы совершенствования антимонопольного регулирования, так или иначе, находятся в центре внимания ученых.
В правовой литературе подчеркивается необходимость целенаправленного регулирующего воздействия государства на антимонопольную сферу: «последствия действия конкуренции не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества (публичных интересов). Поэтому государство должно осуществлять целенаправленное воздействие на экономическую систему с целью уменьшения негативных проявлений функционирования рынка, добиваясь тех же результатов, которые должны достигаться естественным путем под воздействием условий конкуренции. Такое воздействие осуществляется в пользу публичных интересов экономической эффективности».
Следует заметить, что для российской правовой системы сфера антимонопольного регулирования является одной из наиболее «новых», так как ее становление началось в постсоветский период развития отечественного права. Осуществление государственного антимонопольного регулирования в России до недавнего времени едва ли предполагалось, в связи с внутренней обстановкой в стране, где отсутствовали рыночные регуляторы общественного производства и господствовала полная государственная монополия в экономической сфере. В экономической и правовой литературе можно заметить явную недооценку мер антимонопольного регулирования и значения организации и деятельности органов, осуществляющих такое регулирование. Начиная с 1990 года, антимонопольное регулирование стало одной из главных тем дискуссий о путях перехода российской экономики к рынку.
Переход к эффективной рыночной экономике в России предполагает государственную поддержку конкуренции, ограничение монопольных тенденций и воспрепятствование монополистическим правонарушениям. Становление характера рыночной экономики в России, а так же общие принципы, свойственные большинству развитых стран породили собой необходимость государственного регулирования этих процессов. Принятие первого Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.), а в последующем и ряда других законов позволило России формально войти в число более чем 90 стран мира с антимонопольным законодательством.
В связи с подобными особенностями сфера антимонопольного регулирования во многом строилась в России как экспериментальная, в которой многие механизмы правового регулирования отрабатывались методом проб и ошибок. Поэтому до настоящего времени имеются проблемы антимонопольного регулирования, не нашедшие должного решения.
Одной из таких проблем, носящих концептуальный характер и требующих системного решения является проблема государственного регулирования, направленная на предотвращение монополистического сговора в сферах, имеющих жизненно важное значение для населения.
Следует отметить, что в целом формирование монополий не считается однозначно негативным явлением и может быть признано объективным процессом, происходящим в любой рыночной экономике, подчиняющейся собственным законам развития.
Следовательно, государство в рамках антимонопольного регулирования не должно стремиться к формированию на рынке «чистой конкуренции» и препятствовать образованию монополий. Оно призвано осуществлять взвешенное и продуманное антимонопольное регулирование таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия монополизации для развития экономики и интересов населения.
В настоящее время такое правовое регулирование в России осуществляется несколько неравномерно. Например, в стратегически приоритетной сфере естественных монополий регулирующее действие государства наиболее ощутимо.
Подобный государственный подход может привести к негативным последствиям, так как иные экономические сферы, помимо естественных монополий, в меньшей степени подвергаются воздействию со стороны государства. В них государство больше полагается на рыночные механизмы саморегулирования, которые не всегда действуют в соответствии с ожиданиями, что приводит зачастую к ущемлению интересов граждан.
Если на естественные монополии есть рычаги воздействия, то хозяйствующие субъекты в других сферах систематически завышают цены независимо от экономической ситуации, с целью получить неконтролируемые сверхприбыли. При этом страдают интересы широкого круга потребителей и контролирующие ценообразование органы не в состоянии противостоять такой деловой обстановке.
Показательно в связи с этим определение естественных монополий, закрепленное в статье 3 Федерального закона «О естественных монополиях». Согласно данному определению, «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Однако существует также определенный ряд иных товаров, спрос на которые всегда высок независимо от уровня цен. Исходя из особенностей отечественного менталитета и традиций, к данному перечню можно отнести, например: хлеб, сахар, соль, молоко, гречневая и рисовая крупы, мука, картофель, сливочное масло. Также, с учетом распространения современных информационных технологий, привязанность населения к которым неизменно растет, в этот список можно так же отнести услуги сотовой связи. Между тем, как известно, проблема монополизации рынка услуг сотовой связи является одной из злободневных.
Отметим, что государственное регулирование цен на товары применялось в советское время и положительно зарекомендовало себя как способ защиты жизненно важных интересов населения, особенно в трудные исторические периоды (например, имело место в послевоенные годы).
Практика антимонопольного органа и судебная практика крайне противоречивы, лишены единых концептуальных подходов и зачастую игнорируют экономическую логику. Именно это чаще всего и становится главным препятствием на пути решения проблем антимонопольного регулирования. Создать нормативно-правовой акт контролирующий деятельность монополий, разлагающих экономику или доставляющих неудобства населению, но не препятствующий легитимной деятельности остальных предприятий довольно непростая задача, с которой законотворческим органам страны еще предстоит справиться.
3.2 Совершенствование антимонопольной политики
Антимонопольные законы нуждаются в корректировке: они должны быть краткими, максимально понятными и прозрачными. Нагромождение статей, норм, ограничений и санкций приведет лишь к дополнительным нарушениям и негативным эффектам в экономике.
Не следует провоцировать излишнюю активность антимонопольного органа. Если, как это предполагается нынешним законодательством, он будет выступать в качестве инициатора судебных дел, то это будет неизбежно приводить к злоупотреблениям властей для нажима на неугодные им хозяйственные структуры. Поэтому нужно придерживаться традиционной процедуры: в любом деле должен быть истец и ответчик. В качестве истца должны выступать хозяйствующие субъекты, испытавшие на себе действие недобросовестной конкуренции со стороны потенциального монополиста, который и должен выступать в качестве ответчика. Сама же жалоба может подаваться в антимонопольный орган: он проводит предварительное разбирательство и по его результатам обращается в суд совместно с истцом. Такая процедура представляется более логичной и эффективной.
Должен измениться характер отношений с конкурентами и монополистами. Необходимо сосредоточить внимание на оказании сопротивления монополисту, нежели на его «зажиме». По-видимому, особое место в помощи конкурентам должно принадлежать местным властям.
Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат государственному регулированию. Важны пути устранения недостатков и перспективы развития антимонопольного регулирования и в сфере естественных монополий, так как регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства.
Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, относятся к естественным монополиям и подвергаются государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.
Роль антимонопольного органа в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере создания конкурентного оптового и розничного рынков, а также норм поведения на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотребление доминирующим положением, в том числе через принудительное разделение и установление государственного регулирования.
На следующих этапах реформирования существует необходимость жесткого антимонопольного контроля за действиями субъектов, как на оптовом, так и на розничном рынках электроэнергии. При этом следует совмещать антимонопольный контроль на конкурентных рынках с государственным регулированием (тарифным регулированием, лицензированием) на рынках, где невозможно развитие конкуренции по объективным технологическим условиям. В целях создания равных конкурентных условий осуществления хозяйственной деятельности в Федеральном законе «Об электроэнергетике» устанавливается запрет на совмещение производства и передачи, а также передачи и сбыта электроэнергии в рамках одного юридического лица или группы лиц.
Второе важнейшее направление — демонополизация сферы железнодорожных перевозок и переход к регулированию услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Важной задачей является установление равных условий для перевозчика в оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры.
В итоге вышеописанные структурные изменения в этих отраслях, позволят максимально задействовать конкурентные силы рынка и приведут к ограничению сферы государственного регулирования.
Технологически, структурно и экономически выверенное проведение реконструкции не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с регулируемых на нерегулируемые виды деятельности, что дает возможность предприятиям, с одной стороны, «обоснованно» завышать цены, а с другой — применять заниженные цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.
В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд следующих преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем.
1. Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Наилучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий отвечающие за каждый вид деятельности, действующие на основе открытой контрактной системы.
2. Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования. Это позволит устанавливать тарифы на достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности уровне и будет способствовать привлечению новых инвестиций.
3. В целях формирования реальной конкурентной среды потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы.
4. Конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Также должны быть открытыми и недискриминационными процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки.
5. Должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферах естественной монополии. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрации осуществляют управление предприятиями без учета интересов собственника.
6. Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и нередко используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании необходимо стимулировать или даже принуждать к использованию.
Таким образом, разработанные законопроекты, регламентирующие государственную конкурентную политику, при многочисленных достоинствах нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Заключение
монополия антимонопольный регулирование В процессе исследования мы выяснили, что монополизация рынка является одной из главных проблем современной экономики. Монопольные предприятия, организации или объединения производят значительное количество продукции определенного вида или предоставляют услуги определенного рода, благодаря чему занимают определенное положение на рынке, а также получают монопольные прибыли и возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен.
Наличие таких предприятий на рыночном пространстве не может не оказать отрицательное влияние на состояние экономики, так как монополисты, занимая доминирующее положение относительно других хозяйствующих субъектов, преследуя свои цели, нередко ущемляют интересы остальных участников рыночных отношений. Вот почему действия подобных организаций должны подвергаться контролю со стороны государства.
Именно с этой целью со стороны правительства создаются органы антимонопольного регулирования, призванные обеспечивать единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, защиту конкуренции и создание условий для функционирования хозяйственных рынков.
Антимонопольная политика каждого государства имеет свои свойственные только этому государству черты. Так и российские антимонопольные органы имеют характерные особенности, а также присущие только российской экономике специфические проблемы, которые необходимо немедленно решать, не допуская запущения данной правовой отрасли государства и разрушения национальной экономики. Антимонопольная политика требует постоянного совершенствования, развития и корректировки с целью наиболее качественного контроля за действием монополий, поддержанием конкуренции и укреплением рынка.
В процессе исследования были рассмотрены теоретические основы монополизации и антимонопольного регулирования, был проведен анализ монополизации российского рынка, а так же состояния антимонопольной политики страны и нормативно-правовых основ, на которых эта политика функционирует. Вследствие данного исследования были выделены проблемы, присутствующие в современном антимонопольном аппарате, а так же были предложены пути их решения, представлены перспективы дальнейшего развития антимонопольной политики.
Список использованных источников
1 Алимов А. Ю. Проблема антимонопольного регулирования рынка ценных бумаг России // Гарантии прав физических и юридических лиц в Российской Федерации. К 10-летию Конституции Российской Федерации: Доклады и сообщения IV международной научно-практической конференции. Москва, 13 апреля 2004 г.
2 Багандов А. И. Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов государственного антимонопольного регулирования: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2003.
3 Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» — СП б: Издательство «Питер», 2000 г.
4 Бойчук А. Ю. Проблемы государственного антимонопольного регулирования деятельности предпринимательских структур на рынке нефтепродуктов // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Материалы II международной научно-практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.).
5 Грязнова А. Г. и А. Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. — М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г.
6 Казачкова З. М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: Сравнительное правовое исследование: Автореф. дисс. …докт. юрид. наук. М., 2002.
7 Карпец О. В. Проблемы антимонопольного регулирования в России // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Материалы конференции, посвященной 40-летию юридического факультета ДВГУ. Ч. 1. Владивосток, 1998.
8 Кашеваров, А. Б. Антимонопольное законодательство и рынок M&A // Банковское дело. — 2008. — № 2. — С. 72−74.
9 Клейн Н. И. Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях. Проблемы применения и дальнейшего совершенствования. // Право и экономика. 1998. № 1.
10 Кононкова, Н. П. Естественная монополия как объект государственной собственности // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. — 2008. — № 6. — С. 12−20. — Библиогр. в сносках.
11 Корпоративный менеджмент www.cfin.ru.
12 Меркулова, Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства // Общество и экономика. — 2010. — № 10/11. — С. 5−41.
13 Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999 г.
14 Об арбитражных судах в Российской Федерации: ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. От 22.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
15 О Государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: закон 14.04.1995 № 41 — ФЗ // www. rek23.ru.
16 О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите конкуренции"(26 июля 2006 г.).
17 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РСФСР 22.03.1991 № 948−1 // СПС «КонсультантПлюс».
18 О республиканских комитетах и государственных комитетах РСФСР: закон РСФСР от 14.07.1990.
19 Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы России www.fas.gov.ru.
20 Паламарчук А., Сайтарлы Н., Моторина О. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы. // Законность. 2000. № 9.
21 «Российская газета» от 27 июля 2012 г.
22 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003 г. — 456 с.
23 Сидоров В. А. «Общая экономическая теория», ООО «Издательство «Элит», 2006. — 528с.
24 Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие // Райзберг Борис Абрамович. — М.:ИНФРА-М, 2008. — 384с.
25 Чирихин, С. Н. Экономический кризис и монополизм — союз нерушимый // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. — 2009. — С. 43−64.
26 Экономическая теория. Микроэкономика — 1,2: мезоэкономика: учебник для вузов / [под общ. ред. Г. П.Журавлевой]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К., 2007. — 934 с.
27 Экспертный сайт «Открытая экономика» http://opec.ru/.