Стратегия адаптивного развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона
Разработана динамическая модель стратегического управления малыми предприятиями потребительского комплекса, основанная на ценности потребителя и осуществлении политики систематизированной инновационной деятельности, позволяющая оценивать возможности адаптации малого предпринимательства к меняющейся внешней среде. Обосновано, что основополагающим фактором при формировании стратегии развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
- 1. 1. Адаптивное развитие малого предпринимательства в условиях структурной модернизации экономики региона
- 1. 2. Стратегическое управление как основа повышения конкурентоспособности малого предпринимательства в отраслях потребительского сектора региона
- 1. 3. Снижение рисков малого бизнеса на основе стратегического взаимодействия с элементами региональной среды
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 2. 1. Управление рыночной ориентацией малых предприятий как основное направление стратегии их адаптивного развития
- 2. 2. Управление и оценка предпринимательских рисков в малом бизнесе
- 2. 3. Методический инструментарий оценки эффективности стратегического развития малых предприятий
- Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА
- 3. 1. Структурные тенденции развития малого предпринимательства в Свердловской области
- 3. 2. Направления совершенствования региональной институциональной среды в целях повышения эффективности развития малого бизнеса
- 3. 3. Разработка стратегических направлений эффективного развития малого бизнеса в отраслях потребительского сектора на примере Свердловской области
Стратегия адаптивного развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Малое предпринимательство — это сфера приложения индивидуальных способностей человека, способ самореализации личности. В сфере малого бизнеса осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. В зарубежных странах малый и средний бизнес представляет собой главную сферу занятости населения, способствует развитию инновационного потенциала экономики, осуществляет поиск и внедрение новых форм деятельности, производства, а также сбыта и финансирования. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Малый бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, преодолению рецессии, созданию новых рынков, последовательному проведению реформ. Малый бизнес играет все возрастающую роль в подъеме и реструктуризации отечественной экономики, в становлении новой социальной структуры общества. Эти тенденции наиболее ярко-проявляются на региональном уровне. Свердловская область является индустриально развитым регионом. Структура ее экономики и промышленности имеет утяжеленный характер. В свете тенденций постиндустриального общества, необходимости формирования более прогрессивной структуры экономики, очевидна необходимость развития социально ориентированных отраслей. Значительную роль в развитии потребительского сектора призван играть малый бизнес.
Функционирование малых предприятий имеет свои особенности. Органам муниципальной и государственной региональной власти необходимо это учитывать в целях формирования эффективной политики развития малого бизнеса в регионе. Руководители предприятий, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должны не только концентрировать свое внимание на внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволит им адаптироваться к изменениям, происходящим во внешнем окружении. В настоящее время основным ориентиром деятельности компании становится наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Поэтому необходима разработка сбалансированной системы целей, в которой будут представлены все заинтересованные группы. Указанные тенденции актуализируют проблему стратегического управления малыми. предприятиями и повышения эффективности их функционирования в экономике региона.
Однако в настоящее время развитие стратегического управления в малом бизнесе является ограниченным. При существенном объеме научных работ по разработке стратегий для крупных корпораций лишь с недавних пор исследователи стратегического' менеджмента начали уделять внимание малым предприятиям. Все это обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Состояние изученности* проблемыРегионально-пространственный аспект экономического анализа, включая., вопросы, территориальной дифференциации, представлен в трудах У. Айзарда, О. Амоса, Е. Г. Анимицы, С.С. АртоболевскогоЕ. МКозакова, Б. Л. Лавровского, В. Н. Лексина, Н. М. Ратнер, А. И Татаркина, Дж. Уильямсона. А. Чистобаева, A.M. Швецова.
Большой вклад в разработку теории предпринимательства внесли классики экономической теории И. Шумпетер, Ф. Хайек, Р. Хизрич, а также современные российские ученые Л. И. Абалкин, А. В. Бусыгин, В.Я. Горфин-кель, B.C. Ефремов, П. Д. Ноловинкин, В. А. Швандар, Ф. И. Шамхалов и др. Разработке проблем становления и функционирования сферы, предпринимательства посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: А. И. Агеева, Л. Алена, А. А. Дынкина, П. А. Мягкова, А. Р. Стерлина, В. Хайера, Л. Эрхарда и др.
Научные проблемы стратегического управления разработаны во многих трудах зарубежных и отечественных ученых. Наиболее широкую известность получили работы Р. Акоффа, И. Ансоффа, П. Друкера, Б. Карлофа, Д. Клилан-да, М. Мескона, Т. Питерса, М. Портера, А. Томпсона, А. Г. Аганбегяна, В. А. Винокурова, О. С. Виханского, А. П. Градова. А. Т. Зуба, Л. С. Шеховцевой и др.
Изучению проблем управления в предпринимательстве посвящены работы Н. Г. Агурбаша, Ю. П. Анискина, В. Д. Грибова, П. Дойля, Г. Б. Клейнера, Р. Г. Маннапова, Н. К. Сирополиса, А. Ю. Юданова и др. В частности, вопросы применения. маркетинга на предприятиях исследуют Е. Л. Багиев, Е. П. Голубков, Т. П. Данько, В ЛНеганова, X. Швальбе. Среди исследователей, занимающихся стратегиями развития малых и средних предприятий, можно отметить. Ф: Аналоуи, А. Карами, В. В. Бочко.
Также следует выделить направление научных исследований, связанное с развитием институциональных аспектов малого предпринимательства, в рамках которого работают такие авторы как Н. Н. Беспамятных, Е.М. Бух-вальд, А. В. Виленский, JI.A. Колесникова, М. Г. Лапуста, В. А. Петров, С. М. Радченко, О. А. Романова, В. А. Рубе, А. Шулус и др. Анализ общих тенденций развития малого бизнеса и исследования теоретико-методологических основ становления малого предпринимательства в региональной экономике можно найти в трудах А. О. Блинова, И. А. Гришина, А. Н. Колесникова, А. В. Орлова, А. Г. Шеломенцева и др.
Деятельность малого бизнеса изначально имеет рисковый характер. Исследования взаимосвязи риска и неопределенности в экономике имеют давнюю историю и представляют немалый интерес. Значительный вклад в решение данной проблемы внесли А. Тюнен, Дж.М. Кейнс, Ф. Найт, Дж. фон Нейман, К. Эрроу и др. Среди отечественных специалистов в области рисков следует отметить И. Т. Балабанова, К. В. Балдина, С. Н. Воробьева, В.М. Гра-натурова, P.M. Качалова и др. Тем не менее, на настоящий момент специфика рисков малого бизнеса и их комплексная оценка в литературе представлены недостаточно.
Отсутствуют также анализ особенностей рыночной ориентации малых предприятий потребительского комплекса, разработки по совершенствованию управления и оценки эффективности функционирования этих предприятий. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы исследования, его объект и предмет.
Целью исследования является развитие теоретических и методических основ формирования эффективной стратегии адаптивного развития малого, предпринимательства в экономике региона.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
1) уточнение теоретических основ стратегического управления адаптивным развитием малого предпринимательства в условиях модернизации экономики регионаi.
2) обоснование методических подходов к формированию стратегии адаптивного развития малого предпринимательства потребительского сектора региона и разработку методики оценки эффективности развития малых предприятий в потребительском секторе региона с учетом предпринимательских рисков;
3) анализ институциональной среды развития малого предпринимательства в рамках территориальных образований региона;
4) обоснование стратегических направлений повышения эффективности развития малых предприятий в регионе.
Объект исследования — малое и среднее предпринимательство, локализованное в пространстве субъекта Российской Федерации (на примере, потребительского сектора).
Предмет исследования — система социально-экономических отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, крупным бизнесом, региональными и муниципальными органами власти по поводу адаптивного развития малого предпринимательства в регионе.
Теоретико-методологической основой диссертации явились результаты исследований, содержащиеся в научных публикациях отечественных и зарубежных авторов в области регионального развития малого предпринимательства и стратегического управления, положения теории эффективности, интегративной теории бизнеса.
Применены методы системного, логического, структурного и сравнительного анализа, группировок, различные методы определения эффективности хозяйственных решений в секторе малого предпринимательства.
Информационную основу диссертации составляют данные Федеральной службы государственной статистики России, оперативная и отчетная информация Центра содействия предпринимательству Свердловской области, нормативно-правовая информация по проблемам малого и среднего предпринимательства, эмпирический материал, содержащийся в отечественной и зарубежной литературе, в периодической печати, а также собственные исследования автора.
Научные результаты, полученные автором, и их новизна:
1. Уточнены теоретические основы адаптивного развития малого предпринимательства, включающие: введение понятия стратегии адаптивного развития малого предпринимательства, учитывающего условия модернизации экономики, качественное развитие потенциала малых предприятий, формирование системы стратегического управленияуточнение понятия институционального контура развития малого предпринимательства региона как совокупности наиболее существенных типов экономической, политической и идеологической деятельности в сфере малого бизнеса, которые соотнесены с целями социально-экономического развития региона (п. 5.16 специальности 08.00.05 Паспорта специальностей ВАК РФ).
2. Предложен методический подход к формированию стратегии адаптивного развития малого предпринимательства в регионе, включающий: разработку динамической модели оценки возможностей адаптации малого предпринимательства к меняющейся внешней среде, построение схемы взаимосвязи стратегии и конкурентоспособности малых предприятийразработку системы показателей развития малого предпринимательства с позиций региона и рейтинговую оценку конкурентоспособности малых предприятий с учетом предпринимательских рисков (п. 5.15 Паспорта специальностей ВАК РФ).
3. Систематизированы и выделены территориальные особенности институциональной среды малого бизнеса, включающие развитие инновационной и финансовой инфраструктуры, характерной для отдельных управленческих округов Свердловской области. Сформированы институциональные контуры малого предпринимательства по управленческим округам в качестве основы формирования стратегий их развития (п. 5.9 Паспорта специальностей ВАК РФ).
4. Обоснованы стратегии адаптивного развития малых предприятий, локализованных в рамках управленческих округов субъекта РФ, с учетом особенностей потребительского сектора, структурной модернизации экономики округов и взаимодействий в системе «малый бизнес — крупный бизнесгосударство» (п. 5.16 Паспорта специальностей ВАК РФ).
Практическая значимость работы.
Положения и выводы исследования могут быть использованы:
• органами государственной власти и местного самоуправления для выбора наиболее эффективных форм поддержки развития малого предпринимательства, корректировки региональных программ или концепций государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, региональных концепций, законов о промышленной политике субъектов РФ;
• субъектами малого и среднего предпринимательства — для обеспечения эффективности управления и повышения конкурентоспособности предприятий;
• финансовыми институтами для оценки рисков кредитования субъектов малого предпринимательства.
Отдельные теоретико-методологические положения и результаты исследования могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов: «Основы предпринимательства», «Региональная экономика», «Финансы предприятий».
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на 5 международных (Екатеринбург, 2004 г., 2005 г., 2006 г.- Ухта, 2006 г.- Миасс, 2007 г.), 10 всероссийских, 3 региональных научно-практических конференциях.
Результаты исследования были использованы при подготовке:
• схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. (легкая промышленность);
• сопряжения отраслевых и территориальных параметров Схемы развития хозяйственного комплекса Свердловской области в 2006;2010 гг. и на период до 2015 г.;
• разработке и научном обосновании сценариев социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года в условиях реализации Концепции долгосрочного развития Российской Федерации;
• пилотного проекта «Титановая долина», выполненного на основе Распоряжения министра экономического развития и торговли РФ № ГГ-34 от 16 августа 2007 г. «О совместной подготовке Минпромэнерго России и Правительством Свердловской области концепции создания промышленного кластера по переработке титана (Титановая долина) и внесении ее для рассмотрения на заседании Правительства РФ»;
• стратегического проекта «Производство качественных продуктов питания — здоровый образ жизни горожан» в рамках Стратегического плана развития г. Екатеринбурга до 2015 г.;
• стратегического проекта «Качественные товары легкой промышленности для горожан» в рамках Стратегического плана развития г. Екатеринбурга до 2015 г.
Публикации. Положения диссертации отражены в 25 научных публикациях общим объемом 14,5 п.л. (в т.ч. авторских — 9,5 п.л.), включающих 4 ста.
Г I I тьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикаций научных результатов диссертации («Экономика региона», «Журнал экономической теории», «Вестник УрО РАН»).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 174 страниц машинописного текста, содержит 24 таблицы, 23 рисунка, список литературы из 220 наименований, 9 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике регионов, в целом, и в отраслях потребительского комплекса, в частности. Однако существует разрыв между необходимостью и доступностью теоретических разработок и практических методик управления предприятиями малого бизнеса, особенно ориентированных на долгосрочную перспективу. Как показало исследование, разработка стратегий адаптивного развития для предприятий малого бизнеса является актуальным направлением и способствует повышению эффективности функционирования предприятий в экономике региона.
Целью работы являлось развитие теоретических и методических основ формирования стратегии адаптивного развития малого бизнеса в экономике региона. Проведенное исследование позволило сформулировать основные результаты, обладающие научной новизной:
1. Уточнены теоретические основы адаптивного развития малого предпринимательства.
Показано, что малое предпринимательство, обладая широкими адаптационными возможностями, играет значительную роль в процессах структурной модернизации экономики региона. В связи с этим были предложено понятие стратегии адаптивного развития малого бизнеса.
Важнейший фактор развития малого бизнеса — институциональную среду — предложено оценивать на основе формирования институциональных контуров малого предпринимательства. Под ними понимается совокупность наиболее существенных типов экономической, политической и идеологической деятельности в сфере малого бизнеса, которые соотнесены с целями социально-экономического развития региона. Данное понятие раскрыто с точки зрения уровня управленческих округов Свердловской области.
Обосновано, что разработка процедур стратегического управления для предприятий малого бизнеса является актуальным направлением, а их применение способствует повышению эффективности функционирования предприятий. Выявлены особенности стратегического управления на предприятиях малого бизнеса потребительского комплекса, специфика оценки конкурентоспособности и рисков в целях повышения эффективности управления малым бизнесом. Определено понятие стратегии малого предприятия.
2. Предложен методический подход к формированию стратегии адаптивного развития малого предпринимательства.
Разработана динамическая модель стратегического управления малыми предприятиями потребительского комплекса, основанная на ценности потребителя и осуществлении политики систематизированной инновационной деятельности, позволяющая оценивать возможности адаптации малого предпринимательства к меняющейся внешней среде. Обосновано, что основополагающим фактором при формировании стратегии развития предприятия в регионе является уровень его конкурентоспособности. Определяющим фактором конкурентоспособности является качество товара, которое для предприятий потребительского комплекса должно оцениваться группами показателей, характеризующими потребительские и внутренние его свойства. Показано, что малым предприятиям необходимо формировать стратегию долгосрочного сотрудничества с потребителем, которая направлена на создание лояльности по отношению к поставщику. В данной стратегии должно найти отражение и решение долгосрочных проблем сбыта, и углубленное экономическое решение проблем потребителей. Сочетание схемы взаимодействия факторов такой стратегии с динамической моделью стратегического управления позволит формировать эффективные стратегии развития МП, ориентированные на учет ценностей потребителей.
В целях оценки эффективности развития малого бизнеса в регионе и выявления приоритетных направлений и предприятий для оказания государственной поддержки была предложена система показателей оценки развития МБ и рейтинговая оценка конкурентоспособности МП потребительского сектора.
По нашему мнению, наиболее адекватным подходом к оценке эффективности деятельности МП потребительского комплекса является подход, основанный на анализе конкурентоспособности предприятия. В работе предложены индикаторы рейтинговой оценки конкурентоспособности МП, а также авторская система показателей оценки эффективности развития малого бизнеса с учетом предпринимательских рисков.
Для обоснования стратегий развития малых предприятий легкой и пищевой промышленности Свердловской области была проведена оценка эффективности по предлагаемой автором методике. В рамках работы по «Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. (легкая промышленность)» были проанализированы малые предприятия по производству текстильных и швейных изделий области. Оценка эффективности развития малых предприятий потребительского сектора на примере легкой промышленности Свердловской области показала важность применения стратегического управления для улучшения показателей деятельности малого бизнеса.
3. Систематизированы и выделены территориальные особенности институциональной среды малого бизнеса, характерной для отдельных управленческих округов Свердловской области.
Проведен анализ развития финансовой и инновационной инфраструктуры поддержки по управленческим округам: наличие на территории муниципальных фондов поддержки, банков-партнеров Областного фонда поддержки малого предпринимательства, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве при реализации различных форм финансовой поддержки МБбизнес-инкубаторов, технопарков. Сформированы институциональные контуры малого бизнеса по управленческим округам, характеризующие взаимосвязанные основные виды экономической, политической и идеологической деятельности в области малого и среднего предпринимательства. Это позволило оценить институциональную среду по округам, провести компаративный анализ основных институтов поддержки малого бизнеса.
4. Обоснованы стратегии адаптивного развития малых предприятий, локализованных в рамках управленческих округов Свердловской области.
На основе проведенного анализа была определена специфика развития малого бизнеса по отдельным управленческим округам и муниципальным образованиям области. Выявлено, что текущая ситуация развития малого предпринимательства Свердловской области характеризуется положительной динамикой по большинству экономических показателей. Развитие потребительского сектора экономики области не носит однозначного характера. При устойчивых положительных тенденциях в пищевой промышленности, легкая промышленность по-прежнему занимает весьма скромное место. В то же время объем продукции, производимый МП и легкой, и пищевой промышленности имеет устойчивую тенденцию роста на протяжении последних лет. Проведенный анализ и расчеты эффективности развития малого бизнеса в разрезе управленческих округов и муниципальных образований Свердловской области позволили сделать вывод, что МБ наиболее развит в МО г. Екатеринбург и в ряде других городов, таких как Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск, а также Западном округе.
С учетом уровня развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки по территориям Свердловской области, а также региональных приоритетов структурной модернизации экономики и взаимодействий в системе «малый бизнес — крупный бизнес — государство», сформулированы стратегические направления («окна возможностей») развития малого бизнеса по управленческим округам. Обоснована необходимость активизации государственной региональной и муниципальной политики, предполагающей эффективное взаимодействие крупных предприятий, государственных структур, организаций инфраструктуры с малым бизнесом, как фактора адаптации малого бизнеса к изменениям в региональной среде. Предложены направления дальнейшего взаимодействия малого предпринимательства с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями региона.
Список литературы
- О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон Ы88-Ф3 от 14 июня 1995 г. // Российская газета. № 117. 20.06.1995.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон Ы209-Ф3 от 24 июля 2007 г. // Российская газета. № 164. 31.07.2007.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: Закон Свердловской области N10−03 от 4 февраля 2008 г. // Областная газета. № 34−37. 05.02.2008.
- Монографии, брошюры, препринты
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
- Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Анимица, Е.Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России / Е. Г. Анимица. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996.
- Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие / Ю.П. Анискин- Рос. междунар. акад. туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001.-153 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / И. Ансофф- Ред. и авт. вступ. ст. Л. И. Евенко. М.: Экономика- 1989. — 520 с.
- Аристер Н.И., Половинкин П. Д., Сахарнов Ю. В. Предпринимательство как стратегический ресурс экономического развития. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1996.
- Астратова Г. В. Маркетинг потребительского рынка продовольственных товаров: вопросы теории и практики / Г. В. Астратова, А.Н. Семин- Подред. А.Н. Семина- Урал. гос. с.-х. акад. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. с.-х. акад., 1999.
- Ашалян JI.H. Инструменты стратегий модернизации управления малыми предприятиями кондитерской промышленности. Автореф. дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05 / JI.H. Ашалян. Волгоград, 2005. — 23 с.
- Бабанов А.Б. Малое предпринимательство: стратегии развития и венчурный потенциал: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01- 08.00.10 / А.Б. Бабанов- Рост. гос. экон. ун-т. Ростов-на-Дону: Изд-во Сев.-Кавк. акад. гос. службы, 2000. — 23 с.
- Багиев Г. П., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1996.
- Беспамятных Н.Н. Малое предпринимательство Свердловской области: состояние, тенденции, перспективы развития / Н. Н. Беспамятных, Г. А. Ковалева, А. А. Филиппенков. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2003.- 185 с.
- Броило Е.В. Методология управления экономической устойчивостью коммерческой организации на основе мониторинга антикризисных процессов. Авт.дисс.. д-ра экон. наук: 08.00.05. — Екатеринбург, 2009.
- Вагин С.Г. Совершенствование управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности: Автореф. канд. экон. наук: 08.00.05 / С. Г. Вагин. Самара, 2003.22