Психолого-педагогические основы проблемы социального развития ребенка-дошкольника
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития… Читать ещё >
Психолого-педагогические основы проблемы социального развития ребенка-дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социализация как психолого-педагогический процесс
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.
Рассмотрим понятие «социализация» и особенности данного процесса в дошкольном возрасте.
Термин происходит от латинского слова «socialis» — общественный, что значит процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему человеку активно и компетентно участвовать в жизни общества.
А.В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности.
В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребенка, на базе которых воспитываются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
По мнению Д. И. Фельдштейна, процесс присвоения ребёнком социальных норм по своему содержанию представляет единство и одновременно постоянное воспроизведение противоречия двух сторон — социализации и индивидуализации, при этом индивидуализация трактуется как постоянное открытие, утверждение и формирование себя как субъекта общества.
У ребёнка складывается некая модель мира, система социальных представлений и обобщённых образов (образы Родины, семьи, счастливой жизни, идеальной женщины, хорошей матери, настоящего мужчины и т. д.). Социальные идеи и образы не просто усваиваются детьми на познавательном уровне, но присваиваются и превращаются в содержание личности. Каким оно становится — искажённым или правильным, соответствующим идеалам общества, зависит от воспитания в семье и образовательном учреждении. Отсюда следует, что процесс становления личности сложен: каждый отдельный индивид становится человеком в результате социализации.
Д.И. Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое „Я“, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми — взрослыми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознав свое „Я“ среди других, ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он владеет социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его социализации — индивидуализации» .