Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
Личностное участие соискателя в исследовании состоит в теоретическом обосновании проблемы формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языкуразработке педагогической модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и технологии ее практической реализацииразработке рекомендаций «Научно-методические рекомендации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы и практические предпосылки формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
- 1. 1. Сущность и структура творческого мышления
- 1. 2. Проблема формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
- 1. 3. Разработка модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
- 2. 1. Технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
- 2. 2. Методика и организация исследования
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
- Выводы по второй главе
Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования. Перед учебными заведениями сейчас ставятся принципиально новые задачи, направленные на формирование у студентов системного мышления, творческой активности и самостоятельности. В учреждениях среднего профессионального образования в подготовке специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или созданных способов деятельности.
Изучение иностранного языка в колледже способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущих специалистов, но также формирует у студентов творческое мышление. В своей будущей профессиональной деятельности студенты столкнуться с необходимостью разрешать проблемные ситуации, требующие нестандартного подхода. Эффективное решение таких проблем будет невозможным без определенного опыта творческой деятельности.
Базовыми в понимании творчества являются идеи Э. де Боно, В. Н. Дружинина, Ю. Н. Кулюткина, Б. Ф. Сорокина, А. Т. Шумилина, М. Г. Ярошевского и других ученых.
Творчество и творческое мышление уже с начала XX века исследовалось в работах Э. де Боно, Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса, 1 где были раскрыты теоретические подходы к проблеме и предложены пути и условия её решения. В отечественной педагогике по проблеме творческого мышления работали Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, A.M. Матюш-кин, А. Я. Пономарев и ряд других ученых.
Дж. Брунер, А. В. Брушлинский, Дж. Дьюи, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, Я. А. Пономарёв, C.JI. Рубинштейн и другие ученые доказывают, что проблемное обучение способствует формированию творческого мышления студентов.
Процесс учения в условиях проблемного обучения сближается с естественным процессом мышления, требует от обучаемых высокой умственной активности, формирует у них способность к самостоятельной творческой деятельности.
Мы полагаем, что для реализации принципов проблемного обучения на занятиях по иностранному языку лучше всего подходит применение метода проектов. Работы отечественных и зарубежных ученых (Е.М. Борисова, И. А. Зимняя, В. П. Кузовлев, Е. С. Полат, Т. Е. Сахарова, а также Т. Говард, Д. Девей, Дж.К. Джонс, В. Килпатрик, Т. Хатчинсон и др.) показывают, что в ходе проектной деятельности студенты приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач и применять усвоенные ими способы работы над проектом.
Обобщая вышеизложенное можно констатировать, что хотя упомянутые вопросы достаточно разработаны, проблема формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку в современной теории и практике образования не нашла должного отражения в психолого-педагогических исследованиях.
Таким образом, анализ состояния педагогической науки' в исследуемой области позволил выявить противоречие между общественно-профессиональной потребностью формирования творческого мышления студентов колледжа и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике среднего профессионального образования, особенно на занятиях по иностранному языку.
Исходя из указанного противоречия проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.
Социальная значимость и педагогическая актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность, а также потребность практики определили выбор темы исследования «Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку».
Цель исследования. Сконструировать модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и разработать технологию ее реализации.
Объект исследования — творческое мышление студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.
Предмет исследования — процесс формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку будет осуществляться эффективно, если:
— определены педагогические условия, способствующие формированию творческого мышления студентов;
— разработана и реализована при помощи адекватной технологии модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку;
— разработаны критерии, позволяющие выявить уровни сформированное&tradeтворческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить сущность и структуру творческого мышления.
2. Проанализировать состояние исследования проблемы формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и определить педагогические условия формирования творческого мышления.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку, применив адекватную технологию ее реализации.
4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.
Методологические основы исследования:
— теоретические основы проблемы творчества, творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, Э. де Боно, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Б. Ф. Сорокин, Е. П. Торренс, А. Т. Шумилин, М. Г. Ярошевский и др.);
— психологическая теория самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.);
— современные концепции обучения иностранному языку (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов и др.).
— концептуальные идеи проблемного обучения (Дж. Брунер, А. В. Брушлинский, Дж. Дьюи, Т. В. Кудрявцев, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, Я. А. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн и др.);
— технология проектного обучения (Е.М. Борисова, Т. Говард, Д. Девей, Дж.К. Джонс, И. А. Зимняя, В. Килпатрик, В. П. Кузовлев, Е. С. Полат, Т. Е. Сахарова, Т. Хатчинсон и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовались следующие методы исследования:
— теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование;
— эмпирические: социологические методы (беседа, опрос, анкетирование, тестирование), педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности студентов, методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования:
— уточнена сущность и структура творческого мышления, где под творческим мышлением понимается процесс создания субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идейструктура творческого мышления определяется исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, и состоит из четырех этапов: 1) осознание, постановка, формулирование проблемы- 2) выдвижение гипотезы решения проблемы- 3) обоснование и развитие гипотезы- 4) практическая проверка гипотезы;
— определены педагогические условия, необходимые для формирования творческого мышления студентов: актуализация потребностно-мотивационной сферы студентовосвоение алгоритма решения творческих задач в процессе проблемного обучения и метода проектовпреимущественное обучение в малых группахпсихолого-педагогическую готовность преподавателя к организации творческой деятельностиразвитие рефлексивной позиции студентов в процессе обучения;
— сконструирована модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, включающая в себя цель, задачи, принципы, потребностно-мотивационные и содержательные компоненты, педагогическое взаимодействие на основе субъект-субъектного подхода, процессуальные компоненты, уровни сформированное&tradeтворческого мышления и коррекцию процесса формирования творческого мышления;
— разработана технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, состоящая из диагностического, организационно-проектирующего, деятельностного и контрольно-корректирующего этапов;
— определены параметры творческого мышления (беглость, вербальная и образная гибкость, вербальная и образная оригинальность, разработанность) и согласно критериям выявлены уровни сформированности творческого мышления студентов колледжа (низкий, средний, высокий).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлена методологическая основа исследования проблемыраскрыта сущность и структура творческого мышления студентовпроведен анализ состояния исследования проблемы формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языкуразработаны педагогические условия формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, которая была реализована в образовательном процессе колледжа и может быть использована как в среднем так и в высшем профессиональном образовании. Разработаны рекомендации «Научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку» и внедрены в учебный процесс отделения среднего профессионального образования при Рубцовском институте (филиале) АлтГУ и на факультете среднего профессионального образования при Рубцовском индустриальном институте АлтГТУ имени И.И. Ползу-нова. Данные научно-методические рекомендации предназначены для преподавателей, работающих в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческое мышление рассматривается нами, как процесс, характеризующийся ситуативными решениями, в результате которого человек создает что-то новое, ведет преобразовательную деятельность и формирует в себе черты творческой личности. Структура творческого мышления определяется исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, и состоит из четырех этапов: 1) осознание, постановка, формулирование проблемы- 2) выдвижение гипотезы решения проблемы- 3) обоснование и развитие гипотезы- 4) практическая проверка гипотезы;
2. Педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку: актуализация потребностно-мотивационной сферы студентовосвоение алгоритма решения творческих задач в процессе проблемного обучения и метода проектовпреимущественное обучение в малых группахпсихолого-педагогическую готовность преподавателя к организации творческой деятельностиразвитие рефлексивной позиции студентов в процессе обучения.
3. Модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку включает следующие взаимосвязанные блоки: цель, задачи, принципы, потребностно-мотивационные и содержательные компоненты, педагогическое взаимодействие на основе субъект-субъектного подхода, процессуальные компоненты, уровни сформированности творческого мышления и коррекцию процесса формирования творческого мышления.
4. Технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку состоит из следующих этапов: диагностический (выявление исходного уровня сформированности творческого мышления студентов) — организационно-проектирующий (постановка целей и задач проектной деятельностиактуализация потребностно-мотивационной сферы студентов) — деятельно-стный (освоение этапов решения творческих задач в ходе проектной деятельности) — контрольно-корректирующий (получение и анализ достигнутого уровня сформированности творческого мышления студентовподведение итоговкоррекция процесса формирования творческого мышления студентовпостановка цели и планирование следующего шага по повышению эффективности творческой мыслительной деятельности).
Личностное участие соискателя в исследовании состоит в теоретическом обосновании проблемы формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языкуразработке педагогической модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и технологии ее практической реализацииразработке рекомендаций «Научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку" — определении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языкуобработке результатов педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось отделение среднего профессионального образования при Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета и факультет среднего профессионального образования при Рубцовском индустриальном институте АлтГТУ имени И. И. Ползунова. В исследовании приняло участие 228 студентов колледжа в возрасте 17−18 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап — (2001;2002 г. г.) — поисково-теоретический. Проанализировано состояние научного знания по исследуемой проблеме, разработан научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, определены методы исследования, разработана программа педагогического эксперимента.
Второй этап — (2002;2004 г. г.) — практический. Выявлены педагогические условия формирования творческого мышления студентовосуществлено конструирование модели, разработана технология формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языкуосуществлен педагогический эксперимент.
Третий этап — (2004;2006 г. г.) — обобщающий. Проведен анализ, систематизация и интерпретация результатов исследования, уточнены основные его положения, сформулированы выводы и рекомендации, оформлен окончательный вариант текста диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, применением адекватных предмету изучения теоретических и эмпирических методов исследования, использованием аппарата математической статистики, качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Пенза, 2003; Москва, 2004), всероссийских (Барнаул, 2003;2004; Новосибирск 2004;2005; Кемерово, 2006), региональных (Новосибирск, 2003), краевых (Барнаул, 2002;2004) научно-практических конференциях.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 11 работах, общим объемом 3 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 190 источников, из которых 14 на иностранном языке, 10 таблиц, 1 рисунка, приложений. Общий объем работы — 200 страниц, основной текст — 153 страницы.
Выводы по второй главе.
Во II главе нами была рассмотрена технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, было описано содержание и организация опытно-экспериментальной работы, а также представлены результаты проведенного эксперимента на занятиях по иностранному языку. Результаты по внедрению технологии реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку позволили нам сделать следующие выводы.
1. Разработана технология реализации модели формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку, состоящая из следующих этапов: 1. диагностический (выявление исходного уровня сформированности творческого мышления студентов) — 2. организационно-проектирующий (постановка цели и задач проектной деятельностиактуализация потребностно-мотивационной сферы студентов) — 3. деятельностный (освоение этапов решения творческих задач в ходе проектной деятельности) — 4. контрольно-корректирующий (получение и анализ достигнутого уровня сформированности творческого мышления студентовподведение итоговкоррекция процесса формирования творческого мышления студентовпостановка новой цели и планирование следующего шага по повышению эффективности творческой мыслительной деятельности).
2. Установлено, что в ходе опытно-экспериментальной проверки разработанная модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и технология ее реализации способствуют эффективному формированию творческого мышления студентов.
3. Разработаны «Научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку», которые являются важным пособием для повышения эффективности формирования творческого мышления студентов.
4. Доказано, что уровень сформированности творческого мышления студентов экспериментальной группы значительно повысился благодаря созданным педагогическим условиям и внедренной модели формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку.
Формирование творческого мышления осуществлялось тогда, когда занятия носили проблемный характер и по разрешению выявленных проблем велась проектная деятельностьстуденты в проектной деятельности следовали определенному алгоритму решения творческих задачстуденты обучались коллективной мыследеятельности, то есть работе в паре, группе, коллективе и самостоятельнотворческая деятельность студентов была мотивированна и по окончании имела успехстуденты самостоятельно учились разрешать проблемы, а преподаватель выступал для них в роли помощника, консультантастуденты учились высказывать и доказывать свою точку зрения, анализировать свою деятельность и давать ей оценку.
5. Выявлено, реализация новой технологии обучения повлияла на уровень адаптации студентов к новым условиям, на самостоятельность мышления и действий, на свободу высказывания своей точки зрения, на творческую самореализацию и уверенность в своих способностях, возможностях, на формирование таких личностных профессионально значимых качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность за принятое решение.
Значительно увеличилось количество студентов, которые • получали удовольствие от процесса обучения и его результатов, сознательно участвовали вместе с преподавателем в постановке проблемы и поиске её решения, осознанно подходили к выдвижению гипотезы, вариантов решения проблемы и их корректировки, умели оценить свою работу над цроблемой. Наблюдения за студентами позволили сделать вывод, что технология реализации модели формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку способствовала повышению познавательной активности, прочности усвоения учебного материала, умение осуществлять деятельность, самоконтроль, осознанию необходимости учения для овладения профессией.
Заключение
.
Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения всё новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов и т. д. Мы считаем, что этот опыт нужно приобретать как можно раньше, обучаясь в университете, колледже, и даже в школе. Но традиционные уроки не способствуют развитию учащегося в полной мере. На таких уроках учащийсяпассивный слушатель, поглотитель информации, он если и решает задачи, то типичные учебные задачи, которые имеют очень мало общего с теми, которые ожидают его во взрослой жизни. Решение данной проблемы мы видим в формировании творческого мышления студентов.
В современных условиях значительно повысился интерес исследователей и практических работников профессионального образования к проблемам творчества, творческой деятельности, формирования у студента творческого мышления. Изменения, происходящие в современном обществе, поставили перед профессиональным образованием задачу — воспитать творческую личность, способную самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые профессиональные идеи. Только такая личность может вывести наше общество на новые рубежи развития.
Ряд ученых считают, что творческое мышление вследствие его абстрактного и широкого понимания практически не поддается целенаправленным технологическим воздействиям, предполагающим гарантированные изменения определенных личностных качеств. Однако мы полагаем, что воздействовать на процесс формирования творческого мышления возможно, создав необходимые педагогические условия и реализовав технологию модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.
Обобщая основные результаты теоретической части и опытно-экспериментальной работы, следует сделать следующие выводы:
1. Уточнена сущность и структура творческого мышления, которые состоят в том, что творческое мышление это процесс создания субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей. Структура творческого мышления определяется исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества и состоит из четырех этапов: 1) осознание, постановка, формулирование проблемы- 2) выдвижение гипотезы решения проблемы- 3) обоснование и развитие гипотезы- 4) практическая проверка гипотезы.
2. Раскрыта и обоснована актуальность проблемы формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, которая заключается в том, что на современном этапе исследуется широкий круг вопросов, раскрывающий развивающий потенциал иностранного языка в среднем профессиональном образовании. Научный поиск направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности обучаемых, разрабатывать речемыслительные задачи, активизирующие их коммуникативно-познавательную деятельность и способствующие развитию не только речи, но и творческого мышления.
3. Определены педагогические условия формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку: актуализация потребностно-мотивационной сферы студентовосвоение алгоритма решения творческих задач в процессе проблемного обучения и метода проектовпреимущественное обучение в малых группахпсихолого-педагогическую готовность преподавателя к организации творческой деятельностиразвитие рефлексивной позиции студентов в процессе обучения.
4. Сконструирована модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, которая представляет собой взаимосвязанные блоки, включающие в себя цель, задачи, принципы, потребностно-мотивационные и содержательные компоненты, педагогическое взаимодействие на основе субъект-субъектного подхода, процессуальные компоненты, уровни сформированности творческого мышления и коррекцию процесса формирования творческого мышления.
5. Технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку состоит из следующих этапов: диагностический (выявление исходного уровня сформированности творческого мышления студентов) — организационно-проектирующий (постановка целей и задач проектной деятельностиактуализация потребностно-мотивационной сферы студентов) — деятельностный (освоение этапов решения творческих задач в ходе проектной деятельности) — контрольно-корректирующий (получение и анализ достигнутого уровня сформированности творческого мышления студентовподведение итоговкоррекция процесса формирования творческого мышления студентовпостановка цели и планирование следующего шага по повышению эффективности творческой мыслительной деятельности).
6. Установлено, что в ходе опытно-экспериментальной проверки разработанная модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и технология ее реализации способствуют эффективному формированию творческого мышления студентов.
7. Разработаны «Научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку», которые являются важным пособием для повышения эффективности формирования творческого мышления студентов.
Проведенное исследование показало, что работа по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку сложна и многогранна, она должна сопровождаться постоянным анализом результатов, сопоставлением планируемых целей и полученных результатов.
Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза подтвердилась на статистически достоверном уровне.
Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Дальнейшее исследование, на наш взгляд, должно быть связано с проведением опытно-экспериментальной работы по формированию творческого и критического мышления учащихся и студентов в процессе непрерывного образования.
Список литературы
- Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) Текст. / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб: «Златоуст», 1999. -472 с.
- Айян, Дж. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений Текст. / Дж. Айян. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 352 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука, 1986.-209 с.
- Афанасьева, О.В. Творчество: свобода и необходимость (Сущность творчества. Пути повышения творческой активности.) Текст. / О. В. Афанасьева.-М., 1995.- 105 с.
- Бабаянц, А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке Текст. / А. В. Бабаянц // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 3,-С. 61−66.
- Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография Текст. / Т. А. Барышева. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -205 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика: Проективная педагогика Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. — 342 с.
- Белоусова, А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности Текст. / А. К. Белоусова. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. -360 с.
- Беляева, А.П. Тенденции развития профессионального образования Текст. / А. П. Беляева // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−27.
- Бердичевский, A.JI. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности Текст. / A.JI. Бердичевский // Иностранные языки в школе. 2004. — № 2. — С. 17−20.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.
- Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. -2001.-№ 4.-С. 5−7.
- Бим, И. П. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы Текст. / И. П. Бим. М.: Просвещение, 1988.-254 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание // Новое в жизни, науке, технике / Педагогика и психология. -1981.-№ 10.-96 с.
- Большая книга тестов Текст. / Сост. С. А. Касьянов. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.-510 с.
- Большой толковый словарь русского языка Текст. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб: Норинт, 2000. — 1430 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997.-№ 4.-С. 11−17.
- Боно, Э. де. Латеральное мышление Текст. / Э. Боно. СПб: Питер Паблишинг, 1997.-320 с.
- Боно, Э. де. Развитие мышления: три пятидневных курса Текст. / Э. Боно / Пер. с англ. Мн.: ООО «Попурри», 1997. — 128 с.
- Боно, Э. де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении Текст. / Э. Боно / Пер. с англ. Под общ. ред. и с послесл. O.K. Тихомирова. М.: «Прогресс», 1976. — 143 с.
- Брунер, Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
- Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование Текст. / А. В. Брушлинский. М., 1979. — 230 с.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. -М.: Мысль, 1970. 191 с.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание // Новое в жизни, науке и технике / Педагогика и психология. — 1983. — № 6. — 96 с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Изб. псих, труды Текст. / А. В. Брушлинский. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 408 с.
- Бурцева, Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза (английский язык): Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Э. В. Бурцева. Улан-Удэ, 2002. — 25 с.
- Вайсбурд, M.JI. Методы обучения. Выбор за вами Текст. / M.JI. Вайсбурд // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. 29−34.
- Введение в психодиагностику: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачёва и др. / Под ред. КМ. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
- Воробьёв, И.А. Методологические проблемы анализа объекта социологического исследования Текст. / И. А. Воробьёв. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. — 296 с.
- Воронин, А.Н. Диагностика невербальной креативности Текст. / А. Н. Воронин // Методы психологической диагностики. 1994. — N 2. — С. 5−39.
- Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. Текст. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 3−13.
- Вульфсон, С.И. Уроки профессионального творчества: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений Текст. / С. И. Вульфсон. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. — 368 с.
- Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М., 1956.-519 с.
- Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя Текст. / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ, 2000. -165с.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления Текст. / Дж. Гилфорд. М.: Просвещение, 1968. — С. 433 — 356.
- Глазунов, А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов Текст. / А. Т. Глазунов. М.: Издательский центр АПО, 2003.-41 с.
- Глейзер, Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество Текст. / Г. Д. Глейзер // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 3−12.
- Гнатько, Н.М. Проблема креативности и явление подражания Текст. / Н. М. Гнатько. М., 1994. — 117 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология? Текст. / Ж. Годфруа / Пер. с франц. -М.: Мир, 1992.-Т. 1.-491 с.
- Григорьева, Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения, как педагогическая проблема: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Н. Г. Григорьева. Хабаровск, 1995.-25 с.
- Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования Текст. / Ю. В. Громыко. М.: Московская академия развития образования, 1996. — 545 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Деньгина, И.О. Обучение устной иноязычной речи на основе проектного подхода учащихся старших классов гимназий (на материале английского языка): Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. О. Деньгина. -СПб.: 2000.-16 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: «Питер», 1999. — 368 с.
- Дубина, И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций Текст. / И. Н. Дубина. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. — 192 с.
- Дункер, К. Психология продуктивного (творческого) мышления / Психология мышления Текст. / К. Дункер. М.: Прогресс, 1965. — С. 86 234.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование: Пер. с англ Текст. / Дж. Дьюи. -М.: Педагогика Пресс, 2000. — 384 с.
- Ейгер, Г. В. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам Текст. / Г. В. Ейгер, И. А. Рапопорт // Иностранные языки в школе. 1992. -№ 5/6.-С. 17−22.
- Ерастов, Н.П. Психология общения Текст. / Н. П. Ерастов. М.: Наука, 1970.-96 с.
- Ермоленко, В.А. Внедрение стандартов нового поколения как педагогическая инновация в среднем профессиональном образовании" Текст. / В. А. Ермоленко // Среднее профессиональное образование. -2003.- № 1.-С. 9−11.
- Жохов, A.JT. Формирование опыта творческой деятельности студентов УСПО Текст. / А. Л. Жохов, М. С. Спирина. М.: Издательский центр АПО, 2001.-47 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое предвидение Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Знание / Новое в жизни, науке, технике / Педагогика и психология. — 1987. — № 4. — 80 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб заведений Текст. / В. И. Загвязинский. -2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
- Занков, JI.B. Обучение и развитие (эксперементально-педагогическое исследование): Избранные пед. труды Текст. / JI.B. Занков. М.: «Педагогика», 1990. — С. 83−318.
- Зиверт, X. Тестирование личности Текст. / X. Зиверт / Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1997. — 198 с.
- Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. Ижевск, 2001. — 103с.
- Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя Текст. / И. А. Зимняя 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку Текст. / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. -С. 9−15.
- Зимняя, И.Я. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и спец. Текст. / И. А. Зимняя.- 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 1999. — 383 с.
- Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. 2001. — № 6. — С. 9−17.
- Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование 2000 Текст. М.: МГПУ, 2000. — 80 с.
- Исследование развития познавательной деятельности Текст. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Оливер, П. Гринфилд: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1971.-66 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Просвещение, 1981. — 200 с.
- Камаева, Т.П. Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку Текст. / Т.П. Камаева// Иностранные языки в школе. 1991. — № 4. — С.21−26.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя Текст. / В.А. Канн-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Китайгородская, Г. А. Размышления об образовании вообще и обучении иностранным языкам в частности Текст. / Г. А. Китайгородская // Вестник Московского университета серия 20, педагогическое образование. 2004. — № 2. — С. 14−25.
- Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: МГУ, 1986. -175 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике Текст. / М. В. Кларин // Педагогика. 1994. — № 6. -С. 104−109.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссий Текст. / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: «Арена», 1994. -224 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология Текст. / М. В. Кларин. М., 1989.- 176 с.
- Ковалёва, Г. С. Состояние Российского образования Текст. / Г. С. Ковалева // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 80−88.
- Ковалевская, Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук Текст. / Е. В. Ковалевская. Москва, 2000. — 36 с.
- Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на матер, обуч. иностр. языку) Текст. / Е. В. Ковалевская. Книга 2. — М.: «МНПИ», 2000. — 256 с.
- Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков. Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов Текст. / Е. В. Ковалевская. -М.: «МНПИ», 1999. 120 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кондаков, Н.И. Логический словарь справочник Текст. / Н. И. Кондаков. — М.: Наука, 1976. — 720 с.
- Копылова, Н.В. Психологические условия результативности деятельности преподавателя в процессе обучения студента иностранному языку: учеб. пособие Текст. / Н. В. Копылова / Отв. ред. А.Ф. Шикун- Твер. гос. ун-т. Тверь, 1999. — 106 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / Сост. JI.A. Карпенко. М.: Политиздат, 1985, — 432 с.
- Кригер, Е.Э. Методические рекомендации по развитию творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст. / Е. Э. Кригер / Под ред. д.п.н., профессора А. Н. Орлова. -Барнаул, 1999.-21 с.
- Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Е. Э. Кригер. Барнаул, 2000. — 19 с.
- Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев. М., Знание. — 1991. — 80 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способ решения технических задач Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ Текст. / Ю. Н. Кулюткин. СПб.: СПб ГУПМ, 2001. — 84 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
- Лезова, Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Л. В. Лезова. Москва, 2001. — 19 с.
- Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. — 448 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1977. — 304 с.
- Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке Текст. / Х. Й. Лийметс. М.: Изд-во «Знание», 1975. — 64 с.
- Лихачёв, Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-М, 2001. -607 с.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. М., Политиздат, 1976.-144 с.
- Лук, А. Н. Юмор. Остроумие. Творчество Текст. / А. Н. Лук. М.: Искусство, 1977. — 184 с.
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу / Пер. с англ. -М.: Смысл, 1999. 425 с.
- Матюшкин, A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Школа-пресс, 1993. -127с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. -1989. № 6. — С. 29−33.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины послабления Текст. / М. И. Махмутов // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 91−100.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
- Медакова, И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. Ю. Медакова. Москва, 1995. — 19 с.
- Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1995. -№ 5.-С. 13−18, 40.
- Мильруд, Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1997. — № 6 — С. 7−12.
- Мильруд, Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1996. — № 6 — С. 6−12.
- Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам Текст. / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4 -С. 9−15.
- Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
- Образовательные технологии: из опыта развития глобального мышления учащихся: материалы для специалиста образовательного учреждения Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб.: КАРО, 2002. -152 с.
- Обухова Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте Текст. / Л. Ф. Обухова, С. М. Чурбанова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 80 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения Текст. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Орлов, А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы Текст. / А. Н. Орлов / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, д.п.н., проф. В. А. Сластенина. -М, 1991.- 196 с.
- Орлова, С.Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности Текст. / С. Н. Орлова. Красноярск: Сиб ГТУ, 2001.-288 с.
- Орлова, С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / С. Н. Орлова. Красноярск, 1996. — 17с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / Под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -222 с. .
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. К. Корнеева и др. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творения Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.-480 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
- Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем творчества Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
- Проблемы научного творчества в современной психологии Текст. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: «Наука», 1971. — 336 с.
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям Текст. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-904 с.
- Психодиагностические методики (методический материал для практических психологов по изучению проблем развивающего обучения) Текст. / Сост. Г. М. Пикалов, А. Н. Свиридов, С. М. Князева Барнаул, 1993.-52 с.
- Психология. Словарь. Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология: учебник для педагогических вузов Текст. / Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт-Издат, 2005. — 660 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей Текст. Ростов — на — Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
- Пустовалова, Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / Н. В. Пустовалова. Ленинград, 1991. — 16 с.
- Разумовский, В.Г. Обучение и научное познание Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 7−13.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся Текст. / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
- Рахимов, А.З. Психодиагностика: учебное пособие Текст. / А. З. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 1996.
- Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической психотерапии: монография / Пер. с англ. Текст. / Н. Роджерс. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 464 с.
- Роджерс, Н. Творчество как усиление себя Текст. / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164−168.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 672 е., ил. Т.2. -М-Я- 1999.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608 е., ил. Т.1. -А-М- 1993.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / C.JI. Рубинштейн. -М: АН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн, C. J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории Текст. / C. JI Рубинштейн / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова // Психология индивидуальных различий М.: МГУ, 1982. -С. 59−68.
- Саранцев, Г. И. Диалектический подход к осмыслению категории «знание» Текст. / Г. И. Саранцев // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 10−16.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256с.
- Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования Текст. / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. — 271 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 51−57.
- Сенько, Ю.В. Диалог в обучении Текст. / Ю. В. Сенько // Вестник высшей школы. 1991. — № 5. — С. 35−40.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Скворцова, И.И. Проектная технология развития иноязычной методологической речи учащихся (общепедагогический аспект): Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. И. Скворцова. Саратов, 2000.-19 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.
- Современный словарь иностранных слов Текст. М.: Изд-во «Русский язык», 1993.-740 с.
- Сорокин, Б.Ф. Философия и психология творчества: научно-методическое пособие для аспирантов Текст. / Б. Ф. Сорокин. Орел: Изд-во ОГУ, 2000. — 104 с.
- Сорокин, А.Б. Проблемно-диалоговая форма «вопрос-ответ» Текст. / Б. Ф. Сорокин, Н. Г. Алексеев // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 37−43.
- Степанова, JI.A. Психолого-педагогические условия развития креативности личности студента медицинской академии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Текст. / JI.A. Степанова. Кемерово, 2000. — 17 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. — 672 с.
- Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка Текст. / О. В. Теслина // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 41−46.
- Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности за рубежом Текст. / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. — N 4.-С. 123−132.
- Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб.: С.-Петер. гос. ун-т пед. мастерства, 1997.-34 с.
- Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку Текст. / Н. В. Туркина // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 46−48.
- Фрумин, И.Д. Выготский: от психологической теории развития к новому видению школы Текст. / И. Д. Фрумин // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 97−103.
- Халперн, Д. Психология критического мышления Текст. / Д. Халперн. -СПб.: Питер, 2000.-512 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Хьелл, JI. Теории личности Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер, 2000. — 608 с.
- Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие для ВУЗов Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: МГТА, 2001. -301с.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст. / М. А. Чошанов. М.: «Народное образование», 1996. — 158 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М., 2001. — 384 с.
- Штоф, В.А. О роли моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. -Ленинград: ЛГУ, 1963.- 128 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся Текст. / B.C. Шубинский. -М.: Знание, 1988. 80 с.
- Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества Текст. / А. Т. Шумилин. -М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
- Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы методики Текст. / Л. В. Щерба. М.: Л., 1947. — 230 с.
- Barron F. Discovering of creative personality // The behavioral sciences and education.-N.Y., 1963.
- Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 76−98.
- Dictionary of Psychology. / J.D. Chaplin.-N.Y., 1971.-P. 563.
- Feldhusen J.F., Treffmger D.J. Creative thinking and problem-solving in gifted education. Dubuque, Iowa: Kendall-Hunt, 1977.
- Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y.:Bearly Limited, 1986.
- Guilford J.P. Measurement of creativity // Exploration in creativity. N.Y., 1967.-P. 281−287.
- Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper, 1954, — 411 p.
- Rogers C.R. Toward a theory of creativity // Creativity and its cultivation. -N.Y., 1959.
- Ruggiero, Vincent Ryan. The art of thinking: a guide to critical and creative thought. 3rd ed. — New York: Harper Collins Publishers, Inc., 1991. — 264p.
- Sternberg RJ. The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988.
- Taylor D.W. Thinking and creativity // Annals of the New York Academy of Sciences. N.Y., 1960. — V. 91. — Art.l.
- Torrance E.P. Education and creativity // Creativity: progress and potential / Taylor C.W. (Ed.), N.Y. San-Francisco — Toronto — L., — 1964.
- Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing // The nature of creativity. N.Y.: Cambridge University Press, 1988. — P. 43−75.
- Torrance E.P. Torrance tests of creative norms. Technical manual. N.Y., 1966.
- Wollach M., Kogan N. A look at the creativity intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. — № 33. — P. 348−369.