Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пересмотр классно-урочных методов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В российской школе остро стоит вопрос о необходимости пересмотра методов обучения, для того чтобы научить учащихся обращаться с нестандартной и противоречивой информацией, применять полученные знания на практике. Идет поиск вариативных способов обучения работы с дидактическим материалом различного содержания, характера и формата, в особенности на занятиях по гуманитарным и естественнонаучным… Читать ещё >

Пересмотр классно-урочных методов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикально настроенные педагоги призывают отказаться от классноурочной системы. Наиболее непримиримую позицию заняли сторонники дескулизации (И. Иллич — США, М. Маннони — Франция, X. Шерер — ФРГ, Р. Миллер — Швейцария и др.).

Большинство педагогов, впрочем, далеко от подобного радикализма. Считая урок прочным фундаментом учебного процесса, они предлагают вдохнуть новую жизнь в классно-урочную систему, очистив от преувеличенной вербальности, формализма, стимулируя творчество учителя и учеников. Они намерены «влить новое вино в старые мехи», в первую очередь посредством корректировки форм и методов обучения. В ряде учебно-воспитательных заведений апробируются педагогические идеи, сторонники которых не претендуют на коренные перемены учебно-воспитательного процесса, но где традиционная организация обучения не исключает отдельных педагогических инноваций.

Россия

В российской школе остро стоит вопрос о необходимости пересмотра методов обучения, для того чтобы научить учащихся обращаться с нестандартной и противоречивой информацией, применять полученные знания на практике. Идет поиск вариативных способов обучения работы с дидактическим материалом различного содержания, характера и формата, в особенности на занятиях по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Важно, чтобы такой материал предлагался не только в качестве иллюстраций, но требовал осмысления, вводил в познавательные задачи, при решении которых необходима рефлексия учащихся.

Так, очевидна потребность пересмотра методов математического образования. Российские ученые А. Л. Семенов, В. В. Фирсов пишут: «В области российского школьного математического образования приходится признать, что наши недостатки являются продолжением наших же достоинств. Мы неплохо умеем обучать школьника, проявляющего интерес к изучению математики и имеющего определенные математические способности. Однако, продекларировав культурную ценность математического образования для всех, мы на практике обучаем всех так, как следует обучать лишь высоко мотивированных детей. Стремление обеспечить максимально возможный уровень математической подготовки учащихся часто оборачивается недопустимым давлением на слабого или плохо мотивированного ученика, отвращающим его от математики и от школы»[1].

В России во второй половине XX в. в сфере общего образования осуществлены эксперименты, направленные на обновление классно-урочной системы и методов образования. Нетрадиционные методы классно-урочной работы практиковались отдельными учителями-новаторами. Так, учительница С. Н. Лысенкова из Москвы применила методику опережающего начального обучения, которой воспользовались в ряде школ. Методика предусматривала, что трудные для детей темы изучались раньше, чем в оговоренные программой часы; велась так называемая перспективная подготовка на каждом уроке в малых дозах. Методика коллективного способа учебной работы (КСО) (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов и др.) давала возможность школьникам расширять свои знания с помощью товарищей. В сельской школе-комплексе поселка Ясные Зори (Белгородская область) (директор М. П. Щетинин) в 1974—1979 гг. были применены уплотненные (35 мин) уроки с контрастной сменой деятельности по интересам. В конце 1980 — начале 1990;х гг. около 10 учебных заведений апробировали концепцию диалога культур В. С. Библера. В одной такой школе в Красноярске в 3—4-х классах предметом учебной деятельности становилась античная культура: учащихся на уроках математики знакомили с фрагментами учения Пифагора, на занятиях по истории читали сочинения Плутарха и Геродота и т. п. Масштабными оказались нетрадиционные методики начального развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. В 1996/1997 учебном году по методике Заикова работали около 30% учителей, по методике Давыдова — Эльконина — 10%.

Нетрадиционную организацию обучения внедряют частные школы. К примеру, в школе «Мыслитель» (Москва) каникулы делятся на «домашние», которые дети проводят в семье, и творческие, когда учащиеся посещают театры, выставки, музеи, выполняют задуманные работы.

  • [1] Фирсов В., Семенов А. Школьная математика в России // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. 2009. Вып. № 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой