Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформирование Вооруженных Сил страны обусловило новые требования к высшей военной школе, подготовке будущих офицеров к службе Отечеству, в связи с чем стали необходимыми изменения в подходах к отбору содержания военно-профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в военных учебных заведениях, к способам организации воспитательной деятельности, к характеру отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания курсантов в военном вузе
    • 1. 1. Понятие «духовность», «нравственность» и их характеристика
    • 1. 2. Состояние проблемы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической науке
    • 1. 3. Особенности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Реализация педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов
    • 2. 1. Модель духовно-нравственного воспитания курсантов
    • 2. 2. Характеристика педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование Вооруженных Сил страны обусловило новые требования к высшей военной школе, подготовке будущих офицеров к службе Отечеству, в связи с чем стали необходимыми изменения в подходах к отбору содержания военно-профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в военных учебных заведениях, к способам организации воспитательной деятельности, к характеру отношений между преподавателями, командирами и курсантами. На первый план стали выдвигаться требования к выпускникам военных вузов быть профессионально и социально компетентными людьми, иметь сформированные социально значимые качества личности, быть подготовленными к переменам, которые происходят в окружающей действительности, руководствоваться в своей повседневной жизни ценностями уважительного отношения к каждому человеку, развитым чувством долга, честью, дисциплинированностью и ответственностью.

В то же время сложные перестроечные процессы, которые протекали в России в последние десятилетия сопровождались кризисом духовности и нравственности, который охватил все сферы жизнедеятельности общества, а значит и армии, что также делает актуальным осмысление опыта решения задач духовно-нравственного воспитания курсантов, оценки эффективности средств, которыми располагает высшая военная школа в этом отношении, определения потенциалов, приемов и методов позитивного педагогического воздействия на молодых людей, выявления условий результативности сложившейся структуры и содержания духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.

С одной стороны, как показывает анализ литературы в сфере гуманитарных наук, в гражданской и военной педагогической теории имеется много публикаций, посвященных данному вопросу, с другой — одни их них освещают тенденции прошлого, слабо учитывают настоящее и затрудняют использование их результатов в будущем, другие рассматривают эту сложною проблему, вне системного подхода. Из всего выше сказанного становится очевидным актуальность темы, необходимость ее разработки.

В педагогической науке вопросы духовно-нравственного воспитания исследуются К.А. Абульхановой-Славской, Т. И. Власовой и учениками ее школы, В. И. Додоновым, В. Г. Зябревой, Н. Д. Никандровым, В.А. Сласте-ниным, E.H. Шияновым и другими.

Позиция нового видения сущности процесса воспитания курсанта военного вуза представлена в работах И. В. Биочинского, В. В. Бондаря, Н. Т. Волкова, В. Я. Гожикова, В. П. Давыдова, С. П. Желтобрюха, А. И. Каменева, Г. И. Шпака и других. Их общий смысл состоит в обосновании ценности личностно-ориентированного подхода в образовании для решения поставленных задач.

Отдельные аспекты данной проблемы освещены в работах русских философов, в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, отражены в беседах святых отцов православной церкви, религиозной литературе, публикациях теологов. Все это позволяет выявить объективные тенденции, связанные с недостаточно высокой духовной культурой, нравственной воспитанностью выпускников военного вуза, с возрастанием внимания молодых людей к вопросам духовного образования, веры, с противоречивостью ценностей, которые они избирают в качестве основополагающих ориентиров своей будущей жизни и профессиональной деятельности. Данные обстоятельства обусловили наличие определенных противоречий:

• между современными требованиями к выпускнику военного вуза, его духовно-нравственной воспитанности и недостаточной теоретической осмысленностью предлагаемых форм и методов, используемых в системе военного образования;

• между накопленным опытом воспитания будущих офицеров на идеалах Служения Отечеству и низким уровнем подготовленности преподавательского, командного составов военного вуза к его реализации в новых социально-экономических условиях;

• между изученностью отдельных сторон духовно-нравственного становления курсантов за время их обучения в военном вузе и отсутствием системности в исследовании этого явления;

• между многообразием рекомендаций по организации духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза и их слабой научно-методической обеспеченностью.

Актуальность темы

сформулированные выше противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях духовно-нравственное воспитание курсантов военного вуза будет эффективным?

Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания курсантов в военном вузе, а предметом — педагогические условия его эффективности.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, в ходе опытно-экспериментальной работы проверить педагогические условия эффективности процесса духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза.

Гипотеза исследования. Исходя из того, что процесс духовно-нравственного воспитания курсантов предполагает создание условий для овладения личностью ценностными ориентирами и жизненными смыслами, относящимися к высшему уровню освоения духовного мира человеком, мы предположили, что, педагогическими условиями его эффективности будут: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностно-ориентационнаяиспользование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственностиподготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности.

В соответствии с проблемой, объектом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить сущность духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, определить его специфику.

2. Охарактеризовать основные элементы системы духовно-нравственного воспитания курсантов.

3. Разработать модель и обосновать содержание процесса духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, выявить педагогические условия ее эффективности.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

• системный (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, H.JI. Селиванова, Э. Г. Юдин и др.), деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. И. Щедровицкий и др.), личностно-ориентированный (В.А. Андреев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, A.B. Хуторский, И. С. Якиманская и др.) подходы к воспитанию;

• идеи отечественных философов, психологов (Б.П. Братуся, Ф.Е. Васи-люка, В. П. Зинченко, В. П. Каракозова, В. Н. Колесникова, Д. А. Леонтьева, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, В. А. Шкуратова и др.), и педагогов прошлого (К.Н. Венцель, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) и настоящего (Ю.П. Азаров, Е. В. Бондаревская, Т. Н. Власова, В. А. Караковский, H.A. Колесникова, C.B. Кульневич, Б. Т. Лихачев, С. Г. Макеева, Г. А. Мусаелян, И. С. Марьенко, Н.Д. Никандров);

• концептуальные положения, касающиеся содержания, форм и методов социального воспитания (В.Г. Бочарова, A.B. Во-лохов, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, A.B. Мудрик, М. И. Рожков, В. А. Фокин и др.);

• результаты исследований по проблемам воспитания будущих офицеров в военном вузе (A.B. Барабанщиков, И. В. Биочинский, Н. Т. Волков, И. А. Липский, Г. И. Шпак и др.).

Для решения поставленных исследовательских задач использовался комплекс методов: теоретических (анализ, синтез, моделирование), эмпирических (наблюдение, анализ творческих работ курсантов, анкетирование, обобщение педагогического опыта, беседа) и опытно-экспериментальная работа.

Базой исследования является Костромской филиал Военного университета РХБ защиты (военный институт) ныне Военная академия РХБ защиты им. С. К. Тимошенко.

Опытно-экспериментальной работой было охвачено 121 курсант (1−5 курсов) и 14 преподавателей, командиров подразделений.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом из них (2000 — 2001 гг.) разрабатывались исходные теоретико-методологические подходы, уточнялся категориальный аппарат исследования, обобщался опыт духовно-нравственного воспитания в военных вузах России за всю историю их существования, вырабатывалась гипотеза и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором (2001 — 2005 гг.) — выстраивалась опытно-экспериментальная работа, собирался и осмысливался фактический материал, определялись организационно-педагогические условия.

На третьем (2006 г.) проводился анализ и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации, литературно оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— систематизированы теоретические положения о путях и средствах духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, охарактеризована его система, определено содержание, выделены формы и методы;

— раскрыты потенциалы различных видов деятельности в решении задач духовно-нравственного воспитания курсантов;

— разработана и обоснована модель духовно-нравственного воспитания курсантов в военном вузе;

— выявлены и проверены педагогические средства духовно-нравственного воспитания курсантов;

— обоснованы педагогические условия, выделены и описаны критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности курсантов, определены ее уровни.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены научные представления о процессе духовно-нравственного воспитания в военном вузе, установлена зависимость его эффективности от содержания культурологического образования, соотношения его частей в содержании гуманитарных и социально-экономических предметов, элективных курсов, социализирующей деятельности церкви.

Практическая значимость исследования заключается в том, что пополнен арсенал методик изучения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания, апробированы программы подготовки младшего командного состава и курсантов к проведению работы по духовно-нравственному воспитанию подчиненных.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались междисциплинарным уровнем исследования изучаемого явления, применением методов, адекватных целям и задачам, предмету и объекту исследования, взаимодополняемостью и взаимопроверяемостью методик, повторяемостью полученных данных, их непротиворечивостью.

Личное участие автора состояло в разработке основной идеи, программы опытно-экспериментальной работы, отборе методик и проведении обследования, разработке программно-методических материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения личности к общечеловеческим ценностям и идеалам, как основы для высоконравственного поведения, состоящего в осознании молодыми людьми собственного места в мире, в системе социальных отношений, в согласованности собственных действий с общечеловеческими требованиями и внутренними убеждениями.

2. Система духовно-нравственного воспитания курсантов предполагает наличие полнофункционалыюго культурно-исторического центра в структуре военного учебного заведения, мировой художественной и отечественной культуры, религиоведения в содержании образованияиспользование в качестве ведущих средств культуры, как носителя социальной, и веры, как носителя духовной, памяти человечестваопору на принципы культуросо-образности, преемственности, уважительного отношения к личности каждого участника воспитательного процессадиалогичности.

3. Модели духовно-нравственного воспитания курсантов, которая состоит из нескольких взаимосвязанных блоков (нормативного, креативного, проективного, рефлексивного) и компонентов (когнитивного, ценностно-ориентационного, потребностно-мотивационного, поведенческого, оценочно-эмоционального).

4. Процесс духовно-нравственного воспитания курсантов предполагает ряд этапов: формирование представлений, вооружение знаниями, включение в культурно-преобразующую деятельность.

5. Педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, которыми являются: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностно-ориентационнаяиспользование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственностиподготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности.

Теоретические положения, выводы, рекомендации изложены, обсуждены и получили одобрение на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы КГУ имени H.A. Некрасова, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Костромского высшего военного командно-инженерного училища РХБ защиты (ныне Военной академии РХБ защиты им. С.К. Тимошенко), военно-научных конференциях «Проблемы формирования у курсантов навыков военно-научных исследований в целях решения основных задач учебно-воспитательного процесса филиала» (Кострома, 2003), «Развитие РХБ защиты и ее технического обеспечения» (Кострома, 2004), «Пути совершенствования содержания научного и учебно-методического обеспечения цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в целях формирования и развития профессиональной компетентности будущих офицеров» (Москва — Кострома, 2006), «Религиозные традиции: история и современность» (Кострома, 2006), международном симпозиуме «Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций» (Кострома — Москва, 2006).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, положения, выносимые на защиту, определяется научный аппарат исследования, характеризуется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе — «Теоретические основы духовно-нравственного воспитания молодежи» рассматривается состояние проблемы в светской и религиозной литературе, уточняются исходные понятия, раскрывается их сущность, особенности в военном вузе, характеризуется имеющийся опыт в этом направлении.

Во второй главе — «Реализация педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов» представлены ход, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы, охарактеризованы выявленные педагогические условия и педагогические средства, обеспечивающие эффективность изучаемого процесса.

В заключении даны выводы, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложениях приведены: международные правовые акты о соблюдении прав и свобод человека, независимо от религии, в том числе и в области религиозного образованияметодический материал для священнослужителей, окормляющих Вооруженные Силы и правоохранительные учрежденияэлементы интерьера православной социокультурной среды Военной академии РХБ защиты им. С. К. Тимошенко и другие.

Выводы по второй главе.

В педагогической науке, как свидетельствует проведенный нами анализ научных публикаций, нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания, однако чаще всего исследователи ее видят в формировании у человека духовного идеала и ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями, в приобщении подрастающих поколений к культурному наследию.

В структуре процесса духовно-нравственного воспитания разные авторы выделяют различные взаимосвязанные компоненты, но в преобладающем большинстве случаев речь идет о когнитивном, потребностно-мотивационном, поведенческом и оценочно-эмоциональном компонентах.

Исходя из этого, модель духовно-нравственного воспитания курсантов будет включать несколько взаимосвязанных блоков: а) нормативный, содержание которого складывается из общетребуемых ценностных ориентиров возрастного и социально-профессионального поведенияб) проективный, который подразумевает построение своего понимания мира и отношений, целеполагание, самоопределениев) креативный, содержание которого направлено на осмысление истоков, специфики применения в реальности ценностно-смысловых ориентировг) рефлексивный, который инициирует понимание себя, смыслоопределение.

Соответственно каждый блок данной модели предусматривает овладение необходимой и достаточной для понимания информацией, умениями ее интерпретировать и уместно распоряжаться ею (когнитивный компонент), соотнесение своих выводов и решений с общими установками, установками и намерениями других в обозначенных рамках высших ценностей и собственными убеждениями (ценностно-ориентационный и потребностно-мотивационный компонент), руководство этими положениями в повседневности, в отношениях с окружающими (поведенческий компонент), осознанность происходящего (оценочно-эмоциональный компонент).

Процесс духовно-нравственного воспитания курсантов предполагает ряд этапов: формирование ценностных представлений, вооружение нравственными знаниями, включение в культурно-преобразующую деятельность.

Реализация основных положений этой модели, результаты промежуточных срезов позволили выделить следующие педагогические условия, которые влияют на качество духовно-нравственного воспитания курсантов: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностно-ориентационнаяиспользование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эм-патии, ответственностиподготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что если в военном вузе сложилась система духовно-нравственного воспитания курсантов, если она реализуется с использованием активных форм обучения и воспитания, опирается на культуру и веру, то в экспериментальной группе, где присутствовали все три условия, позитивные показатели оказываются наиболее значительными. Аналогичную тенденцию иллюстрируют показатели толерантности.

Заключение

.

Сложные перестроечные процессы, которые протекали в России в последние десятилетия и сопровождались кризисом духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности общества, а значит и армии делают актуальным осмысление опыта решения задач духовно-нравственного воспитания курсантов, оценки эффективности средств, которыми располагает высшая военная школа в этом отношении, определения потенциалов, приемов и методов позитивного педагогического воздействия на молодых людей, выявления условий результативности сложившейся структуры и путем оптимизации духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.

С одной стороны, как Анализ научных публикаций показывает, что в гуманитарных науках, в гражданской и военной педагогической теории имеется много публикаций, посвященных вопросу духовно-нравственного воспитания детей, подростков, молодежи. Отдельные аспекты интересующей нас проблемы исследуются К.А. Абульхановой-Славской, Т. И. Власовой, В. И. Додоновым, В. Г. Зябревой, Н. Д. Никандровым, В.А. Сла-стениным, E.H. Шияновым и другими.

Отдельные аспекты этой сложной проблемы освещены в работах русских философов, в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, отражены в беседах святых отцов православной церкви, религиозной литературе, публикациях теологов. Все это позволяет выявить объективные тенденции, связанные с недостаточно высокой духовной культурой, нравственной воспитанностью выпускников военного вуза, с возрастанием внимания молодых людей к вопросам духовного образования, веры, с противоречивостью ценностей, которые они избирают в качестве основополагающих ориентиров своей будущей жизни и профессиональной деятельности.

Понятие «духовность» определяется как индивидуальная выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для другихкак специфически человеческое качество., характеризующее мотивацию и смысл поведения личности., позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам — нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений.

Чаще всего в научной литературе понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. При этом признается, что духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие, способность прочувствования, переживания смысла высших ценностей, внутреннюю, непринужденную извне, готовность и возможность поступать, действовать в духе их требований. Духовность предполагает свободу личности. Формируя свою духовность, человек восходит, поднимается именно к этим идеалам и реализует их в своем жизненном пути.

Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и экзистенциальные ориентиры личности укоренены в системе надиндивиду-альных ценностей.

В традиционно философском понимании духовность включает три начала — познавательное, нравственное и эстетическое. Трем данным способностям человеческой природы соответствуют три сферы духовной деятельности — созидающе научное знание, нравственность, искусство. Им, в свою очередь, соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших — истина, добро, красота.

Ядром, нервом духовности является нравственность. Нравственность — это область сознания, ценностей, идеалов и связанных с ними практических поступков, при совершении которых человек к другому человеку относится, как к себе, а к себе — с точки зрения другогокачество личности, являющееся (наряду с интеллектуальностью, интеллигентностью и другими) определителем ее культуры.

Итак, если духовность — это обретение смысла, она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, нравственность является определителем духовной культуры личности, задающим меру и качество свободы самореализации человека, то под духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, социально-значимые качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации.

В условиях плюрализма ценностных ориентаций необходима педагогически целесообразно организованная деятельность по духовно-нравственному ориентированию в этом возрасте, система работы по духовно-нравственному воспитанию юношества, которую исследователи видят в формировании у человека духовного идеала и ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями, в приобщении подрастающих поколений к культурному наследию.

В структуре процесса духовно-нравственного воспитания разные авторы выделяют различные взаимосвязанные компоненты, но в преобладающем большинстве случаев речь идет о когнитивном, потребностно-мотивационном, поведенческом и оценочно-эмоциональном компонентах. Логика духовно-нравственного воспитания в таком случае предстает как единство четырех моментов в воспитательной работе: понимания ценностей, понимания себя, понимания других, понимания своего места в мире.

Исходя из этого, модель духовно-нравственного воспитания курсантов будет включать несколько взаимосвязанных блоков: а) нормативный, содержание которого складывается из общетребуемых ценностных ориентиров возрастного и социально-профессионального поведенияб) проективный, который подразумевает построение своего понимания мира и отношений, целеполагание, самоопределениев) креативный, содержание которого направлено на осмысление истоков, специфики применения в реальности ценностно-смысловых ориентировг) рефлексивный, который инициирует понимание себя, смыслоопределение.

Соответственно каждый блок данной модели предусматривает овладение необходимой и достаточной для понимания информацией, умениями ее интерпретировать и уместно распоряжаться ею (когнитивный компонент), соотнесение своих выводов и решений с общими установками, установками и намерениями других в обозначенных рамках высших ценностей и собственными убеждениями (ценностно-ориентационный и потребност-но-мотивационный компонент), руководство этими положениями в повседневности, в отношениях с окружающими (поведенческий компонент), осознанность происходящего (оценочно-эмоциональный компонент).

Реализация основных положений этой модели, результаты промежуточных срезов позволили выделить следующие педагогические условия, которые влияют на качество духовно-нравственного воспитания курсантов: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностно-ориентационнаяиспользование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственностиподготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности.

В ходе опытно-экспериментальной работы были получены данные, которые свидетельствуют о том, что реализация всех трех условий способствовала продвижению в религиозном самосознании курсантов от синкре-тичности, непоследовательности, подверженности модным веяниям к стремлению понять, осмыслить и руководствоваться этим в повседневной жизни, встроить элементы веры в структуру личной духовности. Их понимание основных категорий (добро, истина, красота, счастье, любовь, человек, жизнь, служение, долг) отличалось полной глубиной, всесторонностью.

Исследовав различные аспекты духовно-нравственного воспитания курсантов, мы пришли к выводу:

1. В условиях реформирования высшего военного образования особое значение приобретает осмысление и разработка методических подходов к актуализации и становлению духовной сферы курсантов, определению содержания их духовно-нравственного воспитания, наличие целостного и системного подходов к решению поставленных задач, использование ценностно-ориентационной деятельности как системообразующей. Главными средствами такого воспитания курсантов будут культура как носитель социальной и вера как носитель духовной памяти человечества.

2. Модель духовно-нравственного воспитания курсантов будет обеспечивать его эффективность, если состоит из нескольких взаимосвязанных блоков (нормативного, креативного, проективного, рефлексивного) и компонентов (когнитивного, ценностно-ориентационного, потребностно-мотивационного, поведенческого, оценочно-эмоционального).

3. Процесс духовно-нравственного воспитания курсантов предполагает ряд этапов: формирование ценностных представлений, вооружение нравственными знаниями, включение в культурно-преобразующую деятельность.

4. Эффективность духовно-нравственного воспитания курсантов будет обеспечиваться реализацией следующих педагогических условий: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является цен-ностно-ориентационнаяиспользование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственностиподготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности.

5. Дальнейшие исследования данной проблемы необходимо вести в направлении расширения объектов, на которые нацелено это воспитание, определения влияния социального партнерства на этот процесс, изучения роли и места отдельных предметов в решении задач духовно-нравственного воспитания курсантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Б. Социальная работа Русской Православной церкви // Отечественный журнал социальной работы. 2004. — № 1. — С.59−62.
  2. Е. Содружество // Социальная работа. 2003. — № 1. -С.39−40.
  3. A.JI. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл деятельности офицера: Дис. .канд. психол. наук. -М, 1996.-215 с.
  4. В.Г. Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции XVII XX веков: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 2004. — 46 с.
  5. A.C. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: (на опыте Троице-Сергиевой Лавры): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. — 22 с.
  6. И.В. Православно-христианское нравственное богословие // Психологический журнал. 1993. — № 4. — С.170−173.
  7. В.М. Воспитание воинского долга у курсантов ВУЗов в современных условиях (исследование на материалах ВУЗов Войск связи): Дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 259 с.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-256 с.
  9. Антология педагогической мысли христианского средневековья / Сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. В 2-х Т.-М., 1994.-352 с.
  10. Антология социальной работы: в 5 Т. Т.1: История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. — М, 1995. — 288 с.
  11. Армия и религия (информационное пособие-справочник). М., 1994. -140 с.
  12. Армия и церковь: новый взгляд на старые традиции // Ориентир. -1994. -№ 5. -С.3−8.
  13. A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. .д-ра пед. наук. -М., 1990.-374 с.
  14. А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003. — № 8. — С.35−41.
  15. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. — 380 с.
  16. B.C. Социальная философия. М., 2000. — 560 с.
  17. Н.Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики. М., 2005. — 256 с.
  18. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1994. — 338 с.
  19. Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм. -М, 1996.-691 с.
  20. В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1999.-21 с.
  21. H.A. О рабстве и свободе человека. М., 1993. — 229 с.
  22. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. -227 с.
  23. H.A. Философия свободного духа. М., 1994. — 470 с.
  24. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. — № 5. — С.3−9.
  25. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., -СПб., 2002.- 1456 с.
  26. О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Культурологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А. Г. Козловой, А. П. Тряпицыной. СПб., 2006. — 236 с.
  27. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2004. — 300 с.
  28. И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Воронеж, 1999. — 16 с.
  29. О.Ю. Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации: Дис. .канд. социол. наук. М., 2004. -188 с.
  30. JI.A., Калашников И. А. Во имя победы над врагом: Армия, общество, церковь // Военно-исторический журнал. 1994. — № 8. — С.82−87.
  31. В.И. Межведомственный подход к социально-педагогической работе // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 100−104.
  32. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. 2-е изд. стереотип. — М., 2000. — 440 с.
  33. Е.К. Психологическая деонтология. Мировоззрение и нравственность личности. СПб., 2002. — 233 с.
  34. Т.Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дис. .д-ра пед. наук. -Ростов н/Д., 1995.-457 с.
  35. .С. Психология ранней юности. М., 2001. — 96 с.
  36. Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 23 с.
  37. Ю.Г., Нечипуренко В. Н. и др. Социология: Курс лекций. -Ростов н/Д., 2000.-512 с.
  38. В. На плечах погоны Бог в душе: «Религия и воинская служба (христианство, ислам, буддизм о войне и воинском долге)» // Аргумент. — 1993. — № 4. — С.23−25.
  39. Воспитание патриотизма / Под ред. Н. И. Резника. М., 2002. — 62 с.
  40. Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тарае-ва // Журнал Московской патриархии. 1992. — № 9. — С.45−46.
  41. В.И. Социология религии. М., 1995. — 223 с.
  42. Л.С. Назначение, цели и задачи примерного содержания образования по учебному предмет «Православная культура» // Образование. 2003. — № 3. — С.26−33.
  43. З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 18.
  44. .С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа.). -М., 1998.-С.492−573.
  45. Е.Е. История русской церкви. М., 1997. — 926 с.
  46. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. — 572 с.
  47. Л.С. Комментарий к приказу о религиозном образовании от 10.07.2003 № 2883 // Образование. 2003. — № 4. — С.5−8.
  48. К.Д. Национальные и религиозные компоненты культуры // Педагогика. 2003. — № 6. — С.74.
  49. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. -М., 1989.-699 с.
  50. М.И. Курс педагогики. 4.2. М-Петроград, 1915. — 187 с.
  51. В.И. Некоторые проблемы духовного развития личности. -М., 2000.-47 с.
  52. В.И. Понятие духовности и душевности в воспитании человека в контексте русской религиозной философии конца Х1Х-начала XX вв. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX-начала XX веков. М., 1997. — Ч. I. — С.6−22.
  53. К.Г. Религия и культура. СПб., 2000. — 281 с.
  54. Е.Е. Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций: Дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 2004.-246 с.
  55. В.В. Человек, культура, политика. М., 1998. — 134 с.
  56. Л.А. Православное богослужение как основа религиозного преподавания // Русское возрождение. № 62. — С.33−41.
  57. Л. Пробуди и укрепи: Православная этика // Народное образование. -2000. -№ 3. С. 195−199.
  58. В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. — 347 с.
  59. В.П. Человек развивающийся. М., 1994. — 335 с.
  60. Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Дис. .д-ра пед. наук. -М., 1999. -559 с.
  61. Д.Д. «Духовность» как категория гуманной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М.А. Га-лагузовой. Вып.З. — Екатеринбург, 1998. — С.29−31.
  62. В.Г. Педагогика свободы: Духовно-нравственное воспитание подростка в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. М., 2004.-207 с.
  63. A.A. История православной педагогики. Программа учебного курса на филологическом факультете педагогического университета. Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий / Сост. А. Д. Червяков. М., 1999. С.45−58.
  64. И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж-Москва, 1993. -334 с.
  65. И.А. О воспитании в грядущей России. Т. 2. М., 1993. — 320 с.
  66. И.А. Путь к очевидности. М., 1993. — 427 с.
  67. В .Т. Человек. Минск, 1998. — 72 с.
  68. A.A. Что такое духовность? // Школа духовности. 2000. -№ 3. -С.6−15.
  69. И. Времена меняются, вера остается // Вестник ПВО. -1993. № 9. — С.33−34.
  70. E.H. Педагогика: курс лекций. Ростов н/Д., 2004. — 160 с.
  71. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 1996. — 160 с.
  72. A.B. Очерки по истории Русской церкви. Собрание сочинений: в 2-х т.-ТЛ.-М., 1992.-586 с.
  73. В.Н. Церковь и образование. М., 1999. — 32 с.
  74. Г. С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. 2000. — № 6. — С.8−33.
  75. С.В. Христианский смысл милосердия // Милосердие / Под ред. М. П. Мчедлова М., 1998. — С.23−89.
  76. H.H. Религия в духовной жизни российского офицера // Военная мысль. М., 1994. — № 1. — С.56−59.
  77. Книга о церкви. М., 1997. — 380 с.
  78. Н.А. Психология духовной личности. Тамбов, 1996. — 153 с.
  79. Г. М., Коджасперов АЛО. Педагогический словарь. М., 2000.- 176 с.
  80. Ф.Н. Эпистемологические предпосылки включения религии в содержание школьного образования // Герценовские чтения 2006. -4.1.-СПб., 2006.-С.165−181.
  81. Ф.Н. Религиозное образование и социализация личности в условиях этнокультурного иморализма // Герценовские чтения 2006. — 4.4. — СПб., 2006. — С.70−97.
  82. И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2005. — 288 с.
  83. Е. Образование и православие // Учительская газета. 1998. -№ 25.-С.6−7.
  84. Т.Н. Система образования в военных поселениях России в XIX веке // Педагогика. 2000. — № 7. — С.73.
  85. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности //Журнал Московской патриархии. 1991. -№ 7. -С.40−42.
  86. А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. .канд. пед. наук, М., 1992. — 16 с.
  87. М.Н. Вероисповедная политика министерства народного просвещения Российской империи в XIX веке: Дис. .канд. пед. наук, СПб., 2001.-288 с.
  88. Д.Н. Классические педагогические системы Ж.-Ж. Руссо и И. Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики. Курск, 2004. -22 с.
  89. И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина российской армии: Дис. .канд. филос. наук. -М, 1997.-240 с.
  90. М.А. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России // Педагогика. 2004. — № 4. — С.З.
  91. Кузьмина C.JI. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. 1999. — № 2. — С.76−81.
  92. A.M. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII начало XX века): Дис. .канд. истор. наук.-М., 2000.-224 с.
  93. Культура, образование, религия: круглый стол // Педагогика. 1995. -№ 5. -С.50−64.
  94. Культурно-просветительная работа в армии и на флоте. М., 1997. -320 с.
  95. А. Табу на духовность: Религиозное воспитание // Престижное воспитание. 2000. — № 1. — С.29−30.
  96. Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственной воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М., 2002. -30 с.
  97. ЮО.Леднев B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 6. — С.3−6.
  98. Ю1.Липаева Т. А. Философско-религиоведческий анализ деятельности русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи (традиция и современность): Автореф. дис. .канд. филос. наук. Пермь, 2006. — 23 с.
  99. А.Е. Воспитание и духовность (заменой православного педагога) // Педагогика. 2001. — № 3. — С.33−36.
  100. А.Е. Нравственное разложение и православие // Педагогика. -1999.-№ 6.-С.114−119.
  101. .Т. Философия воспитания. М., 1995. — 282 с.
  102. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. — 85 с.
  103. Н.О. Условие абсолютного добра. -М., 1991.-368 с.
  104. Ю7.Любан Т. Н. Христианская педагогика В. В. Зеньковского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1996. — Вып.2. -С.191−194.
  105. В.В. Воспитание духовных ценностных ориентаций у учащихся // Формирование ценностной ориентации личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогике (конец XX начало XXI в.). -М., 2005.-С.98−101.
  106. С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Ярославль, 2001. — 46 с.
  107. Ю.Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2002. -256 с.
  108. Д.Ж. Общая социология. М., 1998. — 432 с.
  109. М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики: Дис. .канд. филос. наук, Ставрополь, 2000. -146 с.
  110. H.A. Формирование ценностных ориентаций учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования средствами православного просвещения: Дис. .канд. пед. наук. -Курган, 2000.- 184 с.
  111. М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других ориентиров духовной культуры: Дис. .канд. филос. наук. -М., 2001. 178 с.
  112. И.В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. -2003.-№ 7.-С.71.
  113. Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юноши. СПб., 1999. — 63 с.
  114. А.Н. Краткий курс православной педагогики. Кострома, 2001.- 104 с.
  115. В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975. — 145 с.
  116. A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001.-320 с.
  117. A.B. Социализация человека. М., 2005. — 300 с.
  118. A.B. Социальная педагогика. М., 2000. — 200 с.
  119. C.B. Роль русской православной церкви в развитии образования в Российской провинции (на примере Вятской губернии): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киров, 2006. — 18 с.
  120. В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ // Школа духовности. 1998. -№ 4. — С.23−40.
  121. М.П., Нуруллаев A.A., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социсс. 1994. -№ 5. -С.9−13.
  122. C.B. Педагогика духовного обустройства // Воспитание школьников. 2000. — № 9. — С.2−7.
  123. На службе отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Под ред. В. А. Золотарева, A.B. Черкасова, A.C. Дудкина. M., 1998. — 253 с.
  124. О.М. Психолого-педагогические условия безопасной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 2000. — 16 с.
  125. Н.Д. Православие и образование: К вопросу о роли религии в обучении и воспитании молодежи в России // География в школе.-1996,-№ 4 .-С.2−7, 18.
  126. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  127. Н.Д. Проблема духовности в светском государстве и образовании: Выступление на Шестых Международных Рождественских образовательных чтениях, Москва, 26 января 1998 г. // Magister. -1998. -№ 2. -С.10−19.
  128. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. — 304 с.
  129. С.Н. Ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2006. — 169 с.
  130. В. Христианство, патриотизм и война. Казань, 1904. -198 с.
  131. .В. Введение в христианскую психологию. М., 1994. -169 с.
  132. .В. Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных. СПб., 1997. — 24 с.
  133. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: Проблемы освоения наследия: В 2-х кн. Новосибирск, 1996. — 401 с.
  134. A.A., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2004. — 416 с.
  135. С.И. Словарь русского языка. -М., 1990. 921 с.
  136. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева, С. Фомина. -М., 1993.-240 с.
  137. Основы нравственности / Авт.-сост. Р. В. Янушкявичюс, O.JI. Япушкя-вичене. М., 2004. — 504 с.
  138. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. M., 2001.- 127 с.
  139. A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000. — № 7. — С.23−29.
  140. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шия-нов.-М., 1997.-512 с.
  141. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2003.-528 с.
  142. Пейкова 3. Молодежь, церковь и будущее: Обсуждаем проблему // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С.80−93.
  143. П.И. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. — Вып.8. — С.71−84.
  144. Полный православный богословский энциклопедический словарь. -Т.2.-М., 1992.-1336 с.
  145. С.Д. Реалистическое воспитание. М., 2004. — 176 с.
  146. Попов J1.A. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. 1992. -№ 7−8.-С.28−32.
  147. Попов J1.A. Драма духовности: О роли религиозных учений в воспитании // Народное образование. 1997. — № 5. — С.63−64.
  148. Правовые основы деятельности Русской Православной Церкви. М., 2001.- 146 с.
  149. Православие в жизни / Сб. ст. под ред. С. Верховского. Клин, 2002. -446 с.
  150. Православие в России. М., 2000. — 440 с.
  151. Православие и проблемы воспитания / Под. Ред. J1.E. Шапошникова. -Н. Новгород, 2000. 400 с.
  152. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. -СПб., 2003.-479 с.
  153. Принципы православной педагогики // Образовательный вестник. -№ 1(1).- 1999.
  154. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского и др. М., 1990. -431 с.
  155. Психолого-педагогический словарь / Авт. сост. В. А. Мижериков. -Ростов-на-Дону, 1998. — 544 с.
  156. С. Православие и религия будущего. М., 1991. — 139 с.
  157. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. Ярославль, 1999.- 117 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. M., 1999. — Т.2 — М., — 608 с.
  159. Л.И. Духовный учитель и как им стать: Вопросы нравственно-эмоционального совершенствования // Педагогический вестник. 1998. — № 6. — С.2−3.
  160. Г. К. Социально-воспитательные технологии. М., 2002 -176 с.
  161. Т.Н. Формирование ценностных ориентаций воспитанников образовательных учреждений интернатного типа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2004. — 24 с.
  162. A.B. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. -2000. № 5. — С.48−56.
  163. A.B. Религиозное образование в демократическом обществе // Церковь и время. 2003. -№ 4. — С.7−14.
  164. Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Дис. .канд. пед. наук. M., 1999.-339 с.
  165. Т.В. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов в православных высших учебных заведенияхhttp://www.pokrov-forum.ru/dela/pokrovcht/txt/sbornik2004 2005/ soc edii/skljarova.html/
  166. T.B. Современные аспекты социально-педагогической деятельности // Образование. 2004. -№ 11.- С.30−36.
  167. В.И. Психология человека. М., 1995. — 486 с.
  168. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М., 2002.-382 с.
  169. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков. М., 2004.-448 с.
  170. Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнова, И. С. Кона. М., 1989. -479 с.
  171. B.C. Оправдание добра. М., 1988. — 448 с.
  172. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузо-вой.-М., 2000.-416 с.
  173. Справочник офицера-воспитателя. Вып. 35. — М., 2003- 368 с.
  174. A.M. Юридическая психология. М., 2000. — 496 с.
  175. И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-нравственных ориентаций молодежи: Дис. .канд. филос. наук. -М., 1996.-226 с.
  176. Ш. Тайчинов М. Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. -1993. -№ 2. -С.38−40.
  177. Е.А. Формирование личности в контексте идей православного христианства: Дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 150 с.
  178. Ю.И. Социально-культурные аспекты функционирования военного училища: деятельность субъектов образовательного процесса: Дис.. .д-ра социол. наук. Саратов, 1997. — 448 с.
  179. В. Религиозные убеждения и военная служба // Советская юстиция. 1991. — № 4.-С. 19−20.
  180. А.И. Просветительная деятельность русской православной церкви на крайнем северо-востоке в досоветский период: Дис. .канд. ист. наук. 1999.- 181 с.
  181. Толстой J1.H. Воспитание патриотизма. M., 2002. — 62 с.
  182. В.Е. Педагогический аспект православно-ориентированной среды в отечественном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. — 26 с.
  183. В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. -№ 3. — С.65−68.
  184. Философия социальной работы / Под ред. В. И. Митрохина. М., 1998. -208 с.
  185. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1967.-Т.4.-592 с.
  186. М.В. История социальной работы в России. М., 1999. -256 с.
  187. Формула воспитания: личность, деятельность, коллектив. / Под общ. ред. З. И. Васильевой. СПб., 2006. — 344 с.
  188. В.В. О религиозных корнях толерантности // Социс. 2004. -№ 1.-С.54−61.
  189. М.В. Избранные произведения. Т.4. М., — 1957. — С.143.
  190. С.Ю. Русская православная церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота (1800−1917): Дис. .д-ра ист. наук. СПб., — 1999. — 497 с.
  191. А.Ф. Ценностные ориентации курсантов военного училища в современных условиях: Дис. .канд. социол. наук. Саратов, 1998. -146 с.
  192. А. Христианская социальная политика в современной России // Социальная работа. 2003. — № 1. — С.9−10.
  193. Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Дис. .канд. пед. наук. Елец, 2001. — 150 с.
  194. А. В начале пути. М., 2002. — 320 с.
  195. И.Л., Ушинский К. Д., Бердяев И. А. Духовность как нравственная основа личности // Педагогика. 2002. — № 5. — С.77.
  196. Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. // http://www.radonezh.ru/
  197. В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М. А. Галагузовой. Вып.З. — Екатеринбург, 1998. — С.32−50.
  198. П.П. Влияние Веры на военное дело. М., 1900. — С.36−40.
Заполнить форму текущей работой