Организация нетрадиционных уроков развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения
Учёт психолого-педагогических особенностей учащихся является необходимым условием достижения успеха. Использование нетрадиционных форм обучения уроков развития русской речи в 5 классе в школах с казахским языком обучения даёт возможность работать на ребёнка с учётом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, что способствует более качественному усвоению учебного процесса в целом… Читать ещё >
Организация нетрадиционных уроков развития речи в 5 классе общеобразовательной школы с казахским языком обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолого-педагогическое обоснование педагогической темы
Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в учёбе. Важнейшая психологическая особенность подростков-пятиклассников — чувство взрослости. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. В жизни подростка много времени отводится учёбе. В учебной деятельности свои трудности и противоречия. Прежде всего, отмечается избирательная готовность и повышенная восприимчивость к отдельным сторонам обучения, прежде всего к тем, которые подчёркивают взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоление трудностей в освоении сложного материала, самостоятельная организация познавательной деятельности за пределами школы. Вместе с тем, у подростков нередко снижается общий интерес к учёбе, происходит «внутренний отход от школы». Это связано с тем, что школа перестаёт быть для него центром духовной жизни. Л. С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребёнком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса. По мнению Л. И. Божович, — с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков особенности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Проблема мотивации на учёбу — одна из важнейших и острейших проблем школы. Мотивация — это стремление человека что-то сделать, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т. е. её желаний, потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. [24, с.18−20] Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. Цель — это некое представление о будущем результате, о том, что должно и может быть быть получено. В виде цели выступает лишь желаемый, ожидаемый, предполагаемый результат. Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение в нём себя, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации. Учебная деятельность всегда противоречива. С одной стороны, она обладает привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результат знания. С другой — всегда несёт в себе опасность нежелаемого неуспеха, зависимости от личности учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика формируется установка на активное, творческое, самостоятельное поведение или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребёнка, обеспечить максимальную самореализацию формирующейся личности. 25, с.10−13]. Начиная работу в пятом классе, можно условно разделить учеников на 3 группы:
- — Тугодумы" - «Они медлительны, неповоротливы, речь нединамична, невысокий темп работы, реакция на заданный вопрос запоздалая — им необходим меньший объём заданий.
- — «Торопыги». Быстрая реакция, поспешное написание, ответ, а потом его обдумывание, частые ошибки — необходимо многократное повторение.
- — «Умники" — дети с уравновешенными процессами. Они всё успевают, делают качественно, требуют дополнительной нагрузки, не ошибаются в ответах.
В основе такого деления — индивидуально-психологические особенностями ребёнка, тип его нервной системы, без учёта которых невозможно его успешное обучение.
- 1 группа учащихся — дети со слабой нервной системой. Тихие, спокойные, им не хватает уверенности в себе, они боятся неудачи, боятся глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху сильно осложняется;
- 2 группа — подвижные учащиеся с подвижной нервной системой. Как отмечал В. П. Герасимов, им свойственно строить работу «на отвлечениях», им присуща торопливость, несформированность привычки дослушать до конца объяснение учителя, их удручает однообразная деятельность.
- 3 группа — учащиеся с сильной нервной системой. Обычно дети этой группы уравновешенны, учебные нагрузки для них приемлемы и вполне доступны.
Учёт психолого-педагогических особенностей учащихся является необходимым условием достижения успеха. Использование нетрадиционных форм обучения уроков развития русской речи в 5 классе в школах с казахским языком обучения даёт возможность работать на ребёнка с учётом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, что способствует более качественному усвоению учебного процесса в целом.