Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Династия Федотовых-Ростроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в XX столетии: Образование, творчество, исполнительство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее ценный, впервые публикуемый, материал собран в фондах Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), ставший основным источником1. Его документы, наряду с подлинными свидетельствами становления и развития музыкального образования и культуры в городе, включают богатое собрание периодических изданий, особенно дореволюционной эпохи. Уникальным по своей коллекции можно считать Архив… Читать ещё >

Содержание

  • Том I
  • Глава 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОРЕНБУРГА В ДОКУМЕНТАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВАХ
    • 1. Из истории строительства профессиональной музыкальной культуры Оренбурга (1900−1930гг.)
    • 2. Музыкальный Оренбург в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
    • 3. Музыкальная инфраструктура Оренбурга второй половины
    • XX. века: становление и развитие
  • Глава 2. СЕМЬЯ ФЕДОТОВЫХ-РОСТРОПОВИЧЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРЕНБУРГ
    • 1. Исторические корни семьи и ее многогранная культурная деятельность
    • 2. Мстислав Ростропович как продолжатель семейных традиции
  • Глава 3. ОРЕНБУРГСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
    • 1. Начальный период становления учебного заведения
  • 20−40гг.)
    • 2. Годы интенсивного развития училища (50−60гг.)
    • 3. Достижения и инновационная деятельность
  • 70−90-х годов

Династия Федотовых-Ростроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в XX столетии: Образование, творчество, исполнительство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие музыкальной культуры России в XX столетии невозможно представить без провинции, которая была важной составной частью художественного потенциала страны. Оренбург явился одним из тех региональных центров, в становлении культурной жизни которого принимали участие многие известные деятели отечественного музыкального искусства (Л.Ростропович, М. Ростропович, С. Козолупов, И. Дзержинский, Р. Глезер). Находясь на перекрестке торговых путей из Европы в Азию, Оренбург издавна был важным политическим, экономическим и культурным центром России, по сути приближаясь к столичным городам своей широко развитой культурной инфраструктурой — театрально-зрелищными предприятиями и учебными заведениями. Многонациональный уклад Оренбурга послужил важным стимулом в развитии музыки народов Востока. Развернувшееся здесь в 20-е годы творчество известных музыкантов (А.Затаевич, С. Сайдашев, М. Валеев) оказало влияние на процесс формирования национальных композиторских школ Казахстана, Татарии и Башкирии, ставших составной частью отечественной культуры бывшего СССР.

Фундаментом становления и функционирования культуры, особенно на периферии, служит образование, без которого немыслима сколько-нибудь серьезная творческая деятельность. В музыкальных учебных заведениях Оренбурга в начале века оказались сконцентрированными лучшие профессиональные силы, своей высокой культурой существенно повлиявшие на развитие художественной жизни целого региона.

Важнейшим вкладом в культурную историю Оренбурга стала подвижническая деятельность династии Федотовых-Ростроповичей, по своей направленности имевшая много общего с усилиями семьи Гнесиных в Москве. Основав здесь одно из первых музыкальных учебных заведений, три поколения этой династии в XX столетии оказывали огромное влияние на процесс разви5 тия художественной культуры не только города и региона, но и всей российской провинции, давшей миру такого выдающегося музыканта, как Мстислав Ростропович.

Известно, что появление столь выдающихся личностей не происходит случайно, а имеет, как правило, глубокие корни, изучение которых представляет в настоящее время одну из важных задач музыкального краеведения как составной части музыкознания. Между тем, исследование такого плана, как и труды по истории музыкальной культуры российской провинции, пока насчитываются единицами. Так, общеизвестна и научно описана роль семьи Гне-синых в развитии профессионального музыкального образования в Ростовена — Дону, а затем в Москве. Но деятельность династии Федотовых-Ростроповичей в Оренбурге еще не становилась объектом изучения. Настоящая диссертация в известной степени восполняет этот пробел. Важен и другой момент: достаточно богатая и разнообразная история музыкальной культуры Оренбурга, в том числе образования, фактически до сих пор не получила отражения в отечественном музыкознании. Отсутствие обобщающих исследований в данной области, а также необходимость разностороннего изучения ее основных процессов определили актуальность избранной диссертационной темы.

Научная рефлексия такого плана тем более необходима потому, что за столетний период в Оренбурге была создана разветвленная сеть музыкальных учебных заведений (школы, училища, институт), деятельность которых послужила базой подготовки специалистов для создания различных творческих организаций (театра музыкальной комедии, филармонии, оркестров, хоров и пр.), а также развития художественной самодеятельности в многочисленных дворцах и домах культуры, клубах города и области. Однако находящееся в постоянном движении и саморазвитии музыкальное образование в краеведческом плане совсем не изучено. Особенно недостаточно, в контексте общих 6 процессов развития отечественной культуры, представлена роль средних специальных учебных заведений, ставших в большинстве российских регионов главными музыкально-образовательными и культурно-просветительными центрами. Примером может служить Оренбургское музыкальное училище, игравшее весьма заметную роль в художественной и образовательной жизни города. С одной стороны, оно было тесно связано с музыкальными школами, готовившими абитуриентов для училища и принимавшими на работу его выпускников. С другой — училище своей многолетней активной деятельностью подготовило благодатную почву для реализации инновационных процессов, наметившихся в музыкальном образовании России в 90-е годы. Создание в конце века высшего музыкального учебного заведения (Оренбургского института искусств) завершило формирование здесь трехуровневой системы художественного образования «школа — училище — вуз», в которой именно среднее звено на протяжении ряда лет было (и ныне остается) главным, наиболее мобильным системообразующим компонентом. Поэтому весьма актуальным является также исследование этой его роли в становлении всей музыкально-образовательной системы.

В целях разностороннего изучения истории музыкальной культуры Оренбурга в диссертации использована методология комплексного (системного) исследования основных проблем, вызвавшая необходимость сочетания методов разных наук — музыковедения и краеведения, педагогики и социологии. Поэтому исследовательская работа была развернута в разных направления и осуществлялась в различных аспектах.

Фундаментальной основой диссертации явились архивные материалы, свидетельствующие о становлении и развитии музыкальной культуры и образования города. Представляя собой широкий спектр вопросов и проблем, работа хронологически ограничивается рамками XX столетия, поскольку собранные материалы и факты по данному периоду оказались наиболее содер7 жательными. Автору представилась возможность работать в разных архивах Оренбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, пользоваться документами из личных собраний В. Ростропович, Н. Стальновой, В. Кургаевой, И. Лидарской, Ханец-ких.

Наиболее ценный, впервые публикуемый, материал собран в фондах Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), ставший основным источником1. Его документы, наряду с подлинными свидетельствами становления и развития музыкального образования и культуры в городе, включают богатое собрание периодических изданий, особенно дореволюционной эпохи. Уникальным по своей коллекции можно считать Архив Оренбургского музыкального училища (АОМУ), содержащий материалы по истории учебного заведения и деятельности известной семьи Федотовых-Ростроповичей. Определенный интерес в исследовательской работе вызвали документы и материалы столичных архивов: Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК), Московской государственной консерватории (МГК), Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), пролившие свет на целый ряд важных свидетельств развития музыкальной культуры города, подтверждение которым автор не смог найти в Оренбурге. В частности, материалы о деятельности театрально-зрелищных предприятий, известных музыкантов в 2040;е годы. Часть документов имеет раритетный смысл и впервые вводится в научный обиход, представляя собой ценный материал, содержание которого вполне может быть использовано в последующих исследованиях по данной тематике.

В процессе разработки темы автор вступил в переписку и личные контакты с семьями Ростроповичей и Ханецких, в немалой степени послужившие уточнению и переосмыслению ряда спорных факторов и вопросов. Важное 8 значение имели встречи и беседы с Мстиславом Ростроповичем, состоявшиеся в период его нескольких визитов в Оренбург в 90-е годы. Собранные в значительном количестве свидетельства и материалы по значимости и смысловой нагрузке можно разделить на творческие, автобиографические, а так же нормативно-регламентирующие. В числе последних большую ценность представляют фондовые материалы, раскрывающие наиболее важные события, факты и явления. В частности, документы по инновационной деятельности, связанные с преобразованием музыкального училища в ВУЗ (Приложение II, №№ 108−112), свидетельства, подтверждающие активную педагогическую и творческую работу семьи Федотовых-Ростроповичей (Приложение II, №№ 43−73), материалы о пребывании в Оренбурге в годы Великой Отечественной войны известных музыкантов В. Соловьева-Седого, И. Дзержинского, М. Чулаки, В. Волошинова, Р. Глезер, Б. Хайкина (Приложение II, №№ 17−22- 26- 87- архивные источники 289−290- 297- 299−300), Положение об Оренбургской музыкальной школе (Приложение II, № 4), Устав музыкального техникума (258), списки первых преподавателей данных учебных заведений (Приложение II, №№ 3- 75).

Определенную ценность представляют документы, связанные с периодом формирования и последующего функционирования ряда творческих организаций: театра музыкальной комедии, филармонии, государственного русского народного хора и др. (Приложение II, №№ 15- 25- 27- 28−32- 34−37−40−41- архивные источники 255- 283- 296).

Чрезвычайно важным в работе над диссертацией оказались свидетельства, опубликованные на страницах периодической печати, составившие особое звено среди многообразия архивных материалов. Такие дореволюционные издания, как «Оренбургский листок», «Оренбургская газета», а также первые советские газеты: «Степная правда», «Оренбургский рабочий», «Смычка» -явились одним из источников, раскрывших основные этапы развития му9 зыкальной культуры города первой трети XX столетия. Целый ряд важных событий музыкальной жизни Оренбурга получили свое отражение в ряде материалов, опубликованных в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Огонек», центральных газетах «Труд», «Вечерняя Москва» и местных изданиях «Смычка», «Чкаловская коммуна», «Южный Урал», «Оренбуржье», «Оренбургская неделя», «Вечерний Оренбург», «Новое поколение», являвшихся порой единственным источником и носителем информации.

Важным аргументом стал социологический аспект, позволивший выявить и охарактеризовать различные очаги музыкального образования и культуры города: учебные заведения различного профиля, творческие коллективы профессионального и самодеятельного уровня.

Серьезным направлением в работе явился педагогический аспект, рассматривающий тесную взаимосвязь исполнительской и просветительской деятельности. В работе подчеркивается, что, как и в других регионах, педагогика и иные сферы музыкальной культуры Оренбурга были неразрывно связаны между собой, представляя единый организм. Многие преподаватели активно концертировали, пропагандируя музыкальное искусство, и, наоборот, ряд известных исполнителей довольно часто занимались педагогической работой, на практике реализуя свой сценический опыт. Примером тому может служить многогранная педагогическая и творческая деятельность музыкальной семьи Федотовых (Н.А.Федотов, О. С. Федотова, В.Н.Федотова-Малиновская, Н.Н.Федотова-Козолупова, С.Н.Федотова-Ростропович), стоявших у истоков создания и становления музыкального образования в городе. Подобное явление в истории музыки и образования было весьма распространенным как в прошлом, так и нынешнем столетии. Достаточно вспомнить годы становления Московской консерватории (87), в которой работали крупнейшие отечественные музыканты (Н.Рубинштейн, П. Чайковский, И. Гржимали, Ф. Лауб,.

B.Фитценхаген, Д. Гальвани). Приехав на время, многие из них остались в учебном заведении навсегда, связав свою судьбу с педагогической работой.

Изучение основных этапов развития музыкальной культуры и образования в Оренбурге потребовало привлечение литературы разного профиля, составившей теоретическую базу работы. Труды по краеведению региональных исследователей (Л.Футорянский, В. Дорофеев, А. Федорова), посвященные истории города и области, монографии, а также всевозможные сборники статей, довольно подробно раскрывают основные этапы и вехи политического, экономического и культурного устройства края и города за два с половиной века. Такие издания, как «История Оренбуржья» (83), «Культурное строительство в Оренбуржье» (100), «Над Уралом-рекой» (66) — послужили источниками в освещении вопросов, касающихся жизнедеятельности города. Ценную информацию автор диссертации почерпнул в книге «Оренбург в годы Великой Отечественной войны» А. Федоровой (214). Касаясь событий, связанных с эвакуацией в город предприятий, творческих коллективов, известных деятелей отечественной культуры и искусства, она охватывает период с июня 1941 по май 1945 года.

В процессе работы над темой автор активно использовал труды известных отечественных музыковедов (Б.Асафьев, Ю. Келдыш, А. Николаев), а также ряда других ученых, напрямую или косвенно связанные с тематикой исследования. Примером таких публикаций могут служить две книги музыковеда.

C.Хентовой, работающей в жанре биографической литературы. Одна из них -" В.П.Соловьев-Седой" (192), построена на основе воспоминаний, писем друзей и коллег композитора, а также публицистических статей самого Соловьева-Седого. Другая книга — «Ростропович» (220), посвященная всемирно известному виолончелисту и дирижеру Мстиславу Ростроповичу, раскрывает основные этапы жизни и творчества великого музыканта.

Существенным подспорьем в работе над диссертацией стали ранние публикации о М. Ростроповиче музыковедов Л. Гинзбурга (42) и Т. Гайдамович (36), а также современные работы последних лет «Ростропович и его современники» Т. Грум-Гржимайло (55), «Музыка и власть» А. Богдановой (17), своими материалами и свидетельствами, подтвердившие ряд фактов из жизни и творчества известного музыканта и его семьи. Много интересных свидетельств было позаимствовано из книги «С. М. Козолупов. Жизнь и творчество» (автор Г. Козолупова), посвященной исполнительской и педагогической деятельности одного из основоположников советской виолончельной школы, уроженца станицы Краснохолмской Оренбургской губернии (91). В частности, приведенные в публикации факты об административной и творческой работе С. Козолупова в Оренбурге, с 1918 по 1920 годы, существенно дополнили свод документов, связанных с историей становления музыкального образования города в первые годы советской власти. Книга О. Томпаковой «И.Дзержинский. Очерк жизни и творчества» (207) явилась важным аргументом в раскрытии одного из разделов диссертации, связанного с пребыванием известного композитора в городе в годы Великой Отечественной войны. В процессе исследовательской деятельности серьезное методологическое значение имели музыковедческие труды социологической ориентации (Б.Яворский, А. Сохор, В. Цукерман), послужившие отправной точкой в характеристике и определении ряда положений, событий и явлений, касающихся развития и функционирования учреждений образования и культуры.

Среди большого перечня работ по педагогике, в том числе музыкальной, наибольший интерес вызвали труды Г. Цыпина, В. Горлинского, Г. Маяро-вской, посвященные проблемам совершенствования системы музыкального воспитания и образования в новой России. Две книги В. Горлинского «От школы к институту» (49) и «Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного.

12 периода" (50) являются серьезными исследованиями, базой для которых послужил богатый опыт, накопленный за 80-летний исторический период становления и развития музыкального комплекса (школыучилища — института музыки имени А. Шнитке) в Москве. На примере данных учебных заведений рассматриваются вопросы организации и внедрения трехуровневой системы образования в музыкальных учебных заведениях, инновации в теории и практике развивающего обучения (на материале преподавания музыкальных дисциплин), мотивационные ориентации учащейся молодежи (в контексте особенностей времени и сложившейся в 90-х годах социокультурной ситуации), содержание и организация практики в музыкальных учебных заведениях на современном этапе.

Цель диссертации состоит в комплексном изучении богатых исторических традиций становления и развития музыкальной культуры и образования Оренбурга XX столетия.

Указанная цель предопределила основные задачи диссертации, в круг которых автор выдвигает следующие положения:

— проследить становление культуры Оренбурга как явления совокупного, включающего деятельность различных творческих организаций, в том числе: театра музыкальной комедии, филармонии, учебных заведений, художественной самодеятельности, как звеньев, находящихся в прямой взаимосвязи;

— выявить исторические корни и предпосылки формирования музыкальной культуры Оренбурга в разных её проявлениях;

— обобщить исторический опыт отдельных очагов музыкального образования в Оренбурге на примере школы семьи Федотовых;

— установить значение личного вклада в процесс культурного строительства и образования города известных музыкантов С. Козолупова, А. Затаевича, И. Дзержинского, В. Соловьева-Седого,.

М.Чулаки, С. Сайдашева, В.Н.Федотовой-Малиновской, Леопольда и Мстислава Ростроповичей);

— определить основные направления деятельности семьи ФедотовыхРостроповичей за столетний период развития музыкального образования и культуры в городе;

— проанализировать результативность современного музыкального образования в Оренбурге в связи с переходом обучения музыкантов на трехуровневую систему подготовки кадров: школа — училище — вуз.

Указанные научные задачи предопределили структуру исследования. Материалы диссертации представлены в двух томах.

Основной том включает: введение, три главы, заключение, примечания, список литературы, перечень сокращений. Его первая глава «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОРЕНБУРГА В ДОКУМЕНТАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВАХ» представляет собой общую характеристику музыкальной культуры города от начала до конца столетия, с привлечением большого количества архивных материалов.

Вторая глава «СЕМЬЯ ФЕДОТОВЫХ-РОСТРОПОВИЧЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРЕНБУРГ» раскрывает роль и значение известной династии в процессе становления и развития музыкальной культуры и образования города. Здесь, наряду с использованием целого свода подлинных документов, уходящих своими корнями в прошлое столетие, представлен материал о тесных связях М. Ростроповича с городом в наши дни. На фоне обилия изданной о нем литературы, у нас в стране и за рубежом, оренбургский период жизни и творчества великого музыканта, его предков и родственников мало изучен. В данной главе предпринимается попытка восполнить этот пробел.

Третья глава «ОРЕНБУРГСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ» повествует об истории старейшего на.

Урале музыкального учебного заведения (техникума-училища-колледжа), без активной деятельности которого просто немыслимо развитие музыкальной культуры в Оренбургском регионе. Его богатые исторические традиции, успехи и достижения, инновационная деятельность — явились основными разделами построения заключительной главы исследования.

Во втором томе диссертации представлены приложения: хронограф развития музыкальной культуры Оренбурга, ксерокопии архивных документов (афиши, концертные программы и пр.), воспоминания о музыке и музыкантах, письма, ссылки на которые автор периодически дает в процессе изложения обозначенной темы.

В целом оба тома представляют собой синтез аналитического и фактологического материала, в совокупности раскрывающего основные цели и задачи исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

XX век вошел в историю музыкальной культуры и образования России как период активного саморазвития и обретения инновационных идей. Повсеместное создание учреждений культуры и искусства, художественных коллективов, учебных заведений явилось базой для привлечения широких слоев населения к музыке как в столице, так и в провинции. Оренбург стал одним из таких центров.

Находясь на перекрестье путей из Европы в Азию, он, по сути, явился важным региональным образованием в сфере политики, экономики и культуры со своими специфическими признаками и особенностями. Являясь центром крупного региона России, он фактически аккумулировал в себе в определенной пропорции характерные черты провинциального и столичного укладов, став периферийно-столичным городом, в составе которого действовали различные органы власти и жизнедеятельности, в том числе образования, культуры.

За столетний период в Оренбурге была создана разветвленная инфраструктура музыкальных учреждений и учебных заведений, в деятельности которых принимали участие известные отечественные музыканты. Музыкальный театр, филармония, музыкальная школа, а позднее училище и институт искусств явились основными центрами развития художественной жизни города и региона в целом.

Освещая главные вехи культурного строительства в Оренбурге, автор диссертации предпринял попытку конкретизации основных художественных процессов через личную судьбу семьи Федотовых-Ростроповичей, сыгравших неоценимую роль в функционировании многопрофильного искусства города. Художественные свершения этой выдающейся семьи для Оренбурга сравнимы с деятельностью сестер Гнесиных в Ростове-на-Дону и Москве, -имевших много общего в плане биографии и творческой подвижнической.

129 деятельности. Главы многодетных семейств были известными в своих городах общественными деятелями (/^Федотов — регент, Ф. Гнесин — равин), доV чери Федотовых (Вера, Надежда, Софья) и Гнесиных (Евгения, Елена, Мария), окончив Московскую консерваторию, основали музыкальные школы. Гнесины в Москве (1895г.), Федотовы в Оренбурге (1906г.), отдав много сил и энергии становлению музыкального образования в этих городах, подготовили почву для произрастания трехуровневой образовательной системы: школа — училище — ВУЗ.

За полувековой период (1895−1944гг.) Гнесины создали в Москве учебный комбинат, включивший кроме упомянутой школы, музыкальный техникум (1925г.) и музыкально-педагогический институт (1944г.), объединенные в единое образовательное учреждение, первым директором которого стала Елена Фабиановна Гнесина.

Всем известен подвиг сестер Гнесиных, но мало кто знает о деятельности сестер Федотовых в Оренбурге. Данная работа в какой-то степени восполняет этот пробел, одновременно поднимая проблему династийности в отечественной культуре.

Образование сыграло важную роль в процессе становления музыкальной жизни города. Опора, в начале пути, на высокий профессиональный уровень выпускников столичных ВУЗов с их традициями и новаторством впоследствии послужила основанием для формирования своих музыкальных исполнительских и педагогических школ (Э.Островская, Е. Губер, А. Кушнер, Н. Маслов, В. Лебедев), в целом сохранивших в своей работе преемственность и взаимосвязь центра и провинции.

В процессе подготовки кадров в Оренбурге к педагогической деятельности привлекались видные деятели отечественной культуры (В.Федотова-Малиновская, С. Козолупов, Л. Ростропович), создавшие крепкий фундамент художественного образования в городе, заложив основы исполнительства и музыкальной педагогики.

Важным явлением в музыкальной жизни Оренбурга стал факт обучения в его образовательных учреждениях крупных, в дальнейшем, отечественных музыкантов (М.Ростропович, И. Дзержинский, Р. Глезер, Ирина и Галина Козолуповы), вошедших в историю художественной культуры России. Многолетние связи Оренбурга с данными деятелями послужили серьезным фактором в деле развития музыкального образования и культуры города. Их личное участие, поддержка, помощь, переписка сыграли неоценимую воспитательную роль в строительстве учебных заведений Оренбурга. Ведущее значение в художественной жизни города и области на протяжении более 70 лет, без сомнения, занимало музыкальное училище, являвшееся одним из главных культурных центров. За годы своего существования, выпустив тысячи специалистов разного профиля, оно стало основным катализатором в формировании практически всех творческих организаций и коллективов как профессионального, так и самодеятельного направления. Солисты-исполнители, хоры, оркестры учебного заведения, удостоенные всевозможных званий и наград международных, региональных, областных конкурсов, стали гордостью училища, Оренбурга и области в целом. Многие из исполнителей в дальнейшем добились серьезных успехов, работая в ведущих художественных коллективах и учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны и зарубежья, внеся свой вклад в дело развития отечественного музыкального искусства.

Роль и значение училища в строительстве художественной культуры Оренбурга — многоаспектна. Выполняя свою главную функцию по подготовке кадров, оно на протяжении многих лет являлось центром музыкальной жизни города, активно занимаясь просветительской и методической работой (концерты, конкурсы, фестивали, лекции, мастер-классы, конференции), аккумулируя и пропагандируя все лучшее, что было создано за 70 лет. Интенсивная разносторонняя деятельность учебного заведения в совокупности с различными достижениями и объективными факторами привели в конце века.

131 к мысли о необходимости создания высшего учебного заведения в Оренбурге, построенного на базе музыкального училища. Подобная ситуация в 90-е годы имела аналогии в различных регионах России, положив начало широкомасштабной инновационной деятельности. Реорганизация в основном затронула крепкие учебные заведения Москвы (институт музыки имени А. Шнитке), Тамбова (музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова), Магнитогорска (консерватория) и др., обладавших хорошей кадровой и материальной базой, богатыми традициями и положительными результатами в работе. Такие преобразования не явились очередной сменой вывески, а стали естественным продолжением созидательной деятельности учебных заведений на более высоком уровне.

Созданный в апреле 1997 года Оренбургский государственный институт искусств явился одним из подобных ВУЗов, в структуру которого вошли все три уровня образования: начальное (школа) — среднее (колледж) — высшее (ВУЗ), представляя собой учебный комплекс, объединенный общими целями и задачами, став шагом на пути дальнейшего совершенствования подготовки музыкальных кадров. Внедрение в учебный процесс основных музыкальных специальностей, а также планируемое обучение специалистов в других областях искусства, призваны с годами существенно изменить уровень художественной жизни города.

За время своего существования в Оренбурге музыкальная образовательная деятельность явилась мощным двигателем процесса формирования различных творческих организаций, учреждений культуры и искусства (театры, филармония, дворцы и дома культуры, творческие коллективы), с годами ставших составной частью художественного наследия России. Развитие музыкальной культуры города постепенно переросло его границы, становясь заметным явлением в современном отечественном искусстве, тем самым подтвердив справедливость наблюдений, которые ведут к предположению о возможном возрождении и интенсивном развитии культуры Рос.

132 сии, исходящих именно из провинции. По существу, Оренбург явился одним из центров музыкальной культуры страны. Обладая высоким творческим потенциалом, аккумулируя все положительное, что было накоплено в музыкальной жизни города за многие годы, Оренбург дал художественной культуре имена известных музыкантов, творчество которых вышло за пределы не только региона, но и отечества. Свидетельством тому явилась деятельность С. Козолупова (общероссийский масштаб) и М. Ростропович (мировой уровень), последний из которых активно продолжает свои контакты с городом и поныне.

Присутствие в музыке города многонационального фактора оказало влияние, особенно в первой половине столетия, на формирование и становление профессиональных музыкальных школ соседних с Оренбуржьем регионов (Казахстан, Татария, Башкирия). Деятельность А. Затаевича, С. Сайдашева, М. Валеева, получившая свое развитие в Оренбурге, в дальнейшем привела к созданию ими ряда крупных сочинений, представляющих яркие образцы восточной национальной музыки.

Наступающий XXI век, в контексте развития музыкальной культуры, безусловно, внесет свои коррективы. Деятельность института искусств будет способствовать позитивным переменам в художественной жизни города. Высокий профессиональный ценз специалистов, выпускаемых высшим учебным заведением, позволит значительно повысить мастерство музыкантов-исполнителей, создать необходимые условия для функционирования таких важных творческих коллективов, как оперный театр, симфонический оркестр, хоровая капелла, цели и задачи которых — превратить Оренбург в один из важных музыкальных центров России со своей инфраструктурой и традициями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога музыканта // Вопросы подготовки музыканта — педагога: Сб. ст. Моск. и Магнитог. консерваторий. — Магнитогорск: Изд. МаГК, 1997. — Вып. -С. 107−112.
  2. П. Маэстро снова в Оренбурге // Оренбуржье. 1998. — 30 мая.
  3. Адрес календарь Оренбургского края на 1861 год. — Оренбург: Б.И. 1861.-275 с.
  4. Адрес календарь и справочная книжка по Оренбургской губернии на 1888 год. Оренбург: Тип. Б. Бреслина, 1888. — 570 с.
  5. Адрес календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1897 год. — Оренбург: Типолитогр., 1896. — Смеш.паг.
  6. Адрес календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1906 год. — Оренбург: Типолитогр. 1906. — ХУ1,103 с.
  7. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. трудов // Отв. ред. В. И. Авратинер, Ф. Г. Арзаманов М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. -Вып.62. — 159 с.
  8. К. Ждем новых выступлений // Южный Урал (Оренбург). 1969. -30 дек.
  9. А. Б. Соревнование юных музыкантов // Южный Урал (Оренбург). 1967. — 28 апр.
  10. Л. Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.-111 с.
  11. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. Е. Орлова М.-Л.: Музыка, 1965. — 151 с.
  12. Л. П. Масалим Валеев. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. — 27 с.
  13. Т. И. Организация и научно-методологическое обеспечение152художественной самодеятельности. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 104 с.
  14. Г. Музыкальные вечера // Южный Урал (Оренбург). 1962. -6 июня.
  15. Ю. Провожала в бои жестокие // Муз. жизнь. 1984. — № 22. -С. 10.
  16. Богданов-Березовский В. Советский балет и балеты М. Чулаки // Сов. музыка. 1947. — № 4. — С. 16−22.
  17. А. Музыка и власть: (Постсталин. период).-М.: Наследие, 1995.-432 с.
  18. Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. — 336 с.
  19. А. А. Концерт виолончелистки Галины Козолуповой // Сов. музыка. 1935. — № 2. — С. 14−18.
  20. Н. Я. Вопросы профессионального музыкального образования. -М.: Теакинопечать, 1929. 23 с.
  21. А. Серьезную музыку трудовым массам // Смычка (Оренбург). — 1929. — 20 нояб.
  22. А. Музыкальный техникум развернул работу // Смычка (Оренбург). 1929. — 2 февр.
  23. Л. Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной. М.: Музыка, — 1976. — 80 с.
  24. В Свердловск на смотр // Чкаловская коммуна. 1944. — 12 авг.
  25. Василий Павлович Соловьев Седой: Нот — библиогр. справочник / Сост. Д. Персон. — Л.-М.: Сов. композитор Ленингр. отд-ние, 1978. — 229 с.
  26. Г. Лейся наша песня // Оренбургская коммуна. 1938. — 30 окт.
  27. Г. Концерт Козолуповых // Чкаловская коммуна. 1 939. -30 окт.
  28. В. Телестудии 20 лет // Южный Урал (Оренбург). — 1981.15 326 сент.
  29. Г. Галина. История жизни. СПб.: Изд. Библиополис, 1994. -527 с.
  30. В. Единственная гастроль знаменитой «Босоножки» // Южный Урал. (Оренбург). 1984. — 21 июня.
  31. Воспоминания о Московской консерватории / Сб. ст. Сост. и коммент.-Е. Н. Алексеева, Г. А. Прибегина. М.: Музыка, 1966. — 606 с.
  32. В. Концерт итальянской музыки // Оренбургская коммуна. -1936.-Знояб.
  33. Выпускники музыкального училища // Чкаловская коммуна. 1939. -26 июня.
  34. Выступление выпускников музыкального техникума // Оренбургская коммуна. 1930. — 13 мая.
  35. Т. Мстислав Ростропович. М.: Сов. композитор, 1969. -122 с.
  36. Д. С. Первое выступление симфонического оркестра // Чкаловская коммуна. 1953. — 3 дек.
  37. Н. В двухсотый раз // Южный Урал (Оренбург). 1978. — 9 июня.
  38. Н. Скрипичных звуков волшебство // Оренбуржье. 1994. -8 окт.
  39. . Отчетный концерт музыкального училища // Чкаловская коммуна. 1943. — 28 июля.
  40. Л. С. С. М. Козолупов артист и педагог // Вопр. музыкально -исполнительского искусства: Сб. ст-М., 1962. -Вып.З. — С. 3−36.154
  41. Л. С. Мстислав Ростропович. М.: Сов. композитор, 1963. -45 с.
  42. Л. С. История виолончельного искусства: Кн. третья: Русская классическая виолончельная школа. М.: Музыка, 1965. — С. 398−432.
  43. Р. Творческий вечер композиторов // Чкаловская коммуна. -1942. 10 апр.
  44. Р. Седьмая симфония Д. Шостаковича // Чкаловская коммуна. -1942. 15 авг.
  45. М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. композитор, 1961.-324 с.
  46. О. Дом, который всегда с ним // Оренбургская неделя. -1997. -3 апр.
  47. М. Оренбург говорит: Шалом // Еврейская газета. М. 1994. -8 дек.
  48. В. И. От школы к институту 80 лет. — М.: Композитор, 1998. -295 с.
  49. В. И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М.: Информполиграф, 1999. — 333 с.
  50. Гостиный двор: Лит.- худож. и обществ. полит, альм. — Калуга: Золотая аллея, 1995−1999. № 1−6. — 240 с.
  51. Государственный Оренбургский русский народный хор: Указ. лит. и грамзаписей. Оренбург, 1983. — 27 с.
  52. Э. П. Коркин Г. М. Ленинградцы в Чкалове // Чкаловская коммуна. 1944. — 2 сент.
  53. Грум-Гржимайло Т. Мстислав Ростропович: «Пока я жив» // Огонек. -1991.-№ 13.-С. 14−15.155
  54. Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М.: Изд. Агар, 1997. — 376 с.
  55. И. Виктор Владимирович Волошинов: Очерк жизни и творчества. -Л.: Сов. композитор, 1962. 86 с.
  56. A. JI. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах (колледжах) на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  57. Г. М. Легенды старого Оренбурга. Калуга: Золотая аллея, 1994.-256 с.
  58. Детский спектакль // Оренбургская жизнь. 1914. — 12 февр.
  59. Детские музыкальные классы госпожи Федотовой // Оренбургская газ. -1913. -13 марта.
  60. Детский утренник // Степная правда (Оренбург). 1922. — 7 июня.
  61. И. И. В. Соловьев-Седой // Сов. музыка. 1957. — № 4.
  62. И. И. Статьи, воспоминания. М.: Сов. композитор, 1988. -127 с.
  63. Е. Б., Хавторин Б. П. «Скрипкина мать» отца и сына // Вечерняя Москва. 1997. -№ 13.
  64. Е. Б. Виолончель как эмблема // Вечерняя Москва. 1999. -19 янв.
  65. В. В. Над Уралом рекой. — Челябинск: Юж. — Урал. кн. изд-во, 1988.-269 с.
  66. Духовная культура народов Южного Урала: история, традиции, проблемы: Сб. науч. тр. / Адм. Оренб. обл. Ком. по культуре и искусству. Центр истории народов Южного Урала- Под ред. А. В. Федоровой. Оренбург, 1994.-108 с.
  67. Д. Шостакович. Леди Макбет Мценского уезда. Возрождение шедевра. -М.: РГТА, 1996. 144 с.156
  68. С. В. Государственная музыкальная школа им. С. И. Танеева за 10 лет (1919−1929г.г.): Юбил. сб. -М.: Б.И. 1929. 16 с.
  69. Н. Меж «академиков» он самый молодой // Вечерний Оренбург. 1997. — 3 июня.
  70. А. 1000 песен киргизского народа. Напевы и мелодии. Оренбург: Кирг. гос. изд-во, 1925. — 402 с.
  71. . Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. -140 с.
  72. Л. Путь к песне // Москва. 1975. — № 1. — С. 3−41- № 2. -С. 105−158.
  73. Известия Оренбургского губернского исполкома советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. -1918.-5 мая.
  74. Известия Оренбургского губернского исполкома советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. 1918. — 11 мая.
  75. И. Оркестр русских народных инструментов // Чкаловская коммуна. 1943. — 15 дек.
  76. А. Воспитывать молодежь на произведениях русской классики // Чкаловская коммуна. 1948. — 21 февр.
  77. Инновационные учебные заведения в России / Информ. справочное пособие в помощь руководителям школ // Общ. ред. Э. М. Никитина. М.: Изд. РИПКРО МО РФ, 1992. — 105 с.
  78. Интересный концерт // Оренбургская газета. 1910. — 4 апр.
  79. Исследователи Оренбургского края (Сов. период): Библиогр. указ. -Оренбург, 1993. 120 с.
  80. Исполнение кантаты «На берегу Волхова» // Чкаловская коммуна. -1944. -4янв.
  81. История родного края: Учеб. пособие / Сост. П. И. Сучков. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во 1988. — 176 с.157
  82. История Оренбуржья: Учеб. пособие / Сост. и науч. ред. Л. И. Футорян-ский. Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1996. — 350 с.
  83. Н. Традиция возрождается // Южный Урал (Оренбург). -1986. 25 февр.
  84. Н. Сформирован театр музыкальной комедии // Оренбургская коммуна. -1935.-22 декабря.
  85. Н. Детская музыкальная школа // Комсомольское племя (Оренбург). 1976. — 8 июня.
  86. Ю. В. 100 лет Московской консерватории. М.: Музыка, 1966. -208 с.
  87. Ю. В. Советское музыкальное строительство в первые годы после октября / История музыки народов СССР. М.: Музыка, 1966. — Т.1. -С. 43−81.
  88. М. П.И. Бларамберг // Чкаловская коммуна. 1940. — 20 дек.
  89. С. М. Отчет о концерте, устроенном в пользу пострадавшего казачества // Оренбургский казачий вестник. -1918.-24 июля.
  90. Г. С. С. М. Козолупов. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1986. -127 с.
  91. Г. Подвижники культуры // Оренбуржье. 1995. — 23 мая.
  92. Композиторы Урала: Сб. очерков / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского- Ред. кол. В. М. Маслова и др. Свердловск: Сред-Урал. кн. изд-во, 1968. — 135 с.
  93. Концерт в пользу переселенцев Тургайской области // Оренбургская газета. 1900. — 25 марта.
  94. Концерт восточной музыки // Оренбургский рабочий. 1923. — 28 марта.
  95. Ю. А. В. П. Соловьев Седой: Очерк жизни и творчества. — Л.: Сов. композитор, 1960. — 219 с.158
  96. Ю. А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. -63 с.
  97. Кружковый вечер // Оренбургская газета. 1900. — 30 янв.
  98. Р. К. Художественная жизнь Чкалова в годы Великой Отечественной войны // Оренбургу 250 лет: Программа и материалы науч. конф., посвящ. 250-летию города. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1993.1. С. 91−93.
  99. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы, 1918−1941 / Сост. Н. И. Сайгин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985. -176 с.
  100. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы, 1942−1987 Сост. В. И. Швыдченко. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. -192 с.
  101. И. Над чем работают композиторы в городе Чкалове // Чкаловская коммуна. 1943. — 21 июля.
  102. Л.JI. Оренбургская оперетта. Оренбург: Агенство «Пресса», 1998.-221с.
  103. А.И. Подготовка учащихся к педагогической работе в музыкальной школе // Методические записки по вопросам музыкального образования. М.: Музыка, 1991. — Вып.З. — С. 193−213.
  104. А. В. По Среднему Поволжью. Л.: Красная газета, 1929. -69 с.
  105. Л. Концертно-музыкальное утро // Степная правда (Оренбург). 1923. — 12 мая.
  106. Любовь и Восток: Сб.: К 250-летию образования Оренб. губ. / Ред-сост. П. А. Кошель и др. М.: Моск. писатель, 1994. — 443 с.159
  107. П. Музыкальные праздники и будни // Оренбургская коммуна- 1938.-6 июля.
  108. П. Квартет смычковых инструментов // Чкаловская коммуна, — 1939. 30 янв.
  109. П. Русские народные песни Оренбургской области. -М.:Сов.композитор, 1980. 104 с.
  110. Г. В. К вопросу о специфике исполнительской подготовки будущего музыканта педагога // Вести: Ежекварт. науч. метод, и ин-форм. журн. Ассоц. муз. училищ России М-ва культуры Российской Федерации. М., 1996. — № 2. — С. 25−30.
  111. Г. В. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры: Автореф. дис. пед. наук. М., 1997. -23 с.
  112. Марко. К концерту Ростроповича // Степная правда (Оренбург). -1922. 24 марта.
  113. Л. Сто песен композитора Генделева // Комсомольское племя (Оренбург). 1973. — 13 янв.
  114. O.E. Театру моей юности 60 лет // Юбил. газ. Оренб. театра муз. комедии. — 1996. — 15 нояб.
  115. Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975. -471с.
  116. А. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: Интерпракс, 1994. -532 с.
  117. К. Замечательное дарование // Труд. 1937. — 3 апр.
  118. Музыкальная жизнь СССР: Справочник / Сост. О. Н. Кайдалова. М.: Сов. композитор, 1970. — 400 с.
  119. Музыкальная энциклопедия // Глав. ред. Ю. В. Келдыш: М.: Изд-во Сов.160энциклопедия, 1973. T.l. — 1070 е.- 1974. — Т.2. — 960 е.- 1976.-Т.З. — 1104 с.- 1978.-Т.4.-976 е.- 1981. — Т.5. — 1056 е.- 1982.-Т.6.-1008 с.
  120. Музыкальная пьеса памяти В. Чкалова // Чкаловская коммуна. — 1939. — 26 янв.
  121. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность: Сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского- Сост. Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. — 238 с.
  122. Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: // Материалы Рос. науч.- практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. — 131 с.
  123. Музыкальное утро // Оренбургская газета. 1908. — 3 апр.
  124. Музыкальное утро // Смычка (Оренбург). 1928. — 1 янв.
  125. Музыкальной школе имени Чайковского 70 лет. Оренбург: Изд-во Юж. — Урал, 1989. — 8 с.
  126. Музыкальные школы // Коммунар (Оренбург). 1920. — 11 янв.
  127. Нарком просвещения Луначарский в Оренбурге // Смычка (Оренбург). -1929. 20 марта.
  128. В. Ф. Какая музыка звучала // Вечерний Оренбург. 1998. -4 июля.
  129. Г. Государственная филармония в городе Чкалове // Чкаловская коммуна. 1943. — 16 янв.
  130. М. Старейший русский театр на Урале. Чкалов.: Кн. изд-во, 1948. -129 с.
  131. Николаев А. А Музыкальное образование в СССР // Сов. музыка. 1947. -№ 6. — С. 42−45.
  132. Е. Оренбургский хор вернулся с гастролей // Южный Урал (Оренбург). 1959. — 4 июля.161
  133. Оперный спектакль // Смычка (Оренбург). 1928. — 19 июня.
  134. Орденоносное Оренбуржье / Сост. сб. Н. И. Мячин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968. — 393 с.
  135. Оренбург / Сост. и науч. ред. Л. И. Футорянский. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. — 268 с.
  136. Оренбургская область за 50 лет. Юж.-Урал. кн. изд-во, 1934−1983: Стат. сб. под общ. ред. О. М. Туля. Челябинск: 1984. — 96 с.
  137. Оренбургская газ. 1908. — 15 янв.
  138. Оренбургская газ. -1913.-22 окт.
  139. Оренбургская газ. 1915. — 4 янв.
  140. Оренбургская жизнь. 1917. — 27 авг.
  141. Оренбургский листок. 1900. — 4 июня.
  142. Оренбургский листок. 1902. — 10 марта.
  143. Оренбургский листок. 1902. — 24 марта.
  144. Оренбургский листок. 1904. — 29 авг.
  145. Оренбургский русский народный хор. Оренбург: Изд-во Юж. Урал, 1975.-21 с.
  146. Оренбургский музыкальный техникум превратить в центр музыкальной жизни города // Смычка (Оренбург). 1928. — 9 апр.
  147. Оренбургское училище культуры. Оренбург: Изд-во Юж. Урал, 1993. -5 с.
  148. Оренбургскому музыкальному училищу исполняется десять лет // Оренбургская коммуна. 1937.-30 сент.
  149. Оренбургскому краю 250 лет: Материалы юбил. науч. конф., посвящ. 250 — летию Оренб. губ. и 60-летию Оренб. обл. / - Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1994.-209 с.
  150. Оренбургу-250 лет // Программа и материалы науч. конф., посвящ. 250-летию города. Оренбург, 1993. — 115 с.162
  151. Открытие дней еврейской культуры // Оренбургская неделя. 1992.- 22 мая.
  152. Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС / Сост. и науч. ред. Н. И. Сайгин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. -416 с.
  153. Перспективы музыкального техникума //Смычка (Оренбург). 1928. -25 июля.
  154. С. Концерт музыкального техникума // Смычка (Оренбург). -1928.-4 янв.
  155. Л. До слез Чайковский потрясал // Южный Урал (Оренбург).- 1990.-27 дек.
  156. Т. «Темное дело» Константина Хальзова //Оренбургская неделя. 1996. — 30 мая.
  157. Т. Волшебство коснулось струн души // Оренбуржье. -1996. 1 июня.
  158. Г. Крылатая песня // Южный Урал (Оренбург). 1976. — 28 дек.
  159. А. На московской сцене Оренбургский хор // Правда. -1966. 4 марта.
  160. Прощальный концерт Л. Ростроповича // Оренбургский рабочий. -1923.-8 авг.
  161. Работа композиторов и музыковедов Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: Информ. обзор. Л., 1946. — 86 с.
  162. В.И. Некоторые направления научно-исследовательской работы советского музыкознания. Вып.1. — М., 1979. — 21с.
  163. М. Салих Сайдашев // Южный Урал (Оренбург). 1990. -5 дек.
  164. С. Брасс-квинтет Большого // Южный Урал (Оренбург). -1987.-27 февр.163
  165. Е. Елене Фабиановне Гнесиной. девяносто // Сов. музыка. -1964.-№ 5.-С. 40−43.
  166. А. С. Новое об Алябьеве // Муз. жизнь. 1975. — № 3. — С. 18.
  167. А. Седьмая симфоническая Шостаковича в Оренбурге // Комсомольское племя (Оренбург). 1966. — 28 сент.
  168. Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности: Сб. ст. / Сост. А. С. Мигунов. М., 1986. — 63 с.
  169. JI.B. Письмо в редакцию // Степная правда (Оренбург). -1921.-6 дек.
  170. М. JI. Я вернусь: Интервью / Записала Н. Веркашанцева. // Новое поколение (Оренбург). 1993. — 9 окт.
  171. М. JI. Город моей любви: Интервью / Записала С. Бакунина. // Оренбуржье. 1993. — 12 окт.
  172. М. JI. Моя жизнь началась в Оренбурге: Интервью / Записала Т. Текутьева. // Оренбургская неделя. 1993. — 15 окт.
  173. М. JI. Эта музыка символ России // Лит. газ. — 1993. -29 сент.
  174. Ростропович: «Мечтаю вернуться в Оренбург. Сост. Т. Судоргина. Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1995. — 13 с.
  175. М. Л. «Люди ко мне хорошо относятся, а я их люблю»: Интервью / Записала Н. Веркашанцева. // Оренбургская неделя. 1997. -29 мая.
  176. Г. Свой «почерк» // Правда. 1986. — 7 янв.
  177. Салих Сайдашев: Материалы и воспоминания. Авт. встп. ст. и примеч. С. И. Раимова, 3. Ш. Хайрулина. Казань: Таткнигиздат, 1970. — 127 с.
  178. Ю. Выступают оркестры музыкального училища // Южный Урал (Оренбург). 1963. — 15 июня.
  179. Ф. Здравствуй, Оренбургский камерный // Южный Урал164
  180. Оренбург). 1991. — 19 апр.
  181. Н. Евгения Фабиановна Савина Гнесина: Из воспоминаний. // Вопр. фортепиан. педагогики. -М.: Музыка, 1967. -Вып.2. -С. 217−238.
  182. П. А. Первая русская консерватория // Сов. музыка. 1962. -№ 9.-С. 88−92.
  183. Г. С. Классика и аншлаг это возможно // Южный Урал (Оренбург). — 1989. — 12 марта.
  184. О. С. Такое бывает раз в жизни // Вечерний Оренбург. -1996.-28 нояб.
  185. Сильнее смерти // Чкаловская коммуна. 1943. — 15 янв.
  186. Симфонический концерт // Смычка (Оренбург). 1925. — 18 дек.
  187. Е. Музыка семьи // Саратов. 1995. — 22, 23 нояб.
  188. Смычка (Оренбург). 1928. — 29 нояб.
  189. Соловьев Седой В. П. За музыкальную правду эпохи: Ст., заметки, выступления. — JI-M.: Сов. композитор, 1972. — 95 с.
  190. Соловьев Седой В. П. Пути — дороги: Воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве. — Л.: Сов. композитор, 1982. — 184 с.
  191. Соловьев Седой В. П. Воспоминания. Статьи. Материалы / Сост. и ред. С. Н. Хентова. — Л.: Сов. композитор, 1987 — 287 с.
  192. М. Звучит музыка Чайковского // Южный Урал (Оренбург). -1965.-21 мая.
  193. А. Н. Василий Павлович Соловьев Седой. Песенное творчество. — Л.-М.: Гос. муз. изд-во, 1952. — 175 с.
  194. А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.
  195. Степная правда (Оренбург). 1922. — 11 июля.
  196. Степная правда (Оренбург). 1922. — 19 нояб.165
  197. Степная правда (Оренбург). 1923. — 25 марта.
  198. Студенческий концерт // Оренбургский листок. 1898. — 1 янв.
  199. Т. Мои налоги господу // Оренбургская неделя. 1992.- 30 окт.
  200. Т. Корни и крона // Вечерний Оренбург. 1998. — 28 мая.
  201. И. Кто хочет подумать о душе // Южный Урал (Оренбург). 1989. — 8 нояб.
  202. Театр и музыка // Нар. дело. (Оренбург). 1918. — 12 мая.
  203. Театр «Ястребок» выезжает на фронт // Чкаловская коммуна. 1942. — 31 янв.
  204. Т. Оренбургское трио // Оренбургская неделя. 1995. -28 июля.
  205. Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Дис. в виде научн. докл. на соиск. учен, степ, д-ра пед. наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1995. — 80 с:
  206. О. Иван Иванович Дзержинский: Очерк жизни и творчества.- Л.: Музыка, 1964. 66 с.
  207. Третий кружковый вечер музыкально-драматического общества // Оренбургская газ. 1900. — 14 нояб.
  208. Л. Музыкальная жизнь Оренбурга // Сов. музыка. 1935. -№ 10.-С. 117−119.
  209. . Молодые педагоги- аккордеонисты // Муз. жизнь. 1975. -№ 14.-С. 2.
  210. Д. Премьера виолончели слушает просто премьер. // Новое поколение (Оренбург). 1995. — 7 окт.
  211. Учебные планы музыкального училища. М.: Гос. муз. изд-во, 1943. -Зс.166
  212. M. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: Сов. композитор, 1973. 158 с.
  213. А. В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. -Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1995. 211 с.
  214. Д. О государственной филармонии в городе Чкалове // Чкаловская коммуна. 1943. — 4 авг.
  215. . П. Зазвучат духовые и ударные // Южный Урал (Оренбург). 1989. — 16 февр.
  216. . П. На пороге . // Гостиный двор: Лит. худож. и обществ, полит, альм. — Калуга: Золотая аллея — 1997. — № 5.1. С. 137−142.
  217. . П. Оренбургский музыкальный колледж. Оренбург: Изд-во Юж. Урал, 1997. — 21 с.
  218. Т. Жизнь в искусстве // Комсомольское племя (Оренбург). -1977.-22 февр.
  219. С. Ростропович. СПб.: Культ — информ. — пресс, 1993.300 с.
  220. Я. В. Новый творческий коллектив // Южный Урал (Оренбург). 1958. — 29 мая.
  221. В. С. Музыка и слушатель. — М.: Музыка, 1972. — 203 с.
  222. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 373 с.
  223. Чем болеет музыкальный техникум // Смычка (Оренбург). 1929.- 13 июля.
  224. Чкаловская коммуна. 1939. — 11 февр.
  225. Чкаловская коммуна. 1950. — 21 мая.
  226. М. И. Советский композитор // Чкаловская коммуна. 1943. -20 июня.167
  227. М. И. Живые в памяти моей: Встречи, воспоминания, юморески. -М.: Сов. композитор, 1990. 190 с.
  228. Е. И. Мстислав Ростропович, оренбуржец // Оренбуржье. -1995. -4 окг.
  229. Школа училище — вуз: проблемы и перспективы / Сб. ст. Дальнево-сточ. университета. — Владивосток, 1988. — 226 с.
  230. . С. Музыка в Оренбурге 125 лет назад // Из музыкального прошлого. Сб. очерков М., 1960. С. 125−142.
  231. Юбилейная газета Оренбургского театра музыкальной комедии. 1996. — 15 нояб.
  232. Южный Урал (Оренбург). 1986 — 2 авг.
  233. . JI. Статьи. Воспоминания. Переписка. М.: Сов. композитор, 1972.-703 с.
  234. . Строение музыкальной речи. М.: П. Юргенсон, 1908. -Т.1−3.-С.
  235. В. JI. Психолого-педагогические предпосылки и условия развития мотивационной сферы музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Сб. ст. Моск. и Магнитог. консерваторий. Магнитогорск: Изд. МаГК, 1997. — Вып.2 — С. 43−60.
  236. А. Н. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления. Исследование. — М.: Моск. Гос. Консерватория, 1993. -178 с.
  237. АОМУ. Ф. 1125. Оп.2. Связка № 1. Д. 4.
  238. Ф.1014. Оп.7 Ф.1125. Оп.1 Ф.1125. Оп.1260. ГАОО:—Ф.1125. Оп.1
  239. Ф.1125. Ф.1125. Ф.1125. Ф.1125. Ф.1125. Ф.1125. Ф.1125. Ф.1125.
  240. Оп.1 Оп.1 Оп.1 Оп.1 Оп.1 Оп.1 Оп.11. Д. 474.1. Д-1.1. Д. 15.
  241. Д. 16. Д-16. ДЛ7. ДЛ8. Д. 21. Д. 22. Д. 23. Д. 24.1. Оп.1. Д. 27.269. ГАОО.270. ГАОО.271. ГАОО.272. ГАОО.273. ГАОО.274. ГАОО.275. ГАОО.276. ГАОО.277. ГАОО.278. ГАОО.279. ГАОО.280. ГАОО.281. ГАОО.282. ГАОО.283. ГАОО.284. ГАОО.285. ГАОО.286. ГЦММК.287. ГЦММК.
  242. Ф.б.Инв. 471. Ф.257. Инв. 43. Ф.257. Инв. 91. Ф.658. Оп.З. Д. 150. Ф.2099. Оп.З. Д. 1869 Ф.2099. Оп.З. Д. 1870 Ф.2075. Оп.1. Д. 171. Ф.2075. Оп.9. Д. 45. Ф.2075. Оп.15. Д. 54.
  243. ЦГАЛИ СП б. Ф.290. Оп.1. Д.132
  244. ЦГАЛИ СП б. Ф.481. Оп.1. Д.228
  245. ЦГАЛИ СП б. Ф.481. Оп.1. Д.457
  246. ЦДНИ 00. Ф.267. Оп.14. Д. 107.
  247. ЦДНИ ОО. Ф.267. Оп.15. Д. З,
  248. ЦДНИ ОО. Ф.371. Оп.6. Д. 602.
  249. ЦДНИ ОО. Ф.1872. Оп.1. Д. 6.1. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
  250. АОМУ Архив Оренбургского музыкального училища.
  251. ВКП (б) Всероссийская коммунистическая партиябольшевиков). Всевобуч Всеобщее военное обучение населения.
  252. ВУЗ Высшее учебное заведение.
  253. ГАОО Государственный архив Оренбургской области.
  254. ГУБОНО Губернский отдел народного образования.
  255. ГУБОТНАРОБР Губернский отдел народного образования. ГУБИСПОЛКОМ- Губернский исполнительный комитет. ГУС — Государственный учёный совет.
  256. ГЦММК Государственный центральный музей музыкальнойкультуры имени Глинки. ДМШ Детская музыкальная школа.
  257. КАССР Киргизская Автономная Советская Социалистическаяреспублика.
  258. КИРНАРКОМПРОС- Киргизский народный комиссариат просвещения.
  259. КИРЦИК Киргизский центральный исполнительный комитет.
  260. КСМ Коммунистический союз молодёжи.
  261. КССР Киргизская Советская Социалистическая республика.
  262. КЭБ Концертное эстрадное бюро.
  263. МГК Московская государственная консерватория.
  264. НКП Народный комиссариат просвещения.
  265. ОБЛИСПОЖОМ- Областной исполнительный комитет.
  266. ОБЛОНО Областной отдел народного образования.
  267. ОГИИ Оренбургский государственный институт искусств.
  268. ПВХО Противовоздушная и химическая оборона.1721. РАБИС1. РККА1. РГАЛИ1. РСФСР
  269. Министерство культуры Российской Федерации Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
  270. ХАВТОРИН Борис Порфирьевич
  271. Династия Федотовых-Ростроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в XX столетии (образование, творчество, исполнительство)
  272. Специальность 17.00.02. Музыкальное искусство
  273. Дис сертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Заполнить форму текущей работой