Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании теоретических трудов и практических разработок мы рассматриваем гражданскую позицию как важнейший компонент гражданского образования. На основании анализа термина «позиция» (рефлексивное отношение субъекта, основанного на личностно значимых ценностях, проявляющегося в деятельности) и «гражданственность» (интегративное качество личности, к основным элементам которой относятся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ * ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 1. 1. Современные тенденции в организации гражданского образования и роль общественных дисциплин в их реализации
    • 1. 2. Гражданская позиция как важнейший компонент системы гражданского образования
    • 1. 3. Особенности формирования гражданской позиции в подростковом возрасте
  • ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Применение рефлексии в процессе формирования гражданской позиции личности
    • 2. 2. Педагогическая технология формирования гражданской позиции подростка на основе рефлексии при изучении общественных дисциплин
    • 2. 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин

Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, — одна из важнейших в российском образовании. К общим тенденциям современной жизни можно отнести «ускорение темпов общественного развития, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения готовности граждан к такому выбору». [94] Модернизация всех сторон российской действительности — процессы формирования гражданского общества, правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, — включает модернизацию системы образования. Важнейшая составляющая этого процесса — организация системы гражданского образования. [139] В связи с этим, выдвигаются новые социальные требования к системе Российского образования, задача их реализации определяется и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14).

Вопросы гражданского образования человека актуальны и для стран со сложившейся системой ценностей гражданского общества, а также для тех государств, где возникла необходимость её усвоения. Так, «одной из причин падения идеи гражданского общества в США является растущая зависимость решения социальных проблем от политики правительства» [53, с.20] В странах Центральной и Восточной Европы интерес к гражданскому обществу и гражданскому образованию проявился во время краха тоталитарных режимов в начале 1990;х годов: со сменой традиционных идей и обычаев началась всесторонняя перестройка социальных, экономических, политических структур. Стремление не допустить потери привлекательности идеалов гражданского общества в начале XXI века привело к возникновению интереса в международном сообществе к интеграции в решении обозначенных проблем, к распространению международных проектов в сфере гражданского образования, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Общество делегирует школе задачу формирования у подрастающего поколения необходимых жизненных позиций, идеалов и устремлений, дающих им возможность адаптации в современном мире. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, гражданской позиции личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Актуальным требованием в этой связи являются субъективация подготовки учащихся, формирование их готовности к активной, творческой деятельности на благо общества, способности пользоваться своими правами и выполнять обязанности, что является сложной проблемой задействования личного опыта и его рефлексии, в том числе в процессе обучения общественным дисциплинам. Эта проблема подчеркивается и в государственном образовательном стандарте, где в разделе требований к рефлексивной деятельности выпускника средней школы обозначено такое умение, как умение отстаивать свою гражданскую позицию. [201].

Различные аспекты гражданского образования, такие как формирование гражданственности, правового сознания, подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, стали предметом научного исследования отечественных учёных A.C. Аникеева, JI.H. Боголюбова, Т. В. Болотиной, Н. М. Воскресенской, Е. Е. Вяземского, О. В. Лебедевой, В. П. Пахомова, A.C. Прутченкова, А. Н. Тубельского, Г. Н. Филонова, И. Д. Фрумина, М. А. Шкробовой, Н. И. Элиасберг, др.- зарубежных исследователей М. Бренсон, JI. Нельсона, Дж. Патрика, М. Тейлор-Тома, Ч. Уайта, С. Шехтера, др.

Основательно рассмотрены вопросы, связанные с развитием качеств гражданина (A.M. Бабаев, Б. З. Вульфов, A.C. Гаязов, Г. Я. Гревцева, H.A. Савотина, Э. П. Стрельникова, Г. Н. Филонов, А. Ф. Шамич, Н.И. Элиасберг), формирования знаний и умений в правовой и политической областях (А.Я. Азаров, К. С. Гаджиев, А. Н. Иоффе, А. Ф. Никитин, др), в настоящее время разрабатываются проблемы компетентностного подхода в гражданском образовании (В.В. Башев, В. Н. Болотов, O.E. Лебедев,.

A.A. Пинский, И. С. Сергеев, И. С. Фишман, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин, ДР-).

Существенный вклад в решение проблемы формирования гражданской позиции личности внесли работы Г. И. Аксеновой, Т. С. Воропаевой, Б. З. Вульфова, О. Н. Прокопец, Э. П. Стрельниковой, И. Л. Судаковой, Г. Н. Филонова, Н. И. Элиасберг, др. При этом исследователи не нашли однозначного подхода к характеристике понятия «гражданская позиция», определяя её через характеристику личности (Г.И. Аксенова, Т.С. Воропаева), её интегральное качество (Э.П. Стрельникова), совокупность гражданских или нравственных качеств (C.B. Митросенко, Д. Патрик, А.Ф. Шамич) или гражданское свойство (Н.И. Элиасберг).

Многие сторонники реализации идей гражданского образования рассматривают возможности применения рефлексии в учебном процессе на разных возрастных этапах (В.В. Башев, Г. М. Беспалова, Н. М. Виноградова, С. И. Володина, Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова, С. А. Морозова, Е. А. Певцова, Я. В. Соколов, В. В. Спасская, Н. Г. Суворова, И. Д. Фрумин, Е. А. Ходос, А. Я. Юдовская, др.).

Таким образом, анализ исследований показывает, что в настоящее время только ещё происходит процесс уточнения категориального аппарата системы гражданского образования, включая и определение гражданской позиции. Содержание, методика гражданского образования, средства оценивания достигаемых результатов находятся в стадии разработки и являются актуальной темой дискуссий теоретического и практического характера. Такая ситуация осложняет практическую реализацию потребностей общества в решении проблемы подготовки членов общества с активной гражданской позицией.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных противоречий между:

— потребностью общества в формировании активной гражданской позиции школьника и недостаточной разработанностью понятия «гражданская позиция», а также педагогических аспектов проблемы;

— реальными содержанием, методическими подходами и педагогическими технологиями обучения общественным дисциплинам в основной школе и необходимостью их направленности на достижение задач формирования гражданской позиции подростка;

— индивидуальными психолого-педагогическими особенностями каждого подростка, индивидуальным процессом интериоризации ценностей и коллективным характером обучения и оценивания;

— существующими психолого-педагогическими рекомендациями по использованию рефлексии в образовательном процессе с учетом возрастного подхода и реальными условиями практики работы основной школы.

Поиски разрешения указанных противоречий, как в теоретическом, так и практическом планах, обусловили формулировку проблемы исследования: способствует ли рефлексия в обучении общественным дисциплинам изменению динамики формирования гражданской позиции подростка?

Актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в научной литературе определили выбор темы исследования: «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».

Цель исследования: разработать технологию формирования гражданской позиции подростка при изучении общественных дисциплин на основе теоретического обоснования возможности использования рефлексии в данном процессе.

Объект исследования: процесс формирования гражданской позиции подростка.

Предмет исследования: рефлексия как средство формирования гражданской позиции подростка.

Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезе: процесс формирования гражданской позиции подростка будет более эффективным, если.

— гражданская позиция личности рассматривается как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей;

— учтены современные тенденции гражданского образования и активно разрабатываемые психолого-педагогические подходы к формированию гражданской позиции подростка;

— актуализированы такие новообразования подросткового возраста как становление основ мировоззрения, самосознания, стремление к самопознанию, самооценке, чувство взрослости, социализация и индивидуализация;

— разработана технология формирования гражданской позиции подростка, которая конструируется на основе использования рефлексии учащихся в процессе преподавания общественных дисциплин.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «гражданская позиция» на основе анализа философской, педагогической, методической литературы.

2. Проанализировать возможности формирования гражданской позиции подростка при изучении обществоведческих дисциплин.

3. На основе теоретического анализа возможностей использования рефлексии в процессе обучения разработать педагогическую технологию формирования гражданской позиции подростка.

4. Экспериментально проверить эффективность использования технологии формирования гражданской позиции подростка в процессе исторической и обществоведческой подготовки.

Методологическую основу исследования составили экзистенциальный подход к проблемам развития личности, нашедший отражение в реализации субъектного подхода в педагогикефилософские, психологические, педагогические концепции о субъектной активности и деятельности личности, теория системного подхода к изучению педагогических явлений.

Ю.К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, Н. И. Элиасберг, др.) — теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, Б. И. Коротяев, Н. В. Котряхов, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. П. Щедровицкий, Г. И. Щукина, др.) — теория личностно-деятельностного подхода в контексте гуманистической педагогики, принципы личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, B.C. Данюшенков, Т. В. Машарова, М. И. Рожков, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская, др.) — аксиологический подход в образовательном процессе (Б.Г. Ананьев, Т. Б. Болотина, Е. В. Бондаревская,.

A.C. Запесоцкий, М. Г. Яновская, др.) — гуманистические идеи воспитания, формирования гражданских качеств (О.С. Газман, И. П. Иванов,.

B.А. Караковский, В. А. Сухомлинский, др.) — основные положения методологии и педагогики исследования (В.И. Загвязинский, А. И. Кочетов, др).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения: средняя школа № 20 г. Кирова, средняя школа № 37 г. Кирова, средняя школа № 62 г. Кирова, средняя общеобразовательная школа п. Кумены Кировской области.

Основные этапы исследования:

2001 — 2003: установление исходных фактов исследования, осознание замысла исследования. Изучение теоретического материала, его систематизация, анализ практики работы школ по гражданскому образованию. Сбор обобщенных данных, которые позволили уточнить проблему, задачи исследования.

2002 — 2004: определение объекта, предмета, целей, задач, выбор методов исследования, разработка технологии формирования гражданской позиции подростков на основе использования рефлексии в процессе обучения, разработка программы эксперимента, получение результатов исследования до внедрения в практику педагогической технологии формирования гражданской позиции подростка на основе рефлексии, внедрение в процесс обучения педагогической технологии.

2004 — 2005: осуществление сравнительно-сопоставительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов, систематизация и обобщение результатов исследования, оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Конкретизирован понятийный аппарат исследования рассматриваемой проблемы (уточнена сущность понятий «гражданская позиция», «рефлексивные методы обучения»).

2. Предложена классификация рефлексивных методов и приемов обучения (по предмету рефлексии, по форме выражения рефлексии, по организационным формам применения рефлексии).

3. Разработана технология формирования гражданской позиции ученика на основе рефлексии при изучении общественных дисциплин, включающая технологическую и индивидуальную карту, что позволяет организовать процесс формирования гражданской позиции подростка, отслеживать и корректировать динамику, определять эффективность.

Теоретическая значимость исследования:

1. Обоснована необходимость формирования гражданской позиции личности как обязательного компонента гражданского образования.

2. Подтверждена ведущая роль общественных дисциплин в формировании гражданской позиции подростка на основе анализа и обобщения современных подходов к реализации идей гражданского образования и тенденций его развития.

3. Доказана эффективность формирования гражданской позиции на основе рефлексии именно в подростковом возрасте при изучении общественных дисциплин.

4. Раскрыты подходы к проблеме применения рефлексии в образовательном процессе, рассмотрены особенности возможности использования рефлексии как средства формирования гражданской позиции подростка.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная технология формирования гражданской позиции личности может использоваться в процессе обучения общественным дисциплинам. Разработанная индивидуальная карта позволяет отслеживать динамику формирования гражданской позиции каждого подростка. В исследовании предложены рекомендации по применению рефлексивных методов и приемов в процессе обучения, которые одновременно могут выступать в качестве методов диагностики эффективности процесса формирования гражданской позиции подросткаопределены принципы отбора рефлексивных методов и приемов для решения практических задач.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие гражданской позиции как рефлексивного отношения субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей. Активная гражданская позиция определяется отношением субъекта к собственной деятельности и собственным действиям в соответствии с системой гражданских ценностей и проявляется в готовности и способности к нравственному, социально-полезному и ответственному действию.

2. Реализация предметной модели в гражданском образовании посредством изучения общественных дисциплин может выступать содержательной основой формирования гражданской позиции подростка.

3. Технология формирования гражданской позиции подростка на основе рефлексии, разработанная в соответствии с принципами гуманистической педагогики и реализуемая посредством взаимодействия и взаимозависимости содержательного и процессуального блоков.

Достоверность и обоснованность научного исследования определяется методологическим подходом, адекватным исследуемой проблеме, целесообразным выбором комплекса методов: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической литературы, включенное наблюдение, беседы, анкетирование, самонаблюдение, взаимонаблюдение, осуществление качественного и статистического анализа полученных данных, математические методы обработки материалов исследования на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

Апробация результатов исследования осуществлялись на всероссийских, региональных научно-практических конференциях в 2003 г. (г. Киров), в 2004 г. (г.г. Барнаул, Казань, Екатеринбург, Тамбов) в 2005 г. (г.г. Казань, Киров), а также в ходе участия в международных проектах по реализации идей гражданского образования («Университетское партнерство-1», 2004; «Гражданское образование: развитие профессионального потенциала, 2005;2007») — в виде публикаций тезисов, статей, выступлений на конференцияхпри проведении занятий по курсу «Методика преподавания права» для студентов исторического факультета ВятГГУ. Внедрение научных результатов осуществлялось в процессе непосредственной педагогической деятельности диссертанта (МОУ средняя школа № 37 г. Кирова), а также в организации опытно-экспериментальной работы.

Диссертация состоит из введения, 2 глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка (244 наименования), приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Активизация осуществления идей гражданского образования в нашей стране с середины 90-х годов XX века была обусловлена осознанием важности подготовки активных и ответственных граждан, что вызвало появление целого ряда рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и включении вопросов гражданского образования в ряд важнейших нормативно-правовых актов на государственном уровне.

Представители педагогической общественности, включившись в реализацию идей гражданского образования, организовали серьезную научноисследовательскую работу по изучению его различных аспектов, а также практическое внедрение результатов теоретических разработок. Обобщив разработанные в психолого-педагогической литературе подходы к сущности и характеристике современного гражданского образования, мы пришли к следующим выводам:

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам развития гражданского образования, определения его основополагающих компонентов, на наш взгляд, недостаточно внимания уделялось проблеме решения задачи формирования гражданской позиции личности, хотя её актуальность определена и в нормативных документах, обозначена в ряде подходов как одна из основных идей и компонентов гражданского образования, результата процесса приобщения учащихся к гражданской культуре, как личностного аксиологического результата гражданского образования. Но в системе гражданского образования данный термин не разработан.

На основании теоретических трудов и практических разработок мы рассматриваем гражданскую позицию как важнейший компонент гражданского образования. На основании анализа термина «позиция» (рефлексивное отношение субъекта, основанного на личностно значимых ценностях, проявляющегося в деятельности) и «гражданственность» (интегративное качество личности, к основным элементам которой относятся нравственная и правовая культура, выражающееся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств) мы определяем гражданскую позицию как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей. Активная гражданская позиция определяется отношением субъекта к собственной деятельности и собственным действиям в соответствии с системой гражданских ценностей и проявляется в готовности и способности к нравственному, социально-полезному и ответственному действию.

Процесс формирования гражданской позиции должен строиться на взаимосвязи когнитивного, аксиологического, деятельностного компонентов, то есть триады «знать — уметь — действовать» и на основе его эмоциональной составляющей. Эти выводы позволяют обосновать приоритеты в выборе содержания, учебных средств и методов формирования гражданской позиции в учебном процессе: всесторонне изучая современное общество и его историю, необходимо создавать ситуацию выбора, проблемного затруднения, условия для выражения отношения личности к явлениям и процессам действительности и процессу их самопознания, возможности к самоанализу и самооценке собственной гражданской деятельности на основе соотношения её с гражданскими ценностями и общепринятыми социальными нормами.

Мы разделяем точку зрения, что гражданское образование — это системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта. Основными тенденциями его развития является тенденция к интеграции с международным сообществом, к развитию международных программ, образовательных проектовтенденция к научной разработке концептуальных основ и понятийного аппарата гражданского образования, определения структуры компонентов гражданского образования, в том числе и компонента «гражданская позиция"', тенденция уточнения содержания гражданского образования и его методической составляющей в рамках моделей гражданского образования (предметная, институциональная, проектная), которые реализуются посредством ряда подходов (обществоведческий, правовой, политологический, ситуативно-воспитательный) — тенденция к унификации подходов: в современном гражданском образовании наметились положительная тенденция к всестороннему (системному, комплексному) подходу к организации и в решении задач гражданского образования, поиск точек взаимодействия в вопросах определения содержания образования, основополагающих целей и идей.

Подчеркнем, что идея приоритета общественных дисциплин в решении задач гражданского образования разделяется и в нашей стране, и за рубежом: в процессе изучения именно общественных дисциплин предоставляется уникальная возможность соединения систематических знаний о разных сферах жизни общества (политика, экономика, право и др.), формирования гражданских ценностей и опыта деятельности. Таким образом, реализация предметной модели гражданского образования (изучение курсов общественных дисциплин) может выступать содержательной основой формирования гражданской позиции подростка.

Большое значение в гражданском образовании имеет учет возрастных особенностей, что определяет его содержательные и методические компоненты. Многие исследователи считают, что, начав гражданское образование в подростковом возрасте, можно реализовать его идеи и относительно каждого ученика более успешно, новообразования (доминанты) возраста являются предпосылками для формирования гражданской позиции подростка.

К психолого-педагогическим характеристикам особенностей и новообразований подросткового периода исследователи относят процесс формирования «Я» — концепции, самосознания, самооценки, основ характера и мировоззрения личностичувство взрослости, социализация и индивидуализация, стремление к самопознанию, переход от конкретно-образного к критическому и абстрактному мышлению. Анализ литературы также показал обоснованность тезиса о возможности целенаправленного применения рефлексии в процессе обучения обществоведческим дисциплинам в подростковом возрасте, в том числе и в целях формирования гражданской позиции, что подтверждает актуальность проблемы разработки технологии формирования гражданской позиции на основе рефлексии.

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы показал, что рефлексия рассматривается при изучении мышленияпри изучении процессов самопознания и коммуникациипри развитии самосознания личности, в ходе её образования и самообразования, в том числе в качестве средства усвоения знаний и неотъемлемого компонента учебной деятельности, умение рефлексировать включается в число общеучебных умений, что подтверждает тезис о необходимости её использования в учебном процессе, и в формировании гражданской позиции подростка. Рефлексия понимается нами как принцип и способность человеческого мышления, направляющая его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, а также как предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания.

С точки зрения дидактики рефлексия в исследованиях представлена как основание формирования учебной деятельности или дидактический принцип, как прием, метод обучения, этап урока, самостоятельный вид урока, технология обучения. Разработчики идеи гражданского образования также уделяют внимание применению рефлексии в процессе его реализации. Под рефлексивными методами мы понимаем вопросы, задания, учебные ситуации, созданные на основе самоанализа, построения умозаключений, сопоставлений, аналогий, оценок своего внутреннего состояния и опыта. Автором исследования была предпринята их классификация по трем основаниям и в связи с общей классификацией методов обучения Ю. К. Бабанского. В ходе классификации по предмету рефлексии были определены методы содержательной, ценностно-смысловой, деятелъностной рефлексии, которые позволяют в устной, письменной, графической, пространственной форме коллективно, группой или индивидуально выразить собственное отношение.

Исходя из того, что рефлексивные методы и приемы по сути и есть проявление рефлексии в учебном процессе, мы делаем вывод о необходимости их использования в качестве основы формирования гражданской позиции подростка, которая была определена нами через рефлексивное отношение личности к системе гражданских ценностей. Таким образом, можно утверждать, что рефлексия может выступать в качестве содержательной и процессуальной основы обучения.

На основе проведенного изучения теоретических работ и экспериментальных исследований нами была разработана педагогическая технология, целью которой является содействие формированию гражданской позиции подростка на основе использования рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин. Методологическая основа технологии обоснована в рамках гуманистической педагогики на базе отношенческого, аксиологического, культурологического, субъектностного, деятельностного принципов, а также принципа целостности, системности, формирования компетентностей.

Процесс формирования гражданской позиции в содержательном аспекте фиксируется в технологической карте, где отражены когнитивный, ценностный, деятельностный компоненты в их взаимосвязи, которые рассматриваются как показатели эффективности и динамики исследуемого процесса. Рассматривая проблему реализации технологии и анализа результативности её внедрения, мы выделяем 4 уровня процесса формирования гражданской позиции в соответствии с возрастным подходом. При этом учитываем, что в процессе обучения, особенно при изучении общественных дисциплин, ученик может достигать различных уровней по разным показателям. Процесс формирования гражданской позиции личности завершается проявлением IV уровня по всем показателям.

Процессуальная часть разработанной технологии, также нашедшая отражение в технологической карте, предполагает использование методов и приёмов с рефлексивной характеристикой в виде соответствующих вопросов, заданий и связанных с ними учебных ситуаций, что и позволяет говорить о степени проявления рефлексии как критерия формирования гражданской позиции ученика на том или ином уровне, а значит, и об изменении динамики этого процесса. Таким образом, рефлексивные методы выступают как методы обучения и диагностики исследуемого процесса, соответственно, сформи-рованность гражданской позиции ученика, то есть достижение им IV уровня можно охарактеризовать через овладение этими методами.

Внедрение в образовательный процесс технологии формирования гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин и полученные данные по окончании эксперимента позволяют определить эффективность её применения. После математической обработки полученных результатов мы пришли к следующим выводам:

— применение технологии незначительно отражается на процессе формирования I уровня по всем показателям, поскольку ученики экспериментальных и контрольных классов показали идентичные результаты освоения первого уровня в ходе эксперимента. Таким образом, существуют другие, нерефлексивные методы организации этой работы;

— технология оказывает большое, но не определяющее влияние на усвоение учениками знаний о гражданских ценностях: ученики и контрольных (60,23%), и экспериментальных классов (81,55%) демонстрируют достижение планируемого III уровня по знаниевому компоненту;

— технология способствует более эффективному определению подростками гражданских ценностных ориентаций как личностно значимых: на III уровне такого показателя как гражданские ценности очевидны значительные отличия в показателях контрольной (39,2%) и экспериментальной групп (63,69%);

— внедрение технологии влияет на эффективное освоение опыта гражданской деятельности: значительное отличие показателей освоения опыта деятельности при овладении рефлексивными методами очевидно проявляется на III уровне — вторичный опыт и сформирован у 29,55% учащихся контрольных, 63,69% учащихся экспериментальных классов;

— часть учащихся (высокого уровня обученности и общего развития) экспериментальных групп проявила достижение IV уровня по всем компонентам, т. е. достижение IV уровня, что теоретически предполагалось как результат образования старшего школьного возраста. Поскольку только проявление всех компонентов на IV уровне является показателем сформированной гражданской позиции, мы можем утверждать эффективность технологии на основе рефлексии, что отразилось на динамике процесса;

Таким образом, в эксперименте проверена и подтверждена эффективность использования педагогической технологии формирования гражданской позиции подростка при изучении общественных дисциплин: при использовании технологии обеспечивается эффективное формирование гражданской позиции подростка, улучшается динамика процесса относительно большинства учеников. Причем ученики высокого уровня обученности проявляют полностью сформированную гражданскую позицию.

По результатам эксперимента в первоначальную гипотезу внесены коррективы: эффективность использования технологии формирования гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе преподавания общественных дисциплин зависит и от уровня обученности и общего развития подростка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. М. Подготовка будущих учителей к гражданскому воспитанию подростков Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. М. Абрамян. М., 1991.- 185 с.
  2. , Б. Б. Теория обучения Текст.: схемы и тесты / Айсмонтас Бронюс Броневич. М.: ВЛАДОС, 2002. — 175 с.
  3. , Г. И. Формирование субъективной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г. И. Аксенова. М., 1998. — 450 с.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст.: учеб. пособие / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение. — 1984. — 176 с.
  5. , А. Концепция гражданского образования Текст.: проект / А. Аникеев [и др.] // Настольная книга учителя обществознания: справ.-метод. пособие / сост. Т. И. Тюляева. М., 2003. — С. 47−76.
  6. , О. В. История Древнего мира. 5 класс Текст.: поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского. М.: ВАКО, 2004. — 284 с.
  7. , И. Мой выбор Текст.: учеб.-метод. пособие для учителей сред. шк. / И. Ахметова. М.: Учительская газета, 2002. — 120 с.
  8. , А. М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся Текст.: (на примере школы русской национальной культуры): дис.. канд. пед. наук.: 13.00.01 / А. М. Бабаев. — Кемерово, 2000. — 206 с.
  9. , Л. В. Воспитательный процесс в современной школе Текст.: учеб. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — 380 с.
  10. , В. В. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании Текст.: учеб.-метод. пособие / В. В. Башев, И. Д. Фрумин М.: МИ-РОС, 2002. — 176 с. Щ
  11. , В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. П. Бедерханова. -Краснодар, 2002. 413 с.
  12. , А. С. Основы возрастной педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. М.: Академия, 2000.1 192 с.
  13. , Е. Перемен.ги или как развиваться профессиональной педагогике Текст. / Е. Беляков // Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. М., 2005. — С. 45−47.
  14. , Н. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Текст. / Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская. СПб: [Б. и.], 2001.
  15. , В. Г. Рефлексия как часть содержания образования Текст. / В. Г. Богин // Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — С. 107— 123.
  16. , В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности Текст. / В. Г. Богин // Современная дидактика: теория пракщ тике / под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд-во ИТ
  17. ПиМИО РАО, 1993.-С. 153−175.
  18. , Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры Текст. / Л. Н. Боголюбов // Социально-политический журнал. 1997. -№ 3. — С. 104−119.т
  19. , Л. Н. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе Текст. / Л. Н. Боголюбов [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. — № 9. — С. 20−30.
  20. , Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст.: психологическое исследование / Л. И. Божович. — М.: Просвещение,• 1986.-464 с.
  21. , Т. В. Гражданское образование в год гражданственности Текст. / Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. — № 4 — С. 35−37.
  22. , Т. В. О развитии гражданского образования в России : На-ф стольная книга учителя обществознания Текст.: справочнометодическое пособие / Т. В. Болотина, Т. И. Тюляева — сост. Т. И. Тюляева. М.: Астрель: ACT, 2003. — 428 с.
  23. , В. Компетентностный подход в образовании Текст.: от идеи к образовательной программе / В. Болотов, В. Сериков // Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера.-М., 2005.-С. 103−108.
  24. , В. А. Проектирование профессионально-педагогического образования Текст. / В. А. Болотов [и др.] // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−68.
  25. Большая советская энциклопедия Текст. В 30 т. Т. 20. Плата-Проб. / гл. ред. А. М. Прохоров М., 1975. — 607 с.
  26. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм — Еврознак, 2004. — 672 с.
  27. , А. В. Критическое мышление Текст.: метод, теория, практика: учебно-методическое пособие / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. М.: МИРОС, 2002.- 176 с.
  28. , К. Природно-рефлексивная технология саморазвития Текст. / К. Вазина. М., 2002. — 145 с.
  29. , И. М. Оценка и развитие рефлексивного мышления Текст.: учеб. пособие / И. М. Войтек, И. Н. Семенов. Новосибирск: СибАГС, 2001.- 144 с.
  30. , А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова Текст.: из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделение школы № 1133 г. Москвы) / А. Б. Воронцов. — М., 1998.-360 с.
  31. , Т. С. Структурные и типологические особенности гражданской позиции как системообразующего фактора активности личности Текст.: автореф.. канд. психологических наук / Т. С. Воропаева. -Киев, 1990.-24 с.
  32. , Н. М. Мы, народ.Гражданин и Конституция Текст. / Н. М. Воскресенская, П. Г. Положевец. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1997. — 190 с.
  33. Воспитание гражданских свойств личности на уроках обществоведческих дисциплин Текст.: школьные учебные программы по этике, праву, граждановедению и обществознанию (1−11 классы). СПб.: Союз, 2005. -155 с.
  34. , Б. 3. Основы педагогики Текст.: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: УРАО. — 1999. — 616 с.
  35. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  36. , Л. С. Собрание сочинений Текст. В 6 томах. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  37. , Е. Е. Гражданское образование в школах Москвы Текст. / Е. Е. Вяземский, И. В. Следзевский // Преподавание истории и общест-вознания в школе. -2003. -№ 10.-С. 16.
  38. , К. С. Введение в политологию Текст.: учеб. пособие для 1011 кл. общеобразоват. учреждений / К. С. Гаджиев, Г. В. Каменская, А. Н. Родионов. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000. — 286 с.
  39. , А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности Текст. / А. С. Гаязов // Понятийный аппаратпедагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 4. — Екатеринбург, 2001. -С. 359−371.
  40. , А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. С. Гаязов. Бирск, 1996. — 229 с.
  41. , С. JI. Диагностика уровней сформированности нравственных идеалов старших школьников Текст.: метод, руководство / С. JI. Гостомыслова. Киров, 2004. — 36 с.
  42. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 127 с.
  43. Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению Текст.: метод, рекомендации по использованию методики в шк. практике / [Коваленко Н.С. и др.]. Брянск: Курсив, 2001. — 59 с.
  44. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения Текст. / под ред. Натальи Воскресенской и Стивена Шехтера. М.: Си-витас, 2005.-184 с.
  45. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения Текст. / под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской — при участии А. Иоффе и Ч. Уайта. 2-е изд. — М.: Учительская газета, 1998. — 190 с.
  46. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина Текст.: сб. ст. для методистов и преподавателей общественных дисциплин. / А. С. Аникеев, JI. Д. Арсенина, Т. Б. Болотина. — М.: Веди-Принт, 2001. 288 с.
  47. Гражданское образование Текст.: материалы международного проекта / редкол.: Г. А. Бордовский [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 382 с.
  48. Гражданское образование в российской школе Текст. / сост. Т. И. Тюляева. М.: Астрель, 2003. — 605 с.
  49. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории Текст.: сб. ст. / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2004.-51 с.
  50. , О. С. Педагогика индивидуальности Текст.: курс лекций / О. С. Гребенюк. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1995.-94 с.
  51. , О. С. Теория обучения Текст.: учебник для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. М.: Владос-Пресс, 2003.-384 с.
  52. , Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Я. Гравцева. Челябинск, 1998.
  53. , Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Я. Гревцева. Челябинск, 1998.-218 с.
  54. , А. А. Самоопределение Текст.: книга для учащихся и их родителей: учеб. пособие по курсу «Основы жизненного самоопределения» для 4 кл. / А. А. Гудзовская, Г. 3. Сураева. Самара, 1997. — 128 с.
  55. , Н. Б. Развитие у учащихся готовности к рефлексивной контрольно-оценочной деятельности : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Надежда Борисовна Гусарева. Шуя, 2000. — 243 с.: ил.
  56. , Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психологических наук / Н. И. Гуткина. М., 1983.-24 с.
  57. , А. Б. Живое право. Интерактивный курс практического права
  58. Текст.: кн. для преподавателя: учеб.-метод. пособие / Аркадий Гутников, Виктор Пронькин. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2004. — 160 с.
  59. , В. В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. j М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  60. , В. В. Проблемы развивающего обучения Текст.: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / Василий Васильевич Давыдов — АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 1.с.
  61. , В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении Текст. / В. В. Давыдов. Вып. 2. — Томск: Пеленг, 1992. — 178 с. -(Библиотека развивающего обучения).
  62. , В. В. Уровень планирования как условие рефлексии Текст. / В. В. Давыдов, А. 3. Зак // Проблемы рефлексии: современные ком• плексные исследования. Новосибирск, 1987. — С. 43 — 49.
  63. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. В 4 т. Т. 3 / Владимир Даль. М.: Русский язык, 1990. — 556 с.
  64. , В. С. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения Текст.: монография /
  65. Ф В. С. Данюшенков, С. А. Барамзина. Киров: Изд-во ВятГГу, 2005.160 с.
  66. , Б. Учиться думать об общественных проблемах Текст. / Б. Джойс, М. Вейл // Гражданское образование: содержание и активныеметоды обучения / под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. 2-е изд. -М., 1998.-С. 78.
  67. , И. О социальном проектировании в гражданском образовании Текст. / И. Димова // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. — М., 2005.- 184 с.
  68. , Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / Дж. Дьюи. -М.: Лабиринт, 1999. 187 с.
  69. , Е. Л. Педагогические условия формирования рефлексивной позиции старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Магнитогорск, 2002. -199 с.: ил. Библиогр.: с. 174−189.
  70. Зак, А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников Текст. / А. 3. Зак // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 102— 110.
  71. , А. В. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности Текст. / А. В. Захарова, М. Э. Боцмано-ва // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. — С. 152−163.
  72. , Г. П. Методологические и общетеоретические основы рефлексивного образования учащихся как процесса саморазвития Текст. / Г. П. Звенигородская. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. -130 с.
  73. , Г. П. Рефлексивное образование : феноменологический подход Текст. / Г. П. Звенигородская. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. -2001.-350 с.
  74. , Л. Д. Учебно-познавательная деятельность в формировании гражданина при изучении общественных дисциплин в школе Текст. /
  75. Л. Д. Ибрагимова // Организация и содержание гражданского образования: материалы науч.-практ. конф. 26 августа 1998 г. Челябинск, 1998. — С.121−128.
  76. Изучение личности школьника учителем Текст. / под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакинной и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с. — (Б-чка учителя и воспитателя).
  77. , В. В. История философии Текст.: [для студентов и преподавателей вузов] / В. В. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. 731 с.
  78. , А. Н. Проблема оценивания в активной школе Текст. / А. Н. Иоффе // Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. М., 2005. — С. 96−103.
  79. , И. Критика чистого разума Текст.: пер. с нем. / Иммануил Кант — [примеч. Ц. Г. Арзаканяна]. М.: Мысль, 1994.
  80. , А. П. О подростках Текст.: содержание возрастного, по-Ф лового и типологического в личности младшего и старшего подростка /
  81. А. П. Караковский. М.: Педагогика, 1970. — 269 с.
  82. , Г. M. Педагогический словарь Текст.: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., 2000. — С. 502.
  83. Колесов, Дмитрий Васильевич. Учителю о психологии и физиологии подростка Текст. / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986.-78, [2] с.
  84. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе Текст. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. -№ 9. С. 20−27.
  85. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. // Вестник образования. 2003. — № 1. — С. 43−44.
  86. Коржу ев, А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования Текст. / Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. // Педагогика. 2002. — № 1. с. 18−22.
  87. , Е. С. Критическое мышление и правовое образование Текст.: метод, пособие по интерактивным методам преподавания права в шк. / Е. С. Королькова — М.: Новый учебник, 2002. 192 с.
  88. , Г. И. Позиция самоутверждения старшего школьника : теория, диагностика, условия развития Текст.: учеб. пособие / Г. И. Корчагина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. — 134 с.
  89. , Н. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу : история и современность Текст. / Н. В. Котряхов. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.- 184с.
  90. , А. И. Культура педагогического исследования Текст. / А. И. Кочетов. Минск, 1996. — 312 с.
  91. , А. И. Обществознание Текст.: учебник для 10 кл. Ч. 1 / А. И. Кравченко. М.: Русское слово, 2001. — 184 с.
  92. , В. А. Психология подростка Текст. / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
  93. , В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши Текст.: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Влодзимеж Крысяк. М., 1999. -41 с.
  94. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
  95. , Ю. М. Проблема преемственности в преподавании новейшей истории Запада в основной и средней школе Текст.: учеб.-метод. пособие / Ю. М. Кузьмин. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. — 278 с.
  96. И. Ю. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) Текст. / И. Ю. Кулагина // Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. М., 1999.-С. 140−168.
  97. , И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст.: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. М.: УРАО, 1999. -176 с.
  98. , Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия Текст. / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. СПб.: [Б. и.], 2002. — 48 с.
  99. , Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками : взрослые игры для детей Текст.: учеб.-метод. пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. М.: ВЛАДОС, 2001. — 216 с.
  100. , Л. В. Роль профессиональной компетентности учителя в формировании гражданственности старшеклассников (на примере гимназии) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. В. Лазарева. Рязань, 2002. — 22 с.
  101. , О. В. Гражданское образование в России Текст.: историко-пед. исслед. / О. В. Лебедева. М., 2004. — 242 с.
  102. , Н. С. Возрастная одаренность школьников Текст.: учеб. пособие для пед. вузов / Н. С. Лейтис. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  103. ИЗ. Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  104. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  105. , С. А. Педагогические системы и технологии Текст.: учеб. пособие для студентов педвузов: [по психолого-пед. блоку дисциплин] / Сергей Анатольевич Маврин — Омский гос. пед. ин-т. Омск: ОГПИ, 1993.-96, 1. с.
  106. , Г. Н. Социальная активность старшеклассников Текст. / Г. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  107. , В. Г. Основы самопознания и саморазвития Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. -256 с.
  108. , А. С. Психология обучения подростка Текст. / А. С. Маркова. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  109. , О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Мацкайлова. Волгоград, 2002. — 164 с.
  110. , Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании Текст. / Т. В. Машарова. Киров: ВГПУ, 2001. -84 с.
  111. , Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании (технология критического мышления) Текст.: материалы семинара / Т. В. Машарова. Слободской, 2000. — 38 с.
  112. , Т. В. Педагогическая технология : личностно-ориентированное обучение Текст.: учеб. пособие / Т. В. Машарова. — М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. 144 с.
  113. , Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения Текст.: учеб. пособие / Т. В. Машарова. Киров, 1997. — 160 с.
  114. , Т. В. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка Текст.: монография / Т. В. Машарова. Киров, 1999.-215 с.
  115. Методика преподавания обществознания в школе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. JI. Н. Боголюбова. М.: ВЛАДОС, 2002.-304 с.
  116. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе Текст. М.: Новый учебник, 2002. — 192 с.
  117. , С. В. Формирование гражданской позиции будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Митросенко. Красноярск, 2002. — 218 с.
  118. Митросенко, Светлана Васильевна. Формирование гражданской позиции будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки Текст. :автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Митросенко. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2002. — 24 с.
  119. , Н. Н. Педагогика поддержки Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин М.: МИРОС, 2002. — 208 с.
  120. Мозаика граждановедения (сравнительные подходы к преподаванию) Текст.: учеб.-метод. рекомендации. Брянск: Курсив, 2005. — 236 с.
  121. , С. А. Гражданское образование в демократической России Текст. / С. А. Морозова // Гражданское образование: материалы меж-дунар. проекта. СПб.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. — С. 27−36.
  122. , С. А. Методика преподавания права в школе Текст. / С. А. Морозова. М.: Новый учебник, 2002. — 224 с.
  123. , В. Нетрадиционные методики для образования взрослых Текст. / В. Мюллер, С. Вигман — пер. с нем. Г. В. Снежинской. — М.: Знание, 1998.-72 с.
  124. , А. Ф. Основы государства и права : 10−11 кл. Текст.: пособие для общеобразоват. учеб. заведений / А. Ф. Никитин. М.: Дрофа, 1999. -414 с.
  125. , А. Ф. Право и политика Текст.: учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин. — 4-е изд., доп. М.: Просвещение, 1999.- 190, 1. с.
  126. О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федераций Текст.: письмо МО РФ от 06. 02. 95 № 151/11.// Основы гражданского образования. Учебное пособие. Под редакцией Пахомова В. П. и Шехтера С. Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2003. — 458 с.
  127. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации Текст.: инструктивное письмо МО РФ от 15. 01. 03. № 13−51−08/13 // Вестник образования России. 2003. — № 7. -С. 34−44.
  128. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении Текст.: информационно-метод. письмо МО от 02. 04. 2002 № 13−51−28/13 // Вестник образования в России. 2002. — № 14. — С. 22−24.
  129. О развитии гражданского образования в России Текст. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. — № 8. — С. 18−26.
  130. О развитии гражданского образования в России Текст. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. — № 7. — С. 18−24.
  131. Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Текст.: приказ МО РФ от 09. 12. 94 № 479. // Основы гражданского образования. Учебное пособие. Под редакцией Пахомова
  132. B.П. и Шехтера С. Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2003. — 458 с.
  133. , С. И. Словарь русского языка Текст.: ок. 57 000 слов /
  134. C. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988.- 748, 2. с.
  135. Организация и содержание гражданского образования Текст.: материалы науч.-практ. конф., 26 августа 1998 г. Челябинск, 1998. — 128 с.
  136. Основы гражданского образования Текст.: учеб. пособие / под ред. В. Пахомова, С. Шехтера. Самара: Изд-во НТЦ, 2003. — 359 с.
  137. Основы Советского государства и права Текст.: учеб. пособие для 8-го класса / Г. П. Гуреев [и др.]. М.: Просвещение, 1978. — 207 с.
  138. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет Текст. / под ред. И. В. Дубровиной, Б. Г. Круглова. М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  139. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории Текст. / сост. JI. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2001. — 128 с.
  140. , Дж. Основополагающие идеи в содержании и процессе гражданского образования Текст. / Патрик Джон Дж. М.: [Б. и.], 2005. -162 с.
  141. , В. П. Гражданское образование в России: новые подходы и региональный опыт Текст.: из опыта работы / В. П. Пахомов // Гражданское образование в российской школе / сост. Т. И. Тюляева. М., 2003. -С. 85−101.
  142. , Е. А. Обществознание. 10−11 классы Текст.: книга для учителя: методическое пособие к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание. 10−11 классы / Е. А. Певцова. М.: Русское слово, 2001. — 224 с.
  143. , Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX—XXI вв.еков Текст. / Е. А. Певцова. М.: Новый учебник, 2003.-416 с.
  144. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  145. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  146. Педагогика Текст.: учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  147. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебова, Е. JI. Гончарова, Н. Н. Малофеев, Е. Г. Осиповский, А. В. Петровский. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 528 с.
  148. , В. М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  149. , А. М. Подросток в учебнике и в жизни Текст. /
  150. A. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Знание, 1990. — 80 с. — («Педагогика и психология» — № 5).
  151. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования Текст.: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — М.: Новый учебник, 2002. 288 с.
  152. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы Текст.: приказ Минобразования России от 18.10.1999 № 574 // Вестник образования. 1999. — № 12. — С. 11−14.
  153. Программы курса «Основы правовых знаний» для 7−11 классов Текст. /
  154. B. В. Спасская и др. / Российский фонд правовых реформ. М.: Вита -Пресс, 2001.-48 с.
  155. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации Текст. / сост. В. П. Пахомов. Самара: Изд-во НТЦ, 2002. — 80 с.
  156. Проект Совета Европы по переподготовке педагогов в контексте становления гражданского образования в России Текст. // Гражданское образование: материалы международного проекта. СПб., 2000. — С. 330 336.
  157. , О. Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности : на материалах Тульской обл. России
  158. Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Ольга Николаевна Прокопец. М., 1996. — 201 с. — Библиогр.: с. 151−170.
  159. Психологический словарь Текст. / под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. — НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М., 1983. — 448 с.
  160. Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -495 с.
  161. Психология современного подростка Текст. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 244 с.
  162. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. -Ростов н/Д: Феникс, 1988. 544 с.
  163. Развитие основ рефлексивного мышления в процессе учебной деятельности Текст. / под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: Психологический институт, 1995. — 227 с.
  164. Романовская, 3. И. Живое слово Текст. В 2 кн. Кн. 1: учебник для 3 класса / 3. И. Романовская. М.: Астрель, 2002. — 331 с.
  165. , Е. В. Гражданское воспитание учащихся в контексте гуманизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Ростовцева. Сочи, 1998. — 136 с.
  166. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  167. , С. Л. Избранные философско-психологические труды Текст.: основы онтологии, логики, психологии / С. Л. Рубинштейн — РАН, институт психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  168. , Ю. А. Воспитание историей Отечества: цели и средства Текст. // Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сб. ст. / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. СПб., 2004. -С. 26−31.
  169. Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования Текст. / Н. А. Савотина // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 39- 44.
  170. , Р. Воспитание гражданина Текст. / Р. Салихова, Г. Ахметжанова // Воспитание школьников. 2003. — № 1. — С. 2−8.
  171. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 443 с.
  172. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  173. , В. В. Воспитание гражданственности и способы осознанного выбора позиций Текст. / В. В. Семенов // Научные труды государственного НИИ семьи воспитания. Т. 1. М., 1999. — С. 96−104.
  174. , В. К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. К. Сенина. Киев, 1984.- 160 с.
  175. , И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении? Текст. / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. — № 3. — С. 29−34.
  176. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст.: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994.-152 с.
  177. , В. А. Дидактика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  178. , Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Скворцова. Омск, 2000. — 182 с.
  179. , В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, В. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  180. Словарь по образованию и педагогике Текст. / сост. В. В. Полонский. -М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  181. Словарь по социальной педагогике Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. JI. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  182. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
  183. Словарь-справочник по педагогике Текст.: учеб. издание / науч. ред. H. М. Капустина. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 52 с.
  184. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
  185. Современная методика гражданского образования Текст.: программа российско-американского университета партнерства в гражданском образовании / [Иоффе А. Н., Пахомов В. П.]. Самара, 2003. — 116 с.
  186. , А. Б. Реформирование школьного исторического образования Текст. / А. Б. Соколов // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. — № 7. — С. 58−63.
  187. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества Текст. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. — 155 с.
  188. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Текст. / под ред. С. Ю. Цюркина. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
  189. Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) Текст. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. — № 7. — С. 3−8.
  190. , П. В. Становление мультикультурной позиции подростка в воспитательном пространстве Текст. / П. В. Степанов // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. С. Селивановой. М., 2001. — С. 76−87.
  191. , С. Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач Текст.: автореф. дис.. канд. психологических наук / С. Ю. Степанов. М., 1984. — 23 с.
  192. , С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1982. -№ 1. — С. 99−104.
  193. , В. И. Выявление навыков рефлексивной саморегуляции деятельности у подростков 10−14 лет Текст. / В. И. Степанский // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. .— С. 28−32.
  194. , Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. П. Стрельникова. Липецк, 2001. — 20 с.
  195. , И. Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Судакова. — М., 1995.-203 с.
  196. Тейлор-Тома, М. Оценивание достижений учащихся Текст. / М. Тейлор-Тома // Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. М., 2005. — С. 91−96.
  197. Тейяр де Шарден П. Феномен человека Текст. / Тейяр де Шарден П. -М. -.Наука, 1987.-240 с.
  198. , А. Н. Правовое пространство школы Текст.: учеб.-метод. пособие / А. Н. Тубельский. М.: МИРОС, 2002. — 112 с.
  199. , Д. В. Методика развития интеллектуальной рефлексии у школьников Текст. / Д. В. Тырсиков. Ставрополь: ИРО, 1990. — 32 с.
  200. , А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа Текст.: учеб.-метод. пособие / А. Ю. Уваров. М.: МИРОС, 2001. — 224 с.
  201. , М. Н. Воспитание гражданина в контексте школьного краеведения Текст. / М. Н. Умецкая // Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сб. ст. / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. СПб., 2004. — С. 16−22.
  202. Управление качеством образования Текст.: практикоориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  203. Управление развитием школы Текст.: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  204. Учебники по истории, обществознанию, экономике и праву на 2005/06 учебный год Текст. // Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№ 3.-С. 10−15.
  205. Ученические социальные проекты в системе школьного образования Текст.: метод, рекомендации / авт.-сост. Н. И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2004.-61 с.
  206. , Е. В. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Владимировна Фабрикантова. Оренбург, 2002. — 227 с. — Библиогр.: с. 176−190.
  207. , Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. -№ 6. — С. 31−41.
  208. , Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 2429.
  209. Философский энциклопедический словарь Текст. / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  210. Через образование — к гражданственности Текст.: сб. материалов. -СПб.: Союз, 2005. 67 с.
  211. , А. Ф. Воспитание гражданской позиции студентов на военных кафедрах вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Ф. Шамич. Екатеринбург, 2002. — 187 с.
  212. , С. Размышления о образовании (активная школа: теория, практика, перспективы) / Стивен Шехтер — под ред. А. Зеленцовой, К. Спенс-ли, С. Шехтера. М.: Сивитас, 2005. — 136 с.
  213. , М. А. Выборы в демократическом обществе Текст. / М. А. Шкробова. М.: Ассоциация «За гражданское образование», 1997.-87 с.
  214. , М. А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Шкробова. М., 2001. — 17 с.
  215. , М. А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. А. Шкробова. М., 2001. — 225 с.
  216. , М. А. Методическое пособие для учителя по курсу «Гражда-новедение» Я. В. Соколова для 8 класса Текст. / М. А. Шкробова. М.: Дрофа, 2000.- 191 с.
  217. , Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия Текст. / Георгий Петрович Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2005. — 798 с.
  218. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1975. -208 с.
  219. , Н. Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
  220. , Н. Е. Педагогическая технология воспитания Текст. / Н. Е. Щуркова // Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. -С. 583−599.
  221. , Д. Б. К проблеме координации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4.-С. 27−36.
  222. , А. Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории? Текст. / А. Я. Юдовская // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2004. — № 3. — С. 64−67.
  223. , А. Я. Учит ли история жизни Текст. / А. Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. — № 2. -С. 57−61.
  224. , И. С. Знания и мышление школьников Текст. / И. С. Якиманская. М.: Знание, 1985. — 78 с.
  225. , Ф. М. Учебно-познавательная деятельность как средство формирования гражданской активности подростков Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Ф. М. Ямалетдинова. -М., 1988. 16 с.
  226. , М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. Киров: ВГПУ, 1998. — 93 с.
  227. Bloom, B.S. Taxonomy of Educational Objectives: the Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. New York, 1956. -p. 7−85.
  228. Dynneson, Thomas L. Designing effective instruction for secondary social studies. 3rd ed. / Thomas L. Dynneson, Richard E. Gross, and Michael J. Berson. — Ohio: Columbus, 2003. — 500 p.
  229. Klein, J. The idea of liberal education // The goals of higher education. — Cambridge, 1960. p. 26−41.
  230. Meichenbaum, D. Toward a cognitive theory of self-control // Consciousness and self-regulation. Advances in research. V.l. Ed. by G Schwartz and D. Shapiro. -N.Y.- L., 1976. p. 223−260.
  231. The Minnesota plan: the design of a new education system. American education. — Washington, 1985. — Vol. 21.-№ 1.-p. 16−19.
Заполнить форму текущей работой